СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Ковалева Олеся Ивановна




ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ КАК ФАКТОР
СОХРАННОСТИ ЗДОРОВЬЯ




13.00.08 – теория и методика профессионального образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Ставрополь - 2004
Работа выполнена на кафедре коррекционной педагогики и психологии
Ставропольского государственного университета




Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Малашихина Ирина Анатольевна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Соловьев Геннадий Михайлович


доктор педагогических наук, профессор
Солдатенков Александр Дмитриевич


Ведущая организация: Ставропольский краевой институт
повышения квалификации работников
образования


Защита состоится 14 января 2004 года в 10.00 часов на заседании Дис-
сертационного совета Д 212.256.01 в Ставропольском государственном уни-
верситете по адресу: 355009, г.Ставрополь, ул. Пушкина 1а, ауд. 416


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского
государственного университета.


Автореферат разослан « » декабря 2003г.


Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук, профессор Л.И. Губарева




2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема личностно ориентированного
обучения студентов вузов как фактора сохранности здоровья представляется
в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяет-
ся первостепенной важностью сохранения здоровья человека. В связи с этим
определяется необходимость профессиональной готовности педагогических
кадров современных образовательных учреждений к осуществлению лично-
стно ориентированного обучения. В Федеральной программе развития обра-
зования отмечается, что «в последние годы отчетливо проявляются тенден-
ции ухудшения здоровья детей» (Федеральный закон об утверждении Феде-
ральной программы развития образования, 2000).
В числе наиболее важных факторов ухудшения здоровья находятся не-
стабильное экономическое положение страны, региональные конфликты,
рост числа социально неблагополучных семей, кризис духовных ценностей,
падение нравственного уровня населения.
К числу факторов, отрицательно влияющих на здоровье студентов, рос-
сийские ученые Э.Н. Вайнер, Н.К. Иванова, А.М. Куликов, Е.А. Ямбург и др.
относят перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоот-
ношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных осо-
бенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др. В современных ус-
ловиях развития отечественной высшей школы становится очевидным, что
успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов
во многом зависит от совместных усилий педагогов, социальных служащих,
психологов, социальных психологов. Возникла потребность обоснования пе-
дагогических технологий решения этой проблемы в рамках педагогики и
психологии высшей школы.
Особую актуальность представляет проблема здоровья молодежи. От
этого зависит благополучие будущей молодой семьи, производственный по-


3
тенциал и обороноспособность страны. Данные статистики свидетельствуют
о том, что по состоянию 2002 года только 6 – 8% выпускников общеобразо-
вательной школы признаны здоровыми, каждый второй имеет морфофунк-
циональную патологию, 42% - хронические заболевания. Уровень алкоголи-
зации среди юношей в одиннадцати регионах России колеблется от 72% до
92%, а среди девушек – от 80 до 94% (О мерах по улучшению охраны здоро-
вья детей в Российской Федерации, 2002). Отсутствие знаний по культуре
здоровья, пренебрежение здоровьем являются одной из причин того, что 40%
студентов не имеют представления о здоровом образе жизни; около 50% сту-
дентов пробовали наркотики. Эти данные говорят о том, что сохранение и
укрепление здоровья студентов – это прежде всего нравственная и
педагогическая проблема.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно
ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные
педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава,
К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие.
В исследованиях А.В. Беляева, М.И. Битянова, Н.М. Лебедева,
В.А. Шаповалова отмечается, что гуманистическая среда и позитивная моти-
вация к образованию формируют личностно значимые качества студентов.
Изучением вопросов различных педагогических технологий, способствую-
щих эффективности процесса обучения в высшей школе, занимаются отече-
ственные и зарубежные ученые Н.И. Бутенко, В.И. Горовая, В.Я. Ляудис и
др.; личностно-характерологическими особенностями подростков занимают-
ся О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова, О.А. Бутова, В.Н. Муравьева;
здоровьесберегающими технологиями в системе образования занимаются
О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Л.И. Губарева, К.С. Гюлушанян, И.А. Малаши-
хина, Н.А. Медведева, В.М. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова и
другие.




4
Однако большинство специалистов, раскрывая важнейшие аспекты
личностно ориентированного обучения, не исследовали ее в системе здо-
ровьесберегающей технологии в обучении студентов как комплексной и
междисциплинарной научной проблемы. Ощущается раздробленность про-
блематики, недостаток целостного осмысления. Хотя изучение состояния
здоровья молодежи ведется в различных регионах страны, в частности, уче-
ные Южного региона внесли большой вклад в разработку категориального
аппарата, создание региональной концепции «Образование и здоровье».
Проблема эффективного использования личностно ориентированной техно-
логии в обучении студентов как фактора сохранности здоровья остается ак-
туальной и требует прикладной разработки.
Таким образом, имеются противоречия между необходимостью реше-
ния проблемы личностно ориентированного обучения студентов современ-
ных вузов и недостаточной научно теоретической и практической разрабо-
танностью технологий обучения, которые бы эффективно влияли на психо-
комфортное и физиологическое состояние здоровья студентов; современным
уровнем развития системы образования, основой которого является педаго-
гический процесс, и необходимостью четкого научного регулирования учеб-
ной и дисциплинарной нагрузки обучающихся; уровнем профессиональной
компетентности современного педагога высшей школы и методически-
ми возможностями реализации методов активного познавательного обучения
в учебном процессе, стимулирующих интерес и потребность студентов к по-
лучению знаний в обстановке комфорта и социального благополучия; содер-
жанием современных концептуальных установок о необходимости пропаган-
ды здорового образа жизни среди молодежи и социокультурными условиями
окружающей среды.
На основании выявленных противоречий была определена проблема
исследования, содержание которой сформулировано следующим образом:




