СОДЕРЖАНИЕ


На правах рукописи
Исх. №
от




ХАРЬКОВСКИЙ
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ






УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ






Специальность 12.00.08 - уголовное право и
криминология; уголовно-исполнительное право





АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук





Москва 2002
Работа выполнена на кафедре уголовного права
Московской академии МВД России



Научный руководитель: доктор юридических наук,
профессор
Наумов Анатолий Валентинович


Официальные оппоненты: доктор юридических наук,
профессор
Дьяченко Анатолий Петрович


кандидат юридических наук,
Полубинская Светлана Вениаминовна


Ведущая организация: Академия управления МВД России



Защита состоится "___"____________ 2002 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 203.007.01 в Московской академии МВД России по адресу: 117437, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12, зал заседаний совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии МВД России.



Автореферат разослан "____"_______________ 2002 года.



Ученый секретарь диссертационного совета
Д 203.007.01
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник И.В. Голованев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. До конца 80-х годов Советский Союз считался достаточно благополучной страной в отношении распространения и потребления наркотических средств и психотропных веществ. Но не прошло и десяти лет, как Россию захлестнула проблема наркомании, а ее масштабы и темпы угрожают безопасности страны. Наркомания - чрезвычайно сложное и общественно опасное явление в современном мире. Причиняемый им вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и интеллектуального потенциала общества, ухудшение его генофонда и многое другое. Так, уже в 1995 году на территории нашей страны было совершено более 79 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, - это в 2,5 раза больше, чем в 1991 году, а в 2000 году совершено аналогичных преступлений уже более 243 тыс., что в 12,6 раза больше, чем в 1991 году, и это с учетом достаточно высокой латентности данных преступлений. Это подтверждает, что преступность, связанная с наркотиками, увеличивается практически повсеместно.
Особую тревогу вызывает тенденция распространения наркомании среди молодежи. Все исследователи проблем отечественной наркомании фиксируют тот факт, что среди потребителей наркотиков преобладают дети и молодежь (76 %). Наркотики и другие психоактивные вещества к 16 годам попробовали от 15 до 30 % подростков. Более 14 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тыс. в качестве потребителей сильнодействующих и других одурманивающих веществ1.
Возрастает профессионализм и организованность действий преступных группировок, неумолимо растет число торговцев наркотиками. Увеличивается нелегальное производство наркотических средств. В настоящее время в большинстве стран мира, в том числе в Российской Федерации, задачи борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предупреждением наркомании стоят особо остро. Доходы наркобизнеса, по оценкам экспертов ООН, ежегодно составляют десятки миллиардов долларов и уступают только прибыли, получаемой от международной торговли оружием.
Актуальность исследования данной темы обусловлена особой общественной опасностью наркомании. Она выражается в следующем:
- во-первых, в результате наркомании происходит деградация личности (в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя) потребителя наркотических средств или психотропных веществ, она коренным образом сказывается на здоровье, приводит к преждевременной смерти. Наркоман, его психико-волевая сфера полностью зависимы от приема наркотических или психотропных веществ;
- во-вторых, наркомания тесно связана с общеуголовной преступностью (значительное количество преступлений совершается для последующего обмена имущества, добытого преступным путем, на наркотические средства и психотропные вещества);
- в-третьих, наркотизация охватывает прежде всего молодежные слои населения, что особо опасно для будущего развития человечества;
- в-четвертых, злоупотребление наркотическими средствами или психотропными веществами приводит к значительным расходам со стороны семьи и общества, связанным с лечением и реабилитацией больных наркоманией, борьбой с наркобизнесом, отвлекая тем самым экономические ресурсы от вложения в социально полезные сферы, а также приводит к разрушению брачно-семейных отношений и т.д.
Необходимо отметить, что данной проблемой занимались следующие известные ученые: В.М. Алиев, Х.Д. Аликперов, Ю.М. Антонян, Р.О. Авакян, Л.Н. Анисимов, С.В. Бородин, А.А. Габиани, Э.Г. Гасанов, А.Я. Гришко, К.К. Горяинов, Г.М. Миньковский, Г.М. Меретуков, А.А. Музыка, А.В. Наумов, В.И. Омигов, С.В. Полубинская, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревин, Л.И. Романова и ряд других ученых, внесших большой вклад в разработку проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Однако, и это естественно в силу многоаспектности проблемы и ее сложности, в работах указанных ученых разрешены далеко не все вопросы, что обуславливает необходимость дальнейшего комплексного ее исследования с целью повышения эффективности применения уголовно-правовых, общих и специально-криминологических мер, направленных на предупреждение данного негативного, исключительно опасного социального явления. Необходимо исследование вопросов отечественного и зарубежного опыта борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, целенаправленная разработка научно-обоснованных предложений и рекомендаций по изменению уголовного законодательства, в частности за преступления, связанные с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой либо сбытом наркотических средств или психотропных веществ.
Эти обстоятельства обусловили научную и практическую актуальность выбранной темы и необходимость ее исследования.
Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, теоретических исследований и эмпирического материала разработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за совершение данного преступления, а также предложения, направленные на предупреждение в квалификации ошибок таких преступлений.
Достижение указанной цели реализуется путем решения совокупности частных задач, таких, как:
- изучение проблемы наркотизма как социального и уголовно-правового явления;
- историко-правовой анализ исследуемой проблемы;
- изучение уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, а также практики его применения;
- анализ норм российского уголовного законодательства, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ;
