<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

дошкольников и отчасти у мл. школьников детерминировано совместной
деятельностью интерактивного типа, в которой "момент совместности"
выражен наиболее ярко. В 10-13 лет влияние интерактивной деятельности
как "стимула-средства" гуманных межличностных отношений ослабевает.
Господство интерактивной совместной деятельности как внешнего
инструмента овладения гуманными отношениями у дошкольников и
младших школьников сменяется ее подчиненным положением у подростков.
Вербальная оценка собственных усилий испытуемых, выявленная в специ-
альной беседе, вступает в противоречие с экспериментальными данными
реального поведения: дети чаще склонны оценивать свое поведение как
направленное на благо сверстника, при этом лишь около половины детей
реально так поступают. Спецификой поведения КИ у дошкольников является
его ситуатив-ность, во-первых, как зависимость от актуальной ситуации
совместной деятельности детей и, во-вторых, как вариативность,
неустойчивость поведения ребенка в одних и тех же ситуациях Крайней
степенью выражения ситуативности (неустойчивости) является
амбивалентность поведения детей как противоречивость их гуманного
отношения к сверстнику, конфликтность желаний, борьба между "надо" и
"хочется"
Опосредованные совместной деятельностью гуманные межличностные
отношения в детских группах имеют уровневую организацию, которая вклю-
чает функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-
смысловые отношения между сверстниками Функционально-ролевые отноше-
ния представлены нормой гуманности, которая, как показали специальная
беседа и индивидуальные замеры, достаточно хорошо осознается детьми
Эмоционально-оценочные отношения как разветвленная система
эмоциональных связей и предпочтений были раскрыты достаточно полно
при социометрическом опросе Личностно-смысловые отношения - это
складывающиеся в совместной деятельности необходимые связи, которые
реализуются в самой деятельности При этом мотивом действия каждого
участника таких отношений становится сверстник как "значимый другой"
Возникая в реальном взаимодействии детей, эти связи обладают
определенной независимостью от непосредственных эмоциональных
предпочтений ребенка старшего дошкольного и младшего школьного
возрастов Более того, этот пласт отношений оказывает существенное
влияние на эмоционально-оценочные отношения типа симпатий /антипатий,
порой изменяя их знак на противоположный Если дети дошкольного и мл
школьного возрастов равно склонны проявлять гуманное отношение в виде
коллективистской идентификации к ребенку с высоким/ низким
социометрическим статусом (для них важна сама структура совместной
деятельности), то для подростков небезразличен социометрический статус
сверстника, с которым они взаимодействует, поскольку в этом возрасте,
особенно в 12-13 лет, субъективные предпочтения и отвержения переходят в
личностно-смысловой план и сами по себе начинают определять ту или иную
ориентацию совместной деятельности детей
В работе показано, что становление межличностных отношений в детских
группах подчиняется общепсихологической закономерности развития (Л С
Выготский, А.Н Леонтьев), названной «параллелограммом развития», т е гу-
манные отношения к сверстнику подчиняется закону перехода от непосред-
ственных форм и способов поведения сначала к внешне- , а затем к
внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного
развития формам Но если в экспериментах А Н Леонтьева в качестве
опосредствующего знака выступал тот или иной объект (например, картинки
как опора для запоминания), то в нашем исследовании в качестве носителя
нормы гуманности выступала определенным образом организованная
совместная деятельность Это значит, что норма гуманности, воплощенная в
функционально-ролевых отношениях совместной деятельности, на
определенных этапах онтогенеза интерио-ризируется и начинает
детерминировать динамику межличностных связей без опоры на внешние
средства, поскольку переходит в личностно-смысловой план В ситуациях
интерактивного и коактивного взаимодействия две линии развития гуманных
отношений сначала расходятся, а затем резко сближаются, практически
совпадая в 10-11-тилетнем возрасте, принимая графическую форму
параллелограмма— параллелограмма генезиса опосредствования. Норма
гуманности актуализируется и достигает своего максимума лишь при
интерактивной совместной деятельности, которая, по сути, является особым
социальным средством, способствующим проявлению гуманных отношений
в детской группе. Коак-тивная деятельность, построенная по принципу
"рядом, но не вместе", в онтогенезе представляет собой генетически, более
раннюю форму отношений детей и является первичной непосредственной
формой социальной организации детских групп. Такая совместная
деятельность является по сути лишь внешне совместной, если угодно —
псевдосовместной, подобно тому, какой она бывает у животных {Леошъев
А.Н., 1983; Симонов П.В., 1976J.
Господство интерактивной совместной деятельности как внешнего инст-
румента овладения гуманными отношениями у дошкольников и младших
школьников сменяется ее подчиненным положением у подростков. По
мнению автора, за этим фактом стоит не "отмирание" детерминирующей
роли совместной деятельности в проявлении гуманных отношений, а переход
внешних средств организации межличностного взаимодействия во
внутренние, интерио-ризованные средства. Усвоенная ребенком норма
гуманности получает свою нрвую жизнь в виде гуманных смысловых
установок личности, проявляющихся в готовности субъекта действовать для
блага другого человека [Абраменкова В.В., 1987, 1996; Асмолов А.Г., 1990;
Братусь Б.С., 1994], О наличии гуманных смысловых установок косвенно
могут свидетельствовать и вербальное поведение детей, которые апеллируют
прежде всего к нравственным категориям справедливости. Например,
Андрей Д. (10 лет): "А почему исключается только Леша? Это
несправедливо!" Саша М. (12 лет):"Мне кажется, что нечестно, когда
одного накажут за всех". Безусловно, в реальной жизни детей в ситуациях,
не затрагиваемых экспериментом, также возможны отношения, в которых
проявляется гуманное начало, например в непосредственных реакциях
ребенка на неблагополучие сверстника [См.: Бабаева Т.И., 1975; Кульчицкая
Е.И., 1965; Рудовская И.Л., 1968; Воспитание гуманных чувств..., 1987;
Карпова С.Н., Лы-сюк Л.Г., 1986; Якобсон С.Г., 1984 и др.].
Следует отметить, что спустя более полувека после обнаружения Л. С. Вы-
готским и А. Н. Леонтьевьгм закономерностей развития высших психических
функций сходные результаты были получены М. Коулом и его коллегами
при изучения генезиса мышления в африканской и американской культурах
[Griffin, Cole, 1984]. Эвристичность понятия «параллелограмм генезиса
опосредствования», продемонстрированная А.Н. Леонтьевым и М. Коулом
применительно к высшим психическим функциям (памяти и мышлению),
обнаруживается в сфере генезиса отношений в социальной психологии
детства.
