СОДЕРЖАНИЕ


На правах рукописи




Ерохин Василий Леонидович


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО
(НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)



Специальность - 08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством:
предпринимательство



Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук


Ставрополь - 2006

Работа выполнена в
ФГОУ ВПО Ставропольском государственном аграрном университете


Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент
Лякишева Ирина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Горлов Сергей Михайлович
кандидат экономических наук, профессор
Ермакова Наталья Юрьевна


Ведущая организация: Северо-Кавказская академия
государственной службы, г. Ростов-на-Дону.


Защита состоится "____" ________________ 2006 г. в ________ часов на заседании диссертационного совета К 220.062.01 по экономическим наукам при ФГОУ ВПО Ставропольском государственном аграрном университете (ФГОУ ВПО СтГАУ) по адресу: 355017, г. Ставрополь,
пер. Зоотехнический, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО СтГАУ

Автореферат разослан "_____" ________________ 2006 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета Гвоздиков А.В.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших аспектов современного развития предпринимательской деятельности в России является участие в сфере международных экономических отношений, которое происходит на фоне усиливающейся регионализации.
Экономическая интеграция, выступающая основой взаимодействия международной национальной и региональной систем предпринимательства, среди наиболее актуальных проблем такого взаимодействия выдвигает интеграционные процессы в рамках системы "Россия-ВТО". Сегодня проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием объективных особенностей отдельных региональных систем предпринимательства.
Экономические процессы на региональном уровне сложно моделировать. Выработка стратегии стабилизации регионального развития предпринимательских структур в России происходит в условиях неоднородной структуры федеративного устройства.
Для оптимизации развития региональных систем предпринимательства представляется необходимой корректировка методов и форм регулирования предпринимательской деятельности с учетом интеграции в ВТО. Должна возрастать эффективность как административных, так и рыночных регуляторов предпринимательской деятельности, совершенствоваться организационно-экономический механизм функционирования регионального предпринимательства. Вышеизложенное определяет актуальность настоящей темы исследования, ее научную и практическую значимость.
Состояние изученности проблемы. Определение сущности и характера развития региональных предпринимательских систем и экономической интеграции на протяжении многих лет находится в сфере внимания отечественной и зарубежной научной общественности.
Существенный вклад в теоретическую разработку проблем развития интеграционных процессов мирового хозяйства внесли классики экономической мысли: А. Маршалл, К. Шмидт, Я. Тинберген, М. Портер,
П. Крюгман. В 1950-е гг. проблемой построения целостной теории международной экономической интеграции стали заниматься также
Р. Шуман, В. Хальштейн, М. Панич, Е. Бенуа, Л. Клохаш.
Проблема исследования отраслевых и региональных аспектов развития предпринимательства в условиях вступления России в ВТО детально изучена и представлена в трудах многих отечественных ученых:
Дюмулена И.И., Максимовой М.М., Шмелева Н.П., Шишкова Ю.В. и других. Отечественные ученые расширили круг вопросов, влияющих на развитие регионального предпринимательства, придали им комплексный характер.
Однако разработка научно-теоретических и практических основ становления и развития организационно-экономического механизма функционирования предпринимательства объективно требует дальнейших углубленных научных исследований, направленных на изучение региональных аспектов экономической интеграции. Существующие в настоящее время в России формы и методы регулирования предпринимательской деятельности не соответствуют международным стандартам. Не позволяет оптимально развиваться региональным предпринимательским структурам их дискриминация на мировом рынке. Более детальной разработки требуют вопросы защиты и поддержки предпринимателей в условиях либерализации внутреннего рынка.
Недостаточная степень изученности вопросов построения и развития механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления в ВТО обусловила выбор направления проведенного диссертационного исследования и определила его цели и задачи.
Диссертационное исследование выполнено в рамках п. 10.17. "Состояние и перспектива развития международной национальной и региональной систем предпринимательства и их взаимосвязей" паспорта специальности 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство".
Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является научное обоснование и разработка предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
* изучить научное содержание, сущность и экономические основы организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства и экономической интеграции как основы взаимосвязи международной и региональной систем предпринимательства;
* выявить региональные особенности развития предпринимательства, оценить выгоды и издержки для регионального развития по мере либерализации внутреннего рынка;
* обосновать методику оценки возможных последствий экономической интеграции России в ВТО для развития регионального предпринимательства;
* разработать предложения по совершенствованию работы системы органов исполнительной и законодательной власти региона, регулирующих предпринимательскую деятельность;
* разработать предложения по развитию механизмов субсидирования региональных предпринимателей;
* разработать и обосновать комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений между предпринимателями в условиях вступления России в ВТО.
Объектом исследования выступают региональные предпринимательские структуры, функционирующие в условиях вступления России в ВТО.
Теоретической и методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных экономистов по проблемам экономической интеграции и развития предпринимательской деятельности, законодательные и нормативные акты по вопросам регулирования внешнеэкономических и внешнеторговых отношений.
Информационную базу исследования составили данные официальной статистической отчетности Государственного комитета статистики РФ и Ставропольского края, Министерства экономического развития и торговли РФ и Ставропольского края, Министерства сельского хозяйства РФ и Ставропольского края, материалы научных и научно-практических конференций по вопросам экономической интеграции в торговую систему ВТО, справочная литература, материалы периодических изданий.
В процессе исследования для достижения поставленных целей и задач использовались различные методы: аналитический, экономико-статистический, экономико-математический, абстрактно-логический, сравнительный, монографический, регрессионного анализа.
Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании предложений по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО.
К числу положений диссертационного исследования, содержащих элементы научного вклада, можно отнести следующие:
* в авторской интерпретации представлено понятие региональной системы предпринимательства как совокупности предпринимательских объектов отдельного региона, являющейся частью единой системной целостности - народнохозяйственного комплекса страны; а также сформулированы принципы регулирования данной системой;
* определено содержание региональной интеграции предпринимательских структур, обоснованы приоритетные направления развития механизмов административного и экономического регулирования интеграционных процессов, состоящие в оптимизации структуры национального экспорта, защите внутреннего рынка и перспективных производств, формировании на основе международных приоритетов системы региональных интересов внешнеторговой политики государства;
* проведен анализ возможных последствий присоединения России к ВТО для развития регионального предпринимательства, что позволило прогнозировать динамику возможных изменений объемов производства товаров региональными предпринимателями Ставропольского края;
* предложен к реализации комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства, заключающийся в создании региональной рабочей группы по присоединению России к ВТО по Ставропольскому краю; росте централизации и производственной направленности бюджетных потоков; увеличении доли субвенций в рамках финансовой помощи региональным предпринимателям; развитии процессов слияний и поглощений предпринимателей в кредитно-финансовой, банковской и страховой сферах с целью повышения их капитализации;
* уточнена методика гравитационной модели, предложено ее совмещение с моделью эффекта границ, что позволило оценить возможные последствия экономической интеграции России в ВТО для развития регионального предпринимательства;
* уточнена методика оценки изменений объемов производства отдельных товаров региональными предпринимателями в области учета их конкурентоспособности в зависимости от экспортной квоты, что позволило оценить перспективы развития импортозамещающего производства в Ставропольском крае в условиях вступления в ВТО.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО.
