СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ЛУБЯННИКОВ Александр Андреевич


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук




Тамбов 2003
Работа выполнена в лаборатории "Информационные технологии в обучении" Тамбов-
ского государственного технического университета




Научный руководитель доктор педагогических наук,
доктор экономических наук, профессор
Денисова Анна Леонидовна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Астафьева Наталья Егоровна

кандидат педагогических наук
Зеленин Григорий Васильевич


Ведущая организация Санкт-Петербургский университет
аэрокосмического приборостроения



Защита состоится 9 января 2004 г. в 14 часов в конференц-зале на заседании диссер-
тационного совета ДМ 212.260.03 при Тамбовском государственном техническом универ-
ситете по адресу: 392000, г. Тамбов,
ул. Советская, 106



С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государст-
венного технического университета



Автореферат разослан "___" декабря 2003 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета
профессор Л.В. Самокрутова




Подписано в печать 02.12.2003
Формат 60 ? 84 / 16. Гарнитура Times New Roman.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем: 1,39 усл. печ. л.; 1,5 уч.-изд. л.
Тираж 100 экз. С. 809

Издательско-полиграфический центр
Тамбовского государственного технического университета
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.
Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значитель-
ными преобразованиями в структуре, техническом и кадровом обеспечении и пр. Соци-
альный заказ на кадровое обеспечение Вооруженных Сил России ориентирован на усиле-
ние профессионализма, рост требований к уровню подготовки военных специалистов.
Данная ситуация, сопровождаемая социально-экономической перестройкой в обще-
стве, обостряет проблему реформирования системы военно-профессиональной подготов-
ки. Главная цель реформы – обеспечение направленности подготовки на формирование
активной жизненной позиции будущего военного специалиста, понимания необходимости
и целесообразности овладения военными специальностями.
В условиях модернизации высшей военной школы Российской Федерации весьма ак-
туальны проблемы совершенствования системы подготовки не только кадровых офицеров,
но и офицеров запаса в гражданских вузах. Особую значимость приобретают вопросы по-
вышения качества подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза. Такой подход
требует, в первую очередь, пересмотра системы взаимодействия подразделений вуза, обес-
печивающих подготовку специалиста по военно-учетной специальности на базе граждан-
ской технической специальности, что предполагает разработку модели управления процес-
сом подготовки, определение организационной структуры управления военно-профессио-
нальной подготовкой, распределение функций структурных подразделений вуза и обеспе-
чение согласованности их деятельности с позиций направленности на формирование у спе-
циалиста двойной компетенции.
В профессиональной педагогике вопросам организации военно-профессиональной
подготовки посвящен ряд исследований (В.А. Бодров, А.В. Барабанщиков, Г.М. Зараков-
ский, К.А. Климов, Ю.А. Ленев, Л.Е. Мерзляк, В.Я. Нечаев, В.А. Пономаренко, Г.А. Ша-
банов и др.). Теоретическим основам военной педагогики и психологии посвящены иссле-
дования А.В. Барабанщикова, М.А. Вознюкова, А.В. Долматова, В.П. Давыдова, И.А.
Камкова, Ю.А. Науменко, С.Д. Николенко,
Д.П. Познанского, М.Д. Попкова, Э.П. Утлик, А.Ю. Рунеева, Ю.И. Тарского, Ю.С. Федо-
рова, И.Н. Шкадова и др.
Однако следует подчеркнуть, что основное внимание в данных исследованиях уделяется
вопросам обучения и воспитания курсантов военных вузов. В контексте названной проблемы
можно отметить, что вопросы проектирования системы управления военно-профессиональной
подготовкой в условиях технического вуза требуют дополнительного исследования.
Исследование и опыт практической работы в высшей школе позволили выявить ос-
новные противоречия в системе военно-профессио-нальной подготовки студентов в усло-
виях гражданских вузов. К ним отнесены противоречия между:
• объективной необходимостью системной организации процессов управления
военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза и сложившимся в
высшей школе унифицированным подходом к подготовке офицеров запаса;
• требованиями, с одной стороны, Вооруженных Сил Российской Федерации к
уровню военной подготовки, с другой – потребностями личности в овладении двойной
компетенцией, и существующими педагогическими средствами и условиями работы фа-
культетов военного обучения в технических вузах.
Разрешение указанных противоречий обусловило выбор темы исследования и по-
становку его проблемы.
Цель исследования – определение и теоретическое обоснование методических ос-
нов проектирования системы управления военно-профессиональной подготовкой в усло-
виях технического вуза.
Объект исследования – управление военно-профессиональной подготовкой спе-
циалиста в условиях технического университета.
Предмет исследования – педагогические условия и средства организации системы
управления военно-профессиональной подготовкой специалистов в условиях техническо-
го вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс управления военно-
профессиональной подготовкой специалиста в условиях технического вуза будет эффек-
тивен, если:
• обеспечен системный подход к организации военно-про-фессиональной под-
готовки, базирующийся на теоретических основах формирования двойной компетенции
специалиста, получающего военно-учетную специальность в гражданском вузе, и общей
теории управления социально-экономическими и педагогическими системами;
• выявлены организационно-педагогические условия и технология внедрения
системы управления военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях
учебно-информационной среды технического вуза.
Задачи исследования:
1 Выявить и обосновать роль и место военно-профессиональной подготовки в
технических вузах в условиях реформирования Вооруженных сил России.
2 Провести анализ практики организации военно-профессиональ-ной подготовки в
гражданских вузах и выявить проблемы интеграции военно-профессиональной и профессио-
нальной подготовки в России.
3 Разработать механизм согласования структуры и содержания военно-
профессиональной и профессиональной подготовки в техническом вузе.
4 Спроектировать систему управления военно-профессиональ-ной подготовкой
с позиций направленности образовательного процесса на формирование готовности спе-
