СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




БУЛАТОВ Иван Симонович


Теоретические, содержательные и методические
основы курса истории информатики в подготовке
учителя в педагогическом вузе


13.00.02-теория и методика обучения и воспитания
(информатика)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Москва 2000
Работа выполнена в Ростовском государственном педагогическом
университете


Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Т.С. Полякова

Научный консультант:
кандидат технических наук, профессор А.П. Частиков

Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор С.А. Бешенное; кандидат
педагогических наук, доцент Н.Д. Угриновчч

Ведущая организация: Ставропольский государственный
университет


Защита диссертации состоится 4 октября 2000 г. в 15 00 часов на заседании
диссертационного совета К 189.01.04 в Московском городском
педагогическом университете по адресу: 129226, Москва, 2-й Сель-
скохозяйственный проезд, д. 4, ауд. 128.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского
педагогического университета.


Автореферат разослан 1 сентября 2000 г.


Ученый секретарь диссертационного
совета, доцент Л.О. Денищева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования. Педагогические вузы относительно
недавно приступили к подготовке учителей информатики Сначала
специальность "информатика'' была введена в качестве дополнительной и
лишь совсем недавно в крупных педагогических вузах открыты
соответствующие профильные специальности и созданы спе-
циализированные факультеты и отделения Поэтому подготовка учителей
информатики находится в настоящее время в стадии формирования, отбора
адекватного содержания, форм, средств и методов обу чения студентов В
педагогической и методической литературе пока практически отсутствуют
фундаментальные исследования, посвященные подготовке учителя
информатики Исходя из этою, глобальная проблема исследования
формирование системы подготовки учителя информатики в педагогическом
вузе - безусловно актуальна и будет продолжать оставаться таковой в
ближайшем будущем до той поры, пока эта система окончательно не
сформируется Только тогда сформули рованная проблема перейдет в
следующую стадию своего развития -в проблему совершенствования уже
сложившейся системы подготовки учителя информатики
В этих условиях чрезвычайно важно не упустить ни одного из компонентов
складывающейся системы Мы считаем, что в качестве одного из таких
компонентов выступает историко-информатизационная подготовка, которая
осуществляется преимущественно в рамках курса истории информатики,
специально введенного нами в процесс обучения учителей информатики в
Ростовском госпедуниверситете Курс истории информатики, за редкими
исключениями, не читался и не читается в педагогических вузах, в то время
как он способен разрешить многие противоречия складывающейся системы
подготовки учителя информатики
Во-первых, это противоречие между историческим и логическим в
мышлении учителя информатики Фундаментальное образование в области
информатики и сопровождающих ее дисциплин формирует
преимущественно логическое и практически не влияет на развитие ис-
торического мышления учителя информатики. Это приводит к тому, что в
сфере подготовки учителя информатики очень слабо действует принцип
историзма, который предполагает реконструкцию прошлого, изучение
генезиса вещей и явлений. Курс истории информатики способствует
устранению дисбаланса между историческим и логическим в мышлении
учителя информатики.
Во-вторых, это противоречие между такими современными требованиями к
подготовке учителя информатики, как требование ее фундаментализации, с
одной стороны, и гуманитаризации, с другой. Курс истории информатики
фундаментализирует эту подготовку в силу того, что в нем изучается генезис
информашки как науки и рассматриваются методологические проблемы
самой информатики и ее составных частей. В то же время он
гуманитаризирует подготовку учителя информатики, являясь по своей сути
историческим, а, сле-довательно, в большой мере гуманитарным. Таким
образом, курс истории информатики в значительной мере способен
разрешить и это противоречие.
В-третьих, это постоянно присущее высшему педагогическому образованию
противоречие между общекультурным и специальным блоками подготовки
учителя информатики. Будучи компонентом каждого из этих блоков,
осуществляя интерблоковые, интерцикловые и интердисциплинарные связи,
курс истории информатики в состоянии сгладить и это противоречие.
В-четвертых, это противоречие между активно проникающей в
современные образовательные системы технократизацией и необхо-
димостью их гуманизации. Особенно глубоким является это противоречие в
складывающейся системе подготовки учителя информатики, т.к. он по роду
своей основной деятельности тесно связан с таким современным
техническим средством как компьютер. Это часто приводит к виртуализации
мышления учителя информатики, его неумению осознавать проблемы
современного общественного и личностного развития. Курс истории
информатики, акцентируя последние и показывая пути их разрешения в
процессе становления информатики, способствует гуманизации системы
подготовки учителя информатики.
