СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Мельник Александра Сергеевна




КАРЬЕРА РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ
УСЛОВИЯХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ



Специальность 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук




Екатеринбург – 2004
Работа выполнена на кафедре прикладной социологии факультета политологии
и социологии Уральского государственного университета имени А.М.Горького


Научный руководитель – доктор социологических наук,
профессор Рыбцова Л.Л.


Официальные оппоненты – доктор социологических наук,
профессор Шаталова Н.И.
– кандидат социологических наук
Неудачина И.Г.


Ведущая организация – Институт экономики УрО РАН




Защита состоится 15 декабря 2004 г. в _____ часов на заседании диссертационного
совета Д 212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора
социологических наук при Уральском государственном университете им. А.М.
Горького по адресу: 620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, ком. 248.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского
государственного университета им. А.М. Горького.


Автореферат разослан «____» ноября 2004 г.




Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор социологических наук, профессор Кораблева Г.Б.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. В период социальной трансформа-
ции происходит дискурсивная проблематизация гендерных отношений, что
приводит к росту исследовательского и общественного интереса к данной те-
ме. Масштабные социально-культурные, экономические и политические изме-
нения в российском обществе включают изменение статусных позиций раз-
личных социальных групп и категорий граждан. В сфере гендерных отноше-
ний эти изменения приводят к таким явлениям, как изменение положения
женщин и мужчин в сфере экономики, политики, в супружеских и семейных
отношениях и пр. Происходящие перемены отражаются в гендерном сознании
и мужчин, и женщин, появляются новые виды гендерного поведения, создаются
новые формы гендерного взаимодействия; вследствие этого изучение гендер-
ных отношений становится одним из элементов осмысления социальных пре-
образований.
Гендерный подход к проблемам карьеры становится все более важным и
необходимым в силу ряда причин. Именно труд – та область, где выясняется и
определяется положение женщины. Сегодня в России женщины составляют
48% всех занятых. Исследователи все чаще говорят об огромном, но неисполь-
зуемом потенциале женщин. Ситуацию, сложившуюся в сфере труда, наибо-
лее ярко иллюстрируют отношения в сфере карьерного продвижения. Социо-
логи считают, что женщины могут руководить не хуже мужчин, однако их
численность на руководящих позициях крайне невысока. В общественном
сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованно-
сти женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предпри-
ятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях
к руководящей деятельности. Становление рыночных отношений в России
способствовало смягчению консервативных установок относительно многих
сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие
другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриар-
3
хатных стереотипов. Все это обусловливает значимость и актуальность изуче-
ния карьеры с позиций гендерной теории.
Исследовательский интерес к изучению карьеры руководителя с позиций
гендерного подхода основывается на том, что руководители представляют со-
бой одну из наиболее динамичных и влиятельных групп. Именно через них, с
одной стороны, может обеспечиваться сохранение и преемственность тради-
ционных гендерных стереотипов в сфере труда, а с другой стороны – руково-
дители выступают инициаторами нового, формируют эгалитарные взгляды и
представления о месте и роли женщин и мужчин в трудовой сфере.
Изучение гендерных аспектов карьеры руководителя является актуаль-
ным для науки - с точки зрения расширения знания и изучения гендерных цен-
ностей и ролей в публичной сфере; для общества - исследование гендерных
проблем позволяет объяснить многие общественные проблемы и дать рекомен-
дации к их решению; для отдельной личности - исследование может помочь
мужчинам и женщинам отойти от патриархатных стереотипов, позволит им
иначе определять свою жизненную стратегию, формировать новые отношения
между полами в обществе.
Однако проблеме гендерной специфики трудового, в частности карьерно-
го, пути в современных российских условиях уделяется явно недостаточное ис-
следовательское внимание. Руководитель зачастую предстает в исследованиях ли-
бо мужчиной, либо неким «бесполым» человеком, но, в связи с возрастанием роли
женского фактора в экономике, сравнительный анализ женской и мужской карье-
ры приобретает особую важность и актуальность.
Помимо этого, изучение гендерных аспектов карьеры есть непременное
условие научного анализа тенденций изменения гендерной системы в целом.
Исследование этой проблемы, соответственно, является актуальной задачей со-
циологии гендерных отношений. Таким образом, в условиях трансформации
российского общества назрела объективная необходимость научного осмыс-
ления и детального рассмотрения в теории и практике тех гендерных измене-



