СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




КОНДРАТЕНКО ИРИНА НИКОЛАЕВНА

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ



13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания
(воспитание в общеобразовательных, социальных учреждениях
различного типа и семье)


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Москва – 2002
2
Работа выполнена в Государственном научно-исследовательском
институте семьи и воспитания




кандидат педагогических наук
Научный руководитель:
Метлик Игорь Витальевич

доктор педагогических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Суколенов Игорь Владимирович

кандидат педагогических наук
Городецкая Наталия Ивановна

Калужский государственный педаго-
Ведущая организация:
гический университет




Защита состоится “26” декабря 2002 года в 15 часов на заседании диссер-
тационного совета Д 008.001.01 в Государственном научно-исследовательском
институте семьи и воспитания по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан “22” ноября 2002 г.

Ученый секретарь
диссертационного совета О.И. Волжина
3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется необходимостью обновления
содержания воспитания и обучения учащихся общеобразовательной средней
школы в новых социальных условиях.
В течение десяти последних лет наша страна переживает кардинальные
изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни – экономику, поли-
тику, духовную жизнь общества. Эти изменения не могли не затронуть и обще-
образовательную школу, содержание обучения и воспитания детей и молодежи
в образовательных учреждениях. Процесс обновления содержания общего об-
разования особенно активно идет в сфере социально-гуманитарных знаний и в
области воспитания учащихся.
Одним из аспектов этого процесса является новая роль в обучении и вос-
питании школьников знаний о религии и религиозной культуре. В предшест-
вующий период это были, в основном, идеологизированные знания, служащие
цели формирования атеистического мировоззрения детей и молодежи. В новых
социальных условиях это религиоведческие знания, - информативно-
культурологические материалы о религии, религиозной культуре, направлен-
ные на выработку у школьников культурологической компетентности, позна-
ния истории и современного общества. Религия представлена в них как тип
мировоззрения личности и одна из сфер жизни общества. В светской школе ре-
лигиоведческие знания обеспечивают приобщение школьников к тем ценно-
стям религиозной культуры, которые имеют значимость для всех граждан вне
зависимости от их отношения к религии, составляя неотъемлемую часть рос-
сийской и мировой культуры, отечественного исторического и культурного на-
следия.
Особое место в содержании религиоведческих знаний, изучаемых в об-
щеобразовательной школе, принадлежит мировоззренческим знаниям – карти-
нам мира, представлениям о человеке, семье, обществе, природе и т.д.,
выработанным в различных религиях. По данным социологов, сегодня в миро-
воззрении значительной части россиян, в том числе учащейся молодежи, при-
сутствуют религиозные представления. При этом на фоне роста авторитета в
обществе традиционных религиозных конфессий народов России активизиро-
валась деятельность множества новых религиозных объединений и культов,
особенно иностранного происхождения. В обществе получили широкое распро-
странение формы мировоззрения псевдонаучного и квазирелигиозного, ок-
4
культно-религиозного типов, содержащие асоциальные и антигуманные воззре-
ния, способствующие разрушению как духовно-нравственной идентичности
российского общества, так и научности образования, научных основ обучения в
школе, «размыванию» границ науки и религии в общественном сознании.
Все эти обстоятельства обусловливают трудности научно-педагогической
и методической разработки содержания школьного религиоведческого образо-
вания. Одновременно они демонстрируют высокий воспитательный потенциал
религиоведческих знаний, в связи с чем приобретают актуальность научно-
педагогические исследования, направленные на позитивное использование этих
знаний в учебно-воспитательной деятельности, интеграцию их общечеловече-
ского гуманитарного потенциала в обновляющуюся систему воспитательных
воздействий современной светской школы. В этом русле лежит и данное дис-
сертационное исследование.
В воспитании человека важное значение имеет процесс выработки им
ценностных отношений к различным явлениям действительности, формирова-
ние иерархии ценностей личности, определяющих ее отношение к окружающе-
му миру и поведение в обществе. Это длительный и сложный процесс, на
который оказывают влияние семья, отдельные социальные институты и группы,
средства массовой информации, общество в целом. Важную роль в этом про-
цессе играет система образования, воспитание детей и молодежи в образова-
тельных учреждениях, прежде всего – в средней школе. Задача
общеобразовательной школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых
все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося,
его внутренними ориентирами деятельности.
Теоретические вопросы обновления содержания обучения и воспитания
детей и молодежи в современных социальных условиях, формирования духов-
ной культуры подрастающего поколения, приобщения учащихся к мировой и
отечественной культуре рассматриваются в работах отечественных философов,
педагогов, социологов Г.С. Батищева, Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, Е.В. Бон-
даревской, Т.И. Власовой, Г.Н. Волкова, М.П. Журавлевой, И.Ф. Клименко,
В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.С. Нагаева, М.Г. Тайчинова,
Н.Е. Щурковой. Проблемам педагогической аксиологиии и ценностных ориен-
таций учащейся молодежи посвящены работы Б.Н. Боденко, Л.П. Буевой, Л.Т.
Демидовой, Н.С. Дежниковой, И.А. Зимней, Н.А. Морозовой, Н.Д. Никандрова,
Ч.А. Шакеевой, Р.Х. Шакурова и др. В исследованиях психологов К.А. Абуль-
хановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, В.В. Давыдова, В.С. Мерли-
5
на, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, В.А. Ядова и др. рассмат-
риваются проблемы развития личности, возрастные особенности школьников,
определяющие закономерности их воспитания.
В основе складывающейся в российском обществе и в системе образова-
ния новой культуры воспитания школьников все более четко фиксируются оте-
чественные духовные и нравственные ценности. При этом в качестве
доминантной цели воспитания выступает формирование гражданина, человека,
способного полноценно жить в новом, демократическом обществе России, раз-
вивать личность и быть полезным обществу. Заметный вклад в разработку тео-
рии и методики гражданского воспитания детей и молодежи внесли
исследования А.В. Беляева, Б.З. Вульфова, А.Я. Гаязова, В.А. Караковского,
Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитина, А.В. Прутченкова, И.С. Руссу, И.В. Суколено-
ва, Ф.Р. Филиппова, Г.Н. Филонова, В.М. Шепеля, М.А. Шкробовой, З.К. Шне-
кендорфа. Критерии сформированности мировоззрения и гражданской
воспитанности учащихся разрабатывались в исследованиях Е.И. Кокориной,
Ю.П. Маринкиной, Н.И. Монахова, Р.М. Роговой. Вопросам гражданско-
патриотического воспитания в школе посвящены работы П.И. Пидкасистого,
А.Ф. Афанасьева, Д.М. Магдиева.
Содержанию и методам религиоведческого образования, функциям рели-
гиоведческих знаний в воспитании и развитии личности учащихся общеобразо-
вательной школы посвящены работы В.Л. Бачанина, В.И. Гараджи, К.Д.
Давлетшина, Н.С. Гордиенко, А.В. Золотарева, Ю.А. Кимелева, А.И. Клибано-
ва, А.В. Колодина, Л.Н. Митрохина, Т.И. Петраковой, И.С. Свенцицкой, И.Н.
Яблокова. Проблемы формирования мировоззрения и гражданского воспитания
учащихся средствами религиоведческого образования рассматриваются в рабо-
тах И.А. Галицкой, Ю.С. Гурова, А.В. Колодина, И.В. Метлика, А.В. Мителяги-
на. Различные вопросы использования ценностей религиозной культуры в
воспитании детей и молодежи, содержание и методы традиционного духовно-
нравственного воспитания школьников исследовались в работах И.И. Валеева,
прот. А. Владимирова, О. А. Гармаева, М.Е. Калашникова, А.А. Корзинкина
(архим. Зиновия), А.М. Леонова, А.Е. Лихачева, Н.А. Медведевой, В.В. Рубцо-
ва, Л.А. Рябовой, Т.В. Склярова, А.Л. Соколова, О. А. Сысоева, М.Г. Тайчинова,
В.Ю. Троицкого, Э.Ш. Хамитова, Т.Г. Человенко, А.Д. Червякова, В.Л. Ширяе-
ва.
Для формирования гражданских качеств личности школьников особенно
важны знания, приобретаемые в ходе учебно-познавательной деятельности. В
6
области разработки теории, содержания и методов воспитания учащихся при
изучении знаний о религии и религиозной культуре в процессе общего соци-
ально-гуманитарного образования, прежде всего, в курсах истории и общест-
вознания, работают ученые и педагоги А.Ю. Головатенко, И.И. Павлова, Е.Ю.
Попова и др. Тем не менее, наблюдается дефицит работ, направленных на ис-
пользование знаний о религии и религиозной сфере жизни общества, которые
изучаются в средней общеобразовательной школе, в процессе гражданского
воспитания школьников, приобщения к духовно-нравственным ценностям на-
шего общества.
В связи с необходимостью использования потенциала религиоведческих
знаний, содержащихся в курсах истории и обществознания, в гражданском вос-
питании школьников избрана тема диссертации: «Развитие гражданских ка-
честв учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах
истории и обществознания».
Объект исследования: гражданское воспитание учащихся в современной
светской школе.
Предмет исследования: развитие гражданских качеств школьников в
процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществозна-
ния.
Цель исследования: определить условия и разработать методы исполь-
зования религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания для раз-
вития гражданских качеств учащихся.
Гипотеза исследования.
Процесс развития социально ценных гражданских качеств личности
школьников при изучении курсов истории и обществознания будет осуществ-
ляться более эффективно, если в учебно-познавательной деятельности будет ак-
тивизирован воспитательный потенциал содержащихся в них знаний о религии
и религиозной культуре.
Обоснованный отбор соответствующего содержания образования, разра-
ботка оптимальной структуры построения учебного материала, применение
спектра дидактических методов и средств его предъявления будут способство-
вать ориентации учебно-познавательной деятельности школьников на цели
гражданского воспитания, развития гражданских качеств личности в обучении.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной педагогической литературы по проблеме ра-
боты, исследовать теоретические подходы к формированию и развитию граж-
7
данских качеств учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в
школьных курсах истории и обществознания.
2. Обосновать воспитательный потенциал религиоведческих знаний в со-
держании общего историко-обществоведческого образования как средства гра-
жданского воспитания школьников.
3. Проанализировать педагогические возможности формирования и раз-
вития гражданских качеств школьников в процессе освоения религиоведческих
знаний в курсах истории и обществознания.
4. Определить педагогические условия оптимального использования ре-
лигиоведческих знаний в содержании историко-обществоведческого образова-
ния для гражданского воспитания школьников.
5. Разработать и экспериментально проверить совокупность педагогиче-
ских средств, обеспечивающих эффективное использование религиоведческих
знаний в курсах истории и обществознания в гражданском воспитании школь-
ников.
Методологической основой исследования явились современные фило-
софско-культурологические и научно-педагогические подходы к проблемам со-
циализации молодежи, приобщению школьников к культуре в обучении,
гражданскому воспитанию. Исследование опирается на общие методологиче-
ские принципы современной педагогики и психологии в теоретическом иссле-
довании воспитательного процесса, в частности – гражданского воспитания
личности в современных социокультурных условиях, в организации педагоги-
ческой деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке ре-
зультатов опытно-экспериментальной работы.
При определении методологических подходов исследования учитывались
базовые положения законодательства Российской Федерации о религии и свет-
ской школе, прежде всего принцип светского характера обучения и воспитания
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, другие
принципы государственной политики в сфере образования и требования к со-
держанию обучения и воспитания (Ст. 2, 14 Закона РФ «Об образовании»), а
также положения государственных программных документов в сфере развития
и модернизации российского образования: Национальная доктрина образования
в Российской Федерации (2000 г.), Программа развития воспитания детей и мо-
лодежи на 2002-2004 гг. (2001 г.), Государственная программа патриотического
воспитания граждан Российской Федерации (2001 г.), Концепция модернизации
образования на период до 2010 года (2001 г.) и др.
8
Методы исследования.
Для решения поставленных задач исследования и проверки гипотезы ис-
пользовался комплекс методов теоретического и эмпирического исследования,
включающих: анализ философской, педагогической, психологической и мето-
дической литературы по теме исследования, изучение учебников и учебных
программ; наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности со-
временной школы в области использования знаний о религии в содержании