циалиста к реализации военно-про-фессиональных функций.
5 Разработать технологию оптимизации организационной структуры системы
управления военно-профессиональной подготовкой в техническом вузе.
6 Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности предложен-
ного подхода.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория само-
развития личности в процессе ее деятельности, теория проектирования педагогических
систем, теория и методика профессионального образования, в частности:
• теория профессиональной педагогики и проектирования педагогических сис-
тем (Н.Е. Астафьева, С.Я Батышев, А.П. Беляева,
А.Л. Денисова, З.Д. Жуковская, Н.В. Кузьмина, А.Д. Урсул, М.И. Махмутов, Н.В. Молот-
кова, В.А. Сластенин и др.);
• идеи об освоении деятельности и необходимости формирования ее ориенти-
ровочной основы (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков);
• научные идеи и теории о дидактических особенностях организации учебно-
познавательной деятельности обучаемых (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер,
М.И. Махмутов, Н.Ф. Талызина,
Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);
• теория управления социальными системами, в том числе педагогическими
(А.П. Ефремов, Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский,
М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.Н. Цыганко);
• теоретические исследования проблем военной педагогики и психологии (А.В.
Барабанщиков, В.П. Давыдов, М.И. Дьяченко,
П.А. Корчемный, В.Ф. Перевалов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко);
• методология научно обоснованного определения содержания обучения спе-
циалистов (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, С.И. Логвинов,
В.П. Рысев и т.д.);
• специальные исследования проблем организации военной подготовки (И.П.
Лосев, А.С. Орлов, А.П. Лучанинов, А.А. Литаш и др.);
• основы компетентного подхода в обучении (В.А. Адольф,
С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.А. Кальней, Н.В. Кузьмина, А.К. Марко-
ва, К.М. Оганян).
Теоретической основой исследования вопросов организации военно-
профессиональной подготовки студентов в условиях технического вуза явились методо-
логические подходы к разработке концептуальной модели готовности специалиста к вы-
полнению профессиональных функций, основы компетентностного подхода в профессио-
нальном образовании, предложенные В.А. Сластениным и А.Л. Денисовой.
Выбор комплекса методов исследования определялся его целями и задачами. Основ-
ными явились: теоретический анализ научно-методической литературы, праксиметрический
метод (анализ результатов деятельности студентов, выпускников), моделирование систем и
процессов, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса на военных
факультетах технических вузов и высшей военной школы, педагогический эксперимент, мето-
ды наблюдения; анкетирования, тестирования, опроса.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете
им. М. Бонч-Бруевича в период с 1999 по 2003 годы и охватывало свыше 500 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1999 – 2001 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической
теории и практике, осуществлялся анализ содержания и этапов развития военно-
профессиональной подготовки офицеров запаса в условиях реформирования высшей шко-
лы, изучался опыт передовой педагогической практики по совершенствованию профес-
сиональной подготовки в военных и гражданских вузах, определялись возможности со-
вершенствования военно-профессиональной подготовки студентов в условиях техниче-
ских вузов; сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования; обобщены результаты
изучения проблемы, проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2000 – 2002 гг.) разрабатывался и апробировался комплекс ме-
тодических средств проектирования системы управления военно-профессиональной под-
готовкой в условиях технического вуза, в том числе разрабатывалась система принципов
организации военно-профессиональной подготовки, анализировалось содержание военной
и профессиональной подготовки с позиций согласования структуры и содержания и обес-
печения возможностей формирования у будущего специалиста двойной компетенции,
уточнялась модель системы управления военно-профессиональной подготовкой в услови-
ях технического вуза. Проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2002 – 2003 гг.) обобщались результаты опытно-
экспериментальной работы по проверке эффективности предложенной системы управле-
ния военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях технического вуза,
исследовалось влияние предложенного подхода на формирование у офицера запаса кон-
кретной военно-учетной специальности готовности к реализации военно-профессио-
нальных функций. Проведен обобщающий эксперимент. Выполнены систематизация,
обобщение и обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, заверше-
но оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
• уточнено содержание категории "двойная компетенция специалиста" как ка-
чественной характеристики готовности специалиста к реализации военно-
профессиональных функций;
• обоснован механизм согласования структуры и содержания военно-
профессиональной и профессиональной подготовки в условиях технического вуза с пози-
ций формирования у специалиста двойной компетенции;
• разработана модель системы управления военно-профессио-нальной подго-
товкой специалиста, синтезирующая компетентностный, системный, личностно-
ориентированный, деятельностный подходы с целью обоснования ее сущности, целевых
установок, основных функций и педагогических средств реализации в условиях техниче-
ского вуза;
• предложена технология оптимизации организационной структуры и опреде-
лены педагогические условия реализации системы управления военно-профессиональной
подготовкой на основе: построения иерархической системы взаимодействия технических
и военных кафедр вуза; определения взаимосвязей между различными уровнями и эле-
ментами управления, как по вертикали, так и по горизонтали; разработанного учебно-
методического комплекса поддержки процесса подготовки, соответствующего сущест-
вующим направлениям и военно-учетным специальностям подготовки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что спроектированная
система управления военно-профессиональной подготовкой внедрена в практику подготов-
ки специалистов на факультете военного обучения Санкт-Петербургского государственного
университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (ГУТ) и обеспечивает:
• согласованность функционирования подразделений вуза с целью обеспечения
требуемого качества военно-профессиональной подготовки специалиста;
• формирование готовности специалиста к реализации военно-
профессиональных функций;
• активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе ов-
ладения военно-учетной специальностью.
На защиту выносятся:
1 педагогические аспекты формирования системы управления военно-
профессиональной подготовкой в условиях технического вуза;
2 методические средства проектирования системы управления военно-
профессиональной подготовкой в условиях технического вуза;
3 технология оптимизации организационной структуры системы управления
военно-профессиональной подготовкой.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования
получили отражение в учебно-методических пособиях, программно-методических ком-
плексах по ВУС, методических рекомендациях, научных статьях и докладах автора.
Автор имеет 50 публикаций общим объемом около 48 печ. л., в том числе по теме
диссертации свыше 20 работ.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях военных ка-
федр факультета военного обучения и ежегодных военных научно-технических конференци-
ях Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А.
Бонч-Бруевича (1994 – 2003), на заседаниях военных кафедр Военной краснознаменной
академии связи им. С.М. Буденного (1996 – 2003), V Межрегиональной научно-
практической конференции (Санкт-Петербург, 2002), Всероссийской (межведомственной)
конференции по проблемам обучения
военных специалистов в системе профессионального образования
РФ (Балтийский государственный ьехнический университет "Военмех" им. Д.Ф. Устино-
ва, 2002), заседаниях лаборатории "Информационные технологии в обучении" Тамбовско-
го государственного технического университета (2000 – 2003).
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Санкт-
Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-
Бруевича, Санкт-Петербургского государственного технического университета, Иванов-
ского государственного энергетического университета, Новгородского государственного
университета им. Ярослава Мудрого.
Достоверность полученных результатов исследования. Достоверность решения
поставленных в диссертации задач обеспечена методологической обоснованностью ис-
ходных положений методики исследования; репрезентативностью выборки участников
эксперимента, применением адекватных методов опытно-экспериментального исследова-
ния; всесторонним анализом полученных данных и обоснованностью полученных выво-
дов; верифицированностью основных теоретических положений в практике вузовской во-
енно-профессиональной подготовки.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,
списка основных использованных источников и приложений.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы про-
тиворечия, обусловившие выбор проблемы, определены объект, цель, задачи исследова-
ния, сформулирована гипотеза, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и прак-
тическая значимость, определены этапы и методы исследования.
В первой главе диссертации "Педагогические аспекты формирования системы
управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза"
определяются роль и место военно-профессиональной подготовки в технических вузах в
условиях реформирования Вооруженных Сил РФ; анализируются проблемы интеграции
военно-профессиональной подготовки в России; рассматриваются современные тенден-
ции совершенствования системы управления военной подготовкой в условиях высшей
школы.
Нарастание темпов разработки и внедрения принципиально новых видов оружия и
техники, систем боевого управления, постоянное управление потоками профессионально
важной информации, ее качественные изменения свидетельствуют об интенсификации про-
цессов обновления и усложнения военно-профессиональной среды, что является одной из
тенденций, определяющей социальный заказ на совершенствование системы военно-
профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование готовности обучающихся к
овладению военными специальностями.
Реализация реформирования и укрепление Вооруженных Сил РФ требует формиро-
вания научного и человеческого потенциала, процесса совершенствования системы управ-
ления военно-профессиональной подготовкой офицерских кадров. Это, в свою очередь,
требует анализа военно-научного комплекса Вооруженных Сил РФ, включающего в себя
научно-исследовательские организации (НИО МО), высшие военные учебные заведения
Министерства обороны РФ, организации и учреждения, решающие задачи научного обос-
нования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и
обеспечения Вооруженных Сил РФ в реальных и прогнозируемых условиях геостратегиче-
ской, политической, экономической и демографической обстановки.
Согласно концепции национальной безопасности Российской Федерации реформи-
рование военно-технического комплекса на ближайшую перспективу предполагает:
• опережающее развитие теории строительства, подготовки и применения Воо-
руженных Сил РФ, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствова-
нию их структуры, преобразованию форм и способов боевого применения группировок
войск, развитию вооружения и военной техники;
• реализацию программы внедрения систем комплексного ситуационного ана-
лиза и прогноза, которые существенно повышают возможности оперативного управления
войсками;
• совершенствование военно-научного комплекса Вооруженных Сил РФ, его
состава, структуры и штатной численности с учетом существующих потребностей;
• укрепление нормативной правовой базы, определяющей статус, условия и
порядок функционирования комплекса;
• создание реально работающей системы материального стимулирования науч-
ных и научно-педагогических работников, развитие лабораторно-экспериментальной ба-
зы.
Модернизация Вооруженных Сил РФ требует постоянного совершенствования
профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса. Это означает, что серьез-
ные изменения должны произойти в системе подготовки кадров и, прежде всего, в системе
высшего военного образования как кадровых офицеров, так и офицеров запаса.
Анализ сложившейся ситуации в системе подготовки военных специалистов в гра-
жданских вузах (табл. 1) подтверждает тенденцию увеличения доли технических вузов в
общем объеме образовательных учреждений, осуществляющих подготовку офицеров за-
паса. Это свидетельствует о повышении роли технических вузов в решении стратегиче-
ских задач, предусматривающих учет требований современной вооруженной борьбы, раз-
вития средств, форм и способов ее ведения.

