СОДЕРЖАНИЕ

На правах рукописи




Соловьёв Василий Викторович


СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА



13.00.08 – Теория и методика профессионального образования




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук




Ставрополь - 2004
Диссертация выполнена на кафедре психологии и педагогики высшей
школы Ставропольского государственного университета


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Беляев Александр Васильевич


Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор
Горовая Валерия Ивановна
доктор педагогических наук, профессор
Данилюк Александр Ярославович


Ведущая организация - Серпуховский военный институт
ракетных войск стратегического
назначения


Защита диссертации состоится февраля 2004 года в часов на
заседании диссертационного совета Д 212.256.01 в Ставропольском
государственном университете по адресу: 355009, г.Ставрополь , ул. Пушкина,
1а, аудитория № 416.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского
государственного университета

Автореферат разослан января 2004 года.



Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор биологических наук,
профессор Губарева Л.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования
Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требова-
ния к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Вы-
полнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллек-
тивный характер, что предполагает высокий уровень педагогического управле-
ния подчиненными, готовность командира к выполнению воспитательных
функций. Наиболее важным звеном в процессе психолого-педагогической под-
готовки является период обучения в военном вузе.
В условиях стандартизации образования, интеграции общего профессио-
нального и военного образования особенно возрастает актуальность оптимиза-
ции процесса психолого-педагогической подготовки будущих офицеров, фор-
мирования их готовности к изучению психологических особенностей военно-
служащих, учета этих особенностей в индивидуально-воспитательной работе.
Наиболее ответственным и в то же время недостаточно эффективно реали-
зуемым звеном является организация воспитательной работы во внеучебное
время. Недостатки обнаруживаются в отборе содержания, планировании пси-
холого-педагогической подготовки на основе личностно-ориентированного
подхода, что нередко приводит к нарушению целостности содержания, к огра-
ниченности применяемых организационных форм, к рассогласованности (или
дублированию) проводимых мероприятий.
Преодоление указанных недостатков зависит от степени теоретической раз-
работанности проблемы организации и управления процессом психолого-
педагогической подготовки курсантов, ее методического обеспечения, доста-
точности и обоснованности практических разработок, уровня психолого-
педагогической компетентности будущих офицеров.
Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятель-
ности рассматриваются в трудах Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, Л.Г. Лап-



3
тева, В.Г. Михайловского, В.Н. Нуждина, В.Г. Уткина, Н.Ф. Феденко, В.П. Ча-
лицкого.
Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической под-
готовки посвящены исследования Б.П. Бархаева, В.И. Вдовюка, М.И. Дьяченко,
Л.Ф. Железняка, С.С. Муцынова, В.Ф. Перевалова, И.В. Сыромяткина, С.И.
Съедина, А.И. Харитонова и др.
Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения
процесса обучения и воспитания отражено в работах В.М. Азарова, И.В. Горба-
чева, М.Ю. Зеленкова, В.Ф. Кулакова, В.Н. Лоскутова, М.Г. Поливары, В.Т. Та-
таренко.
Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки во-
еннослужащих, курсантов рассматриваются в диссертационных исследованиях
В.В. Белевцева, С.И. Горбенко, С.П. Дергачева, С.М. Запорожца, Л.В. Калачин-
ской, П.Я. Савинова.
Проблема модернизации военно-патриотического и воинского воспитания
исследуется А.В. Беляевым, Н.Ф. Бондаренко, А.Н. Вырщи-ковым, Н.М. Кон-
жиевым, Г.В. Срединым, А.А. Черкасовым.
Однако в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашло дос-
таточно полного отражения проблема отбора содержания и организации про-
цесса психолого-педагогической подготовки курсантов в условиях интеграции
общего профессионального и военного образования, слабо выявлены особенно-
сти подготовки к воспитательной работе курсантов военно-инженерного вуза.
Недостаточное внимание к данному аспекту проблемы в теории и практике
профессионального военного образования является одной из причин имеющих-
ся противоречий и несоответствий:
– между возрастающим уровнем требований к морально-психологическому
состоянию военнослужащих и уровнем их готовности к выполнению постав-
ленных задач;




4
– между потребностью в организации образовательно-воспитательной среды
на основе принципов гуманизации и состоянием морально-психологического
климата в воинских коллективах;
– между потребностью в усилении практической направленности изучаемых
в военном вузе социальных и гуманитарных дисциплин и возможностями воен-
но-инженерного вуза в создании условий для формирования у курсантов уме-
ний, навыков воспитательной работы;
– между достигнутым в педагогики и психологии уровнем знаний, техноло-
гий, диагностических методик и готовностью командиров, преподавателей к их
практическому использованию;
– между темпами погружения курсантов младших курсов в жизнедеятель-
ность военного вуза и темпами их адаптации к условиям военного вуза.
Одним их негативных последствий указанных противоречий является нару-
шение принципа оптимальности, когда высокие результаты подготовки дости-
гаются за счет перегрузок всех участников педагогического процесса.
В этой связи возникает проблема совершенствования организации процесса
подготовки курсантов с целью его оптимизации. Необходимость решения дан-
ной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Содержание и организа-
ция психолого-педагогической подготовки курсантов военно-инженерного ву-
за».
Цель исследования: научное обоснование путей, средств оптимизации про-
цесса психолого-педагогической подготовки курсантов военного вуза.
Объект исследования: процесс психолого-педагогической подготовки кур-
сантов в военном вузе.
Предмет исследования: содержание и организация процесса психолого-
педагогической подготовки курсантов в военно-инженерном вузе.
Гипотеза исследования: процесс психолого-педагогической подготовки
курсантов будет более оптимальным, если:




