СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи
Бубнов Сергей Александрович
i ПОЭЗИЯ С. А. ЕСЕНИНА В ВОСПРИЯТИИ
ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 1915 - 1925 годов
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
САРАТОВ 1997

Работа выполнена в Саратовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н. Г. Чернышевского на кафедре общего литературоведения и журналистики.
Научные руководители: -доктор филологических наук
профессор В.В.Прозоров, -кандидат филологических наук доцент И. А. Книгин
ОфшЛильные оппоненты: -доктор филологических наук
лГ\ J профессор А. М. Буланов,
f^y ^ } -кандидат филологических наук
доцент Л. А. Посадская
Ведущая организация: Тверской государственный университет
Защита состоится " 14" ноября 1997 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 063. 74. 02 по присуждению учёной степени доктора филологических наук при Саратовском государственном университете имени Н. Г.Чернышевского по адресу: 410600. Саратов, ул. Радищева, 41.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
Автореферат разослан " " сентября 1997 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук ^9^˜˜<'f * (Ю. Н. Борисов)

-J-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Литературное наследие С. А. Есенина, вобрав в себя многовековой опыт национальной культуры, прочно вошло в сокровищницу русской поэзии. Сегодня всё очевидней становится, что Есенин - один из гениальных поэтов XX века, одна из вершин духовной, нравственной и патриотической жизни русского народа. Его творчество оказалось тесными узами связано со сложнейшим периодом российской истории, включившим в себя знаменательную эпоху и в истории культуры. 1915 - 1925 годы в истории отечественной словесности характеризуются бурным процессом возникновения и распада большого числа литературных школ и направлений с их различными эстетическими убеждениями и групповыми пристрастиями. Литературная критика этих лет представляет динамичную совокупность оценок профессиональной, писательской и читательской критики, рождённых гуманитарным мышлением современников поэта.
Изучение есенинианы позволяет нам категорически не
согласиться с мыслью Е. Г. Уманской, что "нет нужды
подробно рассматривать критический резонанс, который
имело творчество Есенина в современные ему годы, а также
в годы, последовавшие после его смерти"1. Необходимо
учитывать, что историю литературы первоначально создаёт
литературная критика, обозначая границы, пределы,
преемственное и новое как в отдельно взятом, только что
рождённом художественном произведении, так и в творчестве
писателя, в его сложных взаимодействиях с другими авторами.
Литературная наука тоже в значительной степени опирается
на литературно-критические раздумья и приговоры, далеко
не всегда, однако, сохраняя память о конкретных
аналитических ценностях, выработанных современной автору
критикой. ,
1 Уманская Е. Г. Сергей Есенин и литературное движение (1915 - 1923
г.г.) : Дис... канд. филол. наук. М., 1972. C.I. -jJiJLJjffij*^J'^&jft ""•?''

-4-
Отечественное литературоведение претерпело весьма заметную и сложную эволюцию в оценке есенинского наследия. В разное время поэзия Есенина то полностью отвергалась как несоответствующая насущным задачам времени, то безоговорочно принималась без серьёзного анализа свойственных ей противоречий. Потребовалось длительное время для того, чтобы есенинское творчество освободилось от узкопартийных мерок и вульгарно-социологических оков. Сделан значительный шаг по пути изучения наследия поэта в его противоречивой сложности и богатстве. За последние два десятилетия в нашем литературоведении стала решитально преобладать тенденция рассмотрения есенинской поэзии по "вертикали", то есть в её генетической связи с основными ценностями мировой и национальной духовной культуры. Книги А М. Марченко, С. П. Кошечкина, А. И. Михайлова, А. В. Кулинича, Л. Л. Вельской, А. А Волкова, С. Ю. Куняева, А. Д. Панфилова, Ю. Л. Прокушева, Н. К. Сидориной, труды В. В. Базанова, Е. П. Никитиной, В. А Вдовина, диссертационные работы Н. Н. Арсентьевой, С. Н. Шетраковой, Т. В. Меньшикова и других исследователей, безусловно, способствовали расширению и углубленному пониманию проблем, тем, связанных с изучением поэтического мира С. А Есенина.
В последнее время существенные изменения претерпели
и взгляды на историю русской литературы XX века.
Литературная жизнь 1910 - 1920-х годов представляется
сложнейшим синтезом творческих исканий, нравственно-
художественных взаимодействий, полемических
отталкиваний, литературно-критических и
литературоведческих воззрений. Именно целостный подход к истории отечественной литературы рассматриваемого периода становится приоритетным и в освоении поэтического наследия Есенина. С таких позиций изучали творчество поэта авторы докторских диссертаций Е. П. Никитина, В. И. Харчевников, Т. К. Савченко.
Весьма существенным с этой точки зрения представляется исследование поэзии Есенина в связи с её восприятием литературной критикой 1915 -1925 годов. Напомнить о давних концепциях и высказываниях, посвящённых творчеству Есенина, необходимо в наши дни для того, чтобы наглядно продемонстрировать, как

