СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




НУРУЛЛИНА ГУЛЬНАРА ФАЙЗЕЛХАКОВНА




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ С УЧЕТОМ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ
ФАКТОРОВ




Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(предпринимательство)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук




Санкт-Петербург – 2004
2

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования «Санкт-Петербургском государ-
ственном университете экономики и финансов»


Научный руководитель – кандидат экономических наук,
доцент
Русинов Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,
профессор
Горбунов Аркадий Антонович
кандидат экономических наук,
доцент
Бичун Юлия Андреевна

Ведущая организация – Санкт-Петербургский государст-
венный университет


Защита состоится «_25__» ______мая______ 2004 г. в _____ часов на
заседании диссертационного совета Д212.237.08 при Государственном об-
разовательном учреждении высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финан-
сов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, ауд. 263 б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственно-
го образовательного учреждения высшего профессионального образова-
ния «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и
финансов».

Автореферат разослан «____» ______________ 2004 г.

Отзывы направлять в адрес университета (при необходимости факс
8-812-310-46-28)


Ученый секретарь
диссертационного совета Татаренко В.Н.
3

I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования
Развитие многонациональной среды российского бизнеса определяет
необходимость учета факторов культурного разнообразия при построении
системы отношений между субъектами рынка, при формировании систе-
мы управления и ведении хозяйства компаниями. Решение данной задачи
связано с всесторонним изучением влияния различных культур и религий
на экономику и управление предприятиями, с выявлением механизмов пе-
рехода к этичному бизнесу. Отсутствие учета в партнерских деловых от-
ношениях межкультурных факторов, таких как, особенности националь-
ного поведения, религиозной морали, этических норм, организационной
культуры, негативно отражается на развитии совместного предпринима-
тельства. Это выражается в возникновении конфликтных ситуаций и, в
конечном счете, в повышении трансакционных издержек как российских
предпринимателей, так и внешних партнеров, что соответственно ведет к
снижению конкурентоспособности совместного бизнеса. Чем выше пред-
сказуемость партнерских отношений, чем надежнее ожидания от коопера-
ции, тем шире возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Население России многоконфессионально, и значительную часть его
составляют двадцать миллионов российских мусульман. В таких условиях
создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное участие этих
граждан в экономической жизни страны, приобретает особой интерес и
значимость. «Россия видит свою роль в том, чтобы стать мостом между
христианским Западом и мусульманским Востоком. Российское руково-
дство считает ислам великой мировой религией, которая является важным
фактором глобального политического и экономического развития. Кремль
также намерен продвигать идею о близости российских и исламских под-
ходов ко многим международным проблемам»1. Об этом свидетельствует
и недавнее заявление Президента РФ о намерении России сотрудничать с
одной из самых авторитетных мусульманских организаций мира - Органи-
зацией «Исламская конференция» (ОИК). Российские предприниматели и
инвесторы в значительной степени заинтересованы в расширении торгово-
экономического взаимодействия в рамках многосторонних инвестицион-
ных проектов между Россией и странами – членами ОИК, ресурсы кото-
рой составляют 70% мировых запасов нефти и 50% газа. Аналогичное от-
ношение к сотрудничеству имеет место и в исламском мире. Очевидно,
что для взаимовыгодной кооперации со странами ОИК в первую очередь
необходимо глубокое изучение норм и требований, предъявляемых в стра-
нах-партнерах к ведению совместного бизнеса.

1
Выступление Президента РФ Путина В.В. на конференции ОИК в Путраджайе 17
октября 2003 г. // Коммерсант. №189-190 от 17.10.2004
4

Расширение международных связей российского бизнеса со страна-
ми Ближнего и Среднего Востока требует подготовки современных ме-
неджеров, способных эффективно работать, осуществлять деловые кон-
такты в условиях межкультурной бизнес-среды. В нашей стране со значи-
тельным мусульманским сегментом изучение принципов и особенностей
ведения бизнеса, характерного для исламских стран, и использование его
позитивного опыта представляет особую важность. Наряду с этим россий-
ский опыт также может сыграть заметную роль в совершенствовании со-
вместного предпринимательства со странами Ближнего Востока. Появле-
ние на территории России исламских финансовых институтов и увеличе-
ние числа совместных предприятий говорит о возрастающем интересе к
ведению совместного бизнеса, к экономическим принципам и нормам, ко-
торые в значительной степени ориентированы на положения религиозной
морали и концентрируют внимание на этических аспектах менеджмента.
Вместе с тем, актуальность темы исследования определяется на-
зревшей потребностью общества в добросовестном поведении всех участ-
ников рыночных отношений в России. Сходство христианских и ислам-
ских экономических постулатов дает возможность искать новые подходы
в формировании механизмов этичного управления совместными предпри-
ятиями с учетом национальной специфики. Этичное управление позволит
выстроить новые отношения, наладить сотрудничество и достичь высокой
эффективности бизнеса и взаимопонимания как на макро-, так и на мик-
роуровнях.
При исследовании этических аспектов менеджмента особого внима-
ния заслуживают вопросы принятия и реализации решений в соответствии
с моральными стандартами, присущими культуре данного общества. Раз-
нообразие моральных стандартов велико в многонациональных культурах,
характеризующихся существенными религиозными особенностями.
Структура собственности в стране, базовые характеристики рынка и эко-
номической системы в целом, определяются во многом влиянием социо-
культурных и религиозных факторов: степенью индивидуализма и личной
свободы, философией активности/пассивности, восприятием неопреде-
ленности, долгосрочностью целевых ориентиров и т.д. Как правило, выде-
ляют протестантскую, католическую (западно-христианская ветвь), право-
славную (восточно-христианская ветвь), исламскую, конфуцианскую, буд-
дистскую экономические этики, которые обуславливают разнообразие ис-
торических типов хозяйства (табл.1).
Таблица 1
Краткая сравнительная характеристика особенностей различных типов национальных культур

