СОДЕРЖАНИЕ

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК: (338.436.33:353)(571.56)
На правах рукописи
ДОБРЯНЦЕВ Анатолий Анатольевич
РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
(на примере Республики Саха (Якутия))
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

г. Якутск - 2006

Диссертация выполнена в Институте региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия)
Научный руководитель-
доктор экономических наук, профессор Дарбасов Василий Романович
Официальные оппоненты:
доктор экономических наук, профессор Бекетов Николай Викторович
кандидат экономических наук Соловьев Егор Петрович
Ведущая организация:
Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия)
Защита состоится "30" мая 2006 г. в 10 час 00 мин. на заседании диссертационного совета К 021.003.01 в Институте региональной экономики АН PC (Я) по адресу: 677891, г. Якутск, ул. Петровского, 2, Институт региональной экономики АН PC (Я).
С диссертацией можно ознакомиться в научном фонде Института.
Автореферат разослан " /г " апреля 2006 г
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор географических наук
Федорова Е.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. С принятием Федерального Закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" было положено начало формированию законодательной системы, при которой полномочия по решению важнейших вопросов жизнеобеспечения населения, а также ответственность за их реализацию, четко разграничиваются между уровнями государственной власти и местным самоуправлением. В Законе Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" от 30 ноября 2004 г. 3 №350-111 определен большой круг полномочий экономического характера. Но их нельзя считать исчерпывающими, так как проблем, возникающих перед местным самоуправлением и требующих решения на месте, значительно больше. В этой связи в Республике Саха (Якутия) была проведена целенаправленная работа по переходу на двухуровневое местное самоуправление, разработан и принят пакет нормативно-правовых актов, которые закрепили его структуру. Проведены референдумы, а затем сформированы органы местного самоуправления, выбраны их главы. В 2004 г. Президентом Республики Саха (Якутия) утвержден план совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), одобренный на Совете по местному самоуправлению по реализации вышеназванного закона. Важной особенностью большинства муниципальных формирований местного уровня (наслеги и поселки) в республике является то, что они мелкие по размерам. Так, в настоящее время в республике имеется 34 муниципальных района, 2 городских округа, 13 городов, 51 поселок городского типа, 366 сельских наслегов и 592 сельских населенных пунктов. Таким образом, создана территориальная основа организации системы муниципальных образований на уровне поселений.
В данной ситуации в целях реализации федеральных и региональных законов по формированию субъектов местного самоуправления, а также повышения уровня благосостояния сельского населения, стабилизация и рост экономической эффективности отраслей агропромышленного комплекса становится первоочередной задачей исполнительных органов власти. В этой связи перед главами муниципальных образований совместно с научными учреждениями, министерствами и ведомствами встала проблема разработки программ социально-экономического развития наслегов республики, без принятия

которых развитие местного самоуправления на поселенческом уровне встретит большие трудности. Решение существующих проблем села -это вопрос не только политический, но и экономический. Успешное развитие местного самоуправления в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) во многом будет зависеть от повышения экономической эффективности развития агропромышленного комплекса.
Исследования показали, что внедрение в 2003 г. местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на уровне районов (улусов) создало твердую основу для образования муниципальных районов, согласно новому федеральному закону, что существенно облегчило первый этап его реализации в части создания муниципальных районов и перехода к организации муниципальных образований поселенческого уровня. Вместе с тем, имеется ряд вопросов законодательного и правового характера в области территориальной организации и государственным стандартам поселений по плотности населения. Для разрешения этих и многих других сопутствующих вопросов необходимо осуществить комплекс мероприятий как на федеральном, так и региональном уровнях.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование региональных особенностей агропромышленного комплекса и обоснование развития его как экономической основы местного самоуправления.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
- исследование и анализ теоретических и методических аспектов
изучения социально-экономических проблем агропромышленного
комплекса региона;
- выявление региональных проблем и определение роли и места
агропромышленного комплекса в рамках реализации "Президентской
программы социально-экономического развития села Республики Саха
(Якутия) на 2002-2006 годы";
- выработка предложений по государственному и муниципальному
регулированию развития агропромышленного комплекса в условиях
местного самоуправления;
- разработка механизмов размещения муниципального заказа на
сельскохозяйственную продукцию и товары народного потребления в
условиях местного самоуправления;
- осуществление товарной и закупочной интервенции для стабилизации
и регулирования рынка сельхозпродукции;

