<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ESTJ 1 2,9 ENTP 2 5,7 ESFJ 2 5,6 ESFJ 1 4,5 ENFJ 2 4 ESFP 11 3,1
ESTP 1 2,9 ESFJ 2 5,7 ENTP 3 8,6 ENTP 2 9,1 ENTP 2 4 ESTJ 18 5,0
ENTJ 3 8,5 ESTP 2 5,7 ESTJ 3 8,6 ESTP 2 9,1 ENFP 5 10 ESFJ 24 6,7
ENTP 4 11,4 ENTJ 3 8,5 ENFP 5 14,3 ESTJ 3 13,7 ESTJ 6 12 ENFJ 41 11,4
ENFP 5 14,3 ENFP 7 20,0 ESTP 5 14,3 ENFP 4 18,2 ESFJ 8 16 ENFP 84 23,4
INFP 7 20,0 INFP 7 20,0 ISFJ 4 11,4 INFP 4 18,2 ISFJ 7 14 INFP 50 13,9
INTP 3 8,5 ISTP 2 5,7 INFP 3 8,6 ISFJ 2 9,1 INFP 5 10 INFJ 28 7,8
INTJ 2 5,7 ISTJ 2 5,7 ISTJ 2 5,6 ISTJ 2 9,1 INTJ 4 8 ISTJ 21 5,8
ISFJ 2 5,7 ISFP 2 5,7 ISTP 2 5,6 INFJ 1 4,5 ISFP 4 8 ISFJ 20 5,6
ISFP 2 5,7 INFJ 2 5,7 INFJ 1 2,9 INTP 1 4,5 INTP 3 6 ISFP 16 4,5
ISTJ 2 5,7 ISFJ 1 2,9 INTJ 1 2,9 INTJ 0 0,0 INFJ 1 2 INTJ 11 3,1
INFJ 1 2,9 INTJ 1 2,9 INTP 1 2,9 ISFP 0 0,0 ISTJ 1 2 INTP 9 2,5
ISTP 0 0,0 INTP 0 0,0 ISFP 1 2,9 ISTP 0 0,0 ISTP 1 2 ISTP 4 1,1

- жирным шрифтом выделены типы, наиболее часто встречающиеся в каждой группе
23
психологов, как и среди наших студентов-психологов 1, 2 и 4 курсов, наиболее
часто встречаются интуитивные, чувствующие и гибкие типы ENFP и INFP
(37,3%). То есть екатеринбургские студенты-психологи всех рассматриваемых
курсов, кроме 3-го, по своему психическому складу более схожи с американ-
скими практикующими психологами, чем с екатеринбургскими. Полученные
данные позволяют предположить, что на дневном отделении факультета пси-
хологии УрГУ в Екатеринбурге учатся девушки и юноши, типы психического
склада которых вполне соответствуют работе по данной специальности (ин-
туитивные, чувствующие и гибкие), однако в силу различных обстоятельств
среди екатеринбургских работающих психологов начинают численно преобла-
дать сенсорные, чувствующие и организованные типы ESFJ, ISFJ, тогда как
типы ENFP и INFP оказываются менее распространенными, занимая 4-5-ю по-
зиции в распределении. Эти изменения могут быть обусловлены как возрас-
тной динамикой типообразующих показателей, приводящей к смене типа, так и
тем, что в условиях современной России наиболее конкурентоспособными в
сфере психологических услуг оказываются сенсорные и организованные типы,
тогда как представителям других типов труднее адаптироваться к данной про-
фессии в ее нынешнем российском варианте.
Обнаруженные особенности динамики психического склада от студентов
к работникам, и от студентов-психологов разных курсов обучения к работаю-
щим психологам, в частности, позволили предположить, что показатели MBTI
взаимосвязаны с возрастом респондентов. И действительно (табл. 5), по дан-
ным совокупной выборки (N=531, студенты и работники) у более младших
участников выборки ярче выражены интуиция (N), чувствование (F) и гибкость
(Р), тогда как у более старших ярче проявлены сенсорика (S), мышление (Т) и
организованность (J).
Таблица 5
Взаимосвязи оценок предпочтений MBTI и возраста участников
исследования (r Пирсона, N=531)
Возраст
E (экстраверсия) -0,05
I (интроверсия) 0,37***
S (сенсорика) 0,37***
N (интуиция) -0,21***
T (мышление) 0,07
F (чувствование) -0,11*
J (организованность) 0,35***
P (гибкость) -0,31***
* p<0,05; ** p<0,01; *** p<0,001

