СОДЕРЖАНИЕ


Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия



На правах рукописи



ТОЛКАЧЕВА Людмила Вениаминовна



ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ



Специальность 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление
предприятиями, отраслями, комплексами:
транспорт)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук




Омск - 2006
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)"

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент
Эйхлер Лариса Васильевна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Кононова Галина Алексеевна
кандидат экономических наук, доцент
Безрук Антонина Алексеевна

Ведущая организация - Омский государственный университет путей
сообщения


Защита состоится "27" июня 2006 г. в 14 часов на заседании
диссертационного совета КМ 212.250.02 при Сибирской государственной
автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) по адресу: 644080, Омск,
пр.Мира, д.5, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии

Автореферат разослан "26" мая 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат экономических наук Л.В.Эйхлер


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

С переходом на рыночные отношения в транспортной отрасли активно развиваются процессы децентрализации управления экономикой. В настоящее время грузовые автотранспортные предприятия должны сами определять свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. В этих условиях значимость затрат для функционирования и развития предприятия возросла, появились стимулы для их снижения. Поддержание оптимального уровня затрат является основным условием для обеспечения эффективной деятельности грузового автотранспортного предприятия, т.к. рост доходов ограничен уровнем развития потребителей - субъектов хозяйствования реального сектора экономики. Следовательно, управление затратами - важный инструмент достижения высокого экономического результата предприятий автомобильного транспорта.
Вместе с тем грузовой автомобильный транспорт является значимой составляющей транспортной системы страны и регионов, обеспечивая их социально-экономическое развитие. В связи с тем, что результат функционирования и развития транспорта возникает за пределами самой отрасли, снижение транспортных издержек является важной задачей не только для автотранспортных предприятий, но и для предприятий потребителей транспортных услуг.
За последние годы отечественные наука и практика управления затратами продвинулись вперед, используя достижения и опыт экономически развитых стран. Вопросам совершенствования управления автотранспортными предприятиями посвящены работы В.Г.Баера, Н.Н.Громова, Г.А.Кононовой, Л.Б. Миротина, М.В. Могилевича, В.И.Николина, В.А.Персианова, М.П.Улицкого. Различные теоретические аспекты и практические рекомендации, проблемы управления затратами рассмотрены в работах отечественных ученых: В.Р.Долженковой, М.К.Ерижева, Т.В.Конаревой, С.А.Котлярова, П.Лабзунова, В.Г.Лебедева, А.А.Мицкевича, С.А. Николаевой, В.Плонского, О.Г. Танашевой, М.И.Трубочкиной, Г.Р.Хамидуллиной. Вопросам управления затратами автотранспортных предприятий посвящены работы С.Бочкова, А.Кочкарева, И.Марчука, Б.Панькова. В зарубежной литературе большой вклад в разработку вопросов управления затратами внесли труды: Х.Бреде, К.Друри, Дж.К.Шима и другие.
Однако научных исследований, учитывающих современное состояние предприятий автомобильного транспорта и определяющих теоретические и методические подходы к повышению их эффективности посредством управления затратами, в целом пока недостаточно. Анализ существующей практики и опубликованных работ, показал, что на предприятиях состояние анализа, планирования, учета затрат не всегда соответствуют современным требованиям. Применяемые и рекомендуемые методики не учитывают в полной мере изменившихся условий хозяйствования, не ориентированы на использование новых возможностей.
Актуальность проблемы управления затратами на предприятиях автомобильного транспорта, необходимость формирования отраслевых методических разработок, позволяющих успешно адаптироваться к условиям функционирования в нестабильной экономической ситуации, в конкурентной среде обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку цели и основных задач исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке организационно-экономических методов управления затратами для выявления резервов их снижения с учетом сложившихся условий и реальных потребностей грузовых автотранспортных предприятий.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
* установить отличительные признаки понятий "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость";
* обосновать приоритетность снижения затрат при повышении эффективности производства автотранспортных предприятий;
* использовать преимущества системного подхода для совершенствования процесса управления затратами;
* оценить значимость функций управления для подготовки управленческих решений по затратам;
* разработать методические положения по совершенствованию функций управления непосредственно связанных с подготовкой управленческих решений по затратам;
* определить направления развития информационного обеспечения процессов управления затратами на уровне предприятия и региона.

Объектом исследования являются грузовые автотранспортные предприятия Омской области.

