СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Евсеева Антонина Николаевна




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЕЙНОГО
ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА
19 00 07 - педагогическая психология


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата
психологических наук




Нижний Новгород - 2000
Работа вьшолнена в Нижегородском государственном
лингвистическом университете имени НА. Добролюбова




Научный руководитель: доктор психологических наук,
Профессор Рыжов В.В.


Официальные оппоненты: доктор психологических наук,
доцент Чиркова Т.Н.
кандидат психологических наук, доцент Гуцу Е.Г


Ведущая
организация: Санкт-Петербургский государственный университет



Защита состоится 9 июня 20UO года в 9 часов на заседании диссерта-
ционного совета К. 113.28.04 по педагогической психологии и коррекци-
онной психологии в Нижегородском государственном педагогическом
университете по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского госу-
дарственного педагогического университета


Автореферат разослан 6 мая 2000 года

Ученый секретарь
диссертационного совета
HЕМОВА Л Н.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования обусловлена практическими проблемами
взаимоотношений родителей и детей в современной семье. Речь идет не
просто о вопросе "отцов и детей" в его привычном понимании, а о более
широком социокультурном подходе к духовному взаимодействию родителей
и детей, об отношении к ребенку как к субъекту взаимодействия, как к
особому "Я".
Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной
семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на
ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отме- • чается, что это
есть отражение общих принципов современного традиционного образования -
субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих
господство и доминирование мира взрослых над миром детства
(А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции
ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и
достижения успеха в деятельности.
В современном обществе прослеживаются качественно деформированные
взаимоотнпшения детей и взрослых, основанные на увеличении духовной
пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого
мира. Ребенок стал чужим для массы взрослых, равнодушных к нему.
Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях
детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о
диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей,
приводящая к духовному кpaxу последних, их одиночеству, цинизму,
неприятию мира Практически оказывается нарушенной основная сфера
социального развития ребенка, называемая семьей
Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли
семьи в формировании личности ребенка занимались многие видные
отечественные и зарубежные психологи, педагоги, философы: Трудами
А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б Ф Ломова, МИ Лисиной А А Бодалева, М
М.Бахтина, А Б Добровича, И.С Кона и др заложены общие основы теории
психологии общения, в том числе в семье. В трудах известных русских
педагогов и общественных деятелей К.Д.Ушинского, Н И. Пирогова, П Ф
Каптерева, Д.И.Писарева, Н В.Шелгунова, А.П.Нечаева, а также В А
Сухомлинского, Я. Корчака подчеркивается решающая роль семьи в
формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных,
эмоциональных, интеллектуалъных качеств
Особо пристального внимания в последнее десятилетие, как отмечают Ю
Б.Гжшенрейтер, Дж Макдауэлл, Д Добсон и другие, требует проблема
общения родителей и детей в семье, проявления любви к детям со стороны
взрослых, которая раскрывается в их диалогическом общении с детьми, что
является фундаментом позитивной, здоровой, духовно-нрав-
ственной Я- концепции ребенка В современных исследованиях предлагаются
новые основные принципы образования и воспитания в семье - равенства,
диалогизма, сосуществования, соразвития, свободы, единства и принятия
(А.Б. Орлов).
Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания и формирования
Я-концепции ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать,
что только в диалогическом общении "один человек становится для другого
величайшем богатством ", равноправным партнером, где признается его
уникальность и неповторимость Такие отношения характерны для духовно
богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия, принятия и диалогического
общения возможно формирование адекватной и . здоровой Я-концепции и
самооценки ребенка.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что в современной пе-
дагогической психологии не проработай пласт проблем, связанных с фор-
мированием Я—концепции ребенка в зависимости от психологического
климата семейного общения Под психологическим климатом семейного
общения в нашей работе понимается совокупность следующих компонентов,
доминирующий стиль общения, преобладающие духовно-
нравственные ценности, реальное содержание взаимодействия членов се-
мьи. Понятие диалогического общения объединяет такие стили общения, как
личностно-ориентированныи, доверительный, сотруднический, духовный
Оно характеризуется признанием уникальности и неповторимости партнера
