<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

представителей разных социальных групп, объединяемых разочарованием во всех сферах жизни,
неверием ни в какие из имеющихся социальных ценностей, стремлением к переустройству мира.
Автор доказывает, что в состав группового субъекта нигилистической нравственной культуры
входит отказавшаяся от занятий профессиональным трудом леворадикальная интеллигенция,
приобщившаяся к ней в поисках смысла жизни необразованная молодежь из некоторых
обедневших дворянских семей и не адаптировавшаяся в пореформенной России часть
крестьянства.
Автор вступает в полемику с авторами концепции разрушительной роли всей интеллигенции
в российском обществе («Вехи» и др.) и аргументирует причастность к разрушительной
деятельности только леворадикальной интеллигенции.
На основе анализа исторической и художественной литературы в диссертации
обосновывается негативное отношение субъектов нигилистической культурной группы к
морали, ибо участие нигилистов в создании общественного блага в их представлениях
превращалось в обязанность агрессивно бороться со злом посредством разрушения всех
существовавших социальных институтов. Констатируя добрые намерения нигилистов,
диссертант вынужден отметить аморальный характер их нравственной культуры, ибо в
деятельности нигилистов не обнаружено конструктивных намерений и программ.
На основе анализа истории культуры российского общества автор доказывает, что
нравственность нигилистов представляет собою сочетание добрых намерений с потребностью
разрушительных действий. Нигилистам представляется нравственным отрицание ценности и
значимости государства, права, искусства, семьи и т.п. В качестве характерных для нигилистов
нравственных качеств в диссертации отмечены, с одной стороны, готовность жертвовать собой,
с другой стороны, самообожение, грубость, агрессивность, раздражительность, нетерпимость,
пренебрежение к жизни и достоинству людей, оправдание любого злодеяния, творимого
маленьким человеком, критическое отношение к Родине, игнорирование занятий
профессиональным трудом.
Анализ показал, что нравы нигилистов имеют ряд особенностей. Отмечается уверенность
субъектов нигилистической нравственной культуры в собственной гениальности, привычка
рассматривать себя в качестве благодетеля презираемой ими толпы, отсутствие рефлексии,
бесцеремонность, утрата чувства благодарности по отношению к кому бы то ни было,
конфликтность, цинизм, упрощение языка, присутствие в нем милитаристской и ненормативной
лексики. Несмотря на наличие у нигилистов добрых намерений, автор оценивает
нигилистические нравы как аморальные, ибо характерные для них средства реализации
намерений разрушают как общественные отношения, так и личность нигилиста.
На основании анализа нигилистической нравственной культуры в диссертации раскрыты
истоки ряда проблем современной России: проблемы разрушительного отношения индивидов к
окружающим и самим себе, проблемы девиантного поведения подростков и молодежи и т.п.
Назвать объективную потребность общества в сохранении нигилистических нравов сложно.
Но объективные условия (интенсивная социокультурная трансформация общества,
распространенность атеистического мировосприятия среди индивидов и др.) и субъективные
предпосылки (формирование у индивидов душевного дискомфорта, подавление личностных
задатков к осуществлению органичных для индивида способов деятельности и др.)
воспроизводства нигилизма продолжают сохраняться в современной российской реальности.
Задача общества заключается в том, чтобы найти способы минимизировать предпосылки
воспроизводства нигилистической нравственной культуры.
Изучение специфики нигилистической нравственной культуры позволяет более полно
отразить противоречивость и поливариантный характер российской нравственной культуры.
В Заключении работы подводятся итоги исследования, формулируется ряд выводов
концептуального характера, намечаются перспективы дальнейшего исследования проблемы.

27
Основные положения
диссертационного исследования отражены в следующих основных публикациях:

Реферируемые издания
1. Нравственная культура: кризис или нетрадиционный способ функционирования? //
Известия Уральского госуниверситета. Серия «Гуманитарные науки» Вып. 7, № 31. Изд-во
Урал. гос. ун-та, 2004. - 0,5 п.л.
2. Нравственная культура человека как ресурс его совершенствования // Образование и
наука. Известия Урал. отдел. Российской Академии образования. № 4 (34). Изд-во РГППУ,
2005. - 0,5 п.л.