Предметом исследования является процесс управления затратами грузового автотранспортного предприятия.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области управления затратами предприятий транспортной отрасли.

Информационной базой исследования явились данные Омского областного комитета статистики, методические разработки по теме исследования, нормативно-справочная литература.

В качестве инструмента исследования для решения поставленных задач были использованы методы системного, структурного, сопоставительного, корреляционно-регрессиионного, экспертного анализа, параметрический метод, программные средства общего назначения MS EXCEL, статистический программный пакет STATGRAPHICS.

Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей и теоретической разработке организационно-экономического механизма совершенствования процесса управления затратами, ориентированного на поиск резервов их снижения на грузовых автотранспортных предприятиях.
В соответствии с этим:
* уточнена взаимосвязь понятий: "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость";
* предложен механизм реализации системного подхода к управлению затратами на предприятиях автомобильного транспорта посредством формирования функциональной и обеспечивающей подсистем;
* адаптированы к современной экономической ситуации на грузовых автотранспортных предприятиях функции управления затратами в составе: анализ, планирование, учет;
* разработаны рекомендации по развитию информационного обеспечения процесса управления затратами на уровне грузового автотранспортного предприятия и региона;

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные его положения могут быть использованы для формирования механизма управления затратами грузовыми автотранспортными предприятиями, региональными органами управления транспортом, областным комитетом статистики, предпринимателями, деятельность которых связана с информационными системами управления. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономики и управления на предприятиях транспорта.

Апробация работы.
Основные положения диссертации докладывались на: международной научной конференции "Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно-педагогические технологии", в СибАДИ (2001г.); Международной научно-практической конференции "Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура" в СибАДИ (2003г.); межрегиональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы" (2004г.), межрегиональной научно-практической конференции "Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения" (2005г.).

Публикации. Основные положения работы отражены в 7 научных публикациях общим объемом 1.8 печатного листа.

Структура и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена цель, определены основные задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе "Теоретические основы управления затратами грузового автотранспортного предприятия" отмечены отличительные признаки и взаимосвязь понятий "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость". Рассмотрены теоретические аспекты управления затратами предприятий автомобильного транспорта, а также обоснована необходимость системного подхода к организации управления и совершенствования информационного обеспечения процессов управления. Дана оценка состояния предприятий автомобильного транспорта Омской области, выявлены основные проблемы.
Во второй главе "Методические положения по управлению затратами грузового автотранспортного предприятия в современных условиях" рассмотрены направления совершенствования анализа, планирования и учета затрат грузового автотранспортного предприятия в соответствии с современными требованиями. Дана экономическая оценка резервов снижения затрат.
В третьей главе "Рекомендации по развитию информационного обеспечения процесса управления затратами грузового автотранспортного предприятия" даны рекомендации по совершенствованию организационной структуры информационной системы управления затратами грузового автотранспортного предприятия и формированию центра информационного обеспечения на уровне региона.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам исследования.





ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Взаимосвязь и отличительные признаки понятий: "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость".

В экономической литературе и практике наряду с понятием "затраты" используются и такие, как "издержки", "расходы", "себестоимость". При этом одни экономисты считают необходимым выделять отличительные признаки, другие не придают им значения. Существование различных точек зрения обусловлено особенностями подхода к пониманию содержания производственной деятельности предприятия. С одной стороны, она рассматривается как взаимодействие в процессе производства трех основных факторов: средств труда, предметов труда и рабочей силы. С другой стороны, как определение перспектив развития предприятия, когда важно учитывать возможности более эффективного использования ресурсов. На основе анализа мнений ученых и экономистов-практиков установлены отличительные признаки и взаимосвязь рассмотренных понятий (рис.1).













Рис. 1. Схема взаимосвязи понятий "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость"

Под издержками следует понимать полные затраты предприятия на его функционирование и развитие. Они должны учитывать явные (очевидные, предсказуемые) затраты, которые необходимы для эффективного управления предприятием и неявные (скрытые) затраты, которые учитывают "затраты упущенных возможностей". Явные затраты предприятия можно охарактеризовать термином "затраты". Они связаны непосредственно с организацией производственно-хозяйственной деятельности, т.е. обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, средствами производства. Под расходами следует понимать ту часть затрат, которая востребована, использована в течение определенного периода и может быть представлена в стоимостном и натуральном выражении. Себестоимость необходимо рассматривать как расходы предприятия, которые согласно нормативным документам могут быть включены в стоимость произведенной продукции (работ, услуг).
Приведенная схема позволяет наглядно представить место каждого из рассмотренных понятий в общей иерархии и отличительные признаки. Основополагающим, базовым показателем является себестоимость продукции (работ, услуг). В обобщенном виде этот показатель отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, все его достижения и недостатки, в частности эффективность использования ресурсов, объем и качество производимой продукции (работ, услуг), совершенствование организации труда, производства и управления, внедрение прогрессивных технологий. Снижение себестоимости приводит к увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности, является основой для определения цен. Отсюда следует, что управление себестоимостью - необходимое условие для выявления и эффективного использования производственных резервов.