- выявление особенностей квалификации преступлений изучаемого вида, их отграничение от других сходных составов;
- подготовка предложений по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, и конкретных рекомендаций с целью устранения в квалификации ошибок таких преступлений.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с противодействием незаконному обороту наркотиков.
Предметом исследования являются организационные, уголовно-правовые аспекты, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а именно: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Методологической основой диссертационного исследования является система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методов познания. Использованы фундаментальные положения уголовного, уголовно-процессуального и административного права.
В процессе работы использовались логико-юридическое и сравнительно-историческое исследование законодательных и других нормативных актов; сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран об ответственности за такие преступления; методы конкретно-социологического исследования (анкетирование, интервьюирование и др.).
Эмпирическую базу исследования составили результаты, полученные в ходе опроса по специально разработанной анкете 157 работников правоохранительных органов, применяющих уголовное законодательство (судей, следователей, дознавателей и оперуполномоченных уголовного розыска и отдела борьбы с незаконным оборотом наркотиков), 163 лица, незаконно потреблявших наркотики и отбывающих наказание в лечебно-исправительном учреждении № 7, расположенном в Тамбовской области. По разработанной анкете изучено 145 уголовных дел, в том числе прекращенных и приостановленных, возбужденных по ст. 228 УК РФ за период с 1997 по 2001 гг. в гг. Москве, Воронеже, Тамбове, Липецке, Московской, Воронежской, Тамбовской и Липецкой областях.
Научная новизна работы состоит в том, что автор предпринял попытку сравнить и провести разграничение состава незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ со смежными составами преступлений, а также сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию диспозиции ст. 228 УК РФ в целях повышения борьбы с данным преступлением; предложил новое название ст. 228 УК РФ с введением в него термина "незаконный оборот"; сформулировал новый состав, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение по неосторожности специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. На наш взгляд, конструкция ст. 228 УК РФ слишком громоздка, так как в данной статье предусмотрены четыре разновидности составов преступлений: два основных (ч. 2 и ч. 5), один привилегированный (ч. 1), три квалифицированных (пп. "а", "б" и "в" ч. 3) и два особо квалифицированных (ч. 4). При этом в качестве привилегированного, квалифицированных и особо квалифицированных указанные составы выступают по отношению к основному составу, предусмотренному ч. 2 ст. 228 УК РФ. Это порождает дополнительные сложности в правоприменительной деятельности и приводит к необходимости квалифицировать последовательные действия, которые лицо совершает с одним и тем же наркотиком в крупном или особо крупном размере, по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ и ч. 3 или ч. 4 ст. 228 УК РФ, в результате чего искусственно и существенно увеличивается степень общественной опасности действий, совершаемых без цели сбыта. В плане совершенствования нормы представляется необходимым разделить данный состав на три самостоятельных состава с выделением четвертого, то есть:
а) первый состав (ст. 228) должен предусматривать уголовную ответственность за незаконное приобретение или хранение, изготовление, переработку, перевозку, пересылку в целях сбыта либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. Он содержит несколько частей. Так, имея в виду, что общественная опасность таких действий может повышаться в зависимости от некоторых обстоятельств, то в части второй целесообразно предусмотреть ответственность за те же незаконные действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере либо сбыт заведомо несовершеннолетним. Часть третья предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй этой же статьи, совершенные лицом, ранее два или более раза судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере;
б) второй состав (ст. 2281) должен предусматривать уголовную ответственность за незаконное приобретение или хранение, изготовление, переработку, перевозку, пересылку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере. В квалифицированном составе предусмотреть уголовную ответственность за совершение группой лиц по предварительному сговору, неоднократно и в особо крупном размере;
в) третий состав (ст. 2282) охватывает деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 228 УК РФ, которую необходимо выделить в самостоятельную норму, так как она предусматривает самостоятельный состав преступления, который отличается от ч.ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, во-первых, объективными признаками, во-вторых, субъективными признаками. В квалифицированном составе предусмотреть уголовную ответственность за совершение группой лиц по предварительному сговору, неоднократно и повлекшие тяжкие последствия;
г) четвертый состав (ст. 2283) должен предусматривать уголовную ответственность за нарушение по неосторожности специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
2. Предлагается ввести в текст указанных норм ряд квалифицирующих признаков, позволяющих дифференцировать уголовную ответственность.
3. В ходе исследования диссертант приходит к выводу, что в центре наркотической преступности находится не наркоман (как это обычно признается в уголовно-правовой теории), а сбытчик наркотических средств и психотропных веществ (в том числе и изготовитель, производящий в целях сбыта или сбывающий указанные средства и вещества). Именно от него исходит, на наш взгляд, источник наркотизма, так и конечный путь оборота наркотиков - их реализация, что впоследствии приводит к заболеваемости наркоманией (сбытчик наркотических средств корыстно заинтересован распространять большее количество наркотических средств, тем самым расширяя круг потребителей наркотиков). Поэтому, чтобы эффективно противостоять распространению наркомании и злоупотреблению наркотиками, необходим комплексный подход уголовно-правовых мер, направленных на жесткое пресечение всех действий, связанных с распространением наркотиков, а также медицинских и социальных мер.
