СОДЕРЖАНИЕ



На правах рукописи



ЧАБАНЯНЦ МАРИНА БЕНИАМИНОВНА


КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 12.00.08 -
уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право

автореферат

диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук





Ставрополь -2002
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Ставропольского государственного университета
Научный руководитель: Заслуженный юрист Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор
Чечель Григорий Иванович

Официальные оппоненты: Заслуженный юрист Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор
Улезько Сергей Иванович
кандидат юридических наук, доцент
Бышевский Юрий Владимирович

Ведущая организация: Ростовский государственный университет

Защита состоится ........................... 2002 г. в часов на заседании диссертационного совета К.256.212.03 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009. г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, ауд. 416

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного университета

Автореферат разослан "_____" ________________ 2002 г.

Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Э.С. Навасардова

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цели, задачи, методологическая основа исследования, показываются научная новизна и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Первая глава содержит общетеоретические и методологические основы рассмотрения проблем влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних.
В первом параграфе первой главы "Содержание терминов "насилие и жестокость", "информация", "пропаганда", "средства массовой коммуникации", раскрывается содержание вышеперечисленных терминов.
Законодатель и правоприменитель не могут быть безразличны к терминологии вообще, а к терминологии норм уголовного права в особенности, так как правильное понимание и единообразное толкование статей Уголовного Кодекса - залог справедливости вынесенных судебных решений.
Традиционно в российском уголовном праве термином "насилие" объединяют физическое и психическое насилие. Отличительным признаком физического насилия является энергетическое воздействие непосредственно на физиологическую подструктуру человека. Специфика психологического насилия заключается в информационном воздействии на психологическую подструктуру. К юридическим признакам насилия относят незаконность и общественную опасность.
В УК РФ употребляется также термин "особая жестокость", которым является оценочным понятием и на практике истолковывается по-разному. Г.И. Чечель в монографической работе "Жестокий способ совершения преступления против личности" называет такие признаки преступления, совершенного с особой жестокостью, как истязание, умышленное причинение особых мучений и страданий потерпевшему или его близким, которые присутствовали месте преступления.1
Признавая различия "насилия" и "особой жестокости", в целях настоящего исследования под "насилием и жестокостью" понимается применение силы (угроза ее применения) в нарушение норм закона, с целью причинить максимально возможные физические и (или) психологические мучения и страдания.
Под распространением жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации мы понимаем доведение до сведения других лиц подобно рода информации.
Следующие определения позволяют понять различие между информацией и пропагандой.
Информация есть "запомненный" выбор одного варианта из нескольких равноправных. Слово "запомненный" относится к возможности фиксации информации. "Равноправный" означают, что варианты выбора принадлежат одному множеству и различия между ними невелики. В идеале варианты могут быть полностью равноправны и равновероятны.
Пропаганда представляет собой целенаправленное убеждающее воздействие принятия какой-то точки зрения не на основе её достоинств, а апелляцией к каким-то иным мотивам. Пропаганда заставляет людей делать то, что они бы не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными, для чего хороши любые средства: искажение информации, утаивание информации или попросту дезинформация.
Термин "коммуникация" (от латинского communico - соединять, сообщать, сноситься), обозначающий процесс межличностного и межгруппового общения, появился в научной литературе в начале 20 века. В 1967 году на встрече социологов в Кяярику (Эстония) под массовой коммуникацией было предложено понимать процесс распространения информации в обществе, те институты, которые непосредственно занимаются распространением социальной информации. Процесс взаимодействия средств массовой коммуникации с общественным сознанием выглядит таким образом, что, с одной стороны, общественное сознание отражается в процессах коммуникации, с другой же стороны, оно подвергается постоянному воздействию средств коммуникации, в большей степени ими формируется.
СМК - это комплекс технически и организационно взаимосвязанных способов и учреждений, предназначенных для систематического распространения и обмена информацией с целью утверждения идей, норм и ценностей и оказания влияния на выбор личностью форм ее социальной идентификации.
Таким образом, под распространением жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации мы понимаем доведение до сведения других лиц через комплекс технически и организационно взаимосвязанных способов и учреждений, предназначенных для систематического обмена информации данных о противоправном использовании силы, применяемой с целью причинить максимально возможные физические и (или) психологические мучения и страдания.
