СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Ломова Вера Федосеевна




НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ




Специальность 22.00.06
социология духовной жизни



АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук

Научная бвблнотека
Уральского
Госуя а рствениого



Екатеринбург - 2000
Работа выполнена на кафедре прикладной
социологии факультета политологии и социологии
Уральского государственного университета им.
А.М.Горького.

доктор философских наук,
Научный руководитель -
профессор МеренковА#.

Официальные оппоненты доктор философских наук,
профессор Грунт Е.В.
кандидат философских наук,
доцент Кленова Н.В

Уральская государственная
Ведущая организация -
Лесотехническая академия


состоится 7 ^ М О- РТв 2000 г. в
._
/О часов на заседании диссертационного совета Д
063.78,05 по защите диссертаций на соискание ученой
степени доктора социологических наук в Уральском
государственном университете им. A.M. Горького, по
адресу:
620083, г.Екатеринбург, К-83, пр. Ленина 51,
комн. 248

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Уральского государственного университета • им.
А.М.Горького.



Ученый секретарь диссертационного совета
доктор социологических наук, профессор .Л.Л. Рыбцова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В последнее десятилетие в нашей
стране активно происходит реформирование системы дошкольного,
школьного и вузовского образования. Это связано с тем, что осуще-
ствляется пересмотр прежних представлений о целях и задачах дея-
тельности различных учреждений, обеспечивающих успешную пер-
вичную социализацию личности.
При социализме, начиная с раннего детства, семья, учрежде-
ния дошкольного и школьного образования, вузы, прежде всего ре-
шали задачи коммунистического воспитания. Считалось, что в дет-
стве, отрочестве, юношеском возрасте личности необходимо освоить
ведущие ценности в сфере политической, нравственной, трудовой,
физической и других видов культур. Само образование рассматри-
валось как один из важнейших способов осуществления целей и за-
дач воспитательной деятельности. При этом вместе с теми учрежде-
ниями образования, которые давали обязательный минимум знаний,
существовали внешкольные учреждения: дома и дворцы пионеров,
станции юных техников, натуралистов и т.д.. Они также занимались
своим особым воспитанием путем выявления и развития склонно-
стей разных детей к успешной деятельности в сфере спорта, искусст-
ва, экологии, техники и т. д.
Переход к рыночной экономике привел к отказу от прежней
идеологии и связанной с ней системе воспитания. Отказ от активно-
го участия учреждений образования в воспитании подрастающего
поколения является одной из причин широкого распространения в
наше время среди молодежи нигилизма, социальной апатии, нарко-
мании, как способа ухода от сложностей нынешней жизни. Поэтому
последние два года снова начали активно ставить вопрос о возрож-
дении воспитательной деятельности в системе образования. В ок-
тябре 1999 года Министерство общего и профессионального образо-
вания приняло специальную Программу организации воспитатель-
ной деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учрежде-
ниях страны. В соответствии с ней требуется внедрения целостной
системы специального воспитания личности, начиная с детского са-
да и завершая периодом окончания школы.
Во все времена существовала проблема приобщения ребенка к
тем моральным нормам и правилам, которые обеспечивали его ус-
пешное включение в трудовую, семейнунх общественную жизнь. Че-
ловечество выработало целую совокупность незыблемых моральных
предписаний, которые, однако нелегко усваиваются каждым новым
поколением. Всегда существовала и существует сейчас проблема эф-
фективного нравственного развития через специальное воспитатель-
ное воздействие. Она решается не только семьей, а требует особого
взаимодействия педагогов различных учреждений образования.
Также актуальна проблема эстетического развития личности с
раннего детства. В наше время наблюдается активное изменение в
системе эстетических, художественных ценностей, Те, которые фор-
мировались на основе классического искусства, литературы заменя-
ются часто низкопробными произведениями т.н. массовой культуры.
Наша молодежь чаще всего видит на экранах концертных залов об-
разцы этой быстротекущей хз'дожественной культуры, вырабаты-
вающей свои эстетические ценности. Поэтом}' существует актуаль-
ная проблема организации такого эстетического развития, воспита-
ния личности в семье, учреждениях образования, которые бы позво-
лило ей умело сочетать вечные эстетические ценности с теми новы-
ми, которые порождены современной культурой.
Новой проблемой последнего десятилетия является проблема
направленности и содержания деятельности внешкольных учрежде-
ний образования. На базе бывших домов и дворцов пионеров воз-
никли и существуют различные учреждения т.н. дополнительного
образования (УДО). Они имеют достаточно высокий уровень само-
стоятельности в определении содержания, форм занятий с детьми
разного возраста, поскольку отсутствует прежняя жесткая регламен-
тация их деятельности из центральных органов власти. Такая свобо-
да привела в 90-х годах к тому, что каждое учреждение дополни-
тельного образования пыталось, в меру своих возможностей, соз-
дать собственную концепцию развития. Это привело к тому, что су-
щественно расширилась категория детей, которые занимаются в
УДО и возникли новые направления работы. В частности, многие
учреждения открыли кружки, студии для детей дошкольного возрас-
та.
Одну из новых программ нравственно- эстетического развития
детей дошкольного и школьного возраста осуществляет педагогиче-
ский коллектив Дома творчества школьников Октябрьского района
г. Екатеринбурга. Она представляет собой специальную систему со-
единения нравственного воспитания детей с тем эстетическим разви-
тием, которое осуществляется в различных кружках художественно-
го профиля, а также в специальной школе для детей 3 - 7 лет
«Учение с увлечением». ДГШ получил статус федеральной экспери-
ментальной площадки для апробации данной программы. Ее реали-
зация позволила выявить общие актуальные проблемы нравственно
эстетического развития детей разного возраста и предложить более
эффективные, доказанные практикой методы и формы соединения
нравственного и эстетического развития детей в У ДО.
Поэтому актуальной проблемой является социологический
анализ, обобщение существующей практики нравственно-
эстетического развития детей разного возраста в УДО и разработка
основных направлений совершенствования этой деятельности в
других подобных учреждениях страны.
Следует особо отметить, что данная проблема решается нге
традиционными педагогическими методами, а способами социоло-
гического анализа, который позволяет выявить систему взаимодей-
ствия между родителями, педагогами УДО, детьми в процессе нрав-
ственно-эстетического развития тех. кто занимается в различных
кружках и студиях в свободное от учебы время. Социологический
подход дает возможность определить основные направления содер-
жания самого нравственно-эстетического развития как способа при-
общения к культуре нынешнего поколения детей, а также выделить
те противоречия, которые возникают в системе ценностных ориента-
ции, установок педагогов, студийцев, родителей в различных видах
взаимодействия между ними.

