<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

формирования и развития творческой самостоятельной деятельности
В основу контекстно-интенсифицированного подхода положены принципы,
относящиеся к двум группам, характеризующим его суть (принцип целостности,
принцип централизации, принцип дифференциации, принцип открытой системы,
принцип финальности) И основные требования к наполнению содержанием его
компонентов (принцип целенаправленности, учета возрастных особенностей,
принцип взаимосвязи с социальными компонентами, принцип сознательности,
активности)
7 Организация формирования и развития творческой самостоятельной
деятелВности эффективно работает и развивается при наличии совместности
педагогических положений, способствующих формированию и развитию знаний,
умений и качеств, присущих творческой личности Первая группа педагогических
положений содержит психолого-педагогическую диагностику, заключающуюся,
как в диагностики индивидуальных психолого-педагогических особенностей
учащихся, так и в прогностической деятельности педагогов Вторая группа
обеспечивает соединение аспектов, направленных на организацию формирования и
развития творческой самостоятельной деятельности, обеспечивая уровневую
подготовку Третья группа определяет непрерывность процесса формирования и
развития творческой самостоятельной деятельности
8 Умение творческой самостоятельной работы - это приобретенная учащимися
возможность (потенциал) к выполнению творческой самостоятельной деятельности
В соответствии с этим, к умениям творческой самостоятельной работы следует
отнести умение входить в активную умственную работу, умение представлять план
предстоящих действий, добывание дополнительных знаний, использование
дополнительной литературы, творческое применение знаний на практике
Сформированность умений творческой самостоятельной деятельности учащихся
предполагает четыре уровня
Нулевой уровень (незнание теории, неумение анализировать, неумение применять
теорию на практике и т п) характерен тем, что к нему относятся учащиеся со
стилем деятельности, но совершенно не умеющие экстраполировать Первый
уровень (недостаточное знание теории, владение первым видом анализа,
применение теории на практике в заданиях средней трудности и т п ) предполагает,
что учащиеся обладают стилем деятельности со слабо развитой экстраполяцией
Деятельность учащихся на этом уровне, обычно, направляется учителем Второй
уровень (знание теории, владение первым и вторым видом анализа, применение
теории на практике и т п) характеризуется творческой самостоятельной
деятельностью с незначительной помощью учителя в разрешении трудных
вопросов Учащиеся этого уровня обладают стилем деятельности, совпадающем со
способностями к данному предмету совместно с экстраполяцией Третий уровень
сформированности умений творческой самостоятельной работы предполагает, что
учащиеся сами ставят проблему и решают ее, они свободно экстраполируют
9 Цикличное построение занятий подразумевает цикл состоящий из четырех
уроков, соответствующих четырем уровням сформированности опыта творческой
самостоятельной деятельности учащихся Занятия напоминают спираль, где каждый
последующий виток соответствует более высокому уровню
Основные принципы на которых строятся занятия повышение трудности материала
с каждым уроком, возвращение через четыре урока к прежнему материалу, но на
более высоком уровне, соединение, подготовленных форм работы на занятиях и
экспромта при применении единства репродуктивных и продуктивных моментов
занятий, снижение и смягчение оценки недостатков и завышение оценки
творческих достижений учащихся, поощрение фантазии, воображения,
доброжелательное отношение, сотрудничество, заинтересованность учащихся
10 Директориальная игра- планомерный, продуманный, вызывающий интерес,
приносящий удовольствие ряд действий, направленный на формирование и
развитие творческой самостоятельной деятельности
Директориальные игры, являются основным средством контекстно-
интенсифицированного подхода к организации формирования и развития
творческой самостоятельной деятельности Они представляют собой универсальную
совокупность всех аспектов, влияющих на процесс формирования и развития
творческой самостоятельной деятельности у учащихся
Директориальные игры могут быть классифицированы по различным основаниям
Однако во всех классификациях они имеют свои собственные критерии содержать
проблемные ситуации, обеспечивать альтернативу и заключать в себе нарастание
сложности
11 Результатом организации формирования и развития творческой са-
мостоятельной деятельности является полученный опыт творческой само-
стоятельной деятельности
Опыт творческой самостоятельной деятельности - это сформированная и развитая
способность к творческой самостоятельной деятельности выражаемая и
концентрируемая трансмиттером, передающим побуждение к творческой
самостоятельной деятельности (медиатор)
Опыт творческой самостоятельной деятельности квалифицируется тремя стадиями
развития Первая стадия характерна первичным возникновением всех компонентов
творческой самостоятельной деятельности, вторая стадия развития определяется
накоплением неоднократного проявления медиатора, третья стадия - это
окончательно сформированное и развитое побуждение
Выделенные стадии характеризуются четырьмя уровнями Уровень определяется
системой охватывающей знания на уровне научных, умения творческой
самостоятельной работы (представлять план предстоящих действий, входить в
активную умственную работу т п ), качества творческой самостоятельной
личности, приобретенные в ходе формирования и развития творческой
самостоятельной деятельности

