СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




БЕЛОВА Дина Евгеньевна




СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ



Специальность 19.00.01 – общая психология,
психология личности, история психологии




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук




Екатеринбург 2004
2
Работа выполнена на кафедре теоретической и экспериментальной
психологии факультета психологии Российского государственного профес-
сионально-педагогического университета (Екатеринбург)


доктор психологических наук, профессор
Научный руководитель:
Глуханюк Н.С.


доктор психологических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Воронин В.М.
кандидат психологических наук, доцент
Минюрова С.А.

Пермский государственный
Ведущая организация:
педагогический университет




Защита состоится «19» октября 2004 г. в 14:00 ч. на заседании диссер-
тационного совета ДМ 212.286.07 по защите диссертаций на соискание уче-
ной степени доктора психологических наук при Уральском государственном
университете им А.М. Горького по адресу: 620083, г. Екатеринбург, пр.
Ленина, 51, ком. 248.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского госу-
дарственного университета им А.М. Горького по адресу: 620083, г. Екате-
ринбург, пр. Ленина, 51, ком. 248.

Автореферат разослан «17» сентября 2004 г.



Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент Л.Г. Попова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В современной науке и социальной практике все большее значение
приобретает гуманитарная парадигма. Все большее внимание уделяется изу-
чению сущностных характеристик человека и специфики его бытия. В центре
исследований современной психологии находится человек как носитель
субъектности и индивидуальной неповторимости, а предметом все чаще вы-
ступают глубинные смысловые аспекты индивидуального сознания человека,
его активность в освоении и преобразовании мира и собственной жизни.
Жизненный путь представлен в сознании личности в виде смысловой
картины мира и собственной жизни. Он имеет пространственно-временную
структуру, где время выполняет объединяющую функцию, обеспечивая
взаимосвязи между пространственными, событийными характеристиками, а
также субъективно воспринимаемыми модусами жизненного пути: прошлым,
настоящим и будущим человека. В психологии изучено преобладание
определенных временных модусов в картине жизни в зависимости от воз-
раста человека (D. Campbell, 1969; К. Lewin, 1935, 1942; J.-A. Nurmi, 1991;
С. Powers, 1992; J.O. Raynor, 1983; Н.Н. Толстых, 1997; Е.И. Головаха, 1984).
Для этапа молодости характерна ведущая роль будущего в картине жизнен-
ного пути. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что
будущее как модус времени жизни личности изучалось преимущественно с
позиций событийного подхода, рассматривающего хронологию и содержание
будущих событий (Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002), смысловая же
представленность будущего, его взаимосвязь с профессиональным самоопре-
делением в картине мира личности до настоящего времени оставались за
пределами исследовательских интересов. Хотя регулирующая роль образа
будущего по отношению к деятельности человека в настоящем утверждается
многими авторами (Н.А. Бернштейн, 1997; Б.Ф. Ломов, 1984; Е.И. Головаха,
А.А. Кроник, 2003; В.Ф. Серенкова, 1991). Анализ теоретических и экспери-
ментальных исследований позволяет предположить, что психологические
особенности и закономерности временных аспектов функционирования бу-
дущего отличаются от смысловых.
Смысловые аспекты будущего изучаются в работе с позиций психоло-
гии субъективной семантики, которая позволяет глубже проникнуть во внут-
реннюю систему смыслов личности и воссоздать ее индивидуальное своеоб-
разие. Личность с точки зрения семантического подхода определяется как
4

носитель уникальной картины мира и «микрокосм индивидуальных значений
и смыслов» (В.Ф. Петренко, 1997). Психосемантический подход позволяет
изучить особенности индивидуальных семантических пространств будущего
и смысловых аспектов самоопределения личности в профессии.
В отечественной и зарубежной психологии можно выделить два под-
хода к определению детерминации жизненного пути личности: в качестве
объективных детерминант рассматриваются этапы онтогенетического разви-
тия и социально-культурная среда (Б.Г Ананьев, 1968, 1977; Е.И Головаха,
А.А. Кроник 1982-2002; Н.А. Логинова, 1975, 1985; Е.Ф. Рыбалко, 1994;
Л.В. Куликов, 1997; Э. Эриксон, 1968; П. Жане, Sh. Buler, 1959); субъектная
детерминация выделяет в качестве основных факторов активность и твор-
чество личности в организации и преобразовании своей жизни
(С.Л. Рубинштейн, 1946; К.А. Абульханова-Славская, 1991, 2001). Субъект-
ный подход к пониманию жизненного пути наиболее продуктивен.
Проявлением субъектности человека является его способность к само-
определению и самореализации в различных жизненных областях. Профес-
сиональная деятельность выступает как одна из ведущих сфер приложения
сил и возможностей человека, при этом она характеризуется высокой дина-
мичностью в связи с развитием технологий, социокультурными и экономи-
ческими факторами и поэтому требует от человека постоянной работы по са-
моопределению, разработке творческой модели профессионального пути в
течение всей жизни. В этой связи профессиональное самоопределение как
проявление субъектности представляет собой не единичный факт выбора, а
длительный многоступенчатый динамичный процесс осознания и конструи-
рования личностью индивидуальных ценностей и смыслов будущей или уже
выполняемой деятельности. Систематизация теоретических подходов к ис-
следованию данной проблемы показывает, с одной стороны, ее достаточную
теоретическую и методическую разработанность, наличие большого коли-
чества экспериментальных исследований, с другой стороны, как в теории, так
и на практике изучение самоопределения ограничивается этапом оптации
(Е.В. Голомшток, 1979; Л.А. Йовайша, 1983; Е.А. Климов, 1970, 1984, 1990;
Л.М. Митина, 1997; Н.С. Пряжников, 1996; Б.А. Федоришин, 1988; С.Н. Чис-
тякова, 1987; П.А. Шавир, 1981). При этом остаются малоизученными его
смысловые основания и психологические особенности на этапе профессио-
нальной подготовки. Большую значимость и актуальность изучение профес-
5

