СОДЕРЖАНИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
На правах рукописи Груздева Ирина Николаевна
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ СМЕШАННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Специальность 08.00 05 - "Экономика и управление народным хозяйством"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Санкт-Петербург

Диссертация выполнена на кафедре экономики и управления на предприятии Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Научные руководители' - доктор экономических наук, профессор
Поваров Герман Васильевич;
- кандидат экономических наук,
профессор Мухарь Инна Федоровна
Официальные оппоненты: - доктор экономических наук, профессор
Булов Анатолий Андреевич;
- кандидат экономических наук,
профессор Коваленок Татьяна Петровна
Ведущая организация - Волго-Балтийское государственное управление водных путей и судоходства


1
I. Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Государственная политика России и ее стратегические цели ориентированы на формирование транспортного комплекса, обеспечивающего потребности страны в перевозках грузов и пассажиров и гарантирующего национальную безопасность
Однако, за период с 1991 по 1999 годы общая протяженность судоходных внутренних водных путей России сократилась на 12,7 %, а протяженность с гарантированными глубинами и обслуживаемая знаками навигационного ограждения соответственно на 41,7 % и 22,6 % вследствие значительного сокращения федерального финансирования на содержание судоходных путей В этой связи возрастает значимость новых методических подходов к выявлению дополнительно возможного финансового обеспечения деятельности организаций путевого хозяйства водного транспорта
В результате исследования установлено, что в современных условиях для обеспечения нормальною судоходства необходимы систематическое проведение землечерпательных работ, обновление и поддержание навигационного ограждения, профилактические работы по безаварийному содержанию гидросооружений В этом, в первую очередь, заинтересованы судовладельцы, так как только нормальное функционирование судоходного пути служит гарантом безопасной организации перевозок Порты и промышленные предприятия также заинтересованы в поддержании надлежащего состояния акваторий, а хозяйства, потребляющие воду для различных нужд, - в экологической безопасности водных бассейнов
На речном транспорте функционируют 127 самостоятельных субъектов-пользователей услугами организаций путевого хозяйства акционерные общества открытого типа, из них 27 судоходных компаний, 50 портов, 46 заводов, 96 государственных унитарны^рредприятий и организаций

2
Представляется целесообразным и обоснованным применить рыночный механизм, который может удовлетворить интересы обеих сторон, в отношениях между пользователями услуг путевого хозяйства и организациями, содержащими водные пути.
Рыночные механизмы не использовались до настоящего времени в полной мере в этой сфере. Основными причинами этого являются особенности финансирования путевого хозяйства за счет бюджетных ассигнований на содержание водных путей и гидросооружений как путей общего пользования. При этом бюджетное финансирование систематически сокращается. Действующая до настоящего времени система плановых показателей в путевом хозяйстве не ориентирована на конечные результаты деятельности организаций (как это характерно для рыночных отношений), а содержит показатели объемов работы: кубометры вынимаемого грунта на землечерпательных работах и другие. Следует заметить, что в качестве главною вида работ, в силу объемного измерителя, в путевом хозяйстве планируются именно землечерпательные работы без учета целесообразности допустимых 1лубин по гидравлическим условиям потока.
Улучшение судоходных условий на свободных реках обуславливает по действующей системе планирования увеличение объема землечерпательных работ, что связано с дополнительными единовременными и текущими расходами. В свою очередь, с ростом гарантированных глубин на реках ежегодно после достижения некоторой степени глубины дальнейшее ее увеличение вызывает отрицательные изменения в гидравлике речного потока. В результате значительного переуглубления перекатов на отдельных судоходных плесах уже имеют место негативные последствия землечерпания. Поэтому в проблеме улучшения судоходных глубин на свободных реках в настоящее время важное значение для планирования показателей путевого хозяйства приобретает вопрос определения предельной (гидравлически допустимой) глубины, которую можно

3
получить землечерпанием (наиболее актуальным является решение этой задачи для малых рек, в связи с их интенсивным транспортным освоением)
Актуальность темы исследования обусловлена острой необходи
мостью коренного изменения системы показателей планирования дея
тельности производственных коллективов путевого хозяйства и взаимо
отношений между организациями путевого хозяйства и потреби!елями
его услуг Актуальность выбранного направления исследования под
тверждена одним из положений "Итогов социально-экономического ,
развития транспортного комплекса в 1999 году"
(из материалов к расширенному заседанию коллегии Минтранса России), где намечается на среднесрочную перспективу сформировать нормативную базу для организации системы смешанного финансирования инфраструктурных проектов на основе коммерческой окупаемости (Путевое хозяйство водного транспорта является частью внутренней производственной инфраструктуры речного транспорта)
Одним из важных направлений перестройки планирования в современных условиях является переход к формированию производственной программы п организаций путевого хозяйства на основе договоров с судовладельцами и их компаньонами (владельцами), иностранными инвесторами (заинтересованными в эксплуатации внутренних водных путей России) и другими пользователями Это позволит усовершенствовать экономические отношения между организациями путевого хозяйства и судоходными компаниями, которые устанавливаются при заключении договоров и соответственно зависят от договорных условий Однако при этом целесообразно сохранить государственное регулирование . рыночных отношений на речном транспорте в интересах всех участников транспортного процесса, с целью ограничения отрицательных проявлений стихийного нерегулируемого рынка на транспорте, который входит в сферу обеспечения государственной безопасности
Рыночные отношения внутри организаций путевою хозяйства предлага- " ется осуществлять на следующих принципах сочетании плановых заданий ор-