по общению (ребенка), уважением к нему, безоценочным отношением,
доминантой на собеседнике, открытостью, искренностью выражения чувств,
доверием. Диалог создает адекватное взаимное отражение партнеров и
позитивную атмосферу их общения.
В отличие от диалога монологическое общение объединяет проти-
воположные стили общения примитивно-авторитарный, формально-
стандартизованный, манипулятивный и др., которые не являются продук-
тивными в общении.
Данная работа посвящена теоретико—экспериментальному решению вопроса
о влиянии психологического климата семьи на формирование Я-концепции
ребенка, что обусловлено актуальностью проблемы воспитания и развития
личности ребенка в целом Причем, речь идет о формировании позитивной Я-
концепции ребенка, то есть о такой системе его представлений о собственной
личности, которая отличается адекватностью, здоровой самооценкой,
развитой способностью ребенка принимать себя, отсутствием чувства вины
Такая Я-концепция является важным условием оптимального развития
личности ребенка в семье и в целостном онтогенезе Существует и ряд других
важных факторов, влияющих на формирование личности, таких как оценка
личности окружающими людьми, общение со сверстниками, влияние школы,
состояние здоровья и др , которые учиты-
вались в нашем исследовании, хотя и не были предметом специального
изучения.
Исследований, посвященных изучению взаимосвязи климата общения в семье
и состояния Я-концепции ребенка, а также особенностей онтогенеза личности
в целом в педагогической психологии по существу не проводилось Мы
считаем, что предлагаемое нами исследование дополнит данные об этой
взаимосвязи.
Цель исследования, изучить влияние психологического климата общения в
семье на формирование Я-концепции ребенка как одного из главных условий
развития личности в онтогенезе.
Объект исследования: целостная система внутрисемейного общения и
различные типы психологического климата семьи как условие формирования
позитивной Я-концепции ребенка.
Предмет исследования структура Я-концепции ребенка и различные уровни
ее развития в зависимости от типа психологического климата общения в
семье
Гипотезы исследования:
1. Среди личностных свойств ребенка наиболее существенное значение для
оптимального развития» личности ребенка имеет система свойств, со-
ставляющих позитивную Я-концепцию ребенка. Мы предполагаем, что в эту
систему входят следующие свойства (1 )здоровая самооценка, (2) принятие
себя; (3) адекватное представление о себе; (4) высокий уровень са-
моуважения; (5) уверенность в себе; (6) отсутствие чувства вины.
2. Формирование позитивной Я-концепции зависит от преобладающего в
семье психологического климата общения Мы выделяем два основных типа
психологического климата общения' диалогический, при котором доминирует
личностно и духовно ориентированное взаимодействие между родителями и
детьми, нравственно-ценностные отношения в семье, и мо-нологический, для
которого характерны формальные, стандартизованные, авторитарные и иные
непродуктивные стили общения между ними
Оптимальным условием формирования позитивной Я-концепции ребенка
является диалогический, личностно и духовно ориентированный климат
общения в семье.
3. Детерминантой диалогического климата семейного общения является
ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности
добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения,
принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его
самоценности
4. Для реализации в системе семейного общения условий диалогического,
личностно-ориентированного и нравственно-ценностного общения не-
обходима специальная программа психолого-педагогической работы с семьей
в целях (1) внедрения принципов диалогического семейного общения в жизнь
семьи, в сознание родителей, в их действия, (2) коррекции не-
гативных тенденций детско-родительских отношений; (3) оптимизации этих
отношений.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и
решались следующие задачи:
1 .Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка
Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту роль,
которую Я-концепция играет в целостной структуре личности и в процессе ее
развития. Выработать представление о позитивной Я-концепции личности.
2. Изучить существующие концептуальные подходы в отечественной и
зарубежной педагогической психологии к проблеме общения в семье, выявить
наиболее характерные психологические особенности семейного общения, а
также основные факторы, определяющие диалогический характер общения в
семье.
3. Изучить психологические особенности организации межличностных
отношений в семьях ПОДРОСТКОВ с целью выявления вариантов психологи-
ческого климата семейного общения, обосновать понятие психологического
климата общения.
4. Разработать программу,
обеспечивающую оптимизацию и
коррекцию
детско-родительских отношений и климата семейного общения с целью
перевода их на принципы личностно и духовно ориентированного диало-
гического общения
5. Экспериментально проверить (в условиях формирующей психолого-
педагогической работы) эффективность предлагаемой программы диалоги-
зации и одухотворения семейного общения, то есть проследить изменения
свойств ребенка, составляющих его Я-концепцию, по мере перехода се-