Мы настаиваем на необходимости изменения законодательства, заменив термин "средства массовой информации" на "средства массовой коммуникации", так как он в большей степени отражает сущность коммуникационных процессов, особенно в сфере регулирования деятельности сети Интернет.
В параграфе втором первой главы "Определение Интернета как новейшего средства массовой коммуникации" рассматриваются вопросы, связанные с включением сети Интернет в сферу уголовно- правового регулирования.
Сегодня пользователи, имеющие высокоскоростной доступ к Сети, могут смотреть на экранах своих компьютеров эфирные телепередачи практически всех основных каналов. Происходит сращивание телевидения с Интернетом, увеличивается охват населения новыми технологиями, возможности которых расширяются, и влияние которых в 21 веке продолжает увеличиваться. Нашу озабоченность вызывает отсутствие контроля над содержанием сайтов российского сегмента Интернет.
Не может не вызывать тревогу и тот факт, что подростки часто посещают "сайты для взрослых". Многие общественные отношения в сфере использования коммуникационных технологий не урегулированы, среди них: вопрос об ответственности за нарушение запрета на пропаганду в сети Интернет антиобщественных форм поведения; уголовно-правовые последствия нарушений действующего законодательства в данной сфере. Нет легального определения Интернета.
В проекте ФЗ "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций", внесенном на рассмотрение Государственной Думы депутатом В.Я.Комиссаровым предлагается удачное определение Интернета как "средства массовой коммуникации, представляющего собой совокупность взаимодействующих между собой общедоступных автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью".
Статья 6 законопроекта посвящена злоупотреблению при пользовании новейшими телекоммуникационными технологиями. В частности, не допускается использование новейших телекоммуникационных технологий, в том числе, в целях пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости. Законопроект определяет, что ответственность за содержание информации, несут лица, от своего имени распространяющие информацию. Однако, не проработан механизм привлечения их к ответственности. Принятие Законопроекта, предложенного депутатом В.Я.Комиссаровым не предусматривает внесение изменений в УК РФ по определению ответственности за деяния, запрещенные статьей 6 Законопроекта.
В параграфе втором первой главы диссертационной работы рассмотрены также аналогичные законопроекты, предложенные рядом авторов. Мы поддерживаем предложения М. Якушева, отраженные в проекте Федерального закона "О государственной поддержке развития сети Интернет" по вопросам: распределения полномочий между РФ и ее субъектами по вопросу принятия нормативных актов, регулирующих деятельность рекламодателей, провайдеров Сети; соблюдения конституционных прав на охрану частной жизни и ряд других.
Глава вторая "Негативные социальные последствия распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость" состоит из двух параграфов.
Параграф первый второй главы "Изменение ценностных ориентаций подростков под влиянием насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации" посвящен вопросам воздействия различных социально- психологических и биологических факторов на формирование ценностных ориентаций и поведение агрессивно настроенных подростков.
Информация воспринимается не абстрактным индивидом, а представителем определенного класса, группы. Специфика воздействия СМК на формирование ценностных ориентаций состоит в том, что подросток усваивает нормы, ценности своей социальной группы, вырабатывает установки и рассматривает всякую информацию через призму этих ценностей и ориентаций.
В процессе потребления информации задействуются такие своеобразные рычаги социально-психологической структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней. Социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста это: повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей обуславливают повышенную внушаемость и склонность подражать кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведении. Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы,- стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы "официальным" в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре.
Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений.
В параграфе втором второй главы "Исследование агрессивности осужденных несовершеннолетних и уровня их эмпатии к героям экранизированных художественных произведений" анализируются результаты криминологического исследования, проведенного нами с целью определить взаимосвязь между развитостью способности осужденных сопереживать телегероям на экране и уровнем их физической агрессивности.
Весь контингент обследованных состоял из лиц мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет, отбывающих наказание в колонии для несовершеннолетних г.Георгиевска.
Основная гипотеза: уровень агрессивности коррелирует со способностью сопереживать телегероям у осужденных со сформированной ориентацией на враждебное отношение к другим людям.
Батарея тестов представляет собой комплексную методику, выявляющую широкий спектр личностных характеристик. Развитость способности сопереживать чувствам других лиц проводилось на основе стандартизированной анкеты по 6 диагностическим шкалам: отношение к родителям, животным, старикам, детям, телегероям и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый оценивал, в какой мере он с ним согласен или не согласен с утверждениями. Оценка связи агрессивности и развитости способности к сопереживанию чувствам телегероям на экране проводилась посредством вычисления коэффициентов корреляции по Пирсону.
