СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




РЫСКОВ Олег Игоревич




ИССЛЕДОВАНИЕ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(1993—2004 гг.)




Специальность 05.25.02 — Документалистика,
документоведение, архивоведение




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук




Москва 2004
2


Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела
(ВНИИДАД)




Научный руководитель: доктор исторических наук
СОКОВА Анжелика Николаевна


Официальные оппоненты: доктор исторических наук
МАГИДОВ Владимир Маркович


кандидат исторических наук
ЧЕРНЫШЕВА Ольга Николаевна


Ведущая организация: Государственный университет управления


Защита состоится 15 июня 2004 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 316.001.01 по защите
диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук во ВНИИДАД по адресу:
117393, Москва, ул. Профсоюзная, 82.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИДАД
по адресу: 117393, Москва, ул. Профсоюзная, 82.


Автореферат разослан «___» ___________ 2004 г.


Ученый секретарь
диссертационного совета, д.и.н. И.В.Сабенникова
3




Все большее внимание в нашей стране уделяется проблеме повышения эффективности функционирования государ-
ственного управления на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). В настоящее
время на правительственном уровне рассматриваются концепции создания электронного правительства, внедрения элек-
тронных административных регламентов, объединения государственных информационных ресурсов1. Совместными уси-
лиями органов государственной власти при координации Министерства экономического развития и торговли РФ, фирм-
разработчиков программного обеспечения и заинтересованных организаций предпринимаются попытки решить задачи
эффективного внедрения ИКТ в работу органов власти в рамках проводящейся в настоящее время административной
реформы.
Органы государственной власти осуществляют обмен информацией как между собой, так и со своими территори-
альными подразделениями, подведомственными учреждениями и иными организациями. Несмотря на то, что большая
часть информации передается в виде документов на бумажных носителях, существует тенденция увеличения количества
документированной информации, проходящей по электронным каналам связи.
Объектом настоящего исследования является документационное обеспечение управленческой деятельности феде-
ральных органов исполнительной власти с использованием электронных технологий.
Можно выделить две особенности федеральных органов исполнительной власти России, существенные для данного
диссертационного исследования. Во-первых, именно при помощи документирования информации осуществляется госу-
дарственное управление, и от того, насколько эффективно организовано документационное обеспечение управления (да-
лее ДОУ), во многом зависят сроки и качество подготовки и оформления принимаемых решений, оперативность и
контроль их исполнения, а следовательно, эффективность деятельности федерального органа исполнительной власти в
целом2. Во-вторых, во все времена совершенствованию государственного управления придавалось первостепенное зна-
чение. Эта задача решалась различными путями, но неизменной основой новых концепций являлось повышение эффек-
тивности государственного управления на основе использования достижений научно-технического прогресса в ДОУ3.
Так, еще в 1970-х гг. начали разрабатываться унифицированные системы документации, ориентированные на использо-
вание в документационном обеспечении деятельности органов государственного управления при внедрении автоматизи-
рованных систем управления4. В 2000-х гг. с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия»5 имен-
но органы власти стали центрами формирования концепций в области информатизации управления и наиболее важной
областью информационно-технологических инноваций, в связи с чем в последние годы существенно выросло количество
проектов автоматизации делопроизводства в государственных структурах в целях повышения эффективности государст-
венного управления.




1
Электронное правительство: Рекомендации по внедрению в Российской Федерации / Под ред. В.И. Дрожжинова, Е.З. Зиндера. М.:
Эко-Трендз, 2004. С. XII—XIII.
2
Делопроизводство в системе государственной службы: Учеб.-практич. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2000; Кузнецова Т.В. Делопро-
изводство как отражение системы и технологии управления (тезисы) // Документация в информационном обществе: Унификация и
стандартизация межведомственного и корпоративного документооборота: Доклады и сообщ. на IX Междунар. науч.-практ. конф. 05—
06 дек. 2002 г. М., 2003; Митяев К.Г. Документоведение, его задачи и перспективы развития // Вопросы архивоведения. 1964. № 2;
Новоселов В.И., Сокова А.Н. Делопроизводство в государственном аппарате. Саратов, 1977.
3
Информационное обеспечение государственного управления / В.А. Никитов, Е.И. Орлов, А.В. Старовойтов, Г.И. Савин; Под ред.
Ю.В. Гуляева. М.: Славянский диалог, 2000. С. 11.
4
Лямин Б.Н., Марков И.П., Саков А.А. Унифицированные системы документации для АСУ. М.: Изд-во стандартов, 1979. 176 с.;
Сокова А.Н. Деловая документация в сфере управления. М.: Знание, 1985. С. 19, 22.
5
Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—
2010 годы)».
4


Применение новых ИКТ в сфере управленческой деятельности привело к появлению электронных документов (да-
лее ЭД) — документов, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме6.
Предметом данного диссертационного исследования являются ЭД, применяемые в деятельности федеральных ор-
ганов исполнительной власти Российской Федерации.
Использование ЭД в ДОУ поставило перед документоведением ряд проблем. Среди них можно выделить проблемы
определения документоведческого понятия «ЭД», классификации ЭД, установления специфики ЭД, исследования во-
просов подлинности ЭД и придания им юридической силы, изучения опыта работы с ЭД в различных организациях, а
также выработки и нормативного закрепления требований и методических рекомендаций по работе с ЭД.
Оценивая степень изученности темы, следует отметить, что переломный этап в понимании документа как объек-
та документоведения относится к 1980-м годам и связывается с принципиальным изменением способов фиксации, пере-
дачи и чтения информации7. В 1982 году вышла работа В.М.Глушкова, в которой доказывалась реальность вытеснения
бумажного документа машинным носителем информации, особенно в сфере канцелярской деятельности8, а в 1984 году
появился ГОСТ 6.10.4-849, впервые нормативно закрепивший условия придания юридической силы машиночитаемым
документам. Такая постановка вопроса привела к активному изучению документов на машинных носителях и разработке
методик хранения машиночитаемых документов10. Значительным вкладом в развитие теории документоведения в усло-
виях внедрения в практику делопроизводства новых информационных технологий являются докторская диссертация
А.Н. Соковой11, в которой впервые сформулирована предварительная документоведческая концепция использования
новых информационных технологий в оперативной обработке управленческой документации. Автор рассмотрел пробле-
му закономерностей эволюции документации, определив перспективы применения бумажного документа в делопроиз-
водстве и архивном деле в условиях возрастающего использования машинных носителей информации. В других науч-
ных работах А.Н. Соковой12 также аргументируется и прогнозируется сохранение в обозримом будущем традиционных
бумажных документов в делопроизводстве наряду с документами на машинных носителях. В настоящее время мы видим
подтверждение справедливости этого суждения.
1990-е годы характеризуются прогрессивным изменением машинных носителей и программных средств, активным
использованием средств электронно-вычислительной техники в сфере управления и делопроизводства, в связи с чем пе-
ред документоведением возникла задача определения роли и места ЭД в ДОУ. Электронным документам посвящены