Итак, введенный нами в процесс обучения в Ростовском госпеду-ниверситете
курс истории информатики во многом способствует разрешению
существующих противоречий в системе подготовки учителя информатики,
что говорит о его несомненной актуальности.
В связи с этим возникает проблема внедрения в отечественную систему
подготовки учителя информатики ее историко-информатизаци-онного
компонента, реализующегося преимущественно через курс истории
информатики, который должен отвечать основным целям и задачам этой
подготовки, способсгвовать ее фундаментализации, гуманизации и
гуманитаризации, нейтрализовать негативные последствия естественной для
подготовки учителя информатики технократизации и т.д. Эта проблема
является подпроблемой глобальной проблемы, которую мы сформулировали
ранее - проблемы формирования системы подготовки учителя информатики в
педагогическом вузе.
Анализ литературы по подготовке учителей информатики в педагогическом
вузе (диссертационные исследования Э И Кузнецова, М.В. Швецкого, В.И.
Пугача и др., монографии и учебные пособия М.И Жалдака, В.М.
Заварыкина, В Г. Житомирского, М П. Лапчика и др., статьи в журнале
"Информатика и образование" этих и других авторов) позволил нам
установить уровень теоретической и практической разработанности
заявленной нами проблемы исследования: ни в одном из известных нам
исследований даже не ставится вопрос о специально организованной
историке-информатизационной подготовке учителя информатики.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о несомненной
актуальности сформулированной нами выше проблемы настоящего ис-
следования и ее неразработанности в методической литературе ни в тео-
ретическом, ни в практическом плане.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система
подготовки учителя информатики в педагогическом вузе. Предметом - ее
историко-информатизационный компонент, реализующийся
преимущественно с помощью курса истории информатики.
Цель исследования - теоретическое и практическое обоснование
необходимости включения в систему подготовки учителя информати-
ки в педагогическом вузе историко-информатизационной подготовки;
выявление условий, обеспечивающих ее эффективность.
Гипотеза исследования. Историко-информатизационная подготовка учителя
информатики в педагогическом вузе будет эффективна при условиях:
- если в ее основу будут положены современные тенденции развития
высшего педагогико-информатизационного образования;
- если ее фундаментом станет такой курс истории информатики, со-
держание и методика изучения которого адекватны основным целям и
задачам подготовки учителя информатики в педагогическом вузе;
- если существенно повысится уровень историко-информатизационной
компетентности будущих учителей информатики, будут сформированы
адекватные персоналистические представления
Цель, предмет и гипотеза исследования определили его основные задачи:
1. Теоретическое обоснование необходимости внедрения курса истории
информатики в подготовку учителя в педагогическом вузе.
2. Разработка содержания и методического аппарата курса истории
информатики для педагогического вуза.
3. Систематизаци я и обобщение разрозненных сведений об истории язы-
ков программирования, содержащихся в современной литературе.
4. Диагностика состояния историко-информатизационной компетентности
учителей информатики и студентов педвузов, проведение эксперимента
по внедрению в процесс обучения в педагогическом вузе курса истории
информатики, обоснование его эффективности.
Методологические и теоретические основы исследования. К мето-
дологическим основам исследования относя гея такие основополагающие
идеи развития высшего педагогического образования, как идеи гуманизации
и гуманитаризации современного образовательного процесса, культура- и
природосообразности, фундаментализации высшего педагогико-
информатизационного образования, необходимости укрепления ин-
тердисциплинарных, интерцикловых и интерблоковых связей между от-
дельными элементами системы подготовки учителя информатики.
