СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Кривдина Ирина Юрьевна



Интеграция как фактор формирования
общетрудовых сельскохозяйственных умений
у учащихся VI-VII классов сельских школ
в процессе трудовой подготовки

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Нижний Новгород - 2003
2


Работа выполнена в Нижегородском государственном
педагогическом университете


Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Загрекова Лилия Васильевна


Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор
Максимова Валерия Николаевна


кандидат педагогических наук, доцент
Соловьев Виктор Георгиевич


Ведущая организация:
Нижегородский институт развития образования


Защита состоится 21 мая 2003 г. в 10-00 час. в ауд. 416 на заседании
диссертационного совета К 212.164.02 по присуждению ученой степени
кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педа-
гогика, история педагогики и образования при Нижегородском государст-
венном педагогическом университете по адресу:
603950, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НГПУ.


Автореферат разослан 20 апреля 2003 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук,
доцент Л.В. Кильянова
3

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современные государственные и
правительственные документы об образовании поставили перед сель-
ской общеобразовательной школой новые цели и задачи в области об-
разования и воспитания подрастающего поколения, обусловленные пе-
рестройкой социально-экономической системы общества, переходом к
рыночным отношениям, становлением сельского хозяйства как при-
оритетного направления в политике обновления страны. Ведущей за-
дачей современной сельской школы в русле обозначенных документов
является воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, высоких
нравственных принципов, способности к успешной социализации в
обществе и активной адаптации на рынке труда. Так, в Национальной
доктрине образования подчеркивается: «Доктрина признает образова-
ние приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений,
создания максимально благоприятных условий для выявления и разви-
тия творческих способностей каждого гражданина России, воспитания
в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов…». 1 В связи с
этим создаются объективные предпосылки перехода трудовой подго-
товки сельских школьников, формирования у учащихся общетрудовых
сельскохозяйственных умений на качественно новый уровень.
Актуальность данной проблемы стимулируется тем, что сельская
общеобразовательная школа является одним из главных источников
пополнения трудовых ресурсов сельскохозяйственного производства;
возрастанием доли интеллектуального труда в сельскохозяйственном
производстве, включением научных исследований в производственный
цикл. Это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудо-
вой подготовки как научно-теоретической основы формирования об-
щетрудовых сельскохозяйственных умений у сельских школьников и
актуализирует проблему синтеза научных знаний и видов деятельно-
сти, усвоенных на уроках смежных дисциплин, с помощью межпред-
метных связей.
В работах отечественных педагогов раскрыты сущность, задачи,
содержание трудовой подготовки, ее структура, выявлено, что одним
из ведущих компонентов ее содержания являются общетрудовые уме-
ния. Исследованиями отечественных ученых-психологов – Е.А. Миле-

1
Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учитель-
ская газета. – 2000. - №43. – С.6-7.
4


рян, К.К. Платонов и др., педагогов – А.М.Новиков и др. – установле-
но, что главной целью как школьного, так и профессионального обуче-
ния является вооружение учащихся умениями.
Проблема общетрудовых умений изучена в исследованиях оте-
чественных педагогов: П.Р. Атутов, Л.Н.Дроздов, Л.В. Загрекова,
А.М. Новиков и др., а также психологами: Е.А. Милерян, В.В. Чебыше-
ва, К.К. Платонов и др. В работах этих ученых раскрыты сущность, со-
держание, структура общетрудовых умений, а также пути их эффек-
тивного формирования. Проблема формирования общетрудовых уме-
ний отражена и в диссертационных исследованиях С.В. Дьякович,
Д.А. Пономаревой и др.
Установлено, что политехнические умения мобильны, гибки и
формируются на основе широкого переноса и обобщения разнопред-
метных знаний, что актуализировало проблему межпредметных связей
как необходимого дидактического условия и средства формирования у
учащихся общетрудовых политехнических умений.
Реформирование современного образования на основе принципов
гуманизации, демократизации, дифференциации и формирование у
учащихся сельской школы общетрудовых умений в процессе трудовой
подготовки с учетом обозначенных принципов, введение в базисный
учебный план интегративной образовательной области «Технология»,
развитие в педагогической науке новой теории – теории интеграции
образования (М.А.Данилюк, В.Н.Максимова), новой концепции о сущ-
ности и структуре учебного познания (В.Н.Максимова), а также прак-
тические потребности сельской школы создают объективные предпо-
сылки исследования проблемы интеграции как фактора формирования
общетрудовых сельскохозяйственных (с.-х.) умений у учащихся сель-
ских школ в процессе трудовой подготовки.
Анализ научной литературы и образовательной практики по дан-
ной проблеме, результатов констатирующего эксперимента показал,
что на современном этапе развития сельской школы уделяется недос-
таточное внимание формированию у учащихся общетрудовых с.-х.
умений в процессе трудовой подготовки. Это обусловлено прежде все-
го тем, что сегодня в образовательной практике наблюдается «крен в
сторону «школы обучения» и в сторону развития ума» (А. Кушнир).
Анализ результатов проведенного нами констатирующего экспе-
римента показал, что учителя сельских школ, в целом правильно пони-
мая сущность трудовой подготовки, затрудняются в полном и правиль-
ном определении ее цели: только 47% опрошенных учителей биологии,
5


