СОДЕРЖАНИЕ

Министерство образования Российской Федерации
Уральская государственная юридическая академия


На правах рукописи


Рябинин Николай Александрович



ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Специальность 120001 - Теория и история права
и государства; история правовых учений


Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата юридических наук








Екатеринбург
2001
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России.



Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор Шабуров Анатолий Степанович

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор
Самигуллин Венир Калимуллович;
кандидат юридических наук, профессор
Шафиров Владимир Моисеевич

Ведущая организация:

Уральская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации



Защита состоится "___" __________ 2001 года в _____ часов на заседании Диссертационного совета Д.212.282.01 в Уральской государственной юридической академии (620066, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, зал заседаний совета).



С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральской государственной юридической академии.




Автореферат разослан "___" __________ 2001 г.




Ученый секретарь
Диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор





Леушин В.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Проблемы генезиса, развития и функционирования современной российской государственности, несмотря на достаточную многочисленность и обширность их исследования, не перестают волновать научную общественность, политиков, руководителей органов власти и рядовых граждан. По какому пути дальше идти России? Какова цель её существования? Можно ли говорить о едином, непрерывном развитии российской государственности? Нужен ли нам веками накопленный опыт государственно-правового строительства? Уместно ли использовать такой опыт для реформирования современной России? Данные проблемы не утратили своей актуальности, причём возникновение новых, нерешённых вопросов обусловливает потребность проведения конкретных научных исследований проявлений преемственности в развитии как государственности в целом, так и государственности России в частности.
Теоретические исследования категорий "государственность" и "преемственность" предоставляют возможность проследить основные закономерности возникновения и развития государства и права, а также сделать прогнозы относительно их будущей эволюции. Перенесение теоретических положений на российскую действительность позволит проследить развитие российского государства, права и государственности России.
Актуальность рассматриваемой в настоящей диссертации темы обусловливается и отсутствием достаточно глубокого её анализа в юридической литературе.
Рассмотрение российской государственности с точки зрения её преемственного развития поможет сформировать целостный взгляд на российскую действительность, с более широких позиций подойти к установлению дальнейшего пути развития государственности России и обозначить актуальные вопросы, требующие проведения научных исследований. Не вызывает сомнений, что вопросы преемственности российской государственности являются ключевыми при решении вопроса о дальнейшем пути развития России. От того, насколько качественно, эффективно и оперативно данные вопросы будут решаться на теоретическом уровне и на практике, зависит успех гармоничного и плодотворного развития российского общества в целом.
Изложенное предопределяет актуальность исследования и обусловливает необходимость комплексного исследования механизма преемственности государственности, в том числе в России.
Предмет, цели и задачи исследования.
Объектом диссертационного исследования является государственность как теоретическая категория и российская государственность как явление реальной действительности.
Предметом исследования являются государственно-правовые процессы, происходящие во время преемственного развития государственности, и в частности во время проявления механизма преемственности в эволюции государственности России.
Актуальность темы обусловливает цель работы - выявление и характеристика общих закономерностей преемственного развития государственности в целом, а также комплексный анализ теоретических и практических аспектов преемственности в развитии государственности России. Стоит отметить, что исследование не сводится к анализу данных явлений. Диссертант обосновывает точку зрения о преемственном развитии российской государственности и на основании полученных выводов предлагает авторскую модель пути её дальнейшего развития.
Главной целью исследования является доказательство наличия преемственности российской государственности на современном этапе.
Достижение указанной цели осуществляется в диссертации решением следующих исследовательских задач:
- определить понятие "государственности" как общетеоретической категории, выявить составляющие её элементы и определить характеризующие её свойства;
- охарактеризовать "преемственность" как одну из основных закономерностей развития государственности, провести анализ её проявлений в элементах составляющих государственность;
- выявить и охарактеризовать основные особенности России и её государственности, проанализировать факторы их породившие;
- обозначить и исследовать основные этапы развития российской государственности, определить проявление преемственности на каждом этапе;
- провести анализ проявления преемственности на современном этапе развития государственности России;
- выявить основные перспективы развития государственности России и сформулировать выводы и рекомендации относительно дальнейшего развития российской государственности.
Теоретическая основа и методология исследования.
Выбор темы диссертационного исследования, особенности её объекта и предмета определили специфику источников работы как нормативного, исторического, так и научного и учебного характера.
Методологию диссертации составили историко-правовой и системный подход к анализу механизмов развития российской государственности. Многочисленные исторические факты и процессы требуют для выявления общих закономерностей широкого использования сравнительно-правового, сравнительно-исторического, формально-юридического методов, а также методов государственного и правового моделирования. Важную роль в исследовании играет междисциплинарный подход, учитывающий экономические, политические, социальные и культурологические факторы, воздействующие на процессы развития российской государственности.
Главная методологическая основа работы - признание исторической преемственности в развитии государственности России и исторической обусловленности многих государственно-правовых явлений и процессов в её эволюции.
В процессе исследования автором изучены труды как отечественных, так и зарубежных государствоведов, юристов и учёных по истории и процессам развития государственности. Положения диссертации соотнесены с мнениями и суждениями известных ученых, проиллюстрированы ссылками на соответствующие работы и нормативно-правовые акты, в первую очередь на Конституцию России.
Степень разработанности темы.
Обозначенная тема как комплексное исследование является одной из малоразработанных. По теме диссертации отсутствуют специальные монографические исследования. Вместе с тем отдельные теоретические аспекты и вопросы существования и развития российской государственности являлись предметом исследований как отечественных, так и зарубежных учёных.
