СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Сагиров Анас Мунирович




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМОВ В СФЕРЕ УСЛУГ
(НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН)





Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)





Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук





Ульяновск - 2006
Работа выполнена на кафедре экономического анализа и статистики в ГОУ ВПО Уфимской государственной академии экономики и сервиса


Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент Сафуанов Рафаэль Махмутович




Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Романович Вера Кирилловна




кандидат экономических наук, доцент Зимина Лариса Юрьевна


Ведущая организация:

ГОУ ВПО Тольяттинский государственный университет сервиса



Защита состоится "5" июля 2006г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.278.05 при ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет по адресу: 432000 Ульяновск, ул. Федерации, д. 29, ауд. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета.

Автореферат разослан "__" июня 2006г.

Отзывы на автореферат просим выслать по адресу: 432970, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42 научное управление


Ученый секретарь диссертационного совета к. э.н., доцент:





С. В. Лапочкина

Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования. Перемены, происходящие в экономике страны, не могли ни коснуться сферы услуг. Кардинально изменились такие отрасли, как бытовое обслуживание и торговля, общественное питание. Все большие объемы услуг предоставляет социальная сфера, в первую очередь, культура, образование, здравоохранение. Многие учреждения, выполняющие функции государственного, регионального, местного управления, расценивают свою деятельность так же, как и предоставление услуг населению. В то же время глубина рыночных преобразований в различных сферах в условиях современной России не может быть одинаковой. Социальную значимость, например, здравоохранения сложно поставить в один ряд с другими отраслями, предоставляющими услуги. Значимость здравоохранения, медицинских услуг определяется целями и задачами, которые перед этой сферой ставит государство и общество. Наряду с традиционными целями и задачами, возникают новые задачи, чему подтверждение - реализация по инициативе Президента РФ В. В. Путина национального проекта "Здравоохранение". Социальная значимость отрасли, значительный объем государственного финансирования, работа в рыночных условиях медицинских организаций, предприятий-поставщиков продукции, услуг учреждениям здравоохранения обуславливают необходимость взаимодействия государственного и рыночного механизмов в формировании и предоставлении медицинских услуг. Целью данного взаимодействия является повышение эффективности использования выделяемых государственных средств; переход от финансирования содержания лечебно-профилактических учреждений к финансированию предоставляемых медицинских услуг, созданию условий для притока инвестиций, возникновению новых субъектов рынка медицинских услуг; создание надежной системы контроля качества предоставляемых услуг.
Сегодня немного научных работ, посвященных исследованию особенностей функционирования отечественного здравоохранения в условиях рыночной экономики, рассмотрению специфики формирования и предоставления медицинских услуг, взаимодействия государственных и частных структур в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, функционирования лечебно-профилактических учреждений в условиях полисубъектного финансирования.
В связи с этим, одной из актуальных проблем является совершенствование научных основ и методов комплексного исследования взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию проблем экономики и организации в сфере здравоохранения посвящены труды таких авторов как О.П. Щепин, Ю.В. Шиленко, В.В. Гришин, Г.Н. Голухов, В.Б. Филатов, В.С. Нечаев, Ю.П. Лисицын, И.М. Шейман, Р.М. Зелькович, В.З. Кучеренко, В.И. Кричагин, Ф.Н. Кадыров, Ю.В.Семенов, М.М. Кузьменко, В.В. Баранов, В.Ф. Кузин, В.А. Серебренников, З.Я. Муртазин и др. Ими рассматриваются и изучаются основные проблемы реформирования и управления здравоохранением, методы финансирования, регулирования процессов обязательного медицинского страхования, организации платных медицинских услуг.
Вместе с тем, в имеющихся исследованиях недостаточно разработаны методы комплексного анализа предоставления медицинских услуг, позволяющие получить одновременно обобщенное и дифференцированное представление о многогранном социально-экономическом "лице" здравоохранения; недостаточно разработаны методологические особенности взаимодействия государственного и рыночного механизмов в данной отрасли, существующая система планирования в здравоохранении раздроблена по источникам формирования средств. В особенности это относится к подотрасли здравоохранения - лечебному питанию, которое как часть единого целого в системе отрасли услуг не исследовано вообще. Этим определяется актуальность исследования.
Целью диссертационной работы является исследование взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг. Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- исследование и обобщение особенностей здравоохранения и медицинских услуг;
- обоснование подходов по планированию содержания и объемов медицинских услуг, предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ), содержащихся в программах социально-экономического развития муниципальных образований, регионов, выработки интегральных показателей эффективности здравоохранения на уровне административных образований регионов и регионов в целом;
- выявление противоречий и обоснование необходимости единого понимания целей и задач здравоохранения, предоставления медицинских услуг гражданам со стороны государства, общества, коммерческих организаций (бизнеса), лечебно-профилактических учреждений;
- разработка методов сравнительного анализа предоставляемых услуг, эффективности механизма функционирования здравоохранения.
