<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 2.
Средние значения социально-психологической адаптации в
экспериментальной и контрольной группах до и после проведения ОЭР
8,0

7,5

7,0

6,5

6,0

5,5

5,0

4,5

4,0

эксперим.
3,5
группа
Н
контрольн.
3,0
группа
до ОЭР после ОЭР
время обследования


33
а рис. 3 представлена графическая иллюстрация уровня социально-
психологической дезадаптации в экспериментальной группе по отдельным
критериям дезадаптированности на различных этапах ОЭР.

Рис. 3.
Динамика степени выраженности симптомокомплексов
адаптации - дезадаптации (карта Скотта) в ходе ОЭР в
экспериментальной группе


30,0
степень выраженности
симптомокомплексов




25,0
20,0
15,0
10,0
5,0
0,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
симптомокомплексы адаптации - дезадаптации

Ряд1 Ряд2 Ряд3



Примечания: Ряд 1 - нахождение ребенка на улице, Ряд 2- приход ребенка в клуб, Ряд 3 -
после года регулярной реадаптационной работы.
Наименования симптомокомплексов по порядку от 1 до 16: 1)недоверие к новым людям,
вещам, ситуациям; 2) ослабленность; 3) уход в себя; 4) тревожность по отношению к
взрослым; 5) враждебность по отношению к взрослым; 6) тревога по отношению к детям; 7)
асоциальность; 8) недостаток социальной нормативности; 9) гиперактивность; 10)
враждебность к детям; 11) эмоциональное напряжение; 12) невротические симптомы; 13)
неблагоприятные условия среды; 14) сексуальное развитие; 15) умственное развитие; 16)
болезни и органические нарушения.)

В целом, проведенный статистический анализ позволяет говорить о том,
что проведение реадаптационной деятельности способствовало
положительной динамике реадаптированности подростков по сравнению с
осуществлением стандартного взаимодействия (контроль, помощь в кризисных
и экстренных ситуациях и т.п.) с безнадзорными подростками. Это доказывает
более высокую эффективность реадаптации в условиях улицы, что
подтверждает основную гипотезу исследования.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что включению
дезадаптированного подростка в социум должно обязательно предшествовать
установление доверительных личностно-значимых взаимоотношений с

34
педагогом и организация деятельности по снижению социальных рисков
«уличной жизни». Это обеспечит нормализацию социально-психологического
состояния ребенка в условиях внеинституциональной сферы социума и создаст
основу для формирования у него осознанной готовности к включению в
отдельные сегменты институциональной сферы социума (в нашем случае –
низкопороговый клуб). Значимой составляющей воспитательного процесса
низкопорогового клуба (учреждения, сочетающего в себе привлекательные
стороны внеинституциональной сферы с чертами полноценного социального
института) является формирование социальной компетентности как
характеристики адаптированной и социализированной личности. При
отсутствии специально организованной деятельности в указанных
направлениях снижения социально-психологической дезадаптированности не
происходит.

Выводы
1. Безнадзорность как один из вариантов девиантного поведения
является следствием социально-психологической дезадаптации личности
ребенка.
2. Применительно к социально-психологической дезадаптации
безнадзорных подростков следует говорить о двух уровнях дезадаптации:
первичной (институциональной) как результате осознания ребенком
нежелания значимых взрослых, в первую очередь родителей, выстраивать
эмоционально насыщенные взаимоотношения, удовлетворяющие базовые
потребности ребенка (в любви, принятии и пр.), с другой, осознание
ребенком неэффективности собственной деятельности по выстраиванию
таких взаимоотношений, т.е. дезадаптации к институциональной сфере
социума, и вторичной (внеинституциональной) как результате
неспособности адаптироваться к сфере открытого (внеинституционального)
социума подростка, проведшего на улице значительный период времени.
3. Педагогически значимо понимание большинства вариантов
безнадзорности как результата осмысленного, самостоятельного решения
подростком избрать внеинституциональную сферу социума в качестве
основной (а часто и единственной) сферы жизнедеятельности, что делает
необходимым включение в процесс реинтеграции несовершеннолетних
реадаптационной деятельности, организуемой в условиях улицы.
4. Специфика процесса психолого-педагогической реадаптации
безнадзорных заключается в том, что на первом этапе реадаптационного
процесса решается проблема устранения проявлений вторичной
(внеинституциональной) дезадаптации. Эта деятельность проводится в
условиях улицы и не преследует цель моментального возвращения