- регулирование механизма земельных отношений в муниципальных образованиях, как главной экономической основы местного самоуправления.
Объектом исследования являются агропромышленный комплекс Республики Саха (Якутия) в составе кооперативов, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, государственных и муниципальных унитарных предприятий и муниципальных образований республики.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения в сельскохозяйственных улусах Республики Саха (Якутия) в условиях развития местного самоуправления.
Теоретической и методической основой исследования явились
научные труды отечественных и зарубежных экономистов в области
аграрной науки. Вопросами экономики агропромышленного
комплекса в 20-х годах прошлого столетия занимались А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, А.Н. Челинцев и другие. В современных условиях проблемы сельского хозяйства рассматривались такими российскими учеными, как А.А. Никонов, И.Н. Буздалов, A.M. Емельянов, а также региональными учеными-аграрниками Н.Н. Тихоновым, Е.А. Борисовым, В.Р. Дарбасовым, И.А. Матвеевым, И.О. Пахомовым, В.А. Уваровым и другими. В работе использованы законы Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и другие нормативно-правовые акты, специальная литература, материалы научно-практических конференций, методические и статистические данные соответствующих министерств и ведомств. В процессе исследования использовались экономико-статистический метод, а также методы группировок и вариантных расчетов автора.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в результате исследований:
предложены экономические механизмы регулирования агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления на основе внедрения муниципального заказа на продукцию местных товаропроизводителей на районном и поселенческом уровнях, за счет средств бюджета муниципалитетов для обеспечения муниципальных нужд на закуп продукции и товаров народного потребления, в отличие от ранее существовавшего государственного заказа на уровне региона в целом, что в конечном итоге позволит дальнейшему стимулированию производства местной продукции, открытию новых рабочих мест в сельской местности и улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса;

- разработаны положения и правила проведения товарной и закупочной
интервенции на говядину, оленину, свинину, рыбу и масло животное,
определен механизм их осуществления для стабилизации рынка
сельскохозяйственной продукции, удовлетворения потребности жителей
республики в продуктах местного производства, регулирования
рыночных цен в целях поддержки местного товаропроизводителя, в
отличие от ранее существовавшей по стране интервенции,
проводившейся на уровне региона через посредников и только в
отношении зерна с целью предупреждения глубокого падения цен на
рынке. Организатор проведения товарной интервенции должен
выступить в едином лице - в роли заготовителя и продавца, минуя
посредников, что позволит прямому финансовому вливанию бюджетных
средств местным товаропроизводителям, стимулировать местное
производство, и окажет плодотворное влияние на расширение сбыта
экологически чистой местной продукции;
- предложена методика кадастровой оценки земель городских и сельских
поселений на уровне муниципалитетов, определены условия и порядок
регулирования использования сельскохозяйственных угодий и арендных
платежей земельных участков на основе установления гибких ставок, с
учетом платежеспособности разных социальных групп населения,
экономической эффективности и финансово-хозяйственной
деятельности каждого землепользователя. В отличие от ранее
существовавших твердых ставок на аренду земель под поселение и
сельскохозяйственные угодья, она позволит более рациональному
использованию земельных ресурсов, обеспечению правовых,
экономических, организационно-технологических и других условий для
воспроизводства и повышения плодородия почв, управления и
распоряжения муниципальной собственностью, как главной
экономической основы местного самоуправления.
Практическая значимость и реализация работы состоит в том, что выводы и рекомендации, сделанные в результате проведенного исследования были использованы: при разработке "Программы социально-экономического развития муниципального образования "Хангаласский улус" на период 2002-2006 гг.", а также при разработке рекомендаций и предложений для глав муниципальных образований.
Некоторые механизмы субсидирования, муниципального заказа на сельхозпродукцию и товарная интервенция на поддержку местного сельхозтоваропроизводителя используются при разработке и введении второго этапа "Программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы". Результаты внедрения 6

исследования по внедрению муниципального заказа и внедрение новых механизмов регулирования земельных отношений в условиях местного самоуправления внедрены в практической работе муниципального района "Хангаласский улус".
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке нормативно-правовых актов муниципальными образованиями, сельскохозяйственными предприятиями, Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и агропромышленным комплексом других регионов. Внедрение результатов исследования позволит обеспечить рост объемов продукции сельского хозяйства и товаров народного потребления.
Апробация работы. Результаты и основные положения исследования прошли апробацию на республиканских, зональных, районных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам развития местного самоуправления в регионе. В частности, основные положения исследований были доложены в 2004 г. на заседании Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия), в 2004-2005 гг., на Парламентских слушаниях "О ходе реализации Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы".
Публикации. По теме исследования автором опубликовано 6 научных статей.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, 49 таблиц, 5 схем и 3 рисунков, выводов и предложений, списка использованной литературы из 115 наименований и приложений. Основное содержание изложено на 135 страницах машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе "Теоретические и методические основы изучения региональных социально-экономических проблем"
рассмотрены сущность и теоретические аспекты развития агропромышленного комплекса, уровень жизни населения в республике, а также природно-климатические особенности ведения сельского хозяйства в регионе. Как известно, теория аграрных отношений, или аграрно-экономическая теория, как одно из важнейших направлений науки об обществе, может рассматриваться лишь с позиции системного подхода и единого мирового процесса, какой бы ни была специфика отдельных стран. Она представляет собой совокупность основополагаю-
7

