СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Изотова Надежда Васильевна




КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА)




Специальность: 13.00.08 – Теория и методика профессионального
образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Брянск – 2004
Диссертация выполнена на кафедре педагогики Брянского государст-
венного университета имени академика И.Г.Петровского.

Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор
Желбанова Раиса Исаевна

Официальные оппоненты:
? доктор педагогических наук,
профессор
Рубина Галина Валерьевна
? кандидат педагогических наук,
доцент
Якушева Нина Игнатьевна


Ведущая организация – Орловский государственный университет



Защита состоится « » 2004 г. в часов на за-
седании диссертационного совета Д 212.020.01 по присуждению ученой степени
доктора педагогических наук при Брянском государственном университете име-
ни академика И.Г.Петровского по адресу: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.



Автореферат разослан « » 2004 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор Желбанова Р.И.
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время совершенствование
образовательной системы все больше связывают с необходимостью управления
качеством образовательных услуг, т. е. качество стало не только востребованной
категорией в экономике, но и значимой проблемой педагогической науки. По-
требители образовательных услуг большое внимание уделяют их качеству – ка-
чество образования становится также социально востребованной категорией.
В современных педагогических исследованиях изучаются пути и сред-
ства повышения качества образования в целом и качества обучения в частно-
сти. С позиций повышения качества образования пересматриваются все основ-
ные компоненты педагогического процесса, анализируется их потенциал, а
также создаются новые технологии обучения, одним из основных принципов
проектирования которых является соответствие критерию качества.
Педагогический контроль является неотъемлемым компонентом педа-
гогического процесса и каждой технологии обучения и приобретает в свете
вышеобозначенного особую значимость.
В то же время, анализ литературы по проблеме контроля и исследова-
ние практики его организации в вузе выявляют ряд недостатков в осуществле-
нии контролирующей деятельности со стороны преподавателя (особенно это
касается текущего и промежуточного контроля, который, как правило, не рег-
ламентируется требованиями образовательных программ):
– осуществление контроля представляет собой процесс субьект-объектного
взаимодействия преподавателя и студента;
– результатом контроля является количественная оценка, которая не всегда
учитывает многомерную качественно-количественную характеристику учебно-
познавательной деятельности студентов,
– процедуры контроля и оценивания знаний и умений студентов в первую
очередь носят констатирующий характер, не в полной мере используется обу-
чающий, развивающий и воспитывающий потенциал контроля.
– реализуемые на практике системы контроля и оценивания не формируют в
достаточной степени устойчивых навыков взаимо- и самоконтроля.
Отдельные исследователи проблем контроля отмечают прямую зависи-
мость качества обучения от полноты реализации обучающей функции контроля,
от развития личностных качеств, способствующих эффективной реализации про-
фессиональной деятельности.
С учетом всех вышеперечисленных фактов, следует отметить особую
значимость корректирующего контроля в вузе, поскольку именно этот вид
контроля максимально реализует единство обучающей, воспитывающей и раз-
вивающей функций контроля и обладает, следовательно, достаточно большим
потенциалом для повышения качества обучения.