Исследование феномена коллективистской идентификации (КИ) как инди-
катора гуманных отношений в детском возрасте позволяло выделить следую-
щие его характеристики: а) он выражает деятельностно- опосредствованный
тип гуманных взаимо-отношений в группе — отношение к ребенку в группе
как к себе самому; б) данный тип отношений возникает в интерактивной
совместной деятельности; в) мотивом участвующего в совместной
деятельности ребенка становится реальный или воображаемый
"персонализированный другой", тот, ради которого или благодаря которому
осуществляет он свои действия, г) лич-ностно-смысловые связи выступают
как относительно независимые от эмоционально-оценочных связей детей в
группе
Иными словами, коллективистская идентификация как определенный тип
гуманных отношений есть смысловая форма репрезентации группой таких
связей субъекта с другими, которые преобразуют его личностную позицию В
то же время характерный для детского возраста эгоцентризм,
проявляющийся как в познавательной сфере, так и в сфере общения,
препятствует развитию гуманных отношений Однако особые средства
(совместная деятельность) приводят к децентрации ребенка в сфере
межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к
другому как к себе самому Изменение социальной позиции ребенка в
системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального /
парциальною санкционирования, когда ребенок становится ответственным за
благополучие сверстника Кроме того, интерактивная совместная дея-
тельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить
отношения реципрокности (равноправности), которые и актуализируют меха-
низм идентификации
Детская группа (шире—детское сообщество), будучи включенной в соци-
альные обстоятельства развития общества (общественно-политические,
экономические, правовые и др), получает собственный социальный статус,
определяемый историко-культурными и хронологическими
характеристиками детского возраста в данном обществе
В процессе совместной деятельности как в особом социальном пространстве
происходит поуровневое структурирование целостной картины межличност-
ных отношений в детской группе В группах детей старшего дошкольного,
младшего школьного и подросткового возрастов зафиксированы различные
пласты отношений функционально-ролевые, эмоционально-оценочные
отношения и личностно-смысловые связи
Предметный план совместной деятельности представлен функционально-
ролевыми отношениями, изучение которых связано с ответами на вопросы
"Где разворачиваются отношения'?" (в игре, учебе, работе по
самообслуживанию, вокруг той или иной деятельности) и "Что они
отражают'?" (нормы, образцы, определенную "технологию" деятельности,
права и обязанности ее участников) Инструментальный план совместной
деятельности представлен эмоционально-оценочными отношениями,
изучение которых связано с ответами на вопросы "Какие это отношения?" и
"Как они функционируют"?11 Эти отношения проявляются, в частности, в
выборе партнеров по совместной деятельности Мотива-ционнып план
совместной деятельности представлен личностно-смысловыми
отношениями, изучение которых связано с ответом на вопрос 'Ради чего, во
имя кого, ради каких ценностей осуществляется совместная деятельность'?"
При этом последнем плане мотивом действия каждого участника таких от-
ношений становится сверстник как "значимый другой" Возникая в реальном
взаимодейсгвии детей, эти связи обладают определенной независимостью от
непосредственных эмоциональных предпочтений ребенка старшего
дошкольного и младшего школьного возрастов Более того, этот пласт
отношений оказывает существенное влияние на эмоционально-оценочные
отношения типа симпатий - антипатий, порой изменяя их знак на
противоположный Если дети дошкольного и младшего школьного возрастов
равно склонны проявлять гуманное отношение в виде коллективистской
идентификации к ребенку с высоким и к ребенку с низким
социометрическим статусом (для них важна сама структура совместной
деятельности), то для подростков небезразличен социометрический статус
сверстника, с которым они взаимодействует, поскольку в этом возрасте,
особенно в 12-13 лет, субъективные предпочтения и отвержения переходят в
личностно-смысловой план и сами по себе начинают определять ту или иную
ориентацию совместной деятельности детей
В главе 9 «Роль наказания и награды в генезисе гуманного отношения
ребенка» описываются традиции изучения сопереживания как сорадования в
ситуации награды, излагаются результаты сравнительного исследования
проявлений сострадания и сорадования у дошкольников и мл школьников,
вскрывается психологическая и духовная природа генезиса сорадования ,
дается сопоставление сорадования и интеллектуального развития ребенка,
выясняются со-циогенетичекие истоки сорадования
Если "страдательность человеческого существования" (С Л Рубинштейн)
оказалась предметом рассмотрения подавляющего большинства
философских и этических исследований, а так же психологических работ в
области гуманного (просоциального) поведения, то анализ форм содействия
чужой радости не занимал внимания исследователей В то же время
сорадование как форма включения другого ребенка в собственное
удовольствие, наблюдается у детей достаточно рано, уже на втором году
жизни, когда ребенок, испытывающий удовольствие от общения со
взрослым, пытается приобщить к нему других детей Ребенок более старшего
возраста иногда привлекает сверстника к участию в каком-либо
удовольствии, которым пользуется сам (сладости, игрушки), причем эта
ситуация не предполагает утешения вследствие дистресса [Лысенко Н И,
1952, Авдеева Н Н, Мещерякова С Ю , 1996], поскольку маленький ребенок
склонен, скорее, избегать ситуацию неблагополучия сверстника и при этом
способен активно подключаться к ситуации его веселья, радости (Изард К ,
1980]
Количественные показатели - "индексы сорадования", полученные в группах
дошкольников, говорили о том, что дети в процессе совместной деятельности
содействовали получению награды сверстником в такой же степени (или
более тою), как и получению собственной награды Данные наблюдений по-
зволяли констатировать увеличение общей активности детей в этой
ситуации, сам мажорный тон игры, совместное ожидание приза, активные
проявления радости каждого участника актуализируют радость за другого,
способствуют тому, что дети работают для получения "бригадиром" награды
так же, как для получения собственной награды Радостный эмоциональный
настрой в группе, возникший благодаря совместной игре, как бы
продлевался, иррадиировал, распространяясь на ситуацию "работы для
другого" Однако во П коне проявление сорадости, как правило, разрушалось,
превращаясь в свою противоположность дети часто объединялись против
"бригадира", в вербальных проявлениях взамен "мы" появлялось "он и мы", в
чем выражалось разделение группы, отчуждение детей от одного Это
свидетельствовало о том, что способность к действенному сорадованию в
детском возрасте обладает достаточно узкой сферой проявления малым
запасом прочность
В целом, исследование показало, что совместная деятельность интерактив-
ного типа является благодатной почвой, условием для складывания
гуманного отношения к сверстнику не только как действенного сострадания,
но и активного сорадования ему Анализ литературы, экспериментальных
данных к наблюдений позволяют высказать предположение о духовно-
психологических различиях в формировании у ребенка способности к
сопереживанию как состраданию и сопереживанию как сорадованию По всей
вероятности, это связано с тем, что эти два проявления сопереживания
имеют различную психологическую природу, генетически более ранней
формой сопереживания является сорадова-ние как анти-зависть в следствие
нерасторжения себя и другого, сопереживание как сострадание возникает
много позднее и связано с определенным уровнем рефлексии [Бауэр Т, 1979,
Бабаева Т И, 1975, Воспитание гуманных чувств , 1987]
В результате сравнительного исследования уровня интеллектуального раз-
вития (по Ж Пиаже) и способности ребенка- дошкольника сорадоваться
успехам сверстника была зафиксирована обратная зависимость «ума и
доброты» чаще всего сорадуются добрые, но «глупенькие» дети, причем
доброта убывает по мере «прибавления ума»
В социогенезе аналоги проявления сорадования прослеживаются на примере
развития обычая гостеприимства, имевшего место уже в эпоху первобыт-
ности [Аэтипов 1 А, 1987, I арданов В К , 1959, Косвен М 0, 1963, Першиц А
И, 1985] Однако эта норма гуманных отношений была пронизана духом эк-
вивалентности (по принципу ты - мне, я - тебе) и только с возникновением и
распространением идей христианства, когда объявилась признание ценности
