<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

сознанием, то педагогическая деятельность всегда обусловлена педагогическим
сознанием Мы уже отмечали, что любая человеческая деятельность могла
возникнуть только в системе социальных связей, а продолжаться и развиваться —
при условии передачи опыта от одного поколения к другому, а это возможно при
условии педагогической деятельности. Таким образом, без педагогической
деятельности, детерминированной педагогическим сознанием, не могла
развиваться никакая другая деятельность Это свидетельствует об очень раннем
филогенезе педагогической деятельности На раннее начало онтогенеза
педагогической деятельности указывают многочисленные примеры взаимного
обучения и воспитания и, наконец, вся теория коллективного воспитания.
Педагогическая деятельность прежде всего детерминируется педагогическим
сознанием, но эта осознанная детерминация не полностью обусловливает педаго-
гическую деятельность В деятельности присутствуют неосознаваемые
детерминанты, которые имманентно присущи педагогическому сознанию, но пока
никем не от-рефлексированы Кроме того, важно учитывать, что педагогическая,
как и любая другая, деятельность детерминируется не только педагогическим
сознанием, но и другими формами общественного сознания
Благодаря научному педагогическому сознанию человеку дана возможность не
только понять и принять тот мир, в котором он живет сегодня, но и представить
себе, что произойдет с этим миром и с ним в этом мире завтра Кроме того, человек
может не только представить себе это предстоящее бытие, но и выбрать среди
множества его возможных вариантов наиболее благоприятный для себя Выбрав
этот вариант, человек может направить свою деятельность для достижения наибо-
лее желанного варианта будущего
Посредством выбора цели деятельности научное педагогическое сознание де-
терминирует педагогическую деятельность Это целеполагание С помощью целе-
полагания можно осмысленно определить следующие параметры педагогического
процесса цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, условия обуче-
ния и воспитания, а также признаки, показатели и критерии эффективности каждо-
го занятия и всего процесса обучения в целом Научное педагогическое сознание
детерминирует педагогическую деятельность при помощи моделирования, сущ-
ность которого заключается в динамическом отражении как самой цели, так и про-
цесса ее достижения, и прогнозирования, сущность которого заключается в раз-
решении вопроса о том, удастся или нет достичь цель или построить предполагае-
мую модель Чем разностороннее представления о будущей деятельности и ее
предполагаемых результатах, тем точнее модель, тем проще ее воплотить в жизнь
Прогнозирование соотносит цель и модель с имеющимися ресурсами, возмож-
ностями, средствами достижения цели и построения модели Успех прогнозирова-
ния зависит от уровня знаний, аналитических и прогностических умений, но во
многом определяется и уровнем развития интуиции (неосознанный учет различных
обстоятельств), и педагогическим опытом Прогноз носит вероятностный характер
Он может оправдаться полностью, частично или совсем не оправдаться
Обыденному педагогическому сознанию прогноз неведом Очень немногие роди-
тели могут учесть обстоятельства воспитания своих детей и утверждать «Мои дети
обязательно станут » Еще меньше тех, кто действительно добивается реализации
своих штанов Многие же люди пребывают в страхе перед будущностью, так как не
знают, что ожидает их детей
Детерминацию педагогической деятельности научное педагогическое сознание
осуществляет и при помощи проектирования Проектирование — это определение
характера и содержания деятельности для достижения цели На этапе проекти-
рования уже не так важна интуиция На успех в реализации модели определяющее
воздействие оказывают не интуиция и даже не знания, а владение умениями, свя-
занными с непосредственной реализацией педагогической деятельности Самое
главное в педагогическом проектировании — это подробное и точное описание
ответа на вопросы как реализовать ту или иную педагогическую модель7 Как
осуществить ту или иную деятельность9
Если педагог работает на основе эвристической, творческой модели деятельности,
то педагогическая деятельность детерминируется научным педагогическим
сознанием при помощи планирования разрабатываются конкретные этапы дея-
тельности, которые связаны с определенными промежутками времени Если педа-