5
– проектирование содержания, форм и методов подготовки осуществляется с
учетом интеграционных процессов в системах общего профессионального и
военного образования;
– разработана и научно обоснована модель психологического обеспечения
процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, построенная с уче-
том особенностей военно-инженерного вуза;
– осуществляется мониторинг морально-психологического состояния кур-
сантов на протяжении всего периода обучения в вузе;
– разработана система критериев, показателей и признаков оценки качества
психолого-педагогической подготовки курсантов;
– изучение дисциплины «Военная психология и педагогика» имеет практиче-
скую направленность, осуществляется в контексте будущей профессиональной
деятельности командира-воспитателя.
В соответствии с целью, гипотезой поставлены следующие задачи исследо-
вания:
1. Выявить характер интеграционных процессов в системах общего профессио-
нального и военного образования и на его основе разработать концептуаль-
ные подходы к проектированию содержания и организации психолого-
педагогической подготовки в военном вузе;
2. Обосновать системообразующую роль военно-патриотического и воинского
воспитания в отборе содержания и организации процесса психолого-
педагогической подготовки курсантов;
3. Разработать и экспериментально доказать эффективность модели психологи-
ческого обеспечения процесса психолого-педагогической подготовки кур-
сантов;
4. Разработать и апробировать в ходе экспериментальной работы систему кри-
териев (показателей) оценки уровня подготовленности курсантов к воспита-
тельной работе с личным составом.




6
Методологические основы исследования составил ряд научных подходов:
синергетический, системный, аксиологический, акмеологический, личностно-
деятельностный, рефлексивный, мотивационный.
Теоретическую базу исследования определяют: концепция оптимизации
педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Балашов, И.Я. Лернер, В.И.
Загвязинский); концепция личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бонда-
ревская, Т.И. Власова, И.Б. Котова, В.В. Сериков); теория педагогической инте-
грации (В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, Ю.С. Тюннинов, Н.К. Чапаев); концеп-
ция управления военно-педагогическими системами (Е.П. Гаркуша, К.К. Пла-
тонов, Н.Ф. Феденко); концепция организации обучения в контексте профес-
сиональной деятельности (А.А. Вербицкий).
Ведущая идея исследования исходит из необходимости отбора содержания и
организации психолого-педагогической подготовки на основе интегративного
подхода, применения в качестве интегратора (системообразующего фактора)
военно-патриотического и воинского воспитания, применения специального
комплекса мер по психологическому обеспечению процесса подготовки кур-
сантов к воспитательной работе с личным составом.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, моделирование, изу-
чение документальных источников, анкетирование, беседа, наблюдение, тести-
рование, метод независимых характеристик, анализ результатов деятельности,
эксперимент, статистическая обработка результатов.
Экспериментальной базой исследования явились: Ставропольский филиал
Ростовского военного института РВ, Ростовский военный институт РВ, Ставро-
польский филиал военного авиационного технического университета. Исследо-
ванием охвачены 670 курсантов, 39 преподавателей, 30 офицеров-воспитателей,
40 офицеров управления.
Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало несколько этапов:
Первый этап (1998 – 1999 гг.) – изучение литературы и разработка концеп-
ции организации психолого-педагогической подготовки курсантов;



7
Второй этап (1999 – 2002 гг.) – подготовка опытно-экспериментальной базы,
разработка методики исследования, проектирование модели психологического
обеспечения подготовки курсантов, опытно-экспериментальная проверка эф-
фективности системы мер по организации психолого-педагогической подготов-
ки, апробация комплекса диагностических методик.
Третий этап (2002 – 2003 гг.) – обобщение и анализ полученных результа-
тов, разработка и внедрение методических рекомендаций, оформление резуль-
татов исследования.
Научная новизна исследования состоит в разработке концепции оптимиза-
ции процесса психолого-педагогической подготовки курсантов, основу которой
составляет идея интегративного подхода к отбору ее содержания, проектирова-
нию форм, методов и средств; в разработке модели психологического обеспе-
чения процесса подготовки курсантов к воспитательной работе с личным со-
ставом; в разработке комплекса приемов, средств повышения мотивации кур-
сантов к овладению психолого-педагогическими компетенциями.
В исследовании выявлены и обоснованы условия повышения эффективности
процесса подготовки: методическое обеспечение; система приемов, средств
формирования благоприятного морально-психологического климата в воинских
коллективах; мониторинг процесса адаптации курсантов к обучению и воспи-
танию в военном вузе; практическое участие курсантов в подготовке и прове-
дении воспитательных мероприятий; система критериев оценки эффективности
процесса подготовки.
Теоретическая значимость заключается в уточнении, конкретизации поня-
тий «психологическое обеспечение», «психолого-педагогическая подготовка»,
в типологизации интеграционных процессов в образовательных системах, в вы-
явлении этапов процесса педагогического проектирования с учетом особенно-
стей военного вуза.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методи-
ческих приемов и средств (методика использования «Педагогического дневника
сержанта», «Педагогического дневника офицера») психолого-педагогической