2. Механизм реализации системного подхода к управлению затратами на предприятиях автомобильного транспорта.

Управление затратами сложный, неоднозначный процесс и рассматривать его необходимо с точки зрения системного подхода. Каждая система управления традиционно рассматривается как управляющая и управляемая. Под управляющей системой понимается совокупность органов, средств, инструментов и методов управления; под управляемой системой чаще всего понимают производственный процесс. Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления.
Систему управления также важно одновременно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения ее функций - того, что и как она делает и с точки зрения средств и методов реализации функций. Соответственно система управления делится на два вида подсистем: функциональную и обеспечивающую (рис.2). Основой является функциональная подсистема, которая представляет собой модель управляемого объекта, построенную с учетом конкретных целей и задач. Когда речь идет о совершенствовании системы управления то, прежде всего, рассматриваются функции, тогда как, качество принимаемых решений во многом определяется состоянием именно обеспечивающей подсистемы. Высокий уровень её развития позволит




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ












Рис. 2. Подсистемы управления затратам
повысить научную обоснованность принимаемых управленческих решений, сократить период их подготовки.
Управление, представляя собой информационный процесс, предполагает определенную структуру операций. К ним относятся: получение, обработка, хранение информации, подготовка управленческого решения, передача управляющего воздействия на объект, контроль исполнения, анализ результатов воздействия принятого решения.
Характерный цикл процесса управления состоит из трех взаимосвязанных фаз: принятие решения как определение цели и программы действий; организация исполнения принятых управленческих решений; сбор и обработка информации для подготовки последующего управленческого решения. Первая и третья фазы самым непосредственным образом связаны с подготовкой и принятием управленческих решений, вторая фаза предполагает их реализацию. Следовательно, функции управления по этим фазам должны рассматриваться в совокупности. Учитывая сказанное, предлагается различать общий и локальные циклы управления затратами (рис.3).


























Рис. 3. Цикл процесса управления затратами

В диссертационной работе даны рекомендации по совершенствованию локального цикла процесса управления затратами, включающего 1-ю и 3-ю фазы общего цикла.
Результаты процесса управления затратами во многом определяются используемой информацией. Для обоснования путей совершенствования информационного обеспечения, важно учитывать мнение специалистов автотранспортных предприятий. С целью определения значимости источников получения информации использован метод экспертных оценок, результаты которого приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты экспертного опроса руководителей грузовых
автотранспортных предприятий

Источник информации
Ранг
Отчетные данные предприятия
1
Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение)
4
Статистические сборники, данные областного комитета статистики
7
Интернет
6
Данные исследований, проводимых собственными силами
2
Информация, поступающая от руководителей вышестоящего уровня управления
3
Другие
5

Проведенный экспертный опрос позволил установить, что основным источником информации для управленческого персонала грузовых автотранспортных предприятий являются отчетные данные о работе своего предприятия за прошлые периоды. Это объясняется тем, что такая информация наиболее доступна для руководителя, позволяет видеть тенденцию, происходящих в процессе производственно-финансовой деятельности, изменений. Данное обстоятельство обуславливает необходимость первостепенного совершенствования учета первичной информации, применения нетрадиционных систем учета.

