СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи



БОРМОТОВА Виктория Андреевна




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА
ДОВЕРИЯ В СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


13.00.01 - общая педагогика


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук
Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики Ростовского госу-
дарственного педагогического университета


доктор педагогических наук, профессор, Чумичева
Научный
Раиса Михайловна
руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Арабов
Официальные
Иноятуло Арабович; кандидат педагогических наук
оппоненты:
Яшуткин Вячеслав Анатольевич
Ведущая Ставропольский краевой институт повышения
организация: квалификации работников образования

Защита диссертации состоится « 30 » июня 2000 года в 14.00 часов на
заседании диссертационного совета К 064. 11. 06 по присуждению ученой
степени кандидата психологических наук в Северо-Кавказском государствен-
ном техническом университете по адресу: 355029, Ставрополь, проспект
Кулако-ва,2


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.




Автореферат разослан «_29_» _мая 2000 года.




Ученый секретарь диссертационного совета, доктор психологических наук,
доцент Кулешова Л.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Радикальное повышение человеческой субъективности в развитии современ-
ного общества приводит к глубинным преобразованиям самих основ
человеческой жизни. В обществе идет процесс признания ценности
социокультурного многообразия, множественности сосуществующих друг с
другом культурно-ценностных миров, что обостряет проблему поиска новых
форм взаимодействия между людьми, основанных на уважении и терпимости
к иной точке зрения, индивидуальному опыту, ценностной системе.
Актуальной задачей пичностно-ориентирован-ного образования явпяется
воспитание «человека культуры», изначально ориентированного на
понимание, признание, принятие другой личности (А.О.Асмолов, Г.С.
Батищев, Е.В.Бондаревская, Е.Н.Ильин, В.К.Калиненко, И.Б.Котова, В.А.
Слас-тенин, С.А.Смирнов, Р.Б.Стеркина, P.M. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.)
Узловое место в структуре личности «человека культуры» занимает доверие
как система гуманных отношений, позволяющая личности жить в гармонии с
собой и окружающим ер миром. Личность формируется в непрерывном
диалоге, во взаимодействии с природой, обществом и с самой собой.
Гармония в контексте развития личности - это не желанное согласие, а
равновегие между достигнутым и пока недостижимым в ходе длительного
развития, где человек проверяет свои возможности многократно и
различным образом, идя навстречу всевозможным испытаниям, а через них -
к многообразному своему утверждению или отрицанию. Именно поэтому
главная миссия человека - совершенствовать себя и окружающий мир через
«гармонию отношений». На каждом этапе своего развития человек заново
пытается осознать себя в бесконечном мироздании, найти более прочные
связи с ним. Становление гармонично развитого социального субъекта -
человека ответственного, уверенного в своих силах, способного самому себе
полагать границы, творческого и инициативного - это условие и цель
происходящих в обществе перемен, воплощение всех его экономических,
социальных, политических и духовных устремлений, цель прогресса и
образования. Основой жизнетвор-чества человека, его будущетворения
сегодня должно стать не насилие, а Доверие как путь к преодолению
современного хаоса и экономических проблем в обществе, как способ
духовного возрождения личности.
Доверие является сложным комплексным образованием, включающим в себя
знания соответствующей нормы и эмоциональное отношение к ней.
Функции доверия в реальном поведении человека определяются этапом его
формирования, субъективными особенностями личности и объективными
условиями для проявления доверия, которые возникают в процессе
взаимодействия человека с окружающим миром. Процесс развития доверия
понимается нами как последовательность перехода от одной качественной
ступени к другой. Содержание подобных переходов отражается в основных
новообразованиях каждой возрастной ступени.
Процесс формирования доверия по сравнению с другими личностными об-
разованиями изучен довольно слабо, хотя интерес к исследованию самого яв-
ления быстро растет Современная наука определяет доверие как механизм
жизнетворчества человека (А И Субетто, А Б Попов, Н А Селезнева и
другие), нравственную категорию широкого спектра, включающую веру в
себя и ответственность за себя и окружающее, систему отношений и способ
сопричастности с Миром (М М Бахтин, Н Бердяев, Г В Флоренский и
другие), элемент структуры личности культуры человека (Е В Бондаревская,
Е Н Ильин, Р М Чумичева и другие), условие гуманистически
ориентированных взаимоотношений людей (Т П Скрипкина) Особый
интерес для нашего исследования представляли работы, где рассматривается
чувство доверия как высшая форма эмоционального отношения человека к
окружающей действительности в процессе самораскрытия его личности (Л И
Бажович, Л С Выготский, Н Я Гальперин, Л И Лисина, В С Мухина и
другие), компонент мировоззрения человека (А И Раев А А Регуш, А И
Щербаков и другие), «устойчивое свойство» личности (Г Е Залевский, Л А -
Матвеева и другие), условие возникновения эмоционально-позитивного
климата в семье (Я И Ковальчук, Г Н Лянина, Э Н Рутман и другие),
составляющее нравственного облика человека (Т А Маркова, В Г Нечаева Л
Ф Островская и другие), один из необходимых инструментариев в системе
принципов позитивного воспитания (А Адлер, Г Доман, Карен Р Джослин,
Хеим Г Джиннот) Но в большинстве случаев доверие рассматривается лишь
как фоновое условие позитивного развития личности, что и определило
необходимость научного поиска педагогических условий формирования
чувства доверия у детей в первые годы жизни, когда закладываются
первоосновы личностного развития
Актуальность проблемы доверия объясняется наличием неразрешенного
противоречия С одной стороны, доверие признается в науке одним из
педагогических культурных механизмов воспитания в семье
обеспечивающим гуманистически ориентированные взаимоотношения
между ее членами (А С Валявский, Т А Маркова Т И Осокина и другие) С
другой стороны, реальное состояние об щества характеризуется
дегуманизацией человеческих отношении, деградацией способностей
понимать другого человека, усилением процессов отчуждения и разобщения
между разными поколениями Все это свидетельствует о том, что доверие не
стало культурным явлением в реальной жизни, в реальном общении людей
Деструктивные процессы, к сожалению, характерны сегодня не только для
социального макропространства, но и для его различных микросред, в
частности для современной семьи Кризисные изменения в семье нарушение
ее структуры, рост числа разводов и количества неполных семей,
безработица и, как следствие, падение жизненного уровня семей и
соответствующее ухудшение условий содержания детей, нарастающее
психоэмоциональные нагрузки, способствуют процессу отчуждения между
родителями и детьми Особую тревогу вызывают проблемы семьи в
Ставропольском крае и приграничных к нему районах на территории Севере
Кавказского региона, где очень остро стоят вопросы экономического
кризиса, социальных конфликтов, межнациональной воины и массовой
