<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ляется закономерностью для мужчин (M. Teichman, T. Keidar, 1999).
Психиатры и наркологи отмечают, что своеобразие клиники алкого-
лизма у женщин заключается в более тесной связи влечения к алкоголю с
расстройствами настроения депрессивного круга, причем в большей степе-
ни это выражено у левоглазых женщин, клиническая картина заболевания
которых характеризуется прогредиентным течением и быстрым формирова-
нием психической и физической зависимости от алкоголя, что требует
также проведения более эффективных лечебных мероприятий (А.П. Чупри-
ков и соавт., 1985).
Изложенные материалы, на наш взгляд, свидетельствуют о правомерно-
сти и перспективности психофизиологического подхода к анализу такого забо-
левания как хронический алкоголизм. Понимание наличия индивидуальных
предпосылок, лежащих в основе развития этого заболевания, позволяет прогно-
зировать его течение. Изложенные данные имеют дополнительное дифференци-
ально-диагностическое и прогностическое значение при проведении судебно-
психологических экспертиз (В.А. Москвин, 1996б). Они также могут быть ис-
пользованы в целях профотбора и профориентации (В.А. Москвин, 1996а).
Седьмая глава называется «Индивидуальная нейрохимическая асим-
метрия человека и проблема индивидуальных различий». В первом разделе
этой главы рассматривается проблема биохимической индивидуальности чело-
века в психофизиологии и ее связь с функциональными асимметриями. Во вто-
ром разделе главы приведены данные исследований латеральных особенностей
у страдающих наркоманиями. При анализе темы индивидуальной нейрохими-
ческой асимметрии человека представляет интерес вопрос о ее возможной связи
с проблемой формирования наркотической зависимости. Причины генеза воз-
никновения и развития состояний наркотической зависимости мультифактор-
ны и здесь в равной степени переплетены как биологические, так и социальные
составляющие. Сами биологические факторы также разнообразны, к ним могут
быть отнесены индивидуальная нейрохимическая предрасположенность, а так-
же индивидуальные особенности функциональных асимметрий. До настоящего
времени эта проблема остается мало исследованной, хотя ряд работ свидетель-
ствуют о наличии таких девиаций и при хроническом алкоголизме
(В.А.Москвин, 1999, 2000). Выявление особенностей структуры латеральных
признаков в выборке лиц страдающих наркоманиями, может дать возможность
32

заранее выявлять группы риска (с учетом особенностей сопутствующих соци-
альных факторов) и проводить адекватные психопрофилактические мероприя-
тия.
Для решения этой проблемы с помощью «Карты латеральных призна-
ков» (по А.П. Чуприкову, 1985) нами было обследовано 100 человек (юноши в
возрасте от 17 до 23 лет, средний возраст - 19 лет), находящихся на лечении в
наркологическом диспансере. В контрольную группу вошли юноши (n = 101) в
возрасте 17-20 лет.
Анализ представленности латеральных признаков у страдающих нарко-
маниями показал, что (по сравнению с контрольной группой) у них обнаружи-
вается значимое и достоверное снижение правого признака по зрительному
(48,0 %) анализатору. Процент праворуких среди больных составил 86,0 %, что
ниже показателей контрольной группы - 95 %. Реже встречается у больных
(по сравнению со здоровыми испытуемыми) правый тип аплодирования – 62
%, правая «точная» и «толчковая» нога ( 87% и 40%). Таким образом, в выбор-
ке наркозависимых прослеживается тенденция к увеличению леволатеральных
сенсомоторных признаков, что в целом свидетельствует о преобладании право-
полушарных (или леволатеральных) признаков сенсомоторного доминирования.
Исследование распространенности латеральных признаков в выборке наркоза-
висимых и разбивка их на латеральные группы в системе измерений «рука-ухо-
глаз» показало следующее: латеральная группа ППП составила 36 % (в норме –
47,5 %), группа ПЛП - 5% (в норме – 16,8 %), группа ППЛ составила 39 % (25,7
%) , ПЛЛ – 6 % (5 %) и смешанная группа синистральных (амбидекстров и
леворуких) составила 14 %, в норме – 5% .
Таким образом, дефицитарность (или недостаточность) левополушар-
ных функций и девиации в распространенности латеральных профилей можно
рассматривать в качестве индивидуальных психофизиологических предпосы-
лок возможного развития состояний наркотической зависимости. Полученные
данные могут быть использованы в целях дифференциальной диагностики, а
также при прогнозе возможного развития заболевания (В.А. Москвин, Т.Н.
Иванов, 2001).
Однако наличие таких девиаций не означает обязательного возникнове-
ния и развития наркотической зависимости, многое здесь зависит от социально-
го окружения подростка и от своевременности и адекватности проводимых
психопрофилактических мероприятий. Одним из основных факторов прогрес-
сивного развития наркомании является неосведомленность молодежи и подро-
стков о последствиях даже единичного употребления наркотиков, поскольку
примерно в половине случаев пристрастие к ним может возникать уже после
первой дозы.
Вопросы психологических особенностей подростков пока еще мало ре-
шены при исследовании проблемы формирования и развития наркотической за-
висимости, которая, к сожалению, в последнее время приобретает все большую
актуальность. В психологии имеются попытки изучения этого вопроса (В.В.
Гульдан и соавт., 1990; 1993; Е.А. Брюн, 1997; А.В. Сухарев, Е.А. Брюн, 1998;
33

Т.И. Петракова и соавт., 1999), однако они, к сожалению, все еще явно недоста-
точны.
Слабость прогнозирующих и регулятивных функций у подростков-
наркоманов (по литературным данным) позволяют предполагать наличие про-
явлений левополушарной недостаточности, что и было подтверждено в нашем
исследовании. Есть все основания считать, что дифференциально-
психофизиологический подход, учитывающий латеральные (и связанные с ни-
ми нейрохимические) особенности человека, окажется продуктивным и при
изучении проблемы формирования и развития наркотической зависимости. Это
даст возможность приблизиться к решению одной из актуальных социальных
задач, стоящих в настоящее время перед психологией.
Восьмая глава называется «Функциональные асимметрии человека и
особенности реализации некоторых психических процессов в норме».
В первой части главы приведены данные исследования особенностей
мнестических и речевых функций в зависимости от индивидуальных профилей
латеральности. При анализе результатов психодиагностического тестирования
выборка студентов вуза в целом (n = 117), в.т. числе группа юношей (n = 33) и
девушек (n = 84) были разделены на две подгруппы с разными показателями
пробы «перекрест рук» (ПППР) – правым и левым. Результаты факторного ана-
лиза показали, что в обеих выборках (юношей и девушек) в матрицах наблюде-
ний для параметра «правый перекрест рук» характер объединения и, соответст-
венно, обусловленностей получились иными, чем для матриц наблюдений с по-
казателем « левый перекрест рук». Различные объединения показателей по фак-
торам в этих матрицах исследований говорят о различной природе обусловлен-
ностей между одними и теми же показателями. Об этом говорит и различный
вклад в общую дисперсию факторов для матриц исследования двух выборок
(юношей и девушек).
Для выборки женщин была проведена групповая идентификация психоди-
агностических показателей. Для групповой идентификации показателей матри-
цы исследования на базовой матрице (женщины с левым показателем пробы
«перекрест рук», n = 48) для всех 80 психодиагностических показателей были
построены методом Брандона регрессионные модели. Так для первого показате-
ля строилась регрессия «у1 = f (x1, x2, …, x80)», для второго – «у1 = f (x1, x2, …,
x80)», и т.д. для всех показателей. То есть для данного зависимого показателя
остальные показатели были аргументами в модели. По построенным моделям
находились модельные значения показателей и абсолютные ошибки между ис-
ходными значениями и модельными. По массивам абсолютных ошибок находи-
лись границы доверительных интервалов для этих абсолютных ошибок по каж-
дому показателю.
С помощью построенных регрессионных моделей определялись абсолют-
ные ошибки на матрице исследования, которую необходимо было идентифици-
ровать. Если эти абсолютные ошибки не превышали первой границы довери-
тельного интервала для соответствующего показателя, то считалось, что по дан-
ному показателю произошло попадание в группу женщин со значением «левый
ПППР». Такие же модели были построены для группы женщин с показателем
34