4
ганов управления путевым хозяйством с определенной оперативно-хозяйственной самостоя"!елъностью районов водных путей и районов гидросооружений; рациональном использовании различных видов ресурсов на основе соизмерения фактического их расхода с ранее достигнутыми результатами, а также установленными нормами, нормативами и плановыми оценочными показателями, ориентированными на конечные результаты работы - состояние судоходных путей; необходимо также использовать систему магериального и мо-˜ рального поощрения за выполнение оценочных показателей, повышение эффективности работы; экономической ответственности за упущения в работе и нарушение договорных обязательств.
За основу планирования оценки деятельности коллекшвов районов водных путей (РВП) и районов гидросооружений (РТС) в условиях совершенствования рыночных отношений на транспорте предлагается использовать экономические нормы и нормативы, а также технико-экономические показатели длительного действия. Показатели, включаемые в план экономического и социального развития РВП и РГС, должны отражать основные результаты их работы и быть увязаны с показателями соответствующе! о шшна органов управления путевым хозяйством ( государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства - ГБУВПиС).
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка системы показателей планирования и управления путевым хозяйством речного транспорта, которая направлена на достижение оптимальных условий судоходства с наименьшими затратами
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи
1) рассмотрены этапы становления судоходства и путевого хозяйства на
Севере и Северо-Западе России за период 1698-1999 годов;
2) проанализирован современный зарубежный опыт финансирования и
содержания транспортного комплекса,
1)
3) сделан анализ современной экономики путевого хозяйства Росреч-
флота,
4) определены перспективы развития судопотоков и грузопотоков по
Волго-Балтийскому водному пути,
5) проанализированы применяемые в настоящее время и подвергнуты
критической оценке системы показателей планирования основной дея
тельности коллективов путевого хозяйства на разных уровнях управле
ния, обоснованы направления их совершенствования,
6) определен порядок использования и усовершенствования экономиче
ских методов управления на различных уровнях управления путевым
хозяйством при смешанном финансировании,
7) предложена новая система увязки и взаимодействия систем показате
лей и нормативов планирования по вертикали управления путевым хо
зяйством в условиях смешанного финансирования,
8) разработана методика планирования, система показателей плана эко
номического и социального развития для уровней управления ГБУВПиС
в условиях деятельности путевого хозяйства речного транспорта при
смешанном финансировании,
9) обоснована целесообразность применения норматива стоимости со
держания водных путей и гидросооружений, как основы расчета плат
ности услуг путевого хозяйства, разработана методика его расчета,

10) разработана методика системы показателей качественной оценки
динамики улучшения судоходных условий на внутренних водных путях,
11) на основе общих рекомендаций Минтранса РФ по совершенствова
нию плана экономического и социального развития коллективов путево
го хозяйсхва на перспективу выделены основные аспекты совершенст
вования планов организаций путевого хозяйства водного транспорта по
различным уровням управления
Объект и предмет исследования. Исходя из цели и задач диссертационной работы, объектом исследования являются внутренние вод-

ные пути, гидросооружения и путевое хозяйство, представляющие собой важный инфраструктурный вид деятельности речного транспорта. ; Предметом исследования стали методические положения совершенствования работы путевого хозяйства в рыночных условиях хозяйствования, формирование комплексного плана экономического и социального
* развития его коллективов. ,
Методы исследования. Исследование базируется на системном ' анализе проблемы совершенствования показателей планирования и .
* оценки результатов деятельности организаций путевого хозяйства, а • i
: также на исследовании возможности смешанного финансирования путе
вого хозяйства речного транспорта, на методических положениях со
вершенствования системы взаимоувязанных по вертикали показателях
' разных уровней управления в условиях рыночных методов хозяйствования и использования научно-технических достижений в области управления производством. В диссертационной работе использовался ком-
* плекс общенаучных методов, включая методы эмпирического и теоре
тического исследования и анализа, системного подхода, прогнозирова
ния, экономического и статистического анализа, регрессионный анализ.
Материалы. Различные аспекты связанные, с исследованием затронутых в диссертации вопросов, нашли свое отражение в работах Суворовой Л.П., Мухарь И.Ф., Поварова Г.В., Булова А.А., Коваленок Т.П., Селезневой Н.Н., Скобелевой И.П., Курильченко И.Г., Вульфсона М.С., Арсеньева С.П., Краева В.И., Курошевой Г.М., Даналина В.Ф., Левитина В.П., Легостаева В.А., Ломова ЕН., Новикова О.А., Шульги В.Я., Гладкова Г.Л., Миронова В.П., Нудельмана В.И., Резера С.М., Трихункова М.Ф. и других. Кроме того был использован обширный статистический материал за период с 1988 по 1999 годы, отчеты и финансовые документы АО СЗП, Волго-Балтийского ГБУВПиС, а также компаний, являющихся потенциальными и действующими клиентами АО СЗП.

Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в том, что в диссертационной работе комплексно исследована и методически решена проблема совершенствования системы показателей планирования и оценки деятельности путевого хозяйства речного транспорта в условиях смешанного финансирования. Впервые для условий смешанного финансирования предложена система увязки и взаимо-действия систем показателей и нормативов планирования по вертикали управления путевым хозяйством; разработана методика планирования, система показателей плана экономического и социального развития для уровней управления ГБУВПиС в условиях деятельности путевого хозяйства речного транспорта при смешанном финансировании, определен порядок использования и усовершенствования экономических методов управления на различных уровнях управления путевым хозяйством при смешанном финансировании; обоснована целесообразность применения норматива стоимости содержания водных путей и гидросооружений, как основы расчета платности услуг путевого хозяйства, разработана методика его расчета; разработана мешдика системы показателей каче-ственнои оценки динамики улучшения судоходных условии на внутрен-них водных путях, определены перспективы развития судопотоков и грузопотоков по Волго-Балтийскому водному пути
Апробация работы. Результаты исследования используются в Днепровском бассейновом управлении пути (Украина). На промежуточ-ных этапах выполнения работы основные этапы исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. Отдельные компоненты исследования опубликованы в виде тезисов научно-методической конференции, посвященной 190-летию транспортного образования и региональной научно-методической конференции, посвященной 200-летию государственного управления водными коммуникя-циями России.

По теме диссертации опубликовано восемь статей, общим объемом 2,0 печатных листа. Перечень статей приведен в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 1 99 страницах, включая список литературы, 27 таблиц, 27 рисунков и 55 страниц приложений. Количество текстовых страниц составляет 1 75
"ч II. содержание работы
?а Во введении обозначена общая проблема, стоящая перед организациями путевого хозяйства, дано обоснование актуальности темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, обоснованы общие методические положения диссертации, научная новизна и практическая значимость.
В первой главе "Путевое хозяйство - инфраструктурное подразделение речного транспорта" дана характеристика путевого хозяйства, обоснованы роль и место водных путей и путевого хозяйства в структуре речного транспорта, единой транспортной системе и народнохозяйственном комплексе. Кроме этого рассмотрены этапы становления судоходства и путевого хозяйства в России за период с 1698 по 1999 годы
Путевое хозяйство является важным инфраструктурным производственным звеном материально-технической базы внутреннего водного транспорта. Основная задача коллективов путевого хозяйства заключается в создании и поддержании условий судоходства, обеспечивающих безопасное плавание и наиболее эффективную эксплуатацию транспортного флота.
Улучшение водных путей в отличие от большинства других путей сообщения, как правило, не может быть произведено в короткий срок Поэтому лу-

тевые работы на них проводятся не только из условий поддержания судоходных условий, а с учетом их последовательного улучшения Такой метод несколько увеличивает размеры ежегодных затрат на содержание водных путей, но требует значительно меньших средств, чем при единовременном производстве работ по улучшению судоходных условий.
Во второй главе "Анализ состояния и перспективы развития путевого хозяйства" вначале проанализированы используемые методы планирования и система показателей оценки основной деятельности коллективов путевого хозяйства в условиях жесткого бюджетного финансирования, вскрыты недостатки и определены направления их устранения. Затем рассмотрено современное состояние путевого хозяйства в России за периоды с 1991 по 1997 годы и с 1998 по 1999 годы. Кроме этого показаны перспективы развития путевого хозяйства на 2000 год и рассмотрено развитие на перспективу Волго-Балтийского водного пути. Также в главе проанализирован современный зарубежный опыт управ- -ления транспортным комплексом.
Основным недостатком существовавшего хозяйственного механизма плановой экономики являлся его затратный характер, стремление производственных коллективов израсходовать отпущенные бюджетные средства полностью, так как при достижении экономии этих средств финансирование в предстоящем году сокращалось на эту сумму.
У производственных коллективов путевого хозяйства в период " жесткого бюджетного финансирования отсутствовали стимулы для хо- •, зяйственной инициативы. При наличии рынка заказов от сторонних организаций на так называемые внетранзитные и платные работы, развивать эту деятельность оказывалось невыгодно и рискованно. Средства, t перечисленные за платные работы, немедленно и полностью изымались t в бюджет, точнее осуществлялось недофинансирование точно на сумму г заработанных средств, а объем бюджетного финансирования на последующие годы сокращался, исходя из расчета на улучшение коньюктуры

