СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи



ЕЛЬЧАНИНОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В
ИННОВАЦИОННОМ СРЕДНЕМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ (ЛИЦЕЕ).



Специальность 13.00.01 - общая педагогика


АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
КАНДИДАТА ПЕДАГОГГИЧЕСКИХ НАУК




Липецк 2000
Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики Липецкого
государственного педагогического института.

Научные руководители: доктор педагогических наук,
профессор ВЕЙТ М.А., кандидат биологических
наук, профессор АЛЕКСАНДРОВА К.И.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор НИКОЛАЕВ В А., кандидат
педагогических наук, доцент ТАРАН Ю.Н.
Ведущее учреждение: Воронежский государственный университет


Защита состоится «23» июня 2000 г. в 14.00 часов на заседании диссерта-
ционного совета К 113.78.02 по присуждению ученой степени кандидата пе-
дагогических наук при Липецком государственном педагогическом институ-
те по адресу: 398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан 18 мая 2000 г.



Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Кузьмина
Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Открытие образовательных учреждений нового
типа - гимназий, лицеев, центров знаний, школ с классами профильного и
углубленного изучения отдельных предметов, разработка новых технологий
обучения, включение элементов исследовательской деятельности в учебный
процесс учащихся влечет за собой необходимость создания концепций
изучения различных предметов.
Новая школа требует и новых подходов к управлению изучением дисциплин.
Изменяется спектр функций, принципов, методов и приемов управления
процессом изучения дисциплин.
В условиях рыночных отношений по-новому ставятся вопросы, связанные с
конкурентностью учебных заведений и их выпускников, формированием и
функционированием своеобразного "рынка знаний". Социологические
исследования показыв;иот, что около 90% школ России сейчас охвачено
поиском новых средств, методов и форм образовательной деятельности.
Инновационные процессы, происходящие в учебных заведениях в последние
годы, свидетельствуют о повышении степени развиткя профессиональной
свободы, творческой самореализации личности учителя и ученика,
проявлении тенденции открытости, обращенности к педагогическому на-
следию, создании гибких саморазвивающихся систем для учащихся.
Имеющийся педагогический опыт различных типов образовательных
учреждений Америки, Англии, Германии, Франции и отечественных школ
дает возможность вести поиски совершенствования ферм учебно-
воспитательной работы, разработку вариативных учебных планов, программ,
различных управленческих структур, поиски путей интеграции науки и прак-
тики Сегодня происходит переосмысление целей, задач, содержания образо-
вания. Многие педагогические коллективы школ ищут пути достижении це-
лей образования создают педагогическую систему, которая обеспечивала бы
оптимальные условия для развития ученика при углубленном изучении от-
дельных предметов
Как показывает анализ литературы, проблема углубленного изучения
отдельных предметов в лицеях в современной педагогической науке не была
предметом специального изучения. Вместе с тем, значительное внима-
ние уделяется более глубокому изучению как гуманитарных, так и естест-
веннонаучных предметов.
Инновационное учебное заведение - лицей должен иметь свою концепцию
изучения естественнонаучных дисциплин. Проблемы создания концепций
изучения блока определенных учебных дисциплин были предметом
многочисленных философских и психолого-педагогических исследований .
Так, известны теоретические исследования общих проблем организации
учебного процесса в инновационном учебном заведении России (гимназии,
линей) А.В. Козулина, И. Дубравина, А.В. Лоргнсова, А. Прихожан, М.М.
Поташника и др. Проблеме управления развитием инновационной образова-
тельной среды учебного заведения посвящены исследования A.M. Воронина,
Р.Г Иванова, B.C. Лазарева и др. Активно исследовались проблемы изучения
естественнонаучных дисциплин М.В. Зуевым, Б.В. Ивановым и др.
Фундаментальное значение для развития теории и практики совер-
шенствования процесса изучения естественнонаучных дисциплин имели
концепции и разработки М.В. Зуева, А.С. Корошенко, Г.И Рузавина, И.М.
Титоьа, Е.А. Ямбурга и др.
Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы показал, что
процесс совершенствования изучения естественнонаучных дисциплин в
иннонационном учебном заведении-лицее до сих пор не стал предметом спе-
циального исследования. Обычно проблемы создания концепций изучения
естественнонаучных дисциплин и управление этим процессом исследуются
раздельно. Не выявлены психолого-педагогические и методические основы
разработки концепции изучения естественнонаучных дисциплин, показатели
эффективности этого процесса. Это приводит к тому, что в практике управ-
ления процессом совершенствования изучения естественнонаучных дисцип-
лин в лицее имеются существенные недостатки, а именно.