«правый ПППР» (n = 29). Далее была построена объединенная матрица и была
проведена идентификация групп женщин с показателями «правый ПППР» или
«левый ПППР». Полученные данные показали, что групповая идентификация
по регрессионным моделям и доверительным интервалам абсолютных ошибок
имеет хорошую адекватность, свидетельствует о разной природе происхожде-
ния правого и левого показателей пробы А.Р.Лурия «перекрест рук», об их не-
зависимости и успешно может использоваться при исследованиях латеральных
особенностей человека.
Применение непараметрических методов (критерия Вилкоксона-Манна-
Уитни) показало наличие достоверных различий по средним значениям при ис-
следовании показателей произвольного и непроизвольного запоминания. У
юношей с правым ПППР показатель произвольного запоминания (Р1) составил
86,28 %, а с левым ПППР – 80,42 %. У девушек эти показатели были 88,8 % и
85,12 % соответственно. При исследовании непроизвольного запоминания были
получены два показателя (Р2 и Р3). В группе юношей с правым ПППР показа-
тель Р2 составил 17,11 %, а с левым – 21,13 %; у девушек – 23,36 % и 25,2 % со-
ответственно. Следующий показатель (Р3) у юношей с правым ПППР составил
16,12 %, а с левым – 16,17 % (различия не достоверны). У девушек этот показа-
тель составил 13,9 % и 20,41 % соответственно (различия достоверны). Девуш-
ки, по сравнению с юношами, в целом также обнаруживают более высокие по-
казатели как произвольного, так и непроизвольного запоминания.
При анализе результатов опосредованного запоминания (с помощью ме-
тодики «пиктограмма» по А.Р.Лурия) более высокие показатели были отмечены
у лиц с правым ПППР (при сравнении с левым), причем как у юношей – 73,86 %
и 66,48 %, так и у девушек – 84,53 % и 80,61 % соответственно. По средним
значениям девушки также обнаружили более высокие показатели опосредован-
ного запоминания (82,57 %) по сравнению с юношами (70,17 %).
По результатам дихотического тестирования более высокие показатели
коэффициента правого уха были отмечены у юношей с правым ПППР – 29,7б, у
лиц с левым ПППР этот показатель составил 28,5 б. У девушек была выявлена
аналогичная закономерность – 19,26 б. и 6,7 б. соответственно.
Анализ других психодиагностических параметров показал, что у девушек
с правым ПППР отмечаются более высокие значения «экстраверсии» Айзенка
по сравнению с левым ПППР (14,56 б. и 12,35 б. соответственно), а также более
низкие значения «эмотивности» (16,28 б. и 18,6 б.), «дистимичности» (6,18 б. и
7,57 б.) и «экзальтированности» (14,78 б. и 18,48 б.) в методике Леонгарда-
Шмишека. Юноши с правым ПППР (по сравнению с левым) также обнаружили
более высокие значения «экстраверсии» Айзенка (14,0 б. и 12,22 б.) и «гипер-
тимности» ММРI ( 69,36 б. и 66,28 б.), более низкие показатели «нейротизма»
Айзенка ( 9,93 б. и 10,67 б.). У юношей с левым ПППР отмечены более высокие
показатели потребности в одобрении (методика Краунда-Марлоу), «ипохонд-
рии», «депрессии», «истерии» и «психастении» ММРI. При разделе выборки
юношей на две подгруппы по ведущему уху (в моноауральных поведенческих
актах) было установлено, что испытуемые с правым ведущим ухом обнаружи-
вают достоверно более низкие показатели «гетерономности» в цветовом тесте (с
35

использованием интерпретационных коэффициентов по Г.А.Аминеву, 1982),
что соответствует психологическим характеристикам автономности, активно-
сти, инициативности, независимости, склонности к доминированию, стремления
к успеху и самоутверждению.
В обсуждении анализируются современные данные о связи разных при-
знаков межполушарного доминирования с индивидуальными особенностями
реализации психических процессов – мышления, регуляторными процессами,
индивидуальными стилями эмоционального реагирования и др.
Проведенное исследование позволило установить, что в норме правопо-
лушарное доминирование в большей степени связано с непроизвольным запо-
минанием, а левополушарное - с произвольными видами памяти. Полученные
данные соответствуют результатам, полученными ранее при исследовании
больных с локальными поражениями мозга (Н.К.Киященко и соавт., 1975), од-
нако, впервые аналогичные результаты были получены на здоровых испытуе-
мых. Было установлено, что опосредованное запоминание в большей степени
связано с доминированием левополушарных структур. При проведении дихоти-
ческого тестирования также было выявлено, что правый показатель в пробе
“перекрест рук” коррелирует с более высокими показателями «экстраверсии» и
коэффициента правого уха в дихотическом тесте. Это может свидетельствовать
о более выраженной левополушарной локализации двигательного центра речи у
лиц с правым показателем в пробе А.Р.Лурия «перекрест рук», что, в свою оче-
редь, может определять и более высокий уровень коммуникативных возможно-
стей таких индивидов.
Во втором разделе главы на примере больных с цветоаномалиями рас-
смотрены вопросы взаимосвязи латеральных признаков с особенностями цвето-
восприятия. Были исследованы латеральные признаки у 128 лиц, страдающих
цветоаномалиями (мужчины в возрасте 20— 35 лет), со средним или средним
специальным образованием, проходящих военно-врачебную экспертизу. Тести-
рование цветового зрения осуществлялось с помощью таблиц Рабкина, диагноз
цветоаномалии и ее тип устанавливались врачом-офтальмологом. Латеральные
особенности испытуемых определялись с помощью «Карты латеральных при-
знаков». В контрольную группу вошло 276 практически здоровых мужчин (без
дефектов цветовосприятия) с аналогичным социальным статусом и образова-
тельным уровнем. Общий объем выборки составил 404 человека. При ста-
тистической обработке данных использовался метод углового преобразования
Фишера.
В исследованной выборке страдающие цветоаномалией типа А составили
15,5%, типа В — 75,2% и типа С — 9,3%. Правый показатель в пробе «пе-
реплетение пальцев» в группе с цветоаномалией составил 45,7% (в норме
43,8%), в пробе «перекрест рук» — 30,2 и 41,3% соответственно (р< 0,02). Пра-
вое ведущее ухо в моноауральных поведенческих актах составило 73,6 и 72,1%
соответственно, доминантный правый глаз — 63,6 и 64,9% соответственно. При
исследовании распределения вариантов латеральных профилей в системе изме-
рений «рука — ухо — глаз» распространенность вариантов ППП среди лиц с
цветоаномалией составила 46,5%, в норме 47,8%; ППЛ — 24 и 23,9%; ПЛЛ —
36