Объектом исследования является здравоохранение как отрасль услуг экономики региона.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при функционировании здравоохранения в условиях ее адаптации к рыночным условиям, формирования взаимодействия государственного и рыночного механизмов при предоставлении медицинских услуг.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют макроэкономическая теория, теория общественного сектора экономики, экономического анализа, экономика социальной сферы, сферы услуг, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых. Эмпирическую и информационную основу исследования составляют данные статистической отчетности Российской Федерации (РФ) и Республики Башкортостан (РБ).
В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы системного, функционального, сравнительного и кластерного анализа.
Научная новизна диссертационной работы:
- Определены особенности здравоохранения в условиях реформирования экономики и социальных отношений, которые обусловлены, с одной стороны, объективными условиями предыдущего развития данной отрасли: территориальный характер, значительные объемы бюджетного финансирования, сложившиеся соотношения непроизводственного потребления и накопления; роль в поддержании на должном уровне основополагающих демографических показателей населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни) и т.д. С другой стороны - необходимостью внедрения рыночных отношений в нее: введение обязательного медицинского страхования, возникновение полисубъектного финансирования медицинских организаций, предоставление им права зарабатывания средств, изменение методологии ценообразования на медицинские услуги, возникновение негосударственного сектора медицинских услуг, превращение финансирующих сторон в покупателей медицинских услуг; договорная основа между производителями медицинских услуг; формирование конкурентной среды и т.д.
- Выявлены особенности медицинских услуг, которые в дополнение к существующим включают в себя: возможное несоответствие фактического результата от полученных медицинских услуг ожидаемым, наличие временного лага от момента получения услуг до появления результата, преобладание умственного труда специалистов с высшим медицинским образованием, комплексность, протяженность во времени, различная эффективность воздействия на различных людей, человека, первичность удовлетворяемых потребностей. Установлено наличие в отрасли услуг первого порядка подотрасли услуг второго порядка (лечебное питание).
- Обоснованы подходы по использованию матричной модели индикативного планирования медицинских услуг, группировке определенных показателей медицинской статистической отчетности для выработки небольшого числа интегральных показателей для оценки качества и других параметров медицинских услуг, реализуемых на уровне административных образований регионов и регионов в целом.
- Определено значительное расхождение целей и задач как социально-экономических институтов: здравоохранения, предпринимательского страхования, предусмотренного в реализации обязательного и добровольного медицинского страхования, предпринимательства, на основе которого коммерческими организациями осуществляется материально-техническое обеспечение государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений, предоставления данными лечебно-профилактическими учреждениями медицинских услуг на платной основе. Выявление данных расхождений позволило наметить направления дальнейшего совершенствования взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг.
- Разработан способ сравнительного анализа предоставляемых медицинских услуг, эффективности механизма функционирования здравоохранения, который позволяет проводить комплексный анализ по группам показателей на основе расчета интегрального коэффициента в каждой группе. С использованием данных коэффициентов предложен матричный метод оценки уровня развития здравоохранения регионов, включающий в зависимости от комбинации групп показателей составление пяти матриц: объем медицинского обслуживания - потенциал здравоохранения, расходы на здравоохранение - объем медицинского обслуживания, расходы на здравоохранение - здоровье населения, объем медицинского обслуживания - здоровье населения, потенциал здравоохранения - здоровье населения.
Практическая значимость диссертационного исследования. Основные теоретические и методологические положения, выводы, полученные результаты, рекомендации могут быть использованы в работе органов государственной власти и местного самоуправления при разработке концепций, программ преобразований и реструктуризации в здравоохранении, при формировании и реализации нормативной базы. Подходы и методы планирования, экономического анализа, сформированные в работе, позволяют выполнить экономико-организационное обоснование преобразований в деятельности лечебно-профилактических учреждений, в сфере здравоохранения территорий, дают возможность комплексно подойти к этой проблеме, повысить качество принимаемых управленческих решений.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в процессе обучения экономистов по дисциплинам "Экономика сферы услуг", "Экономика социальной сферы", "Основы управления экономикой".
Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в 9 научных публикациях общим объемом 3,2 печатных листа, из них авторских - 2,5 п.л.
Структура и объем работы. Логика диссертационного исследования обусловлена целью, вытекающими из нее задачами и использованной методологией научного исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Работа изложена на 164 страницах машинописного текста, содержит 40 таблиц, 6 рисунков и 4 приложения. Список использованной литературы содержит 146 наименования.
В введении обоснована актуальность темы исследования, сформирована цель диссертации, раскрыты объект и предмет исследования, теоретическая и методологическая основа, научная новизна, практическая значимость выполненной работы, приведены сведения об апробации и внедрении результатов исследования, публикациях.
