СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи





САЛИМОВ Марат Ильдусович


ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ



13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук









Екатеринбург - 2006

Работа выполнена в ГОУ ВПО
"Уральский государственный педагогический университет"



Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Прокопенко Виктор Иванович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Евсеев Сергей Петрович

кандидат педагогических наук, доцент
Никитин Валерий Иванович



Ведущая организация: ГОУ ВПО "Российский государственный
профессионально-педагогический университет"



Защита состоится "___" __________ 2006 г. в ___ ч. на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" по адресу: 620017,
г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26., ауд. 316.




С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного педагогического университета.



Автореферат разослан "___" ___________ 2006 г.






Ученый секретарь
диссертационного совета Днепров С.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между необходимостью реализации цели воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая заключается в социальной адаптации: передачи им практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны, и, с другой, педагогическими возможностями средств физической культуры, обусловленными современным содержанием специального образования. Влияние средств физической культуры еще не достаточно используется для коррекции нарушений физического, психического развития и физической подготовленности, являющихся одним из показателей подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена противоположностями, которые возникли вследствие дихотомического подхода к изучению личности с легкой степенью умственной отсталости, "расчленяющего" такую личность на отдельные объекты исследования. Возникающие противоположности можно определить так: социальная адаптация школьников реализуется в общественно-полезной деятельности, для которой характерна повышенная двигательная активность, а интенсивность учебной деятельности по предмету "Физическая культура" для умственно отсталых школьников, предусмотренная школьной программой, недостаточна и не позволяет создать "двигательную базу", необходимую для будущей трудовой деятельности выпускников школ.
На научно-методическом уровне актуальность вызвана несоответствиями между программно-методическим обеспечением физического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которое недостаточно использует потенциал физической культуры и спорта: занятия физической культурой и спортом позволяют улучшить социальное взаимодействие, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость, координацию движений, мелкую моторику школьников), - без этих навыков невозможен ни один вид трудовой деятельности, - с одной стороны, и необходимостью разработок новых методических рекомендаций по эффективному использованию средств физической культуры способствующих подготовленности к социальной адаптации школьников с лёгкой степенью умственной отсталости, - с другой стороны.
На основании актуальности проблемы и темы исследования, выявленных противоречий, противоположностей и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в обосновании влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Актуальность проблемы и ее социальная значимость определили тему исследования: "Влияние средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости".
Цель исследования - выявить, определить и обосновать эффективность влияния средств физической культуры, на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся в системе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида.
Предмет исследования - педагогические возможности влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:
* улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с лёгкой степенью умственной отсталости, возможно, является признаками их подготовленности к социальной адаптации;
* занятия в кружке адаптивной физической культуры в режиме дня школы-интерната и участие в специальных олимпийских соревнованиях, по всей видимости, будет позитивно влиять на двигательную активность школьников с легкой степенью умственной отсталости;
* в процессе физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости, по-видимому, необходимо осуществлять разработанный медико-педагогический контроль, который предполагает комплекс мероприятий: медицинский осмотр (текущий - в школе и углублённый - во врачебно физкультурном диспансере), психологическое наблюдение (за психическим развитием), оценка состояния физической подготовленности (двигательных качеств и способностей), педагогическое наблюдение со стороны преподавателей и родителей (оценка коммуникативных качеств);
* регламентация средств физической культуры в зависимости от этапа подготовки и коррекционно-развивающей направленности тренировочной нагрузки в процессе занятий в кружке адаптивной физической культуры, вероятно, будет влиять на улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние и подготовленность школьников с легкой степенью умственной отсталости к социальной адаптации в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
2. Выявить, обосновать динамику и взаимосвязь физической подготовленности с физическим и психическим развитием школьников с лёгкой степенью умственной отсталости как важных показателей подготовленности к социальной адаптации.
3. Разработать научно-обоснованные методические рекомендации для учителей по физическому воспитанию по эффективному использованию средств физической культуры и адаптивного спорта с целью улучшения подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения современной специальной педагогики (олигофренопедагогики), представленные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.И. Россолино, С.Я. Рубинштейна; достижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина и др.; современные концепции физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Б.В. Сермеева, Н.В. Астафьева, А.С. Самыличева, А.А. Дмитриева и др.; теория адаптивной физической культуры С.П. Евсеева и Л.В. Шапковой.
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов работы, включающих теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, анализ документальных материалов, синтез эмпирического и теоретического материалов, обобщение; эмпирические методы: педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогические контрольные испытания: тестирование общей физической подготовленности, оценка физического и психического развития, методы математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось на базе специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида №№ - 101, 42 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие учащиеся (мальчики) специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида, имеющие диагноз - легкая степень умственной отсталости, в возрасте 12-15 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 12 человек в каждой.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
Первый этап: поисково-теоретический (2000-2002 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования.
В то же время проводилась работа по изучению процесса физического воспитания в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида. Наибольшее внимание уделялось изучению программного материала по физическому воспитанию, кружковой работы и соревновательной деятельности в системе специального образования.
Второй этап: опытно-экспериментальный (2002-2004 гг.). На данном этапе исследования проходил процесс уточнения гипотезы исследования, создавался план опытно-экспериментальной работы. С сентября 2002 года наряду с обязательными занятиями по физическому воспитанию (в рамках школьной программы) проводились регулярные занятия в кружке адаптивной физической культуры в экспериментальной группе. Увеличение двигательной активности школьников с легкой степенью умственной отсталости за счет кружковых занятий и участие в соревнованиях (по специальным правилам) является основной особенностью экспериментальной группы. Кроме этого проводились регулярные контрольные тестирования физического развития, физической подготовленности и психического состояния учащихся в контрольной и экспериментальной группах. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.
Третий этап: обобщающий (2004-2005 гг.) Это этап теоретического осмысления результатов опытно-экспериментальной работы, где осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации для педагогов, работающих со школьниками с легкой степенью умственной отсталости.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
* установлена прямая взаимосвязь динамики физического развития и физической подготовленности школьников с легкой степенью умственной отсталости при использовании средств физической культуры;
* выявлено улучшение психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости под влиянием занятий физической культурой и адаптивным спортом: специальными олимпийскими соревнованиями;
* установлено, что занятия в кружках адаптивной физической культуры создают благоприятные условия для улучшения подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
* дано определение понятия "подготовленность к социальной адаптации школьника с легкой степенью умственной отсталости", которую мы понимаем как комплексный результат педагогического воздействия в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, одним из показателей которой являются состояние физического, психического развития и физической подготовленности учащегося;
* определена положительная динамика взаимосвязи физической подготовленности, физического и психического развития при использовании средств физической культуры в процессе физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости;
* определено позитивное влияние средств физической культуры и адаптивного спорта на улучшение физической подготовленности, физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости, что улучшает их подготовленность к социальной адаптации.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в специальных (коррекционных) школах - интернатах VIII вида для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Использование специально разработанных методических рекомендаций в процессе физического воспитания позволяет повысить уровень физического здоровья, физической подготовленности и обеспечивает коррекцию психического состояния, что значительно улучшает подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются методологическими позициями, применением методов, адекватных предмету и задачам исследования, комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения работы и результаты исследований в форме докладов и сообщений представлялись на Всероссийских научно-практических конференциях: "Мониторинг физического развития физической подготовленности различных возрастных групп населения" (г. Нальчик, 2003), "60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России" (г. Екатеринбург, 2003), "Физическая культура и детско-юношеский спорт как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество" (г. Екатеринбург, 2006); на межрегиональных научно-практических конференциях: "Профилактика, реабилитация и адаптация в медицине и спорте" (Челябинск, 2004), "Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту" (г. Екатеринбург, 2004), "Профилактика, реабилитация и адаптация в медицине и спорте" (г. Челябинск, 2005), "Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций" (г. Екатеринбург, 2005), "Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" (г. Челябинск, 2005), "Здоровье, физическое развитие и образование: состояние, проблемы и перспективы" (г. Екатеринбург, 2005); обсуждались с преподавателями физического воспитания специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида Уральского региона. Результаты исследования внедрены в практику физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида г. Екатеринбурга.
Основные положения диссертационной работы отражены в 16 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дополняя теорию адаптивной физической культуры, где в качестве цели "реабилитации" лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается обеспечение их способности к реализации "образа жизни" нормально развивающихся людей, мы утверждаем, что для лиц с умственной отсталостью одной из главных задач является их подготовленность к "социальной адаптации", т.е. наличие предпосылок для активного приспособления к условиям социальной среды.
2. В отличие от существующего содержания программы по физическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида, которая не компенсирует недостаточность двигательной деятельности школьников, мы считаем, что увеличение двигательной активности школьников с легкой степенью умственной отсталости в режиме дня школы-интерната за счет организации кружка адаптивной физической культуры в большей мере способствует нормализации их физического, психического состояния и повышает физическую подготовленность.
3. В отличие от фактического состояния учащихся, характеризующегося низким уровнем физического (резко дисгармоничный статус) и психического развития, мы утверждаем, что использование физической культуры, адаптивного спорта и разработанного медико-педагогического контроля влияет на улучшение физического и психического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости, что повышает их подготовленность к социальной адаптации.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка (217 источников) и 13 приложений. Диссертация содержит 26 таблиц и 10 рисунков.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В ведении обоснована актуальность темы диссертации, сформулированы цель, гипотеза, задачи исследования, научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе "Социальная адаптация детей с легкой степенью умственной отсталости как педагогическая проблема" рассмотрены вопросы, раскрывающие современное состояние социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости в РФ, содержание понятий "человек с ограниченными возможностями здоровья" и "инвалид"; проанализирована психолого-педагогическая характеристика состояния физического и психического развития учащихся с нарушениями умственного развития; изучена методологическая основа понятий "адаптивная физическая культура" и "социальная адаптация"; исследована роль адаптивной физической культуры в подготовленности к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости. Установлено, что на современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни особенно остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения.
