СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




КАМЕНЕВ Александр Сергеевич

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ
К СОЗДАНИЮ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ
УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ В ДИДАКТИЧЕСКИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ
(при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла)


13.00.08 — теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук




Волгоград — 2000
Работа выполнена в Волгоградском государственном педагогическом университете.


Научные руководители: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
профессор Данильчук Валерий Иванович;
кандидат химических наук, профессор Петров Александр
Васильевич.

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
Официальные оппоненты:
профессор Монахов Вадим Макариевич,
кандидат педагогических наук,
Лецко Владимир Александрович.
Ярославский государственный педагогический
Ведущая организация:
университет.




Защита диссертации состоитсяся 6 10 2000 г. в 13 час. на заседании диссертационного
совета Д 1 1 3.02.02 в Волгоградском государственном педагогическом университете по
адресу: 400005, Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 27.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного
педагогического университета.


Автореферат разослан 01 09 2000г.



Ученый секретарь диссертационного совета

А.А.Глебов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: на этапе информационной революции в конце XX в.
общество оказалось в состоянии информационного кризиса. Большинством исследователей в
области информационных технологий констатируется, что существующая система исполь-
зования компьютерных технологий обучения не отвечает требованиям сегодняшнего дня
(А.Борк, А.Н.Ефимов, И.Ф.Игропуло, А.В.Петровский, Ф.Ш.Терегулов, В.М.Филиппов,
Л.В.Шеншев). Выявлен целый комплекс противоречий в использовании компьютерных тех-
нологий в учебном процессе общеобразовательных школ между:
— представлениями современной гуманитарно-личностной парадигмы образования и
существующей педагогической практикой, направленной на усвоение информации, на
овладение компьютерным инструментарием, но не на личностное развитие учащихся;
— темпом развития компьютерной техники и компьютерных технологий и теоретическим
осмыслением их роли в образовательном процессе;
— накопленным опытом организации работы в дидактических компьютерных средах и
неготовностью методической и материально-технической базы школ к реализации этого
опыта;
— системой подготовки учителя естественнонаучных дисциплин и потребностями школы в
специалистах, владеющих эффективными компьютерными технологиями.
Исторически сложилось так, что на первых порах информационными технологиями
занимались в основном учителя математики, поскольку информатика как учебная
дисциплина общеобразовательной школы связывалась с математической логикой, упор
делался на алгоритмизацию, программирование. Формально-логический подход позволял
рационально отобрать учебную информацию, использовать эффективные математические
методы решения задач. Однако чрез-
мерное увлечение некоторых педагогов тестовым автоматизированным контролем знаний,
компьютерной диагностикой не дало существенного педагогического эффекта. Выявилась
ущербность технологий, в которых ученику отводилась роль объекта информационного
воздействия, а учитель рассматривался как необязательный элемент, обслуживающий
автоматизированные системы «перекачки» знаний. Неэффективной оказалась и другая
концепция, в которой упор делался на пользовательский аспект, компьютер рассматривался
лишь как техническое средство обучения. Стихийное внедрение компьютерных технологий
без глубокого психологического и педагогического обоснования, без целенаправленной
подготовки учащихся и педагогов к их использованию в учебных ситуациях нередко приво-
дило к формализации учебного процесса, перегрузкам учащихся, формированию
негативного отношения к использованию компьютера как средства обучения.
Недостаточная разработанность дидактических основ использования компьютерных
технологий, неустойчивость и противоречивость теоретической базы и, как следствие,
отсутствие методически обоснованного опыта привели к тому, что многие преподаватели
школ, как о том свидетельствуют исследования во многих странах мира, не смогли
перестроить свою деятельность, не овладели методами субъект-субъектного взаимодействия
в дидактических компьютерных средах. И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов называют причинами этого
«инерцию привычки, страх перед новым, психолого-педагогическую некомпетентность»,
сюда же следует, по нашему мнению, отнести и неготовность самой системы подготовки
учителей к вооружению их теорией и опытом, стратегией и тактикой взаимодействия в
дидактических системах нового типа. В поисках более эффективных технологий
компьютерного обучения учителя естественнонаучных дисциплин (физики, химии,
биологии) пытаются найти рациональные способы организации учебных занятий на основе
компьютерных технологий, но такие поиски нередко бессистемны и не всегда
ориентируются на поворот от педагогики «формирования ученика с заданными свойствами»
к педагогике саморазвивающейся личности.