3. Методические положения по адаптации функций анализа, планирования и учета затрат к сложившейся экономической ситуации;

При работе грузовых автотранспортных предприятий в конкурентной среде повышается значение такого метода анализа как межпроизводственный сопоставительный анализ. Для выбора стратегии функционирования и развития каждому субъекту хозяйствования важно знать свое положение среди предприятий осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Для проведения межпроизводственного сопоставительного анализа выбраны 26 автотранспортных предприятий Омской области отнесенных к разряду крупных, осуществляющих грузовые перевозки, хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Для сравнения выбраны показатели затратоемкости реализованной продукции (работ, услуг) по видам: материалоемкость (МЕ), зарплатоемкость (ЗПЕ), фондоемкость (ФЕ), косвенная затратоемкость (КЗЕ).
Достоинство показателя затратоемкости в его универсальности, выражающейся в следующем:
-возможен анализ как сравнимой, так и не сравнимой продукции, что позволяет отслеживать показатель в динамике за любой период;
-показатель можно рассчитывать для предприятия, что дает возможность осуществлять межпроизводственный анализ.
Показатели характеризуют эффективность использования соответственно: материальных и трудовых ресурсов, средств труда (фондов), косвенных затрат. Базой сравнения являются средние показатели затратоемкости продукции по группе выбранных предприятий. Расчеты можно представить в виде алгоритма (рис.4).






















Рис. 4. Алгоритм межпроизводственного сопоставительного
анализа себестоимости
Результатом межпроизводственного сопоставительного анализа являются установленные отклонения индексов затратоемкости производства продукции (работ, услуг) по видам от базового индекса (табл.2).

Таблица 2
Отклонения индексов затратоемкости производства продукции (работ,услуг) грузовых автотранспортных предприятий
№ п/п
Предприятие
?IМЕ
?IЗПЕ
?IФЕ
?IКЗЕ
1
ОАО АТП №1"Омскагропромстройтранс"
-0,17
0,15
0,93
0,56
2
ОАО "Автоколонна 1253"
-0,16
-0,81
-0,28
-1,13
3
ОАО "Транспортно-коммерческая компания"
0,13
0,05
0,64
0,19
4
ОАО "Омское ПО грузового АТ - 9"
0,12
-0,17
-0,08
-3,41
5
ОАО "Омское ПО грузового АТ №2"
-0,43
0,51
0,57
0,79
6
ПК "Автотранспортное хозяйство-5"
0,30
-0,46
0,72
0,53
7
ОАО "Грузовое АТП №6"
0,37
0,02
0,62
0,18
8
ОАО "Одесское АТП"
-1,01
0,33
0,40
0,53
9
Называевское ГУ АТП №22
-0,71
-0,40
0,45
0,32
10
Щербакульское АТП
-0,66
-0,09
0,69
0,49
11
ОАО "Колосовское АТП"
-0,94
-0,29
0,29
0,55
12
ОАО "Исилькульское АТП"
-1,03
-0,41
0,95
0,18
13
ОАО "Омскавтотранс"
0,21
0,02
0,55
-0,08
14
ОАО "Нижнеомская сельхозтехника"
-0,15
-0,24
-0,02
-0,95
15
ОАО "Автоперевозки, ремонт, сервис"
0,41
0,32
-0,07
-0,86
16
МУП "Агротехсервис"
-0,19
0,08
0,98
0,79
17
ООО"Управление транспорта и механизмов"
0,62
0,12
-1,62
0,02
18
ОАО Горьковское АТП "ГРАТ"
-1,09
0,02
-0,12
0,31
19
МП Большеуковская автоколонна
-1,12
0,28
0,97
0,02
20
МУП "Автомобилист" с. Азово
-0,79
-0,19
0,99
-0,31
21
МУ АТП "Оконешниковское"
-0,72
-0,38
0,90
0,46
22
ОАО Усть-ишимское АТП "Шестой автоотряд"
-2,47
-0,96
-0,81
0,12
23
МУП "Седельниковское"
-0,54
-0,28
0,83
-3,49
24
ООО "Автобаза "Омскспецмонтаж"
0,47
0,92
0,89
-0,74
25
ЗАО Саргатское АТП "МСР"
0,27
-0,20
0,98
-0,33
26
МУП "Усть-ишимский автоотряд"
-1,61
-0,61
0,26
-2,51

На основании рассчитанных индексов затратоемкости определяются резервы снижения затрат:
?Зij = ?Iij ? Bi, (1)

где ?Зij - резервы снижения j-го вида затрат, i-го предприятия;
?Iij - отклонение индексов j-го вида затрат, i-го предприятия от индекса группы предприятий;
Вi - выручка i-го предприятия.