миграции беженцев Происходит резкое изменение ценностных ориентации,
психологическая дезадаптация значительной части населения, массовая
нуклеаризация семей, оторванных от своих родовых традиций, утративших
свои изначальные ценности - все это негативно сказывается на процессе
социализации детей и подростков
Выходом из создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, может быть обра
щение в контексте данной проблемы к семье, воспитывающей детей
преддош-кольного возраста, как среде, где закладывается начальный опыт,
выступающий важною предпосылкой для личностного развития человека, в
частности формирования у него доверия к миру Вопросы влияния семьи на
воспитание личности разностронне освещаются в психолого-педагогических
исследованиях семья как форма воспроизводства жизни (Ю П Азаров, Л К
Круглова, Б Г Соколов и др ), семья как фактор образованности и развития
ребенка (М И Буянов Е А Волкова, Э Д Днепров), семья и воспитание
ребенка в ней (Г М Абрамова, Р С Буре, Л В Загик, О Л Зверева, А С
Спиваковская, В С Мухина и др ), культура семьи как фактор становления
личности ребенка (М С Каган, Ц П Короленко, А В Мудрик, Е С Протанская,
А С Спиваковская и др ) и т д Сегодня семья рассматривается как результат,
и, пожалуй, еще в большей степени - творец цивилизации как важный
источник социального и экономического развития общества Это огромный
пласт культурно исторического процесса, который требует обновления и
изменения взглядов на детство как феномен культуры, на семью как среду
воспитания ребенка, на преемственность общественных институтов и семьи
Огромное влияние семьи на воспитание у ребенка чувства доверия опреде-
ляется глубоким эмоциональным характером взаимоотношении, основанных
на родственной привязанности и любви, которая особенно важна для детей
пред-дошкольного возраста, постоянным и длительным воздействием на
ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях, объективными
возможностями систематического включения детей в социокультурную
повседневную деятельность Влияние поведения родителей на формирование
чувства доверия ребенка очевидно, поскольку родители практически всегда
выступают для ребенка как значимые другие, служат моделями для
подражания, могут поощрять его инициативу и т д
Общение с родителями выполняет в эти годы важную задачу своими лаской,
вниманием, сочувствием родители обеспечивают безопасные условия для
самостоятельного, активного освоения ребенком мира объектов и
социальных отношений
Выбор направления исследования проблемы формирования чувства доверия
у детей до 3-х лет обусловлен сензитивностью преддошкольного детства в
развитии эмоциональной сферы, через которые ребенок преддошкольного
возраста проводит любую деятельность, любую ситуацию (Л И Божович, В
К Вилю-нас, Л С Выготский, А В Запорожец, В С Мухина и др ) и
социально-перцептивных способностей детей в данный период (Л С
Выготский, А Н Леонтьев, К Левин, Я 3 Неверович, Д Б Эльконин и др )
Преддошкольное детство характери зуется высокой пластичностью и
быстрыми темпами развития физических, умственных и духовных сил,
повышенной чувствительностью, способностью эмоционально сохранять
положительный или отрицательный опыт общения с окружающим, что и
определит впоследствии тот или иной тип отношения к себе, другим,
окружающему. Именно поэтому ребенок преддошкольного возраста
особенно нуждается в доверии, способствующем формированию
положительного и яркого мира эмоций и чувств маленького человека. Мы
пришли к выводу, что если до 3-х лет у ребенка не будет сформировано
чувство доверия как относительно устойчивое переживание уверенности в
себе и гармоничной данности, то культурное становление личности в
последующие годы приобретает негативную направленность.
Анализ исследуемой проблемы позволил выделить ряд противоречий, требу-
ющих своего разрешения'
- между гуманизацией педагогического процесса в образовательных учреж-
дениях и воспитательным процессом в семье;
- между требованиями государственного стандарта дошкольного образова-
ния к развитию доверительных отношений ребенка и взрослого и
отсутствием педагогической системы формирования чувства доверия у детей
периода пред-дошкольного возраста;
- между признанием преддошкольного детства сензктивным периодом для
становления чувства доверия как базового в предличностных
новообразованиях человека и фактическим отсутствием педагогических
условий гармоничного развития и воспитания детей раннего возраста в
образовательных учреждениях и семье;
- между пониманием доверия как системы гуманных отношений, обеспечива-
ющей гармонию самости и социумности лично» ти и отсутствием в
дошкольной педагогике разработок по рассмотрению педагогических
условий формирования чувства доверия у детей в семье;
- между признанием приоритета семьи в воспитании и социализации ребенка
преддошкольного возраста и низким уровнем педагогической культуры со-
временной семьи как среды формирования системы доверительных
отношений ребенка.
Исходя из вышеизложенных противоречий, анализа научной литературы и
актуальности проблемы мы определили тему исследования: «Педагогические
условия формирования чувства доверия в семье у детей преддошкольного
возраста».
Цель: теоретическая разработка и экспериментальное апробирование пе-
дагогических условий внутри семейного культурного пространства,
обеспечивающих формирование чувства доверия у ребенка
преддошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования чувства доверия
ребенка преддошкольного возраста в условиях семьи.
Предметом исследовательской работы является содержание и методы фор-
мирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста в условиях се-
мьи.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выдвинуть гипоте-
зу: для формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста
в семье необходимо создать следующие педагогические условия:—
осознание и признание родителями значимости преддошкольного возраста в
формировании у ребенка чувства доверия;
— способность родителей создавать семейное культурное пространство как
ценностно-насыщенную среду, обеспечивающую формирование чувства
доверия;
— насыщение содержания общения родителей с детьми эстетическими цен-
ностями (элементы художественного, литературного, музыкального
искусства);
— игровые модели «взрослый - ребенок», раскрывающие гуманные способы
родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства
доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях, социально-
эмоциональных играх;
— моделирование предметно-игровой среды в семье как культурного про-
странства, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими членами
семьи чувства доверия к себе и друг к другу,
— постоянная рефлексивная деятельность родителей в аспекте своих отно-
шений с ребенком как системы чувств, проявляющей чувство доверия.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, обозначенными объектом
и предметом, были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ изучаемой проблемы в философской, психологичес-
кой и педагогической литературе,
2) изучить особенности семьи как пространства формирования чувства до-
верия цетей преддошкольного возраста;
3) обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия для
воспитательной деятельности родителей в семье как культурной среды
формирования чувства доверия детей преддошкольного возраста.