В этих условиях возросла актуальность задачи целенаправленной подготовки учителей к
организации учебной деятельности с использованием компьютерных технологий на основе
принципов личностно ориентированного образования (Е.Б.Бондаревская, В.И.Данильчук,
В.В.Сериков). С.Е.Черкесов, Е.Н.Шиянов и другие исследователи отмечают, что искать
разрешение противоречия между современной
гуманистической парадигмой образования и формально-логическим, технологизированным
характером компьютерного обучения следует в личностно ориентированном подходе к
образованию, основанном на гуманистических мировых тенденциях
Е.И.Машбицем, В.М.Монаховым, О.К.Тихомировым сформулированы дидактические
принципы, рассмотрены условия применения ЭВМ в обучении, заложены концептуальные
основы построения новых информационных технологий, изучены возможности исполь-
зования компьютера в развитии творческих качеств личности. Различные аспекты
подготовки учителя к использованию компьютерных технологий рассмотрены в работах
Е.И.Африной, Г.А.Бордов-ского, А.С.Кондратьева, О.Б.Медведева, Л.С.Хижняковой и др.
Поиском рационального сочетания накопленного поколениями опыта организации учебной
деятельности и принципиально новых подходов к обучению заняты многие
исследовательские коллективы и, в частности, научно-исследовательская лаборатория
информационных технологий обучения Волгоградского государственного педагогического
университета (НИЛИТО ВГПУ), по тематическому плану которой выполняется данная
работа. В диссертационных исследованиях А.М.Короткова, Л.Ю.Кравченко,
Е.А.Локтюшиной, А.В.Шты-рова показано, что эффективное обучение на основе
компьютерных технологий возможно, если создана дидактическая компьютерная среда
(ДКС), обеспечивающая условия для личностного развития учащихся, эффективного
взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: учеников, учителей,
разработчиков аппаратного, программного и методического обеспечения, открывающая
доступ к источникам информации, предоставляющая достаточный набор инструментов для
творческой деятельности. Показано, что учебная деятельность в дидактической
компьютерной среде может быть продуктивной только в том случае, когда ученики и
учителя к ней достаточно подготовлены.
В настоящее время педагогической практикой накоплен определенный опыт подготовки
учителей к обучению учащихся с использованием компьютерных технологий, однако задачи
подготовки учителя естественнонаучных дисциплин к организации личностно-раз-
вивающих ситуаций в дидактических компьютерных средах специально не ставились и не
изучались. Актуальность этой проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Формирование готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций
в дидактических компьютерных средах (при обучении дисциплинам естествен-
ненаучного цикла)». Поиск эффективных путей подготовки учителей к организации
личностно-развивающего обучения в дидактических компьютерных средах является
составной частью проблемы «Целостный процесс формирования личности школьника и
студента» (номер государственной регистрации РК 01.92.009100), исследуемой коллективом
педагогов ВГПУ.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в условиях современной
многоуровневой системы педагогического образования.
Предмет исследования — процесс формирования готовности учителей к созданию
личностно-развивающих ситуаций в дидактических компьютерных средах при обучении
естественнонаучным дисциплинам.
Цель исследования — обосновать процесс формирования готовности учителей к созданию
личностно-развивающих ситуаций в дидактических компьютерных средах при обучении
естественнонаучным дисциплинам.
Гипотеза исследования—подготовка учителя к созданию личностно-развивающих ситуаций
в ДКС при обучении естественнонаучным дисциплинам будет эффективно осуществляться,
если:
— цели профессиональной подготовки учителя ориентируются на гуманитарно-личностную
парадигму образования;
— в содержание профессиональной подготовки учителя естественнонаучных дисциплин
будет включен опыт применения личностно ориентированных ДКС, что предполагает
овладение системой понятий, методов и приемов, составляющих ориентировочную основу
использования ДКС с учетом личностно-развивающего потенциала преподаваемого
предмета;
— будут созданы дидактические условия, позволяющие будущим преподавателям
естественнонаучных дисциплин целостно осваивать профессиональную деятельность,
связанную с использованием ДКС в условиях личностно ориентированного образования, а
именно: иметь представление о тех критериях, которым должна отвечать эта деятельность, о
способах подготовки материала к учебным занятиям и организации решения учащимися
познавательных и практических задач с помощью ДКС;
— в основу формирования готовности учителя естественнонаучных дисциплин будет
положено моделирование педагогических ситуаций с использованием технологий
личностно-развивающего обучения в ДКС.
Задачи исследования:
• разработать теоретическую модель системы формирования готовности учителя к
организации личностно-развивающих ситуаций в дидактических компьютерных средах;
• разработать дидактические условия эффективной подготовки учителя к созданию
личностно-развивающих ситуаций в ДКС;
• сконструировать экспериментальную ДКС, обеспечивающую реализацию предлагаемой
системы формирования готовности студентов к созданию личностно-развивающих учебных
ситуаций в дидактических компьютерных средах, подготовить дидактические материалы,
методические рекомендации для преподавателей.
