СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Солнышкина Елена Ивановна

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

В.С. ВЫСОЦКОГО



Специальность 10.01.01 – Русская литература




Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата филологических наук




Ставрополь - 2004
2

Диссертация выполнена в Ставропольском государственном универси-
тете.


Научный руководитель: доктор филологических наук
Петр Константинович Чекалов


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Анатолий Валентинович Кулагин


кандидат филологических наук, доцент
Яна Всеволодовна Погребная


Ведущая организация: Воронежский государственный
педагогический университет


Защита состоится « » января 2005г. в часов на заседании дис-
сертационного совета Д212.256.02 в Ставропольском государственном уни-
верситете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1А, ауд. 416.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ставрополь-
ского государственного университета.


Автореферат разослан « » 2004г.




Ученый секретарь
диссертационного совета Черная Т.К.
3

На современном этапе общественно-культурного развития творчество
В.С. Высоцкого воспринимается в качестве определенной востребованной
обществом и филологической наукой инстанции. Область высоцковедения
все больше приобретает статус внутрилитературоведческой дисциплины, где
творчество поэта подвергается многостороннему анализу и осмыслению. Из
всего многообразия тем, затрагиваемых поэтом в своем творчестве, одна из
них выделяется из общего круга своей неоспоримой значимостью. Речь идет
о проблеме свободы, которая в той или иной мере обусловливает уровень ду-
ховности каждой личности, определяет аксиологические аспекты бытия лич-
ности. Она порождает в человеческом сознании мысли, связанные с важней-
шими философскими и мировоззренческими понятиями: выбора, ответствен-
ности, вины, творчества, самоопределения.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученно-
стью проблемы свободы и связанных с ней мотивов, тем, образов и символов
в поэтическом мире В.С. Высоцкого.


Степень изученности темы. На сегодняшний день по указанной
проблеме нет полного и научно обоснованного труда. Проблема свободы в
той или иной мере только затрагивается в работах высоцковедов. Вместе с
тем неоспорим тот факт, что описать поэтический мир Высоцкого, не касаясь
проблемы свободы, практически невозможно в силу того, что именно эта
проблема является основополагающей в творчестве данного поэта и содер-
жит в себе, как в зародыше, другие темы и мотивы.
Впервые проблема свободы в творчестве В. С. Высоцкого на филоло-
гическом уровне была обозначена в сборнике трудов, вышедшем в 1990 году
в г. Воронеже (Высоцкий В.С. Исследования и материалы. – Воронеж, 1990).
В этом плане прежде всего следует отметить две работы: статью Н.В. Феди-
ной (О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В.С. Высоцко-
го) и совместную работу А.В. Скобелева и С.М. Шаулова (Концепция чело-
4

века и мира (Этика и эстетика В.С. Высоцкого)). В этих публикациях в об-
щих чертах определяются рамки проблемы свободы в поэтическом мире В.С.
Высоцкого, однако подробная разработка темы отсутствует. Так, Н.В. Феди-
на интерпретирует понятие свободы в рамках соотношения ролевого и лири-
ческого героев в поэзии В.С. Высоцкого, отождествляя его с понятием воли,
изложенным в работах Д.С. Лихачева. Так, воля вслед за Д.С. Лихачевым по-
нимается Н.В. Фединой как черта, присущая именно русскому национально-
му характеру, и это понятие обогащается за счет соединения с простором,
ничем не прегражденным пространством. Именно поэтому образ свободолю-
бивого лирического героя воспринимается слушателем как вольный, бунтар-
ский, непокорный.
Указанная работа А.В. Скобелева и С.М. Шаулова оказалась более
глубокой в раскрытии проблемы свободы. Впоследствии она вошла в отдель-
ную монографию «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (1990) с последую-
щим переизданием в 2001 году. Именно этот труд явился отправной точкой
нашего исследования: в главе «Проблема свободы» изложены положения о
зарождении и развитии проблемы свободы от «блатных песен» до последних
лет творчества. Издание А.В. Скобелева и С.М. Шаулова явилось одной из
первых серьезных филологических работ в области высоцковедения. Многие
систематические труды последующих лет базируются именно на отдельных
положениях, высказанных этими авторами. Это полностью относится и к на-
шему диссертационному исследованию. В книге авторы рассматривают про-
блему свободы в ее эволюции: зарождение в «блатных» песнях, выход за их
пределы, проникновение в произведения различных жанров и тематик. Сво-
бода у Высоцкого интерпретируется авторами в связи с пониманием собор-
ности: свободный человек полностью принадлежит себе, но именно это и
проявляет его общность со всеми людьми такой жизненной ориентации.
В силу того, что в задачу авторов рассматриваемой нами монографии
не входило систематическое исследование обозначенной проблемы в поэзии
5