Социально-философская проблематика диссертации складывалась под влиянием наследия великих мыслителей прошлого Аристотеля, Полибия, Платона, Бабефа, Гегеля, К. Маркса, П. Новогородцева, И. Ильина и других учёных, исследовавших проблемы коренных преобразований в государственно-правовой сфере. Автором проработана социально-философская, историческая литература как отечественных авторов (А.М. Герцен, Ю.Г. Ершов, В.О. Ключевский и др.), так и зарубежных учёных (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.). Изучены и обобщены идеи выдающихся дореволюционных русских правоведов и историков: Н.А. Бердяева, К.Д. Кавелина, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.М. Коркунова, К.П. Победоносцева, С.М. Соловьёва, Л.А. Тихомирова, П.Я. Чаадаева, А.С. Ященко и др.
Весомый вклад в разработку общетеоретических положений категории "государственность" внесли работы И.Л. Бачило, Ю.А. Веденеева, А.Б. Венгерова, А.Н. Кокотова, Ю.К. Краснова, В.М. Лесного, Л.А. Морозовой, В.Н. Синюкова, Ю.А. Тихомирова, А.Г. Хабибулина, А.С. Шабурова и др.
Фундаментом для теоретического исследования преемственности явились работы М.М. Авакова, В.К. Бабаева, Г.А. Белова, Л.Н. Заводской, А.Г. Лашина, В.И. Ленина, В.И. Лисовского, А.П. Марченко, Т.В. Наконечной, Н. Неновски, А.П. Полысаева, В.А. Рыбакова, Т.И. Савиновой, А.В. Смускевича, З.М. Черниловского, Г.В. Швекова и др. Должное внимание в диссертации уделено работам зарубежных авторов Дж. Бреслауэра, И.Г. Гердера, Д. Елазара, Ж.А.Н. Кондоросе, Ю. Рюланда, Ж. Тюрго, рассматривающих отдельные аспекты проявления преемственности в развитии государственности.
Становление и развитие российской государственности, теоретические разработки по вопросам её особенности, проявления в ходе её эволюции механизма преемственности анализируются в трудах Н.М. Азаркина, А.С. Ахиезера, В.Е. Гулиева, В.В. Ильина, И.А. Исаева, Т.В. Кашаниной, Т.П. Коржихиной, В.М. Корельского, В.А. Миронова, А.С. Панарина, В.Б. Пастухова, А.И. Солженицына, Р. Хасбулатова, Н.И. Цимбаева, Р.Г. Яновского и др.
Проблема поиска пути и перспектив развития российской государственности поднимается в работах Р.Г. Абдулатипова, А.Н. Аринина, Н.В. Варламовой, К.С. Гаджиева, Е.Т. Гайдара, А. Горохова, В. Дегоева, В. Дзодзиева, В.В. Жириновского, В.И. Жукова, И.М. Ильинского, А.Д. Кирилова, А.Н. Клйменова, С.В. Левчук, О.В. Мартышина, Т.В. Марченко, Г. Шахназарова и др.
Несмотря на столь обширный диапазон проведённых вышеназванными авторами исследований, до настоящего времени отсутствует единое понимание категории "государственность", недостаточна теоретическая разработка влияния механизма преемственности на государственность, в том числе проявление этого механизма в развитии государственности России.
Научная новизна исследования.
Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного монографического исследования проявления механизма преемственности в развитии государственности вообще и российской государственности в частности.
В представленной диссертации на основании идей, предложенных в трудах российских и зарубежных учёных, а также, исходя из собственных соображений, автором предпринимается попытка не только теоретически определить проявление преемственности в государственности, но и, рассмотрев практические моменты, касающиеся проявлений механизма преемственности в эволюции государственности России, сделать выводы о её преемственном развитии.
Также научная новизна заключается в некоторой нетрадиционности подходов к исследуемой проблеме, включает в себя комплексной подход к теоретическим аспектам российской государственности. Прошлое, настоящее и будущее государственности России рассматривается с точки зрения действия на неё механизмов преемственности. Представляют научный интерес и выработанные диссертантом перспективы дальнейшего развития России и её государственности.
На защиту выносятся следующие положения, отражающие новизну исследования:
1. Теоретические воззрения российских и зарубежных учёных на категорию "государственность" различны. Автор полагает, что категория "государственность" не тождественна категории "государство", она имеет гораздо больший объём и включает государство в качестве одной из составляющих. Государственность необходимо понимать как особую форму организации общества, включающую в себя все государственно-правовые явления, динамически развивающиеся во времени, со специфическими, присущими им особенностями и закономерностями, возникшими под влиянием экономической, социальной, духовно-культурной и политической сфер общества.
2. Государственность обладает следующими свойствами:
- динамизм, под которым понимается постоянное изменение государственности в ходе её исторического развития;
- конкретность, указывающая на то, что в реальности государственность - явление определённое, существующее в конкретном обществе определённой цивилизации;
- системность, в которой отражается структурный состав и внутреннее строение государственности;
- целостность, придающая государственности единство и позволяющая говорить о государственности как о гармоничном целом явлении.
Данные свойства, по мнению автора, подчёркивая уникальность государственности как формы организации общества, помогают расширить представления о государственности и понять её значимость для общественного развития.
3. В рамках эволюции государственности изучается закон "отрицания отрицания", а именно проявление механизма преемственности. В научный оборот вводится новая терминология в отношении действия механизма преемственности в развитии государственности. Преемственность определяется как связь между различными историческими ступенями развития государственности, обусловленная диалектическим единством прерывности и непрерывности экономических и иных социальных отношений и собственно развитием государственности в рамках цивилизации. Сущность преемственности заключается в удержании, сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего уровня развития государственности в последующем.
4. Автором даётся характеристика проявлений преемственности в элементах, составляющих государственность, в ходе которой выявляется уровень преемственности в государственно-правовых институтах государственности. Подчёркивается, что вывод о преемственном развитии государственности, может быть сделан только при наличии проявлений механизма преемственности во всех или в подавляющем большинстве элементов, составляющих государственность.
5. В диссертации выделяются и характеризуются факторы, породившие особенности России. По мнению автора, это такие факторы как географический, территориальный, национальный, идеологический и исторический. Исследуются особенности России: Россия - Запад или Восток, сильная централизованная власть, национально-территориальные особенности, особое соотношение общества и государства, особое положение собственности, отрицание обществом личности, особый менталитет русского народа, несформированность гражданского общества и отсутствие среднего класса как социальной основы реформирования российской государственности, дезорганизация, постоянный поиск национальной идеи.
6. Развитие России подчинено основным законам общественного развития, одинаково воздействующим на все страны мира. Однако под влиянием особенностей России и факторов, их породивших, конечный результат проявления этих законов в действительности различен. Следовательно, преемственность российской государственности во многом зависит от передачи особенностей России от одного этапа эволюции государственности к другому.
