СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Игнатович Инна Игоревна




РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В РАЗВИТИИ УМСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ




13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических
наук




Мурманск - 2000
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Мурманского
государственного педагогического института


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Литвин Леонид Николаевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
Профессор
Зимина Ангелина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

Круподерова Елена Петровна


Ведущая организация: Российский государственный педагогический
университет им. А. И. Герцена


Защита состоится 15 декабря 2000 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета К.
113.75.01. по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Мурманском
государственном педагогическом институте по адресу : 183720, г. Мурманск, улица
Капитана Егорова,15.
библиотеке Мурманского
С диссертацией можно ознакомиться
в государственного педагогического
института.

Автореферат разослан "15" ноября 2000г.



Ученый секретарь
Диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент
И А. Мешерова
Общая характеристика работы


Актуальность темы. Важнейшая задача современного образования состоит в
формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной
эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-
педагогических подходов к развитию умственной активности детей в конце дошкольного и
начале школьного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума
является одним из основополагающих свойств личности.
Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы
дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать,
творить, рассуждать, спорить. В исследованиях Т.И.Бабаевой, Л.А.Венгера,
Н.Ф.Виноградовой, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Н.Н.Поддьякова, А.И.Сорокиной и др.
подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед
необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное
использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи.
Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное
воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказана важность применения
различных форм и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного и
начального школьного образования. Использование этих форм и методов теснейшим
образом связано с процессом обновления научной, методической и материальной базы
воспитания и обучения на указанных уровнях образования. Одним из условий такого
обновления является использование новых информационных
технологий (Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.Д.Чайнова и
др.).
Современное общество становится все более информационным. Процесс интенсивной
информатизации " предоставляет человеку все возрастающие объемы самой разнообразной
информации, с которой надо уметь обращаться, извлекать из нее пользу. От получаемой
информации зависит формирование определенного отношения подрастающего человека к
окружающей жизни. Помочь развивающейся личности не впасть в зависимость от
количества информации, а обрести умение сосредотачивать внимание на смыслообразующих
звеньях информационного ,потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к
определенным умозаключениям, является важной педагогической задачей.
Проблема поиска путей формирования информационных
представлений и изучения их влияния на развитие умственной активности
детей 6-7 летнего возраста определяет актуальность настоящего
исследования.
Цель работы состоит в теоретическом обосновании и
экспериментальном подтверждении эффективного влияния
информационных представлений на развитие умственной активности детей у
детей 6-7 годов жизни.
Объектом данного диссертационного исследования является процесс развития умственной
активности у детей 6-7 летнего возраста.
Предметом исследования выступают информационные представления как средство
развития умственной активности.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: развитие
умственной активности у детей 6-7 летнего возраста будет более эффективным, если в
систему обучения включается процесс целенаправленного формирования информационных
представлений, который предполагает осознанное овладение ребенком системой способов
получения, поиска, выбора информации, ее оценки, систематизации и хранения. В
процессе формирования информационных представлений расширяются способы
умственных действий, создаются условия для самостоятельного применения ребенком
освоенных способов в решении умственных задач.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы и педагогические условия развития
умственной активности у детей 6-7 лет.
2. Изучить сущность и структуру процесса формирования
информационных представлений.
3. Разработать методику формирования информационных представлений у детей 6-7
лет.
4. Установить особенности влияния процесса формирования
информационных представлений на умственную активность детей 6-7
летнего возраста.
Методологическую основу работы составляют принципы развития, системности, единства
сознания и деятельности, изложенные в работах ведущих отечественных психологов и
педагогов.
В основе исследования лежат теоретические положения, разработанные в трудах
Л.С.Выготского, Д.Н.Богоявленской, П.Я.Гальперина, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева,
Н.С.Лейтеса, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, Н.Н.Подцьякова и других, в
которых проблема развития умственной активности рассматривается в контексте общего
развития личности, в единстве со всеми психическими процессами и свойствами,
различными видами деятельности.
В процессе исследования применялись следующие методы:
теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-
методической литературы; констатирующий и формирующий
педагогические эксперименты, наблюдение за деятельностью детей в
процессе обучения; статистические методы обработки экспериментальных
данных.
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (1995-1996 гг.) был связан с изучением философской психолого-
педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе были
определены цель и задачи исследования, выработана его гипотеза. Параллельно
теоретической работе над проблемой осуществлялся подбор психодиагностических методик
для проведения экспериментальной работы.
Второй этап (1998-1999 гг.) посвящался разработке основных направлений, задач и
принципов реализации методики формирования информационных представлений у детей 6-7
летнего возраста. Был осуществлен констатирующий эксперимент, который позволил
установить уровень умственной активности у детей, выявить особенности отношения
испытуемых к умственной деятельности.
Третий этап (1999-2000 гг.) - включал в себя обучающий эксперимент, заключавшийся в
целенаправленном формировании у 6-7 летних детей информационных представлений, а
также проведение контрольного эксперимента с целью установления особенностей влияния
на умственную активность детей информационных представлений.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 89 и
средней школы № 51 г Мурманска. В эксперименте принимали участие 80 детей
подготовительных к школе групп в возрасте 6-7 лет.
Научную новизну представляют теоретически обоснованные и экспериментально
доказанные выводы о значимости влияния информационных представлений на умственную
активность детей: исследование структуры процесса формирования информационных
представлений; разработанные методика и система занятий по формированию
информационных представлений у детей в возрасте 6-7 лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что апробированная методика
формирования информационных представлений
может быть включена в обучающий процесс на старших дошкольных и младших школьных
ступенях образования с целью активизации умственной деятельности детей. Материалы
исследования могут найти применение в практической деятельности специалистов
дошкольных учреждений (психологов, методистов), в практике работы учителей начальной
школы и воспитателей групп продленного дня. Материалы диссертации возможно
использовать в процессе преподавания курсов дошкольной и общей педагогики, в
лекционно-популяризаторской работе с воспитателями, учителями начальной школы,
родителями.
Достоверность работы обеспечивается методологической
обоснованностью исходных философских, психологических и
педагогических теоретических положений; использованием комплекса
психодиагностических методик, соответствующих предмету и задачам
исследования; статистическими методами обработки полученного материала.