В ходе статистической обработки данных подсчитывалось распределение ответов по каждой категории в процентах по группам. По результатам проведенного опроса вся группа, состоящая из 100 человек, была разделена на четыре подгруппы в зависимости от развитости способности сопереживать телегероям на экране. Лица с неразвитой способностью к сопереживанию (0%) вошли в первую группу, с уровнем 33% во вторую группу, с уровнем 66% в третью группу, с уровнем 99% в четвертую группу.
Самый высокий уровень итоговой агрессии в нашем опросе наблюдается у второй и четвертой групп, разница показателей между этими группами составляет всего несколько процентов. На втором месте по агрессивности- первая и третья группы, разница показателей между этими группами составляет также несколько пунктов.
Это позволяет делать вывод: первая и третья группа, а также вторая и четвертая группы близки по своим личностным характеристикам, обуславливающим агрессивность. У лиц второй и четвертой группы, у которых выявлен наивысший показатель физической агрессивности, итоговой агрессивности, раздражительности, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, обиды, чувство вины развито чрезвычайно сильно.
Пропагандируемые СМК асоциальные взгляды разделяются лицами второй и четвертой групп, в результате происходит "подкрепление" этих взглядов.
Минимальные показатели агрессивности наблюдаются у лиц, отнесенных нами к первой и третьей группе. У лиц первой и третьей групп изначально сформирована ориентация на доброжелательное отношение к окружающим, что является своеобразным щитом от пагубного влияния СМК, асоциальные ценностные ориентации не усваиваются, "воспринимаются в штыки" (эффект "бумеранга").
Отношение подростков к сценам насилия на экране во многом определяется их отношение к другим людям. Среди подростков, изначально отличающихся враждебностью к другим людям уровень физической агрессивности выше у тех из них, у кого способность сопереживать телегероям (телегерои в большинстве своем также отличаются повышенной агрессивностью) развита лучше.
Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это явление приобретенное, а, следовательно, поддается коррекции. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные, ненасильственные пути решения конфликтов. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям.
Третья глава "Профилактика насильственных преступлений, совершаемых под влиянием просмотренных сцен жестокости и насилия" состоит их трех параграфов.
В параграфе первом третьей главы "Медиаобразование в системе профилактики насильственных преступлений, совершаемых под влиянием просмотренных сцен жестокости и насилия" рассматривается система мер, направленных на защиту интересов несовершеннолетних от насилия со стороны такого общественного института как образование.
Система профилактики преступлений и правонарушений в подростковой среде в России ослаблена. Комплексный подход в рассмотрении изучаемой проблемы - учет противоречий политического, социального, экономического характера нашего общества, в сочетании с деятельностным подходом к формированию социально адаптивной личности и изучение данной проблемы через призму практических потребностей современного общества и личности позволяет внести определенные рекомендации по решению столь насущной проблемы.
На наш взгляд продуктивно выделить этапы диагностический и информационно-просветительский профилактики подростковой насильственной преступности.
Диагностический, включает в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование преступного поведения. Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это явление приобретенное, а, следовательно, поддается коррекции. Создать наилучшие условия для роста и развития ребенка, уменьшив тем самым вероятность усвоения и закрепления агрессивных моделей поведения не легко. Кроме этого необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные, ненасильственные пути решения конфликтов.
Следующий этап- информационно-просветительский, представляет собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций.
В США в 60-е годы возникла концепция медиаобразования. Авторы этой концепции исходили из того, что в современном мире человек находится под воздействием большого числа символов: человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна обучать детей и невербальным способам коммуникации, в первую очередь, визуальным.
Медиаобразование молодежной аудитории базируется на реализации разнообразных художественно-творческих заданий: усвоение знаний о теориях и законах, приемах восприятия видеоизображения; опыте творческого контакта с видеоизображением.
Реализация творческих заданий основывается на ролевой игре: между учащимися распределяются роли героев сценарных эпизодов, ведущих и участников "телепередач", восприятия видеоизображения. На базе практической деятельности постигаются азы построения видеоизображения, развиваются творческая активность, логическое мышление, память.
Овладение эмоционально-смысловым состоянием элементов повествования, их ритмическим соединением в кадре, эпизоде, сцене, основывается на взаимосвязи нескольких процессов:
-восприятии динамически развивающихся зрительных образов;
-сохранении в памяти предыдущих аудиовизуальных, пространственно-временных элементов художественного образа;
-прогнозировании, предчувствии вероятности того или иного явления на экране.
