СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Кострулева Ирина Васильевна




СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ



Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Ставрополь – 2004
Работа выполнена в Ставропольском государственном университете



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Беляев Александр Васильевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Лобейко Юрий Александрович

доктор педагогических наук, профессор
Яковлев Вячеслав Алексеевич
Ведущая организация: Пятигорский государственный
лингвистический университет



Защита диссертации состоится 14 мая 2004 года в 14.00 часов на
заседании диссертационного совета Д212.256.01 в Ставропольском
государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул.
Пушкина,1, корпус 1 А, аудитория 416.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского
государственного университета




Автореферат разослан 13 апреля 2004 года




Ученый секретарь
диссертационного совета Губарева Л.И.
доктор биологических наук,
профессор




2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. В современной России наметился
переход к укреплению государственности, возрождению культурно-
исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую
значимость приобретает задача консолидации общества на основе
демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Патриотизм как нравственное чувство и совокупность
социально-политических отношений является мощным стимулом,
необходимым условием для защиты национально-политических интересов,
для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и
укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к
достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов
многонационального государства. По этой причине система патриотического
воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается
в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями.
Проблема модернизации патриотического воспитания в системе
образования связана с выявлением и сохранением накопленных
дореволюционной и советской школой лучших традиций патриотического
воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых
технологий, с обоснованием организационно-педагогических условий
повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных
системах.
Наиболее значимые для современности достижения опыта
патриотического воспитания, накопленные советской школой, нашли
отражение в трудах А.А. Аронова, В.А. Безродного, В. С. Ильина,
Н.М. Конжиева, И.О. Выдрина. Вопросы военно-патриотического
воспитания, подготовки воина-интернационалиста рассматриваются в
работах А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Г.В. Средина, А.Н. Вырщикова,

3
А.А. Черкасова.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического
воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева,
И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева,
Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др.
Однако в работах указанных авторов зависимость содержания
патриотического воспитания, ее форм и методов от результатов процесса
диверсификации образования, существования различных типов и видов
образовательных учреждений, региональных особенностей показана
недостаточно полно. Анализ научной литературы, диссертационных
исследований, современного опыта организации патриотического воспитания
позволил выявить ряд противоречий и несоответствий:
- между потребностями общества, государства в формировании граж-
данина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций
и преимущественной ориентации молодежи на абстрактные человеческие
ценности;
- между уровнем сформированности в общественно-политическом
сознании авангарда общества демократических идеалов и уровнем
сформированности патриотического и гражданского сознания значительной
части населения, в том числе и учащейся молодежи;
- между потребностью государства, общества в консолидации, укреплении
стабильности и узконационалистическими, территориально-
ведомственными интересами, обусловливающими сохранение
дезинтеграционных процессов;
- между потребностями учащихся в знании исторической правды о своем
Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов,
недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;
- между потребностью учащихся в социально значимой деятельности,
социального самоутверждения и реальными условиями для включения
учащихся в патриотическую деятельность;

4
- между темпами совершенствования, внедрения новых воспитательных
технологий и готовностью учителей к внедрению их в области
патриотического воспитания.
Особенно острую форму проявления эти противоречия имеют в
условиях Южного региона России, отличающегося неутихающими
проявлениями экстремизма и терроризма, проявлением
узконационалистических интересов. Возникает проблема: каким образом
следует изменить подходы к проектированию содержания, к организации
патриотического воспитания, чтобы повысить его практическую
направленность, эффективность? Актуальность и недостаточная
разработанность проблемы определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление и обоснование условий повышения
эффективности процесса патриотического воспитания старшеклассников.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся
общеобразовательной школы.
Предмет исследования: содержание и организация процесса
патриотического воспитания учащихся старших классов
общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания стар-
шеклассников будет более эффективным, если:
- отбор содержания патриотического воспитания в условиях
полиэтнического региона строится на основе единства общего и особенного,
выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских
культурно-исторических традиций;
- применяется специальный комплекс мер по усилению практической
направленности социальных и гуманитарных дисциплин, включению в их
содержание жизненно важных для школьников проблем;
- организация процесса патриотического воспитания направлена на
активизацию не только учебно-познавательной деятельности, но и на
создание условий для включения учащихся в различные виды социально-