На защиту выносятся следующие положения:

Целенаправленное формирование информационных представлений оказывает
стимулирующее влияние на умственную активность детей 6-7 летнего возраста, так как в
ходе данного процесса осуществляется:
- формирование осознанного отношения к сенсорно-перцептивным способам
получения и передачи информации;
- развитие представлений о семантических и символических способах получения,
передачи и хранения информации, а также о способах перевода информации из одной
знаково-символической системы в другую;
- формирование умений выстраивать простейшие информационно-логические модели:
разделение целого на части, представление целого в виде иерархии составных частей,
нахождение сходства и различий, выполнение операций сравнения, обобщения,
классификации;
- активизация самостоятельного интеллектуального поиска детьми
способов информационного взаимодействия.
Апробация и внедрение результатов настоящего исследования осуществлялись как в
процессе опытно-экспериментальной работы, так и посредством публикаций основных
положений и результатов, полученных в ходе исследования. Выводы и теоретические
положения диссертации одобрены на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и
кафедры общей педагогики МШИ, на научно-практических конференциях Мурманского
государственного педагогического института (1996, 1999, 2000 гг.); на педагогических
советах дошкольного образовательного учреждения № 89, семинарах учителей начальных
классов и воспитателей групп продленного дня школы № 51г. Мурманска (1999-2000 гг.).
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и
библиографии, включающей 245 источников.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования,
сформированы гипотеза и задачи, характеризуются новизна, теоретическая и практическая
значимость работы.
В первой главе "Теоретические основы исследования развития умственной активности"
представлен анализ психолого-педагогической литературы по избранной теме, изложены
различные аспекты изучения умственной активности, раскрываются педагогические условия
ее развития.
Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович,
Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева,
Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в
ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность
ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над
реактивностью. В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской,
А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. Умственная активность постоянно связывается с
деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как
потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.Петуховой, умственная активность
определяется как "потребность в умственной деятельности". В исследованиях Н.С.Лейтеса
представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность
во многом выражает "природно обусловленную потребность в умственных усилиях ". При
этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими
средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто
сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их
неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева,
Л.И.Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из
состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон. Анализ психолого-педагогических
исследований показывает, что центральное ядро умственной активности составляют
когнитивные функции и процессы (А.А.Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В
исследованиях А.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что
умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки. Ее основу составляют
те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают
стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого
человека (воспитателя, родителя, сверстника). Именно поэтому наиболее значимыми
ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения,
различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. В работах Т.И.Бабаевой,
Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др. рассматриваются различные педагогические условия,
способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при
которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний;
разнообразие интеллектуальной и практической деятельности
ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала
с имеющимся личным опытом детей.
В первой главе диссертации анализируются различные подходы к выделению показателей
умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску
решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьченко, Н.Н.Поддьяков и др.); умение
ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их в процессе активного поиска
(Т.И.Бабаева, Л.В.Занков, Е.В.Проскура и др.); самостоятельное построение детьми
простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко,
С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.); умение находить творческие,
нестандартные способы решения задач (Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев, А.А.Нестеренко,