гогическая деятельность строится на основе технологии и все ее параметры заданы,
то она выходит на этап программирования, при помощи которого педагогическое
сознание детерминирует педагогическую деятельность В этом случае педагог
строит схему своих собственных действий, предписаний для учащихся, алгоритмов
совместной деятельности, порядок и последовательность осуществления которой
ни в коем случае нельзя нарушать
В четвертой главе «МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ» говорится о том, что формирование
научного педагогического сознания с учетом его генезиса, на основе
закономерностей филогенеза и онтогенеза сознания отвечает общепедагогическому
принципу природосообразно-сти Данный принцип указывает на необходимость
следования не только внешней, но и внутренней природе человека Он
обусловливает реализацию следующего общепедагогического принципа—
гуманизации образования
Научное педагогическое сознание позволит будущему учителю осознанно до-
биваться своей самоактуализации в области образования, а она будет важнейшим
условием самоактуализации учащихся Учет генезиса, следование филогенезу и
онтогенезу в процессе формирования педагогического сознания создает условия
для реализации в педагогическом образовании принципа холизма — целостного
становления сознания путем преодоления «расщепленности» человека Принцип
холизма позволит преодолеть гетерохронность, неравномерность, свойственные
различным сферам обыденного педагогического сознания
Изучение генезиса научного педагогического сознания в процессе фундамен-
тального психолого-педагогического образования способствует реализации прин-
ципа опережающего образования, имеющего особое значение для развития педаго-
гических технологий а также для развития взаимодействия системы образования и
общества На основе научного педагогического образования реализуется принцип
субъектности образования, который предусматривает выбор человеком своей соб-
ственной траектории в образовании, своего жизненного пути С этим принципом
связаны такие категории гуманистической педагогики, как творчество, эмпатия,
воображение, надежда, усиливающие самореализационные возможности человека
В 1991/92 уч г был начат педагогический мониторинг реального образовательного
процесса в Уральском государственном педагогическом университете Он
осуществлялся на курсах «Возрастная педагогика», «Технология педагогической
деятельности», «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории,
системы и технологии», «Основы управления педагогическими системами»,
«Методология и методы педагогических исследований», «Философия и история
образования» Педагогическое сознание у будущих учителей формируется и при
изучении содержания других предметов, в первую очередь философии, психологии
и физиологии Однако в наибольшей степени оно развивается в процессе
постижения основных педагогических курсов (см табл 1)
Табл. 1. Направпенность лекций и практических занятии на
формирование сфер научного педагогического сознания (всего 84
чекции и практических занятия)
Kvpc Направленность содержания, методов средств форм и условий
эмоционально- мотивационной интеллектуальной нравст- волевой
чувственной венност
Введение в 8 3 12 13 5
Педагогические 8 *ч 18 12 6
Основы 10 7 16 13 10
Методология и 8 9 14 11 6
Философия и 14 10 22 22 8
Всего выявлено 48-57 % 34-40 % 82-98 % 71-84% 34-42%

Соответствие преподавания педагогических курсов генезису научного педаго-
гического сознания означает не только отражение в материале всех лекций и прак-
тических занятий как можно большего числа сфер педагогического сознания, но и
соблюдение определенной последовательности в их формировании Курс должен
начинаться с лекций и практических занятий сориентированных на формирование
эмоционально-чувственной и мотивационной сферы, затем — предусматривающих
развитие интеллектуальной сферы, далее — сферы нравственности педагогическо-
го сознания, а заключительные темы обязательно должны затрагивать волевую
сферу Многомерный голографический анализ позволил также определить ориен-
тацию преподавания на определенные уровни развития педагогического сознания.
Его данные, приведенные в табл 2, свидетельствуют о том, что в соответствии с
«Государственным образовательным стандартом высшего профессионального об-
разования» преподавание было сориентировано в основном на развитие у студен-
тов теоретического уровня педагогического сознания.