6
Определение термина «электронный документ» нормативно закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об
электронной цифровой подписи».
7
Сокова А.Н. Документоведение как научная дисциплина: объект, предмет, основные задачи // Документирование управленческой
деятельности: Сб. науч. тр. / ВНИИДАД. М., 1986. С. 11.
8
Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982. С. 339.
9
ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и
машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения.
10
Комплектование центральных государственных архивов СССР документами отраслевых АСУ. Методич. рекомендации. М., 1985;
Положение о порядке отбора, приема на архивное хранение и выдачи потребителям документов, созданных средствами вычислитель-
ной техники. М., 1983; РД 50.524-84. Методические указания. Порядок хранения документов на машинных носителях; Гельман-
Виноградов К.Б. Машиночитаемые документы в СССР. Вып. 1. Области применения. Классификация. М., 1980; Гельман-Виноградов
К.Б., Даниленко И.И., Танонин В.А. Машиночитаемые документы: Теория и практика архивного дела: Учеб. пособие / МГИАИ. М.,
1986; Даниленко И.И., Цаплин В.В. Об архивном хранении и использовании машиночитаемых документов // Сов. архивы. 1985. № 3;
Танонин В.А., Цаплин В.В. О задачах, методах и концепции описания машиночитаемых документов, подлежащих передаче в государ-
ственные архивы // Там же. 1986. № 1; Пшенко А.В., Чуковенков А.Ю. Формирование нормативной базы документов, создаваемых
средствами вычислительной техники // Там же. 1986. № 2.
11
Сокова А.Н. Развитие советского документоведения в условиях научно-технической революции (1960—1980 гг.): Автореф. дис.
... д-ра ист. наук. 05.25.02. / МГИАИ. М., 1987.
12
Она же. Деловая документация в сфере управления. М.: Знание, 1985; Она же. Машинограммы как новые документные формы в
составе УСД // Документоведение. ДОУ: Экспресс-информация / ОЦНТИ ВНИИДАД. 1987. № 1 (19); Она же. Трансформация доку-
ментов в условиях новой информационной технологии // Документ и экономика: Межвуз. сб. науч. тр. / МГИАИ. М., 1989; Она же.
Электронное делопроизводство: Практический взгляд на проблему в реальных условиях // Делопроизводство. 2000. № 1; Она же. Элек-
тронные документы и электронные технологии в делопроизводстве: Доклад // Там же. 2001. № 1; Она же. Электронный документ и
электронный архив: Доклад на конф. // Там же. 1999. № 1.
5


научные работы ВНИИДАД, РГАНТД, ГАРФ. В частности, в 1999 году ВНИИДАД подготовил аналитический обзор
«Документоведческие и архивоведческие проблемы электронных документов»13, в котором установлена специфика ЭД и
определены главные проблемы их применения в делопроизводстве и архивном деле. Обзор показал, что степень изучен-
ности разных проблем ЭД неодинакова, и послужил импульсом к составлению Росархивом (ВНИИДАД) программы на-
учных исследований на 2001—2010 гг. «Электронные документы»14, включающей примерный перечень направлений
научных исследований, нормативно-методических и экспериментальных разработок в области ЭД.
Анализ документоведческой литературы показывает, что проблематика, поставленная ЭД перед документоведени-
ем, охватывает как общие вопросы (терминологию, классификацию и др.), так и вопросы применения ЭД в ДОУ (созда-
ния ЭД, организации работы с ними и организации их хранения и использования). Общим вопросам специализированная
литература по документоведению и архивоведению уделяла значительное внимание как в 1980-е гг.15, так и в период
активного распространения новых информационных технологий с 1990-х гг. по настоящее время16. Вопросы применения
ЭД в ДОУ в научной литературе конца 1990-х — начала 2000-х гг. связываются с необходимостью, прежде всего, фор-
мирования нормативной правовой базы использования ЭД17, а также разработки соответствующего технического, техно-
логического, программного обеспечения18. Кроме того, на рубеже XX—XXI веков некоторыми авторами предпринима-
ются попытки освещения исторического опыта работы с ЭД19, зарубежного опыта управления ЭД20.
Ключевые вопросы управления электронной документацией организаций с точки зрения документоведения рас-
смотрены в фундаментальной научной работе М.В. Ларина21. Проведенный автором анализ доказывает, что ЭД методо-
логически не выходят за рамки документоведческого понимания документа, поэтому могут быть включены в процессы
управления на тех же основаниях, что и другие технотронные документы.
Вопросы, связанные с применением ЭД в деятельности органов власти, активно обсуждаются на научных конфе-
ренциях по документоведению и архивному делу. Материалы научных конференций, проводившихся ВНИИДАД, Мос-
ковским городским объединением архивов, Гильдией управляющих документацией, компаниями-разработчиками систем
автоматизации ДОУ и другими организациями, дают возможность проследить в ходе обсуждений и дискуссий возникно-
вение идей и направлений, истоки принимаемых решений, установить круг ведомств и лиц, имеющих так или иначе от-
ношение к рассматриваемой проблематике. Количество и частота проведения научных конференций, затрагивающих
проблемы ЭД, и состав участников свидетельствуют о высокой заинтересованности в вопросах использования ЭД в
управленческой деятельности как теоретиков, так и практиков. Однако большинство проблем, очевидность и насущ-