К теоретическим основам исследования мы относим
1 Исследования ведущих отечественных педагогов, психологов и
методистов, использованные нами прямо или косвенно при разработке
теоретических и методических основ курса истории информатики
- систему совершенствования подготовки учителя, формирования его
педагогической культуры и мастерства, обоснованную в работах О А
Абдуллиной, Т Ф Белоусовой, Е В Бондаревской, Ф И Гонобо-лина, Н В
Кузьминой, В А Сластенина, Н Ф Талызиной и многих др ,
- теорию профессиональной подготовки учителей математики в
педагогическом вузе, использованную нами в качестве объекта ана-логий В
В Афанасьев, Н Я Виленкин, Г Д Глейзер, В А Гусев, В Л Матросов, А Г
Мордкович, Т С Полякова, Н X Розов, Н Л Ст е-фанова, Р С Черкасов и
многих др ,
- концепцию профессиональной подготовки будущих учителей информатики
в педагогическом вузе, разработанную в исследованиях С А Жданова, М И
Жаддака, В А Извозчикова С Кариева, А А Кузнецова, Э И Кузнецова, М П
Лапчика Н И Пака, В И Пухачэ, И А Румянцева, М В Щвецкого и др ,
которая реализована в современной многокомпонентной системе вузовского
обучения учителя информатики,
- теоретические разработки проблемы гуманизации и гуманитаризации
образования (М Н. Берулава, Е В Бондаревская, Г Б Корнетов, 1 С Полякова,
В В Сериков и др )
2 Исследования, посвященные истории информатики как науки или ее
составных частей и использованные нами при разработке содержательных
основ курса истории информатики
- работы, в которых дан краткий об юр истории всей информатики как науки
и элементов ее методологии Б А Барковский, Ф Бауэр, О М Ьелоцерковский,
Г Гооз, В М Глушков В И Гриценко, А А Дородницын, А П Ершов, Ю М
Каныгин, БН Малиновский, В С Ми-халевич, В К Никишев, Д А Поспелов, 3
Л Рабинович и др ,
- книги и статьи по истории искусственного интеллекта М Ама-мия, Е П
Балашова, Ф Бауэра, Г Гооза, Ивахненко А Г , Ю Ю Петру-нина, Г С
Поспелова Ю Танака, А М Тьюринга, А П Частикова и др ,
- многочисленные научные и научно-популярные труды, посвященные
истории вычислительной техники: И.А. Апокин, Е.П. Балашов, Б.А.
Барковский, Ф. Бауэр, Ю.А. Белый, Б.М. Васильев, Г. Гооз, И.Б. Готская, Р.С.
Гутер, Л.Н. Дашевский, В.П. Ильин, И.Я. Лапина, В.В. Лаптев, Л.Е.
Майстров, Б.Н. Малиновский, В.К. Никишев, О.Л. Петренко, ЮЛ. Полунов,
З.Л. Рабинович, Н.Х. Розов, Е. Сендов, Ю.П. Смирнов, А.П. Частиков и
многие др.
- исследования по истории программирования и истории языков
программирования таких авторов, как И.Ю. Барченко, З.С. Брич, Г Буч, Н.
Вирт, Л. Гилман, О.В. Голованов, Р. Грисоулд, У.И. Дал, А.Ф. Дедкова, Г
Джоунз, Д. Доорс, А.П. Ершов, Б. Керниган, В. Кол-дербэнк, А.А. Колесов,
М Н. Малыхина, У. Маурер, Г. Моррил, П. Наур, Т. Нейлор, К. Ньюгорд, С.
Пейперт, А.К. Петренко, О.Л. Петренко, Д. Ригчи, Б. Страуструп, В.Ф.
Турчина, Р. Форсайт, Г.Л. Хелмс, А.П. Частиков и др.;
- работы B.C. Бурцева, И.В. Вельбицкою Р.С. Гутера, Ю.А. Данилова, Ю.В.
Капитоновой, А.А. Летичевского, Б.Н. Малиновского, B.C. Михалевич, Ю.Л.
Полунова, И.В. Сергиенко, А.П. Частикова, Г.К. Цверкава, Е.Л. Ющенко и
др., посвященные выдающимся деятелям информатики.
Методы исследования. В работе использованы научно-теоретические,
статистические и экспериментальные методы исследования.
Теоретические основы исследования выявлялись с помощью методов
научно-теоретического исследования - теоретического анализа, обобщения,
конкретизации, классификации, сравнительно-сопоставительного анализа и
т.п.
Содержательные основы курса истории информатики базируются на
методах исторического исследования. Историографический анализ по-
зволил установить, как проходила разработка истории информатики и ее
составных частей в трудах разных авторов. В ходе написания книги по
истории языков программирования [7] использованы сравнительно-
исторический и ретроспективный методы, а также метод классификации.
Основными экспериментальными методами исследования являются
констатирующий и формирующий эксперименты, которые проводи-
лись в течение 5 лет. В ходе констатирующего эксперимента массовый срез
уровня историко-информатизационной компетентности студентов и
учителей информатики проведен с помощью таких диагностических методов
как опрос, тестирование, беседа, а также с помощью метода самооценки и
социологической методики «Значимые имена». Императивность историко-
методическои компетентности исследовалась методом самооценки с
помощью измерения соответствующего индекса. Эффективность
формирующего эксперимента обосновывалась преимущественно
сравнительно-сопоставительным методом, материалом для которого
являлись количественные данные, представленные в таблицах и на рисунках.