Табл. 2. Ориентация преподавания педагогических дисциплин на определенные
уровни развития педагогического сознания (всего 84 лекции и практических
занятия*)
Курс Уровень развития педагогического сознания
методи- техното- теорети- креатив-
ческий гический ческий ный
Введение в педагогическую 10 2 11 —
Педагогические теории, системы и 4 12 11 —
Основы управления — 9 14 —
Методология и методы 2 6 8 1
Философия и история образования 2 1 20 —
ИТОГО 18 30 64 1
* Примечание Количество лекций и практических занятий приведенное в таблице,
несколько превышает общее число занятий, потому что на одной лекции или
практикуме могло формироваться несколько уровней педагогического сознания
Для проверки на практике гипотезы исследования в 1991—1998 гт на 5 факульте-
тах Уральского государственного педагогического университета была проведена
опытно-экспериментальная работа, подготовленная на основе предварительного
теоретического исследования. Ее суть заключалась в том, чтобы ответить на
вопрос: можно ли, опираясь на теоретические исследования генезиса научного
педагогического сознания, добиться совершенствования его генезиса у будущих
учителей? Исследование состояния теории генезиса научного педагогического
сознания, практики преподавания и изучения педагогических предметов позволило
определить объект опытно-экспериментальной работы — процесс формирования
научного педагогического сознания у будущих учителей Предмет опытно-
экспериментального исследования — средства формирования научного
педагогического сознания у будущих учителей, разработанные с учетом
важнейших закономерностей генезиса педагогического сознания Ее цель —
проверка эффективности средств, обеспечивающих формирование научного
педагогического сознания у будущих учителей.
На основе теоретических обоснований и выявленных закономерностей была
выдвинута гипотеза опытно-экспериментального исследования' в процессе
изучения педагогических дисциплин можно обеспечить формирование научного
педагогического сознания у будущих преподавателей, если средства обучения
будут предусматривать.
а) отражение сущности, содержания, структуры, функций, уровней развития на-
учного педагогического сознания;
б) изучение педагогических дисциплин в ходе совместной деятельности студентов
и преподавателей, заключающейся в раскрытии значения, построении смыслов,
определении перспектив и выработке мотивов профессионального
самосовершенствования;
в) развитие педагогического мышления путем применения системы заданий и задач
на основе методов семантического дифференциала, парных сравнений, проекти-
рования и моделирования, самообучения (автодидактики) с целью формирования у
будущих учителей научных педагогических понятий;
г) развитие педагогической памяти при помощи витагенного обучения: анализа
реальных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности, в процессе само-
стоятельного изучения педагогических дисциплин;
д) включение студентов в дидактические игры, воспроизводящие реальные связи и
отношения, характерные для педагогического процесса.
С целью проверки гипотезы опытно-экспериментального исследования решались
следующие задачи:
1) на основе положений гипотезы опытно-экспериментального исследования
проверить дидактические возможности использования средств, обеспечивающих
формирование педагогического сознания в процессе изучения педагогических
дисциплин,
2) выяснить, существует ли взаимосвязь уровней сформированное™ педагогиче-
ских понятий, мотивов, ценностных ориентации, социальных установок со
средствами формирования научного педагогического сознания, разработанными с
учетом основных закономерностей его развития.
В опытно-экспериментальной работе были определены две переменные величины:
независимые и зависимые. Независимые переменные — это средства формирова-
ния научного педагогического сознания у будущих преподавателей. Зависимые
переменные — это уровни сформированности научного педагогического сознания
у будущих преподавателей, получившие отражение в степени освоения
педагогических понятий, развития мотивов, ценностных ориентации и социальных
установок.