Пристального внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав ребенка, его интересов, потребностей, организация помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей интересам и возможностям личности профессиональной деятельности - все это сегодня представляется чрезвычайно важным. Интеграция лиц с нарушениями интеллектуального развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социальной и профессиональной адаптации (Б.П. Пузанов, 2003).
Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами и врачами: Т.А. Власовой (1973), Д.И. Азбукиным (1936), В.М. Бехтеревым (1905), А.Н. Граборовым (1940, 1961), В.П. Кащенко (1912, 1914, 1922), Г.И. Россолимо (1910, 1917, 1914, 1926) и др. Содержание образования в коррекционной школе на всех этапах ее становления и развития являлось и является сложной педагогической проблемой. В подтверждение данной мысли можно привести многочисленные примеры программ для вспомогательной школы. Ежегодно обновляемые учебные планы дезорганизовывали деятельность этих школ, дезориентировали педагогов (Х.С. Замский, 1995; Б.П. Пузанов, 2003).
Отклонения в развитии (нарушения интеллекта, речи, сенсорной, двигательной, психической сфер) приводят к ограничению коммуникативных возможностей человека, а вследствие этого к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Формирующейся личности грозит "выпадение" из социального и культурно обусловленного пространства, что нарушает связь с социумом, культурой как источником развития (Л.С. Выготский, 1983).
В специальной (коррекционной) педагогике в последнее время используется понятие "лицо с ограниченными возможностями здоровья" - лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования (О.И. Корпунина, Н.В. Рябова, 2002).
Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека (Н.В. Астафьев, В.И. Михалев, 1996, Н.Л. Литош, 2001).
Под понятием "умственная отсталость" объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Общий объединяющий их признак состоит в недоразвитии познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов (Н. Л. Литош, 2001, 2002).
Отечественные психиатры определяют умственную отсталость как синоним различных по этиологии и клиническим проявлениям не прогрессирующих патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей (М.С. Певзнер, 1959; В.И. Лубовский, 1965; Е.Н. Правдина-Винарская, 1975; Ф.А. Самсонов, 1980, Т.А. Власова, 1983; С.Я. Рубинштейн, 1986; А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, 1998; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; В.М. Астапов,1994).
В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию интеллектуальной недостаточности. Для этого пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 - легкая степень умственной отсталости;
318.00 - умеренная умственная отсталость;
318.10 - выраженная умственная отсталость;
318.20 - глубокая умственная отсталость.
Осуществление произвольных движений (физических упражнений) происходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств - при участии волевого усилия (И.М. Сеченов, 1947, 1953, 1967; С.П. Вайзман, 1976, 1998; Е.П. Ильин, 2000; В.П. Озеров, 2002).
Исследователи, занимавшиеся изучением развития физических качеств умственно отсталых школьников (Р.А. Белов, 1971, 1974; А.Н. Плешаков, 1975; Э.П. Бебриш, 1976; А.Н.Плешаков, В.М. Туманцев, 1985; А.С. Самыличев, 1985, 1994; А.А. Дмитриев, 1989; Е.С. Черник, 1992, 1996; Sternberg. L., Taylor. R., 1989; Л.Г. Харитонова, 1996, 1997; В.А. Ванюшкин, 1997, 2000), отмечают низкий уровень развития физических качеств у данной категории детей по сравнению с учащимися массовых школ. Авторы отмечают самые разнообразные нарушения в физическом развитии и моторике этих детей.
Любая "аномалия" развития (врожденная, приобретенная инвалидность, ограничение жизнедеятельности) ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что в свою очередь, практически всегда связано с необходимостью освоения жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развития и совершенствования специальных физических и психических качеств и способностей. Это, как известно, немыслимо без использования средств и методов адаптивной физической культуры (С.П. Евсеев, 2002).
Специалисты (Б.В. Сермеев, 1973; Е.М. Мастюкова, 1987, Л.В. Шапкова, 2000, Н.Л. Литош, 2002 и др.), работающие в сфере адаптивной физической культуры, указывают, что физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом обществе, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Занятия физической культурой и адаптированными спортивными играми позволяют улучшить социальное взаимодействие, координацию движений, тонкую моторику инвалидов и больных. Без этих навыков невозможен ни один вид трудовой деятельности.
В своих работах С.П. Евсеев (1996, 1998, 2000, 2002) определяет основное отличие адаптивной физической культуры от физической культуры. В адаптивной физической культуре объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции или, по - другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура" (С.П. Евсеев, 2002).
Термин "адаптивная физическая культура" (АФК) появился в России лишь в 1996г., что обусловливает различную трактовку как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики.
Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма человека с ограниченными возможностями (С.П. Евсеев, 1996, 2000).
С.П. Евсеев (2002) дает следующее определение адаптивной физической культуры: адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалида, к жизни, оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.
В жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями именно биологическое состояние организма отражает социальное проявление личности, степень ее социальной адаптации. Поэтому магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность инвалида (С.П.Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000.).
В проблемное поле АФК входят такие понятия, как "социализация" (личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья) и "социальная адаптация".
Социализация - это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду (И.С. Кон, 1967; М.Н. Скаткин, 1975; В.В. Краевский, 1981; Г.М. Андреева, 1997; Б.Г. Ананьев, 1997; Л.И. Аксенова, 2001; Е.В. Андриенко, 2003). Универсальной основой для благополучия человека в обществе служит его активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм, правил и способов поведения, т.е. социальная адаптация (Е.И. Капланская, 2001). У человека социальная адаптация реализуется на основе механизмов высшей нервной деятельности и является следствием функционирования целостного организма (Г.И. Царегородцев, 1975; И.К. Шац, 2002). Как правило, при нормальном развитии социальная адаптация ребенка происходит спонтанно за счет, по большей части, непроизвольного усвоения необходимой информации при семейном воспитании, общении со сверстниками и взрослыми, чтении и т.п. (Е.И. Капланская, 2001). Ребенок, ограниченный в умственном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам ее освоить. По сути, он лишен основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, средством компенсации первичного дефекта.
Под "социальной адаптацией школьника с легкой степенью умственной отсталости" мы понимаем процесс и результат активного приспособления школьника к условиям социальной среды, который заключается в приобретении ими практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к предстоящей самостоятельной жизни, к социальным нормам, действующим в обществе
Предпосылкой активного приспособления к условиям социальной среды является "подготовленность к социальной адаптации" школьника с лёгкой степенью умственной отсталости, которую мы понимаем как комплексный результат педагогического воздействия в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, одним из показателей которой являются состояние физического, психического развития и физической подготовленности учащегося.
Таким образом, из аналитического обзора видно, что в настоящее время продолжается работа по поиску путей определения оптимального содержания обучения в коррекционной школе, создаются альтернативные учебные планы, программы и учебники, с целью повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся с отклонениями в развитии. Развитие физических качеств умственно отсталых школьников значительно ниже уровня развития учащихся массовых школ. Адаптивная физическая культура - новая, развивающаяся отрасль человеческого знания, интегрирующая в себе три крупных области знаний: физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику. Применение физических упражнений является необходимым, а иногда и единственным фактором укрепления здоровья школьников с легкой степенью умственной отсталости и повышения их подготовленности к социальной адаптации.
Во второй главе "Организация и методика исследования" содержится описание особенностей организации исследования и используемых методов для изучения влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости.
В исследовании приняли участие учащиеся (мальчики) специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида, имеющие диагноз легкая степень умственной отсталости, в возрасте 12-15 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы (по 12 человек в каждой). Количественный состав испытуемых обусловлен спецификой образовательного учреждения: согласно типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, максимальная наполняемость класса не должна превышать 12 человек. В контрольную и экспериментальную группы отбирались учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости, имеющие медицинский допуск к занятиям по физической культуре.
Предварительно, на совещании директоров специальных (коррекционных) школ для детей с отклонениями в умственном развитии, нами было предложено помимо уроков физической культуры организовать систематические занятия в кружках адаптивной физической культуры, с целью повышения двигательной активности школьников с легкой степенью умственной отсталости. Также руководители специальных общеобразовательных учреждений были ознакомлены со "Специальным олимпийским движением" и с особенностью организации и проведении соревнований по правилам "Специальной олимпиады".
На протяжении всего исследования проводился сравнительный анализ физического развития школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости со здоровыми сверстниками. Для сравнения мы использовали данные регионального стандарта физического развития здоровых детей, разработанного по заказу Минздрава Свердловской области с учетом географических и демографических особенностей (Екатеринбург, 2001): весо- ростовой индекс Кетле (ИК), индекс окружности грудной клетки и жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл) / рост (см).
В обеих группах проводилось тестирование общей физической подготовленности (ОФП): силовая подготовленность - динамометрия правой и левой кисти (кг); силовая выносливость - сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз), поднимание туловища из исходного положения лежа до вертикального положения с фиксацией ног, руки за головой (кол-во раз); скоростно-силовая подготовленность - прыжок в длину с места (см), бег с высокого старта 30 м (с); выносливость - бег 600 м (мин); гибкость - наклон вперед (максимальное сгибание тела) (см); статическая координация - проба Ромберга ("пяточно-носовая") (с). Используемые нами тесты были заимствованы из исследований двигательной сферы школьников с нарушениями умственного развития, описанных в работе Н.В. Астафьева, В.И. Михалева (1996). С помощью выбранных тестов мы смогли оценить и сравнить состояние общей физической подготовленности и динамику ее изменения в процессе педагогического эксперимента у школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Кроме этого, проводилось психологическое тестирование: оценка интеллекта (методика "Определение понятий, выяснение причин, выявления сходства и различия в объектах"; "Матрицы Равенна"); личностной тревожности ("Опросник Спилберга"); межличностных отношений (Методика "Семантический дифференциал"); коммуникативных качеств ("Анкета для родителей и преподавателей"). Оценка интеллекта, личностной тревожности, межличностных отношений и коммуникативных качеств личности производилась с использованием стандартных психодиагностических методик, предложенных М.М. Семаго (1999) и Р.С. Немовым (1995), используемых в работе с умственно отсталыми детьми. Результаты всего психологического исследования мы объединили в "карте индивидуального психического развития".
На основании полученных данных разрабатывались план-график и методические рекомендации по организации и проведению занятий в кружках адаптивной физической культуры и участию в "Специальных олимпийских соревнованиях" учащихся специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида.
Особенность занятий экспериментальной группы заключалась в том, что школьники - мальчики 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости, помимо школьной программы, стали заниматься в кружке адаптивной физической культуры и принимать участие в соревнованиях по легкой атлетике, лыжным гонкам, баскетболу, настольному теннису, мини-футболу, проводимых по правилам "Специальной олимпиады", а учащиеся контрольной группы продолжили заниматься по традиционной школьной программе. Кружковые занятия проводились на базе специальных (коррекционных) школ - интернатов VIII вида. Занятия проводились на основании разработанного нами плана - графика в течение всего учебного года 2 раза в неделю по 90 минут. Соревнования проводились по специальным правилам, дающим возможность участвовать школьникам с умственной отсталостью, имеющим разный уровень физической подготовленности. Участники "Специальных олимпийских соревнований" по результатам квалификационных (предварительных) тестов распределяются на "дивизионы". "Дивизион" формируется в зависимости от показанных результатов по правилу "10-ти процентов" (результаты, показанные участниками, не должны различаться более чем на 10%). Численный состав дивизиона может варьироваться от 3-х до 8-ми человек. Соревнования проводятся по сформированным дивизионам, что позволяет участникам соревноваться в условиях "равной" борьбы.