- существующие концепции изучения химии, биологии не удовлетворяют за-
проса инновационного учебного заведения (лицея), сегодня нужна концеп-
ция, построенная на основе интегративно-дедуктивного подхода к структу-
рированию содержания естественнонаучных дисциплин;
- отсутствует иерархическая блочно-модульная система построения содержа-
ния профильного образования;
- нет работ по реализации концепции изучения естественнонаучных дисцип-
лин, построенной на основе интегративно-дедуктивном подходе;
- недостаточно обоснован процесс управления изучением естественнонауч-
ных дисциплин.
Таким образом, возникли противоречия: между потребностью ин-
новационного учебного заведения изучать естественнонаучные дисциплины
более глубоко и отсутствием рекомендаций по организации этого процесса,
т.е. концепции, построенной на основе интегративно-дедуктивного подхода;
между представлениями удовлетворить интересы (склонности) отдельных
учащихся и отсутствием научно-обоснованного их отбора на основе реаль-
ных способностей.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность
определили тему нашего исследования: "Педагогические основы
совершенствования изучения естественнонаучных дисциплин в инновацион-
ном среднем учебном заведении (лицее)".
С учетом вышеизложенного нами сформулирована проблем а исследования:
какова структура и процесс совершенствования изучения естест-
веннонаучных дисциплин в инновационном среднем учебном заведении (ли-
цее).
Целью исследования является разработка концепции изучения естест-
веннонаучных дисциплин в лицее.
Объектом исследования является процесс изучения естественнонаучных
дисциплин в лицее
Предметом исследования выступает процесс создания авторской концепции
совершенствования изучения естественных дисциплин в лицее.
Гипотеза исследования: процесс изучения естественнонаучных дисциплин
успешно протекает, если
- будет создана научно обоснованная концепция изучения естественнонауч-
ных дисциплин в лицее;
- учитель эффективно управляет процессом изучения естественнонаучных
дисциплин;
- в педагогическом коллективе лицея будет создана инновационно-
творческая среда.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой нами
сформулированы задачи исследования:
I Теоретически обосновать необходимость создания в лицее концепции изу-
чения естественнонаучных дисциплин.
2. Выявить условия совершенствования процесса изучения естественнонауч-
ных дисциплин в лицее.
3. Создать в педагогическом коллективе лицея инновационно-творческую
среду.
4. Разработать систему управления процессом изучения естественнонаучных
дисииплин в лицее.
Методологической основой исследования явились:
- ведущие принципы государственной политики в области образования: гу-
манизация, демократизация, адаптация системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки учащихся, свободное развитие лично-
сти, ссвдание условий для самоопределения и самореализации личности;
- основные положения личностноориентированнои педагогики: личность как
субъект своего развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей
личности, стимулирование самопознания и самовоспитания;
- системный подход к управлению (В.Г. Афанасьев, В.П. Кузнецов, В.М. Са-
довский и др.);
- концептуальные подходы к управлению учебно-воспитательным процессом,
инновационным учебным заведением (Ю.С. Алферов, М.В. Зуева, Б.В.
Иванова, Р.Г. Иванова, Л.П. Ильенко, А.С. Корошенко, B.C. Лазарев, М.М.
Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.)
Методы исследования: теоретический анализ социально-философской и
психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение
нормативных документов; изучение документов по вопросам управления
инновационным учебным заведением; изучение и обобщение передового
опыта по созданию концепций изучения естественнонаучных дисциплин;
контент-анализ школьных документов; изучение продуктов деятельности
учащихся и педагогов; материалов аттестации - аккредитации школ и лицеев;
прямое, косвенное, включенное наблюдение; моделирование; анкетирование
учителей, учащихся, метод экспертных оценок, ранжирование;
констатирующий и формирующий эксперимент.
Констатирующий и формирующий эксперименты проводились на базе лицея
№44 города Липецка, в их организации и проведении приняли участие 83
педагога. В диссертации представлен опыт работы автора в качестве учителя,
заместителя директора лицея по учебной и научно-методической работе.
Исследование проводилось с 1994 по 2000 год. Мы выделили в нем четыре
этапа.
На первом этапе (1994 - 1995 гг.) изучалось состояние проблемы изучения
естественнонаучных дисциплин в теории и практике, анализировался опыт
обучения лицеистов, изучались затруднения, возникающие в процессе
педагогической деятельности учителя в условиях инновационного учебного
заведения - лицея, выявлялись используемые дидактические приемы и
технологии, подбирались и конструировались диагностические материалы
для проведения констатирующего эксперимента.