Первая глава (Методологические особенности исследования взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг) посвящена рассмотрению особенностей здравоохранения как отрасли экономики, содержания, структуры и способов оценки медицинских услуг, развития рыночных отношений в здравоохранении. В ней приводится обобщенный ретроспективный анализ реформ в здравоохранении, характеристика его современного состояния, выявлено определенное несоответствие существующих прав и обязанностей лечебно-профилактических учреждений их форме функционирования. С целью совершенствования планирования, анализа и оценки эффективности медицинских услуг предложены подходы по использованию матричной модели индикативного планирования, выработке интегральных показателей.
На основе анализа характеристик здравоохранения, формирования и предоставления медицинских услуг сделан вывод о невозможности перевода данной сферы услуг полностью на рыночные условия функционирования, определены направления последующего взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг.
Во второй главе (Механизм формирования полисубъектной системы финансирования развития медицинских услуг) исследованы объективные противоречия в развертывании системы обязательного медицинского страхования, социально-экономические предпосылки развития платных услуг в здравоохранении, в частности, в региональных центрах специализированной медицинской помощи, роль и значение в формировании медицинских услуг лечебного питания. Рассмотрение целей и задач здравоохранения, страхования, института предпринимательства в рамках формирования и предоставления медицинских услуг, проведенное в данной главе, показало значительное расхождение данных целей и задач, необходимость мер по их взаимной институционализации.
Проведенный анализ позволил также обосновать вывод о том, что предоставляемые лечебно-профилактическими учреждениями платные услуги, обеспечивая определенные экономические результаты, в то же время сопровождаются рядом негативных явлений, в первую очередь, "вымыванием" медицинских услуг, которые должны предоставляться в порядке обеспечения конституционных прав граждан на медицинское обслуживание. Рассмотрение лечебного питания позволило идентифицировать данную подотрасль услуг как важнейший фактор качества и эффективности медицинских услуг.
Третья глава (Функционирование здравоохранения в Республике Башкортостан) посвящена исследованию основных тенденций в развитии здравоохранения Республики Башкортостан, предоставления медицинских услуг в районах и городах региона. Установлено, что несмотря на значительное повышение потенциала здравоохранения региона, уровень состояния здоровья населения не имеет тенденции к улучшению. Составление матриц на основе разработанных в диссертации интегральных показателей, характеризующих: объем медицинского обслуживания - потенциал здравоохранения, расходы на здравоохранение - объем медицинского обслуживания, расходы на здравоохранение - здоровье населения, объем медицинского обслуживания - здоровье населения, потенциал здравоохранения - здоровье населения позволило обосновать выводы об эффективности использования имеющегося потенциала, выделяемых средств, предоставляемых медицинских услуг по каждому административному подразделению республики, что позволяет разработать соответствующие меры по выравниванию уровня данных показателей.
Заключение содержит обобщение результатов проведенного исследования, выводы и предложения по их использованию.
Положения, выносимые на защиту.
1. Особенности здравоохранения как отрасли услуг обусловлены внедрением рыночных отношений, изменением роли государства, созданием и функционированием новых субъектов в предоставлении медицинских услуг, изменением содержания работы лечебно-профилактических учреждений.
2. Содержание и определение медицинских услуг установлены исходя из особенностей их формирования и предоставления, наличия в них подотрасли услуг - "общественного питания", направленности на удовлетворение потребностей в диагностике, лечении, профилактике.
3. Методология планирования и оценки медицинских услуг предопределена необходимостью рассмотрения дифференцированного финансирования формирования и предоставления данных услуг, разработки комплексных показателей их оценки.
4. Предоставление медицинских услуг через страхование обусловлено возможностями механизма страхования для рационального использования ресурсов, направляемых на формирование и предоставление медицинских услуг. Недостаточное финансирование здравоохранения, возможность зарабатывания медицинскими учреждениями дополнительных средств, дифференциация доходов населения, внедрение медицинского страхования и т.п. обусловили появление платных медицинских услуг.
5. Сравнительный анализ предоставления медицинских услуг в регионах позволяет оценить эффективность и качество данных услуг, принять меры по выравниванию их уровня в муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации. Диагностика эффективности предоставления медицинских услуг обусловлена спецификой оценки эффективности управленческих решений и составления рейтинга территорий в сфере здравоохранения.
Апробация результатов исследования. Основное содержание работы опубликовано в монографии и в 9 научных работах, общим объем 3,2 печатных листа, из них авторских - 2,5. Материалы диссертации докладывались на Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона" г. Уфа 2001г; Всероссийской научно-практической конференции "Рыночный механизм хозяйствования и региональная экономика" г.Уфа 2000; Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона" г. Уфа, 2001; Межрегиональной научно-методической конференции "Актуальные проблемы самодостаточности региона: методология структурного анализа и прогнозирования развития региональных экономических систем" г. Казань 2002; Межвузовской научно-практической конференции "Теория и практика развития национальной экономики" г. Уфа 2002; Межрегиональной научно-практической конференции "Экономическая система региона: особенности конкурентных отношений" г. Воронеж 2003; Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона" г. Уфа 2004.