щих идей и, опирающихся на практику, абстрактно-логических представлений о закономерностях развития и жизнедеятельности крестьянских сообществ, экономических и социальных отношений в сельском хозяйстве и агропродовольственной системе.
Исходя из анализа основных критериев уровня жизни селян, в целях реального повышения уровня жизни сельского населения необходимо осуществление следующих комплексных мер;
- повышение продуктивности сельского хозяйства, обеспечение
эффективной занятости селян, усиление стимулирования и достижения
высокого уровня рентабельности производства;
- увеличение инвестиций в конкретного человека на его
образование, здравоохранение для улучшения условий жизни и труда; ¦
- создание условий для развития малого и среднего бизнеса на
селе, свободного предпринимательства;
- создание перспективного рынка сбыта продукции селян с
использованием новых технологий, осуществляющего возникающий
спрос населения, справедливое распределение доходов и рост
эффективности труда;
осуществление необходимого уровня бюджетного финансирования с целью сокращения существенного разрыва между промышленными и сельскими улусами;
- эффективное использование сельскими поселениями земельных
ресурсов и имущественного комплекса, как основы финансово-
экономического благополучия органов местного самоуправления;
- решение проблем инженерного благоустройства, создание
социальной инфраструктуры села за счет государственных и
муниципальных источников.
Во второй главе "Состояние и проблемы сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия)" определены роль и место агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления в основных сельскохозяйственных районах республики, проанализированы некоторые итоги реализации "Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы", а также рассмотрены механизмы кооперации и интеграции хозяйств, как факторов стабилизации и повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Программа, так или иначе, затрагивает интересы почти 350 тыс. селян - трети всего населения республики. В результате преобразований в аграрном секторе основной

производительной силой стали личные подсобные хозяйства (ЛПХ), производящие в настоящее время до 70% валовой продукции сельского хозяйства. В республике насчитывается 3,9 тыс. крестьянских и 122 тыс. личных подсобных хозяйств. Какова же отдача агропромышленного комплекса республики?
Другие
источники;
1200 млн.руб
Федеральный
бюджет, 100
млн.руб.
С начала действия Программы в иелом на развитие агропромышленного комплекса республики направлено примерно 11,5 млрд. руб. В 2004 г. консолидированные поступления составили 4,5 млрд. руб. {рис 1).
Республиканс кий бюджет; 3300 млн.руб.
Рис.1. Структура финансирования "Пре)идентской программы
социально-экономического развития села Республики Сака (Якутия)
на 2002-2006 голы"
Исследования показали, что привлекаемые средства из федерального бюджета на развитие села за последние два года увеличились с 43 до 100 млн. руб. Данные средства направлены в основном на социальную инфрастуктуру села, где введены локальные водопроводы в населенных пунктах республики, внутрипоселковые газовые сети и построено жилье. В то же время не следует полагать, что на развитие сельского хозяйства увеличивается финансовый поток. Наоборот, поступления из республиканского бюджета - главного источника финансирования, несколько сокращаются - от 3,9 млрд. руб. в 2001 г. до 3,6 млрд. руб. в 2005 г.
Анализ показал, что за годы работы программы заметно повысилась экономическая эффективность бюджетных вложений в с ел ьхоз производство. Если в 2001 г. на каждый рубль получали продук-

продукции в среднем на 1,81 руб., то в 2005 г. на 3,66 руб. Рост отдачи от вложений более чем в два раза (табл.1).
Таблица 1
Объемы финансирования и экономическая эффективность
"Президентской программы социально - экономического
развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы"

Показатели
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004
г.
2005
г
Объем финансирования из республиканского бюджета,
млн. руб.*
3900
3481
2871
3345
3348
Валовая продукция,
млн.руб.
7060
8195
9221
10449
1217 4
Получено продукции на I руб. бюджетных вложений, руб.
1,81
2,35
3,21
3,12
3,66
* Отчет органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) перед населением. Якутск, 2006. с.65.
Расчеты показали, что в ближайшей перспективе целесообразней становится оказание поддержки личному подсобному хозяйству населения, путем субсидирования маточного поголовья. Для развития переработки в улусах необходимо создание сети заготовительных пунктов разных фопм собственности на кооперативной основе, это создаст необходимые условия для реализации сельскохозяйственного сырья, роста объема производства сельскохозяйственной продукции и экономической заинтересованности населения. За производственными кооперативами будущее развитие сельского хозяйства. Их надо всячески стимулировать, поддерживать и распространять их опыт. Исследования хода реализации Программы показали, что имеются серьезные недостатки в организационно-структурных преобразованиях отрасли, нормативно-правовых и финансово-кредитных вопросах, создании равных экономических условий различным формам хозяйствования.
В связи с переходом на местное самоуправление главам муниципальных образований совместно с научными учреждениями, министерствами и ведомствами необходимо разработать программы социально-экономического развития наслегов республики, без принятия которых развитие местного самоуправления на поселенческом уровне встретит трудности. 10