На втором этапе (1995 - 1997 гг) была проведена работа по определению
содержания, структуры, критериев, показателей и уровней знаний, умений и
навыков, которыми должны овладеть лицеисты, разработаны комплексные
методики диагностирования исследуемой проблемы, проведен кон-
статирующий эксперимент, выявлены особенности создания концепции изу-
чения естественнонаучных дисциплин учащихся лицея; проанализирован по-
лученный диагностический материал, выявлены необходимые условия соз-
дания авторской концепции изучения естественных научных дисциплин в
лицее, разработана программла формирующего эксперимента.
На третьем этапе (1996 - 1999 гг) исследования нами проводился
формирующий эксперимент по изучению естественнонаучных дисциплин на
основе разработанной нами концепции в условиях лицея, разрабатывались
методические материалы! по поэтапному изучению естественнонаучных дис-
циплин, осуществлялось внедрение технологической модели, изучалась ре-
зультативность опытно-экспериментальной работы путем сопоставления
данных констатирующего и формирующего экспериментов (лицей прошел
аттестацию и аккредитацию с отличной оценкой).
На четвертом этапе (1999 - 2000 гг) вносились коррективы в содержание
формирующего эксперимента, проводился анализ, обобщение и сис-
тематизация материалов исследования, оформлялись результаты в виде дис-
сертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том,
что
- создана и научно обоснована концепция изучения естественнонаучных дис-
циплин в лицее;
- раскрыт процесс реализации концепции изучения естественнонаучных
дисциплин в лицее;
- определена сущность инновационного управления процессом изучения ес-
тественнонаучных дисциплин в лицее.
Практическое значение исследования заключается в том, что полученные
результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть
использованы инновационными учебными заведениями (лицеями гимназия-
ми, школами с профильными классами) в работе по совершенствованию
профильной подготовки школьников,
- накоплен опыт создания авторских программ и методик обучения;
- создана основная документация по функционированию учебных заведений
нового типа: устав, учебные планы; положения лицея о научно-методическом
совете, ученом совете, о кафедре, педагогическом совете, временных творче-
ских коллективах, о совете лицея, научном обществе учащихся, о приеме в 5-
ые классы, 8-е, 10-е профильные классы, об итоговом контроле в переводных
классам; правила поведения лицеиста; единые требования в лицее; модель
выпускника лицея, модель учителя лицея;
- разработана система подготовки кадров для работы в лицейских классах;
- создана система работы с одаренными детьми в лицее.
Достоверность выводов исследования обеспечена целостным подходом к
изучаемой проблеме, методологической обоснованностью теоретических
положений, использованием в работе разнообразных методик исследования,
адекватных целям, объекту, предмету и задачам исследования, длительным
педагогическим экспериментом с личным участием автора.
На защиту выносятся:
- концепция изучения естественнонаучных дисциплин в практике обучения в
лицее;
- инновационный подход к созданию учебных планов и их реализация;
- система работы с одаренными детьми и подготовки учителя нового типа;
- система управления процессом изучения естественнонаучных дисциплин.
Адробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в
профильных классах лицея № 44 г. Липецка. Основные положения диссерта-
ции на разных этапах подготовки были обсуждены на заседаниях предмет-
ных кафедр лицея, педагогических советах, а также нашли свое отражение в
ряде публикаций по теме исследования, в выступлениях на научно-
практических конференциях преподавателей ЛГПИ, учителей школ города и
области, областных и городских совещаниях - семинарах руководителей и
учителей школ.
Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, списка ис-
пользованной литературы и приложений. Во «Введении» обоснована акту-
альность выбранной темы исследования, определяется его проблема, рас-
крываются цель, объект, предмет, формируются гипотеза и задачи, указыва-
ются методические основы, методы и этапы исследования, научная новизна,
теоретическая значимость работы, описаны формы ее апробации и внедрение
в практику, даны положения, выносимые на защиту и данные о структуре
диссертации.