5,4 и 8,7% соответственно. Леворукие в выборке лиц с цветоаномалией состави-
ли 12,4%, а леворукие и амбидекстры в группе сравнения — 6,2% (р<0,02).
Приведенные результаты в целом соответствуют полученным ранее (В.А.
Москвин, 1988, 1990, 1996). Исследование выявило достоверно большее число в
выборке лиц с цветоаномалиями леворуких (12,4%, р < 0,02) и испытуемых с
левым показателем в пробе «перекрест рук» (69,8%, р < 0,02), что существенно
отличается от показателей контрольной группы. Повышенное число леворуких
среди страдающих цветоаномалиями не является неожиданным, оно уже было
отмечено в литературе (В.А. Москвин, 1988). Известно, что проявления левору-
кости (а также и других леволатеральных признаков) в ряде случаев может рас-
сматриваться в качестве своеобразного маркера перенесенных пре- и перина-
тальных поражений мозга (В.А. Москвин, 1990). Этот факт может сви-
детельствовать о том, что в генезе нарушении цветовосприятия у лиц с цветоа-
номалиями играют роль не только периферические аномалии сетчатки, но и
причины центрального характера, связанные с пре- и перинатальной па-
тологией. Более интересным является второе различие, а именно значительное
число среди цветоаномалов испытуемых с левым показателем в пробе «пере-
крест рук».
При рассмотрении вопроса функциональных асимметрий мозга и вклада
полушарий в процессы цветоразличения с последними в большей степени свя-
зывают активность правополушарных структур. Н.Н. Николаенко считает, что
правое полушарие имеет отношение к механизмам различения основных цветов,
что роль правого полушария заключается в различении и непосредственном уз-
навании цветов (Н.Н. Николаенко, 1985). О.В. Левашов также приводит данные
о связи правого полушария с функциями цветоразличения и цветовой памяти
(О.В. Левашов, 1985). Исходя из этого, среди страдающих цветоаномалиями
можно было бы ожидать уменьшения количества правополушарных признаков.
Однако, как уже отмечалось, достоверных различий между двумя экспери-
ментальными группами по функциям слухового и зрительного анализаторов
выявлено не было. Отличия проявились лишь в виде большей пропорции среди
лиц с цветоаномалиями леворуких и испытуемых с левым показателем в пробе
«перекрест рук». Если первое различие имеет свое предположительное объяс-
нение, то второе нуждается в более подробном и специальном рассмотрении.
Параметр эргичности (уровня активации) рассматривается в качестве од-
ного из основных параметров индивидуальности в эволюционно-синергическом
подходе (И.Н. Трофимова, 1996).
Исследования в области психофизиологии индивидуальных различий
свидетельствуют, что среди людей, добившихся известности в разных сферах
деятельности, обнаруживается много лиц с правым доминантным локтем. Ранее
нами была прогнозирована возможность ретроспективной и опосредованной
нейропсихологической диагностики индивидуальных особенностей по истори-
ческим документам (с использованием описаний очевидцев, анализа фотосним-
ков, кинолент, видеозаписей и других материалов), которые могут достоверно
отражать латеральные особенности человека. Наиболее доступной и наглядной
в этом плане является проба «перекрест рук».
37

Нами было проведено исследование распространенности правых и левых
показателей этой пробы среди известных личностей, которые достигли больших
успехов в своей профессиональной деятельности. Для сбора экспериментально-
го материала и его анализа использовались киноленты и видеозаписи,
демонстрируемые по ТВ, а также фотоматериалы, имеющиеся в библиотеках.
Правый показатель пробы «перекрест рук» (ПППР) был отмечен у таких
известных современных ученых как Н. Амосов и С. Федоров. Среди
военноначальников и политиков прошлого правый ПППР обнаруживал
Наполеон, маршал Г.К. Жуков, Лев Троцкий, среди политиков настоящего -
Михаил Горбачев, Юрий Лужков; кинорежиссер Эльдар Рязанов, композитор
Игорь Крутой, поэт Иосиф Бродский, филолог и словесник Владимир Даль,
писатель Л. Толстой, поэт К. Чуковский. Среди известных артистов театра и
кино (как среди работавших раньше, так и ныне здравствующих) больше
обнаруживается лиц с правым ПППР – А. Райкин, В. Высоцкий, Е. Евстигнеев,
А. Миронов, А. Папанов, Г. Бурков, О. Басилашвили, О. Табаков, М. Пуговкин,
Ю. Яковлев, Л. Якубович, Р. Гир, Ю. Завадский, В. Шиваловский, А. Песков, А.
Мережко, Л. Дуров, В. Кикабидзе, Ю.Никулин, Ф.Киркоров, М. Ульянов, В.
Золотухин, Н.Фоменко, М.Жаров, А.Абдулов. Левый ПППР отмечен у таких
актеров как Е. Леонов, А. Мягков, Г. Вицин, А.Демьяненко. Если рассматривать
творческие проявления указанных лиц с позиций эргичности и стеничности, то
бесспорный приоритет получит первая группа. Успех этих людей в своей
профессиональной деятельности связан, видимо, с тем, что профессия актера
предъявляет к ним повышенные двигательные требования, а праволатеральные
индивиды не только являются двигательно более активными, но и обладают
более высокой способностью к произвольному ускорению такой активности
(Е.Д. Хомская с соавт., 1988). Полученные нами данные подтверждают
предположение о том, что праволатеральные индивиды (особенно с правым
показателем пробы «перекрест рук») являются более активными, что может
быть обусловлено более тесными связями ретикулярной формации с левым
полушарием. каким образом все эти данные могут быть привлечены для объ-
Однако,
яснения механизмов цветоразличения и их недостаточности при цветоаномали-
ях? Достоверное преобладание в группе лиц с цветоаномалиями испытуемых с
левым показателем в пробе «перекрест рук» может свидетельствовать о преоб-
ладании у них правополушарных функций (доминирования правых лобных от-
делов, по Н. Сакано) или же отражать определенную дефицитарность или не-
достаточность функций левой лобной доли.
Полученные нами данные совпадают с результатами Б.И. Белого (1987),
который исследовал с помощью метода Роршаха больных с локальными пора-
жениями лобных отделов мозга. Им было установлено, что при правосторонних
опухолях лобных отделов (что приводит к реципрокному высвобождению ак-
тивности контрлатеральной левой доли) отмечается нарастание цветоформовых
и чисто цветовых ответов, повышается число кинестетических ответов, умень-
шается время реакции на таблицы и среднее время ответов. При поражении ле-
вого полушария наблюдается противоположная картина (Б.И. Белый, 1987).
Данные эти были приведены на феноменологическом уровне и остались без
38

