СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи













СЕРЕГИНА Наталья Вадимовна


Взаимодействие основного и дополнительного образования как условие успешности педагогической миссии социокультурного пространства малого города



13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования





Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук












Екатеринбург - 2006
Работа выполнена в ГОУ ДО
"Институт развития регионального образования"



Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент
Герт Валерий Александрович



Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Бухарова Галина Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент
Фоменко Светлана Леонидовна



Ведущая организация: ГОУ ВПО
"Уральский Государственный университет"




Защита состоится "22" марта 2006 года в 10.00 часов в аудитории 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет".

Автореферат разослан " 18 " февраля 2006 г.






Ученый секретарь
диссертационного совета Днепров С.А.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы и темы исследования. Российская система образования, подчеркивается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, способна успешно конкурировать с системами образования передовых стран. Для этого необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики государства, глубокая и всесторонняя реформа образования с выделением достаточных ресурсов, созданием механизмов их эффективного использования в образовательном процессе.
В решении этих задач важно организовать взаимодействие видов образования - основного и дополнительного с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, которое мы определяем как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей природной и социальной среды, сформированный в результате деятельности человека созидательного и интегративного характера. Под педагогической миссией социокультурного пространства мы понимаем совокупность научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства, которые соответствуют или превосходят затраты временных и людских ресурсов. Успешность педагогической миссии социокультурного пространства мы определяем как результат, достигнутый субъектами образовательного процесса в совместной научно-обоснованной деятельности, который соответствует или превосходит ожидаемый. Взаимодействие основного и дополнительного образования мы рассматриваем как научно-обоснованную форму связи между видами образования, возникающую в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства в целях личностного развития ребенка. Таким образом, на социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена противоречиями между возрастающей потребностью общества и государства в актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства и практикой решения проблемы в образовательном процессе; необходимостью и возможностью взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, с одной стороны, и достигнутым уровнем его организации, с другой.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена несоответствием между необходимостью выявления сущности, структуры и содержания взаимодействия основного и дополнительного образования и степенью их теоретической разработанности: мало исследованы педагогическая миссия социокультурного пространства и ее успешность, не нашла отражение в теоретических исследованиях идея значимости организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена противоположностью между усилением институционализации, отчасти автономизации, видов образования и необходимостью поворота от фрагментарного к целостному восприятию образовательного процесса, введения новых организационно-содержательных форм, использования всех имеющихся ресурсов.
Изучение опыта работы образовательных учреждений малого города, под которым мы понимаем населенный пункт с числом жителей до 100 тысяч человек, где слабо развита (или не развита) социально-экономическая макроструктура, и результатов опытно-поисковой работы позволяют определить, что недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства негативно сказывется на успешности его миссии.
На основании анализа актуальности, выявленных несоответствий, противоречий и противоположностей была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических ресурсов организации взаимодействия основного и дополнительного образования как условия успешности миссии социокультурного пространства малого города.
Актуальность выявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования: "Взаимодействие основного и дополнительного образования как условие успешности педагогической миссии социокультурного пространства малого города".
Цель исследования - выявить, определить и обосновать взаимодействие основного и дополнительного образования как условия успешности педагогической миссии социокультурного пространства малого города.
Объект исследования: взаимодействие основного и дополнительного образования в социокультурном пространстве малого города.
Предмет исследования: организация педагогического взаимодействия основного и дополнительного образования как условия успешности миссии социокультурного пространства малого города.
Гипотеза исследования:
- предположительно сущность взаимодействия основного и дополнительного образования заключается в возникновении научно-обоснованной связи между видами образования в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса; структура взаимодействия образована потребностно-целевым, содержательно-процессуальным, организационно-методическим, регулировочно-информационным компонентами; содержание предстает как система научно-организованных действий субъектов образовательного процесса в целях личностного развития ребенка: введение интегративных курсов, учебных модулей, организация интеллектуальной, творческой, досуговой деятельности, реализация образовательных, комплексных программ, проектов; результатом организации взаимодействия основного и дополнительного образования станет успешность педагогической миссии социокультурного пространства;
- педагогическая миссия социокультурного пространства, возможно, будет более успешной, если взаимодействие основного и дополнительного образования научно организовано субъектами образовательного процесса с использованием всех имеющихся педагогических ресурсов;