4
ний, которые происходят в сфере руководства, что и обусловило выбор темы
диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени
в социологии гендерных отношений накоплено немало теорий и эмпирических
данных, освещающих социально организованные взаимодействия мужчин и
женщин и их закономерности. За рубежом сущность и содержание понятий
«гендер» и «гендерная система» изучались в работах Р.Ангер, Г.Бок,
М.Виттинг, И.Гофмана, Д.Зиммермана, Д.Карен, Т.де Лауретис, Дж.Лорбер,
К.Миллетт, К.Рензетти, Г.Рубин, Дж.Скотт, К.Уэста, И.Хирдман и др. В России
они изучались такими авторами, как Н.И.Абубикирова, Л.В.Бабаева,
Т.В.Барчунова, О.А.Воронина, С.И.Голод, Т.Гурко, Е.А.Здравомыслова,
И.Е.Калабихина, Т.А.Клименкова, А.И.Посадская, Н.М.Римашевская,
Л.Л.Рыбцова, Г.Г.Силласте, А.А.Темкина и др.
Одной из центральных в гендерных исследованиях является тема гендер-
ных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих исследований
относятся М.Е.Баскакова, С.И.Голод, Е.В.Груздева, И.Е.Калабихина,
М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына,
Н.М.Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина,
Э.С.Чертихина, З.Янкова и др. О женском бизнесе речь идет в работах
Л.В.Бабаевой, Е.С.Баразговой, С.Ю.Барсуковой, М.К.Кияновой, Л.В.Корель,
А.Е.Чириковой и других авторов. М.Е.Баскакова, Е.В.Кочкина, О.Самарина,
Г.Силласте, Т.В.Чубарова исследуют положение женщин в социальной сфере. Зна-
чительное внимание изучению ценностных ориентаций женщин уделено в ра-
ботах Л.А.Гусейновой, Т.Карахановой, Л.Л.Рыбцовой, Г.Г.Силласте. Положение
женщин на рынке труда, в частности женская безработица, проблема неравной оп-
латы труда, дискриминация по признаку пола и пр. изучаются в работах
М.Е.Баскаковой, Е.Мезенцевой, Л.Ржанициной, Л.Рыбцовой, И.Тартаковской,
З.Хоткиной. О проблемах, связанных с продвижением женщин на руководящие
должности, в отечественной научной литературе пишут И.В.Грошев, Ю.Деражне,
А.В.Жуплев, Е.И.Комаров, А.А.Московская, И.И.Серегина, Э.Старобинский и др.

5
Объектом социологического анализа, таким образом, долгое время оста-
вались в основном женщины. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что са-
ма необходимость изучения обеих сторон гендерного взаимодействия была
осознана научным сообществом сравнительно недавно – в начале-середине
1990-х гг. С другой стороны, женская проблематика является ведущей, по-
скольку за последние сто лет общественное положение женщин существенно
изменилось, тогда как положение мужчин почти не было преобразовано. Одна-
ко изучение только женской гендерной общности не позволяет выявить спе-
цифику гендерных отношений.
На сегодняшний день в российской социологии уже существует ряд ра-
бот, в которых исследователи анализируют гендерную специфику, изучая мне-
ния, роли, поведение и женщин, и мужчин. В том числе исследователям пред-
ставляется актуальной проблема гендерных отношений в сфере руководства. Наи-
более разработанным направлением в рамках этой темы является изучение стилей
руководства и качеств мужчин- и женщин-руководителей. Данная тематика изуча-
ется в работах Е.С.Гвоздевой, В.И.Герчикова, А.Л.Журавлева, О.К.Самарцевой,
И.Соболевой, И.О.Тюриной, Т.А.Фоминой, В.А. и Н.Н.Хащенко, Т.П.Хохловой,
Т.Четверниной.
Внимание проблеме карьеры вообще отечественные исследователи стали уде-
лять не так давно. Во многом это связано с тем, что сама тема карьеры раньше была
«закрытой». Хотя за рубежом карьера изучается давно, в частности такими автора-
ми, как М.Л.Савискас, Ч.Чен, Я.Щепаньский, Дж.Эветс и др. Среди отечественных
исследователей можно отметить А.А.Дикареву, В.Ю.Иванова, А.Н.Комозина,
Д.Коробейникова, М.И.Мирскую, В.А.Полякова, Е.Д.Руткевича, Ф.Р.Филиппова.
Исследованиями профессиональной мобильности, послужившими основой для изу-
чения карьеры, занимались Б.Барбер, П.М.Блау, З.Голенкова, О.Данкен, К.Дэвис,
Е.Игитханян, У.Мур, В.В.Радаев, П.Сорокин, О.И.Шкаратан.
Функции, роли, профессиональная деятельность руководителя, в частности
его карьера, рассматривались В.Ф.Воловичем, М.Вудкоком, А.П.Егоршиным,