Европейско- Восточно-христианская Исламская Буддийская Конфуцианская
христианская
1. Основная установка
Индивидуальный матери- Соборность. Стремление к Покорность законам Бога, дос- Высшая ценность – небытие Постоянное самосо-
альный успех. духовному началу и обре- тижение духовного посредством (нирвана). Материальный ус- вершенствование.
тению спасения. материального. пех – ничто.
2. Структура общества
Индивид основная единица Приоритет общественных Основная соц. единица - семья, Основа общества – семья, в Основа общества – се-
общества. Личный интерес интересов над индивиду- Человек – распорядитель Бога, центре которой индивид, но мья, община, в которой
превыше общественного. альными. Следование воле исполняющий его волю. Религия не как свободная личность, а присутствует организо-
Бога и духовного наставни- оказывает сильное влияние на как обособленный человек, ванность и дисциплина,
ка (иерархичность). общество, политику, бизнес. занятый мыслями о собствен- основанная на чувстве
ном спасении. Клановость. долга. Клановость.
3. Отношение религии и государства




5
Сфера религии ограничена Церковь отделена от гос-ва, Теоретически религия не отделе- Религия безразлична к власти, Религия не влияет на
отношениями со священни- но в то же время найден на от государства, нет разграни- государству. Политикой за- политику, ей отводится
ками. Церковь отделена от компромисс в консульта- чения на светское и духовное. нимается ограниченное второстепенная соци-
государства. тивной функции церкви. меньшинство. альная роль.
4. Характеристика личности
Ставка на сильную лич- Созерцательность. Для Рациональное поведение, стрем- Равнодушие к мирским успе- Ориентация на дости-
ность, успех и свободу. Вы- развития предприниматель- ление к успеху посредством со- хам и достижениям. Основное жение желаемого места
сокая мобильность, энер- ства нужна сверх задача. блюдения религиозных законов. внимание на внутреннем са- в иерархической лест-
гичность, карьеризм, праг- Ориентация на достижение Развитие моральных качеств. мосовершенствовании. нице общества, клана.
матизм. успеха в будущей жизни.
4. Особенности бизнеса
Основа – частная собствен- Семейный бизнес, общин- Принцип партнерства, основан- Второстепенная роль бизнеса, Коллективный бизнес.
ность, цель – увеличение ность. Развитие самобыт- ный на кооперации и коммуни- предпринимательство в рам- Трудолюбие. Развитие
прибыли и благосостояния. ных коллективных форм, кации. ках общины, касты. предпринимательства.
Стремление к расширению воплотившихся в общине и Взаимная ответствен-
бизнеса. артели. ность.
5. Ответственность
Индивид отвечает перед за- Индивид несет ответственность не только за себя, но и членов своей семьи, рода, гильдии, общины.
коном только за себя.
6

Исследуя модели предпринимательства в различных странах, особое
внимание необходимо уделить истокам национального предприниматель-
ства. Очевидно, что религиозное мировоззрение оказывало решающее
воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в
странах распространения ислама. Сравнительная таблица 1 дает возмож-
ность сделать вывод о большем сходстве исламской модели хозяйствова-
ния с восточно-христианской, нежели с западно-христианской. В бизнесе
в православной среде распространена форма «семейного» предпринима-
тельства, что также характерно для исламского бизнеса, основанного на
принципе партнерства – мушарака. Аналогично, оба религиозных учения
имеют единый подход к трудовому ресурсу, исходя из установки на спра-
ведливые трудовые отношения и экономически оправданную ставку воз-
награждения за труд, лишенный эксплуатации. Эти системы близки и в
отношении предоставления всеобщих социальных гарантий, доступности
основных благ, социальной ответственности предпринимателей, ограни-
чения сверхприбыли, получаемой за счет монополии.
Отличительной чертой христианской и исламской экономической
этики является вопрос о ссудном проценте. Если западное христианство в
XVII веке фактически одобрило кредитование под процент, а православие
осталось в стороне от обсуждения данного вопроса, то в исламе почти
безраздельно господствует точка зрения, осуждающая и прямо воспре-
щающая операции такого рода.
Методология ислама применительно к экономике ставит религиозную
этику в основание хозяйственной деятельности и определяет ряд ее глав-
ных постулатов. Исламские этические принципы обусловливают индиви-
дуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной
выгоды, но и выгоды для общего социального благосостояния, а система
государственного регулирования поддерживает частную собственность и
рыночную конкуренцию, одновременно контролируя справедливое рас-
пределение созданного богатства. На основе коранических предписаний
формируются фундаментальные принципы этичного поведения в бизнесе,
как на макроуровне, так и на уровне предприятия, которые сводятся к сле-
дующим: свобода предпринимательской деятельности; справедливость;
законность; этичное поведение управляющих и управляемых; благотвори-
тельность. Исламская доктрина также накладывает ограничения на сле-
дующие виды деловой активности (они рассматриваются как недопусти-
мые): ростовщичество; неопределенные сделки с повышенным риском;
игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами; традиционное
коммерческое страхование; производство и торговля запрещенными това-
рами; установление монополии; нерациональное использование природ-
ных ресурсов.
7