В первой главе «Теоретические основы управления изучением естест-
веннонаучных дисциплин в отечественной средней школе» дана характери-
стика психолого-педагогических и методических основ управления изучени-
ем естественнонаучных дисциплин, поднимаются вопросы соотношения
процессов развития и обучения; создания условий для максимальной реали-
зации способностей ученика в процессе обучения; особенностей психических
процессов на разных этапах возрастного развития ученика и их учегг в про-
цессе обучения. Далее анализируются цели и задачи изучения естественно-
научных дисциплин (биологии, химии); предпринята попытка выявления
тенденции изменений в усовершенствованных учебных программах в обще-
образовательной школе, регулировки процесса изучения этих дисциплин и
целенаправленного управления им на основе концепции естественнонаучного
обучения.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка новой концепции
изучения естественнонаучных дисциплин в лицее» обоснована необхо-
димость новой концепции лицейского образования в области естественнона-
учных дисциплин, выявлены факторы, тормозящие развитие новой школы.
Далее предложена концепция изучения естественнонаучных дисциплин в ли-
цее совершенствующая процесс обучения на современно этапе; показаны ин-
новационный подход к созданию и реализации учебных планов, система ра-
боты с одаренными детьми в системе «школа-вуз», программа профессио-
нального роста учителя в условиях развития школы, управление процессом
изучения естественнонаучных дисциплин.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы
вопросы требующие дальнейшего изучения. Основное содержание работы
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы
рассмотрены вопросы: естественнонаучная подготовка учащихся лицея как
потребность социально-экономического развития общества и личности; тео-
ретические основы управления процессом изучения естественнонаучных
дисциплин в лицее; педагогическая инновационная концепция изучения ес-
тественнонаучных дисциплин в лицее.
Между тем, педагогическая основа совершенствования изучения естест-
веннонаучных дисциплин в инновационном учебном заведении не стала
предметом специального исследования. Выявлению условий эффективного
изучения естественнонаучных дисциплин в лицее препятствовало отсутствие
представления о сущности данного педагогического феномена. Решению
созданной проблемы может способствовать разработка структурных и со-
держательных характеристик, выявление психолого-педагогических и мето-
дических особенностей управления изучением естественнонаучных дисцип-
лин в лицее.
KАК показал анализ публикаций, естественнонаучная подготовка учащихся в
отечественной педагогике всегда являлась частью содержания образования
независимо от того, была ли она представлена отдельными курсами или час-
тями одной и той же дисциплины. Вторая половина XX века внесла в естест-
веннонаучную подготовку учащихся весьма кардинальные преобразования:
математизация, компьютеризация, химизация, обращение к точному экспе-
рименту, моделирование и т.д.
Вместе с тем за последнее десятилетие в центральной печати были опуб-
ликованы статьи известных ученых и педагогов, в которых указывалось на
снижение уровня фундаментальных знаний у выпускников школ. На совеща-
нии по естественнонаучному образованию в высшей школе (Москва, 1992)
было отмечено наличие серьезного кризиса в образовательной области и
принято решение о необходимости выхода из него, заложенное в концепции
усиления фундаментализации среднего и высшего образования.
Приняв концепцию фундаменташизации как категорию качества образования
и образованности личности, мы считаем, что одним из важных показателей
уровня обученности лицеистов в свете вышеуказанных требований
должна выступить естественнонаучная подготовка, которая представляется
нам как целостная система со множеством взаимосвязанных элементов, обра-
зующих устойчивое единство, обладающая интегративными свойствами и
закономерностями Она призвана вооружить выпускников лицея необходи-
мыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, даю-
щими возможность успешно продолжить учебу в высших учебных заведени-
ях.
На базе изученных теоретических и практических наработок педагогического
коллектива лицея № 44 города Липецка нами предпринята попытка
педагогического моделирования естественнонаучной подготовки учащихся
лицея. Как показывает анализ литературы, педагогическая концепция изуче-
ния естественнонаучны к дисциплин и созданная на ее основе модель обуче-
ния многообразна по содержанию, в нее входят постоянно изменяющиеся и
развивающиеся компоненты. Достоинство ее использования при изучении
конкретных объектов, явлений по естественнонаучным дисциплинам заклю-
чается в возможности проектирования ситуаций.
Концепция лицейского образования в изучении естественнонаучных дис-
циплин разработана нами на основе диагностической программы «Знания,
умения и навыки учащихся по естественнонаучным дисциплинам». Согласно
этой программе учебно-познавательная деятельность учащихся и учителей
разработана на восемь направлений и включает обучающую, мобилизацион-
но - ориентационную, организаторскую, конструктивную, исследователь-
скую, техническую виды деятельности Указанные виды деятельности дали
возможность реализовать концепцию изучения естественнонаучных дисцип-
лин в практике обучения.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что естественнонаучная
подготовка учащихся оказывает влияние на все вышеперечисленные виды
учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей ес-
тественнонаучных дисциплин, но в самостоятельные виды выделились обу-
чающая, развивающая, коммуникативная, исследовательская, что, несомнен-
но, связано с развитием технологического процесса и социально-
экономическими изменениями.