общего историко-обществоведческого образования в целях воспитания граж-
данских качеств учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта; разра-
ботка и апробация экспериментальных учебных методик; педагогический
эксперимент и ретроспективный анализ результатов работы исследователя по
гражданскому воспитанию учащихся в процессе освоения религиоведческих
знаний; методы систематизации и анализа результатов экспериментальной дея-
тельности, в том числе включенное наблюдение, беседы и опросы учащихся,
срезы знаний, изучение результатов учебной деятельности учащихся, ретро-
спективное наблюдение за процессами социализации личности школьников,
особенностями их моральной мотивации и деятельности в обществе.
Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опыт-
но-экспериментальная деятельность исследователя по развитию гражданских
качеств личности учащихся в процессе преподавания курсов истории и общест-
вознания. Она включала отбор предъявляемого учебного материала, его дидак-
тическую и методическую адаптацию к воспитательным задачам исследования,
проведение экспериментальных занятий, апробацию разработанных методик на
открытых уроках, методических семинарах, научно-практических конференци-
ях.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе общеобразова-
тельной школы №514 г. Москвы, а на заключительном этапе – на базе школ
южного округа г. Москвы, методического объединения преподавания истории и
обществознания ЮОУО г. Москвы, гуманитарного факультета и кафедры со-
циологии и гуманитарной культуры Московского инженерно-физического ин-
ститута (государственного университета).
В исследовании выделяются ряд этапов.
1. Изучение учебной и научной педагогической литературы по теме ис-
следования, определение направлений интеграции в учебный материал рели-
гиоведческих знаний, способствующих гражданскому воспитанию учащихся и
9
выработки невосприимчивости к пропаганде деструктивных религиозных куль-
тов и сект (1992 – 1994 гг.).
2. Разработка вспомогательных учебно-методических материалов к кур-
сам истории и обществознания, предназначенных для активного использования
религиоведческих знаний в целях гражданского воспитания школьников; соз-
дание комплекса опытно-экспериментальных методик. Определение содержа-
ния и структуры исследования (1994 – 1996 гг.).
3. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических
положений исследования; апробация и доработка учебно-методических мате-
риалов к курсам истории и обществознания, предназначенных для активного
использования религиоведческих знаний в целях гражданского воспитания
школьников. Анализ и обработка предварительных результатов исследования
(1996 – 1999 гг.).
4. Анализ, обработка и обобщение результатов исследования, оформление
диссертации. Деятельность по распространению педагогического опыта ис-
пользования религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания для
формирования гражданских качеств личности учащихся общеобразовательной
школы и вузов (1999 – 2002 гг.).
Научная новизна исследования заключается в том, что процесс освое-
ния учащимися религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания
впервые исследован как развивающий гражданские качества личности, воспи-
тательный феномен.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснова-
ны теоретические подходы и педагогическая практика развития гражданских
качеств учащихся при изучении знаний о религии в курсах истории и общест-
вознания. Выявлен воспитательный потенциал знаний о религиозной сфере
жизни общества в школьных курсах истории и обществознания, разработаны
методические приемы и средства их использования в воспитательной деятель-
ности современной светской школы, способствующие развитию гражданских
качеств учащихся, выработке социально значимых убеждений и нравственных
ценностей, формированию активной сознательной позиции гражданина и пат-
риота России, что расширяет теоретические представления о воспитательных
возможностях светской школы в новых социальных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в совершенство-
вании учебно-методического обеспечения процесса воспитания в средней шко-
ле, углублении содержания базового образования по историко-
10
обществоведческим дисциплинам, целенаправленно ориентированного на вос-
питание гражданских качеств учащихся в учебной деятельности. Разработанные
в ходе исследования методические рекомендации могут быть использованы пе-
дагогами средней общеобразовательной школы, средних специальных учебных
заведений, вузов, а также в системе работы методических центров, учреждений
повышения квалификации работников образования для обогащения содержа-
ния, средств и методов гражданского воспитания учащихся в системе образова-
ния.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
курсах повышения квалификации учителей учебного методического Центра
Южного окружного управления образованием г. Москвы, в ходе окружных, го-
родских и региональных научно-педагогических семинаров, конференций, при
публикации учебно-методических разработок автора. В частности, в системе
открытых уроков в средней школе № 514 г. Москвы, на научно-практическом
семинаре Московского комитета образования «Новые религиозные движения и
культы. Основы духовно-нравственной безопасности школьников» в марте
1999 г., семинаре «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Лух-
ском районе Ивановской области» в октябре 1999 г., на семинаре по этнокуль-
турному содержанию образования в рамках VIII Всероссийской конференции
«Русская школа как система воспитания и образования» в январе 2000 г. Ос-
новные положения и выводы исследования докладывались диссертантом на на-
учных сессиях Московского инженерно-физического института (МИФИ) по
направлению «Актуальные проблемы гуманитарных наук» в 2001-2002 гг., на
собрании Общественного консультативного совета Департамента образования
города Москвы «Образование как механизм формирования духовно-
нравственной культуры общества» и XII Всероссийской научно-практической
конференции «Филология и школа: словесность и формирование культуры и
мировоззрения школьников» в 2002 г.
Материалы диссертации используются в системе методической подготов-
ки и повышения квалификации преподавателей истории и обществознания в
общеобразовательных учреждениях Южного административного округа г. Мо-
сквы, а также в содержании гуманитарного образования студентов в рамках
спецкурса «Традиционная духовная культура России» в Московском инженер-
но-физическом институте (МИФИ) и Московском институте радиоэлектроники
и автоматики (МИРЭА) в 2001 и 2002 гг., курса «Истории Отечества» для сту-
дентов гуманитарного факультета МИФИ в 2000 и 2001 гг. Теоретические по-
11