- успешность педагогической миссии социокультурного пространства, скорее всего, может быть выявлена на основе количественных данных об особенностях личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализации.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи.
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы определить сущность понятия "взаимодействие основного и дополнительного образования".
2. Выявить структуру и содержание научно-организованного взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, и на этой основе уточнить понятия "социокультурное пространство", "успешность педагогической миссии социокультурного пространства".
3. Обосновать успешность педагогической миссии социокультурного пространства, которая является результатом научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства.
Теоретико-методологическая основа исследования строится на основе философских концепций (Аристотель, П.Гольбах, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Ф.Энгельс, К.Маркс, Л.Г.Чусовитин, В.А.Герт); на принципах системного (В.П.Беспалько, В.С.Лазарев, Т.И.Шамова), культурологического (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Ерасов, А.И.Кравченко), средового (Ю.С.Мануйлов, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской, В.А.Ясвин), личностно-ориентированного (В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, В.В.Давыдов) подходов.
Теоретическую основу исследования составили:
- труды, посвященные актуальным проблемам образования (А.С.Белкин, С.И.Гессен, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, В.С.Леднев, О.Е.Лебедев, В.В.Нестеров, А.Н.Джуринский);
- работы, посвященные проблемам развития системы дополнительного образования (А.К.Бруднов, Л.М.Андрюхина, М.Б.Коваль, В.И.Казаренков, И.И.Зарецкая, А.Я.Журкина, М.О.Чеков, В.А.Горский);
- работы, посвященные проблемам воспитания и организации воспитательного процесса (А.В.Гаврилин, Г.К.Селевко, А.Г.Селевко, Н.Л.Селиванова, Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Е.А.Ямбург, О.С.Газман, М.Н.Дудина, Е.Н.Щуркова);
- теория управления образовательными системами (В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.М.Моисеев, Ю.А.Конаржевский, В.П.Беспалько, С.М.Курганский);
- методология и теория социально-педагогических исследований (В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.М.Новиков, В.С.Безрукова);
- исследования по психологии школьного возраста (И.С.Кон, В.П.Зинченко, Г.Б.Моргунов, Л.В.Запорожец, И.А.Зимняя, В.И.Редькин);
- идеи синергетики (Г.Хакен, Л.Н.Ланда, И.И.Жбанкова, Е.А.Режабек, В.Г.Буданов, П.Т.Фролов);
Значительное влияние на наше исследование оказали труды классиков педагогики (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко), работы по истории образования и педагогической мысли (В.П.Пряникова, З.И.Равкин, В.Г.Безрогов, О.И.Варьяш, С.Ф.Егоров, А.И.Пискунов), исследования по проблемам интеграции в образовательном процессе (Э.Н.Гусинский, М.Новицкая, В.С.Безрукова, А.В.Петров, А.И.Гурьев, Г.В.Сдасюк).
Существенным образом исследование опиралось на теорию и методику социально-педагогической деятельности (А.В.Мудрик, М.А..Галагузова, В.Д.Семенов), концепцию педагогического моделирования (В.А.Штофф, Г.М.Кузицин, Н.П.Пищулин, В.М.Ананишев), исследования в сфере взаимодействий (Ф.Г.Зиятдинова, Е.В.Коротаева, Я.С.Турбовский) и проектирования образовательной среды (А.Я.Бочкарев, А.В.Томильцев).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон РФ "Об образовании" (от 10.07.1992г. № 3266-1, ред. от 22.08.2004 г.), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Программа модернизации общего образования (приказ МО РФ от 01.04.03 г. № 1313), Межведомственная программа развития дополнительного образования (приказ МО РФ от 25.10.02 г. № 193), Программа развития воспитания в системе образования России (приказ МО РФ от 18.10.99 г. № 574), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005г. № 803).
Для успешного решения поставленных задач были комплексно использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация, сравнение, синтез, классификация, обобщение, теоретическое моделирование; эмпирические - опытно-поисковая работа, изучение результатов деятельности муниципальных образовательных учреждений, наблюдение, беседа, опросные методы, анкетирование, тестирование, качественная и количественная обработка результатов опытно-поисковой работы.
База исследования - муниципальные образовательные учреждения города Лесного Свердловской области: общеобразовательные школы № 64, 67, 73, 74, 75, 76; учреждения дополнительного образования: "Детский (подростковый) центр", "Центр детского творчества", "Детско-юношеская спортивная школа"; учреждения социокультурного пространства: Музейно-выставочный комплекс, Центральная городская библиотека, Детская библиотека, учреждения культуры, спорта, городские учреждения и организации. В опытно-поисковой работе приняли участие 320 учащихся, 50 педагогов, 130 родителей.
Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе - теоретико-поисковом (2001-2002 гг.) - велось изучение методологических, теоретических, практических проблем организации взаимодействия основного и дополнительного образования, диссертационных работ, сопряженных с темой исследования, обобщение полученного материала; выдвижение и разработка гипотезы исследования. Выбрана база исследования, организована работа с педагогическими коллективами, администрацией школ, родителями, городскими учреждениями и организациями.
На втором этапе - формирующем (2002-2005 гг.) - в процессе опытно-поисковой работы проводилось исследование практики организации взаимодействия основного и дополнительного образования в образовательных учреждениях города Лесного Свердловской области, анализировались причины позитивных и негативных тенденций. Корректировались основные методологические, теоретические, концептуальные положения. Разрабатывалась и внедрялась система взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, определены показатели и критерии успешности его педагогической миссии. Проводилось анкетирование участников образовательного процесса, велись обработка, анализ, осмысление и интерпретация результатов исследования.
На третьем этапе - обобщающем (2005 - 2006 гг.) - происходило уточнение теоретических позиций, описание опытно-поисковой работы, осуществлялся анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались выводы, проводилось оформление диссертации и представление к защите.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