13
Документоведческие и архивоведческие проблемы электронных документов: Аналитический обзор / Росархив, ВНИИДАД. М.,
1999. 212 с. СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД, № 10438.
14
Электронные документы: Программа научных исследований (2001—2010 гг.) / Росархив, ВНИИДАД. М., 2000. 35 с. СИФ
ОЦНТИ ВНИИДАД, № 10595.
15
Работы К.Б. Гельман-Виноградова, А.Н. Соковой, А.Ю. Чуковенкова.
16
Залаев Г.З. Анализ и классификация электронных документов // Вестник архивиста. 1999. № 2—3 (50—51); Ларин М.В. Некото-
рые проблемы эволюции управленческого документа // Вестник архивиста. 1999. № 6 (54); Он же. Развитие понятия “документ” //
Делопроизводство. 2000. № 1; Тихонов В.И. Сущностные характеристики, состав и классификация электронных документов // Там же.
1999. № 2.
17
Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1997. № 5; Тихо-
нов В.И. Нормативно-правовая база электронного документооборота в России: законодательные инициативы и задачи на перспективу //
Делопроизводство. 2002. № 3.
18
Электронные документы в корпоративных сетях: второе пришествие Гутенберга / Клименко С.В., Крохин И.В., Кущ В.М., Лагу-
тин Ю.Л. М., 1999. 272 с.; статьи М.П. Бобылевой, С.Л. Кузнецова и др.
19
Афанасьева Л.П. История механизации и автоматизации архивного дела // Секретарское дело. 2004. № 2—4; Тихонов В.И.,
Юшин И.Ф. Становление и развитие архивов машиночитаемых данных в 1960—1980 годы // Отеч. архивы. 1998. № 6.
20
Чуковенков А.Ю. Зарубежный опыт электронного документооборота // Документация в информационном обществе: проблемы
государственного регулирования документационного обеспечения управления при переходе на электронные технологии: Докл. и со-
общ. на VIII междунар. науч.-практ. конф., 21—22 нояб. 2001 г. М., 2003.
21
Ларин М.В. Управление документацией в организациях: Проблемы истории и методологии: Автореф. дис.... д-ра ист. наук.
05.25.02 / РГГУ. М., 2000.; Он же. Управление документацией в организациях. М.: Научная книга, 2002.
6


ность которых признавалась многими участниками конференций в докладах и при обмене мнениями, к сожалению,
очень редко находят отклик и практическое решение в органах государственной власти.
Изучение ЭД носит междисциплинарный характер. Архивоведение наиболее тесно связано с документоведением,
поскольку необходимо соблюдать преемственность в решении теоретических, методических, организационных вопросов
на протяжении всего жизненного цикла ЭД. Широкий круг работ, раскрывающих проблему с архивоведческих позиций,
включает работы по определению специфики технотронных документов22, методологии экспертизы ценности ЭД23, ком-
плектованию архивов ЭД24, обеспечению сохранности ЭД25 и др.26 Значительный интерес представляют публикации о
работе с ЭД в архивах за рубежом27. Опыт хранения и использования ЭД, накопленный Российским государственным
архивом научно-технической документации (а также его предшественником Всесоюзным научно-исследовательским
центром космической документации), отражен в ряде аналитических обзоров и других изданий28.
В научной литературе бывших союзных республик по проблемам ЭД особенно широко представлен опыт архивных
органов Республики Беларусь29.
В большинстве современных работ зарубежных архивистов (Ч. Доллара, Л. Дуранти, П. Эммерсона и др.) подчер-
кивается мысль, что архивисты должны вмешиваться в процессы создания и оперативного хранения ЭД.
Работы, посвященные правовым основам автоматизации управления30, вопросам использования ЭД в качестве су-
дебного доказательства31 и др., раскрывают проблему ЭД во взаимодействии с юридическими дисциплинами.
В области информационного права вопросы нормативного регулирования применения ЭД отражены в основопола-
гающих трудах И.Л. Бачило и В.А. Копылова32, а комплексное исследование проблем правового регулирования инфор-
мационных технологий в различных странах мира проведено А.В. Шамраевым33.
Обобщению практики внедрения автоматизированных систем ДОУ посвящены публикации сотрудников некоторых
федеральных органов государственной власти34.



22
Магидов В.М. Технотронные документы и архивы: проблемы архивоведения и источниковедения // Вестник архивиста. № 2 (44);
Он же. Технотронные документы в русле архивоведения и источниковедения // Там же. № 1 (43).
23
Тихонов В.И. Методология экспертизы ценности электронных документов нуждается в развитии // Отеч. архивы. 2003. № 5.
24
Жукова М.П. Комплектование архивов электронными документами // Отеч. архивы. 2000. № 2; Кавцевич О.К. К вопросу о пер-
спективах комплектования архива электронной документацией // Новосиб. арх. вестник. 2000. № 8.
25
Гедрович Ф.А. Цифровые документы: проблемы обеспечения сохранности // Вестн. архивиста. 1998. № 1 (43).
26
Киселев И.Н. Электронные документы на пороге архива // Вестник архивиста. № 3 (45); Михайлов О.А. Электронные документы
в архивах: Проблемы приема, обеспечение сохранности и использование: Аналит. обзор заруб. и отеч. опыта. 2-е изд., доп. М.: Диалог-
МГУ, 2000; Танонин В.А. Информационное общество и архивы на машинных носителях // Отеч. архивы. 1994. № 1; Тихонов В.И.,
Юшин И.Ф. Будут ли в «электронной» России электронные архивы? // Там же. 2002. № 5.
27
Киселев И.Н., Шапошников А.С. Работа с машиночитаемыми документами в архивах Дании // Отеч. архивы. 1995. № 3; Леонтье-
ва О.Г. Работа архивистов с электронными документами и технологиями: заруб. опыт // Там же. 2000. № 3; Машиночитаемые докумен-
ты в управленческой деятельности в архивах за рубежом: Аналит. обзор / ВНИИДАД; Сост. А.Ю. Чуковенков. М., 1989.
28
Влияние информационной технологии на теорию и практику архивного дела: Аналит. обзор / РНИЦКД. М., 1992; Машиночитае-
мые документы и архивы: Аналит. обзор зарубежного и отечественного опыта / РНИЦКД. М., 1994; Машиночитаемые документы:
прием на государственное хранение, создание специализированных архивов: Информац. записка / РНИЦКД. М., 1994.
29
Носевич В.Л. Архив электронных документов: белорусский опыт // Отеч. архивы. 2002. № 1; Он же. Электронные документы и
информационные ресурсы // Архивы и делопроизводство. Минск, 2000. № 2. С. 133—140; Он же. Электронный документооборот: на
пороге больших перемен // Там же. № 1. С. 121—126.
30
Венгеров А.В. Право и информация в условиях автоматизации управления (теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1978. 207
с.; Венгеров А.В., Пертцик В.А., Самощенко И.С. Правовые основы автоматизации управления народным хозяйством СССР. М.:
Высш. школа, 1979. 245 с.
31
Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде: Учеб.-практ. пособие. М.: Городец-издат, 2000.
248 с.
32
Бачило И.Л. Правовые вопросы документирования в условиях информатизации // Проблемы законодательства в сфере информа-
тизации: Тезисы докл. седьмой Всерос. конф. М.: ВНИМИ, 1999; Она же. Современные правовые проблемы документирования инфор-
мации // Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив. М., 2000; Копылов В.А.
Информационное право. М.: Юристъ, 1997; Он же. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. 1996. № 8.
33
Шамраев А.В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). Версия 1.0. М.:
Статут, Интертех, БДЦ-пресс, 2003.
34
Кузнецов С.К. Опыт реформирования системы документационного обеспечения Минэкономразвития РФ // Справочник секретаря
и офис-менеджера. 2003. № 10; Куняев Н.Н. Опыт внедрения системы электронного документооборота (СЭД) в МНС России // Дело-
производство. 2003. № 4; Синева Н.А. Технология внедрения системы автоматизации делопроизводства и электронного документообо-
7