географии, трудового обучения полно и правильно сформулировали
цели трудовой подготовки. У учителей отсутствует четкое представле-
ние о сущности общетрудовых с.-х. умений школьников. Большинство
опрошенных учителей используют межпредметные связи преимущест-
венно с целью повышения качества обучения школьников в рамках пре-
подаваемого предмета. Более 50% учителей испытывают затруднения
при планировании и осуществлении межпредметных связей с целью
формирования у учащихся общетрудовых умений.
Таким образом, возникло известное противоречие между расту-
щей потребностью в использовании интеграции как фактора формиро-
вания у сельских школьников общетрудовых с.-х. умений в процессе
трудовой подготовки и недостаточной разработанностью этого вопроса
в педагогической науке. С учетом этого противоречия сделан выбор
темы исследования, проблема которого сформулирована следующим
образом: какова совокупность дидактических условий, обеспечиваю-
щих осуществление интеграции как фактора формирования общетру-
довых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки у учащихся VI-VII
классов сельской школы.
Цель исследования: выявить, разработать, обосновать и экспе-
риментально проверить дидактические условия, обеспечивающие реа-
лизацию интеграции как фактора формирования общетрудовых с.-х.
умений в процессе трудовой подготовки у учащихся сельской школы,
раскрыть их содержание.
Объект исследования: формирование общетрудовых с.-х. уме-
ний у учащихся VI-VII классов сельской школы на интегративной ос-
нове в процессе трудовой подготовки.
Предмет исследования: дидактические условия обеспечения ин-
теграции как фактора формирования общетрудовых с.-х. умений у
учащихся в условиях функционирования трудовой подготовки как це-
лостной социально-педагогической системы.
Гипотеза исследования: формирование общетрудовых с.-х. уме-
ний в ходе трудовой подготовки учащихся будет эффективным, если
этот процесс будет рассматриваться как целостный, основанный на ин-
теграции естественнонаучных и агрономических знаний и видов дея-
тельности, усвоенных учащимися при изучении биологии, географии и
с.-х. труда и применении их в учебно-трудовой с.-х. деятельности, со-
циально и личностно значимой для учащихся. Этот процесс будет ус-
пешным при соблюдении следующих дидактических условий:
? обеспечение интеграции всех элементов трудовой подготовки
6

при формировании у учащихся общетрудовых с.-х. умений на основе
широкого вовлечения школьников в учебно-трудовую с.-х. деятель-
ность;
? осуществление процесса формирования интегрированных зна-
ний политехнической направленности, раскрывающих научные основы
с.-х. производства, и общетрудовых с.-х. умений в комплексе как цело-
стной интегрированной системы – «знания-умения»;
? формирование позиции учащегося при овладении общетрудо-
выми с.-х. умениями в процессе трудовой подготовки как полноправ-
ного субъекта своей учебной деятельности, как субъекта познания,
общения и с.-х. труда и развития его личностных качеств в данном ас-
пекте; формирование методологической компетентности школьника;
? совместное проектирование и реализация учителями естест-
веннонаучных дисциплин и с.-х. труда интеграционных педагогиче-
ских технологий формирования у учащихся общетрудовых с.-х. уме-
ний, стимулирующие развитие творческой активности и самостоятель-
ности школьников, самопознания себя как субъекта образования и
жизнедеятельности.
В соответствии с целью и гипотезой определены основные зада-
чи исследования:
1. Опираясь на теорию трудовой деятельности, раскрыть сущ-
ность общетрудовых с.-х. умений, выявить их интегративный характер,
типы и виды в содержании трудовой подготовки сельских школьников.
2. Определить возможность реализации межпредметных связей
как средства синтеза научных знаний и видов деятельности, усвоенных
учащимися на уроках биологии, географии и трудового обучения, при
формировании общетрудовых с.-х. умений у сельских школьников.
3. Осуществить анализ содержания современных образователь-
ных стандартов по «Биологии», «Географии», «Технологии», учебных
программ и учебных курсов естественнонаучных дисциплин и трудо-
вого обучения (VI-VII классы сельской школы), определить базисные
элементы их интеграции при формировании у учащихся общетрудо-
вых умений с учетом задач трудовой подготовки сельских школьников.
4. Выявить существенные особенности интеграционных педаго-
гических технологий проблемного обучения и метода проектов, изу-
чить и экспериментально проверить их образовательно-воспи-
тательные возможности в аспекте реализации межпредметных связей
при формировании общетрудовых умений у учащихся сельской школы.
Методологической основой исследования является системный
7

подход, позволяющий исследовать сущность общетрудовых с.-х. уме-
ний как одного из компонентов трудовой подготовки, как целостной
социально-педагогической системы; личностно-деятельностный под-
ход, ориентированный на определение позиций субъектов интегриро-
ванного обучения в выявлении и реализации дидактических условий
успешной реализации интеграции как фактора формирования у уча-
щихся общетрудовых с.-х. умений в процесс трудовой подготовки.
Взаимосвязь указанных методологических подходов строится на осно-
ве учета связи теории и практики, что позволяет выявить основные
теоретические результаты исследования.
Теоретическими основами исследования являются труды, посвя-
щенные:
? проблемам личности и ее структуры (Б.Г. Ананьев,
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер,
А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн);
? теоретическим основам развития самостоятельности ученика в
учебном процессе и в учебно-трудовой деятельности (Т.В. Кудрявцев,
А.К. Маркова, Е.А. Милерян, К.К. Платонов, В.В. Чебышева);
? теории трудовой подготовки и политехнического образования
школьников (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, К.Ш. Ахияров, С.Я. Баты-
шев, Н.И. Бабкин, Л.Н. Дроздов, А.Я. Журкина, Л.В. Загрекова,
В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, А.А. Шибанов);
? различным подходам к рассмотрению межпредметных связей
как средства интеграции обучения (Г.И. Батурина, Ш.И. Ганелин,
П.Г. Кулагин, М.Н. Скаткин, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Л.В. Загре-
кова, Г.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и др.);
? теории интеграции образования (А.Я. Данилюк, В.Н. Макси-
мова);
? теории проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, В.С. Леднев,
И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин);
? теоретическим основам педагогических технологий в образо-
вательном процессе (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.Н. Максимова,
В.М. Монахов, Г.К. Селевко).
? теоретическим основам личностно-ориентированного обучения
(Н.М. Зверева, И.Я. Якиманская);
? теории поэтапного формирования умственных действий
(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
? научно-теоретическим основам профессионального самоопре-
деления школьников (А.Я. Журкина, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова).
8