Теоретико-методологической основой исследования служили идеи теории целостного
учебно-воспитательного процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.В.Сериков, Н.К.Сергеев);
концепции личностно ориентированного образования, деятельностный и
культурологический подходы к отбору содержания и способов обучения (Е.В. Бондарев-
ская, В.И. Данильчук, В.В.Сериков); концепции оптимизации компьютерного обучения
(Е.И.Машбиц, В.М. Монахов, А.В. Петров), а также идеи выбора оптимального соотношения
функционально-когнитивных и личностных компонентов в образовании.
Методы исследования выбраны в соответствии с задачами исследования и включают
моделирование; наблюдение эффективности обучения естественнонаучным дисциплинам с
помощью компьютерных технологий в различных странах; анализ дидактических и мето-
дических исследований поданной проблеме; опытно-экспериментальную работу по
проблеме; беседы; анкетирование; тестирование и статистическую обработку результатов
исследования.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологическим единством
исходных теоретических положений, их соответствием тенденциям развития современной
педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов
логике исследования, опытно-экспериментальной работой.
Новизна результатов исследования состоит в разработке системы формирования
готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в ДКС;
определении критериев готовности учителя к такой деятельности; в выявлении содержания
и структуры личностно-развивающих учебных ситуаций (ЛРУС) при обучении
естественнонаучным дисциплинам с использованием компьютерных технологий.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработана и
обоснована модель системы подготовки учителя естественнонаучных дисциплин к обучению
с использованием ЛРУС в предметно ориентированной дидактической компьютерной среде,
обоснованы принципы ее конструирования на основе целостного, системного подхода. В
исследовании показаны пути ее реализации в условиях педагогического вуза, что обогащает
общую теорию целостного учебно-воспитательного процесса, вносит вклад в решение акту-
альной проблемы совершенствования подготовки учителей естественнонаучных дисциплин
к реализации личностно ориентированного образования
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработанная
автором система подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к организации
обучения на основе лично-стно-развивающих учебных ситуаций при использовании
компьютерных технологий позволяет перейти в педагогических учебных заведениях на
более высокий уровень качества подготовки специалистов. Разработанные автором
методические рекомендации и дидактические материалы уже нашли практическое
применение в ряде учебных заведений.
Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались на IV и V
международных конференциях ЮНЕСКО «Физика в системе современного образования»
(Волгоград. 1997: Санкт-Петербург, 1999), на всероссийских научных конференциях (Тула,
1996; Москва, 1998), на семинарах Научно-исследовательской лабораториц
информационных технологий обучения ВГПУ, на заседаниях кафедр педагогики, теории и
методики преподавания физики и информатики ВГПУ. Результаты исследований изложены в
12 научных публикациях.
Внедрение результатов исследования: созданные в процессе исследования дидактические
материалы и программные продукты с 1999 г. используются на кафедре физики для
естественнонаучных факультетов в Московском государственном университете, на кафедре
физики для естественнонаучных факультетов в Московском педагогическом
государственном университете.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность подготовки учителей естественнонаучных дисциплин в педвузах зависит
от целенаправленного процесса формирования готовности к организации личностно-
развивающего обучения
в предметно-ориентированной дидактической компьютерной среде, которая реализуется как
целостная система со следуюшими инвариантными характеристиками:
— направленность на обеспечение компьютерной поддержки учебного процесса по циклу
естественнонаучных дисциплин, на личностное развитие учащихся;
— создание условий для эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного
процесса — учеников, учителей, разработчиков аппаратного, программного и методического
обеспечения;
— обеспечение доступа к источникам информации, предоставление достаточного набора
технологий и инструментальных средств для создания личностно-развивающих учебных
ситуаций при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.
2. Теоретическая модель системы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к
использованию в учебном процессе личностно-развивающих учебных ситуаций в
дидактических компьютерных средах отвечает ряду условий.
— Мотивационно-целевые:
— направлена на формирование у студентов стремления способствовать личностному
развитию учащихся, эрудированности в области личностно ориентированного образования;
— переводит профессиональное самоопределение будущих учителей со знаниевого уровня
на личностно-ценностный: способствует развитию творческих качеств личности будущего
учителя, которые будут передаваться ученикам, — познавательного интереса, критического
отношения к полученным результатам, стремлению к поиску нестандартных решений и др.
— Методологические и содержательные:
— ориентирует педагогический процесс кафедр естественнонаучного цикла на
формирование системы базовых знаний о методах организации личностно-развивающих
учебных ситуаций, создающих положительную мотивацию личностного развития учащихся,
стремление к поиску в учебном процессе личностного смысла, самореализации;
— выявляет возможности предметно ориентированных дидактических компьютерных сред,
определяет их структуру, свойства, методологические и дидактические принципы
конструирования, особенности организации учебного процесса на основе информационных
технологий;
— Процессуально-технологические
— определяет принципы подбора инструментальных компьютерных средств и технологий,
позволяющих создавать личностно-разви-вающие учебные ситуация на уроках
естественнонаучных дисциплин: моделирование, вычислительный эксперимент и др.