1 Сведения о подготовке военных специалистов в гражданских вузах



Военные кафедры
технических вузов Военные ка- Военные Военные
федры гума- кафедры кафедры
Год Всего в том силе
нитарных медицин- других
относящихся к
вузов ских вузов вузов
общее
Министерству связи и
автоматизации

12 97 69 29
203
1990 398
51 % 3% 25 % 17 % 7%
4 48 44 17
116
2000 225
52,6 % 1,7 % 21 % 20 % 7%
3 44 42 14
107
2003 207
52,6 % 1,5 % 21 % 20 % 7%
3 42 40 13
105
К 2005 200
52,6 % 1,5 % 21 % 20 % 7%
Многоаспектный анализ социального заказа на подготовку военных специалистов
на базе технических гражданских вузов показал, что данный подход наиболее оправдан,
поскольку сочетание военной и технической подготовки позволяет наиболее полно реали-
зовать требования формирования специалиста, обладающего двойной компетенцией. Так,
например, информационные технологии, понимаемые как совокупность методов, приемов и
средств обработки информации, становятся неотъемлемым компонентом как современного
производства и всей человеческой культуры в целом, так и военно-профессиональной среды
в частности. Поэтому инвариантная составляющая военно-профессиональной подготовки
на базе технического вуза должна быть направлена на овладение студентами профессио-
нально значимыми видами деятельности:
• организацию информационных процессов в условиях военно-
профессиональной среды;
• информационное моделирование реальных объектов и явлений военно-
профессиональной деятельности;
• адекватный выбор и работу со средствами современных информационных и
коммуникационных технологий в процессе решения военно-профессиональных задач.
Социумно-ситуативный аспект рассмотрения требований социального заказа по-
зволил автору выделить требования, порождаемые специфическими особенностями раз-
вития данного социума и региона как его части. В частности, требования к конкретным
знаниям и умениям (например, в области реализации современных достижений НТП в во-
енно-профессиональной деятельности и т.д.), актуальные личностные качества специали-
ста (например, мобильность, исполнительность, навыки делового общения, социальная
активность или пассивность и т.д.). Результат выполнения заказа – специалист социально
адаптирующийся, способный выполнить приказ, знающий основы военной специально-
сти, способный освоить смежные военные специальности, умеющий поддерживать поло-
жительный климат в военном коллективе.
Главным результатом выполнения такого заказа является формирование социально
активной личности, способной к творческой реализации профессиональных функций. Как
показали исследования и опыт практической работы, при проектировании военно-
профессиональной подготовки необходимо учитывать модель готовности к овладению
военно-учетными специальностями, отражающей систему знаний, умений и навыков,
стандартный набор личностных качеств офицеров запаса. Основная задача состоит в том,
чтобы, изучая и раскрывая интересы самого обучающегося, сформировать у него понима-
ние социальной значимости решаемых военно-профессиональных задач, побудительный
мотив и положительную мотивационную основу учебно-познавательной деятельности при
овладении военными специальностями на базе имеющейся общепрофессиональной тех-
нической подготовки.
Поскольку в условиях модернизации высшей военной школы Российской Федера-
ции весьма актуальны проблемы совершенствования системы подготовки не только кад-
ровых офицеров, но и офицеров запаса в гражданских вузах, автором сделан обоснован-
ный вывод о том, что особую значимость приобретают вопросы повышения качества
подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза. Это предполагает разработку
системы управления процессом подготовки, определение ее организационной структуры,
распределение функций структурных подразделений вуза и обеспечение согласованности
их деятельности.
Во второй главе диссертации "Методические средства проектирования системы
управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза"
анализируется профессиональная компетенция как качественная характеристика готовно-
сти специалиста к реализации военно-профессиональных функций; разработан механизм
согласования структуры и содержания военно-профессиональной и профессиональной
подготовки в техническом вузе; проведено моделирование системы управления военно-
профессиональной подготовкой.
Систему управления военно-профессиональной подготовкой в условиях техниче-
ского вуза необходимо рассматривать как совокупность управленческих воздействий и
комплекс мероприятий, обеспечивающих координацию взаимодействия элементов систе-
мы с учетом сложившихся в вузе особенностей реализации профессиональной подготовки
специалистов по техническим специальностям и специфики организации подготовки офи-
церов запаса по военно-учетным специальностям. Исходя из сказанного, проектирование
системы управления военно-про-фессиональной подготовкой в условиях технического
вуза предполагает определение педагогических условий, средств и форм организации эф-
фективного взаимодействия элементов данной системы.
В контексте исследования в качестве интегративного результата деятельности сис-
темы управления подготовкой офицеров запаса рассматривается направленность подго-
товки на формирование двойной компетенции специалиста с учетом удовлетворения по-
требностей рынка труда в специалистах технического профиля и Вооруженных Сил РФ –
в офицерах запаса соответствующей военно-учетной специальности.
Понятие "профессиональная компетентность" рассматривается в исследованиях
многих ученых (Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков,
Л.М. Митина, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В.А. Якунин) и трактуется
отчасти различным образом. Принимая положения компетентностного подхода за основу,
автором в контексте исследования на основе учета специфики профессиональной деятель-
ности специалиста и ее компонентного состава двойная компетенция рассматривается с по-
зиций уровней согласованности компонент профессиональной деятельности специалиста
гражданского (в контексте исследования – технического) профиля и военного специалиста.
Исходя из рассмотрения компетенции специалиста как способности актуализиро-
вать свои знания, опыт, навыки в решении конкретных задач, реализуемых в заданных ус-
ловиях, в исследовании проведен анализ специфики профессиональной деятельности спе-
циалиста технического профиля и военного специалиста, определен компонентный состав
их деятельности, выявлена система типовых профессиональных задач. Сделан вывод, что
с этих позиций, обращаясь к проектированию процесса подготовки, направленного на
формирование у специалиста двойной компетенции, следует акцентировать внимание на
уровень согласованности компонент профессиональной деятельности.
Анализ военно-профессиональной сферы подтверждает, что одним из наиболее
значимых специалистов в системе управления Вооруженных Сил РФ является специалист
связи. На данных специалистов возложено решение комплекса сложнейших технических,
боевых и моральных задач, имеющих сложную организацию военно-социального и воен-
но-профессионального разделения труда. Так, специалист связи рассматривается как про-
фессионал управления, эксплуатации систем связи, в различных видах и родах Вооружен-
ных Сил РФ, обеспечивающих координацию системы управления в целом. В основе его
деятельности лежат следующие основные сферы: специально-функциональная, военная,
социокультурная. Специально-функциональная сфера военно-профессиональной деятель-
ности рассматривается как специфический вид трудовой деятельности, главными компо-
нентами которого являются: управление военно-техническим комплексом связи, ориенти-
рованным на специфику и особенности управления Вооруженными Силами РФ. Данная
сфера деятельности определяется комплексом специфических задач по планированию,
созданию элементов систем связи, а также частей и подразделений связи, направленных
на решение задач по управлению войсками как в мирное, так и в военное время.
Таким образом, реализованная в диссертационном исследовании технология прове-
дения структурно-информационного анализа профессиональной деятельности рассматри-
вается как методическая основа проектирования военно-профессиональной подготовки
офицера запаса с учетом базовой технической подготовки в сфере и телекоммуникаций.
Как показало исследование, анализ целесообразно проводить, в первую очередь, с
позиций возможного согласования технологической составляющей деятельности специа-
листа технического профиля и военного специалиста, рассматривая уровень их согласо-
ванности как показатель сформированности двойной компетенции, поскольку с целью по-
строения целостной системы управления военно-профессиональной подготовкой в усло-
виях гражданского вуза необходима реализация требований интегрированности и согла-
сованности содержания подготовки по военно-учетной и гражданской специальностям.
Модель специалиста двойной компетенции, лежащая в основе отбора содержания под-
готовки, построена автором с позиций согласования:
• общих требований к профессиональной подготовленности (система требова-
ний к знаниям умениям, навыкам, профессионально-значимым личностным качествам;
• возможных сфер будущей профессиональной деятельности;
• системы должностных функций и обязанностей, предусмотренных квалифи-
кационными требованиями по профессиям;
• специализаций в рамках специальностей высшего профессионального и воен-
но-профессионального образования.
Предложенный подход рассмотрен в исследовании на примере технической специ-
альности 201100 – радиосвязь, радиовещание и телевидение (специалист телекоммуника-
ции) и военно-учетной специальности 521500 – эксплуатация и ремонт наземной аппара-
туры космической связи.
Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость переосмысле-
ния с этих позиций целевых установок военно-профессиональной подготовки, ее структуры
и содержания, системы взаимодействия военных и гражданских кафедр технического вуза.
С целью системной организации процессов управления военно-про-фессиональной подго-
товкой в условиях технического вуза важно было:
• определить средства достижения целей реализации стандартов на подготовку
специалиста технического профиля и квалификационных требований к военному специали-
сту по конкретной военно-учетной специальности, возможность их согласования и взаимо-
дополнения;
• распределить функции структурных подразделений вуза по достижению це-
лей.
Доказано, что оптимизация процесса управления военно-профессиональной подго-
товкой в условиях гражданского вуза предполагает разработку структурно-
функциональной модели управления, в которой проектирование базируется на определен-
ных целевых установках, принципах, функциях и содержании процесса (рис. 1).
Рассматривая организационную структуру управления подготовкой, необходимо
отметить ее иерархическую соподчиненность. В работе автором условно выделено не-
сколько уровней управления с учетом организационной структуры вуза и ряда требова-
ний, включающих:
Роль и место военно- Требования
Требования
профессиональной подго-
к уровню
товки в современной со- Вооруженных сил РФ к
профессиональной циально-экономической
компетенции среде уровню профессиональной
специалиста
компетенции офицера за-




