<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

зарубежных теорий и опыта.

ВЫВОДЫ
С помощью разрабатываемого автором социально-психологического
подхода достигнута основная цель диссертационного исследования: вы-
явлены и проанализированы феномены и структурные компоненты соци-
альной идентичности, общие закономерности ее трансформации и этапы
становления в студенческий период. В ходе реализации основной цели
исследования были решены намеченные в данной работе задачи.
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Анализ становления проблематики социальной идентичности позво-
лил выявить следующие тенденции исследований в этой области: от
изучения персональной идентичности к собственно социальной, от
лабораторных условий эксперимента к естественным, от узкоспеци-
ального к междисциплинарному изучению.
2. Социальная идентичность выполняет ряд жизненно важных функ-
ций, обеспечивающих жизнедеятельность индивида: а) адаптацион-
38
ная – приспособление к новым социальным условиям; б)
ориентировочная – поиск своего места в социальном пространстве; в)
структурная – придание определенности, упорядоченности Я; г) це-
левая – целеполагание, построение модели поведения; д) экзистенци-
альная – осмысление своей сущности, прогнозирование. Отношение
человека к окружающему миру, его ценностный и смысловой потен-
циал тесно связаны с содержанием идентификационной структуры
личности; поведение и прогнозы поведения строятся на основе пред-
ставления о том, в рамках какой социальной категории человек себя
воспринимает.
3. Результаты эмпирического исследования позволяют говорить о на-
личии в структуре социальной идентичности трех основных взаимо-
связанных функциональных блоков, основанных на единстве когни-
тивных, мотивационных и ценностных компонентов личности: а)
"базисный": узко локализованный, который связан с мотивацией са-
мозащиты и стремлением укрепить свои позиции на уровне этниче-
ской, региональной и семейной общности; б) "индивидуально-
личностный": проявляется в мотивации самоуважения и направлен-
ности на овладение требованиями культуры как узкого, так и более
широкого сообщества; в) "профессионально - деловой": проявляется
в стремлении к самореализации, стремлении к расширению субъек-
тивного пространства, анализу изменений, происходящих в общест-
ве.
4. В качестве основного стимула трансформации идентичности высту-
пает кризис идентичности, который приводит к пересмотру сложив-
шейся идентификационной структуры, стимулирует необходимость
делать выбор новой системы координат в социальном мире. Под
влиянием кризиса происходит актуализация индивидуально-
личностного потенциала человека, благодаря чему включаются ме-
ханизмы, которые помогают индивиду соотнести настоящее и буду-
щее, интегрировать различные влияния профессиональной, культур-
ной и социальной среды и найти свое место в сложном динамичном
мире. Поэтому самостоятельность и способность делать выбор слу-
жат основаниями для более успешного обретения социальной иден-
тичности.
5. Психологическими проявлениями кризиса социальной идентичности
являются изменения в структуре идентичности: увеличивается вес
индивидуально-личностных компонентов идентичности; социальная
39
идентичность фокусируется на близких субъекту группах;
происходит усиление роли мотивации самозащиты; снижается толе-
рантность к "не таким, как я". При этом кризис более успешно пре-
одолевается теми людьми, которые демонстрируют большую выра-
женность профессиональных, деловых и ролевых идентификацион-
ных характеристик и мотивацию самореализации.
6. Исследование показало, что важными факторами трансформации
идентичности в условиях кризиса на индивидуальном уровне явля-
ются: а) восприятие социальной ситуации и ее возможных (как по-
ложительных, так и отрицательных) последствий для человека; б)
включенность в конкретную (профессиональную, общественную, по-
литическую и т.п.) деятельность; в) характер взаимоотношений в
микросреде (семья, друзья и т.п.).
7. На примере формирования профессиональной идентичности выявле-
но, что показателями успешного преодоления кризиса социальной
идентичности являются: реализация потребностей в самоуважении и
саморазвитии; идентификация с профессиональной группой; пози-
тивное отношение к себе как члену этой группы и другим представи-
телям своей группы; уважительное отношение к представителям дру-
гих профессиональных общностей; стремление реализовать себя в
широком профессиональном сообществе.
8. Формирование идентичности будущих педагогов происходит под
влиянием двух тесно взаимосвязанных факторов: а) учебно-
профессиональной деятельности студентов, которая, будучи связан-
ной с мотивацией самоуважения и саморазвития, способствует под-
держанию позитивного образа своей профессиональной группы и
стремлению к овладению новыми ценностями образования; б) соци-
альной ситуации, которая отражается в самосознании студентов и
проявляется в специфических противоречиях и барьерах в отноше-
нии к зарубежному опыту и современным ценностям образования.