В.С. Высоцкого, ее освещение носит в книге констатирующий характер. По-
этому многочисленные составляющие поэтического мира Высоцкого, моти-
вы, характерные категории, символы только обозначаются как неотъемлемая
его часть, а не исследуются в полной мере. Выводы о проблеме свободы у
Высоцкого выстраиваются без опоры на сами определения свободы, воли,
свободы воли.
В последующие годы вышли в свет и другие работы, в которых в той
или иной мере рассматривалась обозначенная нами проблема. Конкретной
разработки темы свободы в работе Вл.И. Новикова (В Союзе писателей не
состоял: Писатель Владимир Высоцкий. – М.: Интерпринт, 1991) нет, однако,
весь анализ особенностей слова Высоцкого говорит о наличии этой пробле-
мы в творчестве поэта. В 1995 г. выходит монография А. Сидорченко «Про-
метей мятежной песни», где автор повествует о «мятежной» личности В.С.
Высоцкого, породившей в его творчестве проблему свободы. Автор книги
пишет о том, что В.С. Высоцкому было присуще глубокое эстетическое
ощущение категории свободы как сущностной субстанции его личности и
творчества, которое бы в узких рамках соцреализма просто задохнулось. В
данной работе акцентируется внимание не на изучении творчества поэта, а на
характеристике свободолюбивой личности В.С. Высоцкого.
Значительный вклад в развитие проблемы свободы в творчестве В.С.
Высоцкого внес С.В. Свиридов своим диссертационным исследованием
(Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого (на правах
рукописи). Диссерт. на соиск. уч. ст. канд. н. по специальности 10.01.01 –
русская литература – М., 2003.). Однако и этот труд не претендует на систе-
матическое и исчерпывающее описание проблемы. В нем тема свободы за-
трагивается в связи с пространственной организацией текстов В.С. Высоцко-
го, в частности, при рассмотрении пространственной модели ОХОТА в по-
этическом мире поэта.
6

Таким образом, можно констатировать, что проблема свободы в твор-
честве В.С. Высоцкого на сегодняшний день не имеет достаточно глубокого
исследования. Обзор литературы по данной проблеме в поэзии В.С. Высоц-
кого показывает, что тема, за исключением каких-то граней, практически не
разработана. Указаны лишь основные параметры этой проблемы, однако де-
тальной работе с конкретными текстами было уделено мало внимания. В ре-
зультате этого многие аспекты функционирования понятия свободы в кон-
кретных текстах у Высоцкого были упущены и требуют рассмотрения на бо-
лее широком материале.


Объектом диссертационного исследования явилось поэтическое
творчество В.С. Высоцкого, а предметом стало функционирование пробле-
мы свободы в созданном им поэтическом мире.


Целью данного исследования мы поставили изучение и анализ кон-
кретно-текстового функционирования понятия свободы в поэтическом мире
В.С. Высоцкого с точки зрения «философии поступка» в теории М.М. Бахти-
на (Бахтин М.М. К философии поступка). В соответствии с поставленной
целью считаем основными задачами диссертационного исследования сле-
дующие:
1) изучить понятийный аппарат в рамках заданной проблемы;
2) определить принципы отбора произведений для анализа с точки
зрения функционирования в них понятия свободы и системности
исследования;
3) проанализировать отобранные произведения в контексте проблемы
свободы;
4) обосновать характер и содержание категории свободы в каждом
конкретном анализируемом тексте;
7

5) выявить семантику образов, символов и мотивов, характерных для
раскрытия проблемы свободы;
6) определить особенности и закономерности в художественной реа-
лизации проблемы свободы в поэтическом творчестве В.С. Высоц-
кого.


В основу методологии исследования положен системно-
аналитический принцип анализа художественного произведения. Методоло-
гической основой диссертационного исследования явились работы по теории
литературы М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, В.Е. Хализева, а также труды
по структуре поэтического текста Ю.М. Лотмана.