10
платных работ. Такие расчеты часто не оправдывались, при этом предприятия, имевшие иногда объемы платных работ более 50% от общего объема, оказывались в тяжелом финансовом положении.
Объектами планирования в путевом хозяйстве являлись не конечные результаты деятельности его предприятий и коллективов, а объемы выполняемых работ. Такая подмена приводила к тому, что затрачиваемые средства не всегда приносили ожидаемые результаты по достижению, поддержанию и улучшению безопасных судоходных условий, не стимулировались мероприятия научно-технического прогресса на водных путях, выполнение этих работ нередко вступало в противоречие с требованиями по охране окружающей среды, происходил перерасход отдельных ресурсов.
Предприятия путевого хозяйства должны были создавать водные пути и обеспечивать на них необходимые габариты и безопасные условия для судоходства. Между тем в планах и отчетах путевого хозяйства в период жесткого бюджетного финансирования непосредственно показатели по водным путям занимали незначительное место Оставалась неизвестной себестоимость выполнения отдельных видов путевых работ.
Новая форма планирования основной деятельности путевого хозяйства, в современных рыночных условиях, должна быть неразрывно связана с повышением самостоятельности и экономической ответственности трудовых коллективов, материальной заинтересованности в результатах труда.
В результате перехода к рыночной экономике судоходным компаниям целесообразно иметь водные пути с оптимальными габаритами при минимальных затратах на их содержание. На транзитных магистралях желательно иметь одинаковые глубины на всем протяжении пути, иначе загрузка судов будет определяться габаритами лимитирующих участков. Возможности использования отдельных рек для транспортных

11
целей должны рассматриваться не только с технической точки зрения их пригодности для организации судоходства, но и с учетом стоимости работ, которые сделают водный путь эффективнее по сравнению с другими альтернативными видами транспорта. Важной задачей дальнейшего развития водных путей является устранение ступенчатости глубин на основных речных магистралях, продление их навигационного периода, создание водных подходов к крупным промышленным организациям, находящимся вблизи воднотранспортных магистралей.
В диссертации определены перспективы дальнейшего развития Волга-Балтийского водного пути. Специфика дальнейшего формирования нефтегазового комплекса в Северо-Западном районе состоит в том, что будет расти грузооборот нефтепродуктов в результате провода "Балтийской трубопроводной системы" через Ленинградскую область. При этом основным источником транспортировки будет служить трубопровод, но не исключена передачи части нефтепродуктов на внутренний водный транспорт
Краткий анализ мирового опыта финансирования содержания водных путей позволяет сделать вывод, что во всех развитых странах в последние годы прослеживается тенденция привлечения средств судовладельцев к финансированию содержания водных путей в виде судовых сборов. Для этого между компаниями, в ведении которых находятся водные пути, и владельцами судов установлены постоянные экономические отношения. Вместе с тем, государство сохраняет за собой роль фи-"нансового гаранта в обеспечении необходимыми средствами содержания и развития водных путей и гидросооружений.
В третьей главе ".Планирование и оценка деятельности коллективов организаций путевого хозяйства в современных условиях" представлены основные методические положения совершенствования работы путевого хозяйства при смешанном финансировании, сформирован комплексный план экономического и социального развития организаций

12
путевого хозяйства, показаны пути рационального сочетания централизованного планирования и экономических методов управления.
В современных рыночных условиях организации путевого хозяйства не могут полностью полагаться на централизованное финансирование в нужных размерах. Все сборы и доходы управления не покрывают расходов на содержание водных путей. Предлагается изыскать дополнительные источники финансирования путевых работ, разработать новые принципы экономических взаимоотношений между организациями путевого хозяйства и пользователями их услугами. Часть средств, расходуемых на содержание водных путей, следует переложить на внебюджетные источники, в том числе и на судоходные компании. В связи с тем, что проведение комплекса путевых мероприятий положительно влияет на величину прибыли судоходных компаний, последним предлагается отчислять процент от прибыли, заранее установленный на договорной основе с ГБУВПиС, в доходы ГБУВПиС. Следует в отдельных случаях предоставлять льготы (скидки) тем судам, судовладельцы которых выделяю! средства на коренное улучшение судоходных условий или на поддержание необходимого нормального состояния гидросооружений и водных путей.
Для разработки методических вопросов определения платы за пользование водными путями необходимо их классифицировать. Все разнообразие работ и услуг, выполняемых организациями путевого хозяйства, предлагается дифференцировать в зависимости от участков водного пути, которые можно подразделить на речные участки, каналы и гидрообъекты.
Путевое хозяйство на других видах транспорта для оценки качества работы использует балловую систему по состоянию путевых условий, поскольку именно путевые условия в значительной мере определяют скорость и безопасность движения. От уровня качества (величины баллов) устанавливается ставка платы за количественные показатели

