СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




БЕСПАЛОВА Надежда Владимировна




ОСОБЕННОСТИ
ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В УНИВЕРСИТЕТЕ




13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Саранск-2003
Работа выполнена на кафедре педагогики Мордовского государственного
университета им. Н. П. Огарева




Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор
Мешков Николай Иванович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент
Грачев Сергей Владимирович

кандидат педагогических наук, доцент
Самсонова Татьяна Васильевна



Ведущая организация: Чувашский государственный университет




Защита диссертации состоится «___» ___________ 2003 г. в ___ часов на
заседании диссертационного совета ДМ 212.118.01 по защите диссертаций на
соискание ученой степени доктора педагогических наук при Мордовском госу-
дарственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева, по адресу: 430007,
г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11а, ауд. 320.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мордовского государствен-
ного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.



Автореферат разослан «___»_______________2003 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета Капкаева Л. С.



2
ВВЕДЕНИЕ
Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда
придавалось большое значение. В различные периоды развития российского
общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из
важнейших показателей благополучия государства. Университеты как учебные
заведения, осуществляющие подготовку преподавателей, играли исключитель-
ную роль в системе народного образования и особое внимание уделяли качеству
профессиональной подготовки студенчества, которое пополняло педагогические
коллективы школ. Вместе с тем необходимо отметить, что качество психолого-
педагогической подготовки студентов университета, получающих квалифика-
цию педагога, желает оставлять лучшего. Настоящее исследование направлено
на изучение подготовки педагогических кадров в образовательной системе
«Университет». Рассмотрение и анализ системы подготовки педагогических
кадров осуществлялись на базе Мордовского государственного университета,
который отражает особенности отечественного университетского образования,
имеющего давние традиции в подготовке педагогических кадров.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года,
когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в
Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подго-
товка учителей средней школы.
В 1957 году педагогический институт был преобразован в Мордовский госу-
дарственный университет. С изменением статуса учебного заведения коренным
образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала
осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем
не менее, внутри этих принципов долгое время существовали непреодолимые
противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей
технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельско-
го хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная на-
правленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус клас-
сических, в 70-х годах ХХ века практически свелась на нет. И только с начала
90-х годов ХХ столетия Мордовский государственный университет начал посте-
пенно возвращать себе статус классического университета: увеличилось количе-
ство и объем дисциплин гуманитарной направленности, получили поддержку
гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции
гуманитарного профиля, больше внимания уделялось педагогической и психо-
логической подготовке студентов как будущих преподавателей.
Отмеченные проблемы на сегодняшний день представляют особую значи-
мость для педагогической науки, так как позволяют проследить на историческом
материале существующие зависимости образовательных процессов от политиче-
ской и экономической обстановки в стране и сделать соответствующие выводы,
имеющие значение для развития качественной подготовки педагогических кад-
ров в системе университетского образования.



3
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного из-
менения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с уни-
верситетским образованием и выходом высшего образования на качественно но-
вый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране
в целом и в Республике Мордовия в частности. Актуальность исследования рас-
сматривается автором с трех принципиальных позиций: актуальность среды и
ситуации (предполагающая отражение коренного переворота в современной
системе образования, направленной на удовлетворение потребности общества в
активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно, либо
совсем не имеет никакого отношения к педагогической области, а также потери
основного мотива получения высшего образования - стать профессионалом в
своей области науки и получить педагогические навыки для «передачи» знаний
последующим поколениям); актуальность контекста Мордовского государ-
ственного университета имени Н. П. Огарева (в условиях приема на обучение
всех желающих получить образование путем расширения платного обучения ко-
личество выпускаемых профессиональных кадров в Мордовии значительно пре-
вышает востребованность, в результате чего подавляющее большинство выпу-
скников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специально-
стью и педагогикой, что и приводит к необходимости усиления принципов каче-
ственной профессиональной подготовки педагогических кадров и ценностного
воспитания будущих педагогов); актуальность перспективы (в условиях наме-
тившихся положительных изменений в общеполитической и экономико-
социальной обстановке в стране возникает необходимость в качественной под-
готовке кадров для осуществления прогнозируемого научного прогресса).
Кроме того, актуальность исследования в целом определяется социальным
заказом современного общества на высококвалифицированного педагога, спо-
собного осуществлять качественную подготовку и воспитание подрастающего
поколения, а также имеющего высокие профессиональные качества, позволяю-
щие ориентироваться в условиях прогресса.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более
глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в универ-
ситете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно
рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «универ-
ситет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Данная про-
блема является составной частью комплексного исследования проблемы научно-
теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в ус-
ловиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского го-
сударственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского обра-
зования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными
учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной
подготовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных за-
ведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования


4
первых университетов. В данной диссертационной работе особый акцент дела-
ется на труды современных ученых с их пониманием проблем университетской
подготовки педагогических кадров.
Теоретической основной диссертации явились теоретическая база и науч-
ный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педаго-
гических кадров с университетским образованием (Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-
Калик, Н. В. Кульмина, М. А. Кодзоев, Н. И. Мешков, Л. С. Нечепоренко, А. В.
Троцко, Г. И. Саранцев, А. А. Касьян); по историческим аспектам развития уни-
верситетского образования в России (Н. Г. Кушков, А. М. Арсеньев, Ф. Г. Пана-
чин, Н. А. Пенчко, В. В. Григорьев); по структуре и содержанию высшего обра-
зования (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов); по проблемам формирования основ
педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В.
М. Антипова, А. Я. Арет); по возможностям возрождения классического универ-
ситетского образования (А. И. Сухарев, С. И. Бреев, В. А. Болотов); по вопросам
развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как
будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев). Значитель-
ный вклад в разработку данного исследования внесли работы С. И. Кисельгофа,
касающиеся формирования у студентов педагогических умений и навыков в ус-
ловиях университетского образования, а также труды Ш. Х. Чанбарисова о фор-
мировании советской университетской системы.
Большое значение разработке проблем улучшения университетской подго-
товки педагогических кадров уделялось и учеными нашей республики. Широкое
освещение данной проблематики представлено в сборниках научных трудов
Мордовского государственного университета последних лет: «Совершенствова-
ние качества университетской подготовки преподавателя» (1985), «Оптимизация
университетского педагогического образования на современном этапе» (1993),
«Подготовка педагога в системе университетского образования» (2001).
Проблеме повышения квалификации учителя уделил внимание целый ряд
мордовских ученых. В начале 90-х годов ХХ века А. И. Сухаревым, М. П. Гле-
бочкиным, В. И. Гришановым и Н. И. Мешковым была подготовлена Программа
деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квалифи-
кации учителя, которой отведено значительное место в исследовании. Вышена-
званные авторы представили глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся
к истории развития высшего университетского образования в России и в Мордо-
вии и к проблематике целей и содержания университетской подготовки педаго-
гических кадров.
Источниковую базу диссертации составляет широкий спектр архивных дан-
ных, предоставленных Центральным государственным архивом Республики
Мордовия, Архивом Мордовского государственного университета, Центром до-
кументации новейшей истории Республики Мордовия, а также архивом Россий-
ской государственной библиотеки имени Ленина (г. Москва). Помимо этого, бы-
ли использованы Отчеты о выполнении программы развития Мордовского госу-
дарственного университета имени Н. П. Огарева.


5
Цель исследования - системный анализ проблемы подготовки педагогиче-
ских кадров с университетским образованием.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
• изучить архивные материалы и документы о народном образовании, в том
числе имеющие прямое отношение к его центральному звену - высшей школе;
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
• выявить характерные особенности системы подготовки педагогических
кадров в Мордовском государственном университете;
• проследить изменение целей педагогического образования в их связи с по-
литической и экономической обстановкой в стране;
• дать комплексный историко-педагогический анализ причин изменения целей
и содержания подготовки учителей в Мордовском государственном университете;
• выявить характеристики профессорско-преподавательского и студенче-
ского контингента как основных субъектов педагогического процесса в их ди-
намике.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогической
системе «Университет».
Предмет исследования - подготовка педагогических кадров с университет-
ским образованием (на примере Мордовского государственного университета
имени Н. П. Огарева).
Методологическую основу исследования составляют:
- идеи системного подхода, позволяющие рассматривать университетскую
модель подготовки кадров с педагогическим образованием как систему взаимо-
связанных необходимых элементов, включающих цели, содержание, средства и
субъектов педагогического образования в многоуровневой структуре, ориенти-
рованной на подготовку педагогов. С другой стороны, университет при этом
рассматривается как элемент более общей системы воспроизводства педагогиче-
ских кадров и социальной структуры общества в целом, на которую оказывают
влияние системные факторы иного уровня: экономические, идеологические,
культурные и пр. Наиболее ярко этот подход, применительно к интересующей
нас проблеме представлен у Н. В. Кузьминой и В. А. Сластенина;
- субъект-субъектный характер взаимоотношений участников учебно-
воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к анализу образовательного процесса,
связанный с постановкой в центр исследования конкретного участника образо-
вательного процесса;
- сравнительно-исторический подход, позволяющий представить развитие
системы педагогического образования в динамике и в контексте более общих
процессов, происходящих на уровне страны в целом;
- современные фундаментальные научные исследования по оптимизации
университетского педагогического образования.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы;
• изучение и анализ документов по системе подготовки педагогических кад-
ров;