Степень изученности проблемы
Нравственно-эстетическое развитие личности прежде всего
изучалось с философских позиций крупными исследователями про-
шлых веков, античными философами - Аристотелем, Конфуцием.
Платоном, Эпикуром; Нового времени - Вольтером, Г. В. Ф. Гегелем,
Р. Декартом. И. Кантом, Дж. Локком. Лессингом. Спинозой, И. Фих-
те: мыслителями 19 века- К. Марксом. Ф. Ницше. В Соловьевым, Л.
Фейербахом, Н. Чернышевским, А. Шопенгауэром, Ф. Энгельсом; 20
века -Н.А. Бердяевым. М. Вебсром, В.И. Лениным, Ж. П. Сартром,
М Хапдсгсром . Они заложили методологические основы изучения
этого процесса, выявили противоречия становления нравственно и
эстетически зрелой личности в различных социально - экономиче-
ских условиях.
В современной отечественной литературе подходы к понима-
нию сущности и содержания нравственно -эстетического развития
человека раскрываются в работах Л.М. Архангельского, М.Н. Бобне-
ва. М. В. Борева, А.Ф. Еремеева. А.А. Гусейнова, М И. Кагана, Л.Н.
Когана, И.С Кона, А.В. Меренкова. Б.В. Орлова, Л.М. Рувинского,
В.И Сагатовского, Л.Н. Столовича, Ю.Н. Тундыкова, Н.К. Эйнгорн
и др. Они выявили сущностные характеристики процессов нравст-
венного и эстетического развития личности в различных социально -
экономических системах. Исследовали основные факторы, опреде-
ляющие степень овладения личностью нормами актуальной нравст-
венной к эстетической культуры.
С педагогических позиций данная проблематика активно изу-
чалась Ш. Амонашвили, А. Брудновой, Т. Ветровой, Е.Б. Зотовой. Т.
Комаровой. Б.Т. Лихачевым, М. Мацкевич, А.С. Макаренко, А.В.
Мудриком. Н.Н. Нечаевым, Ю. М. Орловым, Г П. Потылико, В.Д.
Семеновым. В.А. Сухомлинским. В.А. Черкасовым, А. Шсмшури-
ной. Н. Шурковой. Р. Штайнером,
Социологический подход к проблеме нравственно - эстетиче-
ского развития личности в системе образования и воспитания пред-
ставлен в работах В. И. Болгова, Е.С. Баразговой. Л.А. Беляевой,
Ю.Р. Вишневского. В И Волкова. Г.Е. Зборовского, А.В. Меренко-
ва. И. М. Моделя. Г П. Орлова. Б. С. Павлова, ВТ. Попова. Л Я . Ру-
биной, А.А. Ручки В.Т., Шапко и др. Они заложили основу социоло-
гического анализа актуальных проблем овладения личностью в про-
цессе первичной социализации нравственными и эстетическими
нормами и идеалами.
Однако практически отсутствуют социологические работы,
посвященные анализу содержания и результатов инновационной
деятельности современных учреждений дополнительного образова-
ния в сфере нравственно - эстетического развития детей и подрост-
ков.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить основные направления совершен-
ствования организации нравственно-эстетического развития детей
разного возраста в учреждениях дополнительного образования в ус-
ловиях социальной трансформации современного общества.
ЗАДАЧИ: - исследовать основные закономерности единого
нравственно-эстетического развития личности в онтогенезе
определить особенности современного нравственно-
эстетического развития подрастающего поколения
исследовать основные противоречия нравственно-
эстетического развития детей дошкольного возраста в учреждениях
УДО
- исследовать изменения в системе нравственно-эстетических
ориентации и установок детей и подростков на федеральной экспе-
риментальной площадке - Д'1'Ш Октябрьского района г. Екатерин-
бурга, произошедшие под влиянием специальной работы педагогов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА
- на основе анализа сущности развития личности в онтогенезе
дается авторское понимание особенностей нравственно-
эстетического развития индивида как процесса перехода из состоя-
ния преимущественно объекта развития в субъект саморазвития в ре-
зультате постоянного взаимного влияния нравственного и эстетиче-
ского на сознание и поведение человека, что определяет движение
личности к идеальным, возвышенным, либо к низменных, дсгумани-
зирующим формам ее жизнедеятельности;
- раскрыты особенности механизма нравственно-эстетического
развития личности в онтогенезе. Выявляются объективные и субъек-
тивные факторы формирования чувства гордости, стыда, совести.
долга, ответственности как основы приобщения личности ребенка к
целостной нравственной и эстетической культуре;
- раскрыты основные противоречия современного нравствен-
но-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста.
Это противоречие в неопределенности, а также ъ разнонаправленно-
ста целей, задач и методов нравственно-эстетического развития де-
тей у различных субъектов процесса первичной социализации ре-
бенка:
-доказывается, что в результате специальной работы на нрав-
ственно - эстетическом) развитию ребенка дошкольного возраста у
него прежде всего возрастает уверенность в себе, самостоятельность,
доброжелательность в общении с окружающими, организованность.
умение видеть прекрасное в искусстве и окружающем мире;
-показано, что у подростков в ходе проводимого эксперимента
изменяется уровень владения волей, самоконтролем, возрастает сте-
пень самоорганизованности, ответственности, умения выделить воз-
вышенное и прекрасное в искусстве и в жизни.
-на основе социологических исследований на примере феде-
ральной экспериментальной площадки - ДТШ Октябрьского района
г. Екатеринбурга показаны возможности организации целостного
нравственно-эстетического развития личности в учреждениях до-
полнительного образования;
- разработаны рекомендации по дальнейшему совершенство-
ванию нравственно - эстетического развития детей разного возраста
в современных учреждениях дополнительного образования России.
Методологические и теоретические основания.
Теоретике - методологическим фундаментом исследования яв-
ляются прежде всего философские труды по теории нравственного и
эстетического развития личности. Также используется системный и
струтсгурно - функциональный анализ при рассмотрении взаимосвя-
зи нравственного и эстетического развития личности в онтогенезе.
Используются различные методы аншшза содержания и результатов
экспериментальной деятельности по развитию у личности различ-
ных нравственных и эстетических качеств и учреждениях дополни-
тельного образования.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЙ
Работа написана на материалах нескольких социологических
исследований. В 1998 году было проведено методом интервьюиро-
вания два исследования, в ходе которых изучались ориентации и ус-
тановки родителей детей разного возраста на эстетическое и нравст-
венное развитие студийцев в учреждении дополнительного образо-
вания. Были опрошены родители тех детей, которые занимаются в
Октябрьском и Орджоншшдзевском УДО. Всего - 650 человек по
квотной двухступенчатой выборке.
Также в этом году до начала проведения эксперимента с це-
лью выявления существующих ориентации и установок в сфере
нравственно-эстетической деятельности были опрошены студийцы в
возрасте 14-17 лет, а также подростки, которые не занимаются в
УДО. Всего- 780 человек.
В начале 2000 года были проведены по аналогичной методике
повторные исследования родителей и студийцев ДУШ Октябрьского
района г. Екатеринбурга с целью выяснения тех изменений, которые
произошли в нравственных и эстетических ориентациях и установ-
ках детей и подростков под влиянием экспериментальной деятельно-
сти педагогов этого учреждения дополнительного образования. Все-
го опрошено 360 родителей и 360 студийцев. Выборка двухступенча-
тая, квотная.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
В диссертационном исследовании получили дальнейшее раз-
витие основные принципы соединения нравственно-эстетического
воспитания личности в учреждениях дополнительного образования.
Выделены методы, обеспечивающие повышение эффективности воз-
действия педагогов на освоение детьми и подростками тех нравст-
венных и эстетических качеств, которые необходимы для современ-
ной жизни в условиях социальной трансформации современного
российского общества.
Материалы исследования могут быть использованы в работе
со студентами социологических факультетов а также студентов педа-
гогических вузов в таких курсах, как: «Социология образования».
«Социология молодежи», «Общая педагогика», «Организация вос-
питательной работы в УДО». Рекомендации, разработанные в ре-
зультате экспериментальной деятельности ДГШ Октябрьского рай-
она, являющегося федеральной экспериментальной площадкой Ми-
нистерства общего и профессионального образования Р.Ф. предло-
жены для реализации в других учреждениях дополнительного обра-
зования страны.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Материалы работы были пред-
ставлены и обсуждены на 3 - 5 Педагогических чтениях, которые
проводились Управлением образования г. Екатеринбурга в 1997 -
1999 гг.; на Областной научно - педагогической конференции
(Екатеринбург - 1998 г.); на семинаре - совещании руководителей
федеральных экспериментальных площадок, авторов инновацион-
ных программ развития дополнительного образования детей
(Москва -]998 г.); на Международной научно - практической конфе-
ренции «Урал - чаша любви» ( Екатеринбург 1999 г.); Всероссий-
ской научно практической конференции: «Дополнительное образо-
вание детей в России: состояние и перспективы развития в XXI ве-
ке». (Москва -1999 г.)
Работа также была обсуждена на кафедре прикладной социо-
логии Уральского государственного университета.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из двух
глав, включающих по два параграфа и списка литературы. Содер-
жание работы изложено на 125 страницах, список литературы
включает 138 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Методология анализа нравственно-
эстетического развития личности» рассматриваются сущность, со-
держание и механизмы процесса нравственно-эстетического разви-
тия личности в онтогенезе.
В первом параграфе раскрывается сущность нравственно-
эстетического развития личности на основе философского и социо-
логического подходов к данной проблеме. Анализируются прежде
всего основные идеи о содержании нравственного и эстетического
развития человека в работах Платона, Аристотеля, Б.Спинозы, Д.Ж.
Локка, И. Канта и В.Ф. Гегеля. Это позволяет выделить основные
подходы к пониманию направленности и содержания как нравст-
венного, так и эстетического развития у античных философов и
мыслителей Нового времени. Показаны основные противоречия, ко-
торые выделены ими в этих процессах. Также рассматриваются ос-