Методологической основой исследования является философская концепция
личности как субъекта культуры, истории, социальной жизни общества и
собственного жизнетворчества, гуманистические идеи педагогики,
определяющие культурологический подход, позволяющий признать высшей
ценностью бытия человека и развитие его в социокультурной среде через
присвоение и преобразование общечеловеческих ценностей и семью, как
социокультурного феномена и среды развития личности, ее ценностных
ориентации.
Теоретические основы проблемы исследования:
— положение о преддошкольном детстве как особом периоде присвоения
социокультурных ценностей (Г.М.Абрамова, О.А.Зверева, В С.Мухина,
А.С.Спи-ваковская и др.);
— положение о роли родителей как носителей социокультурных ценностей в
развитии и воспитании ребенка преддошкольного возраста (М.И.Буянов.
Е.А.Волкова, Э.Д.Днепров, О.Л.Зверева, А С.Спиваковская),
— концепция эмоционального развития личности ребенка (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский);
— теория позитивного воспитания (А.Адлер, Карен Р.Джослин, Хэйм Г
Джиннот л ДР-)
Научная новизна и теоретическая значимость:
— внесены новые качественные характеристики, дополняющие понятие до-
верия относительно ребенка преддошкольного возраста;
— выявлены психолого-педагогические противоречия в процессе формиро-
вания и развития чувства доверия у детей преддошкольного возраста в
семье,
— разработаны критерии оценки уровня сформированности чувства доверия
у детей преддошкольного возраста,
— обоснованы возможности семьи для формирования чувства дрверия у
детей преддошкольною возраста.
— теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие со-
здание семейного культурного пространства как среды формирования
чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста.
Практическая значимость:
— разработано содержание программы «Примавитика» для формирования
чувства доверия детей преддошкольного возраста в семье;
— разработаны методы формирования чувства доверия у деттей преддош-
кольного возраста в условиях семьи;
— разработаны способы конструирования родителями предметно-игровой
среды как внутрисемейного культурного пространства, обеспечивающего са-
мореализацию ребенком и другими членами семьи чувства доверия к себе и
доуг к другу;
— разработана и апробирована программа спецкурса для студентов педаго-
гического колледжа с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного
возраста» с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания
«Ребенок преддошкольного возраста и его воспитание в условиях семьи».
На защиту выносятся:
1. Понятие «чувство доверия» к миру ребенка преддошкольного возраста,
определяемое нами как относительно устойчивое переживание и как система
реальных отношений к себе, другим людям, предметам и явлениям. Доверие
ребенка преддошкольного возраста проявляет меру его открытости,
активности и самостоятельности в процессе общения и предметной
деятельности. При раскрытии данного понятия мы опирались на
теоретические положения, разработанные Т.А.Скрипкиной, и внесли новые
качественные характеристики.
2. Содержание программы «Примавитика». Целью программы является
формирование чувства доверия у детей преддошкольного возраста в
условиях семьи. В содержании программы отражены: понятие доверия и его
ценность для ребенка и для окружающего; принципы гуманного
взаимодействия взрослых между собой и детьми, оптимизацией общения,
построения социокультур-ной среды; методы формирования чувства доверия
у ребенка преддошкольного возраста; способы расширения родителями
диапазона детской деятельности и общения.
3. Игровые модели «взрослый - ребенок», раскрывающие способы гуманных
родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства
доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях и социально-
эмоциональных играх. Игровые ситуации содержат проблемы, создаваемые
родителями для ребенка, способы выхода из которых он находит
самостоятельно или совместно со взрослыми. Они способствуют
формированию уверенности ребенка в себе. Игровые упражнения помогают
родителям создавать условия для закрепления в опыте ребенка способов
проявления доверительных отношений. Социально-эмоциональные игры
позволяют родителям демонстрировать доверительные отношения,
стимулировать их проявление у ребенка, эмоционально поддерживать его в
этом и поощрять.
4. Модель предметно-игровой среды в семье как культурного пространства,
обеспечивающего самореализацию ребенком и-другими членами семьи
чувства доверия к себе и друг к другу. Она состоит из нескольких минисред.
Предметно-бытовая среда: её целью является помощь ребенку в усвоении
культурно-гигиенических и культурно-бытовых правил Действуя в данной
среде, ребенок не только усваивает качества, свойства, назначение,
специфические взаимосвязи тех или иных элементов, но и самоутверждается
в действиях с ними, стимулируя формирование уверенности в себе.
Художественно-эстетическая среда позволяет ребенку участвовать в
сотворчестве посредством доверительных отношений с родителями и
персонажами действа. Эмоционально-рефлексивная среда дает возможность
ребенку и взрослому осознать свой образ «Я» (внешний и внутренний),
продемонстрировать его и обнаружить связь внутреннего и внешнего мира.
Культурно-коммуникативная среда обеспечивает ребенку речевое развитие,
в процессе которого он усваивал определенные речевые клеше
доверительного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Принципами
построения предметной среды выступали: принцип творческо-гуманной
направленности, свободы и самостоятельности, интегративности,
диалогичности и открытости.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап - теоретико-поисковый (1996-1997)
- изучение и анализ педагогической, психологической литературы по про-
блеме исследования; выявление степени ее разработанности в теории и в
практике; определение теоретических основ исследования; выдвижение
цели, задач, гипотезы; разработка и проведение констатирующего
эксперимента.
II этап - опытно-экспериментальный (1997-2000)
- проведение педагогического эксперимента для проверки гипотезы иссле-
дования.
III этап - анализ результатов и выводов исследования (2000 г.)
- обработка полученного материала, анализ и обобщение выявленных ре-
зультатов опытно-экспериментальной работы; оформление работы в целом.
Организация исследования:
в общем эксперименте участвовало 100 семей, 50 из которых являлись «эк-
спериментальными площадками»: 12 семей с детьми от рождения до года; 12
семей с детьми от года до 2-х лет, 12 семей с детьми от 2-х до 3-х лет; 14
семей с детьми от рождения до 3-х лет (участвовали в эксперименте все 3
года). Все семьи, участвующие в эксперименте, являются полными по
составу. Из 50 семей, принимавших активное участие в эксперименте, 2б
проживают в г. Лабинске Краснодарского края, а 30 - в г. Ставрополе
Ставропольского края.