Необходимо скорректировать политику семейной экономики на селе с целью повышения доходности сельского населения за счет внедрения кооперативных форм хозяйствования, новых технологий в производстве, роста производительности труда и развития экономически эффективных производств и услуг. Создать в наслегах рынок товаров и услуг для реализации продукции с целью пополнения ресурсов местных бюджетов. При этом следовало бы компенсировать диспаритет цен на селе путем увеличения объемов субсидирования и дотирования на производимую сельскохозяйственную продукцию товаропроизводителям организованных форм хозяйствования.
В связи с широкомасштабным строительством объектов газификации в сельских улусах, а также необходимостью эффективного использования магистральных водоводов, особое внимание уделить созданию таких новых производств, как крупные тепличные хозяйства, мини-заводы по изготовлению полимерных труб, тарное производство и другое.
В третьей главе "Пути развития агропромышленного комплекса региона в условиях местного самоуправления" рассмотрены вопросы государственного регулирования развития агропромышленного комплекса в новых условиях администрирования, размещения муниципального заказа на продукцию местных товаропроизводителей, механизмы осуществления товарной и закупочной интервенции для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции в республике, вопросы регулирования земельных отношений и семейной экономики. Как известно, в силу своей специфичности, сельское хозяйство во многих странах мира подвержено усиленному государственному регулированию. В Республике Саха (Якутия), где в суровых природно-климатических условиях Севера коренные и малочисленные народы Севера в основном занимаются сельскохозяйственным производством, государственная поддержка им просто необходима, что отразилось в "Президентской программе социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы".
По мнению автора, государственная и муниципальная поддержка аграрного сектора экономики республики должна осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
- система прямой финансовой поддержки (субсидирование и
дотирование);
- расширение сбыта продукции (внедрение государственного и
муниципального заказа);
11

- кредитная политика и система страхования;
- материально-техническое снабжение (долгосрочный лизинг);
- осуществление региональной товарной интервенции:
- механизмы регулирования земельных отношений.
Анализ работы многих хозяйств показывает, что 60-70% надоя молока, равно как и реализация, приходится на летний период (июль-сентябрь). В этой связи, с целью снижения яловости коров, достижения раннего отела, улучшения рациона, т.е. соблюдения научно обоснованной технологии производства сельскохозяйственной продукции, а также стимулирования сельхозтоваропризводителей, необходимо предусмотреть субсидии на молоко в летний пастбищный период - 15 руб. за 1 кг, а в зимне-стойловый период - 25 руб. за 1 кг, на что израсходуется 1,5 млрд. руб. бюджетных средств (табл. 2).
Таблица 2 Расчет цен и оптимального объема субсидии на молоко


Показатели
Летний
период (65%)
Зимний
период (35%)
Всего
1.
Объем государств, заготовок, тонн
53 436
28 774
82 210
2.
Субсидия на 1 кг молока (руб.)
15
25
-
3.
Необходимый объем субсидии (тыс.руб.)
801 540
719 350
1 520 890
4.
Заготовительная цена 1 кг молока (руб.)
5
5
5.
Необходимый объем финансирования производителям заготовительными предприятиями (тыс.руб.)
267 180
143 870
411 050
6.
Закупочная цена 1 кг молока (руб.)
20
30
-
7.
Всего будет профинансировано на заготовку молока
(гыс pvii 1
1 068 720
863 220
1 931 940
Таким образом, в летний период сельхозтоваропроизводители получают за 1 кг молока 20 руб., в зимне-стойловый период - 30 руб. Безусловно, вышеперечисленные меры государственной поддержки аграрного сектора будут стимулировать не только повышение количест-

