СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




КАШИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ




ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ
НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ




Специальность 13.00.08.
Теория и методика профессионального образования
(педагогические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Ставрополь – 2003
Работа выполнена на кафедре специальной тактики, боевой и физической
подготовки Ставропольского филиала Всероссийского института повышения ква-
лификации работников МВД России.

доктор педагогических наук, профессор
Научный руководитель:
Соловьев Геннадий Михайлович


доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Гогоберидзе Георгий Меджидович


доктор педагогических наук, профессор
Виленский Михаил Яковлевич


Ведущая организация: Ростовский юридический институт
МВД России




Защита диссертации состоится “22” октября 2003 г. в 10.00 часов на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.256.01 в Ставропольском государственном
университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государ-
ственного университета.




Автореферат разослан “22” сентября 2003 года.


Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук, профессор Л.И. Губарева




2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Ухудшение криминогенной обстанов-
ки в России, рост организованной преступности, числа заказных убийств, увели-
чение террористических актов и преступлений, совершаемых малолетними пре-
ступниками, распространение наркомании и многое другое заставляет критически
пересмотреть систему профессиональной подготовки кадров, способных на высо-
ком профессиональном уровне противостоять преступности. Особенно тревожной
становится проблема высокой преступности среди молодежи. Исследования
П.А.Рыжкова (2002) показали, что около 1 млн. молодых людей в возрасте 14-29
лет совершили преступления, из них почти 200 тысяч преступников в возрасте от
14 до 17 лет. На учете в милиции состоит более 100 тысяч детей, а в учреждениях
уголовно-исправительной системы содержится около 30 тысяч несовершеннолет-
них. Средний прирост преступности в России находится в пределах 2,5 и более
процентов в год (В.В. Лунеев, 1996). В 2002 году в стране от рук преступников
пострадало более 2 млн. человек (В.В. Путин, 2003). В этой связи, вопрос кадро-
вого обеспечения органов внутренних дел России в современных условиях разви-
тия и становления Российского общества звучит особо актуально и требует поис-
ка новых подходов к профессиональному образованию специалистов. Реформи-
рование системы МВД России, предполагает коренное улучшение деятельности
органов внутренних дел (ОВД) за счет приведения системы профессиональной
подготовки сотрудников милиции в соответствие с требованиями Российских и
международных государственных стандартов (И.И. Богут, В.П. Бугрин, В.В. Гор-
деев, Ю.П. Груненков, Б.Ф. Грызлов, Н.А. Гудков, В.Н. Гуляв, Л.И. Завистовская,
Н.И. Загузов, В.Я. Кикоть, А.Г. Котлярова, С.А. Кулик, Г.П. Лебедев, В.В. Мотин,
И.В. Ратова, В.П. Сальников, В.А. Скубко, В.Д. Туманов, Н.С. Фомин, Л.Н. Че-
вердюк, А.П. Чурилов и др.).
Развитие органов внутренних дел России на современном этапе включает
широкое внедрение достижений науки во все области профессиональной деятель-
ности. Реформа профессионального образования сотрудников ОВД потребовала

3
использования различных педагогических технологий, позволяющих эффективно
реализовать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осущест-
вить их подготовку в соответствии с современными требованиями общества (И.В.
Астапкин, Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов, Н.Н. Брушлинский, М.В. Бубнов,
А.Б. Вобликов, Н.А. Гудков, И.А. Латкова, И.Ф. Колонтаевкая, Б.В. Петрунин,
В.Л. Попов и др.).
Физическое воспитание в силовых ведомствах в силу своего прикладного
характера рассматривается как один из предметов профессионального обучения и
воспитания личного состава, в форме целостного процесса профессионально-
прикладной физической подготовки. В качестве своеобразной разновидности фи-
зического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка пред-
ставляет собой педагогический процесс по обеспечению специализированной фи-
зической подготовленностью обучаемых к избранной профессиональной деятель-
ности (Г.Н. Блахин, Л.А. Вейднер-Дубровин, А.А. Горелов, В.С. Кузнецов, В.А.
Марищук, Н.А. Матвеев, В.В. Миронов, А.А. Нестеров, В.А. Шейченко, В.А. Ще-
голев и др.).
Анализ нормативных документов, научной и методической литературы, ка-
сающихся функционирования физического воспитания как составляющего ком-
понента всей системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел
показал, что данному виду деятельности уделяется особое внимание (В.Н. Алек-
сандров, В.М. Величко, В.П. Вдовиченко, В.Н. Гомонов, И.Л. Гросс, В.С. Губа-
нов, И.А. Дворяк, А.Ф. Калашников, В.Г. Колюхов, И.Н. Котельников, П.Н. Кра-
сильников, А.Н. Кузьмин, А.Н. Кустов, В.Н. Лавров, В.И. Лисицын, В.М. Миле-
нин, А.В. Пачев, Л.Г. Перфильев, Ю.Ф. Подлипняк, Д.Е. Сафонов, А.В. Толкунов,
В.И. Чернышев, В.Ю. Чуров, А.И. Щипин, А.Г. Яковлев, В.В. Яншин и другие).
Причиной тому является, прежде всего, неоправданные потери трудоспособности
сотрудников по состоянию здоровья, их гибель и получение неоправданных ране-
ний при выполнении служебных обязанностей. Кроме этого, в условиях сложной
оперативной обстановки, экстремальных ситуациях отдельные сотрудники мили-
ции уступают правонарушителям в проявлении общих физических качеств (силе,