Апробация и внедрение результатов исследования:
материалы исследования обсуждались на заседании кафедры дошкольной
педагогики РГПУ (1996 г.); были изложены на региональной научно-
практической конференции в СРГПИД (1999 г.), на семинарах в ДОУ,
который входит в структуру СРГПИД; использовались в процессе
проведения спецкурсов в СРГПИД (1998-2000 гг.)
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обес-
печены методологической обоснованностью исходных позиций автора и
применением комплексов взаимодополняемых методов исследования,
адекватных его объекту, предмету, задачам и логике.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы и приложения.- Общий объем работы
составляет 215 страниц. В списке литературы содержится 203 наименования.
В приложения включены диагностические методики, рисунки, фотографии,
родительские впечатления.
Основное содержание диссертации
В первой главе «Семья как пространство формирования доверия у ребенка в
период преддошкольного детства» мы рассматриваем основные подходы к
трактовке и пониманию категории доверия.
Осуществлен анализ научных работ разного направления, раскрывающих
различные взгляды на проблему доверия. В философии доверие
представлено: как главный элемент жизнетворчества человека (А.И.Субетто,
А.Б.Попов, И.А.Селезнева и др.); нравственная категория широкого спектра,
включающая веру в себя и ответственность за себя и окружающее (М.М.
Бахтин, Н. Бердяев, Г.В. Флоренский); система отношений, способствующая
обретению гармонии, способ быть причастным к Миру (В.В. Вернадский,
Н.Ф. Федоров); исходное условие общности «Мы», т.е. системообразующий
фактор, связывающий людей друг с другом (А.С.Валявский, Р.П.Подольский,
Т.П.Скрипкина). В психолого-педагогической литературе доверие
рассматривается' как элемент в структуре личности «человека культуры»
(Е.В.Бондаревгкая, Е.Н.Ильин, В.А.Петровский, В.А. Сластенин, P.M.
Чумичева); убежденность в чьей-либо искренности и основанное на этом
отношение (А.П.Евгеньева, С.И.Ожегов); высшая форма эмоционального
отношения человека к предметам и явлениям окружающей действи-
тельности, соответствующего его потребностям и ценностям (Л.И. Божович,
М.И. Лисина, B.C. Мухина); компонент мировоззрения человека (А.И. Баев,
А.А.Регуш, А.И.Щербаков). Особое наше внимание привлекли работы, где
доверие определяется: как относительно устойчивое свойство личности,
регулирующее поведение и деятельность человека (Г.Е.Залевский.
Л.А.Матвеев); условие установления эмоционально-позитивного климата в
семье, коллективе сверстников, коллег (Я.И. Ковальчук, Г.М.Лимина, Э.М.
Рутман, Н.П. Спицын); компонент нравственного облика культурного
человека (Т.Д. Маркова, В.Г.Нечаева, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина, И.Н.
Ханхасаева); механизм, обеспечивающий адекватную социализацию
личности за счет обеспечения максимального взаимопроникновения
субъектов взаимодействия во внутренний мир друг друга (Н.Н.Авдеева,
Л.И.Галигузова, Н.В.Искольдский, Е.О. Смирнова, Р.В. Тонкова-Ямпольс-
кая, Т.Я. Черток); необходимый инструментарий в системе принципов
позитивного воспитания (А.Адлер, Глен Доман, Карен Р. Джослин, Хейм Г.
Джиннотт). Точками соприкосновения различных направлений является
признание уникальной значимости доверия для позитивного развития
личности человека и его духовного становления.
Рассматривая доверие в контексте воспитательного процесса, мы отмечаем
его высокую значимость в реализации основных целей и задач личностно-
ори-ентированного гуманного воспитания. Доверие в воспитательном
процессе обеспечивает эффективное общение субъектов, что способствует
реализации главной цели данного процесса: приобщение к ценностям
другого человека, другого мира, а через них познание и преобразование себя
и окружающего. Эмоциональный фон отношений между взрослыми и
детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой
стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на
другом - далекие, холодные, враждебные. В первом случае основным
механизмом воспитания является доверие, во втором -дисциплина. Имеется
множество исследований, доказывающих преимущества первого подхода
(Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, Т.Н. Осокина, Т.Д. Репина,
А.В. Петровский, A.M. Фонарев, Д.Б. Эльконин и другие). Доверие, как бы
выступает средством социальной фасилитации в процессе социализации лич-
ности, что позволило предположительно определить его специфическим
механизмом социализации. Это подтверждается и мыслью Л.С. Выготского о
том, что социализация близка к «структурированию» человека в форме
творчески-активной жизнедеятельности личности в мире культуры, где
доверие выступает одновременно и условием интериоризации ценностей и
самой ценностью, во многом определяющей мировоззрение человека.
Суть воспитательного процесса согласно личностно-ориентированному под-
ходу заключается в порождении человека как субъекта активности в мире
Культуры, где происходит приобщение к ценностям постижения,
действования и переживания (ценности Истины, Творчества, Любви). Это
дает основание подчеркнуть всю необходимость и важность использования
доверия в процессе воспитания детей преддошкольного возраста.
Доминирующим условием эмоционально-чувственного, а на его основе
интеллектуального, физического и нравственного развития ребенка в период
преддошкольного детства является доверие как культурно-личностная
направленность со стороны воспитующего взрослого. Доверие в данном
случае определяет как меру ответственности за ребенка, полноценность его
развития и воспитания, так и меру уверенности взрослого в свои и ребенка
возможности достичь высокого уровня в развитии и реализации своих
способностей на благо себе и окружающему. Нами было отмечено, что
начало социокультурного развития личности ребенка как продолжателя рода
человеческого лежит в преддошкольном детстве, где чувство доверия
выступает самоценным предличностным новообразованием для ребенка как
социального субъекта, выполняющего определенные функции в обществе в
аспекте дальнейшего развития человеческой цивилизации.