9. Получен ряд эмпирических данных, проясняющих специфику фор-
мирования профессиональной идентичности в ходе подготовки сту-
дентов педагогического вуза. В процессе профессиональной подго-
товки в студенческий период происходят перестройка идентифика-
ционной структуры и становление профессиональной идентичности.
Этот процесс заключается в усилении "профессионально-делового"
функционального блока, а также в переходе от нестабильной, диф-
фузной, узко локализованной идентичности к более стабильной,
40
осознанной, направленной на самореализацию в широком
профессиональном сообществе идентичности, в сочетании с более
высоким уровнем осознания своих профессиональных качеств.
10. Процесс профессионального становления педагога включает в себя
ряд этапов, которые выделяются в соответствии со следующими кри-
териями: стабильный – нестабильный, реальный – перспективный,
узко – широко локализованный; отличаются выраженностью различ-
ных идентификационных характеристик, а также их соотношением с
мотивационными и ценностно-смысловыми компонентами личности.
Кризис более отчетливо проявляется на первом курсе, когда после
поступления в вуз происходит смена основной социальной группы
(из бывшего ученика в студента и будущего педагога), и затем на
четвертом и пятом курсах, когда после прохождения педагогической
практики происходит новая смена основной социальной группы (из
студента в педагога-практика), проверяющая "на прочность" сло-
жившиеся представления о себе и групповом членстве.
11. В исследовании показано, что специальная деятельность по форми-
рованию социальной идентичности помогает студентам преодолеть
влияние стереотипов, которые мешают профессиональному станов-
лению, адекватному новым социально-экономическим условиям.
Важным фактором создания системы ценностей, адекватной новым
социальным условиям, является конструирование социальной иден-
тичности, взаимосвязанной с той социальной группой, которая явля-
ется носителем новой системы ценностей.
Таким образом, в исследовании проведен теоретический анализ про-
блемы социальной идентичности, а также получены новые эмпирические
данные, проясняющие и углубляющие представление о структуре этого
явления, мотивации идентификации, динамике социальной идентичности
в период студенческого возраста, факторах, обусловливающих процесс
трансформации идентификационной структуры.
Содержание диссертации отражено в 50 опубликованных работах ав-
тора, основными из которых являются следующие:
Монографии:
1. Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков:
Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. 176 с., 11 п. л.
2. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования:
Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 228 с., 14 п. л.
Учебно-методические издания:
41
3. Иванова Н.Л. Репертуарные личностные методики: Учебное
пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1995. 88 с., 5,5. п. л.
4. Бекетова Н.Е., Иванова Н.Л., Рожков М.И., Чернявская А.П. Ин-
дивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирова-
ние: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1995, 6 п. л.
5. Иванова Н.Л. Качественный анализ: репертуарные личностные
методики: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во МУБИНТ, 1999. 90 с.,
5,6 п. л.
6. Иванова Н.Л. Принятие решений в работе менеджера: Учебное
пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. 98 с., 6 п. л.
7. Иванова Н.Л., Конева Е.В., Коряковцева О.А. Психология совре-
менного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантно-
сти. Ярославль: Диа-Пресс, 2001. 4,8 п. л.
Статьи и материалы конференций:
8. Иванова Н.Л. Кого мы воспитываем (сравнение ценностей учите-
лей России и Голландии) // Ярославский педагогический вестник. 1997.
№ 2. С.119–121., 0,5. п. л.
9. Иванова Н.Л. Ценностные ориентации в различных условиях вос-
питания и образования // Ежегодник Российского психологического об-
щества: психология и практика. Т. 4, выпуск 2. М., Ярославль, 1998. С.
84–86, 0,2. п. л.
10. Иванова Н.Л. Основные модели школы и концептуальные направ-
ления в западной педагогике на пороге ХХ1 века // Ярославский педаго-
гический вестник. 1998. № 3. С. 154-161. 0,6. п. л.
11. Иванова Н.Л. Исследование социальной идентичности у студен-
тов педагогических вузов России и Польши // Проблемы психологии и
эргономики. Ярославль, 2000. №1. С. 25 – 31, 0,4 п.л.
12. Иванова Н.Л. Формирование социальной идентичности в процессе
подготовки студентов педагогического вуза. // Ярославский педагогиче-
ский вестник. 2000. №2. С. 73-77, 0,2 п. л.