объяснения. Было отмечено, что механизмы, способствующие формированию
цветоформовых и чисто цветовых ответов, «еще требуют теоретического объяс-
нения» (Б.И. Белый, 1987, с. 128).
На наш взгляд, факты, полученные при исследовании цветоаномалов
(предполагаемая дефицитарность функций левой лобной доли в процессах цве-
товосприятия) коррелируют с результатами Б.И. Белого. Объяснение всех этих
данных может быть связано с наличием более тесных связей левого полушария
с активирующими влияниями ретикулярной формации (В.М. Каменская и со-
авт., 1976) и с их усилением при ослаблении уравновешивающего влияния пра-
вого полушария. Л.Я.Балонов и В.Л.Деглин сообщают о повышении речевой ак-
тивности после правосторонних ЭСТ-воздействий (Л.Я. Балонов, 1976). Ней-
ропсихологические исследования связи латеральных признаков с индивидуаль-
ными особенностями также позволяют говорить о том, что у мужчин правый
показатель пробы «перекрест рук» отражает относительное доминирование ле-
вого лобно-ретикулярного комплекса мозга (В.А. Москвин, 1988). Опираясь на
эти данные, предположительно можно говорить о недостаточности энергетиче-
ского компонента процесса цветовосприятия при цветоаномалиях, редукции его
при локальных поражениях левой лобной доли или же об усилении активности
при поражениях правой лобной доли (с учетом данных Б.И. Белого).
Данные, полученные в нашем исследовании, требуют дальнейшего ана-
лиза, а приведенное объяснение полученных фактов нуждается в дальнейшем
экспериментальном подтверждении. Однако, на наш взгляд, на данный момент
развития науки оно является пока единственно непротиворечивым, объясняю-
щим также результаты и других исследователей.
Уже сейчас эти данные могут говорить о наличии новых аспектов про-
блемы цветовосприятия, на которые до этого обращалось мало внимания. Во-
первых, можно говорить о выделении энергетического компонента процесса
цветовосприятия. Необходимость учета яркостного потенциала цветового про-
странства отмечается уже на клеточном уровне при анализе модели работы го-
ризонтальных клеток сетчатки (Ю.П.Леонов, 1996). М.О. Шуаре, рассматривая
мышление как сложную форму психической деятельности, выделяет в ней в ка-
честве обязательного компонента «энергетический аспект интеллектуальной
деятельности, определяющий скорость и общую продуктивность выполнения
заданий» (М.О.Шуаре, 1986, с. 113). На наш взгляд, недостаточность процессов
цветовосприятия у лиц с цветоаномалией может быть связана с дегенеративны-
ми изменениями сетчатки (недостаточностью колбочкового зрения определен-
ного типа); с дефицитарностью определенных мозговых структур, связанных с
обеспечением процессов цветовосприятия, а также с недостаточностью энерге-
тического компонента процесса цветовосприятия. Во-вторых, можно говорить
об индивидуальных различиях процессов цветовосприятия, связанных с индиви-
дуальными особенностями латеральной организации структур мозга. Имеются
работы, в которых цветовосприятие исследовалось в связи с доминантностью
левого или правого глаза, были выявлены различия в восприятии яркости и на-
сыщенности цветов (V. Ruggieri, 1985). Наши данные также предполагают ин-
дивидуальные различия активности процессов цветовосприятия у мужчин с пра-
39

вым или левым доминантным локтем, что выявлялось и ранее (В.А. Москвин,
1990). Если исходить из связи ведущего левого глаза с парциальным доминиро-
ванием правых затылочных отделов, то такое доминирование может иметь оп-
ределенное значение для профессиональной деятельности художников. Дейст-
вительно, есть данные, свидетельствующие о том, что среди студентов худо-
жественных училищ левый ведущий глаз наблюдается в 41,3% случаев, что вы-
ше популяционных данных (Г.В. Максимец, 1985). В обычной популяции рас-
пространенность ведущего левого глаза может колебаться от 30 до 35% (в зави-
симости от особенностей выборки). Эти данные позволяют прогнозировать, что
наиболее оптимально процессы цветовосприятия должны протекать у мужчин с
правым доминантным локтем в пробе «перекрест рук» (доминирование левой
лобной доли) и с левым ведущим глазом (парциальное доминирование правой
затылочной доли), что в перспективе может быть использовано при отборе для
профессий, требующих активности процессов цветовосприятия. Необходимо
подчеркнуть, что данный прогноз относится, прежде всего, к праворуким муж-
чинам. У леворуких мужчин и у женщин связи латеральных признаков с инди-
видуальными особенностями цветовосприятия могут быть иными (В.А. Моск-
вин, 1990).
В третьем разделе главы рассмотрена проблема целеобразования в психо-
физиологии в связи с особенностями функциональных асимметрий.
Девятая глава называется «Принципы дифференциальной нейропеда-
гогики». В ней рассматривается вопрос о возможностях использования данных
исследования функциональных асимметрий в педагогической деятельности.
Развитие дифференциальной психофизиологии показывает, что она имеет са-
мое прямое отношение к проблемам обучения и воспитания.
Актуальным для детского возраста (и педагогики в целом) остается во-
прос о коррекции левшества и о возможности переобучения леворуких учени-
ков праворукому письму. Известно, что леворукость в ряде случаев носит ком-
пенсаторный характер вследствие поражений и органической недостаточности
левого полушария, что приводит к компенсаторному повышению активности
правого полушария. Поэтому насильственное переучивание леворуких право-
рукому письму приводит к большей нагрузке на левое полушарие и опасности
еще большей его декомпенсации (J.Ajuariaguerra, 1970). А.П. Чуприков и С.Е.
Казакова (1987) отмечают учащение проявлений неврозов у леворуких детей в
условиях переучивания. В связи с этим, обращается внимание родителей и пе-
дагогов на необходимость бережного и внимательного отношения к леворуким
детям (А.П. Чуприков и соавт., 1985; И.А. Макарьев, 1995; В.А. Москвин, 1996;
М.В. Безруких, 1998). Леворукость и особенности функциональных асиммет-
рий ребенка рассматриваются и учитываются в современных курсах по детской
патопсихологии (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, 2000).
Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием проявлений
минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психи-
ческого развития (И.Ф. Марковская, 1993). В последние годы в данном направ-
лении было выполнено большое число исследований, которые отмечают пер-
спективность и необходимость использования нейропсихологических знаний
40