Учет элементов отдельных культур, присущих им ценностей при по-
строении межнациональных деловых контактов обеспечивает необходи-
мые условия и определяет возможности получения дополнительных пре-
имуществ ведения бизнеса. В работе выявлены основные факторы,
влияющие на характер и развитие деловых отношений. Предрасположен-
ность России к экономическому сотрудничеству со странами мусульман-
ской культуры оценивались экспертным путем в разрезе отдельных фак-
торов.
Таблица 2
Факторный анализ возможностей экономического сотрудничества пред-
принимателей России и стран мусульманской культуры

Факторы Оценка
(российская социально-экономическая среда)
1. Уровень экономического развития 8
2. Открытость экономической системы 6
3. Стабильность правовой среды 5
4. Уровень нравственности общества 3
5. Степень религиозного самосознания 4
6. Общность моральных и религиозных ценностей 6
7. Наличие культурных предпосылок для сотрудничества 6
8. Информационная осведомленность 3
9. Свобода личности 5
10. Потенциал развития 9


Анализ показал наличие благоприятных условий в России для разви-
тия экономического сотрудничества со странами мусульманской культу-
ры. Комплексное исследование процессов взаимодействия бизнес-культур
в целом позволило сделать следующие выводы:
1. Россия - поликонфессиональное, федеративное государство, в ко-
тором адепты ислама составляют вторую по численности группу общего
религиозного населения. В регионах компактного проживания мусуль-
манского населения исламские этические нормы ведения бизнеса имеют
особое значение.
2. Процессы глобализации требуют развития кооперационных связей.
Учет и взаимное следование этическим нормам взаимодействующих куль-
тур России и мусульманского Востока позволит сократить риски двусто-
ронних отношений, создаст требуемые предпосылки и условия для инно-
8

ваций в сфере управления и организации производства, для взаимовыгод-
ного сотрудничества.
3. Россия – связующее звено между христианской и мусульманской
культурами. На протяжении веков мусульмане вносят свой весомый вклад
в развитие культурных и духовных традиций России, в упрочнение меж-
национального согласия, а также в формирование особенностей нацио-
нального предпринимательства.
4. Недоработки в области экономического законодательства повы-
шают роль этических норм в бизнесе. Это имеет большое значение как для
православного, так и для мусульманского населения РФ, особенно, в части
сближения и взаимообогащения национальных этико-нравственных стан-
дартов.
5. Многие мусульманские страны располагают значительными объе-
мами финансовых ресурсов, которые могут быть ими инвестированы в
Россию посредством исламских финансовых инструментов. Поэтому в
России необходимо создание благоприятных условий для развития дву-
сторонних экономических отношений и совместного бизнеса предприни-
мателей России и стран мусульманской культуры.
Как показали исследования, в процессе установления деловых отно-
шений между российскими и мусульманскими партнерами нередко возни-
кают культурные барьеры. Среди основных путей преодоления этих барь-
еров в совместной деятельности можно выделить:
1. Стимулирование взаимного интереса к культурам партнеров.
2. Расширение доверия в деловых отношениях.
3. Сближение правовых полей для гарантированного выполнения обя-
зательств.
4. Развитие принципа прямого участия инвесторов в результатах реали-
зации бизнес-проектов.
5. Открытость и прозрачность в вопросах деятельности предприятия.
6. Соблюдение интересов партнеров.
7. Учет в бизнесе специфики национальных культур партнеров, осо-
бенно в части иерархии нравственных приоритетов, ценностных ори-
ентаций, обычаев и привычек.
Для выявления тенденций и возможностей организации националь-
ного предпринимательства с элементами исламской этики в России была
проведена идентификация организационных типов исламского бизнеса и
российских организационно-правовых форм. Было выявлено, что базовой
организационной формой исламского бизнеса является партнерство (му-
шарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности
и участия в ее результатах. Эта форма соответствует в общих чертах ос-
новным видам организационно-правовых форм предпринимательства, ус-
9

тановленных российским законодательством. Мушарака представляет со-
бой соглашение двух и более предпринимателей участвовать в совмест-
ном проекте с целью получения прибыли, которую они делят в заранее
оговоренном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в ка-
питале. В таблице 3 представлены различные типы мушараки2 и соотнесе-
ние их с российскими организационно-правовыми формами.
Таблица 3
Идентификация типов организации исламского бизнеса и организа-
ционно-правовых форм российского предпринимательства

Тип орга- Определение типов исламского бизнеса Варианты наиболее
низации близких аналогов
исламско- организационно-
го бизнеса правовых форм россий-
ского бизнеса
Совместная деятельность участников, при распре- Простое товарищество,
Инан
делении прибыли сообразно участию в капитале и
полное товарищество,
в реализации проекта, а убытков – в зависимости
только от доли капитала. Лица, вложившие в об- общество с ограниченной
щее дело разный по сумме капитал, несут различ-
ответственностью
ную ответственность за организацию и ведение со-
вместного бизнеса.
Долгосрочное соглашение между участниками от- Общество с дополни-
Муфавада
носительно взаимной коммерции и торговли, под-
тельной ответственно-
держки, а также страхования. Партнеры свободны
в выходе на рынок, в кредитной политике, в выбо- стью
ре товаров. Муфавада предполагает равные доли
участия всех вовлеченных сторон и равные права
на имущество созданного предприятия. Члены
пользуются одинаковыми правами и привилегиями
и несут солидарную ответственность по обязатель-
ствам.
Организация, капитал которой образован беспро- Нет прямого аналога
Вуджух
центным кредитом третьей стороны. Партнеры,
получая кредит, осуществляют совместную дея-
тельность. Прибыль заранее оговаривается, а
убытки несет каждый участник проекта на сумму
используемой доли кредита.
Совместная деятельность, основанная на совмест- Производственный коо-
Амаль
ном труде (как физическом, так и интеллектуаль-
ператив или артель
ном) участников без привлечения капитала, когда
двое или более лиц выбирают определенный род
деятельности и совместными силами осуществля-
ют работу.