Непосредственно практическое значение имеют уточненные в ходе исследования методика оценки возможных последствий экономической интеграции России в ВТО для развития регионального предпринимательства с учетом эффекта границ; методика оценки изменений объемов производства отдельных товаров с учетом их конкурентоспособности.
Разработанные в исследовании практические предложения по совершенствованию механизма функционирования регионального предпринимательства могут представлять интерес для государственных органов власти при разработке стратегических направлений развития региона. Проведенный анализ отраслевых аспектов присоединения к ВТО может быть использован для укрепления и более глубокого обоснования переговорной позиции России по отдельным отраслям экономики.
Апробация работы. Основные теоретические и практические выводы и предложения исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях ФГОУ ВПО Ставропольского государственного аграрного университета (г. Ставрополь, 2003-2005 гг.); на международных научно-практических конференциях Университета Кежтели (Венгрия), Воронежского государственного педагогического университета (г. Воронеж, 2004-2005 гг.); на региональных конференциях Академии маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ) (г. Краснодар, 2004 г.).
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 15 научных работ общим объемом 3,47 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы, приложений. Работа изложена на 198 страницах машинописного текста, включает 17 таблиц,
18 рисунков, 9 приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи исследования, научная новизна и практическая значимость работы, определяются предмет, объект и методологические основы исследования.
В первой главе "Теоретические основы организационно-экономического механизма регионального предпринимательства" рассматриваются научное содержание, сущность и экономические основы регионального предпринимательства, экономической интеграции как основы взаимодействия международной и региональной систем предпринимательства, организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО; раскрываются их роль и место в системе экономических преобразований в нашей стране; обобщаются труды ученых по проблематике экономической интеграции региональных систем предпринимательства.
Во второй главе "Оценка современного состояния регионального предпринимательства Ставропольского края в условиях вступления России в ВТО" проведен анализ современного состояния региональных предпринимательских структур Ставропольского края; определены тенденции развития предпринимательства в регионе в условиях экономической интеграции и либерализации; проведена оценка влияния вступления России в ВТО на функционирование региональных предпринимательских структур Ставропольского края; оценено влияние изменения тарифов на производство импортозамещающей продукции.
В третьей главе "Развитие организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства" проведен анализ взаимного влияния факторов региональной специализации и отраслевой локализации, оценены последствия регионального расслоения и переориентации торговых потоков в условиях экономической интеграции региональной системы предпринимательства; рассмотрены перспективы развития регионального предпринимательства Ставропольского края; разработан комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма регионального предпринимательства.
В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенного исследования и изложены конкретные практические предложения и рекомендации по их дальнейшему использованию.
Основное содержание работы
Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. Но сегодня предпринимательская деятельность должна рассматриваться как средство обеспечения эффективного социально-экономического развития регионально-территориальных образований.
Проблему развития предпринимательства в регионах следует решать комплексно наряду с другими проблемами. В настоящее время необходимо создание условий для стимулирования хозяйственной активности и максимального использования экономического потенциала регионального предпринимательства. Ввиду различий в уровне социально-экономического развития регионов, их производственных и ресурсных возможностей, демографических, национальных особенностей необходим индивидуальный подход к решению задач по развитию предпринимательских систем.
Построение систем регулирования предпринимательства должно опираться на ряд основополагающих принципов. Важнейшим из них является продолжение процесса приватизации с одновременной разработкой стратегии и тактики регионального управления в постприватизационный период. В качестве второго принципа можно выделить принцип селективности структурной политики, основанной на устранении отраслевого или корпоративного подхода в распределении бюджетных и кредитных ресурсов. Третьим принципом является сочетание функции поддержки "малой экономики" и антимонопольного регулирования деятельности предприятий различного профиля.
