СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Белинская Татьяна Владимировна


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА




Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук




Москва – 2005
2

Работа выполнена на кафедре психологии профессиональной деятельности
и управления непрерывным педагогическим образованием
ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет
имени К.Э. Циолковского»

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент
Финашина Т.А.

Официальные оппоненты: доктор психологический наук,
профессор Исаев Е.И.

кандидат психологических наук, доцент
Шеляховская Н.К.


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Тульский государственный
педагогический университет им.
Л.Н. Толстого»



Защита диссертации состоится «17» ноября 2005 года в 15 часов на
заседании диссертационного совета Д.212.155.06 в ГОУ ВПО «Московский
государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва,
ул. Радио, д. 10а.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Мо-
сковский государственный областной университет»



Автореферат разослан «14» октября 2005 года



Ученый секретарь
диссертационного совета, доктор
педагогических наук, профессор Л.П. Крившенко
3

Общая характеристика работы

Актуальность. С начала 1990-ых годов здоровье населения России в
целом стало резко ухудшаться. К 1994 году значительно увеличилась забо-
леваемость сразу всеми основными болезнями: крови и кроветворных ор-
ганов, мочеполовой системы, органов кровообращения, пищеварения,
нервной системы (И.А. Гундаров). Положительной динамики за последние
10 лет не наблюдается и в здоровье детей и молодежи (исследования Бело-
конь А.В., Боровиковой М.П., Щербак С.Н., Щербака Н.П., Казина Э.М.,
Федорова А.И., Петухова С.И. и др.). В свою очередь медицина, призван-
ная проявлять заботу о здоровье человека, по ряду причин (рассмотрение в
качестве объекта уже больного человека, преследование цели снять объек-
тивно существующие симптомы, «таблеточная», «панацейная» психология
и др.) не способна преодолеть существующий кризис (Коновалов В., Хруц-
кий К.С.).
В связи со сложившейся критической ситуацией обсуждаемая проб-
лема должна быть заявлена как проблема сохранения (поддержания
имеющегося уровня ресурсов организма) и укрепления (улучшения ресур-
сов организма) здоровья, центральными особенностями которой следует
считать всеобъемлющий характер, высокую степень напряженности, непо-
средственное влияние на будущее человечества, отсутствие эффективных
решений.
Широкие возможности внедрения эффективных путей решения про-
блемы сохранения и укрепления здоровья имеет школа как социальный
институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение длитель-
ного промежутка времени (Боровикова И.П., Агеева Г.В., Темникова Е.И. и
др.). Однако на практике она выступает как кризисное для здоровья уча-
щихся учреждение (Колбанов В.В., Тюмасева З.И., Дичковский Л.И., Ка-
зин Э.М., Самарина О.В.), что, не в последнюю очередь, обусловлено не-
достаточной профессиональной подготовленностью выпускников педаго-
гических ВУЗов к валеологической работе (решение коллегии Министер-
ства Образования РФ, февраль 2003 г.).
Одной из главных причин низкого уровня готовности выпускников
педагогических ВУЗов к обеспечению в школе условий для сохранения
здоровья учащихся выступает, на наш взгляд, отмеченное М.В. Кондратье-
вым и С.Д. Дерябо, отсутствие внимания современной системы образова-
ния к развитию субъективного отношения к здоровью, определяющего же-
лание человека вести себя тем или иным способом.
В настоящее время окончательно нерешен вопрос о том, какое отно-
шение личности к здоровью является общественно значимым: «осознан-
ное» (Кабаева В.М.), «ответственное» (Колесов Д.В.) или «ценностное»
(Зайцев Г.К. и др.). Накопленный опыт изучения проблемы ценностного
отношения к здоровью (исследования Зайцева Г.К., Овчинниковой Л.Н.,
4

Водневой Е.В., Кучменко В.С., Беленова В.Н., Чайникова С.А.) оставляет
открытыми вопросы, касающиеся психологической сущности, механизмов
и психологических составляющих (внутриличностных условий и средств)
развития ценностного отношения к здоровью. Решение поставленных во-
просов является необходимым условием эффективного осуществления
процесса развития ценностного отношения к здоровью.
Таким образом, напряженность и отсутствие эффективных решений
проблемы сохранения и укрепления здоровья, недостаточная профессио-
нальная подготовленность выпускников педагогических ВУЗов к работе по
сохранению и укреплению здоровья и ее обусловленность отсутствием
внимания современной системы образования к развитию субъективного
отношения к здоровью, нерешенность вопроса о том, какое отношение
личности к здоровью является общественно значимым, недостаточная ос-
вещенность вопросов, касающихся психологической сущности, механиз-
мов и психологических составляющих развития ценностного отношения к
здоровью, подтверждают актуальность настоящей работы.
Объект исследования – ценностное отношение к здоровью с пози-
ций психологического подхода к решению проблемы его сохранения и ук-
репления.
Предмет исследования – психологические составляющие развития
ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа.
Цель исследования – определение психологических составляющих
развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического
ВУЗа.
Гипотеза исследования. Психологическим механизмом развития
ценностного отношения к здоровью является целенаправленная активная
деятельность субъекта по преодолению противоречия между осознанием
ценности здоровья и реальным поведением, опосредуемая внутриличност-
ными условиями и применяемыми средствами развития.
Гипотеза и цель исследования определили его задачи.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературных источников опре-
делить и обосновать психологическую сущность и механизм процесса раз-
вития ценностного отношения к здоровью.
2. Определить и обосновать внутриличностные условия, влияющие на
результат развития ценностного отношения к здоровью.
3. Выявить средства, способствующие развитию ценностного отно-
шения к здоровью.
4. Разработать программу развития ценностного отношения к здоро-
вью у студентов педагогического ВУЗа и оценить её эффективность в ходе
экспериментального исследования.
5

