СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи

Писаренко Елена Анатольевна

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВУЗОВ


13.00.08 - теория и методика
профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук


Ставрополь - 2004




3
Работа выполнена в Ставропольском государственном университете


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Брановский Юрий Сергеевич


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Намчук Виктор Петрович

доктор педагогических наук, профессор
Шаповалов Валерий Кириллович



Ведущая организация: Волгоградский государственный
педагогический университет



Защита состоится 21 декабря 2004 года в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.256.01
Ставропольского государственного университета по адресу: г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1-а, ауд. 416.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного университета.


Автореферат разослан 20 ноября 2004 года.




Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук,
профессор Л.И.Губарева




4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сегодня перед Россией стоит проблема
переосмысления национальной хозяйственной деятельности, изменений, кото-
рые в ней возможны и необходимы. Решение этой проблемы по плечу только
населению, имеющему высокий образовательный уровень, соответствующий
современным требованиям.
Необходимо радикальное повышение эффективности и качества подготовки
специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах, то есть подготовка
кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндуст-
риального общества. Научно-техническая революция, основанная на процессе
глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, требует информа-
тизации и сферы образования. Кроме повышения качества и увеличения степе-
ни доступности образования за счет роста образованности населения должен
существенно повыситься экономический потенциал страны и произойти инте-
грация национальной системы образования в научную, производственную, со-
циально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества.
Постановлением правительства Российской Федерации № 630 от 28 августа
2001 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой об-
разовательной информационной среды (2001-2005 гг.)». В ней обозначен круг
задач по внедрению информационных технологий в образование: "Интенсивное
развитие сферы образования на основе использования информационных и теле-
коммуникационных технологий становится важнейшим национальным приори-
тетом. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения про-
блемы опережающего развития системы образования на основе информацион-
ных технологий". Особо отмечена необходимость внедрения электронных
учебных материалов: "…должна быть создана информационно-производствен-
ная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов …
для индивидуальных и коллективных форм обучения".
На современном этапе образовательная парадигма определяет обучение как
управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не толь-
ко к увеличению багажа знаний, умений и навыков, но и к важным изменениям
личности обучаемого: повышению интеллекта, психологическому изменению

5
личности в направлении ее более полной самореализации. В вузе формируются
профессионально-значимые качества личности студента, которые впоследствии
будут определять его профессионализм и компетентность.
Министерством образования Ставропольского края в 2002 г. была принята
целевая региональная программа «Непрерывное экологическое образование в
комплексе «Детский сад – школа – учреждение дополнительного образования –
вуз – поствузовское образование» на 2002-2010 гг. Среди основных принци-
пов стратегии экологического образования в крае в программе заявлены:
- приоритетность экологического образования как гуманитарной и со-
циоестественной компоненты общего и профессионального образования;
- эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообраз-
ность экологического образования в регионе;
- комплексность и междисциплинарность экологического образования,
рассмотрение экологических проблем в каждой учебной дисциплине.
Напрашивается вывод о возможности и необходимости применения новых
информационных технологий в экологическом образовании. Именно использо-
вание средств мультимедиа дает возможность соединить вместе исторический,
культурологический и биологический аспекты экологии, рассказать о регио-
нальных и локальных экологических проблемах, нарушении экологического
равновесия и его последствиях. Компьютерные технологии позволяют быстро
вносить изменения в учебный материал, реагируя на изменение экологической
обстановки, показывать природные процессы в динамике.
Поэтому разработка научно-методических основ использования информа-
ционных технологий в экологическом образовании как средства достижения
задач, поставленных в программных документах развития образовательной
сферы, является актуальной проблемой теории и методологии высшего профес-
сионального образования.
Проблемами экологического образования и воспитания занимались С.Н.
Глазачев, В.И. Горовая, Л.И. Губарева, А.П. Сидельковский и др.
Психолого-педагогические основы применения информационных техно-
логий в образовании изложены в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько,
Ю.М. Горвица, Е.И Машбица, Е.С. Полат, В.А. Сластенина, и др.
Возможности повышения эффективности обучения при использовании ин-
формационных технологий рассматривали многие ученые. Обоснованием кон-