35
безнадзорного, уличного подростка в социум или же мгновенного
прекращения ведения им асоциального образа жизни. Целью реадаптации
являются, во-первых, снижение влияния негативных факторов
внеинституциональной сферы социума на личность уличного подростка,
результатом чего должна стать стабилизация его состояния и, во-вторых,
формирование осознанной мотивации к включению в
институциализированный социум.
5. К числу важных условий, способствующих успешности процесса
психолого-педагогической реадаптации дезадаптированных подростков в
условиях внеинституциональной сферы социума, относятся: во-первых,
выстраивание взаимодействия педагога с ребенком-маргиналом, исходя из
приоритетных потребностей ребенка и выявленных личностно актуальных
для него проблем, и, во-вторых, создание специальных институтов,
обладающих, с одной стороны, ресурсным обеспечением и возможностями
полноценного института, а, с другой, характеристиками
внеинституциональной общности, привлекательной для маргиналов.
6. Включение дезадаптированного подростка в систему психолого-
педагогической деятельности, подразумевающей, на первом этапе работы –
установление доверительных личностно-значимых взаимоотношений с
педагогом и снижение социальных рисков «уличной жизни», приводит к
нормализация социально-психологического состояния ребенка в условиях
внеинституциональной сферы социума и на этой основе способствует
формированию осознанной готовности к включению в отдельные сегменты
институциональной сферы социума (в нашем случае – низкопороговый
клуб); а на втором – включение в деятельность низкопорогового клуба
способствует снижению социально-психологической дезадаптации в целом.
7. Проведенное исследование подтвердило предварительные
предположения работы. Одним из возможных направлений дальнейших
исследований может стать изучение специфики взаимодействия с
асоциальными группами безнадзорных подростков.

Основные положения диссертационного исследования отражены в
следующих публикациях:
Монографии, учебные пособия
1. Разработка и реализация проектов развития образовательных
учреждений. Коллективная монография/ под ред. В.И.Загвязинского,
С.А.Гильманова. Москва: Изд-во АСОПиР, 1998. 108 с. (авт.- 8 с.)
2. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Морева О.В. и др. Социальная
педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/


36
под ред. В.И.Загвязинского, М.П.Зайцева. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. 220
с. (авт.- 30 с.).
3. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А. и
др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. Москва:
Педагогическое общество России, 2002. 160 с. (авт.- 40 с.).
4. Селиванова О.А. Работа с подростками группы риска в учреждении
дополнительного образования. Монография. Тюмень: Вектор-бук, 2005. 144с.
5. Уличная социальная работа с подростками «группы риска»,
Тюмень, Вектор-бук, 2005. 53 с.
6. Селиванова О.А. Технология социальной работы: теория и
практика. Монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. 130 с.
7. Наркотическая аддикция: социальные, медицинские и
психологические аспекты. Коллективная монография/ под.ред. Г.Колы,
С.Ф.Сироткина. Ижевск-Люнебург: Изд-во НИПЦ «ЕRGO», 2005. 396 с. (авт.-
20 с.).
Методические рекомендации
8. Селиванова О.А., Нечаев Г. А.. Система инструкторского роста как
форма организации воспитательного процесса подростков «группы риска» в
условиях многопрофильного подросткового клуба. Методические
рекомендации. Тюмень: Изд-во ГипроТНГ, 1990. 30 с. (авт.- 28 с.).
9. Селиванова О.А. Диагностика отклоняющегося поведения
несовершеннолетних. Методические рекомендации. Тюмень: Изд-во ТюмГУ,
1993. 38 с.
10. Селиванова О.А. Диагностика аддиктивного поведения
несовершеннолетних. Методические рекомендации для студентов ВПШ.
Тюмень: Изд-во ТюмГУ , 1998. 42 с.
11. Селиванова О.А., Гильманов С.А. Программа “Молодежь
Тюмени”//Вестник Тюменской городской Думы. Тюмень: Вектор бук, 1999, №
28. 75 с. (авт.- 50)
12. Селиванова О.А., Безруков Е.И. Методические рекомендации по
подготовке выпускной квалификационной работы для студентов
специальностей “Педагогика и психология”, “Социальная педагогика”. Тюмень:
Изд-во ТюмГУ, 2000. 39 с. ( авт.-20 с. )
13. Селиванова О.А., Безруков Е.И., Плотников Л.Д. Методические
рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы для
студентов специальностей “Педагогика и психология”, “Социальная
педагогика”. Тюмень: Изд-во ТюмГУ , 2005. 52 с. ( авт.- 20 с. )