Научная новизна исследования состоит в том, что:
– обоснована психологическая сущность процесса развития ценност-
ного отношения к здоровью, представляющая собой совокупность много-
кратно повторяющихся последовательных изменений на уровне сознания и
поведения;
– описан один из центральных механизмов развития ценностного от-
ношения к здоровью, состоящий в целенаправленной активной деятельно-
сти субъекта по разрешению противоречия между осознанием ценности
здоровья и реальным поведением;
– определен ряд внутриличностных условий (система потребностей,
индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности),
влияющих на результат развития ценностного отношения к здоровью;
– выявлены средства развития ценностного отношения к здоровью,
под которым понимаются направленные социальные воздействия на под-
структуры сознания, определяющие поведение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
– выявлена и обоснована сущность психологического подхода к ре-
шению проблемы сохранения и укрепления здоровья, заключающаяся в
развитии ценностного отношения личности к здоровью;
– определено, конкретизировано и обосновано содержание ряда пси-
хологических категорий (психологическая сущность, условия, механизм,
средства развития), способствующих наиболее полному описанию процес-
са развития ценностного отношения личности к здоровью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
– предлагаемая автором программа развития ценностного отношения
к здоровью, включающая исходно-диагностический, содержательно-
деятельностный, оценочно-результирующий и определяюще-перспектив-
ный компоненты, может быть включена в профессиональную подготовку
студентов педагогического ВУЗа в составе курсов, изучаемых по выбору
студента, а также адаптирована к использованию в практической деятель-
ности учителей средних школ и в системе дополнительного профессио-
нального образования;
– разработанные автором анкеты могут использоваться для изучения
особенностей отношения личности к собственному здоровью;
– материалы исследования могут широко применяться в лекционных,
практических курсах, при организации психологических тренингов по раз-
витию ценностного отношения к здоровью, а также при создании ком-
плексной модели процесса развития ценностного отношения к здоровью;
– положения, результаты и выводы исследования могут быть исполь-
зованы при создании программ развития ценностного отношения к здоро-
вью.
6

Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая сущность процесса развития ценностного отно-
шения к здоровью заключается в многократном повторении последова-
тельных изменений на уровне сознания и поведения личности:
– изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;
– изменение состояния организма на эмоциональном уровне;
– осознание собственного состояния и поиск его причин;
– позитивное изменение отношения к здоровью;
– позитивное изменение поведения личности с целью сохранения и
укрепления здоровья;
– использование новых позитивных способов поведения;
– превращение новых способов поведения в привычные.
Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является
активная самостоятельная деятельность субъекта по разрешению противо-
речия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.
2. Внутриличностными условиями (значимыми обстоятельствами,
влияющими на результат развития ценностного отношения к здоровью)
выступают:
– потребности как форма связи организма с объектами и явлениями
окружающего мира;
– индивидуальные характеристики как основа своеобразия реакции
личности на воздействия извне;
– усвоенные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого
опыта, определяющие специфику исходного отношения личности к здоро-
вью.
3. Средствами, способствующими развитию ценностного отношения
к здоровью, являются направленные социальные воздействия, заключаю-
щиеся в предоставлении испытуемым значимой информации о здоровье.
Критериями выбора содержания информации являются ее соответствие
специфике потребности в здоровье данной группы испытуемых и возмож-
ность использования в будущей профессиональной деятельности. Спосо-
бом, повышающим значимость получаемой информации, выступает акти-
визация деятельности испытуемых, направленной на самопознание, реф-
лексию, расширение представлений о выбранной профессии, коллективное
и индивидуальное творчество через использование интерактивных мето-
дов.
4. Реализация авторской программы развития ценностного отношения
к здоровью, включающей исходно-диагностический, содержательно-
деятельностный, оценочно-контролирующий и определяюще-перспектив-
ный компоненты, позволяет добиваться значительного улучшения показа-
телей ряда характеристик отношения к здоровью: сформированности ос-
новных понятий по проблеме исследования, сформированности умения
планировать коррекционную деятельность, характера ценности здоровья,
7

осознанности отношения к здоровью, позитивной активности в отношении
здоровья.
Методологическую основу исследования составили:
– аксиологический подход к исследованию проблемы здоровья
(К.С. Хруцкий), согласно которому исследование ценностных отношений
представляет собой одно из приоритетных направлений ее разработки;
– комплексный подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач), определяющий
ориентацию на единство изучения и развития ценностного отношения к
здоровью;
– системный подход (Б.Ф. Ломов), позволяющий рассматривать цен-
ностное отношение к здоровью как многомерную (существующую одно-
временно в разных системах измерения), многоуровневую категорию;
– субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская), исходя из кото-
рого человек (как субъект) способен превращать свою жизнедеятельность в
предмет практического преобразования; принцип активности (как один из
базовых в субъектном подходе), который предусматривает доминирую-
щую роль личности в определении траектории развития отношения к здо-
ровью;
– принципы детерминизма и развития (К.А. Абульханова-Славская,
С.Л. Рубинштейн), согласно которым внешняя детерминация развития
ценностного отношения к здоровью (принимаемые социальные воздейст-
вия) опосредуется внутренней (внутриличностными условиями), опреде-
ляющей индивидуальный характер данного процесса;
– теория потребностей П.В. Симонова, исходя из которой потребно-
сти человека (их индивидуальная композиция и внутренняя иерархия) оп-
ределяют его личность, а, следовательно, могут быть рассмотрены как од-
но из внутриличностных условий, влияющих на развитие ценностного от-
ношения к здоровью;
– информационно-потребностный подход к решению проблемы здо-
ровья (Г.К. Зайцев), согласно которому предоставляемая информация
должна соответствовать специфике содержания потребности испытуемых
в здоровье;
– положение о наличии сензитивных периодов (Г. Крайг, Д. Бокум),
исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в тече-
ние которых развитие ценностного отношения будет происходить наибо-
лее эффективно;
– теории отношений, согласно которым отношение может быть рас-
смотрено как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев); как подструктура сознания, определяющая поведение
(М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо); как сложная, многоуровневая категория,
имеющая определенную структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский,
С.Д. Дерябо, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов, В.М. Кабаева, Д.В. Колесов,
Л.Н. Овчинникова и др.); как способный к развитию элемент субъективной
8