Указанные типы партнерства служат основой при формировании различных органи-
2


зационно-правовых форм в странах мусульманской культуры
10

Законодательно установленные в РФ требования по созданию, функ-
ционированию и управлению акционерными обществами в значительной
степени близки соответствующим требованиям в странах мусульманской
культуры.
Изучение основных типов исламского бизнеса позволяет сделать вы-
вод о том, что они во многом идентичны многим организационно-
правовым формам российского предпринимательства. Это означает, что в
российской экономической среде существует правовая база, которая будет
способствовать развитию совместного предпринимательства. В качестве
примера в раборте рассмотрен опыт деятельности российского исламского
банка «Бадр-Форте», фонда прямых инвестиций «Евразия» и других ком-
паний, а также возможность создания страховых компаний, работающих в
соответствии с принципами шариата, которые в мировой практике носят
название такафул-компании.
Важным направлением в деятельности любого совместного пред-
приятия является эффективная организация финансирования. Финансовые
инструменты, не основанные на кредитном проценте, отвечают требова-
ниям исламской этики и могут быть классифицированы следующим обра-
зом (рис. 1):
- прямое финансовое участие;
- косвенное финансовое участие;
- благотворительное участие.

Беспроцентные
финансовые инструменты



Прямое финансовое уча- Косвенное финансовое Благотворительное
участие участие
стие



Долевое участие Участие в доле ко- Выделение Сбор и распреде-
ление пожертво-
в прибыли нечной продукции субсидий
ваний - закят

Договор партнерства
Лизинг – Торговое финанси- Предварительное
- мушарака
иджара рование - авансирование -
мурабаха салям
Договор трастового
управления - мудараба



Рис.1 Беспроцентные финансовые инструменты
11

Анализ характеристик традиционных и исламских (беспроцентных)
финансовых инструментов позволяет сделать вывод о том, что специфика
исламского финансирования главным образом связана с отсутствием про-
центной ставки на вложенный капитал, независимо от результатов его ис-
пользования. Аналогичный подход частично практикуется в европейских
финансовых институтах, например, при венчурном финансировании, опе-
ративном лизинге и др.
Очевидно, что роль банков в финансировании деятельности пред-
приятия первостепенна. Главное же отличие исламских банков от тради-
ционных (европейских) состоит в использовании партнерских схем взаи-
моотношений между банком и его клиентами, что стимулирует поиски
этических разрешений возникающих проблем, а также существенно со-
действует росту экономики в целом. Основное преимущество исламского
банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в
проектах банка и тем самым контролировать использование своих
средств. В таких условиях растет уровень доверительности партнерских
отношений.
Принципы, на которых основано исламское банковское дело в об-
щих чертах не противоречат российскому законодательству. Следователь-
но, такая модель функционирования банков может успешно использовать-
ся в российской экономической системе. Учреждение в России финансо-
вых организаций, учитывающих положения шариата, создаст благоприят-
ные условия для развития торгово-экономических отношений с ислам-
ским миром и позволит проводить кредитование торговли, финансирова-
ние экспортных операций и разработок высоких технологий в РФ и стра-
нах СНГ, позволит расширить границы кредитования малого предприни-
мательства, социально-направленных проектов, в том числе в сфере науч-
ных исследований, образования и культуры.
Можно выделить следующие основные источники повышения эф-
фективности функционирования финансовой системы при расширении
использования кредитными организациями исламских принципов по-
строения партнерских отношений с клиентами:
1. Этичность принципов по отношению к рыночным субъектам. Банк за-
рабатывает прибыль не ценой разорения клиента, а путем участия в ре-
зультатах совместной деятельности с клиентом.
2. Доверие вкладчиков, вызванное их участием в инвестиционных проек-
тах банка.
3. Долговременная финансовая поддержка банком малого предпринима-
тельства, в том числе на базе долевого участия в совместных проектах.
4. Эффективная мобилизация сбережений.
5. Кредитование проектов, имеющих социальное значение.
12
6. Развитие благотворительной деятельности.
Следует отметить, что исследование возможностей и механизмов соз-
дания и эффективного управления бизнесом с учетом исламской этики
бизнеса имеет важное значение не только для традиционных предприятий,
но и для религиозных организаций. Эти организации, призванные сохра-
нять и культивировать духовные ценности в обществе, также вовлечены в
хозяйственную и предпринимательскую деятельность. По законодательст-
ву религиозные организации вправе получать доход не только от собст-
венной деятельности, но и создавать коммерческие организации, пресле-
дующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельно-
сти (ГК РФ ст. 50, 117). Поэтому поиск совместных форм деятельности
религиозных организаций и коммерческих предприятий становится край-
не актуальным. Одним из рациональных вариантов такой деятельности
представляется создание религиозными организациями предприятий, ос-
нованных на принципе партнерского участия совместно с другими юри-
дическими лицами. При организации подобных совместных предприятий,
целесообразно руководствоваться принципом объединения различных не-
материальных ресурсов, а не только финансовых возможностей.
С другой стороны, для успешной организации и развития бизнеса не-
обходимо, чтобы религиозные организации создавали благоприятные ус-
ловия для этичной предпринимательской деятельности бизнесменов. Эти
условия заключаются в:
1. Создании с участием религиозных организаций специализированных
информационных баз данных о деловых возможностях предпринимателей
и перспективах сотрудничества в отдельных регионах.
2. Выступлении духовных лиц гарантами этичного поведения бизнес-
менов в их предпринимательской деятельности и деловых контактах.
3. Продвижении принципов этичного бизнеса путем распространения
информации о преимуществах добросовестного поведения.
4. Защите интересов честных предпринимателей на административном
уровне.
5. Участии в формировании благоприятного хозяйственного климата
региона и страны в целом.
Решая проблему создания совместного предприятия, предпринима-
тель, ориентированный на учет национальных аспектов ведения бизнеса,
должен избрать разрешенную и приемлемую сферу деятельности, учесть
возможности вложения в дело собственного и привлеченного капиталов,
рассчитать сроки окупаемости финансовых ресурсов. Важно остановиться
на правильном определении целей деятельности. Формулировка целей
должна содержать: количественные показатели, которые фирма должна
достичь; срок реализации цели (этапы); состав привлекаемых ответствен-
13