5
значимой деятельности;
- определены и экспериментально обоснованы содержание, приемы и
средства патриотического воспитания с учетом региональных условий.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом, выдвину-
той гипотезой поставлены следующие задачи:
1) уточнить сущность, структуру понятий «патриотизм»,
«патриотическое воспитание»;
2) проанализировать особенности проектирования регионального
компонента в содержании учебных программ, учебников и учебно-
методических пособий, используемых в школе с целью выявления их
образовательно-воспитательного потенциала в формировании
патриотического воспитания учащихся;
3) разработать и обосновать эффективность методики изучения
факультативного курса, направленного на формирование патриотических
чувств и отношений учащихся;
4) выявить и обосновать условия включения учащихся в активную
общественную деятельность, имеющую патриотическую направленность.
Методологическую основу исследования составили: философские
положения о единстве общего, особенного и единичного; деятельности как
способа самореализации человека в труде и общении; взаимосвязи теории и
практики; системного и аксиологического подходов к исследованию педаго-
гического процесса; концепция личностно ориентированного подхода к орга-
низации образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования составили теории социализации
личности (Л.П. Буева, А. В. Петровский, И.О. Кон, А.В. Мудрик,
В.А. Шаповалов); интегративного подхода к проектированию
воспитательного процесса (В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк,
В.А. Сластенин); концепции гражданского воспитания и образования
(А.В. Беляев, А.С. Гаязов, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов); поликультурного
образования (И.А. Арабов, Б.Г. Бим-Бад, В.С. Библер, Л.Л. Супрунова,

6
В.К. Шаповалов); положения теории патриотического воспитания
(А.Н. Вырщиков, Н.М. Конжиева, А.А. Черкасова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс
теоретических и эмпирических методов: анализ научной литературы,
документов, педагогического опыта; анкетирование, тестирование,
ранжирование, изучение результатов деятельности, констатирующий и
формирующий эксперимент; систематизация и качественный анализ
экспериментальных данных, их графическая интерпретация.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в
три этапа.
Первый этап (1999 - 2000 гг.) был связан с теоретическим анализом
философской, исторической, социологической, психолого-педагогической,
краеведческой литературы, разработкой программ исследования,
определением понятийного аппарата.
Второй этап (2000 - 2001 гг.) - проведение констатирующего и
формирующего эксперимента. Разработка критериев воспитанности в
исследуемом направлении; выявление условий и базы для проведения
опытно-экспериментальной работы. Разработка и реализация
экспериментальной программы по формированию у учащихся
патриотической воспитанности. Осуществление коррекционной работы по
совершенствованию профессиональной готовности педагогов, а также
проверялась жизнеспособность апробируемой экспериментальной програм-
мы, выяснялась эффективность воспитательной работы и ее роль в формиро-
вании патриотической воспитанности учащихся.
Третий этап (2001-2002 гг.) - завершение опытно-экспериментальной
работы, анализ полученных данных, обобщение результатов исследования,
оформление диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились МОУ
гимназия №12 г. Ставрополя, МОУ СОШ №4 г. Ставрополя, Ставропольский
государственный университет. В эксперименте приняли участие 191

7
учащийся, 46 учителей, 36 работников образования.
Научная новизна. Впервые разработана и научно обоснована модель
патриотического воспитания с учетом возможностей общеобразовательного
учреждения и особенностей социально-педагогической среды; выявлены осо-
бенности организации, этапы, способы, формы проектирования содержания
патриотического воспитания учащихся разных национальностей в процессе
внеучебной деятельности.
Впервые научно обоснованы условия повышения эффективности
процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении, вклю-
чения школьников в социально значимые виды деятельности, имеющие пат-
риотическую направленность.
Теоретическая значимость исследования заключается в
конкретизации и уточнении содержания понятий «патриотически устойчивая
личность», «патриотическая воспитанность»; в типологизации особенностей
поликультурной среды, в установлении различий между внутренними и
внешними факторами, определяющими эффективность взаимодействия
компонентов процесса патриотического воспитания учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
программно-методического обеспечения процесса патриотического
воспитания в условиях полиэтнического региона; в отборе и обосновании
регионального компонента в содержании факультативного курса,
методических рекомендациях по его изучению и проектированию.
Достоверность и обоснованность данных исследования
обеспечивались целостным подходом к решению проблемы;
методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных
теоретических положений исследования; разнообразием научных
исследовательских методов и приемов, их взаимосвязанностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях
кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского

8
государственного университета, научных семинарах, зональных,
региональных научно-практических конференциях: 47 научно-методической
конференции «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного
процесса» (Ставрополь, 2002), научно-практической конференции
«Социально-психологические проблемы развития личности учащейся
молодежи» (Ставрополь, 2002), «Эвристическое образование» (Ставрополь,
2003), Всероссийской научно-практической конференции «Личностно -
ориентированное профессиональное образование: проблемы становления и
перспективы развития (Пенза, 2003), I-ой международной научно-
практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в
системе образования» (Тамбов, 2003) По материалам диссертации был
разработан факультатив «Патриотизм глазами учащейся молодежи».
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Модель организации патриотического воспитания старшеклассников
в условиях поликультурного региона. Модель включает следующие
компоненты: систему мер по преодолению ряда отрицательных последствий
диверсификации образования учреждений; воссоздание утраченных связей
образовательных учреждений разных типов и видов; усиление
взаимодействия школы и социально-педагогической среды; региональный
компонент в содержании процесса патриотического воспитания;
совокупность комплексных организационных форм, позволяющих учитывать
национальные особенности учащихся; способы, условия реализации
требований принципа поликультурного подхода к организации процесса
воспитания.
2. Технология управления процессом патриотического воспитания
учащихся: структура организации деятельности субъектов управления; про-
граммно-целевая модель руководства воспитательной работой; программно-
методическое обеспечение процесса патриотического воспитания; система
связей с социально-педагогической средой; условия, факторы повышения
эффективности патриотического воспитания в условиях Ставропольского ре-

9
гиона.
3. Условия, факторы повышения эффективности процесса
патриотического воспитания учащихся старших классов муниципального
образовательного учреждения: усиление взаимодействия педагогов и
учащихся, семьи, региональных общественных организаций; интеграция
социально-педагогической среды; методика реализации регионального
(школьного) компонента в содержании учебных дисциплин и внеучебной
деятельности; наличие программно-методического сопровождения;
приоритет комплексных организационно-педагогических форм;
совершенствование структуры методического управления процессом
воспитания; повышение уровня квалификации учителей, воспитателей,
методистов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения,
двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, приложений.
Список литературы включает 189 наименований. Диссертация изложена на
166 страницах, содержит 7 рисунков, 8 таблиц.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обоснован выбор проблематики, определена актуальность
темы, сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая цен-
ность настоящего исследования, поставлены цель и задачи исследования, вы-
двинута гипотеза исследования и основные положения, выносимые на
защиту.
В первой главе - «Теоретические основы патриотического
воспитания учащихся» - определяются социально-педагогические факторы
развития воспитания в условиях диверсификации образования, а также
организационно-педагогические основы проектирования патриотического
воспитания молодежи в образовательных системах; раскрыты особенности
реализации принципов поликультурности в региональных системах
патриотического воспитания; определен региональный компонент как фактор

10
повышения эффективности воспитательного процесса.
Среди документов, принятых на федеральном уровне, одно из
центральных мест занимают Национальная доктрина образования РФ,
Программа по патриотическому воспитанию граждан РФ, в которых
указывается, что основным институтом, обеспечивающим организацию и
функционирование системы патриотического воспитания, является
государство.
Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности
органов государственной власти всех уровней научных и образовательных
учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и
религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого
комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных
проектов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией
национальной безопасности Российской Федерации.
Системой государственных мер предусматривается формирование у
граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей,
профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и
воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах
жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.
Патриотизм является нравственной категорией и неотделим от инди-
видуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в чело-
веке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создать сего-
дня, исходя из новых усилий и нужд современного общества.
Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целе-
направленная и скоординированная деятельность государственных органов,
общественных объединений и организаций по формированию у молодежи
высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к сво-
ему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Ядром понятия «патриотизм» является патриотическое сознание

