СОДЕРЖАНИЕ

Вятский Государственный Гуманитарный университет


На правах рукописи



Борчина
Марина Анатольевна
Культурное развитие в Вятской губернии в 1917-1920 гг.


Специальность 07.00.02. - отечественная история


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук


















Сыктывкар - 2005







Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете

Научный руководитель доктор исторических наук
Бакулин Владимир Иванович

Официальные оппоненты доктор исторических наук
Попов Александр Александрович

кандидат исторических наук
Худяев Вельтер Николаевич

Ведущая организация Вятский государственный университет


Защита состоится 15 ноября 2005 г. в 13.30 час. на заседании Диссертационного совета К 212.257.01 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 - "отечественная история" при Сыктывкарском государственном университете по адресу: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, 9, ауд. 307.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Сыктывкарского государственного университета.

Автореферат разослан 2005 г.


Ученый секретарь
Диссертационного совета
к. и. н., доц. П. П. Котов



















Актуальность исследования. В настоящее время в России идет переоценка культурных ценностей; как это бывает в переломные эпохи, весьма актуальной задачей становится поиск обновленной парадигмы дальнейшего культурного развития российского общества. В этих условиях первостепенное значение приобретают такие важные проблемы как защита национально-культурного достояния, обозначение пределов культурной экспансии и модернизационной политики в области культуры (соотношение традиций и инноваций), сохранение исторической преемственности, предполагающей передачу опыта из поколения в поколение и содействие объединению людей в обществе как целостности.
Эффективность решения всех вышеперечисленных задач зависит в первую очередь от выработки грамотной государственной политики и методов ее реализации, которая не возможна без осмысления исторического опыта и опоры на него, осознания особенностей своей культуры, ее оценки в истории.
Для многонациональных стран актуален вопрос межэтнических отношений, который не может быть разрешен без осуществления межкультурных диалогов. В течение советского времени был накоплен обширный опыт по ликвидации культурного неравенства и конфронтации между народами страны, который важно учитывать и в современных условиях не только в общегосударственном масштабе, но и на региональном уровне.
Таким образом, изучение истории культурного развития страны и ее регионов имеет несомненно как научный, так и практический интерес.
Объект исследования: местное сообщество как объект и субъект социокультурного процесса.
Предмет исследования: культурная эволюция Вятского региона в 1917 - 1920-м гг. как результат взаимодействия основных ее компонентов: исторической эпохи, традиционной, народной культуры, культурной деятельности местных властей, органов самоуправления и общественных организаций.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 до 1921 гг. Начало исследуемого периода - 1917 г., в течение которого произошли важные политические события, повлиявшие на все стороны жизни общества. Верхняя граница исследования приходится на окончание гражданской войны в Вятской губернии - 1920 г., после которого культурное развитие региона проходило в качественно иных, мирных условиях.
Изучение эволюции культурного процесса в 1917 - 1920 гг. позволяет охарактеризовать новизну и преемственность культурной политики государства в переломные моменты истории, описать начальный период определения задач, форм и методов деятельности органов советской власти в области культуры в центре и в отдельно взятом регионе.
В территориальном отношении нами для исследования была выбрана Вятская губерния, которая в России занимала относительно большую территорию и была полиэтническим регионом. Поэтому важно исследовать, как именно в этой губернии проходила реализация культурной политики, как местное население реагировало на проводимые мероприятия. Специфика культурного развития Вятской губернии в период с Февральской революции и до 1921 г. делает целесообразным последовательное рассмотрение трех его этапов: земского (с февраля до конца 1917 г.), земско-советского (первое полугодие 1918 г.), советского (1918-1920 гг.).
Методологическая основа исследования. Автор использовал компоненты различных методологических подходов, которые дают возможность рассмотреть процесс культурного развития во всем его многообразии. В основу методологии положены системный и деятельностный подходы, предполагающие изучение социокультурного пространства как сферы деятельности центральных и местных органов власти, общественных организаций, а культуру в целом - как сложную систему, объектом и субъектом который являлось местное сообщество.
Характерный для формационной теории учет классовой структуры общества, на наш взгляд, уместен при анализе культурной деятельности органов Советской власти, исходивших в проведении многих мероприятий из этого критерия.
В работе использовались элементы историко-политологического и историко-культурологического анализа, что объясняется сочетанием в истории культурного развития исторических, культурологических и политологических проблем. В русле цивилизационного подхода автор пытался охарактеризовать социокультурное пространство дореволюционного и советского общества, некоторые проявления национального менталитета. Была принята во внимание и теория модернизации, которая обосновывает необходимость культурных преобразований, дает возможность рассмотреть разложение традиционного уклада жизни населения.
Данная работа базируется на основных научных принципах: историзма и объективности. В соответствии с принципом историзма, деятельность органов, занимавшихся культурно-просветительской работой, сам процесс выработки принципов, методов руководства культурным строительством рассматриваются во временной динамике, в контексте соответствующего исторического фона. Использованы такие методы исследования, как историко-сравнительный, реконструкции исторических событий и метод количественного анализа. Историко-сравнительный метод применялся при изучении деятельности органов, общественных организаций, учреждений в области культуры в периоды до Февральской революции, от Февраля до Октября и после Октябрьской революции, в сопоставлении принимаемых решений по руководству культурным строительством центральными органами и местными. В качестве приема метода реконструкции исторических событий были использованы материалы прессы, поэтическое творчество, оценки современников.
Ключевыми понятиями работы являются: культура, культурная политика, социокультурное пространство, культурное строительство. В качестве рабочих в диссертации приняты следующие их определения.
Культура - исторически заданный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культурное строительство (советского периода) - это целостная система мероприятий, проводимых Коммунистической партией и органами государственного управления, призванная формировать и развивать разнообразные направления культуры, охватывающие систему образования, средства массовой коммуникации, искусство, религиозные отношения.
Культурная политика - это совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей, а также система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с общественными организациями, частными лицами) с целью развития культуры.
Социокультурное пространство - это культурная среда, развитие которой происходит в общих социальных условиях страны, в специфических условиях определенного региона и зависит от содержания политики властей в области культуры.
Историография проблемы. В советское время много исследований было посвящено проблемам культурного строительства в период гражданской войны. Напротив, опыт деятельности земств в области культуры в 1917 г. почти не изучался. Можно выделить несколько периодов отечественной историографии по вопросам культурного развития страны в 1917 - 1920 гг.:
1) 1918 - 1920-е гг.;
2) 1930 - 50 - е гг.;
3) 1960 - середина 1980-х гг.;
4) с конца 1980-х гг. до наших дней.
Первый этап изучения истории становления советской культуры совпадает с самим началом этого процесса. В работах этих лет был отражен текущий момент и определялись контуры основных направлений будущих исследований. Особое место среди первых публикаций занимает труд Е. А. Звягинцева "Принципы внешкольного образования", в котором автор дал общую оценку развитию земствами внешкольного образования в России к 1918 г., проанализировал теоретические разработки земских деятелей в этой области.1
В. Керженцев рассмотрел некоторые направления деятельности советского правительства в области культуры: реформу школы, просвещение масс, науку и высшее образование, самодеятельность населения и т.д.2 Многие из данных автором оценок явлений культурной жизни повторялись затем и в трудах других советских историков.
В 20-е годы появились и обобщающие труды, в которых давались характеристика и оценка начального этапа культурного строительства. Был опубликован отчет Народного комиссариата по просвещению. В нем деятельность земств по внешкольному образованию была оценена как "...жалкие попытки... либеральной интеллигенции". Была указана основная причина неэффективности внешкольной работы - большое количество органов, которые ее вели.3