* выявлены:
- структура взаимодействия основного и дополнительного образования, образованная потребностно-целевым, содержательно-процессуальным, организационно-методическим, регулировочно-информационным компонентами;
- содержание взаимодействия, понимаемое как система научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса, включающая введение интегративных курсов, учебных модулей, организацию интеллектуальной, творческой, досуговой деятельности, акций, фестивалей, реализацию образовательных, комплексных программ и проектов, которые необходимы в организации обучения и воспитания подрастающего поколения в интересах личности, общества, государства;
* установлено, что успешность педагогической миссии социокультурного пространства достигается в процессе научной организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, и может быть определена на основе количественных данных об особенностях личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
* дано авторское определение сущности понятия "взаимодействие основного и дополнительного образования", под которым понимается научно-обоснованная форма взаимосвязи между видами образования, возникающая в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства в целях личностного развития ребенка;
* уточнено понятие "социокультурное пространство", которое рассматривается как целостный многофункциональный комплекс возможностей окружающей природной и социальной среды, сформированный в результате деятельности человека созидательного и интегративного характера;
* уточнено понятие "успешность педагогической миссии социокультурного пространства", понимаемая как результат, достигнутый в совместной научно-обоснованной деятельности субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства, который соответствует или превосходит ожидаемый.
Практическая значимость исследования определяется
* разработкой и введением в практику работы муниципального образования методических рекомендаций по организации взаимодействия основного и дополнительного образования, управлению этим взаимодействием (2003-2005гг.);
* разработкой городских комплексных программ "Педагогическое сопровождение семьи и семейного воспитания" (2002г.), "Гражданско-патриотическое воспитание школьников" (2005г.), "Организация профориентационной работы в школе" (2004г.); проектов "Школьный музей" (2003г.), "Каникулы" (2004г.), "Фестиваль" (2005г.);
* разработкой образовательных программ (2003-2004гг.), воспитательных систем образовательных учреждений (2003-2004гг.) и их представлением на Всероссийских конкурсах "Лучшая школа России" (2004г.), "Воспитательная система образовательного учреждения" (2004г.);
* разработкой стандарта информационного обеспечения (2003г.), придающего планово-деятельностный характер получению информации об особенностях личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализации;
* выводами и рекомендациями, расширяющими диапазон педагогических действий на уровне муниципалитета, которые используются в практике работы координационного и экспертного советов при управлении образования города Лесного (2003г.- до н.в.).
Обоснованность и достоверность результатов исследования и выводов обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, надежностью избранных методик; вариативностью и повторяемостью исследований; подтверждением высказанной гипотезы результатами теоретического анализа и проведенной опытно-поисковой работы; реализацией методических материалов и рекомендаций в педагогической практике и их положительной оценкой.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждены и одобрены на педагогических советах в образовательных учреждениях № 64, 67, 73, 74, 75, 76, "Детский (подростковый) центр", "Центр детского творчества", "Детско-юношеская спортивная школа", на аппаратных совещаниях управления образования города Лесного; городских научно-практических конференциях (Лесной, 2003г.); на региональных научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2002г., 2003г., 2004г., 2005г.), областных педагогических чтениях (Екатеринбург, 2004г.), Всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2004г.).
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от непосредственного как прямого, так и косвенного взаимодействия основного и дополнительного образования, мы сосредоточили свое внимание на их опосредованном взаимодействии, сущность которого заключается в возникновении между различными видами образования научно-обоснованной связи в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса.
2. В отличие от существующего опыта организации взаимодействия основного и дополнительного образования в образовательных учреждениях, между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования, мы считаем необходимым научно организовать взаимодействие различных видов образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, результатом данного процесса станет успешность педагогической миссии.
3. Наряду с существующей практикой оценки эффективности образовательного процесса, мы утверждаем, что признаком успешности педагогической миссии социокультурного пространства является результат, соответствующий или превосходящий ожидаемый; показателями - личностное и профессиональное самоопределение обучающихся, их самореализация; критериями - ориентация на гуманистические ценности, готовность к непрерывному образованию и труду, желание реализовать свои потенциальные возможности и способности.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка, включающего 249 наименований. Текст изложен на 198 страницах. Работа иллюстрирована схемами и таблицами.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы и темы исследования; сформулированы цель, задачи, гипотеза; определены объект, предмет, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены методологические и теоретические основы; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования, выделены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе - "Концептуальные подходы к обоснованию организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства" рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы, представленные в философской, психолого-педагогической и научно-методической литературе. В данной главе определяется сущность понятия "взаимодействие основного и дополнительного образования", структура и содержание взаимодействия, подходы к его организации, уточняются понятия "социокультурное пространство", "успешность педагогической миссии социокультурного пространства".
Анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы способствовал нахождению исходных позиций и послужил теоретической основой для проводимого нами исследования. Мы исходили из того, что образование - процесс, ориентированный на социальные эталоны (О.Е.Лебедев, Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, В.С.Безрукова). Он способствует внутренней подготовке индивида к адекватному участию в жизни общества и государства. Поэтому его следует организовать так, чтобы в результате человек приобрел знания, умения, навыки, необходимые для жизни (В.П.Зинченко, С.И.Гессен). Для чего нужно обеспечить взаимодействие личности с культурой, обществом, самим собой, предусмотреть систему мер, организующих это взаимодействие (Э.Н.Гусинский), дополнить основное образование деятельностью за пределами основных образовательных программ в интересах человека (А.К.Бруднов, И.И.Зарецкая, В.А.Горский, А.Я.Журкина).
Для разработки подходов к организации взаимодействия основного и дополнительного образования нами были использованы известные в истории философии и педагогики взгляды на категорию "взаимодействие" (Аристотель, И.Кант, К.Д.Ушинский, И.И.Жбанкова, Л.Г.Чусовитина, С.И.Гессен, Л.С.Выготский, В.В.Краевский, В.А.Сластенин, И.Ф.Исаева, Е.Н.Шиянова, Т.И.Бабаева, М.И.Рожков, Л.В.Байбародова, Е.В.Коротаева).
Ученые и исследователи отмечают (А.Я.Журкина, В.А.Горский, В.А.Краевский, М.Б.Коваль, В.В.Кондрашов, М.О.Чеков, Л.М.Андрюхина), что следы дополнительного образования можно найти на любом из этапов отечественной истории: фактически оно возникло и развивалось вместе с основным. Его история может быть значительно увеличена во временных параметрах, если признать не только факт преемственности, но и внутреннего единства с основным образованием. Основное и дополнительное образование взаимосвязаны и обуславливают развитие друг друга.
Установлено, что проблема взаимодействия в сфере образования начинает активно обсуждаться учеными и практиками с середины 80-х годов ХХ столетия. Обсуждается два подхода к организации взаимодействия основного и дополнительного образования: в образовательных учреждениях на основе внутри- и межпредметной интеграции содержания и форм учебной и внеучебной деятельности (В.И.Казаренков, Э.Н.Гусинский, З.Каргина, С.М.Курганский), который условно можно определить как внутриинституциональный уровень взаимодействия; между учреждениями основного общего и дополнительного образования (А.В.Гагарин, В.А.Горский, А.Я.Журкина, М.Б.Коваль, Ф.Г.Зиятдинова) - межинституциональный уровень.
Последнее десятилетие - существенно продвинуло решение проблемы. В Законе РФ "Об образовании" говорится: "...образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...", содержание которого определяется совокупностью взаимодействующих преемственных образовательных программ: основных и дополнительных. Это положение свидетельствует о необходимости и возможности организации взаимодействия видов образования - основного и дополнительного с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства.
Эффективное решение проблемы зависит от степени разработанности понятий "взаимодействие основного и дополнительного образования", "успешность педагогической миссии социокультурного пространства". Данные понятия еще не обрели научной завершенности, им пока не даны исчерпывающие определения. В связи с этим потребовалось сформулировать их через сопряженные с ними понятия "основное образование", "дополнительное образование", "социокультурное пространство", "педагогическая миссия социокультурного пространства".
Учитывая специфику нашего исследования, мы предположили, что для решения поставленной проблемы необходима опора на системный, личностно-ориентированный, культурологический и средовой подходы. Системный подход (В.П.Беспалько, В.С.Лазарев, Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Э.Н.Гусинский), позволил представить организацию взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства как систему, для которой характерно наличие внутренних и внешних связей.
Личностно-ориентированный подход (В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, О.С.Газман, Е.А.Ямбург) позволил определить основные направления отбора содержания образования, в соответствии с которыми образовательный процесс должен стимулировать индивида к самоценной деятельности в обществе, быть для него субъективно значимым. Культурологический подход (В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Б.С.Ерасов, А.И.Кравченко) в нашем исследовании реализуется на основе единой системы гуманистических ценностей, посредством принципа равноправия философских, идеологических, теоретических подходов, взглядов представителей разных направлений и школ. Средовой подход (Ю.С.Мануйлов, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской, В.А.Ясвин, Л.И.Новикова) позволяет выделить в социокультурном пространстве взаимосвязанные среды, в которых индивид реализует свои потенциальные возможности и способности.
Отмечено, что значение среды в воспитании человека сознавали многие - К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов, П.Ф.Лесгафт, В.Н.Сорока-Росинский. В первой трети ХХ столетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной педагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и в практике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активно разрабатывают Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской.
Некоторые авторы - Н.Д.Никандров, Е.В.Бондаревская, Н.Н.Гладченкова, И.М.Ничипуренко, Н.Н.Усатова, подчеркивая многомерность среды, разнообразие ее проявлений, предлагают использовать для адекватного описания явлений и процессов более общее понятие - "пространство". Ученые и исследователи выделяют следующие виды пространств: образовательное, воспитательное, социальное, природное, пространство школы, микрорайона, города, жизненное, персональное, информационное и т.д.
