СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




БАЖЕНОВА Ирина Ивановна



РАЗВИТИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИИ
УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ



13.00.02 - теория и методика обучения физике




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук




Екатеринбург - 2000
Работа выполнена в Уральском государственном
педагогическом университете




Научный руководитель • доктор педагогических наук,
профессор Шамало Т Н
- доктор физико - математических наук,
Официальные оппоненты
профессор Сидоренко Ф А

- кандидат педагогических наук, доцент
Днепров С А

Ведущая организация - Уральский государственный
университет
Защита состоится « 22 2000 г в 17 час
мая »
на заседании диссертационного совета КПЗ 42 05 по присуждению
ученой степени кандидата педа огических наук в Уральском
государственном педагогическом университете по адрес> 620219 г
Екатеринбург, ул К Либкнехта, 9а, ауд №1
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки
Уральского государственного педагогического университета
Автореферат разослан « 15"» апреля 2000 г

Ученый секретарь
диссертационного совета
И И Бондаренко
кандидат физико-
математических наук,
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В соответствии с современной
концепцией образования процесс обучения должен основываться на
признании ученика субъектом собственного развития, который
должен не только усваивать содержание учебного материала, но и
самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою
познавательную деятельность Необходимым условием обновления
школы становится поиск новых способов оценки учебной
деятельности, которые исключают, с одной стороны, субъективизм
учителя, а с другой неравноправность позиции ученика в процессе
оценивания результатов его учебной работы Изменения в проведении
контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и
самооценки учащихся, что, в свою очередь, будет способствовать
усилению стремления школьников к самостоятельной
образовательной деятельности, а также возрастанию качества знаний
Таким образом, проблема контроля знаний по-прежнему является
одной из главных в организации процесса обучения Различные
психолого-педагогические аспекты этой сложной многоплановой
проблемы рассматривали Н П Архангельский, В М Беспалько, Р Ф
Кривошапова, А А Кузнецов, О В Оноприенко, ЕЙ Перовский, В М
Полонский, В Г Разумовский, Н Ф Талызина, Л М Фридман и др
Необходимость изменения традиционной системы контроля и оценки
знаний обосновывалась учеными Г Ю Ксензовой, В А Кальней, С Е
Шишовым и др
В работах В А Кальней и С Е Шишова разрабатывались методи-
ческие основы мониторинга качества образования в системе «учитель
-ученик» Исследования, проведенные I Ю Ксензовой, были
посвящены раскрытию структуры и содержания оценочной
деятельности субъектов образовательного процесса, функций и
процедур оценки, а также самооценки учебной деятельности Г Ю
Ксензова установила, что самооценка является основой
саморегуляции и внутренней мотивации учения Однако, в этих
работах не рассматривались вопросы о структуре контрольно-
оценочных умений школьников и оценке динамики их развития в
образовательном процессе
Необходимость обращения к проблеме развития контрольно-
оценочных умений школьников вызывается следующими противоре-
чиями
- между принципами личностно-ориентированной системы
обуче-
ния и преимущественно иллюстративно-объяснительным
методом обучения.