8
подготовки курсантов; методических рекомендаций по формированию положи-
тельного морально-психологического климата; в составлении учебного плана
по видам занятий (к дисциплине «Военная психология и педагогика»).
Результаты исследования, методические рекомендации могут быть использо-
ваны не только в военно-инженерных вузах, но и в других образовательных уч-
реждениях Вооруженных Сил.
Достоверность и обоснованность полученных результатов, выводов, пред-
ставленных в диссертации, обеспечиваются теоретико-методологической обос-
нованностью логики исследования, методики его организации, анализом совре-
менного состояния проблемы, научных подходов к ее исследованию, рацио-
нальным сочетанием теоретических и эмпирических методов, применением ап-
робированных диагностических методик, адекватных предмету, целям и зада-
чам исследования, достаточностью базы опытно-экспериментальной работы,
количественных результатов, подтверждаемых независимыми экспертами (ито-
ги проверочных комиссий).
Апробация и внедрение результатов исследования. Практическое внедрение
и проверка осуществлялись в Ставропольском филиале Ростовского военного
института РВ, в Ростовском военном институте РВ, в Серпуховском военном
институте РВ, в Ставропольском филиале авиационного технического универ-
ситета.
Результаты докладывались на конференциях, семинарах, сборах: междуна-
родная научно-практическая конференция «Опыт практического внедрения но-
вых технологий обучения в образовательном процессе вузов» 2002 г. (г. Ростов-
на-Дону); семинар «Сочетание новых и традиционных технологий обучения в
системе высшего военного учебного заведения» 2002 г. (г. Ставрополь); семи-
нар «Новые информационные технологии в образовательном процессе» 2002 г.
(г. Ставрополь); межвузовская научно-методическая конференция «Активиза-
ция познавательной деятельности курсантов» 2003 г. (г. Ставрополь); I между-
народная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные
исследования в системе образования» 2003 г. (г. Тамбов); всероссийская науч-

9
но-практическая конференция «Проблемы развития российского и зарубежного
образования» 2003 г. (г. Смоленск).
На защиту выносятся:
1. Концепция проектирования содержания и организации процесса психолого-
педагогической подготовки курсантов военно-инженерного вуза. Концепция
включает следующие положения:
– отбор содержания и технология организации процесса психолого-
педагогической подготовки строятся с учетом интеграционных процессов в
системах общего профессионального и военного образования, ориентирую-
щих на поиск новых и восстановление утраченных связей взаимодействия
между компонентами педагогического процесса;
– системообразующая роль в структуре процесса подготовки принадлежит
военно-патриотическому и воинскому воспитанию;
– цели и задачи психолого-педагогической подготовки включают не только
формирование профессионально важных качеств специалиста-инженера, но и
формирование готовности к воспитательной работе с личным составом;
2. Модель психологического обеспечения процесса подготовки курсантов, со-
ставными элементами которой являются: мониторинг социально-
психологического состояния личного состава, качества процесса подготовки;
система средств мотивации курсантов к овладению психолого-
педагогической компетентностью, адаптации к условиям военного вуза; ком-
плекс условий, факторов, влияющих на эффективность процесса подготовки;
3. Комплекс методических средств обеспечения эффективности процесса
управления психолого-педагогической подготовкой курсантов (планирование
этапов изучения дисциплины «Военная психология и педагогика» по видам
учебных занятий, система критериев, показателей и признаков качества вос-
питательной работы в военном вузе; комплекс диагностических методик; на-
ставничество (кураторство), информационное обеспечение).




10
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографическо-
го списка, приложений. Общий объем диссертации 160 страниц, содержание
включает 11 таблиц, 13 рисунков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


В первой главе – «Теоретические основы проектирования содержа-
ния и организации процесса психолого-педагогической подготовки кур-
сантов в военном вузе» - рассматриваются положения теории педагогической
интеграции процесса профессиональной подготовки курсантов, особенности
организации этого процесса, обосновывается системообразующая роль воин-
ского воспитания.
Потребность интеграции системы военного образования обусловлена
следующими факторами: несовершенство структуры военного образования (от-
сутствие звена среднего военно-профессионального образования); нарушение
внутренних связей между целями, содержанием, формами и методами управле-
ния; несогласованность, технологий обучения и воспитания.
Другая важнейшая потребность – адаптация системы военного образова-
ния к системе высшего профессионального образования РФ, что в свою очередь
предполагает государственное регулирование: регистрацию, лицензирование,
аттестацию и аккредитацию вузов, стандартизацию образовательных программ.
Важнейшим фактором усиления интеграционных процессов может служить и
потребность в объединении усилий управленческих структур в области научно-
исследовательской, методической работы.
Анализ источников, отражающих современное состояние проблемы со-
вершенствования системы военного образования, существующие противоречия
и несоответствия, позволяют выявить наиболее значимые направления инте-
грации: современный и исторический опыт военного и духовно-нравственного
воспитания; интеграционные процессы внутри системы военного образования;