Наше исследование не претендует на единственность и исключительность, однако,
опытно-экспериментальная работа показала его эффективность
Основные положения диссертации отражены в 25 публикациях Общий объем
публикаций 32 п л
Монографии
1 Творческая самостоятельная деятельность учащихся теория и практика ее
организации Монография - Челябинск "Факел", 1997, 112с (8,1пл)
2 Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой
самостоятельной деятельности теория и практика Монография - Челябинск
"Факел", 1998, 174с (11,6пл)

Статьи и тезисы докладов и выступлений на научных конференциях
3 Активизация индивидуально-психологических аспектов личности учащихся при
развитии творческих самостоятельных навыков труда //Проблемы оптимизации
учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования и
самообразования молодежи / Тез докладов республиканской научно-методической
конференции - Челябинск, 1990 - С 32
4 Психолого-педагогические уровни умения творческой самостоятельной работы
учащихся на этапе творческого мышления //Проблемы совершенствования
профессиональной подготовки вузовской молодежи / Тез региональной научно-
практической конференции Челябинск, 1991 - С 101-102
5 Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся с целью
развития навыков творческой самостоятельной работы в познавательной
деятельности / Научно-реферативный сборник "Педагогическая психоло-
гия, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология", вып 3 М, 1991, С
12
6 Дифференциация психолого-педагогического состояния учащихся на этапе
творческого мышления / Научно-реферативный сборник "Педагогическая
психология, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология", выпЗ М,
1991, С 13
7 Принципы, характеризующие процессы формирования навыков творческой
самостоятельной работы на уроках математики // Научно-реферативный сборник
"Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена,
дефектология", вып 3 М , 1991, С 14
8 Развитие умений творческой самостоятельной работы с помощью ор-
ганизационных игр //Сборник научных работ преподавателей /к Юлетию ф-та УНК
ЧГПИ Челябинск, 1995, С 61-63
9 Формирование и развитие творческой личности путем интенсивного обучения
//Материалы международной научно-практической конференции "личность, труд,
экономика" Челябинск, 1995, ч 1, С 112-115
10 Изучение opi анизационной игры как одного из приемов системы развития
творческой личности //Материалы конференции по итогам научно-
исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов Челябинск
ЧГПУ "Факел", 1996, С ПО- ИЗ
11 Роль и сущность организационных игр в развитии и формировании умений
творческой самостоятельной работы //Сборник научных статей преподавателей и
студентов ф-та подготовки учителей начальных классов Челябинск "Факел", 1996,
С 108-114
12 К вопросу о развитии и формировании творческой самостоятельной
деятельности в развивающем обучении //Теория и практика развивающего
обучения Материалы конференции 41 -Челябинск "Факел", 1996, С 51-57
13 Методологические подходы к организации творческой самостоятельной
деятельности учащихся в теории и практике педагогики //Материалы конференции
по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и
аспирантов Челябинск ЧГПУ "Факел", 1997
14 Организация творческой самостоятельной деятельности контекстно-
интенсифицированный подход //Сборник научных статей преподавателей и
студентов ф-та подготовки учителей начальных классов, вып 341, Челябинск
"Факел", 1997, С 74 - 76
15 Роль организационных игр в развитии оригинальности и гибкости мышления
при обучении математике школьников //Сборник научных статей преподавателей и
студентов ф-та подготовки учителей начальных классов, вып 342, Челябинск
"Факел", 1997, С 42 - 43
16 К проблеме творческой самостоятельной деятельности будущего учителя
//Методика вузовского обучения Сб тезисов Челябинск ЧГПУ, 1997 С 142-144
17 К вопросу становления творческой самостоятельной личности в развивающем
обучении //Теория и практика развивающего обучения Сб статей - Челябинск
"Факел", 1998, С 48-55

Учебные пособия и рекомендации
18 Формирование и развитие умений творческой самостоятельной работы
учащихся //Методические рекомендации Челябинск, 1993, 26 с
19 Формирование понятий числа курса "математика" в процессе становления
творческой самостоятельной личности //Учебное пособие, Челябинск
"Издательский дом Обухова", 1997, 45 с
20 Основы логики и общих понятий курса "математика" в процессе творческой
самостоятельной деятельности студентов //Учебное пособие, Челябинск
"Издательский дом Обухова", 1997,48 с
Формат 60x90/16 Объем 1 7уч изд л
Тираж 100 экз Заказ № 597
Отпечатано на ризографе в типографии ЧГПУ
454080, г Челябинск, пр Ленина 69

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