Тенденцииинтеграции
Тенденции интеграции
военно-профессиональной и
военно-
профессиональной и
профессиональной подготовки
профессиональной под-
в России
готовки в России
Система требований по
Государственные стандарты
военно-учетной специаль-
высшего профессионального обра-
ности
зования




СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГО-
ТОВКОЙ
В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Цели Принципы Функции Содержание
1 Социально- – целесообразности 1 Мотивационно-целевая
кого спе-




педагогиче- – системности и целост- 2 Планово-прогностическая
ского
ВУС
ВУС




ские ности 3 Организационно-
ного
ого



а
• установление структуры субъекта управления, соответствующей направлени-
ям и специальностям и составу участников процесса подготовки;
• определение зоны функционирования органов управления каждого уровня, их
прав, обязанностей, масштабов и основных направлений управленческой деятельности;
• определений взаимосвязей между различными уровнями и органами управле-
ния как по вертикали, так и по горизонтали.
Анализ существующих исследований в области теории управления и профессио-
нального образования позволил рассмотреть в качестве основных функций системы
управления: мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-
исполнительную, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную, научно-
методическую, исследовательско-экспериментальную и информационную. Эти функции в
контексте исследуемой проблемы имеют свое содержательное наполнение и специфику
реализации в рамках целостной системы управления военно-профессиональной подготов-
кой в техническом вузе.
Следует отметить, что внедрение модели системы управления требует соблюде-
ния ряда методических принципов, среди которых выделены принципы: целесообраз-
ности, системности и целостности, полифункциональности, проблемности и практиче-
ской направленности, интегрированности.
Исследование подтвердило правильность вывода о том, что оценка эффективности
системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического вуза
должна производиться с позиций системы подготовки в целом и отдельных компонентов
педагогического процесса. Изучение особенностей информационно-методического взаи-
модействия структурных подразделений технического вуза и факультета военного обуче-
ния с позиций реализации процесса формирования двойной компетенции у специалиста
показало, что эффективность организации их деятельности требует определения меры
участия в управляющей системе и системы управляющих воздействий (рис. 2). Это пред-
полагает:
• качественный анализ и контроль за деятельностью подразделений;
• продуктивное использование ресурсов;
• обеспечение целесообразного разделения управленческого воздействия меж-
ду звеньями управления;
• повышение роли низовых звеньев управления с целью обеспечения оператив-
ности и действенности принимаемых решений.
Основным учебно-научным подразделением вуза, осуществляющим координацию,
организацию и информационно-методическую поддержку процесса управления военно-
профессиональной подготовкой, выступает факультет военного обучения. Данная струк-
тура, определяя основные профессионально важные качества военного специалиста и спе-
цифику его военно-профессиональной деятельности, разрабатывает и реализует модель
согласования базовых технических и военно-учетных специальностей с учетом логики ов-
ладения специальностями, формирования у студентов системного видения будущей про-
фессиональной деятельности, в том числе и в качестве военных специалистов, развития
базовых профессиональных компетенций, свойственных выбранным направлениям подго-
товки.
С этих позиций осуществляется планирование учебно-воспита-тельного процесса,
разработка рабочих планов и программ отдельных дисциплин, выбор соответствующих
педагогических средств реализации процесса подготовки, разработка учебно-
методических комплексов по направлениям подготовки, а также непосредственно образо-
вательный процесс.
Эффективное функционирование системы управления образовательным процессом
возможно при соблюдении комплекса организационных и педагогических условий. Пони-
мая под организационными условиями совокупность взаимосвязанных предпосылок, обес-
печивающих целенаправленное управление процессом военно-профессиональной подго-
товки, в исследовании подчеркивается, что их соблюдение обеспечивает направленность
деятельности на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за
образовательным процессом. К организационным условиям автором отнесены: финансовое
и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; его кадровое обеспе-
чение; создание и использование компьютерных сетей различного назначения для обеспе-
чения получения информации, необходимой при принятии управленческого решения; на-
личие системы внутривузовской распорядительной документации, обеспечивающей коор-
динацию деятельности факультетов, кафедр и функциональных служб вуза и прочее.
В третьей главе диссертации "Практика реализации военно-профессиональной
подготовки в условиях технического вуза" раскрывается технология оптимизации орга-
низационной структуры системы управления военно-профессиональной подготовкой;
приводятся опыт учебных военных сборов и результаты опытно-экспериментальной про-
верки эффективности предложенного подхода.
Как показали исследования и опыт практической работы, главной задачей военных
кафедр является выполнение государственного заказа по подготовке офицеров запаса с уров-
нем обученности, соответствующим государственным образовательным стандартам и утвер-
жденным квалификационным требованиям. При этом в качестве целевой установки деятель-
ности военных кафедр необходимо рассматривать направленность на:
• качественный отбор для обучения на военной кафедре;
• повышение уровня специальных знаний и военно-профессио-нальной подго-
товленности студентов;
• внедрение в образовательный процесс современных педагогических и инфор-
мационных технологий с позиции активизации учебно-познавательной деятельности обу-
чающихся;
• повышение ответственности руководящего и преподавательского состава ка-
федры за уровень обученности по специальностям подготовки;
• сосредоточение усилий по исследованию проблем развития системы военного
образования и формированию практических рекомендаций, обеспечивающих эффектив-
ную реализацию учебных программ по ВУС в техническом вузе.
При этом учебная и методическая работа на военной кафедре должна быть сосредо-
точена на разработке и апробации комплексного методического обеспечения учебного
процесса, повышении качества его организации, внедрении новых форм, методов обуче-
ния и передового педагогического опыта. С этой целью информационно-методическое
обеспечение деятельности системы управления военно-профессиональ-ной подготовкой в