-5-
противоречиво протекало движение и развитие критической мысли, направленной на познание объективной художественной значимости есенинской поэзии в истории русской литературы, выявить наиболее характерные тенденции в ней, проследить процесс восстановления в критике и литературоведении подлинного облика Есенина, обозначить основные вехи в судьбе его литературного наследия. Особый интерес представуляет и сама эпоха, которая в советское время изучалась достаточно избирательно и однобоко. Рассмотрение обозначенного круга вопросов и составило цель настоящей работы.
Предмет исследования - творчество и биография С. Есенина в интерпретации литературной критики 1915 - 1925 годов и мемуаристики.
В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи :
- реконструировать идейно-эстетические оценки
творчества Есенина в .литературной критике 1915 - 1925 годов,
охарактеризовать их содержание и направленность;
- определить состав прижизненных литературно-
критических произведений, связанных с восприятием
творчества поэта;
- обозначить крут имён литераторов, внёсших наиболее
заметный вклад в истолкование есенинского наследия;
- восполнить некоторые пробелы в изучении жизненного
и творческого пути С. Есенина периода 1915 - 1925 годов.
Методологической основой диссертации явились активно разрабатываемые в отечественной филологической науке принципы конкретно-исторического изучения литературы. В работе использованы результаты исследований в области поэтики литературно-критических статей и художественного мастерства отдельных литературных критиков.
Основными источниками исследования стали .литературно-критические материалы, сосредоточенные в периодической печати 1910 - 1920 годов, воспоминания и свидетельства современников поэта, эпистолярные документы. Исследование строилось на всестороннем учёте и тщательном отборе фактических данных и критическом анализе конкретных литературных источников.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем :

^ -6-
-определён состав литературно-критических выступлений 1915 - 1925 годов, связанных с восприятием есенинской поэзии ;
-впервые систематизирован и научно обобщён обширный литературно-критический материал 1915 - 1925 годов, касающийся жизни и творчества С. Есенина ;
- изучены содержание и характер идейно-эстетических
оценок творчества поэта в прижизненной литературной
критике;
- в научный оборот введён ряд новых материалов, ранее
не рассматривавшихся в соотнесении с творчеством поэта ;
-критическому осмыслению подверглись некоторые устоявшиеся суждения, связанные с литературным наследием С. Есенина ;
-выявлены незаслуженно забытые имена писателей, которые вместе с Есениным активно участвовали в литературном процессе 1910 - 1920 годов.
Практическая значимость работы видится в использовании её результатов как в научных, так и в учебно-прикладных целях: при чтении вузовских спецкурсов, курсов по истории русской литературной критики, в спецсеминарах, в работе студентов над курсовыми и дипломными сочинениями.
Апробадия основных положений диссертации осуществлялась в публикациях, в ряде выступлений на межвузовских конференциях филологов: "Проблемы филологии и методики" (Балашов, 1993 ), "Актуальные проблемы филологии и её преподавания" (Саратов, 1995 ), XXY Зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья и Бочкарёвских чтений : "Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса" (Самара, 1996). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общего литературоведения и журналистики С ГУ им. Н. Г. Чернышевского.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