ложения и результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях ав-
тора.
Объективность и достоверность результатов исследования обеспече-
ны опорой на научную методологию, применением комплекса взаимодопол-
няющих методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования, проверкой
выводов и результатов исследования в педагогической практике диссертанта, а
также в системе методических служб московских органов управления образо-
ванием.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Знания о религии, содержащиеся в современных курсах истории и об-
ществознания, могут рассматриваться в качестве одного из важных средств
обеспечения воспитательных функций общеобразовательной школы в новых
социокультурных условиях.
2. Использование религиоведческих знаний в школьных курсах истории и
обществознания в их интеграции и связи с историческими, социологическими,
философскими, искусствоведческими, правовыми и другими социально-
гуманитарными знаниями в учебно-воспитательной деятельности современной
общеобразовательной школы позволяет оптимизировать процесс гражданского
воспитания, активизировать развитие гражданских качеств личности учащихся
в процессе обучения.
3. Основным условием, обеспечивающим эффективное использование ре-
лигиоведческих знаний в курсах истории и обществознания для активизации
процесса развития гражданских качеств школьников, является наличие ком-
плекса специальных педагогически целесообразных методических средств, по-
зволяющих выделить и акцентировать их воспитательный потенциал
(дидактически правильный отбор содержания и структурирования учебного ма-
териала, усиление эмоционального компонента в обучении, использование со-
четания различных методов обучения).
4. Разработанный и апробированный педагогический инструментарий
развития гражданских качеств школьников при изучении знаний о религии и
религиозной культуре в курсах истории и обществознания позволяет эффектив-
нее воспитывать ценностное отношение учащихся к российскому обществу и
государству, семье, отечественному историческому и культурному наследию,
вырабатывать невосприимчивость к асоциальной и антигуманной пропаганде
деструктивных религиозных объединений и культов.
12
Структура диссертации определена логикой исследования и поставлен-
ными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библио-
графии.
Во введении дается обоснование актуальности темы исследования, опре-
деляются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, характеризует-
ся его методологическая основа и методы, научная новизна, теоретическая и
практическая значимость, а также сформулированы основные положения, вы-
носимые на защиту.
В первой главе работы «Теоретические аспекты гражданского воспита-
ния учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории
и обществознания» представлен анализ состояния проблемы в теории и практи-
ке педагогики, а также обозначены исходные теоретические положения, отра-
жающие позицию автора по данному вопросу. В связи с проблемой
методической адаптации религиоведческих знаний для целей гражданского
воспитания учащихся проведен сравнительный анализ динамики объема и со-
става знаний о религии и религиозной культуре в общеобразовательных курсах
истории и обществознания в период 90-х годов XX в. Раскрыты и обоснованы
воспитательные возможности религиоведческих знаний в содержании социаль-
но-гуманитарного образования в светской школе, проанализирован имеющийся
педагогический опыт и определены условия опытно-экспериментальной дея-
тельности.
Во второй главе «Методика гражданского воспитания школьников в
процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и обществозна-
ния» дается описание экспериментальных авторских методик, ориентирован-
ных на активное использование религиоведческих знаний для формирования
гражданских качеств личности школьников.
В заключении изложены теоретические и практические выводы исследо-
вания, показаны направления дальнейшей разработки поставленных в исследо-
вании проблем.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ философской, педагогической литературы и диссертационных ис-
следований по проблеме гражданского воспитания учащихся общеобразова-
тельной школы позволил определить наличие различных взглядов ученых на
эту проблему и показать, что цели и практика гражданского воспитания в Рос-
сии в XX веке дважды менялись совместно с общественно-политическим стро-
13
ем страны1. Гражданское воспитание в России в ХХ в. можно разделить на три
периода: дореволюционный, советский и постсоветский (современный период).
Дореволюционная педагогика была ориентирована на гражданское воспитание,
неразрывно связанное с официальной идеологией, где главным гражданским
качеством личности было принято служение самодержавному государству и
обществу, соединенное с глубоким религиозным чувством и личностным само-
пожертвованием за Отечество. Идеалом гражданина для русского человека того
времени были жизнь и деятельность великих государей, святых подвижников,
защитников Отечества и сильных духом, терпеливых страдальцев за общее дело
из простого народа (П.Ф. Каптерев). Основы воспитания советского граждани-
на определялись идеями марксизма-ленинизма, а в отношении религии и рели-
гиозной культуры - атеизма. К 80-м годам XX в. были проведены научно-
педагогические исследования различных аспектов гражданского воспитания,
которые привели к созданию комплексной концепции гражданского воспита-
ния, согласно которой ведущими гражданскими качествами личности были
приняты морально-политические качества, проявляющиеся в общественной,
политической и трудовой деятельности, в борьбе за коммунистические идеалы
и советский образ жизни.
Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами
подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гра-
жданском обществе. При этом акцент смещается с интересов государства на
интересы личности и общества. Интересы государства рассматриваются
как совокупность интересов отдельных личностей и общественных групп.
В содержании современного гражданского образования школьников выделяют-
ся две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образо-
вание, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к
данному государству (гражданством) и воспитание гражданственности как со-
вокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное простран-
ство нашего общества, историю и культуру России. Последнее требует
приобщения к культуре российского общества в исторической ретроспективе и
современности, в том числе выработку понимания места и значения религиоз-
ной культуры в нашем обществе. Религиоведческие знания составляют часть
историко-обществоведческих знаний культурологического характера о религии