5
каково педагогическое обеспечение сохранения и укрепления состояния здо-
ровья студентов в период профессиональной подготовки в вузе?
В качестве цели исследования выступает реализация педагогических
условий формирования готовности студентов к проектированию здоровье-
сберегающего процесса в период обучения в вузе.
Объект исследования – здоровье студентов в период обучения в вузе.
Предмет исследования – процесс организации и содержания личност-
но ориентированного обучения студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что организация здоровьесбе-
регающего образовательного процесса будет эффективной, если проводится
первичная диагностика состояния здоровья студентов; осуществляется лич-
ностно ориентированное обучение студентов; создается комплекс оздорови-
тельных услуг для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях; в
процессе обучения формируются знания о здоровом образе жизни.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследова-
ния были поставлены следующие задачи.
1. Выявить состояние психологического и духовно-нравственного здо-
ровья студентов.
2. Провести анализ готовности педагогов высших учебных заведений
к здоровьесбережению обучающихся.
3. Выявить дидактические условия, влияющие на сохранность здоро-
вья студентов в период обучения в вузе.
4. Разработать оздоровительную программу «Личностно ориентиро-
ванное обучение и здоровье» для студентов гуманитарных специальностей.
5. Экспериментально проверить эффективность разработанных техно-
логий личностно ориентированного обучения студентов.
Методологическую основу исследования составили следующие по-
ложения: признание философского и гносеологического плюрализма как
принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе



6
гуманитарного знания; диалектическая взаимосвязь объективного и субъек-
тивного; системный подход к исследованиям; аксиологический подход, при-
знающий человека наивысшей ценностью; учет общих закономерностей дея-
тельности и сознания, физиологических особенностей развития студентов;
концепция формирования личности в онтогенезе; теория преемственности
между биологическим и социальным психического развития; концепция оте-
чественной и зарубежной психологии и педагогики о сущности личности и ее
психологической структуры, самосознании личности; философско-
теоретические концепции о целостности личности.
Теоретическую основу исследования составили гуманизация обу-
чения (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, В.А. Караковский, И.Б. Котова,
Е.А. Ямбург); личностно ориентированный подход к образованию
(Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); концеп-
ции здоровьесбережения в образовании (В.В. Вучева, Л.И. Губарева,
Н.А. Медведева, В.Н. Муравьева, Г.М. Соловьев, Н.Ю. Шумакова); концеп-
ция медико-психологического сопровождения здоровьесберегающего обра-
зования (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, О.А. Бутова, Н.Н. Волоскова, К.С. Гю-
лушанян, Н.В. Зарыковская, В.Н. Муравьева, Л.И. Марочкина, В.О. Францева
и др.); влияние биологических ритмов на работоспособность и сохранность
здоровья студентов (И.А. Ахвердова, О.А. Бутова, Л.И. Губарева, И.А. Ма-
лашихина, В.И. Панкова).
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы
исследования: изучение и научно-теоретический анализ литературы по ис-
следуемой проблеме; праксиметрический метод (изучение документов); ста-
тистические методы (методы измерения и обработки экспериментальных
данных, их системный анализ, графическая интерпретация); эксперимен-
тальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); син-
тез и обобщение, способствующие подведению промежуточных и общих
итогов исследования.



7
Диссертационное исследование проходило в несколько этапов.
Первый этап (2000 год) – изучение и анализ философской, психолого-
педагогической, медицинской литературы, изучение теоретического и прак-
тического уровней разработанности данной проблемы. Полученный материал
позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи, объ-
ект и предмет исследования.
Второй этап (2001-2002 годы) – изучение состояния проблемы в раз-
личных регионах страны, в том числе в г.Ставрополе, сбор практико ориен-
тированного материала по проблеме исследования; систематизация получен-
ных данных; анализ результатов.
Третий этап (2003 год) – осмысление результатов исследования и
оформление их в форме диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что систематизированы
и обобщены концепции отечественных ученых по проблеме сохранения и ук-
репления здоровья студентов; выявлено состояние психологического и ду-
ховно-нравственного здоровья студентов; составлена оздоровительная про-
грамма «Личностно ориентированное обучение и здоровье» для студентов,
обучающихся в вузе; разработана система личностно ориентированного обу-
чения студентов в процессе профессиональной подготовки в высших учеб-
ных заведениях.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении на-
учно-педагогических основ сохранения и укрепления здоровья студентов; в
целостной характеристике системообразующих понятий, идей, показателей
здоровья студентов (интеллектуальная и физическая работоспособность, фи-
зическое развитие и общая физическая подготовленность, психологическая
адекватность и уравновешенность, совокупность социально-духовных ценно-
стей личности); в уточнении содержания понятий: «здоровьесбережение»,
«здоровье», «здоровый образ жизни», «личностно ориентированное обуче-
ние».