ных исполнителей; определение состава и объема ресурсов, требуемых
для достижения этой цели.
Краткий алгоритм создания предприятия можно представить сле-
дующим образом:
1. Возникновение предпринимательской идеи. 2. Выбор цели. 3. Разработ-
ка проекта. 4. Организация собственного дела (учреждение). 5. Функцио-
нирование организации.
Основные этапы организации предприятия с учетом исламских ре-
лигиозных норм в целом аналогичны, но имеют некоторые особенности,
описанные ниже:

1 этап Выбор предпринимательской идеи на основе внешних условий,
возможностей учредителей и ограничений по этическим нормам
(возможно с получением одобрения со стороны духовных лиц)
2 этап Постановка целей компании и их соотнесение с социальной ответ-
ственностью бизнеса
3 этап Разработка организационного проекта с технико-экономическим
обоснованием и определением финансовых источников, совмести-
мых с нормами беспроцентного финансирования
4 этап Сопоставление действующих организационно-правовых форм
предприятий с типами исламского бизнеса, выбор наиболее при-
емлемой и эффективной формы

Важными задачами организации и ведения совместного бизнеса с
учетом национальных особенностей, являются задачи управления челове-
ческими ресурсами, разработки кадровой политики и системы оплаты
труда. Ориентация при их решении лишь на финансовые стимулы и адми-
нистративные методы в условиях глобальной конкуренции, представляет-
ся недостаточной. Требуется комплексное исследование всей системы не-
материальных стимулов. В процессе исследования установлено, что в ор-
ганизациях, обладающих культурным многообразием, приоритетным не-
материальным стимулом для работников различных этнических групп вы-
ступает создание комфортных условий работы, которые бы учитывали их
национальные особенности, культурные традиции и ценности.
Система оплаты труда с точки зрения мусульманской морали осно-
вана на концепции справедливого вознаграждения в соответствии с при-
ложенными усилиями и в размере, не меньшем, чем требуется для обеспе-
чения базовых потребностей работника и его семьи. Истоки концепции
справедливого вознаграждения («just» wage concept) содержатся также и в
трудах христианского богослова Фомы Аквинского. Трудовое вознаграж-
дение согласно этой концепции - это вопрос морального и материального
поощрения, где созидательный труд рассматривается как обязанность и
14

высочайшая нравственная ценность. Концепция справедливого вознагра-
ждения включает следующие основные элементы:
1. Определение минимального гарантированного размера оплаты тру-
да, достаточного для удовлетворения основных потребностей, включаю-
щих питание, одежду, жилье.
2. Справедливое распределение дохода (доли прибыли) между работ-
никами в зависимости от приложенного труда и затрат времени (перемен-
ная часть заработка). Получение дохода без приложения усилий и затрат
считается несправедливым и может рассматриваться как один из видов
риба3.
3. Учет уровня квалификации и профессионального опыта при опреде-
лении размеров заработной платы. Шкала размера оплаты должна зави-
сеть от квалификации и профессионального опыта работника. Работник
должен стремиться к профессиональному росту и высокой производи-
тельности, а также нести ответственность за выполненную работу.
Сегодня в странах с мусульманской культурой развивается направ-
ление привлечения сотрудников к участию в распределении прибылей
предприятия, что должно повысить их мотивацию и заинтересованность в
результатах деятельности компании. Вид зависимости заработной платы
от прибыльности предприятия определяется в коллективном договоре. Ес-
ли компания преуспевает, то и персонал получает свою долю прибыли, а в
случае, когда деятельность не столь успешна, и собственники, и работни-
ки теряют часть ожидаемого дохода. Совмещение элементов мусульман-
ской трудовой этики с практическими механизмами российской системы
управления персоналом дает возможность внедрения новых эффективных
схем менеджмента. В такой ситуации заслуживает внимания более широ-
кое применение бестарифной системы оплаты труда.
В многонациональных компаниях внедрение и закрепление партнер-
ских принципов формирования организационной культуры это задача, за-
трагивающая все функции управления. Решению данной задачи будут
способствовать мероприятия по институционализации культурного мно-
гообразия:
1. Разработка принципов и директив, обеспечивающих ведение этичного
бизнеса. Предполагает выработку определенных корпоративных директив
управления в условиях многонациональных культур с целью устранения
межкультурных различий, внутрифирменной дискриминации.
2. Разработка этического кодекса. Этический кодекс необходим для соз-
дания гармоничной рабочей атмосферы, определения этических парамет-
ров в процессах принятия решений, повышения корпоративной культуры
многонациональной компании. Этические нормативы кодекса разрабаты-
3
Риба – араб. незаконное увеличение, приращение ресурсов, ссуженных средств.
15