Монографии и учебные пособия
3. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма): Учеб.
пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та. 1999. - 21 п.л.
4. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Монография.
Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2005. - 10 п.л.
5. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы:
международный опыт и российская практика / Д.Л. Стровский, А.С. Франц, Л.Е. Стровсий и др.
Под ред. Д.Л. Стровского. - Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2003. - 2/16,1 п..л.
6. Профессионально-нравственная культура студентов торговых специальностей
(Материалы в помощь куратору). - Свердловск: СИНХ, 1985. Деп. В ИНИОН, 29.01. 1986.
№23917. - 1 п..л.
7. Нравственное воспитание // План социально-экономического развития г.
Красноуральска на ХП пятилетку. Свердловск: СИНХ, 1987. Деп. В ИНИОН № 1850010529. -
5/27 п..л.
Статьи
8. Семья как фактор нравственного формирования личности // Специфика морали и
нравственного воспитания личности. Сборник научных трудов. Свердловск: Ур ГУ.1983. - 0,5
п..л.
9. Уважение человеческого достоинства как принцип нравственного воспитания
личности // Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Сборник
научных трудов. Свердловск: Ур ГУ. 1985. - 0,5 п..л.
10. Противоречивость нравственного воспитания.// Методы и средства нравственного
воспитания. - М.: АН СССР, Ин-т философии АН СССР. 1986. - 0,4 п..л.
11. Феномен гражданской проповеди // Современные социальные технологии: сущность,
многообразие форм и внедрение: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. Белгород 18-20 апр.
1991 г.: В 4 ч. Ч. 3. Белгород: Б.и., 1991. - 0,4 п..л.
12. Социально-этический анализ конфликтности // Социальные и экономические
детерминанты российской цивилизации. (Тезисы докладов и сообщений участников
конференции «Россия на пути к свободе: общество, государство, демократия» 27-28 апреля 1993
г.). Челябинск: Б.и. , 1993. (В соавторстве). – 0,4 п.л.
13. Нигилистические истоки конфликтности // Социальные и экономические
детерминанты российской цивилизации. (Тезисы докладов и сообщений участников
конференции «Россия на пути к свободе: общество, государство, демократия»27-28 апреля 1993
г.). Челябинск: Б.и., 1993. - 0,4 п.л.
14. Гримасы нравственности в зарождающемся рынке // Между прошлым и будущим.
Сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во эконом ун-та, 1994. - 0,8 п..л.
15. От нравоцентризма к этическому плюрализму // Связь с общественнстью России:
Уральский вариант. Екатеринбург: Изд-во Правит. Свердл. обл. 1999. - 0,3 п.л.
16. Мировоззренческая основа дифференциации нравственной культуры //
Мировоззрение и культура. Сборник статей. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной
информации», 2002. - 0.5 п.л.
17. Глобализация и нравственная культура // Глобализация: реальность, противоречия,
28
перспективы. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. Ун-та, 2002. - 0,5 п.л.
18. Корпоративная культура и женщина // Бизнес – скайнет , 2002, №5, - 0,5 п.л.
19. Нравственная культура как ценность // Имиджелогия. Тенденции и перспективы
развития. Сборник материалов 1 Всероссийского научного семинара Лиги Профессиональных
Имиджмекеров и Института индустрии Моды 19 – 20 апреля 2003 г. М.: Б. и. 2003. - 0, 3 п.л.
20. Нравственная культура как одно из условий реализации предрасположенности
человека к творчеству // Педагогические системы развития творчества (Материалы 2-ой
Всероссийской научно-практической конференции 9-10 декабря 2003 г.): В 2 ч. ч. 1.
Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2003. - 0,3 п.л.
21. Нравственная культура как фактор развития способностей и потребностей человека //
Акмеология общего и профессионального образования. Материалы региональной научно-
практической конференции. Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2004. - 0,3 п.л.
22. Этапы формирования творческой активности преподавателя высшей школы. //
Педагогические системы развития творчества. (Материалы 3-ей Всероссийской научно-
практической конференции 14-15 декабря 2004 г.): В 2-х ч., ч.1. Екатеринбург: Изд-во РГППУ,
2004. С. – 0,3 п.л.
23. Этико-культурологические знания студента как необходимый компонент его
образования // Акмеология профессионального образования. (Материалы 2 региональной
научно-практической конференции). Екатеринбург: Изд-во РГПП, 2005. - 0,3 п..л.
24. Природная предрасположенность студента и его профессиональная компетентность //
Акмеология профессионального образования. (Материалы 2 региональной научно-практической
конференции). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 0,3 п.л.
25. Педагогическая потребность в толерантности преподавателя // Акмеология