3
Вместе с тем, следует отметить, что исследования, посвященные про-
блемам корректирующего контроля (В.Н.Ефимов, М.Р.Кудаев), не освещают
влияния данного вида контроля на повышение качества обучения в вузе, а так-
же не предлагают современных технологий контроля и оценивания знаний и
умений студентов, позволяющих комплексно решить данную проблему (по-
скольку исследуется эффективность технологий контроля применительно к
качеству знаний, уровню самоконтроля, уровню обученности).
Таким образом, мы считаем целесообразным говорить о сложившихся
противоречиях в теории и практике педагогической науки: между необходимо-
стью повышать качество обучения и недостаточной изученностью направле-
ний его повышения применительно к отдельным компонентам педагогического
процесса в целом и корректирующего контроля в частности, между потребно-
стью в технологии корректирующего контроля, способствующей повышению
качества обучения и ее отсутствием.
Исходя из актуальности проблемы поиска дидактически оправданных
путей устранения вышеуказанных противоречий для практики организации
педагогического контроля в вузе, нами была выбрана тема исследования:
«Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе».
Объект исследования: процесс обучения гуманитарным дисциплинам
в высшем учебном заведении.
Предмет: корректирующий контроль как фактор повышения качества
обучения гуманитарным дисциплинам в вузе.
Цель исследования: теоретически разработать, обосновать техноло-
гию корректирующего контроля и экспериментально проверить ее влияние на
качество обучения гуманитарным дисциплинам.
Гипотеза исследования: корректирующий контроль в учебном про-
цессе станет фактором повышения качества обучения гуманитарным дисцип-
линам, если:
– корректирующий контроль основывается на констатирующем, диаг-
ностико-обучающем и рефлексивном подходах к взаимодействию субъектов
учебно-воспитательного процесса;
– цели, задачи и объекты контроля выделяются и обосновываются не
только в соответствии с требованиями Государственного образовательного
стандарта, образовательных программ, но и с потребностями субъектов учеб-
ного процесса;
– корректирующий контроль реализуется в виде пооперационной
технологии.
В соответствии с выделенными объектом, предметом и целью иссле-
дования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы использования корректирующего
контроля в учебно-воспитательном процессе.
4
2. Определить совокупность показателей качества обучения в вузе с
учетом основных составляющих компонентов учебного процесса
3. Выявить связи между корректирующим контролем и качеством
обучения.
4. Разработать пооперационную технологию корректирующего кон-
троля и опытно-экспериментальным путем проверить ее влияние на качество
обучения гуманитарным предметам.
5. Подготовить учебно-методическое пособие «Корректирующий кон-
троль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и комплекс тестов
«English Verb: Grammar Tests» для студентов неязыковых специальностей.
Методологическую основу исследования составили: фундаменталь-
ные положения теории качества, вытекающие из материалистической диа-
лектики; методология и методика психолого-педагогических исследований
(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.И. Кузнецов, С.Д.Смирнов, Э.А.Штульман,
В.Б.Качалко, Н.В.Кузьмина); методология комплексного исследования и сис-
темный подход к педагогическим процессам (С.И.Архангельский,
Ю.К.Бабанский, Т.А. Ильина, Н.В.Кузьмина, Г.Н.Сериков); теория управле-
ния учебно-познавательной деятельностью учащихся и качеством образова-
ния (Т.А.Бордовский, К.Б.Есипович, В.А.Кальней, Л.П.Леонтьев, Э.В.Лузик,
Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, А.А.Нестеров, Д.М.Полев, М.М.Поташник,
А.И.Севрук, В.П.Симонов, Н.Ф.Талызина, С.Ю.Трапицын,
Д.В.Чернилевский, С.Е.Шишов, Е.В.Яковлев); концепция педагогических
технологий (В.П.Беспалько, Б.Ф.Кваша, В.М.Монахов А.Б.Трофимов), а так-
же требования и принципы реализации контроля и диагностики обучения
(В.С.Аванесов, Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, Е.А.Михайлычев,
Е.И.Перовский, О.Г.Поляков, О.И.Чередниченко, Д.В.Чернилевский) и, в
частности теория корректирующего контроля (В.Н.Ефимов, М.Р.Кудаев).
Методы исследования: для решения поставленных задач и подтвер-
ждения выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов иссле-
дования, который включил в себя научно-теоретический анализ философской и
психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогическо-
го опыта, эмпирические методы (анкетирование, беседа, письменный опрос,
наблюдение), а также диагностико-констатирующий и формирующий экспе-
римент, статистические методы обработки результатов эксперимента.
Эмпирическую базу исследования составил контингент из 276 сту-
дентов и 65 преподавателей высших учебных заведений г. Брянска (Брянского
государственного университета, Брянского государственного технического
университета, Брянской инженерно-технологической академии), где проводил-
ся диагностико-констатирующий и формирующий эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение
1999-2003 гг. и прошло в своем развитии три этапа.
5
Реализация первого этапа (1999-2001гг) предполагала постановку
проблемы исследования, анализ литературы по проблеме, формулировку гипо-
тезы, определение цели и задачи исследования, кроме того, проводился диаг-
ностико-констатирующий эксперимент, была разработана программа и подго-
товлены материалы для проведения формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2002 гг.) проводилась опытно-
экспериментальная работа по проектированию и реализации технологии кор-
ректирующего контроля в преподавании гуманитарных дисциплин.
На третьем этапе (2003 г.) уточнялись критерии качества обучения, на
которые реализуемая технология оказывала непосредственное влияние, прово-
дился анализ и обобщение результатов опытного обучения, оформление мате-
риалов в тексте диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов
определяется отбором методов исследования, адекватных его цели, задачам и
объекту, репрезентативным объемом экспериментальной выборки, использо-
ванием методов математической статистики при обработке результатов опыт-
но-экспериментального обучения.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
– дополнены и уточнены основные компоненты системы корректи-
рующего контроля;
– выявлены и обоснованы показатели качества обучения в вузе с уче-