Мы исследовали социокультурное пространство, которое определяем как целостный многофункциональный комплекс возможностей социальной и природной среды, сформированный в процессе деятельности человека созидательного и интегративного характера, и проблему организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием всех имеющихся ресурсов.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить в социокультурном пространстве взаимосвязанные материальные - природную и социальную и нематериальные среды - учебную, внеклассную, внешкольную, досуговую, семейную, возрастную, культуросозидательную, коммуникативную, идеальную, образующие интегративные блоки: пространственно-семантический - архитектура зданий, дизайн интерьера, символы, реклама; содержательно-методический - концепции, программы, планы, учебная, специальная, художественная литература; коммуникационно-организационный - группы, сообщества, общественные движения и организации.
Перечисленные выше среды и интегративные блоки образуют структуру социокультурного пространства, с использованием педагогических ресурсов которого организуется взаимодействие основного и дополнительного образования, определяемое нами как научно-обоснованная форма связи между видами образования, возникающая в результате совместной деятельности субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства - материальных, нематериальных сред. Под педагогической миссией социокультурного пространства мы понимаем совокупность научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. Как отмечают Л.Выготский и В.Н.Дружинин, такая совместная деятельность приводит к формированию "обогащенных сред с многовариантным выбором". Данное положение послужило основой для выявления структуры и содержания взаимодействия основного и дополнительного образования в социокультурном пространстве, актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства и их использования в организации образовательного процесса.
Выявлено, что структура взаимодействия основного и дополнительного образования включает: потребностно-целевой содержательно-процессуальный, организационно-методический, регулировочно-информационный компоненты. Потребностно-целевой компонент детерминирован совокупностью педагогических ресурсов социокультурного пространства и необходимостью их эффективного использования в организации образовательного процесса. Цель выступает одним из факторов прогрессивного развития образования в интересах человека, общества, государства.
Содержательно-процессуальный и организационно-методический компоненты включают в себя интегративные блоки социокультурного пространства: пространственно-семантический, содержательно-методический, организационно-коммуникационный. Содержательный аспект данных компонентов рассматривается в целевых, комплексных, образовательных программах и проектах, разработанных в соответствии с логикой построения системы взаимодействия. Процессуальный аспект включает в себя совместную деятельность субъектов образовательного процесса по реализации данных программ и проектов. Организационный и методический аспекты определяют методы, средства и формы организации взаимодействия основного и дополнительного образования.
Регулировочно-информационный компонент предполагает осуществление деятельности по управлению взаимодействием, текущее регулирование, корректировку результатов, организацию информационного обмена.
Содержание взаимодействия основного и дополнительного образования, понимается нами как система научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса, включающая введение интегративных курсов, учебных модулей, организацию интеллектуальной, творческой, досуговой деятельности, акций, фестивалей, реализацию программ и проектов.
Взяв за основу системный подход, мы полагаем, что взаимодействие основного и дополнительного образования может быть организовано как система - определенным образом упорядоченная совокупность связей в социокультурном пространстве между субъектами образовательного процесса. Попадая под действие организационного эффекта, элементы системы специализируются, что усиливает их значимость. Выполняя специализированные функции, они дополняют друг друга, образуя целостность. При этом индивидуальные связи не просто суммируются, а образуют новое качество, превышающее сумму составляющих его элементов, что позволяет говорить об успешности функционирования системы. В нашем исследовании мы говорим об успешности педагогической миссии социокультурного пространства, под которой понимаем результат, соответствующий или превосходящий ожидаемый, достигнутый в совместной научно-обоснованной деятельности субъектов образовательного процесса.
В соответствии с государственно-общественным заказом, выраженным в Законе Российской Федерации "Об образовании", Концепциях, Федеральных программах проектах, а также с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, возможностей субъектов образовательного процесса, нами была разработана система взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства (рис.).
В разработанной нами системе взаимодействия основного и дополнительного образования, успешность педагогической миссии социокультурного пространства определяется с одной стороны совместной научно-обоснованной деятельностью субъектов образовательного процесса: представителей учреждений образования, культуры, спорта, средств массовой информации, общественности, городских учреждений и организаций, по актуализации имеющихся педагогических ресурсов. С другой стороны, значительное влияние на успешность оказывают территориальные особенности - закрытый город, а также семья, сфера свободного общения, традиции.
С позиций системного, личностно-ориентированного, средового и культурологического подходов мы полагаем, что педагогическая миссия социокультурного пространства будет успешной в том случае, если взаимодействие основного и дополнительного образования организовано:
* в образовательном учреждении - внутриинституциональный уровень, содержательную основу которого составляют внутри- и межпредметная интеграция содержания и форм учебной и внеучебной деятельности; дополнительные образовательные модули и курсы; внеклассные мероприятия;
* между учреждениями основного общего и дополнительного образования - межинституциональный уровень - посредством организации совместных мероприятий во внеурочное время;
* между учреждениями образования и городскими учреждениями и организациями - надинституциональный уровень - на основе комплексных и целевых программ, проектов, реализуемых с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства.






































