СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




КОТЕЛЬНИКОВА НАТАЛЬЯ ВАДИМОВНА




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ
МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ




Специальность
22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук




Ставрополь – 2003
Работа выполнена в Кубанском государственном университете

Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент
Петров Анатолий Викторович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Сергодеева Елена Александровна

кандидат социологических наук, доцент
Хагуров Темыр Айтечевич


Ведущая организация – Адыгейский государственный университет




Защита состоится 23 декабря в 14 часов на заседании диссертационного
совета Д 212.256.02. в Ставропольском государственном университете по адре-
су: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, корп. 1-а, ауд. 416.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставрополь-
ского государственного университета.



Автореферат разослан 22 ноября 2003 года.




Ученый секретарь
диссертационного совета Г.Д. Гриценко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в данной рабо-
те проблема не случайно стала предметом социологического изучения.
Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех
сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения цело-
го ряда острых проблем, среди которых и проблемы молодежи.
Одной из сфер ее жизнедеятельности, где наиболее ярко проявляются
последствия этих трансформаций, является досуг. В его пространстве вид-
ны изменения всей системы ценностных ориентаций в связи с падением
уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей,
распространением элементов упрощенной массовой культуры. В подобной
ситуации молодые люди утрачивают определенность в выборе линии
нормативного поведения, и, даже зная нормы и правила, не всегда следу-
ют им. «Размываются» устойчивые жизненные ориентиры молодежи,
снижается уровень культуры ее досуга.
Подобная ситуация характеризуется рядом негативных моментов, та-
ких, как настроения бессмысленности существования, криминализация
досуга, проявляющиеся в росте молодежной преступности, алкоголизме,
наркомании. Эти обстоятельства и заставляют задуматься над состоянием
духовной культуры молодежи в целом и культуры ее досуга в частности.
Противоречивость ценностных ориентаций в современной социокуль-
турной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают способность
противостоять воздействию негативных тенденций, сформировавшихся в
системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным пред-
ставляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в про-
странстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга
в жизни современной российской молодежи.
Вся совокупность проблем, проявляющихся в пространстве досуга,
характеризует тенденции его трансформаций, которые также требуют сво-
его научного осмысления.
Вместе с тем, исследование проблем досуга продиктовано и практиче-
скими потребностями, поскольку негативные проявления в данной сфере
во многом обусловлены неорганизованностью досуга, низким уровнем его
культуры и культуры самой молодежи.
Прояснение процессов, происходящих в сфере досуга российской мо-
лодежи, будет способствовать выработке более эффективных и адекват-
ных современному этапу развития общества методов работы с молоде-
жью, что также обусловливает актуальность настоящего исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблематика, рассматривае-
мая в настоящей работе, имеет свою историю изучения. В зарубежной и
3
отечественной науке она представлена именами таких ученых, как
Ж. Дюмазедье, Т. Веблен, К. Маркс, С.Г. Струмилин, Б.Л. Грушин,
Л.А. Гордон, Г.П. Орлов, А.В. Неценко и др., заложивших фундамент ис-
следований данного направления и во многом определивших основные
подходы к проблеме изучения пространства свободного времени и досуга.
В последнее время внимание ученых к досугу возросло. Это подтвер-
ждается увеличением количества монографий и научных статей, посвя-
щенных рассмотрению данной проблемы. В числе исследователей этого
направления необходимо назвать Е.М. Клюско, В.И. Болгова, В.Г. Гуцу,
В.Д. Патрушева, А.Д. Жаркова, И.А. Бутенко. Представляют интерес и
международные проекты изучения бюджетов времени (Б.В. Дубин,
Т.З. Зурабишвили).
Отечественная социологическая наука значительно продвинулась и в
области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной
проблематики – социализация, трудовая активность, жизненные планы,
выбор профессии, воспитания – нашли довольно обстоятельное освещение
в научной литературе. Большой вклад в их изучение внесли И.С. Кон,
И.М. Ильинский, Ю.Г. Волков, Г.П. Орлов, И.В. Бестужев-Лада,
В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, А.И.Вишняк, Л.Я. Рубина,
А.Б. Мискевич, С.Н. Иконникова, Ю.А. Левада, М.Х. Титма, Н.Б. Кофы-
рин, В.Т. Лисовский и многие другие.
В связи с происходящими в нашей стране с середины 80-х гг. переме-
нами, возникновением новых явлений и проблем, усилился интерес к не-
формальным молодежным объединениям (В.Ф. Левичева, Ф.Э. Шереги,
А.С. Запесоцкий, А.П. Файн, В.Н. Шкурин); молодежной субкультуре
(Е.Л. Омельченко, Д.В. Петров, С.А. Сергеев); наркомании и проституции
в молодежной среде (А.А. Габиани, Б.М. Левин); проблемам занятости
молодежи (Н.Н. Федотова, Б.А. Деготь, М.А. Гуревич), ценностным ори-
ентациям (Ю.Г. Волков, Н.И. Лапин, В.И. Чупров, В.А. Шаповалов,
Н.П. Медведев). В последние годы стали изучаться проблемы потреби-
тельского поведения молодежи (С. А. Стивенсон), молодежного экстре-
мизма (А.А. Козлов, Т.Э. Петрова), влияния виртуального пространства на
сознание молодежи (Б.С. Сивиринов, Е.В. Якушина).
На современном этапе осуществлен целый ряд исследований, посвя-
щенных и проблемам молодежного досуга (работы К.Г. Мяло, Б.А. Трегу-
бова, А.С. Запесоцкого, А.П. Файна, В.Я. Суртаева, В.Т. Лисовского,
А.Л.Маршака, О.И. Карпухина, Л.Ф. Боженко, М.Е. Илле, В.Н. Орлова,
И.В. Бестужева-Лады, Б.А. Ручкина, В.В. Скороходова).
Но существует и ряд нерешенных проблем в области изучения досуга
молодежи. В какой-то степени это объясняется быстрым обновлением об-
щества, постоянно происходящими изменениями, порождающими немало
4
новых аспектов тех проблем, которые ранее считались хорошо отработан-
ными в науке. Эта уникальность исторической ситуации постоянно вос-
создает объективную новизну указанного процесса и требует его социоло-
гического осмысления, подтверждает необходимость повышения уровня
изучения проблем досуга молодежи.
Объект исследования – молодежь современной России.
Предметом исследования являются тенденции трансформаций досу-
га молодежи в современных социокультурных условиях, их объективные
и субъективные факторы.
Цель исследования – на основе анализа изменений в структуре и со-
держании молодежного досуга выявить его инновационные тенденции,
определить основные факторы, оказывающие воздействие на происходя-
щие изменения.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Установить роль и место сферы досуга для современной российской
молодежи.
2. Раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, ока-
зывающих влияние на трансформацию молодежной досуговой деятельно-
сти.
3. Определить характер и суть изменений видов молодежной деятель-
ности на досуге.
4. Разработать понятие «досуговая стратегия», выявить стратегии до-
суга молодежи и построить их типологию.
5. Обосновать необходимые принципы и методы эффективного регу-
лирования свободного времени и досуга современной российской моло-
дежи.
Методологическая основа диссертации представлена совокупно-
стью приемов и подходов, посредством которых были исследованы пробле-
мы досуга молодежи.
Рассмотрение досуговой сферы жизнедеятельности как составного элемента,
зависимого от свойств целого – системы более высокого уровня, – базировалось
на применении системного анализа.
Привлечение процедур структурно-функционального анализа способствова-
ло изучению разновидностей досуговой деятельности, свойственных российской
молодежи, а также особенностей реализации ими социальных функций досуга.
Применение исторического подхода раскрыло причинную обусловленность
изменений вступающих в жизнь поколений в конкретных исторических услови-
ях.
Основания деятельностного подхода обеспечили рассмотрение объек-
та изучения через осуществление им тех или иных видов деятельности по-
средством определения иерархии целей и способов их достижения.
5
Интерпретация эмпирических данных базировалась на комплексном
применении методов анализа.
При интерпретации данных фокус-групп использовались стратегия
параллельного анализа, методы анализа ролевого контекста и идеальных
представлений.
Анализ данных, содержащихся в документах и СМИ, осуществлялся с
помощью методов классификации (их номинации), кластеризации и ана-
литической индукции.
Данные количественных исследований интерпретировались методами
простой группировки, перекрестной классификации и теоретической ти-
пологизации. Поиск взаимосвязей осуществлялся методами корреляцион-
ного и факторного анализа; применялся метод семантического контент-
анализа.
Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в
ходе социологических исследований, проведенных автором с использова-
нием методов полуформализованного интервью – изучение ценностных
ориентаций молодежи в сфере досуга (опрос студентов КубГУ и гуманитар-
но-технологического колледжа (ГТК) г. Краснодара в декабре 2002 г.; об-
щий объем выборки 192 человека); фокус-групп – исследование молодеж-
ных досуговых стратегий (в январе 2003 г. проведено 4 фокусированных
интервью со студентами КубГУ и ГТК, представителями старшей возрас-
тной группы и безработной молодежью г. Краснодара; общий объем вы-
борки 46 человек); анализа рекламных роликов – изучение пропагандируе-
мых телевидением посредством рекламы потребностей и ожиданий молодежи
(анализ рекламы пива на 1-ом канале и РТР в январе 2003г.); контент-
анализа молодежных периодических изданий – оценка общей содержатель-
ной направленности (журнала «Ровесник» и газеты «Я-молодой» за
2002 г.); экспертного опроса – исследование религиозности в молодежной
среде, проблем регулирования свободного времени и досуга (опрос специали-
стов комитета по делам молодежи Краснодарского края; краевых департа-
ментов культуры, образования и науки); анализа документов – исследова-
ние направлений работы в сфере досуга молодежи учреждений и организаций
Краснодарского края (краевых департаментов культуры, образования и
науки и комитета по делам молодежи Краснодарского края); вторичного
анализа данных исследований в аспектах указанной проблемы. Наиболее
важные из них:
– Всероссийское исследование ценностных ориентаций молодежи
«Молодежь России: три жизненные ситуации» («Молодежь-97»), прове-
денного в марте 1997 г. Центром социологических исследований МГУ
им. М.В. Ломоносова под руководством С.В. Туманова;