Рассчитанная по формуле (1) величина резерва снижения затрат составляет 279183 тыс. руб. при условии, что выручка предприятий остается неизменной. Однако такой вариант следует считать оптимистическим, ориентированным на то, что все предприятия снижают затраты до уровня средних по группе.
Наиболее вероятным можно считать вариант, учитывающий сложившуюся тенденцию по снижению затратоемкости продукции (работ, услуг). В 2003 году на 1 рубль выручки приходилось 1.17 рубля затрат, в 2002 г. 1.32 рубля, т.е. снижение составило 12,9 %. Следовательно, реалистический вариант снижения затрат - 36014,6 тыс. рублей.
Пессимистическим является вариант, если предположить, что отстающие предприятия в ближайшее время не смогут заметно улучшить свое финансовое положение, а значит обеспечить снижение затрат. На их долю приходится 177869 тыс. рублей перерасхода затрат. Следовательно, возможное снижение затрат на оставшуюся часть (за счет передовых и средних предприятий) составит 13069 тыс. рублей (101314*0,129).
Анализ отклонений позволит предприятиям определить ориентиры и установить первоочередность в направлении снижения затрат. Приоритетным для снижения является тот вид затрат, где отклонение наибольшее. Результаты анализа должны учитываться в процессе текущего и стратегического планирования.
По мере развития российской экономики предприятия все более осознают необходимость использования планирования. Наиболее распространенным методом планирования является нормативный. Однако, в настоящее время предприятия не обеспечиваются соответствующей нормативной базой, и должны самостоятельно ее формировать. Основные сложности возникают при нормировании материальных ресурсов и, прежде всего, запасных частей для текущего ремонта автомобилей.. С целью повышения обоснованности норм предлагается использовать корреляционно-регрессионный анализ. Он позволяет решать такие задачи, которые пока другими методами выполнить нельзя, как, например, определение совместного и раздельного влияния многих взаимно связанных и одновременно действующих на результативный признак факторов.
Исходной информацией для корреляционно-регрессионного анализа являются факторы, оказывающие наибольшее влияние на расход запасных частей для текущего ремонта грузовых автомобилей. При выборе факторных признаков, чаще всего, применяют показатели, характеризующие степень использования автомобиля. Действительно, чем интенсивнее эксплуатируется автомобиль, тем выше его износ и потребность в запасных частях для восстановления работоспособности. Однако такой подход не позволяет решить задачу установления норм на запасные части для вновь поступающих автомобилей новых марок и модификаций. Поэтому предлагается использовать параметрический метод, основные положения которого рассмотрены в работах Е.И. Пунина.
За основу параметрических методов, применяемых с целью установления цены на новые технические изделия, принят метод прямого сравнения технико-экономических показателей изделий с приведением различия их параметров к условному подобию. Статистические данные по параметрам и величине затрат на запасные части группируются для каждого параметрического ряда представляющего собой совокупность функционально однородных изделий, имеющих одно и тоже назначение, но отличающихся друг от друга только величиной технико-экономических параметров. В нашем случае функционально однородные изделия это грузовые автомобили.
В качестве параметров, на основе предположения о возможности наличия вероятностной связи, с учетом достоверности имеющейся информации, выбраны:

Х1 - трудоемкость работ по текущему ремонту автомобилей;
Х2 - грузоподъемность автомобиля;
Х3 - мощность двигателя.

Выбор факторов обусловлен тем, что чем больше трудоемкость текущего ремонта автомобиля тем, как правило, применяются более дорогостоящие запасные части. Грузоподъемность автомобиля и мощность двигателя это одни из основных технических параметров, определяющих цену автомобиля, а значит и его составляющих - запасных частей.
С целью выбора адекватной модели использован метод шаговой регрессии, сущность которого заключается в последовательном включении факторов в уравнение регрессии и последующей проверки их значимости (табл.3). В результате корреляционно-регрессионного анализа получены модели:

У= -190.26 + 7.62Х1 + 3.38Х2 + 2.51Х3
У= 26.01 + 38.9Х1 + 6.34Х2
У=-225.42 + 13.85Х1 + 2.72Х3
У= -189.59 + 3.98Х2 + 2.72Х3

Таблица 3
Проверка значимости параметров уравнений регрессии


t-критерий

Расчетное значение
Х1
0,766
3,407
13,851
-

Х2
1,38
2,234
-
2,106

Х3
5,29
-
2,720
7,202
Нормативное значение
2,052
Парный коэффициент корреляции
-
0,701
0,78
0,670
Множественный коэффициент корреляции
0,92
0,82
0,91
0,92
F-критерий
Расчетное значение
45,85
26,883
63,338
69,589
Нормативное значение 2,98