Смысл связи мира взрослых с миром детства заключается в приобретении
эмоционально устойчивых способов взаимодействия между взрослым и
ребенком и освоении нравственно-эстетических и духовных ценностей,
регулирующих их отношения. Гармоничные отношения ребенка с миром
являются основополагающей единицей в его физическом, психическом и
социальном здоровье, которое и позволяет ему выполнять свои
социокультурные функции. Культурное становление личности начинается с
освоения «мира значимых людей», где доверие выступает одновременно
первичным условием контактов и качественной характеристикой
образовавшихся отношений. Фундаментальные работы ведущих
отечественных психологов и педагогов позволили нам определить высокую
синзетивность преддошкольного возраста для формирования и развития чув-
ства доверия у ребенка (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К. Левин, М.И.
Лисина, Г.В. Лямина, З.А.Нефедова, Д.В. Сергеева, Л.М.Фридман, Н.М.
Щелованова, Д.Б.Эль-конин). С первых минут жизни (по мнению некоторых
ученых, с момента совместного сосуществования - пренатальный период
(В.Д.Карр, А Бертен, А.Макма-хон, В. Синельников и другие) наличие и
уровень развития доверия у взрослого определяет не только будущие
взаимоотношения родителя с ребенком, но и отношение самого ребенка в
целом к себе, другим, окружающему. Доверие, формируемое в
преддошкольном возрасте в качестве чувства, позволяет ребенку обрести
эмоциональное благополучие и при этом выбирать право проявлять свою
активность, самостоятельность, свой стиль поведения, обнаруживать свой
характер. Это не только закладывает основу духовно-нравственного
становления личности и позволяет избежать закрепления негативных
проявлений кризиса 3-х лет, но и способствует проявлению и развитию
индивидуальности личности ребенка.
Таким образом, нами было установлено, что не только особенности эмоци-
ональной сферы ребенка преддошкольного возраста, высокая пластичность
организма в этот период, но и социальная среда близкого окружения - семья -
определяют сензитивность данного возрастного периода для начала
формирования основообразующего компонента духовной культуры
личности - доверия. Процесс формирования доверия в семье обеспечивается
такими механизмами как эмоциональная привязанность ребенка к близким,
чувство любви и уважения между воспитывающими взрослыми,
сопричастность членов семьи к жизни друг друга и само доверие, как
культурно-личностная направленность родителей. Являясь для ребенка
микромоделью мира, первым социумом и зеркалом человеческих
отношений, семья обладает оптимальными возможностями формирования
чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста благодаря
уникальности своего культурного пространства и основе собственного суще-
ствования: любви, взаимоуважения, общности ценностных ориентации.
Во второй главе «Состояние проблемы развития чувства доверия у детей
преддошкольного возраста в семье» отражены задачи, методы и результаты
констатирующего этапа исследования. На данном этапе нами представлены
три серии, в каждой из которых решались определенные задачи
констатирующего эксперимента:
— выявить особенности культурной среды семьи;
— определить способы взаимодействия с семьей для совместной организа-
ции в рамках её культурного пространства педагогических условий для
формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста;
— изучить особенности родительских отношений с ребенком
преддошкольного возраста;
— * изучить особенности проявления чувства доверия детьми
преддошколь-ного возраста, воспитывающихся в семье,
* выявить влияние внутрисемейной культуры на развитие чувства доверия у
детей преддошкольного возраста
Для решения первых двух задач в одной из серий эксперимента «Характе-
ристики культуры семьи» нами использовались такие методы как
анкетирование («Общие сведения о себе», «Психолого-педагогическое
консультирование семьи каким Вы его себе представляете?» - авторские),
тематическая беседа («Брак и семья что они для меня означают?», «Моя
семья мечты и реальность»), тестирование («Определение уровня
общительности» (В Ф Ряховский), «Выявление способности к эмпатии» (М
М Юсупов), «Выявление степени агрессивности» (А Ассингер), опросник
удовлетворенности браком (В В Столин, Т Л Романова, Г Г Бутенко)
Задача по изучению особенностей родительских отношений с ребенком
решалась в рамках серии «Характеристики родительских отношений» с по-
мощью тестирования «Какой Вы родитель?» (Р В Овчарова), «Родительское
отношение к детям» (А Я Варга, В В Столин), «Определение семейного
микроклимата» (Р В Овчарова), «Анализ семейного воспитания» (Р В Овча-
рова)
Третья серия «Характеристики показателей доверия в отношениях ребенка
преддошкольного возраста» позволила решить четвертую задачу В данной
серии нами использовались следующие методики «Изучение развития образа
себя» (И В Дубровина, А Г Рузская), «Изучение проявления чувства гордости
за собственные достижения у детей 2-3 лет» (Т В Гуськова, М Г Елагина),
«Изучение негативных личностных проявлений» (Г А Урунтаева, Ю А
Афонькина), игровой тест «Геометрические фигуры» (С Максимова)
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены некоторые
показатели культуры семьи ребенка преддошкольного возраста
* образование
* высшее 72%
* незаконченное высшее 28%
* материальное положение семьи
* отличное 26%
* относительно хорошее 50%
* удовлетворительное 14%
* неудовлетворительное 10%
* причины вступления в брак
* чувство любви и привязанности 37%
* расчет 20%
* необходимость 43%
* основы супружеских отношений
* взаимопонимание и доверие 15%
* чувство любви 20%
* устроенный быт 42%
* верность 23%
* удовлетворенность браком:
* полная удовлетворенность 40%
* частичная удовлетворенность 14%
* неудовлетворенность 46%
* причины появления ребенка в семье:
* обоюдное желание 16%
* желание укрепить семью 27%
* желание «сравняться» с другими 20%
* невозможность прервать беременность 37%
* основы родительско-детских отношений:
48% 29%
* взаимопонимание и доверие 23%
* культура общения родителей:
* высокий уровень 33%
* средний уровень 30%
* низкий уровень 37%
Полученные результаты ярко демонстрируют прагматичность современной
семьи, внутреннюю отчужденность супругов и психологическую незрелость
ро
дителей для воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Анализ результатов второй серии позволил нам обнаружить данные, сви-
детельствующие о том, что лишь 10% родителей грамотно распределяют
личное время для общения с ребенком; 2,3% родителей дифференцирован-но
подходят к удовлетворению духовных и материально-бытовых потребностей
ребенка; 32% родителей соизмеряют свою требовательность с необхо-
димостью и психофизиологическими особенностями ребенка. Это позволило
нам констатировать, что в семейном воспитании сегодня происходит сме-
щение в сторону потворствующей гиперпротекции, когда ребенок находится
в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворе-
нию его потребностей, что способствует развитию демонстративных черт
характера, и в сторону доминирующей гиперпротекции, когда ребенок также
в центре внимания родителей, однако при лишении его самостоятельности и
при наличии максимального количества ограничений и запретов, что усили-
вает и обусловливает острые аффективные реакции. В 31% случаях фикси-
руется воспитательная неуверенность родителей (ВН), а в 46% - неразвитость
родительских чувств, что свидетельствует, в свою очередь, о низком уровне
педагогической культуры родителей. Все это свидетельствует о том, что
доверие как социокультурный механизм воспитания и первичное условие для
позитивной социализации личности ребенка преддошкольного возраста в
своих отношениях использует лишь каждая четвертая семья из 50
обследуемых. Родители, которые не способны доверять своим детям, не мо-
гут способствовать их позитивному развитию, а значит, они будут ему
препятствовать. Следовательно, 38 детей из 50 при поступлении в ДОУ будут
требовать определенной психолого-педагогической коррекции в области
поведения и социально-эмоционального развития. Все эти факты еще раз
подтверждают необходимость психолого-педагогического консультирования
родителей с детьми преддошкольного возраста, причем с учетом
индивидуальности родителей и детей.