10
новные положения теории нравственного и эстетического развития в
марксизме-ленинизме. Также выявляются особенности анализа ис-
следуемой проблематики в работах классиков социологии. Это по-
зволяет выделить основные подходы к конкретно историческому
рассмотрению данной проблемы и показать методологические осно-
вания для ее решения в наше время.
Автор диссертации отмечает, что само нравственно-
эстетическое развитие может быть понято тогда, когда определена
сущность самого развития личности. Диссертант исходит из сущест-
вующей в отечественной литературе теории развития личности в он-
тогенезе как процесса смены качественных состояний. Первое харак-
теризуется тем, что личность выступает преимущественно в качестве
объекта воздействия социальной среды, которая обеспечивает ориен-
тацию на усвоение индивидом основных норм и правил, детермини-
рующих успешную первичную социализацию. Второе определяется
тем, что личность на основе выявления и реализации своей индиви-
дуальности превращается преимущественно в субъект саморазвития.
Наконец, на третьем этапе личность может стать субъектом разви-
тия социальной среды
Применительно к нравственному и эстетическому соответст-
вующее развитие личности представляет собой движение из состоя-
ния прсимлтдествснно объект, приобщающегося под воздействием
макро и микросреды в носителя моральных и эстетических идеалов.
норм, правил в субъект, способный самостоятельно на основе лич-
ных убеждений воспринимать, выбирать, реализовывать те или
иные моральные и эстетические принципы в разнообразной практи-
ческой деятельности. Главной особенностью этого этапа является то,
что индивид, максимально проявляет свою индивидуальность в
нравственной и эстетической сфере на основе усвоения основных
норм и правил, которые существуют в социальной общности, к ко-
торой он себя относит. Поэтому возможно в нравственной и эстети-
ческой сфере движение как к возвышенному, прекрасному, высо-
конравственному, так и к низменном^', безобразному, аморальному.
Диссертант в работе показывает связь эстетического и художе-
ственное, выделяя общее между ними, а также то, что отличает одно
от другого. Эстетическое, как и художественное, рассматривается с