6
• изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме эффективности
подготовки педагогических кадров в университетской среде;
• сравнительный историко-педагогический анализ системы подготовки пе-
дагогических кадров с университетским образованием в диахроническом аспек-
те.
Научная новизна исследования.
1. Диссертация представляет собой целостное историко-педагогическое ис-
следование, впервые осуществленное в рамках системного подхода с учетом не-
обходимых системообразующих элементов: цели, содержание, средства и субъек-
ты процесса подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
2. На основе историко-педагогического анализа архивных материалов опре-
делена система подготовки педагогических кадров в университете.
3. Выявлены, научно обоснованы и документально подтверждены условия
функционирования и средства развития целей, содержания и методов подготов-
ки педагогических кадров с университетским образованием.
4. Определены непосредственные взаимосвязи процесса подготовки педаго-
гических кадров в университете с социальными, политическими и экономиче-
скими условиями жизни страны, а также с насущными потребностями общества
в педагогах различной профессиональной направленности в различные периоды.
5. В работе впервые на научном уровне рассматриваются различные типы
направленности подготовки педагогических кадров в университете: педагогов
для вуза, школы, а также для временных коллективов. В научный оборот вво-
дится обширный новый архивный материал.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система подготовки педагогических кадров в университете имеет внут-
реннюю, воспроизводящуюся во времени структуру из пяти основных компо-
нентов, включающую цель, содержание, средства подготовки и субъекты педа-
гогического процесса - преподавателей и студенческий контингент.
2. Система подготовки педагогических кадров в университете функциониру-
ет как единство инвариантной составляющей, обеспечивающей внутреннюю це-
лостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей
традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при
этом процесс необходимого воспроизводства общества и вариативной состав-
ляющей, связанной с адаптацией этой системы к изменяющейся конкретно-
исторической реальности.
3. С момента возникновения университетов в России подготовка педагогиче-
ских кадров в них отличается специфическими чертами, связанными с гармони-
ческим сочетанием универсальной подготовки, обеспечивающей высокую сте-
пень творческой самостоятельности педагога и формирование собственно педа-
гогических навыков. Выделяются две модели подготовки педагогических кад-
ров, одна из которых ориентирована на педагога-универсала, способного к само-
стоятельной творческой деятельности по «передаче» знаний и умений после-
дующим поколениям; вторая модель связана с подготовкой специалиста, для ко-
торого приоритетными ценностями являются собственно педагогические знания.



7
Мы предполагаем, что соотношение между потребностями в специалистах той
или иной модели подготовки определяется логикой развития общества в целом.
4. В Мордовском государственном университете реализована высокоэффек-
тивная система подготовки кадров с педагогическим образованием, опирающая-
ся на достаточную для ее перспективного развития инфраструктурную базу,
включающую в себя техническую (кабинет и кафедра педагогики, необходимые
аудиторные площади), учебную (значительное место педагогических дисциплин
в учебных планах), научную (аспирантура, возможность широкой издательской
деятельности) и дополнительную составляющую (структура получения допол-
нительных педагогических навыков вожатого, система воспитательной работы
со студентами).
5. Периодизация развития системы педагогического образования должна
учитывать как логику внутреннего роста университета в целом и системы подго-
товки педагогических кадров в частности, так и факторы внешнего влияния: го-
сударственная идеология и государственные планомерные программы развития,
экономические параметры, обеспеченность инфраструктурными возможностя-
ми, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профес-
сии, степень автономии вузовской системы.
Гипотеза исследования.
Подготовка педагогических кадров с университетским образованием будет
эффективной, если:
- она будет рассматриваться как системное явление, обусловленное взаимо-
влиянием и взаимодействием всех компонентов;
- предложенный комплекс педагогических условий и средств реализуется с
учетом принципов непрерывности, целостности, личностно-ориентированного
характера;
- созданы определенные педагогические условия, научно-методическое и
технологическое обеспечение реализации системы в практике.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут
быть использованы при чтении специальных курсов по истории педагогики, ис-
тории высшего образования в Мордовии, современным методам подготовки пе-
дагогических кадров. Результаты и основные выводы исследовательской работы
смогут быть учтены при составлении учебных планов и программ подготовки
педагогических кадров в системе университетского образования.
Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования
были изложены диссертантом в выступлениях на Международной научно-
практической конференции «Роль женщин в развитии высшего образования в
XXI веке» (Санкт-Петербург, 2001), на Всероссийской научной молодежной
школе «Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых» (Са-
ранск, 2001), на IX межвузовской научно-методической конференции «Реализа-
ция национально-регионального компонента в содержании образования» (Ря-
зань, 2002), на ежегодных Огаревских чтениях, на кафедре педагогики Мордов-
ского госуниверситета. Работа выполнена на кафедре педагогики Мордовского
государственного университета им. Н. П. Огарева, обсуждена и рекомендована к
защите 26 мая 2003 г.