Аналогичный результат был получен в исследовании Hae-Sook Sim
(Университет Pusan, Корея). По данным Hae-Sook Sim, между подростками и
взрослыми в Корее наблюдаются значимые типические различия: чем меньше
возраст респондентов, тем ярче у них выражены Е, N, F и Р (цит. по: Twillman
B., 1993, p. 24).
Таким образом, возрастная динамика особенностей психического склада
личности проявляется в том, что при переходе от студентов к работающим
24
специалистам среди наиболее распространенных типов («типологическое яд-
ро») снижается количество гибких типов и возрастает количество организо-
ванных. В целом по выборке у более младших участников ярче выражены по-
казатели интуиции, чувствования и гибкости, тогда как у более старших ярче
проявляются показатели сенсорики, мышления и организованности. Студен-
ты-психологи 1-4 курсов обучения обладают сходными особенностями психи-
ческого склада, более похожими на особенности психического склада амери-
канских практических психологов, чем на психический склад екатеринбург-
ских работающих психологов.
Заключение
В заключении диссертации обобщаются результаты проведенного иссле-
дования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту,
сформулированы теоретические и практические выводы, вытекающие из про-
веденного исследования.
1. Основная сложность проведения типоведческих исследований обу-
словлена большой неравномерностью распределения различных типов психи-
ческого склада личности, что требует для обнаружения и изучения редко
встречающихся типов значительного увеличения количественного состава вы-
борок исследования.
2. Типоведение К.Бриггс и И.Бриггс Майерс является одним из наиболее
разработанных типологических подходов, оснащенных надежным и валидным
психодиагностическим инструментарием, в связи с чем широко используется
западными психологами в исследовательских и практических целях. Малочис-
ленность российских исследований, опирающихся на типоведение Бриггс-
Майерс, делает актуальным использование данной концепции и ее инструмен-
та в целях выявления этнических, гендерных, профессиональных и возрастных
особенностей психического склада личности на отечественных выборках.
3. Переведенная нами версия индикатора типов Майерс-Бриггс при про-
ведении психометрической проверки показала себя надежным и валидным ин-
струментом исследования психического склада личности.
4. Выявленные к настоящему времени по MBTI (F) различия в типологи-
ческой структуре различных этносов обусловлены, прежде всего, типологиче-
ской спецификой женской составляющей этносов при относительном сходстве
типологической структуры мужской составляющей этносов.
5. С профессиональными предпочтениями коррелируют не только непре-
рывные оценки MBTI (F), как это выявлено в зарубежных исследованиях, но и
целостные типы, причем есть типы, демонстрирующие четкое предпочтение
или отвержение определенных видов профессий, и типы, не обнаруживающие
выраженных профессиональных предпочтений.
6. Имеются различия в особенностях типологической структуры, прежде
всего, в частоте встречаемости и составе типов, образующих «типологические
ядра» групп работающих специалистов – психологов, продавцов, менеджеров и
специалистов по информационным технологиям. Чем более массовой является
профессия, тем более особенности распределения типов психического склада
личности соответствуют их распределению в этносе.
25
7. Студенты и работающие специалисты одной сферы деятельности об-
ладают сходными особенностями психического склада.
8. Возрастная динамика особенностей психического склада личности
проявляется в том, что в целом по выборке у более младших участников ярче
выражены показатели интуиции, чувствования и гибкости. При переходе от
студентов к работающим специалистам среди наиболее распространенных ти-
пов («типологическое ядро») снижается количество гибких типов и возрастает
количество организованных.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о зависимости час-
тоты встречаемости типов психического склада личности от этнической и по-
ловой принадлежности, профессии и возраста типируемых нашла свое эмпири-
ческое подтверждение.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Грибань Е.Ф. Проблема типологии в психологических исследо-
1.
ваниях // Психология в 21 веке: материалы вежвузовской конференции. - Ека-
теринбург: Банк культурной информации, 2001. – с. 11-16.
Грибань Е.Ф. Исследование диагностических возможностей теста
2.
MBTI //Психологический вестник Уральского государственного университета:
вып. 3. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. – с. 48-64.
Абельская Е.Ф. Взаимосвязь тревожности и типологических осо-
3.
бенностей (по MBTI) у студентов // Психологический вестник Уральского го-
сударственного университета: вып. 4. – Екатеринбург: Издательство Уральско-
го университета, 2003. - с. 220-235.
Абельская Е.Ф. Пилотажное исследование надежности и валид-
4.
ности индикатора типов Майерс-Бриггс (F, AV) // Психологический вестник
Уральского государственного университета: вып. 4. – Екатеринбург: Изда-
тельство Уральского университета, 2003. – с. 235-250.
Абельская Е.Ф. К вопросу о надежности и валидности MBTI (F),
5.
ТОМ и МЭДН // Психологический вестник Уральского государственного уни-
верситета: вып. 5. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2005. - с. 298-308.
Абельская Е.Ф. Теоретические и практические проблемы приме-
6.
нения типологических систем // Психологический вестник Уральского госу-
дарственного университета: вып. 5. – Екатеринбург: Издательство Уральского
университета, 2005. – с. 284-298.
Глотова Г.А., Абельская Е.Ф. Психологические проблемы типоло-
7.
гизации личности // Психологический вестник Уральского государственного
университета: вып. 5. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета,
2005. – с. 313-326.
26
27




Отпечатано ИПЦ
«Издательство УрГУ» Типолаборатория
Подписано в печать _________________
Печать офсетная. Гарнитура
Times New Roman. Тираж 100 экз.
Зак. № . Усл. печ. л. 1,75.
г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4.

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