6
М.К.Кияновой, Е.В.Ксенчук, И.П.Марченко, А.М.Омаровым, В.А.Поляковым,
Л.Фаткиным, Д.Френсисом, Н.И.Шаталовой, В.В.Щербиной и др.
В то же время, исследований, посвященных изучению гендерных особен-
ностей карьерного пути руководителя, мы не встретили, чем и было вызвано
наше обращение к данной проблеме.
Цель исследования – выявление гендерных особенностей, тенденций и
факторов карьерного пути руководителя в современных условиях. Достижение
этой цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследова-
тельских задач:
• анализ существующих социологических подходов, рассматривающих ген-
дерные отношения;
• выявление особенностей карьерного потенциала мужчин- и женщин-
руководителей;
• анализ общего и особенного в процессе реализации карьерного потенциала
женщин и мужчин;
• выявление отношения работодателей к женщине-руководителю, обществен-
ного мнения о возможностях и способностях мужчин и женщин к руководя-
щей деятельности.
Объект исследования - женщины и мужчины – наемные руководители
среднего и высшего уровней, работающие на крупных коммерческих предпри-
ятиях и в производственных организациях с количеством должностных уров-
ней не менее шести.
Предмет исследования – гендерная специфика карьерного пути руково-
дителя.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследо-
вания составили идеи классиков социологической мысли, работы отечествен-
ных и зарубежных философов, социологов, психологов и экономистов, иссле-
дования, посвященные проблемам карьеры и гендерным отношениям.
Карьера руководителя рассматривается с позиций стратификационного
подхода и концепции социальной мобильности. Отметим методологическую

7
значимость для изучения карьеры руководителя концепций Б.Барбера, П.Блау,
М.Вебера, О.Данкена, К.Дэвиса, У.Мура, П.Сорокина, взглядов Н.Смелзера на
социальный статус и его изменение, теоретических разработок карьерной про-
блематики В.Ю.Иванова, идей П.Друкера, А.М.Омарова, Ф.Тейлора, А.Файоля,
анализирующих в своих классических трудах принципы управления и деятель-
ность руководителя.
В исследовании использован гендерный подход, позволяющий рассмот-
реть социо-культурную характеристику пола. Методологическую ценность для
понимания сущности гендерного подхода представляют взгляды
Н.И.Абубикировой, Т.В.Барчуновой, С. де Бовуар, О.В.Ворониной, Э.Гидденса,
Г.Рубин и др., символический интеракционизм Дж.Мида, драматургический
анализ И.Гофмана, структурный функционализм Т.Парсонса, теория социаль-
ного конструирования реальности П.Бергера и Т.Лукмана, этнометодологиче-
ские исследования Г.Гарфинкеля, К.Уэста и Д.Зиммермана. Чрезвычайно важен
для анализа гендерных отношений структурно-конструктивистский подход
(Р.Коннелл), который дает возможность увидеть как структурные, так и меж-
личностные основания производства новых и воспроизводства старых гендер-
ных отношений.
Кроме того, объект изучается с позиций системного, сравнительно-
исторического и аксиологического подходов. В основе исследования лежит
сравнительный анализ мужской и женской гендерных общностей. Комплекс-
ность и междисциплинарность подходов позволили охватить не только карьер-
ные пути как таковые, но и их многообразную среду, то есть широкий круг со-
циальных, экономических, семейно-бытовых и других проблем.
Эмпирическая база диссертационного исследования. Основой для вы-
явления гендерных особенностей карьерного пути руководителя послужили ма-
териалы исследования, проведенного в г.Екатеринбурге в 2003-2004 гг. Иссле-
дование осуществлялось по месту работы респондентов, а именно: на крупных
коммерческих предприятиях, в производственных организациях (ТД «Уралсе-
вергаз», ТД «Синара», ЗАО «Уралтел», банк «Гута-банк», ОАО «Уралмеха-

8
нобр», ОКБ «Новатор», ЗАО «Уралстинол», Уральский оптико-механический
завод и др.).
В исследовании использованы количественные и качественные методы
сбора информации. В рамках количественного метода исследования был при-
менен целевой опрос руководителей предприятий. Целесообразность целевого
опроса обусловлена объектом исследования, который представляет собой отно-
сительно малочисленную и труднодоступную группу. Исходя из цели и задач
исследования, значимыми характеристиками целевой группы выступили пол
(50% мужчин-руководителей и 50% женщин-руководителей) и уровень руко-
водства (30% составили руководители высшего уровня, 70% – руководители
среднего уровня, данное процентное соотношение одинаково для женщин и
мужчин). В общей сложности было опрошено 400 человек.
Метод качественного исследования – опрос экспертов (глубинное интер-
вью) – позволил вскрыть глубинные срезы гендерных отношений в сфере
управления, выявить полифонию отношения работодателей к женщинам- и
мужчинам-руководителям, основные стереотипы по отношению к женщине-
руководителю, причины неравного участия женщин и мужчин в управлении. В
исследовании приняли участие 15 мужчин- и 5 женщин-руководителей высше-
го уровня. Именно они владеют необходимой информацией и наиболее компе-
тентны в интересовавших исследователя вопросах.
Сочетание количественного и качественного методов исследования по-
зволило получить, с одной стороны, надежные данные, с другой – их подтвер-
ждение и глубокое понимание того, что стоит за этими данными. Помимо ре-
зультатов, полученных автором в ходе работы, представлены данные других
исследователей, использовавших как качественные, так и количественные ме-
тоды исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• Выделены две группы факторов, оказывающих влияние на карьеру руково-
дителя: объективные и субъективные факторы. Объективные - факторы мак-
росреды (особенности экономической и социо-культурной ситуаций в