1
Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразователь-
ных учреждениях России (историко-педагогические аспекты). Дисс. на соискание уч. степе-
ни докт. пед. наук. – М., 2001.
14
как феномене жизни личности и общества, части национальной культуры. Ха-
рактеризуя мировоззренческую и предметную сторону религии, они содержат
сведения о ней как способе самоопределения человека в мире и обществе, кото-
рый несводим к другим способам мировосприятия и мироотношения.
Решение задач гражданского образования в обучении возлагается пре-
имущественно на учебные предметы гуманитарного цикла, в основном на исто-
рию и обществознание. Для целей и результатов воспитания гражданина в
обучении решающую роль имеет содержание и качество изучаемых знаний.
Анализ содержания базовых программ и учебников по истории и обществозна-
нию на предмет содержания религиоведческих знаний выявил их развитие и
значительные изменения к настоящему времени. В начале 90-х годов в курсах
истории и обществознания происходило постепенное «вымывание» атеистиче-
ского содержания и начался процесс накопления культурологических знаний о
религии. Характерными признаками первой стадии этого процесса были обры-
вочность и разрозненность религиоведческих знаний, схематическая постанов-
ка феномена религии в один ряд с политическими доктринами и социальными
концепциями, смешение религии с мифологией. Сохранялось преувеличение
противоречий материального и идеального в культуре, науки и религии, роли
социально-экономического фактора в развитии общества. Первые новые учеб-
ные курсы обществознания наполнялись, в основном, правовыми, политиче-
скими и экономическими знаниями. В области духовной культуры общества
обновление содержания образования шло более медленными темпами. Наибо-
лее популярным в школах и близким к решению задач гражданского образова-
ния старшеклассников был историко-обществоведческий учебный курс
«Основы современной цивилизации» (рук. авт. коллектива Л.Н. Боголюбов). В
основу курса был положен цивилизационный подход к общественно-
историческому развитию. Религиоведческие знания, позволявшие рассматри-
вать духовно-ценностные ориентации личности и общества, в данном курсе
были сконцентрированы в разделе «Духовная жизнь современного человека».
Тем не менее, в этой редакции данного курса сохранялись некоторые недостат-
ки, обусловленные постепенным характером перехода обществоведческого об-
разования на новые правовые и идейно-мировоззренческие основы. Например,
в выделенном разделе отсутствовало развернутое определение религии, основ-
ных элементов религиозной картины мира, веротерпимость трактовалась в по-
нятиях экуменизма и др.
15
Новый импульс в процессе обновления исторического и обществоведче-
ского содержания образования, в том числе обновления содержания религио-
ведческих знаний, придало постановление Коллегии Министерства образования
Российской Федерации о перспективах развития исторического и обществовед-
ческого образования в ноябре 1994 г., где обновление гражданского образова-
ния выдвигалось в качестве первоочередных задач. В новом интегрированном
обществоведческом курсе для старшеклассников (рук. авт. коллектива Л.Н. Бо-
голюбов, А.Ю. Лазебникова) 1995 г. религиоведческие знания были существен-
но дополнены и систематизированы. В частности, по-новому представлен
параграф «Религия в современном мире», где дано определение и характери-
стики феномена религии, более значимо представлена роль религии в совре-
менном мире, веротерпимость и свобода совести представлены как духовные
ценности. Это позволило нам сделать заключение о значительном увеличении
возможностей данного курса по использованию религиоведческих знаний в
процессе формирования гражданских качеств личности учащихся. В новых ва-
риативных учебниках и учебных программах по обществознанию (В.Н. Иоффе,
О.В. Кишенкова, А.И. Кравченко, А.Ф. Никитина, С.В. Тырин и др.) религио-
ведческим знаниям отводится еще более значительное место. Удачным в отно-
шении подбора состава религиоведческих знаний в содержании
обществоведческого образования является учебно-методический комплекс по
обществознанию авторского коллектива под руководством А.Ф. Никитина
(А.Ф. Никитин, И.А. Галицкая, Е.С. Королькова, И.В. Метлик, Н.Г. Суворова,
Н.И. Тюляева), в котором достигнут практически оптимальный уровень инте-
грации религиоведческих знаний в содержании обществоведческого образова-
ния, позволяющий использовать их воспитательный потенциал.
Содержание исторического образования в настоящее время также пред-
ставлено рядом вариативных учебных курсов, программ, учебных пособий,
объем и качество религиоведческих знаний в которых также значительно уве-
личились в течении 10 последних лет. Наиболее удачным с точки зрения соста-
ва и качества религиоведческих знаний, на наш взгляд, можно назвать курс
«Истории России с древнейших времен до 1917 года» (авт. кол. В.И. Буганов,
П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров). Его содержание принципиально направлено на
развитие гражданско-патриотических чувств школьников, воспитание у них
гражданских качеств и внимания к личностно-психологическим аспектам исто-
рии, проявляющимся в раскрытии духовно-нравственной мотивации историче-
ских деятелей. В содержание учебных пособий данного курса хронологически
16
введены отдельные параграфы о духовной культуре России, истории и культуре
Православной Церкви.
Таким образом, задачи формирования гражданских качеств личности при
получении религиоведческих знаний в курсах истории и обществознания в на-
стоящее время в массовой школе силами предлагаемых курсов решаются. Но
потенциал использования религиоведческих знаний в гражданском воспитании
учащихся, определяемый реальным местом религии в жизни российского обще-
ства (как в прошлом, так и в современности) еще далеко не исчерпан, как не
достигнут и оптимальный уровень представления знаний о религии и религиоз-
ной культуре в основных массовых учебных пособиях. По нашим оценкам,
учитывая современные темпы и качество обновления содержания общего соци-
ально-гуманитарного, исторического и обществоведческого образования, этот
оптимум будет достигнут не ранее, чем через 7-10 лет.
Выводы теоретического исследования послужили основой для разработки
учебно-методического инструментария, целенаправленно ориентированного на
использование воспитательного потенциала религиоведческих знаний в курсах
истории и обществознания для развития гражданских качеств личности школь-
ников. Современная методология требует подходить к прошлому и настоящему