7. Обозначаются основные этапы развития российской государственности: Киевская Русь, Государство времён татаро-монгольского нашествия, Московское государство, Российская Империя, Советское государство, Российская Федерация. При исследовании развития государственности от Киевской Руси до современной России автором обосновывается точка зрения о непрерывном и преемственном развитии российской государственности.
8. Даётся детальный анализ проявлений преемственности в элементах российской государственности на современном этапе её развития. Обосновывается мнение автора о преемственности современной российской государственности по отношению к предшествующим этапам её эволюции.
9. На основании выводов о преемственном развитии государственности России предпринимается попытка сформулировать перспективы дальнейшего развития государственности России. Причём указывается, что общемировые ценности, накопленные в области государства и права, непременно должны быть применены в России, однако использование таких достижений должно быть основано на непременном учёте специфики развития и собственном опыте российской государственности.
10. Перспективы российской государственности разделены на две основные группы по критерию их прогрессивности: тенденции, способствующие прогрессивному развитию государственности (становление в России сильной централизованной власти, формирование на практике конкретной модели российского федерализма, увеличение объёма государственной деятельности, разработка и постановка объединяющей национальной идеи, установление чёткого внешнеполитического курса), и тенденции, являющиеся основным фактором, затормаживающим её развитие (неспособность достижения истинно демократического правового режима, невозможность построения правового государства, несформированность гражданского общества и среднего класса, низкий уровень правосознания и правовой культуры, нерешённость земельного вопроса).
Теоретическая и практическая значимость работы связана с обобщением историко-теоретического опыта существования государственности России и вынесением рекомендаций относительно её дальнейшего развития.
Материалы диссертации имеют теоретическое и практическое значение. Его суть определяется следующим выводом: преемственность выступает как одна из важных и основных закономерностей развития государственности, всякое же прерывание данного процесса тормозит прогрессивное развитие государственности. Это, несомненно, нужно учитывать при определении дальнейших путей реформирования и развития государственности России.
Сформулированные в работе предложения и выводы представляются полезными в совершенствовании научных исследований по проблемам, связанным с характеристикой категории "государственность" и с исследованием механизмов и закономерностей развития российской государственности. Помимо того, положения настоящего исследования могут быть использованы для учебно-методических разработок в сфере теории и истории государства и права, а также для совершенствования преподавания соответствующих юридических дисциплин.
Апробация результатов исследования.
Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России, где произведено её рецензирование и одобрение. Ряд выводов научного исследования обсуждался на научно-практических конференциях и на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России.
Отдельные положения диссертации нашли своё отражение в опубликованных работах и могут представлять определённый интерес для научной общественности и государственных деятелей. Определённое значение настоящая работа имеет для совершенствования научного и учебного процесса в высших юридических учебных заведениях.
Структура диссертации обусловлена целями исследования и включает в себя введение, две главы, соответственно по два и четыре параграфа, заключение и список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении показана актуальность и степень разработанности темы, определены цели, задачи и предмет исследования, охарактеризованы теоретическая и методологическая основы исследования, сформулированы научная новизна и положения, выносимые на защиту, обосновано практическое значение работы, отмечена апробация результатов исследования.
Первая глава - "Общетеоретические вопросы преемственности государственности (государственность и преемственность: общетеоретический аспект)" - посвящена теоретическим проблемам государственности. Исследование вопросов преемственного развития государственности, в том числе государственности России невозможно без обращения к общетеоретическим положениям, касающимся определения и характеристики категорий "государственность" и "преемственность". Поэтому диссертационное исследование последовательно движется от анализа теоретических аспектов проявления механизма преемственности в развитии государственности к рассмотрению преемственного развития государственности России.
В первом параграфе - "Теоретические основы государственности" - определяется категория "государственность". Под государственностью понимается особая форма организации общества, включающая в себя все государственно-правовые явления, динамически развивающиеся во времени, со специфическими, присущими им особенностями и закономерностями, возникшими под влиянием экономической, социальной, духовно-культурной и политической сфер общества.
"Государственность" определяется шире категорий "право" и "государство". Объединив в себе все государственно-правовые явления, государственность включила в себя в качестве основных, центральных составляющих государство и право. Диссертантом подробно рассмотрено соотношение данных категорий с государственностью.
Являясь территориальной, структурной и политической организацией общества, государство позволяет проследить конкретные проявления государственности на определённой территории и в определённый временной период. Сущность, цели, задачи и функции государства непосредственно отражаются в развитии государственности. Право воздействует на развитие государственности посредством юридического закрепления, оформления государства, устанавливаются предписания, которые в дальнейшем становятся фундаментом государственности. Правовое регламентирование определенного круга общественных отношений, составляющих государственность и влияющих на её развитие, также выступает в качестве одного из направлений воздействия права на государственность.
Государственно-правовые явления, возникшие в результате развития и взаимодействия права и государства, а также под влиянием на государство и право различных сфер общества, составляют внутреннее содержание государственности. Данные явления представляют собой естественную среду, в которой функционирует государство и право и благодаря которой конкретная государственность специфически развивается в ходе всей своей эволюции.
В качестве свойств, характеризующих государственность как теоретическую категорию, автор выделяет:
- динамизм, под которым понимается постоянное изменение государственности в ходе её исторического развития, происходящее под влиянием общества и по условиям основных законов общественного развития (это основные законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей);
- конкретность указывает на определённость государственности в реальной действительности конкретного общества определённой цивилизации, благодаря чему государственность всегда проявляется в присущих только ей, исторически сложившихся типах государства и права, формах их внешнего выражения, в особенностях их взаимодействия с обществом. Конкретность позволяет обозначать и разделять государственность как абстрактную категорию и конкретную российскую, американскую, японскую и т.п. государственность;