Основные результаты диссертационного исследования

1. Особенности здравоохранения как отрасли услуг обусловлены внедрением рыночных отношений, изменением роли государства, созданием и функционированием новых субъектов в предоставлении медицинских услуг, изменением содержания работы лечебно-профилактических учреждений. На основе ретроспективного анализа предшествующего периода и современного состояния здравоохранения в работе выделены следующие особенности здравоохранения как отрасли услуг:
- влияние на основополагающие демографические показатели населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и др.);
- деятельность медицинских учреждений носит ярко выраженный территориальный характер и направлена на удовлетворение потребностей населения именно данной территории;
- сложившиеся особенности непроизводственного потребления и накопления в регионе оказывают существенное влияние на развитие здравоохранения;
- сохраняется заметная роль государственного планирования и регулирования;
- усиливается роль региональных и муниципальных органов управления в развитии здравоохранения;
- большая рассредоточенность лечебно-профилактических учреждений;
- велика доля ручного труда, и увеличение объемов услуг во многом определяется ростом численности работников здравоохранения;
- полисубъектность финансирования;
- изменение методологии ценообразования на медицинские услуги.
В диссертации показано, что сформулированные выше особенности здравоохранения во многом обусловлены противоречивостью теоретических подходов, лежащих в основе функционирования данной отрасли:
- несоответствием благ потребностям индивидуального и общественного потребителя;
- между свойствами несоперничества и неисключительности медицинских услуг и разным уровнем доходов населения;
- некоммерческим характером организационно-правовой формы и предпринимательской деятельностью лечебных учреждений;
- выполнением государством функций определения "правил игры" и содержанием за счет бюджета лечебно-профилактических учреждений.
На основе исследованного материала, в дополнение к вышеотмеченному установлено, что отношения в здравоохранении в условиях реформирования экономики не могут оставаться такими, какими они были в прежних условиях. Внедрение в них рыночных отношений обуславливает изменение роли государства, усиливает тенденции превращения здравоохранения в отрасль услуг, создание и функционирование новых субъектов, задействованных в формировании и предоставлении медицинских услуг, изменение организационно-правовой формы и содержания работы главного звена в этих отношениях - лечебно-профилактических учреждений.

2. Содержание и определение медицинских услуг установлены исходя из особенностей их формирования и предоставления, наличия в них подотрасли услуг - "общественного питания", направленности на удовлетворение потребностей в диагностике, лечении, профилактике. Рассмотрение содержания и форм предоставления медицинских услуг позволило выделить следующие основные особенности формирования и предоставления данных услуг: различие в ожидаемых и фактических результатах от реализации медицинских услуг; наличие временного лага от момента предоставления услуг до получения результата. Основой формирования данных услуг является умственный труд высококвалифицированных специалистов; комплексность, абстрактность, непосредственное воздействие на человека; неодинаковость воздействия на разных потребителей и неопределенность в необходимости услуги; первичность удовлетворяемых потребностей.
С другой стороны, продукт здравоохранения представляет собой улучшение здоровья населения страны отдельного региона. В этом смысле медицинская услуга представляет собой не содержание функционирования лечебного учреждения, а восстановление здоровья. Лечение, профилактика - это форма проявления этого содержания. Иными словами, эти две части продукта здравоохранения, как соответственно форма и содержание, находятся в диалектической связи.
Особенностью формирования медицинских услуг является наличие в их составе подотрасли услуг - "общественное питание". Выявлено, что в данной подотрасли есть и свои специфические особенности, которые отличают ее от большой отрасли "общественное питание".
В работе показано, что диетическое питание - обязательная и неотъемлемая часть комплексного лечения больных независимо от заболевания. Там, где нет соответствующей профилю лечебного учреждения диетотерапии, не может быть полноценного и эффективного лечения.
Интегрируя вышеприведенные характеристики медицинских услуг, медицинские услуги определены как деятельность (не имеющая материального выражения), осуществляемая лечебным учреждением бесплатно или за плату, реализуемая и потребляемая в процессе ее осуществления, направленная на удовлетворение потребностей клиентов (пациентов) в диагностике, лечении и профилактике.