На завершающем этапе эксперимента результаты исследования обрабатывались методами математической статистики (Н.А. Масалыгин, 1974; Н.В. Макарова, В.Я. Трофимец, 2002). В качестве критического уровня значимости при оценке результатов статистической обработки данных использовалось значение вероятности Р<0,05. Для измерения тесноты связи между отдельными признаками вычисляли коэффициент ранговой корреляции по Спирмену (RS).
В третьей главе "Динамика подготовленности к социальной адаптации школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости" акцент делается на экспериментальную проверку влияния средств физической культуры на подготовленность к социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости. В связи с этим мы последовательно изучили динамику и провели сравнительный анализ физического развития, физической подготовленности и психического развития школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости в контрольной и экспериментальной группах.
Физическое развитие является одним из информативных показателей, характеризующих здоровье ребенка: оно отражает процессы роста и формирования организма и находится в непосредственной взаимосвязи с другими показателями здоровья. Отклонения в физическом развитии относятся к донозологическим состояниям, что определяет к ним особое внимание как к чувствительным индикаторам санитарно-эпидемиологического состояния территорий, техногенного загрязнения окружающей среды, а в последние годы - и социально-экономического благополучия населения.
В наших исследованиях применялся сравнительный анализ физического развития школьников-мальчиков с легкой степенью умственной отсталости со здоровыми сверстниками. Для математической обработки результатов сравнительной оценки физического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости мы разработали таблицы перевода значений индексов физического развития, полученных нами при сравнении с табличными данными "регионального стандарта физического развития здоровых детей", в баллы.
Результаты исследования указывают, что по всем показателям (индекс Кетле, индекс Эрисмана, индекс ЖЕЛ), выбранным нами для оценки физического развития школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости просматривается одинаковая тенденция: низкий уровень физического развития (резко дисгармоничный статус) до начала эксперимента как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Результаты нашего исследования соответствуют результатам работы Н.В. Астафьева, В.И. Михалева (1996): школьники с легкой степенью умственной отсталости во всех исследуемых возрастных группах отстают от своих сверстников из массовых школ, наибольшее отставание отмечается в среднем школьном возрасте. А.А. Дмитириев (1989), оценивая физическое развитие учащихся коррекционных школ, выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников.
Анализ результатов оценки физического развития школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости после эксперимента показывает, что в экспериментальной группе произошли существенные и достоверные (Р<0,05) изменения физического развития по сравнению с контрольной группой, где имеющиеся изменения являются незначительными и недостоверными (Р>0,05) (см. табл. 1).
Таблица 1
Динамика физического развития школьников - мальчиков 12-15 лет
с легкой степенью умственной отсталости (балл)