венных показателей, но и принятие целого комплекса мер по их достижению.
Автор предлагает с 2007 г. предусмотреть'субсидии на мясо крупного рогатого скота, то есть говядину, так как у местного товаропроизводителя без сушественной государственной поддержки нет стимула для производства говядины. Субсидирование мяса нужно предусмотреть хотя бы для центральных и вилюйских групп животноводческих улусов в объеме 5,4 тыс. т., в которых содержится более 224 тыс. голов крупного рогатого скота, по цене 50 руб. за 1 кг (табл. 3).
Таблица 3
Расчет объема субсидии на говядину
по основным сельскохозяйственным районам
Республики Саха (Якутия)
Центральная и вилгойекая группа районов (улусов)
Поголовье КРС на 01.01.200бг
(гол)
Объем производства в убойном весе (тонн)
Субсидия на 1 кг мяса
(руб)
Всего сумма субсидий (тыс.руб)
Мегино-Кангаласский
27S67
700
50
35000
Чурапчинский
25036
600
50
30000
У сть- Алдан ски Й
21608
500
50
25000
Татгинский
18327
450
50
22500
Амгинский
15104
350
50
17500
Хангаласский
15733
400
50
20000
Олекминский
11038
250
50
12500
Вилюйский
16144
400
50
20000
Вер х i ie в ил ю иски й
15468
350
50
17500
Нюрбинский
21062
500
50
25000
Сунтарский
22500
550
50
27500
Намский
15037
350
50
17500
Всего:
224924
5400
50
270 000
Чтобы заготовить с 12 основных сельскохозяйственных улусов 5,4 тыс. т. говядины по 50 руб. за 1 кг" дополнительно потребуется из бюджета 270,0 млн. руб., эта сумма сравнительно не большая. Например, если заготовитель будет закупать говядину по 90-100 руб. и получать сверху 50 руб. субсидии, тогда сельхозтоваропроизводитель получит за 1 кг мяса от 140-150 руб., что ближе к сложившейся на данное время себестоимости мяса. Таким образом, при нескольких вариантах субсидирсвания на молоко 70,0 тыс. или 82,0 тыс. т. и мясо

5,4 тыс. т. прямые выплаты на продукцию скотоводства составят от 1800-2200 млн. руб., что является вполне возможным при нынешнем финансировании программы развития села. При этом местный сельхозтоваропроизводитель получил бы реальную выгоду для дальнейшего успешного развития своего хозяйства.
Также, на наш взгляд, надо обратить особое внимание на развитие скотоводства в республике, как традиционного занятия коренного народа саха. Мы предлагаем в проект второго этапа "Президентской программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы" включить строительство скотопомещений для дойного стада с применением новых строительных материалов и новейших технологий от 40 до 100 голов и летних ферм, предназначенных для кооперативов и фермеров с последующей их передачей на долгосрочную аренду (до 25 лет). Строительство таких скотопомешений и ферм необходимо из расчета на 12 тыс. голов для центральных скотоводческих районов. Примерная стоимость строительства и механизации каждого коровника составит 7-14 млн. руб., это по 20 коровников при ежегодном инвестировании 200 млн. руб. Можно построить эти коровники за 2 года, при условии, что удой на 1 фуражную корову будет доведен до 2500 кг., значит с 12 тыс. коров за год можно получить до 30 тыс. т. молока, реализовать цельно-молочной продукцией и получить 660 млн. руб. (30 тыс. т. х 22 руб. за 1 кг).
Необходимо организовать ежегодный интенсивный откорм молодняка крупного рогатого скота до 20 тыс. голов и сдавать государству за 18 месяцев, при этом можно получить дополнительно мяса, выход продукции составит 2,8 тыс. т. (20,0 тыс. голов х 140 кг) на сумму 336 млн. руб. (2,8 тыс. т х 120 руб.). При реализации предложенных мер за два года можно получить продукции на 1 млрд. руб. При внедрении таких проектов аграрный сектор республики стал бы привлекаемым для проведения нормального бизнеса, что вовлекло бы в свою очередь в агропромышленный комплекс молодое поколение сельских бизнесменов. Кроме того, внедрение таких проектов облегчило бы труд сельских тружеников посредством механизации и электрификации основных трудоемких процессов сельскохозяйственного производства. При этом показателем экономической эффективности выступит рост обеспеченности собственной продукцией из расчета на душу населения (табл. 4).

Таблица 4
Обеспеченность собственной продукцией региона на душу населения

Виды продукции
Норматив потребления на душу населения (кг)
Фактически на начало 2006 г
План на начало 2012 г
Темп роста 2012 г к 2006 году в %
Мясо скота, кг
75
17,8
31,5
167,5
Молоко и молочные продукты, кг
300
186
230
123,6
Это позволило бы обеспечить собственной продукцией потребность населения республики в потреблении: мяса и мясопродуктов на 40 %, молока и молочной продукцией на 75,6 %.
Понятие муниципальный заказ возникло в республике с
переходом районов на двухуровневое местное самоуправление. Под
муниципальным заказом понимается совокупность заключенных
муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ,
оказание услуг за счет средств бюджета муниципального района. То
есть, это обобщенная, обоснованная и оформленная в виде плана-
графика проведения закупок потребность органов местного
самоуправления в товарах, работах или услугах. Согласно принятого
постановления муниципального района "Хангаласский улус" утвержден
Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за
исполнением муниципального заказа. Контроль за размещением заказов
для муниципальных нужд района закреплен за управлением
экономического развития при администрации улуса. Установлен
предельный размер расчетов наличными деньгами между
юридическими сделками по одной сделке в сумме 250 тыс. руб. (муниципальный заказ производится по котировочному запросу).
В дальнейшем систему муниципального заказа нужно
совершенствовать, ввести его на уровне всех муниципальных
формирований, спрос на продукцию сельского хозяйства
промышленных районов разместить в соседних сельскохозяйственных
территориях, а спрос на промышленную продукцию и товары народного
потребления разместить наоборот. Совершенствование
муниципального заказа и его размещение во всех муниципальных образованиях должно стать важным механизмом поддержки всех