3. Методология планирования и оценки медицинских услуг предопределена необходимостью рассмотрения дифференцированного финансирования формирования и предоставления данных услуг, разработки комплексных показателей их оценки. В условиях внедрения и взаимодействия государственного и рыночного механизмов в формировании и предоставлении медицинских услуг особое значение приобретают проблемы планирования и оценки данных услуг. Проблема соотношения плана и рынка близка к проблеме роли государства и рынка, однако не совпадает с ней полностью, поскольку субъектами планирования могут быть не только органы государственного управления, но и, например, страховые медицинские организации, медицинские ассоциации, частные лечебно-профилактические учреждения.
Исходя из предположения, что индикативные планы позволяют рассматривать интересы государства, регионов, муниципальных образований, организаций, созданных в различных организационно-правовых формах, населения в едином комплексе, в диссертации разработаны подходы по использованию модели индикативного планирования медицинских услуг в рамках взаимодействия государственного и частного финансирования в формировании и реализации данных услуг.
Таблица 1.
Матричная модель индикативного планирования медицинских услуг.
Услуги

Источ-
ники финанс-я

...
Итого

-
...
-


...
-

-
-
...

-
-
...

-
-
...

Итого

...
S
Предлагаемая модель позволяет: подойти к источникам финансирования здравоохранения как к единому целому; дифференцировать источники финансирования по предоставляемым услугам; выстроить систему управленческого учета, позволяющую оценить финансово-экономическую эффективность предоставления отдельных услуг.
Для выработки интегральных показателей, позволяющих осуществить комплексную оценку медицинских услуг в отдельных регионах, в работе предложена группировка показателей статистической отчетности. В первой группе сконцентрированы объемные (количественные) показатели, характеризующие предоставление услуг стационарного, амбулаторно-поликлинического лечения, скорой медицинской помощи; во второй - показатели, определяющие потенциал здравоохранения; в третьей - финансовые показатели, обуславливающие объемы финансирования из различных источников, основные расходы ЛПУ; в четвертой - показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность предоставляемых медицинских услуг, в определенной степени их качество, условно названное "здоровье населения".


Система показателей уровня развития здравоохранения в регионе







Объем медицинского обслуживания (Кmi)
Потенциал здравоохранения в регионе (Kni)
Здоровье населения в регионе (K3i)
Финансовые потоки (Kфi)
Показатели
Показатели
Показатели
Показатели (на 1 жителя)
I. Стационарная помощь:
1) среднее число дней работы койки в году;
2) среднее пребывание больного на койке;
3) больничная летальность.
II. Амбулаторно-поликлиническая помощь:
1) количество посещений;
2) выполнение плана периодических осмотров, %
III. Скорая медицинская помощь:
- количество вызовов скорой помощи.
1) обеспеченность врачами (на 10 тыс.нас.);
2) обеспеченность средним медперсоналом (на 10 тыс.нас.);
3) обеспеченность койками (на 10 тыс.нас.);
4) плановая мощность поликлиник (на 10 тыс. нас.);

1) заболеваемость по обращаемости (общая) детей;
2) заболеваемость по обращаемости (общая) подростков;
3)заболеваемость по обращаемости (общая) взрослых;




Финансирование на душу населения за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования













































Рис. 1. Система показателей уровня развития здравоохранения региона





Расчет интегральных показателей проведен по формуле:
,
(1.1)