при анализе проблем школьной неуспеваемости (А.В. Семенович и соав., 1992;
Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994; Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 1995;
А.В. Семенович, А.А. Цыганок, 1995; Э.Г. Симерницкая, 1995; В.А. Москвин,
1996; Ю.В. Микадзе, 1996; Н.К. Корсакова и соавт., 1997; В.Д. Еремееева, Т.П.
Хризман, 1997). Ставится вопрос о необходимости развития нейропсихологии
индивидуальных различий детского возраста (Т.В. Попович и соавт., 19974),
нейропсихология индивидуальных различий рассматривается как основа ис-
пользования нейропсихологических методов в школе (Т.В. Ахутина, 1998). В
связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и коррекции выяв-
ляемых нарушений (Э.Г. Симерницкая, 1991; Л.С. Цветкова, 1998; В.В. Лебе-
динский и соавт., 1990; Е.В. Заика, 1996; А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина,
1999).
В психофизиологии отмечается необходимость учитывать возрастные
особенности ФАМ учащихся в виде преобладания в школьном возрасте право-
полушарных функций и связанную с этим необходимость большего использо-
вания наглядно-образного материала (М.К. Кабардов, М.А. Матова, 1988;
М.К.Кабардов, 2001). Ставится вопрос о том, что данные нейропсихологии не-
обходимо использовать и учитывать при обучению иностранным языкам (Б.С.
Котик, 1990). Выделяются и анализируются основные индивидуальные типы
учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-разному проявляют и
ведут себя в процессе обучения (Б.Л. Ливер, 1995). Особенности данных типов
индивидуальности с нейропсихологической точки зрения могут быть обуслов-
лены парциальным доминированием соответствующих структур мозга. В связи
с этим отмечается необходимость реализации дифференцированного обучения с
учетом когнитивных стилей учащихся (Т.В. Попович и соавт., 1998). Н.Ю.
Максимова и Е.Г. Милютина (2000) также говорят о необходимости использо-
вания разных способов обучения и воспитания в зависимости от особенностей
функциональных асимметрий детей.
Психофизиологический подход к проблемам школьного обучения ста-
вит вопрос о необходимости учета психофизиологических характеристик уча-
щихся и психофизиологической организации индивидуальности (В.А. Карева,
Н.В. Мельникова, Е.С. Понькина, Н.В. Федорова В.В.Шмаков,1996; Г.А. Ами-
нев, И.Ф. Купряхина, Р.Б. Сафина, Г.Н. Хайбулина, Р.Р. Фрич, 1997). Н.Н. Да-
нилова (1998) говорит о педагогической психофизиологии как об одном из
важных прикладных направлений психофизиологии, отмечается необходимость
применения знаний этой науки для оптимизации процесса обучения. Говоря о
наличии двух систем активации мозга (продуктивной и непродуктивной), автор
также указывает на необходимость «вести обучение в коридоре продуктивной
активации, связанной с ориентировочным рефлексом» (Н.Н. Данилова, 1998, с.
333).
В настоящее время и сами педагоги обращают внимание на необходи-
мость учета функциональных асимметрий учащихся в образовательном процес-
се (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989; И.П. Подласый, 1996), говорится о
том, что новые образовательные технологии третьего тысячелетия должны
41

строиться обязательно с учетом индивидуальных функциональных асимметрий
человека.
Таким образом, анализ развития дифференциальной психофизиологии
позволяет выделить ряд проблем, которые имеют непосредственное отношение
к образованию и решение которых может способствовать его оптимизации.
Рассмотрим наиболее актуальные:
1. Проблема леворукости. В педагогическом процессе необходимы учет
индивидуальных особенностей леворуких учащихся и отказ от насильственного
переобучения их праворуких письму.
2. Связь индивидуальных профилей латеральности (ИПЛ) с разными сти-
лями переработки вербально-логической ("левополушарный тип") и зрительно-
пространственной ("правополушарный тип") информации.
3. Динамика функциональных асимметрий в онтогенезе. Необходимо учи-
тывать особенности этой динамики и тот факт, что новую информацию школь-
никам необходимо давать с большей «опорой» на правополушарные функции.
4. Наличие разных стилей подачи учебной информации преподавателями
и стилей усвоения (восприятия) такой информации учащимися в зависимости от
вариантов ИПЛ. Возможны их совпадения или несовпадения (что может приво-
дить к когнитивному диссонансу).
5. Особенности применения способов психолого-педагогического воздей-
ствия преподавателем в зависимости от вариантов ИПЛ студентов и учащихся.
В процессе обучения следует учитывать, что "левополушарные" индивиды в
большей степени склонны к восприятию убеждающих, рациональных воздейст-
вий, а "правополушарные" - эмоциональных, внушающих (поскольку они явля-
ются более конформными).
6. Необходимость использования в педагогическом процессе специальных
коррекционных и реабилитационных мероприятий (в том числе и нейропсихо-
логических) для компенсации или восстановления работоспособности и функ-
ций соответствующих структур мозга, для их активизации и развития.
7. Необходимость использования знаний о корреляциях индивидуально-
психологических особенностей с латеральными признаками в целях проведе-
ния адекватных профориентационных мероприятий и правильного выбора про-
фессии учащимися.
Эти проблемы (круг которых далеко не исчерпан) позволяют говорить о
формировании нового направления в образовании - нейропедагогики, которая
имеет такое же право на самостоятельное существование, как нейролингвисти-
ка, нейропсихология, нейропсихиатрия и др. Нейропедагогику можно опреде-
лить как науку использования психофизиологических и нейропсихологических
знаний, данных о мозговой организации процессов овладения разными видами
знаний, учета вариантов ИПЛ учащихся и преподавателей в образовательном
процессе (В.А. Москвин, Н.В. Москвина, 1997, 2002).
Нейропедагогика может быть отнесена к специальным направлениям пе-
дагогики, таким как лечебная педагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика,
олигофренопедагогика и др., которая охватывает, однако, не только (и не столь-
ко) патологию, сколько норму. Нейропсихологическая диагностика в настоящее
42

время рассматривается как один из перспективных подходов к проблеме
школьной неуспеваемости (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994). Такой под-
ход к изучению нормы имеет не только общетеоретическое, но и прикладное,
практическое значение в области педагогики.
Знания дифференциальной психофизиологии, на наш взгляд, должны ис-
пользоваться в педагогическом процессе не только психологами, но и препода-
вателями. Их необходимо шире использовать для оптимизации процессов вос-
питания и образования. Исходя из этого, актуальной является проблема разра-
ботки и введения соответствующих спецкурсов по нейропедагогике для психо-
логов и будущих педагогов.