Методы исследования: для решения поставленных задач и про-
верки исходных предположений использован комплекс взаимодопол-
няющих методов исследования, включающий общенаучные методы
теоретического исследования (анализ научной литературы, обобщение,
систематизация, классификация, аналогия, синтез); методы эмпириче-
ского исследования: педагогическое наблюдение, сбор массового мате-
риала, беседы, анкетирование, тестирование, опрос, педагогический
эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов,
методы статистической обработки.
Понятийно-категориальная основа исследования. Ведущими
категориями нашего исследования являются: «интеграция», «межпред-
метные связи», «трудовые умения», «политехнические умения», «об-
щетрудовые политехнические умения».
Интеграция – это важнейшая методологическая категория, на-
правленная на обеспечение целостности образовательного процесса,
образовательных систем и всей системы образования (В.Н.Максимова).
Межпредметные связи – в обучении, отражают комплексный
подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные
элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными
предметами (И.Д.Зверев, В.Н.Максимова) (Российская педагогическая
энциклопедия).
Трудовые умения – это умения осуществлять деятельность по не-
посредственному преобразованию материальной действительности, в
том числе, и в первую очередь – в производительном труде в сфере ма-
териального производства (А.М.Новиков).
Политехнические умения – это способы практической реализации
политехнических знаний (П.Р.Атутов).
Общетрудовые политехнические умения – это сформированный в
процессе практического применения политехнических знаний ан-
самбль важнейших для каждой технической профессии качеств лично-
сти, обеспечивающий ей успешное творческое применение техники
при достижении целей труда в изменяющихся условиях путем рацио-
нального использования обобщенных методов, приемов и способов
выполнения работ (Е.А.Милерян).
Политехнические знания – по своей природе представляют собой
совокупность взаимосвязанных понятий естественных, технических,
общественных наук и математики и становятся собственно политехни-
ческими, когда включаются в трудовую деятельность школьников
(П.Р.Атутов) (Российская педагогическая энциклопедия).
9

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
? выявлены основные объекты интеграции в учебном познании
школьников, осуществляющегося под руководством и непосредствен-
ном участии учителя и каждого школьника при формировании у уча-
щихся общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки, и
научно обоснована необходимость реализации комплекса межпредмет-
ных связей, ориентированных на синтез знаний и видов деятельности и
на личность ученика как будущего субъекта с.-х. труда;
? выявлены необходимые дидактические условия, обеспечи-
вающие эффективность реализации интеграции как фактора формиро-
вания у учащихся в VI-VII классах общетрудовых с.-х. умений в про-
цессе трудовой подготовки;
? выявлены специфические особенности интеграционных педа-
гогических технологий проблемного обучения и метода проектов, оп-
ределены необходимые условия их успешного совместного конструи-
рования учителями биологии, географии, с.-х. труда и реализации в
интегрированном обучении, обеспечивающим эффективность форми-
рования у учащихся общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой
подготовки;
? обоснована взаимосвязь уровня сформированности общетру-
довых с.-х. умений у школьников и уровня рефлексивности познава-
тельной деятельности учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
? определена роль интеграции как фактора формирования обще-
трудовых умений у учащихся VI-VIIклассов сельских школ в процессе
трудовой подготовки;
? определены основные методологические ориентиры исследо-
вания феномена интеграции как фактора формирования общетрудовых
умений у учащихся VI-VII классов сельских школ в процессе трудовой
подготовки;
? выявлены особенности методологической компетентности
школьников и ее роли в интеграции научных знаний и видов деятель-
ности, усвоенных на уроках смежных дисциплин, при формировании у
учащихся общетрудовых с.-х. умений.
Практическая значимость исследования заключается в разра-
ботке системы обоснованных рекомендаций, использование которых
позволяет обеспечить реализацию интеграции как фактора формирова-
ния общетрудовых умений у учащихся сельских школ в процессе трудо-
вой подготовки. Предложенные методические рекомендации позволяют
10


учителям биологии, географии, трудового обучения научно обосновать
свой выбор из известных (разработанных) педагогических технологий,
придать им интеграционный характер на основе межпредметных связей
с учетом задач формирования у учащихся общетрудовых с.-х. умений в
процессе трудовой подготовки, а также проектировать авторские инте-
грационные инновационные технологии в русле обозначенных задач.
Материалы исследования могут быть использованы в массовой практи-
ке работы с учащимися сельских школ, в системе повышения квалифи-
кации учителей сельских школ, в процессе профессионального обучения
будущих учителей в педвузе при разработке практических заданий по
общей педагогике, педагогике высшей школы, методике преподавания
биологии, географии, трудового обучения.
Опытно-экспериментальная база исследования: общеобразова-
тельные сельские школы пос. Линды, пос. Перевоз, деревни Сомовка,
пос. Доскино Нижегородской области. Педагогическим экспериментом
было охвачено свыше 70 учителей общеобразовательных сельских
школ и более 400 сельских школьников.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в те-
чение 1995-2001 гг. и предусматривало три этапа.
На первом этапе исследования (1995-1997 гг.) проводилось изу-
чение научной и учебно-методической литературы, анализировался и
обобщался опыт по осуществлению интеграции как фактора формиро-
вания общетрудовых умений у учащихся сельских школ в процессе
трудовой подготовки. На данном этапе был проведен констатирующий
эксперимент, обоснована актуальность и практическая значимость
проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформули-
рована гипотеза.
На втором этапе исследования (1997-1999 гг.) с целью проверки
гипотезы была разработана и апробирована методика исследования, ор-
ганизована опытно-экспериментальная работа, на основании которой
проводилось уточнение рабочей гипотезы, корректировались частные
методики, использовались критерии оценки сформированности у уча-
щихся общетрудовых с.-х. умений при изучении учебных курсов биоло-
гии, географии, трудового обучения в VI-VII классах.
На третьем этапе исследования (1999-2002 гг.) проводилось тео-
ретическое обобщение опытно-экспериментальной работы, обработка и
анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание, литера-
турное оформление диссертации, подготовка научно-методических ре-
комендаций, направленных на использование в практике результатов
11