4
ловкости, быстроте, выносливости), а также в использовании специальных двига-
тельных умений и навыков (рукопашный бой, преодоление препятствий, стрель-
бы из оружия и т.д.) (Б.Ф. Грызлов, 2001). Данные обстоятельства требуют поиска
путей совершенствования системы физической подготовки сотрудников ОВД
России.
Теоретический анализ системы физического воспитания в общей системе
профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел позволил
выявить ряд недостатков.
Во-первых, реформа профессионального образования - с одной стороны и
криминогенная обстановка в стране - с другой, предъявляют повышенные требо-
вания к профессиональной компетенции специалиста органов внутренних дел
России, а внедрение современных педагогических технологий их реализации идет
крайне медленно.
Во-вторых, не имеют достаточного научного обоснования идеологическая,
содержательная и организационная составляющая технологии обучения в рамках
профессионально-прикладной физической подготовки. Наблюдается полное от-
сутствие ведомственных учебников по дисциплине “Физическая подготовка” как
показатель информационного звена технологии. Социальная составляющая тех-
нологии физической подготовки сотрудников ОВД нуждается в существенной до-
работки в плане повышения профессиональной компетенции преподавательского
состава, приведении его к современным требованиям педагогической деятельно-
сти.
В-третьих, начальный уровень физической подготовленности кандидатов на
учебу и службу в органы внутренних дел является недостаточным, ввиду низкой
эффективности функционирования системы физического воспитания общеобра-
зовательной школы, что накладывает дополнительную нагрузку на процесс физи-
ческой подготовки в учебных заведениях и органах внутренних дел.
В-четвертых, профессиональный отбор с включением в него средств физи-
ческой воспитания, как единовременное мероприятие, без достаточного научного
обоснования его теоретических, содержательных и структурных организационно-

5
методологических основ, не является компонентом общей системы физического
воспитания сотрудников ОВД.
В целом, при изучении данного вопроса выявляется ряд противоречий ме-
жду: требованиями к уровню психологической и физической готовности сотруд-
ника органов внутренних дел со стороны профессиональной деятельности и на-
чальным уровнем развития физических и психических способностей кандидатов
на службу и учебу в органы внутренних дел; содержанием средств физического
воспитания в профессиональном отборе и требованиями к профессионально-
значимым качествам специалиста конкретного вида профессиональной деятель-
ности; социальными и личностно-ориентированными потребностями специалиста
в реализации своих психологических и физических способностей на этапах про-
фессионального становления и отсутствием научно-разработанной технологиче-
ской модели реализации этих способностей, объединяющей все этапы профессио-
нального становления; содержанием современных концептуальных установок на
подготовку высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел
и традиционными подходами его профессионального обучения.
На основании выявленных противоречий была определена проблема ис-
следования, содержание которой сформулировано следующим образом: при ка-
ких педагогических условиях и технологической модели возможно обеспечить
систему МВД России высококвалифицированными специалистами, способными
реализовывать свои психологические и физические способности в правоохрани-
тельной деятельности, в частности оперативно-розыскной и следственной.
Цель исследования - разработка теоретических и прикладных аспектов
технологии профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы
внутренних дел России, с включением в нее средств физического воспитания.
Объект исследования – процесс отбора и подготовки сотрудников органов
внутренних дел.
Предмет исследования - педагогическая технология профессионального
отбора с применением средств физического воспитания.



6
В качестве гипотезы было принято предположение о том, что кадровое
обеспечение органов внутренних дел России высококвалифицированными спе-
циалистами будет осуществляться, если:
? в основу профессионального отбора будет заложена технологическая
модель, объединяющая основные требования начального этапа профессионально-
го становления сотрудников органов внутренних дел и этапа профессионального
совершенствования;
? детерминирована структура физических и психологических способно-
стей сотрудников органов внутренних дел на этапах профессионального образо-
вания, учитывающая социальные, возрастные, биологические и другие особенно-
сти их становления и развития;
? при комплектации кандидатов на учебу и службу в органы внутренних
дел России учитывается начальный уровень и динамика психологических и физи-
ческих способностей, в соответствии требованиям профессиональной деятельно-
сти к конкретным специальностям.
Проверка гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:
1. Провести анализ состояния учебного процесса по физической подготовке
в системе профессионального образования сотрудников органов внутренних дел в
соответствии его с требованиями предъявляемыми профессиональной деятельно-
стью к уровню психологических и физических способностей на специальностях
оперативно-розыскной и следственной деятельности.
2. Выявить основные структурные, содержательные и критериальные харак-
теристики профессионально-значимых физических качеств сотрудников опера-
тивно-розыскной и следственной деятельности, обусловливающих разработку пе-
дагогической технологии профессионального отбора.
3. Определить содержание специфических средств физического воспитания
сотрудников уголовного розыска и установить оптимальный операционально-
технологический компонент их применения в системе профессионального отбора
сотрудников органов внутренних дел.