Каждый из видов учебно-познавательной деятельности способствует
формированию у учащихся целостного комплекса знаний, умений и навыков,
имеет свои специфические функции и особенности педагогического воздей-
ствин и тем самым составляет целостный цикл процесса естественнонаучной
подготовки лицеистов. Конечно же, это потребовало создать на основе Гос-
стандарта свои учебные планы (таблица № 1), разработать мероприятия по
работе с одаренными детьми в инновационном учебном заведении в системе
«школа-вуз», создать программу профессионального роста учителя в услови-
ях инновационного развития лицея.
Для успешного формирования естественнонаучных знаний в контексте
технологического содержания учебных предметов нами выявлены следую-
щие дидактические условия: профессиональная направленность учебной дея-
тельности как учителя, так и учащихся; реализация межпредметных связей
общей и частной дидактик; воспроизводяще - творческая деятельность уча-
щихся
В нашем исследовании они рассмотрены с позиции личностно-
деятельностного и личностно - ориентированного подходов и связаны функ-
циональными, хронологическими и логическими связями: профессионально-
педагсгическая направленность естественнонаучной подготовки предполага-
ет реализацию межпредметных связей общей и частной дидактики, однако
оба условия осуществляются в учебном процессе только при систематиче-
ском включении школьников в самостоятельную воспроизводяще - творче-
скую деятельность.
При разработке учебных планов и структуры естественнонаучной под-
готовки лицеистов в исследовании сделан акцент на структурно-
содержательную сложность естественных дисциплин, уточнены объект,
предмет и функции естественнонаучной подготовки учащихся в инноваци-
онном учебном заведении (лицее) (базисно содержательная, общеучебная,
мировоззренческая). С целью выявления оптимальных форм, методов и
средств естественной подготовки нами проанализированы проблемы меж-
дисциплинарного подхода как основного принципа фундаментального обра-
зования, применение инновационных методов обучения, гуманизация обра-
зования.
Как показала опытно-экспериментальная работа изучение естественно-
научных дисциплин на современном этапе имеет особое значение. Для реше-
ния данной проблемы, на наш взгляд, речь должна идти не только об обу-
чающих целях образования, но и решении ряда задач коренной перестройки
протрамм и учебников по естественнонаучным дисциплинам, об их «очело-
вечивании», о перестройке учащегося из «запоминающего устройства» в ак-
тивного участника событий, происходящих в системе «наука-образование».
Настало время реализации известного тезиса Карла Маркса о том, что буду-
щее «естествознание включает в себя науку о человеке в такой же мере, в ка-
кой наука о человеке включает в себя естествознание: это будет одна наука»
(Маркс К., Энгельс Ф. Собр. Соч.- т.42. - с. 124).
Помимо вышеназванных аспектов в качестве источника отбора содер-жаиил,
форм, методов и средств естественнонаучной подготовки в инновационном
учебном заведении - лицее могут быть использованы требования Го-
сударственного образовательного стандарта средней общеобразовательной
школы и создание на его основе учебных программ по дисциплинам естест-
венно-математического блока, что нами было сделано и экспериментально
проверено В них мы выразили связь между различными компонентами есте-
ственнонаучных, технических и технологических знаний, активно функцио-
нирующих в сфере современного образования. Вышеизложенное не означает
идентификации программ по фундаментальным дисциплинам. Различия бу-
дут обнаружены: 1) в отобранных элементах содержания; 2) в планируемой
глубине их усвоения.
Разработанная и проверенная нами структура, дидактические условия
естественнонаучной подготовки учащихся инновационного учебного заведе-
ния (лицея), учителя призваны решать основную задачу системы среднего
образования - формирование личности выпускника, наделенной научным
мировоззрением, учебно-познавательной культурой., естественнонаучным
кругозором.
Курсы «Биология», «Физика», «Химия» - конкретные предметы - обладают
для этого большими возможностями: во-первых, обеспечивают целостный
взгляд на мир (микро- и макрообъекты, тела, минералы); во-вторых, мир
явлений и процессов позволяет увидеть причинно-следственную связь
появления макро- и микрообъектов и их изменений на микроуровне (молеку-
ла, атомы, элементарные частицы).
