СОДЕРЖАНИЕ

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


На правах рукописи



ЕРМИЧЁВА Елена Викторовна

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ



Специальность 12.00.10 -
Международное право. Европейское право




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук




Москва
2003
2

Работа выполнена на кафедре
международного права Дипломатической академии
Министерства иностранных дел Российской Федерации




Научный руководитель –
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук,
профессор Кузнецов Валерий Иванович


Официальные оппонеты –
Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук,
профессор Ганюшкин Борис Владимирович


Кандидат юридических наук Зимненко Богдан Леонидович
Ведущая организация -
Российский университет дружбы народов


Защита диссертации состоится 25 апреля 2003 года в 15 час.00 мин.на заседа-
нии диссертационного совета Д 209.001.03 в Дипломатической академии Министер-
ства иностранных дел Российской Федерации по адресу: 119021, г. Москва. ул. Ос-
тоженка, д. 53/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии
МИД РФ.


Автореферат разослан 21 марта 2003 года.


Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, профессор С.И. Иванов
3




Информационный взрыв, характерный для ХХ века, поставил юристов перед
проблемой разработки правовых норм, регулирующих использование средств
массовой информации в трансграничном масштабе. Обилие нормативного ма-
териала и попытки юристов сформулировать специальные принципы, дейст-
вующие в этой области отношений, свидетельствуют о формировании отрасли
международного права.
Необходимость международного сотрудничества в области распространения
массовой информации вызывается рядом факторов: неизбежностью координа-
ции использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех;
целесообразностью влияния на формирование общественного мнения; коммер-
ческими интересами производителей продукции массовой информации.
На международные информационные обмены распространяют свое действие
все общие императивные принципы международного права. Они дополняются
рядом специальных принципов: право государств на осуществление или санк-
ционирование трансграничного радиовещания и телевизионного вещания; обя-
занность государств предотвращать или пресекать распространение идей, осу-
жденных мировым сообществом; обязанность государств обеспечивать свобод-
ный доступ населения к источникам информации; право государств на проти-
водействие распространению на своей территории идей, запрещенных между-
народным сообществом и представляющих угрозу государственной безопасно-
сти, общественному порядку, здоровью и нравственности населения; право го-
сударств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения
своих политических, экономических и культурных целей; обязанность предот-
вращать и пресекать использование национальных средств массовой информа-
ции для враждебной другим государствам пропаганды и для вмешательства в
их внутренние дела.
Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являют-
ся международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах мас-
4

совой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО «Об основных
принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и
международного взаимопонимания и в развитии прав человека», международ-
ные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
На универсальном уровне проблемы политики в области международных
обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978
году Комитета ООН по информации и специализированных комитетов ЮНЕ-
СКО. Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, прово-
димых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают
неизбежность радикальных изменений в области международно-правового ре-
гулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и пред-
видимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникаци-
онной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных
стран, теле- и радиовещание, телефонную и факсимильную связь. Формирова-
ние единого всемирного «информационного поля» потребует и адекватных ме-
ждународно-правовых решений.
Все это дает основания говорить о необходимости изучения проблемы взаи-
модействия средств массовой информации и международного права, их взаи-
мовлияния друг на друга.
Таким образом, актуальность темы продиктована самой жизнью. Необхо-
димость продолжения законотворчества в данной области, вопросы свободы
СМИ и межгосударственного сотрудничества в этой области, тесно связаны с
ответственностью как за содержание информации, так и за способы ее распро-
странения.
Особенно остро в последнее время встает вопрос о международной безопас-
ности в информационной сфере, а потому становится актуальным как никогда
исследование вопросов правового регулирования в международной информа-
ционной деятельности, вопросов обеспечения соблюдения законов, сотрудни-
чества в борьбе с терроризмом (как на национальном уровне, так и на междуна-
5