- системность характеризует государственность как системное явление общества, имеющее свою внутреннюю структуру, основанную на взаимодействии и взаимовлиянии составляющих государственность элементов;
- целостность (единство) государственности определяет её как гармоничное неделимое явление, из которого невозможно безболезненно убрать ни одну из составляющих частей.
Во втором параграфе - "Преемственность в развитии государственности" - проводится теоретическое исследование категории "преем-ственность", автор анализирует проявления механизма преемственности в развитии государственности.
В работе преемственность исследуется в рамках воздействия закона отрицания отрицания на эволюцию государственности. "Отбросить прошлое целиком невозможно," - вот одно из следствий закона отрицания отрицания. Новое отрицает старое и вместе с тем сохраняет известную преемственность по отношению к нему. Всякое качественное изменение предполагает, с одной стороны, устранение старого, отжившего или не отвечающего изменившимся условиям, а с другой - сохранение старого, положительного, ценного, что способствует дальнейшему прогрессивному развитию. Анализ исторического развития общества показал, что новое никогда не возникает на пустом месте, оно всегда обусловлено, основано на старом. Следовательно, преемственность понимается как генетическая связь нового со старым, выступающая в качестве одной из основных закономерностей развития общества.
Преемственность государственности диссертант определяет как связь между различными историческими ступенями (этапами) развития государственности, обусловленную диалектическим единством прерывности и непрерывности экономических, политических, духовных и иных социальных отношений и собственно развитием государственности в рамках цивилизации. Сущность преемственности заключается в удержании, сохранении и использовании отдельных элементов предшествующего этапа развития государственности в последующем. Обеспечивая исходную базу для развития государственности в виде уже накопленных знаний и ценностей, преемственность как бы соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее государственности.
Исследование проявлений преемственности в развитии государственности позволило автору обозначить элементы, составляющие государственность, в развитии которых непосредственно можно наблюдать данные проявления. Среди таких элементов можно выделить:
- сущность государства и права. Вопрос о преемственности в этом элементе - это вопрос об изменении соотношения классового и общесоциального начал в ходе эволюции государственности;
- функции государства и права. Уровень преемственности в функциях права значительно превышает уровень преемственности в функциях государства. Это связано с тем, что право, несмотря на весь спектр изменений, всегда оставляло за собой две основные функции: регулятивную и охранительную. Исследуя функции государства, диссертант пришёл к выводу, доказывающему наличие преемственности в этом элементе государственности, причём механизм преемственности имеет закономерность позволяющую утверждать о наименьшей изменчивости и наибольшей стабильности общесоциальных функций государства и о наибольшей изменчивости и жёсткой привязанности к социальному назначению и форме конкретного государства его классовых функций;
- механизм государства. Анализ исторических данных позволил автору утверждать о наличии преемственности в государственном аппарате, проявляющейся в форме сохранения определённых органов государства, в форме сохранения внутренней и внешней структуры данных органов и в форме использования "старых" кадров.
- содержание и форма права. Преемственность в данном элементе может проявляться по-разному: в форме традиции, когда применяется старая форма, наполненная новым содержанием, в форме кодификации, когда происходит частичное сохранение ранее существовавших правовых предписаний в новой форме, в юридической технике, когда воспринимаются и используются различные достижения юридической техники (терминология, дефиниция, способы построения, приёмы формулирования норм и т.п.). Уровень преемственности в праве в целом, прежде всего, основан на сохранении его функций, как регулятора общественных отношений, накоплении правового опыта такого регулирования и внедрении этого опыта в правовую систему государственности;
- форма государства. Преемственность проявляется здесь в трёх элементах: в форме правления, в государственном устройстве и в политическом режиме.
Уровень и наличие проявлений преемственности в элементах государственности состоят в прямой зависимости от уровня и наличия проявлений преемственности в экономической, политической, социальной и культурно-духовной сферах общества конкретной цивилизации.
В итоге диссертант указывает, что ни один из элементов, составляющих государственность, не содержит в себе критерия развития государственности в целом. Следовательно, наличие определённого количества нового и старого в одном элементе государственности, хотя и влияет на общий уровень преемственности государственности, однако не может стать основанием для вывода о наличии или отсутствии преемственности в развитии государственности в целом. Такой вывод может быть сделан только при наличии или отсутствии проявлений механизма преемственности во всех элементах, составляющих государственность, или в их подавляющем большинстве.
Вторая глава - "Преемственность российской государственности: практический аспект" - посвящена исследованию развития государственности России. Исследовав основные особенности России и факторы их породившие, автор прослеживает проявление данных особенностей на всех этапах эволюции российской государственности. На основании теоретических положений, выработанных в первой главе, диссертант подробно анализирует проявление преемственности в развитии государственности России на современном этапе. Полученные выводы используются для определения дальнейших перспектив преемственного развития российской государственности.
Первый параграф - "Особенности России" - начинается с исследования причин, породивших особенности России. Автор выделяет следующие причины:
- географический фактор, проявляющийся в особом географическом положении России, в суровых климатических условиях, в больших запасах земельных и других природных ресурсов. Диссертант указывает на определяющее воздействие данного фактора на государственность России на всех этапах её развития. Именно этот фактор обусловил возникновение таких особенностей России как Россия - Запад или Восток, отрицание обществом личности, особое положение собственности, особый менталитет русского народа;
- большой размер территории или территориальный фактор явился первопричиной жёсткого централизма в вынесении и исполнении решений государственной власти, пронизывающего развитие российской государственности и оказывающего существенное влияние на её преемственное развитие. Большие размеры страны, необходимость в постоянной охране границ, борьба с сепаратизмом отдельных территорий и народов приводят к большим финансовым и "людским" затратам;
- особый структурный состав населения, его неоднородность, многонациональность - вот следующая причина, которая, по мнению диссертанта, стала основным фактором национально-территориальной особенности России. Перспективы государственности России невозможно объективно оценить без учёта данного фактора. События, происходящие в России сегодня, ещё раз подтверждают эти слова. Автор полагает, что только преемственное использование опыта, накопленного Россией при проведении национальной политики, станет залогом прогрессивного развития российской государственности;
