СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи
УДК 377 (09)



ДАВЛЕТ-КИЛЬДЕЕВА НАТАЛИЯ ГЕРМАНОВНА




РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ А.Г. НЕБОЛСИНА
В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РОССИИ
(вторая половина XIX - начало XX вв.)




Специальность 13 00 01 - общая педагогика



Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
псдагогическич наук




Санкт-Петербург 2000
Работа выполнена в лаборатории методологических и теоретических основ
профессиональной педагогики Института профессионально- технического
образования Российской академии образования



Научный руководитель - академик Российской академии обра ювания
доктор педагогических наук. профессор,
заслуженный деятель науки Российской Федерации
А. П. Беляева

Официальные оппоненты доктор педагогических наук профессор
И.М.Титова

кандидат педагогических наук
Э.В.Балакирева

Ведущая opганшация - Ленинградский областной институт
развития образования


Защита состоится 27 ноября 2000 г. в 10 часов на заседании диссертационного
совета Д 018 1401 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора
педагогических наук при Институте профессионально-технического образования
Российской академии образования по адресч 191119. Санкт- Петербург. ул
Черняховского д 2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института профессионально-
технического образования Российской академии образования

Автореферат разослан 26 октября 2000 г


Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук И.А.Ивлиева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования Происходящие в обществе процессы реформирования
начального и среднего профессионального образования актуализируют проблему
изучения развития педагогической мысли и педагогического опыта прошлого, так
как для совершенствования современной школы и педагогики представляется
весьма ценным историко-педагогическое исследование, позволяющее
переосмыслить историю с современных позиций, сформировать основы
проникновения в будущее, определить этапы продвижения и выработать пути к
нему. Теорию профессиональной школы будущего невозможно разрабатывать без
опоры на опыт прошлого.
Потребность эффективного решения проблем развития начального и среднего
профессионального образования вызывает необходимость изучения педагогической
деятельности и взглядов известных ученых, общественных деятелей и педагогов,
оказавших влияние на развитие профессионального образования в России. Одним
из них является Александр Григорьевич Небо-лсин - бессменный Председатель
Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию при
Русском техническом обществе в период с 1887 г. по 1917 г. Отсутствие в
историко-педагогической литературе специальных исследований, анализирующих
и обобщающих его взгляды, особенности профессиональной и просветительской
деятельности, и определило выбор проблемы исследования
Сущность ее состоит в том. что в теории и практике профессионального
образования исследуемого периода не были реализованы научно обоснованные
принципы социально- педагогического развития профессиональной школы на
основе актуальных идей осознания педагогической взаимосвязи общего и
профессионального образования, его непрерывности, взаимовли-
яния внутренних и внешних факторов, закономерностей и принципов обучения,
имеющих фундаментальное значение для стратегии развития образовательных
систем в современных условиях Изучение историко-педагогического наследия
А.Г.Неболсина и реализация его идей, взглядов, решений будут способствовать
более эффективной и полноценной подготовке конкурентоспособных рабочих и
специалистов и рациональной организа-ции профессионального образования в
условиях рыночной экономики
Профессионально-педагогическая концепция Постоянной комиссии по
техническому и профессиональному образованию. ведущей идеей которой являлось
положение об обязательности общего образования как условия разви-тия
профессионального образования, и профессионально-педагогическая деятельность
ее создателя - А Г Неболсина содержат идеи, теоретические положения и способы
их реализации, весьма ценные для современной профессиональной педагогики и
профессионального образования Серьезное изучение и объективная оценка
деятельности А Г Неболсина становятся наиболее актуальными в настоящее время
Противоречие между богатым и разносторонним опытом деятельности
А.Г.Неболсина по развитию профессионального образования в условиях
реформирования общественно-экономических отношений на рубеже XIX и XX
столетий и отсутствием систематизированной оценки его вклада в этот процесс, и
объективной потребностью решения современных задач развития начального и
среднего профессионального образования в сходных условиях порождает
проблему изучения наследия этого видного педагога и просветителя.
На основании вышеизложенного была определена цель исследования: выявление,
оценка, систематизация и обобщение основных идей, принципов, взглядов,
способов и средств, реализованных в процессе профессиональной и
просветительской деятельности А Г Неболсиным, определение
основных тенденций и условий их реализации в практике развития профес-
сиональной школы России во второй половине Х1Х - начале XX вв и актуальность
их в современных условиях
Объект исследования процесс развития профессионального обра мо-вания России
во второй половине XIX - начале XX вв
Предмет исследования профессионально-педагогическая деятельность, взгляды и
идеи А Г Неболсина
Гипотеза исследования: ведущие идеи, принципы, теоретические положения,
конструктивные решения, выдвинутые выдающимся деятелем А Г Неболсиным. и
их практическое воплощение в систему профессионального образования, могут
эффективно осуществиться при условии если
- научно-исследовательская информация основывается на объективных
закономерностях развития политики экономики, образования, производ-ства в
изучаемый период,
- анализ и синтез полученных научных фактов основан на конструктивных задачах