Данные третьей серии позволили нам выявить следующие характеристики
проявленности чувства доверия к миру у ребенка преддошкольного возраста
первый год жизни - принятие внешнего образа себя, реакция радости на свое
имя, устойчивая эмоциональная привязанность к близким, инициативность в
общении со взрослыми (в том числе и чужими в присутствии близких),
активное требование помощи и внимания взрослого, настойчивое овладение
новыми действиями, активная обследовательская деятельность в новом
пространстве, интенсивная и самостоятельная деятельность с предметами;
второй год жизни - стремление к самоутверждению («я сам»), открытое
проявление своих эмоциональных состояний, инициативность в общении со
взрослыми, адекватная реакция на замечания взрослого, умение отстаивать
свои желания без агрессии, активное преобразование окружающего
пространства, высокий уровень любознательности, инициативное создание
продуктов собственной деятельности, третий год жизни - адекватное эмоци-
онально-чуткое отношение к собственным делам и поступкам, вербализация
своих переживаний и демонстрация своих умений, стремление'к
партнерским отношениям со взрослым, ярко выраженный эмоциональный
отклик на состояние других (синтония), относительно спокойная реакция на
объективную оценку его деятельности взрослым, настойчивость в
достижении результата своей деятельности, активная эмоциональная реакция
на жизненные ситуации, самостоятельность и стремление к равноправию в
сфере предметной деятельности. Сгруппировав данные характеристики по
основным 3-м показателям (доверие к себе, доверие к другим, доверие к
предметам и явлениям), мы отмечаем следующее
* проявление чувства доверия у детей 1-го года жизни наблюдается в сле-
дующем соотношении.
* доверие к себе высокий уровень - 38%, средний - 33%, низкий - 29%,
* доверие к другим, высокий уровень - 48%, средний - 32%, низкий - 20%,
* доверие к предметам и явлениям высокий уровень - 40%, средний - 34%,
низкий - 26%,
* проявление чувства доверия у детей 2-го года жизни наблюдается в сле-
дующем соотношении
* доверие к себе высокий уровень - 30%, средний - 38%, низкий - 32%,
* доверие к другим высокий уровень - 40%, средний - 38%, низкий - 22%,
* доверие к предметам и явлениям высокий уровень - 38%, средний - 32%,
низкий - 30%,
* проявление чувства доверия у детей 3-го года жизни наблюдается в сле-
дующих соотношениях
* доверие к себе высокий уровень - 28%, средний - 34%, низкий - 28%,
* доверие к другим высокий уровень - 38%, средний - 34%, низкий - 28%,
• доверие к предметам и явлениям, высокий уровень - 36%, средний - 30%,
низкий - 34%,
• На основании полученных результатов мы отмечаем тенденцию
снижения уровня проявленности чувства доверия у детей
преддошкольного возраста к трем годам. Пристальное внимание
родителей к ребенку 1-ого жизни зачастую не находит своего логичного
продолжения, а несвоевременный переход на следующий этап в общении
и чрезмерное ограничение самостоятельности ребенка в купе с
устранением взрослых от проблем детской жизни приводит к отрицатель-
ным результатам. Решая последнюю задачу констатирующего
эксперимента, мы пришли к выводу, что снижение уровня доверия
ребенка к миру прямо пропорционально уровню внутрисемейной
культуры. Родители, не умеющие сохранить гармонию отношений в
браке, не владеющие личностной культурой гуманного человека, не
стремятся к познанию и пониманию своей новой роли и жизни ребенка,
создают условия в семье как культурном пространстве жи.зни ребенка, не
стимулирующие проявление доверия, а провоцирующие появление в
детях агрессии, негативизма, комплексов и т.д. При этом родители не
всегда понимают, что не только их негативные реакции, но и
равнодушное отношение к жизни ребенка обуславливает торможение в
развитии эмоциональной сферы его личности, что, безусловно, скажется
на общем его становлении как человека.
В третьей главе «Педагогические условия внутри семейного культурного
пространства, обеспечивающие формирование чувства доверия у детей пред-
дошкольного возраста» представлены методы и результаты формирующего
эксперимента, целью которого являлась разработка педагогических условий
в семье для формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного
возраста. Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
— создать программу, обеспечивающую систематизацию представлений ро-
дителей о роли любви в жизни ребенка и способах формирования чувства
доверия в процессе семейного воспитания;
— разработать модели общения «взрослый - ребенок», раскрывающий спо-
собы родительских отношений с ребенком и методы формирования чувства
доверия в игровых ситуациях, игровых упражнениях, социально-
эмоциональных играх;
— разработать модель предметно-игровой среды как культурного простран-
ства, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими членами семьи
чувства доверия к себе и друг к другу
В ходе эксперимента была создана программа «Примавитика». Ведущей
идеей программы является гармония отношений, выступающая главным
критерием доверия как гуманной системы человеческих отношений.
Гармония в брачных, родительских и родительско-детских отношениях и
педагогическая культура родителей позволяют обеспечить те необходимые
условия, от которых зависит уровень развития чувства доверия у ребенка
преддошкольного возраста, являющийся основополагающим
предличностным новообразованием личности в данный период. Целью
программы является определение психолого-педагогических условий в семье
для формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного возраста.