В 20-е годы публиковались выступления Народного комиссара просвещения А. В. Луначарского на тему культурного развития страны. Например, был опубликован доклад "Об итогах культурного строительства СССР за 10 лет". А. В. Луначарский период гражданской войны обозначил как время культурного энтузиазма.4
Е. Н. Медынский в своей работе привел обширный статистический материал за 1920 г. по количеству учреждений культуры в разных губерниях. Он указал на то, что библиотеки и школы для взрослых, несмотря на их немногочисленность в дореволюционный период, были старейшими формами земской работы. В целом Е. Н. Медынский положительно оценил деятельность земств, отметив, что внешкольное образование было развито в земских губерниях лучше, чем в остальных.5
Во второй половине 20-х годов была опубликована книга литератора, журналиста В. Полонского, в которой он указал основные пути развития культурного процесса (экстенсивный и интенсивный). По его мнению, в советский период культура развивалась по обоим направлениям, правительство создало главное условие для "...роста культуры в глубину и высоту", разрушив монополию элитных слоев населения на творчество и пользование культурными благами.6
Для 30 - 40 гг. было характерно отсутствие критического анализа культурной политики государства, советская культура объявлялась самой передовой в мире. В центре внимания исследователей были такие достижения новой власти как формирование советской интеллигенции, борьба с ликвидацией неграмотности населения и т.д.7 В какой - то мере эта линия была продолжена и в следующее десятилетие.8 В этой связи можно упомянуть опубликованную в 1959 г. книгу Д. Ю. Элькиной "На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР". В ней содержится богатый фактический материал, так как ее автор была активной участницей проведения этой кампании в годы гражданской войны.9
Вместе с тем тематика публикаций 50-х гг. становится более дробной, в ней появляются разные аспекты культурного строительства, а порой и критические нотки. Что, в частности, характерно для трудов В. Е. Васильченко и М. П. Кима.10
В период 60-70 гг. особенно быстро продолжает возрастать количество публикаций, связанных с рассмотрением приоритетного направления культурного строительства той поры - ликвидации неграмотности населения.11
В отечественной историографии продолжала усиливаться тенденция выявления проблем и недостатков культурной политики советской власти наряду с описанием достижений в области культуры. В. А. Куманев, опираясь на материал разных губерний, утверждал, что 1917-1920-е годы занимают особое место в истории борьбы за всеобщую грамотность. Вместе с тем он отметил, что "методы военного коммунизма некоторые местные организации механически переносили и на культурный фронт", в частности, принудительно привлекали население к обучению и этим ухудшали работу.12
Ряд исследований был посвящен изучению опыта культурной революции в СССР в целом, в различных ее аспектах.13 Довольно детально разрабатывалась тема В. И. Ленин и культурное развитие страны.14 Появились труды о культурно-просветительной работе в армии.15
Среди исследований, 1960 - середины 1980-х гг., посвященных культурно-просветительной работе в дореволюционный период, следует выделить труд Л. С. Фрид. Она достаточно предметно показала, что до революции был выработан целый комплекс методов и форм деятельности земских органов самоуправления в деле культурного развития регионов. Л. С. Фрид указала, что в период с 1905 г. до марта 1917 г. земства больше уделяли внимания развитию внешкольного образования, чем в предыдущие годы, но не показала, как повлияла Февральская революция на деятельность земских органов, общественных организаций в области культуры.16
В 70-е годы окончательно определился перечень тем, характерных для советской историографии рассматриваемого периода. Так, В. Л. Соскин в рамках первого послеоктябрьского пятилетия (1917-1922 гг.) обозначил четыре этапа культурного развития: 1."Великий Октябрь как начало культурной революции"; 2."Период гражданской войны - этап в борьбе за утверждение социалистической культуры"; 3."Военный коммунизм" и культура" (на большинстве территорий РСФСР сфера культуры вне этой системы остаться не могла); 4."Проблемы культуры в период перехода к НЭПу".
В. Т. Ермаков обобщил существовавшую на тот момент проблематику исследовательской работы. В его изложении она выглядела так: "1. В. И. Ленин и советская культура; 2. Партийное и государственное руководство развитием культуры; 3. Развитие советской культуры и формирование социалистического сознания советского народа; 4. Приобщение народных масс к культуре и знаниям, демократизация культуры; 5. Раскрытие роли народных масс в строительстве советской культуры; 6. История культурного строительства в советской деревне; 7. Проблемы морали и нравственности; 8. Национальная проблематика и др.".17
На этом этапе историческая мысль стала подпитываться трудами философов, искусствоведов, юристов, что позволило увидеть и осветить новые грани проблемы, затронуть психологические аспекты культурной жизни.18 Так, В. Ф. Шишкин писал о кризисе религиозной морали, о борьбе с проявлениями девиантного поведения населения (пьянство, хулиганство, азартные игры), которая начала проводиться после Февральской революции, о становлении нового отношения к труду в годы советской власти.19
В период 1960 - середины 1980-х гг. историками также рассматривались вопросы, поднятые ранее, но до этого малоизученные: государственное и партийное руководство культурой и образованием, финансовое обеспечение культурного строительства, формирование национальной педагогической интеллигенции, "языковая политика".20 Было опубликовано много исследований по становлению советской педагогики и системы народного образования.21 Среди исследований, посвященных организационным аспектам культурного строительства, следует выделить труд С. С. Титковой о создание органов государственного руководства образованием и культурой в Советской России в 1917-1920 гг., прежде всего Наркомпроса.22
В 90 - е годы в постперестроечной литературе усилилась критика культурной политики советской власти.23 В этом определенную роль сыграла политическая коньюктура, но были причины и иного характера вплоть до терминологических. Так, Т. П. Коржихина справедливо отмечала, что сегодняшнее отрицание рядом авторов факта осуществления советской "культурной революции" произошло от разного толкования этого термина в разные периоды (1917-1925; конец 20-х - начало 30-х годов и т.д.).24
Среди огромного количества публикаций в той или иной мере продолжающих углубление проблематики, сложившейся еще в прошлые десятилетия,25 особое место заняли труды по ранее не достаточно изученным вопросам ментальности26 и культурно-национального развития27.
Благотворное воздействие на процесс развития современной отечественной историографии оказал отказ от монополии марксистской методологии (формационный подход) и широкое использование исследователями различных методологических систем и теорий: цивилизационный подход, теория модернизации и т.д. В 1993г. вышла книга "Модернизация в России и конфликт ценностей", написанная коллективом авторов (А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлов, Э. А. Орлова и др.), в которой были охарактеризованы цели модернизационной политики самодержавия и советского правительства. В ней было отмечено, что в стране после революции появился "модернизаторски-инновационный пафос", который был направлен на стремление к созданию благополучия внутри страны, царское правительство, напротив, стремилось к внешней модернизации, чтобы страна была похожа по внешним признакам на западные государства.28
В этот период исследователи уделяли достаточно много внимания изучению развития самодеятельного творчества и деятельности культурно-просветительных организаций.29
Среди исследований, посвященных начальному этапу культурного строительства, следует отметить труд С. А. Галина, в котором автор объективно проанализировал исторический опыт в этой области, указав и достижения, и просчеты Советской власти.30
С конца 1980-х годов появился интерес к истории земств. Так, О. Н. Знаменский в своей работе "Интеллигенция накануне Великого Октября" рассмотрел, как проходили выборы в земства после февраля 1917 г. Он отметил, что среди некоторых земских деятелей в 1917г. существовал такой феномен, как "чистое культурничество" - принятие решений по вопросам культуры без политической подоплеки.31
В 90-е годы была опубликована монография Г. А. Герасименко "Земское самоуправление", в которой автор особо выделил в деятельности земств период с июня 1917 г. до их ликвидации и в общих чертах его охарактеризовал.32 В. Ф. Абрамов отметил особенности культурно-просветительной работы земств в 1915-1917 гг., указав, что в 1917 г. в их деятельности новый период начался с весны.33 Но авторы указанных работ собственно в проблематику культурнической деятельности рассматриваемого периода не углублялись.
В конечном счете, анализ трудов, посвященных рассматриваемой проблеме, показывает, что отечественной историографией накоплен и обобщен огромный материал советского периода, раскрывающий различные стороны многогранного культурного процесса, но нет фундаментальных исследований о деятельности земств в области культуры после Февральской революции.