3. Процесс подготовки учителя к созданию личностно-развива-ющих учебных ситуаций в
ДКС на уроках естественнонаучных дисциплин предполагает выполнение следующих
дидактических условий.
— деятельность кафедр дисциплин не только психолого-педагогического цикла, но и кафедр
естественнонаучных дисциплин обеспечивает формирование теоретических знаний о
личностно ориентированном образовании и профессиональных умений влиять на лич-
ностное развитие учащихся;
— будущими учителями освоены методы конструирования предметно ориентированных
дидактических компьютерных сред и средства организации в них личностно-развивающих
учебных ситуаций на уроках;
— у будущих учителей развиты умения профессиональной рефлексии, заложены основы
выработки индивидуального стиля деятельности в личностно-развивающем обучении в
дидактических компьютерных средах.
База исследования: Волгоградский мужской педагогический лицей, физический факультет
ВГПУ, Волгоградский институт повышения квалификации работников образовательных
учреждений.
Основные этапы исследования:
1995—1996 гг Подбор и анализ литературы и информационного материала но теоретическим
и методологическим проблемам личностко ориентированного образования,
компьютеризации и компьютерного моделирования при обучении предметам
естественнонаучного цикла.
1996—1997гг. Анализ существующих методик использования дидактических компьютерных
сред и метода компьютерного моделирования при изучении естественнонаучных дисциплин
в России и за рубежом, выявление особенностей реализации с точки зрения системности и
возможности обучения на их основе в школах и вузах;
1997—1998 гг Разработка и анализ теоретической модели формирования готовности учителя
к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактической компьютерной
среде на уроке и-выявление дидактических основ проектирования ЛРУС в соответствии с
концепцией личностно ориентированного образования.
1998—1999гг Конструирование ДКС,, способствующей созданию ЛРУС. и
экспериментальная проверка эффективности предлагаемой среды при обучении
дисциплинам естественнонаучного цикла в мужском педаюгическои лицее и вузах г
Волгограда.
/999—2000 гг Разработка методических рекомендаций для учителей школ и преподавателей
вузов и оформление результатов исследований.
Объём и структура диссертации: основное содержание исследования представлено в двух
главах, которым предшествует введение, определяющее объект и предмет исследования (181
страница). Диссертационное исследование содержит 9 таблиц, 7 рисунков, завершается
заключением и списком литературы (303 источника).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В первой гпаве «Структура и содержание готовности учителя к созданию личностно-
развивающих учебных ситуаций в дидактической компьютерной среде» рассмотрены
теоретические положения, определяющие содержание и структуру личностно-развивающих
учебных ситуаций в предметно ориентированных дидактических компьютерных средах,
проведен теоретический анализ базовых понятий исследования, обосновывается
теоретическая модель системы обучения, обеспечивающая подготовку будущих учителей к
организации учебно-воспитательного процесса с использованием личностно-развивающих
учебных ситуаций.
В первом параграфе «Проблемы подготовки учителя к использованию
информационных^технологий в свете гуманитарно-личностной парадигмы» рассмотрены
проблемы использования личностно-развивающих учебных ситуаций в предметно
ориентированных дидактических компьютерных средах. Рассмотрены основные подходы к
определению понятия «компьютерная среда обучения»: информационный, технико-
инструментальный, функционально-процессуальный и системный. В данном исследовании
автор использует системный подход, как наиболее точно разграничивающий понятия
«система» и «среда». Это необходимо для того, чтобы выделить понятие «субъекты
образовательного процесса» как более высокое в иерархической структуре по отношению к
понятию «среда». Функции субъектов — целе-полагание, отбор содержания, выработка
стратегии обучения, функции среды — обеспечить условия эффективного взаимодействия
субъектов: учеников, учителей, разработчиков программных и аппаратных средств.
Во втором параграфе «Деятельность субъектов в личностно-разви-вающих учебных
ситуациях в дидактических компьютерных средах» рассмотрено базовое понятие
«личностно-развивающая учебная ситуация в ДКС», проведен анализ функций всех
субъектов образовательного процесса в такого рода учебных ситуациях и на его основе ана-
лиз понятия «готовность учителя к созданию личностно-развивающеи учебной ситуации в
ДКС».
Обсуждаются основные принципы организации личностно-раз-вивающих учебных ситуаций
в ДКС:
— творческая активность всех субъектов образовательного процесса;
— обеспечение дифференцированного и творческого подхода к ученику при
проектировании реализации учебной ситуации;
— интеграция и взаимодействие со смежными дисциплинами;
— вариативность содержания, форм и методов;
— применение современных методов получения, обработки и использования информации.