Тесты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
до
после
Р
до
после
Р
Х1±m1
Х2±m2
Х3±m3
Х4±m4
Массо-ростовой индекс Кетле
1,3±0,1
2,2±0,2
<0,05
1,3±0,1
1,5±0,2
>0,05
Грудной индекс Эрисмана
1,5±0,2
2,3±0,2
<0,05
1,5±0,2
1,8±0,2
>0,05
Индекс ЖЕЛ
1,4±0,2
2,3±0,2
<0,05
1,4±0,2
1,6±0,2
>0,05
Очевидно, что систематические занятия в кружке адаптивной физической культуры и участие в соревнованиях, как показали наши исследования, положительно влияют на физическое развитие школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Низкий уровень физического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости, по сравнению со здоровыми сверстниками, безусловно, сказывается и на их уровне физической подготовленности (Р.А. Белов, 1971, 1974; А.Н. Плешаков, 1975; Э.П. Бебриш, 1976; А.Н.Плешаков, В.М. Туманцев, 1985; А.С. Самыличев, 1985; А.А. Дмитриев, 1989; Е.С. Черник, 1992).
Анализ результатов исследования общей физической подготовленности школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости показывает достоверные изменения данных всех используемых тестов в экспериментальной группе (Р<0,05) (см. таблицу 2).
Наиболее значимый прирост показателей наблюдается в тестах "динамометрия кисти" (правой), "сгибание и разгибание рук в упоре лежа", "проба Ромберга" (динамика полученных показателей в контрольной и экспериментальной группах является достоверной, Р<0,05), но у школьников, занимавшихся в кружке адаптивной физической культуры и принимавших участие в соревнованиях по правилам "Специальной Олимпиады", эти изменения более выражены. Результаты исследования скоростно-силовой подготовленности (бег с высокого старта 30 м, прыжок в длину с места), выносливости (бег 600 м) и гибкости (наклон вперед) школьников с легкой степенью умственной отсталости экспериментальной группы, полученные нами в ходе работы, указывают на значительные улучшение показателя по сравнению с контрольной группой и результатами исследований, проведенных Н.В. Астафьевым и В.И. Михалевым (1996). Полученных данные, по нашему мнению, указывают на тот факт, что увеличение двигательной активности: занятия в кружке и участия в соревнованиях - способствует развитию скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости у испытуемых экспериментальной группы.
Полученные результаты исследования физической подготовленности школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости показывают, что по всем исследуемым показателям наблюдаются достоверные изменения в экспериментальной группе, участники которой в процессе эксперимента занимались в кружке адаптивной физической культуры (см. табл. 2). В контрольной группе, которая по ходу эксперимента продолжала заниматься по традиционной школьной программе, изменения показателей физической подготовленности проявляются в меньшей степени (табл. 2), но соответствуют возрастным закономерностям развития двигательных качеств, что подтверждается исследованиями Е.С. Черника (1992), Н.В. Астафьева, В.И. Михалева (1996).
Таблица 2
Динамика физической подготовленности
школьников-мальчиков12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости

Тесты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
до
после
Р
до
после
Р
Х1±m1
Х2±m2
Х3±m3
Х4±m4
1. Бег с высокого старта 30 м (с)
6,0±0,0
5,5±0,1
<0,05
6,0±0,1
5,9±0,1
>0,05
2. Прыжок в длину с места (см)
147,9±1,8
170,1±7,9
<0,05
146,1±2,4
149,1±2,4
>0,05
3. Поднимание туловища
из и.п. лежа до вертикального положения (кол-во раз)
32,0±1,0
42,8±1,1
<0,05
31,8±0,7
33,3±0,6
>0,05
4. Динамометрия правой кисти (кг)
16,5±0,1
24,9±1,0
<0,05
16,4±0,1
17,8±0,2
<0,05
5. Гибкость - наклон вперед (см)
-5,2±1,1
6,0±1,8
<0,05
-5,4±1,1
-3,0±1,0
>0,05
6. Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа (кол-во раз)
16,8±0,6
27,4±2,1
<0,05
16,0±1,1
19,5±0,8
<0,05
7. Бег 600 м (мин)
4,5±0,1
4,1±0,0
<0,05
4,5±0,1
4,4±0,1
>0,05
8. Проба Ромберга
("пяточно-носовая") (с)
26,5±0,3
31,0±0,6
<0,05
26,6±0,3
28,8±0,3
<0,05
Произведя корреляционный анализ, мы выявили, что между физической подготовленностью и физическим развитием школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости в экспериментальной группе проявляется достаточно высокая степень корреляции (см. табл. 3). В контрольной группе связь между исследуемыми показателями значительно менее выражена (см. табл. 3).
Таким образом, наиболее тесная связь по всем показателям у испытуемых экспериментальной группы, по нашему мнению, является результатом внедрения в практику физического воспитания школьников с легкой степенью умственной отсталости занятий в кружке адаптивной физической культуры и участие в соревнованиях. В контрольной группе, где не проводились кружковые занятия, эта связь проявляется значительно ниже.