-7-ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность и новизна темы, обозначаются цель и основные направления исследования, даётся краткий обзор литературы по изучаемой проблеме.
В первой главе диссертации - "Особенности восприятия поэзии С. А. Есенина в русской журнально-газетной критике 1915 - 1916 годов" - прослеживаются начальные этапы творческого пути поэта.
Первые публикации С. Есенина в столичной печати относятся к 1914 году. В это время начинающий поэт работал в типографии товарищества И. Д. Сытина, где познакомился с молодым .литератором В. А Поповым, который редактировал популярные сытинские журналы "Вокруг света" и "Мирок". Именно благодаря В. Попову было напечатано стихотворение "Берёза". Чуть позже в журналах "Мирок", "Проталинка", "Детское утро", в газете "Новь" появилось ещё несколько стихотворений поэта. А. М. Чернышев, позже М. Н. Мурашев и В. С. Миролюбив заметали и оценили талант юного Есенина, поместив его стихотворения в своих изданиях.
Появление никому не известного тогда поэта на страницах столичных журналов не могло не привлечь внимания критики. В апреле 1915 года увидала свет статья Р. Аренского (3. Н. Гиппиус), посвящённая лирике Есенина.
Обращение к критическому материалу, связанному с "ранним творчеством С. Есенина, отражает не только различные пути и способы восприятия современниками его поэзии, но и даёт реальное представление о самой литературной критике предреволюционных лет. Из рассматриваемых критических обзоров, этюдов, статей и рецензий видно, что .литературная критика 1915 - 1916 годов являла собой сложный синтез взглядов на развитие ....отечественной поззщь-Мйенжя и суждения о творчестве С. Есенина выражали оценки и профессиональных литературных критиков, и собратьев по перу, и историков уштературы, то есть искушённого российского читателя, которого всегда волновали вопросы, связанные с разными сторонами литературной жизни. Разные выразители литературных течений, школ и групп, участвовавшие в

-8-
литературном процессе середины 10-х годов нашего столетия, открыто и часто выступали, громко заявляли о себе в многочисленных манифестах, декларациях, в книгах и альманахах, ведя жёсткую литературную борьбу - борьбу за своего читателя.
А. Блок, С. Городецкий, Н. Клюев были первыми писателями, распознавшими в С.Есенине одарённого и самобытного поэта - самородка. Литературно-художественная группа "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", группа "новокрестьянских" поэтов своей деятельностью и участием в литературной жизни страны способствовали раскрытию и становлению есенинского дарования. Критики М. Левидов,В^ЛСузько, И. Оксенов, Г. Лор ли, А. Измайлов, Н. Венгров, Тг*€акулин, С. Парнок, Н. Лернер и др., хотя и по-разному, но в целом положительно отнеслись к раннему творчеству С. Есенина.
Преимущественно сочувственный и доброжелательный приём встретил С. Есенин в современной ему литературной критике. Свежий и чистый голос незаурядного народного поэта многими был услышан и оценён по достоинству. Большее число первоначальных оценок, которые прозвучали в тревожные военные 1915-1916 годы, стали определяющими в позднейших итоговых характеристиках и исследовательских интерпретациях поэтического дебюта С. Есенина. Юный С. Есенин был воспринят прежде всего как самобытный талант, как искренний и даровитый певец крестьянской Руси. Его имя сразу же было поставлено в почётный "земляной" ряд признанных русских "поэтов из народа". Первые художественно-образные опыты начинающего мастера были включены современной ему разноголосой критикой в напряжённо-конфликтную литературную оппозицию: "провинция - центр", "деревня - город", "национальное явление - принципиально вненациональное" и т. п.
Во 'второй главе - "Творческие искания С. А. Есенина 1917 - 1923 годов в интерпретации современников" -выявляются идейно-эстетические позиции поэта и рассматривается его литературно-издательская деятельность.
В марте 1917 года, демобилизовавшись из армии, С. Есенин целиком посвятил себя литературной работе. Он по-прежнему настойчиво шлифовал своё поэтическое мастерство, стараясь ориентироваться на близкое ему