Анализ оценочных показателей показывает, что более предпочтительным является уравнение включающее факторы Х2 и Х3, т.к. t-критерий свидетельствует о значимости коэффициентов регрессии, парный коэффициент корреляции об отсутствии коллинеарности между факторными признаками, множественный коэффициент корреляции о сильной связи между результативным и факторными признаками, F-критерий об адекватности всей модели. Значение средней ошибки аппроксимации не превышает допустимой величины. Таким образом, построенная модель в целом адекватна и может быть использована для подготовки решений.
Затраты на запасные части для текущего ремонта растут с увеличением пробега с начала эксплуатации автомобиля. Между тем, каких либо методических рекомендаций, позволяющих учитывать срок службы автомобиля при планировании таких затрат, нет. Используя изложенный методический подход и учитывая значительную корреляционную взаимосвязь норм затрат на запасные части и трудоемкости текущего ремонта установлены коэффициенты корректировки норм в зависимости от пробега с начала эксплуатации (табл.4). (при решении поставленной задачи учтены рекомендации д.э.н., проф .В.Г.Баера)

Таблица 4
Коэффициенты корректирования норм затрат на запасные части для
текущего ремонта грузовых автомобилей

Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до капитального ремонта
Коэффициент корректирования норм затрат на запасные части
До 0,25
0,2
Свыше 0,25 до 0,5
0,5
" 0,50 " 0,75
0,8
" 0,75 " 1,00
1,0
" 1,00 " 1,25
1,1
" 1,25 " 1,50
1,2
" 1,50 " 1,75
1,4
" 1,75 " 2,00
1,7
Свыше 2.00
1,9

С использованием модели сделаны расчеты норм затрат на запасные части грузовых автомобилей для всех марок и модификаций автомобилей, имеющихся в настоящее время на грузовых автотранспортных предприятиях.
Для проверки точности коэффициентов и норм затрат сделан расчет плановой величины затрат на запасные части по данным ОАО "Транспортно-коммерческая компания" и ОАО "ГАТП-6". Отклонение фактических затрат от расчетных не превысило 10%, что свидетельствует о возможности
применения расчетных норм расхода запасных частей на грузовых автотранспортных предприятиях и использования их в качестве базы сравнения, ориентира при оптимизации затрат на запасные части.
Качество и объем информации необходимой для принятия управленческого решения во многом определяется принятой на предприятии системой учета. Для целей управления необходима информация:
* о наиболее значительных составляющих затрат в целом, так как именно они должны являться предметом первостепенного внимания в работе по снижению затрат;
* изготовление, какой продукции (работ, услуг) связано с наибольшими затратами;
* в каких сферах деятельности возникают затраты и кто несет за них ответственность.
Для получения такой информации целесообразно использовать нетрадиционные системы учета: стандарт-кост, директ-костинг, контроллинг, управленческий учет.
Как представляется, прежде всего необходимо организовать управленческий учет поскольку он тесно связан с функциональными процессами на предприятии и акцент переноситься на управленческий учет затрат. Он предполагает оценку деятельности подразделений и рентабельности продукции, работ, услуг, отдельных видов производств. Преимуществом управленческого учета по сравнению с другими формами учета является так же его универсальность, т.е. возможность сбора информации для решения большого комплекса управленческих задач и простота организации, т.к. не требуется специальной подготовки работников и форм документов.
Управленческий учет предполагает выполнение ряда таких функций как:
-выявление отдельных видов деятельности предприятия;
-выявление носителя затрат для каждого вида деятельности (центров затрат);
-прямое отнесение затрат для каждого вида деятельности;
-распределение накладных расходов для каждого вида деятельности;
-ведение счетов управленческого учета.
Организация управленческого учета одним из направлений предполагает создание центров затрат. На автотранспортном предприятии в качестве центров затрат целесообразно выделить такие, как служба коммерческой эксплуатации и служба технической эксплуатации. Каждое из этих структурных подразделений определяет свои цели и задачи, средства и методы их решения, несет определенные затраты.
При отнесении статей себестоимости к центрам затрат возникают сложности с распределением накладных расходов. На автотранспортных предприятиях они относятся на структурные подразделения пропорционально фонду оплаты труда, что не может обеспечить экономически обоснованных калькуляционных расчетов. Предлагается часть накладных расходов рассчитывать, используя нормы технологического проектирования. Проведенные по данным ОАО "ГАТП-6" расчеты позволили определить структуру себестоимости по центрам затрат (табл.5).