реальности человека (С.Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).
Методы и организация исследования. В ходе выполнения данной
работы использовались общенаучные (логический и аналитический), а
также психологические методы (моделирование, сравнительно-
сопоставительный и экспериментальный). При сборе информации пре-
имущественно применялись анкетирование, самонаблюдение, методы пси-
ходиагностики (изучение самооценки, уровня притязаний, уровня субъек-
тивного контроля, мотивации к успеху и избеганию неудач). При обработ-
ке данных формирующего эксперимента использовался метод контент-
анализа.
Исследование развития ценностного отношения студентов к здоро-
вью проводилось поэтапно в течение 5-ти лет (с 2000 по 2004 годы). Экс-
периментальное исследование состояло из двух этапов: констатирующего
и формирующего. В общей сложности при проведении эксперимента было
задействовано 307 человек (237 студентов 1-3-го курсов и 70 учителей
средних школ). В роли основной группы испытуемых выступили 150 сту-
дентов биолого-химического факультета ГОУ ВПО «Калужский государ-
ственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (КГПУ).
На первом этапе (2000 г.) уточнялись подходы и позиции, на основа-
нии анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность,
обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвига-
лась гипотеза исследования.
На втором этапе (2000-01 гг.) разрабатывались теоретические поло-
жения, касающиеся психологической сущности процесса развития ценно-
стного отношения к здоровью, его условия, механизм и средства, осущест-
влялся выбор контингента исследования.
На третьем этапе (2001-2003 гг.) на основе теоретических положений
была создана программа развития ценностного отношения к здоровью у
студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее конкретные компоненты:
исходно-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно-
деятельностный (формирующий эксперимент), оценочно-контролирующий
и определяюще-перспективный, проведена ее апробация (2002-2003 гг.).
На четвертом, заключительном этапе (2004 г.) проводились статисти-
ческая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четко-
стью исходных методологических позиций, обоснованным применением
метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедре-
ния полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования
докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях
«Образование в России: медико-психологический аспект» (г. Калуга, 2002,
9

2003, 2004 гг.), на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспи-
тание детей и молодежи в XXI веке» (г. Москва, 2004 г.). Основные ре-
зультаты исследования обсуждались на заседаниях научно-практического
семинара кафедры психологии профессиональной деятельности и управле-
ния непрерывным педагогическим образованием ГОУ ВПО «Калужский
государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского»
(2002-2004 гг.) и на педагогическом совете в МОУ «Средняя школа №18»
г. Калуги, где учитывались при составлении и реализации учебно-
воспитательных планов по блоку «Здоровье».
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 169
источника, из них 10 – на иностранных языках, приложения. Текст содер-
жит 19 таблиц и 19 рисунков. Объем основного текста диссертации, вклю-
чая список литературы, составляет 157 страниц.

Основное содержание работы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, опре-
деляются объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, указы-
ваются методы и база исследования, приводятся основные положения, вы-
носимые на защиту, рассматриваются научная новизна, теоретическая,
практическая значимость и база исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основы исследова-
ния ценностного отношения к здоровью» посвящена рассмотрению
«здоровья» как базовой категории исследования, осмыслению сохранения
и укрепления здоровья как проблемы «отношения», раскрытию структуры
отношения к здоровью, психологических составляющих и механизма раз-
вития ценностного отношения к здоровью.
«Здоровье» – комплексное понятие, поэтому его необходимо рас-
сматривать в рамках философской концепции человека. В настоящее время
существует около 300 определений здоровья (ВОЗ, 1946; Г.Л. Апанасенко;
В.А. Ананьев; Ю.П. Лисицын; В.А. Палесский и И.А. Гундаров; И.Н.
Смирнов и др.), однако потребность в позитивном научном определении
здоровья сохраняется до сих пор. Удовлетворение этой потребности следу-
ет искать в таком понимании здоровья, которое представляет собой един-
ство опирающегося на компенсаторные возможности организма адаптаци-
онного подхода (Г.Л. Апанасенко и др.) и исходящего из системы ценно-
стей человека (как центральных ориентиров его поведения) креативного
подхода (В.П. Петленко, И.А. Гундаров, Р. Медведев, Л.Б. Лихтерман и
др.). Особую актуальность в условиях кризиса культуры и общества, сло-
жившихся в современной России, приобретает разработка ценностных от-
ношений и, в целом, аксиологического направления в исследовании здоро-
вья.
10