6
– социологическое исследование «Молодежь новой России: Какая
она? Чем живет? К чему стремится?», проведенное в 1997 г. Российским
независимым институтом социальных и национальных проблем под
руководством М.К. Горшкова в 12 регионах РФ;
– социологическое исследование «Наши ценности сегодня», репрезен-
тативное для России, проведенное по сопоставимым методикам в 1990,
1994 и 1998 гг. под руководством Н.И. Лапина;
– исследование «Социальное развитие молодежи», осуществленное в
1990, 1994 и 1997 гг. в 12 регионах России Центром социологии молодежи
ИСПИ РАН под руководством В.И. Чупрова;
– исследования молодежи России, проведенные в 1996 (в 14-ти горо-
дах) и 1997 гг. (в 18-ти городах) под руководством В.Т. Лисовского;
– социологические исследования российской молодежи на базе массо-
вых репрезентативных опросов в различных регионах страны: динамики
морального сознания молодежи Урала, проведенные под руководством
С.П. Парамоновой в период с 1980 по 1996 гг.; социокультурных связей
социально дезориентированной молодежи Поволжского региона, г. Моск-
вы и Московской области, осуществленные под руководством А.Л. Мар-
шака в 1987, 1995 и 1997 гг.
Особенность методики исследования состоит в комбинировании массовых
опросов с изучением единичных случаев.
В ходе диссертационного исследования использовалась статистика
МВД РФ, Госкомитета РФ по делам молодежи Правительства РФ, Гос-
комстата России, Краснодаркрайкомстата.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– обоснована возрастающая роль досуга в современных условиях в
качестве фактора социализации молодежи в связи с кризисом и трансфор-
мацией ряда социальных институтов (семьи, образования);
– введено в научный оборот понятие «досуговая стратегия», под ко-
торым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере до-
суга или через него – способы реализации целей, в которых молодой чело-
век видит результат своего досугового времяпрепровождения; выявлен
ряд стратегий досуга молодежи и разработана их оригинальная типология;
– раскрыто содержание факторов, обусловливающих трансформации
сферы досуга молодежи: объективные – особенности всей социокультур-
ной ситуации, сложившейся в сфере досуга современной молодежи; субъ-
ективные – содержание молодежных досуговых стратегий;
– определена суть изменений видов молодежной досуговой деятель-
ности, заключающаяся не только в смене избирательности в отношении
досуговых форм и появлении новых, но и в наполнении новым содержа-
нием существовавших ранее видов досуга;
7
– выявлен характер трансформаций досуговой деятельности молоде-
жи, проявляющийся в смене целей развития на цели развлечения, домини-
ровании потребительства над творчеством.
– описана новая, компенсаторная, функция досуга для российской мо-
лодежи, содержание которой составляют открывающиеся возможности
самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизне-
деятельности;
– обоснованы необходимые принципы и методы эффективного регу-
лирования свободного времени и досуга современной молодежи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В современных условиях в связи с кризисом и трансформацией ряда
социальных институтов (семьи, образования), традиционно играющих ос-
новную роль в социализации молодого поколения, функция социализации
актуализируется в сфере досуга. Об этом позволяет говорить возрастаю-
щая роль досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его
составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи,
распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов
поведения) в процессе социализации молодого поколения. В настоящее
время наблюдается возрастающая роль досуга в качестве фактора и сферы
социализации молодежи.
2. Суть изменений видов молодежной досуговой деятельности заклю-
чается прежде всего в том, что происходит не только смена избирательно-
сти в отношении разнообразных досуговых видов и формирование не
имевших ранее места в практике видов молодежной досуговой деятельно-
сти (Интернет), но и наполнение новым содержанием существовавших ра-
нее видов (чтение, просмотр телепередач, посещение дискотек).
3. Процесс трансформации досуговой деятельности современной рос-
сийской молодежи, несмотря на имеющиеся положительные тенденции
(рост возможностей самореализации, свобода выбора и многообразие до-
суговых форм), в целом характеризуется потерей приоритетов творчества
и духовного развития и смещением акцентов на развлечения и пустое вре-
мяпрепровождение. В сфере досуга утрачены позиции традиционных
нравственных и культурных ценностей, преобладают пассивность и по-
требительство.
4. Происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обуслов-
ливаются не только объективным фактором – изменением общей социо-
культурной ситуации. Они детерминированы и таким субъективным фак-
тором, как формирование новых досуговых стратегий молодежи. Под «до-
суговой стратегией» понимаются способы удовлетворения потребностей в
сфере досуга или через его посредство, то есть реализации целей, в кото-
рых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепрово-
8
ждения. Формирование в современных условиях новых молодежных досу-
говых стратегий, то есть изменение в большинстве своем целей досуговой
деятельности и используемых средств их достижения приводит к форми-
рованию и распространению новых досуговых видов, падению популяр-
ности некоторых из существовавших ранее видов или наполнению их но-
вым содержанием.
5. Выявленные молодежные досуговые стратегии («полезность»,
«взять от жизни все, или гуляй, пока молодой», «поиск смысла жизни, или
поиск путей в будущее», «отдохнуть», «хоть чем-то занять досуг», «уход»,
«эпатаж», «побег от одиночества», «престижность») и их типы (собствен-
но активный и активно-достижительный; собственно пассивный и пассив-
но-продвигающий типы) свидетельствуют о росте значимости досуга для
молодежи, что определяет разнообразие тех целей, которые она стремится
реализовать в его пространстве. В связи с этим для некоторой части моло-
дежи, еще не достигшей желаемого, социально значимого статуса, досуг
выполняет компенсаторную функцию. Содержание этой функции состав-
ляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом про-
странстве взамен других сфер жизнедеятельности.
6. В настоящее время регулирование свободного времени и досуга
молодежи должно базироваться на принципах толерантности, интереса и
свободы. Толерантность предполагает понимание и принятие субъектами,
осуществляющими регулирование свободного времени молодежи, ее ин-
тересов и потребностей; свобода – создание в пространстве досуга усло-
вий для самоорганизации молодежи, содействие формированию в сфере
досуга ее активной позиции; интерес – учет реальных потребностей моло-
дежи в организации и проведении досуга. В качестве основных методов
должны выступить контроль (с целью обеспечения условий досуговой
деятельности, отвечающих потребностям самой молодежи и содействую-
щих формированию более высокого уровня культуры ее досуга) и пере-
ориентирование (перенос активности молодежи из досуга в другие сферы
жизнедеятельности).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключа-
ется в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы
в ходе дальнейшего анализа трансформаций в сфере досуга современной
российской молодежи и служить теоретической и эмпирической базой для
проведения различных исследований по молодежной проблематике.
Результаты исследования имеют адресный характер: они могут найти
применение в учебно-педагогической, научно-методической деятельности,
использоваться различными государственными органами и общественны-
ми организациями при планировании и совершенствовании работы с мо-