4. Обращает на себя внимание и тот факт, что во всем мире используется термин "незаконный оборот наркотиков", а в действующем законодательстве относительно наркотических средств и психотропных веществ он не нашел отражения. Действующий УК РФ использует термин "незаконный оборот" только в названии ст. 234 УК РФ, а именно: "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта", то есть относит его к сильнодействующим и ядовитым веществам. Думается, что в данном случае целесообразней для сокращения названия и четкости формулировки использовать термин "незаконный оборот". Следовательно, название ст. 228 УК РФ должно выглядеть так: "Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта либо их сбыт" (а предлагаемые статьи: ст. 2281 УК РФ - "Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта", ст. 2282 УК РФ - "Нарушение специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ", ст. 2283 УК РФ - "Нарушение по неосторожности специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ"). В названии статьи данный термин следует понимать в узком смысле слова, так как данные составы содержат примерно 80 % действий, отнесенных Конвенцией 1961 г. и Конвенцией 1971 г. к незаконному обороту, и в широком смысле "незаконный оборот", указанный в выше упомянутых Конвенциях. А ст. 228 УК РФ рассматривать, например, как общую норму по отношению к статьям 229, 230, 231, 232 УК РФ.
5. Действиям, предусмотренным в ч.ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, необходимо придать отсылочный характер по вопросу определения размера наркотических средств или психотропных веществ, чтобы придать легитимность Сводной таблице о размерах наркотических средств и психотропных веществ. Как вариант предлагаем дополнить примечание ст. 228 УК РФ и изложить в следующей редакции: "размеры наркотических средств или психотропных веществ (небольшой, крупный, особо крупный) указанные в статьях 228 - 229 УК РФ, утверждаются Правительством Российской Федерации".
6. Согласно Перечню крупные размеры для некоторых наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, устанавливаются с минимальных фиксируемых количеств (к таковым, например, относятся: морфин - от 0,01г., героин - до 0,005г., кокаин - от 0,01г., фентанил - до 0,002г., фенциклидин - до 0,01г.). Однако мы считаем, что уголовное дело может быть возбуждено только в том случае, если изъятого количества наркотического средства достаточно для "одноразовой порции", способной произвести наркотическое воздействие на организм человека.
7. Нельзя, на наш взгляд, согласиться с теми юристами и политиками, которые предлагают вернуться к отмененной в декабре 1991 года норме, предусматривающей уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотиков. Их главный аргумент заключается в том, что данная норма выполняла определенную роль в сдерживании наркотизации населения, особенно на ранней стадии приобщения к наркотикам. Основное предназначение предлагаемых норм - выразить отрицательное отношение государства к этому явлению, предоставить субъектам правоприменительной деятельности возможность воздействия на потребителей наркотиков. Кроме того, они считают, что такая мера будет нужна, чтобы склонить указанных лиц к лечению и сотрудничеству с официальными органами. Данную точку зрения мы считаем ошибочной, так как государство уже выразило свое отрицательное отношение к этой проблеме и сдерживает наркотизацию еще на более ранней стадии, чем употребление, - это приобретение с целью последующего употребления лицом, которое еще не болеет наркоманией. Поэтому нельзя согласиться с предложением, что отсутствие уголовной ответственности за потребление наркотиков логически должно привести и к декриминализации незаконного приобретения или хранения наркотиков для собственного потребления.
8. Как за рубежом, так и у нас в стране наркоманию специалисты определяют как заболевание, возникшее в результате немедицинского систематического потребления наркотических средств. В этой связи, представляется целесообразным на законодательном уровне освобождать лиц, больных наркоманией, от уголовного наказания за совершение таких преступлений, как незаконные приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка, пересылка без цели сбыта, то есть для личного потребления наркотических средств или психотропных веществ, и применять к таким лицам только принудительное лечение от наркомании. Данное предложение может быть реализовано посредством принятия примечания к предлагаемой ст. 2281 УК РФ следующего содержания: "1. Лицо, освобождается от наказания за данные преступления в случае признания его судебно-медицинской экспертизой больным наркоманией.
2. Лицо, больное наркоманией, совершившее перечисленные преступления, подлежит принудительному медицинскому лечению в порядке ст. 97 настоящего Кодекса".
9. С учетом всех вышеуказанных предложений данные составы преступлений должны выглядеть следующим образом:
"Статья 228. Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта либо их сбыт
1. Незаконные приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка, пересылка в целях сбыта либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ в небольшом размере-
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере;
г) сбыт заведомо несовершеннолетним, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) лицом, ранее два или более раза судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей;
б) организованной группой;
в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Примечание. 1. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за преступления, предусмотренные в статьях 228 - 2282 настоящего Кодекса.
2. Размеры наркотических средств или психотропных веществ (небольшой, крупный, особо крупный) указанные в статьях 228 - 229 УК РФ, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статья 2281. Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта
1. Незаконные приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка, пересылка без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере -
наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. 1. Лицо, освобождается от наказания за данные преступления в случае признания его судебно-медицинской экспертизой больным наркоманией.
2. Лицо, больное наркоманией, совершившее перечисленные преступления, подлежит принудительному медицинскому лечению в порядке статьи 97 настоящего Кодекса.
Статья 2282. Нарушение специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ
1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 2283. Нарушение по неосторожности специальных правил законного оборота наркотических средств или психотропных веществ