11
интеграция военного и гражданского образования; интеграция образовательно-
воспитывающей среды вуза.
Общим понятием, объединяющим и в концентрированном виде выра-
жающим интеграционные процессы в военной среде в целом и в системе воен-
ного профессионального образования в частности, является понятие «военный
корпоративизм».
Военный корпоративизм – это особая среда военнослужащих, для кото-
рых служба в армии составляет подлинное призвание. Корпоративная структу-
ра офицерского корпуса, с точки зрения Вахмистрова В.П., включает не только
официальные служебные структуры, но также общества, ассоциации, школы,
обычаи, традиции.
Особенность статуса военно-патриотического воспитания в военном вузе
определяется рядом обстоятельств: во-первых, на нем центрируются все другие
направления воспитания; во-вторых, военно-патриотическое воспитание – сис-
темообразующий фактор, интегратор процессов социализации, общеобразова-
тельной, специальной инженерной и военной подготовки курсантов; в-третьих,
военно-патриотическое воспитание – это наиболее значимая основа для уста-
новления взаимодействия военного вуза с региональной системой образования,
интеграции военного вуза с социокультурной средой; в-четвертых, курсанты
военного училища из объекта воинского военно-патриотического воспитания в
будущем превратятся в субъект воспитания личного состава; в-пятых, в усло-
виях военного вуза военно-патриотическое воспитание тесно связано с воин-
ским воспитанием.
Важнейшим этапом в достижении высокого уровня морально-
психологического обеспечения является психолого-педагогическая подготовка
будущих офицеров в военно-учебном заведении.
Психолого-педагогическая подготовка – это относительно самостоятель-
ный процесс формирования профессионально компетентной личности, обла-
дающей гуманитарной, педагогической культурой, готовностью к педагогиче-
скому взаимодействию, управлению педагогическим процессом.

12
Психологическая подготовка организуется и проводится с целью дости-
жения военнослужащим, воинским коллективом способности выдержать высо-
кие нервно-психические, психологические и физические нагрузки, формирова-
ния стойких психологических качеств, необходимых для выполнения любых
поставленных задач в различных условиях служебно-боевой деятельности, а
также способности противостоять психотравмирующим факторам.
В учебной практике можно выделить следующую систему психологиче-
ской подготовки, которая подразделяется на общую, специальную и целевую.
Общая психологическая подготовка обеспечивает формирование психо-
логической готовности военнослужащих действовать в соответствии с требова-
ниями современного боя, а также психологической устойчивости к действию
психотравмирующих факторов. В ее основе лежит сознательное отношение во-
еннослужащего к тем испытаниям, с которыми он сталкивается.
Специальная психологическая подготовка обеспечивает психологическую
готовность и устойчивость военнослужащего применительно к конкретным ви-
дам боевых действий с учетом особенностей выполняемых задач, теоретиче-
ской и практической подготовки в конкретных ситуациях.
Целевая психологическая подготовка направлена на выработку четкой
внутренней установки на выполнение конкретной задачи при несении боевого
дежурства, караульной службы и т.п.
Важнейшим условием достижения эффективности подготовки курсантов
к педагогической деятельности служит психологическое обеспечение образова-
тельного процесса в военных вузах. Такое обеспечение осуществляется путем
целенаправленного и планомерного использования психологических знаний в
организации и управлении процессом подготовки военных специалистов.
Работа по психологическому обеспечению образовательного процесса
включает следующие составляющие (В.А. Кулганов): типологизация личного
состава по психологическим характеристикам; создание условий для личност-
ного и профессионального развития (акмеологический подход); психологиче-



13
ская диагностика; научно-практические психологические исследования; пропа-
ганда и распространение психологических знаний.
Задачи психологического обеспечения развития условно подразделяются
на две большие, взаимосвязанные между собой группы: психологическое обес-
печение обучения и психологическое обеспечение воспитания курсантов.
Психологическое обеспечение обучения охватывает широкий круг разно-
плановых задач, начиная от психологического обоснования модели специали-
ста до совершенствования дидактических умений и навыков преподавателей,
их искусства общаться с обучающимися.
Психологическое обеспечение воспитания предполагает решение задач,
содержание которых связано прежде всего с проблемами психологических фак-
торов его эффективности. Рассматривая военный вуз как педагогическую сис-
тему, имеющую свои задачи, содержание, структуру, контингент учащихся, ор-
ганизацию, своеобразный арсенал средств, форм и методов учебно-
воспитательной работы, необходимо учитывать психологические факторы ка-
ждого из элементов этой системы.
На основании теоретического анализа мы имеем возможность представить
графическую интерпретацию модели психологического обеспечения образова-
тельного процесса (рис. 1).
Особенность организации учебно-воспитательного процесса в военном
вузе заключается в том, что курсант, прежде чем стать субъектом воспитания, в
полном объеме включен на протяжении всего периода обучения в вузе в педа-
гогический процесс в качестве объекта воспитания, наблюдает реальную вос-
питательную деятельность командиров, имеет возможность для ее осмысления,
анализа и обобщения, чтобы применять полученный опыт в собственной воспи-
тательной практике. Качества субъекта воспитания в вузе приобретаются в ос-
новном в процессе самовоспитания, а также в период стажировки в войсках.
Педагогическая подготовка курсантов имеет целью формирования у них
педагогической культуры, способности комплексно организовывать и осущест-
влять обучение и воспитание своих подчиненных.