том основных составляющих компонентов учебно-воспитательного процесса;
– раскрыты основные связи корректирующего контроля и качества
обучения;
– впервые разработана и экспериментально проверена пооперационная
технология корректирующего контроля в преподавании предметов гуманитарного
цикла в вузе, оказывающая непосредственное влияние на качество обучения;
Практическая значимость:
– предложена технология корректирующего контроля учебно-
познавательной деятельности студентов, способствующая повышению качест-
ва обучения гуманитарным дисциплинам;
– разработан и стандартизирован комплекс дидактических средств
(тесты, псевдотесты, программы ответов, коллажи и схемы ответов, техноло-
гические и информационные карты), обеспечивающий пооперационную реали-
зацию технологии корректирующего контроля;
– подготовлены и опубликованы учебно-методическое пособие «Кор-
ректирующий контроль в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе» и
комплекс тестов по грамматике английского языка для студентов неязыковых
специальностей «English Verb: Grammar Tests».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные по-
ложения и результаты исследования докладывались на научных семинарах и
6
конференциях (Брянск, 1999-2003; Архангельск, 2002) на заседаниях кафедр
иностранных языков, педагогики, педагогики начального обучения Брянского
госуниверситета (2000–2003).
Результаты диссертационного исследования внедрены в практику
профессиональной подготовки специалистов в Брянском государственном
университете, Брянском государственном техническом университете, Брянской
инженерно-технологической академии, что подтверждено соответствующими
актами внедрения результатов исследования.
На защиту выносятся:
– основные направления взаимодействия корректирующего контроля
и качества обучения, где качество обучения представлено в виде теоретиче-
ской модели, построенной на основе структурного анализа обучения как
процесса активного целенаправленного взаимодействия между обучаемым
и обучающим;
– основные принципы и требования, определяющие полноценное функ-
ционирование технологии корректирующего контроля;
– совокупность показателей качества обучения в вузе, выявленных с
учетом основных составляющих компонентов учебного процесса;
– пооперационная технология корректирующего контроля в обучении
гуманитарным предметам, спроектированная на основе аксиоматического под-
хода и разработанной ранее системы корректирующего контроля, которая ре-
ально способствует повышению качества обучения в вузе.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации определи-
лась логикой исследования, его целью и поставленными задачами. Диссерта-
ция изложена на 217 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографии и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, обозначены
его цели и задачи, сформулированы гипотеза, объект и предмет исследования, оп-
ределены методологические и методические основы, научная новизна, практиче-
ская значимость работы, этапы исследования и положения, выносимые на защиту,
приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретический анализ проблем корректирующего
контроля» проводится анализ психолого-педагогической и методической лите-
ратуры по этой проблеме, рассматриваются основные подходы к пониманию
сущности контроля как неотъемлемого компонента педагогического процесса,
его цели, задачи, функции и виды.
Теоретическое исследование проблем педагогического контроля показа-
ло, что к настоящему времени сложилась устойчивая необходимость осуществле-
7
ния контроля как целенаправленного информационно-констатирующего, диагно-
стико-обучающего и рефлексивного взаимодействия всех участников педагогиче-
ского процесса. При этом обучаемый становится активным субъектом контроля, а
преподаватель создает все условия не только для качественного внешнего кон-
троля, но и для самоконтроля и оценивания студентами собственной учебной дея-
тельности, что способствует созданию полноценной обучающей среды и форми-
рованию у студентов навыков самообразовательной деятельности.
Вместе с тем, тщательное изучение и анализ функций контроля, выделяе-
мых в современной психолого-педагогической и методической литературе, позво-
ляет определить обучающую, воспитывающую и развивающую функции контроля
как наиболее значимые и востребованные. Это, в свою очередь, указывает на акту-
альность исследования и применения корректирующего контроля, как наиболее
полноценно реализующего указанные функции в учебном процессе.
Данный вид контроля представляет собой подсистему педагогического
контроля, является неотъемлемым компонентом учебного процесса и определя-
ется как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-
обучающее и рефлексивное взаимодействие субъектов учебного процесса, осно-
ванное на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей
функций контроля и ориентированное на установление соответствия процесса и
результатов обучения Государственному образовательному стандарту, на со-
вершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчи-
вых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Применение системного подхода к изучению данного вопроса позволи-
ло нам построить систему корректирующего контроля, основы которой уже бы-
ли описаны в отечественных педагогических исследованиях (В.М.Ефимов,
М.Р.Кудаев).
Основные компоненты данной системы (цель, задачи (подцели), мето-
ды, способы, а так же принципы, средства и содержание корректирующего кон-
троля, отношения контролируемого и контролирующего, результаты реализации
корректирующего контроля) находятся в тесном взаимодействии и взаимозави-
симости, их полноценное и эффективное функционирование определяется со-
блюдением общедидактических, специальных и дополнительных принципов и
требований реализации системы.
Особую роль в этой связи приобретают дополнительные принципы тех-
нологичности, результативности, информативности и бинарности, которые оп-
ределяют специфику данной системы, позволяющей повышать качество обуче-
ния в вузе.
Качество обучения представляет собой комплексную характеристику пе-
дагогического процесса, описывающую его состояние и результативность в соот-
ветствии не только с требованиями Государственного образовательного стандарта,
но и потребностями и ожиданиями субъектов педагогического процесса. Качество
8
обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результа-
тивность педагогического процесса и основных его компонентов (рис.1).