-9-
"скифское" смыслотворчество. До конца года им были написаны "Певущий зов", "Товарищ", "Отчарь", "Октоих". В 1918 году читатель познакомился с поэмами "Иорданская голубица" и "Инония". Судьба революции и "новой России" стала лейтмотивом творчества С. Есенина 1917 - 1918 годов. Изучение критических отзывов на революционные произведения поэта показывает, что наиболее глубоко и проникновенно поэзия Есенина была оценена Р. Ивановым-Разумником, А. Белым и В. Брюсовым. Критики-марксисты, футуристы и пролеткультовцы, представлявшие в революционные годы организованное направление и литературные группировки, не разделали "новой вселенской идеи" Р. Иванова-Разумника. Так, В. Лъвов-Рогачевский, М. Торов, Ф. Смирнов и Е. Камень, отстаивая в своих выступлениях идейно-эстетические постулаты большевизма, критиковали есенинскую поэзию за независимое звучание, указывали на её "мировоззренческую незрелость", а самого поэта упрекали в уходе от ответов на животрепещущие вопросы. Между тем Есенин активно участвовал в общественной и литературной жизни страны, прямо и определённо выражал своё отношение к происходившим переменам. С ожесточением политической борьбы острее становилась полемика между различными литературными течениями и группировками.
Вернувшись в начале сентября 1918 года из Константинова в Москву, поэт по-прежнему старался ориентироваться на всё новое, злободневное, громко и высоко о себе заявлявшее в художественной культуре. В литературе таким ярким и неординарным явлением, безусловно, стал Пролеткульт. В 1918 - 1919 годы он достиг пика своей известности и был одной из самых массовых литературно-художественных организаций, а произведения С. Есенина широко печатались в левоэсеровских, большевистских, советских, чисто .литературных центральных и периферийных журналах.
В это время литературно-критические отделы многих пролеткультовских изданий уделяли пристальное и постоянное внимание есенинской поэзии. Изучение литературно-критнчеехях -яуй^якаций'На страницах журналов-"Пролетарская культура", "Горн", "Гудки", "Грядущее" и "Зарево заводов", активно освещавших творчество поэта, даёт

-1U-
зримое представление о сложном и весьма противоречивом отношении критиков пролеткультовской направленности к поэту. Выступления теоретиков и критиков московского и петроградского Пролеткультов, объяснявших его творчество с классовых позиций, нередко возмущали и раздражали Есенина, который "терпеть не мог, когда <...> делали из него исключительно крестьянского поэта", что, на наш взгляд, в определённой мере повлияло на дальнейшую эволюцию его творчества и привело к увлечению имажинизмом.
К началу 1919 года творческие связи С. Есенина стали значительно шире уз дружбы и сотрудничества с писателями из крестьян и некоторыми пролетарскими поэтами. В целях дальнейшего самообразования он посещал заседания литературных кружков, лекции популярных профессоров, известных литературоведов, активно участвовал в тематических вечерах поэзии и публичных диспутах писателей различных художественных ориентации. Его литературные искания и оригинальные идеи не случайно привлекли пристальное внимание А. Мариенгофа, В. Шершеневича, Р. Ивнева. Для воплощения своих нетривиальных творческих замыслов они вскоре организовали литературную группу "Имажинисты".
Определяя роль и значение имажинизма в становлении творчества С. Есенина, следует отметить, что критики и современники не восприняли должным образом эту литературную школу, а её общественная и эстетическая позиции, по их мнению, оказали лишь отрицательное воздействие на поэта. Между тем имажинизм был этапным явлением в творчестве С. Есенина, своего рода очередной школой, серьёзной поверкой подлинного поэтического дарования. Частые публичные выступления Есенина перед различными аудиториями в различных городах несомненно способствовали развитию его поэтического таланта, принесли ему широкую известность среди читателей. К 1923 году он стал автором 10 книг и соавтором более 15 поэтических сборников. Его произведения стали, регулярно появляться на страницах хрестоматий и антологий. Тем не менее современники поэта, в силу несхожих идейно-эстетических 1-й идеологических ориентации, как водится, по-разному относились к творчеству С. Есенина. Большевистская критика, занявшая тогда в литературе руководящую роль, не замечала