Вопросы применения ЭД в ДОУ получили отражение в документоведческих диссертациях по историческим и тех-
ническим наукам. В ряде диссертационных исследований по документоведению и архивному делу поднимались теоре-
тические вопросы применения МЧД в ДОУ35, проблемы автоматизации ДОУ36. Н.Н. Куняевым проведено исследование
развития ДОУ в системе налоговых органов России в 1990-х—начале 2000-х гг., выработаны рекомендации по совер-
шенствованию ДОУ в системе Министерства по налогам и сборам РФ на основе новых информационных технологий37. В
диссертационной работе Ю.М. Кукариной38 основное внимание уделено изучению развития понятия «электронный до-
кумент» в законодательных актах международных организаций (ЮНСИТРАЛ и Европейского Союза), России, ряда
стран Западной Европы, Азии, СНГ, США.
Среди диссертаций по юридическим наукам следует, прежде всего, отметить докторскую диссертацию А.Б. Венге-
рова, в которой автор поставил своей задачей изучение проблем взаимодействия права и информационных процессов39.
В некоторых других диссертациях юридического профиля ЭД рассматриваются, прежде всего, с позиций доказательно-
сти40.
В 1990-х годах в ряде кандидатских диссертаций по техническим и экономическим наукам предпринимались по-
пытки исследования путей совершенствования управления на базе применения новых информационных технологий41, а в
2003 году процессы функционирования и развития автоматизированной информационной технологии в аппарате Прави-
тельства РФ явились предметом диссертационного исследования В.Н. Чернова42.
Изучение литературы по документоведению и смежным дисциплинам, материалов научных конференций и диссер-
таций показывает, что несмотря на значительное количество проведенных научных исследований в области работы с ЭД,
вопросы применения ЭД в документационном обеспечении деятельности федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации до настоящего времени не были предметом комплексного документоведческого исследования.




рота «Дело-ТСФ» в Совете Федерации // Справочник секретаря и офис-менеджера. 2003. № 5; Чернов В.Н. Проблемы перевода на но-
вые информационные технологии автоматизированной системы ДОУ аппарата Правительства РФ // Делопроизводство. 2002. № 2.
35
Кирклис З.А. Исследование и разработка машиночитаемых документов: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1980; Чуковенков А.Ю. Ор-
ганизация хранения и использования машиночитаемых документов в сфере управления: Автореф. дис. / ВНИИДАД. М., 1987; Щегель-
ский А.В. Теоретические и организационно-методические основы создания и функционирования архивов машиночитаемых докумен-
тов в машиностроительной отрасли промышленности: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1985; Щенснович Г.Г. Разработка основных прин-
ципов организации системы документирования в условиях АСУ: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1975.
36
Архипова Н.И. Документационное обеспечение управления вычислительными центрами (история, современное состояние и пер-
спективы развития): Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1978; Голубович Д.И. Исследование процессов и средств автоматизации документи-
рования информации: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1973; Максимов В.Р. Исследование задач оптимизации параметров структуры до-
кументальной автоматизированной системы информационного обеспечения: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1973; Мовшон Л.М. Иссле-
дование и разработка метода автоматизированного поиска документации для отраслевой системы управления в области сельского хо-
зяйства: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1974; Морозов В.А. Исследование процессов ввода документов в автоматизированные информа-
ционные системы: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1974; Надточий А.И. Исследование и разработка автоматизированной системы доку-
ментационно-информационного обеспечения в области атомной науки и техники: Автореф. дис. / МГИАИ. М., 1973; Осокина Н.М.
Исследование процессов автоматизации поиска документальной информации в ведомственных архивах: Автореф. дис. / МГИАИ. М.,
1979; Солдаткин Ю.И. Исследование вопросов комплексной механизации и автоматизации обработки документной информации: Ав-
тореф. дис. / МГИАИ. М., 1975.
37
Куняев Н.Н. Развитие системы ДОУ в налоговых органах РФ на основе новых информационных технологий: Автореф. дисс. /
ВНИИДАД. М., 2003.
38
Кукарина Ю.М. Формирование и развитие понятия «электронный документ» в зарубежном и российском законодательстве»: Ав-
тореф. дисс. / РГГУ. М., 2003.
39
Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретич. проблемы): Автореф. дисс. М., 1975.
40
Кукарникова Т.Э. Электронный документ в уголовном процессе и криминалистике: Автореф. дисс. Воронеж, 2003; Яковлев А.Н.
Теоретические и методические основы экспертного исследования документов на машинных магнитных носителях информации: Авто-
реф. дисс. Саратов, 2000.
41
Нгуен Ван Хау. Совершенствование документационного обеспечения территориальных органов управления во Вьетнаме на базе
автоматизированных информационных систем: Автореф. дис. / РГГУ. М., 1999; Попова Т.В. Совершенствование учрежденческой дея-
тельности на базе применения новых компьютерных и информационных технологий. Автореф. дисс. / Гос.акад.упр. М., 1996; Ряза-
нов А.В. Управление проектами совершенствования внутрифирменного документооборота на основе новых информационных техноло-
гий: Автореф. дис. М., 2002; Фатуева Е.В. Совершенствование информационного обеспечения высшего учебного заведения на основе
технологии управления электронными документами: Автореф. дис. М., 2002.
42
Чернов В.Н. Информационная технология делопроизводства в Аппарате Правительства РФ с учетом реформирования структуры
государственных органов: Автореф. дисс. / РАГС при Президенте РФ. М., 2003.
8