Нарушение по неосторожности правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в представленной к защите диссертации на монографическом уровне осуществлено исследование проблемы уголовно-правовой ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ по УК РФ 1996 г., а содержащиеся в данной работе положения могут иметь значение для развития соответствующих разделов уголовного права и криминологии.
Предложения, сформулированные в настоящем исследовании, могут быть использованы в законотворческом процессе, а также в практической деятельности правоохранительных органов по применению норм об уголовной ответственности за наркотизм.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе на различных этапах подготовки и переподготовки работников правоохранительных органов.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в публикациях автора. Результаты исследования и основные их выводы прошли обсуждение на кафедре уголовного права Московской академии МВД России.
Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях Московской академии МВД России, Воронежского института МВД России. Эти положения использовались при проведении семинарских и практических занятий со слушателями МА МВД России.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры уголовного права Московской академии МВД России и ГУБНОН СКМ МВД России.
Структура диссертации отвечает основной цели и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения. Завершает исследование список использованных правовых источников и литературы. Диссертация оформлена в соответствии с требованиями ВАК Российской Федерации.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы; определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрывается его методология и методика; характеризуется эмпирическая база диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава - "Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ" - состоит из трех параграфов.
В первом параграфе - " Наркотизм как социальная и уголовно-правовая проблема и его криминологическая характеристика" - приводится краткая криминологическая характеристика состояния преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, автор приходит к мнению, что термин "наркотизм" значительно шире термина "наркомания", ибо он наряду с болезненным пристрастием к наркотикам включает и другие проявления, такие, как девиантное поведение, в том числе и преступное, вовлечение в потребление и т.п., - в конечном итоге этим обстоятельством и определяется социальная опасность того и другого явления. Полагаем, что все преступления, связанные с потреблением наркотиков, можно назвать наркотической преступностью.
И хотя очевидна различная социальная опасность для общества явлений наркотизма и наркомании, в целом вряд ли есть какие-либо криминологические основания для рассмотрения и оценки их изолированно друг от друга. Они находятся в постоянной взаимосвязи, являясь одновременно и причиной, и следствием этого порока. Именно поэтому борьба с наркоманией отдельных лиц, прежде всего, предполагает борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и другими противоправными явлениями в этой сфере. Во всей этой системе важной фигурой является незаконный потребитель наркотических средств или психотропных веществ, ибо, с одной стороны, ради обеспечения его наркотиками функционирует система нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ. С другой стороны, потребитель - не самое опасное звено в этой системе, наибольшую опасность представляют лица, сбывающие наркотические средства и психотропные вещества. Они не только снабжают наркотиками лиц, уже ставших потребителями, усугубляя их пристрастие, но и подготавливают новых - с целью расширения рынка сбыта. Являясь "пропагандистами" потребления наркотиков, лица, сбывающие наркотические средства и психотропные вещества, играют главную роль в организации нелегального их оборота. Поэтому автор приходит к мнению, что в центре наркотической преступности находится сбытчик наркотических средств или психотропных веществ, в том числе и изготовитель, в целях сбыта и сбывающий указанные средства и вещества. Он, на наш взгляд, представляет источник наркотизма. От него зависит конечный путь оборота наркотиков - их реализация, что впоследствии приводит к заболеваемости наркоманией. Сбытчик наркотических средств корыстно заинтересован распространять большее количество наркотических средств, тем самым расширяя круг потребителей наркотиков.
Наркомания - это заболевание, что законодательно закреплено в ст. 1 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". В данной статье сказано, что "наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества". Следовательно, на первый план выдвигается медицинский аспект проблемы. Здесь можно рассматривать причины заболевания (опиомания, гашишомания, полинаркомания и т.д.), течение болезни, способы течения, медицинские мероприятия профилактики заболевания и др.
Медицинский аспект заключается в том, что потребление наркотических средств или психотропных веществ приводит к глубокому истощению всех функций организма, физических и психических, то есть к заболеванию наркоманией. Диссертант считает, что исправить и перевоспитать лицо, больное наркоманией, посредством воздействия только на его интеллектуальную и нравственную сферы практически невозможно. Исходя из этого, законодатель в п. "г" ч. 1 ст. 97 УК РФ предусмотрел, что принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Отсюда следует, что принудительное лечение лиц, больных наркоманией, представляет собой воздействие и на биологическую, и психическую сферы организма этих лиц с целью излечить от болезни. Однако стоит отметить, что в настоящее время нет достаточно эффективных методов лечения психической зависимости.
Вылечить лицо, больное наркоманией, возможно только посредством применения медицинских мер. При этом, очевидно, их излечение путем применения наказания, то есть воздействия на интеллектуальную и нравственную сферы, практически недостижимо, в частности потому, что эти сферы вторичны, тогда как биологическая сфера первична. Во всяком случае, применение наказания к лицу, больному наркоманией, одновременно с лечением, до полного его выздоровления, малоэффективно.
Автор не согласен с теми юристами и политиками, которые предлагают вернуться к отмененной в декабре 1991 года норме, предусматривающей уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотиков. И считает, что введение уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ будет отпугивать лиц, которые добровольно решат пройти курс лечения, так как им все равно придется сталкиваться с правоохранительными органами. Причем 67,4 % специалистов - против введения уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, а сторонников введения данной нормы всего 25,6 %. Кроме этого, 74,4 % специалистов считают, что введение указанной нормы не приведет к снижению количества лиц, употребляющих наркотические средства.