9
лодежью, при разработке целевых программ ее духовного развития, досу-
говых мероприятий учреждениями, работающими с молодежью.
На основе диссертации может быть разработан спецкурс для студен-
тов социологических специальностей, социальных работников, социаль-
ных педагогов, специалистов по работе с молодежью.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к за-
щите на кафедре новейшей отечественной истории и социологии Кубан-
ского государственного университета.
Основные идеи, положения и выводы работы были представлены на
Всероссийской научной конференции «Рыночная экономика и образова-
ние» (Анапа, 1999); региональной научно-практической конференции
«Социальная, нравственная и юридическая ответственность СМИ в ре-
формируемом обществе» (Краснодар, 2000); Всероссийской научной кон-
ференции «Современная семья: проблемы и перспективы развития»
(Тверь, 2001); специализированных курсах по социологии Центра социо-
логического образования ИС РАН «Молодежная культура и субкультура»
(Москва, 2001); Международной научной конференции «Социальные ва-
рианты языка-II» (Нижний Новгород, 2003); Всероссийской научной кон-
ференции «Возрождение России: общество – управление – образование –
молодежь – культура» (Екатеринбург, 2003). Материалы исследования
включены в спецкурс «Социология молодежи» для студентов факультета
истории, социологии и международных отношений Кубанского государст-
венного университета.
Основные положения и результаты исследования отражены в пяти на-
учных публикациях автора общим объемом 1,35 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух
глав, содержащих пять параграфов, заключения, библиографического спи-
ска и приложений. Общий объем работы 163 страницы. Список литерату-
ры включает 359 наименований, в том числе 5 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность и обосновывается выбор те-
мы диссертационного исследования, анализируется степень научной раз-
работанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, оп-
ределяются теоретико-методологические основы диссертации и ее эмпи-
рическая база, излагаются элементы новизны и положения, выносимые на
защиту, освещаются теоретическая и практическая значимость исследова-
ния, ее апробация.