- между существующей теорией организации и проведения кон-
трольно-оценочного этапа учебной деятельности и недостаточной
разработанностью методических основ самоконтроля школьников в
процессе изучения школьных дисциплин, в том числе физики,
- между объективно существующей потребностью подготовки
учащихся к самостоятельной образовательной деятельности и
недостаточностью развития контрольно-оценочных умений
школьников
Сформулированные противоречия определяют актуальность
данного исследования, которая обусловлена
- социальным заказом общества на воспитание будущих граждан,
обладающих способностью контролировать, объективно оценивать и
корректировать свою учебную деятельность,
- необходимостью разработки соответствующих методических
приемов и вариативных технологий, направленных на развитие кон-
трольно-оценочных умений школьников,
- необходимостью учета личностных качеств ученика, в том числе
его психических характеристик, в процессе реализации личностно-
ориентированного подхода в обучении
Объектом исследования явился процесс обучения физике в средней
общеобразовательной школе
Предмет исследования - развитие контрольно-оценочных умений
школьников в процессе обучения физике
Цель исследования - обоснование и разработка методики развития
контрольно-оценочных умений школьников при обучении физике
Основная идея исследования заключается в следующем Физика как
учебный предмет обладает большими возможностями для развития
контрольно-оценочных умений школьников, которые могут реализо-
ваться как в теоретической, так и в экспериментальной деятельности
К изучению предмета исследования был применен конвергентный
подход Принципы конвергентного подхода, как известно, основаны
на выделении двухсторонних ракурсов изучения рассматриваемою
предмета Был проведен анализ и оценка методических проблем с
позиций психологии и педагогики, методики обучения физике и
принципов личностно-ориентированного обучения, специфических
требований внешнего и внутреннего контроля Такой подход
позволил провести многосторонний анализ проблемы развития
контрольно-оценочных умений и выявить их уровневую структуру
На основании полученных результатов была разработана обобщенная
уровневая модель Было выделено три уровня (репродуктивный,
продуктивный, творческий) и установлено, что каждый ученик
владее! контрольно-оценочными умениями всех трех уровней
одновременно, но степень развития каждого уровня может быть
весьма различной В процессе обучения должно обеспечиваться
целенаправленное повышение степени развития контрольно-
оценочных умений в границах установленных уровней Необходимым
условием этого развития является создание и использование
диагностики контрольно-оценочных умений, которая также должна
иметь уровневую структуру
Применение обобщенной модели и принципов конвергентного
подхода позволило создать целостную методическую систему
развития контрольно-оценочных умений в процессе обучения физике
Идея исследования позволила сформулировать следующую гипотезу:
развитие контрольно-оценочных умений в процессе обучения физике
будет иметь положительную динамику, что, в свою очередь, обу-
словит ориентацию учащихся на самоконтроль учебной работы и
обеспечит повышение качества знаний и умений школьников, если
- контрольно-оценочный этап образовательного процесса будет
включать такие виды деятельности учащихся, которые
характеризуют каждого ученика как равноправного субъекта
обучения,
- для создания диагностики развития конгрольно-оценочных умений
школьников будет использована обобщенная модель, включающая в
качестве своих элементов репродуктивный, продуктивный и творче-
ский уровни,
- для развития контрольно-оценочных умений будет использована
методика, разработанная на основе обобщенной уровневой модели и
принципов конвергентного подхода
Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие
задачи исследования
1 Проанализировать состояние проблемы развития контрольно-
оценочных умений школьников и раскрыть ее сущность
2 Выявить структуру контрольно-оценочных умений школьников,
позволяющую создать их обобщенную уровневую модель
3 Разработать диагностику развития контрольно-оценочных умений
школьников в соответствии с предлагаемой моделью
4 Создать вариативные технологии развития контрольно-оценочных
умений школьников в процессе обучения физике
5 Разработать и обосновать методику развития контрольно-оце-
ночных умений школьников в процессе обучения физике,
основанную
на реализации представленной модели и принципах конвергентного
подхода
6 Экспериментально проверить эффективность предлагаемой ме-
тодики развития контрольно-оценочных умений школьников
Для решения поставленных задач использовались следующие ме-
тоды исследования: теоретический анализ литературы по теме
исследования обобщение инновационного педагогического опыта,
анализ организации и проведения контрольно-оценочного этапа
учебной дея-тельности в процессе обучения физике, педагогические
измерения (анкетирование, проведение интервью и наблюдений,
тестирование) с целью подтверждения эффективности предлагаемых
методических приемов и технологий, сравнительный педагогический
эксперимент с целью определения эффективности методики развития
контрольно-оценочных умений школьников, статистические методы
обработки результатов педагогического эксперимента
Методологическую основу исследования составляют
- концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний
(Л С Выготский, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн),
- теоретические основы формирования и развития общих учебных
умений (Ь М Богоявленский, 3 И Калмыкова, И Я Ланина, Н Л
Менчинская А В Усова, Т Н Шамало),
- теоретические основы организации контрольно-оценочного этапа
учебной деятельности (В П Беспалько, Б Блум, Л И Божович М И
Скаткин, А А Кузнецов, Г Ю Ксензова, В А Кальней, Л М Фридман,
Н Ф Талызина, С Е Шишов),
- концепция личностно-ориентированного обучения (И С Якиман-
ская, В И Данильчук, В В Сериков)
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены использованием разнообразных методов исследования,
адекватных поставленным задачам соответствием выводов, получен-
ных теоретическим и экспериментальным путем, длительностью
эксперимента, его повторяемостью, широтой экспериментальной
базы, применением методов математической статистики для
обработки результатов эксперимента, учетом инновационной
деятельности учителей школ г Н Тагила, Первоуральска, Шадринска.