Во втором параграфе - " Историко-правовой анализ борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ" - анализ исторических источников свидетельствует о том, что в течение всего развития человеческой цивилизации в разные исторические периоды и у различных народов всевозможные наркотические средства находили применение в религиозных обрядах, медицине и повседневном быту. Многие народы, населяющие современную территорию российского государства, с древнейших времен применяли более 100 различных наркотиков, которые получали из травянистых растений, мхов, ягод, грибов и т.п. Еще в дохристианскую эпоху ведуны и волхвы (языческие жрецы) использовали наркотические средства в лечебных или ритуальных целях и следили за тем, чтобы люди не злоупотребляли этим "зельем". В России уголовная ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, была впервые установлена в 1915 году Указом "О мерах по борьбе с опиумом". Данным Указом в российское уголовное право введены такие понятия, как "хранение, приобретение и перевозка наркотиков".
Одним из первых нормативных документов Советского государства было Постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. (без номера) "О борьбе со спекуляцией". Согласно данному постановлению виновный в спекуляции какими-либо товарами, в том числе без специальной оговорки того - наркотиками, подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала. Следующим наиболее важным нормативным документом являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. № 7206-7212 "О борьбе со спекуляцией кокаином". Это предписание было направлено для исполнения в структуры ВЧК, Московского Совета, Управления Городской Милиции, Уголовного Розыска, Народного Комиссариата Юстиции (НКЮ), Народного Комиссариата Здравоохранения, НКВД.
В первом УК Советской власти, введенном в действие на территории РСФСР с 1 июля 1922 года, отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии с теми или иными его статьями, так называемыми общими нормами.
К примеру, по ст. 215 УК РСФСР преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье (кокаин и его соли, опий и его производные: морфий, героин и др.).
15 декабря 1924 года было принято постановление ВЦИКа и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. статьей 140-д. Эта статья устанавливала ответственность за "изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ, без надлежащего разрешения". Несомненным достоинством ст. 140-д явилось то, что эта норма карает не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами), а недостатком то, что изготовление для собственного лишь употребления, как и хранение для себя без цели сбыта ст.140-д не охватывается.
Как и в УК РСФСР 1922 г. (ст.ст. 46 - 47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст. 24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, совершивших преступление. Таких лиц врачи и суд определяли "морально дефективными". В УК РСФСР 1926 г. была предусмотрена только одна норма, направленная против наркотизма, которая из статьи 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104 УК РСФСР 1926 г.
В 1934 году 1 декабря в УК РСФСР 1926 г. была введена вторая норма аналогичной направленности, включенная в статью 179-а. Эта норма была помещена в главу восьмую, именовавшуюся "Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок". Эта статья состояла из одной части и устанавливала ответственность за "производство посевов опийного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения".
Следующим этапом борьбы с наркотизмом на законодательном уровне явилось принятие третьего УК РСФСР, который был утвержден 27 октября 1960 г. Верховным Советом РСФСР. В первоначальной редакции УК РСФСР 1960 г. содержались три статьи об ответственности за преступления, связанные с наркотиками: 224, 225 и 226. Статья 224 "Изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ" устанавливала ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. А запрет на действия с наркотиками без цели сбыта отсутствовал длительное время, что вызывало объяснимое недоумение практиков и ученых.
Следующие две статьи - 225 и 226 УК РСФСР 1960 г. предусматривали ответственность за посев опийного мака или индийской конопли без разрешения и содержание притонов и сводничество.
Бурное развитие российского уголовного законодательства, направленного на борьбу с наркотизмом, приходится на 70 - 90-е годы. В этот период наиболее существенные изменения и дополнения в УК РСФСР 1960 г. были внесены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР". Этот нормативный акт был принят в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. нормы, касающиеся ответственности за незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 2262 УК РСФСР 1960 г., которой устанавливалась ответственность за перечисленные деяния, а также за перевозку или пересылку названных веществ.
Таким образом, в целом к началу 90-х годов в России была создана и действовала достаточно полная система норм, составлявшая базу уголовно-правовой борьбы с наркотизмом, находившаяся на вооружении системы подразделений, осуществляющих такую борьбу.
В третьем параграфе - "Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ по зарубежному и международному уголовному праву" - дается уголовно-правовая характеристика зарубежного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Условно зарубежные страны можно разделить, в зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, на три группы: 1) "группа жесткой политики", 2) "группа жесткого контроля", 3) "либеральная группа". Автор, в данном случае для иллюстрации специфики уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с наркотизмом, сравнительно-правовой анализ ограничил шестью государствами из выше приведенного условного деления зарубежных стран, отличающихся уголовными мерами борьбы с распространением и потреблением наркотиков, а именно Китая, Турции, США, Франции, Голландии (Нидерланды) и Испании. В ходе данного анализа диссертантом выделяется ряд положительных моментов, имеющихся в законодательстве указанных стран, а именно:
1. Наиболее суровому наказанию подвергаются лица, занимающиеся преступным сбытом и контрабандой наркотиков в крупных размерах, а также руководство такой группой.
2. В результате омоложения наркомании в данных государствах строго наказываются лица за вовлечение несовершеннолетних в наркобизнес или использование несовершеннолетних для совершения преступлений, связанных с наркотиками, а также действия, направленные на продажу наркотических средств заведомо несовершеннолетнему.