профессионального роста поэта. Для критиков-марксистов, голоса которых, естественн^, звучали особенно мощно, он оставался крупным современным лириком, мироощущение которого по-прежнему было несозвучно революции. Ярлык "крестьянского поэта", навешанный Есенину пролеткультовцами, критики-большевики заменили на новый, приписав есенинскую поэзию к "богемной" и "буржуазной" с "белым ликом".
Критики-футуристы тоже в принципе считали С. Есенина крупным современным лириком. Однако они отказали поэту в способности адекватного и новаторского отображения общественной жизни, увидев в его революционных произведениях только "наигранный пафос". Сторонники "реалистической" критики ценили в творчестве С. Есенина прежде всего те произведения, в которых он придерживался литературных традиций и, как представитель трудового крестьянства, отражал все тонкости и особенности крестьянской жизни. Имажинистика поэта не признавалась и теми, кто когда-то был близок Есенину. "Новокрестьянские поэты", которых сближало с писателем глубинное родство душ и схожесть воззрений, с некоторым сочувствием и даже жалостью относились к его увлечению имажинизмом. Однако относительно творческих поисков, определяющих своё незаёмное место в литературе, имажинизм, безусловно, сыграл в судьбе С. Есенина положительную роль. На фоне однообразных словесных упражнений имажинистов Есенин сразу же выделился яркой самобытностью. В 1922 году это стало очевидным для многих профессиональных литераторов.
Пытаясь открыть новые поэтические горизонты, С. Есенин вместе с А Дункан в 1922 году предпринял поездку за границу, где вёл достаточно напряжённый образ жизни. Он посещал редакции газет, оговаривал с издательствами планы выпуска своих книг, встречался с соотечественниками и принимал вместе с ними участие в литературных вечерах. Пребывание С. Есенина за границей не обошло внимания и критики, по-прежнему проявлявшей большой интерес к поэту. Правда, тематика критических выступлений о нём значительно сузилась. Большинство публиковавшихся в России статей и репортажей этого периода преимущественно сообщали о личной жизни и так называемых "скандалах" поэта. На самом деле заграничная поездка С. Есенина

-12-
оказалась важным периодом в процессе становления и утверждения его зрелого творчества. За рубежом поэт встречался с писателями различных ориентации и. направлений (Н. Минским, М. Горьким, А. Толстым, А. Кусиковым, Г. Алексеевым и др.), участвовал в литературных встречах-вечерах, активно занимался издательской деятельностью. Он стал автором 5 новых книг. Тогда же возник замысел очередного поэтического сборника "Москва кабацкая". Берлинский том "Собрания стихов и поэм" С. Есенина представлял наиболее полное издание его произведений, объединившее в жанрово-хронологической последовательности 75 лирических стихотворений и 15 "маленьких поэм". Встретившись за границей с писателями-эмигрантами, Есенин не случайно почувствовал себя "центром притяжения" всех своих "литературных друзей". Среди критиков русского зарубежья мы встречаем тех, кто заговорил о творчестве поэта, уверенно приближающемуся к немногочисленному кругу классиков русской литературы.
Творческие искания Есенина 1917 - 1923 годов дали пищу для самых разных литературно-критических толков и интерпретаций. Важно при этом отметить одну чрезвычайно существенную особенность профессионально-читательских откликов данного периода: чем интенсивнее, чем ярче и неожиданнее были художественные свершения и откровения поэта, тем отчетливее обозначалась дистанция между ним и критикой. Чаще всего это была дистанция непонимания и недоверия. А связана она и с огромным масштабом поэтического дарования Есенина ("большое видится на расстоянии"), и с переворотившейся в послереволюционную пору общественно-литературной ситуацией в Советской России, с заметной политизацией художественного сознания, со все более ужесточавшимся партийным контролем над литературой.
В третьей главе - "Поэзия С. А. Есенина 1924 - 1925 годов в оценках прижизненной литературной критики" -исследуется зрелый период творчества поэта, когда, вернувшись из заграничной поездки, он стал ощущать себя "центром притяжения" всех своих литературных друзей, ^"эбъефйнение которых мыслил исключита^ьно на творческой основе.
К 1924 году С. Есенин уже достиг прочной, непреходящей