На первом этапе (1991—1994) было определено инвариантное содержание педа-
гогических дисциплин, на материале которых предстояло осуществить опытно-
экспериментальные исследования В ходе поискового эксперимента проверялась
возможность использования учебных заданий на основе методов семантического
дифференциала, парных сравнений, проектирования, моделирования и
автодидактики В частности, каждый студент выполнил более 100 заданий из
«Пособия по автодидактике к курсу возрастной педагогики», потом более 400
заданий и упражнений из «Пособия по автодидактике для изучения педагогических
понятий». Вторая и третья стадии опытно-экспериментальной работы были
осуществлены в 1996—1998 гг на основе преподавания и наблюдений за
преподаванием курсов «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические
теории, системы И технологии», «Методология и методы педагогических
исследований», «Философия и история образования» и «Основы управления
педагогическими системами» на историческом факультете и в Институте
специального образования Уральского государственного педагогического
университета Изучение письменных работ, наблюдение за их выполнением,
беседы, анкетирование и интервьюирование показали педагогическую
целесообразность средств, обеспечивающих формирование научного
педагогического сознания > будущих преподавателей Уровень их эффективности
сопоставлялся с эффективностью традиционных лекций и практических занятий по
педагогическим предметам, на ко-
торых научное педагогическое сознание формировалось посредством объяснения
материала преподавателями
В процессе опытно-экспериментальной работы потребовалось выявить начальный
уровень сформированности 177 интегративных педагогических понятий Нам
удалось выяснить, что многие студенты дают неполные или неточные
формулировки педагогических понятий В определение понятия они наряду с
существенными включают и несущественные признаки, научное определение
понятия подменяют обыденными описаниями, житейскими рассуждениями, что
говорит о недостаточно уверенном владении научной терминологией Для
дальнейшего продолжения исследований было разработано еще 525 заданий, в
каждом из которых так или иначе была представлена сущность педагогических
понятий
Особый интерес для нас представляла динамика изменения мотивов, ценностных
ориентации и социальных установок будущих учителей Мотивы отражают
наиболее динамичную сторону педагогического сознания и легче всего поддаются
измерениям при помощи анкетирования Для этого нами была составлена анкета
«Зачем я учусь в педагогическом университете»
Результаты анкетирования и выполнения заданий, предложенных студентам экс-
периментальных групп в «Пособии по автодидактике для формирования
педагогических понятий» и в «Педагогическом словаре-самоучителе», основанных
на применении методов семантического дифференциала и парных сравнений,
позволили нам получить данные, представленные в табл 3
Табл. 3. Изменения в представленности студентов на каждом уровне
развития педагогического сознания под влиянием опытно-
экспериментального обучения (%)
Уровень развития педагогического сознания Группы студентов
до обучения после обучения
контр эксп контр эксп
Вскармливающий 15 15 2 —
Прагматический 17 17 18 375
Схоластический 25 25 12 75
Просветительский 53 53 28 22
Новаторский — — — 15
96,5 96,5 34,75
Всего на обыденном уровне 60
Формальный 35 35 27 145
Методический — — 11 31
Технологический — — 2 16
Теоретический — — — 3
Креативный — — — 0,75
65,25
Всего на научном уровне 3.5 3,5 40
Анализ данных табл 3 показывает, что обучение не во всех случаях приводит к
формированию научного педагогического сознания на профессионально
целесообразном уровне Число студентов, находящихся на педагогически
целесообразном просветительском уровне, после обучения резко сокращается — с
58% (в контрольных и экспериментальных группах) до 28% в контрольных и до
22% в экспериментальных группах В экспериментальных группах
перераспределение идет в пользу более профессионально целесообразных уровней
развития педагогического сознания Однако число студентов, у которых
педагогическое сознание развито на формальном уровне, резко возрастает после
обучения как в контрольных, так и в экспериментальных группах При помощи
анкеты для учителя «Зачем я работаю в школе», которая идентична ан-
кете «Зачем я учусь в педагогическом университете», бьшо опрошено более 360
учителей1
г Екатеринбурга и г Полевского
Табл. 4. Представленносгъ учителей на каждом уровне развития