14
Основу ее содержания составляют: вооружение курсантов знанием ос-
новных закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания, осо-
бенностей военно-педагогического процесса, осуществляемого в воинской час-
ти, подразделении; практическая организация на должном уровне учебно-
воспитательного процесса в вузе; привитие курсантам первичных навыков,
умений подготовки и проведения учебных занятий, мероприятий воспитатель-
ного характера, формирование и развитие у курсантов педагогического мышле-
ния, навыков анализа педагогических ситуаций и выбора наиболее оптималь-
ных приемов и средств педагогического воздействия для успешного решения
учебно-воспитательных задач.
Во второй главе – «Организационно-педагогические условия оптими-
зации процесса психолого-педагогической подготовки курсантов в воен-
ном вузе» - осуществляется проектирование процесса психолого-
педагогической подготовки, описывается механизм реализации авторской мо-
дели его оптимизации, анализируются результаты опытно-экспериментальной
работы.
Проектирование общепрофессиональной и психолого-педагогической подго-
товки строится с учетом современных достижений военной педагогики и пси-
хологии.
Вышесказанное предполагает проектирование подготовки в системе всех
видов деятельности (учебной, социализации, воспитания, самовоспитания и са-
моразвития курсантов), что в свою очередь обусловливает выбор объектов про-
ектирования: руководства, организации, содержания, технологии, методики.
Проектирование содержания психолого-педагогической подготовки осуще-
ствляется в следующих направлениях: информационно-воспитательная работа;
психологическая работа; социальна работа; культурно-досуговая работа.
Проектирование технологии психолого-педагогической подготовки включа-
ет: интеграцию концептуальных подходов к совершенствованию педагогиче-
ского процесса, разработку модели управления, системы методов и форм обу-
чения и воспитания, системы контроля качества педагогического процесса, ор-

16
ганизация условий повышения эффективности педагогического процесса (ин-
формационно-методическое обеспечение, благоприятный морально-
психологический климат, оптимизация адаптационного процесса, мотивация к
овладению психолого-педагогической компетентности, формирование военно-
профессиональной направленности и др.).
На методическом уровне проектирование процесса психолого-
педагогической подготовки связано с планированием учебно-воспитательной
деятельности; отбором и переструктурированием ее содержания, разработкой
диагностических методик (или адаптацией уже существующих); разработкой
способов, приемов, организационных форм учебной и воспитательной деятель-
ности, контролирующих методик, т.е. разработкой способов организации, осу-
ществления и управления процессами подготовки.
Планирование психолого-педагогической подготовки составляется на основе
изучения личности обучающихся, целей и задач подготовки, определенных го-
сударственными стандартами, учета реального уровня подготовленности кур-
сантов в зависимости от курса обучения.
Задачи изучения личности, оценки ее морально-психологического состояния
остро ставят вопрос о критериях оценки степени сформированности личност-
ных качеств, морально-психологического состояния личности курсанта.
На основе выделенных критериев, их показателей, отбора методов психоло-
гической работы, методов психологического изучения личности становится
возможным спроектировать программу (алгоритм) социально-педагогического
воздействия на личность курсанта (рис. 2).
Таким образом, разработанная методика проектирования служит обоснова-
нием предлагаемой системы мер по оптимизации педагогического процесса,
положенного в основу авторской технологии организации и управления психо-
лого-педагогической подготовкой курсантов военно-инженерного вуза. Прак-
тическая реализация разработанной модели организации и управления процес-
сом психолого-педагогической подготовки курсантов позволила выявить



17
Офицер-воспитатель Образовательно-
воспитательная среда
вуза

Проектирование
воспитательной работы



Подбор диагностических
методик



Изучение социально-
психологических
особенностей личности
и коллектива



Организация и осуществление
индивидуального и коллективного
воздействия на личность