Общеизвестно, что на 40-50% здоровье человека зависит от его об-
раза жизни, то есть от поведения. Поэтому, для решения проблемы сохра-
нения и укрепления здоровья необходимо изменить поведение человека в
области здоровья. По мнению М.Ю. Кондратьева и С.Д. Дерябо, поведение
человека (в том числе и в области здоровья) определяется тремя подструк-
турами сознания: подструктурой знаний и представлений, стратегий и тех-
нологий, отношений. Современная система образования ориентирована на
работу по развитию представлений о здоровье (часто сводимых к знаниям
– информационный подход), а также работу по формированию стратегий и
технологий в области здоровья (в лучшем случае сводимых к умениям и
навыкам), а вот развитию «нужного» обществу отношения к здоровью
внимания практически не уделяется. Вместе с тем, приобретаемые знания,
представления, умения и навыки не способны на длительное время изме-
нить поведение человека в области здоровья, если они не подкреплены
соответствующим отношением. Именно отношение определяет желание
человека вести себя так или иначе. Таким образом, сохранение и укрепле-
ние здоровья – это проблема развития «нужного» обществу отношения
личности к собственному здоровью.
Отношение к здоровью зависит как от каждой отдельно взятой лич-
ности, так и от общества в целом. Можно выделить пять социальных ин-
ститутов, способных повлиять на изменение отношения к здоровью: госу-
дарство, средства массовой информации, здравоохранения, семья и школа
(Журавлева И.В.). Их роли важны и взаимосвязаны. Школа как социаль-
ный институт, охватывающий всех без исключения граждан в течение дли-
тельного промежутка времени, имеет широкие возможности развития
«нужного» обществу отношения личности к здоровью. Однако, по данным
исследований ряда ученых (В.В. Колбанов, О.В. Самарина, Э.М. Казин,
Н.А. Заруба, З.И. Тюмасева), современное образование, и, в первую оче-
редь школьное, является здоровьезатратным как для учащихся, так и для
учителей. Роль школы как кризисного для здоровья учащихся учреждения,
не в последнюю очередь обусловлена личностью учителя и его недоста-
точной профессиональной подготовленностью к решению валеологических
задач.
В настоящее время для обозначения такого отношения к здоровью,
которое является общественно значимым, используют целый ряд терми-
нов: «осознанное» (В.М. Кабаева), «ответственное» (Д.В. Колесов), «цен-
ностное» (Г.К. Зайцев и соавторы) и другие (рациональное, правильное,
грамотное, позитивное). Однако, обществу необходимо такое отношение к
здоровью, которое было бы одновременно осознанным, ответственным и
ценностным. На наш взгляд, предпочтительным является применение тер-
мина «ценностное отношение к здоровью», поскольку именно такое отно-
шение одновременно является осознанным и ответственным, подразумева-
ет внутреннюю детерминацию поведения, а поэтому способствует дли-
11

тельным, позитивным его изменениям. Таким образом, сущность психоло-
гического подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоро-
вья заключается в развитии ценностного отношения личности к нему.
Отношение к здоровью может быть определено как система индиви-
дуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окру-
жающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожаю-
щими здоровью людей, включающая также определенную оценку индиви-
дом своего психического состояния (В.М. Кабаева).
На основании данных различных авторов (Г.С. Никифоров,
Л.Н. Овчинникова и др.) структура отношения к здоровью может быть
представлена в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Составляющие отношения к здоровью
Когнитивная Поведенческая Эмоциональная
1) Функции составляющих:
– Поддержание внутренней согласованности личности.
– Гармонизация ее отношений с миром.
– Обеспечение условий личностного роста.
2) Реализация составляющих
Проявляется в осознании Проявляется в поступках Раскрывается в домини-
собственного состояния человека, его активности рующем настроении лич-
ности
3) Характеристики психических структур,
отвечающих за состояние здоровья личности
Сформированность пред- Стратегии активного пове- Позитивный эмоциональ-
ставлений о здоровье и дения по укреплению ный настрой, связанный с
болезни здоровья и преодолению отношением к здоровью, к
болезни себе, к другим, к жизни
4) Центральная детерминанта составляющих
Социальная Социальная Внутриличностная

Рис. 1. Структура отношения к здоровью

С позиций приведенной структуры сформированность ценностного
отношения к здоровью может быть оценена путем изучения выраженности
и согласованности компонентов отношения к здоровью (когнитивного,
эмоционального, поведенческого). Выделение показателей указанных ха-
рактеристик и выбор методик их изучения представляют собой одно из
разрабатываемых в настоящее время направлений исследования (Овчинни-
кова Л.Н., Беленов В.Н. и др.).
Принимая во внимание, что ценностное отношение к здоровью при-
звано изменить поведение человека в позитивную для сохранения и укреп-
ления здоровья сторону, а подструктуры сознания, определяющие поведе-
ние, взаимосвязаны (то есть изменение любой из них сопровождается из-
менениями в двух других), сформированность ценностного отношения к
12

здоровью, на наш взгляд, может быть оценена через выявление характе-
ристик отношения к здоровью в подструктурах сознания, определяющих
поведение и установление их соответствия ценностному отношению к здо-
ровью.
Развитие ценностного отношения к здоровью представляет собой
длительный, сложный процесс, осуществление которого чаще всего подра-
зумевает изменение уже существующего отношения. Процесс изменения
отношения к здоровью может быть представлен в виде схемы, изображен-
ной на рис. 2.

Индивидуальные характеристики
Исходное отношение Система потребностей
личности к здоровью
Усвоенные нормы, ценности и эталоны


Привычные способы поведения
Направленные
социальные
Подструктуры сознания,
воздействия
определяющие поведение
Обесценивание
поступающей
Изменение состояния организма
информации
на эмоциональном уровне

Осознание собственного
состояния и анализ его причин


Изменение отношения к здоровью

Позитивные Негативные
Изменение поведения

Новые способы поведения
Фиксация
Привычные способы поведения

Рис. 2. Схема изменения отношения к здоровью

Приведенная выше схема позволяет описать психологическую сущ-
ность, механизм и психологические составляющие развития ценностного
отношения к здоровью (внутриличностные условия и средства изучаемого
процесса).
Психологическая сущность процесса развития ценностного отноше-
13