Концепция подготовки студентов университетов и педагогических вузов к медиаобразованию школьников средствами экранных искусств нашла свое отражение в практике деятельности Таганрогского института экономики и управления.
Просвещение в области истории и теории киноискусства, обучение навыкам создания видеоизображения будут способствовать формированию интереса к видеопроизведению как объекту киноискусства, оценке его эстетического содержания, изменению отношение к низкопробным, закрученным на кровавых сценах насилия телефильмам. Если удастся сформировать потребность в высокохудожественных произведениях, то деятели киноиндустрии будут вынуждены обратиться (спрос рождает предложение) к созданию именно таких произведений.
Шагом в этом направлении является решение об оказании государственной поддержки и выделение средств на создание "позитивного кино"(Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. N 955 О федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)" .
Отечественный кинематограф обладает колоссальным опытом создания добрых, вселяющих оптимизм и уверенность в завтрашнем дне приведений киноискусства мирового уровня, формирующих просоциальные ценностные ориентации, что дает основание надеяться на позитивные изменения в этой области.
Во втором параграфе третьей главы "Опыт зарубежных стран в предупреждении насильственных действий, обусловленных показом на телевидении сцен жестокости и насилия" анализируются средства минимизации возможных негативных последствий, которые уже положительно зарекомендовали себя в странах Европы и Америки.
На Западе за многие годы накоплен огромный фактологический материал о пагубном влиянии ТВ на детей и подростков. Под давлением общественности там были установлен контроль за распространение жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации: введено ограничение трансляции "кино для взрослых" в дневное время; разработана система рейтингов телепродукции; в телепрограмме указывается категория фильма, рассчитанная на определенную возрастную аудиторию; запрещается продажа подобной кинопродукции детям.
Нетрадиционные меры предлагает компания Philips, которая сейчас разрабатывает телевизор со встроенным компьютером и жестким диском, на который можно будет записывать все телевизионные программы и воспроизводить через несколько секунд после их вещания в эфире. За эти несколько секунд задержки компьютер в соответствии с заложенной программой успеет удалить из записи все, что пользователь не желает видеть (например, сцены насилия).2 Для определения того, что именно нужно стереть, компьютер будет руководствоваться определенными сигналами о том, что демонстрируется на экране (это может быть изменение громкости звука, звук определенной частоты). А вместо демонстрируемого насилия будет вставлен предварительно записанное изображение, приятное для глаз данного зрителя (какие-нибудь пейзажи, рыбки в аквариуме, и прочее). Но рядовому российскому потребителю наверняка будет затруднительно приобрести подобную импортную технику по финансовым соображениям.
В Греции, приняты правила: перед каждой телепередачей на экране появляется значок, обозначающий ту категорию населения, к которой она обращена. Например, крестик на красном фоне - только для взрослых, который светится постоянно, ромбик на зеленом фоне - для семейного просмотра. Кроме того, с 17 до 22 часов запрещено показывать телепродукцию, травмирующую детскую психику.
В Европе создаются специальные комиссии, устанавливающие возрастную категорию просмотра, которые определяют, какие фильмы не рекомендуются для просмотра детям моложе 12 лет, подросткам моложе 16, 18 лет или же, наоборот, предлагаются для семейного просмотра. Для того, чтобы оградить детей от экранного насилия и т.п., подобную аудиовизуальную продукцию разрешено продавать только в специально отведенных для этого местах.
Разработчики программного обеспечения Сети Интернет так же озабочены общедоступностью информации "для взрослых". Так, в 2000 году Yhoo (США), а вслед за ним и российская поисковая система Яндекс ввели на своем сайте "семейный фильтр", аналогичные фильтры вводятся на сайтах Народ.Ру и Закладки.Ру. Цель фильтрации- осуществление свободы выбора. По умолчанию семейный фильтр включен, то есть рубрики каталога и сайты содержащие информацию "для взрослых" показаны не будут, но владея навыками элементарной компьютерной грамотности, не составляет труда самому отключить "семейный фильтр".
Мы понимаем, что только ограничением доступа подростков к информации "для взрослых" проблему совершения преступлений, спровоцированных ТВ, до конца решить не удастся. Но без этих мер невозможно обойтись.
В параграфе третьем третьей главы "Перспективы уголовно-правового регулирования деятельности по распространению информации, пропагандирующей жестокость и насилие" обосновывается необходимость ограничения свободы слова в случаях, когда деятельность средства массовой коммуникации угрожает правам и законным интересам детей, что не противоречит нормам международного права.
Согласно статье 59 Закона "О средствах массовой информации", злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона (в том числе распространение передач, пропагандирующих культ жестокости и насилия) влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но Уголовный Кодекс РФ не содержит запрета на пропаганду насилия отдельными физическими и юридическими лицами. УК РФ в статье 239 части 2 упоминает о недопустимости пропаганды насилия лишь в связи с деятельностью религиозных или общественных объединений, посягающих на права граждан.