предприятий агропромышленного комплекса республики. Это окажет положительное влияние на улучшение финансово-хозяйстве иной деятельности местных товаропроизводителей и стимулирование производства местной продукции и открытию новых рабочих мест на
селе.
В республике товарные интервенции целесообразно проводить на основную сельскохозяйственную продукцию, как масло животное, говядину, оленину, свинину и рыбу. На основании наших расчетов предлагается следующая схема проведения товарной интервенции в регионе (табл. 5):
Таблица 5
Схема введения товарной интервенции в Республике Саха (Якутия)

Наименование продукции
Объем, т.
Закупочная цена
Розничная пена
В том числе, накладные расходы (14.5%)
Товарная интервенция




руб
за кг
тыс руб.
руб. за кг
тыс. руб.
РУ 6. за кг
тыс. руб.
руб. за кг
тыс. руб.
Масло животное
500
90
45000
75
37500
10
5000
25
12500
Говядина
500
i)0
450(10
70
35000
10
5000
30
15000
Оленина
300
GO
ISO0O
35
10500
1500
30
9000
Свинина
100
40
9000
70
7000
10
1000
30
3000
Рыба
500
90
45000
85
42500
10
5ОО0
25
12500
| Итого

162000
132500
17500
52000
По мере осуществления закупочной товарной интервенции механизм и ее параметры могут быть скорректированы. При предлагаемых объемах проведения закупочной товарной интервенции израсходуется 52 млн. руб. бюджетных средств. В данном случае государство поддерживает интересы товаропроизводителей и стимулирует дальнейшее повышение производства животноводства и рыбной продукции сельского хозяйства, которые, на наш взгляд, на сегодня не в полной мере востребованы за пределами республики.
Действенным способом расширения сбыта местной сельхозпродукции также может стать и государственная сертификация

агропродовольственной продукции, подтверждающая аутентичность продукции или экологически чистый способ ее производства, В связи с этим предлагаем организовать Институт сертификации агропромышленной продукции при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия). Такая сертификация может быть самоокупаемой, так как является для производителей рекламой и может ими оплачиваться.
Главные цели земельных преобразований в республике - создание условий для рационального использования земли и охраны этого важнейшего природного ресурса. При принятии нового порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности или права на заключение договоров аренды таких участков, особенно по районному центру, согласно кадастровой стоимости земель, участки будут довольно дорогими порядка 40-100 тыс. руб. Поэтому для некоторых социально незащищенных слоев населения нужно предусмотреть льготы до 50-70 %, в частности, молодым семьям, многодетным семьям, ветеранам тыла, почетным гражданам улуса и инвалидам.
При обсуждении и принятии арендных ставок для земель сельскохозяйственного назначения, предложенные и принятые ставки в целом отражают платежеспособность и уровень жизни сельского населения улуса. Но в отношении сельхозкооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств и других пользователей земли следует подойти дифференцированно. исходя из финансовых возможностей, эффективности хозяйственной деятельности, оптимального использования трудовых ресурсов в разрезе каждого поселения. Можно сделать некоторые отсрочки платежей или льготы на определенный промежуток времени. При этом, представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления должны подойти индивидуально и дифференцированно к каждому вопросу земельных отношений и более эффективному использованию земельных и природных ресурсов на территории своих поселений, как главной экономической основы местного самоуправления.


Выводы и предложения.
Исследования показали, что гарантом становления местного самоуправления в наслегах является стабильная экономика. В соответствии с проектом Бюджетного кодекса РФ, источником формирования доходов местных бюджетов районного и поселенческого уровня могут являться: собственные доходы; субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, переданных
им Федеральными Законами и Законами Республики Саха
(Якутия). Таким образом, без существенной финансово-экономической
базы, то есть повышения рентабельности работы отраслей экономики
агропромышленного комплекса, гарантии хозяйственной
самостоятельности могут повиснуть в воздухе. В большинстве сельскохозяйственных улусов республики выбор вида хозяйственной деятельности ограничен, что связано с природно-климатическими условиями, транспортной схемой, менталитетом коренных и малочисленных народов Севера и т.д. Очевидно, что основной акцент в них будет сделан на производстве, связанном с переработкой и хранением сельскохозяйственного сырья, и развития местных промыслов.
Из вышеизложенного необходимо внести следующие
предложения:
В Республике Саха (Якутия) в условиях местного самоуправления государственная и муниципальная поддержка аграрного сектора экономики должна осуществляться по следующим направлениям: совершенствование системы прямой финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей путем субсидирования и дотирования; улучшение состояния материально-технического обеспечения путем долгосрочного лизинга; реформирование финансово-кредитной политики и системы страхования; реформирование системы налогообложения предприятий АПК; расширение сбыта продукции путем размещения государственного и муниципального заказа; осуществление закупочной и товарной интервенции в отношении говядины, оленины, свинины, рыбы и масла животного; применение новых механизмов регулирования земельных отношений и экономической оценки земель.
1. В республике, находящейся в зоне рискованного земледелия и животноводства прямые выплаты сельхозтоваропроизводителям должны производиться за конечную продукцию. При этом следует довести их
18