Методологическую основу исследования составили современные
исследования в области психологии семьи, семейного общения и развития
личности ребенка. Б исследовании были учтены и использованы научные
данные в области психологии общения (А.А.Бодалев, Б.Г.Ананьев,
Л.С.Выготский, А.Б.Добрович), развития личности ребенка и формирования
его Я-концепции (М.И.Лисина, Л.И. Божович, Р.В Берне, А Н Леонть-ев, Э
Эриксон, И.И.Чеснокова), межличностных отношений в семье (В Л леви,
Г.Г.Хомептаускас, А.Г.Харчев, Н.В.Андреенкова). Нами изучен также ряд
работ в области христианской и духовной психологии (А А.Ухтомский, Н.А.
Бердяев, В.С.Соловьев, Н.О Лосский, В В Зенъков-скик, Б.В.Иичипоров, В
А.Пономаренко, В.Д.Шадршшь, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов,
Т.А. Флоренская, Дж Макдауэлл, Дж Добсон, Э Эвальдс, Р. Мак-Ги и др)
Методы исследования. В работе использовались следующие методы,
теоретический анализ психолого-педагогических исследований, теоретико-
прикладное моделирование программы экспериментального изучения
общения родителей и детей в семье; эмпирические методы- наблюдение
жизни семьи, опросы родителей и детей, составление психологических
портретов семьи и их контент-анализ. Использовались также тестирование
родителей и детей, беседа и экспериментальная работа, направленная на
коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений, анкетирование,
социомеиричеекие методики, интерперсональная диагностика по Т Лири, тест
"Рисунок семьи", количественный и качественный анализ результатов
исследования.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Уточнена структура Я-концепции ребенка (позитивное принятие себя,
здоровая самооценка, уверенность, принятие мира), формирующаяся в
условиях семейного общения.
2. Выработано представление о позитивной Я-концепции как системе
личностных свойств, обеспечивающих оптимальную социализацию ребенка,
его гармоничное развитие в условиях семьи. В эту систему входят следующие
свойства. (Пздоровая самооценка; (2) принятие себя; (3) адекватное
представление о себе; (4) высокий уровень самоуважения; (5) уверенность в
себе; (6) отсутствие чувства вины.
3 исследованы подходы к определению роли Я-концепции и здоровой
самооценки в онтогенезе личности ребенка, показано ведущее значение
самооценки и Я-концепции в формировании гармоничной личности ребенка.
4. Расширены представления о различных уровнях, видах, стилях семейного
общения как фактора развития личности ребенка Уточнено содержание
понятия психологического климата семейного общения. Проведено
сравнительное изучение двух основных типов психологического климата
семьи - диалогического и. монологического В качестве детерминанты се-
мейного диалога выделены характеристики духовно-нравственной ориен-
тации взаимодействия между родителями и детьми.
6. Разработана, реализована и проверена в формирующем эксперименте
программа диалогизации и одухотворения семейного общения.
7. Подтверждено значимое для педагогической психологии семьи положение
о ведущей роли личностно-ориентированного общения и диалогического
климата семьи в формировании позитивной Я-концепции и здоровой
самооценки личности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и реализации
программы психолого-педагогической работы с семьями подростков по
одухотворению к диалогизации климата семейного общения с целью
оптимизации их Я-концепции Она определяется также возможностью
использования результатов исследования в психологическом кон-
сультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Результаты и
выводы исследования могут послужить основой для разработки программ
повышения образовательного уровня и психологической компе-
тентности родителей в воспитании детей Результаты и выводы работы могут
быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов,
а также при разработке методических пособий по проблемам семейного
воспитания
Представленная в исследовании программа тренинга может быть успешно
использована в практике работы школьного психолога и семейного
консультанта.
На защиту выносятся положения, составляющие гипотезы исследования,
проверенные и подтвержденные результатами теоретической и
экспериментальной работы:
1 Я-концепция ребенка оказывает большое влияние на развитие его личности
в онтогенезе. Структура позитивной Я-концепции ребенка включает
адекватный я-образ, здоровую самооценку, принятие себя, высокий уровень
самоуважения, уверенность в себе, отсутствие у ребенка чувства вины
2 Позитивная Я-концепция является одним из главных условий нормального
(оптимального) развития личности в онтогенезе
3 Могут быть выделены два основных типа психологического климата
семейного общения диалогический, при котором доминирует лично стно и
духовно ориентированное общение между родителями и детьми, нравственно-
ценные отношения в семье, и монологический, характеризующийся
формальными, стандартизованными, авторитарными и иными
непродуктивными формами и способами общения в семье
4 Формирование Я-концепции ребенка зависит от преобладающего в семье
психологического климата общения, при этом оптимальным условием
формирования позитивной Я-концепции ребенка является диалогический
климат общения в семье, основной детерминантой которого являет ся
ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности
5. Для реализации в семье условий диалогическою, нравственно-ценностного
общения необходима специальная программа психолого-педагогической
работы с семьей, направленная на внедрение принципов диалогического
общения в жизнь семьи, в сознание родителей, их действия, а также на
коррекцию негативных тенденций детско-родительских отношений и их
оптимизацию
Экспериментальная база исследования.
Задачи исследования решались на базе семей подростков - учащихся 7-9
классов средней школы № 38 и лицея № 35 г Сыктывкара, а также созданного
при лицее "Клуба общения" по оптимизации отношений родителей и детей
Экспериментальные данные по проверке эффективности предложенной