Для обработки полученных экспериментальных материалов, заложенных
нами в базы данных, использовались методы статистического анализа
Проведено суммирование, высчитаны процентные соотношения, индексы и
коэффициенты; полученные результаты обобщены в таблицы, даны их
графические интерпретации в виде диаграмм, графиков, гистограмм.
Основные этапы исследования. 1994 1995 гг Установление исходных
фактов исследования, осознание его замысла.
1995 1997гг. Введение курса истории информатики в учебный гшан
отделений математики и физики факультета математики, информатики и
физики Ростовского госпедуниверситета в качестве инвариантного
Установление факта отсутствия систематического изложения истории
информатики в современной научной и учебной литературе. Разработка
содержательного и методического аппаратов курса истории информатики.
Проведение диагностической части экспериментальной работы по
внедрению курса истории информатики в практику преподавания в
педагогическом вузе, начало формирующего эксперимента.
1998-2000 г. Окончательная корректировка методического аппарата курса
истории информатики. Завершение формирующей части эксперимента по
внедрению в процесс обучения в педвузе курса истории информатики.
Публикация книги по истории языков программирования. Систематизация,
теоретическое обоснование и оформление результатов исследования в виде
кандидатской диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования
докладывались и получили одобрение на международной конференции
«Информационные технологии в образовании - 98» (Москва, 1998), а также
на постоянно действующем семинаре преподавателей педагогических вузов в
С.-Петербурге (1996), федеральных и региональных конференциях
(Краснодар. Карачаевск, Сочи, Ставрополь, Липецк и др.), психолого-
педагогических чтениях Юга России, организуемых Бюро Южного
отделения РАО (Волгоград)
Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе публикации
книги, пособий, статей, научно-методических материалов общим объемом
более 13 п.л., а также путем организации опытно-экспериментальной работы
на факультете математики, информатики и физики РГПУ.
Научная новизна исследования состоит в том. чго нами инициирована и
научно обоснована историко-информатизационная подготовка учителя
информатики, основой которой служит разработанный нами курс истории
информатики, во многом реализующий интеграционные, обобщающие,
систематизирующие, конкретизирующие и культурологические функции
подготовки учителя информатики, ее гуманитаризацию и
фундаментализацию.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в процесс
профессиональной подготовки учителя информатики истори-ко-
информатизационного компонента, основой которого является курс истории
информатики. Созданные нами методическая и содержательная модели
историко-информатизационной подготовки учителя информатики может
быть применена в практике работы любого педвуза.
Положения, выносимые на защиту:
1 Историко-информатизационная подготовка учителя информатики, основой
которой является курс ист ории информатики, должна стать инвариантным
компонентом процесса обучения в педагогических вузах в силу того, что она
выполняет важнейшие интеграционные, обобщающие, культурологические
функции, выступает в качестве средства туманит аризации и
фундаментализации подготовки учителя информатики.
2. Содержательные основы курса истории информатики базируются на
представлениях об информатике как науке, являющейся органическим
единством ее составных частей - истории вычислительной техники, истории
программирования и истории искусственного интеллекта. В качестве
основных принципов при отборе содержания выделенных составных частей
лежат хронологический принцип, принцип ведущей роли элементов
методологии, принцип систематичности, а также принцип современной
значимости и принцип значимости персоналис-тического компонента.
3. Методический аппарат курса истории информатики, включает его
программу, тематическое планирование, разработки лекций, семинарских,
лабораторных занятий и справочно-информационную систему и
обеспечивает целостность процесса внедрения историко-инфор-
матизационной подготовки в практику работы факулыо а математики,
информатики и физики Ростовского госпедуниверситета, а также
возможность его инсталляции в систему подготовки учителя информатики
любого педагогического вуза.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и 4 приложений. Общий объем диссертации
составляет 169 стр. Из них: 134 с. - основной текст, 14с.-список литературы.
В тексте содержится 10 рисунков и 23 таблицы. Приложения содержат 21 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении формулируется проблема исследования, обосновывается его
актуальность и цель, определяются объект и предмет, формулируются
гипотеза и задачи, характеризуются методологические основы исследования,
описываются этапы его проведения. Раскрывается научная и практическая
значимость исследования, формулируются положения, выносимые на
защиту.
В первой главе "Курс истории информатики в подготовке учителя в
педагогическом вузе" обосновываются теоретико-методические и со-
держательные основы курса истории информатики.