человеческого общества и нашей страны с позиций цивилизационного, культу-
рологического подхода, учитывать в обучении и воспитании школьников прин-
цип культуросообразности. Роль религиозного фактора в становлении
цивилизации и культуры, как в истории нашей страны, так и во всеобщей исто-
рии, является одной из определяющих. Цивилизационный подход рассматрива-
ет всеобщую историю как историю конкретных народов, имеющих
национальные, культурные, в том числе религиозные особенности. Поэтому
сущность формируемых гражданских качеств личности учащихся, в контексте
этого подхода, зависит от традиций отечественной культуры, ее духовных
идеалов и ценностей. Ознакомление учащихся с духовно-нравственными идеа-
лами и нормами традиционных религий как существенной части отечественной
духовной и культурной традиции способствует формированию у школьников
«объемного», целостного видения нашего общества в пространстве историче-
ского времени, оптимизирует процессы социализации и инкультурации, дает
возможность активизировать гражданскую направленность воспитания в сред-
ней школе.
17
Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование ко-
торых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность обще-
образовательной школы определяется:
• историческими традициями отечественной культуры, всех народов
Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного рос-
сийского общества;
• Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательст-
вом об образовании и региональными законодательными актами (федеральный
закон «Об образовании», прежде всего Статьи №2, 14, раскрывающие принци-
пы государственной политики в области образования и требования к содержа-
нию общего образования);
• нормативными и программными документами Правительства Россий-
ской Федерации, Министерства образования РФ, ориентирующих направлен-
ность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и
муниципального образования (Национальная доктрина образования в Россий-
ской Федерации 2000 г., Программа развития воспитания в системе образования
1999 г., Государственная Программу патриотического воспитания граждан Рос-
сийской Федерации 2001 г. и др.).
• содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования,
дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением.
В числе основных гражданских качеств личности, которые должны фор-
мироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской
школе, в том числе при изучении знаний о религии и религиозной культуре,
нами были выделены:
– любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание
и почитание общенациональных гражданских идеалов, ценностей, святынь;
– любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;
– уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных от-
ношениях, в коллективной деятельности в обществе;
– желание активно участвовать в производительном труде для личност-
ной самореализации и процветания всего российского общества;
– уважение ценностей российской национальной культуры, культуры сво-
его этноса и культуры других народов России, способность к гражданскому со-
трудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп
в российском обществе;
18
– уважение Российского государства как высшей формы самоорганизации
российского общества, понимание целей и задач его деятельности;
– уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом
(политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова и
др.), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерант-
ность.
– социально-политическая активность, готовность к политической дея-
тельности в рамках действующего законодательства;
– готовность к защите Отечества, выполнению патриотического и воин-
ского долга в условиях внешней опасности для Российского государства и об-
щества;
– бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и
благоустраивать природную среду в нашей стране.
По данному комплексу качеств в ходе наблюдения, анкетирования, собе-
седований с учащимися, анализом их личностного и профессионального само-
определения после окончания школы оценивалась эффективность опытно-
экспериментальной деятельности по развитию гражданских качеств личности
школьников в процессе освоении религиоведческих знаний. Развитие данных
качеств осуществлялось через приобщение школьников к культурному нацио-
нальному наследию, обычаям, традициям, духовно-нравственным ценностям
народа, в процессе формирования базовых религиоведческих знаний о мире,
обществе, семье, человеке, наполнения внутреннего мира подростков ценност-
ным содержанием, развитием ими умения осуществлять нравственный выбор и
руководствоваться им в своей жизненной практике.
Анализ результатов современной практики освоения религиоведческих
знаний в курсах истории и обществознания позволил выявить типичные недос-
татки в усвоении учащимися знаний о духовной сфере жизни общества, ее зна-
чении и влиянии на общественное развитие, социализацию и инкультурацию
личности и выявил необходимость разработки дополнительного методического
инструментария для использования их воспитательного потенциала. На основе
религиоведческих знаний, представленных в содержании базового историко-
обществоведческого образования, были разработаны специальные методики их
изучения, ориентированные на целенаправленное развитие гражданских ка-
честв учащихся.
Ведущими воспитательными темами в опытно-экспериментальной части
исследования, актуальность которых обусловлена особенностями современной
19
социокультурной ситуации в стране, были выбраны три темы: 1) создание ус-
ловий для активизации процесса формирования мировоззрения личности
школьника в обучении, мировоззренческого самоопределения в обществе; 2)
воспитание высокого ценностного отношения к социальному институту семьи,
выработка позитивной мотивации на создание устойчивой многодетной семьи;
3) воспитание уважения к традициям и ценностям российского общества, фор-
мирование невосприимчивости к асоциальной и антигуманной пропаганде ре-
лигиозных деструктивных объединений и культов.
Религиоведческие знания были смоделированы по трем основным бло-
кам, логически соответствующим трем уровням социализации личности – ин-
дивидуальному, семейному и социальному (индивид-семья-общество) (схема №
1):
Схема № 1 «Тематика религиоведческих знаний»
МИРОВОЗЗРЕНИЕ СЕМЬЯ РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
Религиозные Нерелигиоз- Традицион- Нетрадици- Традицион- Нетради-
картины ные картины ная семья онные моде- ные религии ционные
мира мира ли семьи религии