Реорганизация и создание новых государственных структур в рамках административной реформы 2004 года43 вы-
зывают необходимость использования ими опыта работы с ЭД, накопленного федеральными органами исполнительной
власти в предыдущие годы.
Целью данной диссертационной работы является формирование комплекса предложений организационного и ме-
тодического характера по повышению эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в об-
ласти использования ЭД на основе анализа нормативно-методического обеспечения, обобщения практики применения
ЭД в деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в период 1993—2004 гг.
Основными задачами исследования являются: выявление основных теоретических вопросов использования ЭД в
сфере документационного обеспечения государственного управления; анализ развития и современного состояния отече-
ственной нормативно-методической базы применения ЭД в деятельности органов государственной власти и ее сравнение
с нормативной базой работы с ЭД передовых зарубежных стран; анализ практики применения ЭД в деятельности феде-
ральных органов исполнительной власти Российской Федерации; определение направлений дальнейшего совершенство-
вания работы с ЭД в документационном обеспечении деятельности федеральных органов исполнительной власти Рос-
сии, выработка практических предложений по оптимизации этой работы.
Выбор хронологических рамок исследования обусловлен изменениями в политическом устройстве страны и со-
циально-экономических условиях деятельности федеральных органов исполнительной власти, активным и массовым
внедрением электронных технологий в их деятельность в период 1993—2004 гг. И это не случайно, ибо в переходный
период к новому политическому и экономическому укладу происходит перестройка информационных потоков, меняется
их содержание, наполнение, объем, скорость переработки информации44, поэтому выдвигаются новые требования к ин-
формационному обеспечению управленческих решений на всех уровнях властных структур и значительно активизиру-
ются работы по информатизации государственной власти.
Основу методологии работы составляют исторический подход и системный анализ. Изучение понятия ЭД, норма-
тивно-методического обеспечения работы с ЭД в историческом развитии позволило проследить эволюцию предмета
исследования и правовой среды его использования. Системный анализ применялся в целях исследования комплекса ЭД
как целостности, выявления в нем взаимосвязанных элементов, их характеристики и анализа. Кроме того, в работе ис-
пользованы методы анкетирования, непосредственного наблюдения, историко-сравнительного и статистического анали-
за, классификации и другие методы, позволившие провести комплексное исследование.
Источниковая база определяется предметом и задачами исследования и может быть разделена на следующие
группы: нормативно-методические документы; фактические данные, полученные в результате исследования практиче-
ской деятельности ряда федеральных органов исполнительной власти; материалы научных исследований, в том числе
содержащиеся в справочно-информационном фонде отраслевого центра научно-технической информации (СИФ
ОЦНТИ) ВНИИДАД.
К группе нормативно-методических документов относятся международные, федеральные, общеотраслевые, ведом-
ственные и зарубежные нормативно-методические документы по вопросам применения ЭД в ДОУ, подробный анализ
которых дан в главе 2. Перевод использованных в работе зарубежных (англоязычных) источников и литературы выпол-
нен автором.




43
Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах»; Указ
Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
44
Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Национальный доклад // НТИ. Сер. 1.
1994. № 11. С. 3.
9


Важным источником для диссертации послужили собранные автором в течение 2002—2003 гг. фактические дан-
ные, вошедшие в аналитический обзор по практике применения электронных документов в деятельности федеральных
органов исполнительной власти, выполненный в соответствии с планом научно-исследовательских работ ВНИИДАД45.
В качестве источников также использованы материалы, содержащиеся в СИФ ОЦНТИ ВНИИДАД в области доку-
ментоведения и архивоведения: депонированные рукописи, аналитические обзоры, научные доклады, информационные
записки.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы
при совершенствовании нормативной базы работы с ЭД в Российской Федерации, в том числе в рамках ФЦП «Элек-
тронная Россия», и поиске новых научных результатов в области документоведения и архивного дела.
Результаты исследования теоретических вопросов и опыт применения ЭД в деятельности федеральных органов ис-
полнительной власти могут быть использованы разработчиками автоматизированных систем ДОУ, а также при проекти-
ровании и организации документационного обеспечения органов государственного управления, созданных в ходе адми-
нистративной реформы 2004 года.
Отдельные результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических материалов по
документоведению и ДОУ для специальностей высшего профессионального образования и курсов повышения квалифи-
кации специалистов.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в десяти опубликованных научных
статьях, а также доложены на международных научно-практических конференциях «Документация в информационном
обществе» в 2002 и 2003 годах, Всероссийской практической конференции «Электронный документооборот и ДОУ в
органах власти» 2004 года.
Некоторые положения диссертации нашли отражение в нормативно-методических разработках и научных трудах
ВНИИДАД по вопросам ДОУ.
Материалы диссертации используются в лекционных курсах «Информационные технологии в ДОУ» и «Автомати-
зированные системы ДОУ», читаемых автором на кафедре документационного менеджмента Московского государствен-
ного университета сервиса, а также в отраслевом центре повышения квалификации ВНИИДАД.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Ос-
новной текст занимает 175 с., библиография (480 наименований) — 22 с., приложения — 10 с.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы применения ЭД в деятельности федеральных органов испол-
нительной власти, определяется объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, степень разработанности темы,
обосновывается выбор хронологических рамок исследования, описывается источниковая база исследования и литература
по теме, раскрываются теоретическая и практическая значимость, научная новизна, апробация работы, структура диссер-
тации.
Первая глава работы посвящена некоторым теоретическим вопросам применения ЭД в ДОУ. В ней рассматрива-
ются существенные признаки понятия ЭД, исследуются вопросы классификации ЭД, определяются компоненты ЭД, ос-
вещаются проблемы подлинности и юридической силы ЭД.
Раздел 1.1 посвящен генезису понятия «электронный документ» и анализу основных подходов к определению ЭД,
представленных в отечественных и зарубежных источниках и литературе. Большинство существующих определений




45
Исследование практики работы с электронными документами в делопроизводстве федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации: Аналитич. обзор / ВНИИДАД. М., 2003. Деп. в ОЦНТИ ВНИИДАД, № 228-2004.
10