13. Ivanova N.L. Strategia pracy z dziecmi ulicy w Rosji // Dzieci Ulicy.
Problemy profilaktyka resocjalizacja. Bialystok. Poland. 2000. P. 63-75, 0.75
п. л.
14. Ivanova N.L. Spoleczna tozsamosc studentow rosyjskich uczelni peda-
gogicznych // Test. Bialystok. Poland. 2000. N 1. Pp. 30–35, 0,3. п. л.
15. Иванова Н.Л. Социальное самосознание будущих педагогов в ус-
ловиях трансформации общества // Актуальные проблемы педагогики и
психологии. Кострома: Изд-во КГПУ, 2000. С. 103–108, 0,2 п. л.
42
16. Иванова Н.Л. Проблема формирования социальной
идентичности в контексте становления гражданского общества в России
// Европейские ценности образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. С.
98–108, 0,6 п. л.
17. Иванова Н.Л. Ценности европейского образования // Европейские
ценности образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. С. 14–26, 0,75
п.л.
18. Иванова Н.Л. Кризис социальной идентичности и проблемы под-
готовки студентов педагогических вузов // Ярославский психологиче-
ский вестник. М-Ярославль, 2001. Выпуск 4. С. 47 – 53, 0,4 п. л.
19. Иванова Н.Л. Проблема формирования социальной идентичности
в контексте становления гражданского общества в России // От граждан-
ского образования к демократической школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ,
2001. С. 72–84, 0,75 п. л.
20. Иванова Н.Л. Исследование этнических и профессиональных сте-
реотипов у студентов педагогических вузов // Роль высшего образования
в развитии межэтнической толерантности. Ярославль: Изд-во ЯГПУ,
2002. С. 114–124, 0,4 п. л.
21. Иванова Н.Л. Формирование социального самосознания в контек-
сте комплексной подготовки студентов педагогического вуза // Разработ-
ка психолого-антропологических технологий в системе непрерывного
образования. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. С. 79–82, 0,2 п. л.
22. Иванова Н.Л. Сравнение социальной идентичности студентов пе-
дагогических вузов России и Польши // Социальная психология – ХХI
век. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1999. Т. 1. С. 229–233, 0,2 п. л.
23. Иванова Н.Л. Методология и технология развития социальной
идентичности у студентов педагогических вузов // Психотехнологии в
образовательном процессе. Кострома: Изд-во КГПУ, 1999. Часть 1. С.
41–43, 0,2 п. л.
24. Ivanova N.L., Smirnova A. G. Provision of psychological well-being
as the basis for social work and the way for the development of society // Inte-
gration of social disadvantaged children – new technology in Social education
and social practice. Sofia, 1999. C. 116–121, 0,3. п. л.
25. Иванова Н.Л. Проблемы формирования социального сознания у
студентов – выпускников сельских школ // Развитие личности сельского
школьника. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. С. 171–173, 0,2 п.л.
26. Иванова Н.Л. Социально-психологические проблемы подготовки
студентов педагогического вуза в условиях кризиса идентичности //
43
Психология инновационного управления социальными
группами и организациями. М.-Кострома, 2001. С. 135–138, 0,2. п. л.
27. Исследование социальной идентичности у студентов педагогиче-
ских вузов // Идентичность и толерантность. М., 2002. С. 134–152, 0,8
п.л.
28. Ivanova N. Cultural Diversity and Identity in Education // Dealing with
diversity. Amsterdam, 2002. P. 338–339, 0,2 п. л.
29. Иванова Н.Л. Эмпирическое исследование социальной идентич-
ности // Социальная психология XXI столетия. Ярославль: Изд-во ЯрГУ,
2002. Т. 1. С. 299–302., 0,2 п. л.
30. Иванова Н.Л., Фролова Ю.Н. Исследование причин интолерантно-
го поведения у воспитанников детских домов // Роль высшего образова-
ния в развитии межэтнической толерантности. Ярославль, 2002. С. 186–
198, 0,7 п. л.
31. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в условиях трансформа-
ции общества // Проблема идентичности: человек и общество на пороге
третьего тысячелетия. М., 2003. С. 232–242.
32. Иванова Н.Л., Мнацаканян И.А. Проблемы высшего образования
в поликультурном мире (в европейском образовательном пространстве)
// Высшее образование. 2003. № 1. С. 145–163, 0,7 п. л.

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