8
Практическая значимость исследования заключается в разработке
оздоровительной программы «Личностно ориентированное обучение и здо-
ровье» в целях сохранения и укрепления здоровья студентов. Сформулиро-
ванные положения могут быть включены в курс педагогики для учебных за-
ведений, использованы в системе повышения квалификации работников об-
разования. Теоретический анализ диссертационного исследования может
быть использован при создании авторских программ, учебных пособий по
социологии, психологии, педагогике, социальной педагогике; результаты ис-
следования могут быть использованы как субстанциональная основа учебных
пособий по педагогическим и методическим дисциплинам, адресованным
студентам педагогических вузов и слушателям институтов повышения ква-
лификации.
Достоверность выводов, сделанных в ходе выполнения исследования,
обусловлена полученными результатами, апробацией основополагающих
идей, комплексным подходом и системным анализом изучаемой проблемы,
позитивным разрешением поставленных задач, верификацией предположе-
ния. Достоверность полученных результатов обеспечена также применением
комплекса методов, адекватных поставленным исследовательским задачам,
представленной источниковедческой базой, многомерным статистическим
анализом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выво-
ды исследования докладывались и обсуждались на Международных (Пенза,
2002; Орел, 2003; Москва, 2003), Всероссийских (Ставрополь, 2002; Пенза,
2003; Калуга, 2003; Тамбов, 2003; Барнаул, 2003; Чебоксары, 2003), регио-
нальных (Ставрополь, 2003; Ростов-на-Дону, 2003) научных и научно-
практических конференциях.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в Ставрополь-
ском государственном университете, Северо-Кавказском государственном
университете, Ставропольской государственной аграрной академии в ходе



9
реализации оздоровительной программы «Личностно ориентированное обу-
чение и здоровье».
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Научно – педагогические основы сохранения и укрепления здоровья
студентов.
2. Содержание сохранения и укрепления здоровья студентов, которое
включает умения и навыки рациональной организации профилактики заболе-
ваний, развитие потребности в сохранении и укреплении здоровья студентов.
3. Педагогическое обоснование здоровьесберегающих технологий как
совокупности средств и методов, направленных на сохранение и укрепление
здоровья студентов.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 160 стра-
ницах, состоит из введения, трех глав, содержащих девять параграфов, за-
ключения, библиографии, включающей 200 источников, и приложения. Ра-
бота иллюстрирована 7 рисунками и 2 таблицами.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность исследования, выделяются
его объект и предмет, формулируются цель, задачи и гипотеза, определяются
методология и методы исследования, научная новизна, теоретическая и прак-
тическая значимость.
В первой главе «Методологические и антрополого-
гносеологические основы личностно ориентированного обучения» раскры-
ты проблемы индивидуального подхода как основы личностно ориентиро-
ванного обучения, философско-педагогические и антропологические теории
проектирования здоровьесберегающего педагогического процесса в вузе, а
также использование инновационных технологий в личностно ориентиро-
ванном обучении студентов.



10
Личностно ориентированное образование рассматривается как образо-
вание, которое ориентировано на обучающегося как основную ценность об-
разовательного процесса. Оно востребует имеющийся опыт студента и созда-
ет условия для формирования и проявления его личностных качеств, способ-
ствует развитию мышления, становлению творческой, активной, инициатив-
ной личности, удовлетворяет познавательные и духовные потребности обу-
чающихся, стимулирует развитие интеллекта, социальных и коммуникатив-
ных способностей, навыков самообразования и саморазвития. Ценностями
личностно ориентированного образования являются человек во всем его мно-
гообразии; культура, в русле которой осуществляется образование; творчест-
во как средство жизни и развития человека и культуры.
В современной отечественной педагогике можно выделить ряд концеп-
ций, каждая из которых рассматривает личностно ориентированное образо-
вание с разных позиций. Эти позиции не противоречат друг другу, а фикси-
руют акценты на разных сторонах этого процесса. Необходимость в новой
парадигме образования возникает по ряду причин, но главная из них - новый
тип мышления, возникший вследствие новых социально-производственных
условий. Педагогическая наука отвечает на запросы личности, общества, го-
сударства тем, что предлагает им новую модель (парадигму) образовательной
системы. В зависимости от понимания назначения образования (с какой це-
лью воспитывать и обучать) парадигмальные модели бывают разными: тра-
диционалистскими, рационалистическими, гуманистическими.
Теоретическое назначение концепции личностно ориентированного об-
разования видится В.В.Серикову (1994) в создании условий, способствую-
щих тому, чтобы при усвоении любого компонента содержания образования
развивалась сфера личностных функций индивида. В качестве таковых функ-
ций он выделяет следующие: мотивации, опосредования, коллизии, критики,
рефлексии, смыслотворчества, ориентации, обеспечения автономности и ус-
тойчивости внутреннего мира, творчески преобразующей самореализации,



