СОДЕРЖАНИЕ



На правах рукописи





ЛУТКИН Станислав Сергеевич






СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ





13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования






АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук






Екатеринбург - 2006
Работа выполнена в ГОУ ВПО "Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия"


Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент
Сутырина Татьяна Анатольевна

Официальные оппоненты: Кандидат педагогических наук, доцент
Соложнин Анатолий Валентинович

Доктор философских наук, профессор
Беляева Людмила Александровна



Ведущая организация: ГУО ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"


Защита состоится " " июня 2006 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" по адресу:
620217 г. Екатеринбург, ГСП - 135, пр. Космонавтов, 26, ауд.




С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"



Автореферат разослан " " 2006 года










Ученый секретарь
диссертационного совета Днепров С.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловили обострившиеся несоответствия между задачами общественного, духовно-нравственного воспитания будущих жителей села, граждан, патриотов своей страны, общественно-активных, способных к самоопределению с одной стороны, и социокультурными условиями сельской местности, в которых происходит реализация данных задач, с другой стороны.
При рассмотрении просветительной деятельности школы - социокультурного центра села в педагогических исследованиях пока не уделяется внимания осмыслению понятия "социально-просветительная деятельность", научному анализу системообразующего влияния данного вида деятельности общешкольного коллектива на организацию воспитательного процесса в сельской школе. Социально-просветительную деятельность мы определяем как целенаправленный и планомерно организованный процесс актуализации и популяризации знаний о духовно-культурных ценностях и общественно-педагогических нормах, способствующий вовлечению широких слоев населения, различных коллективных объединений, групп и институтов в систему гражданско-общественного воспитания. Общешкольный коллектив - это сплоченное сообщество педагогов, учащихся и родителей, совместно определяющих цели воспитания, объединившихся для реализации этих целей посредством общественно-значимой деятельности. Данный коллективный субъект является ядром воспитательной системы школы. В системной организации воспитательного процесса сельской школы социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива может выступать как системообразующий компонент.
Необходимость разрешения противоречий в трактовке изучаемого феномена как отдельной социально-педагогической функции сельской школы, а не системообразующего компонента воспитательного процесса определила актуальность исследования на научно - теоретическом уровне.
Расхождения между широкой практикой использования просветительной деятельности в организации воспитательного процесса в сельских школах на современном этапе развития российского общества и недостаточной разработанностью педагогических технологий проектирования воспитательных систем сельских школ на базе социально-просветительной деятельности позволяют констатировать актуальность исследования на научно - методическом уровне. Воспитательный процесс - это динамическая система, сохраняющую свою целостность и специфику в рамках образовательного процесса, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, способствующее достижению общей цели - формирования личности, социальных и духовных отношений человека с окружающим миром. Системная организация воспитательного процесса в школе представляется нам как интеграция преобразующих влияний на ребенка, упорядочение воспитательного взаимодействия сообразно цели воспитания, в рамках социально-значимой деятельности общешкольного коллектива. Перспектива системной организации и высокой эффективности воспитательного процесса в сельской школе в нашем исследовании связана с выявлением организационно-педагогических условий становления воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села.
Актуальность исследования, выявленные несоответствия и противоречия обозначили проблему поиска и выбора организационно-педагогических условий, реализующих выявленные закономерности становления воспитательной системы средней школы - социально-просветительного центра села.
В соответствии с проблемой, тема диссертационной работы сформулирована следующим образом: Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать эффективность организационно-педагогических условий реализации социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива, отражающих закономерности и принципы системной организации воспитательного процесса в сельской школе.
Объект исследования: воспитательный процесс в сельской школе.
Предмет исследования: социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива, обеспечивающая системную организацию воспитательного процесса в сельской школе.
Гипотеза исследования:
1. Возможно, что социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива это целостное единство действий и процедур в рамках воспитательного процесса, которое определяет положительную динамику развития воспитательной системы сельской школы, ее эффективность. Можно предположить, что структура социально-просветительной деятельности интегрирует сущностные характеристики:
воспитывающей деятельности - общественно-ориентированной внутриличностной активности субъекта, обеспечивающей решение задач самовоспитания;
системообразующего компонента воспитательной системы - упорядоченных совместных действий членов общешкольного коллектива по укреплению статуса школы - социально-просветительного центра села;
способа социально-педагогического преобразования среды - скоординированных усилий общественности, учреждений образования и культуры, местных органов власти в развитии социокультурной сферы села.
2. Вероятно, что организационно-педагогическими условиями реализации социально-просветительной деятельности в системной организации воспитательного процесса будут являться действия общешкольного коллектива по выполнению проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, такие как:
- оформление концепции воспитательной системы школы как совокупности интегрированных представлений субъектов воспитательного процесса о его целях и результатах, характере жизнедеятельности школы и способах ее взаимодействия с внешней средой;
- осуществление комплексной программы деятельности общешкольного коллектива как последовательное прохождение стадий построения воспитательной системы школы (исходной, проектировочной, преобразующей, итогово-диагностической);
- проведение текущей и итоговой диагностики уровня воспитанности школьников и качества условий, создаваемых для развития личности в социуме.
3. В организации воспитательного процесса социально-просветительная деятельность, по всей видимости, выполняет ряд управленческих функций:
- информирующую - информационное обеспечение различных направлений воспитательной работы школы;
- интегрирующую - формирование интегративных качеств воспитанника;
- структурирующую - упорядочение деятельности воспитательных комплексов школы в совокупности образующих структурную целостность - систему воспитательной работы с учащимися;
- координирующую - согласование воспитательных воздействий государственных и общественных институтов, развитие межведомственных связей в работе по повышению уровня культуры сельского населения.
4. Реализация проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, надо полагать, окажет влияние на общественную активность субъектов воспитательного процесса, и на процессы структурного оформления сельских культурно-образовательных, социально-педагогических комплексов, обеспечивающих высокое качество условий развития личности.
5. Системная организация воспитательного процесса в сельской школе на базе социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива предполагает возможный переход от микроуровня педагогических явлений, "субъект-субъектных", персональных отношений педагога и воспитанника на макроуровень педагогических взаимодействий, когда помимо школьного коллектива субъектами воспитания являются представители общественности, социальные институты.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия "социально-просветительная деятельность" через осмысление системообразующей роли данного феномена в организации воспитательного процесса сельской школы на основе анализа психолого-педагогических исследований.
2. Выявить теоретические и практические основания для разработки проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, и на этой основе раскрыть организационно-педагогические условия реализации социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива, ее управленческие функции в системной организации воспитательного процесса в сельской школе.
3. Обосновать опытно-поисковым путем эффективность реализации проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, взаимосвязь функционирования и развития данной воспитательной системы с повышением уровня общественной активности субъектов воспитательного процесса.
Теоретико-методологической основой нашего исследования является:
философское учение о целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и развитии социально-общественных явлений, о многофакторном социокультурно детерминированном характере развития образования и личности, учение о социальной природе качеств личности К. Маркса, И.С. Кона, философская идея Л.Н. Гумилева о пассионарной индукции, определяющей социальную активность личности и групп.
общенаучные идеи системного подхода А.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, М.С. Кагана, Э.Г. Юдина, общая теория педагогических систем в научных исследованиях А.Н. Аверьянова, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского; научные идеи Л.С. Выготского, касающиеся развития высших психических функций личности, теоретические положения деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, который определял деятельность как активную форму выражения отношения;