программы были получены в исследовании 94 семей. В цепом в
исследовательской работе приняли участие 130 семей, около 200 учителей,
воспитателей и родителей
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования
излагались на Первой Нижегородской научно-практической конференции
"Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород, 1998), на
городской научной конференции " Жестокое обращение с детьми в семьях",
(Сыктывкар, 1999); на Российской научной конференции " Социокультурные
практики, модели и языки описания " (Сыктывкар, 1998) ; обсуждались на
психолого-методических объединениях школ г Сыктывкара, апробировались
в тренинге при "Клубе семейного общения" г Сыктывкара Программа
эксперимента, его результаты и выводы обсуждались на заседаниях
лаборатории педагогического общения и кафедры психологии
Нижегородского государственного лингвистического университета и
Нижегородского регионального центра одухотворения образования. Мате-
риалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по
психологии со студентами СГУ в г Сыктывкаре. На программу тренинга
получен социальный заказ муниципального учреждения социального
обслуживания " Семья" г. Сыктывкара Основные положения диссертации
нашли отражения в 5 публикациях автора.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
из 215 наименований, приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами, 8
рисунками
Основное содержание диссертации
Во введений очерчивается общая проблематика работы, обосновывается
актуальность исследования, дается краткий анализ состояния проблемы,
сформулированы гипотезы, показаны теоретическая и практическая
значимость работы.
Первая глава "Я-концепция и развитие личности" содержит ана -лиз
теоретических и экспериментальных исследований проблемы развития
личности в целом, обсуждаются различные подходы к содержанию понятия
личиисчи, общении к его роли в формирования Я-концепции ребен ка,
предлагаются варианты исследования данной проблемы.
В первом параграфе главы осуществлен теоретический анализ различных
подходов к пониманию сущности, структуры и развития Я-концепции
личности. Анализ показал существенное многообразие этого явления и
исходных принципов его исследования, позволил выделить большое число
переменных, относящихся к укладу семейной жизни, которые связаны с
формированием Я-концепции детей. Этот анализ показал, что формирование
личности во многом зависит от психологического климата внутрисемейного
общения, в процессе которого семья представляет комплекс условий и
средств, определяющих ее педагогические возможности
Несмотря на различия по некоторым исходным позициям, ученые,
занимающиеся проблемой становления Я-концепции ребенка ( Р. Берне, К.
Роджерс, А. Маслоу, М.И. Лисина, М.Ю Мещерякова, Б.Г. Ананьев и
др. ) сходятся в том, что самосознание - одна из основных человеческих
потребностей, которая состоит в стремлении человека выявить в себе
имеющиеся потенции и возможности как содержание других его потребностей
В процессе самосознания человек не только осознает воздействие на него
объектов реального мира и выражает свое отношение к ним, но и выделяет
себя из этого мира, противопоставляет себя ему, осознает себя как личность,
свои особенности и определенным образом относится к себе.
Самосознание - сложный психический процесс Его сущность состоит в
восприятии личностью многочисленных "образов" самой себя и других в
различных ситуациях деятельности и поведения, взаимодействия с другими
людьми и восприятия их оценок Соединение этих образов представляет собой
формирование понятия целостного Я как субъекта, отличного от других
субъектов. Формирование Я-концепции проходит определенные стадии,
связанные с возрастными этапами психического и физического развития
ребенка. На каждом из них имеется характерное для данного уровня
своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке Только
свободное развитие ребенка, его личная активность, его ощущение
субъектности в общении с окружающим миром дает ему возможность
формирования здоровой, адекватней, позитивной Я-концеп-ции, необходимой
для успешной социализации его в обществе-
Признавая, что ведущим фактором развития самосознания ребенка являются
взаимоотношения со взрослыми и в первую очередь в семье, мы полагаем, что
диалогическое, духовно-нравственное общение с ним является наиболее
продуктивным способом формирования уверенности, доверия, позитивной Я-
концепции.
Анализ структуры Я-образа ребенка, осуществленный различными авторами (
F. Beptii-, К Годжерс, А Маелсу, М И. Лисина, В.В Сталин и другие),
позволил нам предположить в этой структуре такие элементы, как принятие
себя, здоровая самооценка, высокий уровень самоуважения, уверенность в
себе, отсутствие чувства вины, адекватное отношение к себе
Для выработки представления о реальной структуре и составляющих
компонентов позитивной Я-концепции ребенка мы провели пилотажное
исследование. Его целью явилось выяснение представлений родителей,
воспитателей, педагогов о системе качеств, составляющих правильное,
здоровое знание ребенка о самом себе и обобщение этих представлений в
научном описании позитивной Я-концепции В этом исследовании приняли
участие около 200 человек. В опросный лист пилотажного исследования были
включены 17 вопросив, касающихся роли общения Б формировании
отношения ребенка к себе и другим, основных условий развития правильного
понимания им своего Я, роли родителей в этом процессе.
Во втором параграфе главы осуществлен анализ условий формирования
позитивной Я-концепции ребенка и выработаны представления о различных
типах психологического климата семейного общения.
- Осуществленный нами теоретический анализ, а также результаты
проведенного предварительного исследования показывают, что формиро-
вание качеств позитивной Я-концепции в значительной мере зависят от
характера и содержания взаимоотношений в семье, от преобладающего в ней
психологического климата общения При этом предполагается, что