Таблица 5
Структура себестоимости производства продукции (работ, услуг)
ОАО "ГАТП-6) по службам, %


Статья затрат
Служба коммерческой
Эксплуатации
Служба технической
эксплуатации
исходный
вариант
предлагаемый
вариант
исходный
вариант
предлагаемый
вариант
Фонд оплаты труда с начислением:


-водителей
28,4
34,0
-
-
-ремонтных рабочих
-
-
31,4
29,8
Затраты на топливо
43,8
52,6
-
-
Затраты на смазочные материалы
1,1
1,4
-
-
Амортизация подвижного состава
2,2

2,6
-
-
Затраты на ТО и ТР (запасные части и материалы)
-
-
34,0
32,3
Восстановление износа и ремонт шин
-
-
0,8
0,8
Накладные расходы
24,5
9,4
33,8
37,1
Итого
100
100
100
100

Накладные расходы в целом по предприятию в 2005 г. составили 6449,8 тыс. руб. Из них, на службу коммерческой эксплуатации приходится 14,5%, на службу технической эксплуатации - 31,5%. Полная себестоимость производства продукции (работ, услуг) составила 18953,3 тыс. руб., из которых на службу коммерческой эксплуатации относится 52,7%, на службу технической эксплуатации - 28,9 %. По отчетным данным в структуре себестоимости предприятия затраты по статье "Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей" составляют 17.9% т.е. по расчетам затраты службы технической эксплуатации в 1.62 раза больше. Это объясняется тем, что такие расходы как электроэнергия, отопление, водопотребление в большем объеме связаны с деятельностью по поддержанию автомобилей в технически исправном состоянии.
Для получения требуемых для анализа отчетных данных предложены счета управленческого учета. На них следует относить прямые и косвенные затраты рассмотренных служб.


4. Направления развития информационного обеспечения на уровне предприятия и региона

Специфика требований к информационным материалам, важность обоснования решаемых на их основе задач обуславливают необходимость создания специализированного подразделения, занятого информационным обеспечением руководителей автотранспортных предприятий. Опыт работы управленческого персонала показал, что принятых в практике традиционных средств документального информирования недостаточно. Большинство руководящих работников принимают решения в условиях повышенных информационных нагрузок, при недостатке времени, выделяемого на получение информации. Значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность проведения глубокого анализа и синтеза информации. В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник, в качество которого выступают подразделения, занятые информационной подготовкой решений. Такие подразделения осуществляют функции фильтра, выделяющего из документов сведения, наиболее существенные для обоснования и решения задач управления.
Целесообразность создания специализированных подразделений по информационному обеспечению отмечается в научных работах и практических рекомендациях. Анализ отмеченных источников позволил установить структуру, задачи, функции службы информационного обеспечения, разработать основные положения по её созданию и функционированию в структуре управления на грузовом автотранспортном предприятии.
Эффективность деятельности информационного подразделения предприятия будет зависеть от качества получаемой информации и результатов ее обработки. Если вторая часть задачи в основном зависит от навыков работы, профессионализма исполнителей, то первая определяется возможностью получения информации извне. Как внутри предприятия необходим посредник между источником информации и подсистемой управления, так и за его пределами.
Совершенствование информационной базы, создание целостной системы экономических нормативов и индикаторов, способных стать ориентиром при принятии управленческих решений могут выполнять межпроизводственные образования, например, региональный центр информационного обеспечения (РЦИО) (рис.5). На практике имеются примеры организации таких центров в образовании, здравоохранении, снабжении, сельском хозяйстве. Учитывая имеющийся опыт, в диссертационной работе установлены цели, задачи, основные функции и методы организации РЦИО по отрасли - автомобильный транспорт.
















Входящая информация Исходящая информация
Рис. 5. Структура регионального центра информационного обеспечения
Цель создания РЦИО - быть посредником, способствовать выполнению потребителями своих функций за счет целенаправленного, своевременного, систематического и полного обеспечения информацией.
Необходимость формирования регионального центра информационного обеспечения обусловлена следующим:
* интенсификация использования информационных ресурсов;
* возможность использования сложных процедур анализа, планирования и прогнозирования;
* возможность привлечения специалистов с разнообразной профессиональной подготовкой (маркетологов, аналитиков, логистиков, математиков, программистов);
* ведение аналитической работы на основе единой базы данных и единой методической основе.