ния к здоровью заключается в многократном повторении последователь-
ных изменений на уровне сознания и поведения личности:
– изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение;
– изменение состояния организма на эмоциональном уровне;
– осознание собственного состояния и поиск его причин;
– позитивное изменение отношения к здоровью;
– позитивное изменение поведения в области здоровья;
– использование новых позитивных способов поведения;
– превращение новых способов поведения в привычные;
Механизмом развития ценностного отношения к здоровью является
целенаправленная активная деятельность субъекта по разрешению проти-
воречия между осознанием ценности здоровья и реальным поведением.
Действие указанного механизма опосредовано психологическими состав-
ляющими (внутриличностными условиями и средствами) развития ценно-
стного отношения к здоровью.
Внутриличностными условиями, влияющими на результат развития
ценностного отношения к здоровью, выступают индивидуальные характе-
ристики (уровень субъективного контроля, самооценка, уровень притяза-
ний, мотивация к успеху и избеганию неудач) как основа своеобразия ре-
акции личности на воздействия извне; потребности (в первую очередь, по-
требность в здоровье) как форма связи организма с внешним миром; усво-
енные нормы, ценности и эталоны как составляющие прошлого опыта
личности, определяющие специфику исходного отношения к здоровью.
Средствами развития ценностного отношения к здоровью, являются
направленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении
испытуемым значимой информации о здоровье. Критериями выбора со-
держания информации являются соответствие специфике потребности в
здоровье данной группы испытуемых и возможность использования в бу-
дущей профессиональной деятельности. Способом, повышающим значи-
мость получаемой информации, выступает активизация деятельности ис-
пытуемых, направленной на самопознание, рефлексию, расширение пред-
ставлений о выбранной профессии, коллективное и индивидуальное твор-
чество через использование интерактивных методов.
Подводя итог, следует отметить, что понятие «отношение» рассмат-
ривается в данной работе:
– как принцип изучения человека (В.М. Мясищев, Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев);
– как подструктура сознания, определяющая поведение
(М.Ю. Кондратьев, С.Д. Дерябо);
– как сложная, многоуровневая категория, имеющая определенную
структуру (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, Г.С. Никифоров, Б.Ф. Ломов,
В.М. Кабаева, Д.В. Колесов, О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, Л.С. Овчинни-
кова и др.);
14

– как способный к развитию элемент субъективной реальности чело-
века (С.Д. Дерябо, В.М. Мясищев, Г.К. Зайцев и соавторы).

Во второй главе «Экспериментальное исследование ценностного
отношения к здоровью у студентов» рассматривается разработанная ав-
тором программа развития ценностного отношения к здоровью, описыва-
ется логика проведения исследования, обосновывается выбор контингента
и методов исследования, обсуждаются результаты констатирующего и
формирующего эксперимента, проводится анализ его эффективности.
В основу создания программы развития ценностного отношения к
здоровью были положены представления о механизме и психологических
составляющих указанного процесса. Предложенная программа включает
следующие компоненты:
1. Исходно-диагностический компонент (констатирующий экспери-
мент) направлен на изучение особенностей исходного отношения к здоро-
вью, диагностику системы индивидуальных характеристик как одного из
внутриличностных условий, влияющих на результат процесса развития
ценностного отношения к здоровью.
2. Содержательно-деятельностный компонент (формирующий экспе-
римент) включает систему занятий для студентов, ориентированных на
развитие ценностного отношения к здоровью. В задачи данного компонен-
та программы входило расширение знаний и представлений будущих учи-
телей по проблеме исследования, формирование умения планировать кор-
рекционную деятельность, развитие осознанности отношения к здоровью,
стимулирование собственной активности испытуемых, развитие представ-
лений о здоровье как самоценности. Предлагаемая система занятий рассчи-
тана на 26 часов учебного времени, она включает тематические занятия
«Стресс как фактор разрушения здоровья» (4 часа), «Питание. Сбалансиро-
ванность суточного рациона» (4), а также занятия общего плана «Активная
позиция в здоровье» (4), игра «Почта» (4), ролевая игра «Школьный совет
по проблеме здоровья» (6) и завершается лекцией на тему «Мое отношение
к здоровью» (4).
3. Оценочно-результирующий компонент подразумевает оценку из-
менений, произошедших в отношении к здоровью через сравнение значе-
ния показателей характеристик подструктур сознания, определяющих по-
ведение, до и после эксперимента.
4. Определяюще-перспективный компонент ориентирован на проек-
тирование будущих целей, задач и направлений разработки проблемы ис-
ходя из результатов формирующего эксперимента.
Взаимосвязь компонентов программы развития ценностного отноше-
ния к здоровью показана на рис. 3.
Содержание и методы исходно-диагностического, содержательно-
деятельностного и оценочно-контролирующего компонентов взаимообу-
15

словлены и вносят определенный вклад в определяюще-перспективный
компонент программы. Последний предназначен для выбора направления
совершенствования программы, а, следовательно, непосредственным обра-
зом влияет на содержание трех указанных ранее компонентов программы.
Таким образом, предлагаемая программа предполагает дальнейшее совер-
шенствование и развитие, не нарушающее целостности ее конструкта.

Оценочно-
Исходно-
контролирующий
диагностический
компонент
компонент



Содержательно-
деятельностный
компонент



Определяюще-
перспективный
компонент

Рис. 3. Взаимосвязь компонентов программы
развития ценностного отношения к здоровью
Осуществление компонентов программы производилось в три стадии
(подготовка, реализация, обработка и анализ полученных данных), каждая
из которых состояла из определенного набора действий.
Основную группу испытуемых составили 150 студентов 2-го и 3-го
курсов биолого-химического факультета КГПУ им. К.Э. Циолковского.
Основаниями выбора контингента исследования служили: возможность
ухода от семейных установок как особенность юношеского периода, по-
тенциальность двух значимых для развития ценностного отношения к здо-
ровью ролей (будущий учитель и будущий родитель), а также способность
выступать в роли проводников ценностного отношения к здоровью, обу-
словленная действием механизма медленной реализации обратных связей в
системе «поведение – здоровье». Ряд характеристик исходного отношения
к здоровью был проанализирован также в группе учителей (70 чел., сред-
няя школа №18 г. Калуги) с целью сравнения особенностей их проявления
у представителей двух социальных групп (учителя и будущие учителя).
При изучении системы индивидуальных характеристик, с целью по-
вышения достоверности данных об их взаимозависимости, состав основ-
ной группы испытуемых был расширен до 239 человек (дополнительно
16