7
4. Разработать и экспериментально обосновать технологическую модель
применения средств физического воспитания в системе профессионального отбо-
ра кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России.
5. На основе результатов исследования разработать научно-методические
рекомендации для служб кадрового обеспечения и специалистов, задействован-
ных в профессиональном отборе.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют фи-
лософские положения о единстве духовного, психического и физического в
структуре личности, базовые принципы системности, всесторонности и конкрет-
ности исследования и детерминизма. Они дополняются психолого-
педагогическими положениями, определяющими сущность образовательного
процесса, психолого-физиологическими закономерностями формирования зна-
ний, умений и навыков. Методологическими ориентирами исследования высту-
пают системный и личностно-деятельностный подходы.
Теоретическим фундаментом исследования являются идеи и концепции:
теории личности, деятельности и общения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф.
Ломов, Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, А.В. Мудрик и др.); теории и технологии
обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин, В.В. Краевский, B.C.
Леднев и др.); теории физического воспитания (Н.И. Пономарев, А.Д. Новиков,
Л.П. Матвеев и др.); теории физической культуры личности (М.Я. Виленский,
В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышеева, Н.Н. Визитей, Г.М. Соловьев, В.А Петьков и
др.) и технологии ее формирования (Г.М. Соловьев); основные положения теории
спорта (В.Н. Платонов); концепция конверсии спортивных технологий в интере-
сах физического воспитания (В.К. Бальсевич); концепции пролонгированного от-
бора (Т.Т. Джамгаров).
Методы исследования. Для решения поставленных задач, проверки исход-
ных положений использовался комплекс методов, проверяющих и дополняющих
друг друга:




8
? теоретический анализ и обобщение нормативных актов и руководящих
документов, философской, психолого-педагогической, научно-методической ли-
тературы;
? поисковые исследования, обеспечивающие формулировку цели, задач и
гипотезы исследования, набор тестов;
? психолого-педагогические и социологические методы исследования
(опрос, анкетирование, педагогическое наблюдения: прямые, косвенные, длитель-
ные, фиксированные);
? тестирование физических и психических способностей;
? экспериментальные - организация и проведение поисковых, констати-
рующих и формирующих экспериментов;
? современные методы математической статистики, количественного и каче-
ственного анализа данных с применением корреляционного и факторного анализа.
Организация и база исследования. Базой исследования явился опыт про-
фессиональной деятельности преподавателей учебных заведений силовых ве-
домств городов Санкт-Петербурга и Ставрополя. В экспериментальных исследо-
ваниях было задействовано 300 слушателей и абитуриентов Санкт-Петербургской
академии МВД России, слушателей учебного центра ГУВД Ставропольского края
и Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации
работников МВД России.
Исследование проводилось в пять этапов:
Первый этап – рекогносцировочный (1995-1997), определял следующие
компоненты научной деятельности: теоретическое исследование состояния про-
блемы и констатирующий эксперимент, определивший степень адекватности пси-
хологической и физической подготовленности сотрудников органов внутренних
дел к требованиям профессиональной деятельности.
Второй этап – поисковый (1997), включал в себя серию поисковых экспе-
риментов имеющих своей целью определение путей оптимизации учебного про-
цесса по физической подготовки сотрудников органов внутренних дел.


9
Третий этап – аналитический (1997), статистическая обработка результатов
поисковых экспериментов и теоретическая разработка технологической модели
профессионального отбора с использованием средств физического воспитания.
Четвертый этап – экспериментальный (1997), проведен формирующий пе-
дагогический эксперимент, имеющей целью проверки гипотезы исследования и
эффективности разработанной технологической модели профессионального отбо-
ра.
Пятый этап – обобщающе-заключительный (1997-2003), обработка резуль-
татов исследования, их анализ, коррекция теоретических положений и выводов,
работа над оформлением диссертации и внедрение научно-практических резуль-
татов в систему профессионального образования сотрудников органов внутрен-
них дел России.
Научная новизна исследования. Впервые определена взаимосвязь соци-
альных и возрастных детерминант реализации физических способностей в возрас-
тном периоде, соответствующем начальному этапу профессионального становле-
ния сотрудников ОВД России. Рассмотрен вопрос специальной направленности
учебного процесса с учетом требований оперативно-розыскной и следственной
деятельности. Определены наиболее информативные критерии физических спо-
собностей кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России, детер-
минирующие эффективность профессионального отбора.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теорети-
чески разработана и экспериментально подтверждена технологическая модель ис-
пользования средств физического воспитания в системе профессионального отбо-
ра кандидатов на учебу и службу в органы внутренних дел России. Выявлены
психолого-педагогические условия и принципы, обеспечивающие преемствен-
ность физических способностей на уровнях профессионального образования со-
трудников ОВД России. Определены основные структурные, содержательные и
критериальные характеристики профессионально-значимых физических качеств
сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности, обусловли-
вающих разработку педагогической технологии профессионального отбора.