На основе смоделированной структуры религиоведческих знаний были
обоснованы и приняты следующие критерии отбора учебного материала:
– научность и объективность в понимании религии как феномена культу-
ры, ее роли в жизни человека и общества;
– убедительность и эмоциональность фактического материала, для выра-
ботки мотивированного личностного отношения школьников;
– доступность и посильность введения в содержание уроков знаний кон-
цептуально-теоретического характера, необходимых для усвоения религиовед-
ческого материала;
– взаимосвязь учебного материала с реальными жизненными ситуациями
и содержанием других гуманитарных дисциплин.
Педагогически организованное развитие личности учащихся предполага-
ет знание ими основ и особенностей как философского, так и религиозного ви-
дения мира, что решает задачу создания условий для мировоззренческого
самоопределения в будущем. Религиоведческие знания о традиционной в Рос-
сии культуре семейных отношений, включая знания духовно-нравственных ос-
нований половых и семейных отношений, выработанных и принятых в
традиционных религиях народов России, выступают одним из факторов созда-
ния устойчивой психологической мотивации подростков на создание семьи. В
20
условиях демографического кризиса необходимо формирование не только по-
зитивной мотивации молодежи в отношении создания семьи и жизни в семье,
но и ориентации на расширенное демографическое воспроизводство, рождение
и воспитание в семье 3-4 и более детей.
При раскрытии основных понятий по интегральной теме «Религия и об-
щество», религиоведческие знания акцентируются на демонстрации принципи-
альных различий традиционных и нетрадиционных религиозных конфессий.
Раскрывается значимость традиционных религий народов России как части на-
ционального культурного наследия. Школьникам сообщается актуальная и зна-
чимая для целей гражданского воспитания информация о новых религиозных
объединениях и культах, которая все еще недостаточно представлена в содер-
жании базовых учебных пособий и программ. Знание особенностей вероучения
и практики ряда новых религий необходимо учащимся для выработки рацио-
нального отношения к их деятельности, предупреждения вовлечения подрост-
ков в религиозные секты деструктивной (асоциальной, антигражданской,
антигуманной) направленности.
Процесс использования религиоведческих знаний в курсах истории и об-
ществознания для развития гражданских качеств учащихся показан на следую-
щей схеме (схема № 2):