6
цепций создания различных педагогических технологий и общими проблемами,
возникающими при их разработке, занимались Ю.К. Бабанский, Ю.С. Бранов-
ский, И.И. Ильясов, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Ю.С. Тюнников и др.
Многие исследователи связывают вопросы оптимизации процесса обучения
с использованием в нем информационных технологий: Б.С. Гершунский,
В.Я. Ляудис, Э.Г. Малиночка, А.Я. Савельев, Г.К. Селевко и др. Опыт практи-
ческого применения информационных и компьютерных технологий в сфере об-
разования в нашей стране был описан в работах Ю.С. Брановского, В.В. Вер-
жбицкого, А.Д. Иванникова, В.П. Тихомирова, С.А. Щенникова и др.
Возможности и перспективы использования в различных областях образо-
вания электронных учебников, средств мультимедиа, виртуальной реальности,
гипертекстовых систем посвящены работы многих авторов: А.И. Архиповой,
Ю.С. Брановского, И.Г. Левитиной, А.И. Тихонова, Ю.М. Тараскина и др.
Однако, несмотря на кажущуюся разработанность проблемы, многие вопро-
сы пока не решены как в теоретическом, так и в практическом плане. Так, су-
ществуют противоречия между традиционными формами учебно-методи-
ческого обеспечения и потребностью в инновационных технологиях обучения,
между абсолютизацией структур и форм построения учебно-методических ма-
териалов для студентов и потребностью практики в их инновационных струк-
турах с расширенными функциональными и информационными возможностя-
ми.
Применение информационных технологий в экологическом образовании
пока является относительно новой областью исследования. Существующие на
сегодняшний день электронные учебники по экологии немногочисленны и
имеют определенные недостатки. Так, в электронном учебнике "Экология"
Уральского государственного технического университета (несомненно, лучшем
из имеющихся в распоряжении местных вузов), дан обширный материал с
большим количеством иллюстраций, схем и диаграмм, тестами для самокон-
троля, однако практически всю информацию, данную в электронном виде,
можно прочитать в традиционной книге. Кроме того, огромное количество ма-
териала, выходящего далеко за рамки государственных стандартов по дисцип-
линам экологического и естественнонаучного циклов небиологических специ-
альностей вузов делает такой учебник громоздким и малопригодным в услови-
ях реального учебного процесса. Нам представляется, что электронный учебник
экологии должен быть менее объемным, более конкретным, приспособленным
7
для самостоятельной исследовательской и творческой работы студента. С на-
шей точки зрения, цель электронного учебника экологии заключается не
столько в том, чтобы дать систему крепких знаний, сколько в пробуждении и
закреплении интереса к экологической проблематике, желания заниматься ею в
дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности, на любом участке
сферы производства или сервиса.
Актуальность и неразработанность названных проблем, а так же настоя-
тельная потребность образовательной практики обусловили выбор темы иссле-
дования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы пе-
дагогические и методические условия обеспечения эффективной подготовки
экономиста к профессиональной эколого-экономической деятельности?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная
проверка научно-методических основ применения новой информационной тех-
нологии в экологическом образовании студентов экономических специально-
стей в рамках современной образовательной парадигмы.
Объект исследования - образовательная деятельность в высших учебных
заведениях в системе профессионального экономического образования с при-
менением современных информационных технологий обучения.
Предмет исследования - научно-методические основы применения инно-
вационных информационных технологий в экологическом образовании в сис-
теме профессионального обучения экономистов высшей школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: идеи це-
лостности, системного подхода к анализу явлений и процессов; общая теория
познания; представления о деятельности как особой объективной реальности;
принципы предметной деятельности, системности, единства теории и практики,
личностно-ориентированного подхода в обучении.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что высокие эф-
фективность и качество процесса обучения экологии студентов-экономистов
будут обеспечены, если разработка и внедрение новых информационных тех-
нологий обучения базируется на научно-методических основах, отражающих:
- теорию познания, требования принципа системной дифференциации и меж-
дисциплинарности экологического образования;
- социально-экономические и психолого-педагогические факторы и условия
экологического образования;

8
- системный подход в научных исследованиях, а также педагогические теории
личностно-ориентированного, развивающего обучения;
- принципы целостности окружающей среды, непрерывности, взаимосвязи
краеведческого, регионального и глобального подходов к раскрытию про-
блем окружающей среды, направленности образования на развитие ценност-
но-мотивационной сферы личности;
- специфику изучаемой предметной области;
- специфику информационно-гносеологической среды и психолого-
педагогических условий компьютеризации учебного процесса.
Для проверки гипотезы и реализации целей были сформулированы и реше-
ны следующие задачи.
1. Определить теоретические положения, составляющие научно-
методические основы разработки и использования информационных техноло-
гий в экологическом образовании студентов-экономистов в соответствии с вы-
водами современных психолого-педагогических учений.
2. Выявить и обосновать психолого-педагогические принципы, критерии,
условия, лежащие в основе реализации инновационных технологий в рамках
концепции всеобщего непрерывного экологического образования.
3. Обобщить процесс разработки инновационных информационных техно-
логий и методик их применения в обучении студентов экономических вузов и
разработать электронное учебное пособие по экологии региона.
4. Разработать методику применения инновационных информационных
технологий в соответствии с концепцией модернизации образования и целевой
региональной программой непрерывного экологического образования.
5. Осуществить внедрение новой информационной технологии экологиче-
ского образования студентов экономических специальностей вузов с использо-
ванием электронного учебного пособия по экологии региона Кавказских Мине-
ральных Вод (КМВ) в учебном процессе.
Для решения проблем исследования в соответствии с указанными выше за-
дачами были использованы следующие методы.
1. Теоретические, включающие изучение и анализ отечественной и зару-
бежной педагогической, психологической и методической литературы по эко-
логическому образованию студентов-экономистов и применению современных