сионального самоопределения приобретает в связи с разработкой программ
подготовки специалистов помогающих профессий, в особенности, психоло-
гов, где формирование смысловой составляющей должно опережать опера-
циональную. Обучение профессии представляет собой не только усвоение
информации, но и рассматривается как закономерный этап профессиональ-
ной биографии и жизненного пути в целом. В этой связи возникает вопрос о
направленности профессионального самоопределения в будущее.
Таким образом, об актуальности и востребованности исследования
смысловых аспектов будущего и самоопределения личности на этапе про-
фессиональной подготовки, свидетельствуют значимость данных проблем
для социальной практики, с одной стороны, и их недостаточная теоретичес-
кая и эмпирическая разработанность, – с другой.
Цель исследования – изучение особенностей смыслового будущего
студентов-психологов и установление его взаимосвязи с самоопределением и
субъектными характеристиками личности.
Объект исследования – самоопределение личности в профессии как
проявление субъектности, представляющее собой длительный ориентиро-
ванный в будущее динамичный процесс, включающий нахождение и реали-
зацию смыслов.
Предмет исследования – взаимосвязь особенностей будущего и про-
фессионального самоопределения в смысловом пространстве личности сту-
дентов-психологов.
Гипотеза исследования: смысловое будущее и профессиональное са-
моопределение личности характеризуются особенностями сопряженности
компонентов и их взаимосвязи с субъектными характеристиками в зависи-
мости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора. Это позво-
ляет рассматривать самоопределение как реализацию смыслов и создает воз-
можность целенаправленной работы по формированию смысловой состав-
ляющей профессионализма личности.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих
задачах:
Теоретические задачи:
1. Систематизировать сравнительно-аналитический обзор основных на-
правлений изучения проблем смыслового будущего и самоопределения лич-
ности.
6

2. Описать и операционализировать феномен смыслового будущего
личности.
Методические задачи:
1. Определить возможности метода семантического дифференциала в
изучении смысловых аспектов будущего.
2. Разработать процедуру психосемантического анализа структуры
субъективных семантических пространств будущего личности.
3. Подобрать методический инструментарий для исследования особен-
ностей профессионального самоопределения личности.
Эмпирические задачи:
1. Исследовать особенности и проанализировать характер взаимосвязи
смыслового будущего и профессионального самоопределения студентов-
психологов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального
выбора.
2. Выявить особенности субъективных семантических пространств бу-
дущего в контексте профессионального самоопределения в зависимости от
этапа обучения и стратегии профессионального выбора студентов-психоло-
гов.
Прикладной задачей исследования явилась разработка техники конст-
руирования будущего в рамках системы психологического сопровождения
профессионализации личности.
Методологической и теоретической основой работы является субъ-
ектно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; С.Л. Рубинштейн,
1945, 1973, 1989; Б.Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А.В. Брушлинский,
1994, 2000), конкретным теоретическим основанием работы выступили кон-
цепции психологического времени жизни (К.А. Абульханова-Славская, 1991;
М.Р. Гинзбург, 1994, 1996), личностного смысла (Д.А. Леонтьев, 2003); пси-
хосемантический подход (Е.Ю. Артемьева, 1999; В.Ф. Петренко, 1988;
А.Г. Шмелев, 1893; Ch. Osgood, 1976) и концепция субъектной профессиона-
лизации (Н.С. Глуханюк, 2000).
Методы исследования: метод семантического дифференциала, метод
свободного самоописания, цветоассоциативный эксперимент, личностные
тесты и опросники, методы статистической обработки результатов, в качест-
ве вспомогательного метода был применен контент-анализ.
7

Методический инструментарий представлен 6-факторным семанти-
ческим дифференциалом Ч. Осгуда; опросниками: профессиональной готов-
ности Л.Г. Кабардовой, терминальных ценностей И.Г. Сенина; тестом смыс-
ложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; цветовым тестом отношений
А.М. Эткинда
Научная новизна исследования. Впервые осуществлен содержатель-
ный анализ и операционализация понятия смыслового будущего, а также
проведено его эмпирическое изучение в контексте профессионального само-
определения студентов-психологов. Определены структуры семантических
пространств будущего как модуса жизни личности в зависимости от этапа
обучения и стратегии профессионального выбора студента.
Изучен характер взаимосвязи смыслового будущего и профессиональ-
ного самоопределения с субъектными характеристиками личности на разных
этапах профессиональной подготовки и в зависимости от стратегии профес-
сионального выбора.
Теоретическое значение работы состоит в дальнейшем развитии тео-
рии психологического времени личности и концепции субъектной профес-
сионализации. Исследование смысловых аспектов самоопределения в про-
фессии, разработка и операционализация понятия смыслового будущего уг-
лубляют научные знания о смысловых основаниях профессиональной подго-
товки.
Практическое значение состоит в том, что по результатам исследова-
ния разработаны подходы к конструированию смыслового будущего в про-
цессе подготовки студентов, в контексте психологического сопровождения
профессионального развития личности.
Исследовательские данные включены в программы курсов «Психоди-
агностика» и «Общий психологический практикум».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссер-
тации докладывались на международных конференциях «Ломоносов-2004»
(Москва, МГУ, 2004), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, СПбГУ,
2003), всероссийской конференции «Образование в Уральском регионе»
(Екатеринбург, 2002), межрегиональных конференциях «Инновационные
технологии в педагогике и на производстве» (Екатеринбург, РГППУ, 2002,
2003), региональной конференции «ЯНПИС-2003» (Пермь, ПГПУ, 2003). По
теме исследования опубликовано 25 работ.
8

Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались
на заседаниях кафедры теоретической и экспериментальной психологии Рос-
сийского государственного профессионально-педагогического университета
в 2001-2004 гг. и кафедры общей психологии и психологии личности Ураль-
ского государственного университета им. А.М. Горького в 2004 г.
Апробация результатов осуществлялась в рамках исследовательского
проекта «Исследование смыслового будущего в контексте профессиональ-
ного самоопределения», поддержанного грантом Министерства образования
РФ 2003-2004 гг.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Смысловое будущее представляет собой субъективное, личностное
отношение и когнитивные представления человека о собственном будущем,
являющиеся фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Оно
имеет 4-х компонентную структуру и более значимо для студентов, чем про-
шлое и настоящее.
Структура смыслового будущего личности изменяется от целостности
к дифференцированности своих компонентов в зависимости от этапа обуче-
ния и стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
2. Структура субъективных семантических пространств будущего сту-
дентов психологов изменяется от синкретичности к дифференцированности в
зависимости от этапа обучения, а также имеет различия в зависимости от
стратегии профессионального выбора как результата самоопределения.
3. Самоопределение личности в профессии представляет собой дли-
тельный, ориентированный в будущее, динамичный процесс, имеющий раз-
личную феноменологию, активизирующийся при наличии проблемных си-
туаций и проявляющийся в различных стратегиях профессионального вы-
бора. Результатом самоопределения личности в профессии на этапе обучения
являются 3 типа стратегий профессионального выбора: откладывание вы-
бора, отрицание профессии и принятие профессии.
4. Смысловое будущее личности характеризуется неоднозначностью
взаимосвязей с профессиональным самоопределением в зависимости от этапа
обучения и стратегии профессионального выбора.
5. Смысловое будущее и самоопределение личности в профессии
имеют различный характер взаимосвязей с субъектными характеристиками
9