11
личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в
поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение
демократических взглядов, идеалов.
Таким образом, патриотизм как социально-педагогический феномен
представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-
ценностной и поведенческой сфер личности.
В содержании патриотического воспитания выделяются два основных,
тесно взаимосвязанных между собой компонента: социально-педагогический
и специфический. Первый из них характеризуется более широкой социально-
педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как
позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным
социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим
проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества
(любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение
конституционных обязанностей и обеспечение безопасности его граждан и
др.).
Социально-педагогический компонент содержания является
доминирующим, составляет его ядро. Только сформировав личность
гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,
ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и
поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных
задач по подготовке к служению Отечеству, выполнению гражданских
функций.
Специфический компонент патриотического воспитания характеризу-
ется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. В
современных условиях в содержании патриотического воспитания молодежи
в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные
ценности: гражданственность, надклассовость, надпартийность,
надкорпоративность; общенациональность в государственном масштабе;
приоритет общественно-государственных интересов над личными;

12
лояльность к основам государственного и общественного строя, к
существующей политической системе; патриотизм, преданность своему
Отечеству; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм
морали и права.
Реализация указанных компонентов осуществляется через следующие
направления воспитания: духовно-нравственное (воспитание на культурно-
исторических традициях); профессионально-деятельностное;
психологическое (формирование психологической устойчивости);
гражданско-правовое.
Система патриотической работы представляет собой установленный
или сложившийся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех
ее уровнях, начиная с первичного школьного коллектива, группы и
заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в
обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на
патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов,
способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им
задач в интересах общества, государства.
Эффективность патриотического воспитания зависит от учета
следующих условий, факторов:
- информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патрио-
тизма, конституционного долга, готовности к достойному служению
Отечеству на всех участках своей деятельности в качестве важнейших
ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с
интересами государства и общества; активное использование в этих целях
средств массовой информации, преодоление сложившихся стереотипов и
комплексов негативного плана;
- научно-теоретическое обеспечение - активизация исследований в сфере
патриотического воспитания молодежи в современных условиях,
использование результатов разработок, передового опыта в практической

13
деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях происходящих в
обществе изменений. Обновление и обогащение содержания воспитательной
работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-
нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области
социально-гуманитарных наук, современной педагогической мысли;
- педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разра-
ботка комплекса учебных и специальных программ и методик по
организации и проведению патриотической работы в ее различных формах,
использование всего многообразия педагогических реформ и средств с
учетом возрастных особенностей той или иной категории молодежи.
Развитие и совершенствование форм и методов патриотического воспитания.
Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу
деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного
опыта;
- обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в
системе патриотического воспитания - повышение эффективности этой
системы функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на
уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных
и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию
у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному
служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений
деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.
Принцип регионализации составляет основу идеи поликультурного
образования и воспитания. В системно-процессуальном аспекте
поликультурное образование и воспитание могут быть рассмотрены на двух
уровнях.
I. Национально-этнический уровень - формирование разносторонне
развитого человека, обладающего национальным самосознанием, способного
к переживанию, чувства родства с «малой» Родиной, с регионом, жителем
которого он является. Реализуется усвоение содержания культуры, народа,

14
края через приобщение к культурным ценностям (традициям, обычаям,
нормам).
Важным фактором реализации целей и задач поликультурного
образования и воспитания на этом уровне, наряду с семьей и школой,
является общество. Обладая возможностями, как самостоятельная и
саморазвивающаяся система, оно формирует общественное сознание, нормы
поведения и условия контроля за их соблюдением, обычаи, традиции,
самодеятельность и активность, ответственность, коллективизм и
патриотизм.
II. Социально-культурный уровень - реализуется через содержание
образования и воспитания, направленных на формирование гражданской и
патриотической культуры личности. В качестве подсистемных составляющих
включает культуру правовую, политическую, экономическую, семейную,
морально-нравственную, экологическую. Решающим средством ее
формирования является педагогическая система гражданского и
патриотического образования и воспитания.
В многонациональном государстве, каким является Российская
Федерация, противопоставление национального и патриотического в
сознании человека и социальных групп недопустимо, ибо неизбежно
приводит к конфликтам. От степени осознания всеми гражданами
патриотической идеи зависит социальный мир в обществе, стабильность
государства. Региональная специфика патриотического воспитания
приобретает сегодня исключительную значимость. Это находит выражение в
акценте воспитательной работы на единство всех народов, для которых
Россия была и остается родным Отечеством, в учете особенностей
менталитета национальных общностей, патриотических традиций, с
которыми связана история нации и региона.
Наиболее ярким проявлением воспитания молодежи является принцип
регионализации, так как в нем наиболее концентрированно проявляются и
демократизация, и гуманизация, и вариативность, и принцип развития.