качество цели


качество обучения

качество учебной деятельности качество преподавания

– уровень мотивации; – качество содержания;
– познавательная активность; – профессионально обусловленные
– сформированность навыков органи- характеристики преподавателя;
зации учебной деятельности; – качество технологии обучения.
– отношение к изучаемой дисциплине

качество результатов обучения
– качество знаний, умений и навыков;
– уровень усвоения;
– уровень сформированности профессионально важных качеств;
– совокупность умений и навыков к профессиональному и лич-
ностному саморазвитию.

Р
ис. 1. Показатели качества обучения

Поскольку контроль в целом и корректирующий контроль в частности
являются обязательным компонентом процесса обучения, эффективная реализа-
ция системы корректирующего контроля возможна только в режиме повышения
качества обучения. При этом становится очевидным взаимодействие контроля и
качества обучения: корректирующий контроль должен отвечать требованиям
качества, т. е. обладать совокупностью основных качественных характеристик
контроля: качеством цели, содержания контролируемой информации, методов,
средств и организации контроля. Вместе с тем, корректирующий контроль, реа-
лизуя обучающую, воспитывающую и развивающую функции, позволяет улуч-
шить состояние и повысить результативность педагогического процесса.
Как показало проведенное исследование, корректирующий контроль
оказывает непосредственное влияние на следующие показатели качества ре-
зультатов обучения: соответствие результатов поставленным целям обучения
(уровень обученности и качества знаний, умений и навыков), мотивы учебной
деятельности, познавательную активность студентов, уровень самоконтроля, а
также сформированность профессионально важных качеств личности будуще-
го специалиста (критичность ума, самокритичность, организованность).
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы вы-
явило необходимость создания комплексной технологии корректирующего
контроля, которая бы позволила добиться повышения качества обучения и
обеспечить результативность учебно-воспитательного процесса в целом.
9
Во второй главе «Технология корректирующего контроля в препода-
вании гуманитарных дисциплин как фактор повышения качества обучения в
вузе» разработана и обоснована пооперационная технология корректирующего
контроля в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, способствующая
повышению качества обучения в вузе.
Под технологией корректирующего контроля мы понимаем ком-
плексную иерархинизированную систему технологических процедур, которая
включает в себя проектирование и организацию процесса контроля, в наи-
большей степени реализующего обучающую, воспитывающую и развивающую
функции, и повышающего качество обучения в целом.
На основе аксиоматического подхода, предложенного
В.М.Монаховым (проектируемая технология удовлетворяет аксиомам: вклю-
чения педагогической технологии в единое образовательное пространство Рос-
сии; моделирования учебного процесса и нормализации учебного процесса), и
с учетом анализа литературы по рассматриваемой проблеме нами была спро-
ектирована пооперационная технология корректирующего контроля в обуче-
нии гуманитарным предметам, основной целью которой стало повышение
качества обучения за счет реализации обучающего, воспитывающего и раз-
вивающего потенциала корректирующего контроля. В нашем исследовании
данная технология представлена в виде пооперационной модели реализации
системы корректирующего контроля.
Постановка целей и задач технологии корректирующего контроля
В проектируемой технологии мы имеем дело с задачами трех уровней:
стратегического (цель), тактического и оперативного.
Проектируемая технология имеет цель (задачу стратегического
характера) – повышать качество обучения в вузе посредством процедур
оценивания и проверки знаний студентов, что в рамках рассматриваемой
системы означает управление учебно-познавательной деятельностью учащихся
в ходе процедур повторения, закрепления и обобщения знаний студентов.
Данная цель реализуется всей технологией корректирующего контроля и
одновременно представляет собой иерархию тактических задач или подцелей,
направленных на системную реализацию образовательных, воспитательных и
практических задач обучения в целом:
– актуализировать и закреплять имеющиеся у студентов знания, умения и навыки
посредством выполнения ими контрольных заданий, спроектированных на основе
требований Государственного стандарта и учебной программы по предмету;
– формировать и развивать навыки анализа, синтеза, обобщения и переноса
знаний;
– формировать и развивать навыки взаимо- и самоконтроля;
– создавать установку на осуществление учебно-познавательной деятельности
в процессе контроля;
– устанавливать причины успеха или неуспеха учебной деятельности студен-
тов на основе анализа данных, полученных при контроле;
10
– выявлять направления корректирования процесса обучения на основе анали-
за информационных карт обучаемых;
– развивать профессионально значимые качества (организованность, критич-
ность и самокритичность) посредством включения учащихся в процедуры оце-
нивания.
Все выделенные подцели или задачи тактического характера опреде-