11
позиций аксиологии, что позволяет рассматривать сам процесс раз-
вития личности под влиянием искусства как изменение в системе
ценностей человека. Поскольку искусство показывает человека во
всем разнообразии его взаимодействии его с окружающим миром, то
оно всегда выявляет ту или иную систему нравственного отношения
человека к окружающей его действительности. Поэтому в любом
произведении искусства можно выделить как пласт нравственного,
так и эстетического.
При этом эстетическое отношение обеспечивает гармонизацию
среды существования человека и различных форм его жизнедея-
тельности, а художественное служит сохранению, развитию переда-
че богатства общественно-необходимой жизнедеятельности, опыта
освоения человеком мира. Эстетическое, являющееся элементом лю-
бой человеческой жизнедеятельности, не несет в себе художественно-
го образа, а художественное всегда несет в себе образ человека, реа-
лизуемый через миропонимание, мироощущение и другие формы
развертывания человеческой жизни. Художественное дает некие иде-
альные образцы возможного поведения человека в тех или иных си-
туациях, но это не значит, что оно изначально дает некий пример для
конкретного зрителя, слушателя, читателя. Само восприятие художе-
ственного определяется уровнем эстетического развития личности,
что и обуславливает многообразие художественных вкусов и пред-
почтений.
Автор делает вывод о том. что не существует некой единой для
всех системы нравственного и эстетического сознания и поведения,
которое должны освоить все дети в процессе первичной социализа-
ции. Однако можно четко выделить две направленности развития:
одно обеспечивает постепенное возвышение личности до нравствен-
но-эстетических ценностей человечества в целом, другое превращает
личность в обособленного, живущего только узкоэгоистическими
интересами, индивида.
Соединение нравственно-эстетического в единый процесс раз-
вития личности обеспечивается, с одной стороны, раскрытием нрав-
ственного содержания самой эстетической деятельности, с другой
выделением прекрасного, возвышенного в самой моршга. Целостное
восприятие личности, различных общностей в системе единой нрав-