9
стране), а также факторы микросреды карьерного развития (факторы вне-
организационной – семья, и организационной микросреды – например,
отношения с руководителем); субъективные факторы – это карьерный по-
тенциал индивида, представляющий собой совокупность психофизиологи-
ческого, личностного и квалификационного потенциалов.
• Выявлена гендерная специфика карьерной мотивации руководителей, харак-
теризующаяся тем, что мужчины более ориентированы на процессы внешне-
го движения в освоении социального пространства, тогда как женщины - на
процессы собственно внутреннего развития, самореализацию.
• Определены гендерные особенности карьерного потенциала руководителей:
женщины ориентированы на развитие своего квалификационного потенциа-
ла (интеллект, уровень образования); мужчины - на традиции патриархат-
ной, мускулинной культуры и рассматривают свой пол как главный фактор,
достаточный для карьеры.
• Выявлена гендерная специфика карьерного пути руководителя, проявляю-
щаяся, во-первых, в противоречии между возможностями раскрытия инди-
видуальности и половыми ограничениями, которые закладываются культу-
рой, обществом и носят стереотипный характер; во-вторых, в большей мо-
бильности женщин, их более длительной и поздней карьере.
• Доказывается, что такой общепризнанный фактор снижения карьерной кон-
курентоспособности женщин, как семейные обязанности, имеет не столько
реальную, сколько стереотипную составляющую. Хотя семья может являть-
ся «сдерживающим» фактором на начальном этапе женской карьеры, осо-
бенно при наличии маленьких детей, она же и является для женщин-
руководителей важнейшим стимулом карьерного роста.
• Определены препятствия на карьерном пути руководителей: именно муж-
чины чаще сталкивались с препонами со стороны начальства, для женщин
же таким препятствием оказались в первую очередь конкуренция и недове-
рие со стороны коллег, и лишь затем - со стороны начальства и подчинен-
ных.

10
• Разработана гендерная типология работодателей. Первый тип - традицион-
ный. Руководители этого типа подвержены влиянию традиционных гендер-
ных стереотипов и не признают способностей женщин к руководящей рабо-
те. Второй - переходный - характеризуется частичным признанием способ-
ностей женщин к руководящей деятельности, а именно: либо в отдельных
сферах деятельности, либо на среднем или низшем уровне управления. Тре-
тий - эгалитарный – представлен руководителями, которые рассматривают
способности женщин как равные или даже большие, чем у мужчин, ориен-
тируются на индивидуальные качества и возможности, но не пол.
• Выявлены противоречивость, сложность формирования новых гендерных
отношений, которые проявляются в сосуществовании традиционных патри-
архатных и новых эгалитарных взглядов на социальный статус женщин и
мужчин.
Научно-практическая значимость работы. Предложенные теоретиче-
ские и практические выводы помогают более глубокому пониманию современ-
ных особенностей взаимоотношений между мужчиной и женщиной в сфере
труда. Материалы диссертации и публикаций могут быть использованы:
• для расширения, упорядочивания и систематизации понятийного аппарата
гендерной социологии;
• для дальнейшей разработки и развития методологической базы исследова-
ния карьеры, в частности – карьеры руководителя;
• в чтении учебных курсов «Социология гендерных отношений», «Социоло-
гия семьи», «Социология образования», «Социология труда и экономиче-
ская социология», «Гендерное образование» и др.;
• для получения эмпирической информации о гендерной специфике карьеры
руководителя, отслеживания динамики в выявленных процессах;
• при формулировании кадровой политики предприятий и организаций, раз-
работке конкретных программ управления профессиональным ростом и
должностным продвижением руководящих кадров, совершенствования дея-
тельности аппарата управления;
11
• в создании условий для реализации способностей и самовыражения женщин
в профессиональной деятельности, в стимуляции их активности.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представ-
лены к обсуждению на научно-практических конференциях, посвященных па-
мяти Л.Н.Когана (Екатеринбург, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004), межрегиональ-
ной научно-практической конференции «Образование взрослых – ключ к ХХI
веку» (Екатеринбург, 2001), научно-практической конференции «Глобализация:
реальность, противоречия, перспективы» (Екатеринбург, 2002); Всероссийской
научно-практической конференции «Управление социальными процессами в
регионах» (Екатеринбург, 2002), Международной научно-практической конфе-
ренции «Экономика. Информатизация. Безопасность» (Челябинск, 2003). От-
дельные положения работы обсуждались на заседаниях кафедры прикладной
социологии факультета политологии и социологии УрГУ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (вклю-
чающих четыре параграфа), заключения и библиографии, содержащей 246 на-
именований.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, раскрыва-
ется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет ис-
следования, формулируются цель и задачи исследования, раскрываются его на-
учная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В главе 1 «Теоретико-методологические основы использования гендер-
ного подхода в изучении карьеры руководителя» рассмотрены основные тео-
ретико-методологические подходы к проблеме определения категории «гендер»
в отечественной и зарубежной социологии, раскрыта специфика гендерного
подхода в социологии, определены основные подходы к анализу гендерных от-
ношений, конкретизировано понятие «карьера», проанализированы основные
факторы влияния на карьеру индивида, выявлены особенности карьеры руково-