Хотя свойства ДКС во многом определяют возможность того или иного мути развития
ситуации, основа ее успеха — личностная ориентация, направленность на создание
личностього опыта. В исследовании анализируются функции всех субъектов
образовательного процесса в такого рода ситуациях на разных этапах ее развития и выде-
ляются следующие основные их структурные компоненты:
— деятельностный: мотивы — цели —- задачи — содержание — формы ˜ методы —
результаты субъектных отношений в системах ученик — учитель, ученик — ученики,
ученик — компьютерная программа',
— содержательный: предмет (материал изучаемой темы) — способы деятельности —
выбор методов и инструментальных сред',
— личностно-смысловой: восприятие предложенной ситуации — вхождение в данную
ситуацию — активность роли — ценностный анализ — создание личностного смысла -—
рефлексия поведения;
— организационный в дидактическом плане: диагностика исходного состояния —
планирование — реализация — контроль — анализ результатов',
— управленческий в технологическом плане: подготовка систем и программного
обеспечения —управление системами — корректировка и перенастройка систем.
Проведенный нами анализ дает основание для создания теоретической модели системы
формирования такой готовности, которая станет теоретической базой для практики обучения
студентов различных факультетов педагогических вузов в многоуровневой системе
образования.
В третьем параграфе «Формирование готовности учителя к созданию личностно-
развивающих учебных ситуаций в дидактической компьютерной среде» обосновывается
теоретическая модель системы обучения, обеспечивающая подготовку будущих учителей к
организации учебно-воспитательного процесса с использованием личностно-развивающих
ситуаций.
Профессиональная подготовка учителя осуществляется при изучении всего комплекса
социально-гуманитарных, психолого-педагогических, методических и специальных
дисциплин, но в данном исследовании рассматривается лишь одна пока еще недостаточно
исследованная компонента — формирование готовности к конструированию и реализации
личностно-развивающих учебных ситуаций в ДКС — элемент вариативной части, не
входящей в нормативы образовательных стандартов.
Методологическими ориентирами модели являются системно-целостный подход, дающий
интегральные критерии развития и профессионального становления специалиста,
культурологический подход, рассматривающий формирование личности специалиста как
процесс самоопределения в культуре, личностно-деятельностныи подход, выявляющий
индивидуально-творческую природу деятельности педагога, аксиологический подход,
акцентирующий ценностные приоритеты образования. Основополагающий концептуальный
принцип модели: личность учителя является основным источником обогащения личностного
опыта ребенка, поскольку именно учитель «определяет способы создания, коррекции и
разрешения ситуации, востребующие личностные проявления воспитуемых».
Системообразующий фактор модели — направленность всех компонентов системы на
достижение единой цели — формирование готовности учителя к проектированию и
реализации личностно-развивающих учебных ситуаций в ДКС.
В многоступенчатой системе высшего педагогического образования теоретическую модель
процесса формирования готовности учителя естественнонаучных дисциплин к личностно-
развивающему обучению в дидактической компьютерной среде мы представляем в форме
системы макромодулей: профориентационный (пропедевтический),
координационно-выравнивающий, базовый, специальный, исследовательский,
акмеологический. Каждый макромодуль модели реализует три компоненты — три вида
формирования готовности будущего учителя: проблемную — теоретико-методологическую,
психолого-педагогическую, включающую развитие представлений о сущности и методах
развивающего обучения; предметную — освоение методов использования идей концепции
развивающего обучения при изучении определенного предмета, методики организации
развивающих учебных ситуаций на материале учебного предмета; технологическую—
овладение инструментарием ДКС, методами коммуникации, способами управления
программным обеспечением, методикой создания и использования дидактических и
методических материалов различного типа в ДКС.
В качестве критериев достижения целей в данной модели мы выбрали оценки динамики
изменения следующих групп характеристик:
— характер мотивов, потребностей и отношений к проблеме лич-ностно-развивающего
образования и методам его реализации в профессиональной деятельности;
— уровень знаний и умений организовывать учебные ситуации и управлять ими в ДКС с
целью более полной реализации их развивающего потенциала;
— степень развития характерных свойств личности, необходимых для реализации целей
обучения.
Для каждой ступени обучения в многоуровневой системе формирования готовности учителя
критерии конкретизировались, определялась система уровней и уточнялись методы
определения степени их достижения.
Вторая глава «Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к
использованию компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе» посвящена
анализу свойств предложенной модели, ее уточнению по результатам эксперимента и
анализу возможных путей ее реализации.
Задачей констатирующего эксперимента, описываемого в первом параграфе второй главы
«Содержание и критерии готовности учителя к созданию личностно-развивающих учебных
ситуаций в ДКС», было изучение реально сложившихся систем подготовки учителей физики
в условиях перехода от традиционного одноступенчатого вузовского образования к
многоуровневой системе. В исследовании использовалась комбинация двух методик,
имеющих единую теоретическую основу: анализ информации, полученной на основе
анкетирования
больших групп респондентов, и анализ данных продолжительного мониторинга в малой
группе. Результаты поискового эксперимента использовались при построении теоретической
модели, при выработке критериев готовности будущих учителей к созданию личностно-
развивающих учебных ситуаций в ДКС.