исследования, публикация статей по данной теме, внедрение результа-
тов исследования в практику.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретиче-
ские позиции проверялись в процессе выступлений на региональных и
Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Н.Новгороде
(1997, 1998, 2000 гг.), Рязани (1999 г.), на Нижегородской сессии мо-
лодых ученых (1998, 2000 гг.), на методических семинарах и заседани-
ях кафедры общей педагогики НГПУ, внутривузовских конференциях,
на семинарах методистов, а также при обсуждении публикаций.
Достоверность результатов исследования и сделанных на их
основе выводов обеспечивается исходными методологическими пози-
циями, комплексом методов исследования, адекватных его предмету и
задачам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Насущной задачей обновляемой сельской школы является со-
циально-трудовая подготовка учащихся, эффективность осуществления
которой обеспечивается успешным овладением школьниками общетру-
довыми с.-х. умениями, выступающими в качестве необходимых компо-
нентов профессионального мастерства всех специалистов агротехниче-
ского и животноводческого профилей (конструктивные, организацион-
но-технологические, операционно-контрольные).
2. Объектом интеграции учебного познания школьников при
формировании общетрудовых с.-х. умений являются естественнонауч-
ные (частные, общие, общепредметные) и агрономические понятия,
раскрывающие научные основы с.-х. производства и трудовой с.-х.
деятельности, а также методологические знания из истории развития
естественных и с.-х. наук, о методах научного исследования этих наук,
обеспечивающие раскрытие объективных закономерностей с.-х. про-
цесса, и модель структуры трудовой сельскохозяйственной деятельно-
сти как объективного явления социальной действительности, отра-
жающая специфические структурные элементы аграрного труда (субъ-
ект, объект (предмет), средства, результат).
3. Необходимым условием успешного формирования у учащих-
ся общетрудовых с.-х. умений является единство и комплексность
формирования интегрированных политехнических знаний, раскры-
вающих научные основы сельскохозяйственного производства и сель-
скохозяйственного процесса, и общетрудовых сельскохозяйственных
умений. Формирование общетрудовых сельскохозяйственных умений
является не только применением сформированных учащимися интег-
12

рированных политехнических знаний, но и источником их обогащения.
Сформированные общетрудовые умения являются результатом процес-
са интегрированного обучения; при этом действует комплекс меж-
предметных связей объектно-предметного, операционно-процессуаль-
ного и продуктивно-результативного типов.
4. Интеграционные педагогические технологии, обеспечиваю-
щие развитие творческой активности и самостоятельности школьни-
ков, позиции их в процессе трудовой подготовки как субъекта позна-
ния, общения и труда при формировании общетрудовых умений, ха-
рактеризуются единым подходом учителей биологии, географии, тру-
дового обучения к их конструированию и реализации. Такими техно-
логиями являются технологии проблемного и проектного обучения,
которые приобретают черты интеграционной на основе межпредмет-
ных связей. Основой моделирования и конструирования учебного про-
цесса в рамках обозначенных технологий является выдвижение перед
учащимися интегрированных учебно-производственных социально- и
личностно-значимых проблем и их решение в системе интегрированных
уроков по биологии, географии, с.-х.труду.
Структура работы соответствует логике научного исследования и
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.
Содержание диссертации изложено на 245 страницах, из них
9 таблиц, 6 диаграмм, 1 схема, список литературы включает 283 на-
именования.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяются его цель, объект, предмет; формулируются гипотеза и
задачи; раскрываются положения, выносимые на защиту; представля-
ется обзор методов и этапов исследования.
В первой главе диссертации "Теоретико-методологические ос-
новы интеграции как фактора формирования общетpудовых сельско-
хозяйственных умений у учащихся сельских школ в процессе трудовой
подготовки" рассматриваются методологические основы исследова-
ния, содержится анализ необходимых условий осуществления интегра-
ции, обосновывается сущность межпредметных связей как средства
синтеза и обобщения знаний и видов деятельности при формировании
у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе
13


трудовой подготовки, раскрываются источники установления меж-
предметных связей, их функции, типы и виды.
В первой главе на основе анализа философской, социологиче-
ской, психологической и педагогической литературы показано, что
теоретико-методологическую основу изучения интеграции как фактора
формирования общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подго-
товки сельских школьников составляют современные идеи, теории,
концепции философии и социальных наук о человеке как едином це-
лом, деятельностной сущности человека.
В диссертации анализируются различные подходы ученых-фи-
лософов к определению сущности деятельности, ее роли в формирова-
нии личности человека. Показано, что существенно важным для наше-
го исследования является системно-структурный подход к анализу
деятельности, развиваемый М.С. Каганом. В системе субъект-
объектных отношений ученый выделяет четыре вида деятельности:
преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный,
коммуникативный. На эти концептуальные идеи мы опирались в про-
цессе диссертационного исследования.
Учеными-философами с позиций методологического принципа
деятельности личность рассматривается как результат процесса социа-
лизации индивида, в котором последний становится субъектом дея-
тельности и именно в этом качестве приобщается к социальному опы-
ту, распредмечивает его, осваивает и усваивает. Личность получает
структуру из видового строения человеческой деятельности и характе-
ризуется следующим потенциалом: гносеологический, аксиологиче-
ский, творческий, коммуникативный (М.С. Каган). В логике данных
рассуждений и на основе проведенного анализа исследований считаем
правомерным обращение к методологическому принципу деятельно-
сти, на основе которого возможна связь дидактического аспекта инте-
грации обучения с физиологическими, общепедагогическими, управ-
ленческими аспектами формирования у учащихся общетрудовых с.-х.
умений в процессе трудовой подготовки.
В диссертации дается обзор позиций ученых философов, социо-
логов, педагогов и психологов о с.-х. труде как об одном из видов че-
ловеческой деятельности и факторе формирования личности. Показа-
но, что существенно важным для нашего исследования являются кон-
цептуальные идеи ученых специалистов о закономерностях функцио-
нирования с.-х. производства и о специфических особенностях основ-
ных компонентов трудовой с.-х. деятельности, а также концептуальные
14