Таблица 3
Коэффициент корреляции между общей физической подготовленностью и физическим развитием школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости


Группа
Бег с высокого старта
30 м
Прыжок
в длину
с места
Поднима-ние туловища
из и.п. лежа
Динамо-метрия
правой кисти
Гибкость - наклон
вперед
Сгибание
и разги-бание рук
в упоре лежа
Бег
600 м
Проба Ромберга


Тесты
Экспер.
0,70*
0,77*
0,83*
0,74*
0,76*
0,70*
0,78*
0,73*
Массо-ростовой индекс Кетле
Контр.
0,51
0,45
0,61*
0,43
0,36
0,38
0,49
0,42
Экспер.
0,58*
0,65*
0,69*
0,62*
0,76*
0,58*
0,70*
0,60*
Грудной индекс Эрисмана
Контр.
0,49
0,23
0,35
0,25
0,57
0,46
0,55
0,32
Экспер.
0,67*
0,72*
0,75*
0,71*
0,80*
0,60*
0,76*
0,70*
Индекс
ЖЕЛ
Контр.
0,57
0,22
0,50
0,24
0,63*
0,56
0,49
0,39
Примечание: *- достоверность коэффициента корреляции при уровне значимости 0,05 (n=12)
В нашем исследовании мы решили выяснить, как занятия физической культурой влияют на психическое состояние школьников с легкой степенью умственной отсталости, которое в свою очередь отражает их подготовленность к социальной адаптации (см. табл. 4).
Таблица 4
Оценка динамики психического развития школьников-мальчиков 12-15 лет
с легкой степенью умственной отсталости
Тесты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
до
после
Р
до
после
Р
Х1±m1
Х2±m2
Х3±m3
Х4±m4
1. Мышление (Матрица Равенна)
1,7±0,2
5,4±0,4
<0,05
1,8±0,2
2,8±0,4
<0,05
2. Уровень понятийного развития
3,3±0,4
6,7±0,3
<0,05
3,3±0,4
5,08±0,5
<0,05
3. Личностная тревожность
3,2±0,1
1,9±0,1
<0,05
3,1±0,2
2,8±0,2
>0,05
4. Межличностные отношения (Семантический дифференциал)
-0,7±0,2
0,7±0,2
<0,05
-0,5±0,3
0,3±0,3
>0,05
5. Коммуникативные качества (Анкета для родителей
и преподавателей)
5,5±0,2
6,5±0,2
<0,05
5,5±0,2
5,8±0,2
>0,05
Анализ результатов исследования психического развития школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости показывает, что исходные данные не имеют существенных различий (см. таблицу 4).
Так, изучение интеллекта ("Матрица Равена", "Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах") позволяет оценить уровень сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления и их соответствие возрастным показателям и социально- психологическим нормативам (К.М. Гуревич, 1985, 1998; Р.С. Немов, 1990, 2002; И.В. Белякова, В.Г. Петрова, 2002). Изменение показателя развития мышления у школьников с легкой умственной отсталостью экспериментальной группы составило 217,6% (Р<0,05). В контрольной группе эти изменения были значительно меньше - 55,6% (Р<0,05). Изменения показателя уровня понятийного развития составили у испытуемых экспериментальной группы 103,0% (Р<0,05), в контрольной - 75,8% (Р<0,05). Значительные изменения показателей характеризующих развитие интеллекта школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости, полученных нами к концу эксперимента, подтверждают результаты исследования Н.В. Астафьева, В.И. Михалева (1996). В своих исследованиях они установили, что наиболее интенсивное развитие наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей и подростков наблюдается в период с 8-9 до 14-15 лет, предельные возможности развития наступают в 14-15 лет.
Тревожность - важное персональное качество личности, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной (А.А. Налачаджян, 1988; Р.С. Немов, 2002). В нашей работе мы исследовали изменения личностной тревожности испытуемых. В качестве дополнительной оценки личности с целью текущего (ситуационного) педагогического контроля проводилось исследование ситуационной тревожности в различных ситуациях: до и после тренировочного занятия, соревнований и др. Анализ результатов теста на исследование личностной тревожности показал, что к концу эксперимента в экспериментальной группе данный показатель улучшился на 41,6% (Р<0,05), в контрольной - на 9,7% (Р>0,05) (см. табл. 4).
Оценка межличностных отношений проводилась с целью определения эмоционально-личностного отношения школьника с легкой умственной отсталостью к другому сверстнику, являющегося членом той же самой социальной группы, в которую входил испытуемый. К концу эксперимента у испытуемых экспериментальной группы мы отмечаем достоверные изменения исследуемого показателя (Р<0,05), в контрольной - (Р>0,05) (см. табл. 4).
Для экспертной оценки коммуникативных качеств личности школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости, а также их взаимоотношений с окружающими людьми мы использовали методику, предложенную Р.С Немовым (1995), анкету для родителей и преподавателей, работающих с данной категорией детей. Общение всегда связано с восприятием и взаимной передачей информации от человека к человеку. Процесс общения часто является психологической и духовной поддержкой, стимулом для подражания, формой выявления потребностей, мотивов, интересов, т.е. в процессе общения расширяется нравственный и интеллектуальный потенциал личности, рождаются новые идеи, планы и надежды. Вот почему для человека с ограниченными возможностями так важно общение с родными, близкими, друзьями и др. Анализируя результаты исследования развития коммуникативных качеств личности у испытуемых, мы отмечаем достоверные сдвиги в экспериментальной группе (Р<0,05). Положительные изменения в развитии коммуникативных качеств к концу исследования в экспериментальной группе составили 18,0%. В контрольной группе эти изменения были значительно меньше - 5,4% (Р>0,05) (см. табл. 4).