родном), современные тенденции обмена информацией в контексте междуна-
родной безопасности и тенденции развития информационного законодательст-
ва, а также целесообразность дальнейшего сотрудничества в области междуна-
родной информационной безопасности.
Все это дает основания говорить об актуальности изучения проблемы меж-
дународного права в области средств массовой информации. Создателями рос-
сийского закона о СМИ 1991 года были учтены общие принципы, выработан-
ные мировым сообществом, опыт других стран в создании национальных зако-
нодательств в области средств массовой информации, основные требования,
предъявляемые как к журналистам и другим работникам СМИ, так и к государ-
ственным органам, общественным организациям.
Однако сегодня становится все более очевидной необходимость в уточнении
национальных законодательств в связи с изменениями международной ситуа-
ции. Должны быть более четко определены взаимные права и обязанности го-
сударства, общественных организаций и СМИ, что делает теоретическую раз-
работку проблемы особенно актуальной.
6

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что
комплексно рассмотрены законодательные и иные нормативные акты, регули-
рующие деятельность СМИ России в рамках международного сотрудничества в
области использования средств массовой информации.
Специально рассматриваются не только общие теоретические проблемы, но
и вполне конкретные вопросы юридического обеспечения сотрудничества в об-
ласти аудио-визуальных средств массовой информации, регулирования Интер-
нета. В частности, особое внимание в работе уделено вопросам практического
применения законов об аудио-визуальных СМИ и Интернете (который появил-
ся сравнительно недавно, но развивается очень динамично и в силу своего все-
проникающего характера стремительно вытесняет традиционные средства мас-
совой информации).
Подробно анализируются вопросы информационной безопасности, и, в пер-
вую очередь, угрозы информационного терроризма и информационных войн.
Используются последние документы не только международного права, ка-
сающиеся регулирования деятельности в сфере средств массовой информации,
но и документы Российской Федерации. В частности – Доктрина информаци-
онной безопасности РФ, которая является составной частью Концепции нацио-
нальной безопасности Российской Федерации применительно к информацион-
ной сфере.
Определены реальные угрозы в информационной сфере и основные тенден-
ции развития информационного законодательства.
В результате стало возможным предложить ряд конкретных рекомендаций
для дальнейшего законотворчества в этой сфере и обеспечения информацион-
ной безопасности на национальном и международном уровне.
7


Объектом данного исследования является анализ международного сотруд-
ничества (как двустороннего, так и многостороннего) в области СМИ.
Предметом исследования является влияние международно-правовых норм и
принципов международного права на социальную роль средств массовой ин-
формации.
Рассматриваются современные тенденции регулирования международного
обмена информацией и участие международных организаций в этом процессе.
Отдельная глава посвящена рассмотрению современных тенденций обмена ин-
формацией в контексте международной безопасности. Это особенно актуально
в связи с изменениями расстановки сил на международной арене.
Цель исследования – выявление основных тенденций развития информаци-
онного законодательства, определение целей и задач разработки режима меж-
дународной информационной безопасности в связи с вновь возникающими уг-
розами в сфере международного обмена информацией.
Основной задачей диссертационного исследования является изучение
правовых основ сотрудничества в международной информационной деятельно-
сти, а также современных тенденций в области обмена информацией. Вопросы
международно-правового сотрудничества СМИ рассматриваются в контексте
международной безопасности, что сейчас является весьма своевременным и ак-
туальным. Особое внимание уделяется правовому обеспечению международно-
го обмена информацией, правам человека, а также институту ответственности в
международной правовой деятельности в целом.
8

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на за-
щиту следующие положения:

- выявление общих тенденций развития норм международного права в области
средств массовой информации (в том числе – правовое регулирование аудио-
визуальных СМИ и Интернета);
- анализ национальных законодательств и международного права в области
средств массовой информации;
- изучение основных положений института ответственности в международной
информационной деятельности (особенно в области международно-правового
регулирования обмена информацией и прав человека);
- анализ участия международных организаций в регулировании международного
обмена информации (ООН, ЮНЕСКО, Международный союз электросвязи);
- определение критериев ограничения свободы слова в международном праве;
- рассмотрение вопросов информационной безопасности для определения тен-
денций дальнейшего развития информационного законодательства;
- определение целей и задач разработки режима международной информацион-
ной безопасности;
- анализ теоретических и практических результатов кодификации и развития
норм международного права в области сотрудничества в сфере средств массовой
информации;
- обоснование целесообразности сотрудничества в области обмена информацией
в контексте международной безопасности;
- внесение конкретных предложений по обеспечению соблюдения законов и со-
трудничества в борьбе с терроризмом в этой области (как на национальном
уровне, так и на международном).
9

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет ком-
плекс таких методов познания, как диалектический, системный, формально-
юридический, сравнительно-правовой, исторический и логический. Эти методы
системного анализа, как правило, используются отечественными и зарубежными
специалистами в области международного права, политологии, социологии и дру-
гих общественно-политических дисциплин. В целом такая методология исследо-
вания обусловлена особенностями предмета диссертационного исследования.
В данном диссертационном исследовании представлены некоторые аспекты ро-
ли международного права в регулировании вопросов массовой информации и со-
трудничества в этой сфере как на национальном, так и на международном уров-
нях. Но исследование современных тенденций развития международного права и
выработка новых норм и принципов невозможно без изучения уже полученных и
апробированных. А потому автор рассматривает уже имеющиеся нормативно-
правовые документы, регулирующие деятельность средств массовой информации
на протяжении нескольких десятилетий: с момента появления широковещатель-
ной техники, поставившей вопрос о регулировании потока информации и созда-
ния международных организаций – ООН, ЮНЕСКО и Международного союза
электросвязи, которые занимаются непосредственно проблемами международного
обмена информацией, и до настоящего времени.

При написании данного исследования были использованы работы российских
юристов, таких как: Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Г. Бобикова., Ю.П. Буданце-
ва., Г.Н. Вачнадзе., Н.В. Витрука, А.Б. Воинова, О.А Ворониной, А.Г. Днепров-
ского, Е.В. Ермишиной., Ю.Б. Кашлева., Ю.М. Колосова., М.П. Кудрявцева., К.Н.
Лобанова, И.И. Лукашука., С.А. Малинина, Г.И. Морозова, В.Б. Наумова., В.В.
Пустогарова, Ю.В. Трошкина, Г.И. Тункина, М.А. Федотова, Б.А. Цепова,
С.О.Шевцовой, М.Л. Энтина и др.
10

Также изучены работы представителей западной доктрины международного
права – Э. Бредли, Ю. Вильке, Г.-П. Гассера, М. Дженис, Э. Дэннис, Дж. Кин, А.
Моду, Дж. Мэррил, П. Ноак, В.-С. Перес, К. Свинарски, М. Тэкс, Д. Уэделл, Д.
Фишер и др.

Практическая значимость результатов исследования определяется акту-
альностью проблем совершенствования российского национального законода-
тельства и международного публичного права в целом в области СМИ.
Законодательство в этой области права развивается стремительно. Особое
значение приобретает регулярный доступ к новейшим нормативным докумен-
там. Автор диссертационного исследования по роду своей деятельности имеет
доступ к новейшим материалам различных информационных агентств и интер-
нет-сайтов, документам последних законодательных инициатив и нововведений
в данной сфере, благодаря чему основные положения исследования были апро-
бированы на практике.
Теоретические выводы, связанные с диссертационным исследованием, кон-
кретные практические рекомендации по внесению изменений и дополнений в
действующее российское законодательство с целью более эффективной реали-
зации норм международного права в области формирования и развития кон-
цепции информационной безопасности могут быть использованы законода-
тельными и правоохранительными органами Российской Федерации. Они могут
лечь в основу специальных кодексов этики и профессиональных требований к
журналистам и другим работникам СМИ, а также использованы сотрудниками
Министерства иностранных дел РФ, участвующими в разработке международ-
ных договоров Российской Федерации.
Прикладной характер работы заключается в том, что автор предлагает кон-
кретные меры, которые позволили бы выработать и проводить эффективную
политику для адекватного реагирования и предотвращения международного
терроризма в области международного обмена информацией и сотрудничества.
Основные положения работы и выводы могут быть также использованы при
11