конкретно-научная методология: Психолого-педагогическая концепция феномена отношения, как сущностного признака личности и ключевого компонента воспитывающей деятельности, любой активности личности. (А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Культурологическая концепция Н.Е. Щурковой, опирающаяся на положение о том, что фактором духовного обогащения личности является ценностное отношение, проживаемое ребенком в ходе воспитывающей деятельности. Теории управления развитием образовательного учреждения и методология организации опытно-поисковой работы педагогического коллектива школы В.И. Загвязинского, А. Новикова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой. Теоретико-методические основы моделирования и проектирования в сфере образования (В.В. Краевский, С.Л. Паладьев, А.П. Тряпицина, И.С. Якиманская), а так же теория и практика моделирования и управления воспитательными системами В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степанова. Идеи организации педагогического процесса в сельской школе С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского, и теоретико-методологические подходы к построению модели воспитательной системы сельской школы - духовно-культурного центра села, разработанные А.А. Захаренко, С.А. Рачинским, В.А. Сухомлинским, Л.Н.Толстым.
научно-педагогические исследования школы как социально-педагогической системы, организации воспитательно-образовательной деятельности в условиях микросоциума таких видных деятелей просвещения начала XX века как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин. Исследования закономерностей культурно-исторического процесса организации и развития сельской школы в современных условиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, Т.Г. Зеленовой, П.П. Пивненко, З.А. Халюты. Идеи соединения воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, М.И. Рожкова, а так же идеи воспитания учащихся во внеурочной деятельности общешкольного коллектива Л.В. Байбородовой, Б.З. Вульфова, С.А. Рогачева.
С целью разрешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы разнообразные методы исследования. Среди них теоретические: анализ литературы, историко-логический анализ и синтез педагогического опыта, сравнение, классификации и моделирования, а так же системный подход к раскрытию сущности проблемы. Эмпирические методы: педагогическое проектирование, опытно-поисковая работа, интервью, анкетирование, социологическое тестирование, наблюдение, ранжирование, метод экспертных оценок социально-педагогической деятельности школ, продуктов детского творчества и нормативно-плановых документов, комплекс психолого-педагогических методик по изучению уровня воспитанности школьников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1997 - 2000), организационно-подготовительном, диссертант в качестве зам. директора по воспитательной работе сельской школы, проводил целенаправленное изучение особенностей организации воспитательного процесса, знакомился с научно-педагогической литературой по исследуемой проблеме. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования, осмысливалась идея системной организации воспитательного процесса в сельской школе, с учетом ее просветительной функции и особой роли в социально-культурном развитии села. Осуществлялись накопление, систематизация и анализ педагогического опыта по организации социально-просветительной деятельности школы в сельской местности.
На втором этапе (2001 - 2004), опытно-поисковом, был завершен анализ научной литературы. С опорой на теоретико-методологические основания системного и деятельностного подходов разрабатывалась концептуальная модель воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. На данном этапе происходила разработка и апробирование технологии проектирования данной воспитательной системы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в рамках программы развития воспитательных систем школ Пригородного района, которая предусматривала диагностику исходного состояния воспитательного процесса в сельских школах, разработку, реализацию и экспертную оценку эффективности проектов воспитательных систем школ - социально-просветительных центров села.
На третьем этапе (2005-2006), обобщающем, изучались, обрабатывались результаты проектировочной и социально-просветительной деятельности коллективов школ Пригородного района, формулировались выводы по итогам проведенного исследования, осуществлялось оформление текста диссертации.
Базой для проведения опытно-поисковой работы стали образовательные учреждения Пригородного района г. Нижнего Тагила. Работа в основном проводилась в общеобразовательных школах: №3 п. Черноисточинск, №8 п. Висимоуткинский, №10 с. Покровское, №19 с. Бродово, №24 п. Горноуральский, №14 с. Новопаньшино. В работе принимали участие 92 педагога, более 100 родителей, 750 учащихся, руководители школ и главы поселков.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Социально-просветительная деятельность представлена системообразующим компонентом воспитательной системы сельской школы, обеспечивающим на личностном уровне процессы развития и самовоспитания, а на уровне образовательного учреждения и сельского социума процессы интеграции воспитательных воздействий, взаимодействий.
2. Разработана модель воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. Она имеет инвариантную концептуальную часть (цели и основные принципы организации воспитательного процесса на основе социально-просветительной деятельности) и вариативную организационную структуру воспитательных комплексов школы (клубных объединений, органов самоуправления учащихся, форм участия школы в социокультурной жизни села).
3. Выявлены организационно-педагогические условия системной организации воспитательного процесса в сельской школе, которые заключаются в коллективном целеполагании, проектировании социально-просветительной деятельности в селе, в реализации и оценке эффективности деятельности общешкольного коллектива.
4. Выявлены показатели уровня развития воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села: показатель результата - уровень развития общественной активности как сложного морально-волевого качества личности и показатель качества социально-педагогических условий развития личности в микросоциуме - уровень общественной активности сельчан как фактор воспитательной среды.
5. Установлено, что функционирование воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села обуславливает процессы интеграции направлений деятельности учреждений социокультурной сферы села. Эффективность социального партнерства и гражданского участия сельчан в воспитании молодежи обеспечивается через систему социально-просветительной работы школы с населением.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- дано авторское определение понятия социально-просветительной деятельности, которая в педагогическом аспекте предстает как целенаправленный и планомерно организованный процесс актуализации и популяризации знаний о духовно-культурных ценностях и общественно-педагогических нормах, способствующий вовлечению широких слоев населения, различных коллективных объединений в систему гражданско-общественного воспитания;
- установлена взаимосвязь между социально-просветительной деятельностью общешкольного коллектива и процессами развития и оформления структурных элементов воспитательной системы школы (целей, средств их реализации, субъектов, отношений внутри системы и способов взаимодействия со средой);
- выявлена закономерность, заключающаяся в том, что общественная активность субъектов воспитательного процесса является условием эффективности воспитательной системы сельской школы - социально-просветительного центра, вместе с тем активизация гражданского участия сельчан в решении проблем воспитания молодежи, общественная активность учащихся рассматривается и как результат функционирования системы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- разработана программа последовательных действий общешкольного коллектива по реализации проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного села, которая использовалась при проектировании системной организации воспитательного процесса в сельских образовательных учреждениях;
- обоснованы и внедрены в практику управления образованием механизмы административного регулирования и научно-методического сопровождения проектировочной деятельности общешкольных коллективов;
- реализованы проекты воспитательной системы школы социально-просветительного центра села, что определило содержание и эффективность системной организации воспитательного процесса МОУ СОШ№3, №8, №10, №14, №19, №24;
- разработаны и используются в практике вариативные организационные структуры социально-просветительных центров села на базе школ №3 п. Черноисточинск (образовательно-культурный комплекс села), №8 п. Висимо-Утка (школа - общественно-досуговый центр), №19 с. Бродово (центр молодежных инициатив) и №24 п. Горноуральский (школа-клуб).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются диалектическим методологическим подходом к анализу социально-экономических и социокультурных явлений и процессов; адекватностью системы исследовательских методов, его предмету, целям и задачам; высокой востребованностью результатов исследования в практике организации воспитательного процесса в масштабе школы, микросоциума села и района; апробацией и внедрением их в массовую практику общественного воспитания.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в коллективов в рамках "Программы развития воспитательных систем школ Пригородного района 2003-2006 гг.", реализуемой силами УпрО Пригородного района и НТФ ИРРО в средних общеобразовательных школах №3 п. Черноисточинск, №8 п. Висимоуткинский, №10 с. Покровское, №19 с. Бродово, №24 п. Горноуральский, №14 с. Новопаньшино. Основные теоретические положения исследования представлены на региональных научно-практических конференциях работников образования: "Система образования: проблемы социализации личности" научно-практическая конференция НТФ ИРРО (Н-Тагил, 2002); "Проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях села: социокультурный аспект" научно-практическая конференция (Н-Тагил, 2005); "Дополнительное образование: традиции, опыт, перспективы развития". Окружные педагогические чтения Горнозаводского округа (Н-Тагил, 2004). Апробация идей диссертации проходила в материалах и выступлениях на всероссийских и международных научно-практических конференциях ""Образование: взгляд в будущее" (Обнинск, 2005), "Наука и образование" (Томск, 2005), на межрегиональном научно-методологическом семинаре ТюмГУ "Завершение диссертационного исследования" (Тюмень, 2005), на ежегодных районных совещаниях руководителей образовательных учреждений Пригородного района (2002 - 2005). Идеи и теоретические положения научного исследования легли в основу авторской образовательной программы "Школа - духовно-культурный центр села", которая реализуется на базе НТФ ИРРО с 2004 года.