12
дителя и особенности «женской» карьеры.
Проведенный диссертантом анализ эволюции исследовательских взгля-
дов показал, что классическая социальная теория, рассматривая отношения по-
лов, основывалась на биологическом детерминизме; гендерная же теория бази-
руется на представлении о том, что различия между полами социально сконст-
руированы. Задачей гендерных исследований является изучение того, как ген-
дер присутствует, конструируется и воспроизводится в социальных процессах
и какое влияние оказывает на поведение женщин и мужчин.
В главе подчеркивается междисциплинарный характер категории «ген-
дер» и определяется специфика гендерного подхода в социологии, а именно:
гендерный подход, в отличие от общей социологической теории, позволяет не
только выявить, но и интерпретировать различия между мужчинами и женщи-
нами в обществе. В результате теоретического анализа диссертантом было вы-
яснено, что гендерная социология является концепцией социо-культурного раз-
вития, учитывающей совокупность трех основных составляющих гендера как
социального пола: природной, культурно-исторической и прижизненно-
социальной. В связи с этим термин «гендер» понимается автором как социо-
культурная характеристика пола, которая имеет исторический характер.
Проведенный в главе анализ социологических теорий, наиболее активно
применяющихся для анализа гендерных отношений (символический интерак-
ционизм, драматургический анализ, структурный функционализм, теория соци-
ального конструирования реальности, этнометодология, структурно-
конструктивистский подход) позволил выявить те теоретические положения, на
которые автор опирается в исследовании. В работе подчеркивается, что, по-
скольку гендерные отношения социально сконструированы, они подвержены
изменениям. Роль общества в конструировании гендера раскрывается через по-
нятие «гендерная система», которая рассматривается как совокупность гендер-
ных контрактов - образцов взаимодействия полов, отражающих исторически
сложившиеся ценности, нормы и правила социальной организации отношений
мужчины и женщины. Диссертант указывает, что гендерные отношения следует

13
определять не только как заданные извне - обществом, но и как результат про-
цесса взаимодействия отдельных мужчин и женщин. При рассмотрении роли
индивида в конструировании гендера используется термин «гендерный конст-
рукт» - устойчивые модели гендерного сознания и поведения личности, обу-
словленные ее жизненными ценностями и социальным опытом.
Диссертант доказывает целесообразность применения структурно-
конструктивистского подхода при гендерном анализе карьеры, поскольку он
дает возможность увидеть как структурные, так и межличностные основания
производства новых и воспроизводства старых гендерных отношений.
Анализируя современные гендерные отношения, автор указывает, что
традиционные гендерные контракты и конструкты весьма устойчивы. Это про-
является, во-первых, в превалировании в сознании людей традиционных пат-
риархатных стереотипов о ролях женщин и мужчин; во-вторых, в сохранении
асимметричного распределения обязанностей в семье и доминирования мужчин
в публичной сфере. В то же время, социальная трансформация российского об-
щества создает возможности для производства новых гендерных ролей и отно-
шений, и каждый отдельный случай «несоответствия» активного субъекта тра-
диционным взглядам на гендерные роли и поведение способствует изменению
традиционной гендерной системы в сторону «эгалитарного равенства».
Процесс служебного продвижения связан с изменением социального по-
ложения индивида, соответственно карьера рассматривается автором в поняти-
ях стратификационного подхода и концепции социальной мобильности.
Проведенный анализ теоретических подходов к карьерному продвиже-
нию позволил автору рассматривать карьеру не только как процесс, но и как ре-
зультат этого процесса, а также показать ее многомерность. Наиболее успешна
карьера в том случае, когда достигнута некая руководящая должность. Диссер-
тант указывает, что карьера руководителя имеет свою специфику, поскольку
зависит не только от профессиональных знаний и умений, но и от его личност-
ных качеств.