В Ы В О Д Ы:

1. Распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний в
норме среди праворуких достаточно устойчиво и имеет приблизительно одну и
ту же пропорцию в разных выборках, не зависит от фактора пола. Максимально
в них представлены профили с ипсилатеральным сочетанием ведущих правой
руки, уха и глаза - группа ППП (около 50 %), наименьшей представленностью
характеризуются профили с кросс-латеральным сочетанием ведущей правой ру-
ки и левых ведущего уха и глаза - ПЛЛ (около 8 %), латеральные профили ПЛП
и ППЛ имеют промежуточные значения (от 14 % до 27 %).
2. У лиц, страдающих олигофренией и у возбудимых психопатических
личностей выявлено "накопление" леволатеральных признаков в виде увеличе-
ния числа леворуких и относительно равномерного распределения правых и ле-
вых признаков асимметрий по слуховому и зрительному анализаторам, не свой-
ственное здоровым людям. Среди подростков больных энурезом (как среди
мальчиков, так и среди девочек), по сравнению с нормой выявлено увеличение
числа лиц со слабо дифференцированной "рукостью" (амбидекстрией). Среди
подростков с логоневрозами выявлена относительная симметрия в распределе-
нии правых и левых признаков зрительного анализатора и повышенное число
леворуких (10,0 %), что может быть связано с проявлениями минимальной моз-
говой дисфункции.
3. Разнородность продуктивности выполнения зрительно-
пространственных задач в группах «интеллектуальная норма» и «интеллекту-
альный дефицит» рассматриваются в качестве данных, экспериментально под-
тверждающих гипотезу о гетерогенности природы латеральных признаков. На
основе полученных результатов предложена следующая классификация генеза
латеральных признаков: наследственная (или генетическая латеральность); па-
тологическая латеральность (которая может быть обусловлена пре- и перина-
тальными поражениями); вынужденная латеральность (связанная с утратой или
дефектом ведущей конечности или периферического отдела анализаторных сис-
тем); функциональная латеральность (обусловленная особенностями сенсомо-
торного координирования или социокультурными причинами).
43

4. Характер распределения латеральных профилей среди леворуких муж-
чин аналогичен распределению вариантов ИПЛ среди праворуких (с учетом
противоположного знака асимметрии). Максимально представлены профили с
ипсилатеральным сочетанием ведущих левой руки, уха и глаза – группа ЛЛЛ
(около 50%).На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что
разные варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными ин-
дивидуально-психологическими особенностями. В группе ЛЛЛ правый пока-
затель пробы "перекрест рук" в большой степени связан с параметром "актив-
ности" (эргичности), а левый коррелирует с наличием эмоциональных пере-
живаний негативного (отрицательного) фона. Диагностическое значение про-
бы А.Р. Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации уни-
латеральных леворуких аналогично ее значению у праворуких.
5. Исследование особенностей временной перцепции у здоровых испы-
туемых показало, что варианты латеральных профилей обнаруживают законо-
мерные связи с такими параметрами психологического времени, как характер
временных ориентаций, особенности переживания и восприятия времени. Уста-
новлено, что индивиды с преобладанием признаков левополушарного домини-
рования обнаруживают тенденцию к недооценке временных интервалов и от-
носятся к тахихроническому типу, а лица с преобладанием признаков правопо-
лушарного доминирования обнаруживают тенденцию к переоценке временных
интервалов и относятся к брадихроническому типу. Выявленная связь вариан-
тов ИПЛ с параметрами психологического времени довольно устойчива и про-
слеживается на испытуемых разных возрастных групп.
6. Установлены девиации в распределении латеральных признаков и ва-
риантов ИПЛ при хроническом алкоголизме. Выявлены различия между психо-
логическим временем больных и временем здоровых испытуемых. Временная
перцепция больных характеризуется склонностью переоценивать и недоотмери-
вать временные интервалы, как относительно эталона, так и относительно кон-
трольной группы. Больные хроническим алкоголизмом переживают время как
более дискретное и неприятное, их временная направленность характеризуется
меньшей связью с настоящим и большей ориентацией в прошлое. Предложена и
экспериментально подтверждена модель изменения межполушарных отноше-
ний и динамики эмоциональных состояний при этаноловой интоксикации (на
основе регистрации динамики флюктуации зрительных послеобразов).
7. Проведенное исследование выявило наличие закономерных связей ин-
дивидуальных профилей латеральности с некоторыми особенностями мнестиче-
ских и речевых функций человека, а правого показателя пробы «перекрест рук»
- с параметром «эргичности» (как у праворуких, так и у леворуких испытуе-
мых). Варианты ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают
корреляции с индивидуальными особенностями реализации мнестических
процессов. Установлено, что в норме непроизвольное запоминание связано с
доминированием правополушарных структур (у лиц с левым показателем пробы
«перекрест рук»). Произвольное запоминание в большей степени связано с
функциями левого полушария, более высокие показатели произвольного запо-
минания отмечаются у праворуких с правым показателем в пробе «перекрест
44

рук». ИПЛ практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с
индивидуальными особенностями опосредованного запоминания по А.Р. Лу-
рия. Установлено, что оно в большей степени связано с функциями левого по-
лушария (при доминировании правого показателя пробы «перекрест рук» у пра-
воруких испытуемый). Профили латеральности у праворуких обнаруживают
корреляции и с индивидуальными особенностями речевой деятельности - у ис-
пытуемых с правым показателем пробы «перекрест рук» отмечаются более вы-
сокие значения показателей «коэффициента правого уха» и «экстраверсии».
8. Среди цветоаномалов было выявлено большое число леворуких и ис-
пытуемых с левым показателем в пробе «перекрест рук». Этот факт может сви-
детельствовать о том, что в генезе нарушении цветовосприятия у лиц с цветоа-
номалиями играют роль не только периферические аномалии сетчатки, но и
причины центрального характера (связанные, скорее всего, с пре- и перина-
тальной патологией). Полученные данные о связи правого показателя пробы
«перекрест рук» с показателями эргичности позволяют говорить также о недос-
таточности энергетического компонента процесса цветовосприятия при цветоа-
номалиях.
9. Результаты диссертационного исследования позволили уточнить поня-
тие «индивидуальный профиль латеральности» и значение пробы «перекрест
рук» А.Р. Лурия в общей структуре латеральных профилей мужчин и женщин в
норме. Обоснованы принципы подхода к проблеме связи вариантов латераль-
ных профилей с индивидуальными различиями с позиций дифференциальной
психофизиологии, приведены нейрофизиологические и нейрохимические объ-
яснения выявленным связям между индивидуальными профилями латерально-
сти и некоторыми особенностями реализации психических процессов человека.


Основные положения диссертации отражены в следующих
опубликованных работах:

Монографии:

1. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий
(коллективная монография) / Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М. -
Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. - 234 с.
2. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных разли-
чий. (Монография). – Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. - 288 с.