На защиту выносятся следующие положения:
1. Признавая конструктивность теоретических положений М.П. Гурьяновой и Т.Г. Зеленовой о специализированном назначении культурно-просветительной функции школы в решении задач педагогизации среды села, мы в отличие от них, отмечаем системообразующее влияние социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива на процесс развития воспитательной системы школы.
2. Соглашаясь с ранее определенной С.Т. Шацким, В.А. Сухомлинским, А.А. Захаренко педагогической функцией социально-просветительной деятельности, в системной организации воспитательного процесса, мы считаем, что данная деятельность осуществляет ряд функций управленческого характера:
информирующую функцию - информационное обеспечение различных направлений воспитательной работы школы (распространение, разъяснение духовных ценностей, социально-педагогических норм);
интегрирующую функцию - формирование интегративных качеств воспитанника (гражданская позиция, общественная активность, политическое самосознание личности, стремление к самосовершенствованию);
структурирующую функцию - упорядочение деятельности разнообразных воспитательных комплексов школы в совокупности образующих структурную целостность - систему воспитательной работы с учащимися;
координирующую функцию - координация воспитательных воздействий государственных и общественных институтов, развитие межведомственных связей в работе по повышению уровня культуры сельского населения.
3. Не отрицая необходимости изучения социально-педагогических условий реализации той или иной воспитывающей деятельности в исследованиях О.Р. Голованова, С.А. Рогачева, С.И. Рулева, мы настаиваем на том, что организационно-педагогические условия реализации социально-просветительной деятельности в организации воспитательного процесса следует раскрывать через процедуры и результаты проектирования воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, таких как:
- оформление концепции воспитательной системы школы как совокупности интегрированных представлений субъектов воспитательного процесса, о его результатах, характере жизнедеятельности школы и ее взаимодействии со средой;
- реализация комплексной программы деятельности общешкольного коллектива как последовательное осуществление стадий построения воспитательной системы школы: исходной, проектировочной, преобразующей, итогово-диагностической, при научно-методическом сопровождении и поддержке органами управления образования;
- проведение диагностики процесса становления и развития воспитательной системы школы, предполагающей сравнение уровня воспитанности школьников и качества условий, создаваемых для развития личности в сельском социуме на каждом уровне развития системы.
4. Согласно нашей трактовке, школа - социально-просветительный центр не только организатор культурной жизни села, как понимают ее П.П. Пивненко, З.А. Халюта и А.З. Андрейко, это воспитательная система, которая выступает как:
- катализатор гражданского участия сельских жителей, в решении задач воспитания молодежи и развития социокультурной сферы данной территории;
- консорциум (сотоварищество) социально-культурных общностей детей и взрослых, объединенных на основе решения социальных проблем молодежи;
- координатор межведомственных отношений учреждений культуры, образования, здравоохранения, органов местной власти, предприятий и общественных организаций, по поводу обеспечения условий развития личности;
Эта система обеспечивает эффективность воспитательного процесса и качество социально-педагогических условий развития личности в сельском социуме.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст изложен на 203 страницах, включает 12 таблиц, одну схему, 7 диаграмм и один график. Библиографический список содержит 200 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновывается актуальность проблемы и темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы; определяется объект, предмет, методологическая основа и цель исследования; формулируются гипотеза и задачи исследования; определяются методы и этапы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; аргументирован выбор положений работы, выносимых на защиту.
В первой главе "Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива как системообразующий компонент воспитательной системы сельской школы" раскрываются теоретические аспекты обоснования социально-просветительной деятельности, определяющей качество системной организации воспитательного процесса в сельской школе.
В первом параграфе первой главы "Системная организация воспитательного процесса: основные понятия, подходы и принципы", рассматриваются в логической связи категории воспитательный процесс и воспитательная система. Ранее проблемы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении в рамках системного подхода рассматривались в работах П.П. Блонского, Е.В. Бондаревской, М.И. Рожкова, Г.Н. Филонова. Детальному рассмотрению феномена воспитательной системы учебного заведения посвящены работы В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Т.И. Шамовой.
Специально-организуемое развивающееся взаимодействие воспитателя и воспитанника направленное на достижение целей воспитания понимается как воспитательный процесс. Существующее противоречие между разнообразными (разнонаправленными) воздействиями на воспитанника и целостным формированием личности, разрешается через организацию воспитательного процесса - действия его участников направленных на упорядочение всевозможных влияний на ребенка, воспитательного взаимодействия в целом. Упорядочение происходит путем принятия субъектами воспитательного процесса целей воспитания, через определение средств их реализации, а так же измерителей позволяющих оценивать эффективность процесса. Такую организацию воспитательного процесса можно назвать системной, что означает наличие воспитательной системы.
Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей (А.С. Макаренко, М.И. Рожкова, В.С. Селиванова, И.Ф. Харламова, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой и др.), соотнося выявленные ими закономерности воспитательного процесса, следует отметить, что в вопросе выбора средств организации целостного воспитательного процесса доминирующим является деятельностный подход. Цель воспитания достигается посредством активности самого ребенка, поэтому необходимо организовать целесообразную социально-значимую деятельность воспитанника. Данная деятельность помимо воспитывающей должна выполнять системообразующую функцию, то есть должна обеспечивать упорядоченность системы воспитательных воздействий и взаимодействий внутри школы, и в окружающем школу микросоциуме.
Изучение существующих в педагогической науке подходов к пониманию воспитательного процесса, закономерностей и принципов его системной организации раскрывает возможные пути создания воспитательной системы отдельного образовательного учреждения. В рамках нашего исследования получила свое обоснование технология проектирования воспитательной системы школы как программа последовательных действий педагогического коллектива по разработке и реализации проекта системной организации воспитательного процесса.
Данная технология включает в себя следующие стадии реализации:
1. Исходно-диагностическую: детальный и разносторонний анализ исходного состояния школы, изучение социально-педагогических условий созданных для развития личности в школе и за ее пределами; характеристика социального окружения школы и контингента учащихся, их интересов; оценка результатов воспитательного процесса;
2. Проектировочную: разработка модели воспитательной системы школы, конкретизация положений теоретической концепции создаваемой системы в мысленном представлении (прообразе) реального воспитательного процесса;
