<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

дагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися.
2. Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задей-
ствованием механизмов функционирования личности учащегося (моти-
ваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.). Осуще-
ствление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в
случае, если педагог обладает определенным мировоззрением, которое
является основой его педагогической деятельности. Значимым является
и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.
Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения
И.С. Якиманской. В основе ее лежит признание индивидуальности, са-
моценности каждого человека, наделенного неповторимыми способно-
стями и субъектным опытом. Задача школы – максимально выявить и
использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его пу-
тем обогащения результатами общественно-исторического опыта. А от-
сюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать об-
щую, единую и обязательную для всех линию развития, она заключает-
ся в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него
опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развивать-
ся как личность творческая, думающая.

16
Там же. С. 375.
17
Цит. по: Лушников А.М. История педагогики. Екатеринбург, 1995. С. 355.
33
В Заключении подводятся итоги осуществленного исследования, и
формулируются положения, представляющие научную новизну и выно-
симые на защиту:
1. Национальным своеобразием русской философии является много-
образие исторических форм ее существования, одной из которых была
педагогика. Отечественная философия на всем историческом пути сво-
его развития обращалась к проблемам образования и воспитания, выра-
жая одну из принципиальных своих традиций связывать решения теоре-
тических проблем с практикой повседневной жизни. Анализ
исторического развития русской философии и педагогики, особенно во
второй половине XIX – начале ХХ в. позволяют говорить о
сформировавшейся традиции связи педагогики с философскими иска-
ниями своего времени. Их взаимное влияние было обоюдным и
плодотворным: так педагогическую антропологию Н.И. Пирогова и К.Д.
Ушинского нельзя представить без ее связи с антропологическим
материализмом Н.Г. Чернышевского и Н.И. Добролюбова, а
православную педагогику П.Д. Юркевича и В.В. Зеньковского без
имевшихся в русской философии традиций христианского
антропологизма. Эту связь педагогики и философии можно обнаружить
в педагогике свободного образования, неокантианской педагогике и т.д.
2. Онтологическим основанием связи русской философии и педаго-
гики был общий объект исследования – человек, его становление и раз-
витие как личности, а методологическим основанием – те антропологи-
ческие традиции русской материалистической и идеалистической фило-
софии, которые окончательно оформились к концу XIX в. Диалектиче-
ские идеи философского осмысления мира и познания как сложных раз-
вивающихся процессов были присущи как русской философии, так и
педагогике, определяя гносеологические основания их связи. Постоян-
ное стремление связать теоретические проблемы философии и педаго-
гики с практикой жизни, с выработкой общественных идеалов, с реше-
нием социальных вопросов действительности было общим социальным
основанием союза русской философии и педагогики. В конечном итоге,
образование, понимаемое как освоение опыта и знаний, накопленных
человечеством, и воспитание, трактуемое как формирование определен-
ных отношений человека к миру и самому себе, оформляются в ХХ в. в
самостоятельную науку – философию образования и воспитания, кото-
рую в целом называют педагогической философией.
3. В XIX и особенно в ХХ в. образование превратилось в фактор
влияния на сохранение системы господствующих в обществе связей и
отношений. Определенным образом построенная система образования и
воспитания превратилась в средство идеологического воздействия на
общество. Отечественная педагогика ХХ в., как и философия, прошла
34
этапы революционных преобразований, сталинских репрессий, пере-
стройки и реформ, осуществляемых в последние два десятилетия. Со-
временная отечественная педагогика постепенно освобождается от
идеологического влияния, демократизируется, происходит гуманизация
образования и воспитания.
4. Философская рефлексия образования и воспитания отражала раз-
витие и борьбу различных школ и направлений в отечественной фило-
софии. Каждое из них по-своему определяли парадигму мировоззренче-
ских оснований философии и образования. К началу ХХ в. определи-
лись основные ее направления: педагогическая антропология и педоло-
гия, педагогика свободного воспитания, неокантианская педагогика,