студентов в зависимости от этапа обучения и стратегии профессионального
выбора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,
трех глав, выводов, библиографического списка и приложений. Общий объем
работы составляет 192 страницы. Диссертация содержит 11 таблиц, 37 ри-
сунков, 9 приложений. Библиографический список включает 273 наименова-
ния, из них 36 – на английском языке.
Работа продолжает линию исследований профессионализации как спо-
соба самореализации человека, становления его субъектности, проводимых
на кафедре теоретической и экспериментальной психологии Российского го-
сударственного профессионально-педагогического университета (Екатерин-
бург).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, определя-
ются объект, предмет, цели и задачи, формулируются гипотезы и положения,
выносимые на защиту, называются использованные методы, раскрывается
научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические подходы к исследованию смысло-
вого будущего и самоопределения личности» определены основные поня-
тия и методологические положения исследования, представлен анализ тео-
ретических подходов и данных эмпирических исследований проблем смы-
слового будущего и самоопределения.
Первый параграф «Изучение смыслового будущего с позиций теорий
жизненного пути и личностного смысла» включает анализ проблемы психо-
логического будущего личности, которое изучается в разных контекстах: в
рамках теорий психологического времени (T. Cottl, 1968, 1969, 1976;
L.K. Frank, 1939; K. Lewin, 1935, 1942; J.O. Nutten, 1964, 1984;
Н.А. Бернштейн, 1997; В.И. Ковалев, 1988, 1991); в рамках теорий личности
(T. Gjesme, 1975, 1979, 1983; J.-E. Nurmi, 1991; G. Trommsdorf, H. Lamm,
1980, 1983; В.Г. Асеев, И.А. Лисица, 2000; К. Обуховский, 1981; Б.Ф. Ломов,
1984; С.В. Горбатов, 2000), кроме того, образ будущего рассматривается как
компонент такого глобального личностного образования как опосредованное
отражение в психике индивидуума целостной субъективной картины мира
(А.Н. Леонтьев, 1977; С.Д. Смирнов, 1991; Б.Г. Ананьев, 1998; Дж. Брунер,
1977); в контексте теорий жизненного пути личности (Б.Г Ананьев, 1968,
10

1977; Е.И Головаха, А.А. Кроник 1982-2002; Н.А. Логинова, 1978, 1985;
Е.Ф. Рыбалко, 1994; Л.В. Куликов, 1997; С.Л. Рубинштейн, 1957; К.А. Абуль-
ханова-Славская, 1991, 2001; В.И. Ковалев, 1991, 1995; Л.Ю. Кублицкене,
1989; О.В. Кузьмина, 1993; В.Ф. Серенкова, 1991; Т.Н. Березина, 1997;
Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова, 1998).
Исследование будущего в диссертации осуществляется с позиций ак-
тивности личности в контексте жизненного пути, когда человек не только
субъективно воспринимает и оценивает свое будущее, но и является центром
его детерминации. В диссертации используется понятие «смысловое буду-
щее», впервые введенное М.Р. Гинзбургом, однако проведение исследования
потребовало более четкой экспликации и операционализации данного поня-
тия. Конструирование понятия «смысловое будущее» основано на категории
«личностный смысл» как одной из базовых характеристик смысловой сферы
(С.Л. Рубинштейн, 1957; А.Н. Леонтьев, 1977; Е.Ю. Артемьева, 1999;
Д.А. Леонтьев, 2003; В.Ф. Петренко, 1988; А.Г. Шмелев, 1983; Ch. Osgood,
1962, 1964). Исходя из рассмотренных теоретических предпосылок, под смы-
словым будущим понимается – субъективное, личностное отношение и ког-
нитивные представления человека о собственном будущем, являющиеся
фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. В качестве инст-
румента изучения смыслового будущего выбран психосемантический метод.
Теория личностного смысла и семантического пространства личности позво-
лили операционализировать понятие смыслового будущего. Смысловое бу-
дущее включает в себя четыре компонента: аффективный, отражающий по-
зитивное или негативное отношение человека к собственному будущему;
когнитивный, состоящий в определенной степени осознанности, структури-
рованности и упорядоченности собственного будущего; активностный, ха-
рактеризующий степень воздействия собственного будущего на личность;
целенаправленность жизни, показывающая субъективно переживание нали-
чия целей в будущем.
Данное положение отличает реализуемый в работе подход к исследо-
ванию будущего от традиционно применяемого событийного, позволяя пре-
одолеть «односторонность» в изучении психологического времени личности,
раскрывая его смысловые аспекты.
Основываясь на признании важности реальных жизненных отношений
и деятельности, в особенности профессиональной, для процесса смыслообра-
11