9
информационных технологий и компьютерных средств в экологическом обра-
зовании, реализующие системный подход к педагогическим явлениям.
2. Эмпирические: анализ современных проблем экологического образования
и управления учебным процессом, использования информационных ресурсов и
программного обеспечения; разработка электронного учебного пособия по со-
циальной экологии Кавминвод; педагогический и психолого-педагогический
эксперимент в целях выявления эффективности предложенных методик приме-
нения новых информационных технологий в обучении студентов экономиче-
ских вузов и разработанного учебно-методического комплекса.
Этапы исследования. Теоретические и опытно-экспериментальные ис-
следования проводились с 2000 по 2003 годы. Первый этап исследования (2000-
2002) представлял собой изучение проблем информатизации в сфере экологи-
ческого образования и проведение констатирующего эксперимента. На втором
этапе (2002-2003) проводились работы по разработке научно-методических ос-
нов создания электронного учебного пособия по социальной экологии региона
КМВ, структурированию отобранных материалов и их обработке. Разрабатыва-
лись критерии для определения эффективности процесса обучения с использо-
ванием информационной технологии, проводился поисковый эксперимент. На
третьем этапе (2003-2004) корректировалось содержание электронного учебни-
ке, проводился формирующий психолого-педагогический эксперимент, иссле-
довалось влияние новой информационной технологии на качество обучения.
База исследования - филиал Санкт-Петербургского государственного ин-
женерно-экономического университета в г. Ессентуки, Ессентукский институт
управления, бизнеса и права, Кисловодский филиал Московской академии ту-
ристского и гостинично-ресторанного бизнеса.
Научная новизна
1. Впервые разработаны научно-методические основы использования новых
информационных технологий в экологическом образовании студентов эконо-
мических специальностей вуза, процедура и этапы создания программных про-
дуктов учебного назначения в соответствии со спецификой конкретной пред-
метной области, психолого-педагогическими особенностями учебного процес-
са, методами научного моделирования.
2. Определены особенности экологического образования студентов эконо-
мических специальностей: убеждение в необходимости существования сис-
темы экологических ценностей; осознание студентами идеи единства эко-
10
логического пространства; формирование активной эколого-направленной
жизненной позиции, интереса к местным экологическим проблемам.
3. Впервые разработаны новые подходы к созданию электронного учеб-
ного пособия по экологии региона: рассмотрение экологических вопросов в
историческом, социальном и проблемном аспектах; оперативное отражение
в электронном учебнике текущих изменений экологического состояния ре-
гиона и конкретной местности; использование историко-краевед-ческого
материала, позволяющего провести оценку антропогенного воздействия на
местную природу; наличие справочной и поисковой систем для быстрого
поиска нужных сведений; наличие картографического материала.
Теоретическая значимость. Разработаны научно-методические основы ис-
пользования новых информационных технологий в экологическом образовании
студентов экономических специальностей вузов в рамках нового направление в
педагогических исследованиях, интегрирующего научное содержание, новые
информационные технологии и педагогическое творчество при доминирующей
роли первого компонента. Теоретически обоснована концепция создания учеб-
но-методического комплекса по экологии, содержащего традиционные и инно-
вационные дидактические материалы и методики их использования, ориенти-
рованные на открытое образовательное пространство.
Практическая ценность работы заключается в разработке и внедрении со-
временного информационного учебно-методического комплекса, включающего
электронное учебное пособие по социальной экологии региона КМВ, рабочие
программы по экологическим дисциплинам, соответствующие государствен-
ным образовательным стандартам высшего профессионального образования и
учитывающие возможность использования в учебном процессе названного
электронного пособия, методические разработки к семинарским и практиче-
ским занятиям с использованием новой информационной технологии. Осуще-
ствлена интеграция новых методик с традиционными средствами обучения.
На защиту выносятся следующие положения.
1. В экологическом образовании студентов экономических специальностей
вузов необходимо делать основной акцент на рассмотрении не биологических,
а социально-экономических, исторических и проблемных аспектов экологиче-
ской ситуации, то есть объективно показывать, как нарушение экологического
баланса сказывается, в конечном счете, на самом человеке и качестве его жиз-
ни.
11
2. Преподавание дисциплин экологической направленности студентам-
экономистам должно вестись в основном с использованием местного материа-
ла, так как рассмотрение экологических проблем, имеющих место непосредст-
венно в данном регионе или местности и влияющих на жизнь и здоровье людей,
на экономику региона, дает значительно больший познавательный и воспита-
тельный эффект, нежели рассмотрение мировых экологических проблем. При-
чем даже в самой экологически благополучной местности материалов для по-
добного рассмотрения оказывается предостаточно.
3. Наиболее удобным и быстрым средством достижения указанных целей
является использование современных информационных технологий, оператив-
ное создание или корректировка мультимедийных учебных пособий.
4. Построение электронного учебного пособия по экологии региона должно
преследовать цели формирования системы ценностей и идеала деятельности
человека в социоприродной среде, выработки представления об уникальности
местного и регионального природного комплекса, осознанной необходимости
экологической деятельности и гражданской позиции в отношении экологиче-
ских проблем, становления научного стиля мышления.
5. Электронное учебное пособие по экологии призвано стимулировать само-
стоятельную учебно-познавательную деятельность студентов, поэтому должно
содержать интересный и насыщенный исторический и иллюстративно-
графический материал о динамике экологического состояния региона, о совре-
менных экологических проблемах, их причинах и возможных способах реше-
ния. Форма подачи материала в пособии должна обеспечивать возможность
выбора индивидуальной схемы обучения, создать некое "пространство учебни-
ка", по которому можно передвигаться с помощью системы поиска по ключе-
вому слову, по гипертекстовым и иллюстративным ссылкам.
Достоверность и обоснованность полученных в результате исследования
данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким
теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспери-
ментального исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике,
достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического экс-
перимента, проведению количественного и качественного анализа результатов
эксперимента, репрезентативностью объема выборок и статистической значи-
мостью полученных данных.