10
В первой главе «Досуг как предмет социологического анализа» в
историко-социологическом аспекте рассмотрены сущность и функции до-
суга и его роль в социализации современной российской молодежи.
В первом параграфе «Основное содержание и функции досуга: ис-
торико-социологический аспект» аналитический обзор основных подхо-
дов к понятиям свободного времени и досуга отечественных и зарубеж-
ных исследователей.
Автор отмечает, что интерес к пространству свободного времени про-
являли уже мыслители древности. В работах Аристотеля, позже А. Шо-
пенгауэра, Р. Декарта свободное время и досуг рассматриваются в связи со
свободой, социальным положением, саморазвитием. В русском языке сло-
во «досуг» употреблялось уже в XV в.
Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возник-
новение интереса к досугу как пространству времени, современное поня-
тие досуга сформировалось в период индустриального развития общества.
Через увеличение производительности и интенсивности труда общества
такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего
и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели.
Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и
учеба оказались четко разделенными.
В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерно-
стей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется
от работ К. Маркса и Т. Веблена, в которых отражена многолетняя работа
по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуго-
вое пространство в логически строгих терминах.
В силу ряда обстоятельств понятия «свободного времени» и «досуга»
исследователи трактуют по-разному. Так, например, английский социолог
Н. Андерсон свободное время определяет путем исключения из внерабо-
чего времени на сон, еду и гигиену, при этом домашний труд он рассмат-
ривает как часть свободного времени. Однако вряд ли возможно относить
домашний труд к отдыху лишь на том основании, что он не входит в «ра-
бочее время».
В последние десятилетия широкое признание получает идущая еще от
К. Маркса идея свободного времени как времени, свободного от «естест-
венной необходимости или социальной обязанности». В западной социо-
логии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем
Ж. Дюмазедье, а в отечественной социологии – с именами С.Г. Струмили-
на и Б.Л. Грушина.
Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение
понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут термины
«свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает
11
в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека
направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечест-
венный исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как
синоним слова «свободное время».
Отечественный исследователь В.Д. Патрушев свободное время харак-
теризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном
хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и
бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть
свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию лично-
сти.
Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в
отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее
точное и полное определение этих понятий.
Диссертант разделяет точку зрения разграничения понятий свободно-
го времени и досуга и исходит из следующих определений. Свободное
время – часть временного бюджета личности, которая освобождена от не-
преложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, настоятельных
семейных, общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необ-
ходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.). Досуг
– часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функ-
цию восстановления физических и психических сил человека; деятель-
ность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенство-
вания или достижения иных целей по собственному выбору, а не по при-
чине материальной необходимости.
Особое внимание уделяется рассмотрению структуры досуга, вклю-
чающей определенные виды, которых, по данным социологов, насчиты-
вают несколько сотен, и формы (типы), отличающиеся по своему содер-
жанию (типичному набору досуговых занятий) и объему (продолжитель-
ности).
В зависимости от того, какие виды деятельности исследователи отно-
сят к досугу, а какие к свободному времени, они определяют различные
функции досуга. Г.И. Минц считает, что творческие занятия относятся к
свободному времени, а не к досугу. Схожей точки зрения придерживается
Л.И. Михайлова, которая к досугу относит только занятия, связанные с
отдыхом, развлечением, потреблением культурных занятий.
Диссертант отмечает, что, хотя досуг часто сводят к отдыху, на самом
деле многое зависит от того, какой вид времяпрепровождения конкретно
рассматривается. Такая позиция дает основание говорить о самых разно-
образных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и
самореализации. В связи с этим автор разделяет точку зрения А.И.
Кравченко, рассматривающего досуг как составную часть категории
«свободное время» и отмечающего, что досуг – деятельность ради
12
мя» и отмечающего, что досуг – деятельность ради собственного удоволь-
ствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей
по собственному выбору.
Анализ исследований пространства свободного времени и досуга по-
зволил описать совокупность факторов, обусловливающих объем, струк-
туру и содержание досуга. Подобные факторы подразделяют на общие
(состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на
одного члена семьи и т.д.) и специфические (природно-климатические ус-
ловия, тип поселения и т.д.), а также объективные (внешние, не зависящие
от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные).
Рассмотрение функций досуга, его содержания, структуры и факто-
ров, их обусловливающих, позволило диссертанту сформировать модель
анализа изменений в сфере молодежного досуга. Она включает признаки,
индикаторы, критерии оценки всех происходящих трансформаций –
структурных, содержательных и функциональных новаций досуга моло-
дежи.
Во втором параграфе «Досуг как фактор и сфера социализации
молодежи» показана роль досуга в социализации современной российской
молодежи.
Анализ работ, посвященных вопросам социализации в современном
российском обществе, свидетельствует об изменении характера этого про-
цесса и позволяет рассматривать пространство социализации в качестве
проблемного «поля». Это объясняется трансформацией традиционных ин-
ститутов социализации (семьи, образования), в значительной мере утра-
тивших свою социализирующую функцию. В отношении семьи это обу-
словливается нарушениями межпоколенной трансляции социальных норм,
ценностных ориентаций, способов и форм социального поведения в связи
с их неадекватностью современным условиям жизни и, как следствие, па-
дением авторитета менее адаптированных к новым условиям родителей.
Что касается образования, то здесь речь прежде всего идет о неэффек-
тивности воспитательного воздействия на молодежь. В системе профес-
сионального образования разрушены воспитательные структуры, устарели
и не отвечают потребностям современного общества методы работы с мо-
лодежью. Попытки реконструкции воспитательной системы (воссоздание
структур, разработка планов воспитательной работы) в настоящее время
оказываются малоэффективными.
Автор приходит к выводу, что система образования и семья как ин-
ституты социализации в значительной степени утратили воспитательное
воздействие на молодое поколение. В сложившейся ситуации функция со-
циализации молодежи актуализируется в сфере, которая активно влияет на

