СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




ШЕВХУЖЕВ МУХАМЕД СУЛТАНОВИЧ



ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА
(на материалах Ставропольского и Краснодарского краев)




Специальность 07.00.02 – Отечественная история




Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук




Карачаевск 2004
2
Работа выполнена в Карачаево-Черкесском государственном университете




Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Кулаев Чермен Степанович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Стецура Юрий Анатольевич,
кандидат исторических наук, доцент
Зозуля Игорь Викторович.




Ведущая организация: Адыгейский государственный университет




Защита состоится 4 июня 2004 г. в 12.00 на заседании диссертационного
Совета Д. 212.256.03 в Ставропольском государственном университете по
адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, корп. ____ , ауд. ____ .
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского го-
сударственного университета.


Автореферат разослан « » 2004 г.




Ученый секретарь
диссертационного Совета
доктор исторических наук,
профессор Краснова И.А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
3


Актуальность темы. Отношение к молодежи всегда являлось
актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя ос-
воение новыми поколениями достигнутого уровня развития обще-
ства и государства и выражалось в том, во-первых, как молодежь
воспринимает жизнь данного общества и функционирование дан-
ного государства; во-вторых, как оценивает молодое поколение
свой вклад в общественное развитие и деятельность государства,
и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на
молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится факто-
ром развития или фактором, затрудняющим развитие общества и
государства.
Актуальность темы исследования обусловлена также потреб-
ностями формирования новой государственной политики в отно-
шении молодежи. Молодежная политика на предыдущих этапах не
всегда отвечала потребностям развития молодежи как новой соци-
альной силы. В этой связи наука и практика поставлены перед не-
обходимостью осмыслить новую ситуацию, в которой находится
сегодня молодежь. В результате этого осмысления в обществе
должен выработаться новый взгляд на многие проблемы, в том
числе на место и роль молодого поколения в жизни нашего обще-
ства, взгляд, более полно отвечающий требованиям новой истори-
ческой ситуации.
Государство призвано создать оптимальные условия для во-
влечения юношей и девушек во все сферы социальной жизни,
развивать творчество и самодеятельность молодежи, формировать
у нее уверенность в собственных перспективах, обеспечить защиту
социальных интересов молодежи при переходе к рынку.
4
Все перечисленные факторы, вместе взятые, обуславливают
необходимость проведения со стороны общества, адекватной вре-
мени молодежной политики.
Объектом исследования является развитие молодежной поли-
тики государства, общественных организаций и объединений на
региональном уровне (на примере Ставропольского и Краснодар-
ского краев).
Предметом исследования служит формирование и реализация
молодежной политики, опыт и проблемы организации работы с
молодежью, формы участия молодого поколения в экономических,
социально-политических процессах в обществе.
Целью исследования является изучение опыта формирования
и реализации ГМП в Ставропольском и Краснодарском краях. Для
достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать методологические и теоретические аспекты разви-
тия молодежной политики в условиях демократического уст-
ройства общества, гражданского становления и социальной
самореализации молодежи;
- изучить координацию деятельности федеральных органов го-
сударственной власти и органов государственной власти субъ-
ектов Российской Федерации по реализации государственной
молодежной политики в России;
- проанализировать формирование нормативно-правовой базы
осуществления молодежной политики на федеральном и ре-
гиональном уровнях;
- обобщить накопленный опыт и итоги реализации основных
направлений государственной молодежной политики на Север-
ном Кавказе;
5
- сформулировать рекомендации по повышению эффективности
осуществления молодежной политики на современном этапе
развития общества.
Хронологические рамки работы охватывает период 90-х го-
дов ХХ века. Это время становления и осуществления государст-
венной молодежной политики в Российской Федерации, начиная с
момента обретения суверенитета и независимости. Это время, ко-
гда акцентируется внимание на том, как молодежь оценивает свои
возможности в обществе, насколько само общество использует по-
тенциал молодого поколения как стратегического ресурса совре-
менного развития страны, и в какой мере это находит отражение в
государственной молодежной политике сегодня.
В эти годы было положено начало формированию нормативно-
правовой, финансовой базы для осуществления ГМП, созданию
системы поддержки деятельности детских, молодежных организа-
ций и объединений. Постепенно оформляется государственная
служба по делам молодежи, появляется опыт решения молодежных
проблем как на федеральном уровне, так и в регионах (прежде все-
го разработка и принятие комплексных программ, направленных
на решение социально-экономических проблем молодого поколе-
ния, создание условий для духовного и физического развития,
обеспечение информационных потребностей молодых).
Территориальные рамки исследования включают Северный
Кавказ в границах Ставропольского и Краснодарского краев. Вы-
бор территориальных границ исследования определен современной
ролью региона в общественно-политической жизни страны.
Степень научной разработанности темы представляется не-
достаточной. Особенностью современного состояния изученности
темы является отсутствие обобщающих трудов, комплексных ис-
следований, монографических работ, рассматривающих целостные
6
характеристики региональной молодежной политики, участие мо-
лодежи в реформировании экономики, социально-политических
отношений в обществе.
Историографию вопроса можно условно разделить по про-
блемному принципу, разбив ее на степень изученности мирового
опыта, российской практики и регионального развития молодеж-
ной политики.
Для первого блока характерны работы, в которых исследуется
опыт зарубежных государств (США, Германия, Швеция, Италия), а
также материалы, в которых проводятся международные исследо-
вания в рамках программ ООН и Юнеско. Здесь можно назвать ра-
боты Е.А. Афиногеновой «Государственная молодежная политика
в Канаде (80-е – начало 90-х годов), Е.Л. Головлевой «Государст-
венная молодежная политика во Франции в 80-е годы: характерные
черты и особенности», В.П. Мошняги «Молодежная политика за-
рубежных стран: опыт, проблемы и решения» 2 и т.д.
Второй блок представлен работами, рассматривающими осо-
бенности российской молодежной политики. По отдельным аспек-
там исследуемой проблемы издано и продолжают издаваться
большое количество работ, сборников научных трудов и докладов,
материалов конференций, которые принадлежат Н.В. Трущенко,
А.Н. Ацаркину, В.К. Криворученко, И.М. Ильинскому, В.А. Луко-
ву, А.А. Королеву, А.А. Галагану, Бестужеву-Ладе и др., содержа-
щие проблемы, новые концепции и идеи. 3