термина «ЭД» подчеркивают преемственность понятий «документ» и «ЭД», причем акцент делается на информацион-
ную составляющую понятия.
Можно говорить о преемственности терминов «машиночитаемый документ» и «электронный документ». В 1990-х
именно те документы, которые раньше называли машиночитаемыми стали именовать электронными. Потребность в но-
вом понятии появилась потому, что термин «машиночитаемый документ» отражает автоматическое считывание, ввод
информации в машину, то есть лишь начальный этап ее автоматизированной обработки, а ЭД подразумевает существо-
вание документа в электронном виде на всех стадиях его жизненного цикла — от создания до уничтожения. Эта особен-
ность ЭД подчеркивается и в зарубежных источниках и литературе.
В разделе 1.2 исследуется состав компонентов ЭД. Проведенный анализ показал, что большинство специалистов
предлагает выделять метаданные в качестве одного из компонентов ЭД, однако, по нашему мнению, разделение мета-
данных и реквизитов необоснованно, поскольку для документоведения вспомогательная системная информация, входя-
щая в состав метаданных, не имеет самостоятельного значения, а делопроизводственные реквизиты ЭД могут содер-
жаться в метаданных. Делается вывод, что ЭД состоит из содержания (информации), реквизитов и материального носи-
теля, что подчеркивает родство понятий ЭД и «документ» в документоведении.
В разделе 1.3 рассматриваются вопросы классификации ЭД. Обращение к классификации ЭД в исследовании обу-
словлено необходимостью установления положения электронных документов в общем документационном массиве фе-
деральных органов исполнительной власти.
В соответствии с целью данного диссертационного исследования анализ практики работы с ЭД в федеральных ор-
ганах исполнительной власти проводился с использованием классификации ЭД, основанной на признаках оригинально-
сти и юридической силы. Из состава ЭД отдельно выделяются базы данных как особая форма представления ЭД.
Другим основанием для классификации может быть формат ЭД, который является определяющим условием при
конвертации, миграции ЭД и выборе программного обеспечения для работы с ЭД. Особое значение форматов для работы
с ЭД подтверждается деятельностью международных, зарубежных и отечественных организацией, занимающихся разра-
боткой стандартов на форматы ЭД.
Раздел 1.4 освещает вопросы подлинности и юридической силы ЭД в их взаимосвязи, поскольку они в настоящее
время обеспечиваются универсальным средством — электронной цифровой подписью (ЭЦП). Однако использование
ЭЦП в ДОУ связано с рядом проблем, не позволяющих считать ЭЦП универсальным средством удостоверения докумен-
тов, равным по достоверности, простоте и эффективности применения собственноручной подписи. В связи с этим спе-
циалистами предлагаются иные способы обеспечения подлинности и юридической силы ЭД (организационные, про-
граммные, аппаратные), которые также на данный момент имеют недостатки, мешающие их широкому распростране-
нию.
Во второй главе исследуются вопросы формирования и проводится анализ современного состояния нормативно-
методической базы по работе с ЭД в Российской Федерации (раздел 2.1), анализируются международные акты в сфере
управления ЭД и вопросы их применения в нормотворчестве различных стран (раздел 2.2), проводится сравнение ее со-
стояния с зарубежной нормативной базой по работе с ЭД в органах государственного управления в США, Великобрита-
нии, Австралии (раздел 2.3) и странах СНГ (раздел 2.4).
Анализ нормативной базы работы с ЭД в странах ближнего и дальнего зарубежья был чрезвычайно полезен при оп-
ределении перспектив и направлений формирования нормативной базы России области работы с ЭД. Сделана также по-
пытка предложить пути использования передового зарубежного опыта по управлению ЭД в деятельности федеральных
органов исполнительной власти России.
11


Нормативно-методическое обеспечение применения ЭД в зарубежных странах на государственном уровне осуще-
ствляется, как правило, после принятия подобных нормативных документов на региональном уровне. В России регио-
нальные органы власти фактически не включены в нормотворческий процесс в указанной области.
Особое внимание вопросы управления документацией за рубежом получили в рамках развития и внедрения кон-
цепции «электронного правительства», а также в связи с принятием законодательства о защите данных, свободе инфор-
мации и правах человека. Основной целью ФЦП «Электронная Россия» также фактически является создание электронно-
го правительства, в связи с чем некоторые положения программы посвящены организации электронного документообо-
рота.
В России, как и за рубежом, большинство требований к ЭД устанавливаются нормативно-методическими докумен-
тами, относящимися к документации вообще. Хотя многие специалисты настаивают на том, что требования, представ-
ляемые к бумажным документам, не должны применяться к электронным, отмечая подвижность, динамичность ЭД, по-
стоянное внесение в них изменений.
Основным нормативным документом, регламентирующим работу с документами, в большинстве стран мира явля-
ется национальный стандарт, принятый на основании международного стандарта ИСО 15489-2001. В соответствии с
принципами стандартизации в Российской Федерации46, международные стандарты применяются как основа разработки
национальных стандартов. Сейчас в интересах экономики и управления настало время для включения в программу по
разработке национальных стандартов Российской Федерации стандарта по управлению документацией, основанного на
положениях стандарта ИСО 15489-2001, по аналогии с принятием на базе международных стандартов ИСО серии 9000
национальных стандартов системы качества47.
Архивные органы зарубежных стран (например, Национальная архивно-документационная служба США) прини-
мают участие в управлении ЭД уже на стадии их создания, разрабатывают стандарты и методики выбора программного
обеспечения для работы с ЭД в организациях. Федеральному архивному агентству России необходимо перенимать опыт
зарубежных архивных органов, так как установление требований к автоматизированным системам ДОУ и методических
рекомендаций по их выбору является одним из самых действенных способов влияния на качество формирования архив-
ного фонда организации на стадии делопроизводства. Соответственно, требуется повышение статуса и уточнение функ-
ций архивной службы России в этой области.
В третьей главе диссертационной работы рассматривается практический опыт применения ЭД в деятельности фе-
деральных органов исполнительной власти Российской Федерации по следующим направлениям: организационно-
техническое обеспечение работы с ЭД, применяемые автоматизированные системы ДОУ, виды ЭД и технологии работы
с ЭД в ДОУ.
Изучение организационно-технического обеспечения работы с ЭД в федеральных органах исполнительной власти
(раздел 3.1) показало, что организационная структура ДОУ (количественный состав работников, наличие специализиро-
ванных подразделений и т. п.) и техническое обеспечение (количество компьютерной техники, наличие телекоммуника-
ционных каналов связи и др.) уже сегодня позволяют использовать ЭД. Однако достаточный уровень организационно-
технического обеспечения — это важный, но не единственный фактор, влияющий на эффективность применения ЭД в
деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В разделе 3.2 показано, что в большинстве федеральных органов исполнительной власти автоматизированные сис-
темы ДОУ либо уже используются, либо планируется их скорое внедрение. Там, где системы уже действуют, планирует-