конкретной личности как божественного воплощения ( особенно в соответст-
вии с последней из Десяти заповедей — «не пожелай жены ближнего твоего,
ни дома его, ни раба его, ни вола его, ни всего достояния его »), появилась
возможность развития нормы справедливости на основах милосердия,
любви, а не эквивалентности [Топоров BJi, 1995, Милосердие, 1998,
Психология и этика, 1999] Проявлением такой нормы и является сорадование
как анти-зависть
Глава 10 «Влияние возраста и пола детей на проявление и развитие
гуманного отношения к сверстнику» посвящена роли индивидных
характеристик в генезисе гуманных отношений в детских группах
Объективные трудности изучения половой дифференциации были обу-
словлены тем, что при попытках интерпретации полученных различий
исследователи неизменно оказываются в плену схемы двойной детерминации
развития ребенка либо биологической, либо социальной Очевидно, что
половая дифференциация не может быть однозначно определена каким-то из
этих факторов или их сложением Суть половой дифференциации в
психологии развития личности заключается в становлении
психологического пола ребенка, которое основано на половом
самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности,
реализуемой ею в общении и деятельности В результате этого процесса
биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что
приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности,
формировании половой идентичности и соответствующих данной культуре
полоролевых ориентации и образцов поведения
Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности,
лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятель-
ность с другими Сущность деятельностного подхода к проблеме половой
дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль
совместной деятельности в становлении психологического пола личности
как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-
культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих
норм и образцов полоролевого поведения
Как показало исследование, гуманное отношение к сверстнику в группах
своего пола как коллективистская (солидарная) идентификация возникает в
старшем дошкольном возрасте на рубеже 6-го и 7-го годов жизни ребенка К
концу дошкольного возраста эта форма взаимоотношений в процессе своего
становления делает переход от вариативной и неустойчивой характеристики
- к относительно устойчивой и независимой
Генезис гуманного отношения к сверстнику у дошкольников связан с их
половой принадлежностью следующим образом Во-первых, у девочек во
всех ситуациях совместной деятельности показатели межличностных
гуманных отношений ниже, чем у мальчиков, т, е они оказываются более
"эгоистичны" Во-вторых, девочки показывают более высокий уровень
рефлексии и социальной ответственности, с одной стороны, и, с другой
стороны, большую, чем мальчики, психологическую гибкость - способность
демонстрировать социально одобряемые формы поведения (прежде всего в
вербальной сфере) В-третьих, у девочек и у мальчиков обнаруживаются
различия в ориентациях на социальные объекты если для мальчиков группа
сверстников ceoeго пола оказывается референтной, личностно значимой, то
для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством
референтности Приблизительно до восьмилетнего возраста мальчики
оказываются в проявлении межличностных отношений в группе сверстников
более гуманными, чем девочки в группе сверстниц На рубеже 9—10 лет это
соотношение "переворачивается" в пользу девочек, а к 12—13 годам
уравнивается
По мнению автора, подлинной причиной обнаруженных различий является
не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном
статусе и поло-ролевой позиции, которые заданы исторически
сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у
женщин, нашедшими свое отражение в поведении современных детей В
связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на
проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о
влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений
индивидов в зависимости от их половой принадлежности
Л С Выготский писал "Индивид в своем поведении обнаруживает в за-
стывшем виде различные законченные уже фазы развития Генетическая
многоплановость тчности, содержащей в себе пласты различной древности
(курсив мой— В А), сообщает ей необычайно сложное построение "
[Выготский, 1984, т 3, с 63] Становление психологического пола личности в
онтогенезе также несет на себе отпечаток разных эпох развития
человеческого общества В каждый из этих возрастных периодов неповторим
ансамбль сочетания различных ситуаций совместной деятельности детей в
группе и их половой дифференциации Мальчики и девочки по-разному
оказываются чувствительны к определенным аспектам совместной
деятельности как к степени совместности — интерактивной или коактивной,
так и к форме ее санкционирования — наказания и награды При этом
девочки всех возрастов в этих проявлениях обнаруживают большую по
сравнению с мальчиками вариабельность как зависимость от ситуации,
гибкость, адаптивность
Динамика проявлений гуманного отношения детей в группах своего пола в
контексте половой дифференциации обусловлена влиянием историко-
культурных напластований, зафиксированных в таких формах, как,
например, обычаи, социальные ожидания, стереотипы поведения, фольклор и
др , т е каждый возрастной этап может актуализировать тот или иной пласт
социогенеза межличностных отношений
Третья часть диссертационного исследования завершается материалами для
практики воспитания, которые позволяют сформулировать психолого-
педагогические рекомендации, нацеленные на организацию воспитания гу-
манных отношений ребенка в группе сверстников Автор полагает, что в
основу построения различных игр и занятий детей должна быть положена
деятельность интерактивного типа, предполагающая реальную кооперацию
детей и смену социальной позиции При этом необходимо задавать такую
мотивацию деятельности, которая бы способствовала проявлений
сорадования по отношению к успехам участников совместной деятельности,
обращая особое внимание на соблюдение нормы справедливости при оценке
ее участников и в распределении поощрений Феномены сострадания и
сорадования выступают, с одной стороны, условием полноценного
взросления ребенка, а с другой стороны, критериями его личностного
развития
Четвертая часть диссертационного исследования «Картина мира ребенка
как пространство отношений в детской субкультуре» состоит из трех
глав и посвящена изложению различных аспектов детской картины мира
пространства окружающей среды, социального пространства взрослых и
сверстников и виртуального (экранного) пространства информационной
среды
В главе 11 «Отношение ребенка к основным составляющим картины
мира» выделяются составляющие картины мира ребенка в связи с возможно-
стью изучения «детского общественного мнения», описывается символика
опасности в пространстве окружающей ребенка среды, дается графический и
вербальный анализ отношения детей различных регионов страны к таким
тех-ногенным объектам, как атомные электростанции в онтогенезе , а так же
социо-генетическая интерпретация полученных данных В главе также
обосновывается необходимость создания нового метода — визуальной
социопсихологии, описывается его методическое воплощение — методика
«Руны» и излагается исследование отношения детей и взрослых к АЭС с
помощью этой методики Далее подводятся итоги исследования пространства
отношений ребенка к окружающей среде В завершении главы описывается
исследование отношений ребенка к другим составляющим картины мира
социальному пространству семьи и школы, моральному пространству добра
и зла и «внутреннему» личностному пространству отношений к своему
будущему
В детской субкультуре существует особая система значений, представлений,
отношений ребенка — это детская картина мира, имеющая образно-
визуальную природу и представляющая собой систему графических и
цветовых значений, семантика которых культурно обусловлена и основана на
социогене-тических инвариантах, которые могут быть зафиксированы в
детском рисунке в форме визуальных архетипических, социотипических и
стереотипических образах
В русле социальной психологии детства предлагается подход и методология
преимущественно невербального характера, позволяющая осуществить ди-
агностику отношений ребенка к миру, к другим людям и себе самому с помо-
щью метода визуальной социиопсихологии, суть которого в использовании
выделенных культурных символов, знаков, схем как показателей смысловых
отношений человека к тем или иным сторонам бытия Автором используется