где - интегральный (агрегированный) коэффициент уровня развития i-го района по d-ой группе показателей; - параметр (значение) i-го района по j-му показателю, для которого предпочтительно увеличение; - наилучшее (максимальное) значение j-го показателя среди i районов, для которого желательно увеличение; - параметр (значение) i-го района по j-му показателю, для которого желательно снижение; - наилучшее (минимальное) значение j-го показателя среди i районов, для которого желательно снижение; n - количество показателей, для которых желательно увеличение; m - количество показателей, для которых желательно снижение.
4. Предоставление медицинских услуг через страхование обусловлено возможностями механизма страхования для рационального использования ресурсов, направляемых на формирование и предоставление медицинских услуг. Рассмотрение в диссертации определений страхования, медицинского страхования, имеющихся в российском законодательстве, их экономического содержания, раскрытого в различных научных изданиях, позволило сделать вывод о том, что использование механизма страхования в финансировании медицинских услуг предусматривает оплату этих услуг по факту наступления страхового события - в данном случае заболевания застрахованного, причем на случай заболевания не всеми болезнями, а лишь теми из них, что вошли в программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Обязательное медицинское страхование, по всем сопоставимым с другими видами обязательного страхования параметрам, значительно превосходит их. Это обстоятельство, а также социальная значимость решаемых ОМС задач определяют специфику взаимодействия государственного и рыночного механизмов в его организации и проведении. Исходя из этого сделан вывод, что в отличие от других видов обязательного страхования, в ОМС значительно больше доля государственного регулирования и контроля. Действия рыночных регуляторов имеют ограниченный характер, требуются комплексные меры по гармонизации интересов субъектов страховых отношений, особенно страховщиков - коммерческих организаций, основной целью которых является извлечение прибыли.
Недостаточное финансирование здравоохранения, возможность зарабатывания медицинскими учреждениями дополнительных средств, дифференциация доходов населения, внедрение медицинского страхования и т.п. обусловили появление платных медицинских услуг. Как отмечено в диссертации, подразделение услуг на "платные" и "бесплатные" некорректно и по сути не соответствует современным экономическим отношениям формирования и предоставления медицинских услуг. Как известно, все медицинские услуги имеют цену, но в одних случаях они предоставляются гражданам на безвозмездной основе, в других - за определенную плату. Соотношение объемов гарантированных государством медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе, также является показателем взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг. В работе определено, что помимо социально-экономических факторов существуют чисто внутренние, присущие здравоохранению причины, препятствующие реализации рыночного механизма в увеличении объемов платных медицинских услуг. К ним относятся определение объема услуг стороной - производителем услуг; кадровые, технико-технологические возможности ЛПУ, противоречия между локальной и структурной эффективностью; особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи; отсутствие конкурентной среды и практики договорных отношений между производителями различных медицинских услуг.
Необходимость использования в рыночных условиях всего потенциала региональных специализированных центров медицинской помощи создает условия для предоставления ими значительного объема услуг на платной основе. Например, в Республиканской клинической больнице РБ наблюдается увеличение как натуральных, так и стоимостных показателей по платным услугам, а также их доли в общем объеме финансирования. В связи с этим произошел рост количественных и качественных показателей подотрасли медицинских услуг - услуг по предоставлению лечебного питания.
Как обосновано в исследовании, оказание платных услуг в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях имеет и негативные стороны: наличие "палат повышенной комфортности" вместе с многоместными палатами, загруженность врачей, использование оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств и средств ОМС, - лишь некоторые издержки в этом процессе.

5. Сравнительный анализ предоставления медицинских услуг в регионах позволяет оценить эффективность и качество данных услуг, принять меры по выравниванию их уровня в муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации. Имеющаяся совокупность статистических данных за 2001, 2003 гг. в работе сгруппирована по приведенной выше классификации, при этом к рассмотрению приняты наиболее важные с точки зрения Медицинского информационно-аналитического центра Министерства здравоохранения РБ исходные показатели уровня развития здравоохранения в городах и районах Республики Башкортостан.
В результате были рассчитаны коэффициенты уровня развития по отдельным показателям, а также агрегированные коэффициенты уровня развития районов в разрезе четырех групп показателей и соответствующие им ранги.


Потенциал здравоохранения
Распределение районов
по группам
I
II
III
Объем медицинского обслуживания
Распределение районов по группам
I
-
-
-
-
-
-
-
-
-

II
-
-
-
-
-
-
-
-
-

III
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Объем медицинского обслуживания
Распр. районов
по группам
I
II
III
Расходы на здравоохранение
Распр. районов по группам
I
-
-
-
-
-
-
-
-
-

II
-
-
-
-
-
-
-
-
-

III
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Уровень здоровья населения
Распределение
по группам
I
II
III
Расходы на здравоохранение
Распределение районов по группам
I
-
-
-
-
-
-
-
-
-

II
-
-
-
-
-
-
-
-
-

III
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Уровень здоровья населения
Распределение
по группам
I
II
III
Объем медицинского обслуживания
Распределение районов по группам
I
-
-
-
-
-
-
-
-
-