2
Афиногенова Е.А. Государственная молодежная политика в Канаде (80-е – начало 90-х
годов): Автореферат … канд. ист. наук. – М., 1994; Головлева Е.Л. Государственная моло-
дежная политика во Франции в 80-е годы: характерные черты и особенности: Авторефе-
рат… канд. ист. наук. – М., 1993; Мошняга В.П. Молодежная политика зарубежных стран:
опыт, проблемы и решения //Молодежная политика: международный опыт. – М., 1991. –
С. 12-15 и др.
3
Трущенко Н.В. Источник силы. Партия – организатор и руководитель комсомола. – М.,
1973; Ацаркин А.Н. Пролетарская революция. Рождение комсомола. – М., 1981; Кривору-
ченко В.К. Права и обязанности комсомола в советском социалистическом обществе. –
7
По проблеме деятельности государственной службы по делам
молодежи подготовлен ряд интересных статей. В них, в частности,
рассматривается необходимость создания государственной службы
по делам молодежи, формированию органов по делам молодежи. 4
Так, безусловно заслуживает внимания статья Б.А. Ручкина и В.А.
Лукова «Формирование структур и элементов государственно-
общественной системы социальной службы для молодежи». 5 Авто-
ры подробно исследуют организационно-методические вопросы
становления социальной службы для молодежи, на основе большо-
го фактического материала рассматривают такие аспекты, как вы-
явление потребностей молодежи в социальных услугах и помощи,
источники финансирования и материально-технического обеспече-
ния, определение кадровых возможностей для организации соци-
альных служб для молодежи. Справедливо отмечается, что процесс
становления социальной службы для молодежи начался, но чаще
всего он протекает без концептуальной ясности в характере, спо-
собах управления системой. 6 Нельзя не сказать о цикле аналитиче-
ских статей В.К. Криворученко. В них автор на огромном фактиче-
ском материале исследует актуальнейшие вопросы деятельности
государственной молодежной политики: становление органов по
делам молодежи, создание, развитие и роль молодежных фондов

М., 1987; Ильинский И.М. Примерная структура ежегодного доклада админист-
рации области, края «Положение молодежи» //Государственная молодежная
политика. – Выпуск 2. – М., Институт молодежи. – 1992. – С. 217-222; Бестужев-Лада И.В.
Молодость и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи
//Политиздат. - М., 1984. – С.207-209.
4
Алещенок С., Луков В., Поллыева Д. Некоторые подходы к формированию государст-
венной молодежной политики РСФСР //Молодежь и общество: проблемы разработанно-
сти и реализации региональной молодежной политики. - М., 1991. – С. 5-22; Маримова И.,
Сердюкова Н., Цыпленков В. К вопросу о развитии государственной молодежной полити-
ки России //Там же. – С. 22-27.
5
Луков В., Ручкин Б. Формирование структур и элементов государственно- общественной
системы социальной службы для молодежи //Молодежная политика: Информационный
бюллетень. – М., 1992. – С. 4-17; Социальные службы для подростков и молодежи. – М.,
1993. – С. 3-10.
6
Луков В., Ручкин Б. Социальные службы для подростков и молодежи. – М., 1993. – С. 9.
8
как субъектов молодежной политики и так далее. Данные публика-
ции позволили работникам органов по делам молодежи познако-
миться с реальным опытом реализации государственной молодеж-
ной политики в Российской Федерации через его научное осмыс-
ление. 7
Молодежь, как самостоятельная социальная категория, а также
молодежная политика государственных органов и общественных
организаций стала объектом исследований в кандидатских и док-
торских диссертациях. Диссертационные исследования, посвящен-
ные молодежной проблематике, условно можно разделить на не-
сколько групп. К первой группе относятся работы О.А. Гайнутди-
нова, И.Я. Мосякина, В.В. Нехаева и др. Указанные авторы обра-
щают основное внимание на анализ опыта и уроков реализации
молодежной политики в стране, в том числе на региональном
уровне, становление и деятельность органов по делам молодежи
как государственного института, исследуют систему социальной
защиты молодежи в условиях социальных и экономических ре-
форм. 8
Вторая группа исследований посвящена историческим аспек-
там изучения молодежи как определенной социально-
демографической группы, переживающей период становления, со-
циальной зрелости и вхождения в общественно-политическую,
экономическую жизнь общества. Авторы рассматривают формы
проявления социальной активности молодежи в производственной,
политической, культурно-бытовых сферах, исторический опыт