46
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 12.
47
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, монтаже и обслуживании; ГОСТ Р
ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании; ГОСТ Р ИСО 9003-96
Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
12


ся увеличение числа рабочих мест, то есть федеральные органы исполнительной власти в целом удовлетворены работой
систем. Однако следует подчеркнуть, что на рынке автоматизированных систем ДОУ отсутствует государственная стра-
тегия лицензирования и сертификации программ.
При рассмотрении в разделе 3.3 видов ЭД, создаваемых и используемых в деятельности федеральных органов ис-
полнительной власти, отмечается, что ЭД в настоящее время составляют 5-10% в общем документообороте органа и
имеют тенденцию к росту. Значительную часть ЭД составляют переписка (как правило, сообщения электронной почты)
и базы данных.
В федеральных органах исполнительной власти создается большое количество баз данных, отражающих содержа-
ние их деятельности. Доступ к информации отраслевых баз данных, как правило, ограничен, что приводит к дублирова-
нию информации в учетных системах различных ведомств. В большинстве своем базы данных повторяют информацию,
содержащуюся в бумажных документах, однако имеют ценность в связи с удобством представления и использования
этой информации.
Исследование технологий работы с ЭД в федеральных органах исполнительной власти (раздел 3.4) позволило уста-
новить, что регистрация и контроль исполнения документов — это те задачи ДОУ, где применение электронных техно-
логий приносит ощутимую пользу, поскольку они являются типовыми и поддаются максимальной формализации. Реги-
страция и контроль исполнения документов автоматизированы даже в тех федеральных органах исполнительной власти,
в которых не внедрены комплексные системы автоматизации ДОУ.
В практике работы с ЭД применяются в основном те же формы и правила обработки документации, что и в работе с
бумажными документами в традиционном делопроизводстве.
Связанная с технологиями ДОУ проблема хранения ЭД находится в стадии решения. Электронные архивы в феде-
ральных органах исполнительной власти, как правило, отсутствуют. Не сформулированы концептуальные положения о
хранении ЭД при наличии бумажного подлинника и некоторые вопросы долговременного обеспечения сохранности ЭД.
В заключении содержатся основные выводы, полученные в результате исследования, и предложения по дальней-
шему совершенствованию работы с ЭД в деятельности федеральных органов исполнительной власти России.
1. Определение термина «ЭД» является принципиально важным для документоведения, поскольку без понимания
сущности предмета невозможна организация эффективной работы с ЭД. По нашему мнению, ЭД обладает теми же юри-
дическими свойствами, что и традиционный документ, а особенность этой категории документов состоит в том, что их
информация представлена в электронно-цифровом виде и может быть воспринята человеком только при помощи соот-
ветствующих программных и технических средств. То есть для документоведения нет принципиального различия между
электронным и традиционным бумажным документом. Определение ЭД из Федерального закона от 10 января 2002 г. №
1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» соответствует принятому в документоведении пониманию документа, следо-
вательно нет необходимости в создании нового термина, а есть необходимость в некоторых разъяснениях о порядке
применения ЭД со стороны органов, осуществляющих нормативно-методическое регулирование работы с ЭД в ДОУ.
2. Тесно связан с терминологической проблемой определения ЭД вопрос установления компонентов ЭД, поскольку
традиционное соотношение носителя и информации, присущее бумажному документу, отличается в случае с ЭД. Прове-
денное диссертационное исследование позволило прийти к выводу о том, что ЭД состоит из трех основных компонентов:
зафиксированной информации, реквизитов и носителя. Кроме того, при анализе ЭД необходимо учитывать, что исполь-
зуемые при создании и воспроизведении ЭД специальные программные и технические средства следует рассматривать в
непосредственной связи с компонентами ЭД.
3. Обеспечение подлинности и юридической силы ЭД является одним из ключевых условий для использования ЭД
в ДОУ.
Анализ нормативной базы и практического опыта свидетельствует, что обеспечение юридической силы ЭД осуще-
ствляется путем подписания средствами ЭЦП, организационными способами, при помощи определенных вещей, инфор-
13


мации, антропометрических данных и т. д. Приходится констатировать, что пока не существует универсального средства
обеспечения юридической силы и подлинности ЭД, сравнимого с собственноручной подписью на бумаге. Данный во-
прос требует правового и методического решения, которое бы позволило создателям ЭД обеспечивать юридическую
силу ЭД с гарантией длительной аутентичности без существенных организационных и финансовых затрат.
Зарубежное законодательство главным критерием подлинности ЭД считает точную идентификацию автора. Рос-
сийское законодательство по отношению к подлинным документам выдвигает требования идентификации времени и
места создания документа, помимо установления автора. По нашему мнению, идентификация автора и времени создания
является достаточным условием подлинности ЭД, поскольку место составления ЭД установить практически невозможно.
4. Результаты исследования состояния нормативно-методического обеспечения работы с ЭД в России показали, что
на уровне федерального законодательства РФ в настоящее время решены только вопросы придания юридической силы
ЭД. Вопросы практического использования ЭД в ДОУ решаются преимущественно на ведомственном, а не государст-
венном уровне. Для эффективного использования ЭД в ДОУ необходимо принятие ряда общеотраслевых нормативных
документов.
В настоящее время в России, в отличие от передовых зарубежных стран (Австралии, Великобритании, США), от-
сутствует концепция развития нормативно-методического обеспечения управления ЭД в деятельности органов государ-
ственной власти. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» является важным, но недостаточным услови-
ем широкого применения ЭД в деятельности федеральных органов исполнительной власти. Многие проблемы примене-
ния ЭД остаются все еще нерешенными и требуют дополнительного регулирования как на законодательном, так и осо-
бенно на нормативно-методическом уровне.
Необходимо переработать накопленную нормативную правовую и методическую базу ДОУ с учетом важности рег-
ламентации вопросов применения ЭД в деятельности органов власти, продолжить работу над проектом федерального
закона «О документационном обеспечении управленческой деятельности», разработать нормативно-методические доку-
менты по хранению ЭД, в частности, перечень типовых управленческих ЭД федеральных органов государственной вла-
сти с указанием сроков хранения, которые могут не дублироваться на бумажной основе. Унификация документационно-
го обеспечения государственных органов различного уровня на базе электронных технологий должна стать неотъемле-
мой частью административной реформы, проводимой в настоящее время в Российской Федерации и направленной на
решение задач совершенствования процессов государственного управления, повышения их экономичности и эффектив-
ности.
5. Упорядочением ДОУ в России фактически занималась Федеральная архивная служба, унаследовавшая данную
функцию от государственных архивных органов СССР. В соответствии с последними решениями по административной
реформе Федеральное архивное агентство функциями по управлению документацией не наделено, что вносит неопреде-
ленность в перспективы дальнейшего совершенствования документационного обеспечения управления на государствен-
ном уровне.
Отечественные традиции, мировой опыт, рекомендации Международного Совета архивов со всей очевидностью
указывают на необходимость государственного регулирования вопросов управления документацией.
6. В области организационной структуры ДОУ заметно усилившееся влияние представителей информационных и
технологических служб, которые пытаются воздействовать на формирование политики управления документацией в
федеральных органов исполнительной власти, исходя из возможностей программного обеспечения. По нашему мнению,
специалисты в области делопроизводства должны определять стратегию управления документацией в организации в
соответствии со своими профессиональными навыками и знаниями и с учетом достижений научно-технического про-
гресса, поэтому необходимо четкое разграничение обязанностей работников службы ДОУ и представителей информаци-
онно-технологических служб.
14