Актуальность сегодня обрели вопросы, связанные с эффективностью функционирования региональных систем предпринимательства с учетом тенденций мировой интеграции. Объективное содержание интеграции составляет переплетение, взаимопроникновение и сращивание отдельных предпринимательских структур, а в качестве важнейших компонентов современной международной экономической интеграции следует рассматривать региональные экономические комплексы.
Для достижения оптимального характера развития региональных связей требуется соответствующее развитие организационно-экономических механизмов регулирования внешнеторговых связей. Такое регулирование должно осуществляться в соответствие с приоритетными направлениями развития механизмов регулирования интеграционных процессов:
1) выработка и реализация политики развития предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономических связей;
2) защита внутреннего рынка государства;
3) формирование на основе международных приоритетов системы региональных интересов внешнеторговой политики государства;
4) обеспечение благоприятных торгово-политических условий для предпринимателей и их равноправное участие в мировой торговле.
Созданию таких условий способствует участие государства в работе различных интеграционных внешнеэкономических и внешнеторговых формирований. На протяжении долгого времени наиболее универсальной системой такого типа является Всемирная торговая организация (ВТО). В основе национального интереса России в процессе присоединения к ВТО лежит выработка условий, которые позволили бы достичь баланса между либерализацией экономики и сохранением устойчивости развития. Этот баланс определяется спецификой сложившегося организационно-экономического механизма регионального предпринимательства.
Данный механизм представляет собой совокупность системы управления предпринимательской деятельностью (организационно-административное регулирование) и методов экономического влияния данной системы на развитие регионального предпринимательства (рыночное регулирование), воздействующих в нужном для страны направлении на интересы и мотивационные побуждения предпринимателей с целью обеспечения их стабильной и эффективной деятельности.
Подобный механизм по итогам развития рыночных отношений в России был создан, он включил в себя большинство элементов административного и рыночного регулирования. Однако, проведенный в ходе исследования анализ позволил выделить следующие его недостатки: несоответствие законодательства РФ международным стандартам; отсутствие четкой государственной политики по развитию регионального предпринимательства в условиях вступления страны в ВТО; высокая степень регионализации государственных субсидий; отсутствие единой методики оценки последствий вступления в ВТО для развития предпринимательства.
С учетом всех изложенных недостатков в содержание и методику регулирования регионального предпринимательства необходимо вносить коррективы, основанные на количественном анализе факторов влияния интеграции России в ВТО на развитие предпринимательских структур.
Для такого анализа в работе уточнена методика гравитационной модели, предложено ее совмещение с моделью эффекта границ. Методика основывается на предположении о том, что объем двусторонних торговых потоков прямо пропорционален размеру экономик (ВВП) и обратно пропорционален расстоянию между ними. Под эффектом границ понимается соотношение внешней и внутренней торговли в зависимости от таможенных границ и соответствующих ограничений между торгующими территориями.
(1)
где Ti - оборот внешнеторговых связей предпринимательских структур региона со страной (регионом) i;
К - коэффициент интенсивности торговли;
GDPi - ВВП (ВРП) страны (региона) i;
Di - расстояние от центра региона до центра страны (региона) i.
Полученная в результате расчета величина эффекта границ показывает, что существующие в настоящее время внешнеторговые ограничения снижают возможный объем торговых потоков предпринимательских структур региона в 40 раз. По истечении пятилетнего переходного периода после присоединения ожидается снижение эффекта границ Кэг до 20-30.
При использовании данной методики зависимость внешних и межрегиональных торговых связей от изменения торговых барьеров практически полностью определяется географическим расположением экономических центров, показывает изменение соотношения, но не дает ответа на вопрос об абсолютном изменении объемов торговли.
Для устранения этого недостатка в работе предлагается использовать методику разделения товаров по степени их конкурентоспособности в зависимости от их экспортной квоты и эффекта границ (рис. 1).