11
обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с лично-
стными притязаниями.
И.С.Якиманская (1996) считает, что все существующие модели личностно
ориентированной педагогики можно условно разделить на три группы: соци-
ально-педагогическую, предметно-дидактическую, психологическую.
Личностно ориентированное образование предусматривает индивиду-
альный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития
студентов, их подготовки, способностей и возможностей.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и харак-
тера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значитель-
ной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
Изучение проблемы личностно ориентированной подготовки дало воз-
можность выделить в ней элементы педагогической антропологии. С точки
зрения антропологии, в процессе профессионально-педагогической подго-
товки акцент перемещается с контроля усвоения знаний и поведения челове-
ка на самоконтроль, самообучение, самовоспитание, саморазвитие, что все-
цело соответствует идее личностной ориентации современного педагогиче-
ского процесса. Обучение студентов проектированию педагогического про-
цесса, ориентированного на сохранение здоровья его субъектов, стало осно-
вой данной работы. В связи с этим необходимо осмысление проблемы проек-
тирования здоровьесберегающего педагогического процесса.
Здоровье - это состояние полного, физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа
жизни (ЗОЖ), поскольку ЗОЖ представляет собой категорию, соотносимую
с философскими идеалами — представлениями о достойном человека образе
жизни, с социальными потребностями и возможностями общества на каждом
конкретном его этапе и с критериями оценки здоровья, причем не только фи-



12
зического, но психологического и духовно-нравственного.
Востребованность категории здоровья в практике проявляется в опреде-
лении здоровьезатратного или здоровьесберегающего потенциала педагоги-
ческого процесса. Положительной тенденцией является стремление проекти-
ровать педагогический процесс как здоровьесберегающий.
Под здоровьесберегающим педагогическим процессом мы понимаем пе-
дагогический процесс, в основе которого лежит здоровьесберегающий (ва-
леологический) принцип. Для разработки подходов к обучению студентов
проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса необхо-
димо определить сущность педагогического проектирования. В.Н. Максимо-
ва (2000) предлагает проектировать на основе акмеологического подхода ва-
леологическое образование, рассматривая здоровую личность как цель и ре-
зультат школьного образования.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гума-
нистической сущностью, психотерапевтической направленностью на под-
держку личности, помощь ей. Технологии сотрудничества реализуют демо-
кратизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педаго-
га и студента. Технологии свободного воспитания делают акцент на предос-
тавление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или мень-
шей сфере его жизнедеятельности.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация
учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения являются приоритетными. Технологии индивидуализации
обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья
учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Кроме этого возникают новые педагогические технологии, идея которых
заключается в переходе от объяснения к пониманию, от социального кон-
троля к развитию и самоконтролю, от управления к самоуправлению. Исто-
ки развития личностно ориентированных технологий содержатся в положе-



13
ниях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера (1999), где обосно-
вана идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В лич-
ностно ориентированном образовании в ходе подготовки педагога фунда-
ментом любой педагогической технологии является понимание и взаимопо-
нимание.
Во второй главе «Педагогические условия формирования у сту-
дентов высших учебных заведений готовности к здоровому образу жиз-
ни» раскрывается реализация здоровьесберегающей технологии в системе
личностно ориентированного обучения студентов в вузе, условия эффектив-
ности содержания педагогического процесса к осуществлению здоровьесбе-
режения студентов, междисциплинарный подход в системе личностно ориен-
тированного обучения как фактор сохранности здоровья.
Существенным фактором формирования здоровья студентов является
уровень здоровья самих педагогов, которые согласно статистике являются
самой большой категорией населения нашей страны, страдающей разнооб-
разными заболеваниями, в том числе обусловленными профессией: болезня-
ми органов дыхания, органов пищеварения, зрения, болезнями нервной сис-
темы, болезнями сердечно-сосудистой системы.
Важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья обучающихся
является реализация принципов личностно ориентированной педагогики и
дифференцированного подхода к обучению, развитию и содержанию лично-
сти каждого студента. Процесс формирования готовности к реализации здо-
ровьесберегающей технологии мы рассматриваем как одну из сторон общего
процесса формирования личности будущего педагога.
Целостные свойства описываемая система приобретет при достаточной
степени сформированности всех компонентов готовности будущего педагога
к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса, а также
при определенном взаимовлиянии компонентов друг на друга (рис. 1).




14
Когнитив-
Операцион-
ный
ный



Мотивационный
компонент


Рефлексив- Мобилиза-
ционно-
ный
настроечный

Рис. 1. Структурная модель готовности педагогов к проектированию
здоровьесберегающего педагогического процесса.