педагогического сознания (%)


Уровень развития педагогического Стаж работы в школе*
сознания
До 2 До 5 До 10 До 15 15 и более
Вскармливающий 2 — — — —
Прагматический 17 14 11 9 4
Схоластический 11 12 13 14 18
Просветительский 22 12 11 8 6
Новаторский — 1 3 4 4
Всего на обыденна» уровне 52 39 38 3S 32
Формальный 29 15 16 16 1
Методический 18 41 42 44 46
Технологический I 5 3 2 10
Теоретический — 1 2 3

Креативный — — 1 2

65
Всего на научном уровне 48 61 62 68
* В каждой «стажной» группе находилось примерно равное количество
учителей
К сожалению, среди опрошенных учителей не было выпускников Уральского
государственного университета, участвовавших в нашей опытно-эксперимен-
тальной работе Однако результаты опроса были обработаны точно так же, как и
результаты анкетирования студентов Нам удалось сравнить их между собой
Представленность различных мотивов педагогической деятельности будущих
учителей иллюстрирует табл 5
Табл. 5. Представленность различных категорий мотивов
(в % от общего числа высказываний по соответствующей группе испытуемых)
Категория мотивов Высказывания Разница между Статистически
контр и эксп гр значимые различия
1 5 курс
р=005
контр эксп
Мотивы развитая 7,8 1074 1387 34 есть
Мотивы саморазвития 6,93 9.19 1249 3,3 есть
Мотивы 155 1864 206 1% есть
ф
Мотивы общения 156 1346 10 5 2% есть
Мотивы познания 384 28^9 304 1 81 есть
Мотивы приобретения 5.31 1042 632 4 1 есть
б
Мотивы свободы выбора 075 2 15 474 259 есть
Мотивы неосознанных 1024 708 1 08 60 есть
й
Для изучения временной перспективы использовались четыре основные категории
прошлое, актуальный период (период обучения в вузе), ближайшее будущее
(период непосредственно после окончания обучения в вузе, самое начало про-
фессиональной деятельности), отдаленное будущее Частота отнесения
мотивацион-ных объектов к различным временным периодам приведена в табл 6
Табл. 6. Мотивационная «нагруженность» различных временных
периодов (в % от общего числа высказывании по соответствующей
группе испытуемых)
Временной Высказывания Разниид между Статистически значимые
период контр и экса гр различия р<005
1 5
курс контр эксп
Прошлое 2063 1781 1937 156 есть
Актуальный 4955 2769 1980 789 есть
Ближайшее 258 367 389 22 есть
Отдаленное 402 178 21 93 4 13 есть
Инструментальные ценности были разделены нами на пять групп нравственные
качества, коммуникативные качества, качества, относящиеся к деятельности,
активности, эстетические качества, неосознаваемые высказывания Доказательства
достоверности вышеуказанных выводов приведены в табл 7
Табл. 7. Представтенность инструментальных ценностных ориентации
(в % от общего чиспа высказываний по соответствующей группе испытуемых)
Инстру ментальные Высказывания Разница Статистически
ценности (качества между контр значимые различия
1 5 курс 5
Kvpc контр
точности) и эксп гр р=005
Нравственные 525 41 9 3437 75З есть
Коммуникативные 3437 11 67 11 09 058 нет
Относящиеся к деятель- 275 4007 45 17 5 1 есть
ности активности
Эстетические 875 583 875 292 есть
Неосознаваемые 062 053 062 009 нет
Исходя из анализа табл 7, можно сделать выводы о том, что нравственные и
коммуникативные качества личности доминировали в струтсгуре ценностных
ориентации первокурсников
Далее мы обратились к анализу терминальных ценностных ориентации, представ-
ляющих собой ценности-цели Табл 8 демонстрирует предпочтительность тех или
иных требований к личности педагога и отражает направленность педагогического
сознания студентов
Ценностные ориентации на познание сохранили свое приоритетное значение у
студентов-выпускников, которые обучались в экспериментальных группах По
сравнению с первокурсниками значение этих ценностных ориентации несколько
уменьшилось, но они полностью сохранили свое ведущее место
Второе место, как и у студентов контрольных групп, занимают ценностные
ориентации на обладание нравственными качествами Однако ценностные ориен
тации в виде направленности на личность развиты значительно заметнее Ценно
стные ориентации на коммуникативные качества отошли на четвертую позицию, а
ценностные ориентации на обладание практически не изменились

Табл 8. Представленность терминальных ценностных ориентации (в % от общего
числа высказываний по соответствующей группе испытуемых)
Терминальные ценности Высказывания Разница Статис тически
(ценности-цели ) между контр и значимые
1 5 ку рс
курс контр эксп эксп гр различия
р=0,05
гр гр
Направленность на личность 1023 1278 1953 675 есть
2235 238s!