здесь понятие графический архетип, которое выступает в контексте
инвариантной культурной формы визуального плана и закономерно
оказывается в ряду с понятиями графический социотип и стереотип
Графические (визуальные) архетипы - это наиболее обобщенные
полимодальные бессознательные структуры и строящиеся на их основе
многочисленные культурные символы, которые в со-циогенезе воплощаются
в знаки, стандартизованные образы социальных объектов - социотипы, а
затем и в графические стереотипы - максимально узнаваемые знаковые
клише Реализация метода визуальной социопсихологии была осуществлена в
созданных автором методиках «Руны», «Азбука инопланетян», а также в
разработанных графических критериях оценки детских рисунков
Детская визуальная модель мира представляет собой совокупность различных
взаимопересекаюпщхся сфер, социально- психологических смысловых
пространств, раскрывающих отношения ребенка в системе "Я - МИР" это
пространство окружающей среды, социальное пространство взрослых и
сверстников, моральное пространство (категории добра и зла) и пространство
представ-лений о себе и мире в будущем
В контексте пространства окружающей среды как одной из составляющих
детской картины мира была выделена символика опасности, которая связана
с различными явлениями, как природными (стихийные бедствия),
социальными (войны, вооруженные конфликты), так и техногенными
(взрывы, пожары и другие экологические катастрофы) В социальной
ситуации развития 80-х - начала 90-х годов наибольшую экологическую
остроту приобрели такие рукотворные технические объекты, как атомные
электростанции Данное исследование представлений детей об атомных
электростанциях, начатое до Чернобыля, показало эмоционально негативное
к АЭС отношение детей разных возрастов, выраженное в визуальной форме
рисунка и в вербальных высказываниях, последние, однако, оказались много
беднее первых «Детское общественное мнение» по поводу АЭС
представлено архетипической символикой опасности и смерти, сходной с
выработанными в разных культурах, мифах и сказаниях картинами
землетрясений, пожаров, извержений вулканов и других природных ка-
тастроф Обращают на себя внимание существенные различия в графических
представлениях о сущности и назначении АЭС у детей в сравнении со
взрослыми, особенно, с мужчинами: если для последних АЭС - это
преимущественно технический объект, необходимый для жизни и
минимально опасный (символ -лампочка), то дня детей- подростков - это
прежде всего объект опасности, обозначенный символикой смерти (символ -
череп). В данном исследовании осуществлен историко- культурный,
социогенетический анализ представлений различных детских/ взрослых
групп об атомных электростанциях в контексте пространства окружающей
среды Образ ядерной энергетики, как часть картины мира современною
человека имеет свои глубинные историко-культурные прототипы
В современной социальной ситуации "культурного взрыва" (по меткой ха-
рактеристике Ю Лотмана [Лотман Ю., 1992], переживаемого нашей страной,
становится понятной неэффективность различных прогнозов об установках и
интересах населения России, построенных на традиционных опросах общест-
венного мнения В то же время детское общественное мнение - это в опреде-
ленной мере общественное мнение завтрашнего дня, которое, благодаря
интуиции, может обладать большей прогностической способностью. Как
отмечают социологи, дети являются социально-возрастной группой, для
которой характерно стремление к переменам, способность идти "необщими
путями", острота восприятия недостатков общественного устройства и
высокая степень экологического сознания [Головаха Е.И.и др., 1991;
Адамович А, 1988]
Моральное пространство в детской картине мира - отношение детей до-
школьногр - мл школьного возраста к основным нравственным категориям
добра и зла ("доброму- хорошему и злому- плохому") имеет выраженные
графические компоненты, при этом для половины мальчиков 7-8 лет зло
представляется более привлекательным, чем добро, они чаще выбирают
негативные знаки и символы Поскольку эти дети характеризуются высокими
показателями тревоги, можно предположить, что они наделяют враждебный
в их представлении окружающий мир негативными чертами неблагополучия,
дискомфорта, разрушения. У более старших детей привлекательность
графических показателей "плохого, злого", значимо снижается На основании
методики «Азбука инопланетян» и теста Кеттела были выявлены некоторые
типологические особенности детей, с ориентацией на позитивный,
негативный или смешанный моральный эталон (выбор) Дети с позитивной
ориентацией характеризуются высокой ре-зистентностью и стабильностью,
низкими значениями тревожности и невротизма, а также
экстравертированностью Дети с негативной ориентацией характеризуются
низкой психической резистентностью и стабильностью, высокими по-
казателями тревожности и интровертированности Дети со смешанной
ориентацией характеризуются низкой психической резистентностью и
стабильностью, а также несколько завышенными оценками тревожности и
невротизма Представления о своем будущем в картине мира ребенка - это
наиболее позитивный образ для всех групп детей. Если мальчики
представляют свое будущее в основном в профессиональной сфере и
частично в сфере индивидуальных качеств (большой рост, мускулатура и
другая атрибутика силы, а также наличие автомобиля), то девочек
максимально волнуют они сами, прежде всего их внешность, одежда,
домашнее благосостояние и будущие семейные отношения С возрастом
происходит дифференциация представлений о своем будущем как у
мальчиков, так и у девочек. Повторное исследование, спустя 6 лет, показало
изменения графических презентаций детей, особенно младших возрастов в
стороны индивидуализации собственного Я, прежде всего мальчиков, (у
самых старших в культивировании физической силы с, порой, достаточно
выраженным криминальным оттенком). В то же время у девочек
наблюдается активной рост профессионализации, начиная с семилетнего
возраста, (представление о себе в профессиональной сфере, иногда в
традиционно «мужских» профессиях, типа «директор фирмы») - при
одновременно резком снижении семейной ориентации
У ребенка в картине мира различаются представления о самом себе и о своем
будущем Если в рисунках "Моя семья" отражается часто чувство обо-
собленности и одиночества ребенка в семье, его оторванность, отделенность
от мира взрослых, что коррелирует с общей тревожностью, агрессивностью и
низкой самооценкой, выявляемым по рисунку "Несуществующее животное",
то представленность в картине мира ребенка образа его будущего напротив
позитивна, что свидетельствует об оптимистичности общего настроя детей
этого периода конца 80-х - начала 90-х г.
Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов ста-
новления личности, в современных условиях приобретает значение
поискового механизма новых направлений развития общества Детское
общественное мнение -общественное мнение завтрашнего дня
демонстрирует необходимость обращения к анализу картины изменяющегося
мира в детском сознании для понимания настоящего и прогнозирования
будущего.
Глава 12 «Динамика локуса ориентации ребенка на группы взрослых /
сверстников в детской картине мира» посвящена важнейшей
составляющей картины мира ребенка - социальному пространству взрослых
и сверстников в контексте локуса ориентации как свойства группы выступать
субъектом влияния на развитие личности ребенка Автором дается понятие
локуса ориентации ребенка, описываются методы его исследования, дается
сравнительный анализ личностной значимости социальных групп
принадлежности: семьи, детсадовской группы, школьного класса у детей с
помощью рисуночных тестов, интервью и проективных ситуаций. В работе
также выявляется значимость детской группы для взрослых (воспитателей и
учителей) и ее влияния на отношение самих детей к труппам
принадлежности Кроме того, автором дается анализ личностной значимости
макросоциалъных групп взрослых/ детей с помощью разработанных
проективных ситуаций. В завершении главы подводятся итоги исследования
локуса ориентации в детской картине мира. Динамика локуса ориентации —
есть характеристика изменения в онтогенезе личностной значимости
(референтности) для ребенка социального пространства сверстников и
взрослых в детской картине мира Введение графических критериев оценки
референтности и качественный анализ детских рисунков показали общий
рост личностной значимости социальной группы в картине мира ребенка от
пяти к восьми, а затем к десяти годам, сопровождающийся ростом
значимости других людей и индивидуализацией Я Проективный рисунок и
проективные игровые ситуации являются символической формой