Научная новизна исследования состоит в том, что впервые проблема
свободы в поэтическом мире В.С. Высоцкого рассматривается системно, с
учетом тех ракурсов, которые она приобретает в том или ином произведении.
В основу такой системы положены определенные принципы, организующие
ее. При этом автор пытается решить вопросы, связанные с тематикой работы,
используя междисциплинарный подход: проблема исследуется на стыке ли-
тературоведения, философии, психологии и культурологии. Тем самым соз-
дается возможность формирования новых подходов к раскрытию содержания
текста.


Положения, выносимые на защиту, обусловлены научной новизной
и заключаются в следующем:
1. Проблема свободы в песнях Высоцкого берет свое начало с
пространсвенно-временной модели ТЮРЬМА, где эта проблема
понимается, как само состояние отсутствия / наличия ограниче-
ния и принуждения. Необходимыми компонентами развития
темы выступает в данном контексте категории правды и лжи,
8

преступления и наказания, нравственности; образы кабака, по-
езда; мотивы утраты имени, побега; символы Весны, окна.
2. Одной из основных моделей, реализующих проблему свободы в
поэзии Высоцкого выступает пространственно-временная мо-
дель ПОЛЕТ, получающая свое раскрытие в образах–символах
самолета, птицы, летчика, полета, машины, коня, игры и т.д.
Главным организующим звеном в развитии проблемы свободы
в текстах Высоцкого выступает скрытая внутренняя оппозиция.
3. В общий контекст проблемы свободы включается тема взаимо-
зависимости между понятиями «судьба» и «свобода». В мире
Высоцкого эти понятия не образуют бинарную оппозицию, а
составляют триаду: Свобода – Правда – Судьба. Все три со-
ставляющие данной модели в зависимости от внутритекстового
смыслового поля могут вступать в тождественные или антаго-
нистические отношения.
4. Категория свободы в творчестве В.С. Высоцкого становится
проблемой, выходящей за рамки жизненного пространства че-
ловека, приобретая тем самым статус онтологической пробле-
мы. Она не только определяет сущность человека при жизни, но
и отстаивает его право на свободу после смерти.


Теоретическая значимость исследования состоит в углублении фи-
лософско-эстетической концепции свободы в творческом наследии В.С. Вы-
соцкого, в частности, в возможности представить в конкретном анализе ос-
новополагающие теоретические соображения, характеризующие поэтиче-
скую систему поэта в целом и определяющие его художественно-
философскую позицию в отношении к миру.
9

Практическая значимость исследования определяется возможностью
применения полученных автором выводов при проведении в высшей и сред-
ней школе занятий, посвященных не только творчеству В.С. Высоцкого, но и
изучению наследия поэтов, чьи идеи и взгляды были близки идеям самого
Высоцкого или в корне противоречили им. Результаты исследования могут
послужить поводом для отдельного изучения тех или иных образов, симво-
лов, мотивов и проблем, которые были затронуты автором. Анализ конкрет-
ных текстов может послужить примером анализа стихотворения вообще не-
зависимо от литературных персоналий.

Апробация работы. Основные положения диссертации были пред-
ставлены на международных и всероссийских научных конференциях, про-
ходивших в Москве (ГКЦМ им. В.С. Высоцкого), Самаре, Соликамске, Май-
копе, Ставрополе, Невинномысске. По теме исследования опубликовано семь
работ, список которых прилагается.

Структура и объем диссертации продиктованы поставленными зада-
чами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографи-
ческого списка.


Содержание работы. Во введении мотивируется выбор темы дис-
сертации, приводятся доказательства ее актуальности, определяются предмет
и объект, цели и задачи, методология исследования, его структура, аргумен-
тируются теоретическая и практическая значимость работы, формулируются
положения, выносимые на защиту.


Первая глава «Теоретические аспекты проблемы свободы воли» но-
сит теоретический характер. В ней обосновывается понимание проблемы
свободы в историко–философском контексте, раскрывается философская
10