14
В главе подчеркивается, что карьера определяется социальным статусом
индивида, профессиональными ролями, мотивацией и ориентацией на карьер-
ное продвижение, перспективами и условиями карьеры, а также планированием
карьеры. Автором выделяются две группы факторов, оказывающих влияние на
карьеру руководителя: объективные и субъективные факторы. Объективные –
это факторы макро- (особенности экономической и политической ситуаций,
социо-культурной среды и т.д.) и микросреды карьерного развития (факторы
внеорганизационной и организационной микросреды). Субъективные факто-
ры – это карьерный потенциал индивида, который диссертант определяет как
совокупность психофизиологического, личностного и квалификационного по-
тенциалов. Выделение объективных и субъективных факторов позволило авто-
ру совместить два подхода к изучению карьеры - «организационный» (анализ
карьеры на уровне организаций) и «личностный» (рассматривает карьеру на
уровне индивида).
Диссертант приходит к выводу, что для карьеры руководителя первосте-
пенную значимость имеют индивидуальные задатки, способности к управлен-
ческой деятельности, тогда как остальные факторы, включая пол, вторичны.
Однако пол оказывается особым фактором, воздействующим на должностное
продвижение и занятие руководящего поста.
В работе подчеркивается, что профессиональная деятельность разворачи-
вается на гендерном фоне, который представляет из себя социо-культурные
стереотипы, усвоенные индивидом в процессе социализации. Они обусловли-
вают представление и восприятие мужчинами и женщинами своей профессио-
нальной деятельности. Показано, что сфера руководящей деятельности счита-
ется одной из сфер, где разные роли женщины приходят в максимальное проти-
воречие друг с другом.
Систематизация и обобщение материалов гендерных исследований по-
зволили определить автору специфику положения российских женщин в сфере
труда, в частности – в управлении. С одной стороны, подавляющая часть жен-
щин имеет высокий уровень образования и не желает нигде не работать, с дру-

15
гой – россиянки не стремятся к карьере. В диссертации показано, что возмож-
ности и условия для карьерного продвижения мужчин и женщин неравны:
женщинам сложнее сделать карьеру. Необходимость нести ответственность за
семью, стереотипные взгляды на профессиональную деятельность женщин
приводят к недооценке женщинами своих возможностей, неразвитости у жен-
щин ориентаций на профессиональную карьеру, недоверии к способностям
женщин работать в определенных сферах, дискриминации. Нередко, даже если
женщина первоначально ориентирована на карьеру, то она постепенно отказы-
вается от этого желания, так как сознает, что при существующих условиях ори-
ентация на карьерное продвижение только осложнит ее жизнь.
В то же время, автор отмечает, что в современных условиях, когда проис-
ходит смена культурных значений полоролевых идентификаций, традиционное
рассмотрение женщины как исполнителя, мужчины как руководителя претер-
певает изменения. Качества женщин во многом соответствуют тем требовани-
ям, которые сегодня предъявляют к руководителю. Постепенно изменяется со-
ветский гендерный контракт «работающая мать», появляется возможность вы-
бора женщиной карьеры как альтернативного жизненного пути. Диссертант де-
лает вывод, что период социальных трансформаций дает новые возможности
для включения женщин в сферу управления и изменения отношения к женщи-
не-руководителю и к женской карьере.
В главе 2 «Гендерный анализ карьерного пути руководителя» на осно-
ве данных, полученных автором в ходе социологического исследования, изу-
чаются жизненные ценности руководителей, место карьеры среди них, опреде-
ляется влияние различных факторов на возможность реализации карьерного
потенциала мужчин и женщин, проводится сравнительный анализ карьерных
путей женщин- и мужчин-руководителей.
Диссертантом в ходе эмпирического исследования выяснено «сближе-
ние» позиций мужчин- и женщин-руководителей по отношению ко многим
ценностям, в частности - работе и карьере. Карьера является ценностью для
трети опрошенных женщин и мужчин, и входит в «ценностный резерв» руково-

16
дителей. Невысокую значимость карьеры автор объясняет тем, что многие из
респондентов уже сделали карьеру, и более важной ценностью для них стала
интересная работа, которую респонденты связывают с профессиональным рос-
том.
В работе подчеркивается, что изменение социально-экономической си-
туации в российском обществе повлекло за собой трансформацию ценностного
сознания россиян, что привело к формированию новых карьерных мотиваций.
В основе карьерной мотивации руководителей лежит взаимосвязь следующих
компонентов: материального благополучия, самореализации и престижа как
основы высокого социального статуса. При этом мужчины более прагматичны
и ориентированы на процессы внешнего движения в освоении социального
пространства, женщины больше ориентируются на процессы внутреннего раз-
вития, самореализацию.
Анализ эмпирического материала позволяет диссертанту говорить о том,
что при построении своей карьеры мужчины более ориентированы на традиции
патриархатной культуры и, соответственно, свой психофизиологический по-
тенциал (свои личные качества, в первую очередь - инициативность, решитель-
ность, «пробивной» характер, а также на свой пол), женщины – квалификаци-
онный потенциал (профессионализм и образование). Автор объясняет это тем,
что мужчины воспринимают сложившуюся ситуацию в сфере управления как
должное, и не пытаются доказать свою компетентность, в то время как женщи-
нам необходимо быть образованнее мужчин, работать лучше, чтобы занять та-
кую же должность. В то же время женщины- и мужчины-руководители обла-
дают примерно одинаковыми индивидуальными задатками к руководящей дея-
тельности. Это позволяет говорить автору о существовании противоречия меж-
ду возможностями раскрытия индивидуальности и половыми ограничениями,
которые закладываются культурой и носят стереотипный характер.
В результате исследования было выявлено, что мужчины становятся ру-
ководителями в более молодом возрасте, а карьерный путь женщин более дли-
тельный. Автором на эмпирическом материале подтверждаются и уточняются