12
Апробация и внедрение результатов работы. Отдельные части и работа в
целом докладывались, обсуждались и были одобрены на научных и научно-
практических конференциях различного уровня: межвузовских «Стратегия гло-
бального и регионального устойчивого развития» (Ессентуки, 1999), «Вузов-
ская наука в образовании, бизнесе и производстве» (Ессентуки, 2000), «Соци-
ально-экономические, правовые и экологические проблемы России на рубеже
столетий» (Ессентуки, 2001), IV региональной научной конференции «Дни нау-
ки» (Пятигорск, 2003).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Ессентукском фи-
лиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета, в Ессентукском институте управления, бизнеса и права, в Кисло-
водском филиале Московской академии туристского и гостинично-
ресторанного бизнеса.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы, включающего 107 источни-
ков, в том числе 74 - отечественных, 28 - зарубежных авторов, 5 ссылок на ин-
тернет-сайты. Работа изложена на 178 страницах, содержит 15 таблиц и 14 ри-
сунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования и сформулирова-
на его проблема, рассмотрены основные характеристики научного аппарата -
цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определены его теоре-
тические и методологические основы, раскрыты этапы исследования, его зна-
чимость.
В первой главе диссертационной работы "Теоретические аспекты
экологического образования студентов вузов" рассмотрены актуальные вопро-
сы экологического образования в высшей школе. Выявлены тенденции перехо-
да к новым формам и методам в организации освещения вопросов охраны при-
роды и воспитания у студентов бережного отношения к окружающей среде.
В глобальном контексте экологическое образование рассматривается как
ключевая часть процесса оптимизации использования и охраны природы и дос-
тижения устойчивого развития каждой страны и мира в целом. В педагогиче-
ском аспекте экологическое образование является основой процесса формиро-
вания у личности экологической культуры.