Управление процессом
самовоспитания



Мониторинг качества
воспитательной
работы, ее коррекция
и прогнозирование

Обратная связь
Личность курсанта

Рис. 2 Структура процесса психолого-педагогического воздействия
на личность курсанта
18
комплекс условий, факторов, оказывающих значительное влияние на его эф-
фективность.
В ходе исследования установлено, что оптимизация процесса подготовки
курсантов достигается посредством применения следующего комплекса мер:
разработка системы работы по формированию у курсантов (особенно у млад-
ших курсов) адаптационной готовности к условиям обучения в военном вузе,
что в свою очередь актуализирует работу по формированию у курсантов воен-
но-профессиональной направленности, созданию благоприятного морально-
психологического климата в курсантских коллективах, усилению практической
направленности изучаемой дисциплины «Военная педагогика и психология».
Реализация этих мер в первую очередь предполагает: внедрение активных форм
и методов обучения; внедрение современных методик оценки морально-
психологического состояния курсантов; обучение ответственных за воспита-
тельную работу практическому использованию данных методик.
Наиболее эффективным средством оптимизации процесса подготовки при
изучении военной психологии и педагогики является использование активных
методов и форм обучения: деловая игра; мозговой штурм; моделирование си-
туаций, соревнование, диспут, семинары в форме конференции, брифинга, за-
щиты авторских проектов, групповые тренинги.
Эффективность данной работы достигается за счет следующих факторов, ус-
ловий: морально-психологическое обеспечение, правовое обеспечение, военно-
социальное обеспечение, материально-техническое обеспечение, кадровое
обеспечение.
Технология организации и управления процессом психолого-педагогической
подготовки курсантов военно-инженерного вуза (таблица 1) подвергалась опыт-
но-экспериментальной проверке в течение пяти лет.




19
Таблица 1
Модель технологии организации подготовки курсантов к воспитательной работе


Организационные меры Психолого-педагогическое сопровождение Формы внеучебной воспитательной работы

? Занятия в системе ОГП. ? Устные журналы, лектории, читательские
– Обсуждение на общих собраниях, заседание
? Инструкторско-методические занятия, конференции и их обсуждение
общественных институтов, товарищеских судов
сборы. Информирование. ? Выпуск радиожурнала, радиогазеты.
чести, аттестационной комиссии, комиссии по
? Единые дни информирования. ? Киновечера, кинолекции.
безопасности военной службы.
? Единые дни правовых знаний. ? Смотры-конкурсы художественной самодеятельности,
– Индивидуально-воспитательная работа и
? Правовые информации. авторской песни.
динамическое наблюдение за переменным
? Занятия по методике воспитательной ? Библиографические обзоры книг, журналов,
составом.
работы. публикаций, газет.
– Индивидуальные беседы с работниками военной
? Дни профессиональной подготовки ? Вечера КВН.
юстиции.
офицеров-воспитателей. ? Лектории, экскурсии и походы.
– Психологическое сопровождение караульной и
? Создание и просмотр видеофильмов по ОВУ ВС ? Вечера-чествования, вечера отдыха, офицерские балы.
внутренней службы.
РФ, практическим выполнением в повседневной ? Литературно-художественные и литературно-
– Переписка с родителями, использование писем,
деятельности. музыкальные вечера, поэтические вечера.
записей, обращений родителей (видео, аудио),
? Лекции, беседы, вечера вопросов и ответов. ? Лекции-концерты, вечера-портреты.
организация встреч с родителями, показ быта
? Собрания и совещания с различными категориями. ? Вечера молодой семьи, встречи с семьями офицеров
курсантов.
? Пропаганда передового опыта. старшего поколения.
– Вовлечение нарушителей в общественную
? Научно-практические конференции ? Демонстрация художественных и документальных
работу.
? Тематические вечера, диспуты, викторины, фильмов, их обсуждение.
– Психологическое исследование и
конкурсы, "круглые столы". ? Посещение театра, музея, концертных залов,
анкетирование.
? Подведение итогов и постановка задач. стадионов.
– Социологические опросы, анонимное
? Встреча с ветеранами войны, Вооруженных Сил и ? Стенная печать.
тестирование, сбор информации.
труда. ? Торжественные собрания, выпуск молодых
– Посещение госпиталя, поликлиники,
? Анализ участия руководящего состава, лейтенантов, день принятия военной присяги.
медицинский осмотр.
преподавателей в проведении воспитательных ? Работа клубов по интересам, кружков художественной
– Плановые и внезапные проверки состояния
мероприятий в подразделениях. самодеятельности.
воинской дисциплины, в том числе в ночное
? Праздник песни и строя, исполнение песен в ? День открытых дверей, уроки мужества в школах, дни
время.
составе вуза, подразделений. призывника.
– Анализ дисциплинарной практики и участие в
? Пропаганда уставов в наглядном оформлении. ? Спортивные праздники, соревнования, олимпиады.
ней должностных лиц.
? Инструкторско-методические занятия, семинары, ? Реклама службы в армии, учебы в вузе.
показные занятия с постоянным и переменным
составами вуза.
Задачи констатирующего эксперимента: выявить реальный уровень готовно-
сти курсантов к проведению психолого-педагогической работы с подчиненны-
ми; определить степень мотивации к изучению педагогики и психологии, к
воспитательной работе с подчиненными.
Задачи формирующего эксперимента: выявление степени эффективности ав-
торской методики организации и управления процессом психолого-
педагогической подготовки курсантов в ходе изучения социальных и гумани-
тарных дисциплин, самостоятельной работы, стажировки в войсках.
Задачами контрольного эксперимента является выявление динамики измене-
ний психолого-педагогических знаний курсантов, изменения их мотивации к
овладению психолого-педагогическими знаниями, характера их применения в
практической деятельности.
В соответствии с критериально-уровневым подходом степень сформирован-
ности знаний, умений можно классифицировать на четыре уровня: эталонный,
высокий, средний и низкий.
Для оценки уровня воспитанности курсантов применялись критерии, показа-
тели и признаки, представленные в «Указаниях по организации и проведению
воспитательной работы в вузах РВСН»: мировоззренческий (знания, взгляды,
убеждения, направленности) и деятельностный (поведение, учебы, работы с
личным составом, овладение специальностью).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:
На первом этапе проводилась оценка степени сформированности у курсантов
интереса к психолого-педагогическим знаниям, степень мотивации к самостоя-
тельной работе, к самовоспитанию;
На втором этапе опытной проверке подвергался уровень знаний курсантов по
разделам дисциплины «Военная психология и педагогика»; степень сформиро-
ванности умений проведения занятий с личным составом, организации и прове-
дения воспитательных мероприятий;
На третьем этапе устанавливалась степень активности участия в обществен-
ной работе, участия в проведении воспитательных мероприятий, индивидуаль-