3. В указанных странах явно прослеживается тенденция ужесточения наказания за преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами.
4. Наркотизм является актуальной проблемой всего мира, о чем свидетельствует повышенное внимание всего мирового сообщества, что подтверждает действующие в настоящее время международно-правовые нормы противодействия наркотизму, которые сосредоточены в трех конвенциях ООН: Единой конвенции 1961 г. с поправками, Конвенции 1971 г. и Конвенции 1988 г.
Вторая глава "Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ (незаконного их изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта)" состоит из трех параграфов.
В первом параграфе - "Объективные признаки незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ" - диссертантом раскрываются объективные признаки рассматриваемого состава.
В работе обращено внимание на то, что за многие годы сложилось так называемое обыкновение правоприменительной практики - определять размер наркотического средства или психотропного вещества и, соответственно, квалифицировать деяние, строго придерживаясь табличных значений небольших, крупных и особо крупных размеров, утвержденных Правительством РФ по представлению Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения. Поэтому в силу сложившейся ситуации рекомендациям ПККН придан нормативный императивно обязывающий характер. А раз так, то разрабатываемые ПККН документы должны вступать в силу в том порядке, который установлен для нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Диссертант полагает, что необходимо соответствующими дополнениями ч.ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, придать этой норме отсылочный характер по вопросу определения размера наркотических средств или психотропных веществ для придания легитимности Сводной таблице о размерах наркотических средств и психотропных веществ. Как вариант предлагаем дополнить примечание ст. 228 УК РФ и изложить в следующей редакции: "Размеры наркотических средств или психотропных веществ (небольшой, крупный, особо крупный) указанные в статьях. 228 - 229 УК РФ, утверждаются Правительством Российской Федерации".
Диссертант полагает, что микроскопические, следовые остатки наркотических или психотропных веществ, не имеющие определенного веса и объема, не могут являться предметом преступления. Здесь состав преступления отсутствует. При этом следует руководствоваться ч. 2 ст. 14 УК РФ, согласно которой не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным должен решаться с учетом всех обстоятельств правонарушения. Данный вопрос находится в компетенции органов предварительного следствия. Такое деяние может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ. К лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного воздействия.
Анализ законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ позволяет автору утверждать, что невозможно совершить преступление, якобы предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ, выражающееся в незаконной перевозке без цели сбыта наркотических средств в размере, не являющемся крупным или особо крупным. Дело в том, что размеры наркотических средств в настоящее время определяются на практике следующим образом: верхняя граница небольших размеров является нижней границей крупных размеров, верхняя граница крупных - нижней границей особо крупных.
Если лицо незаконно приобрело для личного потребления и хранит во время поездки наркотическое средство в небольшом размере, то его действия подпадают под ст. 6.8 КоАП РФ и в силу разъяснения Пленума Верховного Суда РФ дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 228 УК РФ по признаку незаконной перевозки наркотических средств не требуют (см. ч. 2 п. 4 Постановления).
Далее Пленум в ч. 1 п. 6 указанного Постановления разъяснил, что "действия, выразившиеся в приобретении или хранении без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и их последующей перевозке, пересылке, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 и п."в" ч.3 ст.228 УК РФ".
Диссертант приходит к выводу, что приведенное толкование является ошибочным из-за того, что ч. 2 ст. 228 УК РФ сформулирована недостаточно четко, в ней слова "в целях сбыта" стоят явно не на своем месте, что и приводит к разночтениям. Так, 68,8 % специалистов аналогичную ситуацию квалифицируют по ч.1 и ч.3 ст.228 УК РФ, а 7,9 % - по ч.1 ст. 228 УК РФ. Думается, что перевозка наркотических средств или психотропных веществ приобретает самостоятельную общественную опасность только тогда, когда она осуществляется для распространения наркотика, то есть в целях сбыта. Ни у кого не вызывает сомнения, что с помощью транспорта можно значительно расширить радиус распространения наркотиков. Поэтому перевозка наркотиков в целях сбыта представляет повышенную общественную опасность, что выражается в установлении законодателем повышенной уголовной ответственности. Аналогичной точки зрения придерживается 95,3 % опрошенных нами специалистов.
Аналогично обстоит дело и с незаконным изготовлением, переработкой, пересылкой наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта.
Правильность данной точки зрения подтверждается тем, что ч. 1 ст. 228 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, то есть в соответствии со ст. 15 УК РФ относит к категории преступлений средней тяжести, а ч. 3 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой - это преступление относится к категории тяжких преступлений. В ст. 69 УК РФ раскрывается порядок назначения наказания по совокупности преступлений, в которой применительно к данной ситуации сказано: в ч. 1 "при совокупности преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление", а в ч. 3 "если хотя бы одно из преступлений, совершенных по совокупности, является преступлением средней тяжести, тяжким или особо тяжким преступлением, то окончательное наказание назначается путем частичного или полного сложения наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет". Таки образом, исходя из положений ст. 69 УК РФ при полном сложении максимальный размер наказания составит 13 лет лишения свободы, тогда как если будет совершено аналогичное преступление с целью сбыта, деяние будет квалифицировано только по ч. 3 ст. 228 УК РФ и максимальное наказание в данном случае может быть назначено 10 лет лишения свободы.
В этом случае возникает парадоксальная ситуация, так как законодатель признает повышенную общественную опасность за приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере и их последующей перевозке, пересылке, переработке, чем те же действия, но совершенные с целью сбыта, что подрывает принцип справедливости наказания, провозглашенный ч. 1 ст. 60 УК РФ.