13
Проведенное исследование показало, что в современных условиях идет
формирование согласительной парадигмы на стыке господствующей антропо-
центрической парадигмы, помещающей человека в центр биосферы, и экоцен-
трической парадигмы, утверждающей целостный подход к раскрытию универ-
сальной ценности природы и необходимость ответственного отношения чело-
века и общества к феномену жизни во всех формах ее проявления. Возникнове-
ние такой согласительной парадигмы отражает движение общественного соз-
нания от философии антропоцентризма к философии экоцентризма.
Сформулированы общие принципы экологического образования и их харак-
терные особенности. Установлено, что в преподавании экологии важнейшими
являются принципы целостности окружающей среды, междисциплинарности,
непрерывности, взаимосвязи краеведческого, национального, регионального и
глобального подходов к рассмотрению экологических проблем, направленно-
сти образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гар-
монизации отношений с окружающей средой. Принцип непрерывности нашел
свое отражение в принятой в Ставропольском крае целевой региональной про-
грамме "Непрерывное экологическое образование в комплексе «Детский сад -
школа - учреждение дополнительного образования - вуз - поствузовское обра-
зование» на 2002-2010 гг.".
В соответствии с принципом системной дифференциации экологическое
образование должно начинаться с усвоения обобщенных, теоретических зна-
ний, с введения в сознание и мышление человека основных экологических и
нравственно-экологических понятий, с закладки прочной ориентировочно-
мотиваци-онной основы формирования экологической ответственности. Далее
усвоенные теоретические положения должны быть конкретизированы частны-
ми фактами и примерами, что будет формировать этическое отношение к эко-
логической действительности. Основываясь на принципе системной дифферен-
циации, экологическое образование реализуется как процесс решения непре-
рывно усложняющихся задач и включает в себя следующие основные этапы:
вводно-ориентировочный, операционно-познавательный, оценочно-
результативный.
Принцип междисциплинарности экологического образования направлен на
согласованное рассмотрение экологических проблем при изучении большинст-
ва учебных дисциплин. Экологическое образование требует объединения уси-
лий всех учебных предметов и не может быть сведено к изучению экологиче-
14
ских проблем и частных вопросов охраны природы в пределах одного учебного
предмета. Применение в экологическом образовании принципа междисципли-
нарности обусловлено объективным единством мира природы и человека.
В работе проанализировано содержание экологического образования сту-
дентов небиологических вузов и выявлены его основные компоненты: мировоз-
зренческие (межпредметно-экологические) идеи, экологические и нравственно-
экологические понятия, законы и закономерности, представления, факты, уме-
ния и навыки, опыт творческой деятельности. Показано, что в содержании и
методах экологического образования студентов-экономистов следует преду-
смотреть возможности для поэтапного формирования у них системы убежде-
ний, ценностей, отношений, и опыта принятия ответственных решений в про-
фессиональной эколого-экономической деятельности.
Анализ психологической литературы по проблемам экологического образо-
вания привел к выводу, что при конструировании учебных программ по эколо-
гии ход изложения учебного материала должен строиться как поэтапное рас-
крытие, уточнение и целенаправленное развитие некоторых немногих всеоб-
щих отношений или принципов. В рамках такого метода необходимо идти пре-
имущественно от общего к частному, от принципа к его конкретизации, от на-
учной теории к фактам. Возможен, в частности, эколого-исторический подход к
освещению экологической проблематики в вузе. Его задача - раскрыть проти-
воречивость и неоднозначность взаимодействия человека с природой на раз-
личных исторических этапах, проанализировать сущность и причины противо-
речий, возникавших в различные исторические эпохи, показать в историческом
плане основные успехи и просчеты во взаимоотношениях общества с природ-
ной средой, убедить студентов в необходимости ответственного отношения к
природе в повседневной профессиональной деятельности.
Рассмотрены методы экологического образования как способы организации
совместной деятельности преподавателя и студентов, направленной на форми-
рование ответственного отношения личности к природе как универсальной
ценности. Показано, что методы экологического образования должны позво-
лять студентам почувствовать комплексность и системность окружающей сре-
ды, побуждать к активности, к самостоятельной постановке вопросов о природ-
ной среде и к поиску ответов на эти вопросы.
Проанализированы подходы к экологическому образованию в развитых
странах Западной Европы и США. Несмотря на разнообразие форм, направле-
15
ний и методологических подходов к экологическому образованию в разных
странах, различную степень участия в нем государственных и общественных
структур, общепринятым является мнение, что экологическое образование не
может рассматриваться как самостоятельный, независимый предмет, оно явля-
ется результатом согласования структуры и содержания всех преподаваемых
дисциплин. Во всех развитых государствах общество все более приходит к вы-
воду о необходимости пристального внимания к экологическому образованию
на всех этапах жизни и деятельности каждого жителя страны. Расширяется сеть
неправительственных и международных экологических организаций, экологи-
ческих образовательных проектов, экологических серверов и интернет-сайтов.
Во второй главе диссертации "Совершенствование форм и методов эколо-
гического образования на основе внедрения новых информационных техноло-
гий" осуществлен анализ теоретических основ использования информационных
технологий при подготовке студентов-экономистов к эколого-экономической
деятельности.
На современном этапе экологические цели стали определяющими в миро-
вом производстве и экономике, поэтому на уровне ООН была не только офици-
ально признана важность образования в области охраны окружающей среды, но
и отмечено, что экологической обучение должно приводить к формированию
экологического мировоззрения. Особое значение придается воспитанию эконо-
мистов нового типа, которые, учитывая одновременно и экологические, и эко-
номические интересы, смогли бы обеспечить безопасное экономическое разви-
тие. Наша страна пока не имеет адекватной системы экологического образова-
ния и воспитания студентов-экономистов, необходимой для полноценной дея-
тельности наших специалистов в условиях мировой рыночной экономики.
В работе показано, что в число задач, направленных на достижение цели
экологического образования экономиста или менеджера, обязательно должно
включаться приобщение студентов к решению проблем окружающей среды на
местном уровне. Это позволяет реализовать полученный объем экологических
знаний и умений на практике и дает возможность каждому студенту почувство-
вать личную сопричастность к решению общественно значимых экологических
проблем.
В ходе работы были выявлены особенности экологического образования
студентов экономических специальностей, главные среди которых - идея един-
ства экологического пространства, формирование эколого-направленной жиз-
16
ненной позиции, изучение экологического права, воспитание интереса к регио-
нальным и местным экологическим проблемам. В качестве основы преподава-
ния дисциплин экологической направленности на экономических факультетах
предложено использовать историко-социологическую и экономическую со-
ставляющие экологической проблематики, делать акцент на рассмотрении со-
циально-экологических явлений, процессов и законов, причем изучать их, в ос-
новном, на региональных и местных примерах.
Исходя из анализа соответствия существующих образовательных техноло-
гий новым требованиям к экологическому образованию сделан вывод, что тра-
диционные педагогические методики преподавания экологических дисциплин в
экономических вузах слабо отвечают современным требованиям и нуждаются в
усовершенствовании.
В качестве новой методики предложено использовать новые информацион-
ные технологии, которые позволяют использовать в обучении местный матери-
ал, быстро менять информационную базу в соответствии с экологическими реа-
лиями, делают образовательную систему более качественной и доступной.
В созданном в рамках проводимой работы электронном учебном пособии по
социальной экологии региона КМВ вопросы экологического состояния и при-
родоохранных проблем Кавминвод рассмотрены в историческом, социально-
экологическом и проблемно-экономическом аспектах.
В содержание учебного пособия включены следующие главы.
Глава 1. Актуальные проблемы социальной экологии .
Глава 2. Исторический аспект экологии Кавказских Минеральных Вод.
Глава 3. Природные ресурсы и курортные факторы КМВ.
Глава 4. Минеральные воды КМВ.
Глава 5. Экологические проблемы Кавминвод.
Глава 6. Пути выхода из экологического кризиса. Концепция устойчивого
развития.
В электронном пособии рассмотрены вопросы истории заселения террито-
рии Кавминвод, рождения и развития курортов, описано формирование важ-
нейших курортных городов - Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, Ессен-
туков. Подробно описана гидроминеральная база курортного региона, участки
формирования и выхода минеральных вод, их использование и соответствую-
щие профили курортов, экологические проблемы сохранения источников.