образования, поставленных перед школой социально-экономическим, научно-
техническим образовательным процессами,
- ведущие идеи развиваются на основе определенной концепции, выдвинутой
ходом исторического ра шития России в исследуемый период,
- основные регламентирующие документы соответствуют запросам времени, а
открытые профессиональные училища, общеобразовательные школы и
специализированные классы востребованы определенным отечественным периодом
развития профессионального образования и имеют жизнеспособность в условиях
современной школы
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены
следующие задачи исследования
1 На основе выявления социально-экономических тенденций развития общества на
различных этапах исследовать генезис профессионально-технического образования
в России
2 Определить динамик) начального и среднего профессионального обра ювания во
второй половине XIX - начале XX вв
3 Исследовать профессионально-педагогическую и просветительскую деятельность
А Г Неболсина
4 Систематизировать взгляды, идеи, принципы А Г Неболсина в истории развития
профессионального обра ювания России
5 Выявить реализацию ведущих идей А Г Неболсина в практике ра з-вития
профессиональной школы во второй половине XIX - начале XX вв
6 Изучить возможность внедрения положительного опыта прошлого в деятельность
современных учебных заведений начального и среднего профессионального
образования.
Методологическими ориентирами в исследовании служили
- философские положения теории познания, теории развития, теории человеческой
деятельности, связи теории с практикой,
- тенденции гуманизации, интеграции, дифференциации, интенсификации,
проявляющиеся во всех сферах жизнедеятельности общества.
- общенаучные принципы объективности, историзма, единства исторического и
логического, вариативности, фундаментальности.
- концепции непрерывности, многоуровневости и многопрофильно-сти
образовательных систем.
- системный, личностно-деятелъностный. социально-педагогический подходы
В своем исследовании мы опирались на историко-педагогические теории (С.Я.
Батышев, А.П. Беляева. А.Н. Веселев. Э.Д Днепров, Н.Н. Кузьмин, А.И. Пискунов.
З.И. Равкин. А.Г Соколов. Б К Табиев и др.), на психо-
юго-педагогические теории научных исследований в профессиональной пе-
дагогике (А П Беляева Б Г Гершунекий. Н И Думченко А И Шильникова и др )
теоретические основы процесса многоуровневой профессиональной подготовки (С
Я Батышев А П Беляева, С Н Иванов Н А Кононец. А М Коптяев. В Г Пархоменко.
П С Хеифец А X Шкляр и др ) теориюуправления педаго-гичсскими системами (С
Я Батышев А П Беляева Н Е Кузнецова. А Г Соколов Р X Шакуров и др)
закономсрности развития личности на основе единства компонентов общего
профессиональною и социокультурного образования (Р Г Бабанский А П Беляева Н
Ф Геижан Е Ю Лабренцсва. О Ф Федорова, П С Хейфец А Е Шильникова и др )
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования анализ историко-философской культурно-
исторической. научно-педагогической литературы, сравнительно-
сопоставительный анализ исторических фактов, концептуальных идей взглядов
историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках,
обобщение и синтез достижений А Г Неболсина, экстраполяция систематизация
полученных результатов. выводов, их экспертная оценка
Источниковедческую базу исследования составили
- государственные иконы постановления Постоянной комиссии по техническому и
профессиональному образованию РУССКОГО технического общества и другие
нормативные документы по вопросам профессионального образования
исследуемого периода.
- труды А Г Неболсина.
- труды отечественных философов педагогов, историков педагогики,
- периодика и публицистика второй половины XIX - начала XX вв .
- монографин, сборники научных трудов, диссертационные исследования:
- статьи в периодических и изданиях современных российских ученых по проблеме
исследования.
- учебники по педагогике и теории истории педагогики
- справочные издания (биографические и педагогические энциклопедии, словари).
- материалы и документы фондов Российского государственного исторического
архива.
- материалы фонда Музея истории профессиона льно-технического образования
Санкт-Петероурга
- документы Санкт-Петероургского фонда развития профессионально-технического
образования им А.Г. Неболсина
Хронологические рамки исследования. Согласно логике диссертационного
исследования хронологические рамки определены необходимостью рассмотрения
историко-логичсекои обусловленности играемой проблемы и возможнои
экстраполяцией положительного опыта прошлого на деятельность современных
учебных введении начального и среднего профессионального образования В связи
с необходимостью проследить генезис профессионального образования России
нижняя временная граница определена с момента возникновения первых учебных
заведении с элементами профессиональной подготовки в начале ХVIII в Верхняя
граница исследования (начало ХХ в) связана с началом преобразования отдельных
учебных «ведений в систему профессионального образования и определения роли и
места А Г Неболсина (1842-1917) в этом процессе
Исследование проводилось в несколько этапов
На первом этапе (1997 - 1998 гг ) осуществлялись накопление эмпирического
материала и разработка программы и методики исследования На этом этапе
происходило ознакомление с источниками по проблемам развития
профессиональною образования в России, с профессионально-педагогической
деятельностью А Г Неболсина на основе материалов и документов Российской
Национальной библиотеки, архива Русского технического общества и личного
архива Неоолсиных из фондов Российского государственного исторического
архива. Музея истории профессионально-технического образования Санкт-
Петербурга
На втором этапе (1948 - 1994 гг ) выработана историко-педагоги-ческая концепция,
с позиций которой осуществлялся дальнейший анализ и обобщение собранного и
систематизированного фактического материала
Продолжалось изучение историко-педагогичсской литературы по исслсдуе-