13
формирование личности молодого человека. Такой сферой для современ-
ной российской молодежи является досуг.
Усиление роли досуга в процессе социализации молодежи обусловле-
но ростом значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого
поколения в целом. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийского
социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром
социологических исследований МГУ. По полученным данным досуг, от-
дых, для всех возрастных категорий молодежи (от 17 до 31 года) оказался
в тройке доминантных ценностей.
Для изучения влияния на социализацию современной российской мо-
лодежи пространства досуга осуществлен анализ его составляющих, уча-
ствующих в процессе формирования личности молодого человека. В этом
аспекте и рассмотрена роль молодежных организаций, массовой культуры,
религии, общения со сверстниками, физической культуры и спорта.
Установлено, что общение со сверстниками и массовая культура – ос-
новные источники формирования ценностных ориентаций и образцов по-
ведения молодежи. Это объясняется тем, что они являются наиболее дос-
тупными, и, следовательно, наиболее распространенными видами досуго-
вой деятельности всех возрастных групп молодежи, что подтверждают ре-
зультаты многочисленных исследований. Так, например, по данным ис-
следования ИСПИ РАН общение со сверстниками занимает до 60% от
общего объема досугового времени молодежи.
В целом анализ социализации молодежи в пространстве досуга дал
основание говорить о наличии в нем стихийных процессов, связанных с
фактической неуправляемостью и неорганизованностью жизнедеятельно-
сти молодежи в этой сфере. Данной ситуации свойственно усиление веро-
ятностного характера социализации, что является следствием, прежде все-
го, увеличения количества относительно самостоятельных и не склады-
вающихся в единую иерархическую систему институтов социализации
(семья, школа, средства массовой информации (СМИ), общественные объ-
единения). В настоящее время они выступают как конкурирующие или
вовсе не связанные между собой образования, находящиеся к тому же в
неравных условиях распространения своего воздействия. Речь в данном
случае идет об отдалении профессиональных воспитателей от воспитан-
ников, на которых все большее влияние оказывают СМИ и окружение
сверстников.
Несмотря на негативные проявления стихийных процессов формиро-
вания личности молодого человека в сфере досуга (неконтролируемое
влияние СМИ, окружения сверстников и пр.) в его пространстве заложен
потенциал образовательных, воспитательных инициатив. Обеспечить их
реализацию на практике можно посредством целенаправленного педаго-
14
гического воздействия на формирование личности молодого человека.
Этот потенциал досуговой сферы рассматривается автором на примере
воспитательных возможностей молодежных организаций и физкультуры и
спорта.
Резюмируя, автор делает вывод о возрастающем влиянии досуга на
становление личности молодого человека, что позволяет рассматривать
досуг в качестве фактора и сферы социализации современной российской
молодежи.
Во второй главе «Трансформации в структуре и содержании мо-
лодежного досуга» рассматриваются основные тенденции развития моло-
дежной досуговой деятельности и современная социокультурная ситуация
в этой сфере; анализируются особенности и возможности регулирования
свободного времени и досуга молодежи.
В первом параграфе «Современная социокультурная ситуация в
сфере молодежного досуга» исследованы изменения видов досуговой
деятельности молодежи и новая социокультурная среда как объективный
фактор трансформаций структуры и содержания молодежного досуга.
Рассмотрение социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи
осуществляется по двум основным направлениям. Первое представлено
анализом социокультурной среды – условий формирования досуговых по-
требностей молодежи. Второе – анализом видов ее досуга, что позволило
рассмотреть способы реализации потребностей молодежи в исследуемой
сфере. Поскольку содержание и характер молодежной досуговой деятель-
ности определяются социокультурной средой – качеством социокультур-
ной деятельности ее субъектов, то анализ видов досуга современной рос-
сийской молодежи дал основания для выводов о состоянии социокультур-
ной ситуации в сфере молодежного досуга в целом.
В числе факторов, определяющих ее характер, рассматриваются СМИ.
Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи
(компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и
телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор
приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование его духов-
ного мира.
С целью рассмотрения характера основных установок, ценностных
ориентаций, пропагандируемых СМИ, осуществлен анализ общей содер-
жательной направленности молодежных периодических изданий. Резуль-
таты исследования показали, что основной объем содержащегося в них
материала посвящен новостям кино и видеорынка (в среднем около 20%),
шоу-бизнеса (около 50% в среднем), что в сумме составляет до 70% от
общего объема их содержания, темам любви и секса (около 15%), фанта-
стики и астрологии (в среднем – 10%). Полученные данные свидетельст-
15
вуют о том, что в погоне за прибылью молодежные периодические изда-
ния превращаются в источники распространения упрощенных образцов
массовой культуры.
Анализ деятельности СМИ приводит к выводу: коммерциализация
культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высо-
кой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориен-
таций и культурных идеалов молодого поколения.
В системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы,
направленные не на творчество и духовное развитие, а на отдых, развле-
чения, рекреацию. Об этом свидетельствуют результаты социологического
исследования изменений в системе культурных потребностей молодежи,
проведенного Российским независимым институтом социальных и нацио-
нальных проблем в 12 регионах России. По полученным данным в период
с 1987 по 1997 гг. число молодежи, отдающей предпочтение художествен-
ному творчеству снизилось с 74% до 27%, техническому – с 74% до 27%,
потреблению различного вида художественной культуры (театр, кино, му-
зей) – с 92% до 47%. Это позволяет говорить о превалировании в сфере
досуга молодежи потребительства над творчеством.
Такие выводы подтверждаются и результатами, полученными авто-
ром. Методом опроса было установлено, что большую часть досугового
времени студентов вузов и колледжей занимают общение с друзьями (73%
и 75% соответственно) и телевидение (70% и 76% соответственно), что
свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга.
Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посеще-
нии дискотек (у 52% студентов вузов 48% студентов колледжей от общего
числа выбравших активные формы досуга). Посещают кафе, бары 31% и
24%, театры – 3% и 1% студентов вузов и колледжей соответственно.
Анализ результатов социологических исследований позволил выявить
характер трансформаций в сфере молодежного досуга и сделать вывод о
том, что в структуре культурных потребностей молодежи «к центру» пе-
ремещаются многие ценности, бывшие ранее «на периферии». Наряду с
обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к праг-
матизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой
деятельности утрачен.
С целью определения сути происходящих в досуговом пространстве
молодежи изменений, обусловленных современной социокультурной си-
туацией, проведен сравнительный анализ ранее существовавших и совре-
менных досуговых форм (чтения, кино, просмотра телепередач, посеще-
ния дискотек), а также рассмотрен новый вид досуговой деятельности
молодежи, появившийся и получивший распространение в последнее
время (Интернет).
16
Общая логика сравнительного анализа проходила по линии «старая
форма – новое содержание». Это позволило увидеть масштабы изменений,
происходящих в сфере молодежного досуга, и сделать вывод о том, что
традиционные виды досуговой деятельности наполняются иным содержа-
нием.
В качестве важной предпосылки, оказавшей влияние на изменение со-
циокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, рассматриваются
процессы распространения новых информационных систем (Интернет).
Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоя-
щее время формируется принципиально иная социокультурная ситуация,
обусловливающая формирование новых досуговых ценностей современ-
ной молодежи.
Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения до-
суговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование,
но при этом трансформируется сама – преобразуется в связи с деятельно-
стью человека. Иными словами появление новых и изменение существо-
вавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаи-
мовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.
Во втором параграфе «Общая характеристика и типология досу-
говых стратегий молодежи» акцентируется внимание на том, что фор-