идеи ученых педагогов об учете этих особенностей в процессе трудо-
вой подготовки сельских школьников.
В диссертации отмечается, что анализ развития личности сель-
ского школьника в процессе овладения им общетрудовыми с.-х. уме-
ниями в ходе трудовой подготовки предполагает выявление ее сущно-
сти, а также определение фундаментальных основ интеграции как фак-
тора формирования обозначенных умений. В работе анализируются
основные подходы в современной теории и образовательной практике
к решению этих проблем. Отмечается, что при определении фундамен-
тальных основ интеграция существенно важным является для нашего
исследования концепция интеграции в образовании, разработанная
В.Н. Максимовой. В диссертации определены в русле данной концеп-
ции основные направления интеграции и виды знаний как ее объекты в
учебном познании сельских школьников.
В диссертации дается содержательный анализ понятия "умение".
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил вы-
делить несколько направлений в исследовании умений. Для нашего ис-
следования существенным являются каждое из выделенных направле-
ний, однако, остановимся на том, которое связано с оценкой сущности
умений. Согласно концепции Е.А. Милеряна, А.М. Новикова, К.К. Пла-
тонова, главной целью как школьного, так и профессионального обуче-
ния является вооружение учащихся умениями; овладение знаниями и
навыками выступает в качестве важных, но подчиненных этой цели за-
дач. На эти концептуальные идеи мы опирались в процессе диссерта-
ционного исследования. В диссертации показано, что весьма сущест-
венным для нашей работы были теория поэтапного формирования ум-
ственных действий (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина,
Д.Б. Эльконин), теории переноса знаний, умений и навыков
(Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.В. Кудрявцев, В.В. Чебышева и др.), кон-
цепция о структуре развитой личности (К.К. Платонов и др.).
Представленный в диссертации анализ показал, что интеграция
рассматривается сегодня самым значительным инновационным движе-
нием в образовании XX века; современное состояние проблемы связа-
но с историей ее развития, которая последовательно проходит этапы
комплексного обучения, межпредметных связей, поднимается на уро-
вень интеграции в системе интегрированных курсов (А.Я. Данилюк,
В.Н. Максимова). Основным средством ее реализации в образователь-
ном процессе являются межпредметные связи. На данные положения
мы опирались при рассмотрении проблемы нашего исследования.
15


В диссертации проанализирована научная педагогическая и пси-
хологическая литература, результаты диссертационных исследований о
сущности межпредметных связей, их функциях, основных подходах к
классификации. Показано, что существенно важным для нашего дис-
сертационного исследования является разработанная Л.В. Загрековой
классификация межпредметных связей на три типа по признаку мор-
фологической структуры учебно-трудовой деятельности: объектно-
предметные; операционно-процессуальные; продуктивно-результатив-
ные. В работе рассмотрены особенности обозначенных типов и видов
межпредметных связей в качестве основного средства осуществления
интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых с.-х.
умений.
Во второй главе диссертации "Содержание трудовой подго-
товки сельских школьников - основа интеграции знаний и видов дея-
тельности при формировании у учащихся общетрудовых сельско-
хозяйственный умений и ее технологического обеспечения" рассматри-
вается интегрированный характер естественнонаучных понятий поли-
технической направленности и их роль в формировании у сельских
школьников общетрудовых умений. Проанализированы сущность поня-
тия "общетрудовые сельскохозяйственные умения", их типы и виды,
специфические особенности, возможности образовательных стандартов,
учебных программ трудового обучения и естественнонаучных дисцип-
лин, интеграционных технологий для успешного формирования у уча-
щихся в VI-VII классах общетрудовых с.-х. умений.
В диссертации отмечается, что современные исследования в об-
ласти трудовой подготовки и политехнического образования сельских
школьников доказывают, что научные основы с.-х. производства и с.-х.
трудовой деятельности раскрываются в школе в процессе комплексно-
го применения естественнонаучных понятий различного уровня слож-
ности и обобщенности на уроках по с.-х. труду. Политехнизм как каче-
ственная характеристика знаний проявляется в соотнесении и система-
тизации прикладных аспектов научных понятий (частных, общих, об-
щепредметных), включенных в разные учебные дисциплины, в процес-
се технологического применения основ наук. Содержание естествен-
нонаучных понятий политехнической направленности носит межнауч-
ный и межпредметный характер. Они являются научно-теоретической
основой формирования у учащихся общетрудовых с.-х. умений. Счита-
ем правомерным рассматривать с этих позиций естественнонаучные
понятия политехнической направленности как объекты интеграции в
16


учебном познании школьников при формировании у них общетрудо-
вых с.-х. умений. В диссертации, на основе анализа действующих учеб-
ных программ по естественнонаучным дисциплинам и с.-х. труду в VI-
VII классах, определена система естественнонаучных и с.-х. понятий
как научно-теоретической основы формирования у школьников об-
щетрудовых с.-х. умений в условиях действия межпредметных связей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить
несколько направлений в исследовании формирования научных понятий
у учащихся. Для нашего исследования существенно важным являются
результаты исследований отечественных психологов о том, что овладе-
ние знаниями находится во взаимодействии с овладением действиями,
приемами, умениями и навыками; усвоение и применение знаний осуще-
ствляется определенными приемами, а овладение приемами опирается на
усвоенные знания; овладение знаниями и приемами связано с целепола-
ганием и с мотивационными факторами. Идея комплексности и единства
формирования у учащихся знаний и умений, углубленно развиваемая в
исследовании Н.Ф. Талызиной, является основополагающей при изуче-
нии проблемы нашего диссертационного исследования.
В работе выявлены основные признаки общетрудовых с.-х. уме-
ний, наиболее важные для решения проблемы исследования. Показано,
что основой овладения этими умениями является формирование у
школьников межпредметных познавательных умений как способности
к обобщающей учебно-познавательной деятельности, системному, ин-
тегрированному способу мышления. По признаку морфологической
структуры учебно-трудовой деятельности школьников, воспроизводя-
щей специфику аграрного труда, выделяются три группы общетрудо-
вых с.-х. умений: конструктивные, организационно-технологические,
операционно-контрольные (Л.В. Загрекова, Е.А. Милерян и др.). В
диссертации раскрываются особенности этих умений, показывается,
что каждый из обозначенных видов является основой интеграции зна-
ний и умений учащихся о научных основах с.-х. производства и источ-
ником интеграционных связей в образовательном процессе.
Для нашего исследования важно понимание в русле концепции
П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной о том, что единицей содержания
обучения должны выступать не знания, умения и навыки, а умственные
и практические действия, которые объединяют в себе знания об изу-
чаемом объекте и действия над ним, и умения и навыки, составляющие
способ действия на основе знаний. В зависимости от полноты и спосо-
ба овладения учащимися ориентировочной основой действий психоло-
17