Мы предлагаем ввести в УК РФ в Раздел IX. "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка", главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественная нравственность" статью 242.1, устанавливающую уголовную ответственность за распространение и рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации (в том числе Интернете).
Родовым объектом данного преступления является общественная безопасность в самом широком смысле этого слова - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств с использованием средств массовой коммуникации.
Мы считаем необходимым отнести предлагаемую новеллу в главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественная нравственность".
Видовым объектом преступлений, составляющих ее, является совокупность общественных отношении по обеспечению физического и душевного здоровья граждан, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
Непосредственный объект - состояние защищенности общественной нравственности (традиционной российской духовности).
Дополнительный объект- здоровье личности, как правило- психическое здоровье.
Повышенная опасность распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость заключается в том, в результате частого показа видеосюжетов, содержащих сцены насилия, у населения формируется пренебрежительное отношение к жизни, идеалам добра и справедливости, происходит привыкание к жестокости, и, что еще более опасно- криминализация ценностных ориентаций общества. По своему характеру последствия распространения информации, пропагандирующей культ жестокости в условиях кризиса семейного воспитания, роста безработицы, алкоголизма, токсикомании, наркомании, миграции и др. весьма многообразны. При этом человек изначально ориентирован на силовое разрешение любого конфликта.
Рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации выражается в оповещении граждан через средства массовой коммуникации о самих источниках информации, пропагандирующих культ жестокости.
Наступление уголовной ответственности, прежде всего, связано со способностью человека отдавать отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими, т.е. с вменяемостью (статья 22 УК РФ). Мы считаем, что субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет (УК РСФСР 1960 года, уголовная ответственность за подобные деяния наступала также с 16 лет).
Ответственность за содержание распространяемой информации, несут лица, от своего имени распространяющие информацию. Вещатели не несут ответственность за содержание информации, которую они предоставляют как посредники в случаях, если: они не знали и не должны были знать о ее содержании; технически не были способны заблокировать использование такой информации.
В теоретическом плане проблема уголовной ответственности юридического лица в уголовном праве остается дискуссионной. В литературе неоднократно отмечалось, что ответственность юридических лиц вполне может существовать с принципом личной виновной ответственности физических лиц и дополнять его. Если российский законодатель сочтет возможным признать юридическое лицо субъектом преступления, то это позволит првлекать к уголовной ответственности за распространение жестокости и насилия в средствах массовой коммуникации, например, телекомпании, Интернет- провайдеров и т.д.
Если физическое лицо рекламирует или распространяет подобную информацию с использованием своего служебного положения, то деяние квалифицируется по совокупности с преступлением, предусмотренным статьей 285 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями".
Субъективная сторона преступления является внутренней характеристикой преступления и представляет собой психическое отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям, определяется виной в форме умысла или неосторожности, а также мотивами и целью преступления. Отнесение данного состава преступления к формальным, при установлении субъективной стороны требует установление умысла только в отношении самого деяния.
Введение уголовной ответственности за распространение и рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации (в том числе Интернете), позволит защитить интересы несовершеннолетних, общество в целом. Важность принятия поправок в Уголовный Кодекс обуславливается необходимостью в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость под страхом уголовной ответственности и наказания, формирования у граждан установки на необходимость соблюдения существующих в государстве общественных отношений, непричинения вреда охраняемым ценностям.
Таким образом, предлагаемая редакция новой статьи 242.1 может быть следующего содержания.
Распространение и рекламирование насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации (в том числе Интернете) наказывается...
Примечание.
1.Под "насилием и жестокостью" понимается применение силы (угроза ее применения) в нарушение норм закона, с целью причинить максимально возможные мучения и страдания.
2.Средства массовой коммуникации- это комплекс технически и организационно взаимосвязанных способов и учреждений, предназначенных для систематического распространения и обмена информацией.
3. Интернет- это совокупность взаимодействующих между собой общедоступных автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью, являющееся средством массовой коммуникации.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и предложения, намечаются перспективы дальнейшего исследования темы.

1 Чечель Г.И. Жестокий способ совершения преступления против личности. - Нальчик: Нарт 1991.- С.18
2Е.Волынкина "Телевизор будущего убьет телевизионную рекламу". http:novosti.online.ru/it/news/01/08/03_008.htm.
??

??

??

??

1


5





СОДЕРЖАНИЕ