12
ственно-эстетической деятельности обеспечивает соответств}тощее
нраБСтвснко-зстстичсскос развитие человека.
Диссертант дает следующее определение центрального поня-
тия работы - «нравственно-эстетическое развитие личности». Оно
обозначает процесс превращения личности из преимущественно объ-
екта развития в субъект саморазвития в результате постоянного вза-
имного воздействия нравственного и эстетического на сознание и
поведение человека, что ведет к движению личности к идеальным,
возвышенным, либо к дегуманизирующим, низменным формам ее
жизнедеятельности.
В этом определении фиксируется двоякая особенность нрав-
ственно-эстетического развития. С одной стороны, каждая ступень
в нравственном развитии личности создает новые возможности для
овладения ею эстетическим. Так, человек, которому в повседневной
жизни свойственны доброжелательность, чуткость, доброта, в боль-
шей степени готов для положительного восприятия героев художест-
венных произведений, ВЕХЯУПЕЯ* себя таким же образом
С другой стороны, определенная эстетическая ориентация за-
дает (пусть не всегда прямо, а чаще косвенным путем) соответст-
вующие моральные установки. В результате в конкретных жизнен-
ных ситуациях человек сознательно или бессшнательно может ори-
ентироваться на поведение героев понравившихся ему художествен-
ных произведений. Например5 постоянно аэаимодействуя с искусст-
вом определенной направленности, допустим, показывающим наси-
лие, жестокость, унижение человеческого достоинства, индивид по-
степенно усваивает подобную же форму поведения как естествен-
ную, обычную, не вызывающую нравственного протеста.
На основе рассмотренных закономерностей взаимосвязи эсте-
тического в нравственного выявляется специфика развития ребенка
в этих сферах жизнедеятельности в онтогенезе.
Во втором параграфе анализируется механизм кравственно-
эстетического развития личности в процессе первичной социализа-
цнн. Диссертант доказывает, что существует определенная логика
нравственно-эстетического развития личности, которая имеет свою
особую нормативность, определяемую объективными законами пе-
рехода ребенка от одного уровня нравсгвенно-эстетического разви-

13
тия к др}тому. более высокому В онтогенезе складываегся механизм
БЗаИМОДеИСТБИЯ рСОСККд С КуЛЬТЯрОИ. 1_/ГО СуТЬ ЗаКЛЮЧаеТСЯ 5 ТОМ,
что на те или иные воздействия внешней среды, несущее различные
знания, представления о ценностях культуры, у ребенка вырабатыва-
ется определенная реакция. Она должна позволить ему усвоить тре-
буемые субъектом первичной социализации нормы культуры .
Поскольку само приобщение к ней осуществляется только че-
рез взаимодействие ребенка с другими людьми, то этот механизм
имеет нравственное содержание. В работе дается характеристика
следующих элементов механизма приобщения ребенка к нравствен-
но-эстетической культуре: чувство гордости, стыда, совести, долга ,
ответственности. Механизм приобщения ребенка к культуре позво-
ляет выявить роль основных объективных и субъективных факторов
формирования нравсгвенно-эстетических ценностсй в онтогенезе.
Объективные включают в себя прежде всего:
а) природную предрасположенность ребенка к усвоению тех
или иных элементов формируемых у него ориентации и установок
на взаимодействие с окружающим миром;
б) те малые и большие общности, которые осуществляют сам
процесс приобщения ребенка к культуре. Это родители и другие род-
ственники. сверстники, педагоги дошкольных и школьных учрежде-
ний. преподаватели системы дополнительных образований, а также
средства массовой информации, учреждения культуры и т. п.,
- IJM-J, t* Д ft




тельность,
в) материальные и организационные возможности для осуще-
ствления эффективного нравственно - эстетического развития лич-
ности.
К числу субъективных факторов относятся.
а) само содержание тех конкретных нравственно-эстетических
ориентации и установок, которые пытаются сформировать различ-
ные суо'ьскты развитии рсоснкги
б) знание субъектами нравственно-эстетического развития
индивида наиболее эффективных форм, методов организации воспи-
тательного и образовательного процесса:



14
в) представление о способах действенного решения той или
иной конкретной воспитательной ситуации, в которой оказался ре-
бенок и субъект его развития.
Диссертант отмечает, что прежде существовала четкая система
взаимосвязи субъективных и объективных факторов нравственно-
эстетического развития подрастающего поколения на основе господ-
ства единой идеологии.
В настоящее время мы имеем дело с так называемым ПЧНУ-
рализмом в содержании, формах и методах нравственно-
эстетического воспитания. Он выражается в том, что печатные изда-
ния, телепередачи, художественные произведения тех или иных ав-
торов могут иметь самое разнос нравственное и эстетическое содер-
жание. В одно и то же время ребенок на разных телеканалах может
увидеть как примеры жестокости, грубого насилия над личностью.
так и доброты, человеколюбия, заботы о ближних.
Взрослые, с которыми ребенок общается в семье, школе, на
улице, также имеют весьма различные представления о должном,
прекрасном, возвышенном. Поэтому у нынешнего подрастающего
поколения исчез тот четкий ориентир, который старшим поколениям
обеспечивал некое единство их нравственно-эстетического развития.
Современный ребенок с самого раннего возраста попадает в ситуа-
цию выбора тех нравственно-эстетических идеалов, норм и правил,
на которые ему следует ориентироваться в своей жизни. Поскольку
сознательно осуществить этот выбор не только в раннем, но и подро-
стковом возрасте он не может, то все зависит от силы и частоты воз-
действия того или иного субъекта воспитания.
Нынешняя ситуация плюрапизма в содержании и методах
нравственно-эстетического развития характеризуется, на взгляд дис-
сертанта, как позитивными, так и негативными моментами Поло-
жительное связано прежде всего с расширением рамок творчества
субъектов воспитательной деятельности. Негативным является то.
что сам плюрализм включает в себя нередко совершенно противопо-
ложные ориентиры - от пропаганды насилия, жестокости на телеэк-
ране до разговоров о доброго, милосердии на уроках литературы в
школе. Такой диссонанс не может считаться приемлемым для обще-
ства, которое стремится развиваться в направлении гуманизации че-

15
ловеческих отношении, утверждения принципов демократии и сво-
боды личности.
Диссертант раскрывает особенности деятельности современ-
ных учреждений дополнительного образования. Они, получив право
на свобод}' педагогического поиска, оказались в ситуации, когда ка-
ждый творит самостоятельно, опираясь прежде всего на свой преж-
ний опыт и часто имеет весьма абстрактное представление о необхо-
димости введения различных инноваций в работе с детьми, посе-
щающими УДО. Возникает настоятельная необходимость научного
обоснования тех изменений, которые необходимо осуществить в ра-
боте с детьми разного возраста в современной социо-культурной си-
туации.
Во второй главе «Учреждения дополнительного образования
как субъект нравственно-эстетического развития детей дошкольного
и школьного возраста» раскрываются особенности осуществления
данной работы в типичных УДО, а также дается социологический
аначиз того эксперимента, который реализуется Домом творчества
школьников Октябрьского района г. Екатеринбурга по созданию и
апробированию специальной программы нравствеашо-эстетического
развития детей в рамках федеральной экспериментальной площадки
Министерства общего и профессионального образования РФ.
Прежде всего автор работы показывает взаимосвязь между
понятиями «развития» и «воспитания» личности. Обосновывается
позиция, что воспитание представляет из себя важнейший способ
развития личности путем приобщения к тем или иным ценностям
культуры. Такой подход позволяет автору выявить особенности со-
временного семейного воспитания а также школьного с точки зрения
осуществления нравственно-эстетического развития личности как
процесса движения из состояния преимущественно объекта внешне-
го воздействия в субъект нравственно-эстетического саморазвития.
На материалах социологических исследований показано, что совре-
менная семья в нынешней экономической ситуации, озабоченная
прежде всего обеспечением элементарных материальных условий
для самосохранения, лишенная задаваемыми государством ориен-
тиров нравственного и эстетического воспитания ребенка, не может
в полной мере справиться с приобщением детей даже к эдементар-