17
основные причины неравного участия женщин и мужчин в управлении, обу-
словленные традиционным патриархатным сознанием - дискриминационные
процессы и нежелание самих женщин занимать высшие позиции в иерархии
российских предприятий. Диссертант так же отмечает, что женщины начинают
свою карьеру позже из-за рождения детей и ухода за ними, однако подчеркива-
ется противоречивое влияние этого фактора на женскую карьеру.
В диссертации выявлено, что к негативным последствиям своей карьеры
и женщины, и мужчины относят в первую очередь недостаток времени для об-
щения с семьей. Кроме того, для женщин семья может являться «сдерживаю-
щим» фактором на начальном этапе карьеры, особенно при наличии маленьких
детей. В то же время отмечается, что в большинстве случаев именно семья ока-
зывает существенную моральную поддержку и разделяет домашние заботы с
руководителем, будь то мужчина или женщина. Диссертант доказывает, что
женщины-руководители – именно та группа, которая раньше остальных осво-
бождается от традиционных стереотипов, и лишь ее незначительная часть рас-
сматривает семью как существенную нагрузку и придерживается традицион-
ных взглядов на женские обязанности. Карьера дает женщинам независимость
и внутреннюю свободу, что позволяет им изменить свое мировоззрение, отойти
от влияния патриархатных стереотипов. Анализ эмпирического материала по-
зволяет автору говорить о том, что: а) руководители компенсируют недостаток
времени на общение с семьей качеством и содержанием этого общения; б)
женщины способны оперативно переключаться с одной социальной роли на
другую, что автор связывает с полифункциональностью женщин, обусловлен-
ной их вековым социальным опытом организации приватной сферы.
Результаты исследования позволяют говорить о большей мобильности
женщин-руководителей. Это обусловлено тем, что, во-первых, в исследовании
принимали участие именно женщины-руководители: они более активны, мо-
бильны, не боятся риска, что связано с их индивидуальными способностями и
склонностями, но не половыми характеристиками; во-вторых, мобильность



18
женщин зачастую вынуждена - у женщин меньше шансов на карьерный рост,
достойное вознаграждение.
В работе выявлено, что позиции мужчин в возможностях должностного
роста более благоприятны. Анализ эмпирического материала позволяет диссер-
танту говорить о дискриминации как значимой причине неравного участия
женщин и мужчин в управлении.
Данные исследования свидетельствуют о том, что факторы организаци-
онной микросреды играют большую роль в карьерном развитии, чем факторы
внеорганизационной среды, как для женщин, так и для мужчин. В то же время
подчеркивается, что факторы внеорганизационной среды более значимы для
женщин, чем для мужчин.
В диссертации определены гендерные условия карьерного роста руково-
дителей (отношения с руководителем, связи, наличие образца для подражания,
планирование карьеры и др.). Диссертант отмечает, что достижение руководя-
щей должности происходит в первую очередь за счет личностного потенциала -
наличия определенных способностей, задатков. Но мужчины-руководители в
большей степени, чем женщины, ориентируются на «связи» при построении
своей карьеры. В результате анализа препятствий на карьерном пути руково-
дителей было выявлено, что именно мужчины чаще сталкивались с препонами
со стороны начальства. Для женщин же таким препятствием оказались в пер-
вую очередь конкуренция и недоверие со стороны коллег, и лишь затем - со
стороны начальства и подчиненных.
В работе подчеркивается, что наличие примера деловой активности спо-
собствует формированию установки на достижения. Для женщины важно иметь
в качестве такого образца именно женщину. Показано, что отсутствие реально-
го примера женщины-руководителя, привычка видеть своим начальником толь-
ко мужчину могут оказывать влияние на предпочтения и женщин, и мужчин.
Диссертационное исследование выявило, что планируют свою дальней-
шую карьеру около половины респондентов. Анализ образа своих достижений
и их причин у руководителей показал, что мужчины более уверены в себе, их