осмысления ребенком личностной значимости социальной группы
Социальное пространство отношений в семье и школе воспринимается
детьми, как разделенное на две части - отношения со взрослыми и отношения
со сверстниками, при этом отношения со сверстниками воспринимаются эмо-
ционально более позитивно Графические презентации пространства социаль-
ной группы изменяются с возрастом детей от закрытого и замкнутого у пяти-
шестилетних детей к свободному от ненужных линий, открытому у
восьмилеток С возрастом соотношение "физическое/ социально-
психологическое" в рисунках "Моя семья" — "Моя группа" — "Мой класс"
существенно меняется от изображения предметов — к изображению людей,
их отношений в символической форме Образ социальной группы как "Мира
за изгородью" уступает место образу группы, "открытой миру" Однако в
рисунке семьи по сравнению с рисунками детсадовской группы и школьного
класса к восьми годам "человеческое пространство" теснит "пространство
вещей", часто в ущерб людям В последние годы эта тенденция возрастает
Для ребенка отношение к возрастным классам "взрослые" и "дети" как со-
циальным макро-группам обусловлено во многом отношениями со своим
ближайшим окружением, поэтому динамика локуса ориентации является
комплексной характеристикой значимых для ребенка микро- и макро-групп
Возрастная динамика локуса ориентации на разные социальные группы у
ребенка-дошкольника оказывается преимущественно в наклонной плоскости
отношений, он действительно предпочитает группу взрослых как наиболее
адекватную при решении им жизненно важных задач Однако существует
определенный круг проблем, которые дошкольник предпочитает решать
только совместно со сверстниками, ориентируясь на их мнение и оценку, это
происходит тогда, ко-гда изменяется социальная позиция ребенка, из
зависимого он становится активно помогающим В проксимической ситуации
активною моделирования ребенком своего социального пространства,
символического конструирования "идеальной" социальной группы ребенок
формирует для себя гетерогенную по возрасту группу, и в ней преобладают
сверстники, которые располагаются им в непосредственной близости от него
У взрослых (воспитателей и учителей) графические презентации несут ин-
формацию о степени значимости детской группы для педагога, от того, в
какой степени социальная группа как живой организм представлена в его
сознании, и в какой степени он "видит" каждого ребенка в ней От этого
зависит в конечном счете и психологический климат доброжелательности и
творчества в детской группе, с одной стороны, и субъективная значимость
данной социальной группы для ребенка — с другой Отрицательный
графический балл как образ класса в сознании учителя прямо связан с
негативным отношением школьников к социальному пространству своего
класса как целому Особенно отчетливо это проявляется у первоклассников
Локус ориентации, те свойсгво группы выступать субъектом влияния на
развитие личности ребенка, перемещается в процессе его жизненного пути в
направлении от социальных групп взрослых на группы сверстников, но
только гармоничное сочетание этих позитивных влияний, мирное
сосуществование мира детства во взрослом мире способно дать ребенку
полноценное личностное развитие
Глава 13 «Экран как информационная среда в детской картине мира»
посвящена воздействию теле-, видео-, компьютерного экрана на
формироватгае картины мира как системы отношений современного ребенка
Обсуждаются проблема воздействия Экрана как информационной среды на
ребенка, его роль в становлении детской картины мира Автором с помощью
социально- психологической анкеты исследуется влияние Экрана на детей
различных возрастов и на их родителей, а также выявляется место Экрана в
картине мира современного ребенка с помощью проективной методики
«Робинзон»
Экран как воплощение телеинформационной среды является важнейшим
агентом социализации в современной социальной ситуации развития ребенка
В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема
воздействия телевизионного, видео и компьютерного экрана на психическое
развитие и личностное становление ребенка В данном исследовании
использовались различные методические средства, позволяющие с разных
сторон проанализировать отношение современного ребенка к Экрану
традиционная анкета социологического плана, дополненная визуальной
методикой «Руны», которая позволила сопоставить вербальные ответы с
графическими символами и увидеть различия/сходства представлений о
месте Экрана в жизни современного ребенка у самого ребенка и у eго
родителей
Представленность Экрана в детской картине мира и его влияние оказались
обратно пропорциональны возрасту детей, т е чем младше ребенок, тем выше
его «захваченность» Экраном Родители доказали значительную
неосведомленность о визуальных пристрастиях своих детей, о времени,
затраченном на Экран, а также продемонстрировали проекцию своих вкусов
по поводу содержания передач и предпочтения программ ребенком Кроме
того, не все родители считают, что такие проявления, как порнография и
насилие с экрана, должны быть исключены, а некоторые мамы даже
согласились с показом драк и жестокости в качестве средства воспитания
Для большинства родителей компьютер -средство отвлечения ребенка or
«дурных компаний», а компьютерные игры, в представлении значительной
части родителей, «развивают мышление и память ребенка, тренируют
наблюдательность» Эти представления оказываются в явном несоответствии
с распространенным мнением о тревоге взрослых по поводу негативного
влияния Экрана
Данные проективной методики «Робинзон», предоставляющей ребенку вы-
бор ценностей, свидетельствуют о том, что в целом потребность в
человеческом общении оказывается преобладающей ценностью для
подростков- семиклассников (с акцентом на потребности в общении со
сверстниками), в то же время для второклассников несколько ниже и - с
акцентом на общении с родителями. Самыми низкими показателями
являются показатели девятиклассников (для них оказывается более высокой
ценность познания), причем менее всего пятнадцатилетние испытывают
потребность в общении со своими отцами. Гедонистическая ценность
лакомства и беззаботных игр имеет невысокие показатели для всех возрастов
и равномерно снижается от семилеток к пятнадцатилетним, в то время как
ценность печатного слова и радио повышается с возрастом.
Технократическая ценность Экрана приобретает максимальное значение у
второклассников и преобладает над всеми другими ценностями в этом
возрасте, т.е подростки значительно отличаются от младших школьников в
приверженности к Экрану, следовательно, за короткий срок (5-6 лет)
произошли существенные сдвиги в ценностных ориентациях детей: от
традиционных - к технократическим
Если говорить обобщенно о половой дифференциации в данном исследо-
вании, то оказывается, что женский пол (девочки/девушки) в целом более ак-
тивно, чем мужской, выражает свои потребности (гедонистические, познава-
тельные, коммуникативные) и более четко обозначает ценность общения и
взаимодействия, в особенности с мамой, в то время мужской пол
(мальчики/юноши) обнаруживает большую приверженность к технократиче-
ским ценностям Экрана, вместе с тем, половина самых маленьких девочек-
семилеток высказывают потребность прежде всего в компьютере, и лишь
затем -в общении с мамой. Эти парадоксальные данные свидетельствуют, на
наш взгляд, о существенных трансформациях в детской картине мира в
последние годы.
Таким образом. Экран как телеинформационная среда - это целая система
глобального воздействия на многомиллионную детскую аудиторию, он, во-
первых, несет с собой изменения в системе ценностей: живое человеческое,
непосредственное уступает место технократическому, опосредствованному
(через Экран) общению и обучению, трансформируются базовые
потребности ребенка, такие, как потребность в игре и общении со взрослым и
сверстником и др.. Во-вторых, Экран посредством оптических эффектов,
клиповости и других приемов внедряется в детское сознание, трансформируя
детскую картину мира в иную (виртуальную) реальность. В третьих,
информационная среда по сути заменяет традиционную социализацию семьи
«телеэкранной социализацией», конструирующей «новую мораль» новые
этические нормы, весьма далекие от общечеловеческих нравственных
образцов и христианских заповедей.
Ценностные ориентации детей в основном лежат в области традиционных
ценностей (познавательных, коммуникативных) , однако технократическая
ценность Экрана у семилетних второклассников противостоит всем другим
ценностям в этом возрасте, что говорит о существенных сдвигах в
ценностных ориентациях детей за последние несколько лет.