16
ной культуре взаимодействия с окружающим миром. Общеобразова-
тельная школа также в последние десятилетия отстранилась от спе-
циальной постоянной воспитательной работы с детьми в этом на-
правлении. Поэтому возникает перед ч'чреждением дополнительного
образования особая задача по обеспечению целостного нравственно-
эстетического развития детей во внсумебнос время.
Возможности для решения этой задачи достаточно благопри-
ятны поскольку: а) дети заинтересованы заниматься в кружках и
студиях, дающих им возможность выявить и реализовать природные
задатки; б) общая коллективная деятельность способствуют выра-
ботке умения оптимально сочетать личный и групповые интересы; в)
постоянная деятельность по саморазвитию в процессе выявления и
реализации способностей обеспечивает более ускоренное овладение
морально-волевыми качествами; г) подавляющее большинство детей
занимается в кружках и студиях художественного профиля.
В работе даны результаты сравнительных исследований мне-
ний и оценок родителей об уровне нравственно-эстетического разви-
тия детей 3-х - 7 лет до начала проведения эксперимента и после за-
вершения первого его этапа через два года. Большинство родителей
отметили изменение музыкальных увлечений детей, а также расши-
рение интереса в сфере художественной литературы -58%; 45% ука-
зали на то, что благодаря занятиям в УДО их дети стали более само-
стоятельными; 34 % отметили развитие самоконтроля. 55% респон-
дентов указали, что их ребенок стал более уверенным в себе, актив-
ным в общении со взрослыми и со сверстниками. В то же время
очень незначительно изменилось проявление чуткости, сочувствия.
тактичности в общении со сверстниками во время занятий. Эти ка-
чества прежде всего вырабатываются в семье, когда ребенок постав-
лен в ситуацию заботы о своих родителях. Любовь к ним. желание
доставить радость близким людям является тем стимулом, который
позволяет успешно решать задачу в формировании вышеуказанных
качеств. Поэтому возникает необходимость активного включения
родителей в единый с педагогами ДТШ процесс нравственно-
эстетического развития дошкольника.
Для успешного решения этой задачи разработана и использу-
ется в ДТШ специальная «карточка нравственного развития ребен-

17
ка». В ней выделены основные качества, которые необходимы ребен-
ку для усиления самостоятельности в овладении основными мораль-
но-эстетическими нормами. В работе описаны основные результатов
использования этой карточки педагогами ДТШ.
Во втором параграфе раскрываются особенности нравственно-
эстетического развития личности в подростковом возрасте в процес-
се занятий в кружках и студиях УДО. На материалах сравнительного
социологического исследования учащихся общеобразовательных
школ и занимающихся в ДТШ показано, что педагоги дополнитель-
ного образования уделяют значительно больше внимания формиро-
ванию такого важнейшего качества, как чувства гордости, на основе
которого только и возможно появление у личноста потребности в
постоянном самосовершенствовании. В ДТШ в 9 раз чаще хвалят
детей за их успехи, чем в обычной школе. Причина в том, что в
ДТШ реально, а не на словах начала действовать дифференцирован-
ная оценка каждого ученика в зависимости от особенностей его ин-
дивидуального развития. Педагог ставит конкретную задачу перед
студийцем и умеет отмстить даже малейшие успехи ребенка. Это
чаще всего отсутствует в работе учителей школ. Те обычно делают
упор на чувстве стыда, не понимая, что оно возникает только на базе
развитой гордости.
Упущения в формировании данных нравственных качеств не-
избежно усиливает опасность того, что и другие моральные детер-
минанты: чувства совести, долга, совести, ответственности не будут
сформированы в той мере, в которой требуется для культурного че-
ловека.
Сравнение мнений подростков о роли родителей, учителей-
педагогов УДО в формировании основных нравственных качеств
показало, что родители пытаются в равной степени развивать у детей
все основные нравственные качества. Педагоги УДО в первую оче-
редь пытаются выработать у детей более сильную волю, необходи-
мую при преодолении различных трудностей, возникающих Б про-
цессе выявления и развития различных творческих способностей.
Также они обращают особое внимание на терпение, умение плани-
ровать ребенком свою работу, проявить ответственность во время
занятий и подготовки к ним. Учителя в школе в меньшей степени

18
обращают внимание на их развитие, считая, что семья должна в
полной мере справиться с этой работой. Когда же дети не посещают
какие-либо студии, секции, кружки, то учителям школ приходится
прилагать, как показали данные исследований, дополнительные уси-
лие по выработке организационно-управленческих качеств у подро-
стков. В этом случае возрастает нагрузка и у родителей в решении
этой задачи.
Диссертант делает вывод о том. что занятия в У ДО позволяют
существенно повысить эффективность формирования 'указанных
моральных качеств, равномернее распределить на различные субъек-
ты воспитательного процесса ширузку по их развитию. Автор рабо-
ты анализирует основные результаты двухлетнего эксперимента по
усовершенствованию нравственно-эстетического развития подрост-
ков в студиях ДТШ 77% опрошенных отметило, что им стало инте-
реснее на занятиях.
Причиной повышения интереса является то. что педагоги
стали разнообразнее использовать творческие способности детей,
чаще применяя игровые ситуации на занятиях, когда дети изобра-
жают действия героев художественных произведений. Далее, они
ставят себя в позицию авторов, их создавших, читателей, по разному
воспринимающих одно и то же произведение искусства. Особое
внимание уделяется анализу тех нравственных переживаний, кото-
рые движут поступками героев художественных произведений, а
также анализируется этическая оценка этих произведений, которая
давалась в прошлом, а также может быть дана в настоящее время,
исходя из особенностей современных представлений о прекрасном и
безобразном, возвышенном и низменном. Такая форма всесторонне-
го рассмотрения тех произведений, которые изучаются в драматиче-
ских кружках, студиях изобразительного искусства побуждают
подростков размышлять об особенностях взаимосвязи нравственного
и эстетического как в самом искусстве, так и в реальной жизни
Также произошли определенные изменения в системе мо-
тивов 'занятий в кружках и студиях ДТШ. В два раза увеличилось
число тех. которые хотят узнать лучше свои способности в той или
иной сфере художественной деятельности. При этом важно отмс-
тить, что само развитие своих художественных способностей подро-