мой проблеме. уточнялись теоретико-методологические положения, состав-
ляющие основу диссертационного исследования
На третьем этапе (1999 - 2000 гг ) были завершены систематизация интерпретация
и обобщение данных. полученных в ходе исследования, сфор-мулированы
основные выводы и обобщения литературно оформлен текст диссертации
разработаны и внедрены научно-методические рекомендации по
использованию идеи Л Г Неболсина в практике современных учебных заве-
дении системы начального и среднего профессионального образования
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются
применением современной методологии системного, личностно-деятельностного и
социально-педагогического подходов с использованием философских
исторических педагогических, психологических научно-технических социально-
экономических источников, комплексной методикой
исследования, адекватной его задачам и логикой, репрезентативностью ис-
точниковедческой базы
Научная новизна исследования:
- впервые в отечественной профессиональной педагогике осуществлено
всестороннее изучение наследия профессионально-педагогической деятельности А.
Г Неболсина.
- выявлены и представлены в виде системы основные идеи законо-мерности и
принципы научного подхода А. Г Неболсина к формированию и развитию системы
профессионального образования в России.
- осуществлен анализ и представлены доказательные материалы необходимости
обращения к научно-генетическои основе профессионального образования
разработаннои А. Г. НебоЛсиным с целью его 6удущсго эффек-тивного развития на
принципах преемственности и непрерывности всеобщею исторического развития
- обоснована социально-экономическая и научно-педагогическая ценность
общепризнанной государственно-важной выдающейся практической деятельности
А Г Неболсина жизнеспособность системы его идей и взглядов на развитие
профсссионального образования представляющих осо-бую важность в условиях
современного развития России
- обоснована и научно доказана правомерность и регулятивность основных
положений системы взглядов А Г Неболсина при их распространении на развитие
отечественной профессиональной школы
- введены в научную практику материалы, расширяющие предметное поле
исследований и обогащающие инструментарии проектирования государственных
организационно-административных и соииально-псдагогиче-ских стратегий в
области развития теории и практики профессионального образования
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем Обоснована
концепция А Г Неболсина о принципах развития профессионального oбразования
России во второй половине XIX - начале XX вв Выявлены общие тенденции и
особенности развития профессиональной школы в условиях реформ России второй
половины XIX - начата XX вв Раскрыта динамика прогрессирующего развития
содержания общего и профессионального об-ра ювания в соответствии с
изменяющимися потребностями общества Науч-но доказана историческая
значимость и роль личности А Г Неболсина как основоположника отечественной
системы профессионального обра ювания Выявлены и научно доказаны основные
идеи современного развития профессионального образования, заложенные А Г
Неболсиным
Практическая значимость исследования заключается в том. что содержание
диссертационного исследования углубляет и расширяет представления о вкладе
выдающегося деятеля А Г Неболсина в становление и ра з-витие профессиональной
школы России Материалы диссертации образуют содержательную основу
обогащения курсов теории и истории профессионального образования на
различных этапах непрерывной профессиональной подготовки Содержащиеся в
исследовании теоретические положения и выводы являются научной основой для
решения практических задач развития современных учебных заведений
развивающейся системы многоуровневого
непрерывного профессионального образования Результаты исследования могут
быть использованы при создании учебных пособий, научно-популярных и
монографических изданий по истории образования, общей и профессиональной
педагогике Разработанные методические рекомендации по реализации идей А Г
Неболсина могут быть широко использованы в массовой практике учреждений
начального среднего и высшего профессионального образования.
Апробация результатов чередования Материалы исследования на различных
этапах обсуждались на заседаниях лаборатории молодо логических и
теоретических основ профессиональной псдагогики Института профессионально-
технического обраювания РАО (1998 - 2000 гг ). на ученом совете Института
профессионально-технического образования РАО (1999 2000 гг ). освещались в
выступлениях на методологическом семинаре и педагогической секции Института
профсссионально-технического обраювания РАО (1998 - 2000 гг ). юбилейной
межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное
профессиональное образование проблемы поиски, решения» (г Сыктывкар 1999 г).
Второй и Третьеи международных наччно-практических конференциях
«Многоуровневое непрерывное профессиональное образование методология теория
опыт Санкт-Петербург 1999 г Ростов-на-Дону 2000 г )
Структура работы. Диссертация состоит из введения двух глав за-ключения
списка литературы и приложении