уровень не менее 60-65 % от общего финансирования из бюджета Республики Саха (Якутия). Практика показала, что прямые выплаты на сельскохозяйственную продукцию должны стимулировать не только повышение объемов сдачи продукции, но и основу развития всего агропромышленного комплекса, то есть рост численности скота и птиц, увеличение посевных площадей, продуктивности животных, что в конечном счете повышает общую валовую продукцию сельского хозяйства.
2. Одной из важнейших задач АПК региона является также
повышение уровня энергообеспеченности и фондовооруженности в
сельском хозяйстве для создания расширенного воспроизводства. В
данной ситуации, одним из приоритетных экономических механизмов
является лизинговая поставка сельскохозяйственной техники и
оборудования. Для успешной реализации программы материально-
технического снабжения сельхозтоваропроизводителей необходимо:
ориентироваться на поставку отечественной сельскохозяйственной
техники, как более надежной и перспективной; добиться своевременного
возврата кредитных средств; предусмотреть лизингодателям льготное
налогообложение; предусмотреть субсидии на поставляемую
сельскохозяйственную технику, как приоритетный экономический
механизм поддержки АПК республики.
3. Важным инструментом государственного регулирования АПК
является также финансово-кредитная политика, которая зависит от
многих факторов деятельности всего АПК и финансовых институтов. В
Республике Саха (Якутия), как и в Российской Федерации, с ее
переходной рыночной экономикой, долгосрочная финансово-кредитная
политика проводится далеко недостаточно и ее степень влияния на
экономику аграрного сектора изучена слабо. На наш взгляд,
кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и
предприятий АПК имеет свои специфические признаки такие, как:
долгий воспроизводственный цикл; воздействие непредсказуемых
факторов (засуха и другие стихийные бедствия); финансовая непривле
кательность сельского заемщика; сезонный спрос на кредит со стороны
потребителей; невозможность проведения залоговой политики, что
связано с износом основных средств, отсутствием нормативно-правовых
актов и др. Для достижения положительных результатов в аграрном
секторе более реальным становится реализация долгосрочной
кредитной политики. С открытием филиалов Росагропромбанка в
основных сельскохозяйственных районах. Важным элементом механиз-
19

ма реализации финансово-кредитной политики в агропромышленном комплексе является развитие сельской кредитной кооперации - наиболее приемлемой формы организации взаимного кредитования граждан и мелких предприятий, а также страхование недвижимости и скота, как залог на получение кредита.
4. Реформирование системы налогообложения должно быть
направлено на: ослабление налогового бремени; усиление
стимулирующей и регулирующей функций налогов через механизм
льгот и освобождений: стимулирование инвестиционного процесса через
отсрочки и освобождения. Первоочередная мера в сфере налоговой
политики - не допустить роста фискального давления на АПК в целом.
За последние 3 года сельскохозяйственные предприятия республики на
доводимые налоги и платежи во внебюджетные фонды расходовали
свыше 20 % суммы выручки от реализации продукции. Наиболее
оптимальным считается, когда общая сумма взимаемых налогов и
платежей составляет не более половины прибавочного продукта.
5. В связи с переходом на двухуровневое местное самоуправление
возникла необходимость в разработке новых методов регулирования
государственного и муниципального продовольственного и
непродовольственного рынка республики, в том числе за счет
размещения муниципального заказа на сельскохозяйственную
продукцию и товаров народного потребления. Так, оптимизация
процесса управления муниципальным заказом и повышение
эффективности закупок продукции для муниципальных нужд районов,
сегодня проводится согласно федеральному законодательству и
бюджетному кодексу Российской Федерации. На основании имеющихся
нормативно-правовых актов в районных администрациях республики с
целью обеспечения муниципальных нужд продукцией местных
товаропроизводителей утверждается порядок формирования,
размещения, исполнения и контроля за исполнением своего
муниципального заказа.
6. Попытки активного регулирования продовольственного рынка,
в том числе за счет товарных интервенций, предпринимались с середины
90-х гг. XX в. В настоящее время в Российской Федерации с 2001 г.
осуществляется интервенция в отношении только производимого зерна,
что связано со значительными колебаниями в производстве данного
продукта питания. В Республике Саха (Якутия) закупочные и товарные
интервенции целесообразно проводить в отношении масла животного,
говядины, оленины, свинины и рыбы. Для проведения товарной
20