Анализ содержания ныне действующих программ, учебников показывает,
что в них предусмотрено освоение роли химических, биологических и
физических знаний как составной части естественнонаучной подготовки вы-
пускников школ. Однако удельный вес химических, биологических и физи-
ческих сведений в общем объеме знаний весьма незначителен Это побудило
нас к созданию концепции изучения естественнонаучных дисциплин в инно-
вационном учебном заведении, учебных планов и программ. В соответствии
с концепцией разрабатывалось содержание, формы и методы естественнона-
учной подготовки учащихся инновационного заведения.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы рассмотрели критерии отбора
содержания естественнонаучной подготовки, проектирование содержания
естественнонаучной подготовки учащихся, инновационные методы
обучения лицеистов по естественнонаучным дисциплинам; эксперименталь-
ную проверку эффективности содержания естественнонаучной подготовки,
методов и средств обучения учащихся (Таблица № 2).
В нашем понимании естественнонаучная подготовка учащегося в ин-
новационном учебном заведении (лицее) - это специально - организованный
процесс, основная цель которою заключается в вооружении учащихся фун-
даментальными знаниями через систему внешней (профильные классы) и
внутренней дифференциации обучения.
Анализ качества знаний по областям знаний выпускников биолого-
химических профильных классов лицея № 44 с 1992 года по 1999 год
показал высокие результаты в учении по сравнению с данными
выпускников общеобразовательных классов школы № 44 до 1990 года
(Таблица № 3)

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ (ЗА ГОД) ВЫПУСКНИКОВ БИОЛОГО-
ХИМИЧЕСКИХ КЛАССОВ ПРИ ЕГФ ЛГПИ (1993-1999 гг.)
Год 93-94 944-95 95-96 96-97 97-98 98-99
% 71 67 65 90 74 70
и
Количеств 9з. 5з. 5с. 5 зЛ 3 з.6 5з. 5с. 5 з. 3
далистов и 39 38,5 28,6 30 32,3 29,6
Поступлен 88 93 89 95 93 92,6%
вузы (в %)
Всего 28 26 21 30 31 27
1 1 б/х
Как видно из таблицы качество знаний выпускников намного превышает
планку 50%, высок процент медалистов от количества выпускников
класса: от 28 до 39; высок процент учащихся, поступавших в вузы, что под-
тверждает прочность и качество полученного профильного образования.
Некоторые колебания в процентах связаны с тем, что с 1995 года решением
Областного управления образования (тогда) школа-лицей № 44 была обязана
принимать в 10-ые классы всех учеников, проживающих в микрорайоне и
желающих продолжить образование в III ступени школы. Но желание это не
всегда было подкреплено уровнем обученности и обучаемости этих
учеников. Статистика показывает, что 20% выпускников ежегодно по-
ступают на ЕГФ ЛГПИ, 52% в медицинские вузы, 17% в вузы, не соответст-
вующие профилю класса; 4-6% учащихся идут работать.
Таким образом, реализация концепции изучения естественнонаучных
дисциплин осуществляется прежде всего через создание нового учебного
плана, воплощение которого в практической деятельности лицея позволило
осуществлять внешнюю дифференциацию обучения школьников.
Внутренняя дифференциация обучения в лицее направлена прежде всего на
выявление и развитие одаренных детей через разные формы обучения:
- создание дидактического материала, ориентированного на формирование
исследовательских умений учащихся;
- организацию разноуровнего контроля знаний учащихся;
- организацию индивидуально-групповых занятий одаренных учащихся с
учеными вузов;
- расширение границ проблемного подхода к обучению на уроке;
- организацию внеурочной деятельности учащихся.

Результаты этой работы по предметам естественного цикла подтверждает
статистика участников (числитель) и победителей (знаменатель) олимпиад
по химии (X), биологии (Б), экологии (Э):

93-94 94-95 95-96 96-97 97-98
98-99 99-
2000
Is
X X Б Э X Б Э X Б Э XБ Э X Б X Б
городские 11/3 10/2 5/2 6/3 - 9/2 9/3 2/2 4/1 5/3 2/2 - 1/1 2/1 3/1 3/1 3/2 3/2
областные 3/2 2/2 2/2 3/2 4/1 2/1 3/3 2/2 1/1 3/3 2 - 1/1 1/1 1/1 1/1 2/1 1/1
зональные 2 - 1/1 1/1 1 1/1 - - 1- 1/1 - -- - - - - -

Ориентация на творчество требует глубокого профессионального знания со
стороны учителя. Педагогическое мастерство учителя совершенствуется
через научно-теоретические семинары, психолого-педагогические
чтения, научно-практические конференции, через работу предметных
кафедр, через систему открытого контроля и руководства за
преподаванием предметов и качеством знаний учащихся. В лицее
традиционны думающие полифункциональные (планово-
прогностические, мотивационно-целевые, информационно-
аналитические, методические и др.) педагогические советы, на
которых мыслят нестандартно и самостоятельно, находят выход из
безвыходных положений, принимают решения порой рискованные, но
ведущие к позитивному педагогическому результату. Цели и задачи
педсовета в лицее определяются на перспективу Каждый заместитель
директора по учебно-методической работе имеет свою
исследовательскую тему приблизительно на 10 лет, в соответствии с
которой он выступает ежегодно на своем педсовет Анализ кадрового
потенциала лицея в целом и по естественным дисциплинам показал
динамику роста педагогического мастерства, что подтверждается
аттестационными характеристиками (Таблица № 4).