10
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащие-
ся в ней теоретические положения и выводы создают реальные условия для по-
вышения качества профессиональной подготовки специалистов для органов внут-
ренних дел, за счет обеспечения эффективного комплектования подразделений
следствия и оперативно-розыскных служб. Кроме этого, они могут быть исполь-
зованы специалистами кадрового аппарата при разработке технологических моде-
лей профессионального отбора для комплектования других служб.
Достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается мето-
дологической обоснованностью исходных теоретических положений и примене-
нием комплексных методик, адекватных природе изучаемого феномена, объекту,
предмету, задачам исследования, репрезентативностью объема выборки и разно-
образием источников информации, результатами эксперимента, сочетанием коли-
чественного и качественного анализа и статистической значимостью эксперимен-
тальных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональный отбор сотрудников оперативно-розыскной и следст-
венной деятельности есть система диагностических мероприятий, направленных
на определение профессиональной пригодности к успешному обучению и работе
по конкретной специальности.
2. Технологическая модель применения средств физического воспитания в
системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внут-
ренних дел России, представляет собой систему, включающую в себя концепту-
альную, содержательную и процессуальную части.
3. Учет психолого-педагогических условий и принципов, обеспечивающих
преемственность физических способностей на этапах профессионального образо-
вания сотрудников ОВД, дает положительные, существенные и достоверные
сдвиги в развитии профессионально-значимых качествах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследо-
вания докладывались и обсуждались на научно-практических межведомственных,



11
региональных конференциях (Санкт-Петербург, 1997,1998,1999,2000; Обнинск,
2002; Ставрополь, 2002, 2003).
Выводы, рекомендации и обобщения, отраженные в исследовании, исполь-
зуются в работе кафедры физической культуры Санкт-Петербургского универси-
тета МВД России, кафедры специальной тактики, боевой и физической подготов-
ки и психологической службой Ставропольского филиала Всероссийского инсти-
тута повышения квалификации работников МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, за-
ключения, выводов, списка использованной литературы и семи приложений. В
работе представлено 3 таблицы и 7 рисунков. Список литературы содержит 228
наименований, в том числе 5 зарубежных. Общий объем диссертации – 176 стра-
ниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, оп-
ределены противоречия, объект, предмет, основные задачи и цель исследования,
сформулированы рабочая гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрыта
научная новизна, теоретическая значимость и достоверность исследования, указа-
ны используемые методы и этапы экспериментального исследования.
В первой главе - “Научно-теоретические и практические аспекты профес-
сионального отбора в системе МВД России” - отражены вопросы подготовки со-
трудников органов внутренних дел и требования к их профессионально-значимым
качествам на современном этапе; проведен анализ структурных, содержательных и
критериальных характеристик профессионального отбора сотрудников; рассмотре-
но научно-теоретическое обоснование педагогических путей совершенствования
системы профессионального отбора сотрудников органов внутренних дел.
Анализ и обобщение литературных источников и руководящих документов,
позволил определить структурные, содержательные и критериальные характери-
стики профессионально-значимых качеств сотрудников уголовного розыска и



12
следствия. Отмечена их определенная схожесть, при существенном отличии со-
держательного компонента.
К структурным компонентам отнесены коммуникативные, интеллектуаль-
ные, эмоционально-волевые и физические качества, к критериальным - результа-
ты профессиональной работы, к содержательным - профессиональная деятель-
ность по выполнению оперативно-служебных задач.
У сотрудников уголовного розыска это предупреждение, пресечение и рас-
крытие преступлений, организация и осуществление розыска лиц. Им необходим
высокий уровень развития скоростных и координационных способностей, скоро-
стно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, а также оперативного
мышления, настойчивости, выдержки и многих других психических и психофизи-
ческих качеств. Для сотрудников следственных подразделений содержание дея-
тельности связано с быстрым и полным раскрытием преступлений, изобличением
виновных, что указывает на преобладание умственной деятельности, которая опо-
средованно обеспечивается общей и специальной выносливостью.
Анализ учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
МВД России показал, что традиционная система физического воспитания обеспе-
чивает в определенной степени решение задач физической подготовки обучаю-
щихся и может быть представлена следующим образом (рис.1).
Между тем, в ходе исследований было выявлено отсутствие направленности
физического воспитания, на обеспечение физической подготовленности обучае-
мых в соответствии со спецификой предстоящей профессиональной деятельности.
В профессиональном отборе в достаточной степени отражены вопросы определе-
ния психологических свойств и качеств личности кандидатов на учебу и службу,
которые определяют одну из структурных характеристик профессионально-
значимых качеств. Профессиональный отбор кандидатов на учебу и службу в
ОВД средствами физического воспитания ограничивается процедурой зачисления
кандидатов и не имеет пролонгированного действия на всем протяжении профес-
сионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.