-13-
славы. Без его участия не обходилось по сути ни одно значительное литературное событие. Он постоянно выступал с чтением своих произведений как среди литераторов, так и перед рабочими аудиториями. Его имя часто фигурировало Е коллективных письмах и заявлениях писателей, решавших проблемы .литературных буден. В январе 1924 года С. Есенин написал "Предисловие" к сборнику своих стихотворений и поэм, предполагая в ближайшее время выпустить собрание сочинений.
Разруха, голод, НЭП немногим внушали оптимизм и доверие к советской власти в России в начале 20-х годов. Наибольшее сомнение в выборе средств и мероприятий в революционном развитии страны было выражено рабочей и студенческой молодёжью. Творческая эволюция поэта-лирика наглядно отразила нерадужные, тревожные настроения и раздумья его современников. Ещё ярче оно проявилось у С. Есенина при встрече и знакомстве с эмигрантами во время заграничной поездки. Под впечатлением окружающих и увлекающих событий поэт создал "Москву кабацкую". Рассмотрение прижизненного литературно-критического материала, касающегося "Москвы кабацкой", свидетельствует о весьма противоречивом восприятии книги и всего творчества С. Есенина критиками-современниками. Подробное и основательное изучение живых, непосредственных откликов, эпистолярных и мемуарных высказываний, на наш взгляд, позволяет глубже осознать и точнее определить причины непонимания, а нередко и огульного осуждения поэта. Исследование фактического материала наглядно выявляет несостоятельность заявлений некоторых современных историков литературы, без сомнения провозглашающих, что в 1924 - 1925 годы "критики различных эстетических убеждений и групповых пристрастий - все, словно сговорившись, буквально предавали "Москву кабацкую" анафеме"2
Вслед за "Москвой кабацкой" увидели свет "Стихи 1920 - 1924 г.г.". Книгу составили ранее изданные сборники "Исповедь хулигана", "Москва кабацкая", а также новые
_ -^fr
2 Прокушев Ю. Народное. Пророческое. Вечное// Есенин С. А. Собр. стихотворений: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. [ 16] . Репринтное воспроизведение издания 1926 г.