Таблица № 4




Таким образом, целенаправленное создание условий для совершенст-
вования педагогического мастерства через сложившуюся систему
повышения профессиональных умений и навыков учителя позволяет
формировать личность учителя нового типа - учителя - исследователя,
умеющего создавать развивающие методики и работать по ним.
Вся деятельность лицея регламентируется Уставом. Согласно Уставу,
структура управления лицея содержит как традиционные органы
управления (Совет лицея, педагогический совет, родительский
комитет, орган ученического самоуправления - лицейская Дума), так и
специфические органы управления, определенные для лицея (научно -
методический совет, ученый совет) (Таблица № 5)
Членами НМС являются заведующие кафедрами, руководители предметных
секций, научные руководители инновационных и исследовательских
проектов из числа преподавателей вузов и научных сотрудников НИИ, рабо-
тающих совместно с лицеем в интересах его развития.
Все учителя лицея разделены на 12 кафедр. Методический совет при
активном участии научных консультантов ЛГПИ и ЛГТУ осуществляет об-
щее руководство работой кафедр.
Наличие института кафедр позволило избавить преподавателей от излишней
опеки со стороны администрации Посещение уроков администрацией
осуществляется либо по плану тематического контроля, либо вызвано экс-
тренным событием (например, жалобами родителей, результатами монито-
ринга)
Ученый совет лицея объединяет преподавателей лицея и ученых вузов, с
которыми лицей заключил договор о научно-педагогическом сотрудничестве
(с факультетами и кафедрами и с вузами в целом), определяет стратеги-
ческие задачи лицея, намечает основные перспективные пути развития
Вместе с учеными вузов мы создавали концепцию образовательного
учреждения, концепцию изучения естественнонаучных дисциплин, иннова-
ционный проект, программу развития школы и др.
Образовательный процесс в школе - это целостная педагогическая система.
Управление им также требует системного подхода.
Инновационный характер управления, на наш взгляд, должен заключаться в
том, что предполагается воздействовать не на человека непосредственно, а
на процессы развития, на технологию, на условия, на факторы, которыми
обусловлены результаты.
Таким образом, управление лицеем как инновационным учебным заведением
от сбора информации до принятия управленческого решения и контроля за
его исполнением носит целенаправленный характер, характеризуется
демократическим стилем, традиционно сложившаяся управленческая сис-
тема опирается на разработанную нормативную базу, межличностные отно-
шения формируются на основе единства требований единой управленческой
команды
В заключение следует отметить, что проведенное исследование посвящено
одной из актуальных проблем изучения естественнонаучных дисциплин в
инновационном учебном заведении - лицее.
Анализ состояния теории вопроса позволил выявить основные тенденции в
решении данной проблемы.
Для успешного формирования основных идей, принципов концепции
изучения естественнонаучных дисциплин, а также успешной ее реализации в
практической деятельности лицея важно было
- изучить запросы учащихся и родителей микрорайона школы и в целом го-
рода;
- выявить социальный заказ вузов города;
- установить тесное сотрудничество с факультетами и кафедрами вуза;
- обеспечить высокий профессиональный уровень педагогов;
- добиться высокого уровня обученности учащихся и подобрать методики
выявления уровня обучаемости основного контингента учеников.
Теоретическое решение поставленных в исследовании задач и экспе-
риментальная проверка выдвинутой гипотезы привели к следующим резуль-
татам:
1. Создана и научно обоснована концепция изучения естественнонаучных
дисциплин в инновационном учебном заведении - многопрофильном лицее.