условиях технического вуза предусматривает разработку положений по организации и
контролю учебной работы, создание методических материалов по учебным программам
подготовки военных специалистов; своевременное обновление тематических планов
учебных дисциплин с учетом итогов учений войск, боевого опыта локальных военных
конфликтов, а также достижений военной науки. Такой подход позволит направить обу-
чение будущих офицеров на повышение их индивидуальной профессиональной и методи-
ческой подготовки; привитие им практических навыков управления воинскими коллекти-
вами в повседневной деятельности, при подготовке и проведении боевых действий; овла-
дение глубокими теоретическими и практическими навыками по специальной подготовке;
уверенное выполнение специальных обязанностей по предназначению.
Как показано в работе, военная подготовка студентов является неотъемлемой частью
вузовского курса образования и проводится в органическом единстве с их воспитанием и
профессиональной подготовкой в вузе. Однако задачи военной подготовки постоянно ус-
ложняются, что объясняется непрерывным обновлением вооружения и военной техники.
Как следствие, повышаются требования к профессионально важным (психологическим и
психофизиологическим) качествам военных специалистов. С этих позиций одной из функ-
ций системы управления военно-профессиональной подготовкой выступает задача органи-
зации мероприятий по военному профессиональному отбору среди студентов, изъявивших
желание обучаться по программе подготовки офицеров запаса.
Данный комплекс мероприятий направлен на осуществление избирательного ком-
плектования военных кафедр ФВО и качественной подготовки военных специалистов на
основе соответствия индивидуальных качеств и способностей поступающих на военный
факультет студентов профессионально важным психологическим характеристикам воен-
но-профессиональной деятельности. В рамках исследования на основе анализа законода-
тельной базы военного профессионального отбора, психографического метода построения
эталона военной специальности, общих принципов военного профессионального отбора
кандидатов для обучения на ФВО предложена технология организации процедуры воен-
ного профессионального психологического отбора студентов и раскрыта методика опре-
деления категории профессиональной психологической пригодности кандидатов на воен-
ное обучение в условиях факультета ВО Санкт-Петербургского государственного универ-
ситета телекоммуникаций им. проф. Бонч-Бруевича. Данная методика рассматривается с
позиций организации социально-психологического изучения кандидатов, исследования
уровня общих интеллектуальных способностей студентов, определения адаптационных
возможностей личности, исследования специальных психологических качеств личности,
профессионально важных для будущей военной специальности, оценки физической под-
готовленности кандидатов на военное обучение.
С целью закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на всех видах
учебных занятий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам, формирова-
ния элементов военно-профессиональ-ной культуры, самостоятельности и инициативно-
сти в рамках военно-профессиональной подготовки особое внимание уделено организа-
ции самостоятельной работы студентов и прохождению учебных военных сборов. В пери-
од проведения подготовки офицеров запаса организуется посещение ими частей (кораб-
лей), соединений, специализированных факультетов (кафедр) военно-учебных заведений в
целях ознакомления обучаемых с жизнью, бытом и передовым опытом боевой подготовки
и воспитательной работы подразделений, с последними достижениями в области военной
науки и техники по военно-учетной специальности.
В рамках учебного сбора целевой установкой занятий со студентами вступает, в первую
очередь, ознакомление с боевыми возможностями вооружения и боевой техники воинских
частей, специфика реализации основных военных функций в реалиях военной обстановки.
В это же время отрабатываются вопросы боевой готовности.
Поскольку овладение специальностью невозможно без приобретения навыков решения
профессионально ориентированных задач, в работе раскрыты методические подходы к органи-
зации практикумов, проведению учебных тренингов, военных сборов. Отдельное внимание
уделено разработке системы ситуационных военно-ориентированных задач, способствующих
формированию практических навыков и опыта деятельности в условиях, приближенных к реа-
лиям военно-профессиональной среды.
Так, в диссертации предложена технология проведения комплексного тактико-
специального занятия "Основы боевого применения линейных частей и подразделений
связи общевойскового объединения": раскрыты целевые установки занятия, указаны тре-
бования к материальному обеспечению, месту проведения, типу коммутационного обору-
дования, приводится перечень и содержание учебных вопросов, организационно-
методические указания по действию всех участников образовательного процесса. Помимо
этого показаны примеры задач и варианты оценки обстановки (боевой ситуации) с пози-
ций командира (оценка противника, собственных войск, подчиненных подразделений свя-
зи, района действий подразделения, временных показателей); примеры возможных реше-
ний в моделируемых условиях.
В рамках опытно-экспериментальной проверки эффективности предложенного под-
хода система управления военно-профессиональной подготовкой специалиста в условиях
технического вуза специалиста рассматривалась как целостная педагогическая система,
ориентированная на достижение конечного результата – формирование у выпускника двой-
ной компетенции. С этих позиций оценивались следующие показатели:
• результативность процесса военно-профессиональной подготовки офицера
запаса;
• устойчивость и согласованность связей между факультетом военного обучения
и структурными подразделениями вуза с позиций организации эффективного информаци-
онно-методического взаимодействия;
• согласованность конструкта и содержания военно-профессио-нальной подго-
товки и специальной технической подготовки; его соответствие ГОС и квалификацион-
ным требованиям по военно-учетной специальности;
• интенсивность использования современных педагогических технологий, ме-
тодов и средств обучения;
• ресурсное обеспечение образовательного процесса, в том числе разработан-
ность учебно-методических комплексов по специальностям, состояние материально-
технической базы подготовки и прочее;
• кадровый состав военных кафедр и профессорско-преподава-тельского соста-
ва вуза в целом и др.
Так, анализ ресурсного обеспечения образовательного процесса в рамках военно-
профессиональной подготовки показал реализацию системного подхода к решению зада-
чи учебно-методического и материально-технического обеспечения каждой военно-
учетной специальности (табл. 2).