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывался актуалальность темы и выбор научного аппарата
исследования определяются цель, объект предмет задачи. методологические
основы и методы исследования его научная новизна. теоретическая и практическая
значимость в теории и практике профессионального образования содержатся
сведения об апробации результатов исследования
В первой главе «Генезис и динамика развития профессионального образоавания в
России» содержится анализ исторических предпосылок coздa-ния и развития
системы учреждении профессионального образования, выявлены специфические
особенности профессионального оораювания в различные периоды его развития
исследована динамика содержания образования в
связи с изменяющимися историческими, социально-экономическими условиями.
Исследованием подтверждено положение, о том, что история профессиональной
педагогики опирается на общие закономерности развития общества. В связи с этим
выяснено, что генезис и динамика российской профессиональной школы на всех
этапах ее развития должны рассматриваться во взаимосвязи с социально-
экономическими, политическими, промышленными и образовательными
факторами, вызванными переходом всех отраслей производства к крупным
монополистическим формам хозяйствования, бурным развитием
капиталистических отношений, что существенно отразилось на уровне экономики
России. Данная взаимообусловленность имеет свое проявление и в современных
условиях. Поэтому проблема генезиса и динамики рассматривается в соответствии
с этапами развития, которые были обусловлены значительными сдвигами в
экономическом и политическом развитии России, интенсивном развитии
промышленности, внешней и внутренней торговли, что усиливало рост товарно-
денежных отношений и формирование всероссийского рынка
В исследовании определены периоды развития профессионального образования,
первый период - начало XVIII в. - середина XIX в.. второй -середина XIX в. -
начало XX в с присущими для них характерными особенностями Обоснованная
периодизация связана с закономерными процессами выдающейся деятельностью А
Г.Неболсина и со стадиями его формирующей прогрессивной педагогической
деятельности.
Характерными особенностями первого периода являются следующие
- создание Петровских школ, как профессиональных технических учебных
заведений, в которых общеобразовательная подготовка носила второстепенный
характер;
- введение в учебных заведениях теоретического и практического обучения.
- развитие и реализация в педагогической практике идей гуманизма, первых
моментов проявления дополнительного образования, учета принципа
регионализации при открытии новых учебных структур в образовательной системе
исследуемого периода.
- тенденция к переходу от профессиональных учебных заведений широкого
профиля к учебным заведениям более узкой специализации. Появились
строительные, химические, гидротехнические, текстильные, садоводческие
училища и др, что соответствовало специализации производства и являлось
характерньш процессом для развивающейся экономики России исследуемого
периода (табл 1)
- зарождение профессиональной педагогики как самостоятельной науки;
- новые учебные заведения открывались медленно и в основном в центре страны,
среди же вновь открытых преобладали профессиональные учебные заведения
низшего типа.
Второй период развития профессионального образования в России (вторая
половина XIX - начало XX вв ) являлся сложным и неоднозначным в истории
педагогической мысли Особо актуальными были вопросы введение всеобщего
начального обучения, расширение общеобразовательной подготовки учащихся
технических профессиональных учебных заведений, развитие женского
образования, решения проблем материального, юридического и общественного
положения учителей.
Одними из наиболее массовых идей общественных сил России являлись борьба с
монополией правительства в области образования, демократизация воспитания и
развития важнейших звеньев народного образования (в том числе начального и
среднего профессионального образования).
15
Таблица 1
Система професснональноо-технического образовання
России в конце XIX - началe XX вв.