15
Понимать регионализацию воспитания надо, прежде всего, как учет
региональных особенностей (этнографических, историко-культурных,
социально-экономических, экологических, геополитических и др.).
В то же время регионализация - это процесс обеспечения полноты и
непрерывности образования и воспитания отдельного человека, который
проживает на территории края. Важной стороной регионализации является и
то, что она становится хорошим средством создания собственного варианта
воспитания в едином пространстве России. Например, принятый Закон
Ставропольского края «Об образовании» - базисный региональный план
общеобразовательных учреждений, другие акты Правительства края
позволили не только управлять сферой образования, но и обосновывать
целесообразность передачи части функций с краевого на муниципальный
уровень. Базисный план Управления образованием Ставропольского края,
устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и
уровню образования, создает предпосылки для системного введения
регионального компонента государственных образовательных стандартов. В
этих целях разработаны в качестве регионального компонента образо-
вательные модели по учебным дисциплинам, курсам, учитывающим истори-
ческие, природные, экономические, социокультурные особенности Ставро-
польского края. В настоящее время в крае разработан проект национально-
регионального компонента государственного образовательного стандарта по
истории, литературе, географии, экономики и биологии.
Вышесказанное позволяет предположить, что имеются достаточные ус-
ловия, чтобы, учитывая региональные особенности, опираясь на имеющийся
у учащихся опыт, на доступном материале сформировать у учащихся
представления о прошлом и настоящем своей «малой» Родины,
сформировать положительное отношение к накопленным его ценностям, и
тем самым укреплять устойчивость учащихся к патриотизму.
Региональный компонент в содержании общего среднего образования
призван отражать образовательное и воспитательное пространство, которое

16
обозначается понятием «Ставропольский край». Содержание и объем этих
понятий определяется природно-географическим, социально-экономическим
и историко-культурным единством региона. Способствует формированию
личности учащегося как достойного представителя региона, умелого
хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и
традиций; гарантирует право на получение нормативных знаний о природе,
истории, экономике и культуре Ставропольского края; повышает статус
образования как фактора развития региона; расширяет комплекс
гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействует
формированию деятельностной структуры личности: познавательной,
коммуникативной, нравственной, трудовой, физической культуры;
расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные феде-
ральным компонентом.
Во второй главе - «Особенности реализации региональных моделей
патриотического воспитания учащихся» - проанализирован опыт
организации патриотического воспитания в региональных образовательных
системах, предложена собственная модель организации патриотического
воспитания в региональных образовательных системах.
Результаты аналитической работы, проделанной в теоретической части
исследования, анализ имеющегося опыта позволили разработать модель
содержания и организации патриотического воспитания в образовательном
учреждении (рис. 1).
Реализация этой модели, обоснование ее эффективности составили
главную цель опытно-экспериментальной части исследования.
В процессе опытно-экспериментальной работы решались следующие
задачи:
- выявление способов, приемов усвоения старшеклассниками патриоти-
ческих ценностей в процессе учебной и внеучебной воспитательной
деятельности;
- опытно-экспериментальная проверка авторской методики проектирования

17
организации патриотического воспитания в образовательном учреждении;




Принципы
Задачи Взаимодействие
Формирование федерального и
патриотизма, уважения регионального
к родной культуре и компонентов;
другим культурам; поликультурность
ориентация на образования;
демократические преемственность
ценности традиционных и
современных

Содержание
История и
культура
Методы
«большой» и
Наблюдение;
«малой» Родины;
Патриотическое рассказ; диалог;
усвоение системы
полемика;
воспитание
ценностей;
беседа;
система
учащихся театрализованная
отношений к
игра;
различным
моделирование
культурам
обучающих
региона, уважение
ситуаций




Формы
Условия
Урок; классный час;
Взаимодействие
фестивали и праздники;
основного и
музейная работа; дни
дополнительного
национальных культур;
образования;
факультатив
материально-
техническая база;
программно-
методическое
обеспечение СМИ