2. Раскрыт процесс реализации концепции:
- посредством создания нового учебног о плана, предполагающим изменения
содержания образования в области естественнонаучных дисциплин в соот-
ветствии с профилем класса;
- через изменение организации собственно учебного процесса (сдвоенные
уроки; индивидуально - групповые занятия, лекционно - семинарская систе-
ма);
- через систему дополнительного образования и организацию внеклассной
деятельности учащихся (спецкурсы, НЛО и т.п);
- через осуществление внутренней дифференциации в профильных классах
лицея, направленное на выявление одаренных детей и успешное развитие их
способностей с целью формирования интеллектуальной элиты;
-, через формирование высокого уровня обученности, а также навыков само-
образовательной деятельности учащихся, обеспечивающих успешное про-
должение образования;
- через создание в педагогическом коллективе инновационно-творческой
среды, способствующей совершенствованию методов обучения, созданию
новых исследовательских методик, дидактических материалов (по разно-
уровневому обучению);
через создание системы управления инновационными процессами, ком-
плексно-целевой программы обучения педколлектива, систему открытого
контроля за состоянием преподавания, мониторинговых исследований ре-
зультатов обучения на основе нормативной базы лицея.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение
всех аспектов сложной и многосторонней проблемы педагогических основ
совершенствования изучения естественнонаучных дисциплин в инновацион-
ном среднем учебном заведении (лицее). Требуют дальнейшего изучения во-
просы содержания естественнонаучного образования лицеистов в зависимо-
сти от профиля класса, в углубленном исследовании нуждаются определение
степеней готовности школьников к ранней специализации, разработка новых
оригинальные методик проведения занятий с учетом внутренней дифферен-
циации обучения.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Легко ли сменить вывеску? // Народное образование. - 1992.-№6.-С.23-24
2. Общая и неорганическая химия (Экологическое воспитание и образова-
ние). Программа для школы-лицея № 44. // Программа экологического обра-
зования: Комитет окружающей среды и природных ресурсов Липецкой об-
ласти ЛГПИ. Часть 1. -Липецк-1995.-С.70-77 (в соавторстве).
3. С вузом мы говорим на одном языке - языке образования. // Методический
вестник. - Липецк: Изд. УМЦ ГОРУНО, 1996. - С.1-2.
4. Проблемы преподавания химии в системе «Школа-вуз». //Проблемы пре-
подавания дисциплин естественно-математического цикла: Материалы пер-
вой региональной научно-практической конференции. Часть 1.- Липецк: Изд.
ЛГПИ, 1998.-С.97-100.
5. Работа с одаренными детьми в инновационном учебном заведении в сис-
теме «школа-вуз». // Проблемы инновационного образования в системе не-
прерывной подготовки учительских кадров: Материалы третьей научно-
практической конференции. Часть 1.- Липецк: Изд. ЛГПИ, 1998.- с.
6. О некоторых результатах сотрудничества лицея № 44 с УПК ЛГПИ . //
Система непрерывного образования в контексте региональной кадровой по-
литики в области подготовки квалифицированных специалистов: Материалы
четвертой научно-практической конференции - Лебедянь Изд ЛГПИ. Де-
партамент науки и образования Липецкой области, 1999 - С 31-32
7. Инновационный подход к созданию учебного плана лицея № 44 (на при-
мере естественнонаучных дисциплин) // Вопросы естествознания Выпуск 7.-
Липецк: Изд. ЛГПИ, ЕГО, 1999.- С 77-81
8. Из опыта организации работы педагогического коллектива лицея № 44 в
условиях работы инновационного образовательного учреждения. // Вопросы
естествознания. Выпуск 7,- Липецк: Изд ЛГПИ, ЕГФ, 1999.- С.73-77. 9 Цели
и задачи изучения естественных дисциплин в лицее № 44 на современном
этапе. // Вопросы естествознания. Выпуск 7 - Липецк Изд. ЛГПИ, ЕГФ, 1999.-
С.69-73
10. Структура управления лицеем как инновационным заведением деятель-
ность учебных заведений в системе непрерывного образования. Материалы
пятой региональной научно-практической конференции. - Часть 2. - Усмань.
Изд ЛГПИ, 2000 - С.240-243
11. Трудности при изучении органических реакций в школьном курсе хи-
мии. // Проблемы естественно-математического образования. Материалы на-
учно-практической конференции -Липецк. Изд ЛГПИ, 1999 (в соавторстве)
12. Реакции галогенирования Галогенпроизводные. // Методические разра-
ботки. (Печатается по решению кафедры химии. Протокол № 6 от
18.02.2000) -Липецк: Изд ЛГПИ, 2000 -31 с (в соавторстве)



СОДЕРЖАНИЕ