Рис. Система взаимодействия основного и дополнительного образования в социокультурном пространстве

В процессе исследования нами установлено, что организация взаимодействия видов образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства предполагает организацию социально-педагогического управления данным процессом. Теория педагогического управления Т.И.Шамовой. М.М.Поташника, В.С.Лазарева ориентирует не только на ограничение, но и на развитие управления. Поэтому в нашем исследовании будет правомерно при рассмотрении вопросов социально-педагогического управления взаимодействием основного и дополнительного образования введение нового элемента. Мы считаем необходимым создание общественного формирования - координационного совета - небольшого территориального образования, объединяющего на общественных началах представителей социальных институтов, социальных групп, отдельных индивидов.
Социально-педагогическое управление взаимодействием основного и дополнительного образования с использованием ресурсов социокультурного пространства невозможно без соотнесения фактических результатов деятельности и ожидаемых. Упущения и недостатки при организации образовательного процесса могут привести к нежелательным результатам. Исходя из сказанного выше, а также, приняв за основу работы А.С.Белкина, Ю.А.Конаржевского, В.И.Архангельского, мы пришли к выводу о необходимости организации процесса планово-деятельностного получения информации об особенностях личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализации, переходящее в мониторинг, формами которого могут быть опросные методы, анкетирование, тестирование.
Мы предполагаем, что успешность педагогической миссии социокультурного пространства может быть определена на основе соотнесения фактически достигнутого и ожидаемого результатов. Показателями могут быть - особенности личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализация; критериями - ориентация на гуманистические ценности, готовность к непрерывному образованию и труду, желание реализовать свои потенциальные возможности и способности.
Первую главу исследования заключает вывод о том, что организация взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства ориентирует образовательный процесс на удовлетворение индивидуальных потребностей, способностей и интересов личности, способствует формированию позитивной образовательной среды, в которой отмечается единство в понимании целей и результатов образования. Следовательно, взаимодействие основного и дополнительного образования может рассматриваться как условие успешности педагогической миссии социокультурного пространства.
Во второй главе - "Описание опытно-поисковой работы по организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства малого города" представлена практика организации взаимодействия основного и дополнительного образования в городе Лесном Свердловской области. Определяются цели и задачи опытно-поисковой работы, описывается содержание работы по организации взаимодействия основного и дополнительного образования в социокультурном пространстве малого города, обосновывается успешность его педагогической миссии.
Целью опытно-поисковой работы явилась проверка выдвинутой гипотезы исследования. На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1) выявить и описать существующие в социокультурном пространстве малого города подходы к организации взаимодействия основного и дополнительного образования; 2) разработать и реализовать систему взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства; 3) обосновать успешность педагогической миссии социокультурного пространства малого города.
Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, обобщающий. В ходе констатирующего этапа изучался уровень сформированности социокультурного пространства города Лесного Свердловской области и выявлялись подходы к организации взаимодействия основного и дополнительного образования.
Результаты констатирующего этапа показали, что в городе Лесном Свердловской области имеет место сотрудничество социальных институтов: образовательных учреждений, городских учреждений и организаций, семьи, основанием которого является годовой план-график. Однако контакты носят эпизодический характер и не устраивают стороны, что обусловлено наличием правовых и информационных напряжений, ослабляющих процесс взаимодействия.
Установлено, что в образовательных учреждениях города сформировались два подхода к организации взаимодействия основного и дополнительного образования: внутриинституциональный и межинституциональный, которые реализуются в образовательном процессе
* с использованием внутренних ресурсов образовательного учреждения - внутри коллектива, руководствующегося едиными задачами, принципами, приоритетами;
* с привлечением возможностей социокультурного пространства, которое становится компонентом среды образовательного учреждения;
* за пределами образовательного учреждения, через систему взаимосвязанных педагогических событий, организуемых в социокультурном пространстве.
В ходе формирующего этапа нами сформулирован тезис о том, что в школе, стены и границы которой являются условными, все субъекты образовательного процесса, так или иначе, включаются в более широкий контекст отношений. В этой связи, процесс взаимодействия основного и дополнительного образования может быть организован в рамках разработанной нами системы с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства, что позволяет включить обучающихся в разнообразные виды деятельности, отношения, связи, контакты, культурную и образовательную деятельность вне стен школы.
Одним из основных элементов в организации взаимодействия основного и дополнительного образования, являются учреждения образования всех типов и видов, расположенные на территории города. Дополнить, расширить познавательную, творческую, духовную, деятельностную базу образования позволяет потенциал, сосредоточенный в социокультурном пространстве: педагогические ресурсы материальных, нематериальных сред и интегративных компонентов.
Среди механизмов, инициирующих взаимодействие видов образования, мы выделяем совокупность организационных (распределение функций на договорной основе) и содержательных (разработка комплексных программ, проектов, проведение акций) мотивов деятельности субъектов образовательного процесса, которая организуется на основе
* образовательных программ, реализуемых с привлечением специалистов из разных сфер ("Профилактика", "Здоровье");
* образовательных программ и проектов, реализуемых учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта ("От краеведения к краелюбию", "Лидер", "Искусство Урала", "Быть добру", "Мир живой природы", "Спортландия");
* образовательных программ и проектов, реализуемых образовательными учреждениями во внеучебной деятельности ("Каникулы", "Фестиваль", "Школьный музей", "Школа как информационно-образовательный центр");
* социально-полезных и личностно-значимых акций, организуемых с привлечением представителей социальных институтов, социальных групп, отдельных индивидов (городские праздники, конкурсы, смотры), организации экспедиционной и туристско-краеведческой деятельности;
* комплексных городских программ ("Сопровождение семьи и семейного воспитания", "Организация профориентационной работы в школе", "Гражданско-патриотическое воспитание школьников").
Программы, проекты, акции реализуются в образовательном процессе как комплекс мероприятий не только на базе учреждений образования, но и на базе городских учреждений и организаций с привлечением педагогов, родителей, шефов, хозяйственных и общественных организаций, социальных партнеров, местных специалистов, что позволяет сохранить единую образовательную ориентацию, общие для всех цели, не требует дополнительных материальных затрат.
Управление встречным процессом взаимодействия основного и дополнительного образования на педагогическом и социальном уровнях в социокультурном пространстве осуществляет координационный совет - небольшое территориальное образование, объединяющее на общественных началах представителей образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, городских учреждений и организаций. В составе совета действует группа, которая осуществляет экспертизу качества организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства на основе стандартизированных анкет. Экспертиза полученных результатов позволяет сделать вывод об особенностях личностного и профессионального самоопределения, самореализации обучающихся. т.е. об успешности педагогической миссии социокультурного пространства.
При разработке инструментария для экспертизы мы исходили из того, что, если в окружающей человека среде нет основы для личностного развития, никакие усилия не смогут привести его к успеху. Поэтому в нашем исследовании было бы правомерно включить в число показателей успешности педагогической миссии социокультурного пространства образовательную среду - изучение ее позитивного характера. Мы ограничились изучением динамики уровня сформированности образовательного сообщества, руководствующегося едиными целями и ориентированного на единые результаты.
Апробация и внедрение системы взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства показало, что
* в процессе актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства, их интеграции в образовательный процесс формируется позитивная образовательная среда, создается эффект сопричастности к его результатам;
* педагогические ресурсы социокультурного пространства становятся содержательной основой образовательного процесса, организуемого в соответствии с государственно-общественным заказом, индивидуальными потребностями и склонностями личности.
Сказанное подтверждают результаты обобщающего этапа опытно-поисковой работы, в ходе которого были систематизированы и обобщены аналитические данные, полученные в ходе проведения исследований в образовательных учреждениях города в период с 2003-2005 годы. В них приняли участие 320 обучающихся, 50 педагогов, 130 родителей.
Метод исследования - опрос. Вид опроса - стандартизированное интервью (электронная анкета). Инструмент диагностики составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к репрезентативным исследованиям (квотная выборка). Диагностика осуществлялась в два этапа в соответствии с целями и задачами исследования: констатирующий и контрольный. В 2003 году был проведен констатирующий срез, в 2005 году - контрольный.
На констатирующем этапе исследования было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, из числа респондентов общеобразовательных школ. Результаты контрольной группы сохранились на уровне 2003 года, либо незначительно их превышают. В таблице представлены результаты контрольной группы, превосходящие ожидаемые.
Таблица
Сравнительные данные
оценки успешности педагогической миссии социокультурного пространства