зования, было сформулировано предположение о сопряженности смыслового
будущего и профессионального самоопределения личности.
Во втором параграфе «Самоопределение личности как проявление
субъектности человека в жизненном и профессиональном пути» анализиру-
ются подходы к определению понятия, механизмов и компонентов профес-
сионального самоопределения, обосновывается использование субъектного
подхода (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; С.Л. Рубинштейн, 1945, 1973, 1989;
Б.Г. Ананьев, 1967, 1968, 1977, 1998; А.В. Брушлинский, 1991, 1992). Систе-
матизация теоретических и экспериментальных исследований позволила вы-
делить следующие подходы. Теоретические включают два направления в по-
нимании профессионального самоопределения: 1) как часть профессиональ-
ного развития человека (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Е.И. Головаха,
1988; Ю.М. Забродин, 1997; Е.А. Климов, 1996; Д.А. Леонтьев, 1991;
А.К. Маркова, 1996; Л.М. Митина, 1997; Н.С. Пряжников, 1996; D. Super,
1983); 2) как идентичность человека с профессиональной ролью, при этом
оно представляет собой один из этапов онтогенетического развития человека
и становления его личной идентичности (Э. Эриксон, 1968; В.Ф. Сафин,
1986; А.В. Мудрик, 1994). Прикладные подходы включают разработку сис-
темы профориентации (Е.В. Голомшток, 1979; Ю.М. Забродин, 1997;
Л.А. Йовайша, 1983; Е.А. Климов, 1970, 1984, 1990; С.Н. Чистякова, 1987;
Б.А. Федоришин, 1988) и системы активизации профессионального само-
определения (Н.С. Пряжников, 1996).
Сравнительный анализ представлений различных авторов позволил
выделить следующие компоненты профессионального самоопределения:
ценностный, смысловой, аффективный, когнитивный, временной, а также от-
дельные элементы профессиональной готовности. Причем смысловые и вре-
менные аспекты остаются малоизученными до настоящего времени.
Профессиональное самоопределение предполагает действенное отно-
шение человека к себе и выполняемой деятельности, проявляющееся в мно-
гочисленных актах профессионального выбора. Оно осуществляется путем
самостоятельного формирования человеком поля альтернатив, разработки и
коррекции планов, совершения выбора и осуществления своего профессио-
нального развития. При этом на данный процесс оказывают влияние объек-
тивные и субъективные факторы, важнейшими из которых являются субъ-
ектные характеристики личности, а также специфика профессиональной дея-
12

тельности. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профес-
сии, но не заканчивается на этом, поскольку человек в течение жизни сталки-
вается с непрерывной серией выборов. Оно является целостным проявлением
и неотъемлемой частью жизненного и личностного самоопределения чело-
века. Это позволяет рассматривать его как важный фактор становления и реа-
лизации субъектности человека в сфере профессиональной деятельности. Ре-
зультаты анализа различных подходов к исследованию профессионального
самоопределения позволили нам установить такую важнейшую особенность
как ориентированность его в будущее. На основе этого мы выдвинули пред-
положение о взаимосвязи профессионального самоопределения и будущего в
картине мира личности.
Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил выявить
существующее противоречие между признанием важной роли профессио-
нального самоопределения в развитии личности, пониманием его процессу-
альной природы и сложившейся традицией изучения данного феномена пре-
имущественно на этапе выбора профессии. Тогда как для становления и са-
мореализации личности одним из важнейших этапов является этап профес-
сионального обучения.
Из представлений о регулирующей роли личностного смысла в дея-
тельности человека следует, что разработка и применение техник конструи-
рования собственного будущего позволит оптимизировать процесс самооп-
ределения и подготовки студентов.
В третьем параграфе «Смысловое будущее психолога в контексте про-
фессионального самоопределения на этапе обучения» рассматриваются ста-
дии и психологические особенности подготовки психологов. Опираясь на
концепцию субъектной профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2001) сформу-
лировано предположение о важной роли субъектных характеристик личности
в формировании смыслового будущего и самоопределения.
Выявленные теоретические противоречия послужили основой для
формулирования проблемы исследования, решение которой позволит отве-
тить на вопросы: что представляет собой феномен смыслового будущего, как
он сопряжен с профессиональным самоопределением и субъектными харак-
теристиками личности, какие принципы должны быть положены в основу
разработки техник его формирования?
13

Определение проблемы исследования позволило сформулировать ос-
новную гипотезу исследования.
Во второй главе «Организация и методы эмпирического исследо-
вания профессионального самоопределения и смыслового будущего сту-
дентов-психологов» обосновано использование методов экспериментальной
психосемантики для исследования смыслового будущего в контексте про-
фессионального самоопределения, описана эмпирическая часть работы. Ор-
ганизационная форма исследования представляет собой сравнение по методу
поперечных срезов. В исследовании применялся корреляционный дизайн по
типу сравнения характера и структуры значимых связей между показателями
самоопределения, смыслового будущего, ценностными и субъектными ха-
рактеристиками личности студентов-психологов на разных этапах подго-
товки, а также в зависимости от стратегии профессионального выбора.
В исследовании приняли участие 216 человек в возрасте от 17 до 24
лет: по 54 студента 1, 2, 3 и 4-го курсов факультета психологии Российского
государственного профессионально-педагогического университета, таким
образом, было сформировано 4 выборки студентов в зависимости от курса.
При помощи контент-анализа свободных самоописаний в общей вы-
борке были выявлены 3 группы студентов с различными стратегиями про-
фессионального выбора как результата самоопределения: 1 группа студентов
характеризуются стратегией откладывания выбора (65 чел.); 2 группа – отри-
цания профессии психолога (34 чел.) и 3 группа – принятия профессии (117
чел.). С целью обеспечения большей надежности выводов с помощью метода
рандомизации выборки студентов с различными стратегиями профессио-
нального выбора были уравнены по количеству человек, каждая из трех под-
выборок в итоге составляла 34 человека.
Таким образом, анализ результатов исследования проводился в 7-ми
подвыборках: 4 подвыборки различались по курсам обучения и 3 подвыборки
– по стратегиям профессионального выбора. В основу интерпретации резуль-
татов исследования положен сравнительный метод.
Основным методическим инструментом исследования являлся 6-фак-
торный семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда, содержащий факторы
Оценки, Комфортности, Силы, Активности, Структурированности и Упоря-
доченности. В качестве объектов шкалирования респондентам предлагались
ряд понятий в соответствии с задачами и предметом исследования. Для изу-
14