В исследовании обсуждается выбор критериев уровня готовности к развивающему обучению
в ДКС на разных этапах обучения. Приведем показатели, по которым определялся уровень
готовности к использованию личностно-развивающих ситуаций в ДКС на вузовском этапе:
— мотивационная готовность оценивалась по уровню:
— интереса к проблеме развивающего обучения;
— отношения студента к деятельности в ДКС;
— содержательная готовность оценивалась по уровню:
— овладения ведущими идеями личностно-гуманитарной парадигмы; активности в
дискуссиях по проблемам развивающего обучения, по использованию компьютерных
технологий обучения;
— активности в обращении к дополнительным источникам информации при подготовке
выступлений по проблемам развивающего обучения в ДКС;
— процессуальная готовность оценивалась по уровню:
— овладения методами компьютерного моделирования, вычислительного эксперимента,
дидактических игр, компьютерного тестирования и программ-оболочек, использования
компьютера как измерительной системы в лабораторном эксперименте, как справочно-
информационной системы на уроках физики;
— умения найти в системе Internet материал для реферата по теме, связанной с
использованием компьютеров в учебном процессе школы;
— умения работать с группой учащихся в ДКС.
На методическом уровне исследования проводились в мужском педагогическом лицее
(довузовская ступень — 67 учеников, 8 преподавателей), на физическом факультете
Волгоградского государственного педагогического университета (вузовские ступени — 220
студентов разных курсов, 12 магистрантов, 46 преподавателей), в Институте повышения
квалификации и переподготовки работников образовательных учреждений (56 учителей
физики, 17 преподавателей других естественных дисциплин). Анкетирование проводилось
по нашей просьбе в МПГУ, Новгородском госуниверситете — на вопросы анкеты ответили
72 студента. Ряд наблюдений проведен в университете технических инноваций (Брюссель,
Бельгия), Гамбургском и Берлин-
ском университетах (Германия). Анкетирование студентов и преподавателей по
нашей просьбе было проведено в Центральном Мичиганском университете (Central
Michigan University, США), в Греции (University of Macedonia), в колледжах на Кипре
(Cyprus Coiiege, American Academy, Frederic Colledge). Данные пересданы по элект-
ронной почте через Internet. Это позволило нам сопоставить методические подходы к
подготовке учителя естественнонаучных дисциплин в разных вузах, при различной
организации системы обучения. Отношение студентов к использованию
компьютерных технологий во всех вузах, где мы проводили анкетирование, было
практически одинаковым, что можно увидеть по фрагментам, приведенным в
таблице. Так, неожиданно для нас низкой оказалась оценка роли дидактических
компьютерных игр в преподавании естественнонаучных дисциплин в зарубежных
вузах (см. рис.).
На личностном уровне проводились многолетние систематические наблюдения за
становлением профессионального уровня и личностных качеств 12 лицеистов (позже
10 из них стали студентами, еще позже учителями, двое из них стали магистрами
образования и аспирантами). Наблюдение проводилось также за шестью
школьниками, посещавшими занятия в компьютерном классе ВГПУ, все они стали
студентами вузов Волгограда, позже двое из них стали преподавателями вуза.
Необходимо подчеркнуть, что в такого типа учебных ситуациях мы наблюдали
развитие в той или иной мере всех личностных функций индивида, описанных в
трудах В.В. Серикова: мотивирующей, креативной, рефлексивной, ориентирующей,
творчески-пребра-зующей, самореализующей и др. Результаты анкетирования
студентов 3-го курса представлены на рисунке.
Центральное место при изучении дисциплин естественнонаучного цикла занимали те из них,
которые связаны с аналитическим восприятием мира, стремлением представить его
структуру, разобраться в механизмах взаимодействия его структурных элементов, понять
свое место в мире, смысл собственного существования.
Нами отслеживались следующие личностные функции:
— учеников:
— стремление определить личностную значимость получаемой информации, роль ее в
мотивации учения (по активности включения в учебную ситуацию и уровню принятия ее как
личностно значимой);
— автономность в организации собственной поисковой деятельности и умение включиться в
коллективную поисковую деятельность;
— критичность в отношении полученных результатов: уровень интеллектуальной и
поведенческой рефлексии;
— стремление к самореализации в учебно-поисковой деятельности; умение использовать в
своей деятельности компьютерные инструменты и методы естественнонаучных
исследований: моделирование, вычислительный эксперимент, графическое представление
информации и т.д.
— учитепей (на этапе профессионального становления и на поствузовском этапе):
— стремление использовать в профессиональной деятельности личностно-развивающие
учебные ситуации и причины, побуждающие их к этому;
— умение поставить дидактическую цель в учебной ситуации, спланировать, подготовить и
реализовать ситуацию, направив ее на достижение дидактической цели;
— умение управлять ходом ситуации и деятельностью учеников, не подавляя их инициативы
и самостоятельности;
— уровень востребованности личностных функций учеников в ходе учебной ситуации;
— умение использовать в учебной ситуации возможности дидактических компьютерных
сред, реализовать развивающий потенциал ситуации средствами ДКС;
— рефлексию педагогической деятельности.