8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, за-
ключения, библиографического списка и приложений с графиками и таблицами.
Во ВВЕДЕНИИ дается общая характеристика работы: показывается акту-
альность темы исследования, определяются основные цели и задачи, дается ха-
рактеристика теоретико-методологических оснований, характеризуется источ-
никовая база, отмечается научная новизна и практическая значимость.
Первая глава «Теоретико-методологические проблемы подготовки пе-
дагогических кадров с университетским образованием» посвящена рассмот-
рению специфических черт подготовки педагогических кадров с университет-
ским образованием, тенденций изменения и развития моделей этой подготовки,
выявлению отличительных особенностей универсальной и научно-
исследовательской подготовки педагогов в университете, а также этапов разви-
тия педагогического образования в системе «университет» в диахроническом
аспекте.
В первом параграфе «Специфика университетского педагогического об-
разования» проводится подробный анализ специфики обучения будущих учи-
телей в педагогической системе «Университет»; сравнение двух моделей подго-
товки педагогов (педагог-универсал и собственно педагог) в их оптимальном со-
отношении в обществе; выявление специфических черт подготовки педагогов в
университете (формирование общегуманитарного склада мышления; приобрете-
ние научно-исследовательской направленности, всестороннего, универсального
мировоззрения; овладение выпускниками университета новейшими методиками
и техникой современного эксперимента; ориентация обучения на решение ди-
дактических, воспитательных и развивающих задач); выделение характерных
черт университетского образования на современном этапе (низкий уровень педа-
гогической ориентированности студентов университета, а также слабая профес-
сиональная устойчивость его выпускников).
Во втором параграфе «Проблема подготовки педагогических кадров в
дореволюционной России» показан период зарождения подготовки кадров с
университетским образованием за рубежом и в России, а также проанализирова-
ны причины и условия появления первых профессиональных педагогов, процесс
самостоятельного воспроизводства которых в нашей стране впервые был осуще-
ствлен в стенах Московского университета (момент возникновения которого и
принято считать началом подготовки педагогических кадров с университетским
образованием в России). Образование университетов в России было обусловлено
экономическими, политическими и военными задачами государства, испыты-
вавшего острую потребность в образованных людях. Процесс формирования
профессорско-преподаватель-ского состава с момента начала университетского
образования в России подчинялся интересам господствующей системы социаль-
но-классовых отношений.
Превращение университетов в научные центры привело к усложнению пер-
воначальной модели подготовки педагогических кадров. Бурный рост экономи-
ческой, культурной, научной сфер общественной жизни России в последнее де-
сятилетие XIX века усложнил структуру общества и вызвал потребность в