Екатеринбурга, соблюдением основных педагогических требований
к организации педагогического эксперимента
Логика исследования определила следующие этапы
Первый этап, подготовительный или поисковый, проводился на базе
Уральского педагогического университета в 1987-1990 гг и включал
- общее знакомство с проблемой развития контрольно-оценочных
умений школьников.
- анализ педагогической и психологической литературы по уточ-
нению понятий «контроль», «самоконтроль», «контрольно-
оценочные умения»
В ходе второго э гапа в школах г Екатеринбурга, Н Тагила, Шад-
ринска, Первоуральска проводился констатирующий эксперимент
(1991-1994гг), который был связан
- с формированием и разработкой гипотезы исследования,
- с установлением обобщенной уровневой модели контрольно-
оценочных умений школьников,
- с выделением степени развития контрольно-оценочных умений
школьников на каждом из выделенных уровней,
- с разработкой методических приемов и вариативных технологий,
обеспечивающих развитие контрольно-оценочных умений и ориента-
цию школьников на самоконтроль учебной деятельности,
- с поиском адекватных методов исследования,
- с организацией и проведением констатирующею педагогического
эксперимента
На третьем этапе (1995-1999 гг) проводился формирующий экс-
перимент, применялись разработанные нами диагностика
контрольно-оценочных умений школьников и методика их развития в
процессе обучения физике, оценивалась результативность
проведения педагогического эксперимента и предложенных
методических рекомендации
Критериями эффективности предлагаемой методики являются
- ориентация учащихся на самоконтроль учебной деятельности,
- степень развития контрольно-оценочных умений на каждом из трех
выделенных уровней (репродуктивном, продуктивном и творческом),
- повышение качества знаний и умений учащихся по физике
Научная новизна полученных в работе результатов заключается в
том, что в отличие oт предыдущих исследований, предложена и обос-
нована методика развития контрольно-оценочных умений,
разработанная на основе обобщенной уровневой модели и принципов
конвергентного подхода
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- сформулированы принципы использования конвергентною подхода
к разработке методики развития контрольно-оценочных умений при
обучении физике,
- выявлена структура контрольно-оценочных умений, включаю-
щая в качестве основных элементов репродуктивный, продуктивный
и творческий уровни, введение которых обусловлено сложностью
контролируемой учеником учебной деятельности,
- выделены степени развития контрольно-оценочных умений
(подуровни) и определены их критерии, обусловленные активностью
и объективностью самоконтроля,
- предложена обобщенная уровневая модель включающая в качестве
элементов уровни и степени развития контрольно-оценочных умений
(подуровни),
- предложены принципы диагностирования уровней и степени
развития контрольно-оценочных умений школьников,
соответствующие обобщенной уровневой модели
Практическая значимость заключается в следующем
- создана методика развития контрольно-оценочных умений
школьников в процессе обучения физике, основанная на обобщенной
уровневой модели и принципах конвергентного подхода,
- предложены индивидуальный, групповой и фронтальный оце-
ночные методы, направленные на развитие контрольно-оценочных
умений школьников, и составлены рекомендации по их
использованию в процессе обучения физике,
- разработаны методические приемы и вариативные технологии
развития контрольно-оценочных умений школьников, а также
методические рекомендации по их использованию в процессе
обучения физике,
- создана уровневая психолого-педагогическая диагностика развития
контрольно-оценочных умений и предложены методические реко-
мендации по проведению диагностики развития контрольно-
оценочных умений в процессе обучения физике
Апробация результатов исследования. Результаты работы изла-
гались на научно-практической конференции межвузовской
конференции «Развитие творческой активности учащихся в процессе
обучения и профессиональной подготовки студентов» (1994г,
Екатеринбург), XXIX Зональном совещании преподавателей
педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Инновационные
процессы в подготовке будущих учителей физики» (1996г,
Екатеринбург), Всероссийской научно-практической конференции
«Развитие интеллектуальных и практических умений при обучении
физики» (1997г, Екатеринбург), XXXII Зональной конференции
педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Воспитание
патриотизма, гражданственности и нравственности в про-
фессиональной подготовке учителя физики» (1999 г, Екатеринбург),
V научно-практической конференции «Школьный физический
эксперимент» (2000 г, Глазов), Годичном совещании руководящих и
педагогических работников системы образования Горнозаводско! о
округа «Общее и профессиональное образование проблемы
человека» (2000 г, Н Тагил), на педагогических чтениях учителей
школ и методических объединений Н Тагила, Екатеринбурга и В
Салды
На защиту выносятся следующие положения
1 Одной из основных целей проведения контрольно-оценочного
этапа образовательного процесса должно явиться развитие
контрольно-оценочных умений и усиление стремления учащихся к
самоконтролю учебной деятельности Этот подход позволит считать
ученика основным субъектом обучения
2 Обобщенная уровневая модель, включающая в качестве своих
элементов репродуктивный, продуктивный и творческий уровни кон-
трольно-оценочных умений, позволяет разработать эффективную
диагностику развития этих умений в процессе обучения физике
3 Применение обобщенной уровневой модели и принципов кон-
вергентного подхода позволяет разработать методику, использование
которой обеспечит положительную динамику развития контрольно-
оценочных умений, ориентацию школьников на систематический
самоконтроль и самооценку учебной деятельности, а также
повышение качества знаний и умений учащихся по физике

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библио-
графического списка и приложения
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формули-
руется основная идея исследования, его объект, предмет, цели,
рабочая гипотеза и задачи, указываются методы решения
поставленных задач, обосновывается новизна, теоретическая и
практическая значимость работы
В первой главе работы « Психолого-педагогический анализ про-
блемы развития контрольно-оценочных умений школьников»
исследуется структура понятий «деятельность» и «учебной
деятельность», определяются дидактические функции и
основополагающие принципы контроля знаний и умений
школьников
Психолого-педагогический анализ поэлементной и функциональной
структуры человеческой деятельности, был проведен Л С Выготским,
А Н Леонтьевым, П Я Гальпериным, Н Ф Талызиной,
Д Б Элькониным, В В Давыдовым, Л М Фридманом, Т В Габай
Проведенные исследования показали, что выделенные структурные
составляющие деятельности имеют динамические связи и могут быть
рас-смотрены с позиции внешнего и внутреннего плана, связанного с
самим субъектом и окружающей его социальной средой
Если продуктом деятельности является познавательный результат, то
деятельность определяется как учебная Получение познавательного
результата при этом идет тремя основными путями
1) опыт дан в готовом виде, а условия его успешного усвоения
создаются другими людьми,
2) опыт дан в готовом виде, но субъект должен самостоятельно
подготовить условия для успешного усвоения,
3) опыт не дается в готовом виде, и субъект должен самостоятельно
подготовить условия для его успешного приобретения
Второй и третий путь получения познавательного результата связан с
учебной деятельностью, в которой главная роль принадлежит уче-
нику Ученик в данном случае выступает как субъект собственного
развития, он самостоятельно и осознанно контролирует, оценивает и
корректирует свою познавательную деятельность с помощью
следующих этапов
- изучение требований к усвоению знаний и умений,
- обсуждение критериев и норм оценки знаний и умений с учителем и
одноклассниками,
- самоанализ и самооценка начальных результатов,
- установление соответствия между оценкой и самооценкой,
- коррекция пробелов знаний и умений самостоятельно или с по-
мощью учителя,
- самоанализ и самооценка конечных результатов.