Критерии оценки уровня развития указанных функций не могли быть заданы изначально, но
устанавливались в совместной деятельности автора исследования и группы экспертов.
Для достижения цели формирующего эксперимента было важно, чтобы студенты убедились,
что дидактические цели учебной ситуа-
ции достигаются не всякий раз, когда получено решение физической задачи, но только в том
случае, когда задача интересна для всех, кто работает над ее решением, когда цель
перерастает в ведущий мотив деятельности, когда внутренняя мотивация становится
основной, кохда ученика захватывает сам процесс поиска.
Результаты опытно-экспериментальной работы на разных ступенях образовательной
системы в Волгоградском госпедуниверситете и его структурных подразделениях в 1998—
2000 гг. представлены во втором параграфе второй главы исследования «Процесс
подготовки учителя к созданию личностно-развивающих учебных ситуаций в дидактической
компьютерной среде». Показанная возможность практической реализации теоретической
модели системы подготовки учителя к организации развивающих ситуаций в дидактических
компьютерных средах подтвердила ее целесообразность, методологическую и методическую
обоснованность.
Анализ результатов многолетних наблюдений убеждает нас в следующем:
— метод мониторинга является практически единственным результативным и надежным
способом выявления личностных новообразований, оценки прямых результатов
дидактических процессов;
— процесс формирования интереса к профессиональным проблемам, в частности к проблеме
использования личностно-развивающих ситуаций, идет на всех этапах профессионального
становления, причем на его формирование существенно влияет стремление к самореа-
лизации, тяготение к нестандартной, творческой деятельности;
— профессиональное владение компьютерным инструментарием, методами
программирования существенно расширяет возможности педагога, позволяет ему обрести
широту маневра в выборе средств реализации личностно-развивающих учебных ситуаций в
ДКС;
— на процессы профессионального становления заметно влияет общая деловая атмосфера в
педагогическом коллективе, направленность его на инновационную деятельность,
заинтересованность в творческой активности каждого.


ВЫВОДЫ:

1. На основе содержательного анализа понятий «дидактическая компьютерная среда
общеобразовательной школы», «личностно-разви-вающая учебная ситуация в
дидактической компьютерной среде» и
результатов констатирующего и поискового экспериментов разработана теоретическая
модель системы формирования готовности учителя естественнонаучных дисциплин к
организации личностно-раз-вивающего обучения в дидактической компьютерной среде. В
основу концептуальной части модели положено представление о том, что основным
продуктом обучения должно стать развитие личности учителя, его творческих
профессиональных качеств, профессиональной культуры. Анализ теоретической модели
проведен:
— на методологическом уровне в форме описания концептуальных подходов, принципов
конструирования:
— на содержательном уровне в форме описания основных требований к отбору содержания
и приемов его структурирования;
— на технологическом уровне в форме описания основных требований к учителю по
владению способами управления деятельностью учеников в дидактических компьютерных
средах.
2. На основе предложенной модели выявлены дидактические принципы конструирования
предметно ориентированной дидактической компьютерной среды, обеспечивающей условия
для продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в лич-ностно-
развивающих учебных ситуациях: соответствие ДКС парадигме личностно
ориентированного образования; направленность на реализацию личностных функций
участников образовательного процесса при использовании компьютерных технологий.
3. Подготовлена методическая основа для реализации модели на всех ступенях образования
(довузовском, вузовском и поствузовском). Разработана единая междисциплинарная
программа подготовки студентов к управлению личностно-развивающими учебными
ситуациями и согласованная с ней система диагностики уровней готовности.
4. В исследовании предложена классификация личностно-разви-вающих учебных ситуаций в
дидактической компьютерной среде с учетом их развивающего потенциала: действия по
инструкциям, с коррекцией по результатам, динамические, эвристические, дивергентного и
конвергентного мышления, инициативно-исследовательские.
5. В формирующем эксперименте показано, что реализация предложенной модели позволяет
обеспечить в процессе профессиональной подготовки учителя естественнонаучных
дисциплин развитие личностных качеств, необходимых для организатора личностно ориен-
тированного образования в ДКС: способности самостоятельно и ответственно делать выбор
элементов ДКС, методов и средств личностно ориентированного образования, критичности и
нестандарт-
ности суждений, интеллектуальной инициативы, педагогической импровизации.