9
большом количестве разносторонних, высокопрофессиональных кадров, кото-
рые бы обеспечили этот рост. Педагогическая составляющая содержания уни-
верситетского образования была недостаточной для обеспечения профессио-
нальной преподавательской деятельности выпускников университета. В системе
образования стали появляться различные учреждения и курсы, которые осуще-
ствляли послеуниверситетскую подготовку педагогических кадров, необходи-
мую для работы их в качестве учителей. Возникновение ряда специальных обра-
зовательных учреждений, готовящих учителей для разных ступеней школ, в
конце XIX века значительно снизило роль университета в подготовке педагоги-
ческих кадров. В целом, к Великой Октябрьской революции подготовка педаго-
гов с высшим образованием была неудовлетворительной, так как сама система
высших учебных заведений в России была развита слабо, а значение универси-
тетского образования существенно снизилось.
Третий параграф «Основные проблемы университетской подготовки
педагогических кадров высшей квалификации в советский период» посвя-
щен выявлению направлений развития, результатов и характерных черт форми-
рования специалиста-педагога в условиях коммунистического общества.
После революции произошел коренной перелом в самой парадигме высшего
образования, на первый план в подготовке педагогов выдвинулось формирова-
ние личности, способной удовлетворить потребность общества в реализации
коммунистического нравственного идеала. И хотя большинство университетов в
нашей стране было создано именно после октября 1917 года, новые университе-
ты сильно отличались от классических дореволюционных, пытаясь объединить
научные и прикладные специальности. С помощью университетов правительст-
во предполагало решить основные проблемы развития промышленности, сель-
ского хозяйства и национальной культуры, поэтому во многих университетах
более половины факультетов составляли инженерно-технические и агрономиче-
ские. В области подготовки педагогических кадров основными источниками
учителей были физико-математические факультеты, которые были разделены на
четыре отделения (математическое, физическое, биологическое, геолого-
географическое). Налицо был приоритет прикладных специальностей над науч-
ными. В результате таких преобразований в 30-х гг. ХХ века подготовка нового
советского педагога была передана учительским институтам и новой системе
переподготовки учителей. Подготовку кадров для школы первой ступени вели
педагогические техникумы, которые постепенно стали основным типом педаго-
гических учебных заведений. Для школы второй ступени подготовка специали-
стов, в основном, осуществлялась в педагогических институтах и в небольшом
количестве на педагогических факультетах университетов. Такая дублирующая
система подготовки педагогов, несомненно, провоцировала значительные пре-
образования, вытесняя университеты на второстепенную позицию при решении
специфических задач обеспечения педагогической структуры страны.
Но несмотря на недостаточную педагогическую составляющую подготовки
кадров с университетским образованием, большинство учителей школ к 60-м
годам ХХ века было из числа выпускников университетов. Такая ситуация вы-
явила необходимость повышения внимания к преподаванию психолого-


10
педагогического цикла дисциплин, что стало одной из основных задач универ-
ситетской политики.
В четвертом параграфе «Университетское педагогическое образование
на современном этапе. Основные направления преобразований» освещены
принципы развития системы подготовки педагогических кадров в университете
в условиях современности, когда в образовательном процессе все явственней
стала прослеживаться тенденция «университизации» высшего образования не
только в России, но и в мире. Этот факт, несомненно, ведет к оказанию при-
стального внимания к содержанию, формам и методам университетского обра-
зования.
В условиях продолжающегося реформирования образовательного процесса
наиболее остро стоит вопрос о профессиональном мастерстве и профессиональ-
ной пригодности современного преподавателя. Не вызывает сомнения, что про-
фессия учителя требует вполне определенных качеств характера и умений, а
также социально-психологической предрасположенности. На сегодняшний день
университеты, являясь центрами образования и научно-исследовательской дея-
тельности, представляют собой наиболее подходящие образовательные учреж-
дения для подготовки педагогических кадров и полностью способны отвечать на
современные запросы в области профессионально-педагогической работы, так
как университетская образовательная программа гармонично сочетает в себе
фундаментальность и универсальность, непрерывность и научно-
исследовательскую направленность. Тем не менее существует ряд значительных
недостатков в университетском педагогическом образовании (недостаточное
изучение дисциплин психолого-педагогического курса, преподавание научных
дисциплин ведется не в полном соответствии с их применением в последующем
преподавании). Поэтому проблема концепции университетского педагогическо-
го образования остается весьма актуальной и острой в современной педагогиче-
ской теории и практике.
Результаты диахронического анализа истории развития подготовки педаго-
гических кадров (ППК) в университете схематизированы в хронологию (см.
табл. 1):
Таблица 1.
1) до середины XVIII века (появление первых российских университетов в 1726 и 1755 гг.)
2) начало - 60-е годы XIX века (становление университетской системы и отработка модели ППК)
3) 60-е гг. - 80-е гг. XIX века (период стабильного роста и гармонизации университетской сис-
темы)
4) 80-е гг. XIX - до Октябрьской революции (период постепенной утраты университетами са-
мостоятельности и превращение их в средство идеологической борьбы)
5) 1917-1920 гг. (формирование основ университетской реформы)
6) 1921-1927 гг. (пролетаризация университетов)
7) 1928-1938 гг. (формирование системы университетского образования советского образца)
8) 1939-1950 гг. (послевоенный прогресс, полемика вокруг теории подготовки специалиста)
9) 1951-1970 гг. (рост университетской системы, становление педпрактики основным средст-
вом ППК)
10) 1970-1990 гг. (ориентация на качество ППК в университете)
11) 1990-2003 гг. (преодоление проблем, вызванных структурными изменениями в стране,
ориентация на подготовку самостоятельно мыслящей и развивающейся личности)