37
14. Селиванова О.А., Фалько В.В., Щепина Ю.А. Организация работы с
подростками «группы риска» в летний период. Тюмень: Изд-во «Вектор Бук»,
2005. 100 с. (авт.- 80 с.)

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК
15. Селиванова О.А. Психолого-педагогическая характеристика
диагностически значимых признаков подростковых акцентуаций// Вестник
ТюмГУ, 1999, №4. С.152-162.
16. Селиванова О.А. Ресоциализация «уличных» детей: проблема
идентификации субъекта//Вестник ТюмГУ, 2003, № 3. С.158-167.
17. Селиванова О.А. Социально-психологические условия
реинтеграции уличного подростка в социум //Педагогика, 2004, №1. С.147-156.
18. Селиванова О.А. Социально-психологическая характеристика
неформальных стратегий регулирования рисков в сообществах «уличных»
подростков// Вестник ТюмГУ, 2005, №2. С.154-164.
19. Селиванова О.А. Основные этапы профилактики зависимого
поведения уличных подростков// Известия Российской академии образования,
2005, № 3,4. С.121- 127.
20. Селиванова О.А. Специфика процесса педагогической коррекции
акцентуированных подростков в условиях досугового учреждения//
Образование и наука. Известия уральского научно-образовательного центра
РАО, 2000, № 1(3). С. 152-160.
21. Селиванова О.А., Анализ основных форм жизнеобеспечения
«уличных» подростков //Образование и наука. Известия уральского научно-
образовательного центра РАО, 2003, №5 (23). С.100-107.
22. Селиванова О.А., Щепина Ю.А. Социально-психологические
особенности объединения в группы безнадзорных подростков ориентировочно
5-6 № Педагогики за 2005 ( авт.- ) (в печати)
Статьи
23. Селиванова О.А., Нечаев Г.А. Диагностика психобиологического
фактора отклоняющегося поведения несовершеннолетних //Теория и экология
разума: Сб. научных трудов, вып. 4. Тюмень: ТГИК, 1995. С. 28-33. (авт.- 5 с.)
24. Селиванова О.А. Особенности социальной работы с группой
“немотивированных” подростков // Образование в Сибири, 1998, №1. С. 129-
132.
25. Селиванова О.А. Проблемы организации отдыха трудных
подростков в условиях летнего стационарного лагеря // Организация
социально-педагогической работы с молодежью в летний период. Сб. статей,
Тюмень: Изд-во ТМСДЦ, 1998. С. 30-34.