- фактор исторического развития заключается в позднем, по сравнению с государствами Запада и Востока, зарождении российской государственности. Поэтому Россия всегда выступала в роли догоняющей страны. Еще одной особенностью данного фактора выступает то, что Россия, имеющая подчас совсем не дружелюбных соседей, была вынуждена вести постоянные войны за охрану и расширение своих территорий;
- идеологический фактор состоит в том, что все государственно- правовые институты России, да и сама российская государственность, всегда имели широкую идеологическую базу. Со времён Киевской Руси и вплоть до возникновения Советского государства идеологической основой российской государственности являлось христианство. В советский период развития государственности России христианство было заменено марксистской идеологией, взявшей на вооружение многие методы и принципы христианства. Проявляется идеологический фактор и на современном этапе российской государственности.
Диссертант указывает, что только вся совокупность перечисленных причин, образуя сложную причинно-следственную связь, породила выделяемые в работе особенности России.
Особенностей у России много. Их анализ может стать предметом отдельного диссертационного исследования. Задача диссертанта состоит в том, чтобы выделить и охарактеризовать те особенности России, которые оказали существенное влияние на преемственное развитие российской государственности.
Россия - Запад или Восток (Европа или Азия). Порождённая территориально-географическими причинами, эта особенность проявляется в том, что Россия синтезирует в себе два пути развития: восточный и западный, переплетая традиционность и модернизацию. Именно под воздействием механизма преемственности российская государственность была и остаётся особой, сочетающей в себе инновационный путь Запада и традиционный путь Востока.
Сильная централизованная власть, обладающая патерналистическими традициями. Данная особенность порождена большой территорией государства и особым отношением между государством и обществом, пришедшим в Россию с Востока. Особую роль в формировании этой особенности сыграл идеологический фактор, когда необходимость существования сильной государственной власти обосновывалось различными идеологиями: христианской, имперской, большевистской. Большое воздействие на зарождение этой особенности оказали так называемые идеи наивного монархизма. Весьма широкий перечень президентских полномочий чётко отражает исследуемую особенность на современном этапе развития российской государственности.
Национально-территориальные особенности заключаются в нескончаемых спорах о статусе и принадлежности отдельных территорий, входящих в состав России, о характере государственного устройства. В рамках этой особенности рассматривается проблема сепаратизма и "национальной вражды". Основными факторами, обусловившими возникновение национально-территориальных особенностей, явились территориальный фактор и многонациональность России. Поэтому автор указывает, что национально-территориальные вопросы проявились уже на первом этапе развития российской государственности и получили дальнейшее развитие в ходе всей её эволюции, явившись одним из элементов преемственного развития государственности России. Причём особо остро национально-территориальные проблемы вставали во время слабости центральной власти. Важно заметить, что распад государства по национально-территориальным границам может произойти и с современной российской государственностью, так как вероятность национально-территориального конфликта сегодня высока. Несомненно, что это наследство Российской империи и Советского Союза. Поэтому на современном этапе очень важно урегулировать вопрос соответствия национально-государственного и административно-территориального устройства.
Специфическое соотношение общества и государства заключается в доминировании государственных начал в жизни страны над общественными, в отождествлении государства и общества. Именно поэтому государственная власть в России воспринимается как власть общественная, являющейся естественной, необходимой и неизбежной. Следовательно, сегодня ещё рано говорить о формировании в России гражданского общества.
Отрицание обществом личности и всего индивидуального. Главное, в чём заключается эта особенность - отсутствие "Я", человека-личности и присутствие безличного "МЫ", за которым стоит, государство, сход, мiр. Возникнув как ответ общества на суровые природные условия существования, отрицание обществом личности стало тормозом российской государственности. Особую роль сыграла община, ставшая полным противоречием индивидуалистических, собственнических начал.
В качестве одного из следствий предыдущей особенности выступает исторически сложившееся в России особое положение собственности. Российская государственность не знала разделения государственной власти и собственности. Слабы позиции собственников и сегодня. До сих пор не решён земельный вопрос, оказывающий, по мнению автора, определяющее влияние на зарождение собственнических отношений. Данная особенность, проявляясь на всех этапах эволюции государственности России и, наряду с другими особенностями, указывает на преемственное развитие российской государственности.
Менталитет русского народа. Особый интерес представляют следующие его составляющие:
- мессианизм - стремление всех спасти: на меркантильный Запад принести духовность, на жестокосердечный Восток - христианское милосердие. Русский народ, воспитанный в духе религиозных христианских традиций постоянно стремиться к защите слабых наций, этносов, государств от сильных. Эта черта общественного сознания на массовом уровне давала оправдание завоевательной политике российского государства. Политика российских властей зачастую была направлена на наведение порядка за пределами государства. Силы и средства своего народа тратились на то, что находиться за пределами его дома. Что же творится на родной территории, для российских "правителей" - второстепенно. Поэтому русский народ находился в худшем положении по сравнению с другими народами, составляющими население российской государственности;
- стремление к восприятию и поддержанию высокой идеи. Русскому народу власть, оппозиция власти, интеллигенция издревле пытались "дать" центральную идею, которая обозначалась как идея всенародная, национальная. Стремление к этой идее обозначалось в качестве основной задачи России. Поэтому поиск национальной идеи и борьба за неё явилась своеобразным стержнем, на котором основана российская государственность. Важно заметить, что при изменении властью своей политики или при переходе власти к оппозиционно настроенным силам, начинался новый поиск и новая борьба за национальную идею. Российская государственность в моменты смены власти и идеологии претерпевала величайшие кризисы, которые зачастую грозили ей уничтожением. А при постановке перед народом новой национальной идеи устанавливалось стабильное прогрессивное развитие. Не исключение и современный этап развития российской государственности;