7
Криворученко В.К. Права и обязанности комсомола в советском социалистическом об-
ществе. – М., 1987.
8
См.: Гайнутдинов О.В. Молодежная политика: история, опыт, современность (на мате-
риалах РСФСР): Диссертация … канд. ист. наук. – М., 1992; Нехаев В.В. Формиро-
вание и реализация молодежной политики в России. 80-90-е годы: Диссертация … доктора
ист. наук. М., 1996 и др.
9
функционирования юношеских организаций в России. 9 Среди дис-
сертаций, посвященных молодежи, самостоятельную группу со-
ставляют работы, где объектом исследования избрано студенчест-
во. 10
В третьем блоке историографии рассматриваются вопросы,
связанные с региональной спецификой молодежной политики. В
исследуемый период возрастает роль регионов в решении эконо-
мических, социальных и хозяйственных задач. Смещение акцентов
на региональный уровень в осуществлении молодежной политики
заметно у М.А. Таранцова и А.А. Зеленина. Авторы ставят своей
целью проанализировать опыт реализации региональной молодеж-
ной политики во второй половине 80-х – начале 90-х годов. Разра-
ботка ряда понятий – «молодежная политика», «региональный ас-
пект молодежной политики», несомненно, по-новому раскрывают
эти аспекты. 11
Для третьего блока историографии характерны лишь отдель-
ные аспекты, связанные с жизнью молодежи в регионе. Так, на-
пример, в работе В.Е. Семенова изучается проблема правого вос-
питания молодежи в условиях становления и развития правового
государства в России. Автор рассматривает проблемы правосозна-


9
Кантемирова С.М. Творческая молодежь России в 60-е годы: проблемы формирования и
развития (На материалах государственных и общественных организаций): Диссертация ...
канд. ист. наук. – М., 1995 и др.
10
Шахина Н.А. Социально-политический портрет студенческой молодежи в условиях ре-
формирования российского общества (На материалах общественных организаций, 1985-
1991): Диссетация … канд. ист. наук. – М., 1993; Федорова И.Я. Деятельность государст-
венных органов и молодежных союзов России по социальной защите студенчества в усло-
виях перехода к рыночной экономике (конец 80-х – 90-е гг.): Диссертация … канд. ист.
наук. – М., 1998 и др.
11
Таранцов М.А. Взаимодействие государственных органов и общественных объединений
в разработке и реализации региональной молодежной политики (Вторая половина 80 – на-
чало 90-х гг. На материалах Нижнего Поволжья): Диссертация ... канд. ист. наук. - М.,
1992; Зеленин А.А. Опыт и проблемы реализации региональной молодежной политики в
Кузбассе (вторая половина 80-х – 90-е гг.): Диссертация .... канд. ист. наук. – Кемерово
1999.
10
ния в переходный период, подчеркивает его позитивные и нега-
тивные аспекты. 12
Вопросы развития молодежной политики в России вызывают
интерес не только отечественных специалистов, но и зарубежных
авторов. Американские специалисты В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард
и др. освещают проблемы социальной работы с учащейся молоде-
жью и выделяют ее в число актуальнейших направлений развития
современной педагогической мысли. Они призывают не копиро-
вать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие
тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное
отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась
мировая теория и практика социальной работы. 13
Таким образом, несмотря на повышенный интерес историков,
философов, экономистов к молодежной теме, ряд вопросов моло-
дежной политики, особенно на региональном уровне, требует
серьезного изучения, поскольку представляет не только научный,
но и большой практический интерес. Это – выяснение механизмов
политики по отношению к молодежи на уровне субъектов федера-
ции, местном уровне, разработка научно-методических основ ее
организационно-управленческого и информационного обеспечения
в регионах, анализ адаптации молодежи как социальной общности
к изменениям в социальных структурах современного российского
общества.
Источниковую базу исследования составили опубликованные
и неопубликованные документы и материалы. К опубликованным
источникам относятся законодательные и нормативные акты Рос-
сийской Федерации и ее субъектов, документы государственных
12
Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Авторе-
ферат …канд. юрид. наук. – Ставрополь, 2002.
13
Трегубова Т.М. Социальная работа со студентами в ХХI веке – новые обязательства,
поликультурный анализ //IREX Публикации Интернет журнал Полемика. - 2001. - №13.
11
органов официального характера, материалы политических партий,
молодежных организаций и объединений, статистические сборни-
ки, периодическая печать.
В законах и подзаконных нормативных актах Российской Фе-
дерации и административно-территориальных образований Север-
ного Кавказа закреплены различные нормы, определяющие поло-
жение и права молодежи. В 90-е годы произошло серьезное обнов-
ление законодательства РФ, затрагивающее интересы молодежи.
Различные молодежные проблемы, прежде всего социального ха-
рактера, также нашли отражение в Указах Президента Российской
Федерации, постановлениях Правительства Российской Федера-
ции. 14
С начала 90-х годов в России получила распространение прак-
тика принятия ежегодных государственных докладов о положении
молодежи в стране. 15 Подобные доклады позволяют не только про-
анализировать положение молодежи в обществе, ее социальный
статус, но и дать развернутые рекомендации по определению стра-
тегии и тактики реализации государственной молодежной полити-
ки, сделать научно обоснованный прогноз с учетом современной
социальной и экономической ситуации в государстве.
Особую группу составляют материалы центральной и местной
печати. Именно периодика содержит богатый фактический матери-
ал по проблемам молодежной политики, молодежного и студенче-
ского движения. Исследование периодических изданий способст-