ваются в соответствии с целями и миссией фирмы и с учетом интересов
всех участников компании. Структура кодекса помимо основной цели и
миссии фирмы, как представляется, должна включать этические нормати-
вы в отношении следующих групп лиц: потребителей, сотрудников, по-
ставщиков, конкурентов, акционеров, менеджеров, инвесторов.
3. Создание региональной комиссии по вопросам профессиональной этики.
Комиссия может создаваться группой предприятий, работающих в одном
регионе, области. Этот орган должен быть иерархически независимым и
состоять из представителей разных культур, разбирающихся в вопросах
профессиональной этики и деловых взаимоотношений.
4. Назначение уполномоченного по вопросам культурных различий из со-
става сотрудников компании. Основной задачей для данного сотрудника
может быть организация и поддержание процесса установления партнер-
ских отношений и культурного развития, поиск путей разрешения кон-
фликтных ситуаций в многонациональных компаниях.
Основа этики управления – социальная ответственность фирмы. От-
ветственность предполагает двойной контроль в управлении: этический –
на основе моральных норм, внешний – со стороны уполномоченных орга-
нов. Наибольшую степень ответственности несет руководитель компании,
как за деятельность фирмы, так и за всех своих подчиненных. В первую
очередь управляющий имеет обязательства перед собственниками компа-
нии. Распространенной проблемой в акционерных обществах является так
называемый оппортунизм менеджеров.
Личными мотивами деятельности менеджера являются сохранение
и/или повышение его статуса в компании, трудовой комфорт, расширение
масштабов деятельности и т. д. Менеджер часто заинтересован только в
увеличении благ, получаемых от фирмы, и может быть относительно рав-
нодушен к достижению наилучших результатов ее деятельности. Совет
директоров и Общее собрание акционеров имеют ограниченные возмож-
ности в области контроля над деятельностью администрации. Новым под-
ходом в разрешении данной проблемы может стать создание условий, в
которых основное место уделялось бы этическим регуляторам, таким как,
внедрение этического кодекса, поощрение добросовестного и рациональ-
ного поведения менеджеров, укрепление корпоративной культуры и т.д.
Основные этические нормы эффективного корпоративного управле-
ния, построенного с учетом религиозных требований и положений, могут
быть определены в отношении следующих групп участников рынка: по-
требителей, сотрудников, поставщиков, конкурентов, акционеров и ис-
полнительных лиц, инвесторов, органов контроля, сообщества в целом.
Предполагается, что система таких норм должна касаться как организации
16

и управления деятельностью компании, так и собственных методов рабо-
ты ее менеджеров и специалистов.
Подытоживая, следует подчеркнуть, что для компании обладающей
культурным многообразием учет этического аспекта в процессе принятия
решений становится одним из важнейших факторов эффективного управ-
ления. Для использования преимуществ многонациональной культуры не-
обходимо создание такого социально-психологического климата, который
будет способствовать восприятию культурных различий, и обеспечивать
получение синергетического эффекта от интеграции различных культур в
предпринимательской деятельности.
Измерение эффективности этичного бизнеса не может быть столь же
точным, как оценка экономической эффективности деятельности пред-
приятия. Затруднение в оценке эффективности этичного управления вы-
звано сложностью установки взаимозависимости между затратами и ре-
зультатами от использования данного типа менеджмента. Следует отме-
тить, что на сегодняшний день важнейшей проблемой, препятствующей
переходу к реализации принципов этичного бизнеса является сложность
оценки и занижение менеджерами социально-экономической значимости
принятия этически обоснованных решений. На практике часто недооцени-
ваются следующие виды ущерба: ущерб от недобросовестного поведения,
ущерб от загрязнения окружающей среды, ущерб от «спекулятивной» де-
ловой культуры и другие.
Ведение этичного бизнеса приводит к следующим положительным
эффектам на макроуровне:
1. Экономия и эффективное распределение ресурсов (рациональное при-
родопользование, поддержание экологической стабильности).
2. Увеличение благосостояния и качества жизни населения.
3. Сбалансированное функционирование рыночной системы.
Например, возможными решениями финансовых проблем, источни-
ками которых является обособление финансового капитала от производст-
венного и концентрация его у ограниченного круга лиц, могут быть, в
первую очередь, снижение или даже отказ от кредитного процента, сти-
мулирование и развитие системы прямого долевого участия в результатах
экономической деятельности на всех уровнях экономики. Требования эти-
ческих норм шариата в данной области совпадают с общей мировой тен-
денцией отхода от традиционных банковских вкладов и перехода к пае-
вым фондам и прямым инвестициям в акции.
Таким образом, формирование финансово-кредитной системы, кото-
рая включает стабильные финансовые институты, инвестирующие на ус-
ловиях долевого участия в прибылях/убытках, может привести к следую-
щим положительным эффектам в экономике, представленных на рис. 2.
17


Развитие ма-
лого бизнеса


Стимулирование
Увеличение
занятости в част
инвестиций в
ном секторе
производство

Финансирование
на условиях уча-
стия в прибы-
лях/убытках
Снижение
Восстановление
темпов инфля-
баланса в системе
ции
распределения до-
ходов
Ослабление
воздействий
финансовых
кризисов



Рис 2. Положительные макроэкономические эффекты прямого
финансирования

Этичный подход в бизнесе на микроуровне служит долгосрочным
экономическим интересам фирмы, что можно изобразить следующей схе-
мой на рис.3:

Поддержка со стороны государства и об-
Выполнение щества
правовых и
нравственных
Минимизация
обязательств
транзакционных
фирмой
Динамичное
Получение
издержек
развитие дея-
конкурентных
Сокращение рас-
тельности
преимуществ
ходов на внут-
Надежность,
фирмы
ренний контроль
компетентно-
стьсоблюдение
этичных норм

Увеличение клиентской базы
Доверие со стороны покупателей

Рис. 3. Положительные микроэкономические эффекты от ведения
этичного бизнеса
18
Выполнение правовых и нравственных обязательств фирмой, соци-
альная направленность ее действий способны обеспечить формирование
привлекательного имиджа компании, а также позволяют ей занять выгод-
ное конкурентное положение. Надежность, компетентность, внимание к
покупателю со стороны продавца (поставщика) увеличивают клиентскую
базу, повышают доверие со стороны покупателей, что, в конечном счете,
отражается на показателях экономической эффективности деятельности
компании. Следует отметить, что этичность бизнеса способствует повы-
шению конкурентоспособности фирмы, особенно в условиях перехода к
социально-этическому маркетингу.
Нередко такие ценности, как честность, порядочность, добросовест-
ность могут обеспечить надежность бизнеса в условиях, когда не дейст-
вуют должным образом нематериальные и административные стимулы
(санкции). В рамках деловой культуры, где превалирует доверие и трудо-
вая этика, есть возможность сократить расходы на контроль, поскольку
сотрудники выполняют свои обязанности без внешнего принуждения, ру-
ководствуясь нормами морали.
Влияние этичности на эффективность принимаемых решений пред-
приятий (и их деятельности в целом) не поддается формальному количе-
ственному измерению. Следовательно, в данном случае необходимо при-
бегнуть к использованию качественных методов экспертных оценок. С
этой целью представляется целесообразным выделить общие социально-
этические характеристики результатов принятия решений:
1) масштаб последствий – совокупное благо и (или) совокупный вред, по-
рождаемые решением. К благоприятным последствиям можно отнести
следующие:
• создание рабочих мест;
• стабильность работы;
• рост качества жизни партнеров и сотрудников;
• производство качественных товаров и услуг;
• улучшение экологии;
• решение социальных проблем, безопасность.
2) уровень согласования интересов участников предпринимательства и
общества в целом.
Отдельно оцениваются вероятности наступления последствий
(ущерба или выгоды) и временной разрыв, то есть время до момента про-
явления результатов решений.
Интегральный показатель общей социально-этической эффективно-
сти вычисляется путем суммирования произведений относительного веса
характеристики и оценки последствий каждого из вариантов решений в
баллах.
19
После определения величины относительного показателя социально-
этической эффективности, его можно использовать при расчете совокуп-
ной социально-экономической эффективности предпринимательской дея-
тельности как поправочный коэффициент.
II. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Основной вклад автора в проведенное диссертационное исследова-
ние заключается в формировании цели, определении объекта, обоснова-
нии задач и их решений в целях развития концептуальных и практических
задач, касающихся повышения эффективности совместного предпринима-
тельства за счет использования этических норм и факторов культурного
многообразия.
Целью диссертационного исследования является исследование и раз-
витие концептуальных положений совершенствования системы управле-
ния совместным предпринимательством с учетом национальных и куль-
турных особенностей.
В качестве объекта исследования рассматривается сфера совместного
предпринимательства в условиях, различающихся в зависимости от типа
культур и религий.
Предметом исследования являются теоретические и концептуальные
основы организации предпринимательства, основанные на использовании
межкультурных факторов ведения бизнеса с учетом особенностей ислам-
ской деловой культуры.
В соответствии с этим в диссертационном исследовании поставлены и
решены следующие основные задачи:
? изучение организации предпринимательства в России, обоснование
необходимости учета межкультурных факторов в предпринимательстве,
как внутри страны, так и за ее пределами.
? анализ характеристик религиозных факторов и их учет при форми-
ровании совместного предприятия; классификация этических норм пред-
принимательства, ориентированного на исламскую культуру и анализ
адаптации их к российской среде.
? идентификация организационных форм и выявление основных тен-
денций организации предпринимательства с элементами мусульманской
культуры в России.
? определение задач организации и ведения совместного бизнеса.
? выявление условий и принципов этичного управления многонацио-
нальными компаниями.
? формирование подходов к оценке эффективности этически обосно-
ванных решений.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
работы ряда зарубежных и отечественных экономистов, имеющие науч-
20
ную и практическую значимость в области сравнительного менеджмента,
изучения этических проблем управления. Автор применяет методы анали-
за и сравнения при выявлении типов ценностных ориентаций и норм на-
циональных бизнес-культур, проблем восприятия культур. Системный
подход был использован при разработке и формировании эффективных
схем организации совместных российско-арабских компаний, экспертный
метод – при бальной оценке в процессе принятия этичных решений. Ме-
тод восхождения от абстрактного к конкретному применен при переходе
от описания источников мусульманского права к нормам, непосредствен-
но относящимся к организации и управлению предприятием.
Обоснованность и достоверность полученных результатов научной
работы подтверждается использованием современных методов исследова-
ния, аналитической обработкой фактического материала и первичных
данных, обобщением научной литературы по проблеме системообразую-