-14-
стихотворения, выделенные в разделы "После скандалов" и "Русь Советская". С публикацией этой книги критика, касаясь анализа формы произведений С. Есенина, как правило, указывала на приближение его поэзии к пушкинской ясности стиха. В 1924 году кропотливая работа над совершенствованием поэтической формы и природное дарование поэта заставляют Есенина отказаться от экспериментаторства, он как бы перерастает эстетические искания существовавших литературных групп. С. Есенин справедливо признаётся одним из ярких и самобытных лириков в современной русской поэзии. Появившиеся статьи и рецензии на "Стихи 1920 - 1924 г.г." в основном положительно оценивали сборник.
Осенью 1924 года поэт выехал на Кавказ, где прожил почти до весны 1925 года. Здесь в издательствах "Советский Кавказ" и "Бакинский рабочий" у него вышли сборники "Страна Советская" и "Русь Советская". Примечательно, что в редакционной статье самого распространённого в то время в Советской России еженедельного иллюстрированного журнала "Огонёк" С. Есенин был назван "одним из лучших русских поэтов". Отличительными свойствами его поэтического почерка признавались необычайно заражающая лирическая сила, удивительная напевность стиха, богатая образность и прекрасный, чистый, истинно народный язык. В массовой серии "Библиотека "Огонёк" вскоре увидели свет "Избранные стихи" Есенина. В то же время поэт подписал с Госиздатом договор об издании собрания стихотворений в трёх томах.
1924 - 1925 годы оказались в жизни и творчестве С. Есенина одними из самых плодотворных. За это время он выпустил 9 новых поэтических книг. Поэт по-прежнему активно участвовал в литературно-общественной жизни страны, всячески отстаивая свободу писательского слова, повсеместно и на всех уровнях выступая против любой "литературной политики". С этой цеу\ью он попытался организовать выпуск новых литературных альманахов "Россияне" и "Поляне", был активным участником общества литераторов и художников "Современная Россия", в издательстве которого увидел свет его сборник стихотворений "О России и революции". За 1924 - 1925 годы он создал около сотни первоклассных стихотворений, не считая крупных

-15-
поэм. Поэт явно набирал поэтическую мощь и достигал творческой зрелости. Советская тема, очень важная в то время для каждого российского писателя, в последние годы жизни становилась органичной для творчества С. Есенина.
Однако литературная критика той поры открыто выражала недоверие тем его произведениям, в которых он говорил о своей любви к Советской России, убеждая автора "Страны Советской" в несостоятельности и неубедительности его внутренней перестройки.
27 -28 декабря 1925 года С. Есенин погиб. Ныне официальная версия гибели поэта в отечественном есениноведении подвергнута вполне оправданному сомнению.
Смерть поэта взволновала всю литературную общественность. Она вызвала многочисленные отклики в печати о его творчестве. Статьи и воспоминания исчислялись сотнями. Для одних он был "великим лириком своего времени" и "певцом человеческой юности", другие (их меньшинство) не признавали поэтической ценности творчества Есенина, называя его произведения "пьяным бредом" "хулигана". Это ещё раз свидетельствует о том, что 1920-е годы характеризовались жёсткой и бескомпромиссной литературной борьбой, в центре которой находились прямо противоположные идейные взгляды и убеждения, эстетические позиции и пристрастия.
В "Заключении" подведены итоги исследования, сделана попытка определить общее направление творческой эволюции Есенина.
1914-1916 годы оказались периодом вступления С. Есенина в большую литературу. Первая мировая война вызвала пристальное внимание литературной общественности страны к теме "народа" и происходившим тогда событиям. Это отчасти объясняет поэтику заглавий значительной части литературно-критических выступлений, касающихся творчества С. Есенина раннего периода, - "Народный златоцвет", "Поэт "из народа", "Народная поэзия". По сути они выражали органически присущее писателю. Поэтический дар С. Есенина, его социальное происхождение ( для современников он был прежде всего выходцем из простой крестьянской семьи ), внимательное и заинтересованное отношение к его работе различных периодических изданий общедемократической направленности позволило юному