процедуру диагностики прошли 89 студентов 1-3-го курсов педагогическо-
го университета).
На этапе констатирующего эксперимента (исходно-диагностический
компонент программы) были выделены и изучены с помощью разработан-
ных автором анкет и творческих заданий следующие характеристики под-
структур сознания, определяющих поведение:
– в подструктуре отношений: место здоровья в системе ценностей,
характер ценности (инструментальный, терминальный), активность ис-
пытуемых в направлении здоровья, осознанность отношения к здоровью;
– в подструктуре знаний и представлений – сформированность основ-
ных понятий по проблеме исследования;
– в подструктуре стратегий и технологий – сформированность умения
планировать коррекционную деятельность.
Изучение индивидуальных характеристик (уровень субъективного
контроля, самооценка, уровень притязаний, мотивация к успеху и мотива-
ция к избеганию неудач), также осуществляемое на этапе констатирующе-
го эксперимента, проводилось с помощью стандартизированных методик.
На основании результатов первичной обработки данных было сделано
предположение о том, что центральной детерминантой отношения к здоро-
вью в системе изучаемых характеристик выступает уровень субъективного
контроля личности. Для проверки этого предположения, исходя из стено-
вых значений шкал Ио и Из, были сформированы 3 экспериментальные
группы:
1. Экстерналы – респонденты с внешней причинностью событий
(оценки Ио, Из от 1 до 3 стен).
2. Интерналы – респонденты с внутренней причинностью событий (от
8 до 10 стен)
3. Группа «нормы» – испытуемые, воспринимающие происходящие
события с позиций их зависимости как от внешних факторов, так и от соб-
ственной активности (5-6 стен).
На этапе формирующего эксперимента (содержательно-
деятельностный компонент программы) с помощью интерактивных мето-
дов производилась активизация деятельности испытуемых, направленной
на самопознание, рефлексию, расширение представлений о будущей про-
фессии, коллективное и индивидуальное творчество. Анализ анкет и твор-
ческих заданий, полученных в ходе формирующего эксперимента, прово-
дился по трем направлениям: детализация отношения испытуемых к здо-
ровью на примере конкретных аспектов здорового образа жизни, оценка
актуальности обсуждаемых тем для испытуемых, оценка заинтересованно-
сти испытуемых предлагаемыми заданиями. Изучение рабочих листов,
заполненных испытуемыми, в ходе ролевой игры «Школьный совет по
проблеме сохранения и укрепления здоровья», сочинений на тему «Мое
отношение к здоровью…» и результатов выполнения задания «Письмо
17

однокурснику» (игра «Почта»), проводилась с помощью контент-анализа в
соответствии с указанными направлениями.
Оценка эффективности эксперимента (оценочно-результирующий
компонент программы) осуществлялась на основании анализа изменений
характеристик подструктур сознания, определяющих поведение (сформи-
рованности знаний по проблеме исследования, осознанности отношения к
здоровью, места здоровья в системе ценностей, характера ценности здоро-
вья, понимания роли собственной активности в сохранении и укреплении
здоровья, умения планировать коррекционную деятельность), зафиксиро-
ванных с помощью разработанных автором анкет. Статистическая обра-
ботка всех данных эксперимента осуществлялась с помощью методики
«Достоверность квантитативных данных, представленных в процентах»
(Кывырялг А.А.).
Согласно данным, полученным в процессе изучения исходного отно-
шения испытуемых к здоровью, большинство студентов (82%) включают
здоровье в состав пяти главных ценностей, однако ценность здоровья часто
носит инструментальный характер, пассивная позиция испытуемых в на-
правлении здоровья (59,33% случаев) преобладает над активной (40,67%
случаев, t = 2,29), осознанность отношения к здоровью развита в недоста-
точной мере у 85,34% испытуемых, а основные понятия по проблеме ис-
следования представлены рассуждениями на уровне житейских представ-
лений. Сформированность умения планировать коррекционную деятель-
ность изучалась на более поздних этапах эксперимента. Исходя из приве-
денных результатов был сделан вывод о несформированности у будущих
учителей ценностного отношения к здоровью.
При изучении места здоровья в системе ценностей, осознанности от-
ношения к здоровью, характера ценности здоровья у учителей отмечены
аналогичные основной группе испытуемых тенденции (включение здоро-
вья в состав пяти главных ценностей сочетающееся с преобладанием инст-
рументального характера ценности здоровья и недостаточной развитостью
осознанного отношения к здоровью), что подтверждает актуальность рабо-
ты по развитию ценностного отношения к здоровью в обеих социальных
группах.
На основании анализа результатов, полученных при изучении инди-
видуальных характеристик, можно отметить следующее:
– у экстерналов по сравнению с другими экспериментальными груп-
пами чаще встречаются завышенная самооценка (tэ-и = 4,75; tэ-н = 3,84),
низкий уровень притязаний (tэ-и = 5,09; tэ-н = 4,08), низкая мотивация к из-
беганию неудач (tэ-и = 2,93; tэ-н = 2,32) (рис. 4);
– у интерналов отмечены тенденции к проявлению высокого уровня
притязаний (tи-э = 2,21; tи-н = 2,06) и высокой мотивации к избеганию не-
удач по сравнению с экстерналами и группой «нормы» (tи-э = 2,14;
18

tи-н = 2,03), а также адекватной самооценки в равной мере с представителя-
ми группы «нормы» (рис. 5);




100%
Ряд 1
80%
Ряд 2
60%
Ряд 3
40%
Ряд 3
20%
Ряд 2
0%
Ряд 1
Э Н И
Рис. 4. Проявление признака в экспериментальных группах
«Э» – экстерналы, «Н» – группа «нормы», «И» – интерналы
Ряд 1 – низкий уровень мотивации к избеганию неудач.
Ряд 2 – низкий уровень притязаний.
Ряд 3 – завышенная самооценка.