При достижении достаточного уровня готовности выпускники педагогического
университета обладают достаточной психолого-педагогической компетентностью и личным
опытом в конструировании образовательного процесса в ДКС, т. е. гарантировано способны:
• определить цели, задачи, средства, методы, формы личностно-развивающих учебных
ситуаций на уроках по изучению дисциплин естественнонаучного цикла;
• разработать модель организации учебного процесса в условиях конкретной школы;
• обеспечить адаптацию ДКС к учебному процессу на основе гуманитарно-личностной
концепции и создать условия обучаемым для построения соответствующей возрастному
уровню интеллектуального развития личностной физической картины мира, адекватной
современному научному знанию;
• практически использовать диагностический инструментарий, достаточный для
определения соответствия результатов обучения поставленным дидактическим целям;
• самостоятельно вести исследовательскую работу, разрабатывать технологические приемы
развивающего обучения в ДКС.

Основные научные результаты, полученные соискателем в процессе исследования,
отражены в следующих публикациях:
1. Компьютерное моделирование как эффективное средство межпредметной интеграции /
Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-
методической подготовке учителя: Тез. докл. рос. науч.-практ. конф. (25—27 сент. 1996 г.).
Ч. II. Тула: Изд-во ТГПУ, 1996. С. 198—199 (в соавторстве).
2. Computer Simulating in Teaching Physics (Компьютерное моделирование в преподавании
физики) // Сближение культур: Междунар. сб. науч. тр. / ВГПУ; Рамапо колледж (США).
Волгоград, 1996. С.111—112 (в соавторстве).
3. Дидактические компьютерные игры по физике // Физика в системе современного
образования — ФССО-97: Тез.докл. IV междунар. конф. 4.2. Волгоград: Перемена, 1997.
С.214—216 (в соавторстве).
4. Компьютерное моделирование в процессе межпредметного взаимодействия //Тез. докл.Н
конф. молодых ученых. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1997. С. 33.
5. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент как средство активизации
познавательного интереса при изучении физики // Совершенствование теории и методики
обучения физике в системе непрерывного образования: 2-я межвуз. науч.-практ. конф. / ТГУ.
Тамбов, 1998.С.9 (в соавторстве).
6. Компьютерное моделирование в курсе физики средней школы // Информационные
технологии в образовании: VII междунар. конф.-выставка. 10—13 февр. 1998 г. Секция 2:
Программные средства и мультимедиа в образовании и искусстве: Науч.-метод. сб. тез. докл.
М: МИФИ, НПП «БИТ про», 1998. С. 21—22 (в соавторстве).
7. Компьютерное моделирование на занятиях по физике // Вестник Верхне-Волжского
отделения Академии технологических наук Российской Федерации. Сер. «Высокие
технологии в военном деле». Ч. 2. Высокие технологии в образовательном процессе. Нижний
Новгород: Изд-во НВЗРКУ ПВО, 1998. С. 212—214.
8. Дидактические компьютерные игры на уроках физики // Физическое образование в вузах.
Т. 3. № 4. М.: Изд. дом Московского физического общества, 1997. С. 128—131 (в
соавторстве).
9. Критерии готовности учителя к созданию личностно-развива-ющих ситуаций на основе
дидактических компьютерных сред// Развитие личности в образовательных системах Южно-
российского региона: Тез. докл. VI годичн. собр. Южн. отд-ния РАО. Ч. I.POCTOB н/Д: Изд-во
РГПУ, 1999. С.171—172.
10. Лабораторный и вычислительный компьютерный эксперимент // Физика в системе
современного образования — ФССО-99: Тез.докл. V междунар. конф. Т.З. С-Пб.: Изд-во
РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. С. 16—17 (в соавторстве).
11. Теоретическая модель формирования готовности учителя к личностно-развивающему
обучению в дидактической компьютерной среде (ДКС) // Развитие личности в
образовательных системах Южнороссийского региона: Тез. докл. VII годичн. собр. Южн.
отд-ния РАО и XIX региональные психол.-пед. чтения Юга России. 4.2. Ростов н/Д: Изд-во
РГПУ, 2000. С. 163—164.
12. Формирование готовности учителя физики к реализации развивающего обучения в
дидактических компьютерных средах //Съезд российских физиков-преподавателей
«Физическое образование в XXI веке». Москва, 28—30 июня 2000 г. / МГУ им
.М.В.Ломоносова: Тез. докл. М.: Физический факультет МГУ. 2000. С.339 (в соавторстве)
Научное издание КАМЕНЕВ Александр Сергеевич
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ
В ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДАХ
(при обучении дисциплинам естественнонаучного цикла)
Автореферат ЛР№ 020048 от 20.12.96 г.
Подписано к печати 23.08 2000 г Формат 60 х 84/16 Печать офс. Бум офс. Гарнитура Times
Уел печ. л 1,4 Уч-изд л 1,5 Тираж 110 экз
Издательство «Перемена»
Типография издательства «Перемена»
400005, Волгоград, пр. им В И.Ленина, 27 ВГПУ



СОДЕРЖАНИЕ