14
О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: Указ Пре-
зидента Российской Федерации, 16 сентября 1992 года, №1075 // Собрание актов Прези-
дента и Правительства Российской Федерации. – 1992. - №12. – ст.924; О программе ме-
роприятий по реализации государственной молодежной политики в Ставропольском
крае на 2000 год. Постановление Губернатора Ставропольского края №139 от
16.03.2000; Закон «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае, мо-
лодежи Краснодарского края» от 24.02.1997 г. и др.
15
Молодежь России: Положение, тенденции, перспективы. Доклад Комитета по делам
молодежи. – М., 1993. – С.92. и др.
12
вовало более полному и объективному представлению о процессах
и явлениях, происходящих в молодежной среде в пореформенный
период.
Материалы государственной и ведомственной статистики име-
ют большое значение для изучения социального положения моло-
дого населения, анализа демографических процессов, позволяют
выявить тенденции изменений в молодежной среде. 16
Материалы текущих архивов органов государственного управ-
ления, ряда общественных организаций позволяют рассмотреть
развитие молодежной политики на современном этапе, совершен-
ствование структуры органов по делам молодежи, приоритетные
направления работы с молодежью. 17
В целом комплексное использование данных источников обес-
печило их критическую оценку, позволило автору раскрыть основ-
ные вопросы, поставленные в исследовании.
Теоретико-методологической основой исследования являют-
ся принципы и методы материалистической диалектики. Главным
методологическим принципом стал принцип историзма и тесно
связанный с ним принцип системно-функционального анализа.
Одним из новых методологических подходов к анализу собы-
тий и явлений является приоритет общечеловеческих интересов и
ценностей. Отказ от идеологического и классового приоритета в

16
Молодежь и власть: Итоги социологического исследования // Молодежь России. – 1992.
- №7. – С.31-38; Положение молодежи глазами самой молодежи: Социологическое ис-
следование // Молодежь Ставрополья. – 2002. - №22. – С.30-35; Процесс нравственного
становления студента: Социологическое исследование // Кубань: Молодежная политика
и молодежное движение. – 1998. – С. 43-44.
17
ЦДНИСК. Ф. 63. Краевой Комитет ВЛКСМ, Ф. 6264. Краевое управление трудо-
вых объединений молодежи и студенческих отрядов Ставропольского
Краевого Комитета СМС, Ф.6291. Краевой Совет Ставропольского Союза Молоде-
жи; ЦДНИКК. Ф.1464. Краевой Совет Кубанского Союза Молодежи, Ф.1774.
Краевой Комитет ВЛКСМ.
13
анализе исследуемых событий и фактов позволил критически оце-
нить накопленный опыт государственной политики в отношении
молодежи, опиравшийся на существовавшие идеологические сте-
реотипы.
Методы исследования. Исследование проводилось с исполь-
зованием разнообразных приемов и методов анализа информации.
Автор рассматривает все исследуемые процессы в хронологиче-
ской последовательности и концептуальном единстве, опираясь на
совокупность общенаучных, исторических и междисциплинарных
методов: сравнительно-исторического, логического анализа, про-
блемно-хронологического, системного подхода и анализа. Анали-
тический метод используется при характеристике исторических
явлений и событий, а сравнительно-исторический метод дает воз-
можность объяснить исторические факты.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе
проведен анализ конкретного опыта формирования и реализации
молодежной политики на федеральном и региональном уровнях, с
учетом кардинальных изменений в стране. В работе впервые ана-
лизируется становление и развитие принципиально нового типа
взаимоотношений между поколениями в 90-х – 2000-х годах, что, в
свою очередь, способствует осмыслению закономерности утвер-
ждения нового направления социальной политики, главной целью
которого является полноценное вовлечение молодежи во все мно-
гообразие жизни общества. Вместе с тем это дает возможность оп-
ределить основные задачи и приоритеты молодежной политики в
стране, а также формы взаимодействия каждого из ее субъектов с
юношеством.
Новизна, таким образом, выражается в круге поставленных
проблем, полученных результатах, выводах и практических пред-
ложениях.
14
Практическая значимость исследования заключена в обосно-
вании приоритетного внимания, которое необходимо уделять осу-
ществлению государственной молодежной политики со стороны
государства и общества. Многие выводы и положения диссертации
могут быть использованы в деятельности Госкомитетов по делам
молодежи Северного Кавказа при создании районных, исполни-
тельных городских органов управления для осуществления моло-
дежной политики. Материалы могут быть использованы при под-
готовке учебных пособий, лекций, спецкурсов. Выводы и предло-
жения, содержащиеся в работе могут помочь общественным орга-
низациям, государственным структурам в разработке собственных
действий по реализации молодежной политики.
Апробация работы. Положения диссертации апробированы
автором в публикациях и докладах на Всероссийском научном
симпозиуме «Человек культуры» (г. Бийск, 2000 г.); научных кон-
ференциях 1999-2002 годов: «Алиевские чтения» (г. Карачаевск).
По результатам исследования был подготовлен ряд публикаций в
Сборнике научных трудов Карачаево-Черкесского госпедунивер-
ситета «Вестник». Материалы диссертации были востребованы
Госкомитетом по делам молодежи Карачаево-Черкесской Респуб-
лики.
Структура диссертации. Поставленные цель и задачи иссле-
дования определили структуру диссертации, которая состоит из
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы
и приложения.
15



СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.