13
Требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности
сотрудников органов внутренних дел
Руководящие документы по физической подготовке в МВД России

Концептуальный компо-
Уровень физической подго- нент
товленности кандидатов на Организационный ком-
учебу и службу в ОВД понент
Социальный компонент


Профессиональный Цели и задачи физической
Педагогиче-
отбор с примене- Подготовки
ские
нием средств фи-
технологии
зического воспита- Общие Специальные
ния

Содержание физической подготовки
Средства Методы
Формы физической подготовки
Физкультурно- Самостоятель- Утренняя Попутная
Учебные
спортивная ная физическая физическая
Занятия
Работа Работа зарядка тренировка

Проверка и оценка уровня физической подготовленности сотрудников ОВД

Рис. 1. Система физической подготовки в образовательных
учреждениях МВД и органах внутренних дел России

Научные взгляды на требования к профессиональному отбору, позволили
остановиться на том, что он должен отвечать общеизвестным принципам (ком-
плексности, этапности, динамичности, дифференцированности, изменчивости
критериев, активности) (Ю.К. Демьяненко, М.Т. Лобжа, В.В. Орлова, В.А. Щего-
лев и другие). В ходе проведения научного исследования были определены спе-
цифические принципы технологии применения средств физического воспитания в
системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внут-
ренних дел России. Таковыми явились:
? прогнозируемость конечного результата педагогического воздействия,
выраженного в определении степени профессиональной пригодности обучаемых
к конкретному виду профессиональной деятельности;




14
? индивидуализация профессионального отбора средствами физического
воспитания, основанного на личностно-деятельностном подходе в реализации
профессионально-значимых качеств и свойств личности;
? интеграция профессионального отбора в учебно-воспитательный про-
цесс образовательного учреждения, основанного на постоянной селекции обучае-
мых к конкретной профессиональной деятельности;
? адекватность применяемых средств и методов профессионального от-
бора специфике профессиональной деятельности.
Исходя из поставленных задач исследования, нами взяты за основу рабочие
определения понятий, относящихся к вопросам профессионального отбора: про-
фессиональные способности, профессиональная готовность, профессиональная
пригодность, способности, физические способности, профессиональный отбор,
который представляется нами как система диагностических мероприятий, направ-
ленных на определение профессиональной пригодности к успешному обучению и
работе по конкретной специальности.
Анализ возникновения ведущих положений, методов и средств отбора в
спорте позволил сделать заключение о том, что в основе совершенствования про-
фессионального отбора сотрудников МВД с применением средств физического
воспитания должна лежать существующая система спортивного отбора (Н.Ж.
Булгакова, В.М. Волков, В.А. Румянцев, К.П. Сахновский, В.П. Филин, С.В. Хру-
щев, В.Б. Шварц и др.), учитывающую:
1. Теоретико-методологическую базу учения о способностях человека.
2. Диагностику способностей основанную на изучение всех элементов
структуры личности индивида.
3. Раннюю профессиональную ориентацию молодежи на профессиональную
правоохранительную деятельность.
4. Критерии пригодности к профессии, уровень необходимых качеств и
свойств личности и ее мотивационно-ценностные ориентации.
Во второй главе – “Сущностные характеристики педагогической техноло-
гии применения средств физического воспитания в системе профессионального

15
отбора” - рассмотрены основные теоретические и методические основы техноло-
гии профессионального отбора; содержание технологической модели и организа-
ционно-методическая составляющая экспериментального обоснования педагоги-
ческой технологии применения средств физического воспитания в системе про-
фессионального отбора; результаты экспериментальной работы, психолого-
педагогические условия и принципы повышения качества профессиональной под-
готовки сотрудников органов внутренних дел.
Технологическая модель применения средств физического воспитания в
системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внут-
ренних дел России, представляет собой систему, объединяющую в себе концепту-
альную, содержательную и процессуальную части (табл. 1).

Таблица 1.