гами разработаны три типа учения. На эти концептуальные идеи мы
опирались в процессе нашего исследования, обеспечивая формирова-
ние у учащихся общетрудовых умений по второму и третьему типу
ориентировочной основы действия.
В диссертации проанализированы государственные образова-
тельные стандарты, действующие учебные программы, учебники и
учебные пособия по биологии, географии, с.-х. труду в контексте целей
и задач диссертационного исследования с учетом выделенных на осно-
ве анализа научной литературы особенностей интеграции как явления
педагогической действительности.
В диссертации показано, что современные государственные об-
разовательные стандарты по биологии, географии, с.-х. труду в VI-VII
классах создают необходимые предпосылки для успешной реализации
интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых с.-х.
умений в процессе трудовой подготовки, ориентируют на необходи-
мость формирования субъектной позиции ученика в образовательном
процессе, вооружение их методологическими знаниями и умениями.
Определены из числа действующих вариативных обозначенных выше
программ и учебников те, которые наиболее полно отражают требова-
ния образовательных стандартов в контексте задач нашего исследова-
ния; раскрыты основные направления деятельности учителей по этим
учебникам при проектировании интеграционных образовательных тех-
нологий.
В диссертации представлен обзор научной психолого-педаго-
гической литературы по проблеме технологизации образовательного
процесса. Отмечается, что определение содержания понятия "интегра-
ционная педагогическая технология" впервые дано в исследовании
В.Н. Максимовой на основе анализа сущности интегрированных ди-
дактических систем. В русле данной концепции в диссертации рас-
сматривается понятие "педагогическая технология" в широком и узком
педагогическом смысле, которого мы придерживались в процессе дис-
сертационного исследования.
Показано, что основными интеграционными технологиями, обес-
печивающими реализацию интеграции как фактора формирования у
учащихся общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки,
являются технологии проблемного обучения и метода проектов. В дис-
сертации характеризуется сущность обозначенных технологий, под-
черкивается, что их позитивным аспектом является ориентация на раз-
витие субъектной позиции ученика, их самостоятельности, творческого
18


мышления.
В третьей главе диссертации "Экспериментальное исследование
влияния интеграции как фактора формирования общетрудовых сель-
скохозяйственных умений у учащихся VI-VII классах сельской школы в
процессе трудовой подготовки" излагаются результаты педагогическо-
го эксперимента. Раскрыты критерии уровня сформированности у уча-
щихся общетрудовых сельскохозяйственных умений. Показана органи-
зация и представлены результаты опытно-экспериментальной проверки
интеграции как фактора формирования у учащихся VI-VII классах об-
щетрудовых сельскохозяйственных умений в процессе трудовой под-
готовки с учетом соблюдения и реализации выделенных нами дидакти-
ческих условий.
Основная задача констатирующего этапа педагогического экспе-
римента состояла в изучении состояния проблемы реализации основных
идей интеграции как фактора формирования у учащихся общетрудовых
с.-х. умений в процессе трудовой подготовки в практической деятель-
ности учителей биологии, географии, с.-х. труда в VI-VII классах ос-
новной общеобразовательной школы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что
подавляющее большинство учителей биологии, географии, с.-х. труда
(82%) знакомы с понятием "трудовая подготовка школьников", пра-
вильно называют основные ее компоненты, однако, только 47% из чис-
ла опрошенных смогли полно и правильно раскрыть основные ее цели.
В диссертации проанализированы причины, вызывающие затруд-
нения у учителей в раскрытии сущности общетрудовых умений школь-
ников и путей их формирования в ходе трудовой подготовки. Экспе-
риментально исследовано состояние проблемы применения учителями
интегрированного обучения при формировании у учащихся общетру-
довых умений. Выявлено, что большинство учителей (72%) осуществ-
ляют межпредметные связи преимущественно о целью наиболее пол-
ного и эффективного усвоения школьниками программного материала.
Исследование отношения учащихся сельских школ к с.-х. труду и
уровня овладения ими общетрудовыми с.-х. умениями в условиях мас-
сового обучения позволило сделать следующие выводы: в школе на за-
нятиях по с.-х. труду более 80% школьников овладели преимущест-
венно практическими общетрудовыми с.-х. умениями; 58% шести-
классников и 47% семиклассников из числа опрошенных затруднились
дать им научное обоснование на основе знаний, усвоенных на уроках
биологии, географии и с.-х. труда.
19