А.М.Страунинг и др.).
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики умственного
развития детей (Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В. Дубровина, АГ.Лидерс, А.К.Маркова,
Т.Д.Марцинковская, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина, Г.А.Урунтаева и др.) позволило
осуществить подбор психодиагностических методик и отнести к основным показателям
умственной активности детей 6-7 годов жизни следующие из них: наличие эмоционально-
положительного отношения ребенка к умственной деятельности и ярко выраженного
желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленность анализа
объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, с другой
стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций, использование новых
способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливать причинно-
следственные связи, строить простейшие умозаключения.
Результатом первой главы явилось определение ключевых теоретических положений,
которые представляются ориентиром в поиске и разработке новых подходов к развитию
умственной активности детей в конце дошкольного и начале школьного периодов. Были
указаны основные
направления для построения системы формирования информационных представлений,
соотносящиеся с закономерностями развития умственной активности: формирование у дегей
сенсорно-перцептивных способов познания; формирование системы основных умственных
действий; развитие познавательных интересов и стремления к самостоятельной умственной
деятельности в целом.
Во второй главе - "Сущность процесса формирования
информационных представлений у детей 6-7 лет" раскрываются социально-
философские и психолого-педатогические аспекты процесса подготовки
детей к жизни в информационном обществе, которое предъявляет все новые
и новые требования к поколению, вступающему в жизнь, а именно:
необходимость владения информационной культурой. Под информационной
культурой понимается культура обращения со знаниями, данными,
информацией, то есть целенаправленное и продуктивное использование
полученных или имеющихся знаний в практической деятельности
(В.Ю.Милитарев, И.М.Яглом).
Известно, что в основе любых знаний лежат представления. Следовательно, процесс
формирования информационной культуры можно рассматривать в виде последовательно
развивающихся звеньев одной цепи: информационные представления —>• информационные
знания —*• информационная культура (см. "Модель процесса формирования
информационной культуры").
В работах А.В.Горячева, В.В.Дубининой, А.А.Дуванова, Ю.А.Первина и др. Подчеркивается
важность овладения ребенком умениями находить информацию, необходимую для решения
поставленной задачи, строить информационную модель исследуемого объекта или процесса,
знать и использовать в своей деятельности способы хранения и передачи информации,
владеть умениями переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Проблема информатизации общества создает предпосылки для внедрения в
педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих
интенсифицировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности
ребенка. Новые информационные технологии в органическом сочетании с
традиционными средствами воспитания и обучения входят в жизнь уже в дошкольном
детстве, повышая качество процессов воспитания и обучения, способствуя развитию
ребенка как творческой личности. В педагогической теории и практике существует
различные подходы к проблеме подготовки детей к жизни в информационном обществе.
Одним из них является разработка и внедрение информационно-компьютерных технологий
в систему дошкольного образования (Ю.М. .Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова,
ЛА.Парамонова, Г.П.Петку, Л.Д Чайнова и др.). Специалистами разработана оригинальная
система использования компьютерных средств в дидактике детского сада, которая
обеспечивает новое содержание игровой и учебной деятельности детей.
Другое направление представляет собой программа дошкольной подготовки по
информатике, разработанная А.В.Горячевым и Н.В.Ключ. Цель программы - развитие
логического, алгоритмического и системного мышления, формирование у детей способности
мыслить изобретательно и продуктивно. Отличительная особенность программы состоит в
том, что при проведении занятий компьютеры не требуются.
Учитывая то, что проблема формирования информационных
представлений находится на стыке двух систем обучения - дошкольной и
начальной школы, необходимо отметить, что широкие исследования в
области освоения детьми новых информационных технологий
осуществляются и специалистами в области начального образования
(Л.Н.Бережной, В.В.Дубинина, А.А.Дуванов, Ю.АЛервин и др.).
Анализ научно-методической литературы позволил обосновать положение о том, что
формирование информационных представлений у детей 6-7 лет должно строиться не столько
на задачах по овладению ребенком компьютерной грамотности, сколько на задачах
формирования элементарной информационной грамотности, поскольку компьютер - только