Технологическая модель применения средств физического воспитания
в системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в ОВД

1. Концептуальная часть
Концептуальные основы Цели и задачи Принципы
1. Общие Цель:
Принцип единства мировоз- Определение профессиональной пригод- Целостного педагогического
зренческого, интеллектуально- ности кандидата к правоохранительной процесса.
го и телесного (физического) деятельности, отсутствие противопоказа- Системного подхода.
компонентов. ний. Личностно-деятельностного
Принцип всестороннего гармо- Формирование потребности в постоян- подхода.
нического развития личности. ном развитии профессионально значи- Интегрального подхода к ор-
Принцип связи физического мых качеств. ганизации процесса физиче-
воспитания с трудовой и обо- ского образования и воспи-
Задачи:
ронной практикой. - определение активной жизненной по- тания.
зиции кандидата; Оздоровительной направ-
2. Специализированные
Комплексный подход в диагно- - оценка мировоззренческого, интеллек- ленности физического вос-
стике и формированию психо- туального и телесного развития кандида- питания.
моторных способностей. та; Принципы профессиональ-
Концепция конверсии спортив- - формировать у слушателей научное ного отбора.
ных технологий в интересах мировоззрение, убежденность в необхо- Принципы спортивного от-
физического воспитания. димости поддержания профессиональ- бора.
Концепция пролонгированного ной пригодности средствами физической
отбора. подготовки;
- выработать умение эффективно исполь-
зовать средства и методы физического
воспитания для решения профессио-
нальных задач.




16
2. Содержательная часть
Этапы Содержание
1. Определение общих требований Составление профессиограммы и квалификационных характе-
профессиональной деятельности к ристик специалиста.
специалисту.
2. Определение профессионально зна- Научно-теоретическое обоснование критериев отбора:
чимых качеств специалиста, опреде- - выбор контрольных упражнений, наиболее точно характеризующих
ляющих успешность профессиональ- физические и психические способности, необходимые для успешного
ной деятельности. овладения специальностью;
- определение уровня нормативов, в должной степени удовлетворяю-
щих требованиям профессионального обучения к уровню физической
подготовленности кандидатов.
3. Определение пригодности кандида- Отсев кандидатов с пограничной умственной отсталостью и, соответ-
тов на учебу в образовательные учре- ственно, непригодных для учебы и дальнейшей правоохранительной
ждения МВД России и службу в орга- деятельности.
нах внутренних дел. Дифференциация кандидатов по группам профессиональной пригод-
3.1. Выявление степени пригодности к ности на основании показателей психологической и физической под-
профессиональному обучению. готовленности.
3.2. Составление долгосрочного про- Ориентация кандидатов на получение образования в зависимости от
гноза эффективной профессиональной требований к интеллектуальному и физическому уровню курсанта,
деятельности. предъявляемых в том или ином образовательном учреждении.
4. Разработка процессуальной состав- Определение оптимального содержания, сроков, форм, средств, мето-
ляющей педагогической технологии дов и приемов обучения и воспитания, гарантирующих достижение
запланированного педагогического результата.

3. Процессуальная часть
Продолжительность Цель и направленность Методы и Формы Содержание
этапов этапов приемы
1-й этап Отбор кандидатов на Метод тестов, Экзамен Общие контрольные
службу и учебу в ОВД. наблюдение, физические упражне-
Вступительный
Вступительные эк- Определение уровня фи- библиогра- ния (силовые упраж-
замены (входной зической подготовленно- фический ме- нения, ловкость и бы-
контроль). сти кандидатов). тод, беседа. строта, выносли-
вость).
2-й этап Отбор по профессиональ- Метод тестов, Контрольно- Тестирование по про-
но-значимым физическим метод упраж- проверочные, фессионально-
Аналитический
Первая неделя про- и психическим качествам. нений, на- практические за- значимым физиче-
фессионального Определение уровня раз- блюдение, нятия, самостоя- ским качествам.
обучения в учебном вития скоростных и коор- анкетирова- тельная работа.
учреждении МВД динационных способно- ние, беседа.
России. стей в их соответствии с
психологическими теста-
ми на интеллект.
3-й этап Концентрированное педа- Метод тестов, Учебно- Частная методика
гогическое воздействие на метод уп- тренировочные служебно- приклад-
Формирующий
3 месяца развитие скоростных и ражнений. занятия, самостоя- ной физической под-
"Курс первоначаль- координационных спо- Приемы мо- тельная работа, готовки обучаемых,
ной милицейской собностей обучаемых. тивации физкультурно- направленная на раз-
подготовки Методики, направленные (контроль, спортивная работа. витие и коррекцию
на развитие скоростных и рейтинг и профессионально-
координационных спо- т.п.). значимых качеств
собностей обучаемых. специалиста.
4-й этап Перераспределение обу- Метод тестов, Контрольно- Тестирование по про-
чаемых по основным спе- метод упраж- проверочные заня- фессионально-
Селекционный