17
Рассмотрены природные факторы особо охраняемого эколого-курортного
региона: ландшафт, климат, поверхностные воды, растительность, животный
мир. Особое внимание уделено резервам курортов, возможностям их сохране-
ния и развития. В пособии названы наиболее серьезные экологические пробле-
мы региона, описаны способы их решения. Рассмотрены вопросы охраны и ра-
ционального использования земельных и водных ресурсов, охраны атмосфер-
ного воздуха, проблемы утилизации отходов, проблемы сохранение биоразно-
образия, влияние антропогенного фактора на развитие экологического кризиса
на КМВ и концепция рационального природопользования.
Учебный текст разбит на главы, подразделы, модули, имеющие относитель-
но самостоятельное значение. Основные определения и термины вынесены в
словарь, пояснения из которого вызываются по гиперссылкам. Параллельно с
текстом, но отдельной "лентой" проходят иллюстрации (рис.1).
Логически и тематически взаимосвязанные модули в учебнике "скреплены"
через соответствующие иллюстрации: перейдя из текста на связанную с ним
иллюстрацию, можно по щелчку мыши перейти на другую иллюстрацию, свя-
занную с первой. Так, например, связаны между собой исторические описания
развития курортов и анализ современного состояния и проблем тех же городов,
фотографии отдельных курортных объектов начала 20 века и эти же объекты
через 100 лет. Это дает возможность обучаемому самостоятельно проанализи-
ровать суть и причины возникших экологических проблем, обдумать возмож-
ные варианты их решения.




Рис. 1. Общий вид страницы учебника Рис. 2. Вызов карты-схемы КМВ

При изучении экологических проблем конкретного региона важную роль
играет работа с физической или топографической картой либо с картой-схемой
изучаемой местности. Поэтому в электронном учебном пособии предусмотрена
возможность вызова карты региона КМВ, увеличения необходимой ее части до
нужного размера (рис. 2). Это расширяет возможности самостоятельной работы

18
с учебным материалом, в том числе при проведении анализа экологического
состояния местности в целом и отдельных ее объектов.
Работа с определенными темами может вестись и с помощью поисковой
системы, организованной по аналогии с функцией "Найти" текстового редакто-
ра Word (рис. 3). При этом упоминание одного и того же объекта, явления, тер-
мина может быть быстро найдено во всем объеме учебника, что позволяет да-
вать студентам задания не по конкретному параграфу или главе учебника, а по
теме в ее историческом и проблемном развитии.




Рис. 3. Поисковая система

Важным преимуществом электронного учебного пособия перед книжным
изданием является возможность его оперативной доработки. Экологическое со-
стояние региона способно быстро изменяться, что должно находить отражение
в учебном материале. Но при издании книжного варианта учебного пособия та-
кие изменения могут быть внесены только в его последующих переизданиях, в
результате чего данные могут потерять актуальность. В случае же электронного
учебника изменения могут быть внесены быстро. Сбор материалов и дополне-
ние на их основе учебного пособия может стать, например, темой курсовой или
дипломной студенческой работы. Таким образом, электронное учебное пособие
может стимулировать научную работу как студентов, так и преподавателей.
Электронное пособие позволяет приучить студента к самостоятельной рабо-
те по изучению экологических проблем, подвести к осознанию необходимости
бережного отношения к природным богатствам, хрупкости экологического рав-
новесия и сложности, а порой и невозможности его восстановления.