По мнению диссертанта, для удобства правоприменения необходимо ч. 1 ст. 228 УК РФ выделить в отдельную статью, например, ст. 2281, а ч.2 ст. 228 УК РФ станет первой частью. В таком случае ст. 2281 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции: "1. Незаконное приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, наказываются...", а ч. 2 ст. 228 УК РФ "1. Незаконное приобретение или хранение, изготовление, переработка, перевозка в целях сбыта либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, наказываются...".
Немаловажной проблемой является и то, что с каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних лиц, заболевших наркоманией. В этой связи законодательством предусмотрено весьма строгое наказание за склонение к потреблению наркотических средств, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. "в" ч.2 ст. 230 УК РФ), а также за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ (ст. 151 УК РФ). Осознавая, какую общественную опасность представляет наркомания среди несовершеннолетних, необходимо, на наш взгляд, ввести повышенную ответственность за сбыт наркотических средств лицам, не достигшим восемнадцати лет, то есть ч.3 дополнить пунктом "г" следующего содержания: "сбыт заведомо несовершеннолетним". За принятие данного предложения высказалось 93 % экспертов.
В целях повышения эффективности борьбы со сбытом наркотических средств и психотропных веществ диссертант согласен с мнением ряда юристов и приходит к выводу о целесообразности законодательно предусмотреть ответственность за специальный рецидив, так как данный вид преступной деятельности влечет повышенную общественную опасность. Данный рецидив диссертант относит к особо квалифицированным обстоятельствам, который необходимо включить в ч. 4. ст. 228 УК РФ в следующей редакции: "лицом, ранее два или более раза судимым за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей".
Проанализировав части 1 - 4 ст. 228 УК РФ, автор усматривает пробел в законодательстве, а именно: законом не предусмотрена ответственность за приобретение или хранение без цели сбыта наркотиков в особо крупном размере. Данное деяние, несомненно, представляет повышенную общественную опасность в сравнении с действиями, изложенными в диспозиции ч. 1 ст. 228 УК РФ. Наиболее логичным выходом из данной ситуации было бы восполнение пробела в законодательстве путем изменения конструкции данной статьи.
Кроме того, на практике возникают трудности при квалификации указанного деяния, совершенного неоднократно или в соучастии. Поэтому, как уже отмечалось выше, необходимо ч. 1 ст. 228 УК РФ выделить в отдельную статью 2281 УК РФ и предусмотреть квалифицированный состав следующего содержания: "2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, - наказываются...".
Очевидно, что данные деяния, несомненно, представляют повышенную общественную опасность в сравнении с действиями, изложенными в диспозиции ч. 1 ст. 228 УК РФ. С этим согласились 73 % экспертов. Поэтому введение данной нормы устранит затруднения при квалификации вышеуказанных действий и облегчит правоприменение указанной статьи.
Отдельно диссертант обращает внимание на примечание к ст. 228 УК РФ и считает, что под добровольной сдачей по смыслу закона понимается выдача лицом по своей (а не правоохранительных органов) инициативе наркотических средств или психотропных веществ представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным образом. Поэтому стоит не согласиться с точкой зрения, возобладавшей на Пленуме Верховного Суда РФ, что добровольной выдачей наркотических средств или психотропных веществ, в частности, следует считать выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска. С данной точкой зрения не согласны 81,4 % экспертов. Безусловно, что не всякую выдачу запрещенных к хранению предметов перед производством обыска (выемки) следует считать добровольной. Для решения вопроса о признании ее добровольной необходимо оценивать размеры жилища (помещения), возможность обнаружения и степень скрытости предметов при отсутствии их добровольной выдачи. Выдача предметов не может считаться добровольной, если лицо убедилось, что хранить их тайно стало невозможным.
Во втором параграфе - "Субъективные признаки состава" - субъективная сторона преступлений, предусмотренных частями 1 - 4 ст. 228 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, субъект осознает, что совершает незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами, и желает совершить эти действия. Обязательным условием квалификации действий субъекта по ч.1 ст. 228 УК РФ является отсутствие цели сбыта и крупный размер наркотического средства или психотропного вещества. Обязательным признаком субъективной стороны преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК РФ, является наличие цели сбыта при приобретении или хранении наркотического средства или психотропного вещества.
Особое внимание в диссертации уделяется субъективной стороне ч. 5 ст. 228 УК РФ, так как диспозиция данной части значительным образом отличается от ч.ч. 1 - 4 данной статьи. На наш взгляд, самым сложным является вопрос о толковании субъективной стороны преступления. Следует обратить внимание на то, что Пленум Верховного Суда в Постановлении № 9 от 27 мая 1998 г. указал, что "преступления, предусмотренные ч.ч. 1 - 4 ст. 228 УК РФ, могут быть совершены только с прямым умыслом, а предусмотренные ч. 5 данной статьи - как с прямым, так и с косвенным умыслом".
Так, согласно ч. 3 ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. То есть в данном случае речь идет о материальных составах, а ч.5 ст. 228 УК РФ, как отмечалось выше, является деянием с формальным составом. Однако известно, что преступления с формальным составом, т.е. те, в состав которых не входит определенное преступное последствие, могут быть совершены только с прямым умыслом.
Изложенные соображения позволили диссертанту прийти к выводу, что законодатель предусмотрел совершение указанного выше преступления только с прямым умыслом, так как с косвенным умыслом данное преступление, исходя из конструкции этой части, совершено быть не может.
В упомянутом выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ сказано, что в случае нарушения должностным лицом по неосторожности указанных в ч. 5 ст. 228 УК РФ правил, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 293 УК РФ как халатность. Но ведь субъектом преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 228 УК РФ, выступают не только должностные лица, но и другие лица, которые в силу порученной им работы также обязаны соблюдать установленные в данной области правила.