Рис. 1. Модель организации патриотического воспитания учащихся старших
классов
18
- обоснование и апробация технологии организации взаимодействия школы
и семьи, форм интеграции образовательно-воспитательной среды.
В ходе констатирующего эксперимента выявлялся реальный уровень
сформированности патриотических знаний, эмоционально-ценностных от-
ношений к патриотическим ценностям, степень активности учащихся в соци-
ально значимых видах деятельности.
На основе анализа полученных результатов были выявлены недостатки
и намечены пути их преодоления.
Проделанная работа послужила основанием для разработки авторской
методики организации системы работы по патриотическому воспитанию
старшеклассников в образовательном учреждении.
В качестве составных элементов данная методика включает следующие
организационные формы: уроки - обсуждения, клубы, ученические научные
общества, музейную работу, школьные СМИ, факультативы (например,
факультатив «Патриотизм глазами учащейся молодежи»); условия:
организация взаимодействия с внешней средой, методическое обеспечение.
В X - XI классах наряду с профильными предметами вводятся
интегрированные курсы: «Человек и природа», «Современный мир»,
«Основы благочестия и российский закон», «Основы рыночной экономики»,
«Выдающиеся люди Ставрополья», «Казачьи спортивные игры», «Животный
и растительный мир Ставрополья», «В мире прекрасного», «Этика и
психология семейной жизни», «Сценическое искусство». Педагоги школ
разрабатывают такие темы, как: «Школа русского эпоса», «Русские народные
традиции в играх», «Национальные спортивные игры», «Русская
словесность», «Культура общения», «Как говорили наши предки», «Песни
нашей станицы», «Святыни России», «Летописание», «Православная этика»,
«Задонщина», «Наставление Тверского епископа Семена», «Житие Стефана
Пермского», «Повесть о Горе-Злосчастии», «Домострой» и др.
Целью формирующего эксперимента явилась опытно-
экспериментальная проверка авторской методики организации работы по

19
патриотическому воспитанию учащихся в образовательном учреждении.
Оценка эффективности осуществлялась по трем главным критериям:
когнитивном (интеллектуальном); эмоционально - ценностном;
деятельностном. В соответствии с критериально-уровневым подходом
выделены следующие уровни: высокий, средний, низкий.
Интегральным критерием оценки эффективности воспитательной
работы является понятие «патриотически устойчивая личность».
Основными показателями патриотически устойчивой личности
являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и
поведении; готовность к сознательной актуализации в общении требований
морали; характер потребностно - мотивационной структуры, побуждающей к
реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и
сознательность.
Патриотически устойчивая личность - это единство нравственного,
правового сознания и поведения. Достижение этого в содержательном
отношении предполагает наличие системы ценностных отношений, на
вершине которых находится общественно-патриотический идеал.
Динамика положительных изменений в формировании у учащихся пат-
риотических знаний показана в таблице 1.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе значительно
сократилось число учащихся с низким уровнем сформированности
патриотической воспитанности и увеличилось число учащихся с высоким
уровнем сформированности. Относительно незначительное увеличение числа
учащихся характерно и для среднего уровня.
Положительные изменения в системе ценностных ориентаций, в
степени общественной активности позволяют говорить о повышении уровня
патриотической воспитанности учащихся (рис. 2, 3).




20
Таблица 1
Динамика изменений патриотических знаний учащихся контрольной и
экспериментальной групп

Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа

Констатирующий Заключительный Констатирующий Заключительный
этап этап этап этап

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
уч-ся уч-ся уч-ся уч-ся
Высокий 76 44,4 67 55,6 76 46,2 67 53,8

Средний 56 34 52 43,2 56 38,6 52 42,8

Низкий 11 7,1 23 21,5 11 7,9 23 11



Как мы и предполагали, эффективность патриотического воспитания
будет зависеть от оптимальной и рациональной организации всех звеньев
процесса патриотического воспитания в соответствии с целью, стоящей
перед ней, конкретными условиями и особенностями его осуществления по
отношению к учащимся в соответствии с потребностями, устремлениями,
интересами.