ляют следующий уровень – оперативные задачи, которые касаются непосред-
ственно изучаемой темы или раздела учебной программы и выделяются препо-
давателем с учетом требований программы обучения по предмету, а, следова-
тельно, и специфики изучаемого предмета, и конкретных условий обучения.
Определение содержания контролируемой информации
Основными детерминантами содержания корректирующего контроля
являются: задачи тактического и оперативного характера, логика и последова-
тельность изложения учебного материала и усвоения учебной информации,
содержание обучения и специфика учебной дисциплины, а так же требования
Государственного образовательного стандарта и программы обучения по
предмету наряду с выявленными на основе анализа информационных карт по-
требностями студентов.
Содержание контролируемой информации конкретизируется в объек-
тах контроля. Для проектируемой технологии важным является выделение
двух уровней объектов контроля – рецептивного и продуктивного, которые
соответствуют целям и объектам обучения в целом – это обеспечит эффектив-
ность и действенность технологии, поскольку контроль будет соответствовать
непосредственно проверяемому объекту.
Основой реализации технологии корректирующего контроля являются
дидактические средства, проектируемые с учетом требований к контролю и
принципов его реализации (общедидактических, специфических и дополни-
тельных). Рассматриваемая технология предполагает создание банка дидакти-
ческих средств корректирующего контроля, в который включаются: техноло-
гические карты «Корректирующий контроль» для преподавателя; собственно
дидактические средства (тесты, псевдотесты, опорные схемы и проспекты
учебного материала, планы и программы ответов); информационные карты
студентов; памятки для студентов.
Основным компонентом банка дидактических средств корректирующего
контроля являются критериально-ориентированные тесты успешности, проекти-
рование которых предполагало соблюдение следующих принципов: надежности и
валидности, уровневой дифференциации тестовых заданий, сочетания доступно-
сти и новизны в содержании теста, вариативности тестовых заданий.
Организация контролирующих процедур
Необходимость и достаточность процедур контроля определяется в соот-
ветствии с технологической картой «корректирующий контроль» и конкретной
учебной ситуацией, с учетом анализа информационной карты студентов. Органи-
зация процедуры контроля собственно включает в себя несколько этапов (рис. 2).
11
Оценивание учебной деятельности студентов
Основаниями для оценивания студентов при реализации технологии
корректирующего контроля в пределах изученной темы являются: информаци-
онная карта студента, результаты письменных работ и тестирования, техноло-
гическая карта преподавателя.
Оценивание осуществляется в рамках существующей четырехбалль-
ной системы отметок, при этом учитываются: достижение определенного
уровня обученности, отношение студента к изучаемому предмету, результаты
текущего оценивания преподавателем и самооценивания, недостатки в учебной
деятельности. Результаты оценивания заносятся в информационную карту сту-
дентов и технологическую карту преподавателя и становятся объектами анали-
за с целью выявления необходимости внесения корректив в педагогический
процесс.
Анализ результатов корректирующего контроля
Данный этап технологии включает в себя деятельность преподавате-
ля и студента по анализу результатов корректирующего контроля. При этом
все данные анализа фиксируются в технологической карте преподавателя и
информационной карте студента, что позволяет более точно и объективно
отслеживать результаты обучения и вносить коррективы в педагогический
процесс.
Таким образом, технология корректирующего контроля в преподава-
нии гуманитарных дисциплин в вузе может быть представлена в виде схемы
(рис. 2).
Для установления влияния технологии корректирующего контроля на
качество обучения в вузе нами было проведено опытно-экспериментальное
исследование, которое проводилось в два этапа.
На подготовительном этапе формулировалась и уточнялась гипотеза
экспериментального исследования на основе изучения и анализа теоретиче-
ских источников по проблеме. Разрабатывался инструментарий для проведения
эксперимента, проводился констатирующий эксперимент. Нами было проведе-
но анкетирование студентов и преподавателей трех вузов г. Брянска: Брянско-
го государственного университета, Брянского государственного технического
университета и Брянской государственной инженерно-технологической акаде-
мии. В результате нами были изучены и обобщены мнения 276 студентов и 65
преподавателей гуманитарных предметов указанных вузов, определен состав
контрольных и экспериментальных групп. В составе контрольных и экспери-
ментальных групп нашли свое отражение общие признаки генеральной сово-
купности: срок обучения, условия обучения и успеваемость.
Проведенный на данном этапе констатирующий эксперимент по иссле-
дованию практики организации контроля как компонента целостного педагоги-
ческого процесса в вузе выявил наряду с положительными тенденциями недос-
татки в осуществлении контроля преподавателями гуманитарных дисциплин.