13 оценки данного производственного подразделения. Конечным итогом
деятельности организаций путевого хозяйства следует считать нормальную эксплуатационную обстановку с гарантированными параметрами, которые можно оценивать по балловой системе на выделенном протяжении судоходного участка. Такими параметрами могут служить глубина, ширина и радиус закругления судового хода, а также качество навигационного ограждения. Именно от качества всех судоходных условий по баллам следует дифференцировать величины сборов с пользователей судоходных водных путей. Представляется целесообразным применить предложенную в диссертации балловую систему для обслуживания судоходных водных путей.
Предлагается перейти к смешанному финансированию, при котором Минтрансу РФ следует выступать в роли финансового гаранта поддержки водных путей, если сборов с судовладельцев будет недостаточно. Сборы, взимаемые с судовладельцев, следует направлять в специальный Фонд водный путей, который должен аккумулировать также и бюджетные средства. Из средств фонда предлагается оплачивать расходы организаций путевого хозяйства по специально установленным нормативам, которые следует регулировать со стороны государства.
Особое внимание уделено формированию и развитию методических ос
нов комплексного планирования деятельности путевого хозяйства на пятилет
ний и годовой периоды в условиях смешанного финансирования. Основной
формой планирования должен стать пятилетний план (с распределением по го-
-дам). В диссертационной работе обосновано формирование комплексного пла
на экономического и социального развития коллективов путевого хозяйства и
содержание отдельных его разделов, а также предложена принципиально новая
система показателей планирования и оценки эксплуатационной (основной) дея
тельности организаций путевого хозяйства, которая отражает конечные резуль
таты деятельности коллективов и увязана с показателями использования транс
портного флота. ,
(^/

14
Органичной составной частью плана экономического и социального развития речного транспорт является план путевого хозяйства, находящийся в тесной взаимосвязи с планами эксплуатационной и промышленной деятельности. План организаций путевого хозяйства содержит следующие основные разделы:
1.План основной эксплуатационной деятельности (производственная программа)
2. План технического развития путевого хозяйства и организации путе
вых работ.
3. План повышения экономической эффективности выполнения путевых
работ.
4. План стоимости содержания водных путей и гидросооружений, нахо
дящихся на них, в том числе план стоимости в сутки содержания этих
объектов
5. План капитальных вложений и капитального строительства.
6. План материально-технического снабжения (МТС).

7 План по труду и кадрам.
8 План доходов, себестоимости, прибыли и рентабельности.
9. Финансовый план.
10. План социального развития коллектива.
11. План охраны окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов
Развитие путевого хозяйства невозможно без развития основной эксплуатационной деятельности речного транспорта, а также промышленности. Планирование основной деятельности организаций путевого хозяйства необходимо направлять на дальнейшее развитие и систематическое улучшение судоходных условий на внутренних водных путях, на создание необходимых условий для безопасной и эффективной работы речного флота. Деятельность коллективов организаций путевого хозяйства должна быть нацелена на выполнение этого задания Для его вы-

15
полпенни им необходимо иметь ясную перспективу, отражающую их основные задачи и цели деятельности. Обеспечив ее может только четко организованное планирование основной деятельности организаций путевого хозяйства, которое заключается в установлении:
- технического задания по протяженности, габаритам и продолжитель
ности действия эксплуатируемых и вновь осваиваемых водных путей;
- состава и объемов путевых работ, обеспечивающих поддержание за
данных габаритов и безопасных условий плавания на эксплуатируемых
водных путях, а также работ по коренному улучшению судоходства;
- себестоимости и стоимости содержания эксплуатируемых водных пу
тей и судоходных гидросооружений.
В зависимости от уровня управления при осуществлении планирования и оценки основной деятельности коллективов организаций путевого хозяйства в условиях смешанного финансирования, целесообразно использовать сквозную по вертикали систему показателей, которая должна будет учитывать специфику выполняемых работ, достоверно отражать конечные результаты и соотноситься с показателями использования транспортного флота.
Предлагаются следующие показатели плана основной эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства (производственная программа):
1. Стоимость содержания водных путей и гидросооружений, руб.,
_в том числе: платные услуги, из них по договорам: с судовладельцами,
со сторонними организациями.
2. Основные производственные показатели.
- протяженность эксплуатируемых водных путей, км, в том числе, с га
рантированными габаритами судового хода, оборудованных навигаци
онным ограждением; t л

16
- нормативы минимальных гарантированных габаритов судового хода
(м) с соответствующими минимальными гарантированными глубинами,
ширинами и радиусами закругления;
3. Основные экономические показатели:
- эксплуатационные расходы на содержание водных путей и гидросо
оружений, руб ;
- себестоимость содержания водных путей, включая гидротехнические"*
сооружения, руб./сут.; в том числе: себестоимость содержания водных
путей, себестоимость содержания гидросооружений;
- стоимость содержания в сутки эксплуатации водных путей вместе с
гидросооружениями, руб./сут., в том числе: стоимость содержания в су
тки эксплуатации водных путей, стоимость содержания в сутки экс
плуатации гидросооружений;
- платные работы, руб., из них: по договорам с судоходными компания
ми, с судовладельцами и со сторонними организациями ;
- прибыль, руб.,
- доля прибыли от платных услуг, оказываемых организациями путевого
хозяйства пользователям их услугами, которая остается в распоряжении
организаций, %, в том числе: доля прибыли от платных услуг, идущая
на покрытие недостающей части бюджетного финансирования, и доля
прибыли от платных услуг, идущая на воспроизводство основных про
изводственных фондов (капитальное строительство).