60%
50% Ряд 1
40% Ряд 2
Ряд 3
30%
20% Ряд 3
10% Ряд 2
0%
Ряд 1
И Н Э

Рис. 5. Проявление признака в экспериментальных группах
«Э» – экстерналы, «Н» – группа «нормы», «И» – интерналы
Ряд 1 – высокий уровень притязаний.
Ряд 2 – адекватная самооценка.
Ряд 3 – высокий уровень мотивации к избеганию неудач.

– представители группы «нормы» по сравнению с экстерналами и ин-
терналами демонстрируют промежуточные значения всех признаков за
исключением проявления средней мотивации к избеганию неудач (t = 2,07)
и выраженности адекватной самооценки (t = 2,04).
Таким образом, представители разных экспериментальных групп
(экстерналы, интерналы, группа «нормы») обладают отличающимися тен-
денциями в проявлении уровня притязаний, мотивации к избеганию не-
удач, самооценки, что рассматривается нами как одно из подтверждений
детерминирующей роли уровня субъективного контроля.
19

Анализ данных, полученных в ходе проведения занятий и работы ис-
пытуемых с Картой самонаблюдения подтверждает актуальность включе-
ния тем «Питание» и «Стресс» в разработанную систему занятий. Так, ис-
ходя из результатов анкеты «Поведенческие и физиологические симптомы
стресса», большинство студентов (80,67%) на момент исследования обла-
дают тем или иным видом стресса (поведенческим, физиологическим,
«общим»). А среди наиболее распространенных по ответам студентов фи-
зиологических симптомов дистресса присутствуют: нарушения пищеваре-
ния или изжога, неумеренное желание есть или отсутствие аппетита. Со-
гласно данным лабораторной работы, проводимой на занятии «Питание.
Сбалансированность суточного рациона» в 92% случаев рассчитанный су-
точный рацион питания не соответствует общепринятым нормам, и 70%
испытуемых хотели бы его изменить.
Проявление испытуемыми интереса и высокой творческой активно-
сти выявлено при создании образа, отражающего позицию в направлении
здоровья (занятие «Активная позиция в здоровье»), при написании писем в
ходе игры «Почта», в ходе работы с Картой самонаблюдения. В ходе роле-
вой игры «Школьный совет по проблеме здоровья» выявлена необходи-
мость выхода на иной уровень понимания валеологических задач, обуслов-
ленная недооцениванием роли личного примера учителя и родителя, важ-
ности создания условий для творческой активности школьников.
После завершения эксперимента отмечены следующие изменения: во-
первых, возросли показатели сформированности основных понятий по
проблеме исследования (полученные значения варьируют от 50 до 100% в
зависимости от специфики предлагаемого задания, t > 2), во-вторых, уве-
личилось количество случаев, когда испытуемые грамотно планируют кор-
рекционную деятельность (t = 2,05) и когда их ответы указывают на осоз-
нанность отношения к здоровью (t = 3,25), проявление терминального ха-
рактера ценности здоровья (t = 2,05) (рис. 6), и, в-третьих, увеличилось
количество случаев, когда испытуемые включают здоровье в состав пяти
главных ценностей (t = 2,67) и присваивают ему первое место (t = 2,91).
Приведенные позитивные изменения характеристик отношения к здо-
ровью подтверждают эффективность выбранных средств развития.
В ходе анализа данных также установлено, что ответы экстерналов
после завершения эксперимента чаще, чем у представителей других групп
соответствуют инструментальному характеру ценности здоровья (tэ-и = 3,4;
tэ-н = 2,79) и неосознанному отношению к здоровью (tэ-н = 3,53; tэ-и = 2,07),
рис. 7.
20




60%
Ряд 1
50%
Ряд 2
40% Ряд 3 Ряд 3
30%
Ряд 2
20%
10% Ряд 1
0%
До эксперимента После эксперимента


Рис. 6. Проявления признака до и после эксперимента
Ряд 1 – Осознанность отношения к здоровью.
Ряд 2 – Терминальный характер ценности здоровья.
Ряд 3 – Грамотное планирование коррекционной деятельности.




100%
80%
Ряд 1
60%
Ряд 2
40%
20% Ряд 2
0%
Ряд 1
Э Н И


Рис. 7. Изменение признака в экспериментальных группах
«Э» – экстерналы, «Н» – группа «нормы», «И» – интерналы
Ряд 1 – Инструментальный характер ценности.
Ряд 2 – Неосознанное отношение к здоровью.

До эксперимента достоверных различий в проявлении указанных ха-
рактеристик у представителей разных экспериментальных групп не выяв-
лено. Полученные данные свидетельствуют о том, что в группе экстерна-
лов процессы развития осознанности отношения к здоровью и представле-
ний о здоровье как терминальной ценности протекали менее интенсивно, и
подтверждают детерминирующее влияние уровня субъективного контроля
на развитие ценностного отношения к здоровью.
В заключении обсуждаются результаты и перспективы исследования
процесса развития ценностного отношения к здоровью и приводятся выво-
ды по работе. По результатам диссертационного исследования сделаны
следующие выводы:
1. В ходе теоретического анализа литературных источников установ-
лено, что психологическая сущность процесса развития ценностного от-
21