Признак: фактический результат соответствует или превосходит ожидаемый
Показатели и критерии
Ожидаемый результат
2003 г.
констатирующий срез
2005 г.
контрольный срез
Сформированность образовательного сообщества
Единство в понимании целей образования:
-помочь раскрыть, развить способности,
-дать минимум знаний, необходимых для жизни, подготовить к выбору профессии




Позитивный характер развития


49%

46%


62%

64%
Единство в понимании качеств воспитанников
-трудолюбие
-ответственность
-навыки самообразования


64%
40%
47%


67%
54%
63%
Личностное самоопределение
Жизненные ценности
-здоровье
-наличие хороших, верных друзей
-уважение окружающих, счастливая семейная жизнь, стремление к знаниям


Ориентация на гуманистические ценности

73%
37%

35%

81%
44%

37%
Факторы жизненного успеха
-образование
-активность человека
Ориентация на активность самого человека

21%
24%

38%
39%
Профессиональное самоопределение
Образовательные планы
-поступить в ВУЗ
-поступить в техникум, ПЛ
-поступить на работу

Готовность к непрерывному образованию и труду

65%
32%
3%

72%
26%
1,5%
Выбор профессии
-определились с выбором
-не определились

56%
44%

69%
31%
Самореализация
Занятость в системе дополнительного образования
Сохранность контингента обучающихся в системе ДО
75%
82%
Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах

Желание реализовать потенциальные возможности и способности
35%
47%
Участие в творческих конкурсах
15%
30%
Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях
34%%
51%