традиция проблемы свободы в 1950е – 1970е годы. На данном историческом
этапе проблема свободы активно разрабатывается в трудах философов раз-
личных направлений: экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.– П. Сартр, Н. Аббань-
яно), персонализм (Ж. Лакруа, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий, Л. Парейсон,
Д. Ваттимо), постмодернизм (Э. Левинас). Помимо этого проблема свободы
становится важной в трудах мировых политических деятелей (Ф. А. фон
Хайек, Г. Маркузе, Д. Ролз, Р. Нозик), а также психоаналитиков (Э. Фромм,
Б. Ф. Скиннер). Все это позволяет сделать вывод об актуальности и значи-
тельности рассматриваемой нами проблемы свободы для данного историче-
ского периода времени. В самом определении свободы мнения философов
расходятся: если Ж.-П. Сартр понимает свободу только в негативном смысле
(свобода «от»), то С.А. Левицкий дает два определения свободы: положи-
тельное и отрицательное. Двоякое определение этого понятия находим и у
Эриха Фромма, хотя оно не совпадает с трактовкой у С.А. Левицкого. Важ-
ное место при рассмотрении проблемы свободы отводится в трудах филосо-
фов данного времени проблеме выбора как главной составляющей самой
проблемы свободы (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, С.А. Левицкий, Г.
Маркузе, Э. Левинас, Э. Фромм). При этом в трудах С.А. Левицкого и Г.
Маркузе прослеживается идея о ложности богатства выбора в современную
эпоху.
Рассмотрение проблемы свободы представляется философам только в
ее конкретном соотнесении с конкретной пространственно-временной реаль-
ностью (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Э. Фромм). Отсюда возникает понятие си-
туации, в которой индивид осуществляет свои возможности, что и составляет
его свободу. Кроме того, одним из аспектов проблемы выступает разграниче-
ние терминов свободы и произвола (К. Ясперс, С.А. Левицкий, Э. Левинас).
Причем, все указанные философы признают их полярность и антонимич-
ность. В этой связи исследованию подвергается понятие ответственности, без
11

которого свобода превратилась бы в произвол (Ж. Лакруа, Э. Левинас, Э.
Фромм, Б.Ф. Скиннер).
Примечательно, что определение понятия свободы становится более
полным при сопоставлении его с другими терминами. Так, в трудах Ж. Лак-
руа и Э. Левинаса исследуется вопрос об отношениях внутри понятий свобо-
ды и счастья, свободы и страдания. Оба философа при этом утверждают, что
свобода есть страдание, а не счастье. Кроме того, философы уделяют внима-
ние как основному субъекту ситуации, так и «Другому», выступающему в ка-
честве ограничителя первого или реализатором его свободы (Н. Аббаньяно,
Э. Левинас, Э. Фромм и др.). Понимание проблемы свободы у В.С. Высоцко-
го наиболее тесно соприкасается со взглядами экзистенциалистов и обуслов-
лено в какой-то мере политическим дискурсом своего времени.
Важное место отводится в данной главе изучению основных для ис-
следования понятий: свобода, воля, свобода воли, своеволие. Описывается их
функционирование в справочной и теоретической философской литературе и
определяются значения, принимаемые в данном диссертационном исследо-
вании. В философии существует несколько определений свободы, воли, сво-
боды воли. Свобода – это категорияя культуры субъектного ряда, фикси-
рующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия
внешнего целеполагания; возможность поступать так, как хочется; одна из
основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое от-
ношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей
причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальны-
ми, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или
индивидуально-родовыми факторами. Ядром всех рассмотренных определе-
ний выступает конкретный субъект, способный совершить акт выбора и дос-
тичь поставленной цели. Ключевыми понятиями, определяющими степень
свободы личности, становятся понятия цели, мотивов, выбора. Возможность
выбора независимо от внешних обстоятельств как раз и делает субъекта сво-
12

бодным. Эта возможность не противоречит интересам индивида, а, наоборот,
объективно соответствует им.
В самом содержании понятия «свобода» внутренне заложен вектор
альтернативности, то есть сознательного противостояния социальному дав-
лению: свобода конструируется именно в социальном контексте как резуль-
тат преодоления несвободы. Наука не признает абстрактной свободы, она
всегда конкретна и относительна. Конкретность и относительность опреде-
ляются объективными условиями и конкретными обстоятельствами.
Понятие свободы активно используется в этической науке. Здесь оно
приобретает качественное определение «нравственная свобода» и понимает-
ся как возможность и способность человека быть самостоятельной, самодея-
тельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою
собственную, подлинно человеческую сущность.
Воля определяется в философии как специфическая способность или
сила, «феномен саморегуляции субъектом своего поведения и деятельности»
(История философии: Энциклопедия.), «духовный акт, благодаря которому
подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря ко-
торому стремятся к ней» (Философский энциклопедический словарь). Глав-
ное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики це-
ли действия, ее соответствия принципам и нормам личности. Воля может
быть направлена только на ценное, поэтому она напрямую зависит от инди-
видуальной субординации ценностей. В отличие от свободы воля – более
конкретное понятие, обнаруживающее себя в пределах более конкретной си-
туации. В психологии воля понимается как способность человека, прояв-
ляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и
различных психических процессов. Свобода воли – способность индивида к
моральному самоопределению в своих действиях и поступках. Как категория
этики свобода воли означает, что, совершая поступок, человек совершает мо-
ральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. По-
13

скольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает мораль-
ной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу
или вменены в вину. Итак, категория свободы воли предполагает ответствен-
ность человека за свои поступки.
Проблема свободы воли, понимаемая как своеволие стала центральным
звеном философии экзистенциализма. Термин «своеволие» еще В. Даль
(Толковый словарь живого великорусского языка), а за ним С.И. Ожегов и
Н.Ю. Шведова (Толковый словарь русского языка) трактуют с негативным
оттенком.
Смысл понятия свободы расширяется при его соотнесении с терминами
«необходимость», «ответственность», «причинно-следственные связи» и др.
Работы современных философов (В.И. Пернацкого, И.А. Егорова, И. Приго-
жина и И. Стенгерс, Г.Д. Левина) позволяют в этом плане углубить и расши-
рить обозначенную нами проблему.
Глава заканчивается обоснованием нескольких исходных теоретиче-
ских аспектов исследования. Излагаются принципы отбора текстов В. Вы-
соцкого для анализа с позиции реализации в них проблемы свободы (темати-
ческий, семантический, принцип развивающегося текста); понимание худо-
жественного творчества поэта с точки зрения философии поступка; пред-
ставляется отношение исследователя к проблеме соотношения интерпрета-
ции и анализа в процессе изучения художественных текстов.


Во второй главе «Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной
тематики В.С. Высоцкого» рассматривается проблема свободы в песнях тю-
ремного цикла, а также функционирование «тюремных» мотивов в произве-
дениях, выходящих за рамки данной тематики.
В песнях обозначенного проблемно-тематического круга актуализи-
руется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принужде-
ния. В данном случае это состояние свободы / несвободы осознается героем в
14

результате прямого пространственно–временного ограничения его действий
– тюремного заключения. В творчестве поэта это период осознания наличия
проблемы свободы в мире вообще и во внутреннем мире субъекта, в первую
очередь, и попытки преодоления тюремного пространства (побег), во вторую.
В то же время необходимо отметить, что это обобщенное понятие свободы на
данном этапе творчества поэта не приобретает нравственно-этического от-
тенка смысла. Свобода в это время предстает в творчестве поэта как вольная,
разгульная, разбойничья жизнь. Для героя не существует никаких запретов,
здесь свобода обретает значение, близкое по смыслу к понятию своеволие.
Герой пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами
и порядками, которые действительны и единственно возможны сейчас и в
будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли,
дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истин-
ная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и
неизменным.
Анализ песен В.С. Высоцкого показывает, что тема преступного мира
несколько эволюционирует от одного произведения к другому. Герой пре-
терпевает определенные изменения, касающиеся его внутренних убеждений.
Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим
свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовывают-
ся отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губитель-
ным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин
человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая
правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о пре-
ступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются
ее недостатки и негативные стороны.
Именно с того момента, когда герой оказывается в тюрьме, он начина-
ет постигать свободу. Эволюция героя осуществляется через запреты тюрем-
ного мира на прежние привычные для него поступки (разгул и грабежи),
15

приходит осознание своей дотюремной жизни как противоречащей опреде-
ленным канонам нравственности. Герой непроизвольно сопоставляет в соз-
нании три пласта своей жизни: до тюрьмы, в тюрьме, после нее (жить как
прежде или нет?). Отсюда начинается движение мысли героя в отношении
проблемы свободы в сторону ее углубления и переосмысления с позиций
нравственности. Средством возвращения в прежний мир свободы становится
для героя побег. Однако это возвращение не столько в старый мир, в котором
герой пребывал до ареста, сколько возвращение в новый, преобразованный
мир. Эта грань смысла обнаруживается уже в самом названии времени, в ко-
торое хочет вернуться герой, - Весна («Весна еще в начале»). Мотив побега
является той узловой точкой, из которой начинает свое развитие проблема
воли героя, то есть раскрытие конкретного акта, направленного на достиже-
ние поставленной героем цели как ценности, а также свободы воли как спо-
собности к самоопределению в своих действиях. В ситуации побега герой
утрачивает своевольные полномочия (как и в тюрьме). Теперь право решать
судьбы людей и его судьбу, в частности, принадлежит его преследователям.
Тем самым в рамках оппозиции заключенный – охранник обнаруживается
борьба субъектов данной оппозиции за право реализации своей воли, утвер-
ждения себя в роли Всевышнего, определяющего порядок и ход вещей.
Ощущение героем душевной пустоты при возвращении из тюрьмы на
волю позволяет сделать вывод о том, что объем и степень заполненности
пространства вокруг героя не является для поэта показателем его сущностной
полноты или ущербности. Внутренний мир героя, его система ценностей оп-
ределяют в данном случае отношение к миру, к тому или иному пространст-
венно-временному отрезку его жизни.