3. Преобразующую: определение программы действий по реализации модели воспитательной системы школы и собственно преобразующая деятельность коллектива школы по претворению в жизнь идей и положений теоретической концепции;
4. Итогово-диагностическую: обобщение результатов проектировочной деятельности педагогического коллектива, диагностика уровня воспитанности учащихся и качества социально-педагогических условий развития личности как оценка эффективности функционирования воспитательной системы.
Теоретическая логика последовательности этапов проектирования условна. На практике специфика процедуры создания и становления воспитательной системы школы вынуждает общешкольный коллектив процесс моделирования и конструирования данной системы осуществлять параллельно. Совместный творческий поиск вариантов перестройки и развития всех составляющих компонентов воспитательной системы школы, по сути уже является началом конструирования и реального воплощения еще только замышляемой модели.
Во втором параграфе первой главы "Социально-просветительная деятельность в воспитательном процессе (историко-логический анализ)" представлена логика теоретического осмысления и обобщения отечественного педагогического опыта, идей использования в организации воспитательного процесса социально-просветительной деятельности. К вопросам воспитательной и культурно-просветительной работы на селе обращались в своих педагогических трудах Н.А. Корф, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой. На современном этапе изучению опыта просветительной деятельности воспитательных систем школ в сельском социуме посвящены работы Г.В. Ендрихинской, В.И. Семенова, Е.Н. Степанова и др.
Общественное воспитание в России на протяжении всей своей истории, в той или иной степени имело культурно- социально-просветительный характер. Важную роль в распространении грамоты играло самообразование населения, способы стихийно-организуемого образования зарождались еще в народной педагогике. Влияние тенденций культурной жизни на организацию просвещения, прослеживается в деятельности учебно-воспитательных учреждений, а также в общественном масштабе. Решающее влияние на выбор подходов к организации воспитания и соответствующих педагогических средств оказывал тот, или иной социальный институт, который осуществлял целеполагание и руководство образовательной сферой на конкретном этапе исторического развития страны. Таким образом, в истории использования социально-просветительной деятельности в отечественной педагогике и конкретно в воспитательном процессе следует выделить 5 периодов:
1. Народно-просветительный период IX - XVII вв.
2. Государственно-просветительный период XVIII - I пол. XIX вв.
3. Общественно-просветительский период II пол. XIX - нач. XX вв.
4. Политпросветский период 1917 - 70-ые г. XX в.
5. Коллективно-просветительный период с 70-х г. XX - нач. XXI вв.
В обозначенные периоды элементы социально-просветительной деятельности использовались:
в решении задач народной педагогики, включающей в педагогический процесс песни, сказки, загадки, пословицы, былины, другие формы народного фольклора являющиеся важными составляющими духовной жизни воспитанников и условием становления личности ребенка, на ранних этапах его развития (народно-просветительный период);
с целью обеспечения многогранности учебно-воспитательного процесса регламентированного государством, через развитие науки, истории родного края, искусства и европеизации всего образа жизни, прежде всего в городах (государственно-просветительный период);
в процессе распространения знаний в широкие народные массы, реализации прогрессивных идей народного просвещения и общественного воспитания (общественно-просветительский период);
в рамках пропаганды и агитации ценностей и социальных норм нового строя, для решения задач воспитания коммунистической сознательности народных масс в рамках государственной системы политпросвета (политпросветский период);
в процессе коллективно-творческой организации жизнедеятельности учебно-воспитательных заведений направленной на реализацию задач общечеловеческого воспитания (коллективно-просветительный период).
По мере утверждения гуманистической парадигмы образования опыт использования дополнительных возможностей воспитания культурой и искусством, силами различных социальных институтов приобретает систематический характер. Разработку и реализацию проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, следует проводить с учетом идей использования общественной и культурно-просветительной деятельности представленных в педагогическом наследии С.Т. Шацкого, А.А. Захаренко, В.А. Сухомлинского и других авторов воспитательных систем сельских школ.
Третий параграф первой главы "Сущность, структура и функции социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе" посвящен теоретическому обоснованию использования данной деятельности в рамках системной организации воспитательной процесса на современном этапе. Важными для осмысления феномена социально-просветительной деятельности представляются работы Т.Ю. Быковец, В.П. Вахтерова, Н.К. Крупской, Л.В. Тумановой, Л.С. Фрида, а также труды И.Н. Ерощенкова, Е.М. Могалюка, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, посвященных обоснованию таких понятий как социально-культурная и культурно-воспитательная деятельности.
Ряд социокультурных факторов определяющих развитие системы образования и российского общества, актуализируют значение социально-просветительной деятельности системе общественного воспитания, среди них:
1. Развитие информационного общества.
2. Возрождение форм организации гражданско-политического воспитания.
3. Развитие форм гражданского участия и социального партнерства, взаимодействия в воспитании подрастающего поколения.
4. Появление в ОУ новых субъектов целостного воспитательного процесса.
5. Повышение роли ОУ как открытой социально-педагогической системы в рамках микросоциума (особенно в сельской местности).
6.Усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, становление "школы полного дня".
Изучение современной научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что для системной организации воспитательного процесса сельской школы посредством социально-просветительной деятельности, имеется достаточно разработанная теоретическая база. К вопросам развития образования и социокультурной сферы села в своих исследованиях обращаются В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, Б.А. Куган, Н.Г. Наумов, В.3. Юсупов и др. Вопросы социально-педагогической и культурно-образовательной деятельности школ в сельском социуме подробно освещены в статьях и научных работах многочисленных авторов, среди которых А.З. Андрейко, Х. Асьянов, Т.Г. Зеленова, П.В. Макаров, А.А. Михайлов, З.А. Халюта.
Анализ педагогического опыта организации воспитательного процесса в сельских школах на современном этапе отражает объективные тенденции распространения форм социально-просветительной деятельности в практике сельских социокультурных и социально-педагогических комплексов (ССК и СПК). Коткоозерский ССК, согласно авторской концепции директора комплекса А.З. Андрейко выступает как организатор социально-образовательной деятельности, центр оздоровительной и культурно-просветительной работы среди населения. Социально-педагогические комплексы М.П. Гурьяновой, Т.Г. Зеленовой решают задачи социальной защиты, реализации прав человека на успешное разностороннее развитие, на самореализацию. Авторы выделяют культурно-просветительную функцию школы как один из механизмов формирования благоприятной воспитывающей среды села, способ приобщения его жителей к социально-педагогическим нормам жизни. Ряд авторов Е.В. Бондаревская, Б.А. Куган, Н.Г. Наумов, П.П. Пивненко, З.А. Халюта, разработали научно-педагогические концепции развития образования в условиях сельской местности с позиций социокультурного подхода. Культурно-образовательную и социальную миссию сельской школы, они связывают с просветительной деятельностью учреждений образования направленной на возрождение основ русской духовной культуры.