19
планы более амбициозны, а достижение успеха они чаще связывают со своими
личностными качествами. В то же время неуспех мужчины связывают с внеш-
ними обстоятельствами. Показано, что для женщин возможности реализации
карьерного потенциала ограничены, и потому планка их ожиданий в целом ни-
же, чем у мужчин. Женщины склонны приписывать профессиональные успехи
как себе лично, так и воле случая, везению; неуспех женщины объясняют не-
достатком своих способностей или сложностью задания. Автор приходит к вы-
воду, что стереотипное восприятие и недооценка своих способностей, а также
собственное нежелание женщин – причина их меньшей представленности на
руководящих должностях.
Анализ результатов диссертационного исследования позволил автору
разработать гендерную типологию работодателей по их отношению к женщи-
не-руководителю, согласно которой они делятся на: 1) руководителей тради-
ционного типа, подверженных влиянию патриархатных гендерных стереотипов
и негативно относящихся к женщине-руководителю; 2) руководителей пере-
ходного типа, которые признают способности женщин к руководящей деятель-
ности, однако лишь для отдельных сфер деятельности, либо для среднего или
низшего уровня управления; 3) руководителей эгалитарного типа, рассматри-
вающих способности женщин как равные или даже большие, чем у мужчин, и
ориентирующихся на индивидуальные качества и способности, но не пол руко-
водителя. Анализ гендерных отношений в сфере руководства выявляет тенден-
цию постепенного отхода от неблагоприятных для женщин стереотипов по ме-
ре «узнавания» работников либо приобретения опыта работы с женщинами в
целом.
Изучение предпочтений работодателей показало, что женщины-
руководители более гендерно-нейтральны в своих оценках и предпочтениях,
однако среди них около трети придерживается традиционных взглядов. По
мнению автора, это свидетельствует об устойчивости традиционных гендерных
стереотипов, их способности функционировать автоматически, когда даже соб-
ственные успехи не изменяют традиционного взгляда на руководителя.

20
Результаты диссертационного исследования свидетельствуют в целом о
противоречивости, сложности и переходности сознания и мировоззрения как
женщин, так и мужчин, что выражается в сосуществовании традиционных пат-
риархатных и новых эгалитарных взглядов на роли женщины.
В работе делается вывод о трансформации патриархатного гендерного
сознания. Автор обусловливает это как изменением социально-экономических
условий, так и изменениями на микроуровне - в каждодневном взаимодействии
людей, в поведении самих женщин.
В диссертации констатируется, что более высокий уровень образования
женщин, их стремление к постоянному расширению объема своих знаний,
склонность к самокритике и наметившееся изменение патриархатных гендер-
ных стереотипов позволят женщинам в скором времени занять соответствую-
щее положение во многих сферах профессиональной жизни, в частности – в
сфере руководства.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обоб-
щаются его основные результаты, даются практические рекомендации по уст-
ранению гендерного неравенства в сфере управления и определяются перспекти-
вы дальнейшего научного поиска.


Основные положения диссертации отражены в следующих
публикациях:
1. Карьерные ориентации студенток УрГУ: сравнительный анализ 1 и 3 курсов
// Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. Ч.3.
Екатеринбург, 2001. – С.243-246.
2. Высшее образование: мотивы и ориентации студенток // Образование взрос-
лых – ключ к ХХI веку. Материалы межрегиональной научно-практической
конференции 14-16 ноября 2001г. Екатеринбург, 2001. – С.44-47.
3. Профессиональные и карьерные ориентации женщин в условиях трансфор-
мации российского общества // Глобализация: реальность, противоречия, пер-



21
спективы: V ежегодная науч.-практ. конф. 15 мая 2002г. Т.1. Екатеринбург,
2002. – С.140-143.
4. Гендер как фактор влияния на карьеру руководителя // Социология в россий-
ской провинции: тенденции, перспективы развития. В V-ти частях. Ч.4 – Екате-
ринбург, 2003. – С.202-208.
5. Карьерные ориентации студенток-первокурсниц УрГУ // Социология в рос-
сийской провинции: тенденции, перспективы развития. В V-ти частях. Ч.4 –
Екатеринбург, 2003. – С.171-174.
6. Руководитель как субъект экономической безопасности предприятия // Эко-
номика. Информатизация. Безопасность. Сборник научных трудов. Междуна-
родная научно-практическая конференция 10-11 декабря 2003г. - Челябинск,
2003.– С.124-128. - (В соавторстве).
7. Профессиональная карьера как предмет гендерного анализа // Экономика.
Информатизация. Безопасность. Сборник научных трудов. Международная на-
учно-практическая конференция 10-11 декабря 2003г. - Челябинск, 2003.-
С.229-231.
8. Карьерный путь руководителя: гендерный аспект // Кросс-культурные и ген-
дерные исследования. Социологические проблемы образования, семьи, моло-
дежи / Политическая культура и политические процессы в современном мире:
методология, опыт эмпирического исследования. В III-х частях. Ч.II – Екате-
ринбург, 2004. – С.265-268.




22



СОДЕРЖАНИЕ