В данной ситуации напрашивается вопрос: а как квалифицировать действия лица, которое в силу порученной им работы обязано соблюдать установленные в данной области правила и допустило их нарушение, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации? Квалифицировать действия данного лица по ст. 293 УК РФ как халатность нельзя, так как субъектом по данной статье может быть только должностное лицо. Следовательно, если указанные действия совершает должностное лицо, то оно привлекается к уголовной ответственности, а лицо, которое в силу порученной им работы обязано соблюдать установленные в данной области правила, - нет. Неужели в последнем случае общественная опасность отсутствует? Конечно же нет, так как опасность данного преступления заключается в том, что оно создает условия для ослабления установленного государственного контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вследствие чего указанные средства могут попасть в сферу незаконного оборота. Следовательно, в данной ситуации усматривается пробел в уголовном законе. Это приводит к неправильной квалификации указанных деяний правоприменителем. Так, 44,2 % специалистов считают, что данное преступление совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, а 53,5 % допускают совершение этого преступления с неосторожной формой вины. Наиболее логичным выходом из данной ситуации, как представляется, было бы восполнение пробела в законодательстве путем дополнения новым составом. В таком случае данный состав мог бы выглядеть следующим образом: "Нарушение по неосторожности правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается...".
Субъектом рассматриваемых преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, является лицо, достигшее 16 лет. В ч. 5 ст. 228 УК РФ предусмотрен специальный субъект, а именно должностные лица, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила.
Отдельно необходимо отметить, что в большинстве случаев субъекты, совершающие указанные преступления, часто сами употребляют наркотики. В том случае, если систематическое употребление наркотиков привело к стойким изменениям в психике и лицо потеряло возможность руководить своими действиями, экспертиза может признать его невменяемым. Но чаще всего эти расстройства не исключают вменяемости. Однако они не позволяют таким лицам в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, то есть речь идет об ограниченной вменяемости, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 УК РФ требуется учитывать при назначении наказания и может служить основанием для назначения судом принудительных мер медицинского характера. При назначении принудительной меры медицинского характера лицам, больным наркоманией, совершившим преступление, суд основывает свое решение на заключении судебно-наркологической либо судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому на предварительном следствии следователь обязательно назначает одну из указанных экспертиз. Так, в результате проведенного изучения уголовных дел в 92,3 % была назначена экспертиза, в результате которой 16,3 % лиц были признаны больными наркоманией, и суд назначил им принудительное медицинское лечение.
Особое внимание диссертант обращает на название ст. 228 УК РФ, которое гласит "Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ". Следует отметить, что это название статьи перечисляет составляющие термина "незаконный оборот", а именно незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт. Хотя во всем мире в соответствии с положениями международных актов применяется термин "незаконный оборот", который означает производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 года, этой Конвенции с поправками от 1972 года или Конвенции 1971 года.
Понятие "оборот наркотических средств..." нашло отражение в ст. 1 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г., в котором "под оборотом" понимается культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законом Российской Федерации. Под "незаконным оборотом наркотических средств..." данный закон понимает "оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации".
Действующий УК РФ использует термин "незаконный оборот" только в названии ст. 234 УК РФ, а именно: "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта", то есть относит к сильнодействующим или ядовитым веществам, не являющимся наркотическими средствами или психотропными веществами. Кроме того, законодатель в примечании к ст. 228 УК РФ указал, что "лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом (курсив и разрядка автора) наркотических средств или психотропных веществ...". Как мы видим, законодатель в примечании к ст. 228 УК РФ использует понятие "незаконный оборот", а в названии - нет.
Изложенные соображения позволили диссертанту сформулировать следующее название ст. 228 УК РФ - "Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта либо их сбыт" (а название предлагаемой ст. 2281 УК РФ - "Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта").
В третьем параграфе - "Отграничение незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ от смежных составов" - исследуется сходство, совокупность и отграничение ст. 228 УК РФ от следующих составов: хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); контрабанда (ст. 188 УК РФ).
В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования и формулируются выводы, рекомендации и предложения по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.














ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ:

1. Особенности квалификации преступлений, предусмотренных чч. 1-4 ст. 228 УК РФ // Организационно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: Материалы межведомственной научно-практической конференции. - Воронеж: ВВШ МВД России, 1998 (0,2 п.л.).
2. К вопросу о наркотизации молодежи // Вестник Воронежского института МВД России. - Воронеж: ВИ МВД России, 2000 (0,3 п.л.).
3. Уголовная ответственность за нарушение законного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Уголовное право. 2001. № 4 (0,5 п.л.).
























Подписано в печать "___"_____________ 2002г.
Объем ___ п. л. Заказ №______ Тираж____экз.
______________________________________________________________________
УОП Московской академии МВД России


1 См.: Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 16 декабря 1998 г. по проблемам детской наркомании; Рекомендации парламентских слушаний на тему "О неотложных мерах по борьбе с наркоманией в России". Москва, 2 марта 1998 г.
??

??

??

??




5





СОДЕРЖАНИЕ