- особая правовая ментальность заключается в специфическом правосознании и правовой культуре русского народа. Для России характерны два принципа правопонимания: право - власть ("кто правит, тот и прав", согласно которому власть не ограничена в своих действиях правом, поэтому в России идея закона, права отождествляется с указаниями главы государства и его чиновников, русский народ живёт по принципу: что исходит сверху, от властей, то и есть право) и право - правда, справедливость (т.е. право понимается в рамках "правды", через призму "справедливости", содержание права в России толкуется не в соответствии с юридическими критериями, а руководствуясь интуитивным пониманием мерок справедливости, смысла правды, используя их содержательные начала - ценности).
В целом исторически сформировавшийся менталитет русского народа, отражаясь на государственно-правовых институтах российской государственности, является одним из оснований их преемственного развития.
Несформированность гражданского общества и отсутствие среднего класса как социальной основы для реформирования государственности - является одной из отрицательных особенностей России, к сожалению, передающихся посредством преемственности. Не стал исключением и современный этап развития российской государственности.
Дезорганизация проявляется в опасности общественного взрыва, в повышенном потенциале катастрофизма, присущем России. В российской государственности дезорганизация состоит в привнесении в российское общество большого уровня неорганизованности. Особенно дезорганизационные процессы сильны в момент перехода власти, смены лидирующих групп, в моменты кризиса государственности.
Постоянный поиск национальной идеи. Российская государственность в ходе своей эволюции "знала" несколько объединительных идей, среди которых особое место занимали: идея единения в борьбе за независимость, христианская идея, идея самодержавия, идея осовременивания (модернизации), идея народничества, идея сильного централизованного государства. Россия особенна тем, что в ней постоянно идёт поиск национальной идеи. Когда же такая идея возникает, российская государственность приобретает неимоверную силу, существенно ускоряясь в своём развитии. Поиск национальной идеи не завершён, даже, наоборот, усилился на современном этапе российской государственности.
При исследовании перечисленных особенностей России, нужно помнить, что одни из них, появившиеся на начальных этапах исторического развития России, повлекли за собой возникновение других особенностей, которые, в свою очередь, также явились факторами преемственного развития российской государственности.
В третьем параграфе - "Российская государственность: анализ преемственности от Киевской Руси до Российской Федерации" - рассматривается влияние всей совокупности выделенных особенностей России на развитие российской государственности с момента зарождения и до современного этапа развития, даётся подробная характеристика государственности России на этих этапах.
На сегодняшний день российская государственность имеет более чем тысячелетнюю историю, с IX по XXI век включительно. В ней выделяется ряд этапов, в рамках которых развитие государственности отличается устойчивостью, изменяясь в более или менее незначительных масштабах. Отдельные этапы, отличаясь друг от друга, несут в себе определённый уровень преемственности. Диссертант выделяет следующие этапы в развитии российской государственности:
- Киевская Русь (с IX в. до татаро-монгольского нашествия);
- Государство времён татаро-монгольского нашествия;
- Московское государство (с XIV в. до XVII в.);
- Российская империя (с XVIII в. до 1917 г.);
- Советское государство (РСФСР, СССР - с 1917 г. до 1991 г.);
- Российская Федерация (с 1991 г. до наших дней).
Важно заметить, что на каждом этапе развития государственности России российское общество порождает относительно различные государства, со специфическими правовыми системами, однако это не может быть положено в основу утверждения о наличии перерывов в развитии российской государственности. Возникновение "новых" государств, по мнению диссертанта, можно рассматривать как этапы в едином, непрерывном, преемственном развитии государственности России. Поэтому, характеризуя этапы эволюции российской государственности, автор обосновывает точку зрения о её непрерывном, преемственном развитии.
В заключении параграфа делается вывод о том, что вся эволюция государственности России подвержена воздействию механизма преемственности. Преемственное развитие российской государственности от Киевской Руси до Российской Федерации подтверждается передачей от одного этапа другому следующих элементов:
- сильной централизованной государственной власти;
- унитарного устройства государства с наличием элементов федерализма;
- узко-социальной направленности политики государства (т.е. отсутствие у государственной власти широкой социальной опоры);
- неизменных приоритетов внешней политики;
- особого менталитета русских (мессианизм, стремление к национальной идее, правосознание и правовая культура, отношение к государству и праву);
- идеологической основы государства (сохранение на всех этапах развития государственности методов, способов и принципов идеологической поддержки государственно-правовых институтов);
- территории;
- населения и других элементов (например, структура государственного аппарата, правовая система), определяющих общий "фон" преемственного развития.
В третьем параграфе - "Современная Россия как этап развития российской государственности" - подробно исследуется развитие государственности России на современном этапе.
Специфика этого периода эволюции российской государственности в том, что Россия вступила в эпоху потрясений государственно-правовых основ и идеологий. Поставленные сегодня цели и ориентиры на общемировые достижения и ценности во многом не соответствуют сложившемуся традиционному развитию государственности России и угрожают привести российской общество к обратному эффекту. Именно на этом фоне идёт поиск возможного пути прогрессивного развития российской государственности. Причём наблюдается широкий спектр взглядов на этот вопрос: от резких критических позиций, авторы которых полностью отрицают использование российского опыта и какую-либо обусловленность в развитии России, утверждая приоритет европейских, американских ценностей, до взглядов, указывающих на необходимость использования только своего опыта и недопустимость внедрения в российскую действительность каких-либо "чужих" ценностей.
Автор, обосновывая занятую позицию о преемственном развитии российской государственности, рассматривает каждый элемент государственности России на современном этапе её развития.
В сущности российского государства и права преемственность на современном этапе проявляется незначительно. Это объясняется тем, что современное развитие российской государственно-правовой мысли отошло от понимания государства и права в качестве средств борьбы между классами за власть. На первый план в сущности данных явлений выходит общесоциальное начало, на практике всё больше внедряются идеи естественного права и правового государства. Однако имеется и наследство, перешедшее посредством преемственности с предыдущих этапов на современный этап: в сущности государства - это его узкая социальная направленность, в сущности права - это особое правовосприятие, правосознание и правовая культура, составляющие правовую ментальность русского. Такое наследство позволяет автору говорить о наличии преемственности, хотя и невысокого уровня, в сущности государства и права на современном этапе развития государственности России.