интервенции необходимо наделить ОАО "Агропромышленный сбытовой союз" заготовительными функциями. При этом, в отношении рыбы необходимо предусмотреть возмещение транспортных расходов за счет бюджета региона, так как в основном рыба поступает из северных (арктических) улусов, где недостаточно развита транспортная сеть.
7. Главные цели земельных преобразований в республике - создание условий для рационального пользования землей и охраны этого важнейшего природного ресурса; обеспечение нормативно-правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы; сохранение и улучшение природной среды, а также равноправное развитие различных форм хозяйствования в сфере сельского хозяйства. В регулировании земельных отношений законодательно закреплена следующая компетенция органов местного самоуправления: управление и распоряжение муниципальной собственностью (в том числе, земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований); инвентаризация земель и формирование единых с земельным участком объектов недвижимости и др. С применением новых механизмов кадастровой оценки земель и регулированием ставок на арендные платежи и уменьшение налогообложения, дифференцированный подход руководящих органов местного самоуправления к землепользователям АПК создадут условия эффективного использования земельных ресурсов, как главной экономической основы местного самоуправления.
Предложенные автором разработки по развитию агропромышленного комплекса региона в условиях внедрения местного самоуправления будут способствовать выходу на новый более устойчивый уровень его развития.
По теме диссертации опубликованы следующие научные работы:
1. Продовольственная безопасность как один из элементов
экономической безопасности / Вопросы региональной экономики: Сб.
научн. тр. Вып. 4. - Якутск: Учреждение "Издательство ЯНЦ СО РАН",
2004. с. (соавт. Никифоров А.Г., Скрябин Н.Н.)
2. Стабилизация и рост сельскохозяйственного производства как
основной фактор повышения уровня жизни на селе / Вопросы
региональной экономики: Сб. научн. тр. Вып. 4. - Якутск: Учреждение
"Издательство ЯНЦ СО РАН", 2004. с. (соавт. Скрябин Н.Н., Стручкова
А.В.)


3. Кадровая политика в МО "Хангаласский улус" PC (Я) в
условиях перехода на местное самоуправление ¦' Власть и управление на
Востоке России. №2 (31). - Хабаровск. 2005.
4. О повышении системообразующей роли АПК / Молодежь и
экономика Республики Саха (Якутия): Материалы научно-практической
конференции молодых ученых. - Вып. 4. - Якутск, 2005. (соавт. Скрябин
Н.Н-. Стручкова А.В.)
5. Основные направления предпринимательской деятельности в
МО "Хангаласский улус" / Сборник докладов Н-го съезда
представителей малого бизнеса "Малый бизнес республики: стратегия
развития. - Якутск. 2005.
6. Роль и место АПК в условиях местного самоуправления в
сельскохозяйственных улусах / Вопросы региональной экономики: Сб.
научн. тр. Вып. 5. - Якутск: Учреждение "Издательство ЯНЦСО РАН",
2005. с. (соавт. Скрябин Н.Н., Стручкова А.В.).





ОГЛАВЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение 3
Глава I. Теоретические и методические аспекты изучения
региональных социально-экономических проблем 8
1.1. Теоретические и методические подходы к изучению развития
аграр но -промышленного комплекса, как финансово-экономической
основы местного самоуправления 8
1.2. Повышение уровня жизни сельского населения, как главная
цель развития аграрно-промышленного комплекса 15
1.3- Природно-климатические особенности ведения сельского
хозяйства в регионе 23
Глава II. Состояние и проблемы сельскохозяйственного
производства в Республике Саха (Якутия) 29
2.1. О ходе реализации "Президентской программы социально-
экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-
2006 годы" 29
2.2. Роль и место аграрно-промышленного комплекса в условиях
местного самоуправления в сельскохозяйственных улусах
республики 42
2.3. Кооперация и интеграция, как фактор стабилизации и
повышения экономической эффективности сельскохозяйственного
производства 55
Глава III. Пути развития аграрно-промышленного комплекса
региона в условиях местного самоуправления 76
3.1. Государственное и муниципальное регулирование развития
аграрно-промышленного комплекса в условиях местного
самоуправления 76
3.2. Муниципальный заказ, как механизм поддержки местного
товаропроизводителя и заготовителя 92
3.3. Осуществление товарной интервенции для стабилизации рынка
сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия) 100
3.4. Механизмы регулирования земельных отношений в условиях
местного самоуправления 110
3.5. Основные направления развития семейной экономики в
регионе 124
Выводы и предложения 133
Список использованной литературы 138
Приложения



22

Подписано и печати 12.04.2006 г. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Timei New Roman. Печать офсетная Усл. печ. л. 1,5. Тираж 100 эт. Закат № 133,
Отпечатано в ГУЛ РС(Я) "Хангаласская улусная типография" Лиценчия № 000042. г. Пикровск, ул. Николаева. 4.



СОДЕРЖАНИЕ