19
Пособие может использоваться при изучении различных дисциплин естест-
веннонаучного и экологического направления. Применение электронного посо-
бия позволяет ставить различные цели и достигать различного уровня освоения
материала, выбирать индивидуальные схемы изучения предложенных тем, ак-
тивизирует работу преподавателя.
Использование учебного пособия в качестве дополнения к лекционному ма-
териалу позволяет, кроме формирования общего представления о предмете и
задачах социальной экологии, сформировать систему ценностей и идеал дея-
тельности человека в социоприродной среде, показать уникальность природно-
го комплекса района Кавказских Минеральных Вод и его особое значение, про-
анализировать причины возникновения основных экологических проблем ре-
гиона и возможные способы их решения, сформировать осознанную необходи-
мость профессиональной эколого-экономической деятельности и гражданскую
позицию в отношении экологических проблем, расширить кругозор, повысить
научную грамотность и компетентность студентов.
Внедрение созданного учебного пособия в практику экологического образо-
вания студентов экономических специальностей потребовало определения кри-
териев и методов оценки уровня экологической подготовки, степени готовности
будущих экономистов к эколого-экономической деятельности. В связи с этим
наряду с анализом результатов педагогического эксперимента был проведен
анализ литературы по теории и методике профессионального и экологического
образования, что и было отражено в третьей главе диссертации "Эксперимен-
тальное исследование эффективности использования электронного пособия при
обучении дисциплинам естественнонаучного цикла ".
Уровень готовности экономиста к эколого-экономической деятельности
включает мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, гностический
(содержательно-информационный), операционно-деятельностный компоненты.
На первый план в структуре личности специалиста выдвигается мотиваци-
онно-ценностный компонент отношения к профессиональной деятельности.
Системообразующим при этом выступает мотив осознания специалистом эко-
лого-экономической деятельности как своего профессионального долга и, сле-
довательно, осмысления существенности экологических проблем и необходи-
мости их решения. Мотивация оказывает существенное влияние на характер
протекания эколого-экономической деятельности, во многом определяет сфор-
мированность других компонентов готовности.
20
Таким образом, функциональные критерии готовности к эколого-
экономической деятельности включают осмысленность, системность, глубину
и объем экологических знаний.
В констатирующем эксперименте были определены коэффициенты качества
экологических знаний студентов по всем четырем критериям. Выяснилось, что
в целом студенты инженерно-экономического факультета показали лучшие ре-
зультаты, чем студенты финансово-экономического факультета. Анкетирование
студентов в ходе констатирующего эксперимента показало, что роль экологи-
ческого просвещения понимается ими в основном в контексте воспитания и
развития, а образовательная функция эколого-экономической деятельности
сводится в основном к изучению экономических методов регулирования эколо-
гической ситуации.
Констатирующий эксперимент позволил также выявить отношение студен-
тов к содержанию и качеству вузовской подготовки к эколого-экономической
деятельности и степень их заинтересованности в такой деятельности. Сделан
вывод о необходимости интенсификации учебного процесса и переориентиро-
вании его на получение студентом практических знаний о местных экологиче-
ских проблемах и способах их решения.
Анализ полученных в ходе констатирующего эксперимента материалов по-
зволил обнаружить и установить прямую зависимость между качеством полу-
чаемых знаний, состоянием преподавания экологических вопросов в вузе и
практикой подготовки будущего специалиста к эколого-экономической дея-
тельности. Отмечен ряд недостатков в опыте работы вузов: низкий уровень
экологических знаний и умений у студентов, который обусловлен слабой
школьной подготовкой выпускников, невозможностью отобрать из их числа
сильных абитуриентов и, следовательно, большими проблемами с их дальней-
шим обучением, низкий уровень экологической культуры студентов, несовер-
шенство вузовской образовательной практики.
На заключительном этапе педагогического эксперимента была осуществле-
на общая оценка возможностей использования новых информационных техно-
логий при обучении студентов экономических специальностей вуза дисципли-
нам экологического направления и определена результирующая степень готов-
ности будущего специалиста к эколого-экономической деятельности.
Качественный анализ полученных в ходе эксперимента фактов показал, что
экспериментальная методика обучения с помощью новой информационной
21
технологии позволила не только повысить качество специальных экологиче-
ских знаний студентов, обеспечить их стабильную динамику, но и существенно
улучшить профессиональную готовность будущего специалиста к эколого-
экономической деятельности.
Контрольные срезы, проводившиеся в течение всего заключительного этапа
эксперимента показали, как изменялись во времени качественные показатели
полученных знаний в контрольной и экспериментальной группах. Системность,
осмысленность и глубина знаний у студентов, обучавшихся с применением но-
вой информационной технологии, в конечном счете, оказались выше, чем у
студентов, обучавшихся по традиционным методикам. Причиной тому может
служить верный выбор концепции и формы подачи материала в электронном
учебном пособии и его высокое качество.
Э кспе рим е нт ал ьна я группа
45

40
35

30
25

20
15

10
5

0
мотив ы о со з нание эк о л ого- мо тив о со з нания мотив мотив , св я з анны й с
о тсу тств у ю т эк оно мическ ой само ценно сти ф о р мир о в ания в идеей к оэв о л ю ции,
дея тель но сти к ак пр ир оды со з нании эк ол о гическ им
пр о ф ессио нал ь но го диал ек тическ ой импер атив о м
до л га к ар тины мир а



сту денты И Э Ф - исхо дны й этап дея тел ь но сти сту денты И Э Ф - к о нечны й этап дея тел ь но сти

сту денты Ф Э Ф - исхо дны й этап дея тел ь но сти сту денты Ф Э Ф - к о нечны й этап дея тел ь но сти



К о нт ро л ьная группа
40

35

30

25

20

15

10

5

0
мотив ы о со з нание эк о л ого- мо тив о со з нания мотив мотив , св я з анны й с
о тсу тств у ю т эк оно мическ ой само ценно сти ф о р мир о в ания в идеей к оэв о л ю ции,
дея тель но сти к ак пр ир оды со з нании эк ол о гическ им
пр о ф ессио нал ь но го диал ек тическ ой импер атив о м
до л га к ар тины мир а



сту денты И Э Ф - исхо дны й этап дея тел ь но сти сту денты И Э Ф - к о нечны й этап дея тел ь но сти

сту денты Ф Э Ф - исхо дны й этап дея тел ь но сти сту денты Ф Э Ф - к о нечны й этап дея тел ь но сти


Рис. 4. Структура и динамика мотивов эколого-экономической деятельности
студентов контрольной и экспериментальной групп


22
В ходе эксперимента изменялась и структура учебно-познавательной
мотивации студентов (рис. 4). Так, в экспериментальных группах, обучавшихся
с применением новых информационных технологий, значительно уменьшилось
число студентов с невыраженными мотивами, а в структуре мотивации доми-
нировал мотив, связанный с экологическим императивом и страхом его престу-
пить. Таким образом, экспериментальное обучение не только обеспечи-
ло учебно-познавательную мотивацию, но и создало систему ценностных ори-
ентиров в предстоящей профессиональной эколого-экономической деятельно-
сти.
При проверке гипотезы о существенности различия двух выборочных сред-
них ставилась задача определить, привело ли применение новой педагогиче-
ской технологии к реальному улучшению успеваемости по предмету. При этом
был принят уровень значимости 1%.
Критическая область в данном случае оказалась правосторонней, поэтому
для решения задачи был использован t-критерий Стьюдента. Ответ на постав-
ленный вопрос потребовал сопоставления разности двух выборочных средних с
величиной средней квадратической ошибки этих средних. Величина t была рас-
считана по фактическим данным двух выборок:
х1 ? х 2
,
t расч. =
µ(х ?х
2)
1