Во введении обосновывается актуальность темы, анализирует-
ся степень ее изученности, указывается объект, предмет и методо-
логическая основа исследования, формулируются цели и задачи,
определяются хронологические и территориальные рамки, харак-
теризуется источниковая база, определяются новизна и структура
работы.
Первая глава «Молодежная политика в Российской Федера-
ции: историко-теоретический анализ». В первом параграфе «Ос-
новные принципы и задачи молодежной политики государства»
дается характеристика понятию «молодежная политика», освеща-
ются принципы и задачи молодежной политики.
Молодежная политика – это научно-обоснованная теоретиче-
ская и практическая деятельность ее субъектов по защите и реали-
зации интересов и потребностей молодежи, как особой социально-
демографической группы, по воздействию субъектов на молодежь
в своих интересах.
Понятие «молодежная политика» обозначает деятельность го-
сударства (равно как других политических институтов, осуществ-
ляющих собственную политику в отношениях с молодым поколе-
нием) направленную на создание необходимых экономических,
политико-правовых, социальных, организационных и других
предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их
творческого, инновационного потенциала в интересах обществен-
ного прогресса. Очевидно и то, что молодежная политика государ-
ства имеет двуединый характер, который соответствует единству
ее двух основных целей: компенсация недостатков социального
16
статуса молодежи по отношению к взрослым гражданам и прида-
ние динамизма общественным изменениям.
В условиях демократизации общества, в ходе формирования
молодежной политики, государственные структуры руководству-
ются определенными принципами, целями и задачами. По мнению
автора, принципами государственной молодежной политики явля-
ются:
1. Признание всей полноты прав молодежи в политической, эко-
номической, социальной сферах жизнедеятельности общества,
их соответствие международным нормам о правах человека и
гарантия реализации конституционными, федеральными и
иными законами. Равенство прав, обязанностей и социальной
перспективы молодых людей со всеми другими социальными
группами населения.
2. Признание интересов и потребностей молодых граждан как
особой общественной группы населения с учетом общенацио-
нальных интересов формирования разносторонне развитого,
физически здорового молодого поколения нации. Сочетание
интересов молодежи и общества, взаимозаинтересованность
общества в развитии подрастающего и молодого поколений,
удовлетворении потребностей молодежи в совершенствовании
общества, всех сфер жизнедеятельности человека, в создании
правового, демократического государства.
3. Обеспечение социальной защищенности молодежи, особенно
при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую
жизнь, государственное стимулирование и кредитование моло-
дых людей в получении образования, приобретении профес-
сиональной квалификации, первоначальной трудовой деятель-
ности, создании жизненных бытовых условий; предоставление
17
молодому гражданину социальных услуг, прежде всего людям,
особо нуждающимся в таких случаях.
4. Приоритетная поддержка общественно значимых институтов
молодых людей и их общественных объединений, содействие
их общественной деятельности в области социального, духов-
ного и физического развития, создание социальных условий
для добровольного и свободного выбора общественно целесо-
образных форм деятельности.
5. Содействие становлению молодежи, стремящейся утвердиться
в жизни собственными усилиями, трудом, развитию самостоя-
тельности молодых людей.
6. Уважение политической, экономической, организационной са-
мостоятельности молодых объединений, невмешательства в их
внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, дру-
гих частей политической системы, субсидирование обществен-
но значимых программ и деятельности молодежных объедине-
ний.
7. Привлечение молодых граждан как непосредственно, так и по-
средством их общественных объединений к формированию и
реализации ГМП, программ, касающихся молодежи и общества
в целом.
Цели ГМП сформулированы в «Основных направлениях госу-
дарственной молодежной политики в Российской Федерации» в
1993. К ним относят: содействие социальному, культурному, ду-
ховному и физическому развитию молодежи; недопущение дис-
криминации молодых граждан по мотивам возраста; создание ус-
ловий для более полного включения молодежи в социально-
экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего
жизненного пути, достижении личного успеха; реализация иннова-
18
ционного потенциала молодежи в интересах общественного разви-
тия и развития самой молодежи.
Основные задачи в области организации молодежной политики
состоят в следующем: определение организационных, правовых,
финансовых, других мер, обеспечивающих осуществление ГМП;
координация и объединение усилий государственных органов, со-
циальных институтов в части решения вопросов, имеющих отно-
шение к молодежи; создание и организация работы специальных
органов, государственных структур по делам молодежи.
Во втором параграфе «Особенности развитие молодежной
политики в России в 90-х годах XX века» освещается и анализи-
руется политика государства и общества по отношению к молоде-
жи в России на современном этапе.
Политика государства и общества по отношению к молодежи
исходит из сегодняшних реалий, в которых активно действует
подрастающее поколение. А эти реалии коренным образом отли-
чаются от прежних отечественных и зарубежных.
Государственная молодежная политика в 90-е годы ХХ в. осу-
ществляется на базе единой концепции. Основные подходы к госу-
дарственной молодежной политике в Российской Федерации были
определены в 1992 году Указом Президента Российской Федера-