чения смыслового будущего студентами шкалировалось понятие «мое буду-
щее», дополнительным показателем конструкта являлась шкала «Цели в
жизни» теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Для изучения
смысловых аспектов профессионального самоопределения личности студен-
том предлагалось оценить по шкалам семантического дифференциала поня-
тия «моя учеба» и «моя профессия». Также для изучения самоопределения и
субъектных характеристик личности использованы метод свободного само-
описания, цветовой тест отношений А.М. Эткинда, тест смысложизненных
ориентаций Д.А. Леонтьева, опросник профессиональной готовности
Л.Г. Кабардовой (умения, отношения, намерения в сфере деятельности Чело-
век-Человек) и опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
Критериями выбора и применения методов сбора данных являлись
сформированные в психологической науке подходы к измерению феноменов
смысловой сферы, психологического времени и самоопределения личности, а
также содержание поставленных в работе целей и задач.
Результаты исследования обрабатывались методами математико-стати-
стического анализа: частот, средних значений и различий (t-критерий Стью-
дента), корреляционного (коэффициент линейной корреляции К. Пирсона),
дисперсионного (метод One-Way ANOVA,), факторного (по методу главных
компонент с последующим Varimax-вращением) и кластерного анализов. Ор-
ганизация исследования и использование адекватных цели и задачам методов
сбора и обработки данных позволили обеспечить достоверность результатов
и надежность выводов.
В третьей главе «Результаты исследования и их обсуждение» пред-
ставлены результаты эмпирического исследования, которые позволили уста-
новить структуру, компонентный состав и изменчивость феноменов смысло-
вого будущего и профессионального самоопределения личности, их сопря-
женность между собой и взаимосвязь с субъектными характеристиками сту-
дентов, а также определить структуру субъективного семантического про-
странства будущего в контексте профессионального самоопределения.
Исследование смыслового будущего показало, что, в целом, студенты
воспринимают свое будущее позитивно и оптимистично, игнорируя мысли о
возможных неудачах. Результаты сравнительного анализа с высокой степе-
нью достоверности (р?0,000) установили, что будущее для студентов более
значимо, чем прошлое и настоящее.
15

Для выявления структуры смыслового будущего оценки, полученные
при помощи метода семантического дифференциала, были подвергнуты про-
цедуре факторного анализа (метод главных компонент с последующим Vari-
max-вращением). В результате с высокой степенью достоверности (Kaiser-
Meyer-Olkin MSA=0,811; ?2=375,162; df=21; р?0,000) было получено 4-ком-
понентное решение (Kaiser-Meyer-Olkin MSA=0,811; ?2=375,162; df=21;
р?0,000), объясняющее в совокупности 86,2% доли объяснимой дисперсии
(ДОД) (табл.).
Таблица
Факторное отображение структуры смыслового будущего
в общей выборке студентов (n=216)
Факторы до вращения Факторы после вращения
Компоненты смыслового
будущего
1 2 3 4 1 2 3 4
Сила будущего 785 476
676
Комфортность будущего 730 458 493
Структурированность
724 491 676
будущего
Активность будущего 686 -452 910
Оценка будущего 677 914
Целенаправленность
426 800 -564 979
жизни
Упорядоченность
559 717 910
будущего
ДОД= 86,2% 52,6 12,4 11,1 10,1 25,2 20,4 19,6 14,6
Примечание. При описании результатов факторного анализа приводятся только значимые
факторные нагрузки; нули и запятые опущены. Критическое значение 0,40 (SPSS). Двойные вхож-
дения показателей в факторы не исключены.
Факторное решение, не подвергнутое процедуре вращения, подтвер-
ждает обоснованность включения шкалы «Цели в жизни» в структуру смы-
слового будущего.
Для более четкой демаркации факторов с целью проверки выдвинутого
теоретического положения о компонентом составе смыслового будущего
была проведена процедура Varimax-вращения корреляционной матрицы по-
казателей. В первый фактор, описывающий 25,2% ДОД, вошли показатели
силы и активности будущего, во второй (20,4% ДОД) – структурированности
и упорядоченности, в третий (19,6% ДОД) – оценки и комфортности, четвер-
тый фактор (14,6% ДОД) представлен показателем целенаправленности
жизни. Первый фактор получил название активностный, второй – когнитив-
ный, третий – аффективный, четвертый фактор отражает наличие временной
перспективы и осмысленности будущего. Таким образом, наши теоретиче-
ские предположения нашли эмпирическое подтверждение. Совпали как ко-
16

личество, так и состав предполагаемых нами и эмпирически найденных фак-
торов.
Сравнительный анализ факторных структур смыслового будущего по-
казывает его особенности на разных этапах обучения и при различных стра-
тегиях профессионального выбора как результата самоопределения студен-
тов. Обнаружено доминирование в структуре будущего различных компо-
нентов: 1) в зависимости от этапа обучения: в группе студентов 1 курса –
аффективного компонента (28,3% ДОД), 2 курса – когнитивного (29,0%
ДОД), 3 и 4 – активностного (24,3 и 28,9% ДОД соответственно), что свиде-
тельствует о возрастании значимости и влияния, а, следовательно, регули-
рующей роли собственного будущего; 2) в зависимости от стратегии профес-
сионального выбора: в группе студентов со стратегией откладывания выбора
доминирует аффективный компонент, при стратегии отрицания профессии –
когнитивный, в случае принятия – активностный, что также подтверждает
регулирующую роль будущего по отношению к самоопределению и его нап-
равленность в будущее.
Для определения изменчивости взаимосвязей компонентов смыслового
будущего был проведен корреляционный анализ. Сравнение картин взаимо-
связей позволило сделать вывод о том, что смысловое будущее изменяется от
интеграции к разобщенности его компонентов в зависимости от этапа обу-
чения: на 1 и 2 курсах большее число и теснота связей (18 и 14), чем на 3 и 4
(8 и 16 связей, но со снижением их тесноты); а также в зависимости от стра-
тегии профессионального выбора: при стратегии откладывания выбора и от-
рицания профессии значительно больше взаимосвязей (11), чем в случае
принятия профессии (5). Таким образом, интенсивность размышлений сту-
дентов о будущем снижается в ситуации принятого решения.
Исследование самоопределения личности в профессии, осуществлено
при помощи сравнительного анализа выраженности компонентов, фактори-
зации показателей и корреляционного анализа взаимосвязей между его ком-
понентами в подвыборках студентов разных курсов и с разными стратегиями
профессионального выбора.
Для студентов 1 курса характерно то, что представления об учебе и
профессии не взаимосвязаны между собой. Студенты завышают самооценку
своих профессиональных умений (F=3,201, р?0,024), при этом профессио-
нальные намерения не связаны с остальными компонентами, т.е. студенты не
17