Теоретическая значимость курса истории информатики обусловлена его
полифункциональностью. На первый план выступают интеграционные
функции курса. История информатики имеет ярко выраженный
интердисциплинарный, интерцикловой и интерблоковый характер. Будучи
исторической дисциплиной, история информатики входит в общекультурный
блок. В то же время она является историей отдельной отрасли науки -
информатики - и потому может считаться и ее частью, осуществляя
взаимосвязи с одноименной специальной дисциплиной, которая входит в
предметный блок. Так как информатика генетически связана с математикой,
то многие факты, явления и персоналии ее истории являются в то же время
фактами, явлениями и персоналиями истории математики, что позволяет
реализовать междисциплинарные связи соответствующих курсов. Курс
истории информатики включает элементы методологии и потому
осуществляет взаимосвязи с мировоззренчес-ко-методологическим циклом
общекультурного блока.




С функцией интердисциплинарности тесно связаны обобщающая и
систематизирующая функции курса истории информатики. Они
обусловлены прежде всего тем, что он читается после общего курса
информатики, курсов историко-кулыурного и философско-методо-
логического блоков, истории математики и во многом является за-
вершающим компонентом вышеназванных блоков, циклов и дисциплин.
Общий курс информатики включает в себя элементы ее истории, которые
обобщаются и систематизируются в курсе истории инфор-
матики. В его содержание введены элементы методологии информатики,
которые обобщают понятие об информатике как науке и одновременно
конкретизируют мировоззренческо-методологические представления,
сформированные у студентов в процессе изучения дисциплин
соответствующего цикла, на отдельно взятую учебную дисциплину -
информатику.
Курс истории информатики по своему внутреннему содержанию выполняет
функции гуманитаризации подготовки учителя информатики, поскольку
история - гуманитарная дисциплина. Он может существенно усилить свою
гуманитарную функцию, максимально используя гуманитарный потенциал,
заключающийся в его связях с другими гуманитарными (кроме истории)
сферами науки и культуры. Возможно более полное использование
гуманитарного потенциала курса истории информатики чрезвычайно важно
не только потому, что в основу современных образовательных систем
положен принцип гуманизации, одним из средств реализации которого
является гуманитаризация, но и в силу того, что учитель информатики особо
уязвим с точки зрения влияния на него процесса технократизации
образования. В связи с динамичным проникновением компьютеров в
образовательную сферу вообще и в подготовку учителей информатики
особенно, возникает серьезная опасность "виртуализации" их мышления,
вытеснение личностного, человеческого из подготовки учителей
информатики.
С гуманитарной функцией курса истории информатики тесно связана его
культурологическая функция, которая диктуется одним из основных
принципов современного образования - принципом культура-сообразности.
Курс истории информатики влияет прежде всего на формирование
информатизационной культуры учителя. Никакая культура не существует
вне своих истоков. Так как история информатики знакомит студентов с
генезисом информатики как науки, он обеспечивает информатизационную
культуру в ее ретроспективном варианте. Включая элементы методологии,
указанный курс способствует формированию у будущих учителей
адекватных представлений о самой информатике, ее структуре и методах,
существенно влияя при этом на формирование информатизационной
культуры.
Курс истории информатики влияет на формирование педагогической
культуры учителя тем, что существенно расширяет его общий культурный
кругозор, внося свой вклад в его эрудицию, оказывая влияние на
формирование современной системы ценностей и профессиональное
поведение, а также тем, что в процессе его изучения студенты знакомятся с
историей внедрения отдельных разделов информатики и информатики в
целом как учебного предмета в школьное и вузовское образование.
Курс истории информатики в состоянии существенно влиять на
фундаментализацию подготовки учителя информатики, так как сама задача
изучения генезиса процесса развития информатики фундамен-тализирует
информатизационную подготовку учителя информатики. Будущий учитель
начинает оценивать не только результат этого раз-вития, но и грудные его
пути. Он осознает не только несомненные факты информатики как науки, но
и начинает понимать, почему она развивалась 1ак, а не иначе. Функция
фундаментализации связана также с элементами методологии информатики
как науки Обсуждение раз-личных дефиниций понятия самой информатики и
ее основных направлений, методов, которыми пользуется информатика,
существенно влияет на формирование глубинных, сущностных
представлений будущих учителей об информатике как науке и таким образом
фундаментали-зирует подготовку учителя информатики..
Методические основы курса истории информатики разработаны во втором
разделе первого параграфа первой главы в соответствии с основной его
целью, которая сформулирована следующим образом: обеспечить историко-
информатизационную компетентность студентов, способствовать
историзации мышления будущих учителей информатики, обобщить и
углубить познания студентов в вопросах методологии информатики.