где µ ( х ? х ) - стандартная ошибка разности двух выборочных средних, вычисляет-
1 2



ся по формуле:
n1 + n2
µ( х ?х ) = ? 2 ? ,
n1 ? n2
1 2




где ?2 - оценка генеральной дисперсии по данным двух выборок;
n1 и n2 - количество наблюдений (оценок) соответственно в первой и во
второй выборках.
Расчетное значение t-критерия Стьюдента для числа степеней свободы
?=(n1+n2-2)=120 при уровне значимости 1% оказалось больше табличного, зна-
чит, различие между средними баллами в контрольной и экспериментальной
группах с вероятностью 99% нельзя объяснить случайностями выборки и, сле-
довательно, уровень успеваемости в экспериментальной группе объективно
выше.


23
Применение метода дисперсионного анализа для выяснения причин вариа-
тивности полученных баллов показало, что на 63,43% дисперсия набранных
баллов объясняется различиями в методике преподавания, а на 36,57% - влия-
нием прочих факторов, к которым можно отнести степень предварительной
экологической подготовки, уровень экологической культуры, национальные
особенности восприятия природной среды, степень индивидуальной способно-
сти к обучению. Однако преобладающее влияние на вариацию баллов, набран-
ных студентами экспериментальных и контрольных групп на заключительном
экзамене по экологии, оказало применение разных методик преподавания, и
объективно лучшие результаты показали студенты, обучавшиеся с применени-
ем мультимедийного учебного пособия.
В заключении диссертационной работы подведены итоги теоретического и
экспериментального исследований.


ВЫВОДЫ
1. В ходе работы подтвердилась рабочая гипотеза о повышении эффектив-
ности и качества процесса обучения экологии студентов-экономистов при
внедрении новых информационных технологий, основывающихся на научно-
методической базе современного психолого-педагогического учения.
2. Показано, что рассмотрение социально-экологических, исторических и
проблемных аспектов региональной и местной экологической ситуации при-
водит к повышению мотивации эколого-экономической деятельности студен-
тов и к смещению ее в сторону осознания такой деятельности как профессио-
нального долга и к пониманию сущности экологического императива.
3. Эксперимент продемонстрировал преимущества преподавания дисцип-
лин экологической направленности в основном с использованием местного
материала. Результаты контрольных срезов и их статистическая обработка по-
казали, что уровень знаний у студентов, обучавшихся с использованием новой
информационной технологии и по соответствующей методике, оказался объ-
ективно выше, чем в контрольных группах, где новые методики не применя-
лись.




24
Список публикаций по теме диссертации

1. Писаренко Е.А. Проблемы экологии и современная система образования //
Организация и управление образовательной, научной и производственной
деятельностью: Межвуз. сб. научн. работ - Ессентуки: Изд-во ЕИУБиП.
1998. - С. 88 - 93.
2. Писаренко Е.А., Остроумов А.А. К вопросу о тенденции и причинах измене-
ния чистоты атмосферного воздуха // Вопросы научно-исследовательской
работы и образовательной практики высшей школы: Межвуз. сб. научн. ра-
бот. – Ессентуки: Изд-во ЕИУБиП. – 1999. - С. 48 - 54.
3. Писаренко Е.А., Остроумов А.А. О влиянии ядерных испытаний 1955-1969
г.г. на чистоту атмосферного воздуха района КМВ // Вузовская наука в обра-
зовании, бизнесе и производстве: Межвуз. сб. научн. работ. - Ессентуки:
Изд-во ЕИУБиП. – 1999. - С. 110 -112.
4. Писаренко Е.А. К вопросу об использовании новых информационных тех-
нологий в системе экологического образования // Социально-экономичес-
кие, правовые и экологические проблемы России на рубеже столетий: Меж-
вуз. сб. научн. работ. - Ессентуки: Изд-во ЕИУБиП, 2001. - С. 103 - 104.
5. Писаренко Е.А. Особенности экологической подготовки студентов экономи-
ческих специальностей // Сб. научн. тр. ПГТУ "Дни науки" / Под ред. В.А.
Казначеева. - Пятигорск: Изд-во "Технологический университет", 2003. - №
23, Ч. 1. - С. 80 - 82.
6. Писаренко Е.А. Междисциплинарный характер экологического образования
// Проблемы развития туристского и гостинично-ресторанного бизнеса в РФ
и за рубежом: Сб. ст. - М.: Изд-во МАТГР, 2003, - Вып. 8. - С. 84 - 88.
7. Писаренко Е.А., Овдиенко Н.И. Социальная экология региона Кавказских
Минеральных Вод - Пятигорск: Изд-во "Рекламно-информационное агент-
ство на КМВ", 2004. - 122 с.
8. Писаренко Е.А., Санкин А.В., Шабалин А.С. Социальная экология региона
Кавказских Минеральных Вод: Электронн. учеб. пособие - Регистрация
ОФАП №3866 от 21.09.04, госрегистрация №50200401143 от 27.09.04.




25



СОДЕРЖАНИЕ