православная педагогика, а после революции – советская педагогика.
Историко-философский анализ каждого из этих направлений позволяет
выделить их основные мировоззренческие позиции:
4.1. Антропологический принцип в педагогике предполагает понима-
ние индивидуального человека не как эгоистически изолированного
атома, а как родового существа, мирообразующего субъекта, отличаю-
щегося универсальностью любящего отношения к миру, сохраняющего
при этом свою личностную целостность через способность к универ-
сальной философской рефлексии. Педагогическая антропология пред-
ставляет собой пример интегрированного знания о ребенке как целост-
ном существе, полноправном участнике воспитательного и образова-
тельного процесса. Педагогическая антропология является теорией со-
временного педагогического знания, научной основой гуманитарного
педагогического мировоззрения, теоретическим основанием педагоги-
ческих новаций в области воспитания.
4.2. Педология является своеобразным вариантом педагогической ан-
тропологии. Она ориентирована на целостное изучение ребенка сооб-
разно с его возрастными особенностями. Четыре ее направления – био-
генетическое, социогенетическое, рефлексологическое и синтетическое
– различно трактовали определяющие факторы влияющие на развитие
ребенка, абсолютизировали их, впадая в крайности. Педология уделяла
внимание трудовому воспитанию ребенка, его самообразованию и
школьному самоуправлению как выражению самодеятельности. Педо-
логия в 30-е гг. оказалась репрессированной педагогической теорией. В
настоящее время ряд ее теоретических положений актуализирован.
4. 3. Педагогика свободного воспитания имеет целью воспитание под-
растающего поколения на ненасильственной основе, в духе миролюбия,
уважения прав и достоинства других, бережного и внимательного от-
ношения к природе. Достижение указанной цели предлагается через
решение следующих взаимосвязанных задач: а) воспитания у подрас-
тающего поколения духа свободы (формирование негативного отноше-
35
ния к любой форме насилия, отрицание насильственных методов раз-
решения конфликтов и т. п.); б) гуманизации процесса обучения и вос-
питания, взаимодействие на равных взрослых и детей (гуманизация су-
ществующих методов и форм работы учебных заведений, а также сис-
темы взаимоотношений взрослых и детей; разработки и внедрения но-
вых методов и форм педагогической деятельности, построенных на ос-
нове учения о свободе и ненасилии; реформирования подготовки буду-
щих педагогов, формирования у них личностных свойств, специальных
умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненаси-
лия и работать самим без использования принуждения в любой форме).
4. 4. В трудах русских педагогов-неокантианцев наиболее разработаны
этико-философские аспекты образования с их понятиями свободы, дис-
циплины, творчества, индивидуальности, личности, нравственности.
Эти категории рассматриваются с позиций историзма, понимаемого в
духе историко-философских концепций марбургской школы неоканти-
анства, ставящей во главу угла закономерности развития таких ценно-
стей, как культура, цивилизация и образование. Показательно и то, что
педагогика рассматривается как прикладная философия, что подчерки-
вает многогранность взаимовлияний философии с теорией и практикой
педагогической деятельности.
4. 5. Основываясь на духовных традициях православия, русские рели-
гиозные мыслители-педагоги считали, что построенная на христианских
основаниях школа может сделать человека единым и целостным в Боге
с помощью любви, так как в ней сердце и разум воссоединяются. При
этом указывалось, что каждый ребенок должен самостоятельно открыть
дверь в царство духовности и свободы, так как каждому человеку дана
возможность различать добро и зло. Пробуждение в ребенке «духовного
инстинкта», по их мнению, ведет к пробуждению духовного сознания, а
затем и духовного самосознания. Русские религиозные философы и пе-
дагоги предлагали разноплановое воздействие на формирующегося и
постоянно развивающегося ребенка: физическое воспитание предпола-
гает правильное воспитание жизни тела; психическое – правильное по-
нимание и опыт использования свободы; социальное – ведет к единству
с Церковью как благодатной соборностью; моральное воспитание есть
усвоение критериев различения добра и зла; духовное – освобождает от
ложного самоутверждения и воссоединяет с Богом; интеллектуальное
воспитание одновременно с развитием интеллекта удовлетворяет по-
требностям в целостном мировоззрении. Цель воспитания и образова-
ния – всеми средствами содействовать духовному возрастанию молодо-
го поколения через мудрое и любовное соотношение церкви и школы
как единого целого.