12
Цели и задачи обучения в вузе

Государственный
Постановка • постановка стратегических
образовательный
задач
целей и задач
стандарт
• постановка тактических задач
корректирующего • постановка оперативных за-
дач
контроля
Учебная программа

• выделение объектов контро-
Технологическая
Определение
карта ля для каждого уровня обучен-
содержания
преподавателя ности;
• создание банка дидактиче-
контролируе-
ских уровневых средств кон-
Информационная мой информа- троля по теме
карта
студента
• постановка преподавателем опе-
Принципы ративной задачи перед студентами;
• предъявление дидактического
организации
средства;
корректирующего
• ознакомление студента с осо-
контроля
бенностями данного средства;
Организация • комментарии преподавателя по
общедидактические
контролирующей специфике работы на каждом из
уровней обученности;
процедуры
специальные • заполнение информационной
карты;
• выполнение студентами зада-
дополнительные
ний на избранном ими уровне
выполнения заданий;
• проверка педагогом правильно-
Дидактические сти выполнения задания или предъ-
средства явление эталона его выполнения

• оценивание результатов
Оценивание процедуры корректирующего
учебно- контроля;
• занесение результатов кон-
Информационная познавательной
карта
троля в информационную кар-
карта
деятельности ту студента;
студента • занесение результатов
студентов контроля в технологическую
карту преподавателя;

• анализ информационных
Анализ карт студентов;
результатов • выявление объектов коррекции;
• занесение результатов кон-
Технологическая корректирующего
троля технологическую карту
карта
контроля преподавателя
преподавателя

Коррекция

Результат: повышение качества обучения гуманитарным предметам в вузе
Рис. 2. Схема технологии корректирующего контроля
13
Анализ полученных результатов позволил определить основные на-
правления совершенствования контроля, и в частности корректирующего кон-
троля, как вида контроля, в наибольшей степени реализующего обучающий,
развивающий и воспитывающий потенциал контроля.
Основной этап экспериментального исследования предполагал реали-
зацию технологии корректирующего контроля и выявление ее влияния на ка-
чество обучения. Экспериментальное исследование проводилось в соответст-
вии со следующими основными требованиями:
– естественность педагогического эксперимента, что было обеспе-
чено проведением экспериментальной работы в течение трех лет (2000-2003
гг.) по разработанной программе, а так же в соответствии с требованиями
Государственного образовательного стандарта по предметам «Иностранный
язык», «Русский язык и культура речи» по учебным планам и программам
данных дисциплин;
– соблюдение чистоты проведения эксперимента, что было достигну-
то наличием контрольных и экспериментальных групп, использованием ин-
формационных технологий для итогового тестирования (программа «Tester –
2001»). При этом соблюдались неварьируемые условия эксперимента (характер
контрольных заданий, идентичность проведения контроля и единые критерии
оценивания, единство требований к участникам эксперимента, а, следователь-
но, и достоверность данных, полученных в результате эксперимента). Полу-
ченные в ходе эксперимента данные изучались с помощью аппарата математи-
ческой статистики, соответствующие вычисления проводились с использова-
нием электронной таблицы Microsoft Excel.
Диагностико-констатирующий этап включал решение следующих задач:
– диагностика реального уровня обученности иностранному языку в кон-
трольных и экспериментальных группах;
– выявление мнения обучаемых о мотивах изучения иностранного языка;
– определение уровня познавательной активности;
– выявление степени сформированности самоконтроля;
– диагностика степени сформированности общепрофессионально значимых качеств
личности (организованность, критичность ума и самокритичность, самоконтроль);
– сопоставление и анализ результатов, полученных в контрольных и экспери-
ментальных группах.
Проведение диагностико-констатирующего этапа эксперимента позво-
лило нам сделать вывод об отсутствии существенных различий между студента-
ми контрольных и экспериментальных групп по выделенным параметрам каче-
ства обучения на начало проведения формирующего эксперимента.
Целью проведения формирующего эксперимента стала проверка на
практике состоятельности и эффективности разработанной технологии коррек-
тирующего контроля в обучении гуманитарным предметам на основе выявления
14
динамики основных параметров качества обучения методами математической
статистики.
Технология корректирующего контроля, спроектированная по резуль-
татам комплексного научно-теоретического исследования, прошла на данном
этапе проверку в учебных группах в сочетании с контролем, предусмотренным
учебными планами и программами вуза. Существенным различием между кон-
трольными и экспериментальными группами стало изменение характера и ор-
ганизации учебно-познавательной деятельности последних за счет реализации
технологии корректирующего контроля.
В экспериментальных группах контроль проводился по специально
разработанным методическим материалам, предназначенным для систематиче-
ской устной и письменной проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а
также с использованием преподавателем потематических технологических
карт корректирующего контроля.
С целью выявления степени влияния реализованной технологии кор-
ректирующего контроля в обучении гуманитарным предметам по окончании
формирующего эксперимента нами было проведено итоговое исследование
основных показателей качества обучения гуманитарным предметам: соответ-
ствие полученных результатов поставленным целям обучения; качество при-
обретенных знаний, умений и навыков; уровень самоконтроля обучаемых; по-
знавательная активность и отношение студентов к изучаемой дисциплине; мо-
тивация обучения; сформированность общепрофессиональных качеств лично-
сти студентов.
Статистический анализ данных, полученных в результате эксперимен-
та, дал математическое подтверждение значимости положительных изменений
таких критериев качества обучения, как обученность, качество знаний, умений
и навыков, познавательная активность, а также уровень сформированности
организованности, критичности и самокритичности. Как показал сравнитель-
ный анализ значений критерия Стьюдента для каждого из исследованных па-
раметров, наибольшее влияние технология оказывает на обученность в целом
(таблица 1), на прочность, правильность и гибкость знаний (таблица 2).