Всякий раз модель "школа - село" рассматривается в двух аспектах:
в социально-педагогическом, который предполагает использование культурно-образовательного ресурса школы в решении проблем социального развития села, гуманизации его социокультурной сферы;
в средовом, который в центре внимания удерживал духовно-культурные традиции сельского социума, потенциал его воспитывающей среды, определяющий облик и предназначение образовательного учреждения.
Социально-просветительная деятельность, выступает связующим звеном в процессах педагогизации среды и "социализации" школы. Характер, содержание и направленность этой деятельности указывают на ее педагогическую сущность. Воспитывающее воздействие социально-просветительной деятельности направлено как от субъекта к внешнему окружению, так и внутрь личностных структур просветителя. Социально-просветительная деятельность как многооуровневое явление, интегрирует сущностные характеристики воспитывающей деятельности, системообразующего компонента воспитательной системы школы и способа социально-педагогического преобразования среды. На личностном уровне социально-просветительная деятельность представляется как социально-ориентированная внутриличностная активность субъекта, содержанием которой является распространение знаний, приобщение к духовным ценностям, разъяснение и утверждение социально-педагогических, культурных норм жизни.
На уровне образовательного учреждения социально-просветительная деятельность является системообразующим компонентом системной организации воспитательного процесса, выполняющим ряд управленческих и системообразующих функций:
информирующую, в рамках этой деятельности происходит специально-организованная передача социальных норм, духовно-культурных традиций, ценностей;
интегрирующую, комплексный характер содержания и общественная направленность деятельности обуславливает формирование интегративных качеств воспитанника (гражданская позиция, общественная активность и др.);
структурирующую, многообразие подвидов социально-просветительной деятельности, позволяет на ее основе строить систему воспитательной работы различных школьных центров, образующих структурную целостность;
координирующую, следствием социально-просветительной деятельности школы, является проявление гражданской активности, сознательности населения, координация усилий институтов общественного воспитания.
Последняя управленческая функция, на общественном уровне характеризует социально-просветительную деятельность как процесс целенаправленной организации социально-педагогических условий развития личности, посредством повышения культурного уровня и социальной активности населения конкретного микросоциума.
Вторая глава исследования "Проектирование воспитательной системы сельской школы на основе социально-просветительной деятельности" раскрывает методологию и логику опытно-поисковой работы (ОПР) по разработке и реализации проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. Технология проектирования воспитательной системы школы внедрялась в педагогическую практику в рамках "Программы развития воспитательных систем школ Пригородного района 2003-2006 г.". Программа в соответствии с последовательностью процедур разработанной технологии предусматривала 4 стадии реализации: исходно-диагностическую, проектировочную, преобразующую, итогово-диагностическую.
Первый параграф второй главы "Организация воспитательного процесса в школах Пригородного района г. Н.Тагил" посвящен определению цели, задач и критериев эффективности ОПР, а также изучению данных исходной диагностики уровня развития воспитательных систем сельских школ. Целью опытно-поисковой работы было обоснование системообразующего влияния социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива на процесс становления воспитательной системы сельской школы. Уровень развития воспитательной системы школы отслеживается по двум основным показателям: качество результата функционирования системы и качество, создаваемых ею условий для развития личности ребенка. С учетом специфики целей воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села показателем качества результата является уровень развития общественной активности личности, характеризующий сформированность субъектной позиции и общественной направленности воспитанника. Показателем качества социально-педагогических условий создаваемых для развития личности является уровень общественной активности других субъектов воспитательного процесса (общешкольного коллектива, родителей и других представителей сельского социума), характеризующий факторы воспитательной среды села. Таким образом, диагностируя уровень развития общественной активности как сложного морально-волевого качества личности учащегося и как характеристики других субъектов воспитательного процесса, мы отслеживали динамику (смену стадий) развития воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. Показатели уровня развития воспитательной системы замеряются через сравнительную характеристику воспитательного процесса по ряду критериев:
Критерии качества социально-педагогических условий развития личности:
- уровень организации ученического самоуправления;
- развитие форм воспитания творческой и социальной активности учащихся;
- количество субъектов образовательной и социокультурной деятельности;
- развитие новых форм взаимодействия школы и социума.
Критерии результата функционирования воспитательной системы:
- уровень развития коммуникативных, организационных склонностей учащихся;
- мотивация к общественной деятельности;
- уровень развития социально-направленной творческой активности детей.
Исходно-диагностическая стадия ОПР (сентябрь 2003 - январь 2004 гг.) включала обучение педагогических кадров методике исследовательской и проектировочной работы, комплекс мероприятий по объективному анализу и оценке эффективности воспитательного процесса сельских школ. Был проведен социологический опрос представителей сельской общественности (родителей учащихся, глав поселковой администрации и директоров школ) с целью оценки участия школы в жизни села, состояния его социокультурной сферы, а также уровня развития социального партнерства в вопросах воспитания молодежи. Параллельно в школах проводилась комплексная психолого-педагогическая диагностика среди учащихся 6-х, 8-х, 10-11 классов объектами которой были уровень развития коммуникативных, организационных склонностей, мотивация учащихся к общественной деятельности, уровень их творческой активности. Результаты анкетных опросов 10-11 классов обозначили сферу интересов, потребностей будущих выпускников, характер занятий и степень включенности ребят в общественную жизнь школы и села. Наконец анализ планово-отчетной документации по воспитательной работе в школах района за 1999-2003 уч.г дал представление о динамике развития культурно-просветительных и других общественно-значимых форм работы школы в сельском социуме.
На основании объективного анализа исходного состояния воспитательных систем школ Пригородного района, в большинстве случаев удалось установить:
- незаинтересованность родителей и сельского сообщества вопросами организации воспитательного процесса,
- отсутствие эффективной системы социального партнерства школы и других учреждений, институтов общественного воспитания;