Полученные результаты исследования интеллекта, личностной тревожности, межличностных отношений и коммуникативных качеств у школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости показывают, что у испытуемых экспериментальной группы, занимавшихся в кружке адаптивной физической культуры и участвовавших в соревнованиях, по всем показателям психического развития произошли положительные и достоверные изменения, в контрольной группе, занимавшейся по традиционной программе, динамика значительно ниже (см. табл. 4).
Для измерения тесноты связи между физической подготовленностью и психическим развитием школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости использовался корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл. 5.
Таблица 5
Коэффициент корреляции между психическим развитием и физической подготовленностью школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости
Группа
Мышление
Уровень понятийного развития
Личностная тревожность
Межличностные отношения
Коммуникатив-ные качества
Тесты
Экспер.
0,84*
0,90*
0,84*
0,87*
0,85*
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Контр.
0,24
0,22
0,18
0,45
0,38
Экспер.
0,84*
0,90*
0,81*
0,90*
0,85*
Поднимание туловища из положения лежа
Контр.
0,52
0,50
0,63*
0,77*
0,77*
Экспер.
0,94*
0,88*
0,80*
0,92*
0,84*
Прыжок в длину
с места
Контр.
0,63*
0,53
0,66*
0,75*
0,67*
Экспер.
0,94*
0,87*
0,79*
0,90*
0,84*
Бег со старта
30 м
Контр.
0,58*
0,51
0,60*
0,53
0,67*
Экспер.
0,97*
0,93*
0,87*
0,92*
0,83*
Бег 600 м
Контр.
0,51
0,41
0,37
0,62*
0,68*
Экспер
0,93*
0,90*
0,82*
0,92*
0,87*
Гибкость - наклон
вперед
Контр.
0,63*
0,39
0,45
0,62*
0,81*
Экспер
0,97*
0,89*
0,81*
0,93*
0,85*
Динамометрия правой кисти
Контр.
0,53
0,53
0,57
0,67*
0,55
Экспер
0,90*
0,87*
0,79*
0,90*
0,90*
Проба Ромберга
Контр.
0,74*
0,73*
0,48
0,70*
0,80*
Примечание: * - достоверность коэффициента корреляции при уровне значимости 0,05 (n=12)
С помощью корреляционного анализа мы отмечаем тесную взаимосвязь и взаимозависимость физической подготовленности и изменений психического развития школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости. Наиболее тесная связь отмечается в экспериментальной группе по всем показателям психического развития. В этой группе значительно изменились показатели развития интеллекта, межличностных отношений и коммуникативных качеств. Также отмечается значительное снижение личностной тревожности, что положительно влияет на общее психическое состояние и поведение школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Рассматривая организм человека как целостную систему (В.Н. Ярыгин, 1985; Г.А. Югай, 1962; Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, М.К. Хитров, 1995), мы провели корреляционный анализ полученных результатов психического и физического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости (см. табл. 6).
Таблица 6
Коэффициент корреляции между психическим и физическим развитием
школьников-мальчиков 12 - 15 лет с легкой степенью умственной отсталости

Группа

Мышление
Уровень понятийного развития
Личностная
тревожность
Межличност-ные отношения
Коммуникатив-ные качества

Тесты
Экспер
0,83*
0,83*
0,80*
0,80*
0,82*
Массо-ростовой индекс Кетле
Контр.
0,32
0,41
0,58*
0,42
0,47
Экспер
0,74*
0,70*
0,67*
0,77*
0,72*
Грудной индекс Эрисмана
Контр.
0,31
0,16
0,24
0,32
0,52
Экспер
0,80*
0,76*
0,74*
0,80*
0,69*
Индекс
ЖЕЛ
Контр.
0,43
0,23
0,31
0,44
0,42
Примечание: * - достоверность коэффициента корреляции при уровне значимости 0,05 (n=12)
Результаты корреляционного анализа показывают тесную связь между психическим и физическим развитием школьников-мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости. Наиболее тесная связь по всем исследуемым показателям наблюдается в экспериментальной группе.
Кроме имеющихся достоверных данных о положительной динамике и взаимосвязи физической подготовленности, физического и психического развития испытуемых экспериментальной группы, полученных в ходе нашего исследования (см. табл. 1, 2, 3, 4, 5, 6), анализ протоколов соревнований, в которых принимали участие школьники-мальчики с лёгкой степенью умственной отсталости, указывают на улучшение их спортивных результатов: практически все участники к концу эксперимента выступали в более "высоком дивизионе", что требует большего проявления внимания, воли, характера, адекватного поведения, двигательных умений и навыков, по сравнению с началом их участия в соревнованиях по правилам "Специальной олимпиады".
Таким образом, результаты исследования, полученные нами в ходе эксперимента, достоверно указывают на положительное влияние средств физической культуры на физическую подготовленность, физическое и психическое развитие школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости, что значительно улучшает их подготовленность к социальной адаптации.
В процессе опытно-экспериментальной работы нами решены поставленные задачи, в целом подтверждена рабочая гипотеза, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Современное состояние социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости характеризуется поиском путей по определению оптимальной содержания обучения в специальной (коррекционной) школе-интернате VШ вида: создаются альтернативные учебные планы, программы и учебники с целью повысить эффективность обучения, воспитания и подготовки к жизни учащихся. Проводимые мероприятия по совершенствованию работы специальной (коррекционной) школы-интерната, осуществленные за последние годы, не исчерпывают всех возможностей повышения эффективности данного социального института по реализации его основной цели - социальной адаптации школьников с легкой степенью умственной отсталости. Адаптивная физическая культура не имеет аналогов, равноценных по силе воздействия на все стороны социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями здоровья, в том числе - для школьников с легкой степенью умственной отсталости.
2. Предпосылкой активного приспособления к условиям социальной среды является "подготовленность к социальной адаптации" школьника с лёгкой степенью умственной отсталости, которую мы понимаем как комплексный результат педагогического воздействия в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, одними из показателей которой являются состояние физического, психического развития и физической подготовленности учащегося. Улучшение физической подготовленности, физического и психического развития позволяет личности усваивать жизненно необходимые знания, двигательные умения и навыки, развивать и совершенствовать специальные физические и психические качества и способности.
3. Школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют самые разнообразные нарушения физического развития и психомоторики. Имеющиеся нарушения отягчаются недостаточной двигательной активностью учащихся, а существующая система физического воспитания в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида не компенсирует их двигательную недостаточность, что указывает на необходимость увеличения занятий физической культурой и адаптивным спортом. Применение средств физической культуры является необходимым, а иногда и единственным фактором улучшения физического и психического состояния школьников с легкой степенью умственной отсталости и улучшения их подготовленности к социальной адаптации.
4. Экспериментально установлено, что школьники-мальчики 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости, которые, кроме школьной программы по физическому воспитанию, занимаются в кружках адаптивной физической культуры, показывают значительные улучшения показателей физической подготовленности, физического и психического развития.
5. Данные корреляционного анализа доказывают взаимосвязь физической подготовленности, физического и психического развития школьников - мальчиков 12-15 лет с легкой степенью умственной отсталости. Наличие взаимосвязи указывает, что использование средств физической культуры способствует освоению жизненно необходимых двигательных умений и навыков, снижает проявления личностной тревожности, развивает коммуникативные качества личности, что значительно повышает их подготовленность к социальной адаптации и самореализации в будущей профессиональной деятельности и в обществе.
6. Разработанные практические и методические рекомендации позволяют руководителям и учителям физического воспитания специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида организовать оптимальные условия для эффективного использования средств физической культуры и адаптивного спорта для улучшения подготовленности к социальной адаптации школьника с легкой степенью умственной отсталости.