мирование новых досуговых стратегий молодежи является одним из фак-
торов изменений, происходящих в сфере ее досуга.
В связи с этим в реферируемой работе автором вводится понятие «до-
суговой стратегии», под которым понимаются механизмы удовлетворения
потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в
которых молодой человек видит результат своего досугового времяпре-
провождения. Разработка данного понятия обусловлена тем, что фиксиро-
вание только самого досугового вида, без учета многообразия целей,
средств их достижения и мотивов деятельности, недостаточно для пони-
мания трансформаций, происходящих в сфере молодежного досуга. Это
объясняется тем, что именно содержание и мотивы деятельности, направ-
ленной на удовлетворение самых разнообразных потребностей, раскры-
вают ее смысл.
На основании проведенного автором социологического исследования
целевых ориентаций и механизмов удовлетворения потребностей молоде-
жи в сфере досуга были выделены следующие молодежные досуговые
стратегии: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общест-
венно-полезной деятельности и пр.), «взять от жизни все, или гуляй, пока
молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и
пр.), «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом,
музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.), «отдохнуть»
17
(просмотр телепередач, слушание музыки и пр.), «хоть чем-то занять до-
суг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»), «уход» (употребле-
ние алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения про-
блем и пр.), «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объедине-
ниях и пр.), «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение
кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.), «престижность» (увлече-
ние современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов,
дискотек и пр.).
Автор делает вывод, что выделенные стратегии различаются целями,
сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и сред-
ствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или
иных видов досуговой деятельности, наполненных определенным содер-
жанием, и наличие связей между этими видами (они объединены общей
ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных по-
требностей). Вместе с тем отмечается, что различение выделенных страте-
гий в некоторой степени условно, поскольку границы между ними размы-
ты, то есть стратегии могут пересекаться, удовлетворяя разнообразные по-
требности молодежи.
Обобщение результатов проведенного исследования позволило автору
разработать типологию досуговых стратегий молодежи. В качестве осно-
ваний предложенной типологии выступают: уровень досуговой активно-
сти и доминирующая (ведущая) ориентация, в которой кроются причины
направленности интересов, цели. Для реализации последних молодежь и
организует свою досуговую деятельность, определяющую содержание до-
суговой стратегии. Указанные основания дают возможность выделить че-
тыре типа досуговых стратегий молодежи – два активных и два пассив-
ных: собственно активный и активно-достижительный; собственно пас-
сивный и пассивно-продвигающий.
Два первых типа характеризуются участием в активных видах досуга,
но отличаются целевой ориентацией: наличием (активно-достижительный
тип) или отсутствием (собственно активный тип) четко сформированной
цели достичь в пространстве досуга значимого результата (социального
статуса или каких-либо жизненных успехов посредством реальных усилий
в сфере досуговой деятельности).
Два других типа – пассивные – связаны соответственно с реализацией
стратегии посредством пассивных форм досуга. Характер их отличия так-
же заключается в содержании целевой ориентации: наличии (пассивно-
продвигающий тип) или отсутствии (собственно пассивный тип) сформи-
рованной цели «продвинуться», получить тот же, например, значимый
статус, но только без ориентации на конкретный, видимый результат дея-
тельности на досуге.
18
В рамках разработанной типологии выделенные досуговые стратегии
могут быть распределены следующим образом: к собственно активному
типу отнесены стратегии (при условии их реализации по большей части
посредством активных форм досуга) – «отдохнуть», «полезность»; к соб-
ственно пассивному – «хоть чем-то занять свой досуг», «уход»; к активно-
достижительному – «поиск смысла жизни», «престижность» (при условии
их реализации через активные виды досуговой деятельности); к пассивно-
продвигающему типу – «престижность» (при условии реализации посред-
ством пассивных форм досуга).
На основании анализа выявленных молодежных досуговых стратегий
и их типологии автор показал, какие проблемы решаются молодежью в
пространстве досуга, то есть раскрыл его роль. Она заключается в том, что
для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизне-
деятельности пространством, выполняя таким образом функцию, назван-
ную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоут-
верждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятель-
ности.
Данные проведенного исследования позволили сделать вывод, что
происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются
не только изменением общей социокультурной ситуации, но и появлением
у самой молодежи новых досуговых стратегий. Это связано с тем, что
формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной
молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются
существующими в практике средствами их достижения – видами досуга.
В результате, одни виды досуговой деятельности молодежи перестают
быть популярными и распространенными (техническое творчество, худо-
жественные и народные промыслы), другие претерпевают существенные
изменения, наполняются новым содержанием (дискотека, чтение, про-
смотр телепередач). Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие
ранее места в практике проведения молодежью досуга виды (Интернет).
Итак, складывающаяся в пространстве досуга социокультурная ситуа-
ция приводит к формированию у молодежи новых досуговых стратегий,
определяющих трансформацию старых и формирование и распростране-
ние новых видов досуговой деятельности.
В третьем параграфе «Культура досуга молодежи и проблемы ре-
гулирования свободного времени» раскрываются основные проблемы,
принципы и методы регулирования свободного времени и досуга совре-
менной российской молодежи.
В качестве цели регулирования досугового пространства молодежи
рассматривается формирование культуры ее досуга. Под культурой досуга
понимается качественная характеристика человеческой деятельности на
19
досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; на-
бор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к уча-
стию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствую-
щих самореализации творческого потенциала личности.
Особое внимание при рассмотрении свободного времени и досуга мо-
лодежи уделяется разграничению понятий «управление» и «регулирова-
ние». Автор считает, что управление как целенаправленное воздействие,
содержащее четкую и жесткую регламентацию деятельности молодежи на
досуге, должно смениться ее регулированием, подразумевающим, в боль-
шей степени, не воздействие, а содействие молодежи и взаимодействие с
ней.
Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются
в аспекте регулирования всего свободного времени. Это связано с тем, что
досуг – часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подра-
зумевает воздействие на пространство всего свободного времени. Кроме
того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфе-
ра жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться
опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из до-
суга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную
деятельность. Метод регулирования свободного времени в таком случае
заключается в акцентировании внимания молодого поколения на другом
значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого усло-
вий.
Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга
молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предостав-
ляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель тако-
го контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятель-
ности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содейство-
вали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это ока-
жет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досу-
га современной молодежи.
Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно бази-
роваться прежде всего на принципах свободы, интереса и толерантности.
Свобода рассматривается как противоположность принуждению,
строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься.
Данный принцип подразумевает создание в пространстве досуга условий
для реализации досуговых интересов всех категорий молодежи.
Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия
для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициа-
тивности – формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить

20
учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении ее до-
суга.
Под принципом толерантности понимается желание и способность
субъектов, осуществляющих регулирование досуга молодежи, понимать и
принимать возникающие у молодого поколения досуговые интересы и по-
требности. При этом отмечено, что толерантность не должна касаться та-
ких видов досугового времяпрепровождения, которые принято считать де-
виантным поведением (например, употребление алкогольных напитков и
наркотиков, хулиганство и пр.).
Помимо разработки собственно принципа толерантности в области
регулирования свободного времени молодежи автором отмечается важ-
ность характера толерантной позиции субъекта регулирования – пассив-
ного или активного. Позиция пассивной толерантности подразумевает
простое непротиводействие досуговым инициативам молодежи; активной
– наряду с терпимым отношением – содействие в реализации молодежью
важных для нее целей в сфере досуга. При этом подчеркивается, что
именно позиция активной толерантности должна в наибольшей степени
способствовать оптимизации процессов регулирования свободного време-
ни молодежи.
В целом реализация рассмотренных принципов и методов регулиро-
вания свободного времени и досуга молодежи станет залогом эффектив-
ности этой деятельности.
Регулирование свободного времени и досуга молодежи рассматрива-
ется на примере работы с молодежью учреждений и организаций Красно-
дарского края (комитета по делам молодежи, департаментов культуры,
образования и науки), которые осуществляют контроль деятельности
функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клу-
бов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства че-
рез создание единой системы социоклубного пространства (дворовая
площадка – клуб по месту жительства – молодежный центр). Последнее
имеет большое значение, поскольку созданные по месту жительства клубы
по интересам оказались поддержаны и востребованы самой молодежью.
Формирование социоклубного пространства, учитывая его роль в профи-
лактике девиантного поведения молодежи, является важнейшим условием
реализации главной цели регулирования этой сферы жизнедеятельности
молодежи – повышения уровня культуры ее досуга.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются вы-
воды в соответствии с целями и задачами, предлагаются рекомендации
для разрешения проблемы обозначенного в сфере молодежного досуга
противоречия, намечаются направления дальнейшей разработки темы.