11
Вторая глава «Система подготовки педагогических кадров (на примере
Мордовского государственного университета)» посвящена подтверждению
выявленных и предложенных выше положений путем детального рассмотрения
системы подготовки педагогических кадров с университетским образованием на
базе самостоятельного учебного заведения, каким является Мордовский госу-
дарственный университет имени Н. П. Огарева, и непосредственного соотноше-
ния с основными историческими вехами развития государства в ХХ - начале
ХХI века и с позиций системного подхода, предполагающего пять основных
компонентов: цели, содержание, средства и субъекты (преподаватели и студен-
ты) системы подготовки педагогических кадров с университетским образовани-
ем.
В первом параграфе «Цели и задачи подготовки педагогических кадров» рас-
сматривается влияние на формирование основных целей и задач подготовки специа-
листов-педагогов в университете ряда факторов, среди которых: идеологический,
экономический, исторический, кадровый, индивидуально-личностный, плановый.
При рассмотрении целей подготовки педагогических кадров в Мордовском
университете был выявлен целевой инвариант (представляющий собой непо-
средственную передачу традиционных педагогических и гуманистических цен-
ностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества)
и вариативная составляющая целеполагания системы подготовки педагогиче-
ских кадров (которая связана с корректированием основ учебно-воспитательного
процесса под влиянием реального состояния общественного прогресса и поли-
тико-экономической и социально-культурной ситуации в обществе). В зависи-
мости от соотношения указанных составляющих выделяются следующие этапы
развития системы подготовки педагогических кадров в университете: 1931-1941
годы (ориентированность на ликвидацию безграмотности населения и насыще-
ния народного хозяйства республики квалифицированными кадрами); 1941-1951
годы (мобилизация научного и учебного потенциала для помощи фронту и по-
слевоенного восстановления); 1951-1971 годы (подготовка педагогов, необходи-
мых для обеспечения полного среднего образования); 1971-1991 годы (период
стабильного совершенствования образовательных технологий, ориентации на
погашение потребности образовательных учреждений в педагогах); 1991- 2003
годы (повышение качества подготовки и квалификации учителей, формирование
педагогической направленности).
В целом, на примере Мордовского государственного университета наблюда-
ется все более усиливающаяся тенденция перехода от прагматического научно-
технократизированного стиля университетского образования, характерного для
40-50-х годов ХХ века, к классическому - гуманитарному, хотя процесс этот в
некоторые периоды осложнялся усилением технократически-утилитарной со-
ставляющей.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что на се-
годняшний день наблюдается оптимальное соотношение целей и задач подго-
товки учителей в университете, осложненное ценностным кризисом в стране,
который привел к утрате педагогической деятельностью своей ценностной при-
влекательности.