формирование здоровой самооценки и позитивной Я-концепции возможно
только в здоровой семье и только в позитивных условиях семейного общения
Среди многообразия типов и форм межличностных отношений и общения в
семье, отмечаемых в психолого-педагогической литературе, можно выделить
два типа, наиболее глобальных и противоположно значимых для развития
ребенка.
Первый из них - монологический - объединяет различные модификации и
варианты общения, описанные в работах многочисленных исследователей:
авторитарно-примитивный, стандартизованный (А.Б. Добро-вич), комфорный
манипулятивный (Л.С. Братченко), авторитарный конфликтный (С.А.Шеин),
времяпрепровождение и игры (Э. Берн ). Сюда же относятся такие стили
общения, как дистантный, подавляющий, властный, нейтральный и другие (Е
Б Залюбовская, Р П Козлова) Все они представляют низший уровень общения,
где на первом месте стоит незыблемость авторитета взрослого ( родителя ) и
беспрекословное подчинение ребенка. Анализ исследований авторитарного
стиля общения (Ш.А. Амо-нашвили, В Е.Каган, С.А.Рябченко) показал, что
данный стиль общения приводит к негативным последствиям для
развивающейся личности ребенка, так как его силы направлены больше на
постоянную психологическую защиту от " агрессии " взрослых, а не на
личностное развитие
Другой - биологический уровень, оптимальность которого в процессе
педагогической деятельности и семейного общения подчеркивают все авторы
Он объединяет такие описанные в литературе стили общения, как
доверительно-диалогический (С.А.Шеин), диалогический (Г.А. Ковалев, В А
Кан-Калик, С.Л. Братченко), близость (Э.Берн), духовное общение
(А.Б.Добрович ). Все они характеризуются прежде всего отношениями
равноправных партнеров по общению, признанием неповторимости и уни-
кальности друг друга, верой в позитивное начало в человеке, в его доброту и
моральность.
Анализ концепций современных отечественных и зарубежных авторов (В А
Сухомлинский, А.А.Бодалев, А.Б. Добрович, Т А.Флоренская, Г А Ковалев, В
В Рыжов, К.Роджерс, Р Берне, А Маслоу) позволяет предположить, что диалог
является наиболее продуктивным стилем общения, а диалогический климат
семейного общения - наиболее эффективным условием формирования
позитивной Я-концепции ребенка
Традиция изучения диалога в отечественной психологии предусматривает
несколько плоскостей интерпретации этого понятия, все из которых
подтверждают его высокий психологический потенциал. Диалог - это: (1)
первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая здоровое
психическое развитие личности; (2) ведущая детерминанта этого развития,
когда взаимодействие в системе " ребенок-родитель" переходит "вовнутрь "
ребенка, определяя тем самым его индивидуальное психологическое
своеобразие; (3) процесс ( трудно формируемый в позитивистской традиции ),
разворачивающийся по своим законам и по своей внутренней динамике; (4)
определенное психофизическое состояние общающихся людей; (5) высший
уровень организации отношений между взрослыми и детьми; (6) наиболее
эффективный способ воспитания (Г А. Ковалев).
Диалогическое общение-это общение, насыщенное элементами диалога,
представляющее собой активный, деятельностный процесс, являющийся
одновременно условием, фактором и способом бытия и развития каждой
личности, в нем участвующей. Диалогическое общение осуществляется
диалогическими личностями, которые выступают как носители гу-
манистических, ценностных установок Характеристики диалогического
общения - это взаимодоверие, открытость, равноправие, взаимопонимание,
доброжелательность, взаимопроникновение.
В процессе воспитания, формирования Я—концепции ребенка диалог
является высшим уровнем организации контактов между родителями и
детьми Такой уровень общения оптимален с точки зрения организации,
обладает максимальным психологическим.потенциалом воздействия (лич-
ностно-развивающим, воспитательным, творческим). Психологическим
содержанием такого общения является адекватное взаимное отражение
партнеров по общению, позитивно окрашенное, " личностное " отношение их
друг к другу и "открытое " взаимное обращение .
Суть диалогическая и общения заключается в признании уникальности друг
друга каждым партнером, их взаимного равенства по отношению друг к другу
, в ориентации каждого на понимание, доверительность, открытость,
безоценочность суждений, искренность выражений чувств и со-- стояний. Это
универсальный уровень общения, определяющий здоровое отношение
личности к самой себе, гармонизацию ее телесной, психической ( душевной )
и духовно-нравственной сфер. На этом уровне происходит осознание
человеком своего Я , своей значимости, уникальности, обретается
эмоционально-психологическое и нравственное благополучие, чувство
счастья и радости жизни.
Мы разделяем позицию Г.А Ковалева в том, что психологическим условием
реализации подлинно личностного общения и влияния его на личностное
развитие является диалог как со-бытие. в котором воздействие уступает
место психологическому единству участников сотрудничества, становится
возможным личностное развитие. Именно сотрудничество и диалог наиболее
адекватны человеческой природе, именно они оптимальны для здорового и
гармоничного развития личности. Именно в этих усло-
вияХ возможны действительно эффективные и глубокие психологические,
личностные и педагогические влияния людей друг на друга.
Анализ исследований, посвященных диалогу как высшему уровню общения,
позволил выявить некоторые составляющие психологического климата
семейного общения как условия формирования позитивной Я-концепции
ребенка. Сюда входят: преобладающий стиль общения в семье,
доминирующие ценности семьи и содержание взаимодействия между роди-
телями и детьми.
Диалогический климат семьи характеризуется преобладанием лич-ностно-
ориентированного, диалогического стиля общения. Психологическими
детерминантами такого стиля общения являются следующие характеристики:
активное диалогическое отношение к ребенку как к субъекту, равноправному