В области технического обеспечения федеральных органов исполнительной власти для работы с ЭД делается вывод
о неравномерности технического оснащения, мешающей им стать равноправными участниками межведомственного
электронного документооборота. Среди частных проблем заметно обилие несертифицированных технических и нели-
цензионных программных средств, а также недостаточно активное использование высокотехнологических средств защи-
ты информации. Для создания условий межведомственного документооборота необходимо установление единых требо-
ваний к программному и техническому оснащению федеральных органов исполнительной власти.
7. Работа с ЭД чаще всего проводится в рамках использования автоматизированных систем ДОУ. На российском
рынке имеется достаточное количество автоматизированных систем, обладающих практически одинаковым базовым
набором функций, но позволяющих автоматизировать ДОУ с учетом специфики каждой конкретной организации. Вме-
сте с тем принципиальные отличия заключаются в различных программных платформах систем, что представляет серь-
езную проблему для организации межведомственного документооборота. Целесообразно установить на государственном
уровне единый формат обмена ЭД между ведомствами.
8. Изучение состава ЭД позволило установить, что в ходе осуществления своей деятельности федеральные органы
исполнительной власти применяют различные виды ЭД, большую часть которых составляют письма и базы данных.
Можно сделать вывод о том, что подавляющее число ЭД в федеральных органах исполнительной власти имеет бумаж-
ный аналог и не содержит уникальной или важной информации. Это означает, что в сфере госуправления пока еще нет
доверия к ЭД, нет навыков организации реального электронного документооборота.
9. Выбор технологий работы с ЭД в федеральных органах исполнительной власти обусловлен спецификой органи-
зационно-технического и нормативно-методического обеспечения деятельности конкретной организации, а также свой-
ствами обрабатываемого вида ЭД.

В целом, исследование практики применения ЭД в деятельности федеральных органов исполнительной власти по-
казало, что пока не удается организовать «безбумажный офис», идея создания которого, как казалось в 1980-х годах,
могла бы получить реальное воплощение одновременно с началом широкомасштабного перевода информационной ин-
дустрии на цифровые технологии. Бумажные носители, постепенно утрачивая ранее свойственные только им функции
средства архивного хранения и передачи информации, возлагаемые теперь на компьютерные системы, по нашему мне-
нию, останутся в течение длительного срока самым универсальным средством представления информации. В настоящее
время следует говорить о конвергенции цифровых электронных и бумажных технологий как ключевом факторе оптими-
зации документооборота в управленческой деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Следовательно, необходимо сформулировать принципиальные положения об одновременном (параллельном) сосу-
ществовании в управленческой деятельности традиционных и электронных систем документации. В целях решения за-
дач легализации использования ЭД на принципах их параллельного, взаимодополняющего сосуществования с бумажны-
ми документами, регулирования правил применения автоматизированных систем ДОУ, организации экспертизы про-
граммных средств автоматизации ДОУ, регламентации ответственности организаций за нарушение установленных пра-
вил представляется целесообразным наделение соответствующими полномочиями центрального органа власти в области
архивного дела, принятие федерального закона о документационном обеспечении управленческой деятельности, а также
специальной федеральной целевой программы совершенствования системы ДОУ в стране и иных нормативно-правовых
актов.
15




Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:
1. Выбор системы ДОУ // Служба кадров и персонал. — 2004. — № 3. — С. 90—93.
2. Классификаторы документов и информации в составе нормативно-правовой базы автоматизированных систем де-
лопроизводства // Документация в информационном обществе: унификация и стандартизация межведомственного и кор-
поративного документооборота: Доклады и сообщения на девятой Международной научно-практической конференции
05—06 декабря 2002 г. /
Росархив. ВНИИДАД. — М., 2003. — С. 241—247.
3. Международная стандартизация в области управления документацией // Электронный документооборот и ДОУ в
органах власти: Вторая Всеросс. практич. конференция, Москва, 02-04 февраля 2004 г. — М., 2004. — С. 145—147.
4. Международный стандарт // Служба кадров. — 2003. — № 6. — С. 50—51. — В соавт.
5. Международный стандарт по управлению деловой документацией ИСО 15489-2001 // Делопроизводство. — 2003.
— № 3. — С. 62—64. — В соавт.
6. Наличие компьютеров — еще не показатель // Служба кадров. — 2003. — № 12. — С. 55—59.
7. Некоторые рекомендации по выбору автоматизированной системы документационного обеспечения управленче-
ской деятельности // Секретарское дело. — 2004. — № 3. — С. 10—12.
8. О некоторых проблемах использования электронных документов в делопроизводстве федеральных органов испол-
нительной власти // Делопроизводство. — 2004. — № 1. — С. 11—17.
9. Основные направления деятельности Национального архива США (NARA) в области управления электронными
документами федеральных учреждений // Секретарское дело. — 2004. — № 2. — С. 51—53.
10. «Официальное представительство» органов власти в сети Интернет // Делопроизводство. — 2003. — № 4. — С.
36—40. — В соавт.



СОДЕРЖАНИЕ