- незначительная роль школ в общественной и культурной жизни села;
- низкий уровень общественной активности учащихся и взрослых жителей села в решении социально-культурного обустройства села;
- уровень развития коммуникативных и организационных склонностей учащихся преимущественно ниже среднего, что характеризует ограниченность социальных контактов и безынициативность учащихся;
- низкий уровень творческой активности и отсутствие ее социально-значимой направленности, узость интересов и кругозора воспитанников.
Выявленные проблемы организации воспитательного процесса определили подходы к формированию концепций воспитательных систем школ - социально-просветительных центров села. Концептуальные основания модели воспитательной системы, рассмотрение форм социально-педагогической деятельности школьных коллективов по реализации проекта представлены во втором параграфе второй главы "Современные подходы к созданию воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села".
Проектировочная стадия ОПР (январь 2004 - сентябрь 2004 гг.) предполагала в процессе коллективной проектировочной деятельности субъектов воспитательного процесса поиск и формулирование основных идей, обобщенных представлений о модели воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. Основная идея, системообразующая ось, вокруг которой интегрируются все компоненты концепции воспитательной системы, заключается в том, что через социально-просветительную деятельность школьного коллектива, повышая уровень культуры и общественной активности местного населения, школа успешнее решает задачи воспитательной работы с учащимися. Целью воспитательной системы сельской школы является воспитание личности, способной к социально-значимой деятельности в условиях постоянно меняющегося мира и обладающую умениями адаптироваться в социокультурном пространстве, творчески преобразовывать действительность.
Социально-просветительная деятельность находит свое применение в рамках социально-личностного и личностно-ориентированного подхода в воспитании, являясь по своим свойствам:
- личностно-ориентированной, инициирующей самостоятельную активность ребенка, процессы саморефлексии, жизненного самоопределения;
- социально-ориентированной и социально-значимой, направленной на преобразование ближайшего микросоциума и актуализацию у воспитанников личностных качеств будущего гражданина;
- полифункциональной, то есть приспособленной для решения различных задач воспитания детей и молодежи (развитие познавательного интереса, творческих способностей, формирование лидерских и организаторских качеств);
- полисубъектной, включающей в орбиту воспитательной деятельности различных субъектов образовательного сообщества;
- творческой, предоставляющей максимальную свободу личностных проявлений детей и взрослых, имеющей созидательный характер.
Обобщенная модель социально-просветительного центра села созданная в рамках кустовых научно-методических семинаров "Проектирования воспитательной системы сельской школы" дальнейшую конкретизацию получила в ходе подготовки общешкольных коллективов к Конкурсу проектов воспитательных систем образовательных учреждений Пригородного района. В финале определен лауреат конкурса ОУ№24 п. Горноуральский (школа-клуб как сообщество разновозрастных клубных объединений).
Преобразующая стадия (октябрь 2004 - ноябрь 2005 гг.), непосредственно связанная с реализацией на практике проектов воспитательных систем, показала вариативность организационной структуры социально-просветительного центра села создаваемого на базе школы. Вариативна, в каждом отдельном случае, программа проектно-созидательной деятельности общешкольного коллектива по воплощению концепции воспитательной системы школы. В селах сохранивших инфраструктуру социокультурной сферы происходит оформление культурно-образовательных комплексов, система сотрудничества учреждений образования и культуры в деле организации единой воспитательной среды микросоциума (ОУ№3 п. Черноисточинск, ОУ№14 с. Новопаньшино). Включение школы в жизнь и процессы социального обустройства села (ОУ№19 с. Бродово - трудовой отряд мэра), реализация в рамках воспитательной работы форм социально-значимой деятельности учащихся направленных на повышение культурного уровня населения отмечено в случаях тесных партнерских отношений администрации ОУ и поселкового совета.
Развитие форм воспитательной работы, направленных на развитие творческой активности учащихся, создание культурно-досуговых центров на базе школы определяется наличием квалифицированных кадров реализующих программы дополнительного образования (ОУ№24 п. Горноуральский). В ряде школ практикуется использование долговременных игровых программ как средства системной организации воспитательного процесса (в ОУ №8 п. Висимоуткинск программа "Солнечный город" включает блок событий историко-краеведческой, гражданско - патриотической направленности). Внедрение в практику организации воспитательного процесса социально-просветительных проектов актива учащихся обусловлено развитием структур ученического самоуправления. В ОУ№6 п. Новоасбест реализуется проект издания сельской газеты, а в масштабе района силами студентов НТГСПА и старшеклассников педагогических профильных курсов реализуется проект "Сельский вожатый".
Характеристика итогово-диагностической стадии (ноябрь 2005 - январь 2006г.), результатов проектировочной деятельности школьных коллективов представлена в третьем параграфе второй главы "Оценка воспитательного процесса школы социально-просветительного центра села как целостной системы". В диагностике уровня общественной активности учащихся школ и сельского сообщества помимо используемых ранее социологических опросов и экспресс-диагностик, выявляющих уровень развития коммуникативно-организационных склонностей, уровень мотивации к общественной деятельности учащихся применялись метод социальных проб и ситуаций выбора (М.И Рожков), мини-сочинения школьников. В рамках организации и проведения Дня самоуправления "Остров Свободы" отслеживались проявления творческой активности учащихся, социальная значимость детского творчества.
Деятельность общешкольного коллектива по обеспечению условий развития личности и организации социально-просветительной работы с населением определила позитивные сдвиги в социокультурной сфере села:
- прослеживается тенденция интеграции культурно-образовательных ресурсов сел (образовательно-культурные комплексы п. Черноисточинск п. Новоасбест);
- наметилась положительная динамика в увеличении субъектов воспитательного процесса и социокультурной сферы села, развивается практика межведомственного планирования культурно-воспитательной работы с детьми;
- диагностика результатов воспитательной работы выявил высокую степень включенности детей в различие виды социально-просветительной деятельности, и успешное освоение педагогами новых форм воспитательного процесса развивающих творческую, социальную активность детей (Конкурс "Мой спортивный двор" и конкурс трудовых отрядов на звание "Отряд Главы района");
- массовой становится практика социально-педагогической и культурно-воспитательной работы школы с населением, оформление статуса школы как социально-просветительного центра села фиксирует сравнительный анализ результатов опроса глав поселковых администрации и других жителей Пригородного района в 2004-2005 гг. (см. данные таблицы №1);
Таблица №1.
Результаты анкетного опроса глав поселковых администраций и жителей Пригородного района в 2004-2005 гг. (всего опрошенных по району 200 человек).
Вопрос анкеты
Варианты ответов выбранные опрошенными
2004 г.
2005 г.
Какую, по Вашему мнению, роль выполняет школа в родном селе?
роль учебного заведения для обучения и воспитания детей школьного возраста
87%