19
стки прежде всего рассматривают как средство повышения общей
культуры, а не только как метод выявления задатков к конкретной
профессии. Педагоги ДТП! стали активно побуждать студийцев к
постоянном}- размышлению о результатах занятий в студии. Дети
начали учиться видеть те изменения, которые происходят в знаниях,
умениях, связанных с раскрытием их природных способностей. В
традиционной системе занятий педагог обычно не учит детей оцени-
вать изменения своих способностей от одного занятия к другому или
через определенный промежуток времени. В ходе эксперимента через
каждый месяц занятий стали подводиться определенные итоги ра-
боты каждого студийца. При этом дается подробный анализ того,
что сумел раскрыть подросток в своих способностях. Отмечается
также влияние воли, терпения в обеспечении более полного прояв-
ления природных задатков,
Тем самым обеспечивается овладение навыками отслежива-
ния самим ребенком развития у себя таких важных нравственных
качеств, как целеустремленность, умение правильно оценивать свои
достижения, способность к критической оценки личных успехов,
умение выделить то, что мешает более полной самореализации на
занятиях в студии ДТШ. В то же время следует отметить, что в ходе
эксперимента, видимо, не уделяется достаточно внимания развитию
такой важной потребности как познание окружающих людей в про-
цессе общения с ними.
Через два года эксперимента в два раза увеличилось число
тех, кто отметили возрастание у себя чувство ответственности за
время занятий в ДТШ. На 10% выросла доля тех, кто фиксирует ук-
репления воли, организованности, самоконтроля. В то же время
только на 3 % увеличилось число тех. кто стали, по их собственному
мнению, более общительными, уверенными в себе. Практически
прежним осталось отношение к близким людям, к друзьям. Также
произошли определенные изменения в сфере понимания искусства.
Стали лучше разбираться в классическом искусстве, понимать цен-
ность его для более глубокого эстетического восприятия окружающе-
го мира 43% опрошенных (до эксперимента - 34%). Эти изменения
связаны с тем. что педагоги ДТШ чаще организуют коллективное
обсуждение различных хлдожествеютых произведений, обращая

20
внимание на авторскую идею, особенностью ее изложения, а также
различием в восприятии разными индивидами Постоянно осущест-
вляется сравнение творчества различных художников, писателей.
композиторов прошлого и настоящего, что позволяет выявить основ-
ные тенденции развития современного искусства
Особое внимание обращается на нравственную и эстетиче-
скую составляющую тех художественных произведений, с которыми
дети знакомятся на занятиях в различных студиях Педагоги ДНИ
обучают подростков умению целостно воспринимать и окружающую
действительность, и искусство, как пространство единого нравствен-
но-эстетического функционирования и развития личности.
В заключении обобщаются основные результаты социологи-
ческого анализа содержания и итогов проведенной за два года в
ДТШ экспериментальной работы по совершенствованию нравствен-
но-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста.
Отмечены как конкретные позитивные изменения, так и те нере-
шенные проблемы, которыми необходимо будет заниматься на по-
следующих этапах эксперимента.
По теме диссертации были опубликованы следующие работы
автора:
1. О приоритетных направлениях деятельности учреждения
дополнительного образования в условиях формирования единого об-
разовательного комплекса// Внешкольник. М.. 1997, № 3- 0,3 п.л.
2. Нравственно - эстетическое развитие детей на базе учреж-
дения дополнительного образования // Внешкольник, М., 1997. №
1 1 - 1 2 - 1 п.л.
3. Роль социологических исследований в технологии экспер-
тизы качества педагогической деятельности // Современные техноло-
гии в образовании. Екатеринбург. 1998 - 0,2 п.л
4. Технология наблюдения за развитием личностных качеств
школьника // Школьные технологии, М., 1999. № 1 -2 - 0,7 п.л.
5. Клуб «Преодоление» : пять лет работы с детьми - инвали-
дами // Внешкольник, М., 1999, N° 11 -12 - 0.4 п.л.
Подписано в печ. б У О2 Формат 60 х 84 1/6.
ZOQQi..
Печать офсетная. Бумага Пм-С/иал. Зак. № 4'6
• Усл. печ. л. •/. О Тир. JQO

620083, Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51.Типография УрГУ



СОДЕРЖАНИЕ