17
Продолжительность Цель и направленность Методы и Формы Содержание
этапов этапов приемы
Последняя неделя циальностям в ОВД, в их нений, на- тия. значимым физиче-
"Курса первона- соответствии с требова- блюдение, ским качествам, опре-
чальной милицей- ниями профессиональной анкетирова- деление консерватив-
ской подготовки. деятельности к профес- ние, рейтин- ных показателей фи-
сионально-значимым ка- говый кон- зической подготов-
чествам. Ориентация и троль, беседа. ленности и способно-
отбор обучаемых на осно- сти к обучению слож-
вании фонового уровня и ными координацион-
динамики скоростных и ными навыками (бое-
координационных спо- вые приемы борьбы,
собностей. стрельба из оружия).
5-й этап Обучение по типовым Метод тестов, Лекции, семинары, Типовые программы
Профессионального программам профессио- метод упраж- практические за- физической подготов-
образования и опе- нального образования нений, само- нятия, самостоя- ки курсантов и слуша-
ративно-служебной Формирование ценност- образование. тельная работа, телей образователь-
ных ориентаций на само- физкультурно- ных учреждений
деятельности
Обучение в образо- стоятельное развитие и спортивная работа, МВД, сотрудников
вательных учреж- совершенствование лич- занятия физиче- ОВД России.
дениях МВД (до 5- ности, а также физиче- скими упражне-
ти лет) и профес- ской и психологической ниями в процессе
сиональная дея- готовности к выполнению профессиональной
тельность (до 25 служебно-оперативных и деятельности.
лет). служебно-боевых задач.

В результате проведения поисковых экспериментов была определена фак-
торная структура физических способностей кандидатов на обучение в образова-
тельные учреждения МВД (рис.2).
Координационные
способности
13%
Скоростно-силовые
способности
30%
Скоростные
способности
15%




Общая
выносливость
17% Физическое
развитие
25%


Рис. 2. Факторная структура физических способностей кандидатов
на учебу в образовательные учреждения МВД России.

В процессе исследования были уточнены сенситивные периоды развития
физических способностей и определены наиболее информативные показатели.

18
Установлено, что координационные и скоростные способности на момент посту-
пления в образовательное учреждение МВД России находятся в стадии завер-
шающего развития (юноши 17-18 лет) и жестко детерминированы генетическим
фактором. Силовые способности и выносливость имеют выраженную положи-
тельную возрастную динамику развития в процессе обучения и менее обусловле-
ны со стороны наследственного фактора.
В результате проведенных экспериментов констатирующего и поискового
характера, с применением батареи тестов, состоящей из 63 показателей, было оп-
ределено содержание средств физического воспитания и установлен их оптималь-
ный операционально-технологический компонент в профессиональном отборе со-
трудников уголовного розыска. Средством физического воспитания для опреде-
ления скоростно-силовых способностей явился: бег на 20 метров с низкого старта
и бег на 20 метров с ходу, с расчетным показателем стартового рывка; взрывной
силы - прыжок в длину с места; координационных способностей - прыжок в дли-
ну с места спиной (индекс перестройки структуры движений) и тест по квадратам
А.А. Горелова (индекс прыжкового теста). Отобранные средства для диагностики
пригодности по профессионально-значимым качествам позволили объективно оп-
ределить различную степень их состояния. Опытно-экспериментальная работа
выявила позитивные изменения по всем показателям используемых средств физи-
ческого воспитания и более выражены они в экспериментальной группе. Досто-
верность различий результатов в скоростных способностях составила р<0,05 (бег
на 100 метров); р<0,01 (бег на 20 метров с низкого старта); р<0,01(бег на 20 мет-
ров с хода); р<0,05 (стартовый рывок); в силовых - р<0,05 (подтягивание на пере-
кладине); р<0,01 (взрывная сила); в координационных - р<0,01 (индекс пере-
стройки структуры движений); р<0,01(тест по квадратам); р<0,01 (индекс теста по
квадратам). В кроссе на 3000 они не выявлены (р>0,05).
Анализ полученных результатов физической подготовленности и динамики
их развития позволил определить слушателей по группам профессиональной при-
годности (табл. 2) и переориентировать их на другой профиль профессиональной
деятельности (с оперативной на следственную).

19
Таблица 2.
Уровень развития профессионально-значимых качеств
и степень профессиональной пригодности

Группы 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Высокий Средний Низкий
Уровень развития Очень
высокий
Степень пригодности Рекомендуются Рекомендуются Рекомендуются Не рекомендуются
в первую очередь условно
Проценты 19 45 30 6



Разработанная факторная структура физических способностей выпускников
образовательного учреждения МВД России послужила моделью в определении
направленности процесса физической подготовки слушателей оперативного фа-
культета (рис.3).

Физическое развитие
Силовые способности и
12%
общая выносливость
29%
Скоростно-силовые
способности
15%




Координационные
Комплексные формы способности
скоростных 23%
способностей
21%




Рис.3. Факторная структура физических способностей выпускников
образовательного учреждения МВД России.