ношения к здоровью, заключается в многократном повторении последова-
тельных изменений на уровне сознания и поведения личности. А именно:
изменения в подструктурах сознания, определяющих поведение; измене-
ние состояния организма на эмоциональном уровне; осознание собствен-
ного состояния и поиск его причин; позитивное изменение отношения к
здоровью; позитивное изменение поведения в области здоровья; использо-
вание новых позитивных способов поведения; превращение новых спосо-
бов поведения в привычные. Механизмом развития ценностного отноше-
ния к здоровью является целенаправленная активная деятельность субъек-
та по преодолению противоречия между осознанием ценности здоровья и
реальным поведением. Понимание психологической сущности и механиз-
ма изучаемого процесса позволило создать (определить компоненты про-
граммы, их задачи, содержание и методы) и реализовать программу разви-
тия ценностного отношения к здоровью (определить частоту проведения
занятий, сроки самонаблюдения, объем диагностических процедур), объ-
яснить результаты ее использования (в первую очередь, отсутствие 100%-
ного результата).
2. Определен ряд внутриличностных условий, влияющих на результат
развития ценностного отношения к здоровью, а именно: индивидуальные
характеристики как основа своеобразия реакции личности на воздействия
извне; потребности как форма связи организма с объектами и явлениями
окружающего мира; усвоенные нормы, ценности и эталоны как состав-
ляющие прошлого опыта, определяющие специфику исходного отношения
личности к здоровью. Особое внимание уделено изучению системы инди-
видуальных характеристик (самооценки, уровня притязаний, уровня субъ-
ективного контроля, мотивации к избеганию неудач, мотивации к успеху)
путем выявления центральной детерминанты отношения к здоровью. Ус-
тановлено, что указанной детерминантой является уровень субъективного
контроля личности. У испытуемых с разными значениями показателей
уровня субъективного контроля (экстерналы, интерналы, группа «нормы»)
обнаружены отличия в проявлении других индивидуальных характеристик
(самооценки, уровня притязаний, мотивации к избеганию неудач), а также
в интенсивности позитивных изменений ряда характеристик подструктур
сознания, определяющих поведение (осознанности отношения к здоровью,
характера ценности здоровья). Полученные результаты подтверждают, что
уровень субъективного контроля является одной из центральных детерми-
нант процесса развития ценностного отношения к здоровью в системе ин-
дивидуальных характеристик личности, и позволяют сделать вывод о
том, что подход к развитию ценностного отношения к здоровью у
испытуемых с отличающимися значениями показателей уровня субъек-
тивного контроля должен быть различным. В качестве необходимого
элемента содержания программы развития ценностного отношения к здо-
ровью может быть рекомендовано создание и использование заданий,
22

направленных на развитие представлений о внутренней (при работе с экс-
терналами) и внешней (при работе с интерналами) причинности событий.
3. В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что вы-
бранные средства развития ценностного отношения к здоровью (направ-
ленные социальные воздействия, заключающиеся в предоставлении испы-
туемым значимой информации о здоровье) приводят к позитивным изме-
нениям характеристик подструктур сознания, определяющих поведение
(подструктура знаний и представлений: сформированность основных поня-
тий по проблеме исследования; подструктура стратегий и технологий:
сформированность умения планировать коррекционную деятельность;
подструктура отношений: осознанность отношения к здоровью, место здо-
ровья в системе ценностей, характер ценности здоровья). Полученные дан-
ные подтверждают эффективность выбранных средств развития ценност-
ного отношения к здоровью, а также свидетельствуют о действенности
применяемого способа повышения значимости информации (активизация
деятельности испытуемых, направленной на самопознании, рефлексию,
расширение представлений о выбранной профессии, коллективное и инди-
видуальное творчество через использование интерактивных методов).
4. Анализ данных, полученных в ходе реализации разработанной ав-
тором программы развития ценностного отношения к здоровью у студен-
тов педагогического ВУЗа, показал, что предлагаемая программа эффек-
тивна, поскольку позволяет добиваться улучшения показателей ряда ха-
рактеристик отношения к здоровью (подструктура знаний и представле-
ний: сформированность основных понятий по проблеме исследования;
подструктура стратегий и технологий: сформированность умения планиро-
вать коррекционную деятельность, подструктура отношений: характер
ценности здоровья, осознанность отношения к здоровью, позитивная ак-
тивность в отношении здоровья).
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена, основные задачи
решены. Однако настоящее исследование не претендует на исчерпываю-
щее решение проблемы развития ценностного отношения к здоровью.
Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной про-
блемы:
– создание дескриптивной модели процесса развития ценностного от-
ношения к здоровью и соответствующих ей эффективных программ, ори-
ентированных на различные социальные группы;
– изучение процесса развития ценностного отношения к здоровью с
позиции представлений о составляющих и образующих линиях развития;
– создание концепции развития валеологической культуры личности
учителя и учащегося.
23

Содержание диссертации отражено в следующих работах автора:

1. Белинская Т.В. К исследованию категории «здоровье» // Филосо-
фия в современном мире: Сб. аспирантских работ. Под ред. Е.Н. Богданова,
А.К. Зайцева, А.С. Стрельцова.– Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского,
2002.– С.94-100 (0,5 п.л.).
2. Белинская Т.В., Самойлова И.Р. Оценка отношения учащихся к
собственному здоровью // Материалы VII Всероссийской научно-
практической конференции «Образование в России: медико-
психологический аспект».– Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.–
С. 21-22 (0,125 п.л.).
3. Белинская Т.В., Финашина Т.А. Изучение интернальности здоровья
и ее связи с уровнем стресса // Материалы VIII Всероссийской научно-
практической конференции «Образование в России: медико-
психологический аспект».– Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003.–
С. 21-23 (0,20 п.л.).
4. Белинская Т.В., Финашина Т.А. Формирование и развитие пози-
тивной валеологической активности будущих учителей // Материалы IX
Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России:
медико-психологический аспект».– Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского,
2004.– С. 234-236 (0,20 п.л.).
5. Белинская Т.В., Финашина Т.А. Исследование процесса развития
ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического ВУЗа //
Известия КОИП: Сб. научных трудов.– Вып. №6.– Калуга: Издательство
«Эйдос», 2004.– С. 130-137 (0,5 п.л.).
6. Белинская Т.В., Финашина Т.А. Сохранение здоровья как проблема
изменения поведения // Вестник ЧГПУ. Сер. 10. Экология. Валеология.
Педагогическая психология.– Челябинск: ЧГПУ, 2004.– № 5.– С. 117-125
(0,75 п.л.).




Белинская Татьяна Владимировна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук

Тир. 100 экз. Усл. печ. л. 1,5.



СОДЕРЖАНИЕ