Формирующий эксперимент проводился в VI-VII классах сель-
ской общеобразовательной школы в процессе изучения учебных дис-
циплин биологии, географии, трудового обучения (с.-х. труд). В про-
цессе экспериментального обучения использовались интеграционные
педагогические технологии проблемного обучения и метода проектов,
в ходе применения которых целенаправленно создавались и осуществ-
лялись выявленные нами дидактические условия, обеспечивающие эф-
фективное использование интеграции как фактора формирования у
учащихся в VI-VII классах общетрудовых с.-х. умений. Проектирова-
ние, моделирование и реализация интегрированных дидактических
систем технологий проблемного обучения и метода проектов осущест-
влялись в условиях совместной работы учителей географии, биологии,
с.-х. труда.
При организации и проведении формирующего эксперимента мы
опирались на разработанные нами синхронные таблицы, отражающие
логику и последовательность изучения тем по географии, биологии и
трудовому обучению в VI-VII классах и действие межпредметных свя-
зей в этом процессе.
Большое внимание уделялось формированию методологической
компетентности учащихся. При этом мы опирались на результаты ис-
следований отечественных ученых-дидактов по этой проблеме
(М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, М.Н. Тамарин и др.),
ученых-методистов (В.П. Сухов и др.), практический опыт учителей
биологии и географии современной школы (А.Е. Богоявленская и др.).
В диссертации определены основные критерии оценки уровня
сформированности у учащихся общетрудовых с.-х. умений. При обос-
новании критериев мы опирались на результаты исследований
А.Н. Данилишина и А.М. Новикова. Мы выделили четыре уровня
сформированности у учащихся общетрудовых с.-х. умений по степени
применения усвоенных политехнических интегрированных знаний при
обосновании трудовых действий: нулевой уровень - отсутствует попыт-
ка обосновать действия; первый уровень - соответствует ответу "Так
лучше", "Так проще"; второй уровень - действия обосновываются уча-
щимися с позиций только отдельных технологических знаний; третий
уровень - для обоснования действия привлекаются знания, усвоенные
учащимися на уроках биологии, географии, трудового обучения (с.-х.
труда).
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
подробно рассмотрена в диссертации при изучении темы "Выращива-
20


ние томата" на уроках с.-х. труда в VI классе и темы "Полевые культу-
ры. Уход за полевыми культурами" на уроках трудового обучения в
VII классе (с.-х. труд). В контрольных классах обучение велось по тра-
диционной методике.
В диссертации разработана система тренировочных самостоя-
тельных работ как теоретического, так и практического характера, вы-
полнение которых обеспечивало "научение" учащихся комплексному
применению знаний из разных предметов и многосторонней характе-
ристике результата с.-х. труда, обеспечивающие формирование у
школьников общетрудовых с.-х. умений в едином интеллектуально-
образно-практическом плане. На это была ориентированна и система
разработанных в диссертации межпредметных проектных заданий ис-
следовательского характера по с.-х. труду, поэтапное выполнение ко-
торых нацеливало школьников на формирование под руководством
учителей смежных дисциплин общетрудовых с.-х. умений и естествен-
нонаучных понятий политехнической направленности в тесной взаи-
мосвязи. В диссертации показано, что такими этапами являются: I этап
- организационно-подготовительный (мотивационный, содержательно-
интеграционный); П этап - интеграционно-технологический; III этап –
интеграционно-практико-ориентированный; IV этап - заключительный
(методологический). В диссертации раскрыто содержание каждого из
обозначенных этапов, цели и средства организации деятельности
школьников.
Последовательное выполнение таких работ обеспечивает коор-
динацию в работе учителей-предметников в формировании у учащихся
общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки на интег-
рированной основе. В этих условиях достигается конструирование ме-
ханизма переноса новообразований (мотивов, умений, знаний и т.п.) из
учебной деятельности в трудовую и обратно. Об этом можно судить по
результатам выполнения шестиклассниками контрольного трудового
задания по осуществлению производственной операции "пикировка
рассады капусты". Учащиеся экспериментальных классов, которые ов-
ладевали конструктивными умениями в процессе обучающего экспе-
римента на уроках труда по теме "Пикировка рассады томата" путем
интегративной технологии проблемного обучения, смогли более ус-
пешно, по сравнению с учащимися контрольных классов, перенести
общетрудовые умения в новую для них ситуацию: увеличивается число
учащихся, обосновывающих трудовые действия на основе комплекс-
ных межпредметных связей (III уровень); уменьшается число школь-
21


ников, в ответах которых отсутствовала попытка обоснования действия
(0 уровень) (см. диаграммы 1,2).
Аналогичные данные получены нами в ходе экспериментального
обучения по теме "Осенняя обработка почвы под овощные культуры с
внесением удобрений" в курсе с.-х. труда в VI классе, "Условия, необ-
ходимые для прорастания семян" - в курсе биологии в VI классе, при
выполнении учащимися в VII классе проектного задания "Влияние
подкормки на урожай озимой пшеницы" и др.
В заключении изложены следующие основные выводы исследо-
вания:
1. Разработанная в диссертации проблема интеграции как факто-
ра формирования у учащихся в VI-VII классах- общетрудовых с.-х.
умений в процессе трудовой подготовки целостно решает вопросы соз-
дания и реализации такого обеспечения в русле решения насущной за-
дачи современной сельской школы - формирование готовности к с.-х.
труду как свойству личности, гражданина и работника нового типа,
подготовленного к выполнению основных социально-трудовых функ-
ций в современных социально-экономических условиях.
В исследовании проанализирована сущность понятия интеграции
как явления педагогической действительности, раскрыт его многоас-
пектный характер.
2. В диссертации исследованы сущность, специфика, основные
типы и виды общетрудовых с.-х. умений как одного из компонентов
трудовой подготовки сельских школьников с позиций таких общенауч-
ных и общепедагогических методологических принципов как систем-
ный, деятельностный и личностный подходы. В ходе исследования ус-
тановлено, что формирование у учащихся обозначенных умений явля-
ется одной из ведущих целей интегрированного обучения школьников
в процессе функционирования трудовой подготовки как целостной со-
циально-педагогической системы.
3. В диссертационном исследовании определены в русле концеп-
ции интеграции в образовании, разработанной В.Н. Максимовой, ос-
новные объекты интеграции в учебном познании школьников, раскры-
та их сущность и значение в успешном формировании у учащихся об-
щетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки на интегра-
тивной основе.
4. В диссертации определены на основе анализа целей и задач
трудовой подготовки сельских школьников, образовательных стандар-
тов, действующих учебных программ и учебников по биологии, геогра-
22