Основными принципами отбора содержания программы выступали такие,
как: аксиологический, сущность которого раскрывается в признании
каждого члена семьи ее высшей ценностью и в формировании активности
пичности ребенка направленной на познание ценностей, удовлетворяющих
потребности в познании, в общении, в признании и культурологический,
который формирует содержание таким образом, что микрокультурное
образовательное поле семьи предстает перед ребенком в виде устойчивых
ценностных явлений, что позволяет уже в этом возрасте проникнуться
содержанием основных идеи общечеловеческой культуры
Программа состоит из трех основных разделов «Мы - родители», «Кто я7
Какой я?» и «Здравствуй, мир»
Первый раздел программы «Мы-родители» призван помочь родителям по-
нять себя и осознать свою новую социальную роль. Расширение представле-
ний родителей о ценности чувства доверия в жизни ребенка преддошкольно-
го возраста и о психических особенностях развития его личности помогает
родителям увидеть процесс воспитания как творческий процесс самореализа-
ции всех членов семьи и осознать свою ответственность за взаимосовершен-
ствование на основе доверительных отношений Второй раздел программы
«Кто я? Какой я7» помогает родителям создать необходимые условия для
формирования у ребенка позитивного образа себя и чувства уверенности в
себе Помогает не только понять ребенку что он тоже человек, но во многом
неповторимый, что он может, а чему еще нужно научиться, но и овладеть
способами взаимодействия с окружающими не нарушающими его гармонию
Третий раздел «Здравствуй, мир» позволяет открыть ребенку для себя карти
ну мира в себе, в природе в семье и т д Содержание этого раздела помогает
малышу реализовать свои доверительные отношения через проявление своих
умений и способностей в разных видах деятельности как совместно со взрос-
лым, так и самостоятельно
На формирующем этапе эксперимента были апробированы разработанные
нами модели «взрослый-ребенок», раскрывающие способы гуманных
родитель ских отношений с ребенком Они реализовывались в игровых
ситуациях, целью которых выступало формирование у ребенка уверенности в
себе и доверительных отношений к другим людям, предметам явлениям
посредством методов убеж дения, одобрения, переключения на другие виды
деятельности в игровых упражнениях, цель которых заключалась в
закреплении в опыте ребенка способов доверительных отношений с
помощью таких методов, как приучение, требование, контроль за поведением
одобрение в социально эмоциональных играх, цель которых - демонстрация
доверительных отношении родителями и стимулирова ние их проявления у
ребенка - реализовывалась с помощью метода личного примера, а также
одобрение и эмоциональной поддержки В условиях семьи нами была
апробирована модель предметно-игровой среды как культурного
пространства, обеспечивающего самореализацию ребенком и другими
членами семьи чувства доверия к себе и друг к другу Она состоит из
нескольких мини-сред предметно-бытовая, художественно-эстетическая,
эмоционально-рефлексивная культурно-коммуникативная Принципами
построения среды выступали принцип творческой направленности, свободы
и самостоятельности интегративности и открытости Содержание
предметно-игровой среды в семье было направлено на предметно-игровую
деятельность детей, общение родителей с ребенком и совместную
художественно-творческую деятельность взрослых и детей.
В ходе реализации формирующего этапа эксперимента мы обнаружили ряд
положительных изменений:
- родители, участвующие в эксперименте, проявляли активный интерес как к
самой программе («Примавитика»), так и к способам ее реализации. В
отдельных случаях родители неадекватно реагировали на замечания и
комментарии по поводу наблюдаемой игровой ситуации или упражнения, но
благодаря введению в семейную практику воспитания ежедневной
родительской рефлексии в сфере доверительности отношений с ребенком,
негативные реакции ликвидировались,
- модель отношений «взрослый-ребенок» позволила не просто формировать
чувство доверия у детей преддошкольного возраста, поддерживать его
проявление и демонстрировать родителям личный пример доверительных
отношений, но и сплотить семью посредством совместной деятельности и
общности эмоциональных впечатлений,
- модель предметно-игровой среды способствовала проявлению доверитель-
ных отношений как со стороны родителей, так и со стороны детей. Благодаря
культурно-бытовой минисреде родители смогли более эффективно распреде-
лять свое время для общения с ребенком, а художественно-эстетическая
мини-среда стимулировала выявление у родителей «ранее неизвестных» им
собственных способностей и фоомирование умения находить прекрасное в
результатах созидательной деятельности ребенка.
На контрольном этапе эксперимента нами ставились следующие задачи
- произвести анализ изменения уровня внутрисемеинои педагогической
культуры родителей в семьях, участвующих в эксперименте,
- выявить уровень развития чувства доверия у детей преддошкольного воз-
раста, воспитывающихся в условиях семьи, участвующей в эксперименте,
˜ произвести количественное и качественное сравнение результатов кон-
статируюшего и контрольного экспериментов
Контрльныи эксперимент показал позитивные изменения в сфере внутрисе-
меинои педагогической культуры родителей Значительно повысился уровень
эмпатийносги родителей На констатирующем этапе нашего исследования
низкий уровень эмпатийности имело 30% родителей, а на контрольном -
12%. Резко снизился процент воспитательной неуверенности родителей - с
31% до 18% и КОЛИЧРСТВО родителей, зафиксировавших на констатирующем
этапе эксперимента неразвитость родительских чувств, - с 46% до 26%.
Повторное проведение теста «Какой вы родитель» выявило, что если раньше
62% были непоследовательны в общении с ребенком и недостаточно
искренни в отношениях с ним, то теперь ил количество составляет 32% от
всех семей, что в свою очередь повысило процент родителей, способных
строить свои отношения на доверии и уважении -с 38% до 68% Понимание
родителями ценности доверия в жизни ребенка и владение системой
способов гармоничного сосуществования способствовало переходу
воспитания как воздействия в воспитание как творческий процесс
взаимодействия Множество факторов видоизменяло мироощущение
родителей в ходе нашего исследования, но главным явилось реальное
проживание жизни вместе с ребенком. Родители учились слышать и
слушать, видеть и понимать без слов именно в ситуации, когда каждое
событие в жизни любого члена семьи можно было «разделить» с кем-то,
когда каждый был принят в «содружество», «братство», где нет
подчиненных и руководителей, где есть друзья с равными правами и
обязанностями друг для друга.