4 Численность работающих всего, в том числе, на водных путях и
на гидросооружениях, чел.
5 Произодительность труда, руб./чел , всего, в том числе' на вод
ных путях и на гидросооружениях.
Департамент водных путей и гидросооружений устанавливает для ГБУВПиС задание (план) по выполнению определенного экономического норматива, такого как стоимость содержания водных путей и 1идро-

17
сооружений, а они, в свою очередь, - районам водных путей (РВП) и районам гидротехнических сооружений (РГС).
Предложенную систему показателей плана основной деятельности организаций путевого хозяйства в условиях смешанного финансирования предлагается разработать на пятилетний период (с распределением по годам). При этом в план основной деятельности кроме перечисленных показателей при составлении текущего (годового) плана необходимо включить следующие показатели:
- наименование и протяженность эксплуатируемых водных путей без
гарантированных габаритов судовых ходов: с освящаемым, светоотра-
жательньш и неосвещаемым навигационным ограждением, км;
- программа минимальных гарантированных габаритов (м) и дифферен
цированных габаритов (м) судовых ходов,
- себестоимость содержания водных путей (без гидросооружений) в
сутки эксплуатации, руб./сут ;
- объекты, объемы, стоимость и сроки выполнения работ по улучшению
судоходных условий, направленных па улучшение показателей основ
ной деятельности коллективов организаций путевого хозяйства, выпол
няемые по договорам с судоходными компаниями, судовладельцами и
сторонними организациями.
Предложенные в диссертационной работе система и методика расчета показателей эксплуатационной деятельности организаций путевого хозяйства в " условиях смешанного финансирования обеспечивают установление комплексности планирования, нацеливают коллективы на достижение конечных результатов с наименьшими затратами. Повышению точности показателей плана экономического и социального развития организаций путевого хозяйства способствует система прогрессивных нормативов, методы расчета которых разработаны в диссертационной работе.
Исходы из этого, разработанные автором формулы для расчета плановых показателей эксплуатационной деятельности имеют следующий вид:

18
Себестоимость содержания водных путей и гидросооружений, включается в план РВП и РГС, и рассчитывается по формуле.






в свою очередь

п i \
>˜\о v 1 глви , г^гс I
: Эс, = L \Jci + Эс, I

С
9"(г<г) _ ^-i ˜Jn
с, ˜ L^˜7^ '
где (7° - общая себестоимость содержания i-ro участка водных пу-
тей и гидросооружений, находящихся на нем, руб./сут.;
Зс, - общие эксплуатационные расходы 1-го участка водного
пути и гидросооружений, руб.;
СГ' Эс" " соответственно себестоимость и эксплуатационные расходы содержания 1-го участка водных путей;
С'° ' Э"^/ ˜ соответственно себестоимость и эксплуатационные рас
ходы содержания гидросооружений, находящихся на i-ом участке
водных путей;
J"3l - длительность периода эксплуатации 1-го участка водных
путей, сут.;
и - количество участков водных путей, п = 1 + j .
• Стоимость содержания водных путей и гидросооружений определяется по формуле:

в свою очередь: А"? = А"" + А",2 ,
где ]y°3i - стоимост ь содержания ыо участка водных путей и гидросооружений, находящихся на нем, руб;

19 Anj, - доля прибыли от платных услуг, оказываемых организациями
путевого хозяйства (ГБУВПиС) пользователям их услугами, которая
остается в распоряжении организаций^ %
Дл , - доля прибыли от платных услуг, идущая на воспроизводство
основных производственных фондов ( капитальное строительство! '
%,
Л"Р2 " Доля прибыли от платных услуг, идущая на покрытие недос-
тающей части бюджетного финансирования, %
Этот показатель при смешанном финансировании служит основой для установления объемов финансирования, необходимых на содержание эксплуатируемых водных путей и гидросооружений, находящихся на них, на его основе строятся взаимоотношения между организациями путевого хозяйства (ГБУВПиС) и Государственным бюджетом РФ, судоходными компаниями и другими юридическими лицами, выделяющими средства на содержание водных путей Стоимость содержания водных путей и гидросооружений (состав и объем путевых работ) изменяется в зависимости от габаритов пути и категории навигационного ограждения С увеличением габаритов судового хода эксплуатационные расходы на содержание водных путей в большинстве случаев возрастают Это объясняется тем, что улучшение судоходных условий на внутренних водных путях, и особенно на свободных реках, вызывает рост объемов землечерпательных работ для поддержания повышенных габаритов, что требует дополнительных эксплуатационных расходов • Стоимость содержания в сутки эксплуатации водных путей и гидро-˜г сооружений рассчитывается по формуле
=- =
W° =.
"' сутэ j_^ г Г cvm3J ±-J лтт
-1 '-' 1 ,
где W° ' стоимость содержания в сутки эксплуатации 1-го участка