Результаты обобщающего этапа исследования свидетельствуют о том, что реализация система взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства способствует формированию образовательного сообщества, в котором отмечается единство понимания целей и результатов образования, имеет место позитивная динамика личностного и профессионального самоопределения, самореализации. Таким образом, подтверждается тезис о том, что взаимодействие основного и дополнительного образования есть условие успешности педагогической миссии социокультурного пространства.
В заключении изложены результаты исследования и сформулированы основные выводы:
1. Актуальность вопроса о взаимодействии основного и дополнительного образования обусловлена формирующейся и осознаваемой на уровне государства, общества, педагогической общественности потребностью в поиске пути преодоления сдерживающих факторов развития образования, одним из направлений которого является актуализация педагогических ресурсов социокультурного пространства и их эффективное использование в образовательном процессе.
2. На основе анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы дано авторское определение сущности понятия взаимодействия основного и дополнительного образования, под которым понимается научно-обоснованная форма связи между видами образования, возникающая в результате совместных действий субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов социокультурного пространства; дано авторское определение успешности педагогической миссии социокультурного пространства, под которой понимается результат, достигнутый в совместной научно-обоснованной деятельности субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства, соответствующий или превосходящий ожидаемый.
3. Выявлены: структура взаимодействия основного и дополнительного образования, образованная потребностно-целевым, содержательно-процессуальным, организационно-методическим, регулировочно-информационным компонентами; содержание взаимодействия, понимаемое как система научно-обоснованных действий субъектов образовательного процесса, включающая введение интегративных курсов, учебных модулей, организацию интеллектуальной, творческой, досуговой деятельности, акций, фестивалей, реализацию образовательных, комплексных программ и проектов, которые необходимы в организации обучения и воспитания подрастающего поколения в интересах личности, общества, государства.
5. Реализована система взаимодействия основного и дополнительного образования в социокультурном пространстве с использованием его педагогических ресурсов, заключающаяся в их актуализации и интеграции в образовательный процесс посредством целевых, комплексных образовательных программ, проектов, организации социально-полезных акций, фестивалей.
6. Опытно-поисковым путем доказано, что организация взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства способствует успешности его педагогической миссии, которая заключается в совместной научно-обоснованной деятельности субъектов образовательного процесса по обучению и воспитанию подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства, признаком чего является результат, соответствующий или превосходящий ожидаемый, показателями - особенности личностного и профессионального самоопределения обучающихся, их самореализация; критериями - ориентация на гуманистические ценности, готовность к непрерывному образованию и труду, желание реализовать свои потенциальные возможности и способности.
Вместе с тем выполненное исследование не исчерпывает всех проблем, возникающих в процессе организации взаимодействия основного и дополнительного образования с использованием педагогических ресурсов социокультурного пространства. Важными направлениями дальнейших научных исследований, на наш взгляд, могут стать следующие: разработка и описание организации взаимодействия основного и дополнительного образования на основе других методологических подходов, разработка и описание механизмов управления таким взаимодействием, дальнейшее исследование педагогической миссии социокультурного пространства, разработка иных показателей и критериев ее успешности.
Основные положения настоящего диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:
* Серегина Н.В. Образование и здоровье / Н.В.Серегина // Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть. Производство: сб.науч.тр. / под ред. В.А.Копнова, С.Ю.Радченко. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2002. - 0,25 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Формирование правового пространства школы / Н.В.Серегина // Социально-правовая компетентность как приоритет образовательной политики: материалы науч.-практ. конф. - Екатеринбург. - 0,3 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Право ребенка на образование: практика реализации и перспективы / Н.В.Серегина // Права детей в Свердловской области: практика реализации и перспективы: материалы областной науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2003. - 0,2 п.л. (статья).
* Серегина Н. В. Компетентностный подход в образовании /Н.В.Серегина // Реализация компетентностного подхода в историко-обществоведческом образовании и гражданско-правовом воспитании: материалы науч.-практ. конф. - Лесной, 2003. - 0,3 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Компетентностный подход в образовании - основа развития личности / Н.В.Серегина // Создание социально-педагогических условий для духовно-нравственного развития личности в крупном промышленном регионе: материалы реион. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - 0,15 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Практика педагогического проектирования образовательной среды / Н.В.Серегина // Педагогические системы развития творчества: материалы 3-й Всероссийской науч.-практ. конф. 14-15 декабря 2004 г. в 3-х ч. Ч. III - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун.-т., 2004. - 0,2 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Некоторые проблемы становления образовательного сообщества / Н.В.Серегина // Образование человека: от личностного успеха к гражданскому обществу: материалы обл. пед. чтений. - Екатеринбург, 2004. - 0,3 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Взаимосвязь школьного и дополнительного образования
Н.В.Серегина // Образование человека: от личностного успеха к гражданскому обществу: материалы обл. пед. чтений. - Екатеринбург, 2004. - 0,25 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Социокультурное пространство взаимодействия основного и дополнительного образования / Н.В.Серегина // Акмеология общего и профессионального образования: материалы II региональной науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2005. - 0,2 п.л. (статья).
* Серегина Н.В. Социокультурное пространство малого города / Н.В.Серегина // Формирование и развитие образовательного сообщества муниципального образования: материалы обл. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2005. - 0,15п.л. (статья).








??

??

??

??




8





СОДЕРЖАНИЕ