Что касается вопросов культурного развития Вятской губернии в 1917-1920 гг., то здесь дело обстоит несколько иначе. Фундаментальной работы по данной теме нет вообще. Однако имеется определенное количество исследований, рассматривающих некоторые аспекты развития культуры и образования. В 1920-е годы вышел ряд публикаций, посвященных изучению культуры национальных меньшинств (религиозных воззрений, обычаев и быта) и проведению ликвидации неграмотности населения.34
В 50 - 70-е годы было много публикаций, посвященных истории школьного образования (1918-1958 гг.) и достижениям в области культурного развития (например, увеличению количества учреждений культуры).35 Как отмечалось выше, для этого периода было характерно отсутствие критического анализа культурной политики государства. В подобном ключе была написана статья А. П. Грачевой "Из истории культурного строительства Вятской губернии в первое десятилетие Советской власти (1917-1927 гг.)", автор которой охарактеризовала деятельность местного сообщества по ликвидации неграмотности, развитию библиотечного и музейного дела, но больше всего затронула такие направления работы, как школьное, профессионально-техническое и высшее образование.36 Н. Д. Шалагинов в своей работе показал роль РКСМ Вятской губернии в ликвидации неграмотности и политическом просвещении молодежи в 1919-1920 гг.37
В 60-е годы был издан сборник "Пятьдесят советских лет (1917-1967): Кировская область". В нем рассказывалось и о культурной жизни края: история библиотечного дела, кировские художники и т.д.38 В целом в крупных изданиях 60 - 70 гг. по истории Кировского края не были раскрыты в должной мере проблемы культурного развития региона.39
Особый интерес к культурной жизни граждан Вятского региона возник в 90-е годы и сохраняется до сих пор. И. Ю. Трушкова занимается изучением менталитета русского населения XIX - начала XX вв.40 В. Е. Мусихин пишет об общем уровне культуры рабочих в начале XX в. (их досуг, снижение религиозности).41 Ряд исследователей коснулись деятельности земских органов самоуправления, общественных организаций и таких учреждений как чайные - читальни комитета попечительства о народной трезвости либо до Первой мировой войны, либо до Февральской или Октябрьской революции.42
Ю. Н. Тимкин изучал становление местных органов власти после Февральской и Октябрьской революций и писал о создании в губернии в 1918 г. смешанной "советско-земской" системы управления.43 В. И. Бакулин затронул отдельные вопросы национальной политики советской власти, а также коснулся проблем девиантного поведения населения Вятской губернии в условиях разгула анархии в революционное время.44
В последние годы в краеведческой литературе набирает силу биографический жанр. Так, В. С. Жаравин изучал деятельность А. С. Лебедева в области культуры.45 В. Д. Сергеев посвятил свое исследование таким личностям, которые внесли особый вклад в дело просвещения Вятской губернии в разные исторические периоды.46
Довольно подробно становление школьного и профессионального образования, деятельность вятчан в центральном аппарате Наркомпроса изучались В. Б. Помеловым. Кроме того, он в общих чертах описал местный аппарат управления образованием в 1918 - 1929 гг., а также процесс ликвидации неграмотности местного населения.47 В 1998 г. была опубликована книга этого автора, в которой были рассмотрены региональные особенности развития народного образования российской провинции во второй половине XIX в. - 1917 г. на материалах Вятской губернии. В ней В. Б. Помелов отметил, что особенное воздействие на культурное развитие Вятского региона оказали такие факторы как наличие земских органов, совместное проживание разных народов.48
В ряде небольших публикаций авторы рассмотрели некоторые аспекты культурной жизни Вятской губернии: деятельность музеев, библиотек, театров и т.д.49 Но названными публикациями отнюдь не исчерпывается полностью вся сложность рассматриваемой темы.
На сегодняшний день следует констатировать отсутствие трудов, с достаточной степенью полноты освещающих деятельность земств Вятской губернии в области культуры после Февральской революции, сложный процесс перехода управления данной сферы от земств к органам советской власти, а также деятельности последних в период гражданской войны.
Цель диссертационного исследования: углубленное изучение процесса культурного развития Вятского региона в 1917-1920 гг.
В соответствии с предметом исследования и с учетом степени изученности проблемы автор ставит перед собой следующие задачи:
1) охарактеризовать культурный потенциал Вятской губернии накануне Февральской и Октябрьской революций: уклад жизни, уровень образования и культуры населения;
2) выявить некоторые особенности развития страны и региона в 1917-1920 гг., оказавшие влияние на культурную жизнь общества и на содержание культурной политики;
3) проанализировать культурную политику земства в Вятской губернии после Февральской революции в сопоставлении с соответствующей деятельностью этих органов в предыдущий период;
4) охарактеризовать формы, методы и принципы деятельности местных властей в области культуры на протяжении 1918-1920 гг.;
5) определить задачи, приоритеты деятельности местных культурно-просветительных органов в период гражданской войны;
6) выявить основные задачи, направления культурно-просветительной работы среди нерусских народов и охарактеризовать ее результаты в Вятской губернии;
7) изучить взаимодействие, с одной стороны, деятелей земств с советскими органами власти, с другой стороны - официальной культуры с народной;
8) выявить элементы новизны и преемственности в культурной деятельности советских органов власти в сопоставлении с деятельностью их предшественников.
Необходимо отметить, что в настоящем исследовании не ставилась цель изучения всех сторон культурной жизни Вятской губернии.
Так, образовательная система в диссертации рассматривается исключительно со стороны ее влияния на общий уровень культуры и образования населения. В советский период органы образования занимались непосредственно культурно-просветительной работой среди разных категорий населения. Народный комиссариат просвещения и его структурные подразделения на местах являлись руководящими органами в области культуры, потому в работе большое внимание уделено становлению и эволюции последних.
В работе затронуты некоторые аспекты деятельности духовенства в области культуры, но в рамках конфессиональной политики Советской власти описывается только борьба с религиозным мировоззрением и литературой соответствующего содержания.
Источники. К первой группе источников относятся архивные материалы, часть из которых впервые введена в научный оборот. Автор использовал документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Российской федерации (г. Москва), Центра документации общественных организации Свердловской области (далее ЦДООСО), Государственного архива Кировской области (далее ГАКО), Государственного архива социально-политической истории Кировской области (далее ГАСПИ КО).
Государственный архив Российской федерации (далее ГАРФ) содержит документы о деятельности центрального комиссариата по делам вотяков в г. Сарапуле в 1919-1920-м гг. (Ф. 1318). В Центре документации общественных организаций Свердловской области в фондах Свердловского обкома РКП (б) (Ф. 4) и Уральского (Свердловского) Истпарта (Ф. 41) хранятся постановления Вятского Военно-революционного комитета и материалы съезда представителей агитационо-просветительных отделов военкомов, на котором были делегаты от Вятской губернии.
В Государственном архиве Кировской области исследованы материалы губернской и уездных земских управ (Ф. 616, 617, 869), отделов народного образования (Ф. Р-1137, Р-1140, Р-1360), отделов и подотделов по делам национальностей (Ф. Р-896, 3319), губернского исполкома Советов (Ф. Р-875), Кировского областного художественного музея имени А. М. Горького (Ф. Р-2327). Это, прежде всего, доклады, отчеты о работе губернского и уездных отделов и подотделов народного образования, материалы съездов по разным вопросам культуры и просвещения.
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области материалы по рассматриваемой теме отложились в фондах Вятского губернского комитета РКП (б) (Ф. 1.) и Латышской секции РКП (б) (Ф. 1294.).
Всего было изучено 15 фондов, привлечено 180 дел.
Ко второй группе источников относятся опубликованные доклады о деятельности уездных земских управ, материалы общегубернских земских совещаний по внешкольному образованию, приложения к отчетам вятского губернатора, резолюции уездных национальных съездов. В советский период были опубликованы декреты, постановления СНК, Наркомпроса, материалы всероссийских, губернских и уездных съездов, конференций Советов, РКП (б), военных ведомств, а также по вопросам народного просвещения, произведения лидеров партии и государства (В. И. Ленина, Н. К. Крупской). К этой же группе относятся статистические, справочные издания.
Третью группу источников составляют материалы периодической печати (губернские и уездные газеты, журналы): "Вятские епархиальные ведомости", "Вятская речь", "Крестьянская газета", "Слово и жизнь", "Известия Вятского губисполкома Советов", "Деревенский коммунист", "Вятская правда", "Вятский кооператор", "Рабоче-крестьянское просвещение" и др. Эта группа источников содержит богатый материал о деятельности разных государственных ведомств, земских органов самоуправления, общественных организаций и духовенства в области культуры, а также в ней отражается повседневный уровень культуры населения.