В соответствии с этой целью нами разработана и опубликована программа
курса «История информатики с элементами методологии» [6], которая
включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, содержание
курса, тематическое планирование, планы лекционных и практических
занятий с вопросами для самоконтроля, тематику пред-
полагаемых рефератов, список рекомендуемой литературы.
В программе дается общая характеристика курса истории информатики (его
роль и место, функции, основная цель, структура), описана организация его
изучения. Основное внимание уделяется содержанию курса, отбор которого
основан на хронологическом принципе, принципе приоритетности
методологических проблем, принципе значимости персоналистического
компонента, а также на принципах вариативности, систематичности и
современной значимости
Тематическое планирование курса предлагает в качестве основных форм
обучения лекции, семинарские и лабораторные занятия
В качестве современного средства обучения нами разработана спра-вочно-
информационная система (СИС), которая является реализацией одной из
современных информационных технологий обучения. Идея создания
справочно-информационной системы появилась в силу отсутст-вия единого
пособия к курсу и недостатка учебной литературы по данной тематике
вообще, что затрудняет подготовку студен гов к занятиям Поэтому мы
решили предоставить студентам возможность быстрого доступа к
необходимой им информации по истории информатики Это, на наш взгляд,
соответствует духу сегодняшнего дня, когда можно свободно получить
интересующую информацию с помощью глобальной сети Интернет.
Немаловажно и то, что студенты получат дополнительные навыки как
работы с такого рода системами, так и работы в сети. Содержание СИС
полностью основано на содержании курса истории информатики, причем
многие разделы освещены значительно шире, чем в лекциях Структура
системы представляет собой несколько основных разделов: основные
направления информатики, персоналии, хронология, словарь терминов,
ученые об информатике, дополнительная информация. Система гиперссылок
позволяет быстро переключаться с одного раздела СИС на другой, с одной
страницы на другую.
Содержательные основы курса истории информатики представлены нами во
втором параграфе первой главы. Нами проведен обзор содержания основных
разделов курса истории информатики в современной литературе, в процессе
которого установлено: 1) литература по истории искусственного интеллекта
практически отсутствует, т к.
это - зарождающаяся наука; 2) литература по история вычислительной
техники представлена очень большим количеством разнообразных
публикаций, посвященных как в целом истории развития вычислительной
техники, так и истории создания отдельных серий компьютеров или даже
отдельных вычислительных машин и их комплектующих; 3) история языков
программирования широко представлена в научной литературе, но не в виде
специальных исследований, а преимущественно в виде статей, их
фрагментов, отрывков во вводных частях книг по программированию и т.д
Мы попытались обобщить известные нам литературные источники и
изложить историю языков программирования в виде небольшой книги
«Языки программирования: история и эволюция» [7]. Ее сжатый вариант
предложен в пункте 2 2. второго параграфа нашего исследования и назван
«История языков программирования».
В истории языков программирования мы выделили следующие основные
этапы
1 -и - этап зарождения,
2-й - этап внешнего программирования,
3-й - этап машинного программирования,
4-й этап языков программирования высокого уровня
Основное внимание мы уделили последнему этапу, охарактеризовав пять
поколений языков программирования высокого уровня.
Вторая глава «Эффективность курса истории информатики» посвящена
диагностике историко-информатизационной компетентности будущих
учителей информатики и обоснованию результативности проведенного нами
эксперимента по внедрению в подготовку учителя курса истории
информатики.
В первом параграфе второй главы рассмотрена процедура и результаты
диагностики историко-информатизационной компетентности будущих
учителей информатики
База исследования Всего опрошено 429 респондентов, все они, за
небольшим исключением, - студенты педагогических вузов России.