20 водных путей и гидросооружений, находящихся на нем, руб./сух.
Все плановые показатели эксплуатационной деятельности ГБУВ-ПиС рассчитываются по укрупненным участкам водных путей, как по структурным единицам управления путевым хозяйством, - в границах РВП и РГС с разбивкой, в случае разных расходов на содержание, на суммарную протяженность искусственных и естественных водных путей.
" Производительность труда на водных путях и на гидросооружениях рассчитывается по следующей формуле:

•Ill
в свою очередь: 7> = /> + /> > ы
где YLmm ˜ общая производительность труда на i-ом участке водных "sl
путей и гидросооружений, находящихся на нем, руб./чел ;
г - обитая численность производственного персонала на i-ом
участке водных путей и гидросооружений, находящихся на нем, чел.; • П^прг * Т^т ' соответственно производительность труда и численность производственного персонала 1-го участка водных путей; /Лмш' Г от " соответственно производительность труда и численность
производственного персонала гидросооружений, находящихся на i-ом участка водных путей
• Общая сумма доходов от деятельности организаций путевого хозяй
ства для каждого года среднесрочного плана рассчитывается по фор
муле ffl = уу° + jy° ,
где ffl j - общая сумма доходов от деятельности организаций путевого хозяйства в J-OM году среднесрочного плана, р>б.,

21
ЭД7° - стоимость содержания водных путей и гидросооружений установленного (j-ro) года, руб., Jj° - доходы от выполнения платных работ по договорам с судоходными
компаниями и сторонними организациями в J-OM году, руб.; j - установленный год в среднесрочном плане.
Доходы за выполнение платных работ по коренному улучшению судоходных условий по договорам с судоходными компаниями и сторонними орга-
-S
низаниями, а также за оказание прочих услуг организациям и населению полностью должны оставаться в распоряжении организаций путевого хозяйства и не изыматьсявзносу в бюджет.
При планировании основной деятельности организаций путевого хозяйства по предлагаемой системе показателей план стоимости содержания водных путей и гидросооружений (план объема путевых работ) может быть выполнен только на 100% Для этого в течение всей навигации должны быть выдержаны запланированные баллы условий судоходства и обеспечены безопасные условия плавания
( Кроме этого, в третьей главе на основе общих рекомендаций Мин-
транса РФ по совершенствованию плана экономического и социального
г развития коллективов путевого хозяйства на перспективу выделены основные аспекты совершенствования планов организаций путевого хо-
, зяйства водного транспорта по различным уровням управления А также
^ проанализированы изменения грузопотоков и судопотоков "Волго-•г Балта" за 1997-1999 года и сделано обоснование грузопотока и судопо-
ч тока на 2000-2002 годы по Волго-Балтийскому водному пути.
,л В диссертации разработана методика системы показа!елей качесхвенной
оценки динамики улучшения судоходных условий на внутренних водных путях (ВВП) В результате введения данной методики появится возможность улучшения условий судоходства на ВВП России и соответственно привлечь иностран-

22
ных инвесторов для финансирования работ по коренному улучшению судоходных условий. Она имеет следующий вид:
• коэффициент трудоемкости выполнения работ на водных путях, который рассчитывается по следующей формуле:
k- = If -k t" пн.о. К>о '
где kH 0 - коэффициент, учитывающий надежность действия навигационного ограждения;
fc0 - коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода.

где kpsa' kpw kp рз ' соответственно коэффициенты относительного
резерва гарантированной глубины, ширины и радиуса закругления судо-
вого хода;
Коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода используется организациями путевого хозяйства в качестве расчетного показателя при разработке планов. Он учитывает распределение планового задания по коренному улучшению судоходных условий на водных путях по годам среднесрочного плана и равен отношению гарантированных глубины, ширины, радиуса закругления судового хода отдельных лет к заданию последнего года среднесрочного плана. Аналогично выполняются расчеты по установлению планового значения коэффициентов относительного резерва ширины и радиуса закругления судового хода. В целом коэффициент относительного резерва гарантированных габаритов судового хода состоит из трех сомножителей: один из которых отражает возможное использование судоходных условий по грузоподъемности, второй и третий - по технической скорости и по ходовому времени с грузом. Его значение может быть равно или меньше единицы. По данной методике выполнены расчеты показателей качественной оценки динамики улучшения условий судоходства на внутренних водных путях на примере реки Новая с 1997 по 2000, 2005 годы.