Кроме того, к исследованию привлекались произведения народного творчества, опубликованные в Вятской губернии в 1918-1921 гг. и воспоминания тех лиц, которые непосредственно принимали участие в культурно-просветительной работе (например, В. Лебедева).
Источники всех перечисленных выше групп в их совокупности несут в себе материал, который позволяет воссоздать достаточно объективную картину культурного развития Вятского региона.
Научная новизна диссертации состоит в том, что взаимодействие основных компонентов культурной эволюции Вятского региона (историческая эпоха, традиционная, народная культура, официальная государственная политика в области культуры и целенаправленная деятельность местных властей, органов самоуправления и общественных организаций) впервые выступает в качестве самостоятельного предмета исследования. Диссертантом рассмотрен ряд вопросов ранее не поднимавшихся учеными. В частности, уделено серьезное внимание деятельности местных земств в области культуры в 1917 - начале 1918 г. и использованию их опыта советскими органами народного образования. Впервые изучено становление и эволюция советского аппарата управления культурой и образованием в Вятской губернии в период гражданской войны.
Практическая значимость. Результаты данного диссертационного исследования обеспечивают определенные предпосылки для комплексного изучения социокультурных аспектов развития российского общества в 1917 - 1920-м гг. Содержание диссертации может быть использовано при изучении проблем, связанных с историей культуры в целом как на региональном, так и на общероссийском уровне, а также на спецкурсах и спецсеминарах по отечественной истории, культурной политике, истории внешкольного просвещения. Опыт культурного строительства может быть учтен и использован в современных условиях органами местного управления и самоуправления.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в семи научных публикациях, а также излагались в докладах на всероссийской, региональных и вузовских научных конференциях в 2000 - 2004 гг. в г. Глазове, Елабуге, Кирове, Сыктывкаре и выступлениях на методологических семинарах кафедры отечественной истории ВГГУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Основное содержание работы. Во введении обоснована актуальность и научная значимость темы, дана историография вопроса, определены объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, сформулированы цели и задачи диссертации, охарактеризованы источниковая база и методика работы.
Глава 1 "Дореволюционная культура населения Вятской губернии и культурная деятельность органов земского самоуправления, общественных организаций в период после Февральской революции" состоит из двух параграфов.
В главе рассматриваются культурный потенциал губернии, деятельность центральных и местных органов власти, земского самоуправления, общественных организаций в области культуры накануне Февральской и Октябрьской революций.
Первый параграф "Культурное развитие Вятской губернии накануне Февральской революции: характерные черты" посвящен воздействию земских органов самоуправления, духовенства на культуру населения, характеристике религиозно-культурных различий между народами, проживавших на территории губернии и между городом и деревней.
У граждан Вятского региона преобладал традиционный уклад жизни. Уровень повседневной культуры населения был невысоким. Главными целями, определившими содержание культурной политики местных властей, были сохранение незыблемости устоев самодержавного государства (контроль за культурной деятельностью органов самоуправления, общественных организаций и ее ограничение), повышение уровня бытовой культуры населения (борьба с пьянством). Деятельность земств в области внешкольного образования была необязательной, а потому она носила несистемный характер. Ряд земских управ проводили такие мероприятия как развитие библиотечного дела, организация обучения грамоте населения, проведение чтений, бесед. Земские органы преимущественно приобщали население преимущественно к светской культуре. Духовенство, кроме распространения догматов православия, занималось воспитанием патриотизма, развитием просвещения.
Что касается результативности культурной политики местных властей, земских органов самоуправления, то преобладающая часть граждан по-прежнему оставалась неграмотной и отчужденной от достижений светской культуры.
Второй параграф "Культура Вятской губернии и местные земские органы, общественные организации в 1917 - январе 1918 гг." посвящен проведению в жизнь исходящих из центра установок по поводу передачи органам самоуправления дела руководства образованием и культурой. Ряду земств удалось развернуть в этих целях более интенсивную, чем прежде, организационную работу.
В середине 1917г. деятели земств на общегубернском совещании по народному образованию уже довольно предметно определили общие задачи внешкольного образования: содействовать тому, чтобы население стремилось повысить общий уровень образования и культуры, познавать родной край и работать над формированием у жителей региона гражданского самосознания.
Земские управы в этот период занимались проведением чтений, бесед, лекций, курсов по обществоведению, распространением газет и журналов, устройством занятий для взрослых, расширением культурного пространства. Многие культурные начинания земских управ в 1917 г. наталкивались на нехватку финансовых средств и были не реализованными.
Автором рассматривается культурническая деятельность общественных организаций, которые после Февральской революции получили широкие права. В Вятской губернии наблюдался всплеск национального движения и рост активности населения в плане участия его в культурном развитии своего региона. Но при этом уровень повседневной культуры граждан имел тенденцию к понижению. Имевшееся количество учреждений культуры и образования явно было не достаточно для удовлетворительного охвата всего населения.
Глава 2 "Организационное, материально-финансовое и кадровое обеспечение культурного строительства в Вятской губернии в 1918 - 1920 гг." разбита на два параграфа.
В первом параграфе "Становление и эволюция местных органов, занимавшихся культурно-просветительной деятельностью в первые годы советской власти" рассматривается процесс формирования системы управления культурой и образованием в 1918-1920 гг., ключевыми компонентами которой выступали отделы и Советы народного образования.
Автор показывает специфику переходного периода в области руководства культурой и образованием: функционирование одновременно земских и советских органов, создание смешанной "земско-советской" системы управления. В течение всего периода (1918-1920 гг.) проводилась неоднократно реорганизация органов образования.
В 1919-1920 гг. деятельность отделов народного образования была осложнена в связи с их эвакуацией, плохой связью между ними и мобилизацией работников просвещения. Из-за наступления Колчака в городах проводилась эвакуация не только органов власти, но и разных учреждений культуры.
В 1918-1920 гг. культурно-просветительную работу, кроме отделов и Советов народного образования, проводили и другие учреждения: военные комиссариаты, общественные организации, кооперативы и т.д. В большинстве случаев организации, занимавшиеся культурной деятельностью, работали самостоятельно, что привело к появлению "кустарщины" и "параллелизма". В 1919-1920 гг. предпринимались попытки объединения внешкольной работы. Во второй половине 1920 г. в роли координаторов деятельности всех культурно-просветительных учреждений в Вятской губернии стали выступать наделенные соответствующими полномочиями отделы народного образования.
С 1918 г. до 1921 г. в деле управления народным образованием сохранялся принцип коллегиальности. В плане организационной работы особая роль отводилась объединенным совещаниям, проведению конференций, съездов по разным вопросам образования и культуры.
Второй параграф "Материально-финансовое обеспечение культурного строительства и решение кадровой проблемы в области культуры". С первого года существования органов советской власти в области культуры остро стояли вопросы как обеспечения их компетентными работниками, так и создания материально - финансовой базы.
Разрешали кадровую проблему в губернии такими способами, как привлечение старых специалистов и проведение ускоренной подготовки новых работников в области культуры. Активные деятели Вятского земства в сфере народного образования на новом этапе, как правило, продолжали участвовать в работе по культурному развитию региона. Однако с конца 1918 года в Вятской губернии ситуация приобрела сложный характер: некоторые работники советских отделов народного образования уходили из них по собственному желанию, а некоторых увольняли. Есть основания считать, что обновление кадров преследовало цель усиления коммунистического влияния в рассматриваемых сферах..
В 1919 г. в губернии проводились различные мобилизации: профессиональные, партийные и тотальная мобилизация мужского населения в ряды Красной армии. Эти мероприятия неблагоприятно отражались на деятельности отделов народного образования и просветительных учреждений.
Для проведения культурно-просветительной работы среди разных слоев населения было необходимо иметь много специалистов в этой области. На протяжении 1918 - 1920 гг. в Вятской губернии на разных участках культурного строительства их не хватало. Для решения кадровой проблемы пришлось форсировать процесс обучения работников. В 1918 - 1920 гг. в губернии проводились краткосрочные курсы подготовки разных специалистов: инструкторов, библиотекарей, ликвидаторов неграмотности и т.д. Качество обучения на них было разного уровня.