36
4. 6. Советская педагогика прошла сложный путь своей истории. Мно-
гие идеи сегодня переоцениваются. Главной своей задачей теоретики и
практики данного направления видели в воспитании принципиально но-
вого человека, человека, свободного от суеверий и заблуждений, веря-
щего в свои личные силы и убеждения. Смыслом жизни такого человека
должно явится самосовершенствование, труд и служение социалистиче-
ской Родине в построении будущего общества справедливости, свобод-
ного труда и братства. Во второй половине ХХ в. в советской педагоги-
ке постепенно начинали проявляться гуманистические ценности.
5. Современная отечественная педагогика, освобождаясь от идеоло-
гического влияния, обращает внимание на гуманистические традиции
русской философии и педагогики, все больше проникается ими, исполь-
зуя идеи добра, необходимости свободного и духовного воспитания.

Основные положения диссертации представлены в следующих пуб-
ликациях автора:
Русская педагогика в ХХ веке: основные направления и фило-
1.
софские основания. Монография. Екатеринбург: Уральский государст-
венный университет, 2003. 16,2 п.л.
Выдающиеся педагогики России. Книга очерков и извлечений.
2.
Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2000. 11,9 п.л.
Педагогическая антропология в России (XIX–XX вв.). Хресто-
3.
матия / Сост. Б.В. Емельянов, Н.Д. Наумов, Н.В. Остапчук, Т.А. Петру-
нина. Екатеринбург: Издательство УрГСХА, 2001. 11,5 п.л.
Русская философия как педагогика (вторая половина XIX – на-
4.
чало ХХ в.) Учебное пособие. Екатеринбург: Уральский государствен-
ный университет, 1999. 14,3 п.л. (в соавторстве).
Блонский П.П.: философ и педагог // Известия Уральского го-
5.
сударственного университета. Екатеринбург, 2003. № 27. 1 п.л.
Вопрос о религиозной толерантности в теории свободного вос-
6.
питания К.Н. Вентцеля // Педагогическое образование в России: исто-
рия и современность. Коллективная монография. СПб.: РГПУ, 2003. 0,9
п.л.
В.Розанов и его педагогические «Афоризмы и наблюде-
7.
ния»//Философия и педагогика. Вторые Соколовские чтения. Материа-
лы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск:
Нижневартовский педагогический институт, 1999. 0,1 п.л.
К вопросу о педагогической антропологии в России // Антропо-
8.
ориентированные технологии в образовательном процессе школы и ву-
за. Материалы межвузовской научно-практической конференции.
Санкт-Петербург, 2002. 0,2 п.л. (в соавторстве).

37
К истории вопроса о свободном воспитании//Философия и нау-
9.
ка на рубеже веков. Материалы Российской школы-семинара докторан-
тов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2000-
2001. 0,2 п.л. (в соавторстве).
К истории вопроса развития теории деятельности в отечествен-
10.
ной психологии // Актуальные вопросы педагогики, психологии и част-
ных методик. Сборник научных трудов. Вып. 1. Нижневартовск: Ниж-
невартовский педагогический институт, 2000-2001. 0,4 п.л.
К истории развития свободного воспитания // Философия и пе-
11.
дагогика. Вторые Соколовские чтения. Материалы региональной науч-
но-практической конференции. Нижневартовск: Нижневартовский пе-
дагогический институт, 1999. 0,1 п.л. (в соавторстве).
К.Н. Вентцель: учение о свободном воспитании и революция //
12.
Русская философия и власть (К 80-летию «философского парохода»).
Материалы VI Всероссийской научной заочной конференции. Екате-
ринбург: Уральский государственный университет, 2002. 1 п.л.
Личностно-ориентированное обучение и развитие как фактор
13.
гуманизации и гуманитаризации образования//Школа самореализации
личности: шаг за шагом. Материалы научно-методической конферен-
ции. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 1998.
0,2 п.л.
Личность и деятельность: анализ философско-психологической
14.
концепции С.Л. Рубинштейна // Проблемы антропологии и антроподи-
цеи в философии. Коллективная монография. Екатеринбург: Уральский
государственный университет, 2002. 1,1 п.л.
Обретение духовности в российских традициях образования и
15.
воспитания // Россия XXIв.: мировоззренческие аспекты. Материалы
научно-теоретической конференции докторантов, аспирантов и соиска-
телей. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт,
2000. 0,2 п.л.
Педагогическая антроподицея В.В. Зеньковского // Антроподи-
16.
цея. Сборник научных статей. Екатеринбург: Уральский государствен-
ный университет, 2003. 1 п.л.
Педагогические идеи П.П. Блонского//Современные проблемы
17.
науки и образования. Материалы республиканской школы докторантов.
Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт, 2001. 0,8
п.л.
Педагогические интересы русской философии//Отечественная
18.
философия: русская, российская, всемирная. Материалы V Российского
симпозиума историков русской философии. Нижний Новгород: Ниже-
городский гуманитарный центр, 1998. 0,2 п.л.