В третьей главе «Символика самолета, птицы и полета в разработке
проблемы свободы» описывается структурно–семантическая модель ПОЛЕТ.
16

В песнях, объединенных общей семой полет, понятие свободы рас-
ширяет свою содержательную сторону. В само определение свободы вкрады-
вается антиномичное понятие ответственности. Это случай определения
через отрицание. Таким образом, исключается возможность интерпретации
свободы как своеволия, намечается новая трактовка понятия через ответст-
венность, внутренний нравственный закон. Художественным приемом поэта
становится в данном случае гротеск, доходящий до абсурда с тем, чтобы как
можно сильнее актуализировать проблему свободы, которая должна стать
главным фактором человеческого существования. Понимание счастья у Вы-
соцкого в данном контексте как состояния наивысшей степени свободы не
сходится с постановкой этой проблемы в трудах философов-современников
поэта, противопоставлявших счастье и свободу и утверждавших, что свобод-
ный человек всегда несчастен (Ж. Лакруа, Э. Левинас).
Проблема свободы, возникающая, как правило, в человеческом обще-
стве, раскрывается поэтом в песнях о летчике и самолете на примере неоду-
шевленной техники, и ограничителем этой свободы выступает человек. Такая
смысловая насыщенность текста оказалась возможной благодаря используе-
мой поэтом символике образов и возможностью разработки проблемы в пре-
делах нескольких поэтических текстов, объединенных общей семантикой.
Свобода в этих песнях граничит со своеволием, с желанием человека подчи-
нить себе самолет, без учета его физических возможностей («Песня самоле-
та-истребителя», «Я еще не в угаре»). Однако начинает звучать мысль о ра-
зумной свободе, об учете индивидуальных особенностей не только «Я» ге-
роя, но и «Другого», в роли которого выступает самолет. Герой начинает по-
нимать, что его жизнь целиком зависит не только от него самого, от его лич-
ной воли, но и от другого субъекта деятельности, с которым он тесно связан.
И ограничение личных притязаний, мешающих успешному прохождению
испытания самолета, каждого из героев ведет к достижению желаемой цели.
Таким образом, встает вопрос о границах свободы, о пределах, которые нель-
17

зя перейти. Отсюда появляется мысль о свободе и ответственности за свои
поступки перед другими.
Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий
выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведе-
ний, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой
проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему сво-
боды на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом
плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути
термина «свобода», так как они – из мира природы, где все законы естест-
венны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой по-
эта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание симво-
лических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все но-
вые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Двухуровневая структура конфликта в песне «Белое безмолвие» (1. те-
пло - холод (морозы, вьюги); 2. птицы летят на север - птицы должны ле-
теть на юг (свобода / несвобода)) определяет многообразие всевозможных
интерпретационных моделей, что позволяет раскрыть самые неожиданные
ракурсы в раскрытии проблемы свободы. В данном произведении сомнению
подвергаются самые коренные устои жизни, весь ход жизни меняет свои
ориентиры вопреки всему. Вырисовывается и третья оппозиция: обычное -
необычное (норма – антинорма, предсказуемость – непредсказуемость).
Первая часть оппозиции выступает как знак устоявшегося, нормированного,
не подлежащего вторжению личного начала и каким-либо новациям уклада
жизни. Вторая часть оппозиции олицетворяет собой жизнь, не втиснутую в
узкие рамки запретов, традиций, устоев. В ней главное - индивидуальное
«Я», которое может поступать вопреки всем нормам и табу во имя утвержде-
ния собственного права на поведение по своему усмотрению. Конфликт раз-
рабатывается и в нескольких других вариантах: несчастье - счастье, без-
молвие - звук, ночь - день, одиночество - кто-нибудь. Глубокую разра-
18

ботку получает в тексте образ птиц, выступающих в символическом плане
носителями свободного состояния духа.