В 1919 - 1920 гг. местные отделы народного образования проводили работу по решению кадровой проблемы и путем учета работников просвещения с дореволюционным образованием и стажем работы и проведения их мобилизации, а также организацией поиска необходимых специалистов. В 1918-1920 гг. правительство приняло ряд документов, позволявших органам управления в регионе использовать мобилизационные методы привлечения людей к культурно-просветительной работе (например, "чтецкая повинность", обучение грамотными неграмотных).
В течение всего периода 1918 - 1920 гг. местные отделы народного образования испытывали нехватку финансовых средств. Некоторую помощь в области культурного развития региона оказали кооперативы. Остро стоял также вопрос сохранения зданий, помещений за ранее открытыми учреждениями культуры и подыскивания их для новооткрывающихся. Расширение культурного пространства добивались путем конфискации церковных помещений и домов, квартир у зажиточных граждан, редко строительством новых зданий.
Глава 3 "Приобщение населения Вятской губернии к знаниям и культуре в 1918-1920 гг." посвящена анализу деятельности центральных и местных органов власти по повышению повседневного уровня культуры граждан, ликвидации неграмотности взрослого населения, характеристике национально-культурной политики.
В первом параграфе "Культура населения и пропаганда научных знаний в период гражданской войны" показан существовавший определенный конфликт между культурой официально провозглашенной и народной. Уровень бытовой культуры преобладающей части граждан по-прежнему оставался невысоким. Органы власти боролись с проявлениями девиантного поведения населения не только методами запрета, но и проведением "разумных" развлечений в городах и селах. Конфликт новых установок с традиционным образом жизни вятчан обозначился и на другом направлении: боролись с продолжительным весельем в дни старых праздников и невыходом на работу после них, с проведением танцев. В 1919-1920 гг. отмечен рост культурных потребностей. В некоторых городах граждане охотно посещали не только развлекательные мероприятия, но и серьезные музыкальные концерты, лекции, беседы научно-политического характера.
В рамках реализации культурной политики проводились мероприятия, способствовавшие как повышению уровня грамотности граждан, так и распространению среди широких слоев населения мировоззренческих установок советской власти, идей социализма. С первых дней существования советское правительство провозгласило, что грамотность и образованность должны стать фундаментом постройки нового социалистического общества. В культурно-просветительной деятельности уделялось самое серьезное внимание проведению агитации и пропаганде культурных преобразований в обществе путем распространения листовок, брошюр, организации специальных праздников, бесед и т.д.
В культурно - просветительной и идейно - пропагандистской деятельности вятских партийных и советских работников важное место занимала борьба с религиозными воззрениями населения, которая внесла свою лепту в углубление раскола общества, характерного для рассматриваемого периода.
Второй параграф "Начальный этап ликвидации неграмотности взрослого населения" посвящен деятельности властей в области повышения уровня грамотности граждан региона. Ликвидация неграмотности проводилась как среди гражданских лиц, так и в армии. В конце 1919 г. правительство приняло ряд чрезвычайных мер по привлечению взрослых к обучению, которые осуществлялись в некоторых регионах губернии.
В деле ликвидации неграмотности населения возникало немало трудностей: недостаточное материально-финансовое обеспечение, нехватка кадров, нежелание некоторых взрослых учиться и т.д.
К концу гражданской войны центральными и местными органами были определены программы, методы и принципы обучения взрослых элементарной грамоте, что несколько повысило эффективность проводимой работы, но радикального ускорения темпов ликвидации неграмотности взрослого населения на этом этапе в регионе не произошло.
Третий параграф "Культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств Вятской губернии" посвящен анализу национально-культурной политики центральных и местных властей, деятельности учреждений культуры, развитию творческой самодеятельности населения.
В диссертации отмечен рост самосознания местных этнических групп, рассматривается становление местных органов, занимавшихся культурно-просветительной работой среди национальных меньшинств.
В течение периода 1918-1920 гг. в регионе неоднократно проводились съезды представителей национальных меньшинств как совместные, так и отдельные для разных народов, на которых решались вопросы и развития национальной культуры. Вырабатывались как на региональном, так и на общегосударственном уровне методы и принципы реализации национально-культурной политики. Проводились мероприятия, направленные на сохранение культурно-национального наследия: изучение языков, организация праздников, издательство литературы на разных языках, развитие национальной, художественной культуры.
Готовились и реализовывались культурные мероприятия для национальных меньшинств: концерты, спектакли, игры, функционировали национальные учреждения культуры: народные дома, библиотеки, театры. Однако в некоторых районах губернии культурно-просветительная работа среди национальных меньшинств практически отсутствовала, не хватало литературы на разных языках.
Особой трудностью в деле просвещения марийцев и удмуртов было существование различных диалектов, эту проблему старались разрешать, в том числе и организацией переводческих комиссий. В октябре 1919 г. коллегия Народного комиссариата национальностей создала Центральный комиссариат по делам вотяков с местопребыванием в г. Сарапуле; при нем была организована переводческая комиссия, в которую вошли носители всех удмуртских диалектов. Проводилась работа по созданию единого удмуртского литературного языка.
В области просвещения народностей, помимо филологических, возникало немало и других трудностей: не хватало культурных сил, большой процент неграмотных среди национальных меньшинств и т.д.
В заключении подводятся основные итоги исследования. В процессе культурного развития Вятской губернии в 1917-1920 гг. можно выделить три периода: земский (1917 г.), "советско-земский" (первое полугодие 1918 г.) и советский (1918 - 1920 гг.). Советским органам власти пришлось работать в тяжелых условиях гражданской войны, но и земства также захватили достаточно сложный период: Первую мировую войну, две революции.
После Февральской революции земства стали больше, чем прежде, уделять внимания проведению культурно-просветительной работы, но их замыслы в этой области не были полностью реализованы как из-за недостатка времени, так и потому, что они работали в неблагоприятных экономических условиях; имели место и организационные упущения. В области внешкольного образования земские органы развивали преимущественно традиционные направления, но использовали и новые формы, методы работы, особенно в целях проведения политического просвещения.
С 1918 г. до начала 1921 г. в Вятской губернии, как и по стране в целом, проходило создание советских государственных органов в области культуры, опробовались и уточнялись основы вырабатываемой "центром" культурной политики. Приоритетными направлениями деятельности государственных органов выступали ликвидация неграмотности, внешкольное просвещение взрослых, которое должно было содействовать подъему образовательного, политического и культурного уровня населения. Культурно-просветительную работу, кроме отделов народного образования, вели военные и партийные органы, профсоюзы, кооперативы, причем между ними не было должного взаимодействия.
Советские органы в области образования и культуры использовали опыт земств, сохраняли определенную преемственность в развитии внешкольного образования, наполняя при этом культурно-просветительную работу новым содержанием.
Восприятие гражданами новой действительности, культурной политики в Вятской губернии было неоднозначным; в различных слоях населения и относительно разных мероприятий оно выражалось то в форме сочувствия, одобрения, активного признания (т.е. непосредственного участия в работе), то в форме отрицания, сопротивления, борьбы. Местное сообщество выступало объектом и субъектом культурной политики; активность населения особенно проявилась в творческой самодеятельности; активным и сознательным участником модернизационного культурного процесса была, главным образом лишь часть городского населения.
Ошибочным в политике местных органов власти было резко негативное отношение к христианству, желание привить атеизм всему населению, в среде которого по-прежнему были сильны православные традиции.
Гражданская война, сопровождавшаяся временным установлением антибольшевистских режимов в некоторых уездах губернии, наложила существенный отпечаток на развитие культурного процесса, усилив элементы стихийности и вынуждая заниматься после освобождения территорий восстановлением учреждений культуры. К 1921 г. по всем направлениям культурной работы были достигнуты определенные позитивные результаты, однако преобладающая часть населения оставалась по-прежнему неграмотной, сохранялись существенные различия в культурном уровне разных народов.