38
Педагогические интересы русской философии ХХ в. // XXI век:
19.
Будущее России в философском измерении. Материалы Второго Рос-
сийского философского конгресса: В 4 т. Т. 4, ч. 1. Екатеринбург:
Уральский государственный университет, 1999. 0,1 п.л.
Политическая судьба педологии // Русская философия ХХ века:
20.
национальные особенности, течения и школы, политические судьбы.
Материалы III Всероссийской научной заочной конференции Екатерин-
бург: Уральский государственный университет, 2000. 0,5 п.л.
Проблема пола в педагогической антропологии К.Н. Вентцеля //
21.
Русская философия как философия любви. Материалы научной конфе-
ренции. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2002.
0,7 п.л.
Психологическая диагностика как фактор развития личности //
22.
Личностно-ориентированное воспитание: сущность, пути и проблемы
становления. Материалы Волгоградской региональной научно-
практической конференции. Волгоград: Оптим, 1993. 0,5 п.л.
Развитие сознания как философская характеристика человека //
23.
Человек в философско-правовом измерении Четвертые Соколовские
чтения. Материалы научно-теоретической конференции. Екатеринбург:
Уральский государственный университет, 2000. 0,3 п.л.
Роль психолого-педагогических знаний в формировании про-
24.
фессионального мышления будущих учителей // Пути формирования
нового педагогического мышления. Материалы конференции. Нижне-
вартовск: Нижневартовский педагогический институт,1994. 0,2 п.л.
Русская молодежь и ее идеалы: веховские предупреждения и
25.
заветы // Интеллигенция России в истории ХХ в.: неоконченные споры.
К 90-летию сборника «Вехи». Всероссийская научная конференция.
Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1998. 0, 2 п.л.
С.И. Гессен: диалектика мировоззрения и образова-
26.
ния//Философия и наука на рубеже веков. Материалы Российской шко-
лы докторантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический ин-
ститут, 2001. 0,2 п.л.
Современны ли педагогические идеи А. С. Макаренко? // Фило-
27.
софия и наука на рубеже веков. Материалы Российской школы докто-
рантов. Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт,
2001.0,2 п.л. (в соавторстве).
Современные концепции развития образования и их взаимо-
28.
связь с развивающимся характером обучения // Гуманизация культуры и
образования в ХМАО на пороге третьего тысячелетия. Материалы ок-
ружной научно-практической конференции. Нижневартовск: Нижневар-
товский педагогический институт, 2000. 0,2 п.л.

39
Традиции христианской антропологии в педагогических воз-
29.
зрениях В.В. Зеньковского // Русская философия между Западом и Вос-
током. Материалы V Всероссийской научной заочной конференции.
Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2001. 1 п. л.
У истоков педагогической антропологии в России: Н.И. Пиро-
30.
гов // Традиции православной педагогики и гуманизации образования.
Сборник научных трудов. Барнаул, 1998. 0,2 п.л.
Философский аспект развития педагогики и идеологии в России
31.
// Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Ма-
териалы межвузовской конференции. Набережные Челны: КамГИФК,
2003. 1,6 п.л.
Философско-педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их
32.
развитие во второй половине ХХ столетия [Электрон. ресурс] // София:
Рукописный журнал ОРРФ. № 5 / Филос. фак. Урал. гос. ун-та; Ред. Б.В.
Емельянов. Екатеринбург: Б. и., 2002. Режим доступа: URL: http: // vir-
lib. eunnet. net / sofia / 05-2002 / text / 0518. html. 1 п.л.
Философско-педагогические идеи И.А. Ильина. Обучение с це-
33.
лью уменьшения насилия // Материалы 24 Всероссийской научно-
практической конференции. СПб., 2003. 0,8 п.л.
Философско-педагогические идеи В.С.Соловьева // В.С. Со-
34.
ловьев. Жизнь. Учение. Традиции. Материалы первой всероссийской
научной заочной конференции. Екатеринбург: Уральский государствен-
ный университет, 2000. 0,5 п.л.




Подписано в печать

Формат бумаги 60х84 1/16. Бумага для множительных аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. 2,5. Тираж 100 экз.



Типлаборатория УрГУ. 620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 51.




40

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