21
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Котельникова Н.В. Некоторые аспекты влияния экономических
процессов на структуру молодежного досуга // Рыночная экономика и об-
разование: Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 1.2. –
Краснодар: «Кубанский учебник», 2000. – С. 114-116.
2. Котельникова Н.В. Влияние СМИ на социокультурную ситуа-
цию в сфере молодежного досуга // Социальная, нравственная и юридиче-
ская ответственность СМИ в реформируемом обществе: Материалы науч-
но-практической конференции. – Краснодар: Изд-во КГАУ, 2000. – С. 53-
56.
3. Котельникова Н.В Семейный досуг: проблемы воспитания моло-
дежи // Современная семья: проблемы и перспективы развития: Материа-
лы Всероссийской научной конференции. Вып. 1.– Тверь: Изд-во ТГТУ,
2001. – С.15-17.
4. Котельникова Н.В. Досуг современной российской молодежи:
традиции и инновации // Вестник Уральского государственного техниче-
ского университета-УПИ. – Сер. «Гуманитарные и социально-
экономические науки». Актуальные проблемы социологии и менеджмен-
та: Сб. науч. ст. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. № 4 (24). –
С. 282-284.
5. Котельникова Н.В. Речевая культура молодежи как фактор инте-
грации в сфере свободного времени // Социальные варианты языка – II:
Материалы международной научной конференции. – Н. Новгород: Изд-во
НГЛУ, 2003. – С. 154-157.




22



СОДЕРЖАНИЕ