Четвертая глава «Семантика образов и мотивов, развивающих про-
блему свободы в песнях В.С. Высоцкого» посвящена изучению функциони-
рования проблемно-тематического поля свободы и выявлению его основных
характеристик в пределах различных текстовых реалий.
В ней анализируются тексты, объединенные общим смысловым фоном:
борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социаль-
ной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе чело-
века, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе,
в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение
этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лириче-
ский герой Высоцкого – человек, пытающийся вырваться из обычных рамок,
выйти за горизонт видимых возможностей человека. Эта позиция определя-
ется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни. В неко-
торых из рассмотренных нами стихов – песен герой, как правило, либо стоит
перед выбором, либо ставит перед собой цели, которые в принципе недости-
жимы («Горизонт»), что подтверждает его неординарность. Выбор, перед ко-
торым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой сис-
темы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обна-
руживается ее соотнесение с понятием судьбы – случая – Рока. Вторгаясь в
жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отно-
шения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношени-
ем с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода – Правда –
Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем
своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкрет-
ный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве
19

силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень сво-
боды каждой личности.
Прослеживая динамику развития темы судьбы, отметим, что в песнях
тюремно - лагерной тематики вторжение случая в художественный мир поэта
маркируется словами «внезапно», «вдруг», что подчеркивает его стихийность
и непредсказуемость. Случай – судьба врывается в разгульную жизнь героя –
разбойника, определяя его заключение в тюрьму («И вдруг приходят двое / С
конвоем, сконвоем: / ”Оденься, - говорят, - и выходи!”»; «Весна еще в нача-
ле»), он же диктует поведение героя в тюрьме («И вдруг - как нож мне в
спину - / Забрали Катерину, - / И следователь стал меня главней»; «Весна еще
в начале»), решает исход побега («Зэка Васильев и Петров зэка», «Был побег
на рывок»). В борьбе между человеком и самолетом Судьба решает ее ре-
зультат («Две песни об одном воздушном бое», «Я еще не в угаре…»), она
решает, кто должен остаться живым на войне («Песня о погибшем летчике»).
В последней песне намечается робкая попытка противостоять судьбе: «Я
случайно вернулся // Ну а ваш – не сумел». В песне «Белое безмолвие» судь-
ба – это уже не Рок, преследующий человека, а истинное внутреннее сущест-
во жизни, определяющее ход жизни индивида. В данном случае человек не
противится ей, а подчиняется ее зову.
В основе каждой проанализированной нами песни лежит скрытая или
явная оппозиция, которая является ключом к смыслу всей песни. Через эту
оппозицию вскрывается вся внутренняя сущность стихотворения. В боль-
шинстве случаев она строится на противопоставлении «Я» лирического героя
и окружающего его мира или «Другого», которым его пытаются заменить
(маски, микрофон). Вырисовываются две линии противопоставления: «Я» -
окружающая действительность и «Я» - «Другой». В первом случае речь
идет о своеобразии восприятия действительности лирическим героем, во
втором – о внутренних нравственных принципах этого героя, главными из
20

которых является стремление к полной нравственной свободе, проявление
своей воли.
Говоря о своеобразии восприятия лирического героя В. Высоцкого, не-
обходимо отметить, что основной формулой отношений между героем и дей-
ствительностью является формула «все не так» («Моя цыганская»). Герой
Высоцкого не удовлетворен тем, что его окружает в действительности. Ни
одна из ипостасей реального мира не может вызвать чувство одобрения и
удовлетворения у героя.
Стремление к свободе воли, выражаемое оппозицией «Я» - «Другой»,
подчеркивает основной нравственный принцип героя – нежелание быть «как
все», желание проявления своего собственного «Я», идти по собственному
пути («Чужая колея», «Моя цыганская», «Горизонт»). В связи с этим в твор-
честве Высоцкого возникает мотив дороги, символизирующей собой жиз-
ненный путь героя. Этот мотив раскрывается в полной своей сущности в оп-
позиции «есть» – «надо», т.е. автор рисует картину того, что требуют его
нравственные установки и цели («Горизонт»).
Основные ограничения для героя в поэтическом мире Высоцкого вер-
бализуются в понятиях линии, круга, номера, традиции, запрета. Данные по-
нятия символизируют собой предлагаемое герою в качестве основного и
единственно возможного пространства жизненного существования. Однако
герой Высоцкого через ситуацию выбора в силу поставленных перед собой
нравственных целей не принимает эти правила. С линии он всегда пытается
свернуть («Горизонт», «Бег иноходца», «Чужая колея»), а не ехать по пря-
мой, проторенной дорожке, круг он пытается разорвать, разомкнуть, предос-
тавив себе тем самым свободу жизни («Маски», «Охота на волков», «Конец
«Охоты на волков», или Охота с вертолетов»).
Все сказанное выше говорит об активной жизненной позиции лириче-
ского героя В.С. Высоцкого. Герой находится в постоянном движении. Про-
21