Приведенная структурная модель наглядно отражает сущность готовно-
сти педагогов к проектированию здоровьесберегающего педагогического
процесса. Одним из условий подготовки будущего учителя к осуществлению
здоровьесбережения в профессиональной деятельности является содержание
образования. Содержание образования выступает как педагогическое средст-
во развития готовности по обеспечению здоровьесбережения обучающихся.
Содержание педагогического образования необходимо рассматривать
как совокупность определенных знаний студентов (овладение частью соци-
ального опыта человечества) и деятельности, направленной на реализацию
этих знаний, а также направленность на личность (превращение социального
опыта в опыт деятельности личности). Отбор содержания образования в ас-
пекте здоровьесбережения должен строиться с учетом индивидуальных, пси-
хологических, физиологических особенностей, их личностных интересов,
способностей, склонностей и потребностей студентов.
При построении модели содержания образования, учитывая то, что ос-
нованием отбора содержания образования в аспекте здоровьесбережения яв-
ляется фактическая и проектируемая готовность к здоровьесбережению, не-


15
обходимо учитывать деление содержания образования на инвариантный и
вариативный компоненты.
Вариативная часть содержания образования должна включать в себя:
вариативно-индивидуальную часть, определяющую аспекты для углубленно-
го изучения в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей и
потребностей студентов; при отборе содержания образования в аспекте здо-
ровьесбережения, определяя проектируемый уровень готовности к здоровь-
есбережению, вариативно-специальная часть должна включать аспекты,
варьирующиеся в зависимости от специализации.
Анализируя работы русских и зарубежных исследователей, содержание
образования в аспекте здоровьесбережения в вузе должно включать в себя
два элемента: когнитивный и креативный. Когнитивный элемент содержа-
тельного обеспечения здоровьесбережения представляет собой часть соци-
ального опыта человечества в области здоровьесбережения. Данный аспект
должен быть направлен на формирование когнитивного опыта студентов в
сфере здоровьесбережения, а также на формирование положительной моти-
вации на здоровьесбережение, т.е. когнитивный аспект содержания образо-
вания в аспекте здоровьесбережения будет способствовать присвоению сту-
дентами таких элементов образованности, как осведомленность и сознатель-
ность, а также действенность. Креативный элемент содержательного обеспе-
чения здоровьесбережения предполагает направленность на преобразование
социального опыта в сфере здоровьесбережения в личностный опыт.
Одним из наиболее важных условий сохранности здоровья студентов
является установление межпредметных связей в аспекте здоровьесбереже-
ния.
Анализ научной литературы позволяет нам определить межпредметные
связи в содержании образования в аспекте здоровьесбережения по трем на-
правлениям: осуществление межпредметных связей между учебными дисци-
плинами общеобразовательной и общекультурной подготовки предусматри-



16
вает включение здоровьесберегающего аспекта в различные учебные дисци-
плины (межпредметные связи реализуются между учебными дисциплинами,
содержащими определенные части интегрированного знания о здоровье, спо-
собах его поддержания); осуществление межпредметных связей между дис-
циплинами общего и профессионального образования предусматривает
взаимосвязь содержания общего и профессионального образования (знания,
полученные при изучении дисциплин общекультурной подготовки должны
сочетаться со знаниями, полученными при изучении дисциплин медико-
биологического, психолого-педагогического цикла, а также с дисциплинами
предметной подготовки); осуществление межпредметных связей между
учебными дисциплинами общеобразовательного и профессионального цик-
лов и педагогической практикой предусматривает применение теоретических
знаний по охране жизни и здоровья участников образования в ходе педагоги-
ческой практики (основным интегрирующим звеном здесь выступают прак-
тические навыки в сфере здоровьесбережения).
В третьей главе «Педагогическое обеспечение сохранения и укрепле-
ния здоровья студентов в период профессиональной подготовки студен-
тов в вузе» дается анализ состояния готовности будущих специалистов к
осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности, рас-
крываются педагогические условия формирования готовности студентов к
проектированию здоровьесберегающего процесса, приведены результаты
экспериментального исследования по проблеме здоровья студентов в период
обучения в вузе.
Актуальность исследования проблемы подготовки будущих учителей к
осуществлению здоровьесбережения обучающихся определяется следующи-
ми аспектами: социальным (высокой заболеваемостью студентов, связанной
с недостаточной подготовленностью по вопросам охраны здоровья и жизни
студентов); теоретическим (анализ существующих до настоящего времени
вариантов учебных программ, показывает, что проблеме сохранения и укреп-



17
ления здоровья студентов в педагогической теории и практике уделяется не-
достаточно внимания); практическим (подготовка будущих учителей к здо-
ровьесбережению обучающихся определяется необходимостью обучения в
рамках комплекса дисциплин медико-биологического цикла).
Основным принципом гуманного образования является его направлен-
ность на здоровьесбережение участников образования.
Под готовностью студентов к здоровьесбережению понимается профес-
сиональное свойство педагога, в котором выражается степень усвоения им
социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохра-
нение и укрепление своего собственного здоровья и здоровья участников об-
разования, а также способностью пользоваться этим опытом в профессио-
нальной деятельности.