При проведении контроля учебной деятельности реализуются ди-
дактические функции (ориентирующая, контролирующая,
обучающая, воспитывающая, развивающая) и принципы контроля
знаний и умений школьников (обьективности, регулярности,
валидности, сознательности, активности, индивидуального подхода,
наглядности) Содержание функций и принципов контроля раскрыто
в работах В Г Разумовского, Р Ф Кривошаповой, О В Оноприенко, Е
И Перовским, Н Ф Талызиной, Н П Архангельскою, В П Беспалько,
Л А Кузнецова, В М Полонского
В состав перечисленных функций нами дополни (ельно вводится
мотивационная функция, которая играет главную роль при
подведении итогов учебной работы Объективная оценка результатов
контролируемой деятельности создает условия конкуренции, в
которых учащиеся
стремятся повысить уровень оценки и самооценки личности
Реализация мотивационной функции связана с развитием
познавательной активности, усилением стремления к
самостоятельности в образовательной деятельности, повышением
значимости качества знаний и умений учащихся
Соответственно в состав основополагающих принципов контроля
нами включается еще один - мотивированности результатов
контрольно-оценочной деятельности Необходимость его введения
обусловлена признанием ученика в качестве субъекта
образовательного процесса, отказом от практики формального
выставления отметок без учета мнения учащихся, стремлением
повысить объективность оценки и самооценки учебной работы
Одной из задач нашего исследования являлось изучение и анализ
состояния проблемы развития контрольно-оценочных умений
школьников С этой целью мы посетили 93-и урока и 53-и
внеклассных мероприятия по физике Анализ работы школьных
учителей, проведенный в ходе констатирующего этапа
педагогического эксперимента, показал, что при проведении 69%
уроков и 68% внеклассных мероприятий не учитывалось
привлечение учащихся к само/взаимооценке учебной работы, а,
следовательно, функции и принципы контроля не были полностью
реализованы Несогласованность контрольно-оценочной деятельности
субъектов образовательного процесса с принципами и функциями
контроля указывает на необходимость разработки научно-
обоснованных технологий, обеспечивающих развитие контрольно-
оценочных умений школьников при обучении физике, применение
которых позволило бы повысить качество знаний и создать условия
для ориентации учащихся на самостоятельную образовательную
деятельность
В связи с этим главными задачами исследования стали выявление
структуры контрольно-оценочных умений учащихся и создание на ее
основе обобщенной уровневой модели, разработка диагностики
развития умений, разработка и обоснование методики, направленной
на их эффективное развитие в процессе обучения физике
Выявление структуры контрольно-оценочных умений школьников
было связано с определением трех главных критериев
1) сложность учебной деятельности, контролируемой и оцениваемой
учеником,
2) степень объективности оценочных суждений,
3) степень активности в проведении самоконтроля
Уровень сложности контрольно-оценочных умений обусловливается
содержанием контролируемой и оцениваемой учеником познава-
тельной деятельности С этих позиций нами выделены следующие
уровни репродуктивный, продуктивный и творческий
Указанные уровни сложности явились элементами уровневой модели
контрольно-оценочных умений школьников Контрольно-оценочные
умения каждого ученика находятся на всех трех уровнях од-
новременно, но различаются степенью их развития Для оценивания
степени развития контрольно-оценочных умений в границах
выделенных уровней вводится ранговая шкала внутриуровневых
критериев -активности и объективности самоконтроля
Учет объективности основывается на степени совпадения внешней
оценки и самооценки ученика Для того чтобы судить об объектив-
ности контрольно-оценочных умений, необходимо соблюдать
следующие условия
- критерии и нормы оценивания должны утверждаться учениками и
учителем, а также согласовывался с требованиями Государственного
образовательного стандарта,
- само/ взаимооценка должна предшествовать внешней оценке,
- само/взаимооценка может заканчиваться выставлением отметки в
традиционной или разработанной совместно с учащимися ранговой
шкале отметок
Учет активности контрольно-оценочных умений предполагает
наличие у школьника возможности оказывать влияние на критерии и
нормы оценки Определение активности обусловлено тем, какое
положение занимает самоконтроль по отношению к внешнему
контролю Активность контрольно-оценочных умений ученика
принимает вполне определенное значение, зависящие от частоты
обращения к внешнему контролю, а также стремления школьника
вносить дополнения в содержание критериев и норм оценки учебной
деятельности
Введение ранговой шкалы значений внутриуровневых критериев
активности и объективности контрольно-оценочных умений
позволило выделить пять условных зон, соответствующих
различным степеням развития контрольно-оценочных умений