50
45
40
высокий
35
средний
30
низкий
25
20
15
10
5
0


Рис. 2. Изменение уровня сформированности патриотической
воспитанности учащихся экспериментальных групп


21
45
40
35
30 высокий
средний
25
низкий
20
15
10
5
0


Рис. 3. Изменение уровня сформированности патриотической
воспитанности учащихся контрольных групп

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что
высокий уровень сформированности патриотизма дает возможность
реализовать одну из главных задач обучения и воспитания – развитие общей
культуры личности учащегося.
В заключении изложены общие научные результаты проведенного
исследования и даны практические рекомендации.


ВЫВОДЫ
1. Проектирование содержания и организация патриотического
воспитания учащихся образовательного учреждения в условиях
поликультурного региона осуществляется на основе принципа единства
общего и особенного, взаимодействия национально-культурных традиций.
При этом роль системообразующего фактора при отборе содержания
принадлежит русским культурно-историческим традициям, являющимся
общим основанием для укрепления межкультурных коммуникаций, для
развития и обогащения национальных культур, для укрепления российской
государственности, защиты общенациональных интересов.
2. Организация патриотического воспитания в общеобразовательном


22
учреждении предполагает опору на достижения опыта российской
дореволюционной и советской школы, наполнения проверенных временем
организационных форм новым содержанием. При этом приоритетное
внимание должно отдаваться комплексным организационным формам,
позволяющим успешно формировать не только патриотические знания,
ценностные ориентации, но и включать учащихся в социально значимые
виды деятельности.
3. Важнейшими условиями, факторами повышения эффективности
патриотического воспитания являются: обеспечение единства федерального,
регионального и школьного компонентов в содержании патриотического
воспитания, внедрение программно-целевой модели управления
воспитательной работой в образовательном учреждении; разработка
программно-методического обеспечения процесса патриотического
воспитания; учет национально-этнических особенностей учащихся, их
семейного уклада, а также учет возможностей образовательного учреждения;
целенаправленное проектирование связей с внешней социально-
педагогической средой.
4. Опытно-экспериментальная работа показала, что преодолению
имеющихся недостатков способствует применение специальной системы
мер, методического управления, которая включает: комплекс активных форм
учебной и внеучебной деятельности, ориентированных на активизацию
самостоятельной работы школьников, имеющей творческий, созидательно
значимый характер.
Перспективу дальнейших исследований по проблемам модернизации
патриотического воспитания мы видим в необходимости разработки
стандартов не только в области обучения, но и в сфере воспитания,
конкретизации целей и задач патриотического воспитания в условиях
интеграции в мировое образовательное пространство, историческим вызовам,
в разработке механизмов интеграции социально-педагогической среды, а
также разработке технологий воспитания с учетом особенностей городской,

23
поселковой и сельской школы.
Список публикаций по теме диссертации

1.Кострулева И.В. Роль исторического образования в системе патрио-
тического воспитания школьников в современных условиях // Социально-
психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся
молодежи: Материалы региональной научно-практической конференции –
Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002 - Т.2.- С.278-281.
2. Кострулева И.В. Реализация национально-регионального компонента в
целях патриотического воспитания молодежи // Проблемы обеспечения
целостности учебно-воспитательного процесса: Материалы 47 научно-
практической конференции преподавателей и студентов «Университетская
наука - региону» - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002 - С.55-57.
3. Кострулева И.В. Патриотизм как нормальное состояние современного
общества // Эвристическое образование – 6: Материалы шестой региональной
научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - С. 65-67.
4. Кострулева И.В. Роль образования в системе патриотического воспитания
молодежи // Эвристическое образование – 6: Материалы шестой региональной
научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 - С. 67-69.
5. Кострулева И.В. Основные концепции рассмотрения соотношения
процессов социализации и самовоспитания // Личностно-ориентированное
профессиональное образование: проблемы становления и перспективы
развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-
Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003 - С. 173-175.
6. Кострулева И.В. Анализ социализации личности в процессе пат-
риотического воспитания // Человек и общество: на рубеже тысячелетий:
Международный сборник научных трудов. Выпуск 19. – Воронеж: Изд-во
ВГПУ, 2003 - С. 196-199.
7. Кострулева И.В. Система и целевая программа патриотического
воспитания // Фундаментальные и прикладные исследования в системе
образования: Материалы 1-ой международной научно-практической
конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2003 - С. 106 - 108.




24



СОДЕРЖАНИЕ