Основные выводы, сделанные в диссертации, сводятся к следующему:

1. Анализ содержательного смысла понятий "издержки", "затраты", "расходы", "себестоимость" свидетельствует об отличительных признаках, которые необходимо учитывать в процессе управления. В отдельных случаях некоторые понятия могут совпадать, но внутри каждого из них открываются аналитические позиции по различным классификационным признакам.
2. Повышение эффективности производства определяется не только ростом доходов, но и уровнем затрат. Как показывают исследования, рост доходов от перевозок является для грузовых автотранспортных предприятий относительно неуправляемым фактором, так как во многом зависит от результатов работы в других отраслях производства и платежеспособности потребителей. В этих условиях снижение затрат является той сферой деятельности на которую грузовые автотранспортные предприятия должны прежде всего обратить внимание и направить усилия.
3. При совершенствовании управления затратами важно руководствоваться системным подходом, выделяя функциональную и обеспечивающую подсистемы, что позволит рассматривать функции управления во взаимодействии и повышать оперативность и обоснованность принимаемых решений.
4. Для повышения качества управленческих решений целесообразно различать общий и локальные циклы процесса управления затратами; первостепенное значение для подготовки управленческих решений имеют функции анализа, планирования и учета затрат.
5. С целью совершенствования анализа, планирования и учета разработаны методические рекомендации для: проведения межпроизводственного сопоставительного анализа; использования параметрического метода при формировании нормативной базы планирования; организации управленческого учета для получения информации по центрам затрат.
6. Анализ работы руководителей грузовых автотранспортных предприятия предприятий показал, что значительное число источников информации, сложность извлечения и упорядочения сведений, необходимых для целей управления, исключают возможность проведения глубокого анализа и синтеза информации. В таких условиях между фондами информации и руководящим работником необходим посредник - служба информационного обеспечения.
7. В условиях, когда на первый план выдвигается необходимость совершенствования информационной базы, создания целостной системы экономических нормативов и индикаторов, способных стать ориентиром при подготовке управленческих решений важным моментом является организация внешней поддержки предприятий. Такую регулирующую роль должны выполнять межпроизводственные образования, как например, региональный центр информационного обеспечения.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Толкачева Л.В. Внешний сопоставительный анализ в управлении затратами автотранспортного предприятия // Экономика региона: комплексные инновационные подходы и решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 31 мая 2005 года. - Омск: Правительство Омской области, 2005. - 380 с., 0,2 п.л.
2. Толкачева Л.В. Информационное обеспечение процессов управления затратами. //Актуальные проблемы управления: теория, методология, культура, модернизация, ресурсы: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 16 сентября 2004 г.: в 2 ч.: Ч.1 /Под общей редакцией А.И. Барановского. - Омск: Издательство "Прогресс" Омского института предпринимательства и права, 2004. - 204., 0,4 п.л.
3. Толкачева Л.В. Совершенствование управления производственными процессами автотранспортного предприятия. //Материалы международной научно-практической конференции "Дорожно-транспортный комплекс, экономика, экология, строительство и архитектура", 21-23 мая 2003. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - Книга 3. - 316 с., 0,2 п.л.
4. Толкачева Л.В. Организация управленческого учета на автотранспортном предприятии. //Труды СибАДИ. - Омск: Издательство СибАДИ, 2001. - Вып.4. - Ч.5. Теоретические и прикладные методы экономического управления производственными факторами автотранспорта. - 188 с., 0,4 п.л.
5. Толкачева Л.В. Адаптивное управление предприятием //Современные проблемы транспортного строительства, автомобилизации и высокоинтеллектуальные научно - педагогические технологии: Тезисы докладов на международной научной конференции, посвященной 70-летию образования СибАДИ.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. - Т. 5. Естественно - научные, гуманитарные и социально-экономические проблемы развития современного общества. 98 с., 0,1 п.л.
6. Толкачева Л.В., Мальцева Н.А. Управление затратами автотранспортного предприятия. //Труды СибАДИ. Вып.3, ч.1. - Омск: Издательство СибАДИ, 1999. - 220 с., 0,3 п.л.

7. Толкачева Л.В Нормирование затрат на ТО и Р автомобилей. //Материалы международной научно-практической конференции "Город и транспорт". В 2-х частях. Часть 1.Управление экономикой в условиях рынка /Под ред. А.Р. Нелепова; СибАДИ. - Омск, 1996. -164 с., 0,2 п.л.
??

??

??

??

10

8


10

9





21
21




СОДЕРЖАНИЕ