Учебно-методические пособия:

3. Основы нейропедагогики. Учебно-методическое пособие. Орен-
бург: Изд-во ОГУ, 2000. – 135 с. (С соавт.).
4. Методология и диагностика в психологическом исследовании. Ме-
тодические рекомендации по проведению психологических исследований для
45

студентов, обучающихся по специальности 020400 – «Психология». - Оренбург:
ИПК ОГУ, 2002. - 79 с. (С соавт.).

Статьи:

5. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоцио-
нальному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев: Изд-во «Здоров'я», 1986.
Вып. 15. С. 106-109. (С соавт.).
6. Методика диагностики нарушений целеобразования // Врачебное
дело. 1987. № 4. С.103-106.
7. Гетерогенность факторов латерального предпочтения / Левору-
кость у детей и подростков. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков. 1987. С.
44-47. (С соавт. ).
8. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоциональ-
ного реагирования // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 116-120.
9. Латеральные признаки у подростков, больных энурезом // Врачеб-
ное дело. 1989. № 2. С. 90-92. ( С соавт.).
10. Нейропсихологические критерии отбора и подготовки менеджеров
// Сб. научных трудов по материалам Международной научной конференции
«Проблемы менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996. С. 236-238.
11. Судебная психиатрия и нейропсихология // Социальная и судебная
психиатрия: история и современность / Сб. научных трудов под ред. Т.Б.
Дмитриевой. М.: РИО ГНЦС и СП им. В.П. Сербского, 1996. С. 324-326.
12. Временной план в структуре личности будущих менеджеров // Сб.
научных трудов по материалам II Международной конференции «Проблемы
менеджмента и рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 423-428. (С соавт.).
13. Межполушарная асимметрия и проблемы цветовосприятия // Вопр.
психологии. 1997. № 6. С. 77-82.
14. Нейрохимическая асимметрия и индивидуальные особенности //
Архiв психiатрii. Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та
при патологii. Киiв. 1997. С. 39.
15. Функциональная асимметрия при цветоаномалиях // Архiв
психiатрii. Науковий журнал. Вип. 12-13. Асиметрiя мозку в нормi та при
патологii. Киiв. 1997. С. 124-126.
16. Межполушарная асимметрия, индивидуально-психологические
особенности и стрессоустойчивость человека // Жизненная защищенность че-
ловека. / Кол. монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1997. С. 162-175.
17. Латерально-антропологический подход в педагогике // Антрополо-
гические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3. Оренбург:
Изд-во ООИУУ, 1998. С. 41-42. (С соавт.).
18. Нейрофизиологические основы временной перцепции учащихся //
Антропологические основания образования: Ученые записки ООИУУ. Т. 3.
Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998. С. 61-69. (С соавт.).
19. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей
в нейропсихологии индивидуальных различий // I Международная конферен-
46

ция памяти А.Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.
М.: Изд-во РПО, 1998. С. 153-160. (С соавт.).
20. Философско-психологические аспекты исследования категории
времени // «Сredo». (Теоретический журнал Оренбургского регионального отде-
ления Российского философского общества.) Оренбург. 1998. № 6 (12). С.
46-60. (С соавт.).
21. Кадровый менеджмент и нейропсихология индивидуальных разли-
чий // Материалы III Международной конференции «Проблемы менеджмента и
рынка». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. С. 190-192.
22. Межполушарная асимметрия и проблема алкоголизма // Вопр.
психологии. 1999. № 5 . С. 80-89.
23. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей
в нейропсихологии индивидуальных различий // Хрестоматия по нейропсихо-
логии / Отв. ред. Е.Д. Хомская. М.: Изд-во РПО, 1999. С. 424-426. (С соавт.).
24. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции
у здоровых лиц // Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е.Д. Хомская.
М.: Изд-во РПО, 1999. С. 427-429. (С соавт.).
25. Нейропсихологический анализ индивидуальной предрасположен-
ности к алкоголизму // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных
различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М.,
Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. С.113-136.
26. Индивидуальная нейрохимическая асимметрия и проблема форми-
рования наркотической зависимости // Нейропсихология и психофизиология
индивидуальных различий / Кол. монография под ред. Е.Д. Хомской и В.А.
Москвина. М., Оренбург: Изд-во ООИПКРО. С. 208-221. (С соавт.).
27. Проблема леворукости в дифференциальной психофизиологии //
Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий / Кол. моно-
графия под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург: Изд-во
ООИПКРО, 2000. С.3-25. (С соавт.).
28. Диагностика коммуникативных способностей менеджеров // Сбор-
ник трудов по материалам V Международной научной конференции "Проблемы
менеджмента и рынка". Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. С. 250-252.
29. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и диффе-
ренциальной психологии // Вестник ОГУ (Вестник Оренбургского государст-
венного университета). 2001. № 4. - С. 34-39. (С соавт.).
30. Особенности психологического времени при хроническом
алкоголизме // Вопросы психологии. 2002. № 3. – С. 68-79. (С соавт.).


Тезисы, материалы научных симпозиумов и конференций:

31. К диагностике алкогольных постинтоксикационных состояний в
целях первичной профилактики алкоголизма // Областная научно-практическая
конференция "Актуальные вопросы наркологии". Харьков: Укр. ин-т усоверш.
врачей. 1985. С. 25-27. (С соавт.).
47

32. О структуре латерального фенотипа возбудимых психопатических
личностей // Всесоюзный семинар "Леворукость, антропоизомерия и латераль-
ная адаптация". М.: Изд-во МЗ СССР. 1985. С. 111-112. (С соавт.).
33. О корреляциях эмоциональных характеристик с индивидуальными
профилями асимметрий у практически здоровых лиц // Научно-практическая
конференция психиатров и наркологов Донбасса "Типология и структура де-
прессий". Ворошиловград. 1986. С. 131-132.
34. Методика диагностики устойчивости выбора // Республиканский
симпозиум «Психология контрпропаганды». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1987.
С. 65.
35. Особенности выбора цвета у мужчин и женщин и латеральный про-
филь // Материалы IX Всесоюзной конференции "Проблемы нейрокибернети-
ки". Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 1989. С. 240. (С соавт.).
36. Внешний маркер функционального преобладания ретикулярных
или лимбических структур мозга // Материалы IX Всесоюзной конференции
"Проблемы нейрокибернетики". Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1989. С. 241. (С со-
авт.).
37. Факторы гетерогенности латерального предпочтения // Совеща-
ние-семинар "Клинические аспекты современной проблемы функциональной
асимметрии мозга". Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 39
38. Латеральные особенности при умственной недостаточности // Со-
вещание-семинар «Клинические аспекты современной проблемы функциональ-
ной асимметрии мозга». Минск: Изд-во МЗ БССР. 1989. С. 40-41.
39. Распределение латеральных профилей среди леворуких // Научно-
практическая конференция психиатров и наркологов Донбасса «Вопросы пси-
хиатрической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихи-
атрии». Донецк: Изд-во МЗ УССР. 1990. С. 78.
40. Динамiка емоцiональних станiв прi алкоголiзмi: нейропсихоло-
гiчний аналiз // IIV з'iзд невропатологiв Украiнской РСР. Тезi доповiдей.
Харкiв, 1990. Ч. 2. С. 219-220.
41. Компьютерный нейротренинг поведения // Республиканский сим-
позиум с международным участием «Синектика духовности: традиционные и
нетрадиционные подходы». Уфа: Изд-во Баш. гос. ун-та, 1994. С. 127-128. (С
соавт.).
42. Cross-cultural unterschiede der individuellen kommunikativen style //
Сборник тезисов II Международной конференции «Итеркультурные коммуни-
кации». Оренбург, 1996. С. 174-175.
43. Психология и нейропедагогика как факторы гуманитаризации про-
цесса образования // Материалы Всероссийской конференции «Гуманитариза-
ция образования как фактор развития региональной социообразовательной сре-
ды». Оренбург: ООИУУ, 1997. С. 91-93. (С соавт.).
44. Нейропсихология индивидуальных различий детского возраста и
гуманизация образования // Материалы II Всероссийской научно-практической
конференции «Гуманизация образования – императив XXI века». Разд. I .
Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 126-127.(С соавт.).
48