Характеристиками готовности к здоровьесбережению являются осве-
домленность, сознательность, действенность, умелость.
Осведомленность личности отражает знания о здоровье, здоровьесбе-
режении; основных методах, средствах и формах организации в профессио-
нальной деятельности, а также наличие опыта осуществления здоровьесбере-
гающей деятельности. Показатели – точность, полнота, объем, размерность
будут характеризовать проявляемую личностью осведомленность.
Сознательность отражает меру направленности личности на здоровьес-
бережение, сознательное стремление к пополнению и обновлению знаний о
здоровье, здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоро-
вья. К показателям сознательности относятся логичность рассуждений, соот-
несенность, целенаправленность.
Под действенностью подразумевается мера вовлеченности человека в
деятельность по обеспечению здоровьесбережения обучающихся на основе
осведомленности и сознательности, сформированность положительной моти-
вации на здоровьесбережение и определенных качеств личности, необходи-
мых для осуществления здоровьесбережения обучающихся. Показатель - ак-


18
тивность.
Умелость отражает способность использовать полученные знания о
здоровьесбережении в конкретных ситуациях, практическую реализацию
умений в профессиональной деятельности. Показатель - результативность.
В.И. Смирнов (1998) предлагает разделить все многообразие условий
эффективности педагогической деятельности на объективные и субъектив-
ные, к объективным условиям автор относит организационные и средовые,
ресурсные условия; среди субъективных условий он выделяет следующие:
наличие у субъекта деятельности выраженной потребности и устойчивых мо-
тивов ее осуществления, принятие им цели и программы деятельности; опыт
организации и осуществления деятельности; теоретическая подготовлен-
ность, сформированность умений и навыков планирования, выполнения
практических действий и операций; соответствие содержания и характера
деятельности индивидуальным особенностям субъекта; эмоционально-
психологическое и физическое состояние субъекта деятельности.
В рамках экспериментальной работы на примере Ставропольского го-
сударственного университета, Северо-Кавказского государственного техни-
ческого университета, Московского государственного открытого педагогиче-
ского университета им. М.А. Шолохова (филиал в г.Ставрополе) проанализи-
ровано состояние психологического и духовно-нравственного здоровья сту-
дентов.
На констатирующем этапе, целью которого являлось выявление со-
стояния психологического и духовно-нравственного здоровья студентов пер-
вых курсов, мы определили состояние их здоровья с помощью анкетирования
и частных методик. Состояние психологического здоровья студентов опреде-
лялось нами с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, предназначенной для
определения тревожности, методики В.Зунга, предназначенной для измере-
ния степени выраженности сниженного настроения – субдепрессии.
Исследуя состояние здоровья студентов, мы выделили уровни психоло-



19
гического и духовно-нравственного состояния здоровья: высокий - 3,5-5;

средний – 2-3,5; низкий – 0-2.

Уровни психологического здоровья студентов соответствуют следующим

критериям: высокий уровень – принятие себя как личности, достойную ува-

жения, отсутствие тревожности, рефлексия, активность личности, ответст-

венность; средний уровень – сонливое состояние, сниженное настроение;

низкий уровень – тревожность, депрессия, раздражительность, бессонница.

Уровни духовно-нравственного здоровья студентов должны соответство-

вать следующим критериям: высокий уровень – благожелательность, благо-

родство, вера, великодушие, чувство собственного достоинства, милосердие,

совесть, спокойствие, сострадание, понимание, справедливость, щедрость,

человечность; средний уровень – конфликтность, тревога, холодность; низ-

кий уровень – душевная пустота, трагическое мировосприятие, утрата инте-

реса к жизни, зло.

Результаты изучения психологического и духовно-нравственного здо-
ровья студентов показали, что в контрольной группе (КГ) и эксперименталь-
ной группе (ЭГ) Ставропольского государственного университета (СГУ), Се-
веро-Кавказского государственного технического университета (СКГТУ),
Московского государственного открытого педагогического университета им.
М.А. Шолохова (филиал в г.Ставрополе) (МГОПУ) приблизительно одина-
ковое процентное соотношение состояния физического, психического и ду-
ховного здоровья. Всего обследовано 390 студентов.
Что касается состояния психологического здоровья студентов, то в КГ
СГУ 30% студентов (18 человек) имеют высокий уровень состояния психо-
логического здоровья; 37% студентов (22 человека) - средний уровень; 33,3%
студентов (20 человек) – низкий. В ЭГ СГУ 32% студентов (19 человек) име-
ют высокий уровень состояния психологического здоровья; 37% студентов