партнеру по обшению независимо от его возраста, признание неповторимости
и уникальности личности, безусловное ее принятие; безоценочное отношение,
принятие другого; доминанта на "собеседнике "(А. А. Ухтоминский) в
отличии от ориентации на своего двойника ( проецирование своего "я" на
собеседника ); доброжелательность и доверительность как выражение любви
друг к другу; открытость, искренность в выражении чувств. Именно эти
характеристики делают диалог высшим уровнем общения, раздвигающим
границы родительского воздействия на
Диалогический климат семейного общения характеризуется доминированием
духовно-нравственных ценностей. Нами осуществлен анализ пичноетно—
духовного потенциала как детерминанты высших уровней межличностного
взаимодействия и общения. Обращение к работам представителей русской
христианской философии, педагогики, психологии И.А.Ильина, Н
О.Лосского, К.А.Бердяева, современных отечественных и зарубежных ученых
Т.А.Флоренской, В.В.Рыжова, Е.И.Исаева, В.И.Мурашовя., К Роджерса, А
Маслоу, В.Франкля покачало, что духовность личности, ее ориентация на
ценности добра, любви, красоты, истины лежат в основе подлинно
человеческого, глубоко личностного способа отношения к другому человеку
.Они лежат в основе общения, ориентированного на эти ценности в другом
человеке.
Духовная сторона личности реализуется именно в диалоге Подлинно
диалогическое общение является естественным воплощением духовной,
развитой, обладающей необходимыми качествами личности. Оно предпо-
лагает открытость, естественность, искренность, свободу и ответственность.
Если в общении с родителями ребенок вынужден подавлять себя, проявлять
неискренность, скрываться и т.п., то диалог как высший уровень общения с
родителями теряет свою первоначальную сущность и приобретает признаки
формальности, ролевой игры, не способствующей открыто-сти, позитивности
во взаимоотношениях Свобода и ответственность личности в диалоге
проявляются в ее стремлении к совершенству, к психо-
логическому росту, возрождению, в ориентации на духовно-нравственные
ценности человека, общества, природы. Поэтому, когда мы говорим о
диалогическом общении, мы предполагаем развитие духовно богатой
личности
Мы полагаем, что семья, являясь первоосновой формирования позитивной Я-
концепции личности ,ее воспитания должна осуществить переход на
диалогический, личностно и духовно-ориентированный уровень общения с
детьми.
Таким образом, результаты теоретического анализа и проведенного пи-
лотажного исследования позволяют предположить, что личностно и духовно
ориентированный климат общения в семье является оптимальным условием
формирования позитивной Я-концепции ребенка. Главным фактором,
обеспечивающим установление в семье диалогического климата общения
является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные
ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости,
прощения принятия доверия, признания уникальности и неповторимости
ребенка, его самоценности. Этот фактор может быть обозначен как фактор
духовности семьи
Во второй главе "Методика и результаты диагностического исследования"
формулируются задачи исследования, обосновываются методические
средства их решения, описывается ход эксперементальной работы и
результаты констатирующего эксперимента.
Для изучения основных показателей Я-образа ребенка, подлежащих
диагностике на этапе констатирующего эксперимента, нами было проведено
исследование 94 семей. Для выделения основных показателей были ис-
пользованы: наблюдение семей, беседы с детьми и родителями, в качестве
базовой методики для этого исследования использовался модифицированный
нами вариант интерперсональной диагностики Т Лири, а также со-
циометрический эксперимент и тест на самоценку Будасси По результатам
исследования были составлены психологические портреты семей, под--
вергнутые затем контент-анализу.
На основе всей совокупности данных были выделены основные критерии, по
которым различаются семьи с монологическим и с диалогическим климатом
семейного общения. Для семей с диалогическим климатом общения -
взаимное доверие, доброжелательность, открытость, совместная
деятельность, сотрудничество, свобода выбора деятельности ребенка. Все эти
качества, по нашему мнению, являются выражением любви к ребенку Для
семей с монологическим климатом - дидактический стиль высказываний,
потребность командовать, недружелюбие, недоверие, непринятие, отсутствие
совместной деятельности
Был проведен контент-анализ психологических портретов семьи для
количественного описания преобладающего психологического климата семьи
диалогического и монологического типов. Для этой цели проводил-
ся подсчет различных признаков диалогического и монологического
типов психологического климата семьи , содержащихся в
психологических портретах, и на основе количественных данных
изучаемые семьи распределились на три категории- с преобладанием
диалогического (Д), монологического (М) климата общения , либо
отсутствия явных признаков того и другого типов (Н).
В констатирующем эксперименте нашего исследования необходимо было
решить следующие задачи
1 . Исследовать систему свойств, составляющих Я-концепцию ребенка.
Выявить структуру Я-концепции, входящие в нее элементы, а также ту
роль, которою Я-концепция занимает в целостной структуре личности
2. Изучить разные уровни организации межличностных отношений в
семье.
3 Изучить содержание диалогического внутрисемейного общения
(искреннее, открытое, безоценочное, доверительное, доброжелательное,
сотрудничающее ) и выявить основные факторы, определяющие диалоги-
ческий климат общения в семье.
Обобщенные результаты сравнительной диагностики Я-концепции детей
в семьях с преобладанием диалогического, личностно-ориентированного
климата общения и с преобладанием монологического климата общения
представлены в таблице 1 .
Таблица!
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В
СЕМЬЯХ
С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94)