Средние технические училища по СРЕДНИЕ
механическим, химическим и .
строительным специальностям ТЕХНИЧЕСКИЕ
Сельскохозяйственные и землемерные УЧИЛИЩА
училища
Средние мореходные, судоводительские и
судовых механиков училища
Горнопромышленные и горнозаводские
училшца
Военно-технические училища
Художественно-промышленные училшца

Технические училища с особыми уставами НИЗШИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
Художественно-промышленные школы УЧИЛИЩА
Горные и железнодорожные училища

Мореходные училища
Ремесленные училища РЕМЕСЛЕННЫЕ
УЧЕБНЫЕ
Школы ремесленных учеников ЗАВЕДЕНИЯ
Низшие ремесленные школы
Сельские ремесленные учебные мастерские

Ремесленные учебные заведения с особым
уставом
Исследованием доказано. что значительная роль в развитии профессиональной
школы России принадлежала Русскому техническому обществу, особенно
входившей в него Постоянной комиссии по техническому и профессиональному
образованию во главе с А Г Неболсиным Деятельность комиссии протекала по
двум направлениям 1) административному - организация и функционирование
училищ, школ курсов подвижного музея. 2) педа-гогическому - улучшение методик
преподавания разработка содержания образования по различным профессиям и
другое
Особо отмечено что в конце XIX начале XX вв российская техническая школа
испытывала острую нужду в квалифицированных преподавателях, особенно
специальных дисциплин, и руководителях производственного обучения
Во второй главе «Роль А Г Неболсина- выдающегося деятеля профессионального
обра ювания России, педагога просветителя гуманиста в формировании
фундамента государственной системы профессионального образования» выявлены
основные направления деятельности А.Г. Неболсина дан анализ взглядов и идей А
Г Неболсина обеспечивших формирование и успешное развитие системы
профессионального образования России, доказана её жизнеспособность и
актуальность в практике современного профессионального образования
Историко-логический анализ архивных документов трудов отечественных
философов, педагогов, историков педагогики, периодики и публицистики второй
половины XIX - начала XX вв , материалов из фонда музея Истории
профессионально-технического обра ювания Санкт-Петербурга справочных
изданий (библиографических и педагогических энциклопедий, словарей) позволил
определить основные направления многогранной деятельности
выдающегося организатора профессионального образования России Александра Г
ригорьевича Неболсина
Важным центром общественно-педагогического движения во второй половине XIX
в являлась Постоянная комиссия по техническому и профессио-нальном
образованию при Русском техническом обществе А Г Неболсин был членом
Общества в течение 45 лет и Председателем этой комиссии в течение 30 лет Это
обстоятельство явилось детерминирующим фактором всей профессиональной и
общественнои деятельности А Г Неболсина Созданные по его инициативе и
непосредственном участии учебные введения РУССКОГО технического общества
являлись одними из лучших начальных профессиональных школ в стране, а
возглавляемая А Г Неболсиным Постоянная комиссия по техническому и
профессиональному образованию была общенациональным центром
профессионально-технического образования Только в Петербурге к I917 г было
открыто более 60 школ для рабочих и их детей (до начала работы А Г Неболсина в
этой Комиссии существовало всего 3 школы) Учебные введения Русского
технического общества были трех типов 1) утренние общеобрзовательные школы