ции “О первоочередных мерах в области государственной моло-
дежной политики”. За последние 8 лет удалось сформировать эле-
менты законодательной базы для осуществления государственной
молодежной политики, что нашло отражение в утверждении в 1993
году Верховным советом РФ “Основных направлений государст-
венной молодежной политики в Российской Федерации”, в приня-
тии в 1995 году Федерального закона “О государственной под-
держке молодежных и детских общественных объединений в Рос-
сийской Федерации”, а также в более чем 40 субъектах Российской
19
Федерации законов по вопросам молодежной политики, осуществ-
лению целевых программ по реализации государственной моло-
дежной политики.
«Основные направления» определяют принципы и цели госу-
дарственной молодежной политики; направления ее реализации:
обеспечение прав молодежи, гарантий в сфере труда и занятости
молодежи, содействие предпринимательской деятельности моло-
дежи, государственная поддержка молодой семье, гарантированное
предоставление социальных услуг, поддержка талантливой моло-
дежи, формирование условий, направленных на физическое и ду-
ховное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных
и детских объединений, содействие международным молодежным
обменам.
На современном этапе социальное становление молодежи про-
текает в сложных условиях, прежде всего материального плана. В
этом отношении Россия находится в исключительном положении в
сравнении, как с развитыми, так и развивающимися странами.
Произошла ломка общественно-государственного устройства и
сложившегося в них за десятилетия механизма решения вопросов
жизнедеятельности молодого поколения, образования, физическо-
го и культурного развития, самосовершенствование и так далее.
Положение осложняется тем, что общество, его граждане не под-
готовлены к восприятию новых отношений в области занятости и
образования при переходе на рыночные отношения; не подготов-
лены не только психологически, но и главным образом материаль-
но, не имеют традиционно складывающихся в постиндустриальных
обществах накоплений для решения жилищных и иных проблем,
получения образования; и в первую очередь те, кто только входит
в самостоятельную жизнь. Сегодня абсолютное большинство мо-
лодых людей практически не имеют возможности приобрести жи-
20
лье, получать знания в платных учебных заведениях, не говоря
уже о тех из них, кто находится на грани и более за чертой бедно-
сти.
Все это определило необходимость проведения комплекса мер
по социальной поддержке и защите молодежи, включая создание и
развитие социальных служб для молодежи, содействие занятости и
решение жилищной проблемы молодых, организацию летнего от-
дыха и оздоровления детей и подростков, оказание финансовой
помощи особо нуждающимся.
Таким образом, в настоящее время государственная молодеж-
ная политика как сфера государственной деятельности находится в
стадии становления. Ее реализация основывается на координации
деятельности всех органов, осуществляющих социальную полити-
ку государства, нормативном, правовом, управленческом, финан-
совом ее обеспечении. Практически ее реализация встретила (и
встречает) большие трудности и требует нового концептуального
оформления. Противоречия между активизацией действий органов
исполнительной власти по разработке молодежной политики и от-
сутствие заметных сдвигов в положении подавляющего большин-
ства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности
государственной молодежной политики на современном этапе. Это
противоречие характерно для всех основных направлений государ-
ственной молодежной политики.
Вторая глава «Реализация основных направлений современ-
ной молодежной политики на Северном Кавказе. В первом па-
раграфе «Осуществление молодежной политики в Ставрополь-
ском и Краснодарском краях в 90-х годах XX-го века» дается
характеристика содержанию и осуществлению молодежной поли-
тики в данных районах Северного Кавказа.
21
В исследуемый период для многих субъектов России, в том
числе и для Ставропольского и Краснодарского краев, характерно
общее снижение жизненного уровня населения, нерешенность жи-
лищной проблемы, рост безработицы, нарастание таких асоциаль-
ных явлений в молодежной среде, как злоупотребление алкоголем,
наркомания. Увеличивается люмпенизированная молодежная
группа: несовершеннолетние, вышедшие из мест лишения свобо-
ды; юноши, демобилизованные из армии и выпускники школ-
интернатов и детских домов, не нашедшие работу, не адаптиро-
ванные к новой ситуации; безнадзорные подростки, отчисляемые
из учебных заведений; дети и подростки, оставшиеся сиротами или
без попечения родителей; беженцы.
Проблемы становления и развития молодежной политики были
связаны с тем, что в 90-х годах в указанных регионах был ликви-
дирован комсомол, и созданы Комитеты по делам молодежи.
Но к тому времени уже была до основания разрушена сущест-
вовавшая ранее и вполне благополучная система работы с молоде-
жью по всем направлениям. Была разрушена система организации
досуга молодежи. В эту область вступили различные коммерческие
структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и пре-
следующие только интересы наживы.
В настоящее время жизненно необходимы приоритетное, сис-
темное решение проблем молодежи, совершенствование дейст-
вующего законодательства, существенная активизация взаимодей-
ствия органов законодательной и исполнительной власти всех
уровней в защите прав и законных интересов молодежи
В соответствии с краевым законом «О государственной моло-
дежной политике в Краснодарском крае» ежегодно формируется
краевая комплексная программа реализации молодежной политики
«Молодежь Кубани», которая является основным программным
22