щего воздействия на предпринимательство и менеджмент этики и рели-
гии, апробацией результатов исследования и внедрением рекомендаций и
предложений в деятельность ряда совместных компаний.
III. СТЕПЕНЬ НОВИЗНЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная новизна выполненного автором исследования состоит в раз-
витии методических и организационно – экономических основ системы
управления совместным предпринимательством с учетом этических норм
и деловой культуры на примере организации бизнеса в России и мусуль-
манских странах.
В процессе исследования получены следующие результаты, обла-
дающие, по мнению автора, научной новизной:
? выявлены особенности различных моделей экономического поведе-
ния (российской, исламской, англо-саксонской и японской моделей), ко-
торые сложились под влиянием специфических культурных, религиозных
ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпо-
сылок; проведен их сравнительный анализ.
? выявлен комплекс факторов (экономических, культурных, религиоз-
ных, информационных, ресурсных и т.д.), влияющих на характер установ-
ления и развития межнациональных деловых связей и ведения совместно-
го бизнеса. Предложены пути преодоления культурных барьеров за счет
повышения значимости деловой этики в предпринимательской деятельно-
сти.
? разработаны основные принципы организации и управления совме-
стным предпринимательством, учитывающие факторы мусульманской и
христианской культур в комплексе с21анализом других типов националь-
ных культур.
? идентифицированы типы организации исламского и российского
бизнеса на основе критерия участия партнеров в затратах и результатах
деятельности компаний. Выявлены эффективные схемы финансирования
бизнеса, позволяющие повысить уровень согласования экономических ин-
тересов участников рыночных отношений, на основе сопоставления тра-
диционных (европейских) и исламских финансовых инструментов.
? определены этические нормы корпоративного управления в значи-
тельной степени связанные с религиозными установками и требующие за-
крепления в деловом этическом кодексе предприятия. Предложены формы
сотрудничества коммерческих компаний с религиозными организациями,
обеспечивающие условия для этичного и эффективного управления биз-
несом.
? разработан алгоритм и выявлены особенности организации совмест-
ных предприятий России и мусульманских стран. Сформирован комплекс
мероприятий по институционализации культурного многообразия, осно-
ванный на совмещении базовых этических ценностей, национальных мо-
делей управления.
? разработаны методические рекомендации по интегральной оценке
социально-экономической эффективности бизнеса на макро- и микро-
уровнях.
Практическая значимость работы. Положения, выводы и рекомен-
дации могут быть использованы широким кругом компаний, обладающих
культурным многообразием, при решении этических проблем в целях по-
вышения эффективности управления. Использование алгоритма создания
национальных компаний с элементами мусульманской деловой культуры
открывает новые возможности для совместного предпринимательства, как
на территории России в среде мусульманского населения, так и в мусуль-
манских странах.
Новые подходы, основанные на использовании опыта и приемов
различных бизнес-культур, могут оказать значительный вклад в развитие
теории и практики менеджмента, международных экономических отно-
шений, помочь в изучении кризисных, конфликтных явлений и облегчить
поиск путей их преодоления.
Основные теоретические положения и выводы диссертации приме-
няются автором в преподавании дисциплины «Основы исламской эконо-
мики» в Московском исламском университете и используются при подго-
товке учебно-методических материалов по данному курсу.
Апробация работы
22
Основные положения диссертационного исследования обсуждались
автором на:
1. Научно-практической конференции «Социально-экономические преоб-
разования в России на пороге XXI века», 2000 г., Санкт-Петербург.
2. Международном экономическом семинаре «Роль банков развития в ус-
ловиях переходной экономики в свете особенностей исламского банков-
ского дела» под эгидой Исламского Банка Развития, МКБ «Бадр-Форте»
Банк, 24-28 июня 2002 г., Москва.
3. Всероссийском семинаре руководителей духовных управлений мусуль-
ман РФ «Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществ-
ления в российском мусульманском сообществе», 9-11 июня 2003 г., Мо-
сква
Разработанные положения Кодекса этичного ведения бизнеса были
одобрены и приняты рядом российских компаний, среди которых можно
выделить Издательский Дом «Умма», Венчурный Фонд содействия эко-
номическим реформам «Евразия».
По теме диссертации опубликовано 5 научных работ автора общим
объемом 9,7 п.л., в том числе:
1. Гадиуллина Г.Ф. (Нуруллина Г.Ф.) Сравнительный анализ националь-
ных принципов организации и функционирования финансовых институ-
тов Ближнего Востока и Запада // Сборник «Проблемы современного
управления». - Вып. 4. – СПб: СПбГУЭФ, 2001. – 0,5 п.л.
2. Нуруллина Г.Ф. Исламская этика бизнеса. – М.: Изд-во «Умма», 2004. –
6,9 п.л.
3. Нуруллина Г.Ф. Исламские финансовые отношения и перспективы их
осуществления в российском мусульманском сообществе //Проблемы со-
временной экономики. – СПб, 2003. №2(6) – 0,6 п.л.
4. Нуруллина Г.Ф. Нравственные основы исламского бизнеса // Проблемы
современной экономики. – СПб, 2003, №2(6) – 0,8 п.л.
5. Нуруллина Г.Ф. Этические принципы исламского бизнеса //Материалы
6-го всероссийского семинара «Исламские финансовые отношения и пер-
спективы их осуществления в российском мусульманском сообществе». –
М., 2004. – 0,9 п.л.
23




НУРУЛЛИНА ГУЛЬНАРА ФАЙЗЕЛХАКОВНА
АВТОРЕФЕРАТ


Лицензия ЛР № 020412 от 12.02.97

Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бум. офсетная.
Печ. л. 1,3. Бум. л. 0,65. РТП изд-ва СПбГУЭФ. Тираж 70 экз. Заказ
Издательство Санкт-Петербургского государственного университета
экономики и финансов
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21



СОДЕРЖАНИЕ