70%

роль учреждения образования и культуры (клуб) в одном лице
0
15%
роль культурно-просветительного учреждения для всех категорий сельчан
0
10%
Центр культурной и духовной жизни села
0
5%
не дали ответа
13%
0
- отмечено резкое увеличение направлений сотрудничества школы и социума в 2003-2004 и 2004-2005 учебных годах совместно с учреждениями здравоохранения, органами власти и правопорядка 16 школ вовлечены в работу по предупреждению девиантного поведения подростков, 8 школ решают проблемы их трудоустройства, 10 школ в системе осуществляют рейды милосердия и благотворительные акции в помощь пожилым и нуждающимся категориям населения, активную просветительную деятельность развернули школьные центры (музеи п. Висим, п. Черноисточинск, подростково-молодежный клуб "Тинэйджер" в В-Утке и др.);
- наметилась тенденция стабильного расширения спектра кружковых объединений и увеличение их численности (на 2000 год спортивных секций в школах Пригородного района насчитывалось 26, в 2004-2005 г. - 46, а численность детей занятых в кружках и секциях района выросла на 17%);
- система работы по обеспечению занятости учащейся молодежи определила позитивные сдвиги в вопросах посещаемости школьных занятий, профилактики противоправных действий учащихся (см. таблицу №2.);



Таблица №2
Данные ежегодного государственного доклада "О положении детей в МО "Пригородный район" по итогам 2004 г.