38
26. Селиванова О.А. Критерий субъектной принадлежности типологии
технологий социальной работы //Дети в меняющемся мире. Материалы
российско-германского семинара по социальной педагогике. Омск: Изд-во
НРЦ, 1998. С. 60-65.
27. Селиванова О.А. Низкопороговый клуб как важнейшее звено
осуществления процесса ресоциализации «уличных» подростков//
Психологическая наука и образование. Москва, 2003, №3. С. 76-79.
28. Селиванова О.А. Низкопороговый клуб как важнейшее звено
осуществления процесса реабилитации «уличных» подростков //Сб. материалов
межрегиональной научно-практической конференции «Уличная социальная
работа: теория и практика». Тюмень: Вектор бук, 2004. С. 60-65
29. Селиванова О.А., Еськова Т.Н. Диагностика типа побега как одно из
условий профилактики подростковой безнадзорности //Сб. материалов
межрегиональной научно-практической конференции «Уличная социальная
работа: теория и практика». Тюмень: Вектор бук, 2004. С. 11-15 ( авт.-3)
30. Селиванова О.А., Емельянова И.Н. Воспитание воспитателя:
проблемы современной системы педагогического образования// Сб. материалов
Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: Изд-во ТюмГУ,
2005. С. 88-91 (авт.- 2 с.).
31. Селиванова О.А., Малярчук Н.Н. Медико-гигиенические аспекты
жизнедеятельности уличных подростков//Наркотическая аддикция. Учебные
программы подготовки экспертов-наркологов в российских университетах.
Ижевск: УдмГУ, 2005. Адрес Internet: http: // ppf.uni.udm.ru/
tempus_no_drugs/tempus_public.html.
32. Селиванова О.А. Проблема оптимизации системы
профилактической деятельности в области безнадзорности как одного из
вариантов девиантного поведения несовершеннолетних// Сб. материалов
региональной конференции. Тюмень, Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С. 34-37.
33. Селиванова О.А. Социально-психологическая характеристика
зависимостей, типичных для сферы «уличных» подростков г.Тюмени//
Наркотическая аддикция. Учебные программы подготовки экспертов-
наркологов в российских университетах. Ижевск: УдмГУ, 2005. Адрес Internet:
http: // ppf.uni.udm.ru/ tempus_no_drugs/tempus_public.html.
34. Селиванова О.А. Социально-психологическая реадаптация
безнадзорных подростков// Сб. материалов региональной конференции.
Тюмень, Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С.37-39.
35. Селиванова О.А., Щепина Ю.А. Использование мобильных форм
социальной работы в практике деятельности по профилактике подростковой
безнадзорности./Наркотическая аддикция. Учебные программы подготовки


39
экспертов-наркологов в российских университетах. Ижевск: УдмГУ, 2005.
Адрес Internet: http: // ppf.uni.udm.ru/ tempus_no_drugs/tempus_public.html.
Тезисы
36. Селиванова О.А. Психологические условия творческой
деятельности педагога в рамках многопрофильного подросткового клуба: Сб.
Тезисов республиканской конференции. Тюмень, Изд-во ТюмГУ, 1991. С. 149.
37. Селиванова О.А. Творческая индивидуальность социальных
педагогов, работающих с трудными подростками // Сб. материалов
Всероссийской научно - практической конференции. Тюмень, Изд-во ТюмГУ,
1995. С. 17-18.
38. Селиванова О.А. Проблема подготовки социальных работников для
работы с подростками, состоящими на учете ИДН. // Сб. материалов
региональной научно - практической конференции «Природные,
промышленные и интеллектуальные ресурсы Тюменской области». Тюмень,
Изд-во ТюмГУ, 1997. С.133-134.
39. Селиванова О.А. Проблема социальной депривации «уличных»
детей// Сб. материалов международной научно-практической конференции
«Социально-психологическая депривация как феномен современного
общества». Тюмень, Изд-во ТюмГНГУ, 2003. С.35-36.
Редактирование
40. Организация социально-педагогической работы с молодежью в
летний период. Сб. статей, Тюмень: Изд-во ТМСДЦ, 1998. 103 с.
41. Уличная социальная работа: теория и практика. Сб. материалов
межрегиональной научно-практической конференции, Тюмень, Изд-во Вектор
Бук, 2004. 105 с.




40

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