В функциях современного российского государства уже больше наблюдается наличие проявлений преемственности. Во-первых, сохранена внешняя структура функций, во-вторых, внутренние функции также состоят из экономической, социальной, политической, идеологической, охраны правопорядка и других, внутреннее содержание и объем которых во многом остались прежними, в-третьих, в основном не изменилась и структура внешних функций. Однако, наряду с проявлениями преемственности, в функциях российского государства появились существенные новации, в первую очередь связанные с изменениями в его сущности. Такие функции государства как функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, функция ведения противоборства с капиталистическими странами, функция помощи дружественным социалистическим странам, потеряв свою значимость, исчезли из основных направлений деятельности современной России. Сегодня на первый план выходят общесоциальные функции, не изменив своего названия, данные функции имеют иное содержание по сравнению с функциями советского государства.
С целью выявления новаций и преемственности диссертант подробно рассмотрел содержание каждой функции, осуществляемой государством на современном этапе развития российской государственности.
По сравнению с функциями государства, преемственность в функциях права высока. Современная Россия по-прежнему опирается на основные функции права: охранительную и регулятивную. Стремление России к идеалам правового государства ведет к увеличению объема этих функций. Особую роль на современном этапе развития российской государственности начинают играть ценностно-ориентационная и воспитательная функции права, способствующие формированию у населения России позитивного отношения к праву.
Аппарат российского государства претерпел множество новаций как на внешнем (появление новых органов власти, связанное с внедрением принципа разделения властей), так и на внутреннем (законодательно закреплены основные принципы деятельности государственных органов) уровнях. Однако в этом элементе государственности также можно наблюдать преемственность, проявляющуюся, во-первых, в сохранении вертикальной структуры государственных органов, во-вторых, в функционировании органов государства, возникших на предшествующем этапе развития российской государственности, в-третьих, продолжают функционировать учебные заведения, образованные советским государством для подготовки кадров, в-четвертых, на сегодняшний день в государственном аппарате работает большое количество государственных служащих, работавших в Советском государстве.
Высокий уровень преемственности можно наблюдать в содержании и форме российского права. Это связано с тем, что российская правовая система не претерпела существенных изменений. По-прежнему основным источником права в России остается закон (нормативно-правовой акт). Иерархия нормативно-правовых актов во главе с Конституцией также не изменилась. Содержание вновь принятых нормативно-правовых актов во многом скопировано с актов, действовавших на предыдущем этапе развития российской государственности. Сохранены и всесторонне применяются достижения юридической техники. Новации в этом элементе связаны в основном с изменением содержания предмета правового регулирования.
Форма современного российского государства, состоящая из трех элементов: формы правления, государственного устройства и политического режима, также во многом определена воздействием механизма преемственности на российскую государственность. Так, форма правления российского государства с доминирующей президентской властью является результатом объективного тяготения российской государственности к централизованной сильной исполнительной власти, вызванного геополитическим и историческим факторами, а также сложностями современного этапа развития. Институт президентства в Российской Федерации продолжает монархические традиции, проявлявшиеся на предыдущем этапе в рамках поста Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза.
Государственное устройство российского государства с провозглашением федерации претерпело существенные изменения, однако унитарные традиции России преемственно перешли на современный этап. Сегодня центральная федеральная власть способна провести любое своё властное решение, в том числе и насильственными методами, в любом субъекте Российской Федерации.
Относительно политического режима, провозглашённого в Конституции России демократическим правовым режимом, стоит заметить, что в России, стране со столь богатым тоталитарным прошлым, говорить о реальном демократическом режиме ещё рано. Поэтому автор предпочитает определять политический режим современной России как либерально-демократический, с оттенком тоталитарно-авторитарного режима.
Особый фон преемственного развития современной российской государственности создают экономическая, социальная, политическая и культурно-духовная сферы российского общества. В указанных сферах общества формируются особенности России, оказывающие определяющее воздействие на преемственное развитие российской государственности.
В заключении диссертант отмечает:
- уровень преемственности в отдельных элементах российской государственности различен, он зависит от давности их существования в российской государственности, от объема накопленного ими опыта своего развития и от способности этих элементов приспосабливаться к новым условиям выдвигаемым российским обществом;
- наиболее высокий уровень преемственности проявляется в функциях и источниках российского права, а также во внешней структуре функций российского государства;
- в других элементах российской государственности уровень преемственности также неодинаков, от среднего - в таких элементах как функции, аппарат и форма Российского государства, до низкого - в сущности государства и права России;
- характеристика проявлений преемственности в элементах, составляющих российскую государственность, а также общая картина её развития на современном этапе позволяет констатировать наличие преемственности в развитии государственности России по отношению к предшествующим этапам её существования.
В четвёртом параграфе - "Перспективы дальнейшего преемственного развития государственности России" - на основе вывода о наличии преемственности в развитии российской государственности диссертант формулирует перспективы и дальнейшие тенденции развития российской государственности.
Основная предпосылка, из которой автор исходит при определении перспектив России и на основании которой должна развиваться российская государственность, - это то, что будущее государственности во многом зависит от того, насколько нынешнее поколение поймёт важность преемственного использования уже имеющегося позитивного опыта развития России.
Автор полагает, что общемировые ценности в области государства и права обязательно должны быть применены в России, однако использование таких достижений должно быть основано на учёте специфики преемственного развития и собственном опыте российской государственности.
Перспективы преемственного развития российской государственности разделяются на две основные группы по критерию их прогрессивности:
1. Прогрессивные:
- становление в России сильной централизованной власти;
- формирование на практике конкретной модели российского федерализма;
- увеличение объёма государственной деятельности;
- разработка и постановка объединяющей национальной идеи;
- установление чёткого внешнеполитического курса;
2. Регрессивные:
- неспособность достижения истинно демократического правового режима;
- невозможность построения правового государства;