Диссертационное исследование оканчивается 14 главой «Основные тен-
денции развития современного Детства в конце XX века: 70 - 80 - 90 годы»,
посвященной характеристике социальной ситуации развития современного
Детства в России В главе формулируются основные критерии психического
духовно- нравственного благополучия ребенка и факторы, ведущие к его
нарушению, обсуждаются проблемы половой социализации мальчиков и
девочек в последние годы, вопросы влияния игрового пространства и
телеинформационной среды в трансформациях детской картины мира
Сравниваются также некоторые эмпирические данные личностного развития
детей России и США
На основании проведенных автором исследований в 70-80-90 годы, наблю-
дений и анализа литературы делается вывод о снижении многих показателей
качества жизни современного Детства в сфере нравственно- духовного
здоровья , критериями которого являются проявление гуманных отношений
ребенка к предметному миру, другим людям (взрослым и сверстникам) и
себе самому, наличие светлой оптимистической картины мира,
субъективного психо- эмоционального благополучия, радостного
мироощущения и веры в будущее Это значит, что гуманные отношения
ребенка в мире и обществе есть идеальная норма связей личности с миром,
которая является, с одной стороны, условием полноценного взросления
ребенка , а с другой стороны, критерием его личностного развития
В силу изменения общей ориентации воспитания с коллективистской на
индивидуалистскую модель, ослабления игровых интерактивных форм
совместной деятельности и других факторов социального, политического и
психологического планов автор констатирует существенные изменения в
конце 90-х г г — системы отношений ребенка к миру, другим людям В
первую очередь это касается проявления межличностных гуманных
отношений внутри детской группы, отношений, при которых переживания
сверстника приобретают для ребенка личностный смысл, побуждающий к
проявлениям сострадания его неудачам и сорадования его успехам Без таких
отношений невозможно адекватное личностное развитие ребенка и его
становление в обществе Растущая дегуманизация отношений в детской среде
выражается в крайних формах в росте детской жестокости и подростковой
преступности, а также общей криминали-зации детской субкультуры - ее
языка, игровых форм общения, общих установок
Важнейшими факторами психологического духовного неблагополучия
ребенка являются также разрушение существовавших на протяжении тысяче-
летий естественных институтов социализации семьи и детского сообщества,
а также влияние теле-информационной среды Существенные деформации
внут-рисемейных отношений, проявляющиеся во взаимоотчуждении детей и
родителей, разрыве теплых эмоциональных связей между старшим и
подрастающем поколением, являются центральной причиной психо-
эмоционального неблагополучия ребенка в семье
Другим важнейшим фактором, духовного нездоровья ребенка выступает
Дисгармония его отношений в системе «ребенок - ребенок», в детской
субкультуре Приходится констатировать, что многие культурные формы,
такие, как тексты детского фольклора, либо утрачены, либо находятся в
стадии деградации, а возникновение и широкое распространение новых форм
в последние десятилетия, например, «черного юмора», жестоких
розыгрышей («приколов») и особенно, так называемых «садистских
стишков», свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его
танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти,
обнаруженная автором в конце 80-х годов в контексте детских
представлений об атомной электростанции, в последнее время занимает все
больше места в картине мира современного ребенка. Известный детский
страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной
литературы, в настоящее время все более превращается в страх жизни
боязни ребенка жить, нежелании жить (о чем свидетельствует все возрастаю-
щее количество детских самоубийств).
Игра как атрибутивная характеристика детства становится в настоящее время
ведущим занятием многих взрослых, как бы создающих современную
«игровую цивилизацию» [Абраменкова, 1999 -в] В то же время очевидны
изменения детской игровой сферы: кризис игровой культуры,
примитивизация содержания, особенно ролевой игры (из игры уходит ее
правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого). На
примере игры заметно, как происходит, с одной стороны, нивелировка,
размывание понятия взрослости (как ответственности, зрелости, трезвения),
а с другой - утрачивается социо-культурное своеобразие характеристик
детства, границы представлений о детском.
Растущая в обществе либерализация половой морали, фактическая легали-
зация половых извращений и активное распространение порнографии через
различные издания, в том числе, ориентированные на детскую аудиторию, а
также распространения эротических теле- и видеофильмов, компьютерных
игр приводят к сексуализации детского сознания Вместе с тем, большинство
осуществляемых в последние годы программ полового воспитания
представляют собой варианты одной бихевиористски ориентированной
модели полового образования и фактически направлены не на помощь в
становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции
ребенка, а на просвещение как осознание им собственного пола через
гениталии и формирования вне- супружеских и анти- родительских
установок.
Экран как генерированный «совокупный» взрослый все более активно
осуществляет сенсорную агрессию, трансформируя детскую картину мира в
направлениях- меркантилизации, вестернизации, демонизации детского
сознания
Устранение негативных факторов современной социальной ситуации раз-
вития детства автору представляется в направлениях гуманизации
отношений ребенка с миром посредством создания игровых и
образовательных пространств на основе таких форм совместной
деятельности, которые способствуют проявлениям сострадания и
сорадования ребенка, а также в организации деятельности детских
общественных и творческих организаций - по суш в воссоздании различных
форм детской субкультуры , которая дает ребенку защиту от негативного
влияния агрессивной среды, повышает уровень его психо- эмоционального и
нравственно- духовного благополучия
Основные научные результаты, полученные автором
Предложен и реализован новый подход к изучению генезиса отношений ре-
бенка в предметном и социальном мире - социогенетический подход в со-
циальной психологии детства, задающий исторический вектор развития ре-
бенка в сочетании с этнологической линией влияющих на ребенка культур и
с онтогенетической осью его индивидуальной жизни
В соответствии с сформулированными методологическими принципами
анализа системы отношений ребенка принципом смены социальной позиции,
принципом исторической реконструкции, принципом построения детской
картины мира были созданы новые технологии исследования и адекватный
задачам методический аппарат
Разработана социально-психологическая динамическая модель эволюции
семейных отношений в России (архетипический семейный треугольник) в
связи с изменением статуса ребенка в различные исторические периоды На
основе заданных социокультурных образцов сказочных персонажей показан
источник формирования детских представлений о семье как "идеальный" тип
взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие
культурно- историческую природу
Предложена концепция детской субкультуры, ее содержания, смысла для
личностного развития ребенка и значения в культуре В результате автоно-
мизации от мира взрослых создаваемый детьми на протяжении тысячелетий
собственный мир «для себя» породил детскую субкультуру особое смы-
словое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм
общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-
исторической социальной ситуации развития Введено новое понятие -«зона
вариативного развития», основным агентом которой является детское
сообщество, обеспечивающее зону открытости ребенка другим культурным
традициям, языкам, формам поведения, текстам Выделены функции детской
субкультуры социализирующая, психотерапевтическая, культуроохра-
нительная, прогностичекая
Выявлены социально- психологические закономерности межличностных
гуманных отношений к сверстнику в детских группах старшего дошкольного
младшего школьного - подросткового возрастов в зависимости от условий
совместной деятельности, типов санкционирования и индивидных осо-
бенностей детей Показано, что гуманное отношение к сверстнику, высту-
пающее как действенное сострадание неудачам и сорадование его успехам,
возникает в старшем дошкольном возрасте и детерминировано совместной
деятельностью интерактивного типа, в которой осуществляется смена пози-
ции ребенка В 11-13 лет влияние интерактивной деятельности как "стимула-