23 Для ускорения разработки планов экономического и социального
развития opiаншсЩйй nyieBoiu хозяйства, ь целью автоматизации расчетов показателей и повышения их качества разработан комплекс программ для ЭВМ типа "IBM PC - 386", "IBM PC - 486" в системе управления базой данных "FOX PRO 2 6" Также данную программу можно применять на ЭВМ типа "Pentium I", "Pentium 2", "Pentium 3", используя пакеты прикладных программ "Fxcel - 97" и "Excel - 2000" Она легка в использовании и приемлема для пользователей-непрограмистов
* По этой программе выполнены расчеты планов основных производст
венных и экономических показателей ГБУВПиС "Волго-Балт" на 2000,
2001-2005 годы
Заключение. В результате исследований, обобщенных в диссерта-
* ционной работе, были решены следующие основные задачи
1 Создана методическая база, которая обеспечит совершенствова-
1 ние системы показателей планирования и оценки деятельности путевого
хозяйства в условиях смешанного финансирования
2 Определен порядок использования и усовершенствования эко-
* комических методов управления на различных уровнях управления пу
тевым хозяйством при смешанном финансировании
3 Впервые для условий смешанного финансирования предложена
система увязки и взаимодействия систем показателей и нормативов
< планирования по вертикали управления путевым хозяйством
< 4 Разработана методика планирования, система показателей ком-
л плексного плана экономического и социального развития организаций
путевого хозяйства речного транспорта с использованием усовершенствованной структуры плана Предложенная методика может быть использована для улучшения оценки и планирования путевого хозяйства в
* рыночных условиях Ее следует внедрить во всех регионах бассейнов
России, поскольку она обеспечивает научную разработку пятилетнего
плана (с распределением по годам) экономического и социального раз-

24
вития организаций путевого хозяйства речного транспорта и организацию его выполнения.
5. Обоснована целесообразность применения норматива стоимости
содержания водных путей и гидросооружений, как основы расчета
платности услуг путевого хозяйства, разработана методика его расчета.
6. Разработана методика системы показателей качественной оцен
ки динамики улучшения судоходных условий на внутренних водных-
путях.
7. Определены перспективы развития судопотоков и грузопотоков
по Волго-Балтийскому водному пути.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1) Поваров Г.В , Груздева И.Н. Территориальные органы управления
речным транспортом в условиях рынка. // Экономика и управление
предприятиями речного транспорта: Сборник научных трудов / Под
ред. Г.В. Поварова-СПб: СПГУВК, 1998, с. 13-16.
2) Поваров Г В., Груздева И.Н. Хозяйственный расчет коллективов
водных путей и гидротехнических сооружений речного транспорта в
условиях рынка. // Экономика и управление предприятиями речного
транспорта: Сборник научных трудов / Под ред. Г.В. Поварова -
СПб: СПГУВК, 1998, с. 25-33.
3) Груздева И.Н. Планирование и оценка деятельности ГБУВПиС в ус
ловиях перехода к цивилизованному рынку. // Экономика и государ
ственное управление речным транспортом: Сборник научных трудов
/ Под ред. Г.В. Поварова - СПб: СПГУВК, 1999, с. 69-72.
4) Груздева И.Н. Методика плановых показателей эксплуатационной
деятельности ГБУВПиС. // Экономика и государственное управление
речным транспортом: Сборник научных трудов / Под ред. Г.В. Пова
рова-СПб: СПГУВК, 1999, с. 90-96.
1)
25
5) Груздева И.Н. Методический подход к расчету стоимости содержания водных путей и гидросооружений в период продленной навигации. // Экономика и государственное управление речным транспортом: Сборник научных трудов / Под ред. Г.В. Поварова - СПб: СПГУВК, 1999, с. 126-129.
6"\ Груздева И.Н. Платность за судоходство по внутренним водным путям России. (В соавторстве с Поваровым Г.В.) // Внутренние водные пути России. История. Современность. Перспективы. . Региональная научно-техническая конференция (посвященная 200-летию государственного управления водными коммуникациями России). Материалы конференции и тезисы докладов - СПб: СПГУВК, 1998, с 112-113.
7) Груздева И.Н. Влияние природной среды на условия судоходства. //
Тезисы докладов научно-методической конференции, посвященной
190-летию транспортного образования. Часть 2. - СПб: СПГУВК,
1999, с. 73-75
8) Груздева И.Н. Совершенствование методов расчета амортизацион
ных отчислений // Технические проблемы экономики производст
венных процессов. Сборник научных трудов / Под ред.
В.А.Федюкина-СПб: ГИЭА, 1999, с. 146-152.
7)





СПБ СПГУВК

Зак. 183

тир.60 экз.

15.09.2000г.



СОДЕРЖАНИЕ