склонны задумываться о профессиональных планах. В целом большое число
взаимосвязей (52 статистически значимых) между компонентами самоопре-
деления говорит о высокой интенсивности процесса, причем важную роль в
нем играют ценности (9 связей). Таким образом, студенты 1 курса находятся
в ситуации адаптации к учебе, и профессия для них пока не значима.
В группе студентов 2 курса представления о профессии в структуре са-
моопределения являются более значимыми (р?0,05), по сравнению со сту-
дентами 1 курса, зафиксировано их согласование с представлениями об учебе
(15 статистически значимых связей). Студентами осуществляется переос-
мысление своих профессиональных намерений, переживание собственной
некомпетентности. Таким образом, в группе студентов 2 курса выявлена си-
туация деструкции ожиданий по отношению к себе и профессии.
Ведущее место в структуре профессионального самоопределения сту-
дентов 3 курса занимают представления об учебе и компонент профессио-
нальной готовности, которые позиционируются в равнозначные факторы,
объясняющие бoльшую долю совокупности переменных (14,7 и 14,0% ДОД).
Представления об учебе и профессии для студентов 4 курса практичес-
ки равнозначны (19,9 и 16,7% ДОД). В отличие от других курсов число взаи-
мосвязей между компонентами самоопределения резко снижается.
Сравнение структуры и взаимосвязей компонентов профессионального
самоопределения показало, что к старшим курсам возрастает значимость
компонента профессиональной готовности (ДОД увеличивается с 6 до
10,9%), происходит согласование представлений об учебе с представлениями
о профессии, а также осознание студентами собственной роли в достижении
успеха, приобретении профессиональных умений и построении будущего.
Интенсивность процесса самоопределения наиболее высока в группах сту-
дентов 1 и 2 курсов и снижается на 3 и 4 (52, 53, 42 и 33 статистически зна-
чимых связей соответственно). Анализ взаимосвязей между компонентами
позволяет сделать вывод о наибольшей включенности в общую структуру
самоопределения компонента «представления об учебе», и в меньшей сте-
пени – «представления о профессии» на всех этапах обучения.
Влияние стратегии профессионального выбора проявляется не столько
в различии уровней выраженности компонентов самоопределения, сколько в
характере их взаимодействия, причем при стратегии отрицания профессии
отсутствует компонент профессиональной готовности, то есть структура са-
18

моопределения деформируется. Сравнение структуры и взаимосвязей между
компонентами самоопределения в группах студентов с различными страте-
гиями профессионального выбора показало, что большее число связей выяв-
лено в группе студентов со стратегией откладывания выбора, чем в случае
отрицания и принятия профессии (11, 9 и 6 соответственно).
Количество и теснота выявленных связей свидетельствуют о том, что
процесс самоопределения протекает более активно на 1 курсе в сравнении с
другими курсами, а также в группе студентов со стратегией откладывания
выбора. Наличие отрицательных связей между показателями самоопределе-
ния в группах студентов 2 курса, где выявлены признаки деструкции ожида-
ний, и со стратегией отрицания профессии свидетельствует о сложности и
неоднозначности процесса самоопределения и подтверждает предположение
о возрастании его интенсивности в сложных, проблемных ситуациях.
Сравнительный анализ изменения структуры и содержания профессио-
нального самоопределения на разных этапах обучения и в группах студентов
с разными стратегиями выбора позволил установить его процессуальную
природу и динамичный характер.
Исследование субъективного семантического пространства будущего
в контексте профессионального самоопределения по результатам кластери-
зации показателей смыслового будущего и самоопределения в общей вы-
борке студентов позволило установить, что отдельные элементы (понятия) в
смысловом пространстве личности выделяются на аффективном уровне, а
взаимосвязи между элементами (понятиями) – на когнитивном.
Реконструкция субъективных семантических пространств в разных вы-
борках показала, что их структура изменяется. Так в зависимости от этапа
обучения от 1 к 4 курсу, она постепенно приобретет более сложный и диф-
ференцированный характер (число кластеров увеличивается с 2 до 3, подкла-
стеров – с 5 до 8). Это соотносится с теорией культурно-исторического раз-
вития, согласно которой психические образования развиваются от синкре-
тичности к дифференцированности (Л.С. Выготский). Интересным фактом
является то, что представления о времени собственной жизни также изменя-
ются от целостности и неразделимости к четкой дифференциации прошлого,
настоящего и будущего в смысловом пространстве личности. Это подтверж-
дает наши предположения об отличии смысловых аспектов психологическо-
го времени личности от временных, поскольку в исследованиях временных
19

аспектов будущего с позиций событийного подхода указывается, что для бо-
лее зрелой личности характерно целостное восприятие времени своего жиз-
ненного пути и временной трансспективы (В.И. Ковалев, Е.И. Головаха,
А.А. Кроник). Установлено, что к старшим курсам представления об учебе и
профессии характеризуются большей включенностью в смысловое будущее,
приоритет при этом имеют представления об учебе.
Выявлено изменение структуры семантических пространств в зависи-
мости от стратегии профессионального выбора. При стратегии откладывания
выбора представления о профессии связаны с неудачей, компонент профес-
сиональной готовности изолирован от остальных, семантическая структура
настолько синкретична, что невозможно выделить смысловые инварианты
объединения элементов. При стратегии отрицания профессии структура бо-
лее дифференцирована, показатели профессиональной готовности объеди-
нены с неудачей, представления об учебе и профессии психолога практиче-
ски не связаны с будущим. При стратегии принятия профессии представле-
ния об учебе и профессии становятся более дифференцированными и объе-
диняются с представлениями о будущем.
Деятельность человека, жизненные отношения и ситуации, формируют
личностные смыслы, но также не подвергается сомнению и утверждение о
регулирующей роли смыслов по отношению к деятельности. Поскольку во-
прос о каузуальной связи недостаточно методологически обоснован, то более
корректным было предположение о сопряженности данных феноменов.
Исследование сопряженности смыслового будущего и самоопределения
личности в профессии установило, что взаимосвязи имеют сложный и неод-
нозначный характер в зависимости от этапа обучения и стратегии профес-
сионального выбора.
Наибольшее количество взаимосвязей в группах студентов всех курсов
имеет аффективный компонент смыслового будущего, причем он связан пре-
имущественно с таким компонентом профессионального самоопределения
как «представления об учебе». Взаимосвязи смыслового будущего и компо-
нентов самоопределения – «профессиональная готовность», «представления
о профессии» – появляются только на 3, 4 курсах, причем преимущественно с
показателем готовности, который обозначен как «профессиональные уме-
ния» (r=0,385, р?0,001; r=0,274, р?0,05). В целом, от 1 к 4 курсу увеличива-
ется число взаимосвязей составляющих смыслового будущего с показате-
20