профессионального (Материалы 2 региональной научно-практической конференции).
Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 0,3 п..л.
26. Дифференцированный подход в осмыслении роли интеллигенции в жизни
российского общества // Социально-институциональные и ценностно-мировоззренческие
проблемы модернизации России (Материалы Международной научно-практической
конференции Гуманитарного университета 17-18 мая 2005 г.): В 2-х т. Т.1. Екатеринбург: Изд-
во Гуманит. Ун-та, 2005. - 0,4 п.л.
27. Специфика российской корпоративной культуры. // Научные чтения, посвященные
памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора экономических наук, профессора Н.Г.
Веселова «Экономические проблемы современной России и пути их решения». Екатеринбург:
Изд-во Урал. .гос. экон. ун-та, 2005. - 0,4 п.л.
Тезисы выступлений на конференциях
28. Актуальные проблемы профессиональной этики // Профессиональная этика:
производственные и непроизводственные аспекты. (Тезисы докладов и выступлений областной
научно-практической конференции в г. Владимире 28-29 сентября 1982 г.). Владимир:
Политехн. гос. ин-т, 1982. - 0,2 п.л.
29. Нравственное воспитание студентов экономического вуза // Актуальные проблемы
нравственного воспитания студентов. Межвузовский сборник. Саратов. Изд-во Саратовского ун-
та, 1983. - 0,2 п.л.
30. Пути формирования предприимчивости и предупредительности у студентов торговых
специальностей.// Профессиональная этика и вуз (Профессиональная этика и воспитание
специалистов). Владимир: Политехн. Ин-т, 1984. - 0,2 п.л.
31. Современные тенденции общения в семье // Проблемы нравственной культуры
общения (Материалы научной конференции). Вильнюс: Изд-во АН Лит. ССР, 1986. - 0,2 п.л.
32. Сможем ли вернуться к рефлексированию? // Новое мышление и пути нравственного
развития человека. (Материалы научной конференции). Новгород: Изд-во Новг. Гос. пед. ин-та,
1989. - 0,2 п.л.
33. Этическое осмысление рефлексии // Рефлексивные процессы и творчество. (Тезисы
докладов и сообщений к Всесоюзной конференции 3-5 апреля 1990 г.). Новосибирск: Б.и., 1990.
- 0,2 п.л.
34. Политика во власти нравов // Этика и социология политической деятельности.
29
(Тезисы к симпозиуму). Владимир: Б.и., 1990. - 0,2 п.л.
35. Воинствующий гуманизм: истоки и результаты // Судьбы идеологии в современном
мире. (Тезисы докладов и выступлений к научно-практической конференции зоны Урала.
Свердловск, 17-18 мая 1991 г.). Свердловск: Изд-во Урал. Соц.-полит. ин-та, 1991. - 0,2 п.л.
36. Политика на фоне нравственно-психологических представлений общества //
Соотношение общей и политической культуры. (Тезисы республиканской конференции).
Комсомольск – на- Амуре: Б.и., 1991. - 0,2 п.л..
37. Выживет ли творческая индивидуальность? // Предпринимательство: нормы и
ценности. (Тезисы докладов Всероссийской научно-теоретической конференции). Владимир:
Изд-во политехн. ин-та, 1992. - 0,2 п.л.
38. Неоднозначность оценки конфликта и конфликтности // Конфликты в экономике и
политике. (Тезисы Всероссийской научно-практической конференции). Владимир: Изд-во
политехн. ин-та, 1993. - 0,2 п.л.
39. Установка на конфликтность и попытка ее девальвации // Конфликты в экономике и
политике. (Тезисы Всероссийской научно-практической конференции). Владимир: Изд-во
политехн. ин-та, 1993. - 0,2 п.л.
40. О диалоге морали и нравственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на
пороге ХХI века. (Тезисы 3 Саранских Междунар. Бахтинских чтений): В 2 ч., ч.1. Саранск: Изд-
во Морд. ун-та, 1995. - 0,2 п.л.
41. Проблема формирования корпоративной культуры в России // Российская культура на
рубеже пространства и времени. Екатеринбург: Изд-во Гуман. ун-та, 1998. - 0,25 п.л.
42. Невидимые властители // ХХI век: будущее России в философском измерении: В 4 т.
Т.3 «Философская антропология и философия культуры». (Материалы Второго Российского
филос. конгресса 7-11 июня 1999). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 0,1 п.л.
43. Экономический и гуманистический потенциал корпоративной культуры //Экономика
и управление профессиональным образованием. (Материалы научно-практической конференции
11-12 апреля 2002 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. - 0,2 п.л.
.




30
Франц Аза Степановна
Российская нравственная культура:
поливариантность эмпирических моделей
Автореферат




Подписано в печать
Формат 60 * 84 1/16. Бумага типографская. Усл. печ. л.
Тираж 100 экз. Заказ № Печать офсетная.
Издательство Российского государственного профессионально-педагогического
университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей,
_____________________________________________________________________________
Ротопринт РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.




31
32
33
34

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