средства" гуманных межличностных отношений ослабевает и зависит от
социометрического статуса сверстника За этим фактом стоит не "отмирание"
детерминирующей роли совместной деятельности в проявлении гуманных
отношений, а переход внешних средств организации межличностного
взаимодействия во внутренний, интериоризованный план Усвоенная
ребенком норма гуманности получает свою новую жизнь в виде гуманных
смысловых установок личности и проявляется в поведении «ради другого»
Показаны зависимости вербального/реального поведения от факта
наличия/отсутствия группы сверстников
Выявлена общепсихологическая закономерность генезиса опосредствования
отношений, соответствующая открытому Л С Выготским и А Н Леонтье-вым
закону «параллелограмма развития» , которая свидетельствует о единой
системе перехода от непосредственных форм я способов поведения к опо-
средствованным, возникающим в процессе культурного развития формам
Гуманное отношение к сверстнику у детей развивается от непосредственных
реакций в 5 6 лет через опосредствованные содержанием совместной дея-
тельности отношения 7—9-летних к внутренне опосредствованным гуман-
ными смысловыми установками детей 10- 13 лет
Дано представление о детской картине мира как динамической системе про-
странств отношений ребенка горизонтальной плоскости отношений со
сверстником, наклонной плоскости - со взрослым, панорамной плоскости
отношений с окружающей средой, вертикальной плоскости отношений с
Творцом и моральными категориями добра и зла экранной - с современной
телеинформационной средой Выявлены основные составляющие визуальной
модели мира, представляющие систему графических и цветовых значений,
семантика которых культурно обусловлена Визуализация картины мира
через детский рисунок это освоение ребенком первичных символов,
универсальных форм бытия, раскрывающих его отношения к различным
сторонам жизни окружающей среде, взрослым и сверстникам, представле-
ниям о своем будущем и перспективам мира Представления о своем бу-
дущем в картине мира ребенка - это наиболее позитивный образ для всех
групп детей, свидетельствующий об их общем оптимистическом настрое в
начале 90-х годов, в то время, как спустя семь лет, исследование показало
изменения графических презентаций детей в направлениях индивидуализа-
ции собственного Я ( у мальчиков - в культивировании физической силы,
порой с криминальным опенком, а у девочек - в активном росте профес-
сионализации, начиная с семилетнего возраста, при резком снижении се-
мейной ориентации для всех возрастов)
Предложено понятие «локус ориентации» как свойство группы выступать
субъектом влияния на развитие личности ребенка, понятие, позволяющее
произвести сравнительный анализ значимости больших /малых социальных
групп взрослых и сверстников в жизни ребенка на протяжении онтогенеза,
для определения динамики значимости социального окружения и эффектив-
ности его влияния в разные периоды детства В современной социальной
ситуации развития локус ориентации оказывается смещен в сторону свер-
стников, начиная уже со старшего дошкольного возраста Осуществлен
методический подход к анализу детской картины мира - визуальная
социопсихология с комплексом авторских методик, который призван
разработать стратегию изучения детского общественного мнения -оценочных
суждений различных возрастных, региональных и пр групп детей
относительно проблем, событий и фактов дейсгвительности Примером
подобно! о исследования является проведенный автором анлиз представле-
ний детей и взрослых различных регионов страны об атомных электростан-
циях как техногенном объекте окружающей среды в картине мира
10 Определены социально- психологические факторы, трансформирующие
детскую картину мира , важнейшим из которых является - телеинформаци-
онная среда как «совокупный взрослый», aгрессивно навязывающий
«новую мораль» и систему ценностей живое, человеческое,
непосредственное общение и обучение уступает место технократическому,
«экранному» Пред-ставленность Экрана в детской картине мира и его
влияние обратно проиор-ционально возрасту детей, технократическая
ценность Экрана резко противостоит традиционным коммуникативным и
познавательным ценностям у 7-летних школьников, особенно у девочек
11 Определены основные тенденции развития современного детства в
конце XX векадегуманизации отношений в детской среде, кризис игровой
культуры, сексологизация и танатизация сознания ребенка и др негативные
явления Важнейшими факторами этих тенденций являются разрушение
традиционных институтов социализации ребенка семьи и детского
сообщества и влияние информационной среды
12 Разработаны психолого-педагогические рекомендации оптимизиции
гуманных отношений ребенка посредством организации образовательного
и игрового пространств как совместной деятельности итеративного типа,
способствующей проявлений сострадания и сорадования Гуманизация
связей личности с миром, выступает, с одной стороны, как идеальная
норма и поэтому оказывается условием полноценного взросления ребенка,
а с другой стороны, критерием его личностного развития
Основные публикации по теме диссертации
Монографии, книги
1 Социальная психология детства развитие отношений ребенка в детской
субкультуре М- Воронеж, 2000 - 21, 8 пл
2 Сорадование и сострадание в детской картине мира М, 1999 -14 п л
3 Игры и игрушки наших детей забава или пагуба*? Современный ребенок в
шровой цивилизации М ,1999 - 4,5 п л

Главы в коллективных монографиях, учебном пособии, энциклопедии
4 Развитие коллективистской идентификации и персонализация в детском
возрасте // Психология развивающейся личности, Под ред А В Петровского
М, 1987 -1,8 п л
5 Социальная психология семейных взаимоотношений // Социальная
психология Учеб пособие для студентов педагогических институтов М, 1987
- 3,1 п л (в соавторстве с А В Петровским)
6 Межличностные отношения школьников и дошкольников Деятельность и
общение // Социальная психология Учеб пособие для педвузов М, 1987 - 2,8
п л (в соавторстве с А Б Николаевой, Ю В Янотовской)
7 Структура, динамика и дифференциация межличностных отношений в до-
школьном и школьном возрасте // Социальная психология Учеб пособие для
педвузов М , 1987 - 3,2 п л (в соавторстве с А Б Николаевой, Ю В Янотов-
ской)
8 Межличностные отношения Педагог -учащиеся // Социальная психология
Учеб пособие для педвузов М, 1987 - 2,7 п л (в соавторстве с А В Петров-
ским, М Ю Кондратьевым)
9 Во что и как играют наши дети //Энциклопедия Наш православный дом
М, 2000 - 3,8 п л
Статьи в журналах и сборниках
10 Некоторые особенности освоения значений слов в дошкольном возрасте
// Вопросы эксперименттальной психологии и ее истории М , 1974 - 0,5 п л
11 Развитие межличностных отношений в группе // Вопросы эксперимен-
тальной психологии и ее истории М, 1975 - 0,5 п л
12 Действенная групповая эмоциональная идентификация как проявление
альтруистического поведения и методы ее исследования у дошкольников //
Новые исследования в психологии 1978, №2 - 0,3 п л
13 Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отноше-
ния к сверстникам // Вопросы психологии 1980, №5 - 0,9 п л
14 Идентификация-отвержение как механизм развития индивидуальности
личности в онтогенезе // Психологические проблемы индивидуальности -
Вып П М, 1984 - 0,3 п л
15 Межличностные отношения как предмет социальной психологии детства
// Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников М, 1985 -
0,7 п л
16 Экспериментальные методы исследования личности в коллективе
//Вопросы психологии, 1985, № 5 (совместно с А В Воробьевым) - 0,4 п л
17 Методические принципы социальной психологии детства социометриче-
ская или деятельностная паралигмы исследования? // Экспериментальные
методы исследования личности в коллективе Материалы Всесоюзной
конференции В 3 ч , Даугавпияс, 1985, Ч 1- 0,3 п л
18 Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства
// Вопросы психологии 1986, №4-0,8 п л
19 Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе
// Вопросы психологии 1987, №5 - 0,7 п л
20 Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе // Лич-
ность и межличностные отношения в коллективе Ульяновск, 1988 - 0,8 п л (в
соавторстве с А Г Асмоловым)
21 Психологические принципы всестороннего развития личности //
Советская педагогика 1987, №12 - 0,8 п л (в соавторстве с А В Петровским)
22.0 методическом принципе смены социальной позиции личности ребенка в
социальной психологии детства // Индивидуальность педагога и
формирование личности школьников Даугавпилс, 1988 - 0, 3 п л
23 О возможности психологического изучения личности ребенка в социоге-
незе (на материале сказки) // Психологические проблемы взаимодействия