Рисунок 1 - Предлагаемая модель распределения конкурентоспособности товаров, производимых региональными предпринимателями Ставропольского края.

На основе предложенной методики разделим производимые в Ставропольском крае товары на 4 основные группы:
1) Конкурентоспособные товары, характеризующиеся высокой экспортной квотой (нефть, минеральные удобрения);
2) Условно конкурентоспособные товары, внутренняя цена которых ниже мировой, но экспортные поставки сдерживаются высоким эффектом границ (зерновые, минеральная вода);
3) Условно неконкурентоспособные товары, внутренняя цена которых выше цены мировых аналогов, но их вытеснение с внутреннего рынка импортными товарами сдерживается высоким эффектом границ (значительная часть продукции регионального машиностроения);
4) Неконкурентоспособные товары, которые даже при высоком эффекте границ испытывают сильное давление со стороны импортных аналогов (изделия легкой и пищевой промышленности) (рис. 2).

Рисунок 2 - Распределение товаров, производимых предпринимателями Ставропольского края, по степени конкурентоспособности.

Для оценки последствий вступления России в ВТО на развитие региональных предпринимательских структур по уточненной в работе методике оценки изменений объемов производства отдельных товаров региональными предпринимателями используем следующую формулу:

Deltaпр = Deltaпош * Eи * Eв, (2)

где Deltaпр - искомое изменение объема производства, %;
Deltaпош - планируемое изменение таможенных пошлин, %;
Eи - эластичность импорта по пошлине;
E в - эластичность выпуска по импорту.
На основе проведенного расчета можно прогнозировать следующие изменения в объемах выпуска продукции условно неконкурентоспособными региональными предпринимательскими структурами (Таблица 1).

Таблица 1 - Прогнозируемая динамика объемов производства условно неконкурентоспособных региональных предпринимательских структур Ставропольского края (до 2011 г.).

Отрасли
Изменение объемов производства под влиянием фактора ВТО
млн. руб.
%
Пищевая промышленность
-190,0
2,0
Химическая промышленность
-50,0
0,5
Машиностроение
-20,0
0,5
Легкая промышленность
-15,0
7,5

В результате вступления России в ВТО спад производства в Ставропольском крае составит около 300 млн. руб. на протяжении пятилетнего переходного периода (около 60 млн. рублей ежегодно).
Для сокращения негативного эффекта вступления России в ВТО для развития экономики Ставропольского края необходима реализация комплекса перспективных мер по совершенствованию организационно-экономического механизма регионального предпринимательства.
К переговорному процессу в рамках ВТО необходимо привлечение представителей отдельных регионов, что позволит решить такие проблемы, как нарушения принципа равноправия экономических субъектов на региональном уровне, неразвитость системы местного самоуправления.
Для снижения потерь в условиях вступления в ВТО Правительство Ставропольского края должно располагать перспективной политикой в области развития предпринимательских структур. Разработку данной политики предлагается осуществить в рамках региональной рабочей группы по присоединению России к ВТО по Ставропольскому краю, в которую вошли бы представители законодательной и исполнительной ветвей власти и предпринимательских структур региона (рис. 3).



















Рисунок 3 - Структура предлагаемой региональной рабочей группы по присоединению России к ВТО по Ставропольскому краю.
При координации усилий органов, занимающихся административным и экономическим регулированием, в рамках одной системы, региональной рабочей группе по присоединению России к ВТО по Ставропольскому краю предлагается: провести оценку экспортного потенциала региона; оценить возможности привлечения инвестиций; выявить перспективные экспортные предприятия; начать проведение интенсивного маркетинга региона.
Для поддержки развития региональных предпринимательских структур и совмещения национальных интересов с нормами ВТО в области субсидирования необходимо совместить рост централизованных потоков, направляемых в регионы, с ростом их производственной направленности. Проведенные исследования показали, что данная задача может быть решена за счет роста централизации бюджетных потоков и увеличения доли субвенций в рамках финансовой помощи регионам.
В целях развития конкуренции при либерализации внутреннего рынка предлагается обеспечить допуск иностранных предпринимателей к операциям с физическими лицами. Это будет способствовать укреплению доверия населения к банковской системе, расширению ассортимента услуг, снижению процентных ставок.
Для повышения конкурентоспособности региональных предпринимателей в финансовой сфере необходимо развитие процесса кооперации для повышения степени их капитализации и ликвидации нежизнеспособных компаний. Это позволит нашим предпринимателям по истечении переходного периода конкурировать с иностранными предпринимательскими структурами на рынке финансовых услуг.
Основываясь на предложенных выше мерах по развитию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления в ВТО в работе предложен комплекс мер по его совершенствованию (рис. 4).














Рисунок 4 - Предлагаемый комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства в условиях вступления России в ВТО

На основе внедрения данного предлагаемого комплекса мер представляется возможным создать в стране единую систему функционирования предпринимательских структур, которая обуславливала бы общие и взаимосвязанные организационно-административные и рыночные преобразования в сфере внешнеэкономических отношений.
Действительно эффективный организационно-экономический механизм функционирования регионального предпринимательства при вступлении России в ВТО должен обеспечить, с одной стороны, оптимальное сочетание экономических и социальных интересов региональных предпринимательских структур, а с другой стороны, - учитывать соответствующие интересы всего государства. Очевидно, что для формирования такого действующего механизма необходимо дальнейшее развитие в нашей стране рыночных реформ и реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности предпринимательских структур.