20
(22 человека) – средний; 32% студентов (19 человек) – низкий. В КГ СКГТУ
32% студентов (19 человек) имеют высокий уровень состояния психологиче-
ского здоровья; 35% студентов (21 человек) - средний уровень; 33,3% сту-
дентов (20 человек) – низкий. В ЭГ СКГТУ 32% студентов (19 человек) име-
ют высокий уровень состояния психологического здоровья; 33,3% студентов
(20 человека) – средний; 35% студентов (21 человек) – низкий. В КГ МГОПУ
30% студентов (18 человек) имеют высокий уровень состояния психологиче-
ского здоровья; 35% студентов (21 человек) - средний уровень; 35% студен-
тов (21 человек) – низкий. В ЭГ МГОПУ 28,3% студентов (17 человек) имеют
высокий уровень состояния психологического здоровья; 37% студентов (22
человека) – средний; 35% студентов (21 человек) – низкий. В КГ СГУ 32%
студентов (19 человек) имеют высокий уровень состояния духовно-
нравственного здоровья; 33,3% студентов (20 человек) - средний уровень;
35% студентов (21 человек) – низкий. В ЭГ СГУ 30% студентов (18 человек)
имеют высокий уровень состояния духовно-нравственного здоровья; 35%
студентов (21 человек) – средний; 35% студентов (21 человек) – низкий. В КГ
СКГТУ 30% студентов (18 человек) имеют высокий уровень состояния ду-
ховно-нравственного здоровья; 35% студентов (21 человек) - средний уро-
вень; 35% студентов (21 человек) – низкий. В ЭГ СКГТУ 32% студентов (19
человек) имеют высокий уровень состояния духовно-нравственного здоро-
вья; 33,3% студентов (20 человек) – средний; 35% студентов (21 человек) –
низкий. В КГ МГОПУ 32% студентов (19 человек) имеют высокий уровень
состояния духовно-нравственного здоровья; 33,3% студентов (20 человек) -
средний уровень; 35% студентов (21 человек) – низкий. В ЭГ МГОПУ 30%
студентов (18 человек) имеют высокий уровень состояния духовно-
нравственного здоровья; 35% студентов (21 человек) – средний; 35% студен-
тов (21 человек) – низкий.
Формирующий этап имеет цель – сохранение и укрепление психологи-
ческого и духовно - нравственного здоровья студентов в условиях образова-



21
тельного процесса.
Для того чтобы сохранить и укрепить состояние здоровья студентов, а
также реализовать задачи экспериментальной работы, мы разработали про-
грамму «Личностно ориентированное обучение и здоровье». Основные зада-
чи программы: внедрение в учебно-воспитательный процесс личностно ори-
ентированного обучения студентов как фактора сохранности здоровья; осу-
ществление психолого-педагогического и медицинского контроля за состоя-
нием здоровья студентов в период обучения в вузе; внедрение профилакти-
ческих медицинских и психологических мероприятий; создание социально-
реабилитационных служб здоровья, психологических центров.
Основные направления программы: организационно-методическая дея-
тельность по укреплению здоровья студентов; улучшение санитарных усло-
вий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий в обра-
зовательных учреждениях; внедрение оптимальной системы медицинского
обеспечения по оказанию помощи студентам; решение оздоровительных за-
дач средствами физической культуры; организация питания студентов в ву-
зах; инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья
студентов в вузе (проведение деловых игр, дискуссий, нетрадиционных форм
проведения лекций: лекции – диалоги, лекции с включением приемов релак-
сации, активизации умственной работоспособности, лекции с элементами ак-
тивизации анализаторов и эмоциональной сферы).
На контрольном этапе эксперимента после реализации данной програм-
мы в ЭГ было проведено анкетирование студентов. Такое же анкетирование
было проведено и в КГ, но в ней не была реализована программа «Личностно
ориентированное обучение и здоровье». Сравнительный анализ результатов
позволяет нам сделать вывод о повышении и укреплении состояния здоровья
студентов в экспериментальной группе (рис. 2, 3, 4).




22
А Б

50 50
40
40 Контрольная группа
30
30 Контрольная группа




%
%

20 Экспериментальная
20 Экспериментальная группа
группа
10
10
0
0
1 2 3
1 2 3
Уровни
Уровни




Рис. 2. Сравнительная оценка психологического (А) и духовно-
нравственного (Б) здоровья студентов в контрольной и
экспериментальной группах СГУ

А Б

50
50
40 Контрольная
40 Контрольная
группа
30
группа
30
%
%




20 Экспериментал
20 Экспериментал
ьная группа
10
ьная группа
10 Э
0
0
1 2 3
1 2 3
Уровни
Уровни




Рис. 3. Сравнительная оценка психологического (А) и духовно-
нравственного (Б) здоровья студентов в контрольной и
экспериментальной группах СКГТУ

А Б

50 50
40 40
Контрольная Контрольная
группа группа
30 30
%




%




20 20
Экспериментал Экспериментал
ьная группа ьная группа
10 10
0 0
1 2 3 1 2 3
Уровни Уровни




Рис. 4. Сравнительная оценка психологического (А) и духовно-
нравственного (Б) здоровья студентов в контрольной и
экспериментальной группах МГОПУ


23
Апробация программы «Личностно ориентированное обучение и здоро-
вье» в процессе обучения студентов в вузе подтверждает эффективность про-
веденных мероприятий в целях укреплении состояния здоровья студентов.
В заключении отмечается, что выполненное диссертационное иссле-
дование подтвердило выбранную нами гипотезу и показало эффективность
обоснованной и реализованной в ходе экспериментальной работы оздорови-
тельной программы «Личностно ориентированное обучение и здоровье».