Обладание нравственными 2017 368 есть
Обзадание комм\ннкатив 2622 2082 1932 1 5 нет
Познание 31 212 28 14 694 есть
Приобретение обладание 971 1871 988 883 есть
Обладание эстетическими 042 264 296 032 нет

Результаты опытно-экспериментального исследования свидетельствовали что учет
закономерностей филогенеза и онтогенеза обыденного и научного педагогического
сознания в фундаментальном психолого-педагогическом образовании будущих
учителей позволяет добиться совершенствования генезиса их научного пе-
дагогического сознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации исследован генезис одной из важнейших сфер общественного соз-
нания — педагогического сознания Работа выполнена на трех уровнях
методотогиче-ском, теоретическом и методико-технологическом На
методологическом уровне осмысливались значение и сущность педагогического
сознания, определялись методы исследования его структуры и содержания На
теоретическом уровне раскрывалось значение для образования и давалось
определение категории «педагогическое сознание», представленной в системном
виде Были показаны ее отличия от категорий «педагогическое мышление»,
«педагогическая память» «педагогическая ку тегура», а катего рии «научное
педагогическое сознание» от категории «обыденное педагогическое сознание»,
даны определения уровням научного и обыденного педагогического сознания На
методико-технологическом уровне предложены средства формирования научного
педагогического сознания Анализ литературы по проблеме исследования и
опытно-экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили
сделать еле дующие выводы
1 Многомерный голографический историко-философско-психолого-педагоги-
ческий анализ явлений, связанных с образованием и науками о нем, позволил
установить что сущность педагогического сознания заключается в совокупно-
сти смыслов и значений профессиональной деятельности, отличающих его от
педагогического мышления, памяти, мировоззрения и культуры,
функционирующих в виде представлений понятий и категорий и отраженных в
мотивах ценностных ориентациях и поведенческих установках
2 Обыденное педагогическое сознание свойственно практически всем людям
учителям родителям и даже школьникам Оно складывается спонтанно Научное
педагогическое сознание формируется в процессе фундаментального пси-
холого-педагогического образования. Оно позволяет учителю добиться более
высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения, чем
обыденное педагогическое сознание.
3. Структура обыденного педагогического сознания вариативна.
Расположение сфер обыденного педагогического сознания может изменяться
под воздействием витагенного опыта, общего образования и развития
самосознания.
4. Структура научного педагогического сознания инвариантна. Она
определяется филогенезом и онтогенезом научного педагогического сознания и
представляет собой последовательное развитие эмоционально-чувственной,
мотивационной, интеллектуальной, нравственной и волевой сфер.
5. В структуре обыденного педагогического сознания важнейшую роль играют
эмоционально-чувственная, мотивационная и волевая сферы. В структуре на-
учного педагогического сознания — интеллектуальная сфера, сфера нравст-
венности и волевая сфера.
6. Содержание педагогического сознания вариативно, оно интенсивно влияет
на развитие педагогического сознания и в то же время определяется уровнями
его развития. В содержании обыденного педагогического сознания преобладает
витагенный опыт, выработанный на основе осмысления педагогической дея-
тельности, а также традиции, обычаи, привычки народной педагогики. В со-
держании научного педагогического сознания превалируют методологические
(пути познания педагогических явлений и цели педагогической деятельности),
теоретические (педагогические принципы и содержание образования), обще-
педагогические (общедидактические), прикладные (методики и технологии) и
частноприкладные (формы, методы и приемы) знания.
7. Становление обыденного педагогического сознания происходит на
вскармливающем, прагматическом, схоластическом, просветительском и
новаторском уровнях, а научного — на формальном, методическом,
технологическом, теоретическом и креативном. Обыденное педагогическое
сознание развивается спонтанно.
8. В процессе обучения в вузе происходит целенаправленное формирование
научного педагогического сознания. Основным фактором формирования
научного педагогического сознания является усвоение педагогических понятий
и категорий Методы семантического дифференциала и парных сравнений —
эффективные средства усвоения педагогических понятий в процессе
самообразования.
9. Осознание уровня своего педагогического сознания позволит учителю
повысить подготовленность к обучению и воспитанию. Профессиональное
самообразование определяется тем, как развито педагогическое сознание и
самосознание у каждого учителя, его способностью осмысленно применять на
практике теоретические познания, свободно ориентироваться в сложных
педагогических ситуациях, осознанно владеть педагогическими технологиями.
10. В процессе формирования научного педагогического сознания
определяющую роль играют эмоционально-чувственная, интеллектуальная и
мотивационная сферы личности, а в процессе осуществления педагогической
деятельности на основе научного педагогического сознания —
интеллектуальная, нравственная и волевая.
11. Существует устойчивая, закономерная связь между сформированностью
педагогических понятий и полнотой, глубиной научного педагогического
сознания.