Преобладающий Кол- Кол- Показатели Я- Р
климат общения во во (% й
позитивна негативна
семей де-
Диалогический 22 51 92 2 78 <0 0
Монологический 38 77 28 6 71 4 <0 0
Не установлен 34 64 60 9 39 1 нет
ВСЕГО 94 192
Примечания значимость различии в показателях по критерию Фишера, р -
вероятность гипотезы о случайных различиях в показателях
В категорию детей с позитивной Я-концепцией отнесены подростки,
которые по всем структурным компонентам Я-концепции обнаружили по-
ложительные показатели (адекватная и здоровая самооценка, высокое са-
моуважение, принятие себя, отсутствие чувства вины, уверенность в себе).
При наличии хотя бы одного отрицательного показателя испытуемый от-
носился к категории детей с негативной Я-концепцией.
Результаты, приведенные в таблице 1, показывают'
1 .Число семей с преобладанием признаков диалогического климата
семейного общения является наименьшим из общего числа обследованных
семей Это, возможно, одно из свидетельств духовного и коммуникативного
кризиса семьи
2. Наиболее существенные различия между семьями с диалогическим и
монологическим типом психологического климата обнаруживаются по
критерию самооценки детей, а также по показателям уверенности в себе и
отсутствия чувства вины. Значимость различий по критерию Фишера между
этими показателями очень высока.
В третьей главе "Изучение влияния психологического климата семейного
общения на формирование Я-концепции ребенка" представлены
результаты и выводы формирующего эксперимента, проведенного с семьями,
ранее прошедшими диагностическое исследование.
Основными в проведенном исследовании были две задачи' (1 )раз-раоотать
программу, обеспечивающую оптимизацию и коррекцию детско—
родительских отношений с целью перевода их на диалогические принципы
организации общения (2) экспериментально проверить ( в условиях фор-
мирующей психолого-педагогической работы ) эффективность предлагаемой
программы, то есть в условиях эксперимента проследить, как меняются
свойства ребенка . составляющие его Я-концепцию, с изменением
психологического климата семейного общения и показать , что диалогическое
общение является условием, оптимального формирования позитивной Я-
концепции ребенка
В параграфе 3.1 представлена программа " Клуба-общения " по оп-тимизации
детско-родительских отношений, разработанная нами с целью обучения
родителей и детей навыкам диалогического взаимодействия в семье,
установления доброжелательного, искреннего сотрудничества, диалога и со-
бытия в семье.
Основными задачами программы являются развитие навыков эффективного,
диалогического взаимодействия; развитие умений " ненасильственной
коммуникации и безоценочных высказываний, умений " Читать друг друга ",
слышать другого; развитие навыков свободного поведения с учетом принципа
" здесь и сейчас", высказываний своих чувств, а не оценок; создание
участниками группы " Единого семейного устава " счастливой семьи.
Предлагаемая нами программа оптимизации детско-родительских отношений
представлена на трех уровнях:
1 Принципы В качестве основных принципов, заложенных в программу
оптимизации, выделены: 1) признание семьи и ее внутрисемейно-
го климата основным фундаментом формирования позитивной Я-концепции
ребенка; 2) признание неповторимости и уникальности ребенка; 3) только
диалогическое общение является наиболее продуктивным способом общения
и воспитания ребенка.
2 Условия. В качестве главных условий реализации названных нами
принципов выделены. 1) отношение к ребенку как активному субъект}',
равноправному партнеру по общению независимо от его возраста, 2) от-
крытое, искреннее, заинтересованное взаимодействие; 3) активное диало-
гическое отношение к ребенку; 4) совместная деятельность; 4) проявления
любви и принятия ребенка
3. Технология. На основе выделенных принципов и с учетом названных
условий нами разработана технология диалогического общения с ребенком в
целях создания благоприятного климата семьи и формирования позитивной
Я-концепции ребенка. Это система практических рекомендаций родителям по
организации оптимального диалогического общения с детьми. В эту систему
входят:
1) рекомендации по достижению успешной совместной деятельности детей и
родителей в семье (деятельностный блок рекомендаций);
2) рекомендации по установлению мотивациояно—целевой общности
родителей и детей (мотивационный блок рекомендаций),
3) рекомендации по оптимальному использованию коммуникативных средств
общения-вербальных и невербальных (коммуникативный блок
рекомендаций);
4) рекомендации по учету личностных особенностей ребенка (личностный
блок рекомендаций);
5) рекомендации по достижению духовной близости участников
взаимодействия, построение взаимодействия на основе доброты, любви
искренности, открытости (духовный блок рекомендаций).
В параграфе 3.2 представлены результаты контрольной (вторичной)
диагностики Я—концепции детей з семьях, прошедших психологический
тренинг общения по программе "Клуба семейного общения".
В программе формирования диалогического климата общения участвовали 38
семей , которые по результатам констатирующего эксперимента были
отнесены к семьям с преобладанием монологического типа семейного
общения , а также 34 семьи , психологический климат которых был не-
определенным. Задача психолого- педагогической работы с этими семьями
состояла в том, чтобы существенно изменить преобладающий в них пси-
хологический климат общения к проверять, как это скажется на особенностях
Я-концепции детей. Комплексная формирующая работа с семьями
проводилась в течение 2,5 лет.
В таблице 2 представлены показатели распределения семей, прошедших
программу "Клуба общения", по типам психологического клима-
та, а также сравнительные данные результатов констатирующего и
формирующего экспериментов Обозначения в таблице
Д-1 - семьи с диалогическим климатом общения по результатам кон-
статирующего эксперимента (контрольные семьи),
Д-2 - семьи с диалогическим климатом общения по результатам
формирующего эксперимента,
М-2 - семьи с монологическим климатом общения по результатам
формирующего эксперимента,
Н-2 -семьи с неопределенным типом психологического климата по
результатам формирующего эксперимента Методика определения преоб-
ладающего типа психологического климата семьи по результатам форми-
рующего эксперимента та же, что и в констатирующем эксперименте
Измерение Я-концепции детей экспериментальных семей после
формирующего эксперимента проводилось по тем же методикам , что и в
констатирующем эксперименте
Таблица 2
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ
С ДИАЛОГИЧЕСКИМ И
МОНОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ
ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ
ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ( N = 94 )
р
Преобладающий Климат Кол-во Кол-во Показатели Я-концепции
общения семей детей (кол-во детей, % )
позитивная негативная
к-во % к-во %
Диалогический ( Д-2 ) 69 127 1 1 1 * 87,4 16* 12,6 <
Монологический(М-2) 12 36 24* 66,7 •12* 33,3 |<0,01
Не установлен ( Н-7 ) 11 29 16 55,2 13 44,8 | нет
ВСЕГО 94 192 151 78,6 41 21,4