45. Индивидуальное восприятие времени в образовательном процессе //
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация
образования - императив XXI века». Разд. I. Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 125-
126. (С соавт.).
46. Нейропедагогика в контексте гуманитарного образования // Мате-
риалы II Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация об-
разования - императив XXI века». Разд. I . Пермь: Изд-во ПГТУ, 1997. С. 87-88.
(С соавт.).
47. Neuropsychologische voraussetzungen der genese der kommunikativen
taetigkeit // «Europa der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen
Internationalen Konferenz zu Problemen der Interkulturellen Kommunikation.
Orenburg. 1997. S. 193-194. (С соавт.).
48. Individuelle besonderheiten der beherrschung zeitlicher perspective //
«Europa der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen Internationalen
Konferenz zu Problemen der Interkulturellen Kommunikation. Orenburg. 1997. S.
237-238. (С соавт.).
49. Dynamik individualler kommunikativer stile im kindesalter // «Europa
der Zukunft». Materialien der III wissenschaftlichen Internationalen Konferenz zu
Problemen der Interkulturellen Kommunikation. Orenburg. 1997. S. 238-239. ( С
соавт.).
50. Нейропсихологический анализ процессов цветовосприятия // Тези-
сы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ,
1997. С. 66.
51. Опосредованная и ретроспективная диагностика индивидуальных
особенностей // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.
М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 65-66.
52. Актуальные проблемы нейропсихологии индивидуальных различий
детского возраста // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лу-
рия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 78-79. ( С соавт.).
53. Нейропсихологический подход к оценке субъективного восприятия
времени // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия. М.:
Изд-во МГУ, 1997. С. 77-78. (С соавт.).
54. Нейропсихология и нейропедагогика // Тезисы I Международной
конференции памяти А.Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 67. (С соавт.).
55. Проблемы корреляций латеральных признаков с индивидуальными
особенностями // Тезисы I Международной конференции памяти А.Р. Лурия.
М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 39. (С соавт.).
56. Индивидуальные стили временной перцепции и их личностные
корреляты // Тезисы докладов Международной научно-практической конфе-
ренции «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России
на пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. Ч. 1. С. 172-173.(С со-
авт.).
57. Диагностическое значение пробы "перекрест рук" в структуре ла-
теральной организации леворуких // Тезисы докладов Международной науч-
но-практической конференции «Инновационные процессы в образовании, нау-
49

ке и экономике России на пороге XXI века». Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. Ч.
III. С. 136-138. (С соавт.).
58. Когнитивные стили и дифференцированное обучение // Тезисы док-
ладов Международной научно-практической конференции «Инновационные
процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века».
Оренбург: Изд-во ОГУ, 1998. Ч. III. С. 164. (С соавт.)
Нейропедагогика и стили деятельности преподавателя в контексте
59.
адаптации студентов // Материалы Всероссийской научно-методической конфе-
ренции «Теория и практика управления процессом адаптации студентов к про-
фессиональной деятельности». Орск, Изд-во ОрГТИ, 1999. С. 20. (С соавт.).
60. Индивидуальные особенности активности речевых и мнестических
функций студентов // Материалы международной юбилейной научно-
практической конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государст-
венного университета «Учебная, научно-производственная и инновационная
деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,
2001. Ч.1. С.238-239. (С соавт.).
61. Методологические основы изучения корреляций функциональных
асимметрий и индивидуальных различий // Материалы международной юби-
лейной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Оренбург-
ского государственного университета «Учебная, научно-производственная и
инновационная деятельность высшей школы в современных условиях». Орен-
бург: ИПК ОГУ, 2001. Ч.1. С.240-241.
62. Онтогенез индивидуально-психологических коррелятов
межполушарных асимметрий // Материалы международной юбилейной научно-
практической конференции, посвященной 30-летию Оренбургского государст-
венного университета «Учебная, научно-производственная и инновационная
деятельность высшей школы в современных условиях». Оренбург: ИПК ОГУ,
2001. Ч.1. С.258. (С соавт.).
Латеральные признаки в психопрофилактике состояний зависимо-
63.
сти // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Акту-
альные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях совре-
менной культуры». СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 58-60. (С соавт.).
Особенности латерального фенотипа наркозависимых // Материалы
64.
III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы
клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры».
СПб: ГП «ИМАТОН», 2001. С. 60-61. (С соавт.).
Диагностика латерального фенотипа в профилактике состояний за-
65.
висимости // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции
«Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме,
школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч. 1. С. 105 -107. (С соавт.).
Дифференциальные особенности активности речевых и мнестиче-
66.
ских функций человека // Материалы V Всероссийской научно-практической
конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе,
техникуме, школе». Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001. Т.2. Ч.1. С. 104-105. (С соавт.).
50

Функциональные асимметрии как психофизиологические критерии
67.
дифференциальной диагностики интеллектуальной недостаточности // Мате-
риалы межвузовского научно-практического семинара «Психологическая служ-
ба в сфере образования: методика и практика». Оренбург: Изд-во ООИПКРО,
2002. С. 7-11.
Дифференциальная психология в отборе и диагностике специали-
68.
стов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Акту-
альные проблемы подготовки кадров для развития экономики Оренбуржья».
Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. Ч.1. С. 103-104.
Визуальная диагностика в психокоррекционной работе // Материа-
69.
лы IV Всероссийской научно-практической конференции «Психология и психо-
терапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы».
СПб: ГП «Иматон», 2002. С. 57-58. (С соавт.).
Индивидуальные латеральные особенности в психокоррекционной
70.
работе // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции
«Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: со-
стояние и перспективы». СПб: ГП «Иматон», 2002. С. 59-60. (С соавт.).




Зав.кафедрой общей психологии

Оренбургского госуниверситета

доктор психологических наук Москвин Виктор Анатольевич

E-mail: psy@mail.osu.ru

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