.для детей, не работающих на фабриках, 2) вечерние общеобразовательные школы
для взрослых. 1) специальные Учи-лиша. где учащиеся получали
общеобрзовательную и начальную профес-сиональную подготовку (табл 2)
Заслуга А Г Неболсина состоит в организации и проведении общероссийских
съездов по техническому образованию. во время работы которых рассматривались
важнейшие вопросы по созданию и функционированию сис-темы
профессиональной школы Отличительной чертой этих съездов являлась широкая
постановка вопросов специального обраювания. привлечение внимания к
действительно важным принципиальным проблемам профессионального
образования
Проведенное исследование показало, что большинство принятых
съездами решений не были поддержаны правительством и не осуществлены
на практике. Несмотря на проведение А.Г.Неболсиным огромной подготови-
тельной работы, запрещено было проводить и 4-й съезд деятелей профессио
нального и технического образования. Это объясняется политикой правитель-.
ства. озабоченного сохранением монархического строя, а потому не заинтере-
сованного в образовании народа и выступающего против демократических
преобразований в обществе, в том числе и в сфере народного образования (табл 3).
Большую роль в пропаганде технических знаний, передового педаго
гического опыта имел созданный в 1892 г А.Г Неболсиным и им возглавлен
ный журнал "Техническое образование" (с 1908 г. по 1917 г. выходил под
названием "Техническое и коммерческое образование"). Этот педагогический
журнал, издаваемый Постоянной комиссией по техническому и профессио-
нальному образованию при Русском техническом обществе, выходил в
Санкт-Петербурге ежемесячно, кроме летних месяцев В журнале помеща
лись, главным образом, статьи, посвященные техническому и профессио
нальному образованию в России и за границей, методике и дидактике техни
ческого обучения, велась хроника технического образования, и был организо
ван библиографический обзор специальной литературы. В журнале также
публиковались законодательные документы, касающиеся профессиональной
школы, статьи выдающихся педагогов и деятелей, работающих в техническом
образовании, материалы съездов. В современной историко-педагогической
литературе отмечается, что это был один из наиболее популярных журналов
российской интеллигенции.
В 1892 г, впервые в России А.Г.Неболсин организовал уникальный "Подвижной
музей учебно-наглядных пособий", стал первым и бессменным его директором.
Музей имел свой транспорт и ежедневно обслуживал до 70
Таблица 3
Краткая характеристика съездов деятелей профессионального и
технического образования

Съезд Дата Место Количеегво Основные обсуждаемые проблемы
проведения проведен участников
* / Всеобщее начальное образование
1 1889-1890 Санкт- 1076/161 Замена ремесленного ученичества системой
Петербур специальных учебных заведений
г Организация и содержание профессионального
Распространение внешкольных форм просвещения
рабочих и их детей (библиотеки, народные чтения,
Унификация учебных планов однотипных учебных
2 1895-1896 Москва 1756/170 Разработка программ по специальным и
общеобразовательным предметам
Проведение практики учащихся в производственных
3 1903-1904 Санкт- 2427/442 Введение налога на фабрикантов с целью
Петербур использования средств для открытия новых школ и
г других просветительских учреждения
Сокращение рабочего дня для создания возможности
посещать рабочим просветительных учреждений
Предоставление демократических свобод (свободы
слова, печати, отмены цензуры)