2002-2003г
2003-2004г
Количество учащихся, не посещающих занятия
156
138
Количество несовершеннолетних состоящих на учете ПДН
217
206
число несовершеннолетних правонарушителей
52
32
- идут процессы оформления детских или межвозрастных сообществ, как среды жизнедеятельности ребенка, необходимой для его личностного самовыражения и самоутверждения (в ОУ№10 с. Покровское экологический клуб "Феникс", ОУ №2 с. Южаково общество "Милосердие");
- результатом оформления инициативных групп учащихся в сельских школах стало проведение I районного слета-учебы школьных активов "Паруса Надежды" и создание в районе детской общественной организации "МИР";
- ориентацию на интересы общешкольного коллектива и различных объединений, детских сообществ по итогам опросам демонстрируют от 32% (МОУ СОШ №3) до 39 % (МОУ СОШ №18) учащихся;
- происходит сокращение доли учащихся с низким уровнем развития коммуникативно-организационных склонностей (с 14 до 9% учащихся от общего числа), высокий уровень коммуникативно-организаторских склонностей в 2005 г. демонстрируют 16% учащихся вместо 13% опрошенных этой же группы в 2004 г.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива определяет качество системной организации воспитательного процесса в сельской школе, поскольку выступает как:
- воспитательная деятельность, определяющая качественные изменения личности (формирование гражданской позиции, повышение общественной и творческой активности, развитие коммуникативных и организационных склонностей, способностей самоорганизации);
- системообразующая деятельность, обеспечивающая позитивную динамику развития воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села благодаря единству и многообразию социально-значимых видов деятельностей (политико-просветительская, культурно-досуговая, гражданско-общественная и др.);
- управленческая деятельность, координирующая усилия государственных и общественных институтов, заинтересованных в воспитании молодежи и повышении уровня культуры взрослого населения села, обеспечивающая благоприятные социально-педагогические условия развития личности.
2) Выявлены и получили практическую апробацию организационно-педагогические условия создания воспитательной системы школы социально-просветительного центра села, ими являются:
- интеграция представлений субъектов воспитательного процесса, о его результатах, характере жизнедеятельности школы и способах ее взаимодействия с внешней средой, коллективное целеполагание в ходе проектирования воспитательной системы школы;
- реализация программы социально-педагогической деятельности общешкольного коллектива и научно-методического сопровождения со стороны органов управления образования, научных центров, направленных на реализацию основных положений концепции воспитательной системы, с учетом особенностей организации воспитательного процесса и типа населенного пункта каждой конкретной школы;
- осуществление диагностики эффективности воспитательного процесса, с использованием показателей и критериев, позволяющих на каждой стадии развития воспитательной системы проводить сравнение уровня воспитанности школьников и качества условий создаваемых для развития личности в сельском социуме.
3) Установлена взаимосвязь между повышением эффективности воспитательного процесса, качества социально-педагогических условий развития личности в сельском социуме и развитием воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села. В результате социально-педагогических инициатив общешкольного коллектива наметилась положительная динамика гражданского участия различных социальных институтов и групп населения в жизни села. Количественный прирост субъектов воспитательного процесса, сопровождается повышением качества социально-педагогических условий развития личности, обеспечиваемых системой межведомственного сотрудничества учреждений культуры, образования, здравоохранения, органов государственной власти, производственных предприятий и общественных организаций.
4) Результатом повышения общественной активности учащихся, педагогических работников стало появление в общественной жизни школ и сел Пригородного района разнообразных социально-культурных общностей детей и взрослых, их сплочение и консолидация на основе решения проблем воспитания молодежи.
5) Практика создания и развития воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села утверждает жизнеспособность подобной адаптивной модели организации воспитательного процесса. Наряду с нормативно-правовой и научно-методической поддержкой инновационных процессов в сельской школе организованной благодаря реализации "Программы развития воспитательных систем образовательных учреждений Пригородного района" необходимы финансовые вливания в сферу образования и обеспечение школ квалифицированными педагогическими кадрами, заинтересованными в социокультурном развитии села и готовых к реализации различных направлений социально-просветительной деятельности в работе с детьми и взрослыми. Научное обоснование организационно-педагогических условий подготовки и успешной полипрофессиональной деятельности педагога-общественника сельской школы является перспективным направлением нашей исследовательской работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Луткин С.С. Воспитательный потенциал сельской школы как условие социализации молодежи. /Система образования: проблемы социализации личности. Материалы городской научно-практической конференции. Вып. №2. Нижний Тагил 2002, с.27-29.
2. Луткин С. С. Культурно-просветительная деятельность как компонент воспитательной системы сельской школы. /Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГСПИ. Вып. №5. Нижний Тагил 2003, с.52-57.
3. Луткин С. С. Использование элементов культурно-просветительной деятельности в отечественной педагогике (историко-логический анализ) /Сборник научных трудов аспирантов и соискателей НТГСПА. Вып. №6. Нижний Тагил 2004, с.34-41.
4. Луткин С. С. Дополнительное образование в системе общественного воспитания. /Дополнительное образование: традиции, опыт, перспективы развития. Материалы окружных педагогических чтений Горнозаводского округа. Нижний Тагил, НТФ ИРРО, 2004, с.18-20.
5. Луткин С. С. Миссия школы в социокультурном пространстве села. /Проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях села: социокультурный аспект. Материалы научно-практической конференции школ Пригородного района, Нижний Тагил НТФ ИРРО 2005, с.5-7.
6. Луткин С.С. Концептуальные идеи воспитательной системы школы как культурно-просветительного центра села.// Образование: взгляд в будущее. Сборник материалов научно-практической конференции. Обнинск, 2005, с.23-25
7. Луткин С. С. Роль школы в развитии образовательного сообщества села /IX Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "наука и образование" (25-29 апреля 2005 г.): Материалы конференции: в 6 т. Т.3 Ч.1.: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005. с. 387-391.
8. Луткин С. С. Воспитательная система школы как условие развития образовательного сообщества села. / Ученые записки НТГСПА. Педагогика и Психология Вып.№4. Нижний Тагил, 2004, с.64-67.
9. Луткин С. С. Проектирование воспитательной системы школы культурно-просветительного центра села //Сельская школа №1. - 2006 - с. 28-33.



Подписано в печать 14.04.2006 г. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Усл.печ.л. 1,5. уч.-изд.л.1,75. Тираж 100 экз. Заказ №
Уральский государственный педагогический университет, 620017,
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

Отпечатано на ризографе Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. 622031, Нижний Тагил, ул. Красногвардейская, 57
??

??

??

??




23





СОДЕРЖАНИЕ