Основные положения диссертации излагаются в следующих работах:

1) Становление советского театрального искусства в Вятской губернии // Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: История и современность. Материалы региональной научно-практической конференции. - Глазов: ГГПИ 2001. С. 106 - 107.
2) Народные развлечения и отношение к ним властей Вятской губернии в период революции и гражданской войны // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета. - Киров, 2002. № 7. С. 28 - 31. Изд-во не указано.
3) Деятельность земских органов власти в области культурного развития Вятской губернии (в период октябрь 1917 - 1918 гг.) // История развития местного самоуправления в России второй половины 19 - начала 20 вв. Материалы региональной научной конференции. - Елабуга: Изд-во ЕГПИ 2002. С. 97 - 100.
4) Деятельность земских органов Вятской губернии в области повышения уровня образованности и культурности населения в конце 1917 - начале 1918 года. // Актуальные проблемы истории Вятско-Камского края. К 105 - летию со дня рождения А. В. Эммаусского: Материалы региональной научной конференции. - Киров, Изд-во ВятГГУ, 2003. С 95 - 98.
5) Культурное развитие Вятской губернии накануне Февральской революции // Теоретические и методические основы организации учебного процесса в вузе: Материалы научной сессии филиала Вятского государственного гуманитарного университета в г. Кирово-Чепецке / под ред. В. С. Богатырева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 19 - 28.
6) Деятельность Вятского губернского музея искусства и старины в первые годы советской власти (1917-1920 гг.) // Кировский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. Материалы и исследования (2000 - 2003). - Киров, 2004. С. 7 - 17. Изд-во не указано.