Фактический материал собран в 9 вузах Российской Федерации, что
обеспечивает массовый характер исследования. В качестве объек-
тов исследования выступают студенты-математики 4-х и 5-х курсов,
которым прочитан базовый курс информатики Подобный выбор объектов
исследования обеспечивает их однородность и адекватность целям
исследования Студенты опрашивались независимо от их успеваемости,
способностей, интересов и т д , поэтому можно говорить о
представительности исследования
Подведем общие итоги диагностики историко-информатизаци-онной
компетентности будущих учителей информатики
Уровень историко-информатизационной компетентности будущих учителей
информатики чрезвычайно низок у 89,1% респондентов в соответствии с
разработанной нами шкалой он является очень низким (причем у 8,4% из
них историко-информатизационные знания полностью отсутствуют), у 10%
- низким, только у 3 респондентов средним и лишь у 1 респондента высоким
Сравнение историко-информатизационнои компетентности выделенных
нами групп респондентов говорит о том, что несколько выше она у
студентов классических университетов, получающих специальность
«прикладная математика», самые низкие показатели у студен тов-заочников
В процессе исследования выявлено неадекватное представление
респондентов о предмете информатики они в подавляющем большинстве
дают устаревшее его определение или не в состоянии ответить на этот
вопрос
Исследование специально выделенного нами персоналист ичес-кого
компонента историко-информатизационнои компетентности дало также
очень низкие результаты в среднем каждый респондент назвал лишь около 2
имен выдающихся деятелей информатики, 37,5% респондентов не смогли
назвать ни одного имени, значимое! ь названных имен часто сомнительна
Выявленный нами с помощью объективных методик низкий уровень
историко-информатизационнои компетентности подтверждается низким
индексом ее самооценки (-0,51)'
Указанные здесь и далее индексы измеряются от -1 (минимум) до + 1 (мак-
симум)
Общий индекс императивности историко-информатизационной
компетентности достаточно высок (0,38), причем он практически одинаков у
всех выделенных нами групп респондентов.
Уровень освещенности вопросов истории информатики в базовых курсах
оказался низким (-0,23), что еще раз говорит о необходимости внедрения в
процесс профессиональной подготовки учителя курса истории информатики
Во втором параграфе второй главы обоснована результативность
проведенного нами эксперимента по введению курса истории информатики в
процесс подготовки студентов факультета математики, информатики и
физики Ростовского Госпедуниверситета Для этого нами было проведено
исследование историко-информатизационной компетентно-сти студентов
экспериментальной группы1 до и после эксперимента
В результате установлено
Динамика роста историко-информатизационной компетентности студентов
экспериментальной группы оказалась очень высокой.
- если до проведения эксперимента 11,4% испытуемых не выполнили верно
ни одного гадания предложенного теста, а 62,8% набрали в среднем не более
двух баллов, то после проведения эксперимента все студенты полностью ипи
частично выполнили практически все задания, средний балл увеличился
почти в 9 раз - с 2 до 17,97 баллов;
- специально измеренный нами уровень историко-информагиза-ционной
компетентности повысился также очень существенно: до эксперимента все
испытуемые находились на очень низком уровне, после эксперимента более
половины испытуемых (57,2%) продемонстрировали достаточный (высокий
и средний) уровень историко-информатизационной компетентности;
- качественный анализ динамики историко-информатизационной
компетентности позволяет сделать вывод о существенном ее росте по всем
без исключения заданиям, особенно это касается динамики представлений
студентов экспериментальной группы об элементах методологии. Так, до
эксперимента ни один из испытуемых не дал полного и современного ответа
на вопрос о понятии информатики как науки,
' Она состояла из 35 студентов 4 курса отделения математики и
информатики 18
после эксперимента только у 11.4% испытуемых сохранились неполные
представления об информатике. 85,6% предложили полное и современное
толкование понятия информатики.
Персоналистический потенциал студентов экспериментальной группы
изменился кардинально и позитивно:
- 70,1% испытуемых назвали более 6 значимых имен выдающихся деятелей
информатики, в то время как до эксперимента подавляющее большинство
испытуемых (71,4%) не назвало ни одного значимо-го имени;
- спектр названных имен выдающихся деятелей информатики расширился
более чем в 4 раза, в среднем каждый испытуемый назвал почти в 17 раз
больше значимых имен, чем до эксперимента;
- качественная оценка названных имен позволила сделать вывод об их
практически полной адекватности: после эксперимента все названные имена
значимы, причем подавляющее большинство их принадлежит к выделенной
нами в процессе исследования первой группе значимых имен (имена
исторических деятелей, внесших значительный вклад в информатику как
науку).
Влияние курса истории информатики на профессиональную подготовку
будущих учителей оценено студентами экспериментальной группы как
очень существенное:
- очень высокими оказались значения следующих индексов: значимости
курса истории информатики для профессиональной подготовки учителей,
который оказался равен 0,79; влияния курса на уточнение роли выдающихся
деятелей в истории информатики (0,71); представлений об эволюции
инструментального счета (0,76);
- достаточно высоки индексы углубления представлений об истории
развития информатики (0,41) и значимости курса истории информатики в
развитии общей культуры учителя (0,49).
Из всего спектра форм и средств, использованных в процессе изучения курса
истории информатики, наиболее высоко оценено влияние лекций (60%) и
семинарских занятий (54,3%); позитивно оценена испытуемыми и
справочно-информационная система - около 70% студентов считают
необходимым ее применение.