- несформированность гражданского общества и среднего класса;
- низкий уровень правосознания и правовой культуры;
- нерешённость земельного вопроса.
Тенденциям, замедляющим развитие российской государственности, посвящено множество научных трудов. Сущность этих тенденций хорошо известна, поэтому автор не ставил цели их раскрытия. В отношении регрессивных перспектив позиция автора однозначна - в тех элементах государственности, где они проявляются, нужно использовать проверенные практикой общемировые достижения.
Диссертант уделил особое внимание раскрытию сущности прогрессивных перспектив преемственного развития российской государственности.
Под становлением в России сильной централизованной власти понимается формирование способной к реальным действиям власти. Причём полномочия такой власти должны быть строго регламентированы в Конституции и не должны нарушать принципа разделения властей. Должен присутствовать контроль над её действиями со стороны народа. Установлена реально действующая система "сдержек и противовесов". По мнению автора, сегодня в России предпосылки к формированию сильной власти имеются, такой властью становиться власть Президента. При этом не требуется внесения каких-либо конституционных поправок, так как перечень полномочий Президента России, установленный в Конституции Российской Федерации довольно широк. Сильная власть непременно будет положительно принята населением страны, так как имеется историческая предрасположенность России к становлению такой власти.
Перспектива формирования в России своей модели федерализма, по мнению диссертанта, заключается в становлении централизованного федерального государства с равными субъектами. То есть такой федерации, в которой на практике будет отражаться конституционный принцип равенства субъектов во взаимоотношениях с центральной властью и друг с другом, а также "увеличена" роль центра, вплоть до введения элемента унитаризма. Для решения споров о статусе и полномочиях субъектов Российской Федерации, порожденных национально-территориальными особенностями, России стоит использовать не повышение правового статуса отдельных "национальных" субъектов, а предоставление им возможности на культурную, языковую, традиционную идентификацию, но не более. "Национальные" субъекты не должны претендовать на собственную государственность. По мнению автора, России также нужен сильный центр, скрепляющий все эти субъекты. В этой связи стоит заметить, что диссертант не является сторонником унитарного государственного устройства России. Унитарное устройство российского государства недопустимо. Речь идёт лишь о присутствии в федеративном устройстве развивающейся России элемента унитаризма, проявляющегося в её централизации. Это обусловливается исторической предопределённостью, особенностью и преемственным развитием российской государственности. Поэтому дальнейшее развитие государственности России, идущее по пути укрепления и усиления власти федерации и уравнения её субъектов, не должно выходить за рамки самой системы федерализма.
Увеличение объёма вмешательства государства в общественные отношения должно произойти за счёт увеличения государственного сектора, который должен стать "источником" стабильности государственности и "генератором" её прогрессивного развития. Содержание этой перспективы состоит в расширении российским государством объёма социальной, экономической, политической и духовно-идеологической функций. Для исключения возможности установления тотального контроля государства, необходимо отметить, что увеличение объема вмешательства государства в различные сферы общества должно быть строго регламентировано правом, основано на правовых формах деятельности и определено потребностями гражданского общества.
Следующей перспективой преемственного развития государственности России выступает нахождение и постановка российской объединяющей национальной идеи. Поиск национальной идеи, пронизывающий "белой нитью" все этапы развития российской государственности необходимо завершить. Нужен не поиск, а сама идея. На сегодняшний день в России достаточно научных трудов, чтобы сформировать идеологию и определить объединяющую всех национальную идею. Диссертант, в свою очередь, также обозначил идею, в перспективе способную объединить весь российский народ. Такой идеей, по его мнению, может стать "идея становления развитой страны, где основным критерием развитости будет выступать не уровень развития государства, а уровень благосостояния человека".
Перспектива определённости во внешнеполитической деятельности в дальнейшем преемственном развитии российской государственности заключается в формировании чёткой внешнеполитической линии. Принципиально важным и необходимым является поворот внешней политики к коренным национально-государственным интересам России. Необходимо покончить с безвозмездной помощью, оказывавшейся Советским Союзом. Международные отношения России должны строиться только на взаимовыгодном сотрудничестве. Развитию подлежат международные связи, выработанные на предыдущем этапе развития государственности. Особое внимание должно уделяться формированию качественно нового рыночного пространства стран СНГ при одновременном развитии взаимовыгодных отношений с другими странами. Относительно поддержания мирового правопорядка и национальной безопасности автор полагает, что Россия должна вести неизменную политику, направленную на создание многополюсного мира.
В заключении подведены основные итоги проведённого исследования, обобщены его важнейшие результаты и намечены проблемы, нуждающиеся в дальнейшем, более глубоком изучении.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Государственность и российский конституционализм / Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (20-21 апреля 2000г). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА. 2001 - 0,2 п. л.
2. Преемственность государственности России и перспективы её дальнейшего развития // Объединённый научный журнал. М., 2001. № 4 - 0,9 п. л.
3. Проявление преемственности в элементах, составляющих государственность // Объединённый научный журнал. М., 2001. № 4 - 0,4 п. л.
4. Российская государственность: анализ преемственного развития от Киевской Руси до Российской Федерации / Дни науки УрГИ. Гуманитарное знание и образование в контексте модернизации России: Материалы науч. конф. Екатеринбург, 2001 - 0,6 п. л.
5. Механизм преемственности в развитии государственности: теоретический аспект: Сб. науч. тр. УрЮИ МВД России. Екатеринбург, (в печати).
6. Правовосприятие в российской государственности: проблемы и перспективы: Науч.-практ. семинар "Права человека и коррупция" (21-22 июня 2001г.). Екатеринбург: Изд-во УрАГС (в печати).
7. Проявление традиций российской государственности в правоприменительной деятельности / Актуальные проблемы правоприменительной деятельности: Науч.-практ. конф. Челябинск, ЧелЮИ МВД России (в печати).


Рябинин Николай Александрович


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Автореферат диссертации
на соискание учёной степени кандидата юридических наук



Печатается в авторской редакции




Лицензия № 021307 от 22 сентября 1998 г.


Подписано в печать 18.09.2001. Формат 30х42 1/8
Печать офсетная. Бумага писчая
Усл п. л. 3. Объем п. л. 1,2.
Тираж 100 экз. Заказ № 183






Организационно-научный и редакционно-издательский отдел
Уральского юридического института МВД России



620057, Екатеринбург, ул. Корепина, 66

Участок оперативной полиграфии

??

??

??

??

5





СОДЕРЖАНИЕ