2 Перечень изданных на ФВО методических материалов,
пособий, рекомендаций по ВУС
(учебные) пособия, ре-




Схемы, плакаты,
(компьютерные
Методические




Методические




Виртуальные




слайды и т.д.
программы)
комендации




разработки


тренажеры
(учебные)
Учебники




альбомы,
Основная штатная тех-
ВУС
ника




Р-414 – 5 ед. 4 14 26 1 51
521100
Р-415 – 7 ед., 3 11 28 1 51
521200
Р-409 – 5 ед.,
Р-419 – 1 ед.,
Р-412 – 2 ед.
Р-439 – 2 ед. 4 8 29 2 37
521500
П-301 – 4 к-та, 3 10 24 – 55
521300
П-302 – 3 к-та,
3 10 25 1 78
521303
П-303 – 2 к-та,
3 12 25 – 78
521304 П-331 – 2 к-та.
Р-130М – 2 ед., 4 6 7 – 67
129000
Р-147 – 2 ед.
Р-378А – 2 ед., – 5 29 6 49
141001
П-399 – 10 ед., – 4 28 6 64
541001
РП-377А,Д,Ф –
3 к-та,
Р-399А – 10 ед.,
Р-330УПП – 3 ед.,
Видео- и аудиосисте- 1 12 31 – 66
808000
мы,
средства массовой
1 12 35 – 42
808200 информации


Одним из показателей качества организации военно-профессио-нальной подготов-
ки может служить трудоустройство и дальнейший карьерный рост выпускников вуза (рис.
3). В работе показан спектр
организаций, являющихся потребителями выпускников, которые заинтересованы в спе-
циалистах, имеющих двойную компетенцию. В качестве основных названы: Министерст-
во обороны РФ, ФСБ, система МВД, предприятия телекоммуникации и связи (рис. 4). Эти
организации отмечают высокий уровень квалификации молодых специалистов, хорошую
подготовленность как в рамках технической, так и военной специальностей.




неудовлетво-
удовлетво-
рительно
рительно неудовл.
удовл.
0%%
0
14 % 14%
отлично
40 %
отлично
40%


хорошо
46хорошо
%
46%




Рис. 3 Результаты государственных выпускных экзаменов (2003 г.)




%




Министерство система МВД предприятия ТК
ФСБ
обороны РФ и связи
74,1 %
80,0%
70,0%
60,0%
50,0%
40,0%
22,0 %
30,0%
20,0% 1,8 % 2,1 %
10,0%
0,0%
Мин. Обороны РФ ФСБ система МВД предприятия ТК и
связи




Рис. 4 Трудоустройство выпускников ФВО (2003 г.)
Таким образом, результаты экспериментальной проверки подтвердили гипотезу ис-
следования и показали высокую эффективность предложенного подхода к проектирова-
нию системы управления военно-профессиональной подготовкой в условиях технического
вуза.
В заключении обобщены результаты выполненного исследования.



Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях ав-
тора:

1 Лубянников А.А. Использование средств вычислительной техники при разра-
ботке планирующих документов / А.А. Лубянников,
А.Н. Козин // 6-ая Военная науч.-техн. конф. / Высшее военное инженерное училище.
СПб., 1995. (4 с.).
2 Лубянников А.А. Использование ПЭВМ при разработке учебного плана подго-
товки специалистов связи / А.А. Лубянников, Е.Г. Пер-фильев // 6-ая Военная науч.-техн.
конф. / Высшее военное инженерное училище, СПб., 1995. (3 с.).
3 Лубянников А.А. Исследовательская командно-штабная военная игра (ИК-
ШВИ): Материалы исследования / А.А. Лубянников,
В.И. Каровай. СПб.: Военная краснознаменная академия связи им.
С.М. Буденного, 1996. 256 с.
4 Лубянников А.А. Основы автоматизации управления войсками: Учебное посо-
бие / А.А. Лубянников, Г.С. Дулгеров. СПб.: Санкт-Петербургское высшее инженерное
училище связи, 1997. 140 с.
5 Лубянников А.А. Организация связи в частях и подразделениях общевойско-
вых соединений: Учебное пособие / А.А. Лубянников,
А.Ю. Бабанов. СПб.: Санкт-Петербургское высшее инженерное училище связи, 1997. 130
с.
6 Лубянников А.А. Методические указания к лабораторным работам по изуче-
нию высокочастотного оборудования станции Ф.И.М.: Учебно-метод. разработка / А.А.
Лубянников, А.Н. Силантьев. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им.
проф. М.А. Бонч-Бруевича, 1997. 34 с.
7 Лубянников А.А. Методика использования некоторых активных методов обу-
чения студентов по военной подготовке: Учебно-метод. разработка / А.А. Лубянников,
В.Н. Смирнов. СПб.: Санкт-Петер-бургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.
Бонч-Бруевича, 1997. 40 с.
8 Лубянников А.А. Применение игровых форм обучения для повышения эффек-
тивности мобилизационной подготовки офицеров военных кафедр / А.А. Лубянников //
Вузовская науч. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.
Бонч-Бруевича. СПб., 1998. (2 с.).
9 Лубянников А.А. Реализация информационно-проблемного метода обучения
специалистов радиосвязи / А.А. Лубянников, В.Н. Суханов // Вузовская науч. конф. /
Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб.,
1998. (5 с.).
10 Лубянников А.А. Целесообразность создания УТС подготовки специалистов
связи / А.А. Лубянников // Вузовская науч. конф. Санкт-Петербургский гос. ун-т
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПБ., 1999. (2 с.).
11 Лубянников А.А. Влияние степени адекватности эмитируемого объекта на его
место в процессе подготовки специалистов связи /
А.А. Лубянников // Вузовская науч. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуника-
ций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 1999. (2 с.).
12 Лубянников А.А. Математическая модель оценки ресурса планирования / А.А.
Лубянников // Вузовская науч. конф. / Санкт-Петер-бургский гос. ун-т телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 1999. (2 с.).
13 Лубянников А.А. Методика создания компьютерных моделей средств военной
связи / А.А. Лубянников, И.Г. Багославский // Вузовская науч. конф. / Санкт-
Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций
им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 1999. (7 с.).
14 Лубянников А.А. Состояние и перспективы внедрения новых информацион-
ных технологий в процесс управления связи / А.А. Лубянников // Вузовская науч. конф. /
Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб.,
1999. (2 с.).
15 Лубянников А.А. Предложение по применению УТС в процессе подготовки
граждан, прибывших в запасе /А.А. Лубянников,
В.А. Волостных // Вузовская науч. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуника-
ций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 1999. (2 с.).
16 Лубянников А.А. Предложение по организации и методике подготовки спе-
циалистов связи с использованием перспективных УТС / А.А. Лубянников, В.Б. Цепнятов
// Вузовская науч. конф. / Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф.
М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 2000. (3 с.).
17 Лубянников А.А. Влияние характеристик автоматизированных обучающих
систем на интенсификацию подготовки специалиста технологии дистанционного обуче-
ния / А.А. Лубянников, А.Ф. Самотаев // Вузовская науч. конф. / Санкт-Петербургский
гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 2000. (2 с).
18 Лубянников А.А. Реформирование системы подготовки офицеров на факульте-
тах военного обучения гражданских вузов / А.А. Лубянников, С.Л. Дрибноход // Материа-
лы V Межрег. науч.-практ. конф. СПб, 2002. (2 с.).
19 Лубянников А.А. Решение проблем традиционно сложившейся системы подго-
товки офицеров запаса в гражданских вузах за счет интеграции высшей военной и граж-
данских школ / А.А. Лубянников,
В.Е. Черенков // Всерос. (межведомственная) конф. по проблемам обучения военных спе-
циалистов в системе профессионального образования РФ / Балтийский гос. техн. ун-т "Во-
енмех" им. Д.Ф. Устинова. СПб., 2002. (4 с.).
20 Лубянников А.А. Психологическое и научно-методическое обеспечение разви-
вающего обучения в военном вузе / А.А. Лубянников, С.В. Валерьянов // Вузовская науч.
конф. / Санкт-Петербургский гос.
ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. СПб., 2003. (2 с.).
21 Лубянников А.А. Радиорелейная станция Р-419: Учебное пособие / А.А. Лу-
бянников, И.Г. Штеренберг. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им.
проф. М.А. Бонч-Бруевича. 2003. 96 с.
22 Лубянников А.А. Радиорелейная станция Р-409: Учебное пособие / А.А. Лу-
бянников, И.Г. Штеренберг. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им.
проф. М.А. Бонч-Бруевича. 2003. 52 с.
23 Лубянников А.А. Учебно-тренировочные карты по работе на радиорелейной
станции Р-409: Учебное пособие / А.А Лубянников,
Д.С. Ванюгин. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.
Бонч-Бруевича., 2003. 45 с.
24 Лубянников А.А. Учебно-тренировочные карты по работе на радиорелейной
станции Р-414: Учебное пособие / А.А. Лубянников, Д.С. Ванюгин. СПб.: Санкт-
Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. 2003. 43 с.
25 Лубянников А.А. Вооруженные Силы Российской Федерации. Этапы их
строительства и вооружение: Учебно-метод. разработка. / А.А. Лубянников. СПб.: Санкт-
Петербургский гос. ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003. 51 с.
Ректор Ученый
университета совет
Первый проректор
Проректор по
учебной работе
Зав. управления
Зав. учебно-методи-
по Зав. управления Зав. учебным ческим управлением
РК и МС ОУП и РНУК отделом
Декан факультета
Заведующий кафедрой
Заведующий лабораторией
Начальник
учебной части
Заведующий Заведующий
библиотекой лабораторией
Заведующий Заведующий
Начальник воен-
лабораторией учебной частью
ной кафедры
Начальник отделения учеб-
Заместитель на-
Начальник
ной и тренировочной аппа-
чальника по ВУС
ратуры учебной части
Начальник ФВО
Рис. 2 Модель информационно-методического взаимодействия факуль-
тета военного обучения с выпускающей кафедрой



СОДЕРЖАНИЕ