документом для деятельности органов по делам молодежи краево-
го и муниципального уровней, а также всех ведомственных орга-
низаций, занимающихся решением проблем молодежи.
Одним из важнейших достижений ГМП на Кубани является
создание института координаторов в работе с молодежью в сель-
ских округах края. Главная цель – углубление процесса государст-
венного управления молодежной политикой до уровня сельских
населенных пунктов.
Опыт реализации государственной молодежной политики в
Ставропольском крае показывает, что приостановление развития
кризисных явлений в молодежной среде, изменение социального
статуса молодежи напрямую зависит от формирования и реализа-
ции научно-обоснованной и сильной молодежной политики. Во-
просы реализации ГМП носят комплексный характер: они затраги-
вают сферу образования и воспитания, науки, культуры, нацио-
нальных отношений, социальной защиты, труда и занятости, охра-
ны здоровья, физкультуры и спорта, отдыха, поддержки молодых
семей, профилактики безнадзорности и правонарушений среди не-
совершеннолетних.
Таким образом, реализация государственной молодежной по-
литики в последние годы в Ставропольском и Краснодарском кра-
ях свидетельствует о существенных качественных изменениях в
этой области. Создана и совершенствуется система органов по де-
лам молодежи муниципальных образований, активно развивается
сеть учреждений по работе с подростками и молодежью по месту
жительства и их социальной адаптации, идет процесс расширения
социальной базы молодежной политики.
И все же реализация молодежной политики в регионах нахо-
дится на недостаточном уровне. Основными причинами этого как
правило являются: малообеспеченность местных бюджетов в це-
23
лом, финансирование молодежной политики по остаточному прин-
ципу, отсутствие единой системы органов по делам молодежи в
муниципальных образованиях.
Отсюда и основные задачи реализации молодежной политики в
краях: поддержка органов местного самоуправления на основе
принципа софинансирования наиболее важных проектов, осущест-
вляемых на уровне муниципальных образований, повышение роли
органов по делам молодежи при ее реализации.
Во втором параграфе «Специфика реализации и перспекти-
вы региональной молодежной политики в административно-
территориальных образованиях Северного Кавказа» определе-
ны основные направления и перспективы реализации региональной
молодежной политики.
Целью региональной молодежной политики является содейст-
вие всестороннему развитию молодого человека в интересах обще-
ства, региона и страны в целом. В связи с этим для эффективности
региональной молодежной политики должны быть четко определе-
ны функции региона и центра. Основное звено – региональный и,
прежде всего, муниципальный уровень. Центру же необходимо со-
средоточить усилия на выработке стратегических направлений,
координации, нормотворчестве и теоретических исследованиях.
Сегодня молодежная политика прочно вошла в жизнь общест-
ва, она конституирована основополагающими документами госу-
дарства. Правительство Ставропольского края принимает активное
участие в реализации различных мероприятий по улучшению по-
ложения подрастающего поколения. Ставропольский комитет по
делам молодежи непосредственно занимается проблемами моло-
дых граждан края и ведет целенаправленную работу с молодежью.
Приоритетным направлением деятельности является духовно-
нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи.
24
Значительное место в патриотическом воспитании молодежи края
отведено клубам военно-патриотической направленности. С 1998
года их число возросло в 2 раза, составив более 130 клубов с охва-
том 11 тысяч подростков.
Физическое воспитание в системе становления молодежи име-
ет целью формирование здоровья, здорового образа жизни, лично-
стных качеств молодежи, обеспечивающих психическую устойчи-
вость в нестабильном обществе. В плане поддержки массового
детского и молодежного спорта в крае проводятся спортивные со-
стязания «Олимпийские надежды» с охватом более 90% учащихся
общеобразовательных школ по четырем видам спорта: стрит-болл,
легкоатлетическая эстафета, мини-футбол, волейбол.
В рамках экологического воспитания молодежи в школах крае-
вого центра регулярно проводятся «экологические десанты», ос-
новной целью которых является облагораживание города и лесных
массивов.
Комитетом по делам молодежи уделяется большое внимание
развитию детского движения в крае. На сегодняшний день в дет-
ском движении края происходит процесс интеграции и консолида-
ции. В 2000 году создана краевая общественная организация «Со-
юз детей Ставрополья», в состав которой на правах коллективных
членов входит 18 городских и районных детских организаций.
Фестиваль художественного творчества «Студенческая весна»
является традиционным ежегодным мероприятием для студенче-
ской молодежи Ставропольского края. В фестивале ежегодно при-
нимают участие коллективы и исполнители из учреждений высше-
го и среднего профессионального образования края по следующим
направлениям: танцевальное, вокальное, театральное, оригиналь-
ный жанр, и т.д.
25
Основными аспектами программы «Молодежь Кубани» в Крас-
нодарском крае являются формирование правовых, экономических
и организационных условий и гарантий для становления личности
молодого человека, развития молодежных и детских общественных
объединений, движений и социально значимых инициатив.
В последние годы наблюдаются существенные качественные
изменения в области реализации ГМП в крае. Идет процесс расши-
рения социальной базы молодежных и детских общественных ор-
ганизаций, укрепляются органы по делам молодежи на местах, ак-
тивно развивается сеть учреждений социальной адаптации подро-
стков и молодежи, совершенствуется система управления общест-