Выводы и предложения
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и рекомендовать для практической реализации некоторые предложения.
1) Характер развития регионального предпринимательства Ставропольского края складывается под совокупным влиянием региональных и отраслевых факторов внешней и внутренней среды (конъюнктура мировых рынков, сырьевая ориентация экспортных связей, низкая конкурентоспособность готовой продукции).
2) Существующие торговые барьеры снижают активность международной торговли предпринимательских структур Ставропольского края в 40 раз. Выгода от снижения торговых барьеров будет состоять в развитии специализации региональных предпринимательских структур, имеющих сравнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.
3) В результате присоединения к ВТО выиграют предприниматели Ставропольского края, занимающиеся производством сырьевой продукции и продукции малой степени обработки (электроэнергетика, топливная промышленность, химическая промышленность). В наибольшей степени от вступления страны в ВТО пострадают легкая и пищевая промышленности, машиностроение и частично - сельское хозяйство Ставропольского края.
4) Для оценки изменений объемов производства отдельных товаров региональными предпринимательскими структурами в работе уточнена методика разделения товаров по степени их конкурентоспособности в зависимости от экспортной квоты и эффекта границ.
5) Дополнительные доходы конкурентоспособных и относительно конкурентоспособных региональных предпринимательских структур Ставропольского края в абсолютном объеме достигнут 1 млрд. руб. в год (1-2% производимой в регионе промышленной продукции). Дополнительные доходы предпринимателей агропромышленного комплекса Ставропольского края составят до 0,3 млрд. руб. в год (1% продукции сельского хозяйства Ставропольского края).
6) Потери неконкурентоспособных и условно неконкурентоспособных региональных предпринимательских структур, занимающихся импортозамещающим производством, составят 0,5 млрд. руб. (1% промышленной продукции Ставропольского края).
7) Непосредственно присоединение России к ВТО окажет незначительное (порядка 0,2-0,5%) влияние на величину валового регионального продукта Ставропольского края на протяжении пятилетнего переходного периода. Потери предпринимателей одних отраслей региональной экономики будут компенсированы дополнительными выгодами предпринимателей других отраслей.
8) Возможные потери рабочих мест в результате банкротства неконкурентоспособных предприятий компенсируются доступом к более дешевым иностранным товарам, а уступка отдельных секторов регионального рынка иностранным предпринимательским структурам обернется увеличением иностранных инвестиций.
9) Оценку последствий снижения внешнеторговых барьеров в условиях вступления в ВТО на развитие региональных предпринимательских структур предлагается осуществлять по уточненной в работе методике гравитационной модели эффекта границ.
10) В работе проведен анализ возможных последствий присоединения России к ВТО для развития регионального предпринимательства с использованием уточненных методики гравитационной модели эффекта границ и методики оценки изменений объемов производства с учетом их конкурентоспособности, что позволило оценить перспективы развития импортозамещающего производства.
11) В ходе исследования предложены рекомендации по совершенствованию административного регулирования предпринимательской деятельности путем создания региональной рабочей группы по присоединению России к ВТО по Ставропольскому краю.
12) Для оптимизации механизма поддержки региональных предпринимателей в работе разработаны предложения по развитию механизма субсидирования региональных предпринимателей, адекватного международным стандартам, включающие увеличение доли субвенций в рамках финансовой помощи региональным предпринимателям и рост централизации и производственной направленности бюджетных потоков.
13) В целях дальнейшего развития предпринимательской деятельности в ходе исследования разработан комплекс мер по совершенствованию организационно-экономического механизма функционирования регионального предпринимательства, заключающийся в развитии механизмов административного и рыночного регулирования предпринимательства в условиях экономической интеграции России в ВТО.