II
-
-
-
-
-
-
-
-
-

III
-
-
-
-
-
-
-
-
-











Уровень здоровья населения
Распределение районов
по группам
I
II
III
Потенциал здравоохранения
Распределение районов по группам
I
-
-
-
-
-
-
-
-
-

II
-
-
-
-
-
-
-
-
-

III
-
-
-
-
-
-
-
-
-










Рис. 2. Матрицы показателей эффективности использования ресурсов, потенциала здравоохранения медицинского обслуживания, уровня здоровья населения.
В работе представлены по пять матриц за 2001, 2003 гг. в зависимости от комбинаций групп показателей: объем медицинского обслуживания - потенциал здравоохранения, расходы на здравоохранение - объем медицинского обслуживания, расходы на здравоохранение - здоровье населения, объем медицинского обслуживания - здоровье населения, потенциал здравоохранения - здоровье населения. Каждая из данных матриц отводит каждому району или городу свое место.
Диагностика эффективности предоставления медицинских услуг обусловлена спецификой оценки эффективности управленческих решений и составления рейтинга территорий в сфере здравоохранения. В рамках данной методики анализа функционирования здравоохранения в диссертации разработаны 4 формулы для оценки эффективности:
1. Эффективность использования потенциала здравоохранения по критерию медицинского обслуживания
,
(3.1)
где Кмi - интегральный коэффициент объема медицинского обслуживания i-го района за период; Кпi- интегральный коэффициент потенциала здравоохранения i-го района за период.
2. Эффективность использования финансовых ресурсов по критерию медицинского обслуживания
,
(3.2)
где Кфi - интегральный коэффициент расходов на здравоохранение (финансирования здравоохранения) i-го района за период.
3. Эффективность медицинского обслуживания по критерию уровня здоровья населения
,
(3.3)
где Кзi - интегральный коэффициент уровня здоровья населения i-го района за период.
4. Эффективность использования финансовых ресурсов по критерию уровня здоровья населения
.
(3.4)
По данным формулам рассчитаны значения вышеприведенных коэффициентов в разрезе городов и районов Республики Башкортостан за 2001, 2003 гг. приростов каждого показателя эффективности, составлен рейтинг городов и районов.

6. Основные выводы и рекомендации

В результате проведенного диссертационного исследования установлено:
1. Отношения в здравоохранении в условиях реформирования экономики характеризуются следующими особенностями: территориальным характером предоставляемых услуг; сложившимися пропорциями непроизводственного потребления и накопления; изменением роли государственных органов и органов местного самоуправления: все большее выполнение ими функций определения правил игры в здравоохранении, нежели его содержания и финансирования; появлением новых субъектов этих отношений и, как следствие, полисубъектным финансированием отрасли; необходимостью возникновения взаимодействия государственного и рыночного механизмов в предоставлении медицинских услуг; недостаточностью теоретических разработок, обобщающих накопленный опыт, уточняющих предпосылки функционирования здравоохранения в условиях рыночной экономики.
2. На основе выявленных особенностей функционирования здравоохранения в рыночных условиях выделены особенности формирования и предоставления медицинских услуг. К ним относятся: различия в ожидаемых и фактических результатах от реализации медицинских услуг; наличие временного лага от момента предоставления услуг до получения результата. Основой формирования данных услуг является умственный труд высококвалифицированных специалистов; комплексность, абстрактность, непосредственное воздействие на человека; неодинаковость воздействия на разных потребителей и неопределенность в необходимости услуги; первичность удовлетворяемых потребностей.
3. С целью выработки адекватных реальным условиям функционирования медицинских организаций, методов планирования, учета и анализа выработки интегральных показателей обоснованы подходы к использованию матричной модели индикативного планирования, группировка имеющихся в медицинской статистике абсолютных и относительных показателей, что позволяет, на наш взгляд, проведение ретроспективных, межрегиональных сравнений, оценить эффективность финансовых затрат, использовать различные расчетно-аналитические методы и методики.
4. Рыночные отношения в здравоохранении на современном этапе характеризуются рядом особенностей: недостаточная информированность потребителя; противоречие между локальной и структурной эффективностью; особая роль принципа равенства в получении медицинской помощи. Рыночные механизмы должны быть органично встроены в систему государственных планов функционирования отрасли. Для системы экономических отношений в здравоохранении наиболее оптимальна модель "регулируемого рынка", основными элементами которой являются: финансирующая сторона - покупатель медицинской помощи; договорная основа отношений; повышение уровня хозяйственной самостоятельности медицинских организаций; формирование конкурентной среды.
5. Развитие обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и Республике Башкортостан было обусловлено необходимостью поиска новых форм управления и организации системы медицинской помощи населению в ситуации, когда только бюджетный подход оказался недостаточным. Данное направление для здравоохранения имеет особое значение, так как реализация ОМС позволяет не просто обеспечить поступление дополнительных средств в отрасль, но и внедрить в систему финансирования здравоохранения оплату медицинских услуг по факту наступления страхового случая - заболевания застрахованного, если это заболевание предусмотрено программой ОМС, более эффективно контролировать качество медицинских услуг. В то же время нельзя не заметить, что без реализации комплексных мер и дальнейшей институционализации страхования, предпринимательства в здравоохранении, предоставлении медицинских услуг невозможно обеспечить эффективное взаимодействие государственного и рыночного механизмов в этой сфере.
6. Переход к предоставлению платных медицинских услуг в условиях экономического кризиса сопровождался значительным снижением объема и качества бесплатной медицинской помощи, нарушениями конституционных прав граждан на доступную и бесплатную медицинскую помощь. Особенно широкое распространение получило платное обслуживание в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, специализированных центрах медицинской помощи.
7. Проведенные в работе исследования позволили выработать подходы по разработке небольшого числа интегральных показателей, которые позволяют на базе матричного метода оценки проводить комплексный анализ уровня развития здравоохранения в регионах, установить взаимозависимость различных показателей, характеризующих эффективность механизма функционирования здравоохранения.














Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях общим объемом 3,2 п.л.:
1. Сагиров А.М. Взаимодействие государственного и рыночного механизма в медицинских услугах / А.М. Сагиров, Р.М. Сафуанов, К.Н. Юсупов. - Уфа: РИО УГИС, 2005. - 2,0 п.л..
2. Сагиров А.М. Взаимодействие системы и подсистемы в оказании услуг / А.М. Сагиров, К.Н. Юсупов. // Материалы Республиканской научно-практической конференции "Социально-экономические и экологические проблемы развития Уральского региона Республики Башкортостан. Том 1. - Сибай: РИО БашГУ, 2000. - 0,1 п.л..
3. Сагиров А.М. Услуги - резерв увеличения воспроизводственного потенциала / А.М. Сагиров // Материалы Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона"- Уфа: РИО БашГУ, 2001. - 0,2 п.л.
4. Сагиров А.М. Взаимодействие бюджетно-коммерческих форм финансирования и риск в работе предприятия услуги / А.М. Сагиров., З.М. Муратова, К.Н. Юсупов. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Рыночный механизм хозяйствования и региональная экономика". -Уфа: РИО БашГУ, 2000. - 0,1 п.л.
5. Сагиров А.М. Платные услуги в бюджетной организации региона с позиций затратоемкости / А.М. Сагиров, Е.Н. Васильева // Материалы Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона". - Уфа: РИО БашГУ, 2001. - 0,2 п.л.
6. Сагиров А.М. Индикативное планирование платных услуг в здравоохранении / А.М. Сагиров, Е.Н. Васильева // Материалы Межрегиональной научно-методической конференции "Актуальные проблемы самодостаточности региона: методология структурного анализа и прогнозирования развития региональных экономических систем". - Казань: изд. КГТУ, 2002. - 0,1 п.л.
7. Сагиров А.М. Лечебное питание как фактор организации услуги здравоохранения / А.М. Сагиров, Е.Н. Васильева // Материалы Межвузовской научно-практической конференции "Теория и практика развития национальной экономики". - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 0,2 п.л.
8. Сагиров А.М. Особенности конкуренции муниципальных образований в системе здравоохранения региона / А.М.Сагиров, А.В. Янгиров, К.Н. Юсупов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции "Экономическая система региона: особенности конкурентных отношений". - Воронеж, 2003. - 0,2 п.л.
9. Сагиров А.М. Метод оценки эффективности функционирования здравоохранения / А.М.Сагиров // Материалы Международной научно-практической конференции "Воспроизводственный потенциал региона". - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 0,1 п.л.

























Подписано в печать 30.05.06. Формат 60х84 1/16.
Бумага газетная. Гарнитура "Таймс".
Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,75. Тираж 100 экз.
Цена свободная. Заказ № 83.

Отпечатано с готовых авторских оригиналов
на ризографе в издательском отделе
Уфимской государственной академии экономики и сервиса
450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145; тел. (3472) 78-69-85











































































































































??

??

??

??







21





СОДЕРЖАНИЕ