Таблица 1
Сравнительный анализ исходного уровня обученности в кон-
трольных и экспериментальных группах

?
?
Группа
x ,%
(количество студентов) x

контрольная группа (59) 17,5 13,5
127,45±6,2
экспериментальная группа (60) 18,7 14,6
127,53±6,5


15
Таблица 2
Динамика качества знаний, умений и навыков обучаемых

В начале эксперимента В конце эксперимента Дина- Кри-
терий
? ,% мика, Стью-
коэффициент группа Среднее Среднее
? ? ,%, значение ? %
значение дента
Коэффициент КГ 0,59±0,05 0,17 30,0 0,71±0,04 0,17 23,9 20,3
правильности 2,66
K? ЭГ 0,58±0,04 0,18 29,5 0,79±0,04 0,15 19,5 36,2
Коэффициент КГ 0,52±0,08 0,23 43,6 0,59±0,05 0,2 33,5 13,46
гибкости 2,69
K? ЭГ 0,52±0,08 0,22 43,4 0,69±0,05 0,19 28,0 32,69
КГ — — — 0,88±0,02 0,08 9,0 —
Коэффициент 2,91
прочности ЭГ — — — 0,92±0,02 0,06 6,8 —

Следует также подчеркнуть повышение уровня самоконтроля у сту-
дентов экспериментальной группы (рис.3), удовлетворенности занятиями и
снижение трудностей при изучении иностранного языка и культуры речи.
Кроме того, нами отмечены положительные изменения в структуре мотивации
обучения иностранным языкам у студентов: особую значимость прибрели мо-
тивы, связанные с практическим применением языка в профессиональной дея-
тельности и коммуникативные мотивы.

кон тр ольн ая гр уп п а эксперим ен тальн ая групп а

4%
17% 17% 21%
33%


29% 37% 42%
1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Рис. 3. Распределение обучаемых по уровням самоконтроля после прове-
дения формирующего эксперимента

Таким образом, в ходе опытно-экспериментального исследования были
достигнуты поставленные цели и решены задачи исследования. Проведенный пе-
дагогический эксперимент, в свою очередь, подтвердил выдвинутую нами гипоте-
зу о реальном повышении качества обучения посредством реализации научно-
обоснованной пооперационной технологии корректирующего контроля.
В заключении приведены основные результаты исследования
Корректирующий контроль в учебном процессе вуза представляет со-
бой информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексив-
ное взаимодействие всех участников процесса обучения, целью которого явля-
ется повышение качества обучения.
16
Компонентами системы корректирующего контроля являются цели,
задачи контроля, методы, средства и содержание корректирующего контроля,
принципы проектирования и реализации корректирующего контроля, контро-
лируемый и контролирующий.
Качество обучения представляет собой комплексную характеристику
процесса обучения и представлено совокупностью следующих показателей:
– качество цели,
– качество учебной деятельности (мотивация, познавательная актив-
ность, сформированность навыков организации учебной деятельности, отно-
шение к изучаемой дисциплине),
– качество преподавания (качество содержания обучения, профессиональ-
но обусловленные характеристики преподавателя, качество технологии обучения),
– качество результатов обучения (качество знаний, умений и навыков, уро-
вень усвоения, уровень сформированности профессионально важных качеств, сово-
купность умений и навыков к профессиональному и личностному саморазвитию).
Технология корректирующего контроля представляет собой поопера-
ционную технологию контроля, максимально реализующего обучающую, вос-
питывающую и развивающую функции контроля в учебном процессе вуза, и
может быть представлена как проект реализации системы корректирующего
контроля на практике. Целью данной технологии является повышение качества
обучения в целом.
Показателями качества обучения, на которые контроль оказывает непо-
средственное влияние, являются: уровень обученности, отдельные качества зна-
ний, умений и навыков (правильность, осознанность, гибкость, прочность), моти-
вы изучения предмета, уровень самоконтроля и познавательной активности, а так-
же сформированность профессионально важных качеств личности будущего спе-
циалиста (организованность, критичность ума и самокритичность).
Результаты опытно-экспериментального обучения, показали, что вне-
дрение технологии корректирующего контроля в дидактический процесс по-
зволяет значительно повысить качество обучения в вузе.
Практические рекомендации:
• В педагогическом процессе вуза целесообразно использовать поопе-
рационную технологию корректирующего контроля в преподавании предметов
гуманитарного цикла в целях повышения качества обучения.
• Использовать для объективного оценивания качества обучения по-
казатели качества, а так же средства их измерения, предложенные в данном
диссертационном исследовании.
• Осуществлять проектирование средств контроля для трех уровней
обученности, на основе выделения объектов контроля по каждому уровню и
требований Государственного образовательного стандарта и учебной програм-
мы по предмету.
17
• Использовать информационную карту студента как средство повы-
шения информативности любой системы оценивания по предмету.
Сказанное выше позволяет сделать общий вывод о том, что цель ис-
следования достигнута; теоретические и экспериментальные материалы под-
твердили основные положения рабочей гипотезы; поставленные задачи реше-
ны в установленном объеме.
За рамками диссертационного исследования остались многие пробле-
мы. Дальнейшая разработка проблем корректирующего контроля и качества
обучения может осуществляться по следующим направлениям: особенности
организации корректирующего контроля при самостоятельной работе студен-
тов, совершенствование средств корректирующего контроля, разработка осо-
бенностей применения нетрадиционных средств корректирующего контроля,
изучение эффективности и качества педагогической деятельности при реали-
зации технологии корректирующего контроля.


Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Тарико Н.В. Особенности организации контроля на неязыковых
факультетах //Вопросы обучения иностранным языкам в вузе: Сборник науч-
ных трудов. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. – С. 34-40.
2. Изотова Н.В. Гуманизация контроля в учебном процессе вуза//
Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сборник научных статей и
тезисов /Сост. и отв. ред. Е.Н.Старостина. – Архангельск: Поморский государ-
ственный университет, 2002. – С. 297-300.
3. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения
качества обучения //Начальное образование XXI века: Межвузовский сборник
научно-методических статей /Под ред. Р.И.Желбановой. – Брянск: Изд-во БГУ,
2002. – С.14-18.
4. Изотова Н.В. К проблеме принципов реализации системы коррек-
тирующего контроля в вузе //Совершенствование образовательного процесса
как социально-педагогическая проблема: Материалы IX международной прак-
тической конференции «Совершенствование образовательного процесса как
социально-педагогическая проблема 16-17 апреля 2002 года. Часть I. /Под общ.
ред. А.А.Прядехо. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. – С. 81-82.
5. Изотова Н.В.Использование тестового контроля в обучении ино-
странному языку студентов неязыковых специальностей //Актуальные пробле-
мы профессионально-педагогического образования: Материалы межрегио-
нальной научно-практической конференции 18-19 ноября 2003 года /Под ред.
М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского госуниверси-
тета, 2003. – С. 39-41.
18
6. Изотова Н.В. Качество обучения как актуальная педагогическая
проблема //Вестник Московского психолого-социального института. – 2003. –
№ 2. – С. 38-40.
7. Изотова Н.В. Корректирующий контроль в преподавании гумани-
тарных дисциплин в вузе: Учебно-методическое пособие. – Брянск: Изд-во
БГУ, 2003. – 55 с.
8. Изотова Н.В. Основы проектирования технологии корректирую-
щего контроля в вузе //Формирование творческой личности и подготовка со-
временного специалиста: Сборник статей по результатам Х международной
научно-практической конференции «Совершенствование образовательно-
воспитательного процесса как социально-педагогическая проблема» 21-22 ап-
реля 2003 года /Под общ. ред. А.А.Прядехо. – Брянск: Изд-во БГУ, 2003. – С.
55-59.
9. Изотова Н.В. Рефлексивный подход как основа оптимизации взаи-
модействия субъектов педагогического контроля// Детский сад-школа-вуз:
проблемы и перспективы развития: Материалы 11 межвузовской научно-
практической конференции, 2-3 октября 2003 г. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. –
С.64-67.
10. Изотова Н.В. Технология корректирующего контроля в препода-
вании гуманитарных дисциплин в вузе //Вопросы гуманитарных наук. – 2003. –
№ 6 (9). – С. 143-147.
11. Изотова Н.В. English Verb: Grammar Tests: Методическое пособие.
– Брянск: Изд-во БГУ, 2003. – 31 с.
12. Изотова Н.В. Повышение качества обучения в вузе средствами
корректирующего контроля // Развитие внутривузовской системы обеспечения
качества образования: Сборник материалов межрегиональной конференции. –
Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2004. – С. 96-100.




Подписано в печать 05.01.04. Гарнитура Таймс. Печать офсетная.
Усл.п.л. 1. Формат 60?84 1/16.. Тираж 100 экз. Заказ № 796
Издательство Брянского государственного университета
имени академика И.Г.Петровского. 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14.

Отпечатано в подразделении оперативной полиграфии БГУ.
19
20



СОДЕРЖАНИЕ