По теме диссертационного исследования
опубликованы следующие работы:
1. Ерохин В.Л. Современные тенденции развития внешнеторговой деятельности Ставропольского края // Современное состояние и перспективы развития экономики регионов России: Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2003. - С. 220 - 222. (0,17 п.л.)
2. Ерохин В.Л. К вопросу о возможных последствиях присоединения России к ВТО // Экономика регионов России: анализ современного состояния и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам ежегодной 68-й научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2004. - С. 85 - 91. (0,29 п.л.)
3. Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Правовые проблемы интеграции СНГ // Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях: Сборник материалов второй региональной научно-практической конференции "Экономика Северо-Кавказского региона на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях". - Краснодар: ИМСИТ, 2004. - С. 245 - 250. (авторские - 0,15 п.л.)
4. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: Монография / Д.А. Вавулин, С.Г. Емельянов, М.Г. Лещева и др.; Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 3. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. - С. 51-65. (авторские - 0,81 п.л.)
5. Ерохин В.Л. Основные вопросы переговоров по сельскохозяйственной проблематике в рамках вступления России в ВТО // Современные проблемы развития экономики и социальной сферы России: Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию СтГАУ. - Ставрополь: СтГАУ, 2004. - С. 385-389. (0,23 п.л.)
6. Ерохин В.Л. Развитие отечественной сферы услуг в аспекте вступления России в ВТО // Современные проблемы развития экономики и социальной сферы России: Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию СтГАУ. - Ставрополь: СтГАУ, 2004. - С. 389-393. (0,23 п.л.)
7. Ерохин В.Л. Методологические аспекты региональной интеграции России в ВТО // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 27. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2005. - С. 146 - 150. (0,23 п.л.)
8. Ерохин В.Л. Региональные особенности выполнения Россией норм ВТО в сфере внешней торговли // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 27. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2005. - С. 138 - 142. (0,23 п.л.)
9. Ерохин В.Л. Вступление России в ВТО как экономическая основа политики поддержки отечественного агропромышленного комплекса. // Экономика регионов России: анализ современного состояния и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам ежегодной 69-й научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2005. - С. 280 - 285. (0,29 п.л.)
10. Ерохин В.Л., Иволга А.Г. Вступление в ВТО и развитие отношений землевладения и землепользования в России // Россия: экономические проблемы в условиях глобализации. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Т.2. - Ставрополь: Изд-во СтГАУ "АГРУС", 2005. - С. 143-146. (авторские - 0,11 п.л.)
11. Irina Lyakisheva, Vasily Erokhin Integration into the WTO and the main problems of trade relations in agriculture // A Common European Countryside? Change and Continuity, Diversity and Cohesion in an Enlarged Europe. The Book of Abstracts of the XXI Congress European Society for Rural Sociology. - Keszthely, Hungary, 2005. - Р. 163. (авторские - 0,03 п.л.)
12. Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Вступление России в ВТО и экологические аспекты предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы экологии и природопользования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Т.1. - Ставрополь: "АГРУС", 2005. - С. 66-72. (авторские - 0,2 п.л.)
13. Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Проблемы развития процессов природопользования при вступлении России в ВТО // Актуальные вопросы экологии и природопользования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Т.1. - Ставрополь: "АГРУС", 2005. -
С. 61-66. (авторские - 0,15 п.л.)
14. Ерохин В.Л. Современные аспекты развития механизмов организационно-административного регулирования регионального предпринимательства при вступлении России в ВТО // Современные проблемы развития экономики и социальной сферы: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного аграрного университета - Ставрополь: "АГРУС", 2005. - С. 80-84. (0,23 п.л.)
15. Ерохин В.Л., Мурга А.Ю. Особенности тарифного квотирования внешней торговли сельскохозяйственной продукцией в аспекте вступления России в ВТО // Проблемы реформирования российской экономики XXI века в контексте мирового экономического развития: сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. - Ставрополь: "АГРУС", 2005. - С. 187-190. (авторские -0,12 п.л.)
??

??

??

??




5










СОДЕРЖАНИЕ