Схема № 2 «Процесс развития гражданских качеств учащихся»
ОБЩЕЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ИСТОРИКО-ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
преподавание истории и обществознания




РАЗВИТИЕ
РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ
ЧЕЛОВЕК ГРАЖДАНСКИХ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
(процесс инте-
ЗНАНИЯ КАЧЕСТВ
риоризации)
УЧАЩИХСЯ



Религия
Миро- и обще-
воззре- ство
Семья
ние
лично-
сти
21
Проведенные в ходе эксперимента анкетирования и опросы учащихся
экспериментального и контрольного классов выявили более высокие темпы
развития гражданских качеств учащихся экспериментального класса. Более 80%
учащихся-выпускников отмечали рост позитивной мотивации в отношении ба-
зовых гражданских ценностей по принятым выше параметрам - основным гра-
жданским качествам личности, в то время как в контрольном классе об этом
заявили только 37% учащихся.
Кроме того, освоение дополнительных религиоведческих знаний по раз-
работанным методикам благоприятно сказалось на общем уровне обществовед-
ческой подготовки школьников, что подтвердили контрольные срезы знаний.
Так, тестовый срез знаний, проведенный Московским комитетом образования
08.05.1998 г. в экспериментальном классе общеобразовательной школы №514 г.
Москвы выявил 100% усвоение учащимися 11 класса учебных тем: «Динамизм
общественного развития», «Россия на пути реформ», «Тенденции в развитии
социальных отношений», «Политическая система». Общий уровень усвоенно-
сти знаний составил 19,9 баллов из 24 возможных. Общая сумма выполненных
заданий в экспериментальном классе составила 83,5%, в контрольном классе –
74%, по школам Южного округа г. Москвы –73,2%, по Москве в целом – 72,6%.
Результаты проведенного исследования по развитию гражданских качеств
учащихся в процессе освоения религиоведческих знаний в курсах истории и
обществоведения в целом подтвердили гипотезу исследования и позволили
сформулировать следующие выводы.
Религиоведческие знания в содержании историко-обществоведческого
образования в средней общеобразовательной школе являются эффективным
средством развития личности школьников, формирования социально ценных
гражданских качеств в обучении.
Воспитательный потенциал религиоведческих знаний в большинстве со-
временных общеобразовательных курсов истории и обществознания реализует-
ся еще не в полном объеме, что требует их содержательной и методической
доработки в данном отношении.
Разработанная и апробированная совокупность методических средств
изучения религиоведческих знаний в школьных курсах истории и обществозна-
ния позволяет эффективно формировать гражданские качества личности
школьников в обучении, существенно повышать воспитательное воздействие
основного учебного материала, добиваться более полного и глубокого его ос-
воения.
22
Особенно значимы воспитательные возможности религиоведческих зна-
ний в развитии гражданских качеств учащихся при изучении истории и общест-
вознания в средней школе в процессах личностного мировоззренческого
самоопределения, в воспитании ценностного отношения к социальному инсти-
туту семьи, а также для выработки невосприимчивости учащихся к асоциаль-
ной и антигражданской пропаганде деструктивных религиозных объединений и
культов.
Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях
автора:
1. Кондратенко И.Н. Профилактика вовлечения школьников в деструк-
тивные религиозные объединения и культы // И.А. Галицкая, И.В. Метлик. Но-
вые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и
учителей. М., «Сентябрь», 2001. – С.104–119 (в соавторстве).
2. Кондратенко И.Н. Традиционные и нетрадиционные религии и про-
блема формирования гражданских качеств молодежи // Научная сессия МИФИ-
2001: Сб. науч. трудов. Т.6. – Москва, 2001. – С. 216–217.
3. Кондратенко И.Н. О потенциале религиоведческих знаний в совершен-
ствовании содержания гражданского воспитания учащейся молодежи // Про-
блемы социально-политического развития российского общества:
Межвузовский сб. науч. трудов. Выпуск 8. Воронеж. гос. технол. акад. – Воро-
неж, 2001. – С. 52–56.
4. Кондратенко И.Н. О некоторых проблемах духовного и нравственного
воспитания студентов технических университетов // Научная сессия МИФИ –
2002: Сб. науч. трудов. Т.6. – Москва, 2002. – С. 60–61.
5. Кондратенко И.Н. Религиоведческие знания в содержании общего об-
разования по истории и обществознанию. // Проблемы социально-
политического развития российского общества: Межвузовский сб. науч. трудов.
Выпуск 11. Воронеж. гос. технол. акад. – Воронеж, 2002. – С. 43–46.



СОДЕРЖАНИЕ