1 Звягинцев Е. А. Принципы внешкольного образования. - М., 1918.
2 Керженцев В. Культура и советская власть. - М., 1919.
3 Краткий отчет Народного комиссариата по просвещению. 1917 - октябрь 1920. - М, 1920.
4А. В. Луначарский о народном образовании / под ред. Н. К. Гончарова, Н. А. Константинова, Ф. Ф. Королева.- М., 1958; Луначарский А. Мир обновляется / сост. И. А. Луначарская, Е. К. Дейч. - М., 1989.
5 Медынский Е. Н. Внешкольное образование в РСФСР. - М., 1923.
6 Полонский В. На литературные темы. - М., 1927.
7 Юдин П. Советская культура. - Киров, 1943; Милютин В. П. Достижения культурного строительства в СССР. - М, 1933; Еголин А. Расцвет социалистической культуры в СССР. - М, 1946.
8 Процько М. А. О роли интеллигенции в советском обществе. - М., 1953; Карпов Г. Г. О Советской культуре и культурной революции в СССР. - М., 1954; Левина С. С. Об особенностях развития русского советского искусства в переходный период от капитализма к социализму (1917 - 1932 гг.): автореф. дис. ...канд. философских наук. - Ленинград, 1954.; Серегина М. А. Из истории культурного строительства в первые годы диктатуры пролетариата (в области искусства). 1917 - 1919 гг.: автореф. дис. ...канд. ист. наук. - М., 1955; Иванова А. М. Ликвидация неграмотности населения среди взрослых в СССР (1917 - 1941 гг.): автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М., 1955; Штейнберг А. А. Вопросы просвещения нерусских народов до Великой Октябрьской социалистической революции и строительство национальной школы в РСФСР в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.) по материалам приволжских и приуральских автономных республик: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1956; Куманев В. А. Ленинский комсомол в борьбе за всеобщую грамотность в СССР. - М, 1959.
9 Элькина Д. Ю. На культурном фронте. Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР. - М., 1959.
10 Васильченко В. Е. Библиотечное дело в РСФСР в 1917 - 1920-м гг. - М., 1954; Ким М. П. Советская культура. - М, 1957; Ким М. П. 40 лет Советской культуры. - М., 1957.
11 Зиновьев М., Плешков А. Как был выполнен Ленинский декрет. - М., 1961; Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (историко-статистические очерки). - М., 1964; Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. - М., 1967; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
12 Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. - М., 1967; Куманев В. А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
13 Культурная революция в СССР. 1917 - 1965 гг. Сборник статей. - М., 1965; Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М., 1968.
14 Ленин и литература / под ред. Л. И. Тимофеева. - М., 1963; Ленин и искусство / под ред. В. С. Кружкова, Г. И. Куницына и др. - М., 1969; Карпов Г. Г. Ленин о культурной революции. - М., 1970; Горбунов В. В. Ленин и социалистическая культура (ленинская концепция формирования социалистической культуры). - М., 1963; Горбунов В. В. В. И. Ленин и Пролеткульт. - М.,1974; В. И. Ленин, КПСС об интеллигенции. - М., 1979.
15 Петров Ю. П. КПСС - руководитель и воспитатель Красной Армии. - М., 1961; Скробов В. С. О культурно-просветительной работе в частях Красной армии в годы гражданской войны // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества / под ред. В. Г. Чуфарова. - Свердловск, 1974. С. 477 - 484.
16 Фрид Л. С. Культурно-просветительская работа в России до Великой Октябрьской Социалистической революции и ее роль в формировании революционного мировоззрения. - М., 1967.
17 Соскин В. Л. Проблемы культурного строительства РСФСР в первые годы Советской власти // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества / под ред. В. Г. Чуфарова. - Свердловск, 1974. С. 20 - 34; Ермаков В. Т. К вопросу об освещении истории советской культуры в исторической литературе // Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества / под ред. В. Г. Чуфарова. - Свердловск, 1974. С. 50 - 61.
18 Важова В. Г. Распространение художественной культуры средствами массовой информации и пропаганды в СССР (1917-1940 гг.): автореф. дис. ...канд. философских наук. - М., 1972; Евстиеефа Г. К. У истоков клубной драматургии // Из истории советской культуры и культурно-просветительной работы. - Ленинград, 1974. С. 73 - 90; Андреева Л. Советский фарфор 1920-1930 гг. - М., 1975; Трабский А. Я. Деятельность советских государственных органов в области театра (октябрь 1917 - август 1919 г.): автореф. дис. ...канд. искусствоведения. - Ленинград, 1977; Иовчук М. Т., Коган Л. Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Темирбаев К. М., Украинцев В. В. Очерки истории советской культуры. - М., 1980.
19 Шишкин. В. Ф. Великий Октябрь и пролетарская мораль. - М., 1976.
20 Кейрим - Маркус М. Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 - середина 1918 г.). - М., 1980; Красовицкая Т. Ю. Советское государство и подготовка кадров национального учительства в первые годы советской власти (1917 - 1922 гг.) // Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР / под ред. Ю. С. Борисова, Л. В Ивановой, А. П. Ненарокова. - М., 1983. С. 168 - 181; Ненароков А. П. Из опыта партийно-государственного руководства национально-культурным строительством // Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР / под ред. Ю. С. Борисова, Л. В. Ивановой, А. П. Ненарокова - М., 1983. С. 159 - 167; Гулев В. В. Политика советского государства в области культуры (октябрь 1917 - 1921 гг.): автореф. дис. ...канд. ист. наук. - М., 1984; Есаков В. Д. Первые ассигнования советского государства на культурное строительство // Великий Октябрь и опыт культурного строительства в СССР. Сборник статей. - М., 1987; Павлюченков А. С. Партийное руководство становлением и развитием советской художественной культуры (1917 - 1927 гг.): автореф. дис. ...док-ра ист. наук. - М., 1987.
21 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 - 1941 гг. / отв. ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. - М., 1980; Ивонинская Л. А. проблемы народного образования в Советской России (по материалам периодической печати). Октябрь 1917 - 1920 гг.: автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Ленинград, 1980; Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой. - М., 1986; Гусев Л. Н. Советская общественность в борьбе с массовой неграмотностью трудящихся деревни (1917 - 1932 гг.): автореф. дис. ...канд. ист. наук. - Ярославль, 1986; Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики 1917-1987. - М, 1987; Веселов В. Р. Великий Октябрь и становление народного образования. - М., 1987; Горностаев П. В. Развитие теории общего образования взрослых в советской педагогики (1917-1931 гг.): автореф. дис. ...док-ра пед. наук. - М., 1989.
22 Титкова С. С. Создание органов государственного руководства культурным строительством в Советской России (1917 - 1920 гг.): автореф. дис. ...канд. юридических наук. - М., 1974.
23 См., например, Соскин В. Л. Культурная революция: так что же у нас было? // Советская история: проблемы и уроки. - Новосибирск, 1992. С. 186 - 198.
24 Коржихина. Т. П. Извольте быть благонадежны. - М., 1997. С. 19.