разработке общих и специальных курсов по международному праву дляюристов,
а также на факультетах журналистики. Кроме того, они могут быть отражены в
уставах редакций средств массовой информации, зарегистрированных как на
территории РФ, так и за ее пределами.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная
работа выполнена на кафедре международного права Дипломатической акаде-
мии МИД РФ.
Основные теоретические выводы и положения диссертации получили апроба-
цию в форме:
- публикаций статей в сборнике «Мир на пороге XXI века» (материалы научно-
практических конференций молодых ученых);
- обсуждений на кафедре международного права Дипломатической академии
МИД РФ;
- практического применения результатов диссертационного исследования в каче-
стве специального корреспондента «Российской газеты»;
- выступлений на вузовских и межвузовских научно-практических конференциях
(1998 г., 2000 г.).
Практические результаты работы: В настоящее время автор активно применя-
ет результаты проведенного исследования в своей трудовой деятельности в каче-
стве корреспондента одного из ведущих изданий РФ «Российской газеты» – из-
дания Правительства Российской Федерации, официального публикатора указов
Президента РФ, законов и подзаконных актов Российской Федерации.
12

Структура диссертационной работы, ее содержание подчинены целям и зада-
чам исследования, которые и определили логику изложения. Работа состоит из вве-
дения, 4 глав, заключения, списка источников и литературы, использованных авто-
ром.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается необходимость изучения проблем правового
сотрудничества в сфере средств массовой информации и выработки междуна-
родно-правовых актов в связи с актуальностью темы, определены: основная те-
ма диссертационного исследования, предмет и цель, научная новизна, а также
практическая значимость работы. Кроме того, здесь указаны результаты апро-
бации исследования, что составляли теоретическую и практическую основу
исследования.

Глава I. Международное сотрудничество в области использования
средств массовой информации.

Здесь рассматриваются правовые основания информационного общества,
анализируется социальная роль СМИ, основные документы, регулирующие
деятельность средств массовой информации. Главным предметом исследования
в этой главе являются двусторонние и многосторонние договоры в области ис-
пользования средств массовой информации.
Согласно ст. 19 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу
убеждений и свободное выражение их. Это право включает право на свободу
искать, получать и распространять информацию любыми средствами независи-
мо от государственных границ.
13


При рассмотрении вопросов информирования о социально значимых собы-
тиях и пропаганды тех или иных взглядов неизбежно возникает проблема
схожести и различия информации и пропаганды.
Существует множество концепций о роли средств массовой информации в
современных международных отношениях, но ни в одном международно-
правовом документе точно не определены различия между собственно ин-
формацией и пропагандой, нет и четких критериев ответственности за пропа-
ганду идей, осужденных мировым сообществом.
Вероятно следует более детально разработать механизмы осуждения и от-
ветственности в международном праве. По мнению многих исследователей в
вопросе установления института ответственности за международную инфор-
мационную деятельность следует рассматривать идеологическую насыщен-
ность сообщений и установить ответственность за ущерб, который может
быть нанесен заведомо ложной информацией или вследствие недобросовест-
ности работников СМИ.
На сегодняшний день недостатком конвенции о международном праве оп-
ровержения является то, что она не налагает на государства юридически вы-
раженной обязанности опубликовать или иным образом выразить опровер-
жение. Фактически не действует механизм опровержения и в рамках ООН. А
потому представляется необходимым разработать более конкретные меры
для реализации этого права.
Кроме того, сегодня можно говорить не о международно-правовой ответ-
ственности, а скорее об этическом принципе, согласно которому СМИ несут
скорее моральную ответственность перед аудиторией, чем юридическую. А
потому следует разработать основные принципы и механизмы правовой от-
ветственности (вплоть до уголовной) работников СМИ за распространение
ложной и заведомо неверной информации.
Всеобщая Декларация прав человека 1948 года является резолюцией Гене-
ральной Ассамблеи ООН и носит рекомендательный характер, в отличие от
14

Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.
Следовательно при определении права человека на свободу информации не-
обходимо ориентироваться на положения ст. 19 и 20 Международного пакта
о гражданских и политических правах человека.
Показательно, что пакты не были ратифицированы рядом стран, а другие
сделали оговорки относительно ст. 19 и 20 о праве на информацию. Однако
ссылки на внутренние законодательства, обеспечивающие «безграничную»
свободу информации не всегда оправданны. Все государства в той или иной
степени регулируют порядок распространения и содержания информации,
передаваемой на их территории, однако задача международного права и со-
стоит в выработке общих правил и унификации действующих законода-
тельств.
Рассмотрение сотрудничества в области радио и телевидения позволяет
утверждать, что оно очень скупо оформлено в правовом отношении на уров-
не международного публичного права, а потому всем государствам следует
должным образом привести свои национальные законодательства в соответ-
ствие с нормами и принципами международного права для создания условий
дальнейшего сотрудничества в этой сфере.
15


Глава II. Некоторые аспекты роли международного права в регулиро-
вании вопросов массовой информации.

Здесь рассматриваются вопросы права на информацию как одного из важ-
нейших прав человека, закрепленных в самых первых международно-
правовых актах. Здесь же исследуются вопросы юридического обоснования и
закрепления института ответственности в международной информационной
деятельности, международно-правового регулирования обмена информацией
и прав человека, законы о связи, а также правовые основы сотрудничества в
области аудио-визуальных средств информации и Интернета. Анализируются
законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность
СМИ в России и участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и
Международного союза электросвязи) в регулировании международного об-
мена информацией.
На сегодняшний день ответственность за международную информацион-
ную деятельность обычно не сопряжена с применением санкций к государст-
ву-нарушителю. Это носит преимущественно рекомендательный характер,
выступает в качестве политического требования выполнять определенные
международные обязательства-требования, не связанные с ликвидацией при-
чиненного вреда при нарушении норм международного права. А потому не-
обходимо разработать способы регулирования международного потока ин-
формации, что становится особенно актуальным в связи с быстро развиваю-
щимися СМИ, и особенно Интернета, а также с появлением новых угроз в
сфере информации в контексте информационной безопасности.
16

В соответствии с этими нормами должно быть четкое разграничение прав
и обязанностей государств, с территории которых распространяется та или
иная информация, отдельных СМИ, осуществляющих передачу этой инфор-
мации и права других государств защищать интересы своих граждан.
По форме ответственность государства за передачу противоправной, не-
верной или искаженной информации может предполагать прекращение та-
ких передач, признание их международной противоправности, официальное
извинение перед потерпевшим государством, наказание лиц, виновных в та-
кой передаче, обнародование опровержения этой информации.
Конвенцию о международном праве опровержения подписали очень не-
многие государства, и на практике механизм передачи опровержения не
действует. А потому представляется необходимым разработать более кон-
кретные меры для реализации этого права.
Принцип сочетания свободы и ответственности в Декларации об основ-
ных принципах вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимо-
понимания 1978 года знаменует собой поворот в международной трактовке
свободы информации от абстрактной категории к пониманию свободы как
категории, прямо связанной с выполнением определенных обязанностей. А
потому представляется необходимым закрепить принцип ответственности
СМИ перед обществом и мировым сообществом документально.
Международное право отводит государству роль гаранта прав человека на
информацию, которые регулируются непосредственно международно-
правовыми нормами. Существование международно-правовой нормы выво-
дит область защиты прав человека из исключительной компетенции госу-
дарства.
Развитие российского информационного права не может идти в отрыве от
международно-правовых стандартов. При этом российский законодатель-
ный процесс применительно к СМИ испытывает прямое воздействие как
международно-правовых документов относительно основных прав и свобод
17