лями насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией, (с 4 до 10
статистически значимых связей).
В зависимости от стратегии профессионального выбора обнаружены
следующие особенности взаимосвязей смыслового будущего и самоопреде-
ления. При стратегии откладывания выбора практически отсутствуют связи с
будущим представлений об учебе и профессии. При стратегии отрицания
профессии наблюдается полное отсутствие взаимосвязей смыслового буду-
щего с представлениями об учебе, а с представлениями о профессии обнару-
жено 4 отрицательных статистически значимых взаимосвязи, это свидетельс-
твует о деструктивном характере сопряженности будущего и самоопределе-
ния. При стратегии принятия профессии смысловое будущее взаимосвязано
со всеми компонентами самоопределения.
Таким образом, предположение о наличии сопряженности феноменов и
ее специфике нашло свое подтверждение. В целом для студентов-психологов
характерно то, что сопряженность смыслового будущего и профессиональ-
ного самоопределения обнаружена преимущественно на аффективном
уровне. Установлена специфика сопряженности данных феноменов в зави-
симости от стратегии профессионального выбора.
Результаты дисперсионного анализа показателей субъектных характе-
ристик студентов разных курсов выявили значимые эффекты этапа обучения
на уровень выраженности ценностей, осмысленности жизни и представлений
о себе (р?0,05), что подтверждает предположение об изменчивости в разви-
тии субъектных характеристик студентов-психологов на разных этапах обу-
чения. Особенность этого процесса в том, что от 1 к 4 курсу снижается уро-
вень выраженности (р?0,05) и роль ценностей и повышается уровень осмыс-
ленности жизни и интернальности по отношению к ней (р?0,01).
Исследование взаимосвязи смыслового будущего и профессионального
самоопределения с субъектными характеристиками личности, выявило тен-
денции их взаимодействия: от 1 к 4 курсу происходит постепенное снижение
значимости ценностей (число статистически значимых связей снижается от
42 до 5) и увеличение значимости представлений о себе и осмысленности
жизни. При стратегии откладывания выбора установлена ситуативная тен-
денция; при стратегии отрицания профессии обнаружены признаки когни-
тивного диссонанса; в случае принятия профессии взаимодействие субъект-
21

ных характеристик наблюдается преимущественно с профессиональным са-
моопределением, и в меньшей степени – со смысловым будущим.
Результаты исследования позволили разработать подходы к конструи-
рованию будущего с использованием метода психологического сопровожде-
ния. В последнем параграфе главы 3 проанализированы методологические
основания психологического сопровождения личности в процессе профес-
сионализации. Обоснована актуальность разработки техники конструирова-
ния собственного будущего студентами с целью преодоления тенденций де-
зинтеграции в восприятии учебы и профессиональной сферы с различными
временными модусами собственной жизни. Сравнительный анализ различ-
ных методов и техник психологического сопровождения позволил выделить
технику самофутурирования как наиболее адекватную. В основу разработки
техники конструирования будущего положены каузометрия (Е.И. Головаха,
А.А. Кроник, 2003) и фрагменты психотерапии, ориентированной на по-
строение будущего (ПОРБ) F.T. Melges, 1982.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Теоретический анализ работ по проблемам смыслового будущего и
профессионального самоопределения личности позволил содержательно оп-
ределить и операционализировать данные понятия.
2. На основании концепций жизненного пути и личностного смысла
разработана и эмпирически подтверждена структура смыслового будущего,
включающая 4 компонента: аффективный, когнитивный, активностный, це-
ленаправленность жизни.
Установлено, что структура смыслового будущего личности изменя-
ется от целостности к дифференцированности своих компонентов; обнару-
жены специфические изменения показателей смыслового будущего в зави-
симости от этапа обучения и стратегии профессионального выбора как ре-
зультата самоопределения.
Собственное будущее для студентов более значимо, чем прошлое и
настоящее. Они склонны воспринимать его позитивно, игнорируя возможные
неудачи.
3. В исследовании выявлена процессуальная природа и динамичный
характер профессионального самоопределения, как процесса, ориентирован-
ного в будущее. Определены его особенности в группах студентов разных
22

этапов обучения и с различными стратегиями профессионального выбора.
Установлено, что более интенсивно процесс протекает в сложных, проблем-
ных ситуациях: в период адаптации студентов 1 курса к учебному процессу и
в ситуации деструкции ожиданий на 2 курсе, а также в группах студентов со
стратегиями откладывания выбора и отрицания профессии.
Выявлены типы стратегий профессионального выбора как результата
самоопределения личности на этапе обучения:
- стратегия отодвигания (откладывания) профессионального выбора ха-
рактеризуется ситуативностью самоопределения в профессии, низкой значи-
мостью учебы, размытостью структуры смыслового будущего;
- стратегия отрицания профессии сопровождается деформацией струк-
туры профессионального самоопределения, признаками когнитивного диссо-
нанса и отрицательным характером взаимосвязей смыслового будущего с
профессиональным самоопределением;
- стратегия принятия профессии характеризуется наличием взаимо-
связи смыслового будущего со всеми компонентами профессионального са-
моопределения, значимостью учебы и профессии.
4. Анализ структуры субъективного семантического пространства бу-
дущего в контексте самоопределения в общей выборке студентов позволил
установить, что отдельные понятия в семантическом пространстве выделя-
ются преимущественно на аффективном уровне, тогда как связи между раз-
личными понятиями реализуются на когнитивном.
Выявлено изменение структуры семантического пространства от син-
кретичности к дифференцированности в зависимости этапа обучения. Обна-
ружены различия семантических пространств в зависимости от стратегии
профессионального выбора как результата самоопределения.
Субъективное семантическое пространство будущего студентов вклю-
чает учебу, а не профессию как смысловое основание.
5. Установлен сложный, неоднозначный характер взаимосвязей смыс-
лового будущего с профессиональным самоопределением студентов-психо-
логов.
6. Выявлены тенденции взаимосвязи смыслового будущего и профес-
сионального самоопределения с субъектными характеристиками студентов.
Для студентов 1 курса характерно преобладание ценностей, выполняющих
компенсирующую роль при недостатке знаний и умений; на последующих
23

курсах роль ценностей заметно снижается и возрастает роль осмысленности
жизни и интернальности в детерминации смыслового будущего и самоопре-
деления.
7. Результаты исследования позволили определить подходы к разра-
ботке техники конструирования будущего с использованием метода психоло-
гического сопровождения.