Все перечисленные выше результаты говорят о высокой эффективности
курса истории информатики, подтвержденной как объективными
методиками, так и на субъективном уровне.
В заключении обобщены результаты исследования, изложенные в логике
сформулированных во введении его задач. Они подтвердили достижение
основной цели исследования, верность его гипотезы, что говорит об общей
высокой эффективности проведенного исследования.
В приложениях представлены программа курса истории информатики, а
также программы исследования историко-информатизаци-онной
компетентности.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях: 1. Булатов
И.С. Информатизация отечественного педагогического образования (ист
орико-прогностический аспект) // Сб. научных работ аспирантов и молодых
преподавателей. Ч. IV Естественные и технические науки Ростов-на-Дону:
Изд-во РГПУ, 1996. - 0,4 п.л. 2 Булатов И.С. Курс истории информатики и
вычислительной техники в системе подготовки учителя информатики //
Сочетание об-щекульгурной и предметной составляющих в общем
математическом образовании учащихся и профессиональной подготовке
будущих учителей. СПб.: Образование, 1997. -0,1 п.л.
3. Булатов И.С. Курс истории информатики и вычислительной техники
как средство гуманитаризации подготовки учителя информатики //
Гуманитаризация образования: материалы межвузовской научной
конференции. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1997. -0,1 п.л.
4. Частиков А.П., Булатов И.С. Необходимость введения курса «Ин-
форматика: история и методология» в программы подготовки учителей
информатики // Информационные технологии в образовании 98:
Материалы VII Международной конференции «ИТО-98». М.,1998.-
0,1/0,05 п л.
5. Булатов И.С. Курс истории информатики в профессиональной под-
готовке учителя // Профессиональная подготовка учителей математики,
информатики, и физики: Межвуз. сб. научных трудов. Ростов-на-Дону:
Изд-во РГПУ, 1998. - 0,4 п.л.
6. Булатов И.С., Полякова Т.С., Частиков А.П. Программа курса «История
информатики с элементами методологии». Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ,
1998. - 1,5/0,5 п.л.
7. Частиков А.П., Малыхина М.П., Булатов И.С. Языки программирования:
история и эволюция. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1998.-7,0/2,3 п.л.
8. Полякова Т.С., Поляков Н.А., Дашко Ю.В., Ядровская М.В., Булатов
И.С. Статистические оценки в экспериментальном исследовании историко-
методической компетентности учителей математики // Профессиональная
подготовка учителей математики, информатики, и физики: Межвуз. сб.
научных трудов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1998 -0,5/0,1 п.л.
9. Булатов И.С. Справочно-информационная система, как современное
средство изучения курса истории информатики /.' Информационные
технологии в процессе подготовки современного специалиста: Межвуз. сб.
статей. Липецк: Изд-во ЛГПИ, 1998 0,3 п.л.
10. Булатов И.С. От истории информатики к ее современному состоянию и
перспективам развития // Информатика - современное состояние и
перспективы развития. СПб.: Образование, 1998.-0,1 п.л.
11. Булатов И.С. Проектирование курса истории информатики в качестве
фактора развития методологического мышления учителя //
Проектирование инновационных процессов в социокультурной и
образовательных сферах. Сочи, 3998. -0,2 п.л.
12. Частиков А.П., Булатов И.С. Информатика: история и методология //
Информационные технологии в образовании 98/99: Материалы VIII
Международной конференции-выставки. М.: МИФИ, 1998.-0,1/0,05 п.л.
13. Полякова Т.С., Булатов И.С. Гуманитарный потенциал курса истории
информатики // Гуманизация и гуманитаризация математического
образования в школе и вузе. Материалы Всероссийской научной
конференции. Саранск, 1998. - 0,1/0,05 п.л.
14. Частиков А.П., Малыхина М.П., Булатов И.С. Информационные
технологии: история и эволюция. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. -
7,8/2,6 п.л.
Булатов И.С. Теоретические, содержательные и методические основы курса
истории информатики в подготовке учителя в педагогическом вузе, М., 22с.




Лицензия: ЛР №020085 от 24.10.91 Подписано в печать 1.10.99. Формат
60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,55. Тираж 120 экз. Заказ № 68 .
Издательство Ростовского государственного педагогического
университета,
344082, г Ростав-на-Дону, ул Большая Садовая, 33
Типография ООО «ВУД»



СОДЕРЖАНИЕ