человека и гражданина, так и итогового документа Венской встречи СБСЕ
1986 г., рекомендаций лондонского Информационного форума 1989 г. и
Окинавской хартии глобального информационного общества (2000 г.).
Отсюда вытекает потребность в правовом регулировании взаимодействия
российских информационных технологий с зарубежными.
Интернет существует не в правовом вакууме: авторы, поставщики содер-
жания и сетевых услуг, сетевые операторы, провайдеры и пользователи –
все они являются субъектами соответствующих законов в разных странах.
Уникальная черта Интернета состоит в том, что он функционирует одно-
временно как средство публикаций и коммуникации, хотя и радикально от-
личается от массового вещания и традиционных телекоммуникационных
услуг. Этим объясняется своеобразие его регулирования.
Поскольку российское информационное пространство является составной
частью мирового, то необходимы международные договоренности относи-
тельно дальнейшего распространения глобальных компьютерных сетей, ко-
торые сводятся к трем требованиям:
18

1. Пользователи должны быть уверены, что конфиденциальная коммерче-
ская информация, так же как и системы оплаты, являются защищенны-
ми и безопасными.
2. Должна быть гарантия достоверности электронных документов и дан-
ных, уверенность в том, что их можно использовать в качестве юриди-
ческих доказательств.
3. Пользователи должны быть уверены, что смогут осуществлять кон-
троль за содержанием, к которому имеют доступ их дети.

Осмысление социального значения Интернета должно базироваться на
следующих факторах:
а) глобальное окружение, в котором национальные границы и географи-
ческие расстояния не имеют значения, требует новых форм международного
сотрудничества (глобализация);
б) размывание границ между телекоммуникационными компаниями, ау-
диовизуальным, компьютерным, издательским секторами означает, что не-
обходим новый подход, поскольку содержание становится независимым от
средств его передачи, а контроль за содержанием и ответственность за его
использование переходит от государства к индивиду (конвергенция);
в) децентрализованная сеть сетей, которой владеют все и никто, означает,
что любые правила и принципы его функционирования должны быть само-
устанавливащимися и основанными на взаимном признании (природа Ин-
тернета).
19


Глава III. Право на информацию.

Рассматриваются основные информационные права и свободы, основания их
ограничения, критерии ограничений свободы слова в международном праве.
Особое внимание уделяется законодательному регулированию права на инфор-
мацию.
Основания для выработки критериев ограничения свободы слова зафиксиро-
ваны в п. 2 ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.) и п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче-
ских правах (1966 г.).
Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 55) к основаниям
для ограничения информационных прав и свобод гражданина относит: защиту
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин-
тересов других лиц, а также обеспечение обороны страны и безопасности госу-
дарства.
Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере отно-
сится к числу национальных интересов всех государств, в том числе и России.
Она основывается на принципах свободы информации и запретительном прин-
ципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреп-
лен в основных международных правовых документах, Конституции Россий-
ской Федерации и ряде других законов.
Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информа-
цию, а субъектами являются любые физические и юридические лица. Это право
включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и сво-
боду искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средст-
вами и независимо от государственных границ.
20

Любые ограничения в области прав человека должны быть оправданными и
соразмерными той цели, которая преследуется этими ограничениями. В свою
очередь цель определяется в соответствии с положениями, закрепленными в
международных соглашениях, Конституции РФ.
При этом, должна учитываться как цель, которая преследуется ограничением,
так и цель существования и реализации права, которое ограничивается.
Если свобода слова ограничивается в целях защиты нравственности населе-
ния, то помимо определения цели ограничения, ценностного содержания охра-
няемого интереса (нравственности), должна учитываться и цель существования
свободы слова, ее ценностный критерий.

Глава IV. Современные тенденции обмена информацией в контексте
международной безопасности.