Экспериментальная работа определила и психолого-педагогические усло-
вия, обеспечивающими повышения качества профессионального обучения слуша-
телей образовательных учреждений МВД России. К ним отнесены: индивидуали-
зация педагогического процесса на основе адекватности возрастным особенно-
стям обучаемых; преемственность содержания образования на основных этапах


20
обучения; активизация мотивационной сферы на овладение основами профессио-
нальной деятельности за счет постоянного рейтингового контроля (оперативного,
текущего, этапного).
Таким образом, в процессе исследования был проведен анализ состояния
учебного процесса по физической подготовке в системе профессионального обра-
зования сотрудников органов внутренних дел; выявлены основные структурные,
содержательные и критериальные характеристики профессионально-значимых
качеств сотрудников оперативно-розыскной и следственной деятельности; опре-
делено содержание специфических средств физического воспитания сотрудников
уголовного розыска и установлен оптимальный операционально-технологический
компонент их применения в системе профессионального отбора; разработана и
экспериментально обоснованна технологическая модель применения средств фи-
зического воспитания в системе профессионального отбора.


ВЫВОДЫ
1. Анализ учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждени-
ях МВД России выявил отсутствие направленности физической подготовки на
обеспечение физической готовности обучаемых к специфике профессиональной
деятельности.
2. Структурные, содержательные и критериальные характеристики профес-
сионально-значимых качеств сотрудников уголовного розыска и следствия долж-
ны определяться спецификой деятельности по выполняемым профессиональным
задачам (профессиональную деятельность сотрудников уголовного розыска сле-
дует отнести к гипердинамическому типу, а сотрудников следственного аппарата
к гиподинамическому типу), что требует применение адекватных средств и мето-
дов формирования профессиональной готовности.
3. К специфическим средствам физического воспитания в профессиональ-
ном отборе необходимо отнести примененную батарею тестов в данном исследо-
вании. Для определения скоростно-силовых способностей – бег на 20 метров с
низкого старта, бег на 20 метров с хода, прыжок в длину с места. Для определения

21
координационных способностей – прыжок в длину с места спиной, прыжковый
тест по квадратам. В основе оптимального операционально-технологического
компонента их использования должны лежать основные принципы спортивного
отбора.
4. Технологическая модель применения средств физического воспитания в
системе профессионального отбора кандидатов на учебу и службу в органы внут-
ренних дел России, представляет собой сложную систему, объединяющую в себе
концептуальную, содержательную и процессуальную части.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию техно-
логической модели применения средств физического воспитания в профессио-
нальном отборе позволяют констатировать позитивные сдвиги: в формировании
однородности учебных групп по уровню развития профессионально-значимых
качеств. В экспериментальной группе коэффициент вариации в среднем снизился
с 12,09 до 9,4 процентов; на 24 процента увеличилось число слушателей, ставших
заниматься самостоятельно служебно-прикладными видами спорта (рукопашный
бой, борьба).
6. Экспериментальное определение сравнительной эффективности офици-
ально принятой методики отбора кандидатов на учебу и службу в ОВД с разрабо-
танной технологической моделью отбора, показало преимущество последней в
плане профессиональной специфики.




22
Список публикаций по теме диссертации
1. Перфильев Л.Г., Кашин С.Н., Ивахненко Г.А. Селективная форма про-
фессионального отбора курсантов вузов МВД России средствами физической
подготовки // Новые информационные технологии в практике работы правоохра-
нительных органов: Материалы международной научно-практической конферен-
ции. 20 ноября 1998 года. Часть 3. / Под ред. В.П.Сальникова. - СПб., Санкт-
Петербургский Университет МВД России, 1998. - С. 65-67.
2. Перфильев Л.Г., Кашин С.Н., Ивахненко Г.А. Подходы к реализации про-
лонгированного профессионального отбора средствами физической подготовки в
вузах силовых ведомств Российской Федерации // Итоговая научная конференция
ВИФК за 1999 год: Тезисы докладов – СПб.: Изд-во ВИФК, 2000. – С.191-193.
3. Кашин С.Н. Профессиональная пригодность и физические способности
сотрудников ОВД // История и теория государственно-правового развития Рос-
сии: Сборник научных трудов. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С.114-118.
4. Кашин С.Н. Технология применения средств физического воспитания в
профессионально-психологическом отборе в учебные заведения системы МВД
России // Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 55-
летию ФФК СГУ: Сборник научных трудов. – Ставрополь, Изд-во СГУ, 2002. –
С.117-118.
5. Кашин С.Н. Технологический подход к применению средств физического
воспитания в профессиональном отборе кандидатов на учебу в образовательные
учреждения МВД и службу в органы внутренних дел России // Физическая куль-
тура и спорт: здоровье, воспитание, тренировка: Сборник научных трудов по ма-
териалам 48 научно-практической конференции преподавателей и студентов “
Университетская наука – региону”. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 113-118.




23



СОДЕРЖАНИЕ