21
ной воспитательной работы с курсантами младших курсов, анализировался ха-
рактер зависимости степени активности участия в воспитательных мероприя-
тий от уровня сформированности психолого-педагогических знаний, умений.
При изучении интереса к психолого-педагогическим знаниям устанавлива-
лись и анализировались источники, из которых курсанты получали знания, на-
личие конспектов по изучению основной и дополнительной литературы, ответы
на вопросы для самопроверки и выполнение заданий для самостоятельной ра-
боты, участие в обсуждении вопросов, связанных с содержанием психологии и
педагогики.
Сравнительная характеристика результатов изучения степени сформулиро-
ванности у курсантов интереса к знаниям психологии и педагогики свидетель-
ствует об устойчивом росте интереса как у КГ, так и у ЭГ. Это объясняется рос-
том самосознания курсантов, пониманием роли командира как воспитателя,
стремлением курсантов использовать эти знания для личностного саморазви-
тия, самосовершенствования. Непосредственными факторами, оказывающими
влияние на повышение интереса, являются содержание дисциплины, его прак-
тическая направленность, применяемые преподавателями приемы стимулиро-
вания интереса. Опосредованными факторами являются: результаты гуманиза-
ции социально-педагогической среды, повышающего внимание к личностному
достоинству учащихся, повышение внимания к психологии и педагогике в
средствах массовой информации. В то же время исследование позволило прий-
ти к выводу о недостаточности в условиях военного вуза обеспечения совре-
менной литературой по психологии и педагогике, учебно-познавательными ви-
деофильмами.
Одним из способов преодоления последнего явилось создание собственными
силами видеозаписей имитационных ситуаций, показных занятий, фрагментов
психологических тренингов по саморегуляции, разрешению конфликтных си-
туаций. Разработанные материалы применялись в экспериментальной группе в
течение II семестра. Результаты обследования курсантов КГ и ЭГ в конце II се-



22
местра, их сравнительный анализ позволяют сделать вывод об эффективности
применяемых мер, т.к. динамика изменения интереса в ЭГ выше, чем в КГ
(рис. 3).
5%
15%




39%
46%
49%



46%

Высокий уровень Средний уровень
Высокий уровень Средний уровень
Низкий уровень
Низкий уровень


Контрольная группа Экспериментальная группа

Рис. 3 Сравнительная характеристика повышения интереса к психолого-
педагогическим занятиям у курсантов КГ и ЭГ в конце II семестра.

Формирование позитивного отношения к воспитательной работе осуществ-
лялось в течение трех лет обучения посредством систематической работы, осу-
ществляемой всеми подразделениями института в соответствии с руководящи-
ми документами, разработанными на их основе программами, планами, с ис-
пользованием всех имеющихся средств. Однако наряду с общими для всех кур-
сантов мерами подготовки курсантов к воспитательной работе, в ЭГ применя-
лись специальные приемы, средства: комбинирование индивидуальных и груп-
повых форм участия курсантов в подготовке и проведению воспитательных ме-
роприятий. В соответствии с индивидуальными интересами, склонностями,
способностями курсанты имели поручения подготовить материальное обеспе-
чение мероприятия, наглядные средства, поручения по организации мероприя-
тия, задания личного участия. Коллективно разрабатывался сценарий воспита-
тельного мероприятия, порядок его проведения, распределение функциональ-
ных обязанностей, ответственности. Способом группового обсуждения осуще-
ствлялся методический анализ проведенного мероприятия.



23
Результаты эксперимента показаны на рис. 4

100
90
80
устойчивое
70
положительное
60
50 неустойчивое
40 положительное
30 индиффирентное
20
10
0
КГ ЭГ КГ ЭГ
В начале В конце
эксперимента эксперимента


Рис. 4 Сравнительная характеристика изменения отношения курсантов к
воспитательной работе в начале и в конце эксперимента.