тивоположное состояние – неподвижность – является для него синонимом
смерти.
Важными в раскрытии проблемы свободы стали песни В.С. Высоцко-
го «Охота на волков», «Конец «Охоты на волков», или «Охота с вертолетов»
и «Памятник». Они вобрали в себя основное содержание понятия «свобода»,
которое в той или иной мере встречалось в других песнях и стало своеобраз-
ным итогом развития проблемы. Так, в «Охоте на волков» данная проблема
находит свое выражение в мотиве ограничения свободы героя, который
встречаем во всех других песнях данного круга. Герою свыше навязывается
существование в определенных рамках: в ткани самого произведения созда-
ется замкнутый круг, который вербально выражается в понятиях «номера»,
«традиции», «запрета», включающих в себя смысл упорядоченности. Но ге-
рой из-за «жажды жизни» выходит за пределы ограничения, провозглашая
свободу проявления своей индивидуальности. В «Памятнике» проблема сво-
боды представляется на качественно новом уровне: герой после смерти ис-
пытывает чувство своей не-свободы, потому что он «всажен» «в обычные
рамки». Борьба за свободу при жизни, которой посвятил себя герой, оберну-
лась не-свободой после смерти. Памятник, поставленный герою, всем своим
существом опровергает самую главную идею всей его жизни – свобода воли
отдельной личности и человечества в целом.
В заключении подводятся общие итоги работы.


По теме диссертационного исследования опубликовано семь работ:
1. Солнышкина Е.И. О позиции лирического героя В.С. Высоцкого (тези-
сы) // III Всероссийская научно–практическая конференция “Актуальные
проблемы общей и адыгской филологии”. Материалы конференции. –
Майкоп: АГУ, 2001. – С. 146 – 147.
2. Солнышкина Е.И. Лирический герой Высоцкого и его отношение к ок-
ружающему миру // Лингвистические и эстетические аспекты анализа
22

текста и речи. Сб. ст. Всероссийской (с международным участием) науч-
ной конференции. В 3-х томах. Т. 1. Соликамск, 2002. – С. 434 – 440.
3. Солнышкина Е.И. Проблема свободы в стихотворении В.С. Высоцкого
«Дайте собакам мяса» // Теоретические и методические исследования в
области педагогики, психологии и гуманитарных наук: Сб. науч. мате-
риалов. – Невинномысск: НГГТИ, 2002. – С. 141 – 144.
4. Солнышкина Е.И. Тема свободы в стихотворении В.С. Высоцкого «Охо-
та на волков» // Филологические науки. Актуальные проблемы филоло-
гии и журналистики: Материалы 46 – 47 научно – методических конфе-
ренций (апрель 2001 – 2002 г.). Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 215 – 216.
5. Солнышкина Е.И. Концепция свободы в песнях тюремно–лагерной те-
матики В.С. Высоцкого // Антропоцентрическая парадигма в филологии:
Материалы международной научной конференции. Ч. 1. Литературове-
дение. – Ставрополь, 2003. – С. 322 – 325.
6. Солнышкина Е.И. Конфликтность как принцип реализации проблемно-
тематического потенциала текста (На примере анализа «Песни летчика»
и «Песни самолета-истребителя» В.С. Высоцкого) // Владимир Высоц-
кий: взгляд из XXI века (Материалы третьей международной научной
конференции. 17 – 21 марта 2003 года). - М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого,
2003. – С. 220 – 226.
7. Солнышкина Е.И. Судьба и свобода в песенном творчестве В.С. Высоц-
кого // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы межвузов-
ской научно-практической конференции. Ставрополь, 2004. – С. 158 –
161.



СОДЕРЖАНИЕ