Данное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: разработка методического обеспечения по совершенствованию программы физического воспитания специальной (коррекционной) школы VIII вида, разработка программно-методического обеспечения для организации внеурочных форм физического воспитания (секции по видам спорта, соревнования) для школьников с умственной отсталостью.

Основные положения диссертационного исследования
опубликованы в следующих работах:
1. Салимов М.И., Новицкая М.Г. Физическое развитие школьников с нарушениями интеллекта, занимающихся физической культурой и спортом // Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп: Материалы первой Всероссийской науч.-практ. конф. - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2003. - 0,2 п.л./0,1п.л.
2. Салимов М.И., Михайлова И.В. Изучение мотивационной сферы школьников с умственной отсталостью как средство профилактики девиантного поведения и основа их социальной адаптации// "ЮНОСТЬ РОССИИ": 60 лет детско-юношескому физкультурному движению в России: Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во "Чароид", 2003. - 0,2п.л./0,1 п.л.
3. Салимов М.И. Адаптивная физическая культура и специальное (коррекционное) образование//Профилактика, реабилитация и адаптация в медицине и спорте: Материалы научн.-практ. конф. - Челябинск: УралГАФК, 2004. - 0,2 п.л.
4. Салимов М.И. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры //Проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Тезисы научн.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004.- 0,2 п.л.
5. Салимов М.И. Адаптивная физическая культура и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья// Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. тр. Вып. 8. - Ч. 1.- Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2005. -- 0,3 п.л.
6. Карпухина И.В., Салимов М.И.. Адаптивная физическая культура: правовые основы, теория и практика: Сб. материалов.-Екатеринбург: Администрация г. Екатеринбурга, 2005.- 4,3 п.л /3,8 п.л.
7. Салимов М.И. Влияние физической культуры на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями// Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сб. науч. тр. Вып. 8. -Ч. 1. - Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2005.- 0,3 п.л.
8. Салимов М.И. Школьник с умственной отсталостью в системе коррекционно-развивающего обучения// Адаптивная физическая культура: правовые основы, теория и практика: Сб. материалов. - Екатеринбург: ЕФ УралГафк, 2005. - 0,2 п.л.
9. Салимов М.И. Использование адаптивной физической культуры в занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Адаптивная физическая культура: правовые основы, теория и практика: Сб. материалов. - Екатеринбург: ЕФ УралГАФК, 2005. - 0,2 п.л.
10. Салимов М.И., Прокопенко В.И., Пузыревская Г.Д. Система коррекционно - воспитательной работы для осуществления индивидуального сопровождения учащихся с умственной отсталостью// Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. III науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.- 0,2 п.л./0,1п.л.
11. Тимофеева И.В., Салимов М.И. Учебно-методическое пособие по дисциплине "Частные методики адаптивной физической культуры", для студентов, обучающихся по специальности 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" (Адаптивная физическая культура) - УралГУФК. Екатеринбургский филиал. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 4,5 п.л./2,0 п.л.
12. Салимов М.И. Динамика физического развития школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе занятий адаптивной физической культурой // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние проблемы и перспективы: Тез. докл. 1-й регион. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.- 0,2 п.л.
13. Салимов М.И., В.И. Прокопенко Влияние адаптивной физической культуры на психическое развитие и социальную адаптацию школьников с легкой умственной отсталостью // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние проблемы и перспективы: Тез. докл. 1-й регион. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.- 0,2п.л./0,1 п.л.
14. Салимов М.И. Динамика физической подготовленности школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе занятий адаптивной физической культурой // Здоровье, физическое развитие и образование: состояние проблемы и перспективы: Тез. докл. 1-й регион. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.- 0,2 п.л.
15. Салимов М.И., Тимофеева И.В. Учебно-методическое пособие по дисциплине "Теория и организация адаптивной физической культуры", для студентов, обучающихся по специальности 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" (Адаптивная физическая культура) - УралГУФК. Екатеринбургский филиал. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 3,5 п.л./3,0 п.л.
16. Салимов М.И. Адаптивная физическая культура - проблемы, перспективы развития // Физическая культура и детско-юношеский спорт, как средство развития дополнительного образования: опыт, перспективы, сотрудничество.: Материалы Всероссийской научн.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ; ОГФСО "Юность России", 2006. - 0,4 п.л.











??

??

??

??







2





СОДЕРЖАНИЕ