Сравнительный анализ показал, что динамика положительных изменений в
экспериментальной группе выше, чем в контрольной: например, количество
курсантов, имеющих положительное отношение в КГ в конце эксперимента со-
ставило 20 %, в ЭГ – 30 %. В то же время количество «безразличных» в КГ
уменьшилось на 20 %, в ЭГ динамика более показательная – уменьшение про-
изошло на 38 % (разность 18 %).
Для оценки знаний были отобраны наиболее значимые для будущей воспита-
тельной работы с личным составом разделы содержания курса «Военная психо-
логия и педагогика», темы, имеющие практическую направленность и позво-
ляющие оценивать конкретные педагогические умения: принципы, методы,
формы обучения и воспитания; основные направления воспитательной работы;
приемы проведения индивидуальной воспитательной работы; методы психоло-
гического и психофизиологического обследования; система воспитательной ра-
боты по выполнению задач боевого дежурства.
В качестве показателей овладения практическими умениями использовались:
разработка и написание опорных конспектов, подготовка наглядных пособий;
проведение занятий по общественно-государственной подготовке; разработка


24
плана-конспекта (сценария) воспитательного мероприятия; методика работы с
дневником офицера; методика работы с картой профотбора; методика оценки
командиром взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.
Посредством сведения полученных результатов к средним величинам мы
имеем возможность представить динамику изменений в уровне знаний, умений
КГ и ЭГ (таблица 2).
Таблица 2
Динамика изменения уровня знаний, умений курсантов
в середине и в конце эксперимента


Средний балл оценки знаний, умений
Знания,
умения В середине эксперимента В конце эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ
Теоретические
2,7 2,6 3,2 4,2
знания
Практические
2,3 2,2 3,7 4,3
умения

Анализ социально-психологической характеристики исследуемых коллекти-
вов подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что социально-
психологический климат в воинском коллективе влияет на успеваемость и ка-
чество боевой подготовки. В той группе, где коллектив сплочён и психологиче-
ский климат оценивается как благоприятный, средний балл успеваемости на-
много выше, чем в той группе, где низкий показатель сплочённости коллектива
и психологический климат оценивается как противоречивый и неопределён-
ный. В последнем случае необходима коррекция социально-психологического
климата с целью оптимизации военно-профессиональной деятельности.
Таким образом, предложенные нами изменения в системе воспитательной
работы, положительно повлияли на развитие у курсантов военно-
профессиональной направленности, профессионально-важных качеств, способ-
ствовали более успешной адаптации курсантов к обучению в военном вузе, по-

25
вышению нервно-психической устойчивости. Внедренная модель организации
системы воспитательной работы позволяет на качественно новом уровне
управлять процессом психолого-педагогической подготовки курсантов военно-
инженерного вуза.
Основные выводы:
1. Отбор содержания психолого-педагогической подготовки необходимо осу-
ществлять с учетом интеграционных процессов в системе общего профес-
сионального и военного образования на основе междисциплинарного под-
хода, организации подготовки в контексте будущей профессиональной дея-
тельности;
2. Процесс подготовки будет более оптимальным, если достижение ее целей и
задач реализуется через активизацию самостоятельной работы курсантов,
более раннего включения в педагогическую деятельность в качестве субъ-
ектов воспитания, практического овладения диагностическими методиками;
3. Методическое обеспечение процесса подготовки следует максимально ори-
ентировать на решение практических задач, на формирование организаци-
онно-педагогических умений. Эффективно, как показало исследование,
включение курсантов в подготовку методических средств.
4. Формирование благоприятного морально-психологического климата в воин-
ских коллективах – это задача всех участников педагогического процесса, в
том числе и самих курсантов, что требует их соответствующей подготовки,
повышения психолого-педагогической компетентности командующего и
преподавательского состава.


Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
автора:
1. Соловьев В.В. Пути модернизации системы военного образования. -
Ставрополь, ФРВИ РВ, 2001.-36 с.
2. Соловьев В.В. Воинское воспитание – основа подготовки будущих
офицеров. - Ставрополь, ФРВИ РВ, 2002.-18 с.

26
3. Соловьев В.В. Оптимизация психолого-педагогической подготовки
курсантов военного вуза. - Ставрополь, ФРВИ РВ, 2002.-30 с.
4. Соловьев В.В. Особенности социально-психологической адаптации
курсантов к условиям обучения в военном вузе // Шестая региональная научно-
практическая конференция. Сборник материалов. СГУ, 2003.- с139-140.
5. Соловьев В.В. Особенности психологической подготовки военнослу-
жащих // Материалы 1-й Международной научно-практической конференции.
ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003- с.36-39.
6. Соловьев В.В. Психологическое обеспечение образовательного процес-
са в военном вузе // Материалы Всероссийской научно-практической конфе-
ренции. ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003- с.80-83.
7. Соловьев В.В. Особенности системы воспитания курсантов военного
вуза // Сб. науч. материалов Всероссийской научно-практической конференции.
СГПУ, 2003.
8. Соловьев В.В. Интеграция системы военного образования как основа
процесса профессиональной подготовки курсантов // Материалы XVII научно-
технической конференции. ФРВИ РВ, 2003.
9. Некоторые аспекты воспитания будущих офицеров // Классический
университет как центр социального и культурного развития в полиэтническом
регионе: Материалы семинара 23-25 октября 2003 г. – СГУ, 2003.




27



СОДЕРЖАНИЕ