12
Второй параграф «Содержание подготовки педагогических кадров» по-
священ определению сущности содержания подготовки педагогов в университе-
те, выявлению систем, влияющих на формирование содержания, таких как: об-
щественные потребности, культура, индивидуальные потребности, наука, техни-
ка, природа, а также источников формирования содержания подготовки педаго-
гов. С этих позиций проанализирована динамика изменения содержания подго-
товки педагогических кадров в Мордовском государственном университете им.
Н. П. Огарева с момента его образования до наших дней.
Возрастание объема научно-технической информации в современном обще-
стве повлекло за собой необходимость обобщения естественнонаучных знаний и
создания новых предметов, ориентированных на реализацию современной есте-
ственнонаучной картины мира. В свою очередь, усиление внимания к духовному
развитию личности, ее духовному богатству и нравственному развитию, также
характерное для последних лет, создало необходимость формирования новых
гуманистических предметов на основе интеграции и концентрации гуманистиче-
ских знаний из различных общественных наук. Таким образом, содержание про-
цесса подготовки педагогических кадров в современном вузе должно ориенти-
роваться на гармоничное сочетание двух тенденций - гуманистической и естест-
веннонаучной.
В третьем параграфе «Средства, формы, методы и технологии подготов-
ки педагогических кадров» дается общий обзор основных методов и средств
осуществления подготовки педагогических кадров в Мордовском государствен-
ном университете имени Огарева. С момента образования вуза как Мордовского
Агропединститута основными средствами педагогической подготовки студентов
считались: лекция, семинарские занятия, педагогическая практика, самостоя-
тельная работа в кабинетах педагогики и психологии. Помимо этого, кафедра
педагогики и психологии проводила педагогическую работу с учителями школ,
родителями и с преподавателями института по разъяснению значимости педаго-
гического труда и повышению квалификации профессионально-педагогических
кадров. Одним из способов повышения квалификации работников вуза являлись
аспирантура и докторантура (особенно широкого размаха они достигли в начале
90-х гг. ХХ века, когда было защищено рекордное количество докторских дис-
сертаций - 46, а также 174 кандидатских диссертаций). В дополнение к этому,
широко была распространена работа по изданию учебных пособий и методиче-
ской литературы членами кафедры.
В ходе хронологического анализа теоретико-практического обеспечения
подготовки педагогических кадров, нами сделан вывод о том, что существую-
щими методами, технологиями и средствами обучения Мордовский государст-
венный университет достиг достаточно высокого качественного уровня подго-
товки профессорско-преподавательского состава. Материальная база универси-
тета позволяет готовить специалистов, отвечающих требованиям государствен-
ных образовательных стандартов и современного общества.
Приоритетной задачей кафедры педагогики с момента образования мордов-
ского вуза стала подготовка педагогически грамотных преподавателей для обра-
зовательных заведений. Одним из основных направлений работы педагогическо-


13
го состава кафедры в последнее время стала разработка программы «Учитель», в
которой акцент делался на выявление структуры личности педагога и формиро-
вание необходимых для педагогической работы качеств. В последние годы ка-
федра педагогики является полноценным научно-методическим подразделением
университета, осуществляя теоретическую и практическую деятельность по под-
готовке педагогических кадров в вузе на основании идей гуманизма, усиления
регионального аспекта и реформирования школы. В данный момент кафедра пе-
дагогики имеет разветвленную сеть с рядом высших учебных заведений страны
в рамках расширившегося интеграционного пространства.
В четвертом параграфе «Факторы, влияющие на динамику изменения
профессорско-преподавательского состава» уделяется пристальное внимание
анализу причин изменения количественного состава педагогических кадров, а
также динамика научного роста педагогического контингента мордовского вуза.
На основе изучения изменения количественных и качественных показателей
преподавательского состава можно выявить основные факторы, влияющие на их
оптимизацию (приведение в соответствие между собой, со студенческим соста-
вом, с качественными потребностями времени). К таким факторам относятся ма-
териально-бытовые и жилищные условия, повышение или понижение востребо-
ванности экономики региона и страны в квалифицированных кадрах, а общества
- в высоком образовательном уровне, изменение престижности педагогического
труда, уровень технологического и научно-методического обеспечения трудовой
деятельности в данной сфере, перспективы социального и культурного роста.
Пятый параграф «Формирование студенческого контингента вуза» рас-
сматривает основные тенденции, выявляемые в процессе динамики развития
студенчества Мордовского государственного университета. С момента возник-
новения педагогического института на формирование студенческого состава
существенное влияние оказывала социальная и национальная политика государ-
ства. В первые годы существовали специальные разнарядки, направленные на
стимулирование приема в вуз представителей крестьянской и пролетарской сре-
ды, мордовской национальности. Меньшую, но выявляемую роль имел социаль-
ный запрос на формирование студенческого состава с учетом гендерного факто-
ра. В дальнейшем указанные факторы влияния постепенно становились менее
ярко выраженными, пока с 70-х гг. не вышли из поля реального исследователь-
ского видения. Формирование студенческого состава Мордовского государст-
венного университета, при общей стабильной направленности к увеличению ко-
личества студентов (при двух скачках в 60-е и конце 90-х гг.), характеризовалось
отчетливым структурным изменением, в целом, связанным с приданием боль-
шей значимости получению фундаментального образования. В последние годы
(с середины 90-х) эта тенденция усложнилась появлением нового параметра -
студентов, получающих платное дневное образование, количество которых не-
уклонно возрастает, оказывая существенное влияние на все стороны универси-
тетской жизни.
Системный подход к процессу подготовки педагогических кадров на базе
университета подразумевает выявление ряда структурообразующих элементов:
содержания педагогического образования в вузе, в его инвариантных и вариа-