ВЫВОДЫ
1. В результате проведенного анализа литературы выявлены виды,
сущность и основные тенденции развития проектирования, определены от-
личительные особенности проектирования личностно ориентированного
обучения с учетом здоровьесберегающего принципа.
2. Рассмотрение современных тенденций развития здоровьесберегаю-
щих технологий показывает, что в настоящее время одним из наиболее эф-
фективных подходов к обучению является внедрение личностно ориентиро-
ванного обучения.
3. Показано, что личностно ориентированное обучение необходимо
понимать как обучение, которое ориентировано на обучающегося как основ-
ную ценность образовательного процесса.
4. Анализ существующих технологий личностно ориентированного
обучения позволяет сделать вывод, что в них реализуются отдельные стадии
творческого саморазвития обучающегося, хотя главной целью видится его
комплексное саморазвитие в соответствии с личностными особенностями.
5. В результате проведенного анализа литературы выявлены виды,
сущность и основные тенденции развития проектирования, определены от-
личительные особенности проектирования педагогического процесса с уче-
том здоровьесберегающего принципа.



24
6. Обоснованы содержание и структура готовности к проектированию
здоровьесберегающего педагогического процесса. В структуре готовности
нами были выделены следующие компоненты: мотивационный, когнитив-
ный, операционный, рефлексивный и мобилизационно-настроечный. Веду-
щую, системообразующую роль играет мотивационный компонент готовно-
сти к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса.
7. Одним из условий подготовки к осуществлению здоровьесбереже-
ния в профессиональной деятельности является содержание образования.
8. Опираясь на основания проектирования содержания образования в
аспекте здоровьесбережения нами создана оздоровительная программа
«Личностно ориентированное обучение и здоровье» для укрепления и сохра-
нения здоровья студентов, которая выявила свою эффективность в ходе экс-
периментальной проверки.
Список публикаций по теме диссертации
1. Малашихина И.А., Ахвердова И.А., Ковалева О.И. Влияние биоло-
гических ритмов на работоспособность и сохранность здоровья человека //
Здоровьесберегающие технологии в системе образования Ставропольского
края. – Ставрополь, 2003. - С. 325-347.
2. Малашихина И.А., Ковалева О.И. К проблеме реализации личностно
ориентированного подхода в обучении студентов вузов // Эвристическое об-
разование – 6: Материалы VI региональной научно-практической конферен-
ции. – Ставрополь, 2003. - С. 91 - 93.
3. Малашихина И.А., Ковалева О.И. К проблеме взаимозависимостей лич-
ностно ориентированного и деятельностного подходов в профессиональном
становлении студентов вуза // Материалы Х годичного собрания. - ЮО РАО
и ХХII региональные психолого – педагогические чтения Юга России. – Р-н-
Д, 2003. - С. 201 - 205.
4. Малашихина И.А., Ковалева О.И. Нравственный аспект в формирова-
нии психологического фактора здоровья личности // Актуальные проблемы
нравственно-эстетического образования детей // Материалы международной
научно-практической конференции. – Орел, 2003. - С. 50-52.
5. Малашихина И.А. Ковалева О.И. Технологии организации личностно
ориентированного обучения в вузе // Личностно ориентированное профес-
сиональное образование: проблемы становления и перспективы развития:
Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2003.
- С. 89 - 91.



25
6. Ковалева О.И. Личностно ориентированный подход в обучении студен-
тов вузов как фактор сохранности здоровья // Образование в России: медико-
психологический аспект: Материалы VIII всероссийской научно-
практической конференции. – Калуга, 2003. - С. 134 - 136.
7. Малашихина И.А., Ковалева О.И. Психологические основы личностно
ориентированного обучения // Университетская наука – региону: Материалы
48 научно-методической конференции. – Ставрополь, 2003. - С. 87- 90.
8. Ковалева О.И. Принцип сохранения здоровья субъектов педагогическо-
го процесса в гуманистической педагогике // Медико-биологические и пси-
холого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Мате-
риалы второй всероссийской научно-практической конференции. – Волго-
град, 2003. - С. 182-184.
9. Ковалева О.И. Условия эффективности содержания образования как
становление готовности студентов к осуществлению здоровьесбережения //
Проблемы детской антропологии: Материалы международной научно –
практической конференции. – Ставрополь, 2003. - С. 18-19.
10. Малашихина И.А., Ковалева О.И. Личностно ориентированные техно-
логии в профессиональной подготовке студентов современных вузов // Педа-
гогические технологии в профессиональной подготовке педагога – воспита-
теля и социального педагога в условиях модернизации педагогического обра-
зования: Материалы 2 всероссийской конференции. - Барнаул, 2003. - С. 182-
184.
11. Ковалева О. И. К проблеме готовности студентов современных вузов
к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности //
Проблемы федерально – региональной политики в науке и образовании: Ма-
териалы всероссийской научно – практической конференции. – Тамбов, 2003.
- С. 106-109.
12. Ковалева О.И. Личностно ориентированное обучение студентов со-
временных вузов как психолого – педагогическая поддержка // Психолого –
педагогическая поддержка участников образовательного процесса: Материа-
лы всероссийской научно – практической конференции. – Чебоксары, 2003. -
С. 158-162.




26



СОДЕРЖАНИЕ