-16-
поэту в короткий срок обрести известность среди читателей. Представители всех без исключения литературных течений, школ и направлений, участвовавших в литературном процессе середины 1910-х годов, заметили и по-своему, в целом положительно, оценили первые выступления С. Есенина. Поэт всё активнее вовлекался в литературную жизнь страны, примыкая до середины 1918 года к идейному объединению "Скифы".
С ожесточением политической борьбы литературная критика также становилась острее и непримиримее. Согласно богдановской концепции о классовой "чистоте" пролетарской культуры творчество С. Есенина оказалось "приписанным" к "крестьянской поэзии" и объяснялось преимущественно с классовых позиций. С происходившими сдвигами в общественной жизни иными становились и эстетические ориентиры в литературе. Неприятие классовой ограниченности и тематической узости пролетарской культуры явилось основной причиной увлечения С. Есенина имажинизмом. Очередная поэтическая школа послужила серьёзной поверкой дарования поэта, принеся С. Есенину поистине широчайшую известность среди читателей. Литературная критика начала 1920-х годов становилась идеологическим оружием политической власти в "строительстве чисто пролетарской культуры и литературы"3. Для критиков-марксистов С. Есенин виделся крупным современным лириком, поэзия которого, по мнению идеологов партии, оказалась "несозвучной революции". Ярлык "крестьянского поэта", навешанный Есенину пролеткультовцами, критики-большевики заменили на новый, нарекая есенинскую поэзию "богемной" и "буржуазной". Обскурантизм официозной критики, направленный против новых форм и свободы творчества, во многом послужил поводом для поездки Есенина за границу. Литературная критика русского зарубежья, обращавшаяся к творчеству ."поэта, оказалась в своих оценках более вдумчивой ж проницательной.
Прочную и непреходящую славу принесли С. Есенину 1924 - 1925 годы. Советская действительность становится
3 Шешуков С. И. Неистовые ревнители: Из истории литературной
борьбы 20-х годов. 2-ое изд. М., 1984. С. 18. -'••..• S,- .;.:•'

-17-
ведущей темой в творчестве писателя, поэтику которого современники стали сравнивать даже с прекрасной ясностью пушкинского реализма. Однако литературная критика 1920-х годов, беспрекословно поддерживавшая тенденции большевизма, по своей сути обескрыливала талант поэта и сознательно пыталась загнать его творчество в нравственно-эстетический тупик.
Изучение творческой деятельности С. Есенина в связи с её восприятием литературной критикой 1915 - 1925 годов позволяет предположить, что творческие связи поэта "были самыми продолжительными, прочными и весьма плодотворными только с писателями "крестьянской купницы". Переживая трудности и лишения первых лет советской власти, поэт искренне уверовал в большевистские идеалы и пытался активно участвовать в строительстве нового государства, проявляя подлинное трудолюбие и подвижничество. При этом он открыто демонстрировал свою неискоренимую любовь к многострадальной родине.
Безусловно, настоящее исследование не претендует на полноту раскрытия обозначенной темы. В дальнейшем, как нам видится, предстоит обстоятельно рассмотреть не затронутые литературно-критические материалы, проливающие свет не только на творчество С. Есенина, но и на .литературную жизнь страны 1910 - 1920 годов.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:
1.Книга С. А. Есенина "Москва кабацкая" в интерпретации современников // Проблемы филологии и методики: Материалы межвузовской конференции филологов. Балашов, 1994. С. 25 - 28.
2.Книга С. Есенина "Радуница" в интерпретации современников//Вопросы истории и филологии: Сборник научных трудов. Балашов, 1994. С. 33 - 38. 3.Поэзия С. А. Есенина в оценках пролеткультовских журналов//Актуальные проблемы филологии и её преподавания: Материалы межвузовской научи, конференции. Саратов, 1996. С. 40 - 41.
4.Раннее творчество С. Есенина в интерпретации литературной критики//Весы: Философия. История. Литература. Альманах гуманитарных кафедр Балашовского государственного педагогического института. Балашов, 1996. № 1. С. 42 - 43.
5.Поэзия С. А. Есенина 1918 - 1919 годов в оценках Пролеткульта// Вопросы крестьяноведения: Межвузовский научный ежегодник. Саратов, 1996. Вып. 2. С. 130 - 137. 6."Народная поэзия" С. А. Есенина в восприятии литературной критики 1915 - 1916 г.г. // Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса: Материалы XXY Зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья и Бочкарёвских чтений. Самара, 1996. С. 362 - 364. 7."Революционная" поэзия Есенина в восприятии критики 1917 -18 г.г. // Диалог культур : XXI век. Тезисы докладов и сообщений межрегиональной конференции по культурологии. Балашов, 1996. С. 72.



СОДЕРЖАНИЕ