* Съезды проходили в рождественские каникулы - начинались в конце
декабря и заканчивались в начале января
учебных «ведений пособиями по всем предметам, изучаемым в начальной и
средней профессиональной школе, так как имеющаяся материально-техническая
база училищ и отсутствие средств на ее развитие не позволяли им иметь наглядные
пособия, модели, таблицы, технические средства обучения в достаточном
количестве.
Одним из важнейших направлений общественной деятельности А Г' Неболсина
была благотворительность в самых разных видах ее проявления Coгласно
проведенному анализу документов личного архива Неболси-ных в Российском
государственном историческом архиве А Г Неболсин являлся почетным членом 18
просветительных и благотворительных обществ Его общественная и
благотворительная деятельность снискала ему уважение не тольько среди рабочих,
но и среди российской интеллигенции, в первую очередь среди педагогов
В диссертационном исследовании приведены результаты анализа и обобщения
теоретического наследия А, Г Неболсина - опубликованных исто-рико-
педагогических трудов, выступлений на съездах, протоколов заседаний
Постоянной комиссии по техническому и профессиональному образованию статей
Л Г Неболсина в периодической печати, интервью с ним и воспоминания его
современников - коллег друзей. родных Результатом этой работы было построение
гуманистической концепции развития российского профессионального образования
Методологическим основанием построения концепции развития
профессионального образования А Г Неболсина явилась система взаимосвязанных
идеи, построений, принципов, отражающих уникальность и сложность
исследуемого феномена
Основными идеями концепции А Г Неболсина являются следующие -
обязательность общею образования - фундамент профессионального образования.
- взаимосвязь уровней развития естественных наук и экономики страны,
- необходимость участия правительства в процессе развития профессионального
образования, как с законодательной стороны, так и с материальной.
- необходимость учета местных особенностей и степени материальной
обеспеченности при организации промышленной школы.
- значительность роли частной инициативы как обществ гак и отдельных лиц в деле
создания и развития отечественной профессиональной школы.
- необходимость изучения и использования положительного опыта развития
профессионального образования в других странах
- актуальность объединения существующих технических и ремесленных учебных
заведений в единую систему.
- создание учебных заведений разных типов (курсы, классы, школы училища и др )
для всех категорий населения (для работающих и неработающих мужчин женщин и
подростков для неработающих детей и др ).
- сокращение рабочего дня взрослых рабочих и подростков для предоставления им
возможности посещать просветительные учреждения,
- обязательность страхования от несчастных случаев, как на произ-водстве. так и в
учебных мастерских,
- целесообразность выбора будущеи профессии после полу чения общего
образования и достижения сознательного возраста.
- необходимость развития женского профессионального образования,
- важность прохождения практической подготовки учащихся не только в условиях
учебной мастерской но и в условиях производства.
- соответствие л ровня подготовки рабочих потребностям развивающейся
ЭКОНОМИКИ
- конкурентоспособность подготавливаемых кадров
- наличие обязательнои базы - общего образования
- разнотипность и разноуровневость характера профессиональной шкоды в
ивисимости от исходного общего образования
- сочетаемость общего и специального компонентов в содержании образования
- практическая направленность обучения и его специализация
- постепенная замена ученичества ремесленными школами
- соединение труда и ученичества рабочих подростков с их обучением в вечерне-
воскресных школах и др
Результаты сравнительно-сопоставительного анализа положения современного
состояния профессионального образования с исследуемым периодом выявили что
существуют схожие проблемы в этой сфере
- недостаточность государственной. в первуюочередь финансовой поддержки
системы профессионального образования
- тенденция к сокращению объемов и сроков об\ чсния в ряде училищ путем
уменьшения общеобразовательного курса подготовки и распространения
краткосрочных курсов подготовки поузкой специальности,
- отставание уровня материально-технической базы учебных введении от
требовании современного производства.
- отсутствис возможности прохождения учащимися производствен-нои практики
на предприятиях соответствующей отрасли.
- потеря нравственных ориентиров. духовное обнищание, снижение
интеллектуального уровня молодого поколения рост безработицы среди
молодежи, детской безнадзорности и другие негативные проявления эконо-
мического кризиса и деидеологизации современного общества
Исследование опыта лучших учебных введений начального профессионального
образования Санкт-Петербурга. Ростова-на-Дону, Сыктывкара, Минска доказывает,
что реализация ими на практике идей и принципов А.Г Неболсина. дает
возможность разрешать проблемы, вызванных трансформацией социально-
экономических отношений, переходом к рыночной экономике, последствиями
затянувшсгося экономического кризиса, определять стратегию совершенствования
системы начального и среднего профессионального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования подтвердили основные положения
гипотезы и позволили сделать следующие выводы.