коллектива и личности М, 1988 -1,1 п л (в соавторстве с Н Г Большаковой)
24 Ядерная энергетика глазами детей (социально-психологический анализ
представлений школьников об атомных электростанциях) //
Информационный бюллетень 1989, №12 - 0,6 п л
25 Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии, 1990, № I -0,8
пл
26 Изучение референтности социальной группы в детском возрасте // Педаго-
гическое взаимодействие психологический аспект М, 1990 (в соавторстве с Н
А Пастернак) -0,6 п л
27 Центры духовной педагогики от интерната к пансиону //Народное образо-
вание, 1991, №2-0,5 п л
28 Детская святость в русском православии // Сборник докладов П Междуна-
родных Рождественских образовательных чтений М, 1995 - 0,4 п л
29 Социально- экологическая ситуация региона глазами детей к построению
визуальной социопсихологии детства // Учителю об экологии детства /Под
ред В И Панова, В П Лебедевой М, 1996 - 1,3 п л
30 Социальная психология детства ребенок среди взрослых и сверстников в
онто- и содиогенезе // Мир психологии 1996, №3 -1,5 п л
31 Дети-пророки социогенетический анализ представлений об опасности в
детской субкультуре // Магистр 1997, №3 -0,5 п л
32 Экран и ребенок современные трансформации картины мира в детской
субкультуре // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья 1998, №3 -
0,4 п л
33 Хочется дожить до здоровых внуков (О концепции полового воспитания
российских школьников) // Воспитание школьников 1998, №2 - 0,4 п л
34 Во что играют наши дети? // Воспитание школьников 1998, №4 - 0,5 п л
35 Эволюция семьи и духовное благополучие современного ребенка //Сб
докладов VI Международных Рождественских образовательных чтений М,
1998 -0,4 п л
36 Игра формирует душу ребенка // Мир психологии 1998, №4 -0,5 п л
37 Развитие отношений ребенка в детской субкультуре Предмет социальной
психологии детства //Журнал прикладной психологии 1999, №5 - 2,1 п л
38 Половая дифференциация и сексологизация детской субкультуры или
горький вкус запретного плода //Мир психологии 2000, № 1 -1,4 п л
Статьи в словарях и справочниках
39 Альтруизм ( совместно с А В Петровским) Гуманность Негативизм Иден-
тификация Отчужденность (в психологии) Эгоизм // Краисий психологиче-
ский словарь М, 1985
40 Идентификация Отчужденность (в психологии) Социогенез (совместно с
А Г Асмоловым) //Краткий психологический словарь М,1985
41 Комплекс оживления Симбиоз психологический // Психология Словарь
/Под общ ред А В Петровского, М Г Ярошевского М, 1990 -0, Зпл
42 Отчуждение (в психологии) Идентификация Идентификация
коллективистская Зависть // Психология Словарь /Под общ ред А В
Петровского, М Г Ярошевского М, 1990 - 0,3 н л
43 Детская субкультура Дифференциация половая Социогенез (совместно с
А Г Асмоловым) Позиция социальная // Психология Словарь ДТод общ ред
А В Петровского, М Г Ярошевского М, 1990 - 0,4 пл
44 Зона вариативного развития (совместно с А Г Асмоловым) Социальная си-
туация развития //Краткий психологический словарь/ Ред -сост Л А
Карпенко, Под общ ред А В Петровского, М Г Ярошевского, II изд Ростов
н/Дон, 1998
45 Детская субкультура Психологический симбиоз Половая
дифференциация // Краткий психологический словарь/ Ред -сост Л А
Карпенко, Под общ ред А В Петровского, М Г Ярошевского, П изд Ростов
н/Дон, 1998
46 Идентификация Идентификация внутригрупповая Статус социальный По-
зиция социальная // Краткий психологический словарь/ Ред -сост Л А
Карпенко Под общ ред А.В Петровского, М Г Ярошевского, II изд Ростов
н/Дон, 1998
47 Архетип Рисунок детский // Справочник по психологии и психиатрии дет-
ского и подросткового возраста СПб , 1999
48 Социализация Этнография детства Этнопсихология// Справочник по пси-
хологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб , 1999
49 Атрибуция каузальная Восприятие межличностное Социометрические ме-
тоды исследования //Справочник по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста СПб, 1999
50 Установка социальная Экспектакции //Справочник по психологии и пси-




хиатрии детского и подросткового возраста СПб , 1999
51 Группа Групповая динамика Межличностные отношения//Справочник по
психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб, 1999
52 Климат психологический Конфликт Лидерство Статус // Справочник по
психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб, 1999
53 Роль социальная Позиция социальная Ценностные ориентации // Справоч-
ник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб,
1999
54 Деятельностное опосредствование Идентификация коллективистская Ре-
ферентность // Справочник по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста СПб, 1999
55 Социальная психология детства Группа детская Совместная деятельность
(совместно с К Н Поливановой) // Справочник по психологии и психиатрии
детского и подросткового возраста СПб, 1999
56 Социальная ситуация развития Социогенез // Справочник по
психологии и психиатрии детского и подросткового возраста СПб , 1999

Учебно - методические пособия
57 Основы психологии личности ( программа для старшеклассников) //
Развитие системы факультативных занятий в общеобразовательной и
профессиональной школе М 1987
Тезисы докладов и выступлений
58 К вопросу о генезисе действенной групповой эмоциональной идентифика-
ции // Социально-психологические проблемы в условиях развитого
социалистического общества / Тезисы докл Всесоюзн съезду Общества
психологов СССР М ,1977
59 Опыт изучения идентификации-отчуждения дошкольника в групповой со-
ревновательной игре // Педагогические аспекты социальной психологии /
Тезисы респ научно-теоретическ конференции Минск ,1978
60 О внутренней структуре действенной групповой эмоциональной
идентификации // Психология возрастных коллективов / Тезисы докл
Всесоюзному симпозиуму г Костроме М, 1978
61 Совместная деятельность детей как фактор гуманизации межличностных
отношений в группе (на примере изучения действенной групповой
эмоциональной идентификации) // Психологические основы формирования
личности в условиях общественною воспитания / Тезисы докл Всесоюзной
конференции М, 1979
62 О социально-психологическом подходе к изучению межличностных
отношений ребенка итоги и перспективы исследования // Воспитание
обучение и психическое развитие / Тезисы научи сообщен к VI Всесоюзному
съезду Общества психологов СССР М, 1983
63 Социогенетические истоки персонализации и историко-генетический
метод // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе
Материалы Всесоюзн конференции Даугавпилс, 1985 ВЗч (в соавторстве с А
Г Асмо-ловым)
64 Детская субкультура и становление личности ребенка // Активизация
личности в системе общественных отношений / Тезисы докладов к VII съезду
Общества психологов СССР М, 1989
65 Современные трансформации дегской картины мира // Ш Всеросийская
конференция по арт- терапии и арт- педагогике /Тезисы докл М, 1999

Научно- популярные статьи по теме и результатам исследований
66 Уроки Звездного мальчика // Знание-сила 1982, №6 - 0,5 и л
67 Ядерные сны наяву // Наука и религия 1990, №4 - 0,6 п л
68 Искусство быть добрым // Учительская газета 1991, №4 - 0,3 п л
69 Ты утаил от мудрых, но открыл младенцам Детская святость в русском
православии // Учительская газета 1994, №15-16
ТО.Юные предвестники катастроф //Коллекция Московских Новостей , 29
янв.,1995 - 0,1 п.л.
71.Плюс сексуализация всей России. Какую опасность таит в себе ТВ -
развращение детской психики // Труд-7, №121, 1997 - 0,4 п.л.
72.Концепция «Половое воспитание российских школьников»: от бесполой
педагогике - к педагогике половой?// Учительская газета, № 35,1997- 0,3 п.л.
73. Агрессивна и очень опасна! // Труд-7, №28,1998 - 0,3 п.л.
74.Кто в доме хозяин // Труд-7, №115,1998 -0,3 п.л.
75.Мама, папа и «видак» // Труд-7 , № 95,1999 - 0,3 п.л.
76. А ангелочков у вас не продается? // Труд-7, № 208,1999 - 0,4 п.л.
Публикации на иностранных языках
77 .Die Taetigkeit der Kinder als Voraussetzung einer humanen Einstellung zum
Altersgefaehrten//.10.Gemeinsames Seminar d. Aspiranten und Nachwuchswissen-
schaftler d. APW d. DDK u. d. APW d. UdSSR in Piau am See. - Berlin, 1980 -
0,4 п.л. (на немецком языке)
78.Joint activity in the development of a humane attitude toward preschool peers //
Soviet Psychology. 1983, V.23 - 0,8 п.л.
79.Alienation (in psychology), Identification, Humanness, Altruism, Sociogeness,
Negativism, Egoism // A concise Psychological Dictionary. Ed. by A.V. Petrovsky
and M.G. Yaroskevsky. - Moscow, 1988 (на английском, японском, испанском,
чешском, греческом языках) - 0,6 п.л. SO.Children's images of nuclear energy //
Facing Apocalypse. N.Y.,1992 - 0,5 п.л.

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