один из инструментов работы с информацией. Информационная грамотность - широкое
понятие, определяющееся как совокупность знаний, умений, навыков, овладение которыми
позволит подготовить ребенка к работе с информацией вообще, в том числе и с применением
компьютера (С.А.Марков).
Проблема формирования информационных представлений у детей 6-7 лет должна решаться
с учетом достижений и возможностей детей (психологических, физиологических,
интеллектуальных), сохраняя "самоценность дошкольного детства" (В.В.Давыдов,
В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн), и вместе с тем, ориентироваться на непрерывность в
развитии образования, поскольку школа как преемник дошкольной ступени образования не
строит свою работу "с нуля", а подхватывает достижения ребенка- дошкольника и
направляет свою педагогическую практику, задействуя и развивая его потенциал
(Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова).
Определение структуры процесса формирования информационных
представлений осуществлялось с опорой на современные психолого-
педагогические исследования Н.Е.Вераксы, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцева,
С.А.Лебедевой, Н.Н.Поддьякова, Н.Г.Салминой, А.М.Страунинг и др. К
основным структурным компонентам процесса формирования
информационных представлений в диссертационном исследовании были
отнесены: формирование представлений о сенсорно-перцептивных способах
получения и передачи информации; формирование представлений о способах
хранения (кодирования), воспроизведения (декодирования) и
интерпретации информации; развитие системности мышления (создание
простейших информационно-логических моделей); развитие творческих
способностей в работе со смысловой информацией.
В третьей главе диссертации "Экспериментальное исследование влияния процесса
формирования информационных представлений на умственную активность детей 6-7 лет"
раскрываются задачи и организация экспериментальной работы; определяются позиции,
этапы логика и методика формирующего эксперимента.
Задачей констатирующего эксперимента являлось изучение исходного уровня умственной
активности детей контрольных и экспериментальных групп с целью их дальнейшей
сравнительной оценки. Проведение
констатирующего эксперимента позволило обнаружить "западание" у детей 6-7 лет такого
компонента умственной деятельности, как оперирование знаково-символическими
средствами; умения определять и дифференцировать существенные и второстепенные
признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Вместе с тем, беседы с детьми,
наблюдения за их деятельностью на занятиях позволили зафиксировать общую тенденцию
положительного отношения испытуемых к умственной деятельности.
Формирующий эксперимент предполагал включение в процесс обучения детей 6-7 годов
жизни (экспериментальные группы) методического курса по формированию
информационных представлений, состоящего из трех этапов и 24 занятий (по 8 занятий на
каждом этапе). Разработка программного содержания каждого этапа курса осуществлялась с
учетом методических рекомендаций А.В.Горячева, В.В.Дубининой, Н.В.Ключ и др.
Цель первого этапа - формирование общих представлений об информационной картине
мира. Программное содержание указанного этапа характеризовалось следующими задачами:
• познакомить детей с понятием "информация", включающее в себя обмен сведениями
между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, человеком и
техническими средствами;
• дать общее представление:
-о способах получения и передачи информации человеком (получение информации на
основе сенсорно-перцептивного опыта, с помощью наблюдения, самонаблюдения,
получение и передача информации с помощью мимики, жестов, движений);
-о способах хранения (кодирования) информации (буквы, цифры, рисунки, знаки и т.д.);
-о способах перевода информации из одной знаково-символической системы в другую;
• сформировать элементарные представлений о значении "технических помощников
человека" в получении, распространении, хранении
информации; о книгах, как главных источниках знаний, информации; о библиотеках -
хранилищах самой разной информации. Целью второго этапа являлось формирование
умений выстраивать простейшие информационно-логические модели.
Программное содержание данного этапа предполагало:
• формирование понятий "целое", "часть" и представлений о разделении целого на
составные части, составление целого из частей;
• формирование умений выделять свойства и признаки объектов; умений находить
сходства и различия объектов и составлять соответствующие классификации;
• формирование представлений о правилах (алгоритмах) выполнения
действий.
Третий этап преследовал следующие цели: формирование элементарных умений и навыков
работы со смысловой информацией (пропедевтика элементов формальной логики) и
развитие способностей к творческому преобразованию информации (пропедевтика
элементов диалектической логики).
Программное содержание данного этапа характеризовалось следующими задачами:
• познакомить детей с истинными и ложными высказываниями; с логическими
операциями "и", "отрицание" (не вводя термин), научить формулировать отрицание по
аналогии;
• развивать умения:
• определять последовательность событий и действий;
• получать информацию путем рассуждения, методом "поисковых вопросов";
• выдвигать собственные идеи, предположения;
• анализировать тот или иной объект одновременно в нескольких противоречивых
аспектах.
В процессе целенаправленного формирование информационных представлений
использовались разнообразные методы и приемы обучения: дидактические игры,
наблюдения и самонаблюдения, беседы, элементарные опыты, моделирование и анализ
заданных ситуаций, рассказы взрослого и детей, чтение художественной литературы,
сюжетно-ролевые игры и др. учебный материал подавался в сравнении, сопоставлении,
побуждения детей рассуждать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать.
Эффективность влияния процесса формирования информационных представлений на
развитие умственной активности определялась по сопоставлению результатов
констатирующего и контрольного экспериментов. Сопоставлялись данные обследования
умственной активности детей экспериментальных и контрольных групп до начала обучения
и по окончании обучения (см. таблицу).
Сопоставление полученных данных в результате констатирующего и контрольного
экспериментов свидетельствует о том, что успешность выполнения заданий, позволяющих
определить уровень умственной активности, значительно возросла в экспериментальных
группах.
Так, рассматривая результаты, полученные по первому показателю, следует сделать вывод,
что как в контрольных, так и в экспериментальных группах изменился выбор детьми
умственной деятельности. На основе этого можно судить о росте желания заниматься
умственной деятельностью. Но его рост более ощутим в условиях специально
организованного обучения, что находит свое подтверждение в количественных данных
(уровень значимости различий р > 0,99).
Результаты, приведенные в таблице, говорят о том, что в экспериментальных группах на
20% увеличилось количество детей, стремящихся рассуждать, устанавливать причинно-
следственные связи. Тогда как в контрольных группах зафиксированные изменения возросли
лишь на 10%. Различия между группами по данному показателю статистически достоверны
(р > 0,95).
Таким образом, проведенное исследование позволяет доказать целесообразность
разработанной методики формирования информационных представлений, а значит
подтвердить гипотезу о том, что информационные представления оказывают
влияющую роль на развитие умственной активности у детей 6-7 лет.
В заключении диссертации сформированы общие выводы, определяющие степень решения
задач исследования.
Информационные представления оказывают значительное влияние на развитие умственной
активности у детей в возрасте 6-7 лет Ценность процесса формирования информационных
представлений заключается не в овладении ребенком навыками оператора-пользователя, а в
приобщении его к информационной культуре как составляющей культуры познания.
Формирование информационных представлений направлено на активное создание у ребенка
навыков контакта с окружающей средой, сбора, накопления и обработки информации. Дети
начинают знакомиться с методами записи информации с помощью знаков, символов, букв,
цифр, у них формируются умения дифференцировать и оценивать важность получаемой
информации.
Процесс формирования информационных представлений носит интегрированный характер и
включает единство взаимообусловленных компонентов: развитие сенсорно-перцептивной
сферы ребенка, системности мышления, знаково-символической деятельности, творческого
мышления и воображения.
В своей основе информационная культура содержит творческое видения мира и осмысление
происходящих в нем явлений и событий. Поэтому основные задачи формирования
информационных представлений решаются посредством ознакомления детей с
элементарными рациональными способами обращения с информацией, помноженные на
творческий потенциал ребенка. В результате происходит развитие умственной активности -
стремление к самостоятельному поиску решений умственных и практических задач, а в
перспективе - самостоятельное расширение собственных возможностей в освоении мира.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Формирование элементов информационной культуры у старших
дошкольников//Дошкольное воспитание. -1998. -№ 12. - С. 16-19.
2. Информационная культура как составляющая культуры познания//Человек.
Общество. Государство: Сб.науч.ст. - Выпуск VII. - Мурманск: МГТУ; МОИПКРО,
1999. - С. 35-39.
3. Пропедевтика информационных представлений у старших дошкольников как
система активизации их умственной деятельности//Ученые записки юбилейной
научной конференции профессорско-преподавательского состава. МГПИ (15-19
ноября 1999 г.).-Т.4.-Мурманск: МГПИ, 2000. - С.51-56.
4. Пропедевтика информационных представлений в старшем дошкольном возрасте.
Программа курса. Конспекты занятий -Мурманск: МГПИ, 2000. - 59 с.



СОДЕРЖАНИЕ