25 Белова Г. На переломном рубеже (о противостоянии в определении путей развития культуры в Советской России в начале 20-х годов) // Вестник МГУ. - М., 1990. Сер. 12. (Социально - политические исследования). № 4. С. 49 - 56; Теплова Е. Ф. Декреты Советской власти - источники по истории политики в области культуры (1917-1920 гг.):автореф. дис. ...канд. ист. наук. - М., 1991; Жидков В. С. Культурна политика и театр. - М., 1995; Культурна политика: история и современность. Два взгляда на одну проблему. - М., 1998; Загребин С. С. Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900 - 1940 гг: автореф. дис. ...док-ра ист. наук. - Екатеринбург, 1999.
26 Кирьянов Ю. И. Менталитет рабочих в России на рубеже XIX - XXвв. // Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 - февраль 1917г. - СПб., 1997. С. 55 - 76; Полищук Н. С. Обычаи и нравы рабочих России (конец XIX - начала XX в. // Рабочие и интеллигенция России в эпоху реформ и революций. 1861 - февраль 1917г. - СПб., 1997. С. 114 - 130.
27 Куликов К. И. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь. - Ижевск, 1990; Ненароков А. П. К единству равных: культурные факторы объединительного движения советских народов в 1917-1924 гг. - М., 1991; Красовицкая Т. Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации руководства национально-культурным строительством в РСФСР. 1919-1925 гг. - М., 1992; Шкляев Г. К. Традиции и новации в межэтническом поведении удмуртов // Традиционное поведение и общение удмуртов. Сборник статей / отв. ред. Г. К. Шкляев. - Ижевск, 1992. С. 75 - 93; Турку С. С. Проблемы формирования и развития финно-угорских литературных языков // Коми - пермяки и финно-угорский мир. Тезисы докладов и выступлений на международной конференции. Кудымкар, 26-28 июня 1995 г. / отв. ред. А. Д. Напалков. - Сыктывкар,1995. С. 74 - 75; Иванов И. Из истории марийской письменности. - Йошкар-Ола, 1996; Красовицкая Т. Ю. Модернизация России: национально-культурная политика 20-х годов. - М., 1998; Калинин И. К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. - М., 2000.
28 Модернизация в Росси и конфликт ценностей / отв. ред. С. Я. Матвеева. - М., 1993.
29 Коржихина Т. П. Указ. Соч. - М., 1997; Булавка Л. Революция, культура и постмодернизм // Свободная мысль. - М., 1999. № 3. С. 46 - 68; Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1917-1932 гг. / Под ред. Богемской К. П., Гамзатовой П. Р., Солнцевой Л. П. и др. - СПб, 2000.
30 Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства (1917 - 1925 гг.). - М., 1990.
31 Знаменский О. Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Февраль - Октябрь 1917 г. - М., 1988.
32 Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России. - М., 1990.
33 Абрамов В. Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. - М., 1996.
34 Вотяки Слободского уезда // Вятский край. Непериодическое издание Вятского губОНО и Слободского музея изучения местного края и музейному делу. Слободской, 1921. Вып. 2. С. 25 - 32; Луппов П. Н. Обзор быта национальных меньшинств // Вятско-Ветлужский край. Январь 1926. № 1. С. 80-100; Шерстенников М. М. Культурное строительство Вятской губернии за 10-летие // Вятско-ветлужский край. 1927. № 10. С. 108 - 125; Солоницын Н. Грамотность населения // Вятско-Ветлужский край. 1928. № 1. С. 80 - 106.
35 Храбрикова Т. Б. Школы Кировской области за 40 лет Советской власти // Ученые записки Государственного педагогического института. 1958. Вып. 16. С. 131 - 151; Ендальцев В. С. Строительство советской школы Вятской губернии в первые годы Советской власти (1917-1920 гг.) // Ученые записки кафедры педагогики и психологии. 1958. Вып. 12. С. 132 - 140; Чудова Г. Ф. Культурное строительство в Кировской области // По родному краю. Сборник статей по краеведению / под ред. Н. Ф. Васенева. - Киров, 1951. С. 27 - 37.
36 Грачева А. П. Из истории культурного строительства Вятской губернии в первое десятилетие Советской власти (1917-1927 гг.) // Ученые записки кафедры истории СССР и всеобщей истории. 1966. Вып. 12. С. 122 - 154.
37 Шалагинов Н. Д. Борьба Вятской организации РКСМ за ликвидацию неграмотности и политическое просвещение молодежи в 1919-1920-м гг. // Ученые записки кафедры истории КПСС. 1971. Вып. 26. С. 76 - 78.
38 Пятьдесят советских лет (1917-1967): Кировская область. - Киров, 1967.
39 Очерки истории Кировской организации КПСС. Ч. 1 (1898 - 1918). - Киров, 1965; Очерки истории Кировской организации КПСС. Ч. 2. (1918 - 1968). - Киров, 1965; Очерки истории Кировской области. - Киров, 1972.
40 Трушкова И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона XIX - начало XX веков (система жизнеобеспечения). Киров, 2003.
41 Мусихин В. Е.. Вятские рабочие: от мануфактуры к фабрике // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1995. Т. 4. История. С. 298 - 311;
42 Марков А. А. Чайные - читальни Вятского попечительства о народной трезвости // Герценка: Вятские записки (научно-популярный альманах). Киров, 2001. Вып. 2. С. 18-22; Валеева Н. Елабужское земство и Россия: гуманно-просветительная деятельность Елабужского земства (1867-1917 гг.). - М., 2002. - 240 с.; Шиляева. Р. С. Вятские культурно-просветительные общества // Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России. - Киров, 2004. С.; Першина Ю. В. Деятельность органов управления и самоуправления Вятской губернии по развитию культуры региона (1900 - 1914 гг.). Автореф. дис. ...канд. истор. наук. - Пермь, 2003. - 22 с.
43 Тимкин Ю. Н. 1917 год: от революции по телеграфу к революции на штыках // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1995. Т. 4. История. С. 337 - 351; Большевики и Вятское земство в октябре 1917 - марте 1918 г. // Вятскому земству - 130 лет. Материалы научной конференции 8 - 9 октября 1997 г. Киров, 1997. С. 110 - 113.
44 Бакулин В. И. Стихийно-анархический компонент событий 1917 г. в Вятской губернии // 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1998. С. 82 - 94; Принципы национально-территориальной автономии в большевистской политике государственного строительства в период 1917 - начале 1920-х гг. // 8-е Петряевские чтения. Материалы научной конференции (г. Киров, 24-25 февраля 2005 г.) // http: www. herzenlib. org.
45 Жаравин В. С. Александр Лебедев - просветитель и краевед. Исторический очерк. - Киров, 2003.
46 Сергеев В. Д. Поборники просветительского служения. Из истории Вятки. - Киров, 2000.
47 Помелов В. Б. Народное образование в 1917 - 1999 гг. // Энциклопедия земли Вятской. - Киров, 1999. Т. 9. Культура, искусство. С. 57 - 146.
48 Он же. Региональные особенности развития народного образования российской провинции во второй половине XIX в. - 1917 г.: на материалах Вятской губернии и сравнительном анализе проблемы в соседних с ней регионах. - Киров, 1998.
49 Афиногенофа Т. Е. Художественная жизнь в Вятской губернии в 1920-1930-х гг. // История и культура Волго-Вятского края (к 90-летию Вятской ученой Архивной комиссии). Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции. Киров, 18 - 20 октября 1994 г. - Киров, 1994. С. 463 - 465; Хохлов. А. А. "Хранилища муз" (музеи области) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. Культура, искусство. Киров, 1999. С. 275 - 295; Преснецов Р. М. Музыка и театр // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. ... С. 416 - 476; Коваленко А. В. От "Великого немого" к красочному говорящему (о вятском кинематографе) // Энциклопедия земли Вятской. Т. 9. ... С. 525 - 533; Дерюгин В. Л. Библиотечная сеть в XX столетии // Герценка: Вятские записки (научно-популярный альманах). - Киров, 2001. Вып. 2. С. 11 - 18.
??

??

??

??




2







СОДЕРЖАНИЕ