Полученные результаты открывают перспективы изучения смысловых
аспектов психологического времени личности в контексте жизненного и
профессионального пути.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Статьи в сборниках научных трудов
1. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Феноменология восприятия прошлого, настоящего и
будущего студентами-психологами // Инновационные процессы в образовании: Мате-
риалы межд. науч.-практ. конф. Челябинск, Челяб. гос. пед. ун-т, 2004. Ч. 3, С. 27-31.
2. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Использование психосемантических методов в ис-
следовании смыслового будущего студентов-психологов // Татищевские чтения: актуаль-
ные проблемы науки и практики: Материалы межд. науч. конф. Тольятти, Волжск. ун-т
им. В.Н. Татищева, 2004. Ч.2, С.40-45.
3. Белова Д.Е. К проблеме психологического сопровождения самоопределения
личности в профессии // Психология профессионально-образовательного пространства
личности: Сб. науч. ст. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 94-95.
4. Белова Д.Е. Самоопределение личности: аксиологические и психологические ас-
пекты // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России:
Материалы всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003.
С. 84-92.
5. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е., Печеркина А.А. Психологические особенности
профессионально-педагогического образования: анализ исследований // Образование и
наука: Известия Урал. отделения Рос. акад. образования. 2002. № 3 (15). С.127-139.
Тезисы докладов и выступлений на научных конференциях и семинарах
6. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего студентов-психологов // Ломо-
носов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3, С.20-21.
7. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Ценностные ориентации студентов-психологов 2
и 4 курсов // Ломоносов-2004: Материалы межд. науч. конф. Москва, МГУ, 2004. Т. 3,
С.94-96.
8. Белова Д.Е., Мартьянова Л.С. Метод семантического дифференциала как способ
изучения отношения к профессии студентов факультета психологии // Дружининские чте-
ния: Материалы межд. науч. конф. студ. и асп. Сочи, Каф. психологии им.
В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт. дела, 2004. С. 107-109.
24
9. Белова Д.Е., Казанцева Е.В. Осмысленность жизни как составляющая профес-
сиональной деятельности // Дружининские чтения: Материалы межд. науч. конф. студ. и
асп. Сочи, Каф. психологии им. В.Н. Дружинина Сочинск. гос. ун-та туризма и курорт.
дела, 2004. С. 64-66.
10. Белова Д.Е., Лобанова О.Е. К проблеме исследования смысложизненных ориен-
таций // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург,
Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 45-49.
11. Белова Д.Е., Меньшенина М.А. Изучение ценностных ориентаций студентов-
психологов 2 и 4 курсов РГППУ // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.-
практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 63-66.
12. Белова Д.Е., Усикова А.В. К проблеме исследования ценностей и ценностных
ориентаций студентов-психологов // Психология сегодня: Материалы 6-й регион. науч.-
практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. С. 55-59.
13. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9-х
классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос.
проф.-пед. ун-т, 2003. С.42-47.
14. Белова Д.Е. Психологическое сопровождение профессионального самоопреде-
ления личности // Психология и культура: Тез. докл. Всерос. конф. Рос. психол. о-ва. СПб,
С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. Т.1. С. 399-401.
15. Белова Д.Е. Проблемы профессионального самоопределения современной мо-
лодежи // Психология ХХI века: Материалы 6-й межд. науч.-практ. конф. СПб, С.-Петерб.
гос. ун-т 2003. С. 275-276.
16. Белова Д.Е. Профессиональное самоопределение и карьера молодежи в совре-
менном российском обществе // Этнопсихологические и социокультурные процессы в со-
временном обществе: Тез. межд. науч.-практ. конф. Балашов, Саратовск. гос. пед. ун-т,
2003. С. 49-51.
17. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретический анализ подходов к изучению про-
фессионального самоопределения в психологии // Инновационные технологии в педаго-
гике и на производстве: Тез. докл. 9-й межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и спе-
циалистов. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 15-16.
18. Белова Д.Е. Исследование смыслового будущего в процессе профессионального
самоопределения на этапе выбора профессии // Ярмарка научно-практических инициатив
студентов (ЯНПИС-2003). Пермь, Пермск. гос. пед. ун-т, 2003. С. 10-12.
19. Белова Д.Е., Третьякова О.Н. Диагностика профессиональных склонностей на
этапе оптации // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург,
2003. С. 158-162.
20. Белова Д.Е., Стародубцева Т.Н. Диагностика ценностей будущих абитуриентов
факультета психологии (по результатам Дня открытых дверей) // Психология сегодня: Ма-
териалы конференции. Вып. 5. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. С. 155-158.
21. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Роль профессионального самоопределения в ус-
пешной самореализации личности // Психологические и педагогические проблемы само-
развития: Тез. всерос. науч.-практ. конф. Киров, вятский гос. пед. ун-т, 2002. Ч. 2,
С. 160-162.
22. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение на этапе выбора
профессии: на материалах исследования старшеклассников г. В. Пышмы // Образование в
25
Уральском регионе: научные основы развития: Тез. 2-й науч.-практ. конф. Екатеринбург,
Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. Ч. 2, С. 94-96.
23. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Психологические особенности выбора профессии
на стадии оптации // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. 8-й
межрегион. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, Рос. гос.
проф.-пед. ун-т, 2002. С. 77-78.
24. Белова Д.Е., Глуханюк Н.С. Теоретические подходы к изучению феномена про-
фессионального выбора // Личностно-ориентированное профессиональное образование:
Тез. 2-й регион. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2002. С. 20-21.
25. Белова Д.Е., Ильина Л.Г. Профориентационное исследование учащихся 9 – 10
классов // Психология сегодня: Материалы конференции. Вып. 4. Екатеринбург, Рос. гос.
проф.-пед. ун-т, 2002. С. 19-22.
26




Подписано в печать 17.09.04 Формат 60?84 1/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. 1,45 Уч.-изд. л. 1,55 Тираж 100 экз. Заказ № 218
Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



СОДЕРЖАНИЕ