школьников для каждого из трех уровней сложности Каждой из
выделенных зон присваиваются термины
- зона высокоразвитых контрольно-оценочных умений
- зона развитых контрольно-оценочных умений
- зона достаточно развитых контрольно-оценочных умений
- зона слаборазвитых контрольно-оценочных умений
- зона критического состояния развития контрольно-оценочных
умений
Ее второй главе диссертации «Методика развития контрольно-
оценочных умений школьников в процессе обучения физике»
раскрыто содержание диагностики и методики развития контрольно-
оценочных умений в процессе обучения физике
Содержание диагностических заданий соответствовало уровню
развития контрольно-оценочных умений Приведем примеры учебных
аиагностических заданий по физике, выполнение которых должны
были контролировать и оценивать школьники на основе
утвержденных ими критериев и норм оценивания
Репродуктивный уровень физические диктанты, репродуктивные
тесты, опорные конспекты, теоретические зачеты, устное изложение
содержания учебного материала
Продуктивный уровень самостоятельные и контрольные работы по
физике (рассчитаные на проверку усвоения алгоритмов), типовые ла-
бораторные работы, тесты и письменные домашние задания
алгоритмического характера
Творческий уровень теоретические и экспериментальные задачи по
физике творческого характера, написание докладов и рефератов, вы-
полнение самостоятельных дополнительных исследований в ходе
лабораторных работ, изготовление физических приборов
Проведение педагогической диагностики, по нашему мнению, не-
обходимо сочетать с исследованием индивидуальных
психологических особенностей (техническое мышление, память,
внимание) и свойств личности ученика (волевые черты характера),
позволяющих определить зону потенциального развития контрольно-
оценочных умений в границах установленных уровней
Одной из важнейших задач педагогического исследования являлось
изучение динамики развития контрольно-оценочных умений
школьников и создание соответствующей методики Для этого был
использован конвергентный подход
Применение конвергентного подхода к разработке методике за-
ключается в том, что, во-первых, оценка развития контрольно-
оценочных умений школьников производится с помощью
двухсторонней психолого-педагогической диагностики Во-вторых,
организация и проведение контрольно-оценочного этапа
обусловливались результатами анализа методических проблем с
позиций принципов личностно-ориентированного обучения и
методики обучения физике И, в-третьих, предлагаемая нами
методика была связана с необходимостью
учета специфических особенностей внешнего и внутреннего контро-
ля учебной деятельности Особенностью предлагаемой методики
является то, что она носит рекурсивный характер и направлена на
систематическую ежегодную оценку начальной и последующей
степени развития контрольно-оценочных умений в границах
установленных уровней
Проведение психолого-педагогической диагностики и анализ ее
результатов позволил разработать разнообразные методические
приемы и вариативные технологии развития контрольно-оценочных
умений в процессе обучения физике В соответствии с установленной
нами ранговой шкалой внутриуровневых критериев активности и
объективности самоконтроля выделены три группы вариативных
учебных технологий, а также раскрыто содержание связанных с ними
методических приемов
В трегьей главе «Педагогический эксперимент и его результаты»
дана общая характеристика экспериментального исследования,
описаны констатирующий, поисковый и формирующий этапы
эксперимента, приведены и проанализированы его результаты
Экспериментальная работа проводилась в школах г Екатеринбурга, Н
Тагила, Первоуральска, Шадринска с 1987 по 1999гг В эксперименте
приняли участие 15 учителей физики первой и высшей категории,
учащиеся 18-и классов
На первом этапе (1987-1990 гг) выяснялось состояние проблемы
развития контрольно-оценочных умений школьников, определялось
значение самоконтроля в образовательной процессе Для этого
широко применялось анкетирование и опрос учителей и учащихся,
психолого-педагогические наблюдения, проведение психолого-
педагогической диагностики Результаты исследований позволяют го-
ворить о том, что развитие контрольно-оценочных умений школь-
ников не соответствует требованиям Государственного образователь-
ного стандарта, подготовка учителей к оценке и развитию умений
является недостаточной, существует объективное противоречие меж-
ду данными психодиагностики возможного развития умений и их
действительными, достаточно низкими характеристиками,
стремление учащихся к самоконтролю учебной деятельности
проявляется эпизодически
Второй этап (1991-1994 гг ) педагогического эксперимента пре-
дусматривал, во-первых, разработку обобщенной уровневои модели
контрольно-оценочных умений школьников, и, во-вторых, создание и
обоснование методических приемов и вариативных технологий, при-
меняемых в процессе обучения физике с целью повышения степени