венными процессами в молодежной среде, растет число подрост-
ков и молодежи, вовлеченных в сферу деятельности отделов по
делам молодежи.
Важнейшим итогом реализации ежегодной программы «Моло-
дежь Кубани» стало формирование инфраструктуры молодежной
сферы. Создана сеть учреждений краевого уровня, деятельность
которых направлена на реализацию молодежных программ.
Реализация программы «Молодежь Кубани» осуществляется
по множеству направлений: летнее оздоровление детей, социаль-
ная адаптация молодежи, обеспечение культурного досуга моло-
дежи, профилактика наркомании, военно-патриотическое, поиско-
вая работа, допризывная подготовка молодежи, обеспечение заня-
тости молодежи, развитие туризма и спорта, научное и интеллек-
туальное развитие молодежи.
Опыт реализации государственной молодежной политики в ре-
гионах показывает, что система среднесрочного программирования
в целом оправдала себя. Для обеспечения коррекции и преодоле-
ния излишней инерции программ необходим механизм ежегодного
мониторинга положения молодежи, процессов в молодежной сре-
26
де, состояния реализации государственной молодежной политики
и институтов, обеспечивающих ее. Требуется более эффективная и
комплексная кадровая политика, подключение подготовленных ра-
ботников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, форми-
рование соответствующих банков данных, учебно-методическое
сопровождение профильных программ.
Заключение содержит основные выводы и рекомендации, к
которым пришел автор в результате проведенного исследования.
В условиях перехода к рыночной экономике, серьезных соци-
ально-экономических изменений в обществе в 90-х годах форми-
руется и начинает реализовываться новая государственная моло-
дежная политика. Ее отличием от политики по отношению к моло-
дому поколению в 80-е годы явилась системность, формирование
государственных структур по работе с молодежью на всех уров-
нях, разработка необходимой нормативно-правовой базы, создание
основ для целенаправленного решения проблем молодежи.
Государственная молодежная политика в Ставропольском и
Краснодарском краях в 90-х годах еще не определилась как значи-
мое направление деятельности властных структур. Органы по де-
лам молодежи не нашли в этот период четкого места в аппарате
управления, не было обеспечено их бюджетное финансирование,
формирование нормативной базы, принятие выдвигаемых про-
грамм.
К середине 90-х гг. наметились первые позитивные результа-
ты. Усилилось внимание к решению молодежных проблем со сто-
роны государственной власти. Существенным сдвигом в реализа-
ции комплекса мер, направленных на улучшение положения моло-
дежи, явилась активная работа по созданию нормативной базы мо-
лодежной политики, формирование государственных органов по
27
делам молодежи, сети социальных молодежных служб, принятие и
реализация областных молодежных программ.
Серьезными трудностями в реализации молодежной политики
в Ставропольском и Краснодарском краях в исследуемый период
явились отсутствие традиций, позитивного опыта реализации ГМП
как составной части социальной политики, недостаточный уровень
подготовки кадров на местах, отсутствие необходимой материаль-
но-технической базы органов по делам молодежи и общественных
организаций, участвующих в осуществлении ГМП, недостаточное
финансирование молодежных мероприятий.
Несмотря на существенные позитивные результаты и достиже-
ния в реализации молодежной политики в Ставропольском и Крас-
нодарском краях, уровень ее осуществления значительно отстает
от заявленных целей, прежде всего в связи с отсутствием необхо-
димых материальных и финансовых возможностей. Кризисные ус-
ловия отрицательно отразились на ресурсном обеспечении моло-
дежной политики со стороны государства. Негативно на формиро-
вание политики в отношении молодежи повлияла ее слабая право-
вая обеспеченность.
Поэтому перспективы реализации молодежной политики в ре-
гионе связаны, прежде всего, с принятием необходимых законо-
дательных актов; усилением координации деятельности государст-
венных учреждений, органов управления, общественных объеди-
нений по решению проблем подростков и молодежи; формирова-
нием новых подходов к молодежной политике.
В нынешних условиях, учитывая прежний негативный опыт,
ГМП должна формироваться, разрабатываться и реализовываться
при непосредственном участии самой молодежи, юношеских орга-
низаций. К такому решению, на взгляд автора, приводит логика:
молодежную политику нельзя формировать без учета мнения са-
28
мой молодежи, ее организаций. Должен быть разработан действен-
ный механизм вовлечения молодежи в работу по формированию и
осуществлению сильной молодежной политики.




СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ
ДИССЕРТАЦИИ:


1. Шевхужев М.С. Патриотизм, нравственное воспитание и преем-
ственность в молодежной политике Северного Кавказа
//Человек культуры. Тезисы докладов научной конференции. –
Бийск, 2000. – С. 244-248.
2. Шевхужев М.С. Содержание современной молодежной политики
в России в 80-90-е годы. //Алиевские чтения: научная сессия
преподавателей и аспирантов университета /Тезисы докладов. –
Карачаевск, 2000. – С. 278-279.
3. Шевхужев М.С. Молодежная политика в структуре обществен-
ного развития Северного Кавказа в 80-90-е годы. //Вестник. –
Карачаевск, 2000. - №4. – С. 62-68.
4. Шевхужев М.С. Осуществление современной молодежной поли-
тики на Северном Кавказе //Вестник. – Карачаевск, 2002. - №8.
– С. 51-59.
5. Шевхужев М.С. Реализация молодежной политики в структуре
законодательных и исполнительных органов государственной
власти республик Северного Кавказа. //Алиевские чтения: науч-
ная сессия преподавателей и аспирантов университета /Тезисы
докладов. – Карачаевск, 2002. – С. 331-332.



СОДЕРЖАНИЕ