Поведение детей характеризуется высокой познавательной активностью,
настойчивостью в достижении своих целей. Дети доверяют взрослым и
открыто демонстрируют свои чувствакверстникам. Они любознательны и
активны в игровой деятельности, способны долгое время занимать себя
сами. Дети искренне и открыто проявляют свои эмоциональные
переживания, замечая одновременно эти состояния у других людей и
разделяя их с ними, пусть даже сиюминутно. Все это позволяет им
расширить свой микросоциум, узнавать свои возможности и приумножать
их, выявлять восприятие себя другими и овладевать способами
гармоничного взаимодействия.
Полученные данные позволили нам заявить о положительной динамике про-
явления чувства доверия детьми преддошкольного возраста из семей,
участвующих в эксперименте:


- констатирующий эксперимент;


- контрольный эксперимент
Сопоставляя данные о внутрисемейной педагогической культуре родителей
и уровне проявленного чувства доверия детьми, мы пришли к выводу о том,
что они находятся в прямой зависимости друг от друга. Чем выше уровень
педкуль-туры родителей, тем успешней формируются и активней
проявляются доверительные отношения у ребенка.
Следует также отметить, что часть детей, которые участвовали в исследова-
нии все 2,5 года поступили в ДОУ в возрасте 2,3-2,7 лет. Адаптация была
относительно безболезненной и короткой по временному промежутку - 2-3
недели. Дети быстро вошли в контакт с воспитателями и детьми группы, в
ходе пребывания проявляли высокую познавательную активность и
самостоятельность, отличались доброжелательностью в обращении со
сверстниками, заботливым отношением к элементам природы и игрушкам.
Анализируя показатели проявленности чувства доверия у этих детей, мы
установили, что по всем параметрам они демонстрировали высокий или
средний уровень. Мы считаем, что это является следствием систематической
и продолжительной (3,5 года) работы педагога-консультанта с родителями
детей. Следует признать возможное влияние индивидуально-личностных
особенностей как родителей, так и детей, а также дружественные связи этих
семей с автором исследования. Однако мы считаем, что доминирующей в
данном случае оказалась первая причина.
Следует отметить, что доминирование предметно-игровой деятельности и
соответствующей ей среды в нашей программе по созданию педагогических
условий внутри семейного культурного пространства для формирования у
ребенка преддошкольного возраста чувства доверия к миру неслучайно.
Выбирая эту доминанту, мы руководствовались двумя положениями' игра -
это социо-культурный феномен в жизни человечества, она масштабна и
проста по своим ценностям одновременно, это вечная сфера интереса
ребенка и взрослого; игра - это ведущий вид деятельности ребенка на
последующие за преддошкольным детством 4 года и очень важно
организовать гармоничный переход в эту деятельность ребенка и
адекватную адаптацию к особенностям его игровой деятельности родителей.
В заключение диссертации подведены итоги работы и сделаны следующие
выводы: проведенное исследование подтвердило гипотетическое положение,
выдвинутое в начале исследования.
Мы установили наличие и актуальность в современом образовании проблем
формирования чувства доверия у детей преддошкольного возраста, а также
возможность решения этой проблемы в условиях семьи при создании в
рамках ее культурного пространства необходимых педагогических условий.
Культура семьи, выступая промежуточным звеном между культурой Детства
и Общечеловеческой культурой, обеспечивающим безболезненный переход
ребенка из одного пласта в другой, является первостепенным условием
формирования у ребенка преддошкольного возраста чувства доверия.
Уровень внутри-семейной культуры прямо пропорционально связан с
уровнем и своевременностью развития чувства доверия у ребенка.
Проведенное исследование показало, что уровень развития чувства доверия
у детей преддошкольного возраста, воспитывающихся в семье, зависит от
ряда условий: от возраста, эмоциональной атмосферы семьи,
удовлетворенности родителями браком, стиля общения и воспитания,
содержания родительско-детс-ких отношений.
Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выво-
ды об основных зависимостях в формировании чувства доверия у детей
преддошкольного возраста, воспитывающихся в семье:
— факторами формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного
возраста выступают врожденный «инстинкт познания» (П.Ф.Каптерев) и
семья как уникальный по своим потенциальным возможностям в воспитании
микросоциум, а также внутрисемейная культура родителей;
— процесс формирования чувства доверия у ребенка преддошкольного воз-
раста обеспечивается такими механизмами как эмоциональная
привязанность ребенка к близким, чувство любви и уважение между
воспитывающими взрослыми, культурно-личностная направленность
родителей и творческая организация семейного воспитания,
— элементы предметно-игровой среды, созданной как «поле» для предмет-
ной деятельности ребенка и реализации его эмоциональной открытости в
условиях семьи стимулируют формирования чувства доверия у ребенка
преддошкольного возраста;
— индивидуально-личностный подход к каждой семье в процессе
психолого-педагогической консультационной работы способствует
своевременному и эффективному формированию чувства доверия у детей
преддошкольного возраста.
Исследование позволило выявить и необходимость дальнейшей разработки
данной проблемы по следующим вопросам
— поиск и обоснование педагогических условий формирования чувства
доверия у детей преддошкольного возраста в условиях образовательных
учреждений различного типа: ДОУ, Центр развития личности, Дом ребенка
и т.п.;
- разработка концепции и программы подготовки педагогов-психологов для
работы с семьей детей преддошкольного возраста, а также детей, не
посещающих дошкольное учреждение,
- исследование динамики развития доверия в дошкольном возрасте.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях
автооа:
1. Проблемы преддошкольного детства в аспекте развития личностной куль-
туры человека // XXI век и личность. Перспективы развития педагогического
образования: Матер. I научно-практ.конф. 11-12 мая 1999 г. - Ставрополь:
Орфей, 1999.-С.127-129.
2. Доверие как самоценность преддошкольного детства // Эргономика
детства - Ставрополь, 2000. С.58-60.
3. Ребенок преддошкольного возраста: его развитие и воспитание в условиях
семьи. Программа спецкурса. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. -
20с.
4. Примавитика. Методическое пособие для родителей и педагогов. - Став-
рополь: Ставропольсервисшкола, 2000. - 52 с.
Подписано в печать 25.05.2000 г
Формат 60 х 84 1/16 Усл. печ. л. 1,43 Уч. изд. л 0,95
Бумага газетная Тираж 100 Заказ № 278
Отпечатано в типографии Центра гуманитарных исследований г.
Ставрополь, пр. К.Маркса 54-В



СОДЕРЖАНИЕ