развития контрольно-оценочных умений школьников Кроме того, в
ходе поискового этапа проверялись и уточнялись главные условия и
факторы, сопутствующие реализации методики в школьной практике
Третий этап (1995-1999 гг ), формирующий, был связан с реализацией
предлагаемой методики развития контрольно-оценочных умений
школьников, которая заключалась
- в проведении первоначальной оценки развития контрольно-
оценочных умений школьников с помощью психолого-
педагогической диагностики в процессе обучения физике,
- в анализе данных психолого-педагогической диагностики, со-
провождающемся выбором соответствующих методических приемов
и вариативных технологий развития контрольно-оценочных умений
при обучении физике,
- в организации процесса обучения физике, позволяющем учесть
психологические, возрастные и личностные особенности учащихся,
- в применении соответствующих методических приемов и
вариативных технологий при проведении уроков физики различного
типа (уроков изучения нового материала, уроков решения задач,
уроков повторения и закрепления изученного материала),
- в регулярном привлечении учащихся к процессу контроля и оценки
учебной работы на различных этапах проведения урока физики, как в
ходе теоретической, так и практической деятельности,
- в проведении последующей оценки развития контрольно-оценочных
умений школьников с помощью повторной психолого-
педагогической диагностики в процессе обучения физике,
- в анализе динамики развития контрольно-оценочных умений
школьников и проектировании очередного этапа работы, связанной с
повышением степени их развития
Проведение сравнительного анализа развития контрольно-оценочных
умений экспериментальных и контрольных групп проводилось в
соответствии с выдвинутой гипотезой
Для определения степени развития контрольно-оценочных умений
школьников и исследование ориентации учащихся на самоконтроль
учебной деятельности был применен метод психолого-
педагогического консилиума, в котором использовались учебные
диагностические задания по физике, соответствующие требованиям
репродуктивного, продуктивного и творческого уровней Результаты
консилиума показали наличие положительной динамики развития
кон-
трольно-оценочных умений в границах каждого уровня, что подтвер-
ждается применением метода Пирсона Исследование эффективности
предложенной методики осуществлялось путем сравнения годовых
оценочных показателей по физике.
Справедливость выводов, позволяющих объективно оценить по-
вышение качества знаний учащихся за счет использования
предложенной методики, доказана методом Пирсона
1997 г , 9 класс Тшб1(31,0)>Ткркг(7,8)
1999 г , 11 класс THdrm(32,0)>TKpfIT(7;8)
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о суще-
ствовании устойчивых тенденций к повышению степени развития
контрольно-оценочных умений у учащихся экспериментальных
групп, уси-
лению стремления школьников к самоконтролю учебной
деятельности, возрастанию качества знаний по физике, вызванных
применением разработанной нами методики
В приложении представлено содержание психопогических тестов и
анкетирования с помощью которых исследовались развитие кон-
трольно-оценочных умений и ориентация школьников на
самоконтроль учебной деятельности

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

1 Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный
характер В нем проанализирован и экспериментально обоснован один
из путей решения важнейшей задачи современной школы - развитие
контрольно-оценочных умений школьников Показано, что эту задачу
можно решить с помощью методики, разработанной на основе
применения обобщенной уровневой модели и принципов
конвергентного подхода
2 Разработаны принципы применения конвергентного подхода к
созданию методики развития контрольно-оценочных умений
школьников в процессе обучения физике
3 Выделена и обоснована структура контрольно-оценочных умении
школьников и построена обобщенная уровневая модель, включающая
в качестве элементов репродуктивный, продуктивный и творческий
уровни
4 Разработана диагностика развития контрольно-оценочных умений
школьников для репродуктивного продуктивного и творческого
уровня
5 Предложены индивидуальный, групповой и фронтальный оце-
ночные методы, направленные на развитие контрольно-оценочных
умений Составлены методические рекомендации по их
использованию в процессе обучения физике
6 Предложены методические приемы и вариативные технологии,
применение которых обусловлено степенью развития контрольно-
оценочных умений школьников Составлены методические
рекомендации по их использованию в процессе обучения физике
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют об
эффективности предлагаемых приемов и технологий, а также о
целесообразности их использования в школьной практике
7 Доказано что предчоженная методика развития контрольно-
оценочных умений школьников позволяет
- наиболее полно реализовать принципы и функции контроля и
самоконтроля учебной деятельности.