Примечания значимость различий в показателях по критерию Фишера,
* значимость различий (Д-2 - М-2 ) - р< 0,05
Как можно видеть, в результате формирующего эксперимента произошло
существенное перераспределение семей по критерию преобладающего
психологического климата В частности, большая часть семей с
неопределенным типом климата ( 23 из 34 ) перешла в разряд семей с
диалогическим климатом общения, 24 из 38 семей с явно выраженным
монологическим климатом общения перешли в разряд диалогических
семей Таким образом, общее число семей с диалогическим климатом
выросло до 69, что составляет 73,4% от общего числа семей Число семей
с монологи-
ческим климатом уменшилось до12, что
составляет 12,8 % от общего

числа семей
Главные изменения, интересующие нас, - в показателях Я-концепции детей в
семьях с диалогическим и монологическим типами психологического
климата По данным таблицы 2 все различия в этих показателях статистически
значимы и свидетельствуют в пользу доказательства проверяемых гипотез, а
именно (1) преобладающий тип психологического климата семейного
общения существенно влияет на развитие Я-концепции ребенка, (2)
предложенная программа оптимизации климата семейного общения "Клуб
общения" существенно меняет преобладающий стиль взаимодействия в семье
Данные, приведенные в таблице 2, и результаты формирующего экс-
перимента в целом позволяют сделать ряд выводов
1 Количество семей с диалогическим климатом общения существенно
увеличилось в результате диалогизаиии климата обшения в семьях с явно
монологическим и неопределенным кгшматом, что является прямым
результатом участия этих семей в программе тренинга
2 Включение ребенка в диалогическое, духовное и личностно ориен-
тированное общение - диалог оказывает существенное влияние на его Я-
концепцию По всем показателям изменений элементов позитивной Я-кон-
цепции ребенка получены значимые данные, свидетельствующие об -эф-
фективности проводимой работы
3 Диалогический характер общения как основа психологического климата
семьи оптимизирует взаимоотношения родителей и детей в семье,
способствует оздоровлению Я—концепции ребенка Это означает, что об-
щение и воспитание, построенные на принципах диалога, являются важными
факторами развития позитивной Я—концепции ребенка, эффективными и
продуктивными способами взаимодействия с ним
Заключение. Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование,
посвященное изучению влияния психологического климата семейного
общения на формирование Я-концепции ребенка, подтвердило выдвинутые
гипотезы и позволило сделать следующие выводы.
1 В теоретическом анализе и результатами экспериментального исследования
доказано , что психологический климат семьи оказывает большое влияние на
формирование позитивной Я-концепции ребенка Последняя в свою очередь
является одним из главных условий гармоничного, здорового развития
личности ребенка в онтогенезе
2 Среди личностных свойств ребенка, определяющих его психическое
развитие в онтогенезе и в процессе социализации, наиболее существенное
место занимают элементы его позитивной Я-концепции, включающей
здоровую самооценку, принятие себя, адекватное представление о себе,
высокий уровень самоуважения, уверенность в себе, отсутствие чувства вины
3 Оптимальное развитие (формирование) этой системы свойств и я
соответственно развитие у ребенка позитивной Я-концепции зависит от
преобладающего психологического климата семейного общения. Экспе-
риментальные данные убедительно показали, что в семьях с диалогическим,
духовно-ориентированным общением возможно развитие здоровой, духовно-
нравственной личности.
4. Основными детерминантами диалогической организации семейного
общения являются духовность родителей и семьи в целом, а также ориентация
их взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра,
любви, искренности, открытости, прошения, принятия, доверия, признания
уникальности и неповторимости ребенка. Фактор духовности семьи
определяется нами в самом общем виде как способность родителей различать,
выбирать и принимать истинные духовно-нравственные ценности и в
соответствии с ними строить свою деятельность, поведение и общение с
ребенком. Определяющей характеристикой духовности семьи является
любовь.
5. Разработанная и реализованная в исследовании программа психолого-
педагогической работы с семьей показала высокую эффективность в плане
оптимизации детско-родительских отношений и диалогизации пси-
хологического климата семейного общения.
6. Проделанный теоретический «шалил и результаты эксперимегт-тального
исследования позволяют признать диалог высшим личностно и духовно
ориентированным уровнем общения, определяющим гармоничное, здоровое
психическое развитие личности.
Климат семейный общения, построенный на принципах диалога, т.е.
личностно и духовно ориентированного взаимодействия, создает опти-
мальные условия для формирования позитивной Я-концепции ребенка. Такой
климат предполагает совместную деятельность детей и родителей, их
мотивационно-целевую и личностную общность, учет личностных осо-
бенностей ребенка и духовную близость тех и других. Эти условия являются
наиболее продуктивными и эффективными.
6. Проведенное исследование, его результаты и выводы не исчерпывают всех
аспектов изучаемой проблемы взаимосвязи общения в семье и развития
личности ребенка, в частности его Я-концепции. Нам, однако, представляется,
что предложенный в нашей работе подход к изучению этой взаимосвязи
является плодотворным и перспективным. Представляется важным и
интересным проверить влияние психологического климата общения в семье
на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие
ребенка в онтогенезе.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях
автора:
1. Духовность в общении // Атропологическая парадигма в философии и
науке. Тезисы докладов Российской научной конференции г.Сыктывкар: изд-
во СГУ, 1998 .- С.54-56.
2. Духовность в общении как фактор развития личности ребенка // Гуманизм
и духовность в образовании: Научные труды Первой Нижегородской научно -
практической конференции / под ред. докт. психол. наук, проф. В.В.Рыжова.-
Нижний Новгород, 1999.- С.73-76
3. Клуб общения. Учебно-методическое пособие по оптимизации детско-
родительских отношений. - Сыктывкар, СГУ.- 2000.- 20 с.
4 Роль Я-концепции в обучении и воспитании ребенка // Управление
инновационными процессами в образовательных учреждениях республики
Коми. Тезисы докладов научно-практической конференции г.Сыктывкар,
2000.-С. 19-21.
5. Духовно - нравственные аспекты в общении с пожилыми // Проблемы
жестокого обращения с людьми старшего возраста в семье и обществе:
Доклады городской межведомственной конференции, г. Сыктывкар, 2000.-С.
30-34.




Подписано в печать
Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,3. Уч.-изд. л. 1,0
Тираж 100 экз Заказ

Типография НГЛУ им. Н.А. Добролюбова 603155, Н.
Новгород, ул. Минина, 31-а



СОДЕРЖАНИЕ