1 Выявлены социально-экономические тенденции развития российского общества
во второй половине XIX - начале XX вв интенсивное развитие промышленности,
транспорта, сельского хозяйства, расширение товарно-денежных отношение
формипрование интегрированного всероссийского рынка и др
В соответствии с тенденциями происходило эволюционное и экстенсивное
развитие системы профессионального образования, начиная с единичных школ
Петровской эпохи и кончая созданием многопрофильной сети образовательных
учреждений с профессиональным обучением, постепенное совершенствование
содержания образования, его дифференциация в соответствии с профессиональным
профилем
2 Определена динамика развития профессионального образования,
удовлетворяющего изменяющимся потребностям общества, науки и производства,
выраженная в переходе от разнотипных технических школ и училищ к созданию
системы профессионально-технического образования, связанной с общей системой
российского народного образования Установлено что базисом этого развития
являлись следующие идеи совершенствование процесса обучения, осуществление
профессиональной направленности обучения в общеобразовательных школах,
повышение уровня общей теоретической подготовки в профессиональных школах
3 Успешности общего и профессионального образования России способствовали
просветительные, профессионально-педагогические идеи и научные исследования
крупнейших ученых Н X Весселя. В И Водовозова. П В Каптерева, А
Н.Острогорского. Н И Пирогова, К Д Ушинского и др В области развития
профессионального образования особые заслл ги принадлежат многогранной
деятельности А Г Неболсина Изучение и анализ взглядов. идей, творческих
решений А Г Неболсина, организационно-педагогических условий создания новых
видов и школ профессионального образования позволили в нашем исследовании
определить ведущие идеи, взгляды, закономерности, принципы и способы решения
проблем профессионального образования и систематизировать их в виде концепции
А Г Неболсина
4 Установлена универсальность и дифференцированность ведущих идей,
закономерностей, принципов, способов и средств решения проблем общего и
профессионального образования, что позволило синтезировать теоретические
взгляды и положения. выдвинутые и реализованные А Г Неболсиным. в единую
педагогическую концепцию, охватывающую все основные предметные области
образовательной деятельности в исследуемый период.
5. Концептуальные положения А.Г Неболсина актуальны в современ-
ных условиях и могут оказать позитивное влияние на решение проблем начального
и среднего профессионального образования. Определен научный подход к
реализации идей А.Г,Неболсина в практике лучших профессиональных лицеев
Санкт-Петербурга, обоснованный диссертационными исследованиями,
руководящей и научно-методической образовательной деятельностью, моделями и
проектами директоров и преподавателей учебных заведений начального и среднего
профессионального образования

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:
1 Ведущие идеи развития профессиональной школы в России на основе внедрения
идей А.Г.Неболсина // Методологические основы системы многоуровневой
профессиональной подготовки Отчет о НИР (закл) / Ин-т профте.хобраювания
РАО. - № ГР 1.900003112. Инв. № 029.80.001366. -СПб . 1998 -С 75-80
2 Профессионально-педагогическая деятельность А.Г Неболсина // Теория и
практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сб.науч тр / Ин-т
профтехобразования РАО - СПб.. 1999.- С 48-52
1 Основные идеи А Г Неболсина о принципах развития профессионально-
технического образования в России (Вторая половина XIX - начало XX вв.) //
Многоуровневое, непрерывное профессиональное образование: методология.
теория, опыт Тез.докл. II Межд.науч -практ конф / Ин-т проф-техобразования РАО
- СПб, 1999. - С 60-62
4 Реализация идей А.Г.Неболсина в практике развития профессионально-
технического образования // Непрерывное профессиональное образование,
проблемы, поиски, решения Тез.докл. юбил.межрег..науч.-практ конф. /
КРИРОиПК. - Сыктывкар, 1999 - С 26-28
5 Развитие профессиональной школы в свете идей и деятельности выдающегося
педагога и просветителя А Г Неболсина. Метод рекомендации / Ин-т
профтехобразования РАО - СПб 2000 - 40с
6 Формирование системы профессионального образования России (в истор аспекте)
// Управление инновационными процессами в образовательных стуктурах Тез докл
науч -практ конф /КРИРОиПК - Сыктывкар. 2000 -С23-25
7 Основные положения концепции А Г Неболсина о принципах развития
российского профессионального образования во второй половине XIX начатс XX
вв // Многоуровневое, непрерывное профессиональное образование методология,
теория опыт Тез докл III Межд науч -практ конф / Ин-т профтехобразования РАО и
др - Ростов-н/Д, 2000 - С 62-64



СОДЕРЖАНИЕ