14
тивных составляющих, целей и методов реализации образовательных моделей,
факторов внешнего влияния и внутренней обусловленности развития. Эти ос-
новные элементы имеют внешнее эмпирическое проявление в бинарной системе
реализации подготовки педагогических кадров, проявляющейся в форме разви-
тия профессорско-преподавательской и студенческой среды в вузе. Нам пред-
ставляется, что в ходе анализа тенденций развития этих социальных групп (ко-
личественных, социальных, профессиональных, культурных) возможно сущест-
венное уточнение содержания образования в его конкретности. МГУ им. Огаре-
ва представляет собой удачный пример такого рода динамики, продемонстриро-
вав огромный потенциал роста, и пройдя путь от небольшого вуза, обслужи-
вающего непосредственные интересы растущей экономики республики до круп-
нейшего научного, культурного и социального центра страны, не только обеспе-
чивающего воспроизводство кадров (в т. ч. и педагогических), но и определяю-
щего саму логику этого воспроизводства (см. рис. 1).
Рис. 1.

Соотношение количества преподавателей и
количества студентов
45

40

35

30

25

20

15
14,88
10

5

0
1933-1934

1934-1935

1936-1937

1939-1940

1941-1942

1943-1944

1944-1945

1947-1948

1948-1949

1950-1951

1952-1953

1954-1955

1956-1957

1957-1958

1958-1959

1960-1961

1961-1962

1963-1964

1965-1966

1966-1967

1969-1970

1970-1971

1980-1981

1990-1991

1991-1992

1992-1993

1993-1994

1994-1995

1995-1996

1996-1997

1997-1998

1998-1999

1999-2000

2000-2001




(Примечание к графику. Среднее соотношение количества преподавателей
и студентов в МГУ им. Огарева рассчитывалось путем деления этих двух пока-
зателей и нахождения среднего арифметического значения, учитывая все годы
существования вуза. Таким образом, среднее соотношение равняется 14,88 чело-
векам (то есть, на одного преподавателя в среднем должно приходиться 15 сту-
дентов). Вся область диаграммы, находящаяся ниже среднего соотношения яв-
ляется периодом оптимального баланса преподавательского и студенческого
контингента. Периодом оптимального соотношения количества преподавателей
и студентов следует считать 1947-1961 годы. В настоящее время этот показатель
приравнивается к среднему).
В Заключении диссертации обобщаются результаты исследования.


15
Результаты и материалы диссертации отражены в следующих публика-
циях автора:
1. Беспалова Н. В. Особенности подготовки педагогических кадров в универ-
ситете. // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, ис-
тория, лингвистика. Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. II. - Са-
ранск: СВМО, 2001. – С. 314-316.
2. Беспалова Н. В. Проблемы университетской подготовки педагогических
кадров высшей квалификации в советский период. // Социально-гуманитарные
исследования: теоретические и практические аспекты. Межвузовский сборник
научных трудов. - Вып. II. - Саранск: СВМО, 2001. - С. 192-195.
3. Беспалова Н. В. Проблемы улучшения профессиональной подготовки пе-
дагогических кадров в университете: социально-психологические факторы в
рамках гендерного подхода (исторический аспект). // Роль женщин в развитии
высшего образования в XXI веке. Тезисы международной научно-практической
конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – С. 93-96.
4. Беспалова Н. В. Эволюция целей и метаморфозы задач подготовки педаго-
гических кадров в истории вуза. // Традиционные проблемы гуманитарных наук
глазами молодых. Сборник материалов Всероссийской научной молодежной
школы. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – С. 45-48.
5. Беспалова Н. В. Проблема подготовки учителя в системе университетского
образования в дореволюционной России. // «Nota Bene». - № 4. – 2001. - С. 122-
127.
6. Беспалова Н. В. Национально-региональный компонент в подготовке пе-
дагогических кадров (на примере МГУ им. Н.П.Огарева). // Реализация нацио-
нально-регионального компонента в содержании образования. Материалы IX
научно-методической конференции. – Ч. I. - Рязань: РГПУ, 2002. – С. 17-18.




Подписано в печать .................... Объем 1,00 п. л.
Тираж 100 экз. Заказ № ........

Типография Издательство Мордовского университета
430000, Саранск, ул. Советская, 24



16



СОДЕРЖАНИЕ