- формировать стремление школьников к самоконтролю учебной
деятельности и адекватную самооценку собственных возможностей в
изучении предмета, самообразованию и самовоспитанию личности,
- создать благоприятные условия для развития у школьников таких
черт характера как самостоятельность, инициативность, организо-
ванность принципиальность, критичность мышления,
- создагь необходимые условия для адаптации учащихся к соци-
альной ситуации, свойственной современной политической и общест-
венно-экономической жизни
8 Эффективность применения конвергентного подхода и обобщенной
уровневой модели для разработки методики развития контрольно-
оценочных умений подтверждена результатами педагогического
эксперимент который проводился под руководством диссертанта с
1987 по 1999гг
Основные положения и выводы исследования отражены в сле-
дующих публикациях:
1 Баженова И И Формирование практических и теоретических знаний
учащихся на уроках-практикумах // Развитие творческой активности
учащихся в процессе обучения и профессиональной подготовки
студентов Материалы научно-методической конференции, 9 декабря
1994г Екатеринбург 1995 С 39-42
2 Баженова И И Формирование исследовательских навыков в
процессе выполнения лабораторных работ // Педагогическое,
социопси-хологическое обеспечение индивидуализации учащихся в
условиях становления школы-гимназии Материалы открытой научно-
практической конференции /Учреждение среднего общего
образования №18 Нижний Тагил, 1995 Г П-15
3 Баженова И И Использование видеоматериалов для работы по
дифференциации процесса обучения физике // Естественные науки в
педвузе и школе Материалы межвузовской научно-методической
конференции, 17-22 марта /Урал гос пед ун-т Екатеринбург, 1995 С 9-
12
4 Баженова И И Педагогический комплекс «Школа-Вуз» как одно из
условий индивидуализации обучения школьников // Инновационные
процессы в подготовке будущею учителя физики Материалы XXIX
зонального совещания преподавателей педвузов Урала, Сибири и
Дальнего Востока, 14-17 октября /Урал гос пед ун-т Екатеринбург
1996 С 23-24
5 Баженова И И Индивидуализация обучения как один из путей
формирования нравственного облика молодежи // Воспитание
патриотизма гражданственности и нравственности в
профессиональной подготовке учителя физики Материалы XXXII
зональной конференции педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока,
28-29 сентября, Урал гос пед ун-т Екатеринбург, 1999 С 52-53
6 Баженова И И Развитие интеллекта путем применения конкре-
тизации и абстрагирования в экспериментальной деятельности
школьников // Проблемы учебного физического эксперимента Сб
науч тр / Глазовский гос пед ин-т Г лазов, 1999 С 4-9
7
Баженова И И , Перваков С С , Проскуряков А В Углубленное
изучение темы «Электрический ток в жидкостях» в курсе физики
средней школы // Проблемы учебною физического эксперимента Сб
науч тр /Глазовский гос пед ин-т Глазов, 1999 С 35-37
8 Баженова И И, Шамало Т Н Контроль знаний и умений школьников
при проведении уроков-практикумов по физике в 7-9 классах
Методическая разработка/Урал гос пед ун-т Екатеринбур), 1998 53с




Подписано в печать 11 04 Формат 60x84 1/16 Бумага для множ
аппаратов
Печать на ризографе Объем 1,1 п ч Тираж 100 Заказ
181
Редакнионно-издательский отдел Шадринского государственного
педагогического института
641800, Курганская обл, г Шадринск, ул К Либнихта, 3



СОДЕРЖАНИЕ