Основное внимание в этой главе посвящено изучению проблем информаци-
онной безопасности.
Одна из характерных тенденций современного этапа мирового научно-
технического прогресса связана со стремительным развитием и повсеместным
внедрением новейших информационных технологий и глобальных средств те-
лекоммуникации. Вместе с тем становится очевидным, что наряду с положи-
тельными моментами такого процесса создается и реальная угроза использова-
ния достижений в информационной сфере в целях, не совместимых с задачами
поддержания мировой стабильности, безопасности, глобального и регионально-
го баланса сил. Формируется принципиально новая сфера противоборства на
международной арене. Кибертерроризм становится сегодня предметом анализа
и проектирования. При этом затрагивается как сфера национальной безопасно-
сти отдельных государств, так и общая система международной коллективной
безопасности на региональных и глобальном уровнях. Таким образом, универ-
сальность, обезличенность, возможность широкого трансграничного примене-
ния, экономичность и общая эффективность делают информационное оружие
21

чрезвычайно опасным средством воздействия.
Пока разработка и применение такого оружия регулируются нормами совре-
менного права недостаточно. Между тем, потенциальную опасность использо-
вания преступниками информационных технологий следует рассматривать как
проблему, представляющую интерес для всех государств. К числу первооче-
редных задач, стоящих перед государствами в рамках международного сотруд-
ничества в области обмена информацией следует отнести: недопущение ис-
пользования новейших информационных технологий для распространения со-
циально вредных идей и призывов: расизма, шовинизма, радикального нацио-
нализма и т. п.; правовая защита национальной культуры и языка; нахождение
социально приемлемого баланса между свободой слова и неотъемлемым пра-
вом государства обеспечивать независимую политику; защита от диффамации
посредством СМИ и Интернета.
Содержание понятия «информационная безопасность» обычно понимается
как набор частных аппаратных и программных средств для обеспечения защи-
ты информации, для обеспечения сохранности, доступности и конфиденциаль-
ности данных в компьютерных сетях, для защиты информации от негативного
(преднамеренного или случайного) неавторизованного доступа, разрушения,
модификации и раскрытия. В данной работе под информационной безопасно-
стью предлагается понимать (без детализации конкретных технологий) в целом
«состояние защищенности национальных интересов страны, жизненно важных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внут-
ренних и внешних угроз». Это соответствует логике Закона «О безопасности» и
содержанию Концепции национальной безопасности РФ.
В соответствии с основными целями и задачами разработки режима между-
народной информационной безопасности автор исследования предлагает мо-
дель действий и ряд мер, реализация которых в комплексе позволила бы разра-
ботать международные принципы (режим, кодекс поведения государств и т.п.),
направленные на укрепление международной информационной безопасности с
22

учетом угроз военного, террористического или криминального характера.

Заключение содержит выводы и итоги анализа законодательства в области
сотрудничества государств в сфере международной информационной деятель-
ности.
Российское информационное право не может быть оторвано от международ-
ного права. Российский законодательный процесс испытывает прямое воздей-
ствие международно-правовых документов. Правовое регулирование вопросов
информации и коммуникации, следовательно, также должно носить широко-
масштабный и глобальный характер.
В работе предлагаются конкретные практические рекомендации по дальней-
шей разработке действующего законодательства РФ о СМИ, а также по созда-
нию механизмов его соблюдения и согласования с нормами международного
права.
23


Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах
автора:
1. Ермичева Е.В. Средства массовой информации и международное право.
//Материалы 2-й научно-практической конференции молодых ученых Диплома-
тической академии МИД РФ. М.: Научная книга, 1999 г. (0,3 п. л.).
2. Ермичева Е.В. Правовые основы сотрудничества в области аудио-
визуальных средств массовой информации. //Материалы 3-й научно-
практической конференции молодых ученых Дипломатической академии МИД
РФ. М.: Научная книга, 2001 г. (0,4п. л.).
24




Тираж 100 экз. Подписано в печать 03.03.03
Зак.09-10. Объем 1,0 п.л.
Отпечатано в Дипломатической академии МИД РФ



СОДЕРЖАНИЕ