% 70
60
50
40
30
20
10
0
0 II III
уровни
1 2 3
обоснования
Диаграмма 2

%70

60
50

40
30

20
10

0
0 II III уровни
1 2 3
обоснования
Диаграмма 1
Условные обозначения:
экспериментальные классы
контрольные классы
Уровни обоснования учащимися трудовых действий по пи-
кировке рассады томата (диаграмма 1) и капусты (диаграмма 2)
на основе межпредметных политехнических знаний (VI класс)
23


фии и с.-х. труду объем и содержание доступных сознательному усвое-
нию школьников в VI-VII классах базовых предметных и общепредмет-
ных естественнонаучных и специальных понятий, выявлены условия, при
которых они являются научно-теоретической основой формирования у
учащихся общетрудовых с.-х. умений.
5. В ходе исследования установлено, что основным средством
реализации интеграции как фактора формирования у учащихся обще-
трудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки являются меж-
предметные связи, осуществление которых способствует формирова-
нию у школьников системного мышления, умения обобщать знания о
научных основах с.-х. производства, усвоенных учащимися на уроках
биологии, географии, с.-х. труда в VI-VII классах, и успешному овла-
дению на этой основе общетрудовыми с.-х. умениями.
6. В ходе исследования доказана педагогическая целесообраз-
ность использования интеграции как фактора формирования у учащих-
ся общетрудовых с.-х. умений в процессе трудовой подготовки с уче-
том соблюдения выявленных дидактических условий и применения в
процессе интегрированного обучения интеграционных технологий
проблемного обучения и метода проектов.
Выполненное исследование подтвердило правомерность выдвину-
тых в диссертации предположений и выводов. Внедрение его результа-
тов в практику работы сельских общеобразовательных школ будет спо-
собствовать повышению качества трудовой подготовки сельских
школьников, их осознанному профессиональному самоопределению.
Основные результаты исследования отражены в следующих
публикациях автора:
1. Кривдина И.Ю. Специфика профессиональной подготовки
учителя сельской школы // Личностно-ориентированные педагогиче-
ские технологии в системе профессионального образования в высшей
школе: Материалы научно-практической конференции / Под ред.
Л.В. Загрековой. – Н. Новгород: НГПУ, 1997. – 0,05 п.л.
2. Кривдина И.Ю. Формирование общетрудовых умений в про-
цессе трудовой подготовки у сельских школьников на межпредметной
основе // Первая Нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных
наук: Тезисы докладов / Под ред. И.А. Зверевой. – Н. Новгород: Ниже-
городский гуманитарный центр, 1998. – 0,1 п.л.
3. Кривдина И.Ю. Управление формированием общетрудовых
сельскохозяйственных умений у учащихся сельских школ на межпред-
метной основе // Проблемы социального управления: методология,
24


теория, практика: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции / Под ред. Б.П. Шулындина, А.А. Халина, Г.А. Морозова.
– Н. Новгород: ВВАГС, 1998. – 0,05 п.л.
4. Кривдина И.Ю. Роль деятельностного подхода в исследовании
проблемы трудовой подготовки школьников // Отечественная филосо-
фия: русская, российская, всемирная: Материалы V Российского сим-
позиума историков русской философии / Под ред. Л.Е. Шапошникова.
– Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – 0,1 п.л.
5. Кривдина И.Ю. Деятельностная сущность человека как методол-
гическая основа формирования у учащихся общетрудовых умений в про-
цессе трудовой подготовки: Материалы научно-практической конферен-
ции / Под ред. Л.В. Загрековой. – Н. Новгород: НГПУ, 1998. – 0,3 п.л.
6. Кривдина И.Ю. Интегративная основа формирования обще-
трудовых умений у учащихся сельских школ: гуманистический аспект
// Современные проблемы гуманистической педагогики (методологи-
ческие, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы
развития: Тезисы докладов международной научно-методической кон-
ференции / Под ред. О.В. Еремкиной. – Рязань: РГПУ, 1999. – 0,1 п.л.
7. Кривдина И.Ю. Роль межпредметных связей в формировании
технологических умений сельских школьников в процессе трудовой
подготовки // Российское образование: традиции и перспективы: Мате-
риалы международной научно-практической конференции / Под ред.
Р.Г. Стронгина. – Н. Новгород: НГПУ, 1999. – 0,05 п.л.
8. Кривдина И.Ю. Метод проектов в формировании общетрудовых
умений у учащихся сельских школ // Четвертая Нижегородская сессия
молодых ученых: Тезисы докладов / Под ред. И.А. Зверевой. – Часть 1. –
Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 0,1 п.л.
9. Кривдина И.Ю. Роль проектного обучения в совершенствова-
нии трудовой подготовки сельских школьников // Философия и исто-
рия образования – учебный предмет в системе подготовки будущего
учителя: Материалы региональной научно-практической конференции
/ Под ред. Ф.В. Повшедной. – Н. Новгород: НГПУ, 2000. – 0,1 п.л.
10. Кривдина И.Ю. Роль личностно-ориентированного подхода в
повышении эффективности формирования общетрудовых умений у
сельских школьников // Воспитание будущего учителя в системе выс-
шего педагогического образования: идеи, ценности, ориентации: Ма-
териалы региональной научно-практической конференции, 21-22 марта
2001 г. / Под ред. Л.В. Загрековой, В.В. Николиной, В.А. Фортунато-
вой. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 0,5 п.л.
Подписано в печать Формат 60х84/16. Усл.печ.л. 1,5
Уч.-изд.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ №
Полиграфический участок АНО «МУК НГПУ»
603950, Н.Новгород, ул.Ульянова, 1



СОДЕРЖАНИЕ