12 Выделена доминирующая роль педагогического самообразования
(автодидактики) в развитии теоретического и креативного уровней научного
педагогического сознания.
13. Результаты исследования могут быть использованы в практике высшего
педагогического образования и при составлении различных образовательных
стандартов и учебных курсов
Основные положения диссертационной работы
опубликованы в следующих работах:
Монографии и учебные пособия
1 Педагогическое сознание теории и технологии формирования у будущих
учителей Екатеринбург, 1998 18,6 п л
Управлять или руководить9 Екатеринбург, 1999 8,3 п л. / 2,3 п л (в соавт с
2
В Ф Коротких)
3 Сознание против страха. Екатеринбург 1999 8,3 п л / !.8 п л (в соавт с В А
Бело-усовым)
4 Педагогический словарь-самоучитель Екатеринбург, 1996 17 п л
Статьи
5 Эвристический потенциал категории «незнание» // Педагогика 1999 № 1 0.7 п
л
6 Технология формирования педагогических понятий с помощью
«Педагогического словаря-самоучителя» и «Пособия по автодидактике для
изучения педагогических понятий» // Технология и мониторинг
образовательного процеса. Вып 2 Екатеринбург, 1996 0, 4 п л
7 Незнание в педагогическом сознании и в методологиях педагогических
исследований//Пайдея Екатеринбург. 1997 № 1 1 п л
8 Технология автодидактики//Пайдея Екатеринбург. 1997 № 1 1,1 п л
9 Соотношение педагогического сознания и педагогического мышления //
История и современное состояния Российского образования М. 1998 0.8п л
10 Система профессионального психочого-педагогического
самообразования учителей (автодидактика) // Система профессионатъного
психолого-педагогического самообразования учителей Екатеринбург. 1991 2п
л
11 Образовательные потребности и познавательные интересы в обыденном
педагогическом сознании школьников и их родителей // Пайдея Екатеринбург,
1998 № 2 1,2 п л
12 Образовательные потребности и познавательные интересы школьников в
обыденном педагогическом сознании//Образование в Сибири Тюмень, 1998
№1 0,7 п л
13 Предшественники и последователи А С Макаренко история зарождения
идей коллективистского воспитания и формирование современного
схоластического педагогического сознания // Вторые Уральские историко-
педагогические чтения Екатеринбург. 1998 0.6 п л
14 Новая цель педагогического самообразования// Пайдея Екатеринбург. 1999
№3 1пл
15 Эвристические возможности сопоставления педагогического мышления и
сознания в науках об образовании//Практическая психология-99 Екатеринбург
1999 04 п л
16 Появление христианского педагогического сознания и духовное
воспитание // Воспитание духовности Екатеринб) рг, 1998 0.4 п л
17 Схоластический уровень развития педагогического сознания // Воспитание
духовности Екатеринбург 1999 04 п л
18 Итоги противостояния гуманизма и мизантропии в истории социальной
педагогики // Социальная педагогика и социальная работа. Екатеринбург,
1999 0,4 п л
19 Мониторинг педагогического сознания // Педагогический мониторинг
образо-вательноо процесса Шадринск, 2000 0,3 п л
Тезисы докладов
20 К вопросу о взаимосвязи форм трудовой и учебной деятельности //
Проблемы перестройки в учебно-воспитательных учреждениях народного
образования Уфа, 1989 0,15 п т
21 Интеграционные процессы в профессиональной педагогике и изменение
сущности понятия «подготовка» // Проблемы профессиональной подготовки
специалистов на этапе ускорения научно-технического прогресса. Кировград
(Украина), 1989 0,15 п л
22 Специфические функции самообразования и заочное отделение I/
Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов заочного
обучения Курган,1991 0,15 п п
23 Гуманистическая и консервативная тенденции в развитии социальной
педагогики // Профессиональная подготовка социального педагога. М, 1992
0,15 п л
24 Проблема мотивации развития личности будущих владельцев фермерских
хозяйств // Долговременные формы непрерывной подготовки кадров для
агропромышленного комплекса Екатеринбург, 1995 0,15 п л
25 Персонализация и проблема становления педагогического сознания //
Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность
педагога. Тюмень, 1995 0,15 п л
26 Мотивы педагогической деятельности и причины авторитарности учителя
//1 Международный конгресс по проблеме гуманизации образования Бийск,
1995 0,15 п л
27 «Семантический дифференциал» в технологии усвоения педагогических
понятий // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к
воспитательной деятельности Барнаул, 1996 0,15 п т
28 Гуманизм в истории педагогики и принцип антропосообразности
образования // Образование на Урале и современные проблемы подготовки
учителя истории Екатеринбург, 1997 0,2 п л
29 Обыденное педагогическое сознание и развитие творческой
индивидуальности // Инновационные процессы в образовании и творческая
индивидуальность педагога Екатеринбург, 1998 0,2 п л
30 Научное педагогическое сознание и развитие творческой
индивидуальности // Инновационные процессы в образовании и творческая
индивидуальность педагога Екатеринбург 1998 0,2 п л
31 Технология опредеаения семантического пространства педагогического
сознания//Психодидактика и педагогика Барнаул, 1998 0,1 п л
32 Технология автодидактики в формировании теоретического уровня
педагогического сознания в процессе создания курса «Методология и методы
педагогического исследования» // Технология и мониторинг образовательного
процесса Екатеринбург, 1998 Вып 3 0,3 п л
33 Можно ти построить дом без фундамента'' Какой должна быть
педагогическая подготовка учителя истории // Третьи Уральские историко-
педагогические чтения Екатерин-бург, 1999 ОД п л / 0,1 п л (всоавт сТ П
Днепровой)
Анкеты
34 Почему я занимаюсь педагогическим самообразованием Екатеринбург,
1991 0,8 п т
35 Зачем я учусь в педагогическом университете Екатеринбург. 19% 2п л
36 Анкета для родителей Екатеринбург. 1996 1 п л
37 Анкета для учащихся Екатеринбург, 1996 1 п л
38 Зачем я работаю в школе Анкета для учителя Екатеринбург, 1998 1,2 п л
Словари, методические рекомендации, учебные планы и программы
39 Основы педагогических технологий Екатеринбург. 1995 2 п л / 0.1 п л (в
соавт с А С Белкиным)
40 Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики 1-е изд
Екатеринбург, 1991 2 п л
41 Пособие по автодидактике к курсу возрастной педагогики 2-е изд , доп
Екатеринбург, 1994 2 п л
42 Пособие по автодидактике для изучения педагогических понятий Учеб
пособие Екатеринбург, 1996 2 п л
43 Программа и вопросы по педагогике к гос> дарственному экзамену по
педагогике Екатеринбург, 1996 1,4 п л / 0 7 п л
44 Непрерывная педагогическая практика студентов исторического
факультета концепция, программа, методические материалы Екатеринбург,
1997 7,98 п л / 0,1 п л (в соавт с И А Протасовой и Т П Днепровой)
45 История возникновения и развития педагогического сознания // Пайдея
1997 Екатеринбург № 1 0,7 п л
46 Педагогические теории системы и технологии // Пайдея 1998
Екатеринбург № 2 1,2 п л
47 Методология и методы педагогических исследований // Пайдея 1998
Екатеринбург № 1 1.1 п л
48 Основы управления педагогическими системами // Пайдея 1998
Екатеринбург № 1 1,1п л
49 Государственный образовательный стандарт (национально-региональный
компонент) образования в период детства, основного общего и среднего
(печного) общего образования Свердловской области Екатеринбург 1999 0, 2п
л /0,1 п л (в соавт с А И Белоусовым. В П Братиной В Ф Коротких и О И
Малыгиной)
50 Методические рекомендации по реализации национально-регионального
стандарта Свердловской области в предметной области «Физическое
образование» Екатеринбург 2000 3 8 п л / 2 п л (в соавт с А И Белоусовым, В П
Братиной, В Ф Коротких и О И Малыгиной)




Подписано в печать 17 05 2000 Формат 60x84 1/16 Печать на ризографе Уел печ
л 2.5 Уч -изд л 2.5 Тираж 100 экз Заказ 255
Отдел множительной техники
Уральского государственного педагогическогоуниверситета
620219. ГСП-135, Екатеринбург, просп Космонавтов, 26

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